АTR 42, это семейство ближнемагистральных самолетов, производства объединенного франко-итальянского авиационного концерна «Avions de Transport Regional».
Турбовинтовой, двухмоторный ATR 42, является региональным самолетом, предназначенным в первую очередь для пассажирских перевозок на коротких авианаправлениях. Окончательная сборка самолета ATR 42, как и Airbus, производится, в Тулузе.
Программа по разработке ATR 42, была официально открыта в октябре 1981 года.
В качестве концепции самолета была выбрана конструкция двухдвигательного моноплана, с высокорасположенным, удлиненным крылом трапециевидной формы и «Т»-образным хвостовым оперением. Первый прототип самолета получил обозначение ATR-42-200, Данная модификация была построена в целях тестирования и не выпускалась серийно. Крыло самолета и гондолы для двигателей были спроектированы ныне упразднённой французской, авиаинженерной компанией, «Aerospatiale». Длина крыла самолета равняется 24,57 метра. Такой размах крыла, при общей длине самолета в 22,67 метра, позволяет ему оставаться максимально устойчивым на небольших скоростях полета, например при заходе на посадку. Под крыльями первого прототипа, ATR-42, в качестве силовой установки, были использованы турбовинтовые моторы Pratt & Whitney Canada PW120, мощностью по 1800 л.с.. На самолете было использовано трехстоечное, убирающееся шасси, за разработку которого отвечала французская фирма «Messier Hispano Bugatti».
Сертификацию самолет прошел в сентябре 1985 года. После чего начался выпуск серийной машины, получившей обозначение ATR 42-300. На этой модификации были использованы двигатели PW120 мощностью 2000 л.с. и четырех-лопастной винт. Данная модель, стала базовой версией самолетов семейства ATR 42. Она позволяет перевозить 42 пассажира на расстояние 1500 километров со средней скоростью 450 километров в час. Данная модификация выпускалась до 1996 года, после чего была снята с производства, но до сих пор находится в эксплуатации. Улучшением версии ATR 42-300, стали две её модификации. Первая модификация - ATR 42-320, которая получила двигатели Pratt & Whitney Canada PW121 мощностью 2100 л.с. Вторая модифицированная версия, обозначенная как ATR 42-400, имела двигатели, которые были ранее установлены на ATR 42-320 , но с шести-лопастным винтом.
В октябре 1995 года в авиакомпании начались поставки нового самолета ATR 42-500.
Эта новая версия семейства ATR 42, имеет более современный и эргономичный дизайн салона с улучшенной шумоизоляцией по сравнению с предыдущей версией. На ATR 42-500 установлены турбовинтовые двигатели PW127E мощностью 2400 л.с. и новые шести-лопостные винты, выполненные из композитных материалов. Также в новой версии, удалось увеличить грузоподъемность.
2 октября 2007 года генеральной дирекцией компании «ATR», было объявлено о запуске в производство новой версии ближнемагистрального турбовинтового самолета, получившего обозначение ATR 42-600.
На эту версию установлены новые двигатели PW127M, которые на 5 процентов эффективнее двигателей PW127E. Также новый ATR 42-600, имеет более низкие эксплуатационные расходы и более высокую топливную эффективность. В салоне самолета устанавливаются новые, удобные и более легкие пассажирские сиденья Летные показатели самолета также стали гораздо выше. Крейсерская скорость новой машины равна 556 километров в час. Он способен перевозить до 52 пассажиров на среднее расстояние в 1555 километров. ATR 42-600, оснащается новейшей авионикой и навигационным оборудованием, включающим в себя пять многофункциональных ЖК-мониторов, для вывода все полетной информации, и многоцелевой компьютер MPC (Multi-Purpose Computer). Это способствует удобству управления, а значит и дальнейшему повышению безопасности полетов.
Основными крупными эксплуатантами самолета ATR 42 на сегодня являются: бразильская региональная авиакомпания «TRIP Linhas Aereas», американская почтово-транспортная и курьерская авиакомпания «FedEx Corporation», лизинговая французская авиакомпания «Airlinair», а также группа российских и зарубежных авиакомпаний «UTair ».
На сегодняшний день произведено около 425 самолётов ATR 42.
Технические характеристики самолета ATR 42
Годы производства: c 1984 года
Длина: 22,67 м.
Высота: 7,59 м.
Вес пустого: 11250 кг.
Площадь крыла: 54,50 кв.м.
Размах крыла: 24,57 м.
Крейсерская скорость: 450 км./ч.
Максимальная скорость: 560 км./ч.
Потолок: 5500 м.
Практическая дальность полета: 1555 км.
Перегоночная дальность полета: 2963 км.
Длина разбега: 1160 м.
Длина пробега: 1040 м.
Двигатели: 2 ТВД PW120, PW121, PW127E, PW127M
Экипаж: 2 человек
Количество пассажирских мест: 50 пассажирских мест
ТАСС-ДОСЬЕ. С начала эксплуатации ATR 42 с самолетами этого типа произошло 8 авиакатастроф, приведших к гибели 172 человек.
15 октября 1987 г. пассажирский самолет ATR 42-312 (регистрационный номер I-ATRH) итальянской авиакомпании Aero Trasporti Italiani, выполнявший рейс 460 из миланского аэропорта Линате (Италия) в аэропорт Кёльн/Бонн (Германия) разбился через 15 минут после взлета. Погибли все 37 человек, находившиеся на борту. Причиной катастрофы стало обледенение.
21 августа 1994 г. пассажирский самолет ATR 42-312 (регистрационный номер CN-CDT) марокканской авиакомпании Royal Air Maroc, выполнявший внутренний рейс 630 из Агадира в Касабланку, упал на землю через 10 минут после взлета. Погибли все 44 человека, находившиеся на борту. Предположительной причиной катастрофы стало преднамеренное отключение автопилота, однако в профсоюзе пилотов Марокко данные экспертизы оспаривали.
30 июля 1997 г. пассажирский самолет ATR 42-512 (регистрационный номер F-GPYE) французской авиакомпании Air Littoral, выполнявший рейс 701 из Ниццы (Франция) во Флоренцию (Италия), при посадке в аэропорту назначения выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Погиб один из пилотов.
11 сентября 1999 г. в аэропорту Габороне (Ботсвана) пилот авиакомпании Air Botswana Крис Фатсве (Chris Phatswe), ранее отстраненный от полетов по состоянию здоровья, угнал самолет ATR 42-320 (регистрационный номер A2-ABB) без пассажиров. После двухчасового кружения над аэропортом и неудачных радиопереговоров с руководством компании пилот принял решение покончить с собой, ввел машину в пике и протаранил стоявшие на летном поле два других ATR 42 (рег. A2-AJD и A2-ABC) Air Botswana. В результате столкновения и возникшего пожара все три воздушных судна были полностью разрушены, Фатсве погиб.
12 ноября 1999 г. пассажирский самолет ATR 42-312 (регистрационный номер F-OHFV), принадлежавший итальянской авиакомпании SiFly и выполнявший рейс по заказу продовольственной программы ООН из аэропорта Чампино (Рим, Италия) в Приштину (Сербия), в условиях плохой видимости врезался в вершину холма в 18 км к северо-востоку от Косовска-Митровицы (Сербия). Погибли все 24 человека, находившиеся на борту. Катастрофа произошла из-за ряда факторов: усталости экипажа, несогласованных действий диспетчеров и отключенной системы предупреждения о сближении с поверхностью.
14 сентября 2002 г. пассажирский самолет ATR 42-312 (регистрационный номер PT-MTS) бразильской авиакомпании Total Linhas Aareas, выполнявший внутренний грузовой рейс между Сан-Паулу и Лондриной, разбился через полчаса после взлета в 38 км к югу от г. Паранапанема. Катастрофа произошла из-за ошибок пилотов. На борту находились только два члена экипажа, оба они погибли.
21 февраля 2008 г. пассажирский самолет ATR 42-300 (регистрационный номер YV1449) венесуэльской авиакомпании Santa Barbara Airlines, выполнявший рейс 518 из Мериды в Каракас, вскоре после взлета врезался в гору. Погибли все 46 человек, находившиеся на борту. Причиной авиакатастрофы стал отказ навигационного оборудования и выбор экипажем неверного маршрута после взлета.
13 сентября 2010 г. пассажирский самолет ATR 42-320 (регистрационный номер YV1010) венесуэльской авиакомпании Conviasa, выполнявший внутренний рейс 2350 из Порламара в Пуэрто-Ордас, задел линии электропередач и упал на склад металлолома в 8 км к юго-востоку от аэропорта назначения. Погибли 17 человек из 51, находившегося на борту, в том числе оба пилота. Причиной авиакатастрофы стали неполадки гидравлической системы.
О самолете ATR 42
ATR 42 - двухмоторный узкофюзеляжный турбовинтовой самолет для ближне- и среднемагистральных перелетов. Разработан в начале 1980-х гг. франко-итальянским концерном ATR (Avions de Transport Regional). Первый полет совершил 16 августа 1984 г.
Аэродинамическая схема - высокоплан с прямым крылом и однокилевым Т-образным оперением. Максимальная взлетная масса - от 16,7 до 18,6 т (в зависимости от модификации), размах крыльев - 24,57 м, длина - 22,67 м, высота - 7,59 м. Пассажировместимость - до 50 человек. Максимальная дальность полета - 1 тыс. 271 км. Максимальная крейсерская скорость - 556 км/ч. Оснащен двумя турбовинтовыми двигателями производства Pratt & Whitney. В середине 1980-х гг. была разработана версия с удлиненным фюзеляжем - ATR 72.
По состоянию на конец 2014 г. было выпущено 436 самолетов ATR 42, они эксплуатируются более чем ста авиакомпаниями. В России ATR 42 эксплуатирует только один авиаперевозчик - NordStar (ОАО "Авиакомпания "Таймыр"), в парке которого находится 5 самолетов этого типа.
Продолжение
С разницей в год, две европейские фирмы разработали проект самолета для региональных линий. Наконец, в начале восьмидесятых годов, французские и итальянские самолетостроители объединились, создав корпорацию под названием ATR.
Авиалайнер ATR 42 для ближне — и среднепротяженных перевозок, компания презентовала в 1984 году. Годом позже получена местная сертификация, а потом североамериканская.
Самолет ATR 42 представляет собой машину, вместимостью от сорока до полусотни пассажиров. Два турбовинтовых мотора позволяют совершать полет на расстояние до 1600 километров. На борту могут расположиться в среднем 46 человек.
Лайнер благополучно развивает скорость до 540 км/час, приемлемую для малых линий протяженности.
Семейство самолетов ATR 42 со временем пополнялось новыми моделями. Появление модификаций ATR-42-300/320/400/500/600, сопровождалось попытками увеличить мощностные характеристики лайнеров
Позже, на смену линейке самолетов ATR-42, пришли модификации ATR-72 (большей пассажировместимости).
Авиапроизводитель ATR спроектировал модель ATR 42-500 через девять лет после базовой версии. Самолет сертифицирован в Европе в 1995 году, почти одновременно начались и первые поставки коммерческим заказчикам.
Лайнер ATR 42-500 – это высокоплан с двумя двигателями PW127 от канадской фирмы Pratt & Whitney. Шестилопастные винты имеют диаметр почти четыре метра. Они выполнены таким образом, чтобы нивелировать вибрацию и снизить уровень шума.
Система небольших микрофонов и динамиков, установлена на борту – она способствует уменьшению шумового воздействия на пассажиров.
Крыло расположено под прямым углом, оно усиленное и это позволяет добиваться высоких скоростей.
Хвостовое оперение в форме буквы Т. Взлетный вес увеличен, самолет обладает большей скоростью (до 560 км/час) и дальностью. Размещение шасси трехопорное, стойки обладают наибольшей прочностью. Грузоподъемные параметры доведены в этой модификации до 5450 килограммов.
Бортовое оборудование компьютеризировано, представлено цифровыми LCD-дисплеями.
Летные параметры ATR 42-500
- Размах крыла – 24,57 метра
- Высота машины – 7,59 метра
- Длина самолета – 22,67 метра
- Полезная нагрузка – 5450 килограммов или до 50 пассажиров
- Экипаж – 2 пилота
- Объем топлива – 5736 литров
- Вес взлетный наибольший – 18600 килограммов
- Тяга моторов – 2*2400 л. с.
- Двигатели – 2 турбовинтовых мотора PW127E
- Пропеллера диаметр – 3,94 метра
- Скорость наибольшая – 556 км/час
- Дальность, расстояние – 1555 километров
- Потолок, высота полета – 5485 метров
- Разбег для взлета – 1163 метра
Основные вариации ATR 42
Самолет ATR 42-300 — базовый вариант. Винты на двигателях были четырехлопастные.
ATR 42-320 — усовершенствованный лайнер на основе базовой версии. Самолет оснащен двигателями с большей тягой. Предназначался для эксплуатации в условиях жаркого климата, при повышенных температурах.
ATR 42-500 – эффективный самолет, с мощными двигателями (2400 лошадиных сил), хорошей скоростью и взлетной массой. Отличительной особенностью стали винты с шестью лопастями.
Модель ATR 42-600 имеет, по сравнению с предыдущей версией, большую экономическую, топливную эффективность. Это безопасный и надежный авиалайнер.
Компания ATR специализируется на выпуске машин не только пассажирского сегмента, но и производила военные модификации самолетов.
Расположение мест в салоне и интерьер
Самолет ATR 42-500 выполняет полеты на линиях небольшой протяженности, следовательно, компоновка обычно состоит из экономического салона. Есть модели, выполненные в индивидуальном плане, для корпоративных полетов и высокопоставленных лиц.
Лайнер может вмещать на борту в среднем от сорока до пятидесяти пассажиров, что отражено и в названии.
Интерьер салона имеет хорошую шумоизоляцию, комфортное освещение и обивку.
Кресла удобные, облегченные. Полки для багажа сделаны большего размера, чем ранее. В полете имеются горячие блюда и напитки.
Схема салона 2/2, один проход. Обычно имеется 12 рядов. Наилучшим является первый ряд, здесь можно удобно расположиться даже самым высоким пассажирам. Худшими местами считаются кресла в последнем ряду, неблагоприятна близость к туалетам. В хвостовой части салона скапливается очередь в санузлы.
Новости о лайнере ATR 42-500
Производство самолетов, начавшееся в 1995 году, все еще продолжается. Всего самолетов этого семейства выпущено более 400.
В феврале 2018 года российский авиаперевозчик NordStar открыл регулярный маршрут из Красноярска в Якутию (город Удачный). Это очень востребованное направление, полеты проходят с максимальной загрузкой самолета. Планируется осуществление рейсов дважды в неделю на самолетах марки ATR 42-500, вмещающих 46 пассажиров. Такие региональные перевозки имеют финансовую поддержку государства, а самолеты приспособлены для полетов в условиях низких температур.
Весной 2018 года компания NordStar начинает воздушное сообщение из города Норильска в Баку. Самолеты ATR 42-500 будут выполнять рейсы через Самару сначала один раз в неделю, потом количество авиасообщений увеличится вдвое.
Компания – перевозчик «НордСтар» имеет в своем парке пять самолетов ATR 42-500.
Самолетами ATR 42-500 летать достаточно комфортно и удобно. Конечно, полеты на таком самолете, неуместно сравнивать с машинами, выполняющими длительные перелеты. Однако, среди региональных моделей своего класса, лайнер занимает не последнее место. Отзывы пассажиров о полетах на этой машине большей частью лестные.