Профессия учитель описание. Учитель вечен на земле! Из истории образования и учительства

Когда появились первые учителя? Как их воспринимало общество? Ради чего они трудились? Верно ли, что в древности почти все были безграмотны? Как менялось представление об учительстве на протяжении веков? Об этом - наш разговор с философом и культурологом, профессором Высшей школы экономики Александром Львовичем Доброхотовым.

С чего все началось

- Александр Львович, а когда вообще появились первые учителя?

Любая профессия предполагает преемственность. Охотник учил детей выслеживать оленя, гончар - месить глину, и так далее. Но трансляция знаний от мастера к ученику - это еще не школа. То, о чем мы говорим, - то есть учительство как профессия - появилось тогда, когда возникли первые цивилизации - Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Это время, когда появляются государства, появляются писаные законы. Тогда же возникает и социальный запрос на грамотного администратора. Любому государству нужны чиновники, ведающие сбором налогов, переписью, общественными работами, снабжением войска. Раньше, в племенную эпоху, с задачами власти справлялись ближайшие слуги вождя или царя. Но с возникновением больших государств потребовалась целая иерархия слуг, которые работают со знаковыми системами - письменностью и арифметикой. То есть производство грамотных людей выделилось в отдельную задачу. Именно тогда и появляется школа - как государственная система продуцирования образованных людей.

- Есть расхожее мнение, что в древнем мире образованием всецело ведали жрецы. Так ли это?

Это ложный стереотип. Конечно, жречество заботилось о передаче сакральных знаний, но вовсе не ставило себе задачей передавать их массам. Массам достаточно было примитивных, адаптированных представлений, передававшихся от родителей к детям. Да, были жреческие школы, но весьма немногочисленные и решающие исключительно внутренние задачи жреческой иерархии. Жрецы не пытались подмять под себя государственную систему образования.

Оксиринхский папирус ок. 100 г. н. э. с диаграммой к «Началам» Евклида

- А такая разве была?

Да. И надо сказать, со времен Месопотамии школа не очень-то сильно изменилась. Она вообще крайне консервативный институт. Египетский или шумерский учитель очень похож на нынешнего, потому что и там, и тут ставится одна и та же задача: государству нужен определенный уровень грамотности. Следовательно, необходимо, во-первых, системно его передавать, во-вторых, не слишком ограничивать право на образование сословными рамками (иначе не появится кадровый ресурс, не будет того, что мы сейчас называем «социальными лифтами»), и, в-третьих, нужно, чтобы знание было технологичным, то есть предполагается некий обязательный стандарт: умение читать, писать, считать, знать основные ценности своего отечества. Именно тогда появляется школа как группа учеников, с которой работает учитель.

- Государственная школа? Существующая на бюджетные деньги?

Нет, как правило, это частная школа - еще со времен Египта и Шумера. То есть человек объявляет, что организует школу и берет за обучение такую-то плату, к нему ведут детей, он их учит. И он не один такой, есть разные школы, и родители могут выбирать. Государство, впрочем, за школами присматривает, но никаких специфических органов, никакого Минобраза нет. Просто если на учителя поступают жалобы городским властям, ему могут запретить преподавать.

Несколько позднее появляются школы при храмах и дворцах. Дворцовые школы - это уже несколько иной сюжет, там ставится задача образования и воспитания высшей государственной элиты. Мы же говорим о школе массовой, элементарной. В Риме ее называли «тривиальной», поскольку часто она размещалась у перекрестков. На протяжении почти всей человеческой истории она практически не претерпела изменений. Это частная платная школа, где дают базовый набор знаний и умений.

Учитель или педагог?

– А воспитание? Занималась ли древняя школа воспитанием детей?

В общем-то, нет - то есть воспитание было все-таки вторичным по отношению к образованию. В древнем мире вообще
основой воспитания была семья. То есть воспитывал либо отец, либо семейные слуги. Так было и в Египте, и в Шумере, и в греко-
римском мире. В Греции, кстати, такие слуги назывались «педагогами».

- Интересно, что сейчас понятия «учитель» и «педагог» фактически стали синонимами…

Ну а в древности было не так. Учителем называли человека, который непосредственно ведет уроки в школе. Кстати,
специализации тогда не было, один учитель преподавал все, как мы бы сейчас сказали, предметы: то есть грамоту, счет,
литературу, мифологию. В более редких случаях у учителя были ассистенты-подмастерья, но и они больше отвечали за порядок в
школе.

А педагог - это слуга, сопровождающий ребенка в школу, забирающий его оттуда и часто сидящий рядом с ним на уроках. Статус его был довольно сложным, неоднозначным. По античной литературе мы видим, что авторы порой ворчали: дескать, если раб годится работать, он работает, если же нет - он педагог. И это неправильно, - делали вывод авторы, - ибо педагог должен быть воспитателем, а в воспитатели не всякий годится.

Платон и Аристотель. Лука делла Роббиа. 1437

То есть статус педагога не сводился только к сопровождению ребенка в школу. Педагог еще и воспитывал, да и вообще был спутником жизни своего подопечного. Фактически, он был «дядькой», как называлось это в русской культуре XVIII-XIX веков. Савельич при Петруше Гриневе - типичный педагог , именно в античном смысле этого слова.

Но в античном мире статус педагога мог повышаться. В определенных обстоятельствах он мог стать опекуном ребенка, нести за него финансовую и юридическую ответственность, и даже выполнять роль родителя. Кстати, он имел право и телесно наказывать ребенка. Вообще, детей во все времена били, и дома, и в школе, невзирая на происхождение и сан. В Египте бытовала поговорка, что ухо мальчика находится на его спине. Впрочем, бывало и так, что ребенок из знатной семьи давал педагогу сдачи.

- А верно ли, что в древнем мире в школах учились только мальчики?

Это еще один миф. В древнем мире гендерный вопрос вообще не стоял слишком жестко. Гораздо большее значение, нежели пол, имел статус семьи. Если ребенок из знатной семьи, то он уважаем, неважно, мальчик это или девочка. Вообще, как правило, девочки получали образование в семье. Но были и школы для девочек, а были и совместные школы, где мальчики и девочки сидели отдельными группами, но в одном помещении. Заплатил деньги - и учись, неважно, какого ты пола и возраста.

Зачем учиться? Зачем учить?

- А почему вообще детей отдавали в школы? В чем их родители видели ценность образования?

Прежде всего, образование открывало возможность социального роста. Образованный человек мог стать чиновником или писцом, то есть обрести высокий статус. Образованный чиновник-администратор иногда в глазах общества значил больше, чем родовитый вельможа. То есть образование - это путь в элиту. Причем жесткого сословного барьера не было. Свободный человек, пускай и незнатного происхождения, мог сделать большую карьеру. И в Египте, и в Шумере, и в Греции, и в Риме были свои Ломоносовы - талантливые люди из простонародья, желавшие учиться. Другое дело, что огромное большинство людей шло по стопам родителей. Отец у тебя горшечник - значит, и тебе нужно быть горшечником, так уж принято. Однако возможность подняться выше все равно была.

Вторая причина, по какой ценилось образование, - культурная. Человек, получивший образование, - это человек, впитавший в себя культуру своего народа, это полноценный гражданин (особенно это касалось греко-римского мира).

О мотивации самих учеников судить трудно. В самом деле, по каким источникам мы могли бы это сделать? Юноши мемуаров не пишут. Зато до нас дошло несколько любопытных документов мемуарного типа, где люди дают оценку своим детским и юношеским годам: мол, я учился, я старался, я выделился. Вон тот - вельможа, а я стал выше него…

Кроме того, учились ведь долго, минимум десять лет. Так что к юношеским годам у многих школьников уже могла возникнуть иная мотивация, нежели страх палки.

- Давайте поговорим об учителях. Кто мог стать учителем в античном мире?

Кто хотел, тот и становился. Дипломов и сертификатов тогда не требовали. Объявляет человек, что открывает школу, - к нему и идут. Или не идут - если учит плохо или плату требует слишком большую. То есть в полной мере действовали рыночные законы. Что же касается мотивации учительства, то она чаще всего тоже была вполне рыночной - заработать денег. Иногда учительство становилось для человека подработкой, в дополнение к основной профессии. Скажем, школу мог открыть и ремесленник.

Впрочем, особо доходной профессией учительство никогда не было. Иногда учителю элементарной школы что-то подбрасывало государство - сейчас бы мы назвали это «грантами». Иногда платили натурой - это мог быть мешок проса, к примеру.

В целом в античном мире социальный статус учителя был не слишком высок. В нынешних понятиях - это нижняя граница среднего класса. Важно еще и то, что учителя не составляли никакой корпорации, «цеха», они были каждый сам по себе. В целом их уважали, но не более того.

Государство в какой-то мере контролировало деятельность учителей, но, конечно, не так, как сейчас. Не было никаких инспекторов. Просто если жалоб на данного учителя оказывалось много, власти как-то реагировали. Известны случаи, когда учителем были недовольны, и ему приходилось закрыть школу, уехать из города, заняться чем-то иным - к примеру, торговлей. Но чаще всего происходила естественная регуляция: к тому, к кому прилипла слава плохого учителя, просто не отдавали учеников.

В христианскую эпоху

- А что изменилось, когда Римская империя приняла христианство? Как Церковь отнеслась к античным школам?

Это еще один предрассудок - будто бы Церковь отрицательно относилась к античному образованию и желала искоренить языческие школы, заменив их христианскими. На самом деле все было гораздо сложнее. Империя, став христианской, не перестала быть античной. Подданный христианской империи оставался человеком античного мира и очень многое принимал как само собой разумеющееся. В том числе и школу. Люди понимали: хочешь жить в обществе - получай обычное светское образование. Другое дело, что это светское образование дополнялось религиозным внутри христианской общины. Там, в общине, и детей и друг друга учили основам веры, читали и толковали Священное Писание. Мы об этом знаем, к примеру, из «Исповеди» Блаженного Августина. То есть конфликта как такового между светской школой и Церковью не было. Церковь не стремилась разрушить светское образование, а создавала островки своего образования, духовного.

Образ западно-европейской школы XIV века

- Ну а когда же появились первые христианские школы?

Условно говоря, не раньше VI века по Р. Х. То есть на Востоке - это уже время Византии, на Западе - Карла Великого. Причем между Западом и Востоком тут большая разница. На Западе эти школы действительно можно назвать христианскими, потому что они открывались при монастырях и церковных приходах. А вот в Византии школа по сравнению с античностью почти не изменилась - она так и оставалась светской, содержание образования оставалось прежним. То есть грамота, счет, риторика, немного литературы, немного истории.

Что интересно - государственная власть в Византии практически не обращала внимания на начальную школу. Иногда учителям давали налоговые льготы (к примеру, при Юстиниане), иногда эти льготы снимали, но в деятельность школ не вмешивались. Историки с удивлением пишут, что мощная христианская империя оставила начальное образование таким же имперским, как и в языческую эпоху.

Иное дело - высшее образование, хотя тут нелегко понять, что же именно в Византии можно считать высшей школой. Зачастую это были «кружки по интересам», где высоко образованные люди общались между собой и просвещали юношество. Назвать такие неформальные объединения университетами довольно сложно. Вот к такому образованию империя проявляла уже гораздо больше интереса. Иногда спонсировала, иногда вмешивалась в борьбу разных культурных моделей - ведь эти то ли университеты, то ли кружки, как правило, становились площадками для обсуждения богословских вопросов, к которым византийская власть была, прямо скажем, неравнодушна.

- Изменило ли христианство мотивацию учителя в византийской начальной школе?

Скорее нет, чем да. У нас нет никаких свидетельств, что учителя в массе своей испытывали какой-то особый пафос и рвались сеять в детские души «разумное, доброе, вечное». Они могли любить свою работу, добросовестно ее исполнять, но какого-то высшего призвания не чувствовали. К тому же и платили им сущие копейки, какой уж тут пафос… Пафос начинался выше, на уровне тех самых «кружков-университетов».

Давайте из поздней античности перенесемся в Средние века. Существует устойчивый стереотип, что средневековая школа была жутким местом - не только из-за телесных наказаний, но и из-за примитивных методов преподавания, крайне низкого уровня получаемых знаний. Так ли это?

И да, и нет. Действительно, это образование было довольно примитивным - но оно соответствовало уровню своей эпохи. Кроме того, нельзя говорить «вообще» - это получается «средняя температура по госпиталю». Естественно, многое зависело от места, от времени. Богатые родители, конечно же, могли дать своим отпрыскам лучшее образование, чем бедные. Как и сейчас, впрочем.

Что касается примитивных методов преподавания, то под ними чаще всего подразумевают механическое заучивание наизусть. А так ли уж оно плохо - это вопрос спорный. Ведь такое заучивание тоже развивает мышление, можно сказать, организует внутренний мир. Гуманисты в эпоху Возрождения, кстати, придавали большое значение мнемонике - умению запоминать большие объемы информации.

Школа XIV в. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». Фрагмент. Конец XVI в.

А если говорить о древней Руси? Как изменились представления о древнерусской школе и древнерусском обществе после открытия новгородских берестяных грамот?

Очень сильно изменились! Оказалось, древнерусское общество было грамотным, в нем были письменная культура, письменное общение - своего рода . Люди обменивались записочками, у каждого с собой был письменный прибор - прямо как сейчас мобильный телефон.

Оксиринхский папирус
ок. 100 г. н. э. с диаграммой к «Началам» Евклида

Другое дело, что эта письменная культура была присуща населению городов. В деревне для нее не было ни мотивации, ни, зачастую, объективной возможности. Там ведь нередко и священники были безграмотными. Сохранилось много жалоб - мол, священники у нас не в состоянии читать богослужебные книги.

Поэтому правильнее говорить не об общем уровне, а о разных «этажах» культуры. В городах она очень быстро поднималась до европейского уровня.

Учитель больше, чем учитель?

- Когда в России на рубеже XVIII XIX веков стали возникать школы для детей крестьян, мастеровых и так далее, разве не было в народе каких-то сомнений и предрассудков: стоит ли, мол, учиться?

Конечно, были! Прежде всего, потому, что тогда это было функционально ненужно. Школы воспринимались как барская забава. Какой-нибудь начитавшийся Руссо барин мог создать у себя в имении школу и лично учить крестьянских детей. Оттуда выходили грамотные люди - но их образование было невостребованным. Они так и оставались крестьянами: пахали землю, платили оброк. Для карьеры школьная учеба была бесполезной - вернее, ни о какой карьере тогда не было и речи.

Более того - подобное отношение к образованию было присуще и дворянам! Вспомним фонвизиновского «Недоросля». Вспомним, как Петр Первый отправлял дворянских отпрысков на учебу - это воспринималось как то, что их гонят чуть ли не на убой, матери рыдали, хотя образовательный ценз действительно требовался дворянам для карьеры.

Н. П. Богданов- Бельской. Устный счёт в народной школе С. А. Рачинского. 1895 г. На картине изображена деревенская школа XIX века во время урока устного счёта. Учитель - реальный человек, Сергей Александрович Рачинский. Он был профессором Московского университета, ботаником и математиком.

- Почему же ситуация изменилась в XIX веке?

Причина тому - очень серьезные изменения в культуре, в сознании высшего общества. Тема большая и сложная, но суть вот в чем: в Европе на рубеже XVII–XVIII веков меняются представление о воспитании. Возникает педагогика как наука. По сути, это гигантский просветительский проект: создать интеллектуальную элиту, которая будет тайно управлять обществом и вести его к прогрессу. Проект этот восходит еще к Фрэнсису Бэкону, далее им вдохновляются и другие светлые умы - тот же Ян Амос Коменский, отец всей новоевропейской педагогики. Потом - Вольтер, Руссо. Или, скажем, был альтернативный педагогический проект иезуитов, которые представляли себе желаемую элиту общества иначе, но применяли те же средства, те же приемы воспитания - и это были, как сейчас бы сказали, манипулятивные техники управления сознанием.

По сути, этот проект тоталитарный и совершенно несовместимый с христианством. Ведь одно дело, когда человек на исповеди сознательно и добровольно обнажает свою душу перед священником - и совсем другое, когда кто-то считает себя вправе лезть в нее и лепить согласно своим представлениям. Церковь человека либо воспитывает, либо образовывает - но не выращивает из него некоего небывалого «нового человека».

- Простите, а какая тут связь с изменившейся ситуацией в деле школьного образования?

Связь прямая. Дело в том, что во второй половине XVIII века этот манипулятивный проект подвергся серьезным идеологическим изменениям благодаря Жану Жаку Руссо. Тот, споря с Вольтером, считал, что нужно не механически форматировать нового человека (подобно болванке на токарном станке), а выращивать его, то есть принимать таким, каков он есть, но культивировать его лучшие черты и пресекать худшие. Другими словами, педагог должен быть не столько «токарем», сколько «садовником». А отсюда закономерно вытекает идея, что необходимо всеобщее образование. Оно необходимо всем - и дворянам, и простонародью. Всех надо «окультуривать».

В России эти идеи горячо восприняли - и Екатерина Великая, и Новиков, и Бецкой. Постепенно мысль о необходимости массового образования укоренялась в умах российской элиты, и уже в XIX веке, после наполеоновских войн, вылилась в образовательные реформы. Направление этих реформ - отдельная тема, тут уже реализуется не столько «просвещенческий», сколько «государственный проект».

- Что это означает?

Делается ставка на выращивание не спорщиков в модных салонах, а компетентных государственных служащих. Людей, преданных государству. Не интеллигенции, а интеллектуалов, говоря сегодняшним языком. То есть оказался нужен университет нового типа. Но для такого университета необходимы соответствующие студенты, а откуда взяться им? Следовательно, нужна средняя школа, отвечающая поставленным задачам. А именно: школа, которая, основываясь на античных ценностях, воспитывает в человеке разумность и гражданственность. Вдобавок - в ней есть христианская составляющая. То есть это та самая классическая гимназия, которую мы знаем по литературе XIX века.

Замечу, что этот педагогический проект - не русское изобретение. По сути, это немецкий проект, который Россия подхватила и с переменным успехом реализовывала.

Для нас в данном случае важно, что благодаря таким педагогическим реформам крайне возросла роль школьного учителя. Причем, опять же, не только в России, но и вообще в Европе. Вспомним известную фразу Бисмарка, что битву под Садовой (сыгравшую ключевую роль в объединении Германии) выиграл школьный учитель.

В сельской школе. (1883).

- Значит ли это, что в XIX веке российский учитель был крайне уважаемой фигурой?

Вопрос сложный. С одной стороны, в большинстве дошедших до нас воспоминаний какой-то позитивной патетики я не припомню. Наоборот, общим местом стала критика школы - ее вспоминают как скучное время, когда скучными людьми навязывались какие-то скучные вещи. Тут можно упомянуть публицистику Успенского, Дорошевича, да и чеховского «Человека в футляре». Это что касается гимназического учителя.

С другой стороны, огромным уважением пользовался учитель сельский. Особенно с 60–70-х годов XIX века, когда возникло народничество и молодые люди, обуреваемые светлыми побуждениями, пошли преподавать в сельские школы. Плюс к тому же, отмена крепостного права создала возможность социальных лифтов для получивших образование крестьянских детей, то есть образование как таковое стало цениться.

- Примерно тогда от школьного учителя начали ждать, что он должен сеять «разумное, доброе, вечное»?

Да, это началось именно тогда. В школы пришли люди с миссией, и миссия их не сводилась только к обучению детей грамоте. Учитель, особенно сельский, - это еще и моральный авторитет, и окно в другой мир, и народный заступник, и просветитель взрослых крестьян. Словом, перефразируя Евтушенко, «учитель в России больше, чем учитель».

Иными словами, разночинцы создали культ учителя. Революционная пропаганда, кстати, тоже работала на этот культ.

- И как долго он просуществовал?

Очертить границы довольно сложно. В какой-то степени этот культ дошел и до наших дней. Но главное, что его подкосило, - это то, что в XX веке образование стало массовым и обязательным. А следовательно, и профессия учителя тоже стала массовой. Когда учителей требуются миллионы, то для общества становится очевидным, что лишь малая доля их - Учителя с большой буквы.

Но процесс развивался исподволь. В СССР как минимум до конца 1940-х годов авторитет учителя был весьма высок. Причин тому несколько. Во-первых, за спиной учителя стояло государство, учитель воспринимался как часть государственной машины. Во-вторых, учителя тогда были пусть и небогатыми людьми, но вовсе не нищими - их заработок был чуть больше, чем у большинства родителей их учеников. В-третьих, это были в значительной своей массе очень интеллигентные люди, получившие образование еще до революции. Я уж не говорю о том, что образование тогда крайне ценилось, оно реально открывало путь с социальных низов в элиту общества.

Но вот где-то уже в хрущевскую эпоху, на рубеже 1960-х годов, ситуация постепенно меняется. Образование превращается в массовую машину, классы по 45 человек, учитель в плане заработка ничуть уже не выделяется на общем фоне, да и образован значительно хуже, чем прежние учителя, - он ведь уже выпускник советского пединститута, а не дореволюционного университета. Школьное образование фактически становится механизмом штамповки человека. Отсюда - пренебрежительное отношение к учителю и со стороны учеников, и со стороны родителей.

Сегодня и завтра

- Ну а что же происходит с профессией учителя сейчас?

Сейчас - это, обобщенно говоря, постсоветское время? Тут ситуация сложная. С одной стороны, в 90-е годы резко понизилась ценность образования в глазах большинства населения. Зачем учиться, если пределом мечтаний для многих стало место продавца в ларьке? Вспомните это время, когда массовой верой стали деньги - причем деньги быстрые и любой ценой. Не то что знания - но даже и «корочки» перестали цениться, тем более что их можно стало попросту купить. Все это влияло и на отношение к учительству. В учителе начали видеть «лузера», неудачника.

А с другой стороны - появились частные школы, лицеи и гимназии с очень высоким уровнем преподавания и высоким уровнем оплаты учительского труда. Учитель в таких школах вновь стал уважаем, фактически его начали воспринимать как представителя элиты.

К концу 90-х годов постепенно в обществе появилось понимание, что все-таки без образования никуда - серьезной карьеры не сделаешь, да и купленные «корочки» могут выйти боком. Конечно, это еще не светлая и бескорыстная тяга к знаниям, но, по крайней мере, не наплевательское отношение к школе. Учитель по-прежнему остается нищим и не слишком уважаемым, но хотя бы перестает восприниматься «лишним человеком». Да и образование, кстати, унифицируется. То, что в начале 90-х считается элитным образованием, к началу 2000-х таковым быть перестает.

Вообще в 2000-е годы, с одной стороны, несколько улучшается финансирование массовой школы, но, с другой, хуже становится школам элитным. Многие из них закрылись - и по экономическим причинам, и в силу чиновничьего произвола. Причем в первую очередь речь идет о школах хоть и платных, но доступных среднему классу. Кто-то до сих пор держится - например, православные гимназии, хотя им тоже приходится нелегко.

Так что, как видим, учительство по-прежнему остается хоть и необходимой, но не слишком уважаемой и не слишком оплачиваемой профессией.

Не стоит, наверное, углубляться в вопрос «кто виноват». Задам другой классический вопрос: «что делать?». Как поднять престиж учительской профессии?

Скажу совершенно банальную вещь: государство должно вкладывать в образование деньги, и деньги серьезные. Причем не в образование «вообще», а именно в оплату учительского труда. Учителя, который получает сто тысяч рублей, будут уважать больше, чем получающего десять. Причем надеяться, что в этой сфере сами собой заработают рыночные механизмы, - наивно.

Второе, что нужно сделать, - это пересмотреть содержание образования. Наша школа до сих пор воспроизводит образовательную модель XIX века, что уже становится неадекватным современному положению вещей. Я думаю, какие-то предметы вообще следовало бы убрать из школьной программы, какие-то сделать более функциональными и тем самым облегчить жизнь и ученикам, и учителям.

И третье - давайте перестанем мучить учителя бесконечными бумажками: планами, отчетами. Учитель сейчас работает не столько на учеников, сколько на бюрократов-проверяющих.

И, наконец, надо понять, что речь идет не только о спасении учителя - речь о спасении общества. Одно с другим взаимосвязано. Если мы не хотим развала всего и вся - то должны спасти учителя, должны сделать из него уважаемого человека и дать ему возможность заниматься подлинным образованием и воспитанием, а не фаршировкой мозгов.

Учитель – одна из самых сложных, интересных и древних профессий, так что в 10 фактов мы не уложились, зато выбрали самые интересные.

Учитель в России - это больше, чем учитель. Это опытный наставник, поддержка, старший друг и человек, на долю которого выпадает огромная ответственность. Реалии современного мира стремительно меняются, но внутреннее содержание понятия «Учитель» не меняется никогда. 25 фактов: статистика, культура и история, все, чтобы задуматься о том, какие же это герои - настоящие учителя.

5 фактов. Важность профессии

  1. Мировые опросы показывают, что учителя уступают только военным и врачам в рейтинге профессий, от которых зависит благосостояние общества. Мы бы подняли этот пункт еще выше, ведь от учителей зависит настоящее и будущее каждого ребенка.
  2. В 2013 году рейтинг профессии педагога с точки зрения доверия составил 3,72 балла из пяти возможных (выше показатель только у ученых - 3,86 балла).
  3. Исследователи отмечают, что учитель столь же тяжелая профессия, как и диспетчер воздушного движения , пилот или пожарный. Уровень стресса у них находится примерно на одинаковом уровне.
  4. По мнению учителей, современные дети приходят к ним с каждым годом все с большими проблемами. А потому и круг «интересов» педагогов неуклонно расширяется в сторону психологии.
  5. По результатам всероссийского опроса, более 92% считают профессию учителя творческой и очень сложной . Дорогие учителя, оставайтесь, пожалуйста, креативными, терпеливыми профессионалами.

10 фактов. Культура

  1. Учитель действительно одна из самых древних профессий. Первые школы появились в странах Востока - в Ассирии, Вавилоне и Китае еще в IV тысячелетии до н. э. На Русь профессия попала после принятия христианства, когда князь Владимир издал указ отдавать на обучение грамоте - «на книжное обучение» детей «лучших людей». Позже Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц и старост. Обучение велось на русском, а из предметов были чтение, письмо, счет и основы христианской веры.
  2. Само слово «школа» в первый раз появилось в Древней Греции. Но значение его отличалось от современного понимания, означало «отдых» или даже «досуг» . Тем не менее досуг не был праздным, но означал беседы на темы философии и веры. С течением времени у философов начали появляться ученики, и термин «школа» стал означать именно учебный процесс. Когда же возникла потребность в создании помещений для массового обучения, название «школа» оставили.
  3. Телесные наказания в школах разрешено применять в некоторых странах до сих пор. Это вам не ручкой на лбу написать «дурак», ведь даже в Америке - оплоте демократии - далеко не все штаты отменили телесные наказания. В России эта практика сошла на нет после революции 1917 года. Так что можно отпраздновать столетие без гороха и розог.
  4. Российским учителям из прошлого мы также обязаны и появлением выражения «сморозить глупость». В дореволюционных гимназиях изучался греческий, а в переводе на него «глупость» и есть «морос». Так что учителя ругали своих нерадивых учеников именно так.
  5. Среди политиков и ученых очень много педагогов. К примеру, до того, как Линдон Джонсон стал президентом США, он был учителем. В возрасте 20 лет он уже преподавал в трех разных школах. Причем источники сообщают, что его стиль преподавания и компетенции получали множество позитивных отзывов.
  6. Учеба в США очень индивидуальная, а учителя соблюдают «тайну отметок». В американской школе учитель просто молча подзывает к себе и показывает отметку ученику, и только раз в полгода к родителям приходит табель успеваемости.
  7. Самым популярным фильмом об учительской работе в России является... нет, не «Доживем до понедельника», а «Уроки французского» . Советская киноклассика 1978 года рассказывает простую, но сложную историю о том, как учительница решает поддержать лишенного семейного тепла ученика.
  8. Лев Семенович Выготский - один из самых известных психологов и педагогов, создатель культурно-исторической теории, получил... юридическое образование. Но позднее выбрал себе не профессию психолога или психотерапевта, а учителя. Он преподавал во многих школах и техникумах и вел курсы.
  9. Учитель-предметник - самая распространенная форма занятости российских педагогов. А вот, например, в Чехии нет «математиков», «физичек» и «физкультурников», там учитель обязан вести сразу несколько предметов.
  10. Такой киношедевр, как «Доживем до понедельника» , все равно должен был оказаться в нашей подборке. Дело в том, что для многих девушек из СССР Илья Мельников - герой бесподобного Тихонова - стал образцом настоящего мужчины, фактически идеалом. По признанию многих, они пошли работать в школу учителями именно потому, чтобы встретить свой идеал.

10 фактов. Статистика

  1. 33% учителей уходят в течение первых трех лет с начала работы, 46% - в течение первых пяти лет. И это число, к сожалению, увеличивается.
  2. Зарплата учителя не включает в себя время, затраченное на планирование занятий. А ведь на подготовку одного урока может уйти до трех часов! Как сообщает Национальная ассоциация образования, учителя проводят в среднем 53 часа в неделю, выполняя задачи, связанные с обучением . Все это - планирование уроков, написание отчетов, дополнительные занятия, а также проверка домашней работы. В то время как обычная норма офисных служащих - 40 часов в неделю.
  3. Самая распространенная причина, по которой человек уходит из преподавания, - низкая зарплата. Такая причина, как уход на пенсию, - это лишь 14% от общего числа.
  4. 99% опрошенных учителей говорят, что «любовь к своему делу» - абсолютное требование, а профессионализм необходим для полноценного обеспечения успеваемости учащихся.
  5. 94% опрошенных учителей совсем не против ежегодных «оценок» их работы, то есть аттестаций. Организованные проверки, по их мнению, должны проводиться регулярно, но только четверть работает в школах, где это происходит.
  6. К сожалению, за последние 10 лет количество учителей в России уменьшилось как минимум на 25%. Молодые специалисты не очень-то спешат становиться педагогами, даже если оканчивают вузы по этому профилю.
  7. Школьный учитель, если мы обратимся к статистике, - женская профессия , 86% профсообщества составляют женщины. Причем доля мужчин в начальной школе равна нулю. Для сравнения: во Франции в средней школе 57% женщин, в Великобритании и Гонконге - 53%, в Германии - 46%, в Японии - 32%.
  8. 39% учителей в России - жители сел и деревень, еще около 30% работают в городах-миллионниках, остальные - в поселках городского типа и некрупных городах.
  9. По состоянию на конец 2016 - начало 2017 года уровень доходов учителей колеблется в границах 18–30 тысяч рублей, по официальным данным.
  10. По данным международного исследования, в котором принимала участие Россия, средний возраст учителя - 52 года.

Специалист в области образования, преподаватель.

Должностные обязанности

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа учителя предъявляет большие требования к его вниманию. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.

Таким образом, наблюдательность, распределенность внимания, его переключаемость являются профессионально важными качествами учителя. Педагогическая деятельность требует от человека и определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.

Большинство специалистов, получивших педагогическое образование, работают в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных дисциплин. Труд учителя используется также в школах-интернатах, в школах рабочей молодежи, ПТУ, техникумах, в дошкольных учреждениях. Помимо перечисленных профессиональных качеств учитель-предметник должен иметь способности к определенной области науки (к математике, физике, литературе и т.п.).

Когда мы добиваемся успехов, говорим: «У меня были хорошие учителя». Если ничего не получается, выражаем недовольство: «Нас этому никто не учил». Человек приходит в мир без знаний, навыков и опыта. Его способности запрятаны далеко. К окружающей среде он не приспособлен. Ему требуется объяснять суть вещей. Кто просветит маленького невежу - наставник-гений, педагог-посредственность? Вопрос настоящего и будущего. Учитель не профессия - способность быть щедрым, талант отдавать. Умеете это делать? Добро пожаловать в наш профсоюз!

История и эволюция учительства

Слово «педагог» подарили нам древние греки. Так назывался раб, который нянчился с детьми и передавал им свои умения.

Первые люди не знали разделения труда и все делали вместе. Младшие члены общины наблюдали за тем, что делают старшие. Старейшины делились опытом. Рукастые обучали неумех. Знатоки удовлетворяли интерес любознательных. Человечество училось всегда, начиная с момента своего появления.

С возникновением орудий труда, люди поделились на группы по роду занятий. Одни пахали землю, другие охотились, третьи готовили пищу. Специфические навыки передавались от одного члена общины другому.

Вскоре человек начал задумываться о духовном росте своих потомков, нравственном воспитании детей, интеллектуальном развитии, подготовке к жизни в социуме. Так появились первые учителя-воспитатели.

Постепенно стали выделяться люди, которые успешно обучали детей. Их наделяли особыми полномочиями и позволяли заниматься только педагогическим родом деятельности.

В обиходе у древних греков появилось слово «схоле», от которого произошел термин «школа». Он имеет значение «отдых, досуг». Дело в том, что жители древних Афин считали - человек отдыхает, когда учится. Знакомая нам письменность и счет появились в средневековых монастырях. Монахи вообще считались лучшими учителями. Они приглашались к детям богатых людей и обучали их за определенную плату.

В Европе с развитием школы выросла потребность в людях, способных передавать знания большим группам детей. Возникла необходимость в специальных обучающих методиках. Профессия учителя постепенно становилась отдельной дисциплиной, а диапазон преподаваемых предметов значительно расширялся.

Описание и специфика профессии

Учитель - специалист, который передает знания в той или иной области, навыки, полученные в процессе труда, а также делится практическим опытом.

Профессия учитель - симбиоз разных человеческих возможностей. Люди, владеющие ей, должны иметь широкий кругозор, уметь грамотно говорить, обладать даром убеждения и талантом коммуникатора.

В современных условиях педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы передаваемые ученикам знания всегда сохраняли актуальность на рынке труда и приносили реальную пользу обществу. Представители этой профессии несут социальную ответственность за воспитание подрастающего поколения. От них зависит, насколько эрудированные, образованные и воспитанные граждане будут управлять страной завтра.

Несмотря на некоторое снижение престижа профессии в последние годы, она по-прежнему остается востребованной. Учителей всегда ждут в больших городах, небольших и средних населенных пунктах, маленьких сельских и деревенских поселениях.

Специфика работы учителя зависит от географического положения, социального состава населения и уровня поддержки педагогов со стороны государства в лице местной администрации.

Многие спрашивают, чем полезна профессия учителя сегодня, в период изобилия обучающих компьютерных программ, электронных учебников, онлайн и офлайн курсов, в эпоху развития искусственного интеллекта и других новых технологий.

Особенность и ценность реальной, а не виртуальной, педагогики заключается в персонифицированном подходе к обучению. Как не существует двух людей с идентичным уровнем интеллекта, так нет и унифицированных методик обучения. В большей степени это касается гуманитарных дисциплин, в преподавании которых универсальные методы не работают.

Рейтинг ТОП-10 лучших онлайн школ



Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR.


Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Каким должен быть учитель

Работа педагога предусматривает решение целого ряда задач. Их перечень и содержание определяют Министерство образования РФ, управления образования на местах, а также сам учитель при разработке авторских методик и программ.

Выбирая профессию учителя, стоит оценить свои способности. Хороший педагог должен:

  • любить детей;
  • владеть навыками педагогического воспитания;
  • иметь представление об особенностях психологии детей разного возраста;
  • уметь находить контакт и взаимопонимание с группой детей и отдельным ребенком в группе;
  • быть внимательным и доброжелательным по отношению к ученикам, уважать личность каждого;
  • знать свой предмет, свободно ориентироваться в выбранной области знаний;
  • быть эрудированным, расширять границы своих знаний с учетом развития науки и новых технологий;
  • интересно и доступно доносить знания до аудитории, совершенствовать свои речевые способности;
  • быть лидером, авторитетом и носителем ценного мнения, уметь вести учеников за собой;
  • иметь высокий уровень самодисциплины и ответственности;
  • обладать самоконтролем и уравновешенностью;
  • быть объективным и справедливым в случае принятии решений;
  • иметь разносторонние интересы, заниматься саморазвитием;
  • быть терпимым и лояльным по отношению к различным мнениям и поступкам, тактичным в отношении с людьми;
  • принимать во внимание особенности воспитания ребенка в семье, его умственного и физического развития, наличие или отсутствие у него талантов, привычек и наклонностей;
  • быть наблюдательным, иметь способность видеть перспективу в развитии детей.

Должностные обязанности педагога

Обязанности и права учителя регулируются должностной инструкцией, которая утверждена Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Перечень касается всех направлений деятельности педагога - от обучения и воспитания детей до внеклассной и внешкольной работы. Приведем некоторые должностные обязанности учителя:

  • Заниматься обучением и воспитанием в соответствии с утвержденными образовательными стандартами.
  • Подбирать программы, бумажные и цифровые учебно-методические пособия для успешного освоения материала.
  • Обеспечивать достижения в обучении и подтверждение полученных результатов в образовательном процессе.
  • Оценивать эффективность и результативность обучения по преподаваемому предмету.
  • Вносить предложения по усовершенствованию образовательного процесса.
  • Обеспечивать охрану жизни и здоровья учеников.
  • Осуществляет связь с родителями или опекунами.
  • На территории школы, дома и в общественных местах соблюдать этические нормы поведения, которые соответствуют общественному положению учителя.
  • И другие.

Какой предмет выбрать для преподавания

Педагогическая профессия имеет много направлений, которые постоянно дополняются новыми предметами. Их появление зависит от развития системы высшего образования, а также потребностей рынка труда.

В настоящее время в педагогических учебных заведениях можно пройти обучение по следующим специальностям:

  • педагогика и психология;
  • дошкольная педагогика и психология;
  • филология;
  • иностранные языки;
  • биология и химия;
  • физика, технология и информационные системы;
  • математика;
  • география;
  • история и политика;
  • физическая культура, спорт и здоровье;
  • изобразительное искусство.
  • социально-гуманитарное образование;
  • дефектология;
  • журналистика и коммуникации;
  • международное образование;
  • и т.д.

Где получить профессию учителя

В России педагогов готовят в специализированных профессионально-технических училищах, колледжах, институтах, а также на педагогических отделениях университетов. Педагогические ВУЗы есть практически в каждом регионе.

Топ-10 лучших педагогических вузов России:

  1. Московский педагогический государственный университет
  2. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
  3. Воронежский государственный педагогический университет
  4. Армавирская государственная педагогическая академия
  5. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
  6. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
  7. Российский государственный профессионально-педагогический университет
  8. Уральский государственный педагогический университет
  9. Алтайский государственный педагогический университет
  10. Московский государственный психолого-педагогический университет

Плюсы и минусы профессии учителя

Делиться знаниями с другими людьми - благородное и благодарное дело. Можно не стать физиком, но нельзя забыть учителя, который однажды объяснил тебе, почему летают самолеты, как быстро выкипает вода в чайнике и каким образом письмо из Москвы в Австралию долетает за одну секунду. Сравним преимущества и недостатки работы учителя.

Плюсы профессии:

  • Возможности для творческой реализации.
  • Непрерывный процесс совершенствования.
  • Отсутствие в работе рутины.
  • Наличие социальных гарантий для учителей.
  • Реальные результаты вложенного труда.

Минусы профессии:

  • Колоссальная ответственность.
  • Большое количество обязанностей.
  • Круглосуточная занятость.
  • Средняя и невысокая зарплата.
  • Неоднородный контингент учеников.

Резюме

Профессия учитель - трудная и ответственная, но творческая и нескучная. Если ежедневные коммуникации с детской аудиторией для вас не обуза, а радость, если желание делиться знаниями приносит удовлетворение, не отказывайте себе в удовольствии заниматься любимым делом. Никакая высокая зарплата на ненавистной работе не заменит вам «спасибо» от ваших любимых учеников, среди которых завтра, возможно, появятся новые Нобелевские лауреаты, выдающиеся литераторы, первооткрыватели космических планет или , учителя и врачи.

3.7 (73.33%) 3 votes


Профессия учитель – это, пожалуй, это одна из самых известных и распространённых специальностей. В любом городе, селе, деревне есть преподаватели. Каждый человек в течение многих лет учится и активно взаимодействует с педагогами. Общение с ними иногда длится всю жизнь. Со многими преподавателями выпускники охотно встречаются и после окончания учёбы. Как и в любой другой специальности, здесь есть свои плюсы и минусы.

Немного истории

Описание не будет полным без краткого исторического обзора. Корни этой профессии уходят в древние времена. Сначала её не выделяли отдельно. Просто старшее поколение передавало свои знания и навыки младшему. Благодаря такой преемственности первобытное общество развивалось.

Первые упоминания об учителях, как о представителях отдельной профессии, встречаются у Конфуция. Мудрец писал, что педагоги должны передавать новые знания. Большой рывок в развитии сферы происходит в Древней Греции. Здесь появляются первые общественные учебные заведения – школы и лицеи. Древнегреческие мудрецы часто выступают в роли преподавателей в своих учреждениях. В Средние века образование становится обязательным для правителей и монахов. Появляются университеты.

В эпоху Нового времени образование становится массовым. Учится практически вся знать. Образование могут получать и девушки. Для них создаются специальные закрытые институты, где изучаются иностранные языки, музыка, правила хорошего тона. Молодые люди получают военные специальности. В это же время становится популярным обучение на дому.

Позднее открываются общественные и воскресные школы. Теперь доступ к образованию получают и простолюдины. Охватывать абсолютно всё население учёба стала в советское время. Тогда открылись школы практически в каждой деревне. В этот же период профессия педагога стала одной из самых распространённых.

Чем занимается учитель?

О профессии учителя можно говорить долго, поскольку она одна из самых творческих, у неё много плюсов и минусов. Тем не менее, работа не лишена и рутинных элементов, таких, как проверка тетрадей или составление планов. Чтобы добиться успеха, учитель должен хорошо выполнять все задачи, которые перед ним стоят. Что входит в круг обязанностей педагога?

  • Составление рабочей программы и календарного планирования. Педагоги каждый год разрабатывают план на весь учебный период. Они расписывают цели и задачи курса, намечают, каких результатов должны достичь ученики, какими знаниями и навыками обзавестись.
  • Составление поурочных планов. Каждый вечер, готовясь к завтрашнему дню, педагог подробно расписывает ход урока, пытается предугадать реакцию учеников и их возможные вопросы и ответы.
  • Выбор наиболее эффективных методов работы. Учитель решает, как и в какой форме провести урок, как подать материал, чтобы дети максимально его усвоили.
  • Проверка тетрадей. Ещё один рутинный элемент. Преподавателям математики и русского языка приходится этим заниматься практически каждый день: выискивать ошибки, читать сочинения, написанные не всегда красивым и разборчивым почерком, исправлять неточности и т. д.
  • Составление различных официальных бумаг: рекомендательных писем, описаний, характеристик и т. д.
  • Заполнение журнала. Эта работа требует внимательности и сосредоточенности, т. к. здесь ошибаться нельзя.
  • Проведение уроков. Каждый день учитель выступает перед аудиторией, рассказывает о чём-либо и т. д.
  • Контроль. Педагог должен следить за детьми, их поведением, уметь направлять их энергию.
  • Выставление оценок. Преподаватель должен делать это объективно и беспристрастно.
  • Ведение кружков и секций по интересам.
  • Научная деятельность. Во многих школах проводятся конференции, где дети выступают со своими докладами и исследованиями. Направляют эту деятельность опять же учителя.
  • Самообразование. Это та профессия, где обучение длится всю жизнь, т. к. всё вокруг постоянно меняется, открываются новые факты, проводятся исследования и пр. Учитель, чтобы идти в ногу со временем, должен быть в курсе происходящего в мире. Также для проведения качественного урока необходимо хорошо знать свою предметную область.
  • Проведение родительских собраний.
  • Организация различных мероприятий внутри школы или класса.
  • Сопровождение групп школьников при выходах на различные мероприятия, выставки, турпоходы и пр.

Требования к педагогу

Как видно, деятельность учителя многообразна. Поэтому к представителям данной профессии предъявляются высокие требования. Педагог сам должен многое знать и уметь, постоянно учиться и развиваться. Это несомненный плюс. С другой стороны, работа с детьми требует постоянного нервного напряжения, что является минусом данной профессии. Необходимо дополнить описание перечнем качеств, которыми должен обладать учитель. От него требуется:

  • отличное знание предмета;
  • умение ладить и общаться с детьми как начальных, так и старших классов, находить общий язык;
  • подбирать индивидуальный подход при подаче материала;
  • владение ораторским искусством;
  • коммуникативные и организационные навыки;
  • гибкость;
  • умение быстро принимать решения;
  • любовь к детям;
  • творческий подход к преподаванию;
  • умение перестраивать учебный процесс и при необходимости отклоняться от плана, чтобы добиться поставленных целей;
  • быстро ориентироваться в ситуации;
  • умение решать педагогические задачи;
  • грамотность, так как учить не может тот, кто сам допускает ошибки, в том числе и в правописании;
  • психологический подход;
  • педагог должен найти общий язык не только с каждым ребёнком, но и с родителями;
  • широкий кругозор, как правило, интересы детей редко ограничиваются одной предметной областью;
  • быть справедливым, беспристрастным;
  • ответственность;
  • быть стрессоустойчивым, т. к. работа с детьми требует большого внимания и напряжения;
  • внимательность и хорошая память;
  • быть примером для подражания (часто именно на поведение учителей равняются дети);
  • терпеливость (без этого добиться результата не получится).

В специальности учителя всегда можно найти способ для самореализации. Многие плюсы и минусы этой сферы деятельности носят субъективный характер, например, кому-то нравится продумывать всё до мелочей, составляя план, а для кого-то это мука.

Работать учителем не всегда просто. Это, прежде всего, большая ответственность, т. к. в руках педагогов будущее страны. Именно в школьные годы происходит становление личности. И не последнюю роль в этом играют учителя!