Общественные блага: понятие, виды, примеры. Внешние эффекты и общественные блага

Классифицируем существующие общественные блага по следующим основным признакам:

1. По полноте выраженности свойств выделяют чистые и смешанные общественные блага.

Чистые общественные блага в значительной степени обладают двумя свойствами – неисключения и неконкурентности. Данный вид общественных благ остаточно редко встречается, так как является больше моделью, чем действительностью. Примером может служить национальная безопасность, законодательство, государственные экологические программы.

Смешанные общественные блага – это те блага, у которых хотя бы одно из обозначенных основных свойств выражено в ослабленной степени. Смешанные блага разделяются на перегружаемые, исключаемые (клубные или общественные блага с ограниченным доступом) и прочие. Перегружаемые общественные блага – это те, у которых свойство несоперничества выполняется только до определенного момента. Пример – автомобильная дорога. Увеличение числа участников дорожного движения приводит к возникновению экстерналий – пробок, а это ведет к убыванию полезности от потребления данного блага для всех пользователей. Таким образом, к перегружаемым общественным благам можно отнести воду, чистый воздух, мосты, тоннели.

2. В зависимости от признака делимости в потреблении выделяют делимые и неделимые общественные блага.

Неделимые общественные блага – это те, которые невозможно разделить на части в процессе потребления. Примером служат общественные блага: национальная оборона, чистый воздух, чистая вода, нравственность, регулирование уличного движения.

Делимые общественные блага можно поделить на части. У человека есть право выбора при потреблении данных благ. Поэтому делимые общественные блага близки к частным благам, так как и их можно разделить на части.

3. По способу финансирования затрат общественные блага рассматривают как блага с прямым и косвенным финансированием.

Если вспомнить определение, то предоставление государством общественного блага должно осуществляться на бесплатной основе. Иначе будет нарушаться свойство неисключения, что может привести к социальному напряжению в обществе. С другой стороны, установление определенной платы за пользование в некоторых случаях может положительно сказаться на потреблении данного блага, стоит вспомнить пробки на дорогах. С точки зрения финансов, государству выгодно сочетать прямой и косвенный способы финансирования затрат, что приводит к возникновению дополнительного источника денежных средств. Прямой способ финансирования затрат осуществляется путем установления четкой платы за пользование объектом.

4. В зависимости от государственного участия от государственного участия в производстве общественные блага можно рассматривать в трёх аспектах:


● Финансируемые за счёт государственных (бюджетных) средств;

● Финансируемые за счёт негосударственных средств: добровольные пожертвования коммерческих и некоммерческих организаций, а также физических лиц;

● Финансируемые за счёт сочетания государственных и негосударственных средств.

5. В зависимости от производителя общественные блага подразделяются на блага, производимые государством, частным сектором, а также совместно.

6. В зависимости от национальной принадлежности ресурсов, направленных на производство, общественные блага рассматриваются в трех аспектах: с использованием национальных ресурсов, с привлечением иностранных ресурсов, а также с совмещением национальных и иностранных ресурсов.

7. В зависимости от объема необходимых ресурсов, требующихся для производства, общественные блага подразделяются на следующие виды:

● Блага, требующие большого количества ресурсов;

● Блага, требующие относительно небольшого количества ресурсов;

● Прочие блага, зависящие от конкретной ситуации.

8. В зависимости от дифференциации границ производства и потребления (по охвату потребителей) общественные блага подразделяются на следующие виды:

● Локальные (местный характер) – производство данных благ осуществляется в целях конкретной местности, и преимущественный доступ к потреблению которых, имеют жители данного отдельно взятого муниципального образования. Например, живописный город, пешеходные и велосипедные дорожки, городские парки, строительство и содержание дорог и др.

● Региональные – это блага, производство которых осуществляется в целях определенного региона, преимущество в доступ к потреблению данных благ имеют жители этого региона.

● Группы регионов (районный характер)– это такие блага, при производстве которых учитываются цели и задачи определенного района, поэтому преимущество в доступе к потреблению этих благ имеют жители этого региона.

● Общенациональные (общегосударственные)– это блага, которые производятся, а затем и потребляются в общенациональном масштабе. Эти блага обеспечиваются на федеральном уровне. К числу данных благ относится большинство экологических благ, права человека, национальную оборону, нравственность, культуру и другие.

● Международные – это блага, которые производятся и потребляются либо в глобальном общемировом масштабе, либо на территории двух или более государств. Примерами могут служить следующие блага: чистый воздух, разнообразие флоры и животного мира, маяки и другие.

9. По уровню субъекта, осуществляющего управление воспроизводственным процессом, (по уровню субъекта, несущего ответственность за воспроизводственный процесс) общественные блага рассматриваются в четырех формах:

● Местного уровня;

Регионального уровня;

● Общенационального уровня;

● Международного уровня.

10. По субъектно-объектному характеру (по характеру производства) общественные блага делятся на имеющие природный характер и человеческий характер.

11. По степени выраженности положительного внешнего эффекта общественные блага могут быть социально значимыми и прочими.

Социально значимыми общественными благами называют такие блага, производство которых вызывает значительный положительный внешний эффект. Самым ярким примером могут служить услуги образования. Под прочими общественными благами в данной группировке понимают такие блага, у которых степень выраженности положительного внешнего эффекта не так сильна.

12. В зависимости от деления экономики на сферы деятельности общественные блага можно классифицировать на следующие типы:

● Блага, обеспечивающие поддержание производственной сферы;

● Блага, обеспечивающие поддержание непроизводственной сферы.

13. В зависимости от функциональной классификации бюджетных расходов государства общественные блага могут быть представлены в виде:

● Поддержания деятельности исполнительных, законодательных и судебных властей.

Международной деятельности: международный порядок и стабильность.

● Национальной обороны.

Правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства.

Фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу.

● Охраны окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологии, картографии и геодезии.

● Транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики.

● Жилищно-коммунального хозяйства.

● Образования, в том числе формирования человеческого капитала.

● Здравоохранения и физической культуры.

● Культуры, искусства и кинематографии.

● Средств массовой информации.

● Социальной политики.

● Прочих форм.

Таким образом, проведенная классификация общественных благ показывает многогранность различных признаков и путей их применения. Кроме рассмотренных классификационных признаков могут быть использованы и другие. Выбор и анализ признаков классификации общественных благ должен осуществляться, на наш взгляд, так, чтобы он согласовался с целевой ориентацией рассматриваемой проблемы. В данной работе ею является создание системы наиболее эффективного распределение государственных ресурсов как внутри общественного сектора экономики, так и в других секторах.

Представим общую классификацию общественных благ на рисунке 1.

Авторы ха­рак­те­ри­зу­ют чистые об­ще­ствен­ные блага и чи­стые частные блага. Опи­ра­ясь на текст, при­ве­ди­те характеристики каж­до­го из видов благ, про­ил­лю­стри­руй­те каждый вид благ одним кон­крет­ным примером.


Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Общественные блага

Общественные блага - блага, вы­го­да от поль­зо­ва­ния которыми не­раз­де­ли­мо распределена по всему об­ще­ству независимо от того, хотят или нет от­дель­ные его пред­ста­ви­те­ли приобретать это благо.

Общественные блага опла­чи­ва­ют­ся за счёт об­ще­го налогообложения, а не по­ку­па­ют­ся отдельными по­тре­би­те­ля­ми на рынке. При­ме­ром общественного блага слу­жит система на­ци­о­наль­ной обороны, по­сколь­ку касается всех и каж­до­го в рав­ной степени.

Заметим, что кроме об­ще­ствен­ных благ су­ще­ству­ют ещё и об­ще­ствен­ные «антиблага» - явления, рав­но­мер­но налагающие из­держ­ки на груп­пу людей. В эко­но­ми­че­ской теории для их обо­зна­че­ния применяется тер­мин «внешние эффекты». Это не­же­ла­тель­ные побочные про­дук­ты производства или потребления: теп­лич­ный эффект, при ко­то­ром сгорание по­лез­ных ископаемых угро­жа­ет глобальной пе­ре­ме­ной климата; за­гряз­не­ние воздуха, воды и почвы от­хо­да­ми химической промышленности, про­из­вод­ством энергии или ис­поль­зо­ва­ни­ем автомобилей; кис­лот­ные дожди; ра­дио­ак­тив­ные выбросы из-за ис­пы­та­ний ядерного оружия; ис­тон­че­ние озонового слоя.

Различают чи­стые общественные блага и чи­стые частные блага.

Чистое об­ще­ствен­ное благо - благо, ко­то­рое потребляется кол­лек­тив­но всеми лю­дь­ми независимо от того, пла­тят они за него или нет. По­лу­че­ние полезности от обес­пе­че­ния чистым об­ще­ствен­ным благом един­ствен­ным потребителем невозможно.

Чистое част­ное благо - благо, ко­то­рое можно раз­де­лить среди людей так, что дру­гим от этого не будет ни­ка­кой выгоды или затрат. Если эф­фек­тив­ное обеспечение об­ще­ствен­ных благ часто тре­бу­ет государственных действий, то част­ные блага может эф­фек­тив­но распределить рынок. Следовательно, чи­стое частное благо при­но­сит полезность толь­ко покупателю.

Целый ряд благ не яв­ля­ют­ся ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услу­ги полиции, с одной стороны, пред­став­ля­ют собой об­ще­ствен­ное благо, а с дру­гой - рас­кры­вая кражи со взломом, они ока­зы­ва­ет частную услу­гу конкретному лицу.

Чистые об­ще­ствен­ные блага имеют две ос­нов­ные особенности.

1. Чистые об­ще­ствен­ные блага об­ла­да­ют свойством не­из­би­ра­тель­но­сти в потреблении, означающим, что при дан­ном объёме блага его по­треб­ле­ние одним че­ло­ве­ком не сни­жа­ет доступности для других.

2. Потребление чи­стых общественных благ не об­ла­да­ют исключительностью в потреблении, т. е. не яв­ля­ет­ся исключительным правом. Это означает, что потребители, не же­ла­ю­щие платить за такие блага, не могут быть ли­ше­ны возможности их потребления. Чи­стое общественное благо не­воз­мож­но выпускать «мелкими порциями», ко­то­рые можно было бы рас­про­дать через кас­со­вый автомат.

(Г. С. Вечканое, Г. Р. Вечканова )

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

1. Приведены ха­рак­те­ри­сти­ки благ, например:

Чистое об­ще­ствен­ное благо - благо, ко­то­рое потребляется кол­лек­тив­но всеми лю­дь­ми независимо от того, пла­тят они за него или нет, ин­ди­ви­ду­аль­ное потребление по­доб­ных благ прак­ти­че­ски невозможно;

Чистое част­ное благо - благо, ко­то­рое приносит по­лез­ность только покупателю, при­об­ре­та­ет­ся и по­треб­ля­ет­ся индивидуально, не при­но­ся пользы дру­гим людям.

2. Приведены кон­крет­ные примеры, допустим: об­ще­ствен­ные блага:

Городские вла­сти обустроили новый парк с озером, ме­ста­ми для про­гу­лок горожан, гулять, ды­шать воздухом, за­ни­мать­ся спортом там могут все же­ла­ю­щие проводить в парке досуг;

Муниципальные вла­сти осуществляют ре­гу­ляр­ную уборку улиц;

Патрульно-постовая служ­бы следит за без­опас­но­стью на до­ро­гах и т. д. част­ное благо:

Гражданин приобрёл тур на по­пу­ляр­ный морской курорт, где от­дох­нул в те­че­ние двух недель, пла­вая и загорая;

Гражданка по­се­ти­ла фитнес-клуб, где про­ве­ла индивидуальную тренировку;

Гражданка сде­ла­ла в спа-салоне массаж.

Характеристики благ могут быть при­ве­де­ны в иных вер­ных формулировках, также могут быть при­ве­де­ны другие умест­ные примеры.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные «антиблага» - общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

Чистое частное благо - благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой - раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.

2. Потребление чистых общественных благ не обладает исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать «мелкими порциями», которые можно было бы распродать через кассовый автомат.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый - цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.

На рис. 49.1 и 49.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

Рис. 49.1

Частное благо

Рис. 49.2

Общественное благо

Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:

где i = 1,...N.

Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.

Определение оптимального объема производства общественных благ

Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.

Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом:

MSB (Qs) = МС (Qs),

где MSB (Q,s) - предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: Qs; MC(Qs) - предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Qs (рис. 49.3).

Рис. 49.3. Оптимальный объем общественного блага

Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность - выгода от потребления данного объема - равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

Выделяют перегружаемые и исключаемые общественные блага.

Целый ряд товаров и услуг по своим свойствам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Во многих случаях потребление блага неизбирательно лишь до определенного уровня потребления. Такие блага называют перегружаемыми общественными благами, которых может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного количества потребителей появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, которую уже получали существующие пользователи.

В других случаях потребление благ неизбирательно, однако затраты на элиминацию дополнительных потребителей незначительны. Такие блага называются исключаемыми общественными благами, доступ к которым ограничен. Эти блага могут предлагаться фирмами, действующими с целью извлечения прибыли.

Примером перегружаемых благ может служить дорога. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным. Примером исключаемого блага может служить телевещание. Использование платежей и сборов за установку телевизоров помешает получению полезности теми, кто отказываются платить.

Исключаемые общественные блага - это такие блага, на которые легко назначить цену.

Чистые общественные блага, отличающиеся очень невысокой исключительностью, могут изготовляться и реализовываться в частном секторе посредством пакетирования (пакета) - объединения чистого общественного блага с другим благом, характеризующимся достаточным уровнем исключаемости, с целью участия всего пакета в операциях на рынке. Так, факт пакетирования был проиллюстрирован английским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 1991 г. Рональдом Гарри Коузом на частном владении маяками в Англии в XVII-XIX вв. при сборе маячных пошлин в портах за портовые услуги судам.

Однако если уровень исключаемости общественных благ невысокий для их изготовления в частном секторе экономики, то они могут выпускаться в государственном секторе. В этом случае издержки производства возмещаются за счет налогов, что дает возможность решить проблемы «безбилетника» (неплательщика за выгоду одного экономического агента за счет другого агента). Выпуск благ в государственном секторе отнюдь не предполагает обеспечения экономически эффективного количества их производства, но вместе с тем - это более оптимальное средство удовлетворения ими покупателей.

Кафедра «Экономики и Управления

Курсовая по экономической теории

на тему:

Общественные блага, как экономическая категория

Москва 2008 г.


Введение

4. Проблема «безбилетника»

5. Предоставление общественных благ посредством рынка

6. Предоставление общественных благ государством

Заключение

Список литературы


Введение

Важной функцией государства в рыночной экономике является производство общественных товаров и услуг (благ). Особенностью общественных благ является то, что их полезность распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.). Производство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необходимы обществу в целом, и государство берет на себя их производство.

Общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага обладают 2-мя характерными свойствами:

1. Несоперничество в потреблении

2. Неисключаемостью.

Несоперничество в потреблении состоит в том, что при увеличении количества потребителей какого-либо общественного блага никогда не снижается полезность, доставляемая каждому из потребителей. При предоставлении общественного блага индивидуальному потребителю предельные издержки = 0. А при увеличении потребителей реализуются условия Парето-улучшения (Парето-улучшениями называются такие изменения экономических ситуаций, при которых по сравнению с предыдущим состоянием никто не проигрывает и хотя бы некоторые участники экономической жизни выигрывают).

Неисключаемость состоит в том, что производитель общественного блага не имеет возможности по своему желанию отстранить какого-либо потребителя от пользования этим благом. Поставщики общественных благ не в состоянии вступать в обособленные экономические взаимоотношения с каждым из их потребителей.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

1. Классификация экономических благ

В основу классификации благ положены два критерия – степень доступности блага в потреблении и характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе его потребления. В соответствии с первым критерием выделяются признаки исключаемости или неисключаемости блага, со вторым – избирательности или неизбирательности блага.

Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность данного блага для других. В этом случае потребление блага возможно только на основе эквивалентного (рыночного) обмена. Неисключаемость в потреблении означает невозможность воспрепятствовать кому-либо участвовать в потреблении блага. В соответствии с данным принципом даже лица, не заплатившие за благо, не могут быть исключены из числа потребителей.

Избирательность в потреблении означает, что получение определённых выгод от потребления данного блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта. Суть данного признака проявляется в том, что потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага, отчего его иногда называют принципом конкурентности в потреблении. Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же выгод для других. Такое благо считается неконкурентным, и его потребление каким-либо субъектом в любом количестве не ограничивает объем его потребления для других субъектов. В соответствии с указанными критериями блага делятся на чистые и общественные.

Благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу, является чистым частным благом.

Чистое частное благо – это благо, обладающее признаками избирательности и исключаемости. Потребление такого блага одним субъектом препятствует тому же для других и приносит полезность только его владельцу. Покупка порции мороженого кем-либо исключает ее доступность для других, а заключенная в ней полезность потребляется исключительно покупателем. Обладая высокой степенью избирательности и исключаемости, такие блага могут быть оценены и проданы поштучно и в этом смысле наиболее приспособлены для рыночного оборота.

Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и потребляемое сообща, является чистым общественным благом.

Чистому общественному благу свойственны признаки неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничивает его полезность для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности, извлекаемой от нее другими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага. Чистые общественные блага обладают рядом специфических характеристик. Присущая им абсолютная неизбирательность означает, что 1) любое потребление кем-либо чистого общественного блага не влияет на предоставление его количества другим; 2) включение в потребление блага дополнительных потребителей не уменьшает выгод, извлекаемых от потребления блага существующими потребителями; 3) предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю.

Рис. №1. Предельные издержки предоставления чистого общественного блага


Характерная для чистых общественных благ полная неисключаемость указывает на то, что: 1) данные блага обладают неделимостью, следовательно, 2) не могут быть раздроблены на единицы индивидуального потребления и проданы поштучно, а значит, 3) потребляются сообща. В силу указанных особенностей чистые общественные блага не могут производиться посредством рынка. Главная их отличительная особенность заключается в том, что потребление такого блага всегда сопровождается положительным эффектом для всех. Поэтому суть проблемы чистых общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. Типичными примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, пожарная служба, органы правопорядка.

«Мир благ» не сводиться к чистым частным и чистым общественным благам. Во-первых, используемые для классификации благ признаки имеют разную степень проявления в отношении каждого отдельного блага. Оба блага могут обладать признаком, например, неисключаемости (исключаемости, избирательности, неизбирательности), однако одно из них в большей степени, а другое в меньшей. Во-вторых, характеризующие блага признаки могут иметь самые разные комбинации: избирательность – неисключаемость, исключаемость – неизбирательность. Места для парковки на общественной стоянке для автомобилей доступны для всех других, что придаёт ему признак избирательности. Блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости, называются общими благами, или благами совместного потребления. Их специфика состоит в том, что несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами, - общественные парки, пляжи, другие места общественного пользования, отчего их называют ещё коммунальными. Совместный характер потребления таких благ обуславливает высокую степень конкуренции в отношении их использования, которое подчинено принципу «первый пришел, первый использовал».

Конкурентность в потреблении блага может быть низкой. Прием телевизионного сигнала по кабельному телевидению одним субъектом не уменьшает возможностей того же для других пользователей, притом с нулевыми предельными издержками. Однако введение платы за подключение к сети является фактором исключаемости данного блага. Блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности, называются исключаемыми общественными, или коллективными благами. Ими могут быть кабельное телевидение, школьное обучение, библиотеки. Специфика данного типа благ заключается в том, что доступ к их потреблению может быть ограничен с незначительными издержками. В некоторых случаях степень неизбирательности блага снижается по мере роста его потребителей, и с определённого момента («точка перегрузки») предоставление такого блага дополнительному потреблению связано с ростом предельных издержек предоставление, т.е. снижением полезности для существующих потребителей. Блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определённого числа потребителей, называются перегружаемыми общественными благами. Типичные примеры таких благ – объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, паромные переправы) и культурного назначения (библиотеки, музеи и т.д.). По мере увеличения числа пользователей загруженность проезжей части растёт и скорость движения (полезность) снижается. Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступность блага для других только до определённого момента.


Рис.№2 Предельные издержки предоставлены перегружаемого общественного блага

В некоторых случаях, во избежание перегрузки, доступность к благу может быть ограничена узким кругом потребителей в виде особого объединения, ставящего своей целью совместное потребление определённого блага. Блага, доступность к потреблению которых ограничена членством в особых организациях, называются клубными благами. К таким благам можно отнести охотничьи хозяйства, теннисные корты, поля для гольфа и т.п., использование которых обусловлено членством в объединении потребителей благ. Потребители таких благ имеют возможность извлекать желательный объем полезности при меньших индивидуальных затратах.

2. Особенности спроса на общественные блага

Принцип убывающей полезности действует и в отношении спроса на чистое общественное благо. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо имеет нисходящий наклон, как и в случае с чистым частным благом. Однако за этой внешней схожестью скрываются существенные особенности:

¾ во-первых, являясь неделимым, чистое общественное благо потребляется всеми пользователями целиком. В отличие от чистого частного блага потребление чистого общественного блага не может быть скорректировано соответственно потребностям пользователя, а каждый из них может потреблять любое количество блага по соответствующей цене. Все пользователи потребляют одинаковое количество блага, а объём его потребления каждым потребителем равняется объёму предложения блага:

¾ во-вторых, поскольку все пользователи получат выгоды одновременно, а кривые их спроса представляют собой предельные полезности для каждого данного объема блага, то для каждого объема блага предельная общественная полезность от его потребления представляет собой сумму всех предельных индивидуальных полезностей:

Спрос на чистое общественное благо определяется уровнем его предельной полезности для потребителя при каждом данном уровне цены.

Отсюда следует два важных вывода. Первый состоит в том, что объём совокупного спроса на общественное благо равен сумме индивидуальных объёмов спроса для каждой данной цены. Второй заключаеться в том, что при спросе на чистое общественное благо цены, выражающая готовность потребителя платить за дополнительную единицу блага, не являеться переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо формируеться путём не горизонтального, а вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, представляясь в виде кривой общего желания платить за каждую дополнительную единицу блага.


Рис.№3 Спрос на чистое частное благо и на чистое общественное благо: а) спрос на чистое частное благо; б) спрос на чистое общественное благо

Совокупный спрос на чистые частные блага формируеться суммированием индивидуальных кривых спроса () по горизонтали. При цене спрос индивида А равен 1, индивида Б равен 2, индивида В равен 3. Следовательно, совокупный объем спроса при данной цене равен 1+2+3=6. В случае с чистыми общественными благами совокупный спрос формируется как сумма предельных полезностей для каждого индивида, представленных кривыми их спроса на общественное благо и . При объеме блага q = 4 индивид А готов заплатить за дополнительную единицу блага Р = 3, а индивид Б ¾ 8. Так как оба потребляют одинаковое количество блага, общая предельная полезность для них, т.е. готовность платить за дополнительную единицу блага, определяется сложением их предельных полезностей для данного объема предложения:

т.е. путём вертикального суммирования.

Анализируя особенности формирования спроса на чистое общественное благо, следует обратить внимание на одно существенное обстоятельство. Спрос на чистое общественное благо отражает индивидуальные предельные полезности пользователей, а готовность платить при потреблении одинакового его объема у каждого отдельного отребителя разная. Следовательно, в случае с чистыми общественными благами (в отличие от чистых частных благ) соответствия между суммой, которую готов заплатить каждый отдельный потребитель за дополнительную единицу блага, и издержками его производства не существует.

3. Эффективный объем общественного блага

Предоставление чистого общественного блага для одного лица сопровождается положительными внешними выгодами для всех, а включение в процесс его потребления дополнительных пользователей не приводит к снижению полезности для существующих потребителей.

Поэтому общество заинтересовано в обеспечении подобными благами всех потенциальных потребителей, в чем и состоит суть проблемы определения эффективного (оптимального) объема производства чистого общественного блага.

Решение этой проблемы обусловлено применением общего принципа принятия оптимальных решений - благо должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды от дополнительной единицы блага должны уравниваться с предельными общественными издержками его производства, т.е. при MSB = MSC.

В отношении чистых общественных благ специфика определения оптимального объема производства блага связана с тем, что предельная выгода от предоставления дополнительной единицы блага распространяется на всех потребителей, и в этом смысле предельная выгода от дополнительной единицы чистого общественного блага представляет собой сумму предельных выгод всех потребителей (). Следовательно, эффективный объем чистого общественного блага - это объем, при котором предельные общественные выгоды, выраженные как сумма предельных выгод всех потребителей, равны предельным общественным издержкам производства блага:

Эффективным является тот объем чистого общественного блага, при котором предельные общественные выгоды от потребления блага равны предельным издержкам его производства.

На рисунке №5 спрос на чистое общественное благо субъекта А отражен как , а субъекта Б - как . При этом готовность субъекта А платить за дополнительную единицу блага, например еще один канал общественного телевидения, при объеме Q* составит величину а, а субъекта Б - b. Их общая готовность платить составит (а + b). Если предельные издержки производства блага - МС, то эффективным будет тот объем чистого общественного блага, для которого общая готовность платить за благо равна предельным издержкам его производства, т.е. точка пересечения их кривых.

Рис. №4 Оптимальный объем чистого общественного блага

В нашем случае это Q*, так как

MC(Q*) = (а + b).

Любое отклонение кривой МС от этой точки означало бы необходимость уменьшить или увеличить производство чистого общественного блага.

Рис. №5 Оптимальный объем общественного блага

Анализируя механизм установления эффективного объема производства чистого общественного блага, следует обратить внимание на два обстоятельства:

1) отсутствие соответствия между предельными издержками производства блага и денежной суммой, которую готов заплатить за него каждый отдельный субъект;

2) объем производства чистого общественного блага будет оптимальным только при условии, что валовые издержки его производства (область под кривой предельных издержек до точки Q *) не будут превышать затрат, которые общество готово заплатить (область под кривой общей готовности платить до точки Q *).

В связи с этим возникают два аспекта проблемы.

Первый аспект связан с механизмом достижения эффективного объема производства блага. Как следует из приведенного рисунка, потребляя благо индивидуально и руководствуясь при этом принципом MB = МС, ни один из потребителей не готов оплатить предоставление чистого общественного блага в объеме Q* и спрос на него был бы нулевым. Непредоставление блага в означенном объеме привело бы к снижению полезности для обоих субъектов, так как

Напротив, совместное потребление блага не только позволяет достичь эффективного объема его потребления, но и способствует росту благосостояния всех его потребителей - потребление чистого общественного блага одним потребителем не снижает его полезности для других. Следовательно, достижение эффективного объема производства чистого общественного блага требует кооперации потребителей .

Второй аспект касается принципа финансирования производства чистого общественного блага. Так как чистое общественное благо предоставляется всем пользователям в одинаковом объеме, то казалось бы логичным взимать с потребителей одинаковую плату. Однако, как можно увидеть из приведенного рисунка, установление подобной платы (с) приведет к тому, что субъект А вынужден будет фактически прекратить потребление блага из-за превышения налогом получаемых им предельных выгод. У потребителя Б готовность платить выше и он будет продолжать предъявлять спрос. Но он вынужден будет платить больше , причем за меньший объем . Оба потребителя извлекли бы большую пользу, если бы потребитель А платил меньше, а потребитель Б - больше, на что последний с готовностью согласится, так как в этом случае извлекаемая им полезность вырастет, а затраты снизятся. Следовательно, применение единой ставки оплаты чистых общественных благ для имеющих разный уровень предельной полезности потребителей не является эффективным с точки зрения критерия эффективности Парето.

5. Проблема «безбилетника»

Достижение эффективного объема производства чистого общественного блага предполагает наличие достоверных данных о предельных выгодах всех потребителей блага. Между тем пользователи знают, что в случае с общественными благами получение ими выгод возможно и без участия в возмещении издержек по его производству, так как предоставление блага кому-либо не препятствует его потреблению другими бесплатно - признак неисключаемости. Это обусловливает склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или по меньшей мере минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление получило название проблемы «безбилетника» или «зайцев». Она возникает всегда, когда существуют трудности интернализации положительных внешних эффектов.

Возможность бесплатного потребления общественных благ обусловливает неэффективность при их производстве.

Суть проблемы «безбилетника» заключается в том, что, стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «безбилетники» занижают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага и, следовательно, к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. В конечном счете, учитывая наличие склонности к минимизации затрат как признака рационального поведения у каждого потребителя, мы можем столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Таким образом, существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. В связи с этим реализация задачи предоставления общественных благ сводится к решению двух вопросов:

1) как обеспечить производство общественных благ при наличии «зайцев»;

2) как при этом достичь эффективного объема общественного блага.

6. Предоставление общественных благ посредством рынка

Возможности рынка в предоставлении общественных благ - это исключающие принудительное участие способы финансирования их производства. На практике это означает, что предоставление общественных благ осуществляется частным сектором, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Существует несколько способов такого подключения.

1. Исключение «безбилетников». Наиболее простым методом их исключения является ограничение доступа к потреблению блага. Когда издержки ограничения доступа к благу низки, то даже обладающее неизбирательностью благо может продаваться тем же способом, что и частное благо.

Исключаемые общественные блага представляют собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления. Абонементная плата за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, а также продажа билетов на различного рода зрелищные мероприятия - это типичные примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ.

Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ. Перегрузка в потреблении блага приводит к ограничению полезности и, таким образом, к снижению эффективности. В этом случае введение платы, равной предельным издержкам предоставления, способствовало бы росту эффективности. Примером такого подхода могут служить платные автострады и другие объекты транспортной инфраструктуры.

Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, скажем при внесении взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.

Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя (момент покупки и момент использования разделены), а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса. Чаще всего он находит применение в отношении клубных благ, каковыми являются бассейны, площадки для гольфа и тенниса, охотничьи хозяйства и т.п. И хотя в этом случае могут возникать некоторые ограничения в доступе к благу в каждый данный момент, совместное потребление приносит ощутимую выгоду, так как для отдельного потребителя предельные издержки потребления блага ниже средних издержек его производства.

Рассматривая рыночные способы предоставления общественных благ, следует учитывать, что, способствуя решению проблемы «безбилетника», они сопровождаются неэффективностью, возникающей вследствие исключения из потребления части потребителей, так как предельные издержки предоставления им блага равны нулю.

2. Взаимообусловленное финансирование. Один из методов такого финансирования - увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете. В этом случае финансирование производства общественного блага обеспечивается посредством рыночного оборота частного блага. Так, финансирование общественного радио-и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников. Другим методом подобного рода является продажа побочных продуктов. Плата за рекламные объявления и ролики может использоваться для финансирования общественного радио и телевидения, плата, взимаемая за рекламные щиты вдоль дорог, - для финансирований транспортной инфраструктуры. Конечно, достижения эффективного объема общественного блага взаимообусловленное финансирование обеспечить не может. Тем не менее оно способно содействовать приближению к искомому оптимуму.

3. Субсидирование. Финансирование производства общественных благ может осуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают (готовы мириться с проблемой «безбилетника») возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды - общественный имидж. Финансируемое таким способом производство общественных благ не может осуществляться на социально эффективном уровне, поскольку не может быть выше уровня предельной полезности, получаемой спонсорами. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных. Хотя рынок обладает ограниченными возможностями в предоставлении общественных благ, использование ценового механизма способствует росту эффективности их производства.

7. Предоставление общественных благ государством

В случаях, когда возникающие при потреблении благ положительные внешние эффекты не поддаются интернализации, предоставление подобных общественных благ может быть обеспечено только государством. Обычно это чистые общественные блага. Между тем не всякое предоставляемое государством благо является чистым общественным благом. Иногда даже обладающие высокой степенью исключаемое™ блага предоставляются только государством. Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо сильно дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения связано с высокими издержками или приводит к значительному и устойчивому недопроизводству общественного блага, а значит, уменьшению совокупной полезности. Поэтому подобные общественные блага предоставляются государством.

Формы участия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными - от непосредственного производства блага (национальная оборона, пожарная охрана) до финансирования производимых частным сектором общественных благ (уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи). Однако суть их одна - производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан как метода решения проблемы «безбилетника».

Государство выступает поставщиком общественных благ тогда, когда возникающие при их потреблении положительные внешние эффекты невозможно интернализировать или это связано с большими издержками, при этом их производство финансируется за счет налогов, взимаемых в принудительном порядке.

Предоставление общественных благ посредством государства не означает автоматического достижения эффективного объема производства общественных благ. Применение налогового механизма уже само по себе порождает ряд проблем, связанных с достижением эффективного объема их производства. С одной стороны, предоставление общественного блага всем потребителям в одинаковом объеме предполагает применение принципа равного участия в его финансировании. С другой стороны, различия в предельной полезности от потребления блага для разных пользователей обусловливают неравную их склонность к оплате потребляемого объема общественного блага. И если в первом случае речь идет о реализации принципа справедливости, то во втором - эффективности. Введение единой платы, несомненно, обеспечит справедливость. Однако ее следствием будет падение объема общественных благ ниже эффективного из-за склонности лиц с низкими доходами к ограничению финансирования их производства в целях снижения налога. Проигрывают в этом случае и граждане, имеющие высокие доходы, так как будут потреблять общественных благ меньше, чем хотели бы. Применение дифференцированной ставки налога способствовало бы устранению неэффективности, обусловленной сокращением объема производства общественных благ. Учитывая, что склонность платить есть возрастающая функция дохода и в этом смысле обусловлена не вкусовыми различиями разных категорий потребителей, а уровнем их доходов, то лица с высокими доходами только выиграли бы, получив возможность потреблять больше. При этом, правда, проблема трансформируется в вопрос о степени дифференциации налога, решение которого осложнено трудностями выявления предпочтений потребителей тех или иных общественных благ.

Заключение

Российское общество заинтересовано в развитии рыночной модели экономики, ибо оно объективно ведет и к укреплению демократии. Ведь последовательное утверждение рыночных принципов означает, во-первых, завершение формирования единого национального рыночного пространства, во-вторых, полновесную поддержку конкуренции на всех рынках и бескомпромиссную борьбу с монополизмом, в-третьих, создание равных возможностей для всех форм собственности и предпринимательства, в-четвертых, производство в достаточном количестве и качестве общественных благ – здравоохранение, образование, наука, культура, охрана окружающей среды и др., в-пятых, оптимальное включение экономики России в мировое хозяйство с обеспечением ее конкурентоспособности и национальных интересов, в-шестых, рост благосостояния общества и создание условий для расширенного воспроизводства населения России, в-седьмых, формирование экономической основы для становления и развития демократических институтов в стране.

Обеспечение производства общественных благ – первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности соответствующего сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса. Создание соответствующей системы бюджетно-налоговых и других институтов воспроизводства общественных благ, можно надеяться, приведет к задействованию в этой области механизма конкуренции – главного двигателя общественного прогресса.

Список литературы

1. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика – М., 2008, гл. 13.

2. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика – М., 2007, гл.1.

3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика – Питер, 2007

4. Экономика /Под ред. А.С. Булатова – М., 2007, гл.2.

5. Ресурсы интернета

Решение: Общественное благо – благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и которое потребляется сообща. Оно обладает признаками неисключаемости и неконкурентности в потреблении.

ЗАДАНИЕ N 2


Решение: Общественные блага характеризуются неисключаемостью из потребления и неконкурентностью в потреблении. Совместно этими свойствами из представленного перечня обладает лишь освещение улиц города.


ЗАДАНИЕ N 3
Примером общественного блага может служить …


Решение: Общественные блага характеризуются неисключаемостью из потребления и неконкурентностью в потреблении. Совместно этими свойствами из представленного перечня обладает лишь противопожарная охрана.


ЗАДАНИЕ N 4
В отношении такого отрицательного как выброс загрязняющих веществ в атмосферу в качестве меры снижения их объема следует ввести …


Решение: Корректирующий (пигулианский) налог как способ регулирования отрицательных внешних эффектов может устанавливаться как в отношении производимых благ, так и в отношении вредных выбросов. Его введение приводит к росту предельных частных издержек до уровня предельных общественных издержек.


ЗАДАНИЕ N 5
Использование ускоренной амортизации природоохранного оборудования направлено на решение проблемы …

Решение: Использование ускоренной амортизации природоохранного оборудования позволяет увеличить амортизационный фонд для будущих инвестиций и сократить уровень налогооблагаемой прибыли. Это инструмент решения проблемы загрязнения окружающей среды отходами производств, которая является проблемой отрицательных внешних эффектов производства.

ЗАДАНИЕ N 6
Замена использования в крупных городах личного автотранспорта велосипедами является примером решения проблемы …

Решение: Ухудшение качества воздуха из-за выбросов от личных автомобилей представляет собой достаточно острую проблему в городах. С экономической точки зрения она является проблемой отрицательного внешнего эффекта потребления, поскольку возникает в сфере потребления и вызывает дополнительные издержки третьих лиц, не являющихся ни производителями, ни потребителями данного вида автотранспорта.

ЗАДАНИЕ N 7
Производство экологически безопасных моющих средств можно увеличить за счет использования следующего экономического инструмента: …

Решение: Расширение объемов производства экологически безопасных моющих средств направлено на решение проблемы отрицательных внешних эффектов, возникающих при производстве и потреблении обычных моющих средств. Данной цели можно добиться за счет введения корректирующих субсидий для производителей экологически безопасных моющих средств, что позволит увеличить объем их производства.

ЗАДАНИЕ N 8
Человек, чьи соседи осуществляют капитальный ремонт своей квартиры, является получателем …

Решение: Отрицательные внешние эффекты имеют место в том случае, когда деятельность экономических субъектов наносит ущерб третьим лицам (например, человеку, проживающему рядом с людьми, осуществляющими капитальный ремонт). Внешние эффекты потребления возникают в сфере производства (ремонт квартиры).

ЗАДАНИЕ N 9
Введение энергетических экологических налогов на горюче-смазочные материалы и тару для их хранения позволяет решить проблему …

Решение: Введение энергетических экологических налогов представляет собой использование корректирующих (пигулианских) налогов как способа регулирования проблемы отрицательных внешних эффектов. В данном случае они устанавливаются в отношении потребляемых благ, приводя к росту цен на такие блага и сокращению объема их продаж.

ЗАДАНИЕ N 10
Примером корректирующих субсидий как способа решения проблемы положительных внешних эффектов является …

Решение: Введение корректирующих субсидий как способа регулирования положительных внешних эффектов приводит к росту объемов продаж и снижению цены продаж как при субсидировании спроса, так и при субсидировании предложения. Налоговые льготы производителям экологически чистой продукции приведут к расширению предложения такой продукции.

ЗАДАНИЕ N 11
Применение пестицидов для защиты посевов от вредных насекомых одновременно может погубить расположенные в 5 км от обрабатываемых посевов пасеки. Это пример деятельности, порождающей …

ЗАДАНИЕ N 12
Один из жителей многоквартирного дома, живущий на первом этаже, установил рядом со своим подъездом удобную скамейку и разбил цветник. Это пример деятельности, порождающей …

Решение: Положительные внешние эффекты имеют место, когда деятельность экономических субъектов приносит выгоду третьим лицам. Внешние эффекты потребления возникают в сфере потребления.

ЗАДАНИЕ N 13
Свалки промышленных отходов, уменьшающие площадь занятых в хозяйственном обороте земель и снижающие показатели качества окружающей природной среды, являются причиной …

ЗАДАНИЕ N 14
Использование синтетических моющих средств в быту оказывает негативное воздействие на водоемы, в которые попадают отходы от их использования. Это пример …


Эластичность

ЗАДАНИЕ N 1
С ростом предложения ипотечных кредитов вырос спрос на кирпич, что привело к росту цен на него на 10 %. Объем предложения кирпича увеличился с 500 млн до 800 млн штук. Это характеризует предложение кирпича как …

Решение:
, где ΔQ S – изменение объема предложения, Q S0 – первоначальный объем спроса, ΔP – изменение цены, P 0 – первоначальное значение цены.
Следовательно, коэффициент эластичности предложения по цене будет в данном случае равен .

ЗАДАНИЕ N 2

Решение:
, где – изменение объема спроса на товар, выраженное в процентах,
– изменение цены товара, выраженное в процентах.

ЗАДАНИЕ N 3
В результате уменьшения сезонного спроса произошло падение цен на арбузы с 15 до 10 руб. за килограмм. Величина предложения осталась неизменной . Это говорит о том, что предложение товара является …

Решение: Коэффициент эластичности предложения по цене характеризует изменение предложения на тот или иной товар в зависимости от изменения цены и рассчитывается по формуле:
, где ΔQ S – изменение объема предложения, Q S0 – первоначальный объем предложения, ΔP – изменение цены, P 0 – первоначальное значение цены.
Следовательно, коэффициент эластичности предложения по цене будет в данном случае равен . Значит, предложение арбузов абсолютно неэластично - при любом изменении цены объем предложения останется на том же уровне.

ЗАДАНИЕ N 4
С ростом цены гречки в 4 раза спрос на макаронные изделия вырос в 3 раза. Это говорит о том, что эти товары являются взаимозаменяющими с коэффициентом перекрестной эластичности спроса на макаронные изделия …


0,75
1,5

Решение:


Следовательно, коэффициент эластичности спроса на макаронные изделия по цене гречки будет равен . Поскольку коэффициент перекрестной эластичности имеет значение больше нуля, то данные товары являются взаимозаменяющими , и рост цен на гречку приведет к росту спроса на макаронные изделия.

ЗАДАНИЕ N 5
Если коэффициент эластичности спроса по доходу равен 1,6, то при снижении реальных доходов населения на 5%, спрос на данный товар ______ %.

Решение:

Следовательно, изменение спроса можно определить как произведение значений коэффициента эластичности и относительного (в процентах) изменения доходов населения: . Отрицательное значение показателя говорит о его снижении.

ЗАДАНИЕ N 6
Если увеличение цены проезда на троллейбус с 10 до 12 рублей привело к росту перевозок на маршрутных такси на 30%, то это говорит о том, что проезд в троллейбусе и проезд в маршрутном такси как товары являются …

Решение: Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает зависимость изменения спроса на один товар от цены на другой и рассчитывается по формуле:
, где ΔQ a – изменение объема спроса на товар А, Q 0a – первоначальный объем спроса на товар А, ΔP b – изменение цены товара B, Р 0b – первоначальное значение цены товара В.
Следовательно, коэффициент эластичности спроса на проезд в маршрутном такси будет равен
. Поскольку коэффициент перекрестной эластичности имеет значение больше нуля, то данные товары являются взаимозаменяющими, и рост цен на проезд в троллейбусе приведет к росту спроса на проезд в маршрутном такси.

ЗАДАНИЕ N 7
Снижение средних реальных доходов населения с 12 до 10 тыс. ден. ед. привело к снижению спроса на мебель на 33%. Значение эластичности спроса по доходу, равное ___, характеризует данный товар как …

Решение: Коэффициент эластичности спроса по доходам характеризует изменение спроса на тот или иной товар в зависимости от изменения доходов потребителей и рассчитывается по формуле:
, где ΔQ – изменение объема спроса, Q 0 – первоначальный объем спроса,
ΔI – изменение доходов населения, I 0 – первоначальное значение доходов населения.
.А значит, мебель относится к предметам роскоши, и спрос на нее растет (падает) быстрее, чем растет (падает) доход (спрос эластичен по доходу, о чем говорит значение коэффициента больше 1).

ЗАДАНИЕ N 8
Известно, что коэффициент перекрестной эластичности спроса на макаронные изделия по цене гречки равен и цена гречки выросла в 4 раза. Это позволяет сделать вывод о том, что спрос на макаронные изделия вырос на ___ %.



Решение: Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает зависимость изменения спроса на один товар от цены на другой и рассчитывается по формуле:

, где ΔQ a – изменение объема спроса на товар А, Q 0a – первоначальный объем спроса на товар А, ΔP b – изменение цены товара B, Р 0b – первоначальное значение цены товара В.
Следовательно, изменение спроса можно определить как произведение значений коэффициента эластичности и относительного (в процентах) изменения цены: .

ЗАДАНИЕ N 9
Известно, что при цене 55 руб. за бутылку лимонада объем продаж составляет 120 бутылок в неделю, а по цене 25 руб. – 980 бутылок. Это позволяет сделать вывод о том, что спрос на лимонад является _______, поскольку коэффициент дуговой эластичности спроса по цене равен …

Решение: Коэффициент дуговой эластичности спроса по цене характеризует изменение спроса на тот или иной товар в зависимости от изменения цены и в данном случае равен:
,

Где Q – объем продаж, P – значение цены.
Поскольку коэффициент больше 1, спрос на лимонад является эластичным по цене.

ЗАДАНИЕ N 10
Известно, что при росте средних реальных доходов населения на 5% спрос на стиральные машины вырос на 10%. Значение эластичности спроса по доходу, равное ___, характеризует данный товар как …

Решение: Коэффициент эластичности спроса по доходам характеризует изменение спроса на тот или иной товар в зависимости от изменения доходов потребителей и рассчитывается по формуле:
, где ΔQ – изменение объема спроса, Q 0 – первоначальный объем спроса, ΔI – изменение доходов населения, I 0 – первоначальное значение доходов населения.
Следовательно, коэффициент эластичности спроса по доходам равен .
А значит, стиральные машины относятся к предметам длительного пользования и роскоши, и спрос на них растет (падает) быстрее, чем растет (падает) доход (спрос эластичен по доходу, о чем говорит значение коэффициента больше 1).

ЗАДАНИЕ N 11
Рост дохода потребителей увеличил продажи чайных сервизов на 25 %, при этом цена на сервизы выросла с 1000 до 1400 ден. ед. Это позволяет сделать вывод о том, что эластичность спроса на чайные сервизы равна …


Решение: Эластичность – коэффициент, показывающий степень изменения одной переменной при изменении другой переменной. В нашем примере


ЗАДАНИЕ N 12
Известно, что эластичность спроса по доходу на данный товар равна 6. Доход потребителя ______, что привело к росту спроса на товар на 18 %.


Решение: Эластичность – коэффициент, показывающий степень изменения одной переменной при изменении другой переменной. Эластичность спроса по доходу характеризует изменение спроса на товар под влиянием изменения доходов потребителя.


В общем виде расчет коэффициента эластичности спроса по доходу можно представить как , Отсюда изменение дохода потребителя равно

ЗАДАНИЕ N 13
Эластичность спроса по цене равна 0,75. Изменение спроса на товар составило 15%. Для увеличения выручки цену товара следует …

Решение: Для определения направления ценовой политики необходимо знать эластичность спроса по цене. В данном случае коэффициент эластичности спроса по цене меньше 1, это говорит о том, что спрос неэластичен по цене и для увеличения выручки следует увеличивать цену. Для расчета величины изменения цены нужно знать формулу определения коэффициента эластичности спроса по цене: , где – изменение объема спроса на товар, выраженное в процентах, – изменение цены товара, выраженное в процентах.
Следовательно, искомое значение изменения цены может быть выражено из формулы , где

ЗАДАНИЕ N 14
Известно, что эластичность спроса по доходу на данный товар составляет –0,4. Тогда рост денежных доходов потребителя на 6 % приведет к …


Решение: Эластичность – коэффициент, показывающий степень изменения одной переменной при изменении другой переменной.


Т.е. изменение объема спроса составило .

ЗАДАНИЕ N 16
Известно, что спрос на товар А с ростом цены на товар В на 5 % уменьшился на 3,5 %. Коэффициент перекрестной эластичности спроса равен …


Решение: Перекрестная эластичность спроса характеризует степень изменения объема спроса на один товар при изменении цены другого товара и рассчитывается по формуле:


В нашем примере
Коэффициент меньше нуля, следовательно, товары взаимодополняемые .

ЗАДАНИЕ N 17


Увеличение предложения сельскохозяйственной продукции вызвало сезонное снижение цен. Коэффициент эластичности, рассчитанный по формуле дуговой эластичности, при переходе от равновесного состояния S" к новому равновесному состоянию равен …


5/7
1/10
1/2
7/9

Решение: Увеличение предложения графически отразится в сдвиге кривой предложения из положения S" в положение S"". Дуговая эластичность спроса по цене рассчитывается по формуле


ЗАДАНИЕ N 19

На графике представлена ситуация на рынке сельскохозяйственной продукции.


Уменьшение предложения сельскохозяйственной продукции вызвало сезонное снижение цен. При переходе от равновесного состояния S" к новому равновесному состоянию спрос можно охарактеризовать как (рассчитать по формуле точечной эластичности) …


Решение: Увеличение предложения графически отразится в сдвиге кривой предложения из положения S" в положение S. Точечная эластичность спроса по цене


Поскольку коэффициент равен 0,5 (меньше 1), то это говорит о том, что спрос неэластичен.


Поведение потребителя

ЗАДАНИЕ N 1


Уменьшение номинального дохода потребителя при прочих равных условиях станет причиной появления нового равновесного набора товаров X и Y, в котором будет …


Решение: Уменьшение номинального дохода потребителя при прочих равных условиях делает его реально богаче, то есть он может купить меньше и товара X, и товара Y. На графике это отразится параллельным сдвигом линии бюджетного ограничения влево:



ЗАДАНИЕ N 2
На рисунке показана ситуация равновесия потребителя при заданных ценах на товары X и Y и номинальной величине дохода потребителя:


Увеличение номинального дохода потребителя при прочих равных условиях станет причиной появления нового равновесного набора товаров X и Y, в котором будет …


Решение: Увеличение номинального дохода потребителя при прочих равных условиях делает его реально богаче, то есть он может купить больше и товара X, и товара Y. На графике это отразится параллельным сдвигом линии бюджетного ограничения вправо:

На рисунке красным цветом показана новая линия бюджетного ограничения и отражено направление изменения объемов потребления товаров.


ЗАДАНИЕ N 3
Два студента решили на спор съесть 50 эклеров. Предельная полезность последнего эклера будет…


Решение: Предельная полезность – это приращение полезности, которую получает потребитель, приобретая дополнительную единицу товара.


Каждая новая единица приносит человеку все меньшую полезность, то есть с каждой новой покупкой предельная полезность снижается и может достигнуть нуля , если благо не приносит потребителю никакой полезности . Предельная полезность может принять отрицательное значение, в случае если потребление дополнительной единицы блага будет приносить вред здоровью.
Употребление 50 эклеров одновременно принесет вред здоровью потребителя . Следовательно, предельная полезность последнего эклера будет отрицательной.

ЗАДАНИЕ N 4
По сравнению с имеющейся сумкой для ноутбука предельная полезность дополнительной сумки, подходящей к цветовой гамме осеннего гардероба, будет …


Решение: Каждая новая единица приносит человеку все меньшую полезность , то есть с каждой новой покупкой предельная полезность снижается.


ЗАДАНИЕ N 5
Нумизмат, приобретая новую монету в свою коллекцию, получает _____________ предельную полезность.


Решение: В случае усиления желания приобретать все новые экземпляры в коллекцию, каждая новая единица товара приносит человеку все бо льшую полезность .


ЗАДАНИЕ N 6
Снижение стоимости одной минуты разговора при прочих равных условиях привело к уменьшению общего объема высылаемых sms-сообщений. Это пример проявления эффекта …


Решение: Снижение цены нормального товара проявляется в эффектах дохода и замещения. Когда потребители начинают покупать больше того товара, который стал относительно дешевле (в данном случае минут разговоров), снижая потребление товара, который стал относительно дороже (sms-сообщений), проявляется эффект замещения.


ЗАДАНИЕ N 7


Решение:


ЗАДАНИЕ N 8
В прошлом году наблюдалось появление большого количества людей в одежде бирюзового цвета. Это является примером эффекта потребительского поведения под названием «эффект _________ ».

Решение: В теории потребительского поведения выделяют три социальных эффекта потребительского поведения:

1) эффект присоединения к большинству – потребитель, не желая отставать от других, приобретает «модный» товар, то есть он своим спросом поддерживает мнение остальных;

2) эффект сноба (противопоставляющего поведения) – потребитель, не желая быть, как все, приобретает не то, что другие, то есть он не поддерживает индивидуальным спросом мнение остальных;

3) эффект Веблена (демонстративного поведения) – потребитель приобретает товар по более высокой цене для демонстрации своего статуса.
В данном случае описан эффект присоединения к большинству.

ЗАДАНИЕ N 9
Покупка бизнесменом дорогостоящего мобильного телефона элитной марки в теории потребительского поведения характеризуется как «эффект _________ ».


Решение: В данном случае описан эффект Веблена.


ЗАДАНИЕ N 10


Решение: В данном случае описан эффект сноба.


ЗАДАНИЕ N 11
Создание собственного стиля, абсолютно непохожего на других, в теории потребительского поведения характеризуется как «эффект _________ ».


Решение: Эффект сноба .


ЗАДАНИЕ N 12
Студент Н. в отличие от других студентов его группы предпочитает перьевые ручки всем остальным (шариковым, гелевым). Это является примером эффекта потребительского поведения под названием «эффект _________ ».


Решение: В данном случае описан эффект сноба.


ЗАДАНИЕ N 13
Девушки как потребители приобретают цветные резиновые сапоги даже при отсутствии климатической необходимости в пользовании ими из-за модных тенденций. Это является примером эффекта потребительского поведения под названием «эффект _________ ».


Решение: В данном случае описан эффект присоединения к большинству .


ЗАДАНИЕ N 14
Снижение стоимости одной минуты разговора при прочих равных условиях позволяет пользователям сотовой связи увеличить общее время разговоров. Это пример проявления эффекта …

Решение: Снижение цены нормального товара проявляется в эффектах дохода и замещения. Возможность потребителя купить то же количество товара за меньшие деньги или большее количество данного товара за те же деньги означает увеличение реального дохода потребителя. Так проявляется эффект дохода.

ЗАДАНИЕ N 15
Дополнительный стакан кваса обладает ____________ предельной полезностью по сравнению с предыдущим в течение непрерывного питья.

ЗАДАНИЕ N 16
Первая порция мороженого обладает ___________ предельной полезностью по сравнению с последней в течение одного дня.

Решение: Полезность представляет собой субъективную оценку потребителем ценности некоторого блага, которое может удовлетворить его потребности. Термин «предельная полезность» означает, что речь идет о полезности дополнительной (еще одной) единицы потребляемого блага. Поскольку каждая дополнительная единица блага удовлетворяет все менее насущную потребность, то величина предельной полезности с постоянным ростом объема потребления снижается.

  • Антибиотики группы пенициллина: механизмы действия, классификация, противомикробный спектр, применение, побочные эффекты.
  • Антигистаминные препараты: классификация, механизм действия, показания к применению, противопоказания и побочные эффекты.
  • Антидепрессанты. Классификация. Фармакодинамика. Показания к назначе­нию. Побочные эффекты и осложнения при применении.
  • Антиретровирусные и противогерпетические средства: классификация, механизмы действия, применение, побочные эффекты.
  • Б) Общественные движения в России во второй половине XIX в.
  • Билет № 31 (Полезность блага и теория потребительского поведения.)