Возмещение затрат связанных с обучением. Теория всего

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении этой задачи применительно к курсу «Макроэкономика». Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Издание предназначено студентам вузов.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Макроэкономика: конспект лекций (Владимир Шевчук) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Тема 2. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Система национальных счетов. Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов (полное название: система счетов национального продукта и дохода ). Система национальных счетов была разработана в конце 1920-х гг. группой американских ученых, сотрудников Национального бюро экономических исследований, под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца.

Попытки разработать систему макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние национальной экономики, предпринимались в разных странах еще в годы Первой мировой войны; тогда это делалось с целью оценки военного и экономического потенциала воюющих держав. Дальнейшее развитие эти стремления получили в середине 1920-х гг. в период бурного подъема экономики развитых стран (так называемый период процветания). Их целью было прогнозирование тенденций экономического развития. Причем исследования проводились не только в специально созданной в начале 1920-х гг. в США частной организации – Национальном бюро экономических исследований, где эту работу возглавил известный американский экономист Уэсли Клер Митчелл, занимавшийся изучением проблем экономического цикла (что невозможно при отсутствии системы макроэкономических показателей). Параллельно работы в этом направлении велись и в Советской России во всероссийском (а впоследствии всесоюзном) Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) в связи с необходимостью разработки пятилетних планов развития экономики страны, а также для оценки тенденций развития мировой экономики и перспектив мировой революции.

В октябре 1929 г. разразился крах на Нью-Йоркской фондовой бирже, положивший начало самому глубокому и продолжительному мировому экономическому кризису – Великому краху, или Великой депрессии 1929–1933 гг. В связи с этим уже в начале 1930 г. конгресс США принял постановление о необходимости разработки системы индикаторов (показателей), которые позволили бы оценить состояние американской экономики. Практически такая система уже была создана.

После Второй мировой войны большинство стран в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в системе национальных счетов, что позволяет производить макроэкономические сопоставления по разным странам мира. Россия (СССР) начала использовать эту методику с 1987 г.

Система национальных счетов (СНС) – это совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики.

СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства) – валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый внутренний продукт (ЧВП) и три показателя совокупного дохода – национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД).

До конца 1980-х гг. основным показателем, характеризующим совокупный объем производства, был показатель ВНП. В современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета ВНП из-за того, что национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал ВВП.

Валовой внутренний продукт – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны с помощью как национальных (принадлежащих гражданам страны), так и иностранных (принадлежащих иностранцам) факторов производства в течение одного года . Разберем данное определение подробно, концентрируя внимание отдельно на каждом его слове.

1. Совокупная : ВВП – это агрегированный показатель, характеризующий весь объем производства, совокупный выпуск.

2. Рыночная : в стоимость ВВП включаются только официальные рыночные сделки, т. е. те, которые прошли через процесс купли-продажи и были официально зарегистрированы. Поэтому в ВВП не включаются : а) труд на себя (когда человек сам себе строит дом, вяжет свитер, ремонтирует квартиру; мастер сам себе чинит телевизор или автомобиль; парикмахер делает себе прическу и т. п.); б) труд на безвозмездной основе (дружеская помощь соседу в починке забора, приятелю в производстве ремонта, знакомому, чтобы довезти его до аэропорта, и др.); в) стоимость товаров и услуг, производимых теневой экономикой.

Что касается последней, то, хотя продажа продукции, произведенной подпольно, является рыночной сделкой, однако она официально не регистрируется и не фиксируется налоговыми органами. Объем производства этого «сектора» экономики составляет в развитых странах от трети до половины совокупного выпуска. Под теневой экономикой понимаются те виды производств и деятельности, которые официально не зарегистрированы и не учитываются национальными статистическими и налоговыми службами. К теневой экономике, таким образом, относятся не только незаконные виды деятельности (наркобизнес, подпольные притоны и игорные дома), но и вполне легальные виды, прибыль от которых, однако, укрывается от уплаты налогов. Для оценки доли теневой экономики не существует прямых методов подсчета, и, как правило, используются косвенные методы, такие как дополнительный расход электроэнергии сверх необходимого для обеспечения официального производства и дополнительная денежная масса (количество денег) в обращении сверх необходимой для обслуживания официальных сделок.

3. Стоимость : ВВП измеряет национальный объем производства в денежном выражении, т. е. в стоимостной форме, поскольку иначе невозможно «сложить» яблоки с дубленками, автомобилями, компьютерами, CD-плейерами, пепси-колой и т. д. Деньги служат всеобщим эквивалентом стоимости всех товаров, единым измерителем, позволяющим оценить ценность всех разнообразных видов товаров и услуг.

4. Конечных : вся продукция, производимая экономикой, делится на конечную и промежуточную. Конечной называется продукция, которая идет в конечное потребление и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи. Промежуточная продукция идет в дальнейший процесс производства или перепродажу. Как правило, к промежуточной продукции относят сырье, материалы, полуфабрикаты и т. п. Однако в зависимости от способа использования один и тот же товар может быть и промежуточным продуктом, и конечным. Например, мясо, купленное домохозяйкой для борща, является конечным продуктом, так как пошло в конечное потребление, а мясо, купленное и вложенное в чизбургер, – промежуточным, так как будет подвергнуто переработке в чизбургер, который и будет в данном случае конечным продуктом.

В ВВП включается только стоимость конечной продукции, с тем чтобы избежать повторного (двойного) счета. Дело в том, что, например, в стоимость автомобиля включается стоимость железа, из которого делают сталь; стали, из которой получают прокат; проката, из которого сделан автомобиль. Подсчет стоимости конечной продукции поэтому ведется по добавленной стоимости. Рассмотрим это на примере (табл. 1).

Предположим, что фермер вырастил зерно и продал его за 5 долл. мельнику, который смолол зерно в муку. Мельник за 8 долл. продал муку пекарю, который сделал из нее тесто и испек хлеб. Выпечку пекарь за 17 долл. продал булочнику, а тот продал хлеб покупателю за 25 долл. Зерно для мельника, мука для пекаря, выпечка для булочника являются промежуточной продукцией, а хлеб, который булочник продал покупателю, – конечной продукцией.

Таблица 1

В первом столбце представлена стоимость всех продаж (общая выручка от продаж всех экономических агентов), равная 55 долл., во втором – стоимость промежуточной продукции (30 долл.), в третьем – сумма добавленных стоимостей (25 долл.). Таким образом, добавленная стоимость – это чистый вклад каждого производителя (фирмы) в национальный объем производства. Сумма добавленных стоимостей (25 долл.) равна стоимости конечной продукции, т. е. той сумме, которую заплатил конечный потребитель (25 долл.). Поэтому во избежание повторного счета в ВВП включается только добавленная стоимость, равная стоимости конечной продукции.

Добавленная стоимость – это разница между общей выручкой от продаж и стоимостью промежуточной продукции (т. е. стоимостью сырья и материалов, которые каждый производитель (фирма) покупает у других фирм). В нашем примере: 55–30 = 25 (долл.). При этом все внутренние затраты фирмы (на выплату заработной платы, амортизацию, аренду капитала и др.), а также ее прибыль включаются в добавленную стоимость.

5. Товаров и услуг : все, что не является товаром или услугой, не включается в ВВП. Те платежи, которые делаются не в обмен на товары и услуги, не учитываются в стоимости ВВП. К таким платежам относятся трансфертные выплаты и непроизводительные (финансовые) сделки .

Трансфертные платежи делятся на частные и государственные и представляют собой как бы подарок. К частным трансфертам относятся в первую очередь выплаты, которые родители делают детям; дары, которые друг другу делают родственники, и т. п. Государственные трансферты – это выплаты, которые государство делает домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий.

Трансферты не включаются в стоимость ВВП, во-первых, потому, что в результате этой выплаты не происходит изменение величины ВВП, не производится ничего нового (ни товара, ни услуги), и совокупный доход лишь перераспределяется; а во-вторых, чтобы избежать двойного счета, поскольку трансфертные платежи включаются в потребительские расходы домохозяйств (это часть их располагаемого дохода) и в инвестиционные расходы фирм (в качестве субсидий).

К финансовым сделкам относятся купля и продажа ценных бумаг (акций и облигаций) на фондовом рынке. Поскольку за ценной бумагой также не стоит оплата ни товара, ни услуги, эти сделки не изменяют величину ВВП и являются результатом перераспределения средств между экономическими агентами. (Однако следует иметь в виду, что выплата доходов по ценным бумагам обязательно включается в стоимость ВВП, поскольку является платой за экономический ресурс, т. е. факторным доходом, частью национального дохода.)

Не включаются в ВВП также все перепродажи (продажи подержанных вещей).

6. Произведенных на территории страны с помощью как национальных, так и иностранных факторов производства : это утверждение важно для того, чтобы понять отличие показателя ВВП от ВНП. ВВП представляет собой совокупную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, – неважно, с помощью национальных или иностранных факторов производства; в данном случае важен лишь территориальный фактор . А ВНП – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных с помощью национальных факторов , и здесь не имеет значения, на территории данной страны или в других странах эти товары и услуги произведены, важно лишь условие национальной принадлежности . В большинстве развитых стран отличие ВНП от ВВП не превышает 1 %, разница между ними значима для стран, получающих существенные доходы от туризма (Кипр, Греция) или предоставляющих услуги, в первую очередь банковские, гражданам других стран (Люксембург, Швейцария).

Величина ВВП отличается от величины ВНП на величину чистого дохода (стоимости продукции), созданного за счет иностранных факторов производства на территории данной страны (ЧДИФ), который равен разнице между доходом, заработанным иностранными факторами (экономическими ресурсами) на территории данной страны, и доходом, заработанным национальными факторами в других странах, следовательно:

ВВП = ВНП + ЧДИФ.

Величина ЧДИФ может быть как положительной, так и отрицательной. Она будет положительной , если принадлежащие иностранцам ресурсы произвели на территории данной страны продукции и дохода больше, чем национальные ресурсы создали за рубежом. Если же принадлежащие гражданам данной страны ресурсы в других странах произвели продукции и дохода больше, чем иностранные ресурсы в данной стране, то величина ЧДИФ будет отрицательной .

7. В течение одного года : в соответствии с этим условием все товары, произведенные в предыдущие годы, десятилетия, эпохи, не учитываются при подсчете ВВП, поскольку они уже были учтены в стоимости ВВП соответствующих лет. Поэтому, чтобы избежать двойного счета, в ВВП включается только стоимость объема производства данного года.

Способы измерения ВВП. Для расчета ВВП может быть использовано три метода: 1) по расходам (метод конечного использования); 2) по доходам (распределительный метод); 3) по добавленной стоимости (производственный метод). Использование этих методов дает одинаковый результат, поскольку в экономике совокупный доход равен величине совокупных расходов, а величина добавленной стоимости равна стоимости конечной продукции, при этом величина стоимости конечной продукции есть не что иное, как сумма расходов конечных потребителей на покупку совокупного продукта.

ВВП, подсчитанный по расходам , представляет собой сумму расходов всех макроэкономических агентов , поскольку в данном случае мы учитываем, кто выступил конечным потребителем произведенных в экономике товаров и услуг, кто израсходовал средства на их покупку. При подсчете ВВП по расходам суммируются: 1) расходы домохозяйств (потребительские расходы); 2) расходы фирм (инвестиционные расходы); 3) расходы государства (государственные закупки товаров и услуг); 4) расходы иностранного сектора (расходы на чистый экспорт).

1. Потребительские расходы (С ) – это расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг. В развитых странах они составляют от 2 / 3 до 3 / 4 совокупных расходов и включают в себя:

1) расходы на текущее потребление , т. е. на покупку товаров краткосрочного – менее одного года – пользования (одежда независимо от срока ее действительного использования – 1 день или 5 лет – относится к текущему потреблению);

2) расходы на товары длительного пользования , т. е. на покупку товаров, срок службы которых составляет более одного года (к ним относятся мебель, бытовая техника, автомобили, яхты, личные самолеты и др., при этом исключение составляют расходы на покупку жилья , которые считаются не потребительскими, а инвестиционными расходами домохозяйств);

3) расходы на услуги (поскольку современную жизнь невозможно представить себе без наличия большого спектра услуг, причем доля расходов на услуги в общей сумме потребительских расходов постоянно возрастает).

Таким образом, формула для расчета потребительских расходов будет выглядеть так:

Потребительские расходы = расходы домохозяйств на текущее потребление + расходы на товары длительного пользования (за исключением расходов домохозяйств на покупку жилья) + расходы на услуги.

2. Инвестиционные расходы (I) – это расходы фирм и домохозяйств на покупку инвестиционных товаров. Под инвестиционными товарами понимаются товары, увеличивающие запас капитала. Инвестиционные расходы включают в себя:

1) инвестиции в основной капитал , т. е. расходы фирм на покупку оборудования и промышленное строительство (промышленные здания и сооружения);

2) инвестиции в жилищное строительство , т. е. расходы домохозяйств на покупку жилья;

3) инвестиции в запасы (товарно-материальные запасы): а) запасы сырья и материалов, необходимые для обеспечения непрерывности процесса производства; б) незавершенное производство, что связано с технологией производственного процесса; в) запасы готовой (произведенной фирмой), но еще не проданной продукции.

Инвестиции в основной капитал и инвестиции в жилищное строительство составляют фиксированные инвестиции . Инвестиции в запасы представляют собой изменяющуюся часть инвестиций, и при подсчете по расходам в ВВП включается не величина запасов, а изменение запасов, которое произошло в течение года. Если величина запасов увеличилась, то ВВП увеличивается на соответствующую величину, поскольку это означает, что в данном году были сделаны дополнительные инвестиции, увеличившие запасы. Если их величина уменьшилась, это означает, что в данном году была продана продукция, произведенная и пополнившая запасы в предыдущем году, следовательно, ВВП данного года следует уменьшить на величину сокращения запасов. Таким образом, инвестиции в запасы могут быть как положительной, так и отрицательной величиной.

В системе национальных счетов (и, соответственно, в макроэкономике) под инвестициями понимаются только расходы на покупку инвестиционных товаров (оборудования и сооружений), т. е. товаров, с помощью которых осуществляется процесс производства и которые увеличивают запас капитала (капитальных активов), а не любое вложение средств с целью получения дохода в будущем. Поэтому к инвестициям в системе национальных счетов не относится покупка акций и облигаций (поскольку это означает лишь передачу прав собственности на уже существующие активы), антиквариата, произведений искусства (так как это перепродажа уже существующих активов), иностранной валюты и т. п. При подсчете ВВП по расходам под инвестициями понимают валовые внутренние частные инвестиции.

Валовые инвестиции (I gross ) представляют собой совокупные инвестиции, включающие в себя как восстановительные инвестиции (амортизацию) – А , так и чистые инвестиции – I net :

I gross = A + I net .

Такое деление инвестиций связано с особенностями функционирования основного капитала. Дело в том, что в процессе своего использования основной капитал изнашивается, «потребляется» и требует замены, «восстановления» износа. Та часть инвестиций, которая идет на возмещение износа основного капитала, носит название восстановительных инвестиций , или амортизации . В системе национальных счетов эти инвестиции фигурируют под названием «capital consumption allowances», что можно перевести как «стоимость потребленного капитала» или «потребление основного капитала» в экономике. Таким образом, деление инвестиций на чистые инвестиции и амортизацию имеет отношение только к основному капиталу . Инвестиции в запасы – это чистые инвестиции .

Чистые инвестиции – это дополнительные инвестиции, увеличивающие размеры капитала фирм. Значение чистых инвестиций состоит в том, что они являются основой расширения производства, роста объема выпуска. Если в экономике есть чистые инвестиции I net > 0, т. е. валовые инвестиции превышают амортизацию (восстановительные инвестиции): I gross > A , то это означает, что в каждом следующем году реальный объем производства будет больше, чем в предыдущем. Если валовые инвестиции равны амортизации I gross = A , т. е. I net = 0, то это ситуация так называемого «нулевого» роста, когда в экономике в каждом следующем году производится столько же, сколько в предыдущем. Если же чистые инвестиции отрицательны I net < 0, то в экономике не обеспечивается даже возмещение износа капитала, т. е. I gross < A . Это «падающая» экономика, т. е. экономика, находящаяся в состоянии глубокого кризиса.

Формула расчета чистых инвестиций будет выглядеть следующим образом:

Чистые инвестиции = чистые инвестиции в основной капитал + чистые инвестиции в жилищное строительство + инвестиции в запасы.

В инвестиционные расходы в системе национальных счетов включаются только частные инвестиции , т. е. инвестиции частных фирм (частного сектора), и не включаются государственные инвестиции, которые являются частью государственных закупок товаров и услуг. Следует также иметь в виду, что в данном компоненте совокупных расходов учитываются только внутренние инвестиции, т. е. инвестиции, сделанные в национальную экономику, и не учитываются инвестиции данной страны в экономику других стран.

3. Следующий элемент совокупных расходов – государственные закупки товаров и услуг (G ), которые включают в себя:

1) государственное потребление (расходы на содержание государственных учреждений и организаций, обеспечивающих регулирование экономики, безопасность и правопорядок, политическое управление, социальную и производственную инфраструктуру, а также оплату услуг (жалованье) работников государственного сектора);

2) государственные инвестиции (инвестиционные расходы государственных предприятий).

Следует различать государственные закупки товаров и услуг и государственные расходы. Последние включают в себя также трансфертные платежи и выплаты процентов по государственным облигациям, которые, как уже отмечалось, не учитываются в ВВП, поскольку не являются ни товаром, ни услугой и предоставляются не в обмен на товары и услуги.

4. Последним элементом совокупных расходов является чистый экспорт (X n ). Он представляет собой разницу между доходами от экспорта и расходами по импорту страны и соответствует сальдо торгового баланса :

X n = Ex – Im .

Таким образом, формула расчета ВВП по расходам будет выглядеть так:

ВВП по расходам = потребительские расходы (С ) + валовые инвестиционные расходы (I gross) + государственные закупки (G ) + чистый экспорт (X n ).

Вторым способом расчета ВВП является распределительный метод, или метод расчета по доходам . В этом случае ВВП рассматривается как сумма доходов собственников экономических ресурсов , т. е. домохозяйств (сумма доходов от национальных факторов и доходов от иностранных факторов). Национальными факторными доходами здесь являются:

1) заработная плата и жалованье , представляющие собой доход от фактора «труд» (т. е. оплату услуг труда), включающие все формы вознаграждения за труд (в том числе основную заработную плату, премии, все виды материального поощрения, оплату сверхурочных работ и т. п.) и выплачиваемые частными фирмами. Заработную плату получают рабочие, а жалованье – служащие. (Следует иметь в виду, что жалованье государственных служащих не включается в данный показатель, поскольку оно выплачивается из средств государственного бюджета (прежде всего из налогов) и является результатом перераспределения национального дохода);

2) арендная плата , или рента , – доход от фактора «земля», включающая в себя платежи, полученные владельцами недвижимости (земельных участков, жилых и нежилых помещений). При этом если домовладелец не сдает в аренду принадлежащие ему помещения, то в системе национальных счетов при подсчете по доходам в ВНП учитываются доходы, которые мог бы получать этот домовладелец, если бы он предоставлял эти помещения в аренду. Подобные вмененные доходы носят название условно начисленной арендной платы и включаются в общую сумму рентных платежей;

3) процентные платежи , или процент , являющиеся доходом от фактора «капитал» и включающие все выплаты, которые делают частные фирмы домохозяйствам за пользование капиталом. В сумму процентных платежей включаются проценты, выплаченные по облигациям частных фирм, но не включаются проценты, выплаченные по государственным облигациям, поскольку государственные облигации выпускаются не с производственными целями, а с целью финансирования дефицита государственного бюджета;

4) прибыль , т. е. доход от фактора «предпринимательские способности». В системе национальных счетов прибыль делится на две части в соответствии с различиями в организационно-правовых формах фирм: а) прибыль некорпоративного сектора экономики, включающего единоличные (индивидуальные) фирмы и партнерства; этот вид прибыли носит название «доходы собственников»; б) прибыль корпоративного сектора экономики, основанного на акционерной форме собственности (акционерном капитале). Этот вид прибыли называется «прибыль корпораций».

Прибыль корпораций делится на три части: 1) налог на прибыль корпораций (выплачиваемый государству); 2) дивиденды (распределяемая часть прибыли), которые корпорация выплачивает акционерам; 3) нераспределенная прибыль корпораций , остающаяся после расчетов фирмы с государством и владельцами акций и служащая одним из внутренних источников финансирования чистых инвестиций. Нераспределенная прибыль корпораций является основой для расширения их производства, а для экономики в целом – базой экономического роста.

Сумма национальных факторных доходов (заработной платы, ренты, процента и прибыли) представляет собой национальный доход . Кроме национальных факторных доходов, в ВВП, подсчитанный методом потока доходов, включаются два элемента, которые являются подоходными платежами, но не являются доходами собственников экономических ресурсов.

Первым таким элементом выступают косвенные налоги на бизнес . Налог – это принудительная выплата домохозяйством или фирмой определенной суммы денег государству не в обмен на товары и услуги. Налоги делятся на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги на доход, наследство, имущество. Налогоплательщик и налогоноситель при этом является одним и тем же агентом. Косвенные налоги – это часть цены товара или услуги. Особенность косвенных налогов заключается в том, что их оплачивает покупатель товара или услуги, а выплачивает государству фирма, которая их произвела. Таким образом, налогоплательщик и налогоноситель в этом случае – разные экономические агенты.

Поскольку ВВП – стоимостной показатель, то, как в цену любого товара, в него включаются косвенные налоги, которые при подсчете ВНП необходимо добавить к сумме факторных доходов. Хотя налоги являются доходом государства, они не включаются в сумму факторных доходов, поскольку государство, выступая макроэкономическим агентом, не является собственником экономических ресурсов.

Еще одним элементом, который следует учитывать (добавить) при подсчете ВНП по доходам, является амортизация (стоимость потребленного капитала), поскольку она также включается в цену любого товара. Добавив к национальному доходу косвенные налоги и стоимость потребленного капитала, мы получим валовой национальный продукт. Чтобы от ВНП перейти к ВВП, необходимо добавить чистый доход (объем продукции), созданный (заработанный) иностранными факторами производства на территории данной страны (ЧДИФ). Таким образом,

ВВП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + амортизация + чистый доход от иностранных факторов.

Третьим методом расчета ВВП является суммирование добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике (метод расчета по добавленной стоимости ). Например, американская экономика делится на семь крупных секторов, таких как промышленность, сельское хозяйство, строительство, сфера услуг и т. п. По каждому из секторов подсчитывается добавленная стоимость, которая затем суммируется.

Величина ВВП, рассчитанная разными методами, должна быть одинаковой (различие может быть лишь на уровне статистических погрешностей). Теоретически такой вывод следует из того, что сумма стоимостей, добавленных каждой фирмой, т. е. на каждой стадии производства, равна стоимости конечной продукции. С другой стороны, добавленная стоимость есть разница между выручкой фирмы и расходами на покупку продукции других фирм, следовательно, она равна чистому доходу фирмы. Все это хорошо видно на диаграмме, соответствующей табл. 1 (определение добавленной стоимости).

Хлеб был продан покупателю за 25 долл. (стоимость конечной продукции). Доходы агентов составили: (фермера) 5 + (мельника) 3 (8–5) + (пекаря) 9 (17-8) + (булочника) 8 (25–17) = 25 (долл.). Добавленная стоимость равна: 5 долл. у фермера + 3 долл. у мельника + 9 долл. у пекаря + 8 долл. у булочника = 25 долл. Таким образом, все способы подсчета дали одинаковый результат – 25 долл.

Соотношение показателей в системе национальных счетов.

Как уже отмечалось, основными показателями в системе национальных счетов выступают три показателя совокупного продукта – валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый внутренний продукт (ЧВП) и три показателя совокупного дохода – национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД). Содержательное отличие ВНП от ВВП уже было рассмотрено ранее. Напомним: величина ВНП отличается от величины ВВП на величину чистого дохода иностранных факторов (ЧДИФ):

ВНП = ВВП – ЧДИФ.

Поскольку величина ЧДИФ представляет собой разницу между доходами, заработанными иностранцами (нерезидентами) с помощью принадлежащих им (иностранных) факторов производства в данной стране, и доходами, заработанными гражданами (резидентами) данной страны с помощью принадлежащих им (национальных) факторов производства в других странах, то эта разница может быть как положительной величиной (если иностранные граждане получили в данной стране доходов больше, чем граждане данной страны получили доходов за рубежом, и тогда ВВП больше ВНП), так и отрицательной величиной (если граждане данной страны получили в других странах доходов больше, чем иностранцы в данной стране, и в этом случае ВНП больше ВВП).

Чистый внутренний продукт в отличие от ВВП, который характеризует совокупный объем производства, отражает производственный потенциал экономики, поскольку включает в себя только чистые инвестиции и не включает восстановительные инвестиции (амортизацию). Поэтому, чтобы получить ЧВП, следует из ВВП вычесть амортизацию (А):

ЧВП = ВВП – А.

ЧВП может быть подсчитан и по расходам, и по доходам:

1) ЧВП по расходам = потребительские расходы (С ) + чистые инвестиционные расходы (I net ) + государственные закупки (G ) + чистый экспорт (X n );

2) ЧВП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + чистый доход от иностранных факторов.

Национальный доход – это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов, т. е. сумма факторных доходов . Его можно получить двумя способами:

1) вычесть из ЧВП косвенные налоги и чистый доход иностранных факторов:

НД = ЧВП – косвенные налоги – чистый доход иностранных факторов;

2) просуммировать все национальные факторные доходы:

НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций.

Личный доход в отличие от национального дохода является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов. Чтобы подсчитать ЛД, необходимо из НД вычесть все, что не поступает в распоряжение домохозяйств, т. е. является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить все то, что увеличивает их доходы, но не включается в НД:

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – налог на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты + проценты по государственным облигациям

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – прибыль корпораций + дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям.

Третий вид совокупного дохода – располагаемый личный доход – это доход используемый , т. е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше личного дохода на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых (в первую очередь подоходных) налогов (а также личных процентных платежей домохозяйств по кредиту):

РЛД = ЛД – индивидуальные налоги.

Домохозяйства тратят свой располагаемый доход на потребление (С ) и сбережения (S ):

РЛД = С + S.

Чтобы рассчитать сальдо (состояние) государственного бюджета, необходимо соотнести доходы и расходы бюджета. К доходам государственного бюджета относятся все налоговые поступления, прибыль государственных предприятий, доходы от приватизации и др., т. е.

Доходы бюджета = индивидуальные налоги + налог на прибыль корпораций + косвенные налоги на бизнес + взносы на социальное страхование + прибыль государственных предприятий + доходы от приватизации.

Расходы бюджета рассчитываем по формуле:

Расходы бюджета = государственные закупки товаров и услуг + трансферты + проценты по государственным облигациям.

Превышение доходов бюджета над расходами (положительное сальдо) соответствует профициту (излишку) государственного бюджета. Если сальдо бюджета отрицательно, т. е. расходы бюджета превышают доходы, это означает дефицит государственного бюджета. Если сальдо бюджета равно нулю, т. е. доходы бюджета равны расходам, то это сбалансированный бюджет.

Состояние (сальдо) торгового баланса соответствует величине чистого экспорта, т. е. разнице между экспортом и импортом. Если величина чистого экспорта положительна (экспорт больше импорта), то имеет место профицит (положительное сальдо) торгового баланса. Если величина чистого экспорта отрицательна (импорт превышает экспорт), то это ситуация дефицита (отрицательного сальдо) торгового баланса.

Показатели СНС дают количественную оценку совокупного продукта и совокупного дохода, но они не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП и НД (которые не учитывают негативных последствий научно-технической революции и экономического роста). Для характеристики уровня благосостояния , как правило, используются такие показатели, как

1) величина ВВП на душу населения:

ВВП / численность населения страны;

2) величина национального дохода на душу населения:

НД / численность населения страны.

Для обеспечения межстрановых сравнений эти показатели рассчитываются в долларах США.

В то же время данные показатели весьма несовершенны и не в состоянии точно отразить качество жизни. Их основные недостатки заключаются, во-первых, в том, что они усреднены (например, если у одного человека два автомобиля, а у другого ни одного, то получается, что в среднем каждый имеет по одному автомобилю); во-вторых, они не учитывают многие качественные характеристики уровня благосостояния (две страны, имеющие одинаковую величину национального дохода на душу населения, могут иметь разные уровни образования, продолжительность жизни, уровень заболеваемости и смертности, уровень преступности и др.); в-третьих, они игнорируют разную покупательную способность доллара в разных странах (на 1 долл. в США и, например, в Индии можно купить разное количество товаров); в-четвертых, не учитывают негативных последствий экономического роста (степень загрязнения окружающей среды, зашумленности, загазованности и т. п.).

В целях более точной оценки уровня благосостояния в 1972 г. два американских экономиста – лауреат Нобелевской премии Джеймс Тобин и Уильям Нордхауз (соавтор лауреата Нобелевской премии Поля Самуэльсона в написании всемирно известного учебника «Экономикс») предложили методику расчета показателя, названного ими «чистое экономическое благосостояние». Этот показатель включает в себя стоимостную оценку всего того, что улучшает благосостояние, но не учитывается в ВВП, например количество свободного времени для повышения уровня образования, воспитания детей, самосовершенствования; труд на себя; улучшение уровня и качества медицинского обслуживания, снижение уровня загрязнения окружающей среды и т. п. В то же время при расчете этого показателя из величины ВВП вычитается стоимость всего того, что ухудшает качество жизни, снижает уровень благосостояния, например уровень заболеваемости и смертности, качество образования, продолжительность жизни, уровень преступности, степень загрязнения окружающей среды, негативные последствия урбанизации и т. п.

Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. Все основные показатели в системе национальных счетов отражают результаты экономической деятельности за год, т. е. выражены в ценах данного года (в текущих ценах) и поэтому являются номинальными. Номинальные показатели не позволяют проводить как межстрановые сравнения, так и сравнения уровня экономического развития в различные периоды времени. Такие сравнения можно делать только с помощью реальных показателей (показателей реального объема производства и реального уровня дохода), которые выражены в неизменных (сопоставимых) ценах. Поэтому важно различать номинальные и реальные (очищенные от влияния изменения уровня цен) показатели.

Номинальный ВВП (НВВП) – это ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года. На величину номинального ВВП оказывают влияние два фактора: изменение реального объема производства и изменение уровня цен. Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо «очистить» номинальный ВВП от воздействия на него изменения уровня цен.

Реальный ВВП (РВВП) – это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года, при этом базовым годом может быть выбран любой год, хронологически как раньше, так и позже текущего (это используется для исторических сравнений, например для расчета реального ВВП 1990 г. в ценах 2000 г., в этом случае 2000 г. будет базовым, а 1990 г. – текущим). Таким образом,

Реальный ВВП = номинальный ВВП / общий уровень цен.

Номинальный ВВП любого года, поскольку он рассчитывается в текущих ценах, равен

НВВП t = p t q t ; ,

реальный ВВП, подсчитываемый в ценах базового года, равен

РВВП t = p 0 q t .

Номинальный ВВП базового года равен реальному ВВП базового года:

НВВП 0 = РВВП 0 = p 0 q 0 .

Очевидно, что в базовом году общий уровень цен равен единице (соответственно индекс цен равен 100 %).

В приведенных формулах индексом t обозначен текущий (данный) год, а индексом 0 – базовый год, поэтому р t – цены каждого вида товаров, входящих в рыночную корзину, в текущем году, р 0 – цены этих товаров в базовом году, q t – количества (веса) каждого вида товаров, входящих в рыночную корзину, в текущем году, а q 0 – количества (веса) этих товаров в базовом году. И номинальный, и реальный ВВП подсчитываются в денежных единицах (рублях, долларах и т. п.).

Если известны процентные изменения номинального ВВП, реального ВВП и общего уровня цен (а это и есть темп инфляции), то соотношение между данными показателями будет следующим:

Изменение реального ВВП (в %) = изменение номинального ВВП (в %) – изменение общего уровня цен (в %).

Так, если номинальный ВВП вырос на 7 %, а темп инфляции составил 4 %, то реальный ВВП вырос на 3 %. (Однако следует иметь в виду, что эта формула применима лишь при низких темпах изменений, и в первую очередь при очень небольших изменениях общего уровня цен (низкой инфляции); при решении задач корректнее использовать формулу соотношения номинального и реального ВВП в общем виде.)

Существует множество видов индексов цен. В макроэкономике обычно используются индекс потребительских цен, индекс цен производителей и дефлятор ВВП.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается на основе стоимости рыночной потребительской корзины, которая включает в себя набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. В развитых странах потребительская корзина включает 300–400 видов потребительских товаров и услуг. Индекс цен производителей (ИЦП) рассчитывается как стоимость корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции). Например, в США она включает 3200 наименований.

Оба этих показателя статистически подсчитываются как индексы с весами (объемами) базового года (т. е. как индекс Ласпейреса), поскольку подсчет этих весов – процедура длительная и дорогостоящая и поэтому проводится не ежегодно, а, как правило, один раз в пять лет.

Дефлятор ВВП , рассчитываемый на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года, статистически выступает как индекс Паше – индекс с весами (объемами) текущего года, поскольку ВВП рассчитывается каждый год. Таким образом,

Дефлятор ВВП = номинальный ВВП / реальный ВВП.

Дефлятор ВВП базового года равен единице.

Как правило, для определения общего уровня цен и темпа инфляции используются ИПЦ (если набор товаров, включаемых в потребительскую рыночную корзину, достаточно велик) и дефлятор ВВП. Отличия ИПЦ от дефлятора ВВП, помимо того, что при их подсчете используются разные веса (базового года для ИПЦ и текущего года для дефлятора ВВП), заключаются в следующем:

1) ИПЦ рассчитывается на основе только цен товаров, включаемых в потребительскую корзину, а дефлятор ВВП учитывает все товары, произведенные национальной экономикой;

2) при подсчете ИПЦ учитываются и импортные потребительские товары, а при определении дефлятора ВВП только товары, произведенные национальной экономикой;

3) ИПЦ служит также основой для расчета темпа изменения стоимости жизни и «черты бедности» и, следовательно, для разработки программ социального обеспечения.

Темп инфляции (Т инф) равен отношению разницы уровня цен (например, дефлятора ВВП) текущего и предыдущего годов к уровню цен предыдущего года, выраженному в процентах:

Темп изменения стоимости жизни (Т исж) подсчитывается аналогично, но через ИПЦ:

где t – текущий год, t -1 – предыдущий год;

4) в макроэкономических моделях в качестве показателя общего уровня цен используется дефлятор ВВП, который обозначается буквой Р и измеряется только в относительных величинах (например, 1,2; 2,5; 3,8);

5) ИПЦ завышает величину общего уровня цен и уровень инфляции, а дефлятор ВВП занижает эти показатели. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, ИПЦ недооценивает структурные сдвиги в потреблении (эффект замещения относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми), поскольку рассчитывается на основе структуры потребительской корзины базового года, т. е. приписывает структуру потребления базового года текущему году. Например, если к данному году относительно подорожали апельсины, то потребители увеличат спрос на мандарины и структура потребительской корзины изменится – доля (вес) апельсинов в ней сократится, а доля (вес) мандаринов увеличится. Между тем это изменение не будет учтено при подсчете ИПЦ и текущему году будет приписан вес (количество килограммов относительно подорожавших апельсинов и относительно подешевевших мандаринов, потребляемых за год) базового года, стоимость потребительской корзины будет искусственно завышена. Дефлятор же ВВП переоценивает структурные сдвиги в потреблении (эффект замещения), приписывая веса текущего года базовому году.

Во-вторых, ИПЦ игнорирует изменение цен товаров в связи с изменением их качества: рост цен на товары рассматривается как бы сам по себе, и не учитывается, что более высокая цена на товар может быть связана с изменением его качества (очевидно, что цена утюга с вертикальным отпариванием выше, чем цена обычного утюга, однако в составе потребительской корзины этот товар фигурирует как просто «утюг»). Между тем дефлятор ВВП переоценивает этот факт и занижает уровень инфляции.

В связи с тем, что оба индекса имеют недостатки, для более точного расчета темпа изменения общего уровня цен может использоваться так называемый «идеальный» индекс Фишера, который представляет собой среднее геометрическое из индекса Пааше и индекса Ласпейреса:

В зависимости от того, повысился или понизился общий уровень цен (как правило, определяемый с помощью дефлятора) за период времени, прошедший от базового до текущего года, номинальный ВВП может быть как больше, так и меньше реального ВВП. Если за этот период общий уровень цен повысился, т. е. дефлятор ВВП > 1, то реальный ВВП будет меньше номинального. В этом случае проводится операция дефлирования (снижения уровня цен текущего года до уровня цен базового года, т. е. искусственная дефляция). Если же за период от базового года до текущего уровень цен снизился, т. е. дефлятор ВВП < 1, то реальный ВВП будет больше номинального. В этом случае проводится операция инфлирования (повышения уровня цен текущего года до уровня цен базового года, т. е. искусственная инфляция).

Лекция 1. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС): ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

    Общая характеристика системы национальных счетов

    Классификация счетов

1.1. Общая характеристика системы национальных счетов

Система национальных счетов - современная система информации, которая используется для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне практически во всех странах мира. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС была создана в конце 30-х годов XX столетия в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность вмешательства государства в процесс регулирования экономики. В её основу были положены теоретические работы Джона Кейнса. Большой вклад в непосредственную разработку СНС и ее дальнейшее развитие внесли Ричард Стоун (талантливый ученик Дж. Кейнса), лауреаты Нобелевской премии Ян Тинберген, Рагнар Фриш и Василий Леонтьев, а также другие экономисты-статистики.

В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 1990-х гг. и в настоящее время является важнейшим звеном общенациональной системы социально-экономической информации.

В СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Переход нашей страны к рыночным отношениям потребовал перестроить отечественную статистику, внедрить в нее систему показателей, приспособленных для характеристики рыночной экономики. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

Национальные счета представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц СНС дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов от момента производства до конечного потребления или создания разных видов накопления.

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов,- использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой таблицу, включающую в себя две совокупности показателей: 1) показатели, характеризующие ресурсы; 2) показатели, характеризующие их использование. В каждом счете соблюдается равенство (равновесие) между объемом ресурсов и их использованием, которое достигается с помощью балансирующей статьи. Балансирующие статьи имеют самостоятельное значение и в то же время служат для увязки счетов в единую систему.

Составление основных счетов СНС завершается разработкой балансовых таблиц (балансов), характеризующих наличие национального богатства на начало и конец периода, и его изменение в течение данного периода.

СНС методологически и информационно связана с другими разделами социально-экономической статистики. Например, методология построения СНС определяет методологию вычисления показателей статистики финансов. В то же время данные статистики финансов используются в расчетах показателей СНС.

СНС позволяет решать следующие основные задачи:

    определение темпов экономического роста, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);

    установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени;

    установление пропорций на первой стадии распределения доходов;

    выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением;

    выявление факторов, влияющих на динамику инвестиций;

    определение размера национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций;

    выявление размеров кредитования по экономике в целом и по отдельным ее секторам;

    изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;

    установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;

    анализ влияния на экономику инфляционных процессов.

То есть основной целью СНС является описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутренний продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация о состоянии национальной экономики необходима:

    органам государственного управления для анализа и принятия решений по вопросам макроэкономической политики;

    предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;

    международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк) для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т.д.). Что касается международных организаций, то они не только собирают

информацию о наиболее важных показателях СНС, но занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. СНС-93 заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25-летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС.

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», то есть сферы, где происходит производство валового внутреннего продукта (ВВП) и создание национального дохода.

В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т.д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение и конечное потребление национального дохода.

В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию чистоты в жилищах, воспитанию детей и т.д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить очень сложно.

Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

    производство товаров, включая товары для собственного потребления(например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);

    реализация услуг;

    деятельность страховых посредников;

    оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления;

    оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

    оказание услуг наемной прислугой;

    оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, то есть не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.

Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС-1993 понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости

Система национальных счетов (СНС) (System of National Accounts (SNA)) — это система макроэкономических показателей, применяемых для измерения общественного продукта, национального дохода и других макроэкономических переменных, таких как валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, национальное сбережение, сальдо внешней торговли, конечное потребление.

Понятие системы национальных счетов

В методологическом отношении она основывается на макроэкономической модели кругооборота экономических ресурсов, общественного продукта и доходов в открытой экономике. Основные методические вопросы перехода к СНС разработаны в трудах А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стэмпа, Дж. Хикса и др. За создание СНС Нобелевская премия присуждена Р. Стоуну, тем самым особо выделен его вклад в разработку СНС.

Впервые СНС использовали у себя Англия, Германия, Голландия, Франция и США. В 1952 году эксперты ООН по экономической статистике обобщили опыт национального счетоводства и разработали унифицированную СНС для применения ее во всех странах в качестве базовой системы, что позволило с большей точностью сопоставлять уровни их экономического развития и протекающие в них экономические процессы.

СНС постоянно совершенствуется. В 1968 году с учетом новых потребностей, выдвигаемых практикой, состоялся пересмотр СНС по методологии ООН. СНС была дополнена показателями межотраслевого баланса согласно модели В. Леонтьева "затраты - выпуск", что позволило наряду с данными о потоках в сфере обращения получать информацию о материальных потоках товаров и услуг мелоду секторами (отраслями) экономики. Тем самым СНС была интегрирована с межотраслевым балансом, а материальные потоки - с денежными, экономические ресурсы - с конечным результатом.

В 1993 году был осуществлен новый пересмотр СНС, ее новый усовершенствованный вариант опубликован ООН в начале 1994 года.

Методологические подходы к построению СНС, составляют идеи, заложенные, в первую очередь, в моделях макроэкономического кругооборота. Это стоимостное отражение результатов экономической деятельности людей во всех сферах, в том числе в нематериальном производстве, в сфере государственного управления, обороны и охраны общественного правопорядка. До 1993 года в СНС использовалась для увязки производства общественного продукта и доходов концепция Ж. Б.

Сэя о факторных доходах, но в дальнейшем было признано необходимым заменить ее на концепцию добавленной стоимости, поскольку сумма факторных доходов уменьшает стоимость валового общественного продукта на амортизационные отчисления (на стоимость потребленного основного капитала) и косвенные налоги. Также в СНС-93 учтен новый стандарт отраслевой классификации ООН. Эта система используется в 150 странах мира. В России СНС осваивается с 1992 года.

Система национальных счетов является системой национального учета и статистики в масштабе страны. Она строится на обобщении первичных бухгалтерских данных, на показателях статистической отчетности, сплошных и выборочных обследованиях фирм, групп населения. В результате обработки исходной информации составляются итоговые балансовые таблицы, в которых представлена система агрегированных макроэкономических показателей.

Система национальных счетов в России

Система национальных счетов, освоенная к концу 1999 года в России, включает следующие консолидированные счета:

  1. Счет "Товаров и услуг".
  2. Счет "Производство".
  3. Счет "Образования доходов".
  4. Счет "Распределения первичных доходов".
  5. Счет "Вторичного распределения доходов".
  6. Счет "Использования доходов".
  7. Счет "Операции с капиталом".

В настоящее время Россия переходит ко второму этапу реформы системы национального счетоводства, в ходе которой будет осуществлен полный переход на адекватные СНС методы сбора, обработки и агрегирования первичных данных об экономической деятельности субъектов рыночных отношений. Для этого организация бухгалтерского учета на предприятиях и статистическая отчетность перестраиваются на международные стандарты. Такие стандарты уже внедрены в банковскую сферу. На очереди промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство и другие отрасли экономики.

Классификация системы национальных счетов

В каждом счете фиксируются строго определенные хозяйственные и финансовые операции, имевшие место в стране в отчетный период. Каждый счет - это таблица, имеющая две графы: ресурсы и их использование. Для записи операций используется бухгалтерский принцип двойной записи, то есть каждая операция записывается дважды, один раз в графу "ресурсы", второй - в графу "использование" корреспондирующего счета. В результате достигается взаимоувязанность и согласованность всех экономических показателей, характеризующих процесс создания и использования национального продукта.

Современная СНС ООН содержит более 500 разнообразных стандартных счетов, дополняющихся 26 вспомогательными таблицами, которые детализируют отдельные статьи стандартных счетов.

Счета ведутся по единой форме всеми институциональными единицами, которые объединены в группы:

  1. Производственные фирмы (нефинансовые предприятия).
  2. Домашние хозяйства.
  3. Государственные административные учреждения.
  4. Финансовые организации и учреждения.
  5. Заграница (хозяйственные агенты за пределами данного государства).

Совершаемые на рынке операции делятся на три группы:

  1. Операции с товарами и услугами (производство, инвестирование, потребление, импорт, экспорт).
  2. Операции распределения (выплата заработной платы, дивидендов, выплаты социального страхования и др.).
  3. Финансовые операции (операции с ценными бумагами, кредитные операции, а также изменение активов и пассивов).

Данные счета являются первичными документами, и данные, содержащиеся в них, суммируются в сводные счета на местном и национальном уровнях.

Перечень национальных балансовых счетов в основном следующий:

  • счет производства, который представляет баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей (промежуточное потребление);
  • счет валовой добавленной стоимости - это баланс производства доходов и возмещения основного капитала (через амортизацию) в продукте;
  • счет эксплуатации факторов производства - это баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенными налогами;
  • счет распределения - это баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды, паи;
  • счет капитала - это баланс финансирования чистых инвестиций и увеличения запасов;
  • финансовый счет - это итоговый баланс, который показывает, кто предоставил необходимые капиталы и кому были переданы излишние капиталы (бессальдовый счет).

Перечисленные счета увязаны между собой следующим образом: сальдо предыдущего счета является итоговым результатом графы "ресурсы" последующего счета.

Цель системы национальных счетов заключается в следующем:

описание общего состояния и развития экономики на макроуровне;

установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями (например, ВВП, конечное потребление, сбережения, инвестиции, доходы и другие).

Таким образом, система национальных счетов представляет собой согласованную схему для сбора описания и увязки основных потоков статистической информации.

Эта информация необходима:

органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономических показателей;

предпринимателям и бизнесменам с целью ориентации в макроэкономических ситуациях, в которых действуют их предприятия, фирмы и компании;

международным организациям (ООН, МВФ и другие) для решения вопроса международного экономического сотрудничества, например, оказание экономической помощи, предоставление займов и кредитов и т.п.

Система национальных счетов позволяет решать следующие основные задачи:

Исчисление обобщающих статистических показателей, характеризующих результаты экономической деятельности;

Исследование динамики макроэкономических показателей

Анализ макроэкономических пропорций.

СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:

измерение объемов производства за определенный промежуток времени;

выявление существующих тенденций в экономике;

организация экономической политики государства.

Общая система счетов современной СНС включает следующие классы (группы) счетов:

В группу счетов внутренней экономики в целом входят: счет производства товаров и услуг; счет образования доходов; счет распределения доходов: а. счет распределения первичных доходов; б. счет вторичного распределения доходов; счет использования национального располагаемого дохода; счет накопления (счет операций с капиталом).

В группу счетов отраслей экономики входят: счет производства по отраслям; счет образования доходов по отраслям.

В группу счетов внешнеэкономических связей («остальной мир») входят: счет текущих операций; счет капитальных затрат; финансовый счет.

Концепции системы национальных счетов

1. Необходимость определения границ экономического производства, т.е сферы, где происходит производство ВВП и национального дохода. Согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды производства:

производство вещественных товаров для собственного потребления, для продажи и накопления;

производство нефинансовых услуг для продажи;

производство финансовых услуг для продажи;

производство услуг, предоставляемых органами государственно управления;

деятельность некоммерческих организаций (партии, профсоюзы, общественные организации);

деятельность домашней наемной прислуги;

жилищные услуги, предоставляемые домовладельцамы для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т. д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчисления ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.

2. Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.

3. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.

Тема 9: Система национальных счетов и основные макроэкономические показатели.

    Система национальных счетов (СНС) и основные макроэкономические показатели.

    Экономический рост: сущность, типы и факторы.

    Система национальн ых счетов (СНС) и основные макроэкономические показатели.

Система национальных счетов (СНС) - это совокупность показателей последовательного и взаимосвязанного описания важнейших процессов и явлений экономики: производства, потребления, накопления капитала, финансов, дохода.

СНС исходит из того, что вся продукция производится как в сфере материального производства, так и в сфере услуг, поэтому СНС охватывает деятельность:

    компаний и предприятий, производящих товары и услуги;

    частных некорпоративных предприятий;

    подсобных хозяйств;

    лиц свободных профессий (адвокатов, артистов, журналистов и др.);

    работников сферы управления;

    финансово-коммерческих организаций;

    некоммерческих организаций (клубов, обществ, ассоциаций);

  • наемной прислуги;

    владельцев жилья, сдаваемого в аренду.

СНС дает ступенчатую картину развития экономики, включая информацию по стандартному набору (для всех секторов экономики) счетов, в которых регистрируются операции, относящиеся к основным фазам экономического процесса.

Данные счетов обобщаются и анализируются по секторам. Основными секторами СНС являются:

    нефинансовые предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке;

    финансовые учреждения и корпорации;

    органы государственного управления;

    частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

    домашние хозяйства (как потребители и как предприниматели);

    остальной мир (включая внешнеэкономические связи).

Основными показателями системы национальных счетов являются следующие:

1. Валов ы й внутренний продукт (ВВП) - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за год. ВВП измеряет стоимость продукции, произведенной всеми хозяйствующими субъектами на территории данной страны. Номинальный ВВПизмеряется в денежном выражении в текущих ценах. Но для сопоставления ВВП в различные годы важно знать, имела ли место в тот или иной период инфляция или дефляция, так как стоимость объемов производства разных лет может быть сопоставима только в том случае, если стоимость денежной массы не изменялась.

Поскольку номинальный ВВП отражает объем производства, выраженный в ценах текущего года, то с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ) можно сравнить цену объема производства данного года с ценой аналогичного объема производства при ценах базового года.

Повышение индекса цен в данном году по сравнению с базисным, указывает на инфляцию, уменьшение индекса цен - на дефляцию.

Инфляция и дефляция усложняют подсчет ВВП. Проблема, следовательно, заключается в том, чтобы скорректировать номинальный ВВП таким образом, чтобы он точно отражал изменения только физического объема производства, а не колебания цен. Номинальный ВВП, скорректированный с учетом инфляции или дефляции, называется реальным ВВП.

Реальный ВВП = Номинальный ВВП/ ИПЦ* 100%,

где ИПЦ – индекс потребительских цен.

При измерении результатов экономической деятельности встает проблема подсчета рыночной стоимости всего объема производства номинального ВВП. Это можно сделать двумя способами.

      Выяснить, сколько потребитель, как конечный пользователь этой продукции, расходует на ее покупку. Этот подход отражает расчет ВВП по расходам (метод конечного использования).

Оба эти подхода (по расходам и доходам) представляют собой два взгляда на одну и ту же проблему. То, что затрачено потребителем на приобретение продукта, получено в виде дохода теми, кто участвовал в его производстве.

При расчете ВВП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВВП: домохозяйств, фирм, государства и иностранцев (расходы на наш экспорт). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВВП. Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:

ВВП= С+ Ig + G + Xn ,

где: С - личные потребительские расходы, включающие расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления;

Ig - валовые инвестиции. (Валовые инвестиции можно представить как сумму амортизации и чистых инвестиций (In). За счет амортизации осуществляется возмещение потребленного капитала. Чистые инвестиции обеспечивают расширенное воспроизводство).

G - государственные закупки товаров и услуг. (Данная группа расходов включает все государственные расходы на прямые покупки ресурсов, особенно рабочую силу, и конечную продукцию предприятий. Однако она исключает все государственные трансфертные платежи (выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице, пенсии ветеранам, инвалидам), так как их получатели в ответ на эти выплаты не вносят какого-либо вклада в создание текущего объема ВНП).

Хп - чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, рассчитываемый как разность экспорта и импорта.

При расчете ВВП по доходам суммируются все виды полученных экономическими агентами доходов (заработная плата, рента, проценты, прибыль корпораций, доходы некорпоративных предприятий), а также два компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и косвенные налоги на бизнес (НДС, акциз, таможенная пошлина).

В составе ВВП выделяют следующие виды факторных доходов:

    компенсация за труд наемным работникам;

    рентные доходы,

    чистый процент (как разница между полученными и выплаченными процентами);

прибыль корпораций.

    доходы некорпоративного сектора (мелких магазинов, ферм и др.)

Таким образом, ВВП, рассчитанный по доходам, выглядит следующим образом:

ВВП= A + T + W + R + %+Р+ У,

где: А - амортизация; Т - косвенные налоги, W - заработная плата,R - рентные платежи, % - процент, Р - прибыль корпораций, У - доходы некорпоративного сектора.

2. Валовый национальный доход (ВН Д ) - это валовая конечная стоимость всех товаров и услуг, произведенных субъектами национальной экономики на территории страны и за ее пределами без учета стоимости, произведенной иностранными субъектами в данной стране. У развитых стран различия между ВНП и ВВП невелики - 1-3%.

ВНП =ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа.

Чистые факторные доходы из-за рубежа равны разности между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

3. Национальный доход (НД) - это доход общества, полученный в результате потребления производственных ресурсов. Это реальный доход, который является частью валового продукта за исключением стоимости потребленных средств производства.

НД= ВВП – Амортизационные отчисления- косвенные налоги на бизнес.

Основные показатели социально-экономического развития Украины таковы: в 2009 г. ВВП составлял 912 млрд. 563 млн. грн. (114 млрд. долл.). Реальный ВВП составил 85% по сравнению с номинальным, т.е. реальный ВВП снизился на 15%.

По производству ВВП на душу населения первое место в мире принадлежит Лихтенштейну - 122 тыс. долл. в год. В США производится 46 тыс. долл.; в Великобритании - 35 тыс. долл.; в Германии - 34 тыс. долл.; в Польше - 18 тыс. долл.; в России - 15 тыс. долл.; в Беларуси - 12 тыс. долл.; в Украине - 6,4 тыс. долл. на душу населения.

2. Сущность, факторы и типы экономического роста

Экономический рост - увеличение объемов созданных за определенный период товаров и услуг; количественное развитие общественного производства. Экономическоеразвитие - создание в стране возможностей для устойчивого увеличения масштабов производства товаров и услуг.

Существует два основных типа экономического роста - экстенсивный и интенсивный.

При экстенсивном типе развития экономический рост достигается благодаря количественному увеличению ресурсов, факторов производства, т.е. за счет привлечения дополнительных: 1) работников без повышения их квалификации; 2) материальных факторов производства: сырья, материалов, топлива, земельных угодий без повышения эффективности их использования; 3) капитальных вложений без соответствующего улучшения технологии.

Интенсивный экономический рост осуществляется за счет применения более соврешенных факторов производства и технологии, т.е. за счет НТП. К интенсивным факторам экономического роста относятся: 1) внедрение НТП, что обеспечивает расширение производства материальных благ и услуг, обновление средств производства; 2) улучшение организации производства (новая структура хозяйственных связей, маркетинг, менеджмент, кооперация) и, как результат, - повышение его эффективности; 3) совершенствование тспользования основных и оборотных фондов за счет ускорения их оборачиваемости, применения ускоренной амортизации; 4) постоянный рост квалификации рабочей силы и совершенствование научной организациии труда.

В реальной жизни экстенсивного или интенсивного типа экономического роста в чистом виде не встречается. Поэтому экономически правильнее говорить о преимущественно том или другом типе экономического роста. Отношение экономического роста к тому или иному типу осуществляется в зависимости от величины удельного веса прироста производства, полученного за счет качественного или количественного изменения его факторов. Так в 70-80 гг. прирост национального дохода СССР лишь на 20- 30% обеспечивается за счет интенсивных факторов. Для экономически развитых стран соответствующий показатель составлял более 50%.

Основным фактором экономического роста является научно- технический прогресс (НТП), который одновременно влияет на все факторы производства - совершенствует средства и предметы труда, технологию; улучшает качество земли; предъявляет повышенные требования к человеку, развивая его как личность и как специалиста. В совокупности это обусловливает рост производства, качественное и количественное развитие производительных сил общества.

Экономический рост может измеряться в физическом выражении (физический рост) и стоимостном (стоимостный рост). Первый способ измерения экономического роста, позволяющий исключать воздействие инфляции, более надежен, но менее универсален, так как не имеет общего показателя для производства разных изделий. На практике способ стоимостного измерения экономического роста применяется чаще, хотя инфляционные воздействия не дают достаточной точности счета. Ведущими показателями динамики экономического роста являются:

    рост объема ВВП / ВНП и НД;

    темпы роста ВВП / ВНП и НД, в том числе в расчете на душу населения;

    темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения.