Статья 790 гк рф с комментариями.

Глава 40. Перевозка

Статья 784. Общие положения о перевозке

1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

2. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами , иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Статья 785. Договор перевозки груза

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Статья 786. Договор перевозки пассажира

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке , предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

3. Пассажир имеет право в порядке , предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

Перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

Провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

Сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Статья 787. Договор фрахтования

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами .

Статья 788. Прямое смешанное сообщение

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение ), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона , иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426) .

Статья 790. Провозная плата

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке , установленном транспортными уставами и кодексами.

Статья 790. Провозная плата
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 40] [Статья 790]

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.


1 комментарий к записи “Статья 790 ГК РФ. Провозная плата”

    Статья 790. Провозная плата

    Комментарий к статье 790

    1. Все договоры перевозки являются возмездными. Обязанность вносить провозную плату является одной из основных обязанностей пассажира и грузоотправителя (иногда — грузополучателя). В п. 1 комментируемой статьи декларируется установление платы по соглашению сторон в качестве общего принципа. Ограничением этого права служит государственное регулирование цен, осуществляемое в предусмотренных законом случаях (п. 1 ст. 424 ГК).
    Первый случай применения регулируемых цен (тарифов) предусмотрен непосредственно в п. 2 комментируемой статьи для перевозок транспортом общего пользования (см. ст. 789 ГК и комментарий к ней). Данные тарифы должны утверждаться в порядке, предусмотренном соответствующим уставом или кодексом.
    В действительности же УАТ, регулирующий деятельность самого массового транспорта общего пользования (наземного электрического и автомобильного, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров), о тарифах вообще не упоминает. Тарифное регулирование на данном виде транспорта осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», возлагающим на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанность по введению государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
    В соответствии со ст. 6 КВВТ РФ порядок утверждения тарифов на перевозки внутренним водным транспортом устанавливается Правительством РФ. Фактически же тарифное регулирование внутреннего водного транспорта общего пользования осуществляется на основании Временного порядка установления и применения тарифов на перевозки грузов и сборов за работы и услуги, связанные с перевозками, выполняемые предприятиями речного транспорта в Российской Федерации, утвержденного Роскомцен 29 октября 1993 г. N 01-17/1327-15, Минтрансом России 27 октября 1993 г. N ВА-7/709.
    Наиболее полное тарифное регулирование осуществляется на железнодорожном транспорте, поскольку АО «Российские железные дороги» и другие перевозчики являются субъектами естественных монополий. Соответственно, и тарифы устанавливаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (см. п. 1 ст. 8 Закона о железнодорожном транспорте). В настоящее время тарифы на железнодорожные перевозки грузов определяются в соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)». Тарифы на железнодорожные пассажирские перевозки определяются в соответствии с тарифным руководством, утвержденным Приказом ФСТ России от 27 июля 2010 г. N 156-т/1 . Относительно пригородных перевозок пассажиров железнодорожным транспортом применяется Приказ ФСТ России от 28 сентября 2010 г. N 235-т/1 «Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации».
    ———————————
    Приказ ФСТ России от 27 июля 2010 г. N 156-т/1 «Об утверждении тарифов, сборов и платы на услуги, связанные с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», и на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», при данных перевозках, цен (тарифов) на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правил их применения (Тарифное руководство)».

    На морском и воздушном транспорте также не исключается возможность применения тарифов (ст. 181 КТМ; ст. 64 ВК), хотя эти виды транспорта не отнесены к транспорту общего пользования ни по каким перевозкам. На воздушном транспорте тарифное регулирование действительно введено Приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации».
    2. В п. 3 комментируемой статьи установлено, что даже в тех случаях, когда в отношении перевозок грузов осуществляется тарифное регулирование, могут существовать работы и услуги, не предусмотренные тарифами. Данные работы и услуги оплачиваются по цене, установленной соглашением сторон. Для того чтобы избежать ситуации с навязыванием перевозчиком каких-либо дополнительных работ или услуг, комментируемая норма предусматривает, что эти работы и услуги выполняются исключительно по требованию грузовладельца. Действует принцип, согласно которому по соглашению сторон определяется стоимость всех услуг, прямо не названных в тарифных руководствах. Для железнодорожного транспорта в рекомендательном порядке установлен Примерный перечень работ и услуг, которые выполняются железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве (приложение к Приказу МАП России от 27 июня 2000 г. N 477). В этот Перечень вошли, например, перевозки грузов с сокращенным сроком доставки по сравнению с установленными нормативами, подача (и уборка) вагонов, контейнеров на места необщего пользования и т.д.
    При перевозках пассажиров перевозчиком также оказываются услуги, стоимость которых не регулируется тарифами (например, при железнодорожной перевозке — выдача комплектов постельного белья, чая и кофе, журналов и газет). В то же время законодатель демонстрирует в отношении дополнительных услуг пассажиру иной подход, чем в отношении услуг, оказываемых грузовладельцу: в тарифном руководстве прямо указываются услуги, которые не входят в тарифы, а также услуги, которые оказываются только бесплатно (например, бронирование билетов).
    3. В случаях, когда осуществляется тарифное регулирование перевозок, остро стоит вопрос о квалификации провозной платы, а именно: является ли размер этой платы договорным условием? Так, на железнодорожном транспорте плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка груза (ст. 15 УЖТ). Согласование сторонами договора этого расстояния осуществляется в форме указания на расстояние в накладной. Судебная практика считает, что, если перевозка фактически была осуществлена на более короткое расстояние, оснований для возврата излишне уплаченной провозной платы не имеется, если только это прямо не предусмотрено тарифным руководством. Таким образом, выражена позиция в пользу того, что в условиях регулируемых цен плата за провоз все же является условием, которое согласовывается сторонами в соответствии с установленными правилами.
    ———————————
    См.: п. 24 Постановление Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.

    Точно так же стоит вопрос о квалификации возврата неосновательно уплаченной провозной платы: вытекает ли требование о возврате из договора или же «перебор» является неосновательным обогащением? В 1927 г. Б.Б. Черепахин настаивал на том, что возврат железной дорогой «перебора» всегда является возвратом неосновательного обогащения, поскольку в условиях жесткой таксированности железнодорожной перевозки «только та плата, которая взыскивается по тарифу, должна считаться обогащением, основанным на законе» . Однако современная судебная практика считает, что возврат излишне уплаченного по завышенным тарифам неосновательным обогащением не является. Даже в тех случаях, когда заявляется требование о возврате платы за перевозку, которая фактически не состоялась, это требование квалифицируется как требование о неисполнении перевозчиком обязательств по договору перевозки, поскольку для признания договора действующим уже не требуется совершения фактических действий по доставке груза. Неосновательного обогащения в данном случае у перевозчика нет. Практическая значимость квалификации требования о возврате излишне уплаченной провозной платы как требования, основанного на договоре, заключается в том, что в этом случае иск грузоотправителя к перевозчику расценивается как иск, связанный с осуществлением перевозок груза. Соответственно, необходимо обязательное предварительное предъявление претензии с приложением требуемых документов (п. 1 ст. 797 ГК), а исковая давность для требований грузоотправителя является сокращенной и составляет один год с момента, когда обязанность перевозчика должна считаться неисполненной (п. 3 ст. 797 ГК).
    ———————————
    Черепахин Б.Б. Ответственность грузополучателя по требованиям из договора железнодорожной перевозки. С. 137 — 139.
    Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 30 апреля 2003 г. по делу N Ф08-1504/2003, ФАС Центрального округа от 14 июля 2000 г. по делу N А14-7013-99/244/18.
    См.: п. 2 разд. II Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа N 1/2008 // СПС «КонсультантПлюс».

    4. В п. 4 комментируемой статьи предусмотрено право удержания (ст. 359 ГК) перевозчиком грузов и багажа в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке. Удержание в данном случае не может применяться, если оно запрещено законом или соглашением сторон. Большинство транспортных кодексов и уставов подтверждают право удержания перевозчика (ст. ст. 35, 90 УЖТ; п. 8 ст. 79 КВВТ; ст. 160 КТМ), ограничения этого права в транспортном законодательстве не предусмотрены. Поскольку по общему правилу плата за провоз груза и багажа взыскивается до начала перевозки, право удержания обеспечивает требования перевозчика к грузополучателю или получателю багажа, возникшие после окончания перевозки. Удержанием обеспечиваются только требования о взыскании провозной платы (если эта обязанность возложена на получателя) или довзыскании выявившегося недобора провозной платы, а также иных платежей, связанных с перевозкой груза или багажа. Такими платежами являются, например, платежи в возмещение затрат перевозчика на хранение несвоевременно полученного груза или багажа. Предусмотренное комментируемой статьей право удержания носит специальный характер по отношению к общегражданскому правилу об удержании (ст. 359 ГК) и «имеет своей целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, доверенным и переданным ему грузоотправителем исключительно для перевозки, в целях обеспечения исполнения каких-либо иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки» .
    ———————————
    Пункт 8 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

    Обеспечительная функция удержания груза или багажа проявляется, во-первых, в том, что до получения причитающихся ему платежей перевозчик не выдает получателю груз или багаж. Во-вторых, по истечении предусмотренного срока перевозчик получает право реализовать удерживаемый груз или багаж по договору купли-продажи (проведение процедуры открытых торгов, что предполагает ст. 360 ГК, транспортным законодательством не предусмотрено). Из вырученной суммы перевозчик удовлетворяет свои требования, а оставшаяся сумма подлежит передаче грузоотправителю либо получателю груза или багажа.
    Транспортные законы по-разному решают вопрос о возможности для перевозчика взыскивать причитающиеся ему суммы после выдачи груза. На морском транспорте установлено, что после выдачи груза получателю перевозчик, не осуществивший право удержания, утрачивает право требовать суммы, не уплаченные грузополучателем. На железнодорожном транспорте, напротив, допустима ситуация, когда перерасчет может производиться и после выдачи груза (ч. 4 ст. 30 УЖТ). В этом случае перевозчик вправе предъявлять соответствующие требования по своему выбору или к грузоотправителю, или к грузополучателю.
    ———————————
    См.: п. 3 ст. 160 КТМ РФ; п. 7 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).
    См.: п. 3 разд. II Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа N 1/2008 // СПС «КонсультантПлюс».

    5. Законодательством устанавливаются льготы по провозной плате (в основном в отношениях, связанных с перевозкой пассажиров и их багажа). Льготы выражаются в освобождении от провозной платы или в ее уменьшении. Любой перевозчик обязан осуществлять перевозку льготных категорий граждан по установленной для них стоимости проезда или бесплатно. Понесенные при этом перевозчиком расходы в соответствии с комментируемой нормой подлежат возмещению за счет соответствующего бюджета.
    В связи с компенсацией перевозчику его расходов по льготной перевозке пассажиров и их грузов судебная практика выработала следующие подходы. Обязанность соответствующего публичного образования по возмещению расходов перевозчика обусловлена самим фактом предоставления льгот лицам, имеющим право на их получение. Финансирование по расчетным нормативам не свидетельствует об исполнении этой обязанности. Перевозчик вправе требовать от публичного образования компенсировать реально понесенные расходы по льготным перевозкам в полном объеме. Если субвенции, переданные Российской Федерацией в бюджеты субъектов Федерации для покрытия расходов по предоставлению определенных льгот, оказались недостаточными, возмещение перевозчику его расходов по данным льготам осуществляется за счет Российской Федерации.
    ———————————
    Определение ВАС РФ от 8 декабря 2010 г. N ВАС-16269/10 по делу N А50-36571/2009.
    Постановление Президиума ВАС РФ от 23 июня 2009 г. N 2992/09.

Официальный текст :

Статья 790. Провозная плата

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Комментарий юриста :

Провозная плата - это вознаграждение, за которое перевозчик реализует свою продукцию (перемещение грузов, пассажиров, багажа). Провозная плата именуется тарифом (на морском транспорте применяется также термин "фрахт"). Определение размера провозной платы Гражданский Кодекс РФ поставил в зависимость от воли сторон при заключении договоров перевозки или иных предусмотренных главой 40 Гражданского Кодекса РФ соглашений (например, договора фрахтования, договора об организации перевозки грузов), если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Иной порядок определения размера провозной платы установлен непосредственно пунктом 2 ст. 790 ГК РФ для перевозки грузов, пассажиров, багажа транспортом общего пользования. Провозная плата в этом случае определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с Законом о естественных монополиях железнодорожные перевозки отнесены к сфере, регулируемой данным Законом. Поэтому ценовое регулирование здесь осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня в установленном законом порядке. Закон о естественных монополиях содержит также правило, запрещающее сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии со статьей 3 данного Закона, в состояние конкурентного рынка (статья 6). Провозная плата (тариф) включает не только затраты, связанные непосредственно с перемещением грузов, пассажиров, багажа, но и ряд тесно связанных с перемещением работ, услуг, оказываемых транспортными организациями грузовладельцу, например хранение груза, прибывшего на железнодорожную станцию назначения, в течение 24 часов.

Предусмотренное пунктом 4 статьи 790 правило применяется, если законом, иными правовыми актами, договором перевозки не предусмотрено иное или если иное не вытекает из существа обязательства. Правило пункта 5 статьи 790 обязывает органы исполнительной власти РФ, а также субъектов РФ возмещать транспортной организации расходы, связанные со льготами или преимуществами граждан либо юридических лиц по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, багажа, предоставленными им законом или иными правовыми актами. Расходы подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.

Провозная плата

(англ. carriage) - плата, взимаемая за перевозку грузов, пассажиров и багажа и установленная соглашением сторон договора перевозки груза или договора перевозки пассажира, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ст. 790 ГК РФ*). П.п. при перевозках транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, которые утверждаются в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Работы и , выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон. Перевозчик имеет удерживать переданные ему для перевозки грузы и в обеспечение причитающихся ему П.п. и др. платежей по перевозке, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по П.п. за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим возмещаются транспортной организацией за средств соответствующего бюджета.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Провозная плата" в других словарях:

    Провозная плата - (англ. carriage) плата, взимаемая за перевозку грузов, пассажиров и багажа и установленная соглашением сторон договора перевозки груза или договора перевозки пассажира, если иное не пре … Энциклопедия права

    провозная плата - см. фрахт … Справочный коммерческий словарь

    ПРОВОЗНАЯ ПЛАТА - см. Договор перевозки пассажира … Юридический словарь современного гражданского права

    ПРОВОЗНАЯ ПЛАТА И СТРАХОВАНИЕ ОПЛАЧЕНЫ ДО - (НАИМЕНОВАНИЕ ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ) Условие поставки товаров в практике международной торговли, которое предусматривает распределение обязанностей и связанных с ними расходов между продавцом и покупателем. Условие означает, что продавец должен… … Страхование и управление риском. Терминологический словарь

    ФРАХТ – ПРОВОЗНАЯ ПЛАТА И СТРАХОВАНИЕ ОПЛАЧЕНЫ ДО... - одна из разновидностей базисных условий поставок товаров. Эти условия аналогичны условиям Фрахт – провозная плата оплачена до... с тем дополнением, что продавец должен обеспечить транспортное страхование от рисков гибели или случайной порчи… …

    ФРАХТ – ПРОВОЗНАЯ ПЛАТА ОПЛАЧЕНА ДО... - одна из разновидностей базисных условий поставок товаров. Продавец обязан за свой счет поставить товар и приложить документы, подтверждающие его соответствие условиям контракта; заключить договор о перевозке товара в пункт, указанный в контракте; … Большой экономический словарь

    Одна из разновидностей базисных условий поставок товаров по внешнеторговым контрактам. Продавец обязан за свой счет поставить товар; заключить договор о перевозке товара в пункт, указанный в контракте, и оплатить перевозку; передать товар к… … Большой экономический словарь

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359 , ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Комментарий к статье 790 Гражданского Кодекса РФ

1. Договор перевозки носит возмездный характер. Размер провозной платы при этом устанавливается соглашением сторон. Изъятие из этого правила действует в отношении перевозки транспортом общего пользования (ст. 789 ГК); плата здесь определяется на основании тарифов (п. 2 ст. 790) (см. также ст. 64 ВК, ст. 15 УЖТ, ст. 181 КТМ, ст. 6 КВВТ).

2. Законодатель закрепил механизм защиты прав перевозчика в случае неоплаты платежей по перевозке. Коммент. ст. предусматривает возможность детализации порядка удержания в актах транспортного законодательства. Такой порядок закреплен, например, в ст. 160 КТМ и ст. 35 УЖТ, а также упоминается в ст. 76 КВВТ.

3. Законодатель предусмотрел порядок возмещения транспортной организации расходов, понесенных в связи с использованием льгот или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа. Возмещение происходит за счет средств соответствующего бюджета.