Социология (Фролов С.С. Общая социология (1800,00 руб.)

n7.txt

С.С.Фролов СОЦИОЛОГИЯ Учебник для высших учебных заведений Фролов С.С. Социология: Учебник. Для вузов / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Наука, 1994. - 256 с.: схем. - (Прогр. "Обновление гуманит. образования в России"). - Библиогр.: с. 249-254 ISBN 5-02-013586-0 ББК 60.5 Экспериментальный учебник обращен прежде всего к тем, кто начинает изучать курс социологии в вузах. В нем в максимально простой и доступной форме представлены основы общей социологии, раскрывается содержание и смысл наиболее употребляемых понятий. Данное издание составлено с использованием зарубежных и отечественных учебников, монографий и статей, снабжено схемами, графиками и таблицами. Рассчитано в основном на студентов технических вузов, а также на студентов первого года обучения по специальности "социология". CОДЕРЖАНИЕ Предисловие (intro.pdf - 293К) Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА (p1.pdf - 358К) Глава 1. Открытие социологии как научной дисциплины §1. Возникновение социологии как науки §2. Объект и предмет социологии Глава 2. Структура социологического знания §1. Получение научного знания об обществе §2. Социальные законы §3. Уровни социологического знания Раздел П. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ (p2.pdf - 656К) Глава 1. Содержание культуры §1. Определение понятия "культура" §2. Культура и система норм §3. Структура культуры §4. Формы проявления культуры в жизни человека §5. Происхождение, развитие и распространение культуры Глава 2. Личность и общество §1. Основные факторы развития личности §2. Социализация личности Глава 3. Социальные роли и личность §1. Процесс обучения ролям §2. Предписанные и достигаемые статусы §3. Ролевое напряжение и ролевой конфликт Глава 4. Социальный контроль и социальные отклонения §1. Социальный контроль §2. Отклоняющееся (девиантное) поведение Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ (p3.pdf - 549К) Глава 1. Формирование социальных взаимосвязей §1. Социальные контакты §2. Социальные действия Глава 2. Социальные отношения §1. Формирование социальных отношений §2. Социальные отношения зависимости и власти Глава 3. Социальные институты §1. Определение понятия "институт" §2. Процесс институционализации и развитие институтов §3. Институциональные признаки §4. Институциональные функции и особенности социальных институтов §5. Институт семьи Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ (p4.pdf - 437К) Глава 1. Возникновение социальных групп §1. Что такое социальная группа §2. Квазигруппы Глава 2. Виды социальных групп §1. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов §2. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами §3. Групповая динамика Глава 3. Социальные организации §1. Определение организации и ее внутренняя структура §2. Управление организациями Раздел V. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ (p5.pdf - 635К) Глава 1. Социальные и культурные изменения и социальные процессы §1. Виды социальных изменений §2. Социальные процессы Глава 2. Социальные движения §1. Природа социальных движений §2. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений §3. Личностная восприимчивость к социальным движениям Глава 3. Социальная мобильность §1. Природа социальной мобильности §2. Проблемы социальной мобильности §3. Индивид и социальная мобильность §4. Миграция Глава 4. Социальные конфликты §1. Этапы протекания конфликта §2. Характеристики конфликта Словарь ключевых социологических терминов (fin.pdf - 250К) Литература

Предисловие 3

Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Глава 1. Открытие социологии как научной дисциплины 5
§ 1. Возникновение социологии как науки 5
§ 2. Объект и предмет социологии 12

Глава 2. Структура социологического знания 17
§ 1. Получение научного знания об обществе 17
§ 2. Социальные законы 22
§ 3. Уровни социологического знания 26

Раздел II. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

Глава 2. Личность и общество 56
§ 1. Основные факторы развития личности 56
§ 2. Социализация личности 59

Глава 3. Социальные роли и личность 66
§ 1. Процесс обучения ролям 67
§ 2. Предписанные и достигаемые статусы 69
§ 3. Ролевое напряжение и ролевой конфликт 74

Глава 4. Социальный контроль и социальные отклонения 79
§ 1. Социальный контроль 80
§ 2. Отклоняющееся (девиантное) поведение 83

Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

Глава 1. Формирование социальных взаимосвязей 96
§ 1. Социальные контакты 96
§ 2. Социальные действия 99

Глава 2. Социальные отношения 105
§ 1. Формирование социальных отношений 106
§ 2. Социальные отношения зависимости и власти 110

Глава 3. Социальные институты 121
§ 1. Определение понятия "институт" 122
§ 2. Процесс институционализации и развитие институтов 124
§ 3. Институциональные признаки 127
§ 4. Институциональные функции и особенности социальных институтов 130
§ 5. Институт семьи 137

Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Глава 1. Возникновение социальных групп 145
§ 1. Что такое социальная группа 145
§ 2. Квазигруппы 148

Глава 2. Виды социальных групп 154
§ 1. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов 154
§ 2. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами 159
§ 3. Групповая динамика 162

Глава 3. Социальные организации 166
§ 1. Определение организации и ее внутренняя структура 166
§ 2. Управление организациями 175

Раздел V. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Глава 1. Социальные и культурные изменения и социальные процессы 181
§ 1. Виды социальных изменений 182
§ 2. Социальные процессы 186

Глава 2. Социальные движения 195
§ 1. Природа социальных движений 195
§ 2. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений 203
§ 3. Личностная восприимчивость к социальным движениям 207

Глава 3. Социальная мобильность 212
§ 1. Природа социальной мобильности 212
§ 2. Проблемы социальной мобильности 217
§ 3. Индивид и социальная мобильность 220
§ 4. Миграция 223

Глава 4. Социальные конфликты 225
§ 1. Этапы протекания конфликта 226
§ 2. Характеристики конфликта 237

Словарь ключевых социологических терминов 243

Литература 249

Формат: DOC
Язык: Русский

Социология. Фролов С.С.

3-е изд., доп. - М.: 2000. - 344 с.

В книге рассматриваются основные понятия и концепции социологии, которые дают представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе, о целях и задачах социологии, способствуют формированию целостного образа окружающего социального мира. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, специалистов, применяющих социологические знания в области управления.

Формат: doc (2000 , 344 с.)

Размер: 2 ,5 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

Формат: doc / zip (1994 , 256с.)

Размер: 496 Кб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА 5
ГЛАВА 1 7
СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО 7
1.1. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ 7
1.2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ 12
ГЛАВА 2 16
ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 16
2.1 СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ 16
2.2 ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ 20
2.3 ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 22
ГЛАВА 3 26
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО 26
3.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРА 26
3.2. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ 28
3.3. КУЛЬТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И КОМПЛЕКСЫ 32
3.4. ВОСПРИЯТИЕ КУЛЬТУРЫ ЧЛЕНАМИ ОБЩЕСТВА 34
3.5. РАЗВИТИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ 36
ГЛАВА 4 45
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ 45
4.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 45
4.2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 47
ГЛАВА 5 52
СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ 52
5.1. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ РОЛЯМ 52
5.2. ПРЕДПИСАННЫЕ И ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ 53
5.3. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ 57
ГЛАВА 6 61
КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ 61
6.1. ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ 61
6.2. ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ 63
ГЛАВА 7 72
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕРВИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ 72
7.1. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ 72
7.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 74
ГЛАВА 8 78
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 78
8.1. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБМЕН ЦЕННОСТЯМИ 78
8.2. ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И ВЛАСТИ 81
ГЛАВА 9 90
СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 90
9.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ» 90
9.2 ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ 91
9.3. ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА 94
9.4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 96
9.5. ИНСТИТУТ СЕМЬИ 101
ГЛАВА 10 107
ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 107
10.1. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА» 107
10. 2. ВИДЫ КВАЗИГРУПП 109
ГЛАВА 11 114
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП ПО ПРИЗНАКУ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К НИМ ИНДИВИДА 114
11.1. РАЗДЕЛЕНИЕ ГРУПП ПО ПРИЗНАКУ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К НИМ ИНДИВИДА 114
11. 2. ГРУППЫ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИХ ЧЛЕНАМИ 117
11. 3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА 119
ГЛАВА 12 123
СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 123
12.1. ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ 123
12. 2. ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ 129
ГЛАВА 13 134
КЛАССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ 134
13.1. БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА 134
13.2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 140
13.3. СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ 143
ГЛАВА 14 149
КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МАССОВОМ ОБЩЕСТВЕ 149
14.1. СУЩНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 149
14.2. МАССОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ 152
14.3. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ 155
ГЛАВА 15 160
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 160
15.1. СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 160
15.2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 163
ГЛАВА 16 170
СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 170
16.1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ 170
16.2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ 175
16. 3. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 178
ГЛАВА 17 183
ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 183
17.1. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ И МЕХАНИЗМ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 183
17.2. ПОСЛЕДСТВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 187
17.3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 189
17.4. ПРОЦЕСС МИГРАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ 191
ГЛАВА 18 193
СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ 193
18.1. СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА 193
18.2. ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТА 201
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 206
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 212

Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит ею в условия неопределенности, когда Сложно про вести оценку ситуации и сделать правильный выбор.
Такое положение современного человека - это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения. Важным шагом в этом направлении можно считать введение социологии в качестве обязательного предмета в системе высшего образования.
Среди поведенческих наук социология выделяется сложностью предмета изучения, огромным объемом изучаемого материала, что связано в первую очередь со сложностью исследуемого объекта - современного общества. По этой причине для изучающих социологию важно, прежде всего, знать основные положения, концепции и определения, которые составляют каркас этой науки. Эти знания в дальнейшем помогут будущим специалистам в различных областях деятельности, ориентированных на взаимодействие с социальными группами, организациями и отдельными личностями, так как обеспечивают -
– более глубокое проникновение в мир социальных отношений, что практически дает возможность управлять человеческим поведением, уметь применять власть, гасить конфликты, проводить реформы и инновации в организациях и т.д.;
– возможность взглянуть на окружающие нас явления с других позиций, увидеть многообразие окружающего социального мира. При этом открываются новые альтернативы, Новые возможности для принятия жизненно важных решений;
– понимание взаимосвязи социологии с другими науками, их значения в жизни общества.
Изложение материала соответствует классической схеме: структуру содержание и принципы социологии; культура общества как необходимое условие существования и развития социальных структур; личность и общество; социальные связи, вовлекающие отдельных личностей в социальные общности; социальные общности - от простейших социальных образований до сложных и разнородных социальных классов и слоев; социальные процессы, представляющие социальные структуры в динамике, развитии.
Указанная последовательность изложения позволяет рассмотреть практически все основные области, составляющие предмет социологии. Не претендуя на полный охват всех проблем социологии мы тем не менее надеемся что изучение данного материала позволит составить целостное представление о главных направлениях социологического знания. Однако в процессе преподавания полного курса социологии данную книгу следует применять вместе с учебниками по методике и технике социологических исследований, что позволит соединить знание общих проблем социологии с умением получать и обрабатывать конкретную социологическую информацию.
Учебный материал, легший в основу данной книги, составлен на базе значительного количества зарубежных и отечественных учебников и -монографий, статей и материалов социологических исследований; кроме того, здесь отражены разработки, выполненные лично автором.

(Документ)

  • Реферат - Социология Макса Вебера (Реферат)
  • Фролов А.В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда (Документ)
  • Фролов В.А. Методы и средства энерго - и ресурсосбережения (Документ)
  • Фролов С.С. Социология (Документ)
  • (Документ)
  • Фролов С.С. Социология организаций (Документ)
  • Фролов К.В. (ред.) Конструирование машин. Том 1 (Документ)
  • Матецкая А.В. Социология культуры (Документ)
  • Фролов К.В. (гл. ред.) Машиностроение. Том III-7. Измерения, контроль, испытания и диагностика (Документ)
  • Вестник Российского университета дружбы народов 2009 №04 Серия Медицина (Документ)
  • n1.doc

    ПРОГРАММА

    *ОБНОВЛЕНИЕ

    ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ*

    С. С. ФРОЛОВ

    социология

    Учебник

    Для высших учебных заведений

    МОСКВА "НАУКА" 1994

    ПРОГРАММА 1

    С. С. ФРОЛОВ 1

    Учебник 1

    ПРЕДИСЛОВИЕ 4

    СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА 6

    ОТКРЫТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

    § 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 6

    § 2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ 13

    Глава 2 СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 18

    § 1. ПОЛУЧЕНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ 18

    § 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ 23

    § 3. УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 27

    § 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "КУЛЬТУРА" 32

    § 2. КУЛЬТУРА И СИСТЕМА НОРМ 35

    § 3. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ 41

    § 4. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 43

    § 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ 46

    КУЛЬТУРЫ 46

    Глава 2 ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 57

    § 1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 57

    8 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 60

    Глава 3 СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И ЛИЧНОСТЬ 67

    § 1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РОЛЯМ 68

    § 2. ПРЕДПИСАННЫЕ И ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ 70

    § 3. РОЛЕВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ 75

    Глава 4 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ 80

    § 1. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 81

    § 2. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ 84

    Раздел III СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ 97

    Глава 1 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ 97

    § 1. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ 97

    § 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 100

    Глава 2 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 106

    § 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 107

    § 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ И ВЛАСТИ 111

    Глава 3 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 122

    § 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ИНСТИТУТ" 123

    § 2. ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ 125

    § 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ 128

    § 4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 131

    § 5. ИНСТИТУТ СЕМЬИ 138

    Раздел IV СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 146

    Глава I ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 146

    § 1. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА? 146

    § 2. КВАЗИГРУППЫ 149

    Глава 2 ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 155

    § 1. ГРУППЫ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ПО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К НИМ ИНДИВИДОВ 155

    § 2. ГРУППЫ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИХ ЧЛЕНАМИ 160

    § 3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА 163

    Глава 3 СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 167

    § 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА 167

    § 2. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 176

    Раздел V СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 182

    Глава 1 СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 182

    § 1. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 183

    § 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 187

    Глава 2 СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 196

    § 1. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ 196

    § 2. СОЦИАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ 204

    § 3. ЛИЧНОСТНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К СОЦИАЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ 208

    Глава 3 СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ 213

    § 1. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 213

    § 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 218

    § 3. ИНДИВИД И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ 221

    § 4. МИГРАЦИЯ 224

    Глава 4 СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ 226

    § I. ЭТАПЫ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА 227

    § 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТА 238

    СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ 244

    ЛИТЕРАТУРА 250

    ББК60.5 Ф91

    Данное издание представляет собой авторскую работу, вошедшую в число победителей в открытом конкурсе "Гуманитарное образование в высшей школе", который проводится Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Международным фондом "Культурная инициатива".

    Конкурс является составной частью программы "Обновление гуманитарного образования в России".

    Спонсором программы является известный американский предприниматель и общественный деятель Джордж Сорос.

    Стратегический комитет программы:

    Владимир Кинелев, Владимир Шадриков, Валерий Меськов, Теодор Шанин, Дэн Дэвидсон, Елена Карпухина

    Рецензенты: докторы социологических наук А.И . Кравченко, И.А. Бутенко

    Редактор издательства Н. K . Воеводенко

    Фролов С.С.

    Ф 91 Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с. ISBN 5-02-013586-0

    Экспериментальный учебник обращен прежде всего к тем, кто начинает изучать курс социологии в вузах. В нем в максимально простой и доступной форме представлены основы общей социологии, раскрывается содержание и смысл наиболее употребляемых понятий. Данное издание составлено с использованием зарубежных и отечественных учебников, монографий и статей, снабжено схемами, графиками и таблицами. Рассчитано в основном па студентов технических вузов, а также на студентов первого года обучения по специальности "социология".

    Ф 0302000000-119 Без объявл. 042(02)-94 ББК 60.5

    ISBN 5-02-013586-0 © С.С. Фролов, 1994

    © В.В. Медведев, художественное оформление, 1994

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Представляя вниманию читателей этот экспериментальный учебник, автор прежде всего хотел бы, чтобы студенты, впервые изучающие комплекс общественных наук, открыли для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе - социологию. При этом они должны освободиться от тех представлений об этой науке, которые, хотя и общеприняты, но не соответствуют действительности.

    Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание и не оставляется ей права быть наукой. Судить о социологии только как об опросах общественного мнения - значит уподобляться тем, кто сводит всю радиоэлектронику к работе осциллографа. Конечно, опросы - важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов.

    Какие же основные цели преследует данный учебник? Первая и наиболее важная цель - сделать так, чтобы читатели смогли под новым углом зрения, в новом свете увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должно сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем.

    Вторая цель - культивирование у студентов навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления. Объективность изложения, отсутствие политической подоплеки, искажающей реальные события, - вот к чему стремился автор.

    Третьей целью можно считать попытку в простой и доступной форме изложить основные понятия и концепции об окружающем нас мире людей и их взаимоотношениях. В этой книге можно найти ответы на такие, например, вопросы: что такое власть, почему люди объединяются в группы, что представляют собой социальные институты, как происходят изменения в обществе. Ответы на подобные вопросы позволят легче ориентироваться в сложном, полном проблем социаль

    Ном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия.

    Насколько успешно достигнуты все эти цели, судить читателю. В учебнике нет обильного цитирования различных литературных источников, которое, по нашему мнению, создает неразбериху и не способствует четкой логике изложения материала. Однако все изложенное явилось результатом проработки многочисленных монографий, статей и учебников по социологии как отечественных, так и зарубежных авторов. Кроме того, в учебник включены многочисленные разработки, сделанные лично его автором в процессе преподавания курса социологии в Государственной академии управления. Особенно это касается тех глав, в которых говорится о социальных институтах, социальных отношениях, социальных процессах, конфликтах и т.д.

    Можно надеяться, что читатели получат представление о социологии как о сложившейся науке, в которой существует логически обоснованная система четких определений, концепций и постулатов.

    Автор далек от убеждения, что представленный материал полностью охватывает все области социологии и все существующие в ней проблемы. Однако несомненно, что основные понятия и категории социологии нашли здесь свое отражение. Это дает возможность надеяться, что данное издание окажется удобным для усвоения студентами учебного курса и полезным преподавателям для разработки учебных программ и лекций по социологии.

    Конечно, опросы - важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как обще ства в целом, так и отдельных социальных групп и институтов. <...> Следовательно, необходимо прежде всего подвергнуть научному анализу сущест вующие социальные структуры, культурные образцы , взаимосвя зи между членами общества, а затем уже на основе научного пред видения их развития осуществлять социальную реорганизацию, не отвергая, а, наоборот, используя сложившиеся формы сущест вования людей и устанавливая необходимый социальный порядок. <...> Развитие социологии показывает, что такой подход к изучению сложного общества (называемый структурным анализом) обеспе чивает возможность для всестороннего изучения структурных единиц общества (классов, слоев, групп, ассоциаций, личностей), 18 социальных связей между такими единицами (контактов, дей ствий, взаимодействий, социальных отношений, социальных ин ститутов), а также динамики социальных структур (социальных изменений, процессов). <...> Прежде всего это связано со следующими обстоя тельствами: 1) изучение поведения людей в современном обществе основано не только на знании их деятельности в условиях социального ок ружения (в группе, социальном институте или обществе), но и на научных фактах, которые описывают влияние психологии личности на его социальные действия; 2) на поведение людей в обществе влияет множество факто ров, связанных с поистине бесконечным разнообразием социаль ной жизни; 3) ученые социологи вынуждены действовать в сфере, касаю щейся повседневной жизни, когда каждый человек может видеть и оценивать социальные факты с точки зрения собственных знаний и опыта. <...> Термин «общественный здравый смысл » придает значимость и важность различным понятиям (взглядам, мнениям), не имеющим систематизированных доказательств <...>

    Общая_социология.pdf

    Стр.2

    СОДЕРЖАНИЕ Предисловие................................................................................................................................... 3 Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА.......................... 5 Глава 1. Открытие социологии как научной дисциплины.................. 6 1.1. Возникновение социологии как науки................................................................... 6 1.2. Объект и предмет социологии.................................................................................... 14 Глава 2. Структура социологического знания............................................. 20 2.1. Получение научного знания об обществе......................................................... 20 2.2. Социальные законы............................................................................................................. 26 2.3. Уровни социологического знания............................................................................ 30 Раздел II. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ................................................................. 37 Глава 3. Содержание культуры................................................................................. 38 3.1. Определение понятия «культура» ......................................................................... 38 3.2. Культурные ценности........................................................................................................ 43 3.3. Культура и система норм............................................................................................... 46 3.4. Знаковосимволическая система............................................................................. 53 3.5. Структура культуры..........................................................................................................55 3.6. Формы проявления культуры в жизни человека..................................... 58 3.7. Происхождение, развитие и распространение культуры................ 61 Глава 4. Личность и общество..................................................................................... 74 4.1. Основные факторы развития личности............................................................. 74 4.2. Социализация личности.................................................................................................. 78 Глава 5. Социальные роли и личность................................................................ 86 5.1. Процесс обучения ролям................................................................................................. 87 5.2. Предписанные и достигаемые статусы.............................................................. 89 5.3. Ролевое напряжение и ролевой конфликт..................................................... 95 Глава 6. Социальный контроль и социальные отклонения..........101 6.1. Социальный контроль...................................................................................................... 102 6.2. Отклоняющееся (девиантное) поведение.......................................................105 Раздел III. Социальные взаимосвязи.................................................................119 Глава 7. Формирование социальных взаимосвязей.............................120 7.1. Социальные контакты.....................................................................................................120 7.2. Социальные действия...................................................................................................... 123 382

    Стр.381

    Глава 8. Социальные отношения...........................................................................130 8.1. Формирование социальных отношений..........................................................131 8.2. Социальные отношения зависимости и власти........................................136 8.3. Виды власти в современном обществе..............................................................147 Глава 9. Социальные институты............................................................................158 9.1. Определение понятия «институт» ........................................................................158 9.2. Процесс институционализации и развитие институтов.................. 161 9.3. Институциональные признаки................................................................................164 9.4. Институциональные функции и особенности социальных институтов..................................................................................................................................168 9.5. Религиозные институты................................................................................................175 9.6. Институты образования................................................................................................177 9.7. Экономические институты.......................................................................................... 179 9.8. Государственные институты.....................................................................................180 9.9. Институт семьи......................................................................................................................182 Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ...............................................................191 Глава 10. Возникновение социальных групп..............................................192 10.1. Что такое социальная группа? .............................................................................. 192 10.2. Квазигруппы.........................................................................................................................195 Глава 11. Виды социальных групп........................................................................203 11.1. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов.....203 11.2. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами............................................................................................................209 11.3. Групповая динамика...................................................................................................... 212 Глава 12. Социальные организации....................................................................216 12.1. Определение организации и ее внутренняя структура.................216 12.2. Управление организациями....................................................................................226 Глава 13. Социальные слои, страты, классы................................................232 13.1. Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества........................................................................................233 13.2. Социальная стратификация...................................................................................242 13.3. Социальные классы........................................................................................................246 Глава 14. Человеческое общество.........................................................................255 14.1. Развитие научных взглядов на человеческое общество...............255 14.2. Общество и социальные институты.................................................................259 14.3. Системные взгляды на общество........................................................................260 14.4. Индивид и общество.......................................................................................................273 Глава 15. Коллективное поведение в массовом обществе..............278 15.1. Сущность коллективного поведения...............................................................278 15.2. Массовое поведение........................................................................................................282 15.3. Общественное мнение...................................................................................................287 383

    Стр.382

    Раздел V. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.........................................................295 Глава 16. Социальные и культурные изменения и социальные процессы..................................................................................................296 16.1. Виды социальных изменений................................................................................297 16.2. Социальные процессы..................................................................................................302 Глава 17. Социальные движения...........................................................................312 17.1. Природа социальных движений..........................................................................312 17.2. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений..........................321 17.3. Личностная восприимчивость к социальным движениям...........325 Глава 18. Социальная мобильность.....................................................................332 18.1. Природа социальной мобильности....................................................................332 18.2. Проблемы социальной мобильности................................................................337 18.3. Индивид и социальная мобильность................................................................341 18.4. Миграция..................................................................................................................................344 Глава 19. Социальные конфликты.......................................................................347 19.1. Этапы протекания конфликта.............................................................................. 348 19.2. Характеристики конфликта...................................................................................360 Словарь ключевых социологических терминов......................................367 Литература.................................................................................................................................375