Социальные институты общества их типологии. Второй вопрос предполагает рассмотрение проблемы типологии социальных институтов и определение их функций


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный институт
сервиса и экономики
Новгородский филиал

Тема: «Социальные институты и их типы »

по курсу: ______________________________

Студент:2-го курса, з. о.
специальности 2305

Проверил:
_____________________________

Великий Новгород
2001

1 Введение 4

2 Социальные институты 5

2.1. Определение понятия социального института. 5

2.2. Типология социальных институтов 8

2.3. Функции и дисфункции социальных институтов 10

2.4. Институт как нормативная система 13

2.5. Динамика социальных институтов 15

Заключение 17

Список литературы 18

1 Введение

Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и считают отцом – основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была объединить все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную основу.

Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод.

Свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы, самоорганизации человека становится социология. Социология изучает общество, социальные отношения, и социальные общности, их деятельность. Философия также изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения. Социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельную общую абстрактность, а как реальность.

Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь людям разобраться в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основе полученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология.

2 Социальные институты

2.1. Определение понятия социального института.

Социология уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни 1 .

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

    ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

    совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

    формальную и неформальную организацию;

    совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

    обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т.к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

    установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

    символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

    унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

    устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

    идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

2.2. Типология социальных институтов

Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

    экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;

    политический - институт власти;

    семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;

    военный – институт, организующий законное наследие;

    религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

Пять основных потребностей и институтов:

    потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

    потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

    потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

    потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

    потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями . У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.

Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества. Он различает три основных типа институтов:

1. продолжающие род (брак и семья);

2. распределительные (или экономические);

3. регулирующие (религиозные институты и политические системы).

По мнению большинства социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков:

1. семейный - регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

2. политический - институты власти;

3. экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

4. военный – осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

5. образовательный - направленный на накопление и передачу знаний поколениям;

6. религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.

Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (500 тыс. лет) институт семьи. Религия (фетишизм, тотемизм) появляется 30 – 40 тыс. лет назад. Государство и образование 5 – 6 тысяч лет назад. Все социальные институты, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные). Вторые складываются внутри первых, являясь частью их. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства. Неглавные институты называют общественными практиками или обычаями (дуэли).

Американский социолог Роберт Мертон (род. 1944г.) предложил различать «явные» и «скрытые (латентные)» функции социальных институтов. Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Они формально заявлены, записаны в уставах, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу (законы об образовании, здравоохранении).

Латентные функции в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный харак­тер и их последствия осознаются не сразу (завязывание прочных дружеских школьных связей).

Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы социальных институтов. Это наглядно представлено в Таблице 1. (Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.).

Таблица 1. Социальные институты в индустриальных обществах

Социаль-ный институт Основные функции Группы и организации Ценности Нормы
Семья Регулирование рождаемости, социализация и защита детей Родственники, группы, объединенные родственными связями Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, уважение к родителям Иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность
Религия Обсуждение загробной жизни; стремление соединиться с Создателем Конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные организации Чтение Священного Писания, поклонение Богу Посещать церковь, следовать учениям церкви
Право Поддержание социального порядка Милиция, суды, тюрьмы Суд присяжных, принцип презумпции невиновности Правдивые показания, нормы доказа-тельного права
Политика Установление иерархии власти Политические партии, конгрессы, парламенты, монархии Правило большинства, право голоса Голосование как привилегия и право
Экономика Производство и распределение товаров и услуг Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей Зарабатывание денег, эффективное производство Максимизация прибыли, упорный труд
Образова-ние Передача знаний и навыков из поколения в поколение Школы, колледжи, университеты, студенческие советы, ассоциации Академическая честность, хорошая успеваемость, Выполнять домашние задания, готовиться к лекциям
Наука Освоение окружающей среды Местные, государственные, региональные, национальные и международные ассоциации Объективные исследования, открытая публикация полученных данных Применять научные методы, раскрывать полученные данные

Рассмотрим подробнее несколько социальных институтов.

Институт семьи

Семья - это социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся, уважают друг друга.

Самый распространенный тип семьи – нуклеарная. Она состоит из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В основе лежат матримониальные отношения (основанные на брачных узах). Нуклеарные семьи являются частью обширной сети родственных отношений.

Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга, включает бабушек, дедушек, сестер, их мужей, и др.

В зависимости от места проживания семьи различают на матрилокальную , когда супружеская пара переезжает к родителям жены, и патрилокальную, в случае переезда к родителям мужа. Большинство молодых людей предпочитаетнеолокальную модель – отделяются и живут не зависимо от родителей и прочих родственников.

При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии – старший по возрасту мужчина. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. В третьем типе семейного уклада – эгалитарном – власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах.

Одной из важнейших форм семейных отношений выступает брак. Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Правильный выбор супруга регулируется двумя типами матримониальных норм: эндогамией и экзогамией.

Эндогамия (от греч. слов: endon - внутри, gamos - брак) – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания.

Экзогамия (от греч. exo – вне) – правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, с индивидами, не связанными кровным родством. Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками. Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по трем различным принципам:

Моногамия – один муж и одна жена;

Полигамией называется брак, объединяющий трех или большее число людей.

Полигиния – один муж и две или большее число жен,такая форма брака, распространенная в африканских и азиатских странах.

Полиандрия – два или более мужей и одна жена. Это редкая форма брака, встречающаяся на Тибете, в горном регионе. Полиандрия предотвращает в семье деление земли на участки. Когда женщина выходит замуж, подразумевается, что она одновременно становится женой братьев своего мужа.

Семья выполняет несколько жизненно важных функций.

1. Продолжение рода.

2.Социализация (семья выполняет роль главного передатчика культурных норм).

3. Регулирование сексуальной активности.Законнорожденность – это форма включения ребенка в систему родственных отношений, которая определяет права новорожденного на заботу, наследование и воспитание.

4. Забота, защита и эмоциональная поддержка.

5. Придание статуса.При рождении дети наделяются социальной идентичностью родителей, приобретают расовую, этническую, религиозную и классовую принадлежность.

Институт религии

Религия – это социальный институт, специфика функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Религия – это вопрос веры, представление, которое опирается скорее на убежденность, чем на научные факты. Как отмечает Э. Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими.

Мирское (профанное) – это то, что люди определяют в качестве обыденного элемента повседневной жизни.

Священное (сакральное) – это то, что люди почитают, вызывающее трепет и благоговение.

В малых культурах обнаруживаются две формы религии - тотемизм ианимизм.

Тотемизм поклонение видам животных или растений. Разновидность тотема - талисман.

Анимизм - это вера в призраков или духов.

В больших культурах, как правило, практикуется теизм. Теизм – вера в могущественных богов, которые требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формы монотеизма , веры в одного бога. Древнегреческая религия и индуизм (в Индии) представляют собой разновидности политеизма - веры во множество богов.

Три религии, оказавшие наиболее сильное воздействие на историю человечества - это иудаизм, христианство и ислам . Все они возникли на Ближнем Востоке.

Иудаизм - старейшая из трех религий; его возникновение относится примерно к 1000 году до н. э. Евреи верили, что Бог требует повиновения строгому моральному кодексу, рассматривая свою религию как единственно правильную.

Христианство - наиболее крупная мировая религия. Оно наследовало от иудаизма многие взгляды, ставшие впоследствии его составной частью. Иисус был ортодоксальным евреем, и христианство возникло как секта внутри иудаизма. Последователи Иисуса именовали его Мессией, что по древнееврейски означало “помазанник” (с греческого-“Христос”), грядущий идеальный царь, ожидавшийся евреями.

Ислам - вторая по величине мировая религия, которая имеет общее происхождение с Христианством. Ислам исходит из учения пророка Мухаммеда, жившего в VII веке н.э. Согласно исламу, Аллах, единственный Бог, управляет природой и людьми.

На востоке наибольшее распространение получил индуизм – старейшая из всех великих религий, ядро которого сложилось около 6000 лет тому назад. Он представляет собой сложный комплекс религиозных и философских воззрений. Большинство индуистов разделяют догму о перевоплощении душ. Вторым ключевым признаком индуизма является кастовая система, основанная на убеждении, что положение человека в социальной и ритуальной иерархии определяется самим фактом рождения.

К этническим религиям Востока относятся буддизм, конфуцианство и даосизм. В этих религиях нет богов, они придают особое значение этическим идеалам, которые делают верующих способными ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной.

Церковь – это общепризнанная и прочно укоренившаяся религиозная организация значительных размеров, как, например, католическая или англиканская церковь, важная черта которой – стремление к интеграции с обществом. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей.

Секта (от лат. Secta направление, учение) - тип религиозной организации, стоящей особняком от общества. Она имеет меньшие размеры и отличается менее сложной и формальной организацией. Секта объединяет, как правило, верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной церкви, (кальвинисты).

Отличие сект от церквей проявляется в формах лидерства. Они основаны на харизматичной власти людей, способных превратить аудиторию людей в последователей. Секты и церковь отличаются друг от друга социальным составом своих членов.

Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.

1. Мировоззренческая функция. Религия дает ответы на вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти.

2. Компенсаторная функция. Дает ответы о смысле существования, дарует верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны.

3. Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, христиане”).

4. Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения вполне применимы к повседневной жизни людей. В них содержатся наставления для повседневной жизни.

5. Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей.

6. Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде, например эмигрантам.

7. Охранительная функция. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть оказывает поддержку конфессиям.

В структуру религиозных институтов (на примере христианства) включены неосновные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), инквизиции, епископата, крещения, исповеди, монашества.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество. Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его

сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите виды социальных связей.

2. Назовите основные черты и признаки социальных институтов.

3. Перечислите виды и функции социальных институтов.

4. Охарактеризуйте семью как социальный институт.

5. Определите основные функции семьи.

6. Перечислите типы семей.

7. Дайте характеристику института религии.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Развод как проблема ХХI века.

2. Современная семья: характеристика и типология.

3. Семья как социальный институт.

4. Наука как социальный институт.

5. Институт религии. Современный взгляд.

6. Церковь и секта. Основные отличительные признаки.

1. Семья, основывающаяся не только на супружеских отношениях людей, но и на кровном родстве большого числа ее членов.

Культурология

Социальные институты культуры и их значения.

Введение

Социология - это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.

Понятие социального института

Главным объектом исследований в социологии является социальные институты. Само понятие «институт» в переводе с латинского - это установление, организация, учреждение. Это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми.

«Социальный институт» - это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей. В социальном обществе насчитывают сотни институтов, но более всего выделяют политический институт, экономический институт, социально - культурный институт, институт религии, институт образования, а так же институт семьи. Примеры институтов: семья, образование, армия, милиция, здравоохранение, банки, право и т. д.

Социальные институты, существующие в настоящее время, появились не сразу. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни с помощью выработки обычаев, традиций, устанавливающих определенные нормы и правила поведения в обществе.

Классификация и функции социальных институтов

Типология социальных институтов

Пять основных социальных институтов:

1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

2) потребности в безопасности и порядке (государство);

3) потребности в добывании средств существования (производство);

4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты образования);

5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).

что социальные институты классифицируются по следующим сферам жизнедеятельности общества:

1) экономическая сфера - отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ, собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. Т.е эти институты организуют хозяйственную деятельность; служат производству и распределению ценностей и услуг; складываются на материальном базисе общества.

2) политические - отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия, полиция. Т.е. эти институты регулируют использование ценностей и услуг и связаны с властью; основывающиеся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания этой власти.

3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи. Т.е. семейный – институт регулирует половые отношения, рождение и социализацию детей.

4) Военный – институт, организующий законное наследие и осуществляет защиту членов общества от физической опасности.

5) институты образования и культуры Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы.

6)Социальная - отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.

7) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношения к священным предметам и силам и возникающие в процессе создания духовных ценностей, коллективное почитание богов.

Типология социальных институтов может строиться по различным основаниям.

В зависимости от сферы действия и их функций институты подразделяются на:

Реляционные, определяющие ролевую структуру общества по самым разным критериям от пола и возраста до индивидуальных занятий и способностей;

Регулятивные, определяющие допустимые рамки действий и санкций, карающие за выход из них (сюда относятся все механизмы социального контроля);

Культурные, связанные с идеологией, религией, искусством и т.п.;

Интегративные, связанные с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.

На основе содержательных задач можно провести деление институтов:

Экономические, к которым причисляют все те институты, которые занимаются производством благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда и проч.;

Политические, или институты, связанные с установлением, выполнением и поддержанием власти (правительства, парламент, политические партии, милиция – полиция и др.);

Культурные, или все те институты, которые созданы для развития культуры, для социализации молодого поколения, передачи ему культурных ценностей общества как целого (семья как воспитательный институт, школа, вуз, учреждения культуры и др.);

Институты социальные или общественные в узком значении этого слова;

Политические институты (государства, партии, армия);

Экономические институты (разделение труда, собственность, налоги);

Институты родства, брака и семьи;

Институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т.п.).

Социологи еще подразделяют социальные институты на формальные (создаются официально, обычно в рамках государства, имеют строго очерченные границы) и неформальные (не имеют жесткой регламентации). Пример первых – социальный институт здравоохранения, вторых – религия как социальный институт.

Развития социальной системы по сути сводимо к эволюции общественных институтов. В разные эпохи и в разных обществах могут доминировать разные институты. В первобытном обществе, конечно, это была семья, ныне в число приоритетных выходит наука и образование.

4.4. Функции социальных институтов

Главная функция любого социального института, как и социальных институтов в целом – это удовлетворение основных общественных потребностей. Так, например, институт брака и семьи, санкционируя форму половых отношений, удовлетворяет общественную потребность в воспроизводстве населения, социализации подрастающего поколения. Институт религии позволяет людям удовлетворять потребность в осознании смысла жизни, понимании моральных ценностей (добро, зло и др.).

В том случае, если изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих институтов, возникает дисфункция.

Такое несоответствие ведет либо к снижению роли такого института, а значит и вырождению функций (бюрократия), либо использование его для корыстного злоупотребления (коррупция).

Когда возникает расхождение между провозглашенными (официально признанными) целями и объективными последствиями, начинает действовать латентная, скрытая функция. Следует заметить, если признанная функция социального института носит произвольный («управляемый») характер, то латентная функция является непреднамеренной, неосознаваемой. Например, если явной функцией запрета на алкоголь или азартные игры является их прекращение, пресечение, то латентной функцией соответствующих действий становится создание подпольной сети (самогоноварение, действие игровых автоматов под видом тренировочных аппаратов и т.д.).

Вопросы для самоконтроля и обсуждения

      Что означает в социологии понятие «общество»?

      Общность и общество: одно и то же?

      Какие сферы охватывает общественная жизнь?

      Какое понятие является в социологиинаиболее емким и важным: общественное или социальное?

      Что такое социальные институты?

      Какова типология социальных институтов?

      Какие функции выполняют социальные институты?

      Приведите примеры основных социальных институтов в современном обществе. Дайте им краткую характеристику.

Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внима­ние на проблему институционализации общества и стиму­лировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship);

2) распределительные (или экономические);

3) регулирующие (религиозные институты и политические системы).

Данная классификация основана на выделении глав­ных функций, присущих всем институтам.

В современной социологии предпринимаются попытки определить более точные и разносторонние типологии социальных институтов. По мнению многих социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков, под которыми подразумеваются главные институты:

Семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

Политический – институты власти;

Экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

Военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

Образовательный - институты, направленные на накопление и передачу знаний следующим поколениям;

Религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого: потребности в воспроизводстве рода, в распределении власти и управлении людьми, в добывании и производстве средств существования, в безопасности, в передаче знаний, в решении духовных проблем. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.

Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (порядка 500 тыс. лет) является институт семьи. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм) появляется приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад. Государству, как и образованию примерно по 5 – 6 тыс. лет.

Все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные). Вторые складываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

К частным политическим институтам относятся институт президентства, королевской власти, судопроизводства, присяжных и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства.

Если главные институты обусловлены только лишь общественными потребностями то неглавные институты часто учреждаются государством и могут обретать форму учреждения или организации.

К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в бывшем СССР – отчетливо выраженные образцы частных (неглавных) институтов.

Неглавные институты называют еще общественными практиками или обычаями.

Например, дуэли, которые были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII вв. Этот институт возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя.

Если институциональная потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь.

С развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Американский социолог Роберт Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать «явные» и «скрытые (ла­тентные)» функции (от лат. functio – исполнение, осуществление) социальных институтов.

Явные функции социальных институтов носят предна­меренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или деклариро­ваны, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу.

Явные функции могут выражаться в принятии специальных законов или сводов правил, например законов об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией.

Латентные (скрытые) функции и дисфункции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный харак­тер и их последствия осознаются не сразу и не всегда.

Латентными функциями школы будут: приобретение определенного социального статуса «грамотного человека» по сравнению с неграмотными сверстниками, завязывание прочных дружеских школьных связей.



Пример латентной дисфункции: институты парламента, правительства и президента в начале 90-х годов стремились улучшить жизнь народа, создать более цивилизованные отношения и внушить гражданам интерес к закону. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал.