Социальное предпринимательство VS помощь в самозанятости населения. Под крылом государства

Корпорация МСП была образована чуть больше года назад для развития сегмента малого и среднего предпринимательства. В планах новой структурной организации было создание системы комплексной поддержки бизнеса взамен разрозненных опций. В числе приоритетных направлений работы Корпорации МСП - доступ малых и средних предприятий к закупкам крупнейших компаний с госучастием, финансовая, правовая и информационно-маркетинговая поддержка предпринимателей.

Заместитель генерального директора Корпорации МСП Наталья Ларионова рассказала в интервью ТАСС, что eй удалось осуществить и по каким направлениям сейчас идет работа.

В каких регионах РФ сегодня наблюдается высокая предпринимательская активность? И что, на ваш взгляд, мешает созданию благоприятной среды для представителей малого и среднего бизнеса?

Пока самостоятельных исследований предпринимательской активности в регионах Корпорация МСП не ведет, мы опираемся на рейтинг Агентства стратегических инициатив (АСИ). За 2015 год среди лидеров - Республика Татарстан, Калужская и Белгородская области. Рейтинг АСИ многофакторный, он включает в себя статистические данные и результаты ряда опросов предпринимателей, в том числе по оценке работы местных властей по поддержке бизнеса.

Если в целом говорить о создании благоприятной среды для развития предпринимательства, то важно подчеркнуть, что малый и средний бизнес сталкивается с теми же проблемами, что и экономика страны в целом. Конечно, есть и специфические особенности. Так, развитие малого бизнеса, в особенности деятельность индивидуальных предпринимателей (ИП), зависит от работы муниципальных властей. И здесь важную роль играет мэр города или глава поселения, который должен понимать, что данному сектору экономики надо уделять внимание. Если этого не происходит, то, что бы ни обсуждалось и внедрялось на федеральном уровне, до предпринимателя оно не дойдет. Глава поселения должен держать руку на пульсе и знать, как обстоят дела с деловой активностью и развитием МСП на его территории.

- Все вопросы, значит, к муниципалитетам?

Федеральное законодательство дает широкие возможности регионам и муниципалитетам самим формировать комфортную среду для малого и среднего бизнеса. К примеру, в налоговой сфере регионы могут устанавливать в рамках специальных режимов свою налоговую базу, налоговую ставку и налоговые каникулы в зависимости от видов бизнеса. В руках муниципалов - ставки по единому вмененному налогу. Региональные власти самостоятельно устанавливают максимальные сроки рассрочки по выкупу площадей малыми и средними компаниями. Повторюсь, принятие многих конкретных решений в сфере поддержки предпринимательства - за регионами и муниципалитетами. Они должны осознать, что их роль очень важна.

- Как тогда мотивировать муниципалитеты на работу с МСП?

Знаете, вот это российская особенность. Мы изучаем зарубежный опыт и видим следующее. К примеру, когда в Германии избирается мэр какого-нибудь городка, никто не ставит задачу о его мотивации. Он вступает в должность и исполняет свои обязанности, которые подразумевают в том числе и создание комфортных условий для развития малых и средних компаний. А мы с вами сейчас говорим о том, как же нам наших муниципалов вдохновить на повышение экономического потенциала территорий.

Очевидно, что лучший стимул для такой работы - это рост поступления налогов в местный бюджет. Не каждый муниципалитет может открыть филиал "Газпрома" или "Башнефти", но каждый мэр заинтересован в увеличении числа рабочих мест. В советское время был хороший термин "местная промышленность". Бизнес должен быть привязан к местности, тогда все становится на свои места.

Вот приходит человек управлять поселением, а мы должны уговорить его работать, грамоту пообещать и субсидиями приманить, чтобы он наконец-то занялся жизнью местного бизнеса. Сейчас работа с муниципалитетами самая сложная и кропотливая, но она имеет большой потенциал.

Какие основные цели ставит для себя Корпорация МСП в рамках поддержки бизнеса в 2017 году и более долгосрочной перспективе?

Основной акцент делается на расширение рынков сбыта для малых и средних компаний, обеспечение их доступа к закупкам крупнейших компаний с государственным участием. Тема абсолютно новая, но это долгосрочный тренд. Правительством Российской Федерации закреплена обязательная квота для крупных компаний с госучастием - не менее 18% своих заказов они отдают малому и среднему бизнесу. Из них не менее 10% - это прямые торги.

Корпорация МСП осуществляет мониторинг исполнения данных требований, на регулярной основе взаимодействует с заказчиками по вопросам расширения сотрудничества с субъектами МСП. Результаты этой работы уже видны, и они существенные. Так, общий объем планируемых закупок у субъектов МСП такими компаниями к августу достиг 620 млрд руб., а к концу года объем таких договоров, по нашим прогнозам, составит около 1 трлн руб.

Этот качественный скачок также обозначил новые проблемы и задачи. В первую очередь возник вопрос наличия необходимого количества малых и средних поставщиков, которые смогут обеспечивать растущий объем заказа, поэтому здесь работа Корпорации МСП сосредоточилась на плотном взаимодействии с предпринимателями в регионах для разъяснения новых возможностей. Данные проблемы мы решаем в рамках работы по "доращиванию" поставщиков, реализации Программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства ("Программа 6,5"), ориентации гарантийной поддержки корпорации прежде всего на нужды компаний-поставщиков.

- Получается, малого бизнеса больше, чем среднего, и нечем закрывать такой объем?

По идее, данный объем могли бы закрыть средние компании. Они, как правило, более стабильны, работают в производственных секторах экономики. Однако статистика показывает, что и в данном сегменте много проблем. В ряде случаев средний бизнес переходит в разряд малого, а нам нужна противоположная тенденция. Чтобы "малыши" превращались в "середнячков", нужны инвестиции в капитал, в людей. Для этого предприниматель должен быть уверен в своей продукции и стабильном на нее спросе. Мы говорим предпринимателям, что расширение доступа к закупкам крупнейших компаний с госучастием - это не разовая акция, а каждый год крупные компании будут отдавать 18% своего заказа малому и среднему бизнесу. Имея такой "кусочек пирога" на постоянной основе, компания может целенаправленно планировать свое стратегическое развитие.

С 1 декабря 2016 года вступает в силу постановление правительства Российской Федерации, устанавливающее обязательную квоту покупок инновационной продукции у субъектов МСП. Корпорация будет осуществлять мониторинг работы крупных заказчиков и по данному направлению. Пока в планах размещение 1% заказов инновационной продукции для малого бизнеса. И он будет самым тяжелым, ведь легче стартовать от 1 к 3%, чем от 0 к 1%.

- Вернемся к вопросу перехода малого бизнеса в средний. В чем проблема?

Основная проблема в уверенности. Многим компаниям не хватает уверенности в дальнейшем развитии, возможности привлечения дополнительных финансовых и кадровых ресурсов. Необходимо верить в свой бизнес, но также и знать, что на конкурентных преимуществах никто не гарантирует заранее сбыт. Нет сбыта - нет развития.

Мы часто общаемся с малыми компаниями, у которых начинаются серьезные сложности. Никто сразу не бежит продавать свой бизнес или ставшие лишними складские производственные помещения. У собственников живет надежда, что все наладится. Когда компании получают уверенность в сбыте продукции, у них сразу же возникает желание расти. Корпорация помогает таким компаниям выстроить работу с крупнейшими банками. Они для нас приоритет. Мы сами звоним предпринимателям и рассказываем о наших продуктах, господдержке, в том числе и финансовой. Нам важно, чтобы они пришли на конкурсы, используя льготные ресурсы для исполнения заказа. Им непросто сейчас, даже, можно сказать, тяжелее всего, но именно в них заложен максимальный потенциал для решения иновационно-производственных задач.

Сейчас все знают МФЦ (многофункциональные центры), за каждой бумажкой граждане идут туда. А какие услуги там может получить предприниматель?

В нынешнем году в МФЦ мы запустили услугу для предпринимателей по информированию об основных мерах поддержки, оказываемых корпорацией (кредитно-гарантийная и имущественная поддержка, расширение доступа к закупкам крупнейших компаний с госучастием).

Сейчас в сотрудничестве с Минэкономразвития реализуется пилотный проект "МФЦ для бизнеса". Формат предоставления таких услуг в зависимости от региона может быть разный - окно, или зона в действующем МФЦ, или отдельно стоящие здания. Предприниматели смогут получить здесь практически любую интересующую их информацию. Впоследствии планируется включить в перечень предоставляемых в МФЦ услуг возможность подачи заявок на предоставление поручительств корпорации, регистрацию новых компаний, постановку на учет, оперативное получение необходимых лицензий. МФЦ будет являться контактной точкой, решающей все оперативные вопросы, связанные с организацией и обслуживанием бизнеса.

- А сколько регионов приняло участие в пилотном проекте?

В рамках одной услуги по информированию о деятельности Корпорации МСП мы работаем с 36 субъектами РФ. Ежемесячно список регионов растет. Мы ожидаем, что к концу 2016 года с нами будут работать 73 региона.

Если говорить о пилотном проекте "МФЦ для бизнеса", то сейчас Минэкономики заявило о 39 субъектах РФ.

Общественность расходится во мнениях образования предпринимателей. Кто-то считает, что стоит набивать коленки самому, а кто говорит о необходимости хотя бы первичного бизнес-образования. К какому мнению вы склоняетесь?

Достаточно спорный вопрос. Я постоянно вступаю в дискуссии по данному поводу. Существует такая иллюзия, что наши граждане все знают и учить их ничему не надо. К сожалению, она приводит к многим проблемам в начале предпринимательского пути. Можно обладать хорошей идеей, но, если не понимаешь, как платить налоги или правильно оформлять людей на работу, однозначно прогоришь.

В настоящее время Корпорация МСП реализует образовательный проект в 17 регионах Российской Федерации. Мы разработали учебные и методические пособия, провели обучение бизнес-тренеров и приступили к проведению бесплатных тренингов для предпринимателей.

Проект включает два направления - "Азбука предпринимателя" и "Школа предпринимательства". Первый предназначен для людей, которые собираются открыть свой бизнес, второй - для тех, кто уже имеет свой бизнес, но хочет получить дополнительные знания.

Данные учебные курсы по заказу корпорации разработала компания "Фабрика предпринимательства" (Республика Татарстан). Она обладает хорошей базой реального обучения бизнесменов, обширными теоретическими знаниями.

Помимо двух образовательных программ предпринимателям доступны отдельные модульные блоки. Всего их 20, они включают такие курсы, как бизнес-планирование, маркетинг или трудовые отношения. С учебными материалами можно ознакомиться на сайте Корпорации МСП.

Если же говорить о дальнейшей судьбе образовательных проектов в целом, то по поручению Игоря Ивановича Шувалова (первого вице-премьера правительства. - ТАСС) мы занимается подготовкой общероссийской образовательной платформы. Главным органом власти по исполнению поручения является Минэкономразвития России, и уже собрана рабочая группа. Очевидно, что в скором времени образовательные проекты выйдут на новый уровень.

- Есть ли возможность обучения онлайн? В частности, это актуально для предпринимателей из глубинки.

Пока такой возможности нет, но в ближайшем будущем она появится. Хотя я считаю, что не стоит недооценивать стандартные формы образования и отдавать предпочтение дистанционному обучению. Лучше все-таки найти возможность для личного посещения тренинга: эффективность традиционного образования намного выше и очное общение с преподавателем очень важно.

На форуме "Территория смыслов" глава правительства Дмитрий Медведев акцентировал внимание на создании курсов предпринимателей в школах РФ. Каковы ваши ожидания от этой инициативы?

Предпринимательское образование школьников - важнейшая составляющая образования. В частности, мы убедились в этом на практике проведения бизнес-олимпиады для школьников в текущем году. Думаю, что курс лекций по предпринимательству школьнику стоит пройти и сдать тест, даже если он хочет стать инженером или врачом. Это предоставит дополнительную возможность определиться с выбором будущей специальности, получить представление о профессиях экономического профиля.

Беседовала Юлия Ермилова

Понятие "предпринимательство" многие привыкли отождествлять со словом "прибыль". Соответственно, цель любого предпринимателя - заработать как можно больше денег. Сложно представить, что есть люди, которые, занимаясь бизнесом, думают в первую очередь не об извлечении прибыли, а о решении социальных проблем. Однако в мире социальное предпринимательство не только существует, но и развивается.

Что касается России, здесь, по данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), в сфере оказания социальных услуг работает только около 1% предпринимателей. Впрочем, это неудивительно, ведь в нашей стране решением проблем в данной сфере традиционно занималось государство.

Однако многие социальные задачи по-прежнему остаются нерешенными, и здесь на помощь государству мог бы прийти частный бизнес. Да-да, именно бизнес, так как социальное предпринимательство - вовсе не благотворительность. Помощь обществу должна сочетаться с самоокупаемостью компании за счет продажи товаров или услуг.

Пугающая неизвестность

Социальное предпринимательство для нашей страны - понятие достаточно новое, и в этом заключается проблема, говорит директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Наталья Ларионова. "На сегодняшнем этапе необходима популяризация концепции социального предпринимательства, причем не только в среде предпринимательского сообщества, но и у региональной и местной власти", - отмечает она.

"Нужны первые истории успеха, их широкое освещение в средствах массовой информации", - добавляет Н.Ларионова. В качестве успешного примера представитель Минэкономразвития приводит "Школу фермеров" Вячеслава Горелова из Пермского края. Проект направлен на профориентацию и социальную реабилитацию выпускников детских домов через вовлечение их в агробизнес и создание самостоятельных фермерских хозяйств. "Выгоду от такого бизнеса получают сами работники компаний, жители населенных пунктов, в которых реализуются такие проекты, и муниципалитеты в целом", - отмечает она.

Под крылом государства

Развитие социального предпринимательства относится к приоритетной группе мероприятий, реализуемых в рамках госпрограммы поддержки малого и среднего предпринимательства. Программа предусматривает выделение субсидий проектам в сфере социального бизнеса. В 2012г. в шести субъектах РФ такие проекты финансируются за счет средств регионального и федерального бюджетов. При этом размер субсидии из федерального бюджета на поддержку одного проекта в сфере социального бизнеса составляет 600 тыс. руб.

"По итогам конкурсного отбора субъектов РФ в 2012г. поддержаны заявки шести регионов на общую сумму 88,093 млн руб. Средства региональных бюджетов, направляемые на реализацию этого мероприятия для софинансирования федеральной субсидии, составляют 47,6 млн руб.", - говорит Н.Ларионова. По итогам реализации мероприятия в текущем году грантовую поддержку планируется оказать 230 социально ответственным предпринимателям. Из них 80 поддержка будет оказана за счет средств регионального бюджета, 150 - за счет средств федерального бюджета. В ведомстве надеются, что количество регионов будет с каждым годом расти.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) - это отдельный проект Минэконом развития России. Какие ниши более всего подходят для НКО?

Социально ориентированные НКО минэкономразвития начало поддерживать относительно недавно, после того, как появилось постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 года N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям".

В соответствии с этим документом поддержка социально ориентированных НКО осуществляется по таким приоритетным направлениям, как, к примеру, профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства; развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии и др.

Деятельность НКО строится в первую очередь на грантовой благотворительной основе.

Кроме субсидии, социальные предприниматели могут воспользоваться всем комплексом мер, предусмотренном госпрограммой. Это может быть и микрокредитование, и поручительства гарантийных фондов, и ряд других мер.

Помощь со стороны

Однако не только государство оказывает поддержку социальным предпринимателям в России. Помощь приходит, в том числе, и со стороны частных лиц. Одним из первых помогать в создании собственного бизнеса инвалидам, многодетным семьям, воспитанникам детских домов и тем, кто в гражданской жизни часто остается невостребованным, начал Фонд региональных социальных программ " ". Учредителем фонда является президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Коренное отличие данного фонда от благотворительного заключается в том, что финансирование проектов осуществляется на заемной возвратной основе. Такой инструмент позволяет оказывать помощь в решении социальных проблем не разово, а на постоянной системной основе, отмечает Н.Ларионова.

Департамент развития малого и среднего предпринимательства МЭР РФ плотно работает с фондом по проблемам моногородов. В текущем году организацией была поддержана инициатива ведомства по реализации в моногородах пилотных проектов предоставления микрозаймов социальным предпринимателям. В городах Череповце и Соколе Вологодской области на базе действующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства при поддержке фонда "Наше будущее" прорабатывается механизм предоставления микрозаймов социальным предпринимателям.

В 2013 году ГК "БАЗЭЛ" предполагает в нескольких моногородах присутствия компании запустить аналогичный проект. Мы считаем данный проект перспективным.

В соответствии с данной концепцией фонды социального предпринимательства организуют и еще несколько монопрофильных предприятий. Например, при поддержке Российского микрофинансового центра с привлечением средств ГК "Ренова" (ОАО "Энергопроминвест") в поселке Линево Новосибирской области до конца 2012г. будет открыт первый муниципальный фонд социального предпринимательства. В 2013г. ГК "БАЗЭЛ" предполагает запустить аналогичный проект в нескольких моногородах присутствия компании. При поддержке Российского микрофинансового центра с привлечением средств ГК "Ренова" в поселке Линёво Новосибирской области до конца 2012 года будет открыт первый муниципальный фонд социального предпринимательства.

Кроме того, создают фонды поддержки представители малого и среднего бизнеса. Например, в Омске группой малых предпринимателей организован фонд для финансирования социальных проектов с капиталом в размере около 7 млн руб.
Много не бывает

Несмотря на то, что социальным предпринимателям оказывается поддержка, сделать еще в этом направлении предстоит немало. Актуальным является вопрос о правовом регулировании понятия "социальное предпринимательство". Нормативного закрепления этого термина в России нет. В нашей стране под ним часто подразумевается все: от бизнеса в социальной сфере до благотворительных проектов, отмечает В. Яблонский.

Единственная официальная формулировка существует в приказе Минэкономразвития . В свою очередь отсутствие законодательной базы на сегодняшний день не позволяет бизнесу свободно развиваться в данном направлении. Эксперты подчеркивают необходимость прописать четкие критерии отнесения проекта к числу субъектов социального предпринимательства. Кроме того, нормативно должны быть закреплены ограничения по расходованию средств, формы государственной поддержки.

По словам представителя АСИ, помочь социальным предпринимателям могло бы внедрение института социальной аренды, когда муниципальные или бюджетные организации предоставляют помещения по льготным ставкам. Например, социальная аренда позволила бы в какой-то мере решить проблему с очередями в детские сады за счет организации частных учреждений. Очередь в детские сады огромна, строить их с нуля дорого, а потому институт социальной аренды необходим.

Еще одним инструментом поддержки является заказ со стороны муниципалитетов таким компаниям на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Не стоит бояться неизвестного, ведь социальные предприниматели могут стать в хорошем смысле даже конкурентами государству, демонстрируя новые подходы ко многим социальным проблемам.

Социальный бизнес

Социальный бизнес - это бизнес с социальной миссией. Цель инвестирования - это исключительно достижение одной или нескольких социальных задач через бизнес-процессы компании без личной финансовой заинтересованности инвесторов. Компания должна быть самоокупаемой и в то же время стремиться к достижению социальных целей, таких как обеспечение доступа бедных слоев населения к медицинским услугам, предоставление им жилья, финансовых услуг; обеспечение занятости инвалидов, матерей; содействие вовлечению в социально активную деятельность социально незащищенных групп граждан и т.д. через бизнес-процессы.

Социальное предпринимательство VS помощь в самозанятости населения

Самозанятость населения сама по себе не является социальным предпринимательством, нельзя ставить знак равенства между этими понятиями.

Самозанятость как социально-экономи ческий феномен возникла в период 1990-х годов. Это зарабатывание денег любыми доступными способами, зачастую минуя официальный найм: торговля на рынках, откорм и продажа скота, оказание самых разных услуг (транспортных, посреднических, ремонтно-строительных) и так далее. В период, когда закрывались предприятия и миллионы людей оставались без средств к существованию, как раз самозанятость помогла выжить большинству домохозяйств. Минэкономразвития России оказывает поддержку зарегистрированным самозанятым, тем, кто получил статус индивидуального предпринимателя, при этом вид деятельности принципиального значения не имеет.

Поддержка же социального предпринимательства - это поддержка бизнеса в специфической сфере. Основное отличие в идеологии поддержки: поддерживая зарегистрированных самозанятых, государство сокращает "теневой" сектор экономики и увеличивает количество рабочих мест, сбор налогов, в первую очередь в бюджет муниципальных образований, поддерживая социальное предпринимательство - способствует достижению конкретных социальных целей.

Социальное предпринимательство - не удел нескольких необыкновенных личностей, спасающих мир. Все сильнее люди осознают проблемы ухудшения окружающей среды, укоренившейся нищеты, недостатки системы здравоохранения и образования и др. Число тех, кто будет своей деятельностью стараться решать актуальные социальные проблемы, увеличится. Тем более что и спрос на социальное предпринимательство в нашем обществе есть.

Граждане не в полной мере удовлетворены качеством услуг, оказываемыми бюджетными учреждениями. Поэтому существует гигантская ниша для социально ориентированного малого и среднего бизнеса. Чем больше будет таких "необычных" компаний, тем выше шансы на успешное решение актуальных социальных проблем.

Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития России Наталья Игоревна ЛАРИОНОВА рассказала журналу "Бюджет" о том, как государство планирует менять подходы к поддержке сектора МСП.

Наталья Игоревна, согласно недавно опубликованным данным МСП Банка и Национального бюро кредитных историй, объем выданных в январе-марте 2015 года кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства составил 1,17 триллиона рублей, или на 36 процентов меньше, чем за этот же период 2014 года. Есть ли у министерства идеи, как выправить ситуацию? На что вообще будет делаться упор в ближайшее время - на налоговые льготы, преференции при закупках, снижение административных барьеров?

Наталья Ларионова: Лет пять назад мы, наконец, прекратили искать «золотой административный барьер». Существовала теория, что в законодательстве есть некая неправильная норма, убрав которую мы дадим бизнесу возможность развиваться. По аналогии можно сказать, что сейчас заканчивается поиск «золотой меры поддержки» - «уникального» инструмента, который решил бы все проблемы малого бизнеса. На самом деле речь должна идти о совокупности мер, и сложность поддержки МСП заключается в том, что все их нужно использовать одновременно. Необходимо заниматься и налогами, и развитием кредитования, и государственным заказом. Выделить какой-то единственный приоритет трудно: в отличие от большинства стран мира, где малый бизнес активно присутствует в экономике и где идут эксперименты по его точечной поддержке, нам нужно думать о наращивании МСП во всех его форматах. Микрокомпаний, малых и средних компаний должно становиться больше. А для каждой категории предприятий нужны свои меры поддержки.

Микропредприятия - это старт бизнеса, здесь важно, чтобы человек вообще захотел заниматься своим делом. Мы работаем с Росмолодежью по программе «Ты предприниматель», а также предусматриваем налоговые каникулы для начинающих предпринимателей. Сейчас Минфин России прорабатывает вопрос об особом упрощенном налогообложении самозанятых граждан - тех, кто не нанимает сотрудников. Вместе с Минтрудом мы работаем и над упрощением трудовой документации и документооборота для микропредприятий. То есть задача - максимальное облегчить начало бизнеса.

Что касается субъектов МСП, то здесь, действительно, на первое место выходят вопросы, связанные с доступом к кредитным ресурсам. На втором месте проблема сбыта готовой продукции. Важно не просто привлечь кредитные ресурсы и что-то произвести, а добиться того, чтобы бы у компании был надежный сбыт - это стабильность бизнеса и созданных им рабочих мест. В этом контексте мы говорим о доступе МСП к госзаказу и закупкам госкомпаний, а также о работе с МСП-Банком, Агентством кредитных гарантий и Центробанком по развитию кредитования.

Министерство экономического развития выделяет субъектам РФ субсидии на мероприятия региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Оцениваете ли вы эффективность этих программ? В них появляются какие-то новые акценты?

Наталья Ларионова: Разумеется, существуют индикаторы, заложенные в подпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства». Но сейчас мы хотим пойти дальше и перейти от показателей чисто счетных, валовых, к серьезным содержательным индикаторам. Важно понять, как на предприятие влияет конкретная мера поддержки - будь то субсидирование процентных ставок, возмещение затрат по лизингу, гранты или гарантии. Происходит ли рост занятости, налоговых поступлений. Программа должна стать инструментом содержательного влияния на сектор МСП.

Уже сегодня она активно развивается, и в ее рамках основной акцент делается не на предоставление субсидий, а на формирование инфраструктуры поддержки. Это позволяет добиться мультипликативного эффекта. Субсидия может быть предоставлена одному предприятию, и на этом история закончится, а инфраструктурой поддержки смогут пользоваться новые и новые компании.

Инфраструктура может быть разной. Это могут быть центры поддержки, которые оказывают консультационные услуги, инжиниринговые центры, которые помогают в изготовлении нового оборудования, центры стандартизации, которые помогают предприятию пройти сертификацию и стать подрядчиком крупной компании. У нас уже есть два хороших примера - центры стандартизации, созданные совместно с РЖД и с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК).

Сейчас программа на 50 процентов нацелена на создание инфраструктуры (в том числе региональных гарантийных фондов и фондов микрофинансирования). Вторая половина связана с предоставлением субсидий, причем в основном это субсидии на приобретение оборудования. Постепенно все субъекты РФ уходят от грантовой поддержки начинающих предпринимателей. Она становится эксклюзивным форматом для сложных территорий, моногородов, отдаленных населенных пунктов. Акцент на инфраструктуру в ближайшее время будет только увеличиваться.

Традиционно малый бизнес концентрируется в секторах торговли и услуг. Правильно ли я понял, что помогать планируется прежде всего производственному малому бизнесу?

Наталья Ларионова: Сегодня в торговле действует порядка 42% всех малых компаний, причем ежегодно эта доля уменьшается на один процент. В то же время, их доля в общем обороте малых компаний достигает 70-80 процентов. Такая структура сектора МСП означает тень, небольшие зарплаты, маленькую добавленную стоимость. Если мы ставим задачу увеличения доли малого и среднего бизнеса в ВВП, нам нужно выращивать в первую очередь производственный и инновационный бизнес, в том числе работающий в сфере соответствующих услуг.

Так что действительно, сейчас мы делаем упор на развитии промышленных компаний, это становится основным драйвером в системе поддержки МСП. Так мы отвечаем на вызовы, с которыми столкнулась наша экономика. Напомню, что России приходится решать задачи, связанные с импортозамещением, и здесь малые и средние компании способны сыграть значительную роль. Большие заводы мы уже не построим, эпоха, когда возникали гиганты вроде Магнитки, закончилась. Подхватить такого рода заказы, быстро создать бизнес и производство, на мой взгляд, могут только предприятия малого и среднего бизнеса.

Достаточно ли у регионов механизмов для поддержки МСП на своей территории? И в какой мере они на самом деле заинтересованы в этой работе? В нынешней непростой ситуации дополнительные выпадающие доходы от введения льгот могут оказаться очень болезненными.

Наталья Ларионова: Бесконечная дискуссия о выпадающих доходах немного удивляет. Такая мера как налоговые каникулы предназначена для начинающих предпринимателей, там еще нечему выпадать. Наоборот, налоговые преференции создают возможности для прихода новых людей в бизнес, для создания новых компаний. Мы анализировали статистику: качественный, практически взрывной рост по размеру уплаченных налогов приходится на третий год работы малой компании, причем по сравнению с первым и вторым годом этот рост составляет тысячи процентов. Мы говорим о двухлетних налоговых каникулах как раз потому, что в первые два года предприниматели и не платят много налогов, зато к третьему году налоговый потенциал существенно возрастает.

Мне кажется, что сейчас в распоряжении регионов достаточное количество инструментов, связанных с поддержкой бизнеса. Вопрос, как правило, в том, хочет ли руководитель региона серьезно заниматься данным сектором экономики. Федеральное законодательство дает регионам возможность выбирать. Они могут вводить налоговые каникулы, продавать имущество малому бизнесу в приоритетном порядке, формировать специализированные перечни для субъектов МСП, участвовать в федеральной программе поддержки малого бизнеса и привлекать софинансирование из федерального бюджета. Но они имеют полное право не использовать все эти механизмы. Субъекты РФ, умело их применяющие, видят, что при снижении налоговых ставок налоговые поступления только растут. Можно привести в пример Ульяновскую область, Якутию, которые на цифрах могут продемонстрировать этот эффект.

Много ли регионов, активно занимающихся поддержкой малого бизнеса?

Наталья Ларионова: За последние 10 лет их количество выросло. Думаю, примерно две трети регионов серьезно относятся к данному направлению деятельности.

Недавно были озвучены планы по созданию Федеральной корпорации развития малого и среднего предпринимательства со стопроцентным госучастием. Какие функции будут у новой структуры?

Наталья Ларионова: 5 июня Президент России подписал указ о создании корпорации. В настоящее время мы готовим поправки в законодательство (в частности, в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства»). У корпорации будет несколько направлений работы. Главная ее задача - объединение финансово-кредитных ресурсов, которые сейчас сосредоточены в Агентстве кредитных гарантий и МСП-банке, в один кулак, и формирование единой стратегии поддержки сектора МСП.

Второе ключевое направление - работа с крупнейшими заказчиками, государственными компаниями, по формированию сети поставщиков - малых компаний. С 1 июля вступает в силу норма об обязательной 18-процентной квоте малого бизнеса в закупках госкомпаний. Задача корпорации, как мы ее видим, это не просто сбор отчетов и наказание провинившихся. Необходимо в конструктивном диалоге с крупными компаниями сформировать план работы на ближайшие годы. Опыт мировых лидеров показывает, что выращивание сети поставщиков занимает 6-7 лет. То есть это большая долгосрочная работа.

Также ожидается серьезное переформатирование работы с регионами. Мы хотим унифицировать созданную инфраструктуру поддержки бизнеса, сделать так, чтобы предприниматель в любой точке России мог быстро получить качественную и универсальную услугу. Это может быть консультация, обучение, проведение маркетинговых исследований, помощь с выходом на экспортные рынки.

Закон предстоит принять в весеннюю сессию Госдумы, таким образом, работа по непосредственному созданию корпорации развернется в ближайшее время.

Насколько справляется со своими задачами Агентство кредитных гарантий? В какой мере его работа упростила доступ предпринимателей к кредитам?

Наталья Ларионова: Агентство, по сути, не работает и года: оно получило банковскую лицензию и выдало первую гарантию лишь 30 июня прошлого года. Для получения лицензии потребовалась серьезная подготовительная работа, которая заняла несколько месяцев. Агентство было готово развернуть полномасштабную деятельность в декабре, но мы прекрасно помним, что тогда произошло с ключевой ставкой. В итоге к наиболее активной стадии работы оно перешло в феврале 2015 года. Постепенно удалось набрать нужный темп, и сейчас проекты уже исчисляются сотнями и тысячами. Но, пожалуй, самое главное - что за это время удалось договориться с Центробанком о формировании новой программы, связанной с рефинансированием кредитов для МСП под 6,5 процента. На выходе ставка для малых и средних компаний будет составлять 10-11 процентов. Так что за год АКГ - огромная корпорация с капиталом в 50 миллиардов рублей - прошло серьезный путь, был сделан практически максимум возможного.

Новая корпорация сохранит весь нынешний функционал АКГ?

Наталья Ларионова: Он сохранится. Просто с созданием агентства стало очевидным, что необходим единый центр принятия решений для МСП-банка, который выдает кредиты, и для Агентства, которое выдает гарантии. Это взаимосвязанные вещи.

Хотелось бы вернуться к теме обязательной 18-процентной квоты для госкомпаний. С этой идеей связаны большие надежды, но есть и опасения. Не обрастут ли госкомпании разного рода карманными поставщиками?

Наталья Ларионова: Путь длиной в тысячу миль начинается с первого шага. Сидеть на месте и бояться проблем не самое лучшее решение, нужно действовать. Конечно, риски есть. Но в законодательстве существует ограничение на участие крупных компаний в капитале малых и средних предприятий - не более 25 процентов. Так что тема появления огромного числа МСП, которыми реально будет владеть крупный бизнес и которые будут осваивать заказ, несколько надуманная. Такие ситуации, конечно, будут. Задача корпорации не только и не столько в том, чтобы выявлять эти схемы, а в том, чтобы найти общий язык с руководителями госкомпаний. Объяснить им, что перед страной стоят серьезные задачи, и что государство рассчитывает на эти компании, в том числе, для их решения. Предстоит выстроить системную содержательную работу. Будут ли определенные перегибы? Да, и мы это прекрасно понимаем.

Есть ли у нас в таком количестве надежные поставщики из числа малых компаний? Речь ведь об огромных объемах заказа.

Наталья Ларионова: Конечно же, их недостаточно. Поставщиков надо выращивать, создавая для них тепличные условия. У нас уже есть хорошие прецеденты: выше я приводила в пример два центра стандартизации и сертификации, где выращиваются малые компании под нужды РЖД и ОАК. Дело в том, что и к корпорациям приходит понимание необходимости диверсификации линейки поставщиков. Сегодня в мире ни одна отрасль - включая авиа-, судостроение, автопром - не держится на заводах-гигантах в классическом советском понимании. Фольксваген это 600 малых и средних компаний. Производство судов это давно что-то вроде игры в конструктор «Лего»: тысячи компаний производят отдельные детали, которые потом просто собираются вместе. Раз во всем мире к этому пришли, может и нам стоит заимствовать этот опыт.