Правильная формулировка целей. Это моя цель, это «Я…»

Успех и благополучие во многом зависит от желаний и действий. Стремясь достичь путеводной цели, человек прилагает усилия, которые во многом характеризует его как личность – к чему он пришел и каковы дальнейшие планы. Намеченные цели, большие и малые, способны воодушевить и настроить на позитивный лад или, наоборот, разуверить и заложить в подсознании уверенность в дееспособности. Самый простой инструмент для позитивного заряда – это .

Но если говорить о людях, являющихся образом для подражания, то, несомненно, их качества и стремления могут только удивлять. Для них логическая последовательность – мысль и реализация – является особым способом найти свое место в жизни. Не доказывая никому о надобности своих поступков, они стремятся воплотить задуманный сценарий в живой фильм, где каждый кадр становится этапом развития и перевоплощения. Хочется сказать им большое спасибо за присутствие эмоций и рассказ о человеческих возможностях. Следуя их примеру, многие смогут преодолеть трудности, свернуть горы и пополнить ряды счастливчиков.
Чтобы вступить на путь успеха и благополучия необходимо:

  • Научиться подбирать правильную формулировку целям и задачам;
  • Терпеливо идти по намеченному пути;
  • Откинуть страхи и предубеждения;
  • Пересматривать цели, отбрасывая то, что теряет смысл;
  • Использовать опыт известных людей;
  • Благодарить за ошибки и понимание трудностей.

Правильная сформулированная цель – половина успеха

Мысль, переданная точными словесными фразами, реализовывается намного быстрее. Осмысление того, к чему хочется прийти дает огромный стимул. Для человека важно четкое распределение жизненного потенциала: чего хочется достичь, и какими путями осуществить задуманное. Для этого разбейте одну цель на подпункты, распишите конкретные шаги, отметьте предполагаемое время. Решенная задача на определенном этапе будет ступенькой к вершине и моральной поддержкой для возникновения уверенности.
Жизненная цель, главная или дополняющая, обычно представляется в виде какого-нибудь достижения. Но если просто думать о ней, не переводя в статус словесного образа, она промелькнет, не оставляя и следа. Реальность заключается в действии и чем конкретнее отражена в планах будущая жизнь, тем проще понять свои возможности. Иногда в процессе работы над собой возникают дополнительные резервы, скрывающиеся до определенного времени и именуемые «вторым дыханием».

Терпение и труд – все перетрут

Настойчивое отношение и уважение к намеченным целям превращают человека в личность. Обдумывая много раз свою жизнь, он становится органичным самим с собой, дополняясь новыми чертами и чувствами. Ему комфортно с мыслями и делами и постепенная нагрузка стабилизирует не только его положение, но и состояние окружающих людей. Увидев в глазах азарт и жгучее желание измениться, близкие и знакомые получают заряд энергии, необходимый для развития и улучшения условий существования.
В трудоемком процессе на пути к выполнению цели, человек становится зависимым от конечного результата. Появляется интерес, укрепляются навыки, совершенствуется характер. Завершенные дела и возможность их осуществления прибавляют силы, дают представление о значимости каждого дня. Приходится ценить время, чтобы достичь планов максимально быстро, а затем задуматься о новых желаниях, серьезных и сложных. Однако не забывайте, что в этой суете иногда проскальзывают более важные обязанности, касающиеся семьи, души и самой жизни.

Страх – двигатель прогресса

В начале пути любое начинание кажется невозможным. Ребенок, начиная первые шаги, не думает о предстоящих трудностях, а терпеливо повторяет движения, искренно радуясь успехам. Позаимствуйте его светлое настроение и попытайтесь откинуть в сторону предубеждения о собственной несостоятельности. Внушите себе мысль, что ваши основные, желанные, жизненные и обдуманные цели являются достоянием внутренних переживаний, проверкой осознанных действий и результатом длительных рассуждений.
Личные сомнения остаются вместе с вами. Индивидуальная сущность и качества человека во многом предполагает создавшееся положение. Неуверенные и оборачивающиеся назад люди никогда не смогут дойти до финиша и получить долю адреналина от головокружительного успеха. Изменение в сознании приходит в процессе маленьких, порой незаметных для других, свершений. Подчеркивая их значимость, вы выстраиваете линию поведения, непохожую на пройденные этапы. Возможно это кого- то смутит и удивит.

Потерявшее смысл дело – отпускайте без сожаления

Подумайте о том, что кроме вас никто не догадывается обо всех прописанных мечтаниях. В любой момент можно нарушить последовательность, выбросить из списка невостребованный пункт. Бывает, найденное решение является совершенно противоположным прежнему мнению. И тогда основные, пронумерованные жизненные планы и цели взрослого человека становятся непредсказуемыми и непоследовательными. Но это только на первый взгляд. По истечению времени все становится на свои места.
Иногда дело, являющееся важным в определенный период, превращается в лишнее и ненужное. Отпуская его, вы глубже начинает понимать свои способности: к чему можете прийти, какой уровень постигнуть. Это как ступеньки лестницы: чем дальше поднимаетесь, тем больше охватываете свободное пространство взглядом. Но без подготовительной проделанной работы настоящий смысл не был бы увиден. Поэтому цените все начинания, желания, мечты и хвалите себя за смелость и настойчивость.

Опыт известных людей – настоящее сокровище

Без информации, опирающей на реальные примеры, тяжело добиться успеха. Если в вашем окружении нет человека, показывающего путь к славе, значит, идеал придется искать посредством литературного слова, обобщающего видео или на занятиях по саморазвитию. На старте, когда нет уверенности ни в целях, ни в работе, нужна поддержка влиятельной личности, заявившей о себе на звездном небосклоне уважаемых людей. Потом, когда пройдет достаточно времени, книги и статьи потеряют начальную силу. Вы станете смелым и дальновидным.
Сравнивая свои возможности с прилагаемым руководством, человек рассматривает цели ближайшего будущего, но под собственным уклоном и с формировавшимся мировоззрением. Не требуйте заоблачных задач, которые не будут жизненно важными для вас. Выискивайте резервы и корректируйте индивидуальную историю успеха. Когда-нибудь вы с радостью поделитесь достигнутыми планами, упуская в рассказе маленькие неудачи.

Ошибки – основа целенаправленной деятельности

Ошибки являются поводом переосмысления. Не бойтесь их совершать. Пересматривая цели, никогда не жалейте о потраченном времени, потому что неиспользованный шанс останется обычной мыслью, тревожащей и волнующей. Попробовав привести в исполнение выделенный пункт, вы убедитесь в целесообразности его применения. Иногда это обыкновенная ничего не значащая выдумка, занимающее полезное пространство в головном мозге.
Ошибки дают определенные знания и опыт. Для человека практические занятия приносят более ощутимую пользу, чем расшифрованная по деталям инструкция. Соприкасаясь с жизненными трудностями, он выделяет себе границы дозволенности и начинает совершать путь в будущее. Во что превратится обычное желание, никто не может предугадать. Надо надеяться на внутренние ощущения, логичность задуманного и мизерную долю удачи.

Какие бывают цели

Чтобы точно указать предстоящие задачи, необходимо понимать смысл их назначения. Все цели можно разделить на три категории:

  1. Высшие, способствующие развитию личности и служению обществу;
  2. Основные, включающие самореализацию и взаимоотношение;
  3. Обеспечивающие, дающие основу: деньги, быт, отдых.

Эти виды нельзя исключить, или воспользоваться одной, двумя. Например: Без высших целей жизнь человека превратиться в удовлетворение простых потребностей. Упуская из поля зрения семью, любовь, увлечение, ему предначертано быть одиноким. Не имея полноценной финансовой опоры, он не осознает в полной мере счастье и удовольствие.

  • Высшие
    Рассчитывают раскрытие потенциала человека, его способностей, талантов и служению людям. Работая над собой, он искореняет вредные привычки и слабости, устраняет негативные качества, несущие за собой разрушение личности, а также занимается бесплатной деятельностью по улучшению мира и общества.
  • Основные
    Подтверждают профессионализм и пользу окружению. Правильный выбор направления способствует получению наслаждения и удовольствия. Удачная работа приносит деньги, карьерный рост и положительную динамику для общества. Лад в семье поднимает настроение, а настоящие друзья становятся неотъемлемой частью созданного благополучия.
  • Обеспечивающие
    Помогают укрепиться и получить надежную материальную опору. За деньги невозможно купить счастья, но они улучшают быт, поддерживают стабильность и дают возможность реализовать цели, уменьшая некоторые трудности для человека. Комфорт и обязательный отдых создают платформу состояния души, где присутствие чистоты и расслабленности наполняют искренним желанием развиваться и приносить пользу.

Все три категории являются жизненно необходимыми. Но основные задачи и жизненно важные периоды и цели зависят от желания человека. Как он видит собственную жизнь и будущее счастье в рамках определенных задач. Правильные цели не только характеризуют личность, но и помогают обществу принять достойного гражданина страны.
Нет в судьбе человека менее существенных или более желаемых целей. Связанная цепочка из задач и действий предполагает счастливое будущее. Без ошибок и предположений, без поддержки и веры, без структуры и расчета даже основные повседневные планы могут разрушиться как хрустальный домик.
Чтобы ваши цели превратились в надежный фундамент для счастья и радости, попробуйте услышать душу и сознание. Тогда целостность приведет человека к гармонии и чистоте.

Николай Додонов

Бизнес-тренер, разработчик авторских тренингов и семинаров по тайм-менеджменту и управлению привычками для топ-менеджеров. Специалист по личной эффективности руководителя. Автор книги «АнтиТайм-менеджмент». Владелец и руководитель торговой компании «ЕТ-Россия» (компоненты для фрезерных станков). Основатель сервиса для учета личных финансов FastBudget.

Что такое цель? Упрощенно можно сказать, что это сложившийся в голове притягательный образ, который поможет нам избавиться от неудобств, проявить свою индивидуальность и реализовать себя. Затем обычно появляется стартовый импульс, некое «хочу», которое и формирует программу действий. А теперь простой вопрос: приготовленная чашка чая – это цель? С моей точки зрения, это неплохая цель, которая отлично раскладывается по SMART. Она конкретна, измерима, достижима, актуальна и ограничена во времени.

Цель – это искомый предмет или состояние. Он может быть простым, как чашка чая, или сложным и труднодостижимым, как новый бизнес или новая ступень карьеры. И то, и другое является целью. Разница в том, как мы ее ставим. Мы представили конечный результат, которого мы хотели бы достичь, то есть у нас сформировалась идея желаемого будущего, которого сейчас нет. Чашка чая, новый бизнес или отпуск. Также нас учат ставить цели с помощью цифровых показателей, поэтому мы привыкли формулировать их еще и в деньгах, днях, квадратных метрах или других параметрах. Похоже на правду?

Итак, мы ставим себе цель и начинаем много и усердно работать. Но если мы работаем без постоянного подкрепления, то начнем «выгорать» и терять мотивацию. У нас пропадает всякое желание что-либо делать. А причина в том, что цель была поставлена без учета индивидуальности. Она никак не резонирует с нашим складом ума, с нашей свободой воли, с нашими переживаниями.

Попробуем сформулировать цель с учетом своей индивидуальности. Чтобы нам заранее было интересно работать и чтобы нам доставлял удовольствие сам процесс, а не только некоторые результаты. Ведь по сути, цель - это результат в будущем, который мы хотим получить. Но когда мы думаем так, то сразу попадаем в заложники очень жесткого, существующего практически во всех культурах «правила взаимного обмена». Мы мыслим в стиле «забрать», что моментально сковывает наше мышление социокультурными нормами. И пространство для планирования сильно сужается, ограничивая наш выбор действий.

Так, например, в Америке в 1970-е годы кришнаиты резко увеличили сбор пожертвований, когда стали дарить прохожим цветок. Они дарили цветы, а людям было неловко, и они жертвовали деньги.

Вот что я имею в виду. Если мы хотим что-то «забрать» или какую-то цель «получить», то автоматически попадаем в заложники представления: «каким я должен быть, чтобы оказаться достойным этого?», «каким я должен быть, чтобы люди совершили со мной обмен?». И очень часто многие варианты действий отбрасываются, т.к. мы признаем, что пока не достойны так поступать. Получается замкнутый круг: чтобы достигнуть цели, я должен делать действия, но некоторые из них я считаю возможными только когда «стану их достоин», а сейчас я их «не достоин» и поэтому их не делаю. В итоге цель достигается со скрипом или не достигается вообще.

Состояние «я еще недостаточно хорош для моей цели» — широко распространенная причина того, что многие из нас не делают совершенно очевидные вещи. Более того, не то, что не делают, так еще даже и не включают их в список для рассмотрения! Так, когда мы хотим пойти на переговоры с крупным потенциальным клиентом, то ощущаем необходимость показать чуть более выгодное портфолио проектов, чем сейчас. Откладываем встречу до момента, когда будет чем похвастать. Так мы не говорим с начальником о повышении, пока не наработаем «еще чуть больше опыта», чтобы быть «чуть более достойным». Так мы не начинаем продажи нового продукта, потому что считаем компанию еще недостаточно готовой.

А сейчас представьте себя на каком-нибудь соревновании. У нас есть соперник, преимущества которого очевидны. И внутри нас появляются сомнения: «А вдруг он окажется лучше, сильнее, умнее?». И мы подсознательно подстраиваем свое поведение под это ощущение. Мы заранее видим себя проигравшими, боимся этого исхода. Мы заранее признаем поражение как единственный вариант, а не один из многих возможных.

Как это изменить? Ставить цель по-другому, по модели «интересно – дать – достоин». Мы должны спросить себя: что из того, чем мы занимаемся сейчас, нам интересно делать. Что приносит нам огромное удовольствие, когда мы делаем это и делаем хорошо? Затем мы спрашиваем себя, в каком объеме мы должны дать определенный результат, чтобы достигнуть своей цели. Если мы формулируем цели в парадигме «дать», то оказываемся полностью свободны от комплекса «недостойного». Мы ничего не забираем от людей, а делаем им благо и несем решение проблем. И последний вопрос, на который очень важно найти ответ: почему мы этого достойны? Ответ на него возникает автоматически - потому что есть проблема и есть ее решение - оно у меня в руках, я знаю, как ее решить.

Представим, например, начальника отдела логистики, который хочет удвоить доход через полгода. Абсолютно нормальная цель. Но его работа не приносит ему никаких положительных эмоций. Он просто работает. И для того, чтобы достигнуть своей цели, он может пойти к руководству и сказать: «Я хочу, чтобы вы удвоили мне зарплату». Но он должен быть готов к вопросу: «Почему? По какой причине мы должны это сделать?». И сотруднику нужно спросить себя самого: «Что мне в моей работе доставляет реальное удовольствие? Да, мне не нравится работать в отделе логистики, но что все-таки приносит положительные эмоции?».

Ответ может быть, например, таким: «Мне нравится, когда весь процесс в нашем отделе правильно выстроен: менеджер идеально принял заказ, курьер сразу уехал и вовремя доставил заказ, позвонил благодарный клиент и оставил отзыв. Мне доставляет огромное удовольствие, когда я вижу, что компания работает как часы. Но что я могу дать, какой результат принести, чтобы эта компания с радостью отдала удвоенный мной доход?».

Задав себе такой вопрос, мы начинаем думать в области «дать». А поскольку мы думаем в позитивном контексте, наше пространство вариантов освобождается от сдавливавших его условностей и выдуманных барьеров. Мы не зависим от «правила взаимного обмена». Это дает огромный простор планированию и невероятную уверенность в себе. И тогда начальник отдела логистики отвечает, что может построить все процессы внутри своего отдела и, например, отдела продаж. А почему он этого достоин? Потому что он знает эти процессы как никто другой, потому что каждый день их видит, потому что он сам отстраивал их. И еще тысяча «потому что». Ответ на этот вопрос всегда находится на уровне подсознания. Как только мы меняем целеполагание с «получить» на «дать», оковы падают и пространство вариантов становится необъятным.

И когда мы глубоко внутри себя понимаем, почему мы этого достойны, то идем к руководителю и говорим, что сделаем это, потому что знаем, как. А там, где не знаем, узнаем и выстроим. И любой нормальный руководитель будет рад такому инициативному и мотивированному сотруднику.

При постановке цели мало придумать цифру, которую мы хотим получить. Нам нужно понять, чем нам реально интересно заниматься, от чего мы действительно будем получать удовольствие. Потом нам важно понять, какой результат от этого занятия нам нужно дать и в каком объеме, чтобы получить конечную цифру. И ответить себе на вопрос, почему мы этого достойны.

Когда мы воспринимаем цель как ситуацию, которая находится в нашей картине мира, которая для нас естественна, но по каким-то причинам еще не стала реальностью, у нас пропадает ощущение возможного провала. Формулируя цель в виде «дать», мы устраняем ограничения в планировании, вызванные блоками «правила естественного обмена». А когда мы ставим ее в виде «интересно», исчезает опасность «выгореть». Зато появляется невероятная мотивация достичь поставленной цели.

На сегодняшний день, как считает Манфред Ке де Ври, один из ведущих мировых экспертов по вопросам лидерства и стратегического управления, организации, в которых преобладали контроль, послушание и иерархия (три C: control, compliance, compartmentalization), уступили место организациям, сосредоточенным на идеях, информации и взаимодействии (три I: ideas, information, interaction). Соответственно, изменились и цели, которые преследуют люди, эти организации составляющие.

Раньше основной ценностью компании для подавляющего большинства людей, и владельцев и работников, была стабильность. Владельцы хотели передать своим наследникам четко работающую машину по добыванию денег, а работникам, в обмен на свою лояльность к работодателю нужна была гарантия занятости и перспектива получать по окончании трудового периода хорошую пенсию.

Современный бизнес, при всем желании, обеспечить такой ценностью никого не может. Те компании, которые начинают стремиться к стабильности, очень быстро становятся неконкурентоспособными. Вместо потерявшей актуальность «стабильности» на сцене появляются «достижение» и «возможности».

А «облуживание» таких ценностей требует совершенно других инструментов, тех, которых и в помине не было (за очень редким исключением) во время индустриального периода развития экономических отношений. Так, на предыдущем этапе, когда организации были долгоживущими и стабильными, нужда в четком понимании и внешнем и внутреннем пиаре корпоративной Цели просто отсутствовала, основный устремлением любой организации было экстенсивное развитие, стремление стать больше. «Перспективы» и «возможности», которые вынуждены предлагать своим сотрудникам современные организации, требуют несколько иного подхода.

Цель.

Скажи мне, куда ты идешь, и я скажу, кто ты.

Постановка Цели – это не только способ пообещать своим сотрудникам перспективы и удовлетворение от достижения, не только средство координации усилий всех подразделений и работников, но и ключевой элемент сегментации и позиционирования компании. Это как раз тот самый случай, когда «цель определяет средства». Если из существующей формулировки цели позиционирование компании не является очевидным, то будет вполне логично дополнить ее парой слов, которые устранят этот недостаток. Согласитесь, это гораздо легче, чем выдумывать и, главное, продвигать формулировку позиционирования как еще один стратегический инструмент, как еще один элемент корпоративной культуры.

Чтобы предотвратить размывание, цель должна быть сформулирована предельно четко и ясно, и сделано это должно быть письменно.

Но это в том случае, если Цель уже есть. А если ее нет? Как правильно сформулировать цель организации? В качестве одного из вариантов для решения этой проблемы можно использовать не сложную технологию, опробованную нами уже на десятках организаций.

Для начала нужно понять, чего же все-таки от организации хочется в принципе. И «понимать» это должны не только владельцы компании, но и как можно большее количество сотрудников. По крайней мере, топ-менеджмент – обязательно. Существенно проще, конечно, это сделать, когда фирма организуется «с нуля». Тогда корпоративный кодекс формирует инициативная группа, и при последующем наборе сотрудников уже идет отсев по принципу «когерентности» целей потенциального сотрудника и заявленной корпоративной Цели.

Первый этап, этап выяснения намерений, всегда самый сложный. Всегда трудно понять, чего именно хочется от организации. Так как все понимают, что Цель должна быть достаточно глобальной, то часто скатываются к декларациям стремлений к достижению неких идеальных состояний, типа «мир во всем мире» или «все счастливы». Другой крайностью является фиксация на сумме прибыли. Вряд ли читателям стоит напоминать, что деньги в данном случае следствие, а не причина.

Проводя подобные «фирмообразующие» мероприятия, мы обычно поступаем следующим образом: сначала участникам предлагается определить какие задачи организация должна решить в ближайшие полгода-год (в зависимости от специфики деятельности организации и от ее «темпа»). Если участников много, то такая работа происходит в группах. Потом результаты работы всех групп соединяются в единый «котел задач». Обычно в таком котле оказывается достаточно много задач. Затем видение ближайшего будущего «утрясается» - путем взаимных переговоров в режиме «круглого стола». Это происходит путем отсева тех задач, которые попали в этот список случайно, и «слиянием» остальных: часто выполнение одних задач приводит к автоматическому выполнению других. В результате в списке остается 3-4 наиболее важные и глобальные задачи.

После этого логично сдвинуть горизонт видения и проделать ту же самую операцию, целясь уже на 3 года. И еще раз, намечая результаты пяти или десятилетней работы. Иногда разумно проделать и еще один цикл рассуждений, определив задачи организации на 20-тилетний период. В принципе, если выражаться языком геометрии, то простейший прогноз будущего развития организации можно было бы составить, используя только две точки: начальное (сегодняшнее) состояние и положение, которого планируется достигнуть в конце первого временного периода (полгода-год). Очевидно, что это была бы прямая. К сожалению, развитие современного бизнеса редко удается описать с помощью столь простой аппроксимации. Поэтому и необходимо путем последовательных итераций «добраться» до более отдаленных во времени состояний.

Первый «волшебный» результат заключается в том, что, учитывая, что средний срок жизни современных организаций составляет 10-20 лет и постоянно сокращается, выполнение задач наиболее отдаленного горизонта планирования как раз и можно считать Целью организации. Второй «волшебный» эффект состоит в том, что чем более далекое время мы рассматриваем, тем проще приводить первичный список задач к единому знаменателю. Что весьма нам на руку, ведь в конечном итоге нам нужно выбрать наиболее одну, наиболее глобальную, главную задачу. Выполнение которой вполне логично и объявить Целью Компании.

Третий эффект проявляется в том, что чем дальше мы будем забираться по времени, тем больше формулировки задач будут смещаться от неких количественных показателей в сторону качественных параметров. То есть, мы естественным образом будем переходить от числовой конкретики, свойственной рабочим задачам, к определению качественных состояний, свойственному стратегическому планированию.

Четвертый эффект будет выражаться в том, что двигаясь в планировании успехов организации последовательно по времени, мы избегнем основной ошибки, которую обычно допускают на этом этапе планирования: мы, естественным образом, выполним функцию самоограничения, избегнув соблазна покуситься на решение слишком глобальных и малоосуществимых задач.

Теперь, когда мы определили, чего же на самом деле хочет компания (по крайней мере, сегодня), то мы можем переходить ко второму, лексическому, этапу.

Основная работа на этом «лексическом» этапе – игра с различными словесными формулировками. Для того, чтобы использование Цели было максимально эффективно, мы должны, держа в фокусе ключевой смысл, выделенный на предыдущем этапе, подобрать такое его словесное выражение, которое будет удовлетворять ряду необходимых условий.

Правила, которым должна удовлетворять Цель

Чтобы создать цель, дающую «харизматическую силу », необходимо выполнить следующие условия:

  • Цель должна быть сформулирована в терминах достижения. То есть основную роль в ней должен играть глагол в действительном залоге. Например, «сделать», «достигнуть», «стать».
  • Достижение цели сделает компанию и людей, в ней работающих, абсолютно уникальными. Этому правилу, например, отвечает цель «стать абсолютным лидером в каком-то сегменте рынка».
  • Цель достижима «в принципе».
  • Цель не противоречит моральным ценностям сотрудников. Именно поэтому такая высокая текучка кадров в таких сегментах бизнеса, как сетевой маркетинг и продажа тайм-шеров (тайм-шер – продажа в собственность какой-либо недвижимости, обычно апартаментов в курортных местах, по принципу «разделённого времени»).
  • Цель нравится людям, они считают её достойной.

Получив формулировку, удовлетворяющую всем этим критериям, нужно еще раз проверить ее на то, присутствует ли в ней, хотя бы в общих чертах, путь, которым предполагается этой цели достигнуть. То есть, правильно ли и определено ли вообще в этой формулировке позиционирование фирмы и сегмент (рынок), на котором она будет работать и достигать поставленных целей. И, если это не сделано или сделано недостаточно четко, добавить недостающие звенья в определения.

Так, в одной фирме, которая занималась исключительно торговлей средствами для бритья, цепочка этих рассуждений выглядела следующим образом:

1 год: «Войти в число ведущих московских игроков на рынке средств для бритья»
3 года: «Стать лидером российского бритвенного рынка»
5 лет: «Войти в пятерку крупнейших игроков парфюмерно-косметического рынка России»
10 лет: «Стать абсолютным лидером торговли парфюмерией и косметикой в России»

Анализ последней формулировки показал, что в ней не задан сегмент, на котором фирма собирается работать, то есть рынок определен слишком общо, стать лидером во всех сегментах этого рынка (крупный опт, средний и мелкий опт, розничная торговля) сразу просто не реально. А в части сегментов, например, в розничном, и бессмысленно, так как там есть настолько сильные конкуренты, что с экономической точки зрения смысла ввязываться в конкурентную борьбу там просто нет. Тогда появилась следующая формулировка:

«Стать абсолютным лидером в крупнооптовой торговле парфюмерией и косметикой в России».

Уже «теплее». Однако отсутствует еще одна деталь. В этом определении не содержится даже намека ответа на вопрос, каким образом фирма собирается достичь столь замечательных результатов. Путем длительной работы по анализу целевой клиентуры, особенностей современного российского крупнооптового парфюмерно-косметического рынка было выбрано несколько вариантов позиционирования, которые могли бы «в принципе» привести к такому успеху. Это:

  • Создание разветвленной филиальной сети.
  • Получение выделенного статуса (например, эксклюзивные права на дистрибьюцию на определенной территории) у ведущих западных производителей парфюмерии и косметики.
  • Жесткий ценовой прессинг.

По ряду причин, например, из-за отсутствия финансировать в достаточном объеме филиальную сеть, и из-за неготовности представительств основных западных производителей к долгосрочным отношениям с российскими партнерами (по крайней мере, на тот момент), фирма решила идти по последнему варианту. Окончательная формулировка Цели Компании, в результате, выглядела следующим образом:

«Стать абсолютным лидером в крупнооптовой торговле парфюмерией и косметикой в России за счет постоянно лучшего предложения (в порядке убывания важности: цена, ассортимент, сервис)».

Задачи

С фиксацией окончательной формулировки Цели, заканчивается стадия индукции – движения рассуждений от частного к общему. Следующая стадия, как не трудно догадаться, стадия дедукции – нужно пройти обратный путь, от общего к частному.

Сформулировав Цель, мы теперь должны зафиксировать основные промежуточные вехи, пройдя через которые мы, практически гарантированно, должны попасть в «рай», положение, где наша Цель достигнута.

Я обычно делю все множество задач, которые стоят перед организацией, на две части, принципиально отличающиеся друг от друга как по принципу постановки, так и по способам исполнения.

К первым относятся задачи «качественные». Для их постановки необходимо четко понять, каким конкретно способом, за счет каких методов и технологий организация собирается добиться воплощения своей Цели. Фактически, здесь нужно как можно полнее раскрыть тот смысл, который изначально был вложен в позиционирование и сегментирование компании. Потом следует разбить процесс освоения и/или внедрения этих методов и технологий на этапы, достижение которых, в свою очередь, и будет являться «качественными» задачами. Реально, выполнение «качественных» задач определяет «внутренние» успехи компании. Те успехи, которые не видны внешнему наблюдателю, но которые являются базой, фундаментом, для появления успехов внешних.

Для фирмы из предыдущего примера качественные задачи, в общих чертах, могли бы выглядеть примерно следующим образом:

  • Создание эффективной системы переработки грузов (логистика: транспорт и склад).
  • Создание эффективной системы обработки заказов.
  • Создание эффективной системы закупки.

Каждая из этих достаточно глобальных задач, чьей основной целью является обеспечение более низкой себестоимости единицы товара, чем у конкурентов, в свою очередь дробится на более мелкие этапы, связанные, например, с созданием или внедрением определенных технологий (начиная с наиболее простых, как, например ABC-анализ, и заканчивая сложными, вплоть до технологий собственной разработки), подготовкой сотрудников определенной квалификации и т.д.

Другой тип задач я называю «линейными». Такое определение им дано потому, что они отмечают линейное (надеюсь, поступательное) движение организации, достижение состояний, качество которых определяется внешними показателями, в основном, в сравнении с конкурентами и с общими показателями рынка.

В качестве таких задач очень подходит то, что было сформулировано во время мозгового штурма по определению Цели. Так, для организации из нашего примера, эти задачи подошли практически идеально. Однако не стоит забывать, что так бывает далеко не всегда. И эти задачи в любом случае необходимо проверить на соответствие «генеральной линии».

Основное правило и для линейных и для качественных промежуточных планов: чем ближе, тем конкретнее. Однако оптимальный горизонт планирования, на котором нужно сосредоточить основные аналитические усилия – 3 месяца. «Что нельзя сделать за 3 месяца, нельзя сделать в принципе».

Напоследок стоит заметить, что никакие планы, и даже сама Цель Компании, не должны быт догмой. По крайней мере, для самой верхушки управленческой иерархии компании. Внешний мир постоянно изменяется. И то, что было хорошо вчера, совсем не обязательно будет так же хорошо и сегодня. Не говоря уже про завтра. Всем планам, задачам и целям всех организаций необходимо постоянная корректировка. Эмпирически выведенная нами закономерность показывает, что наиболее эффективно описанную в этой статье процедуру проделывать с периодичностью раз в три месяца. По крайней мере, в ее «дедукционной» части. Озадачивать же себя тем, правильно ли задана глобальная Цель организации, нужно никак не реже, чем раз в год.

Технология целеполагания. Как правильно сформулировать цели и задачи урока?

Одним из ведущих компонентов урока и учебно-воспитательного процесса в целом являются цели. Они определяют содержание предстоящей деятельности, служат ориентиром в процессе работы, составляют основу для критериев обученности, воспитанности и развития учащегося. Методически грамотно сформулированные цели позволяют в конце урока проверить степень их достижения, сделать необходимые выводы, скорректировать деятельность на последующих уроках, обеспечивая взаимосвязь уроков одной темы. Таким образом, цели – запланированные результаты педагогической деятельности (Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. -538с.).

Цели призваны реализовать системность процесса обучения, поскольку составляют определенную иерархию. По каждому предмету выделяют общие, тематические и поурочные цели.

Общие цели являются долгосрочными, описывающими вклад данного предмета в формирования мировоззрения учащихся. Они остаются актуальными на протяжении всего курса обучения. Например, одна из целей базового курса информатики – «….» (ГОСО).

Тематические цели являются более конкретными и выражают требования к учебным достижениям учащихся по каждой теме курса. Такие цели рассчитаны на несколько уроков, составляют одну тему. Например, «сформировать умения работы с текстовыми документами».

Поурочные цели – это цели каждого конкретного урока. Они выражают определенные шаги в достижении в достижении тематических целей и определяют учебную деятельность на уроке. Например, «формирование умения выделения, перемещения копирования фрагмента текста».

Тематическая цель не раскрывает специфика каждого конкретного урока темы. Так, на первых занятиях темы обычно планируется ознакомление с учебным материалом, далее – работа над усвоением основных понятий темы и формированием умений, затем закрепление знаний и развитие умений, а заключение темы – обобщение изученного. Таким образом, различные уроки даже одной темы предполагают различную учебную деятельность, которая подчинена различным целям.

Не раз приходилось слышать вопрос: как правильно ставить и формулировать цели и задачи урока . Скажем сразу, однозначного ответа на этот вопрос нет.

Итак, есть такие рекомендации на данный момент, которые кажутся наиболее продуманными.
Цель – это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс,
так называемые "глобальные цели", некий идеал, ориентиры человеческой деятельности, заранее запланированный учителем результат, который должен быть достигнут не только учителем, но и учащимися в конце урока, по окончании изучения главы или раздела. В цели урока формулируется ключевой результат, к которому должны стремиться учащиеся. Цели урока должны быть максимально конкретными, чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос "Достиг ли урок поставленной цели?".
Педагог под целью урока иногда понимает цель для себя - что он хотел бы сделать на уроке. На самом деле цель урока должна определять, чему обучающиеся должны научиться на уроке.

Ц ель урока – должна быть одна и выражена о тглагольным существительным (имя существительное, образованное непосредственно от глагола). Примеры: хождение (от ходить ), формирование (от формировать) .

В настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр способов постановки целей. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цель обучения (цель урока) формулируются через результаты обучения , выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:

Цель должна быть конкретна;

Четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;

Цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся

При формулировании цели урока будем исходить из того, что обучение – очень сложный и индивидуализирован­ный процесс. В исследованиях последних лет обучение определяется как комплексное сочетание склонностей, пережитого опыта, социальных отношений, ценностей, подходов и убежде­ний, которые в совокупности формируют характер использования человеком конкрет­ных возможностей для получения знаний. /Руководство для учителя. Третье издание. стр.121/

Почему при построении целей урока чаще всего формулируют, так называемую, триединую цель? Это исходит из того, что в психологии обычно выделяют три разных сферы обучения: когнитивную, психомоторную (социальную) и аффективную.

На основании этого, в 1956 году американским учёным Б. Блумом была создана одна из первых схем педагогических целей, которая описывает цели когнитивной (познавательной) сферы. В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области).

Характеристика деятельности и цели обучения в соответствии со сферами обучения приведены в следующей таблице:

Сфера обучения

Таксономии

Характеристика сфер деятельности

Цели, которые сфера деятельности охватывает

Когнитивная (познавательная)

Таксономия Б.Блума

навыки анализа и решения проблем

Цели обучения от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.

Аффективная (эмоционально-ценностная)

Таксономия Д.Кратволя

взаимные отношения, такие как привязанность, любовь/ненависть или поклонение

цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

Психомоторная

Таксономия Д.Симпсона

навыки, требующие комплексного взаимодействия интеллектуальных и двигательных навыков

Цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.


Выделяются 2 группы педагогических целей: обучающие (когнитивные) и цели личностного развития обучаемых.
Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся, поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках одного или нескольких уроков.

Таблица 1. Категории учебных целей в когнитивной области.

Основные категории учебных целей.

Примеры обобщенных типов учебных целей.

1. Знание.

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания -от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений.

Ученик: Знает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2.Понимание.

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, “перевод” его с одного “языка” на другой (например, из словесной формы - в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явления, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Ученик: Понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, схемы, графики и диаграммы, преобразует словесный материал в математические выражения, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение.

Эта категория обозначает умение использовать конкретный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, принципов, законов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Ученик: Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода и процедуры.

4. Анализ.

Эта категория обозначает умение правильно разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выделение взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и внутреннего его строения.

Ученик: Выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.

5. Синтез.

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают действие творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Ученик: Пишет небольшое творческое сочинение, прилагает план проведения эксперимента, использует знания из различных областей, чтобы сравнить план решения той или иной проблемы.

6. Оценка.

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими) так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся, или задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

Ученик: Оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества.

Конкретизация целей учебного предмета на основе данной таксономии проводится в два этапа. На первом выделяются цели учебного курса, на втором - цели на уровне конкретной темы.

Детальная спецификация целей оформляется в виде таблицы, строки которой представляют элементы содержания учебного материала, а столбцы - ведущие типы интеллектуальной деятельности учащихся во время усвоения этих элементов. Ниже в качестве примера подается матрица целей учебной группы к теме " Наследственность и изменчивость" из курса общей биологии.

Элементы усвоения

Элементы знаний

Понимание

Воспроизведение

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

Наследственность - общая свойство организмов

Формирование генотипа

Что такое непостоянство

Механизм изменчивости

Механизм наследственной изменчивости

Соотносимый характер наследственной изменчивости

Мутации как вид наследственной изменчивости

Как видно, для того, чтобы подать цели учебной группы через элементы "знания", "понимание", "применение", "анализ", "синтез", "оценка", необходимо осуществить глубокий научно-методический анализ содержания учебного материала, его структуры, последовательности изучения и соотнести каждый элемент содержания с элементами усвоения. Имея такую таблицу (матрицу), учитель может предсказать, спланировать сам процесс достижения целей обучения данной группы, составить точную диагностическую карту-задачи. Речь идет о том, что каждый "плюс" в таблице требует того, чтобы был построен сам процесс реализации данного элемента знаний. Матрица является основой для составления диагностических задач как на промежуточном, так и на итоговом этапах.

Приведем примеры целей урока:

Цель обучения (когнитивные)

Цели личностного развития обучаемых

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом:

Обеспечение усвоения учащимися закона, признаков, свойств, особенностей...;

Обобщение и систематизация знаний о...

Отработка навыки (указать какие);

Устранение пробелов в знаниях;

Усвоение учащимися понятий (каких?).

Выявление и закрепление знаний по теме … Устранение пробелов в знаниях учащихся … Формирование новых понятий (идет их перечень) … Обучение навыкам чтения … Изучение схем включения … Изучение принципа действия и устройства … Расширение знаний о … Выявление знаний по теме …, умение их применять в условиях … Изучение способов определения … Изучение последовательности действий … Изучение общих схем … Изучение назначения различных … Изучение особенностей протекания явлений … Знакомство с порядком выполнения действий …Систематизация и обобщение знаний по теме … обеспечение знаний учащимися каких-то понятий, определений, теорем...

установление уровня знаний по теме...

обобщение изученного материала по теме...

систематизация изученного материала по теме...

На основе анализа фактов... подвести учащихся к пониманию того, что...

Обеспечить освоение учащимися следующих фактов..., понятий..., идей..., терминов...

Выявить и осмыслить причины..., сущность..., значение...

Способствовать…, создавать условия…, организовать ситуацию, требующую от учащихся…, содействовать…
Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля … Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности … Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы … Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между … Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать … Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное… Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях… Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли … Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов … Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач … Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления … Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …
создать условия для:

развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить

аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы);

развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);

развития мировоззрения;

развития навыков устной и письменной речи;

развития памяти;

развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

развития эстетических представлений и художественного вкуса;

развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа),

развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);

развития у обучающихся рефлексивной деятельности

развития способности четко формулировать свои мысли;

Типичные ошибки целеполагания

подмена цели содержанием ("познакомить обучающихся с...")

подмена цели процессом деятельности ("обучающиеся выполняют работу...", "обучающиеся пишут...", "обучающиеся решают задачи по теме...")

Например: 1) создать ситуацию нравственного выбора при рассмотрении биографического материала о Ф. Ленарде, лауреате Нобелевской премии по физике и ярком активисте фашистского движения; 2) создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу; 3) создать условия для развития конструкторских способностей школьников; 4) способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков и др.

Примеры неправильной постановки цели

Изучить тему: «Диэлектрические материалы»;

Углубить знания студентов по теме «Проводники»;

3. Расширить кругозор обучающихся

Все эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения.

Каждый из нас имеет какие-то цели в жизни и желания. Многие задают вопрос, почему одни желания сбываются, а вторые остаются мечтами? Ответ очень прост: мечта может сбыться только тогда, когда становится целью!

С точки зрения НЛП, разница между мечтой и целью достаточно большая. Мечта — это наше желание, а цель – это грамотно сформулированное желание, которое будет достигнуто в результате определенных действий. Определившись, что цель обязательно должна иметь формулировку, давайте рассмотрим, как правильно формулировать цель, с точки зрения НЛП.

Итак, чтобы цель была достигнута, она должна быть:

  1. Сформулирована позитивно

Очень часто мы говорим о том, чего мы не хотим, например: «Я не хочу делать рутинную работу». Такая формулировка неправильная, это не цель, а констатация факта. Зачем говорить о том, чего вы не хотите? Скажите о том, чего вы хотите, например: «Я хочу заниматься интересной работой, связанной с телевидением». Цель нужно формулировать позитивно, поэтому в формулировке слова «не, нет, прекращаю, отказываюсь и т.д.» должны отсутствовать. Связано это с тем, что мозг часто не воспринимает частицу «не» и формулировка типа: «Я не хочу провалить сделку », будет неудачной, лучше сформулируйте данное выражение как: «Я хочу закрыть сделку с прибылью в пять тысяч долларов»

  1. В описание должны присутствовать чувства восприятия (сенсорный язык)

Цель должна быть сформулирована не только словами, но и чувствами. Представьте себе, что вы будете чувствовать, когда цель будет достигнута. Важно, чтобы ощущение, восприятие, цвета и запахи были максимально приближены к реальности. Чем ярче и подробнее вы сможете представить картинку – тем лучше, на ней должно быть все вплоть до малейших мелочей и деталей.

  1. «Зачем мне это?» или экологичность

Прежде всего, задайте себе вопрос и ответьте на него предельно честно: зачем это Вам надо? Желания и цели имеют свойства сбываться, поэтому подумайте действительно ли вы хотите достигнуть этой цели и что она Вам принесет?

Мир устроен так, что для приобретения чего-то, мы должны чем-то пожертвовать, например: выходя замуж – мы ограничиваем свободу, получая должность ТОП-менеджера – мы теряем множество свободного времени и т.д. Поэтому, стоит задуматься, на какие жертвы мы готовы ради достижения цели.

  1. Ресурсы

Определите, какие ресурсы нужны Вам для достижения цели, также определите, имеете ли вы к ним доступ. Если доступа к каким-либо ресурсам нет, подумайте, что необходимо сделать, чтобы получить к ним доступ.

  1. Барьеры

Ответьте на вопрос, почему вы прямо сейчас не можете достигнуть цели? Что мешает Вам на пути к достижению цели, какие препятствия могут появиться в будущем? Нам это необходимо для того, чтобы сразу проанализировать, каким образом мы будем их преодалевать и какие ресурсы придется задействовать.

  1. Первый шаг

Определите первые шаги, которые вы сделаете для достижения цели. Обязательно укажите точное время и место.

Выполнив все условие, вы правильно сформулируете цель, что в свою очередь сэкономит ваши силы и время. Также для достижения цели рекомендую прочитать статьи из раздела НЛП: и .