Обществознание: Экономические системы. Рыночная экономика

Собственность

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики. В повседневной жизни под собственностью чаще всего понимают принадлежность того или иного имущества отдельному человеку. В экономической науке понятие «собственность» является сложным и многомерным. Собственность выступает определяющим признаком в общественных отношениях. - это присвоение благ в определенной форме.

Это то, что присваивается - средства и результаты производства.

Субъекты собственности - это те, кто владеет, распоряжается, присваивает объекты собственности - граждане, коллективы, государство, владеющие ресурсами или средствами производства.

Между субъектами и объектами собственности очевидны определенные отношения. Это отношения присвоения, владения, пользования и распоряжения.

Таким образом, собственность как экономическая категория - это отношения, которые складываются в обществе между субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления объектов собственности.

В процессе хозяйственной деятельности собственность экономически реализуется, т.е. приносит доход. Так, человек, обладая собственностью в виде физических и умственных способностей, образования, вступая в отношения найма, присваивает зарплату и тем самым реализует экономическое отношение собственности. Предприниматель, обладая собственностью на капитал, присваивает прибыль. Земельный собственник, передавая землю в аренду, присваивает ренту. Кредитор, выдавая ссуду, присваивает процент на данную ссуду. Таким образом, каждый собственник, вступая в хозяйственные отношения с другими собственниками, реализует свою собственность в определенной экономической форме (в той или иной форме дохода).

Отношения собственности определяют стратегию и тактику развития производства. Управляет производством тот, кто является собственником средств производства.

Выделяют два вида собственности (рис. 6.1
).

Частная собственность - это такая форма присвоения благ, которая характеризуется исключительным правом владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими индивиду благами.

Выделяют два вида частной собственности .

Второй вид собственности - это государственная собственность . Это имущество, которое принадлежит на правах собственности государству или его субъектам. Как разновидность государственной собственности выделяют муниципальную собственность - это имущество, принадлежащее району, городским и сельским поселениям.

Типы экономических систем

В экономической науке принято разделять четыре типа экономических систем :

    1) традиционную;

    2) административно-командную;

    3) рыночную;

    4) систему смешанной экономики.

Рассмотрим каждую из них.

Традиционная экономика - это экономическая система с натуральной формой хозяйствования, где распределение и потребление экономических благ производится, основываясь на традициях и обычаях.

Признаки традиционной системы:

    1) основа экономики - натуральное хозяйство (продукция производится не на продажу, а для собственного потребления);

    2) прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении;

    3) внеэкономическое принуждение к труду;

    4) координация экономической деятельности осуществляется на основе традиций;

    5) отсталые технологии и ручной труд;

    6) основой является общинная (общественная) и частная (рабовладельческая, феодальная) собственность на средства производства;

    7) распределение труда, в основном, по половозрастному принципу.

Такой тип экономики был характерен для периодов Древности и Средних веков. В настоящее время примеры подобной организации экономической жизни можно найти лишь в изолированных уголках Африки и Океании .

Плановая (административно-командная) экономика - это такая экономическая система, в которой экономическая деятельность всех субъектов жестко регулируется из единого экономического центра в соответствии с народно-хозяйственным планом.

Черты административно-командной системы:

    1) государственная собственность на средства производства;

    2) монополизация (в основном, крупные предприятия) и бюрократизация экономики;

    3) централизованное управление;

    4) контроль государства за производством и потреблением;

    5) отсутствие материальной заинтересованности в результатах труда;

    6) разветвленная система социальных гарантий;

    7) высокий удельный вес военно-промышленного комплекса, который выступает основным потребителем ресурсов и квалифицированной рабочей силы;

    8) централизованная затратная система цен, которая не позволяет реально оценивать экономическую эффективность.

Классическим примером такой организации хозяйственной жизни являлась экономика Советского Союза. В настоящее время плановая экономика частично сохранилась в Северной Корее и на Кубе .

Рыночная экономика - это экономическая система, в которой решения принимаются самостоятельными экономическими субъектами на основе свободы выбора. Механизмом, с помощью которого осуществляется хозяйственная деятельность, является рынок. Рыночная экономика основана на товарном производстве. Экономической основой его возникновения явилось общественное разделение труда и экономическое обособление частных производителей.

Черты рыночной системы:

    1) преобладание частной собственности;

    2) наличие свободной конкуренции;

    3) свободное ценообразование - цена складывается в результате свободного взаимодействия спроса (покупателей) и предложения (продавцов и производителей) на рынке;

    4) свобода предпринимательской деятельности.

Рыночная система существовала в чистом виде с периода Нового времени до Второй мировой войны. После войны рыночные отношения стали ограничиваться регулирующим воздействием государства. Поэтому современная экономическая система в промышленно развитых странах мира представляет собой смешанную экономику.

Смешанная экономика - это экономическая система, в которой механизм рынка дополняется активной ролью государства в организации хозяйственной жизни общества.

Черты смешанной экономики:

    1) сочетание различных секторов экономики (государственного и частного);

    2) разнообразие форм собственности;

    3) государственное регулирование экономики;

    4) широкие социальные гарантии.

По своей экономической эффективности смешанные экономики некоторых стран могут значительно различаться. Классическими странами со смешанной экономикой являются и .

Роль государства в экономике

Вопрос о роли государства в экономике является одним из старейших в экономической науке. Существуют две основные концепции , касающиеся этого вопроса: классическая и кейнсианская.

Представители классической теории (А. Смит , Д. Рикардо , Ж.Б. Сей ) утверждали, что рыночная система является саморегулирующимся механизмом, и способна эффективно развиваться без вмешательства государства. Рынок автоматически регулирует равновесие спроса и предложения, доходы и расходы. Равенство инвестиций и сбережений устанавливается через денежный рынок. Рынок сам исправляет дисбалансы в масштабе национальной экономики, и никакого вмешательства в экономику со стороны государства не требуется.

Предусматривает активное вмешательство государства в экономику для ее стимулирования, и его задачей является корректировка тех недостатков, которые присущи рыночному механизму.

Исторический опыт доказал, что рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной. Она требует наименьших издержек при решении основных экономических проблем. Но рынку присущи и негативные черты, так называемые «провалы рынка» . Они проявляются в следующем:

    рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям, т.к. конкуренция ведет к возникновению монополий; чтобы поддержать высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство;

    рынок обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды;

    не учитываются общественные потребности (образование, здравоохранение, культура, общественная безопасность);

    рынок не обеспечивает социальной справедливости, распределяя доходы в соответствии с вложенными факторами производства;

    рынок порождает неполную и недостаточно современную информацию о ценах и перспективах развития производства.

Негативные последствия функционирования рыночной экономики привели к осознанию того, что надежды только на самонастройку рынка его саморегулирующие свойства могут подорвать рыночное хозяйство, и поэтому необходимо государственное участие в регулирование рыночных процессов. Таким образом, кейнсианство легло в основу системы государственного регулирования экономики практически во всех странах запада после Второй мировой войны.

Государственное регулирование экономики - это целенаправленное воздействие государства на экономику, направленное на эффективное функционирование национальной экономики. Это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государством в целях стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям общественной жизни

Государство с помощью своей экономической политики призвано корректировать те несовершенства, которые присущи рыночному механизму. Роль государства в экономике проявляется через его функции.

Функции государства в рыночной экономике:

    1) создание эффективной конкуренции через обеспечение равных условий для соперничества всех предпринимателей;

    2) обеспечение правовой базы для рыночной системы;

    3) ограничение монополии;

    4) контроль уровня инфляции и безработицы;

    5) стимулирование экономического роста;

    6) эмиссия денег;

    7) стабилизация экономических колебаний;

    8) перераспределение доходов и ресурсов (социальные гарантии);

    9) решение общенациональных экономических задач и проблем;

    10) обеспечение экономической безопасности страны.

Основными методами государственного регулирования государством экономической жизни являются:

    правовые - принятие законов, призванных упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры;

    финансово-экономические - установление налогов, пошлин, государственные заказы, кредиты и субсидии и т.д.

Эффективное функционирование экономики может быть только в условиях общего экономического равновесия, достижение которого невозможно без активного вмешательства государства.

Контрольные вопросы

    Что экономисты вкладывают в понятие собственности?

    Какие виды собственности вы знаете?

    Что такое экономическая система?

    Какие элементы включает в себя экономическая система?

    Какие разновидности экономических систем Вы знаете? Дайте им характеристику.

    Какие две концепции, касающиеся государственного регулирования, Вы знаете?

    Какие недостатки присущи рыночной системе?

    Каковы функции государства в рыночной системе?

    Какие методы государственного регулирования Вы знаете?

сформировать представление учащихся о рынке и условиях его функционирования; спрос и предложение на рынке; принцип «невидимой руки» рынка. Продолжать формирование умений анализировать, делать выводы, аргументировать свои ответы, объяснять смысл основных понятий

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 10 п.Раздольное Надеждинского района» Приморского края РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА § 14 8 класс. Обществознание по учебнику под ред. Боголюбова Л.Н. Быкова Н.Д. – учитель обществознания, географии

Тема: «Рыночная экономика» Цель: сформировать представление учащихся о рынке и условиях его функционирования; спрос и предложение на рынке; принцип «невидимой руки» рынка. Продолжать формирование умений анализировать, делать выводы, аргументировать свои ответы, объяснять смысл основных понятий. П Л А Н: Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке Рыночное равновесие «Невидимая рука» рынка

Характерной чертой рыночной экономики является свободный обмен между продавцом и покупателем, частная собственность, участники рыночного обмена самостоятельно несут ответственность за принятие своих решений, т.е.: Рынок – это система экономических отношений, связанная с обменом товаров и услуг, место торговли.

Для нормальной деятельности рынка необходимы определенные условия., рынок выполняет определенные функции.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ СПРОС – это желание и возможность потребителя приобрести товар или получить услугу. Основой является платежеспособность покупателя. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена товара или услуги, тем меньше спрос. Приведите пример от чего будет зависеть выбор вашей покупки? ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это желание и возможности производителя (продавца) продать товар и получить выгодную прибыль. Предложение находится в полной зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать. Но предложение зависит и от роста или падения затрат на выпуск продукции. Работа с документом: учебник стр. 110-111

Но соотношение спроса и предложения на рынке постоянно меняется. Существует механизм, способный регистрировать эти изменения – это система цен. Рыночные цены для производителя являются ориентиром для принятия решений: что, как и для кого производить? Производитель старается использовать экономические ресурсы, новые технологии для производства, чтобы получить выгодную прибыль, учитывать спрос потребителя. Товар должен пользоваться спросом, иначе производитель разорится.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ Свободное ценообразование – одно из условий функционирования рынка. Продавцы свободно устанавливают цены, а покупатели делают выбор, т.е. формируется рыночное равновесие при котором продавец может и хочет продать столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену. Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется равновесной (рыночной) ценой Главным принципом рынка является выгодная сделка между продавцом и покупателем

«НЕВИДИМАЯ РУКА» РЫНКА Каждый участник рыночной экономики, заинтересованный в своей личной выгоде, в итоге увеличивает богатство своей страны и служит интересом всего общества. Английский ученый экономист Адам Смит этот принцип назвал «невидимой рукой» рынка, т.е. только лучший результат производства будет приносит планируемый доход. ВЫВОД: рынок выполняет важные функции в экономике и является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни. Д.З. § 14, стр. 114 вопросы, записи в тетради, что означает арабское изречение «Убытки считай раньше прибылей»

Использованный материал: 1.Обществознание учебник 8 класс под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, изд. Просвещение 2010 г. 2.Методическое пособие «Обществознание 8 класс поурочные планы по учебнику Л.Н.Боголюбова, изд Волгоград 3. Интернет-ресурсы nsportal, учительский портал


§ 1 Рыночная экономика

Человечество пользуется различными способами организации хозяйственной жизни. Одним из таких способов является рыночная экономика. В этом уроке выясним, на каких принципах основан этот вид экономической системы. Выясним, что такое конкуренция и монополия, их плюсы и минусы.

Рыночная экономика коренным образом отличается от других типов экономических систем.

Понятие «рынок» как экономический термин означает систему экономических отношений, которая проявляется в сфере обмена.

Из этого следует, что рыночная экономика основана на принципах свободного обмена между производителем и потребителем, конкуренции и свободного ценообразования.

Основу такой формы организации экономики составляет частная собственность на экономические ресурсы и средства производства и материальная ответственность самих участников обмена за результат принятых решений.

Необходимыми условиями рыночной экономики являются:

Конкуренция;

Свободное ценообразование;

Свободная предпринимательская деятельность.

Свобода экономической деятельности заключается в том, что государство создает благоприятные экономические условия для хозяйственных отношений, не вмешиваясь в них. Предприниматели вольны сами решать, чем и как они будут заниматься, торговать, производить товары и услуги, лишь бы их деятельность не противоречила закону.

§ 3 Монополия

При отсутствии конкуренции возникает монополия.

Это исключительное право на что-либо: производство или продажу товаров и услуг, использование материальных и духовных ценностей.

В некоторых случаях монополия необходима.

Никто, кроме государства, не может печатать деньги, издавать законы, собирать налоги. Это так называемые естественные монополии. Иногда монополия возникает, если на рынок выпускается совершенно новый вид товара, но это явление временное и от конкуренции не защищенное.

Монополия «диктует» потребителю свои цены и условия, лишает выбора при довольно низком качестве товаров и услуг. Государство стремится не допустить развитие монополий, чтобы защитить интересы потребителей. Для борьбы с этим явлением разрабатывается антимонопольное законодательство.

У нас остался вопрос о цене товаров и услуг в условиях рыночной экономики. Равновесная цена формируется в результате взаимодействия двух участников рынка. Это цена, по которой производитель готов продать свой товар, а покупатель готов этот товар купить. Чем больше товаров на рынке, тем ниже их цена, и наоборот.

Итак, основой рыночной экономики являются свободное предпринимательство, конкуренция и свободное ценообразование. В условиях рынка каждый производитель сам волен решать, чем ему заниматься, лишь бы его деятельность не противоречила закону. Каждый покупатель сам решает, какой товар и услугу ему приобрести. Рыночная экономика предоставляет выбор всем участникам рынка. Главной целью рыночной экономики является удовлетворение потребностей людей, а уже потом - получение прибыли. Так же необходимо отметить четкое законодательство, позволяющее функционировать рынку, бездефицитность и готовность к предпринимательству многих членов общества.

Список использованной литературы:

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 8 кл. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.– М.: Просвещение.
  2. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.
  3. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.
  4. Словарь терминов и понятий по обществознанию /автор – составитель А. М. Лопухов.- М.: Айрис-пресс.
  5. С.В. Краюшкина Тесты по обществознанию: к учебнику «Обществознание. 8 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и Н.И. Городецкой/ С.В.Краюшкина.-М.: Издательство «Экзамен».

Разработка урока по обществознанию 8 класс к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой «Обществознание 8 класс».

Тема: Рыночная экономика.

Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.

Задачи:

Образовательные:

    Научить определять условия функционирования рынка.

    Подвести к пониманию положения: конкуренция – двигатель рынка.

    Подвести к пониманию, что рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.

Развивающие:

    Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции

    Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений

Воспитательные:

    Развивать познавательный интерес.

    Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.

Развитие компетенций: учебно –познавательных, коммуникативных.

Образовательные ресурсы: рабочие тетради.

Глоссарий: конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока : практикум

Ход урока.

    Организационный момент.

Знакомство с темой, целями и планом урока

Мотивация: Как называется тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется: 1) конкурентным 2) несовершенным 3) централизованным 4) плановым?

    Изучение нового материала.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.

Вспомните, каковы основные черты рыночной экономики?

Задание : Найдите в учебнике определение рынка и выпишите его в тетрадь.

Рынок – это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.

Работая с учебником на стр.108, составьте кластеры:1) «Характерные черты рыночной экономики»; 2) Условия функционирования рынка

Свободный обмен

Частная собственность

Материальная ответственность за результаты

Условия функционирования рынка

Свободное конкуренция свобода предпринимательской

ценообразование деятельности

Задание: прочитайте пункт «Конкуренция» на стр. 108-109 и ответьте на вопросы:

Что такое конкуренция (борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле)?

Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?

    Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, позволяя производителю свободу принятия экономических решений;

    Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;

    Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;

    Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.

Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?

Учитель: Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями «спрос» и «предложение».

Как вы думаете, что такое спрос и предложение? А какие определения даются в учебники? Выпишите их в тетрадь.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.

Предложение – это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

Задание: прочитайте текст на стр. 109-111 и поясните на различных примерах из жизни следующие положения: а) спрос находится в обратной зависимости от цены; б) предложение находится в прямой зависимости от цены.

Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?

Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость.а у потребителя всегда ограниченный спрос, который определяется:

    Размерами индивидуального дохода;

    Потребностями, необходимыми сегодня;

  1. Ценами на товары –заменители.

Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование. Цены выполняют две основные функции.

Функции цен

Ограничивают потребление

Ресурсов

Мотивация для производства

На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.

Как это происходит? Поясните на примерах.

Например, на рынке продают зелень – у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других – 30 рублей(но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?

Это и есть равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.

Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

Задание: вам всем приходилась бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило. Если нет, то почему – стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды?

Каково влияние рынка на различные стороны на различные стороны жизни общества?

Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.

    Закрепление изученного материала.

    Установите соответствие между понятиями и определениями:

Понятия

Определения

А) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара

    Конкуренция

Б) желание и возможность продавца продать конкретный товар(услугу) в определённое время и в конкретном месте

    Платёжеспособность

В) борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров

    предложение

Г) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар (услугу) в определённое время и в конкретном месте

    Выполните задание в рабочей тетради №5 стр.47.

Домашнее задание : параграф 14, рабочая тетрадь –задание №3,4.