Записка наркома Ягоды. Трагическая случайность или злой умысел

Это был самый большой самолёт своего времени. Построенный в первой половине 30-х годов XX века в СССР, он должен был доказать всему миру преимущества социалистического строя и техническую мощь молодого советского государства. В 1935 году во время демонстрационного полета этот 8-моторный самолет-гигант погиб после столкновения с сопровождающим его истребителем.

В честь юбилея Максима Горького

Идея построить самолет-гигант родилась в группе писателей и журналистов, возглавляемой М. Кольцовым. Создание этой огромной машины намечалось в честь 40-летнего юбилея литературной деятельности пролетарского писателя Максима Горького. Самолет, какого еще не было в мире, должен был возглавить агитэскадрилью его имени.

Правительство отнеслось к этой идее с пониманием, в короткие сроки был создан Всесоюзный комитет по строительству самолёта. В ЦАГИ началась разработка проекта самолета, она шла под руководством знаменитого конструктора А. Н. Туполева. По всей стране шел сбор денег на постройку самолета-гиганта. За короткое время было собрано 6 миллионов рублей.

Надо отметить, что Туполев уже имел немалый опыт по созданию весьма внушительных по своему размеру самолетов, им был успешно запущен в массовое производство бомбардировщик ТБ-3. В то время он продолжал заниматься разработкой сверхтяжёлых самолетов-гигантов - настоящих летающих крепостей. Им был создан эскизный проект пассажирского варианта бомбардировщика ТБ-4, названный АНТ-20.

В создании огромного агитационного, пассажирского, многоместного самолёта под руководством А. Н. Туполева принимали участие В. М. Пе-тляков, А. А. Архангельский, Б. М. Кондорский (общие виды), В. Н. Беляев (расчёты прочности), Б. А. Саукке (ведущий инженер), Е. И. Погосский, А. А. Енгибарян (оборудование), Н. С. Некрасов и другие.

В апреле 1933 года уже был рассмотрен эскизный проект самолёта. Предусматривалось, что его можно будет использовать в качестве агитационного, пассажирского, транспортного самолета. В случае военных действий он мог служить бомбардировщиком или передвижным штабом для высших военных и политических структур власти.

Фантастический самолет

По своей конструкции самолет отличался от ТБ-4 (АНТ-16) только размерами, предполагалось, что он сможет взлетать и садиться на небольших аэродромах, где длина его разбега при взлете составляла бы всего 300-400 метров (для ТБ-4 требовалось 8оо м). Для этого у самолета было спроектировано новое крыло, имевшее увеличенные площадь и - удлинение, по сравнению с ТБ-4. Почти вся поверхность самолета была гофрирована. Он был оснащен восьмью двигателями М-34 ФРН по 900 л. с. каждый. Деревянные винты имели диаметр 4 метра. Масса пустого самолета равнялась 28,5 тонны, его длина - 33 метра, максимальная скорость - 260 км/ч. Экипаж состоял из 8 человек, на борт самолет мог брать 72 пассажира.

Это был по тем временам просто фантастический самолет, его можно было эксплуатировать днем и ночью, в том числе осуществлять на нем ночные посадки на неподготовленной местности. Это становилось возможным благодаря самому современному по тому времени пилотажно-навигационному оборудованию. Кроме того, на борту этого гиганта находились самые различные средства агитации: громкоговорящая радиоустановка «Голос с неба», радиопередатчики, киноустановка, телефонная станция на 16 номеров, фотолаборатория, типография (можно было печатать газету или листовки прямо в полете), электростанция, буфет и даже библиотека.

Постройка самолета «Максим Горький» была начата 4 июля 1933 года, а 3 апреля 1934 года уже готовый самолёт вывезли на аэродром. 24 апреля приемка самолета была осуществлена специальной комиссией. Первый полет на самолете АНТ-20 продолжительностью 35 минут был осуществлен 17 июня 1934 года летчиком-испытателем М. М. Громовым. Через два дня второй полет состоялся уже над Красной площадью во время встречи челюскинцев. Для эффекта самолет-гигант эскортировали два истребителя И-5, которые на его фоне смотрелись просто букашками.

В 1934 году на самолете АНТ-20 М. М. Громов и Н. С. Журов установили два мировых рекорда, на высоту 5000 метров были подняты грузы массой ю и 15 тонн. Когда успешно прошли все испытания самолета, его передали в агитэскадрилью им. Горького. Примечательно, что на этом самолете во время визита в СССР совершил полёт знаменитый летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Трагическая случайность или злой умысел?

Увы, этот красавец самолет-гигант, гордость советских авиаконструкторов, просуществовал всего чуть больше года. Трагедия произошла 18 мая 1935 годана центральном аэродроме столицы во время демонстрационного полета. В этот день летчик ЦАГИ И. С. Журов торжественно передавал машину авиатору агитэскадрильи И. В. Михееву. В честь этого события разрешили прокатить на знаменитом самолете семьи строителей АНТ-20.

Для сопровождения «Максима Горького» было выделено два самолета: двухместный Р-5 под управлением лётчика Рыбушкина и истребитель И-5 под управлением испытателя Н. П. Благина. Зачем они были нужны? Дело в том, что данное событие было знаковым и освещалось прессой, для кинохроники Страны Советов оператор Щекутьев осуществлял с Р-5 киносъёмку полета. Летчику Благину специально поставили задачу во время съёмок летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть на фоне малютки-истребителя всю грандиозность «Максима Горького».

Самолет-гигант взлетел и сделал широкий круг над аэродромом. Благин на своем истребителе явно старался снабдить кинооператора суперэффектными кадрами. Он вел себя довольно рискованно и выполнял фигуры высшего пилотажа совсем рядом с АНТ-20. Вот он бросил истребитель в короткое пике за хвостом «Максима Горького», пронесся под ним, а потом, оказавшись впереди, круто рванул ручьсу правления на себя, собираясь описать вокруг огромной машины мёртвую петлю. То ли что-то случилось с мотором, то ли двигателю не хватило мощности, но в верхней точке самолёт Благина завис, а затем, потеряв скорость, рухнул прямо на пролетающий под ним АНТ-20.

Истребитель врезался в средний мотор «Максима Горького» и просто выбил его своим ударом. Мотор отвалился, он «спикировал» к земле, а истребитель застрял в крыле воздушного гиганта. Поразительно, но «Максим Горький» выдержал этот неожиданный таран, возможно, Михееву с Журовым удалось бы даже посадить его, но тут у И-5 оторвалась хвостовая часть, именно она добила прославленный в СССР самолет, врезавшись в его органы управления.

«Максим Горький» сначала мед- За несколько ленно завалился на крыло, потом секунд до трагедии перевернулся и начал разваливаться прямо в небе. Прогремел сильный взрыв, и самолет упал на дачный посёлок Сокол. В этой авиакатастрофе погибли 46 человек, в их числе два пилота «Максима Горького», ю членов экипажа и зз пассажира (из них 6 детей). Погиб и виновник катастрофы летчик Благин.

Согласно публикациям советской прессы, в катастрофе был виноват летчик Благин, который самовольно выполнил фигуру высшего пилотажа, приведшую к трагедии. Однако вскоре появилась и другая, можно сказать, антисоветская версия катастрофы. Согласно ей, Благин намеренно протаранил самолёт-гигант... Информация об этом появилась 12 сентября 1935 года в польской газете «Меч», где было опубликовано антикоммунистическое письмо, якобы подписанное Благиным. Позже это письмо перепечатала газета русских эмигрантов в Париже «Возрождение».

Я не буду приводить здесь это письмо Благина, ведь оно явно является фальшивкой. Слишком уж мудрено летчик «протаранил» самолет, явно никакого злого умысла у него не было. Кроме того, если бы существовали хоть какие-нибудь даже малейшие сомнения в идеологических воззрениях Благина, его вряд ли бы похоронили вместе со всеми жертвами трагедии на Новодевичьем кладбище. Кроме того, власти позаботились о близких погибшего летчика, его семью окружили заботой и вниманием, вдове и дочери дали новую квартиру, назначили пенсии по утере кормильца.

А вот версия о том, что Благину приказали совершить рискованные фигуры высшего пилотажа, заслуживает внимания. При расследовании всех обстоятельств катастрофы сотрудники НКВД выяснили, что за 1,5 часа до катастрофы с летчиками, участвующими в пролёте с «Максимом Горьким», встречались работники Я^0 кинофабрики военно-учебных фильмов В. Г. Ряжский и А. А. Пуллин. Имея санкцию высшего руководства ВВС, они настояли на изменении всего сценария пролета, на что летчики были вынуждены согласиться, даже не уведомляя руководителя полёта и своих непосредственных начальников. Кинодокументалисты преследовали цель заполучить весьма эффектные кинокадры воздушных фигур пилотажа рядом с «Максимом Горьким» для агитационной работы. Что из этого вышло, ясно без слов. После расследования обстоятельств этой страшной и в какой-то степени нелепой авиакатастрофы Ряжский и Пуллин были осуждены.

Кстати, гибель воздушного «тезки» потрясла Максима Горького, в одном из своих последних писем он написал: «Радости меня волнуют до слез, но горе я переживаю молча. Однако нелепая гибель аэроплана „Горький" заставила меня взвыть волком...» Писатель скончался 18 июня 1936 года, ровно через год и один месяц после катастрофы.

18 мая 2010 года исполняется 75 лет со дня авиакатастрофы с самым большим самолетом своего времени - АНТ-20 "Максим Горький". Катастрофа произошла в Москве, в районе Центрального аэродрома.

Идея создания самолета-гиганта родилась в октябре 1932 г. в связи с 40-летним юбилеем литературной и общественной деятельности Алексея Максимовича Горького. Самолет должен был стать флагманом специальной эскадрильи самолетов, предназначенных для проведения агитационных мероприятий.

По инициативе известного журналиста Михаила Кольцова был организован сбор средств на постройку самолета. За очень короткое время было собрано 6 млн рублей. Для руководства проектированием и постройкой самолета был образован Всесоюзный комитет, из состава которого был выделен Технический совет для разработки технических требований к самолету.

Возглавить проект доверили авиаконструктору Андрею Туполеву. К работе были привлечены Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) и другие институты, всего до ста учреждений и предприятий Разработка проекта и постройка самолета были поручены ЦАГИ.

В Конструкторском бюро Туполева к этому времени были созданы тяжелые цельнометаллические самолеты-монопланы, такие как бомбардировщики ТБ‑3 (АНТ‑6) и ТБ-4 (АНТ-16). Новый самолет создавался как развитие шестимоторного бомбардировщика ТБ-4 -огромной, но слишком тихоходной для военного применения машины. В отличие от ТБ-4 новый самолет должен был нести на 1 500 кг большую полезную нагрузку и эксплуатироваться с относительно небольших аэродромов, длина разбега его при взлете должна была составлять всего 300-400 м (вместо 800 м у ТБ-4).

В январе 1933 г. были утверждены Типовые технические требования (ТТТ), в апреле рассмотрен эскизный проект самолета. В проекте предусматривалась возможность использования самолета в качестве агитационного, пассажирского, транспортного, бомбовоза, он мог служить передвижным штабом для высших военных и политических структур власти.

Самолет был создан в очень короткий срок. Постройка самолета началась 4 июля 1933 г. на Воронежском авиационном заводе, а уже в начале апреля 1934 г. самолет по частям перевезли на Центральный аэродром в Москве, где началась сборка и отладка машины. Как и все машины тех лет, самолет разбирался на части, что позволяло перевозить их по железной дороге.

24 апреля 1934 г. специальная правительственная комиссия признала самолет годным к полетам . Самолет назвали "Максим Горький".

Самолет был настоящим гигантом своего времени . Длина фюзеляжа составляла 32,5 м, ширина - 3,5 м, высота - 2,5 м; размах крыла - 63 м, площадь крыла - 486 кв. м. Отношение длины крыла к его средней ширине составляло 8:2. Такими несущими поверхностями не обладала еще ни одна тяжелая машина.

Для самолета были сделаны специальные колеса для шасси диаметром 2 м и шириной 0,45 м., хвостовое колесо имело диаметр 0,9 м и толщину 0,2 м.

Фюзеляж имел прямоугольное сечение. Силовая установка самолета состояла из 8 двигателей М‑34ФРИ по 900 л.с., шесть из которых устанавливались в крыльях (по три с каждой стороны), а два ‑ в тандемной установке над фюзеляжем, с пропеллерами вперед и назад. Винты двигателей были деревянные диаметром 4 м. Запас мощности позволял продолжать полет при остановке двух моторов. Топливные баки были расположены в консолях крыла. Запуск двигателей осуществлялся сжатым воздухом.

Самолет был выполнен из дюралюминия и имел гофрированную (волнистую) обшивку. Для посадки в самолет впервые в авиационной практике был применен встроенный трап в нижней части фюзеляжа, который в убранном положении становился частью пола.

Пилотажно-навигационное оборудование самолета обеспечивало его эксплуатацию днем и ночью, в том числе ночные посадки на неподготовленной местности. Впервые в отечественной практике на самолете был установлен автопилот. Управление двойное (дублированное).

Огромные размеры самолета позволяли разместить пассажиров не только в фюзеляже, но и в центральной части крыла, толщиной свыше двух метров. В крыльях был сделан ряд кабин-купе объемом примерно 2х2х2 м с окнами в потолке и частично в полу. Экипаж через проходы в крыле имел возможность подойти к двигателям для исправления возможных неисправностей в полете.

Для облегчения управления стабилизатор мог поворачиваться с помощью мощных электромеханизмов. Кроме того, все рули снабжались серворулями, снижавшими усилия на штурвале.

Самолет имел автоматическую телефонную станцию на 16 номеров для связи между служебными помещениями, пневматическую почту, позволяющую командиру обмениваться записками с радистом и находящимися на борту журналистами-агитаторами.

Также на борту самолета находилось разнообразное оборудование для осуществления агитации : мощный громкоговоритель радиостанции "Голос с неба", еще несколько радиостанций, в том числе с дальностью передачи 2 тысячи км, фотолаборатория, киноустановка для показа пропагандистских фильмов прямо на аэродроме (вначале планировалось проецировать изображение в полете на облака, используя их как гигантский экран, но эта затея оказалась технически неосуществимой), помещение для типографии, способной во время полета за час напечатать 10 тысяч иллюстрированных листовок.

Для работы всего этого оборудования на борту установили электростанцию, вырабатывающую постоянный и переменный ток (впервые на отечественном самолете была применена система трехфазного переменного тока напряжением 127 В и частотой 50 Гц).

Вошедший по трапу в самолет попадал как бы в переднюю, откуда шли двери и коридоры в кабины и отсеки, помещавшиеся в центроплане и в фюзеляже. В пассажирских отсеках были ковры, просторные кресла, занавески на окнах, столики с настольными лампами. Имелись также спальные каюты, электрифицированный буфет с горячими и холодными закусками, склад для провизии, библиотека, багажное отделение, умывальники и туалеты. Общая площадь "жилых помещений" достигала 100 кв. м.

Масса пустого самолета составляла 28,5 т, нормальная взлетная масса ‑ 42 т. Максимальная скорость у земли - 260 км/ч, практический потолок - 7 500 м (по другим источникам 4 500 м), максимальная дальность полета - 1 000 км.

Экипаж самолета состоял из 20 человек (с персоналом). АНТ-20 мог перевести 60 пассажиров.

17 июня 1934 г. летчик-испытатель Михаил Громов поднял самолет "Максим Горький" в первый полет. Он продолжался 35 минут и проходил на высоте 500 м. Летчик отметил простоту и легкость управления громадным самолетом. Второй полет состоялся 19 июня. "Максим Горький", эскортируемый двумя истребителями И-4, пролетел над Красной площадью, приветствуя вернувшихся челюскинцев.

В 1934 г. летчики Громов и Журов на этом самолете установили два мировых рекорда, подняв груз массой 10 т и 15 т на высоту 5000 м.

После заводских испытаний 18 августа АНТ-20 был передан в агитэскадрилью им. Горького в качестве ее флагманского самолета. До мая 1935 г. самолет успешно эксплуатировался по своему основному назначению агитсамолета.

Весной 1935 г. в качестве пассажира на борту "Максима Горького" летал писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери, посетивший Москву в составе французской военной делегации. 1 мая 1935 г. "Максим Горький" вновь пролетел над Красной площадью.

18 мая 1935 г. руководство ЦАГИ решило покатать над Москвой людей, отличившихся при постройке "Максима Горького". В первый полет взяли 38 человек, в том числе 7 детей сотрудников завода ЦАГИ и членов их семей. Пилотировать самолет поручили опытным летчикам: испытателю из ЦАНИ Николаю Журову и пилоту агитэскадрильи Ивану Михееву. Кроме них, на борту находилось еще девять членов экипажа.

В этом полете самолет "Максим Горький" сопровождали тренировочный самолет ЦАГИ (истребитель И-5) под управлением летчика Николая Благина и двухместный самолет Р-5 с оператором Московской кинофабрики военно-учебных фильмов Александром Пуллиным на борту. Планировалась киносъемка.

Сопровождавший И-5 стал делать фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от самолета "Максим Горький" и врезался в его крыло. Из-за полученных повреждений самолет "Максим Горький" стал разрушаться в воздухе, перешел в пике и отдельными частями упал на землю в поселке "Сокол" в районе аэродрома. Второй самолет тоже упал на землю. Погибли 50 человек - пассажиры и экипаж "Максима Горького", а также пилот истребителя.

В мае 1935 г. Совет народных комиссаров СССР постановил: взамен погибшего "Максима Горького" построить три самолета такого же типа и размеров - "Владимир Ленин", "Иосиф Сталин", "Максим Горький". За короткий срок было собрано 68113 267 рублей и 14 242 рубля в иностранной валюте. Это позволило Совнаркому СССР дополнить список еще 13-ю именными машинами такого же класса.

В КБ Туполева был спроектирован серийный самолет, получивший обозначение АНТ-20бис. В конструкцию самолета внесли ряд улучшений: убрали тандемную установку двигателей на фюзеляже, поставив шесть новых двигателей М‑34ФРНВ 1000/1200 л. с., обеспечивавших ту же мощность при меньшем лобовом сопротивлении. Фюзеляж был переоборудован под размещение 64 пассажиров.

Первая серийная машина, получившая обозначение ПС-124 (пассажирский самолет завода №124) была выведена на аэродром весной 1939 г. 15 мая 1939 г. самолет впервые был поднят в воздух. Затем ПС-124 перегнали в Москву, где он успешно прошел государственные испытания и был передан Аэрофлоту.

В 1940-1941 гг. самолет под маркой ПС‑124 применялся как пассажирский на линии Москва - Минеральные Воды. Во время войны он использовался для перевозки грузов по среднеазиатским трассам. 14 декабря 1942 г. самолет из-за нарушений экипажем правил летной эксплуатации потерпел катастрофу в 90 км от Ташкента.

Заложенная серия АНТ-20бис была остановлена, были также приостановлены работы над военными вариантами АНТ-20. В те годы в СССР был маленький пассажиропоток, поэтому для гражданской авиации такой большой самолет был не нужен. А для военных целей самолет был слишком тихоходен, что делало его легкой добычей для средств противоздушной обороны и истребительной фронтовой авиации вероятных противников.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

А.Н. Туполев – человек и его самолеты Даффи Пол

АНТ-20 «Максим Горький»

АНТ-20 «Максим Горький»

В октябре 1932 года советский журналист Михаил Кольцов выдвинул идею постройки «гигантского аэроплана» в ознаменование сороковой годовщины творческой деятельности Максима Горького. С учетом того, что Горький был одним из любимых писателей Сталина, идея получила широкую поддержку. Среди населения был организован сбор средств на этот проект. Удалось собрать почти восемь миллионов рублей. Сконструировать и построить самолет поручают ЦАГИ под руководством Туполева. Проекту присваивается индекс АНТ-20. (К слову сказать, пять лет спустя, в 1937 году, Михаил Кольцов был арестован и казнен без суда).

Проектирование было выполнено довольно быстро. Самолет, заложенный 4 июля 1933 года, был построен уже 3 апреля 1934 года. Ему суждено было стать самым большим в мире. (На Западе к числу машин такого размера относились самолет «Геркулес» фирмы «Хьюз» – летающая лодка, построенная на тринадцать лет позже и оторвавшаяся от земли во время своего единственного полета всего на четыре метра, и самолет «Брабазон» компании «Бристоль», первый полет которого состоялся только в 1949 году). Ввиду необычно больших, по меркам тридцатых годов, габаритов (длина 32,5 м, размах крыльев 63 м), конструкцию самолета, за основу которой была взята конструкция АНТ-16/ТБ-4, особенно не усложняли. Туполев оставил проверенную металлическую гофрированную обшивку фюзеляжа, крыльев и оперения. Фюзеляж делился на пять отсеков, скреплявшихся между собой высокопрочными болтами.

В переднем отсеке размещались кабина и рабочее место штурмана. Во втором отсеке находились кабина пилотов, место радиста и несколько пассажирских сидений. В средней части фюзеляжа между лонжеронами крыла разместили телефонную станцию, туалеты и служебное помещение. Ближе к хвостовой части находились буфет, кинопроекторная установка, фотолаборатория и радиостанция – все атрибуты пропагандистской машины. Хвостовую часть оставили пустой, и играла она чисто конструкционную роль. Вход в самолет был оборудован снизу фюзеляжа: участок пола салона опускался вниз и образовывал трап с поручнями, по которому на борт самолета поднимались пассажиры и экипаж. Общая рабочая площадь четырех отсеков самолета достигала примерно 100 кв. метров. Максимально самолет мог принять на борт 72 пассажира и восемь членов экипажа.

На АНТ-20 установили восемь моторов М-34ФРН конструкции Микулина, каждый мощностью по 900 л.с. Конструкторы посчитали, что для такого могучего самолета шести 900-сильных двигателей будет недостаточно. По три мотора разместили на каждом крыле, а седьмой и восьмой установили на одной оси наверху фюзеляжа, причем один – в толкающем варианте. Самолет назвали «Максим Горький». Огромная высота сечения крыла, необходимая для создания подъемной силы относительно низкоскоростного для таких габаритов и веса самолета, обеспечивала бортинженеру прямо в полете доступ стоя (!) ко всем шести двигателям, установленным на крыльях. Большие двухлопастные пропеллеры имели диаметр четыре метра. АНТ-20 был первым самолетом конструкции Туполева, который оборудовался автопилотом. Отметим, что и в мировой практике эта машина была в числе первых конструкций с автопилотом, позволявшим осуществлять управление в полете по курсу, высоте, углам тангажа и рысканья.

Первый полет АНТ-20 состоялся 17 июня 1934 года. В этот день с Ходынского поля в Москве машину поднял в воздух Михаил Громов. В отличие от ТБ-4, АНТ-20 показал в полете высокую устойчивость и легкость управления. К августу программа летных испытаний была полностью выполнена, причем никаких изменений в конструкции не потребовалось.

18 августа 1934 года самолет был включен в состав агитэскадрильи имени Максима Горького. С этого дня и берет начало долгая история многочисленных полетов АНТ-20 по большим и малым городам Советского Союза. С помощью установленных на борту громкоговорителей с самолета читали лозунги, прославляющие цели и достижения коммунизма, здравицы в адрес Сталина, транслировали с воздуха музыку и информационные сообщения. Такого рода мероприятия называли «Голос с неба». Во время стоянок с помощью имевшейся на борту кинопередвижки организовывали кинопросмотры, на которые приглашалась наиболее видная местная публика. Во время сеансов люди рассаживались на скамьях перед большим экраном. Бортовая типография печатала агитационные листовки, которые затем разбрасывали с воздуха. В фотолаборатории быстро обрабатывали отснятые пленки и печатали фотографии, которые тут же можно было использовать в листовках. Сообщения из одного отсека самолета в другой передавались при помощи пневматической почты. Наконец, на борту имелся собственный телефонный коммутатор на шестнадцать номеров. Для питания всего этого пропагандистского хозяйства был предусмотрен электрогенератор с автономным приводным двигателем.

Самолет «Максим Горький» на Ходынке. Из собрания М.Саукке

За счет большого количества оборудования и колоссальных размеров самого самолета взлетный вес машины достигал огромного по тем временам значения – сорок две тонны, и это было значительно выше стандартного максимального взлетного веса АНТ-16, который составлял тридцать две тонны. Повсюду, где совершал посадки «Максим Горький», он привлекал огромное внимание и тем самым помогал агитэскадрилье решать пропагандистские задачи.

18 мая 1935 года в судьбу самолета вмешался злой рок. Во время полета в строю с Центрального аэродрома на Ходынке в Москве «Максим Горький» столкнулся с истребителем И-5 конструкции Поликарпова, которым управлял Н.П.Благин, летчик-испытатель ЦАГИ. К моменту столкновения строй уже совершил два круга над Москвой и заходил на третий. В это время Благин начал выполнять вблизи гигантского самолета фигуры высшего пилотажа и пытался, по всей видимости, закрутить спираль вокруг АНТ- 20. На кинопленке, отснятой с соседнего самолета, видно, что Благину удалось сделать два оборота, после чего И-5 потерял скорость и ударил АНТ-20 в хвостовую часть фюзеляжа. В отчетах об этом происшествии ошибочно указывалось, что истребитель ударил АНТ-20 в крыло.

Некоторое время «Максим Горький» продолжает лететь, но внезапно отделяется крыло и вот уже весь самолет начинает разрушаться в воздухе… Переламывается фюзеляж… Обломки самолета рухнули на землю в районе поселка Сокол, который сейчас является одним из районов Москвы. На борту находилось сорок пять человек: два пилота-инспектора, десять членов экипажа и тридцать три пассажира, в том числе, шестеро детей… Все они погибли. Разбился и летчик Благин. Торжественные похороны погибших состоялись на Новодевичьем кладбище в Москве.

По поводу случившейся катастрофы ходило немало противоречивых слухов. Утверждали, например, что Благин за день до полета написал, якобы, письмо, в котором сообщал, что намерен таранить самолет «Максим Горький» в знак протеста против коммунистического режима в Советском Союзе. Письмо, опубликованное польской газетой «Меч», перепечатала затем газета русских эмигрантов «Возрождение», издававшаяся в Париже. Коллеги Благина по ЦАГИ усомнились в достоверности этой публикации: Благин был высокопрофессиональным авиатором, ведущим летчиком-испытателем ЦАГИ и КБ Туполева. Как бы то ни было, выполнение Благиным фигур высшего пилотажа в непосредственной близости от пассажирского самолета являлось грубым нарушением правил полетов. Ходили, например, слухи, что Благину было приказано выполнить облет АНТ-20, чтобы поразить москвичей. Кто бы ни отдал такое приказание (если оно и существовало в действительности), этого человека теперь не найти.

АНТ-20бис с бортовым номером «СССР-Л760», оснащенный шестью двигателями М-34ФРНВ конструкции Микулина, находился в эксплуатации в «Аэрофлоте». Снимок сделан в Казани. Из собрания КУдалова

На кладбище Новодевичьего монастыря в Москве традиционно хоронили выдающихся деятелей страны, героев. Естественно, что окружение Сталина обратило внимание вождя на появившиеся слухи. Сделал это не кто иной, как будущий руководитель СССР Н.С.Хрущев, который возглавлял комиссию по расследованию причин катастрофы. Вопрос состоял в том, где похоронить Благина. Говорили, что Сталин не сразу принял решение хоронить погибшего летчика-испытателя вместе с остальными.

Тем не менее, поскольку «Максим Горький» все же доказал свою летную пригодность, решено было начать постройку второго самолета. На этот раз работу возглавил В.М.Петляков. Новую машину заложили на 22-м авиазаводе в Казани. К этому времени конструктор Микулин завершил разработку нового двигателя АМ-35 мощностью 1 200 л.с., и решено было на втором АНТ-20 установить шесть таких моторов (по три на каждой плоскости) вместо восьми АМ-34, а два двигателя в тандемном расположении над фюзеляжем не устанавливать. Новый самолет не стали превращать в агитационный и передали для эксплуатации в отряд «Аэрофлота», базировавшийся на Ходынском поле, где находился Центральный московский аэродром. Самолету присваивают наименование ПС-124 и бортовой номер «СССР-Л760». С 1937 по 1941 год он используется на одной из самых загруженных воздушных линий Москва – Минводы. Пассажировместимость самолета – 64 человека. Вскоре после начала войны машину приписали к другому подразделению «Аэрофлота» – управлению Гражданского воздушного флота в Узбекистане, и здесь он летает по маршрутам Ташкент – Чарджоу – Ургенч и Ташкент – Куйбышев (ныне Самара).

История второго самолета обрывается 14 декабря 1942 года. Утром этого дня он вылетел из Чарджоу в Ташкент, на борту находилось двадцать шесть пассажиров и десять членов экипажа. Через два часа десять минут полетного времени примерно в пятидесяти километрах от аэропорта назначения самолет начинает терять высоту. По словам очевидцев, высота полета не превышала 500 метров. Несмотря на то что все двигатели продолжали работать, машина свалилась в крутое пике и врезалась в землю под углом примерно 80 градусов. При падении самолет полностью разрушился, все пассажиры и члены экипажа погибли. В ходе расследования причин катастрофы удалось установить, что в момент падения пилота за штурвалом не было. По всей видимости, летчик передал управление одному из пассажиров, который отключил автопилот и потерял управление машиной. Так завершилась история замечательного самолета АНТ-20, история загадочная, если учесть необычность обстоятельств, при которых перестали существовать единственные два экземпляра этого крупнейшего в мире самолета.

На Казанском авиазаводе для нужд «Аэрофлота» планировалось построить восемнадцать ПС-124, но сталинские репрессии в конце 30-х годов привели к тому, что специалистов для постройки новых машин фактически не оказалось.

Первый опытный образец АНТ-21 на Ходынке. 26 августа 1933 года. Хорошо видны разнесенные кили и рули направления. Из собрания М.Саукке

Из книги Портреты революционеров автора Троцкий Лев Давидович

Максим Горький Горький умер, когда ему уже ничего не оставалось сказать. Это примиряет со смертью замечательного писателя, оставившего крупный след в развитии русской интеллигенции и рабочего класса на протяжении 40 лет.Горький начал как поэт босяка. Этот первый период

Из книги Летчики, самолеты, испытания автора Щербаков Алексей Александрович

Неоправданные трагедии. «Максим Горький» Во всяком новом деле неизбежны ошибки и издержки. В такой области человеческой деятельности, как авиация, ошибки и рискованные решения чреваты трагедиями. Но помимо трагедий, неизбежных в авиации, было немало таких, которых можно

Из книги На земле и в небе автора Громов Михаил Михайлович

«МАКСИМ ГОРЬКИЙ» Весной 1934 года, ещё перед началом испытаний второго варианта АНТ-25, на аэродроме ЦАГИ появился АНТ-20 «Максим Горький». Мне выпала честь испытать и это удивительное детище А.Н.Туполева.Я не буду описывать, как я следил за его созданием - от рисунка

Из книги Московские картинки 1920-х - 1930-х г.г автора Маркус Борис

Гибель самолета «Максим Горький» Этот день обещал быть очень радостным. Еще бы, я только что побывал в кино на очень хорошей картине. Я собираюсь сегодня в большую велосипедную поездку. Погода прекрасная. Солнце греет во всю. На небе ни облачка. Только над городом

Из книги Москва – Испания – Колыма. Из жизни радиста и зэка автора Хургес Лев

САМОЛЕТ «МАКСИМ ГОРЬКИЙ» И СЛУЖБА В АВИАЦИИ Самоубийство Анатолия Александрова. – Испытания первых радиомаяков на линии Москва – Арзамас – Казань. – Успехи авиации и самолет АНТ-20 «Максим Горький». – Медкомиссия ГУГВФ и зачисление в агитэскадрилью им. М. Горького. –

Из книги Дневник моих встреч автора Анненков Юрий Павлович

Максим Горький Судьба дала мне возможность близко знать Горького в самые различные периоды его жизни. Выходец из нижних социальных слоев России, Алексей Максимович Пешков, переименовавший себя в Максима Горького, был «мальчиком» при магазине, посудником на пароходе,

Из книги Шолохов автора Осипов Валентин Осипович

Максим Горький Лето необычного для Шолохова 1929 года идет к концу…Он в Вёшенской. Сталин в Сочи, отдыхает. Враги Шолохова кто где.Август. Жена Сталина Надежда Аллилуева пишет мужу в письме: «Слыхала, как будто Горький поехал в Сочи, наверное, побывает у тебя, жаль, что без

Из книги Книга о русских людях автора Горький Максим

Максим Горький КНИГА О РУССКИХ ЛЮДЯХ

Из книги Неподдающиеся автора Прут Иосиф Леонидович

Максим Горький В 1910 году в Швейцарии мама познакомила меня с женой Алексея Максимовича Горького.В 1912-м та пригласила нас к себе на Капри, где они тогда жили.Там я познакомился с двумя сыновьями Алексея Максимовича.Младший - Максим - был родной. А старший - Зиновий -

Из книги А.Н. Туполев – человек и его самолеты автора Даффи Пол

АНТ-20 «Максим Горький» В октябре 1932 года советский журналист Михаил Кольцов выдвинул идею постройки «гигантского аэроплана» в ознаменование сороковой годовщины творческой деятельности Максима Горького. С учетом того, что Горький был одним из любимых писателей Сталина,

Из книги Судьба и книги Артема Веселого автора Веселая Заяра Артемовна

Из книги Повести и рассказы. Воспоминания автора Скиталец

МАКСИМ ГОРЬКИЙ И АРТЕМ ВЕСЕЛЫЙ Ольга Миненко-Орловская, знавшая Николая Кочкурова с отроческих лет, говорила, что в молодости он преклонялся перед Горьким, видел особый судьбоносный знак в том, что они земляки, искал черты сходства в их юношеских годах. Явно желая

Из книги Можно верить в людей… Записные книжки хорошего человека автора Сент-Экзюпери Антуан де

Максим Горький IВ начале 1897 года, вернувшись из пятилетних скитаний по России в родной мой город Самару, я впервые в качестве постоянного сотрудника, в возрасте двадцати шести лет, начал печататься в «Самарской газете», откуда только что, за несколько месяцев до моего

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Трагическая гибель самолета «Максим Горький» «Максим Горький», самый большой в мире самолет, разбился. Он шел на посадку, когда его задел истребитель, летящий на скорости более четырехсот километров в час.Одни говорят, что задето было крыло, другие – центральный мотор, но

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги автора

МАКСИМ ГОРЬКИЙ наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков; псевд. Иегудиил Хламида;16(28).3.1868 – 18.6.1936Прозаик, драматург, поэт, литературный критик, общественный деятель. Один из учредителей книгоиздательского товарищества «Знание». Публикации в журналах «Жизнь»,

Официальная информация о гибели самолёта-гиганта «Максим Горький» была изложена в сообщении ТАСС:

«18 мая 1935 года в 12 часов 45 минут в городе Москве, в районе Центрального аэродрома, произошла катастрофа. Самолёт «Максим Горький» совершал полёт под управлением лётчика ЦАГИ т. Журова. В этом полёте «Максим Горький» сопровождал тренировочный самолёт ЦАГИ под управлением лётчика Благина . Несмотря на категорическое запрещение делать фигуры высшего пилотажа во время сопровождения, Благин нарушил этот приказ...

При выходе из «мёртвой петли» лётчик Благин своим самолётом ударил в крыло самолёта «Максим Горький». «Максим Горький» стал разрушаться в воздухе, перешёл в пике и отдельными частями упал на землю в посёлке Сокол.

Никита Сергеевич Хрущёв (слева), Пётр Старостин и Николай Булганин выносят урны с прахом погибших на самолёте «Максим Горький» из Колонного зала Дома союзов. Фото: РИА Новости

При катастрофе погибло 11 человек экипажа самолёта «Максим Горький» и 36 человек пассажиров-ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ, в числе которых было несколько членов их семей. При столкновении погиб также лётчик Благин, пилотировавший тренировочный самолёт. Правительством решено выдать семьям погибших по 10 000 рублей единовременного пособия каждой семье и установить повышенное пенсионное обеспечение».

Новость о катастрофе стала шоком для увлечённой авиацией страны. Настоящим потрясением гибель «Максима Горького» была и для писателя, имя которого носил самолёт. И без того серьёзно болевший Горький пережил удар, значительно ухудшивший его состояние.

Самый большой агитсамолёт

Идея строительства агитсамолёта, который должен был носить имя Горького, была выдвинута группой писателей и журналистов во главе с Михаилом Кольцовым в 1932 году. Проект был приурочен к 40-летию творческой деятельности Горького.

Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолёта, по всей стране начался сбор денег на постройку, давший в короткий срок около 6 млн рублей.

К реализации идеи были привлечены лучшие силы советского авиастроения во главе с конструктором Андреем Туполевым , имевшим опыт строительства свертяжёлых самолётов военного назначения.

За основу проекта был взят тяжёлый бомбардировщик ТБ-4, творческая доработка привела к созданию новой модели АНТ-20.

В отличие от предшественника, АНТ-20 прежде всего предназначался для гражданских целей, мог взлетать с небольших аэродромов, имея длину разбега 300-400 метров, обладал большими, чем у ТБ-4, площадью и длиной крыла.

Силовая установка состояла из восьми двигателей М-34ФРН по 900 лошадиных сил каждый (общая мощность 7200 л. с.). Шесть двигателей располагались на крыльях, два — в тандемной установке над фюзеляжем.

Премьера над Красной площадью

Самолёт, получивший имя «Максим Горький», был настоящим чудом техники для своего времени. Впервые в советской авиации в нём был использован автопилот, впервые в мировой авиации была применена система электропитания трёхфазного переменного тока напряжением 127 В и частотой 50 Гц, питавшая бортовое оборудование. Пилотажно-навигационное оборудование самолёта обеспечивало его эксплуатацию днём и ночью, в том числе ночные посадки на неподготовленной местности. На борту находились разнообразные средства агитации, в том числе громкоговорящая радиоустановка «Голос с неба», радиопередатчики, киноустановка, фотолаборатория, типография и библиотека.

Строительство самолёта на авиазаводе в Воронеже началось 4 июля 1933 года, а уже 3 апреля 1934 года АНТ-20 был вывезен на аэродром. 24 апреля самолёт был допущен к полётам решением государственной комиссии.

17 июня 1934 года лётчик-испытатель Михаил Громов выполнил первый полёт на АНТ-20, продолжавшийся 35 минут. Громов отметил отличную управляемость самолёта-гиганта.

Уже через два дня состоялась публичная премьера «Максима Горького» — в сопровождении истребителей он пролетел над Красной площадью в честь встречи челюскинцев.

АНТ-20 в сопровождении двух И-5 над Красной площадью. Фото: РИА Новости

Чудо советской техники привело в восторг автора «Маленького принца»

Летающая громада производила впечатление. Длина самолёта — 33 метра, размах крыльев — 63 метра, высота самолёта — больше 11 метров, площадь крыла — 486 квадратных метров.

В августе 1934 года «Максим Горький» стал флагманом агитэскадрильи имени Максима Горького. Помимо основных обязанностей, в 1934 году на нём были установлены два мировых рекорда — грузы 10 000 кг и 15 000 кг были подняты на высоту 5000 метров.

Те, кому удалось поучаствовать в полётах «Максима Горького», не скрывали своего восхищения. АНТ-20 переворачивал представления об авиации того времени. На его борту даже существовали специальные телефоны, позволявшие дозвониться из одного отсека самолёта в другой. Была на «Максиме Горьком» и своя пневмопочта, а также зона отдыха — в крыльях располагались двухъярусные кровати для желающих вздремнуть. А одному из участников полётов врезалась в память секретарша, которая посреди салона деловито что-то перепечатывала на машинке.

В мае 1935 года полёт на «Максиме Горьком» совершил Антуан де Сент-Экзюпери , работавший в Москве репортёром французского издания. Автор «Маленького принца» остался в восторге и от самолёта, и от его экипажа.

«Мёртвая петля» лётчика Благина

18 мая 1935 года «Максим Горький», взлетев с центрального аэродрома, должен был совершить демонстрационный полёт над Москвой.

Прокатиться на «Максиме Горьком» в этот раз пригласили лучших работников Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и членов их семей.

Сопровождать АНТ-20 должны были два самолёта: истребитель И-5 лётчика Благина и двухместный Р-5 лётчика Рыбушкина. И-5 должен был лететь радом с самолётом-гигантом, а оператор, находившийся в Р-5, должен был снимать полёт для кинохроники.

«Максим Горький», который пилотировали опытные лётчики Иван Михеев и Николай Журов , благополучно поднялся в воздух и сделал круг над аэродромом. Но дальше ситуация стала развиваться по опасному сценарию: истребитель И-5 начал выполнять фигуры высшего пилотажа рядом с АНТ-20. Затем И-5 попытался выполнить «мёртвую петлю» вокруг «Максима Горького», но в высшей точке над ним потерял скорость и рухнул на АНТ-20.

Ударом был выбит средний мотор, который отвалился и упал вниз, а И-5 застрял в образовавшемся рваном отверстии крыла. Затем от истребителя оторвалась хвостовая часть, удар которой пришёлся на систему управления «Максима Горького».

АНТ-20 завалился на крыло, перевернулся и стал разваливаться в воздухе. Спустя несколько секунд самолёт рухнул в районе дачного посёлка Сокол. Окрестности потряс мощный взрыв.

Помимо Николая Благина, пилотировавшего И-5, погибли 11 членов экипажа и 37 пассажиров «Максима Горького», в том числе 6 детей.

«Я протараню самолёт, который носит имя негодяя...»

Николай Благин. Фото: Public Domain

Жертв трагедии торжественно похоронили на Новодевичьем кладбище. Виновником катастрофы был назван пилот И-5 Николай Благин , самовольно начавший выполнять фигуры высшего пилотажа рядом с «Максимом Горьким».

А осенью 1935 года в зарубежных СМИ грянула сенсация. 12 сентября в польской газете «Меч» было опубликовано якобы предсмертное письмо Благина, который сообщал, что идёт на уничтожение «Максима Горького» сознательно. Позже это письмо перепечатала парижская газета русских эмигрантов «Возрождение».

«Братья и сёстры!.. Завтра я поведу свою крылатую машину и протараню самолёт, который носит имя негодяя... — говорилось в письме. — Я скоро умру, но вы вечно помните о мстителе Николае Благине, погибшем за русский народ! Москва, 17 мая 1935 года».

Версия об умышленном таране, однако, широкого распространения не получила. Во-первых, её исключали все, кто знал лётчика Николая Благина. Друзья и близкие говорили, что письмо написано в таком стиле, который совершенно не соответствует присущей Благину манере общения. Во-вторых, обстоятельства катастрофы говорят о том, что это скорее был несчастный случай, нежели умышленная атака. В-третьих, Николая Благина похоронили вместе с экипажем и пассажирами «Максима Горького», а его семье власти оказали всяческую помощь — вдове, дочери, одному из родителей Благина были немедленно оформлены пенсии по утрате кормильца, дочь перевели в новую школу, да и в целом окружили родных погибшего пилота заботой и вниманием. Трудно представить такое в случае, если бы у НКВД возникли какие-то подозрения в отношения Благина.

Записка наркома Ягоды

Забота о семье Благина не очень вязалась и с версией о том, что «Максим Горький» погиб из-за его воздушного хулиганства. Казалось, власти знают о происшедшем больше, чем говорят.

В 2010 году была рассекречена долкладная записка главы НКВД Генриха Ягоды Иосифу Сталину , связанная с расследованием причин катастрофы «Максима Горького». Как выяснили сотрудники НКВД, лётчика Благина попросту заставили выполнить опасный трюк.

За полтора часа до рокового полёта с санкции высшего руководства ВВС с лётчиками встретились работники кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский и Пуллин , которые настояли на выполнении фигур высшего пилотажа на истребителе рядом с АНТ-20. Съёмки фигур высшего пилотажа должны были вести с Р-5. Руководитель полётов и непосредственные начальники пилотов об этом разговоре и планах кинооператоров ничего не знали. Благина сделать «мёртвую петлю» практически заставили, ссылаясь на приказ руководства ВВС.

Ряжского и Пуллина впоследствии арестовали и осудили, но однажды озвученную версию менять не стали. Взамен власти помогали семье лётчика, объявленного виновным.

Колумбарные плиты погибших при катастрофе АНТ-40 на Новодевичьем кладбище Москвы. Фото: Commons.wikimedia.org / SerSem

«Дублёр» «Максима Горького» разбился в 1942 году

Сегодня мало кто знает, но после гибели «Максима Горького» планировалось построить новую, улучшенную версию АНТ-20.

Замысел этот был реализован в 1938 году, когда был построен АНТ-20 бис, оснащённый новыми, более мощными двигателями М-34ФРНВ. Это позволило убрать тандемную установку и сократить число двигателей с восьми до шести.

Предполагалось, что АНТ-20 бис будет построено более десятка, и все они также будут именными, как их предшественник.

Однако на деле всё ограничилось единственным АНТ-20 бис, построенным на заводе в Казани. Самолёт получил название ПС-124 (пассажирский самолёт 124 завода), его испытания были успешно завершены в 1939 году.

АНТ-20 бис. Фото: Public Domain

Под бортовым номером Л-760 самолёт совершал регулярные рейсы на линии Москва - Минеральные воды до декабря 1940 года. 3aтем до ноября 1941 года машина находилась в эскадрилье особого назначения московского аэропорта. С ноября 1941 года самолёт, переоборудованный под двигатели АМ-35 и переданный Узбекскому управлению авиации, перевозил грузы и пассажиров по среднеазиатским трассам. 14 декабря 1942 года самолёт из-за нарушений экипажем правил лётной эксплуатации потерпел катастрофу в 90 км от Ташкента.