Является ли фотография видом искусства. Фотоискусство: понятие и специфика

Искусство - это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение.

Изображение же действительности, полученное с помощью технических физико-химических методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую композиционную изобретательность для отображения реальности (порой изменяя её до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в роли одной из муз фотография долго не вписывалась.

Впрочем, все современные виды "технических искусств" пережили подобную эволюцию: в начале своего существования были своего рода забавными аттракционами, затем техническими средствами передачи информации и лишь в процессе создания нового художеств, произошёл переход к коммуникативно-художественным функциям. Это не означает, однако, что проблема взаимоотношения фотографии и искусства не обсуждалась. Французский живописец Деларош (1797- 1856), подчёркивая возможности, открываемые фотографией, писал: "Живопись умерла с этого дня". В противовес этому один немецкий журнал утверждал противоположное: "...Открытие фотографии имеет высокое значение для науки и весьма ограниченное для художества". В 1913 г. рижский журнал по практической и художественной фотографии "Лучи" ("Stari") опубликовал спец. статью "фотография и искусство", обсуждавшую вопрос о том, является ли фотография искусством или же только практическим, прикладным умением, в котором основную роль играет владение техникой. Автор этой статьи пришёл к выводу, что вопрос о том, является ли фотография искусством, будет иметь силу до тех пор, пока будет существовать фотография. Вопрос о технической стороне не нов для искусства, только в фотографии он проявился с исторически новой стороны. Владение фототехникой, овладение мастерством здесь выглядят более лёгкой задачей, чем, например, овладение техникой игры на музыкальном инструменте. Эта лёгкость и вводит в заблуждение критиков фотографии как искусства.

В первые годы после своего возникновения фотография была отнесена общественным мнением и специалистами из разных областей культуры к числу забавных безделушек. Фотография этого периода не обладала ещё ни документальностью, ни информативностью, ни свободой световых решений и находок, т. е. ни одной из тех особенностей, которые сегодня теория рассматривает как определяющие для фотографии. Развитие фотографии во многом определяли общественные потребности. Возникновение газетной индустрии направило фотографию в русло репортажности. В то время, когда на основе фотографии появились первые "движущиеся картинки" (кино), сам фотоснимок представлял собой скромное документальное свидетельство, уступая в выразительности и изысканности живописи и графике. Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические споры: можно ли сравнивать фотографию с живописью в плане художественной ценности? Не является ли фотография вырождающейся живописью, для которой техника заменяет мастерство художника? Но это не более чем противопоставление двух явлений художественной жизни, двух видов искусства, явно тяготеющих друг к другу и взаимодействующих между собой. Фотография освободила живопись от утилитарной функции - изобразительной фиксации факта, что ещё в эпоху Возрождения было одной из важнейших задач живописи. Можно сказать, что этим фотография помогла развитию живописи, способствовала полному выявлению её неповторимой специфики. Но и фотография многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного искусства. Само видение мира "в кадре" есть наследие живописи. Рамка картины есть первая раскадровка действительности в истории культуры. Ракурс и построение перспективы, умение зрителя "прочесть" фотографию как плоскостное изображение объёмного пространства - всё это составляет великое культурное наследие, доставшееся фотографии от живописи. Влияние живописи на фотографию огромно. При этом задача фотографии двузначна: с одной стороны, как можно более полно отделиться от живописи и определить свои собственные границы, с другой - наиболее полно освоить на собственной основе художественный опыт живописи.

Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве способен выразить своё личное отношение к запечатляемому на снимке явлению через ракурс съёмки, распределение света, умение правильно выбрать момент съёмки и т. д. Фотохудожник не менее активен по отношению к эстетически осваиваемому объекту, чем художник в любом другом виде искусства. Техника фотосъёмки облегчает и упрощает отображение действительности. В этом плане удовлетворительно достоверное изображение можно получить с минимальной затратой времени на освоение процесса съёмки. Подобного нельзя сказать о живописи.

Технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий для получения достоверного изображения: каждый желающий может фиксировать избранный им объект. Технологическая сторона съёмки находится в ведении фототехники. Здесь существуют свои традиции и специфические параметры мастерства. Однако при этом назначение техники другое: не обеспечение полного эффекта "подражания", а наоборот, вторжение, целенаправленная деформация отображения с целью выделения характера и значимости человеческого отношения к отображаемому.

Рассуждения о художественной природе фотографии возможны в основном в плане поиска и утверждения принципиального сходства с традиционными видами искусства и в плане признания коренных особенностей фотографии, её кардинального отличия от традиционных видов искусства. Каждый из этих аспектов изучения имеет свою внутреннюю логику и только их гармоничное сочетание, позволяет более-менее объективно определить художественные возможности и природу фотографии. О художественности произведения говорит переживание красоты, гармонии, чувство наслаждения, эффект личностно-воспитательного воздействия. Специфику фотографии как вида искусства составляет документальность, достоверность изображения, возможность увековечить мгновение. Нацелив внимание на фотопроизведение, можно выделить ряд значимых характеристик, раскрывающих особенности фотографии. Каждую из выявленных черт фотографии можно сопроводить подробным комментарием. Задача определения сущности фотографии как вида искусства заключается: во-первых, в выявлении того, насколько возможно абстрагироваться от природы материала ради создания художественного образа и, во-вторых, какую социальную и культурную функцию выполняет художественная форма, т. е. насколько чисто и адекватно работа фиксируется самосознанием художника, а также общественным мнением. Специфика художественного образа в фотоискусстве состоит в том, что это изобразительный образ документального значения. Фотография даёт образ, сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображении воплощающий существенный момент действительности.

Фотообраз, как правило,- изоочерк. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы деятельности в сферу художественную. Однако фотография способна взять жизненный материал и как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать её. Отмеченная закономерность действует на стыке информативно-коммуникативного и коммуникативно-художественного её значения: голый факт можно отнести к сфере информативной, но его художественная интерпретация уже будет явлением другого порядка. И именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту определяет конечный результат и эффект снимка.

Рассматривая фотографию с художественной стороны, необходимо остановиться на её документалистской природе. Фотография включает в себя и художественный портрет современника, и сиюминутные пресс-фото (документ), и фоторепортажи. Разумеется, нельзя от каждого служебного информационного снимка требовать высокого искусства, но и нельзя в каждом высокохудожественном произведении видеть только видеоинформацию и фотодокумент. Документализм, подлинность, реальность - это главное в фотографии. В этом коренном её свойстве кроется причина глобального влияния фотографии на современную культуру.

Другие качества фотографии, её особенности, их значение для культуры в целом выкристаллизовываются при сравнении фотографии и отдельных видов искусства. Документализм - качество, впервые проникшее в художественную культуру с появлением фотографии. Будучи использованным в разных видах искусства, это качество, каждый раз преломляясь сквозь их специфику, образовывало некоторое новое своё производное. Из других видов искусства эти обогащающие документальность производные возвращались в фотографию, расширяя и обогащая не только фонд художественной культуры, но и возможности эстетической практики фотографии как вида искусства. Нехудожественная фотография, т. е. документальная по используемым приёмам и журналистская по функциональному назначению, помимо информационной нагрузки несёт ещё и эстетическую.

Фотожурналистика, как известно, прямо апеллирует к документальности, от рождения присущей фотографии и всем её разновидностям. Однако это свойство используется по-разному, в зависимости от задачи. В тех случаях, когда речь идёт о фотохронике - добросовестной, исчерпывающей, протокольно точной информации о событии - индивидуальность автора снимка себя не обнаруживает. Она целиком подчинена фиксации факта, предельной достоверности его отображения.

Другое дело в фотопублицистике. Здесь фотограф тоже имеет дело с фактами действительности, однако, их подача осуществляется принципиально в авторском видении, они окрашиваются личной оценкой автора.

Документальность и художественность в сфере фотоискусства сливаются, перекрывают друг друга. В целом же современная фотография существует в единстве всех её сторон - идейной и художественной, смысловой и выразительной, социальной и эстетической.

Отдельные аспекты фотографии как вида искусства проявляются в выборе цвета, художественного стиля, жанра, изобразительного языка и т. д. Цвет - один из важнейших компонентов современного фотоискусства. Он возник в фотографии под влиянием желания приблизить фотоизображение к реальным формам предметов. Цвет делает фотообраз внешне более достоверным. Этот фактор сначала вызвал потребность в раскраске кадров, а позднее дал толчок развитию цветной фотографии. Существенно здесь и влияние традиций живописи, в которой исторически нарастало смыслообразующее использование цвета. На опыте цветных снимков можно сформулировать правила использования цвета в фотографии. Первое из них - снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно передать то, что замыслено. Второе правило: символика цвета, света, игры тонов и оттенков, накопленная и аккумулированная предшествующей культурной тенденцией, опытом старших видов искусства - живописи, театра и более поздних смежных технических - кино и телевидения, может эффективно использоваться в фотографии. Третье правило: использование контраста цветового для создания контраста смыслового. Фотография ещё не совсем освоила цвет. Ей предстоит полнее вобрать всю цветовую палитру мира. Цвет должен быть освоен фотографией эстетически, и стать средством не только изображения, но и концептуального осмысления реальности.

Художественный стиль - особая проблема в теории и практике фотографии. Она не решается в рамках вопроса о жанрах. В эмпирическом аспекте стиль - это и пастельные, акварельные кадры, и графически строгие фотоработы, и обобщённо "масляные" изображения вплоть до полной имитации фотосредствами живописи на холсте. Теоретически проблема стиля в эстетике разработана явно недостаточно, и всё же можно обозначить её применительно к фотографии. В фотографии очень наглядно и присутствие, и отсутствие художественного стиля. Натуралистически и документально отснятый кадр будет скрупулёзно демонстрировать все мелочи и детали, вошедшие в пространство объектива. Но это будет неорганизованный хаос видения. Если же подобный снимок сделать под углом авторского видения, художественно, оформить стилистически, то получится совсем другая работа. Направление, характер и сила авторского отклонения от "зеркальной", натуралистической, чисто отражательной фотографии и определяют стиль в фотопроизведении. Он может быть сугубо индивидуальным или соответствующим определённой школе, традиции, художественной программе.

Время в кадре не является однозначным, одномерным. Здесь выделяются два основных слоя, являющихся как бы синтетично слитыми. Эти слои - моментальность и монументальность, которые, несмотря на полярную соотносительность, взаимообусловлены. Художественный мир един в гармоничном единстве всех составляющих, всех деталей художественной фотографии.

Фотоискусство предполагает наличие фотографа-художника. От него требуется тщательная избирательность, особое личностное "видение", позволяющее отличать достойное внимания от внешнего, случайного, неполного. Не каждый отснятый кадр становится художественным произведением и, очевидно, не каждая плёнка даёт удачное фотопроизведение. Так же, как художник постоянно, ежедневно делает эскизы, фотохудожник тренирует свой глаз, своё фотовидение мира. Ежедневная работа позволяет отшлифовать технику исполнения и выработать устойчивые принципы морально-этического и эстетического отношения к возможным объектам фотоискусства. Фотохудожник должен обладать множеством качеств. Он должен быть психологом, постигать характер портретируемого, уловить момент его самораскрытия, уметь находить сокровенное самоизъявление в позе, мимике, выражении лица, фоне и ракурсе подачи, чтобы полнее раскрыть его внутренний мир и своё отношение к нему. Фотограф должен обладать глубоким знанием жизни, различных её сторон. Планомерно и последовательно работая над темой, создавая цикл произведений, мастер не просто фиксирует документальные моменты, со временем превращающиеся в историческую ценность. Не только создаёт информативный банк изобразительных данных, который в зависимости от социологического, этнографического, исторического характера может быть по-разному использован. Не просто создаёт художественное произведение, но и выступает как исследователь определённой темы, использующий такую интересную и богатую по своей познавательности и возможностям гносеологическую форму, как фотография. Она превращается при этом в способ художественного познания и оценки снимаемого явления.

В лице фотографа должен быть объединён и синтезирован человек техники и эстетики, человек, любящий точность, чёткость, и человек, подхватываемый порывом вдохновения, человек чувства и созерцания, умеющий видеть образность и гармонию, фотохудожник выступает в роли летописца эпохи, что возлагает на него особую ответственность. Перед ним раскрывается неосвоенное поле, в котором нужно прокладывать пути и тропинки, намечать участки, разграниченные различными функциональными возможностями фотографии. Эстетика не даёт художнику рецепта и не обеспечивает гарантированный успех. Она лишь даёт ориентиры поиска, результат которого, в конечном счёте, зависит от таланта и труда автора. На конечной стадии творческого процесса эстетика помогает выработать художественную оценку снимка.

В развитии фотоискусства важную роль играет критика, в том числе теоретико-критическое мышление самих фотомастеров. Критика и теория при условии их авторитетности и компетентности могут прекратить дилетантские споры, мешающие и отвлекающие и фотографов, и зрителей. Для фотокритики важно всестороннее рассмотрение фотографии как социально-художественного феномена. К некоторым аспектам критического анализа относятся: социология, культурология, психология, гносеология, аксиология, семиотика и эстетика фотографии.

С учётом различных аспектов художественной фотографии можно сформулировать её суть, попытаться дать определение фотоискусства. Фотоискусство - создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.

В фотографии выкристаллизовалось несколько достаточно чётко очерченных направлений: этнографическо-социологическое, репортажное, плакатно-рекламное, художественно-конструктивное, декоративное, символическо-концептуальное, импрессионистское. Каждое из этих направлений выполняет свою специфическую, чётко определённую культурно-коммуникативную функцию. Данные направления взаимно не исключают друг друга. Один и тот же фотохудожник, как правило, работает в нескольких из них. Очень важно иметь в виду полуфункциональность художественной фотографии, чтобы, например, художественно-конструктивная её функция не отстраняла этнографическо-социологическую и наоборот, чтобы концептуальность фотовидения шла рука об руку с национальной традицией. Как любой вид искусства, фотография подчинена общим закономерностям развития художеств, сознания и художественного миросозерцания. Художественный образ исторически вырастает на основе эмпирически воспринятой действительности и отражает становление и развитие культурно-смыслового опосредования между художником и внешним миром.

Развитие любого вида искусства можно рассматривать как самосознание своей собственной культурной функции, т. е. как становление художественного самосознания в рамках определённого вида искусства. Для фотографии это означает, что, соприкасаясь с современной действительностью в русле этнографическо-социологической, репортажной, плакатной фотографии, художник-фотограф с необходимостью продолжает развивать и углублять художественный образ в рамках символическо-концептуальной фотографии. В этом смысле концептуальная фотография как бы является итогом того художественного жизненно-личностного опыта, благодаря которому фотохудожник становится мастером и создаёт непреходящие ценности. Но из этого следует и другое: все направления и жанры художественной фотографии составляют целостную специфику фотографии как вида искусства, и только через понимание особенностей и художественных возможностей каждого из них возможно создание совокупного и цельного представления о фотографии как новом, современном виде искусства, кое в чём типичном для существующего понимания искусства, а кое в чём вносящем свои исторические и смысловые коррективы в понимание системы, взаимосвязей и функций видов искусства как в рамках художественной культуры, так и в рамках современной культуры вообще.

Куричьев Андрей

Учебно-исследовательская работа написана в рамках дополнительного изучения современного искусства. Тема очень интересна для данного возраста. Ученик предпринял попытку исследовать на своем уровне историю возникновения такого вида изобразительного искусства, как «фотография». Подросток отвечает на такие вопросы, как «Отражает ли фотография реальность объективно? Является ли фотография искусством? И почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?». Учеником был представлен свой проект, а также интересные результаты исследования подростков по данной теме, сделан анализ.

Работа читается легко и интересно, материал структурирован и изложен логично. Ученик подчеркнул актуальность темы, четко поставил цели и задачи исследования.

Основными положительными моментами работы являются:

  1. Взгляд на фотографию, как вида изобразительного искусства с точки зрения подростка.
  2. Приобретения учениками необходимых знаний по интересующим их вопросам, развития собственного мышления и дальнейшего самосовершенствования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово

Отделение – гуманитарное

Секция - искусствоведческая

Работу выполнили:

Куричьев Андрей, 15 лет

обучающийся 9 «В» класса

Научный руководитель: Шитова Ольга Константиновна,

Учитель мировой художественной культуры

г. Павлово

февраль 2015г.

  1. Ведение……………………………………………………………………..3
  2. Основная часть………………………………………………………… .4-12

«Является ли фотография искусством?»

  • Рождение и смысл фотографии………………………………. ….4-6
  • Отражает ли фотография реальность объективно?…………………………………………….. …………7-8
  • Является ли фотография искусством? И почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?.........................................................…….8-9
  • Исследование……………………………………………………10-12
  1. Заключение. Выводы……………………………………………………..12
  2. Литература………………………………………………………………...13
  1. Введение

В наше время все существует ради того,

чтобы окончиться фотографией.

Фотография мумифицирует время.

Анри Базен

Я думаю, что в отличие от традиционных видов искусства фотография имеет практическое применение. Она полезна во многих сферах человеческой жизни деятельности: в науке, в учебном процессе, в криминалистике (фотография мест преступления, оставленных улик и пр.), в рекламном бизнесе, при удостоверении личности, в дизайне и т.д. А если это так, то является ли фотография искусством?

Цель:

Выяснить, является ли фотография видом искусства?

Задачи:

  • Узнать историю рождения и смысл фотографии.
  • Выяснить, отражает ли фотография реальность объективно?
  • Выяснить, почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?

Моя гипотеза:

Фотография - понятие более широкое, чем фотоискусство: не всё, что снято на фотокамеру (как и кинокамеру), будет искусством.

Методы исследования

2. Основная часть

2.1. Рождение и смысл фотографии

Слово «фотография» с греческого переводится как «светопись». Свет – главный элемент создания образа в фотографии. Истоки техники фотографии лежат в оптическом феномене, известном с древности: если в небольшое отверстие камеры-обскуры (лат. «темная комната») попадает луч света, то на противоположной стенке появится перевернутое изображение освещенных предметов, находящихся под камерой.

Первым, кому удалось зафиксировать реальное изображение, был Нисефор Ньепс. Произошло это в 20-ые годы 19 века. Через несколько лет после опытов. Произошло это в 20-ые годы 19 века. Через несколько лет после опытов Ньепса Луи Жак Дагер получил фотографическое изображение, применив в кассете тонкую медную пластинку, покрытую слоем серебра. Эти пластинки получили название дагерротипов. В 1839 году французская Академия наук признала заслуги Дагера и сделала открытие французского ученого достоянием человечества.

1839 год – официальный год рождения фотографии.

Дагерротипы были единичными экземплярами, т. е с них нельзя было снять копии, а фотографирование, как известно, распадается на две операции, - получение негатива и изготовление позитива. Способ получения негатива открыл Фокс Тэбол в 1840 году.

С тех пор многое изменилось: появилась фотопленка, были разработаны технологии изготовления цветной фотографии, а не так давно возникла цифровая печать, основанная на электронной технике, преобразующей оптическое изображение в электрический сигнал.

Рождение фотографии нельзя объяснить только развитие техники.

30-40 годы 19 века знаменуют собой рождение такого направления в искусстве, как критический реализм. Одним из постулатов реализма можно сформулировать так: любое человеческое начало абсолютно. Наличие у каждого человека своей фотографии (пусть хотя бы в паспорте) доказывает, что каждый из нас по факту жизни равен друг друга. Фотография утверждает нашу причастность в жизни и вечности.

В произведениях реализма человеческая жизнь рассматривается в историческом контексте (герой всегда дан в соотнесении с эпохой).

Внимание к быту, деталям – все это характеризует и реалистическое произведение, и фотографию.

Фотография является хранительницей прошлого: мы изучаем исторические эпохи, жизнь семьи и т.п. по фотографиям. Р. Арнхейм так сформулировал родовые свойства фотографии: «Неразрывно связанная с физической природой ландшафта и человеческих поселений, с животным и человеком, с нашими подвигами, страданиями и радостями, фотография наделена привилегией помогать человку изучать себя. Расширить и сохранить свой опыт, обмениваться жизненно необходимыми сообщениями…» (Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994, с.132).

2.2. Отражает ли фотография реальность объективно?

Изучая разные источники, я узнал, что ученые по-разному оценивает реалистический потенциал фотографии. Например, французский ученый А. Базен утверждал, что фотографическое изображение предмета «и есть сам этот предмет». Фотография, по мнению исследователя, объективна, так как «между предметом и его изображением не стоит ничего, кроме другого предмета… Все искусства основываются на присутствии человека, и только в фотографии мы можем наслаждаться его отсутствием. Фотография воздействует на нас, как «естественный» феномен, как цветок или снежный кристалл…» (Базен А. Что такое кино? – М., 1972. – с.44). Эстетические возможности фотографии заключены в раскрытии реального, которое выступает напрямую без вербальных и иных искусственных посредников. Объектив фотокамеры «освобождает предмет от привычных представлений и предрассудков», а кинематограф «предстает перед нами как завершение фотографической объективности во временном измерении… Впервые изображение вещей становится также изображением их существования во времени…» (Базен А., с.45).

Есть и противоположная точка зрения. «Все мы знаем, - пишет Ю.М. Лотман, - как непохожи, искажающи бывают фотографии. Чем ближе мы знаем человека, тем больше несходства обнаруживаем в фотографиях. Для каждого человека, лицо которого нам действительно знакомо, мы предпочтем портрет хорошего художника равной ему по мастерству фотографии. В нем мы найдем больше сходства. Но если нам предоставят портрет и фотографию неизвестного нам человека и попросят выбрать более достоверные, мы, не колеблясь, остановимся на фотографии, таково обаяние «документальности» этого вида текста» (Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб., 2000. – с. 297).

Выводы: Данный опрос даёт нам понять, что большая часть(66.7%) считают, что фотография отражает реальность объективно, а оставшиеся

(33.3%) так не считают.

2.3. Является ли фотография искусством? И почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?

Многие снимки являются проходными, бытовыми, точнее сказать невыразительными, нехудожественными, то есть они представляют собой простое “копирование реальности”. Конечно, на наших домашних (вполне бытовых) фотографиях нам интереснее всего будет объект изображения: мы сами, наши близкие, любимые, друзья и т.д. Будут ли такие фотографии искусством? Для нас – без сомнения: сколько эмоций, воспоминаний они вызывают. А для других, чужих нам людей, будет ли интересен объект изображенный на нашем фото? Здесь уже сложнее.

Какие же условия необходимы для того, чтобы «копия, снятая с действительности», стала искусством? Видимо, те же, что и для всех остальных искусств. «Искусство… есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла деятельности, реальности» (Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983. – с. 237).

Такие выдающиеся мастера XX века, как А.Ренгенер-Патч, А. Картье-Брессон, А. Родченко, Л. Махоли-Надь, Манн Рей и др. сделали фотографию исскуством.

Я провел эксперимент со своим другом: положил перед ним две фотографии.

При взгляде на них мой друг, опираясь на своё интуитивное чувство, определил одну как “художественную”, а другую как “нехудожественную”. На мой вопрос: “Почему он так заключил?” – последовал несколько неопределённый ответ: “Ну, это же видно, тут просто вид, который был перед фотоаппаратом, а здесь что-то добавлено, настроение какое-то, фотограф что-то хотел выразить, сказать от себя, передать, видите ли, какое то чувство…”

Я попробовал выразить эти мысли более определённым образом.

В производстве нехудожественной фотографии другом были названы два участника: пейзаж и фотоаппарат; в производстве художественной фотографии им были названы три участника: пейзаж, аппарат, фотограф.

В первом случае фотография фиксировала автоматически то, что попадало в поле зрения объектива, во втором к реальному пейзажу, что-то добавлялось.

По сути дела, здесь названы те признаки, которые обычно называют выделяя отличительные черты искусства: наличие авторской субъективности, …внесение в изображаемый объект мысли, воссоздание объекта в связи с общим понимаем мира художником”. То есть, “став фактом искусства вещественный мир очеловечивается и одухотворяется, получает значение” (Лотман Ю., Цивьян Ю., Диалог с экраном, - Талин, 1994.- с 19-20.)

Фотографируя, мы вмешиваемся в окружающий ми, мы «вырезаем» из него от «кусок» действительности, который нам чем-то понравился, или просто нужен, или совпал с каким-то нашим переживанием, выразил какую-то мысль.

Разумеется, у фотографии как искусства свои выразительные средства. Когда мы рассматриваем фотографию, то обращаем внимание не только на сюжет, но и на план, ракурс, композицию кадра, свет, цвет. Творчески используя их, применяя ту или иную оптику, черно белую или цветную пленку, а сейчас еще и огромные возможности компьютера, мы можем по-своему интерпретировать объекты мира, создавать сложные художественные образы. Однако знание арсенала выразительных средств еще не гарантирует качественного художественного снимка. Как и в любом искусстве здесь нужно особое чутье, вдохновенье и вкус.

Первый опрос: Почему после возникновение фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?

Выводы: На основе этого опроса я могу сделать вывод, что 84% опрошенных считает, что фотография стала одним из направлений изобразительного искусства, а 16 процентов считают, что фотография намного моложе изобразительного искусства и возможно вытеснит её в будущем.

Выводы: 32 процента опрошенных считают, что, для того чтобы стать хорошим фотографом нужно иметь самое современное и качественное оборудование, а 64 процента, считают всё же, что главное это не техника, а то кто ей пользуется.

Выводы: Этот вопрос остаётся спорным и для меня. Количество сторонников и противников использования фотошопа в фотографии поделилось на два одинаковых лагеря, и этот вопрос останется для нас не отвеченным.

Выводы: На основе этого опроса мы можем судить, что 80% респондентов считают, что фотография относится к искусству, 4 % ответили отрицательно, а 16% не знают ответа на этот вопрос. А как считаете вы?

Заключение

Моя гипотеза подтвердилась – фотография не всегда является искусством.

Все, кто любит фотографию, любуется шедеврами профессионалов, сам создаёт качественные, неповторимые работы и при этом не ставит перед собой цель продать своё творение – для того ответ очевиден: фотография – это искусство!!! А для тех, кто просто фотографирует для себя, для памяти, фотография – просто польза для жизни, необходимое условие.

Ну а я считаю, что на вопрос о том является ли фотография искусством или нет, пожалуй, столь же сложно найти ответ, как и на вопрос о смысле нашего существования. Некоторые считают, что если фотография нравится, и вам жаль, что её сделали не вы, то это искусство. Но, на мой взгляд, не всё то, что нравится – искусство, и напротив не всегда искусство должно нравится. Ведь красота и уродство, добро и зло - эти вещи неразрывны, поэтому они одинаково должны наполнять искусство. Если будем видеть только красоту, мы не будем её воспринимать. Зло и уродство также необходимы, как и кислород нашим легким. Люди мечтающие об абсолютном счастье скорее неправы, они не понимают что если бы не было войны, не было бы и мира, что они не знали бы о счастье не грамма, если бы не испытали горя. Сама жизнь была бы скучна, теряла бы всякий смысл. Гораздо интересней жить в мире, наполненном противоположностями, которые делают жизнь человека наиболее насыщенной и разнообразной.

Литература

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994, с.132
  2. Базен А. Что такое кино? – М., 1972. – с.44
  3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983. – с. 237
  4. Лотман Ю., Цивьян Ю., Диалог с экраном, - Талин, 1994.- с 19-20.
  5. http://www.adme.ru/tvorchestvo-fotografy/reshayuschij-moment-546455/
  6. http://pics2.pokazuha.ru/p442/s/w/7897210hws.jpg

Сегодня все понимают, что фотография, которая отражает творческий взгляд фотографа, является предметом искусства. Однако когда зарождалась фотография, считалось что к искусству можно относить только рукотворные произведения.

Поэтому фотографические отпечатки, которые были созданы при помощи физико-химических методов, общественность не могла принять как предмет искусства.

В систему общественных ценностей и взглядов, фотография как искусство не вписывалась многие десятилетия, и это, притом, что уже первые фотографы для получения художественного значения изменяли композицию снимка. Велось очень много споров о том, можно ли сравнивать живопись и фотографию? А может, фотография и есть вид исчезающей живописи, в котором техника заменяет труд художника? Однако эти два вида искусства не стоит сравнивать, так как они взаимодействовали друг с другом.

Появление фотографии освободило живопись от функции фиксации реального изображения. И этим способствовала развитию живописи в новых направлениях с её неповторимыми особенностями. Живопись же дала фотографии такие понятия как колорит, композиция, цвет, ракурс, перспектива и даже видение объектов «в кадре» пришло из искусства живописи.

Чтобы получить реалистичное изображение больше не требуется затрат человеческого труда благодаря появлению техники фотографии. Фотография служит не только для того, чтобы запечатлеть действительность, человек при съёмке может выразить своё отношение к объекту или ситуации, пользуясь техническими приёмами постановки света, выбора ракурса, умению выбрать подходящий момент.

Именно отношение фотографов к снимаемым ситуациям влияет на то каким будет эффект от просмотра снимка.Фотография как вид искусства проявляется и в таких моментах как, выбор художественного стиля будующей фотографии, жанра, цвета и т.п. Именно желание придать большую реалистичность снимкам, дало стимул к созданию цветной фотографии. И тут наблюдается влияние живописи, выбор цветов влиял на смысл написанных картин.

Из этого выливаются правила применения цвета в фотографиях:

  1. Делать цветные снимки лишь тогда, когда без цвета пропадает смысл получаемого снимка.
  2. Цвета имеет символические значения, накопленные культурой, и это с успехом можно использовать в фотоискусстве.
  3. Контрастные цвета можно использовать для большего контраста смысла фотографии.

Стиль в фотопроизведении зависит от характера и силы отклонения от натуралистической, «отражательной» фотографии.Естественно, художественная фотография, не может существовать без фотографа. Фотограф должен иметь особое «видение» мира. Не все кадры могут быть удачными художественными произведениями. Поэтому фотограф должен тренировать технику, а также иметь чёткие представления о своём отношении к различным объектам его съёмок.

Для того чтобы снять , фотограф должен научиться улавливать суть, характер отличительные черты модели, которые позволят раскрыть его внутренний мир на снимке.

Теоретические аспекты фотографии как вида изобразительного искусства. История развития фотографии классификация её видов средства выразительности в фотографии. Одна из целей фотографии - передача внутренней сути объекта фотографии. Фотографии являются хранилищем визуально запечатленных моментов жизни выступают связующим звеном между поколениями.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

19046. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА 4.31 MB
Из всего вышесказанного можно предположить что приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества накопленному в искусстве можно воспитать высоконравственного образованного разносторонне развитого современного человека. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка выражается также в том что общение с искусством помогает ему очиститься от наслоившихся негативных переживаний отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром. Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку...
18073. Уровень развития речевых умений на уроках при обучении детей посредством интеграции уроков русского языка, изобразительного искусства 203.77 KB
Большой поток учебной информации ее объем так велик что учащемуся становится порой сложно вовремя а главное качественно находить необходимую информацию в любом из направлений научного познания. Что в свою очередь позволит обучаемым без помощи постороннего использовать необходимые в жизни знания и использовать содержание учебного материала в виде некоего целого для решения той или иной проблемной ситуации. Возможно что ранее у человека не было столько возможностей к её удовлетворению. Следует особо отметить что последние - это формы...
19526. Теоретические аспекты муниципального управления 18.15 KB
Теоретические аспекты муниципального управления. Органы местного самоуправления действуют в русле общегосударственной политики - экономической социальной экологической в области культуры и т. Большинство исследователей придерживаются точки зрения что органы самоуправления есть власть которая вместе с государственной властью составляет публичную власть. Ученые подчеркивают что хотя муниципальная власть и имеет право на самостоятельное и независимое от центральной власти существование эта самостоятельность не должна приводить к...
1092. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 30.49 KB
Сущность и основные характеристики осознанной саморегуляции Семантический анализ термина саморегуляция позволяет выделить в нем две части – регуляция от латинского regulre приводить в порядок налаживать и само указывающая что источник регуляции находится в самой системе. В данном параграфе будут описаны следующие точки зрения на проблему саморегуляции: подход к саморегуляции с позиции физиологии теория саморегуляции О. Таким образом применительно к человеку носителю высших форм психики который сам принимает цели своих...
19536. Управление конфликтами. Теоретические аспекты возникновения конфликтов 35.48 KB
Конструктивная сторона проявляется, когда конфликт достаточен для мотивации людей. Обычно, в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий, которые нельзя учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме.
20941. Теоретические аспекты управления качеством продукции на предприятии 194.09 KB
Понятие и содержание качества продукции. Стандарты качества. Актуальность данной темы обусловлена тем что стандарты качества необходимые для правильного управления качеством постоянно изменяются. Это ещё раз доказывает огромную роль качества продукции в развитии предприятия.
11497. Теоретические аспекты оценки финансового состояния предприятия 349.62 KB
Хорошее финансовое состояние – это эффективное использование ресурсов способность полностью и в сроки ответить по своим обязательствам достаточность собственных средств для исключения высокого риска хорошие перспективы получения прибыли и др. Плохое финансовое положение выражается в неудовлетворительной платежной готовности в низкой эффективности использования ресурсов в неэффективном размещении средств их иммобилизации. Результат равновесия выделяет ориентировочную оценку суммы средств окружающих в управлении компании....
7591. . Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога5 1. 39.36 KB
Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога. Понятие мотивации профессиональной деятельности дефектолога. Основы мотивации профессиональной деятельности дефектолога в зарубежной и отечественной литературе. Эмпирическое исследование мотивации профессиональной деятельности дефектолога.
1253. Теоретические аспекты использования процедур и функций в языке Паскаль 95.55 KB
Использование подпрограмм позволяет значительно оптимизировать работу программиста, сократить объем памяти, занимаемый программой, сделать программный код более понятным. Создание пользовательских меню является одной из наиболее важных проблем при разработке пользовательского интерфейса.
18411. Односторонний отказ от исполнения обязательств: теоретические аспекты и проблемы правоприменения 126.06 KB
Односторонний отказ от исполнения обязательства обусловленный нарушением договора. Односторонний отказ от исполнения договора не связанный с нарушением договора его последствия. В таком случае особо важно использование способов расторжения договора предусмотренных гражданским законодательством и как одного из таких способов одностороннего отказа от исполнения договора. То есть исполнение авторского договора включает в себя пункт о воздержании от действий по передаче рукописи иным печатным издательствам.

Фотография фотографии рознь.

Снимки часто делаются только для того, чтобы остановить какие-то мгновения, сохранить память о событиях или местах, где человек побывал - мы называем этот жанр "Я и пальма". Но иногда хочется снять нечто такое, что будет пробуждать эмоции независимо от воспоминаний, хочется сделать снимок, который будет висеть на стене так, как будто он открывает окно в какой-то другой мир, - туда, где мы еще не были и вряд ли уже будем. Окно в мир искусства.

Да-да, это будет именно искусство, которое вы создали сами - не Микеланджело, не Сарьян и не Малевич - именно вы. А почему нет? Это доступно каждому. Надо только захотеть.

Именно тем, кто стремится делать такую фотографию, и пригодится наша Азбука. Для фотосессий класса "Я и пальма" все эти знания абсолютно не нужны - современные цифровые камеры настолько просты в обращении и настолько сложны внутри, что позволяют снимать "хроники жизни" без малейших усилий, без духовной перегрузки - и с великолепными результатами, которыми можно под завязку набить толстенький альбомчик 10х15.

Как определить - искусство или нет?

Если при взгляде на чужую фотографию вам жаль, что не вы ее сделали - это искусство. Шутка. Но только почти.

Положим, свои шедевры мы всегда знаем - только не нужно пытаться убеждать себя в обратном. Некоторые фотографы так упорно стараются добиться абсолютного совершенства, что простыми рядовыми удачами пренебрегают. И тем самым обедняют и себя, и нас. Другие же, напротив, каждый свой снимок видят только в розовом фильтре и лишают себя роскоши критической оценки.

Если вам удастся избегнуть таких крайностей (а крайности всегда крайне вредны), то останется только прислушаться к внутреннему голосу. Своему. Он вас никогда не обманет. Ведь главное - чтобы снимок нравился вам самому. Создателю.

И если вам снимок нравится - это искусство. А настоящее искусство достойно выхода в массы - в печать и в свет.

Печать как заветный результат

Ваш замечательный снимок станет настоящим шедевром лишь после того, как Вы его представите на суд зрителя. Хотя, уже на пороге времена, когда в галереях или на стенах квартир будут висеть плазменные панели для демонстрации картин (настольные электронные рамки уже вовсю продаются в магазинах), но самым простым способом овеществления шедевра все-таки остается печать.

После появления более-менее дешевых струйных принтеров стало возможно печатать фотографии прямо на дому, а главное - стало возможно управлять качеством и процессом печати.

Управлять процессом - это очень важно. Наверное, каждый владелец камеры хотя бы раз оказывался в такой ситуации: приходите вы в лабораторию получать фотографии, а они...

  • слишком красные...
  • слишком синие...
  • слишком мутные!
  • ...да это вообще не ваши фотографии!!!

Поэтому печатать снимки дома - надежнее. Придется потратиться на бумагу (которая чем лучше - тем дороже!) и на чернила (которые бывают оригинальные - т.е. от производителя вашего принтера, а бывают дешевле - т.е. не от производителя вашего принтера).

Сделать качественный отпечаток дома не так уж просто. Прежде всего, принтер и монитор нужно откалибровать, для чего придется воспользоваться специальным оборудованием. Понадобятся также навыки в управлении цветом (color management), изменении контраста, цвета, насыщенности и многих других характеристик изображения. Обо всем этом можно прочитать в нашей Азбуке.

Впрочем, можно и не заниматься всем этим самому - достаточно найти профессионалов, которые за разумные деньги сделают все за вас. В последнее время таких сервисов появляется все больше и больше. Здесь важно не ошибиться в выборе. И для этого вам опять-таки полезно будет дочитать до конца нашу Азбуку - ведь если даже вы будете обрабатывать и печатать свои шедевры не сами, то знакомство с этими технологиями позволит вам осознанно выбрать наиболее профессионального исполнителя ваших заказов.