Художественная съёмка портрета. Фотосъемка портрета, учимся снимать качественный портрет

В данном материале рассмотрим несколько ценных советов для начинающих портретных фотографов. Портретная съемка — сложный жанр фотографии, но если знать основные законы, то учиться становиться значительно легче. После прочтения статьи сразу применяйте и внедряйте, только так вы сможете добиться видимых результатов.

Лишнее место над головой

Когда новички снимают портретные фотографии, они обычно не сильно задумываются о композиции и оставляют слишком много места над головой модели. Это очень серьезная ошибка, нарушающая гармонию в портретной фотографии.

Это свободное место не несет в себе никакой информации, а лишь только добавляет ненужное свободное пространство. Таким образом, если вы снимаете крупноплановый портрет, старайтесь никогда не располагать лицо модели под верхней горизонтальной линией третей и при компоновке кадра всегда держите это правило в голове.

На примере справа показана заштрихованная область, где лицо смотрелось бы наиболее гармонично. Исключения здесь могут быть в том случае, если вы хотите придать дополнительный акцент интересному заднему плану.

Портретная съемка — портретная ориентация!

Подавляющее большинство фотографий снято в горизонтальной ориентации, ведь это и понятно — фотоаппараты прежде всего рассчитаны для именно такой съемки, в силу своей конструкции и расположения кнопок.

Портретная съемка подразумевает вертикальное расположение фотоаппарата, это так называемая, портретная ориентация. Для того, чтобы получать более интересные портретные фотографии, расположите свой фотоаппарат вертикально и снимайте в таком режиме. Этот совет особенно полезен при съемке полноростовых портретных фотографий.

Конечно же, как и в любом правиле, здесь существуют исключения, некоторые из которых я рассмотрю в примерах ниже.

Использование батарейного блока

Если вы, как и я, много снимаете портретных фотографий, то большое количество времени будете проводить с камерой, расположенной в портретной ориентации. Спустя какое-то время вы устанете постоянно тянуться правой рукой к кнопке спуска затвора камеры, расположенной не слишком-то и удобно.

Для многих фотоаппаратов существуют батарейные блоки, позволяющие комфортно снимать портреты, но также и существенно увеличивающие время автономной работы камеры.

Помимо кнопки спуска, на блоке могут располагаться дополнительные управляющие диски и кнопки, облегчающие навигацию по меню и управление основными настройками фотоаппарата.

Также, при использовании тяжелого объектива, батарейный блок помогает улучшить баланс при удержании фотоаппарата.

Солнце за спиной

В портретной съемке на улице, яркий солнечный свет часто может помешать вам получить естественное выражение лица, т.к. он может попадать в глаза. Модель начинает щуриться и все это выглядит на фотографиях неестественно.

Чтобы этого избежать — располагайте солнце позади, чтобы свет попадал не на лицо, а на на затылок и плечи. Таким образом вы избавитесь от этой проблемы, а также и получите на снимках приятный подсвеченный ореол вокруг плеч и головы.

Если же лицо получается слишком темное, то используйте вспышку или отражатель для высветления.

При использовании ручной вспышки будьте аккуратны при выставлении мощности, ведь нам нужно не высветлить, а лишь слегка подсветить лицо. Следовательно начинайте с минимальных значений и находите требуемый уровень.

Снимайте на широкий угол почти вплотную

Используя широкоугольный объектив для съемки портретов, пропорции на снимках могут быть искажены. Избежать этого вы можете расположив модель близко к объективу. Таким образом получаются нормальные пропорции по центру и периферии кадра, но искаженные по краям. Следовательно располагайте модель не близко к углам кадра.

Съемка в горизонтальной ориентации

Итак, мы только что разобрали и усвоили правило съемки портретов в вертикальной ориентации. Теперь мы можем его и нарушить (в этом вся и прелесть правил в фотографии, как только вы их осваиваете — то можете их нарушить).
Обратите внимание на наличие свободного пространства для взгляда слева

Портреты в профиль желательно делать в горизонтальной ориентации. Все дело в том, что лицо модели обращено к границе снимка и, при съемке в портретной ориентации, создается впечатление, что оно как бы зажато в «коробке». Поэтому всегда нужно оставлять свободное пространство для взгляда.

Съемка на телеобъективы

Всегда старайтесь снимать портреты с использованием телеобъективов, так как они обладают свойством оптической компрессии перспективы кадра, позволяющим получить глубину в фотографии. Длиннофокусная оптика меньше искажает перспективу, уменьшает геометрические искажения и позволяет лучше размыть фон при съемке портретов.

Старайтесь снимать на объективы с фокусным расстоянием больше 50 мм. Профессиональные фотографы снимают моделей с большого расстояния и используют при съемке максимальное фокусное расстояние объектива. Например, если есть объектив 28-135 мм, то следует использовать для съемки портрета 135 мм, чтобы получить максимально эффектный снимок.

Улучшите фон для портрета

При компоновке кадра и подборе фона, хорошо работает правило — «Чем меньше, тем лучше». Любые лишние объекты на заднем плане могут отвлекать зрителя от объекта самой съемки — модели.

Цель портретной фотографии — выделить модель в кадре, акцентировать на ней внимание зрителя. Всегда уделяйте ваше внимание деталям в кадре. Если вы снимаете в помещении, то некоторые объекты можно просто физически передвинуть, тем самым улучшив фон итоговой фотографии. Снимая на улице, располагайте модель так, чтобы сзади нее не было ничего существенного.

В итоге, если на фоне не останется лишних отвлекающих объектов, то человек на переднем плане безусловно окажется в центре внимания. Что, собственно, и требуется.

Модная композиция

Так как большинство снимков делается в горизонтальном или вертикальном положении фотоаппарата, то все снимки, полученные в другом ракурсе — выглядят по-другому! Сегодня одним из очень популярных методов является съемка под углом. Вам достаточно наклонить фотоаппарат влево или вправо и сделать несколько кадров. Вскоре вы добьетесь желаемой композиции.

Не бойтесь обрезать макушку

Данный подход при съемке является логическим продолжением рекомендации «не оставлять слишком много места над головой модели». Можно не бояться обрезать верхнюю часть головы модели, и как бы странно это не звучало, данный метод широко используют профессиональные фотографы для того, чтобы максимально заполнить кадр лицом модели. Ведь макушка и верхняя часть лба несет очень небольшую композиционную нагрузку в кадре.

Важно помнить то, что крайне нежелательно обрезать подбородок человека на фотографии. Когда обрезается верхняя часть изображения, лицо все равно смотрится вполне гармонично. Но если обрезать нижнюю часть лица, то фотография получается неестественной и даже странной.

Научится фотографировать портрет, хочет каждый начинающий фотограф, ведь портретная съемка – это один из самых распространенных и Умение фотографировать красивые портретные фотографии пригодится и любителям, снимающим только родных и близких, и профессионалам, зарабатывающим на хороших фотографиях немалые деньги. О том, как снимать портрет и пойдет речь в нашей сегодняшней статье. Тут будут представлены основные рекомендации по настройкам и композиции такой фотографии.

Автор фото: Evgeniya Taran

Настройки фотоаппарата для съемки портрета

Одной из приятных особенностей портретной фотографии является наличие красивого размытого фона в кадре, позволяющего подчеркнуть красоту модели. Что бы добиться размытости фона, или как его еще называют, боке, необходимо по максимуму . Степень открытия диафрагмы (апертуры) зависит исключительно от технических особенностей оптики, с которой вы работаете. Так, светосильные объективы, по тому так и называются, что позволяют захватить максимум света за счет открытия апертуры.

Управлять апертурой можно в полуавтоматическом режиме приоритета диафрагмы, или в ручном режиме. Если вы работаете в режиме приоритета диафрагмы, то выставив её значение вручную, получите автоматическую настройку выдержки. Устанавливая значение апертуры в ручном режиме, скорость затвора вы также выставляете самостоятельно.

Что бы правильно установить значение выдержки в ручном режиме, при заданной апертуре, следует использовать экспонометр. Современные фотоаппараты оснащены встроенным экспонометром, который срабатывает автоматически при работе в автоматических режимах. Если вы устанавливаете параметры вручную, то вам следует знать и ориентироваться в экспопарах, или проводить настройку наугад.

Для удобства настройки рекомендуем вам запомнить такое правило. В солнечную ясную погоду, при апертуре f/16, оптимальной окажется выдержка 1/100 сек.. При уменьшении диафрагмы на один шаг следует увеличить выдержку также на одну ступень. Если снимать приходится в облачную погоду или при малом освещении, то это правило не работает и соотношение f/16 = 1/100 сек. будет неверным, поэтому корректировать значения следует в зависимости от условий. Прежде чем приступать к серийной съемке, убедитесь в правильности прописанных настроек, сделав несколько пробных кадров.

Если речь идет о съемке групповых портретов, то ставить максимальное открытие апертуры не стоит, так есть риск, что не все участники портрета получатся четкими. Лучше поставить диафрагму на значение f/4,5- f/6, так у вас и фон получится нечеткими, и люди на снимке будут сняты качественно.

Фокус необходимо настроить на глаза объекта. Если автоматически камера фокусируется на носу, лбу или губах, сфокусируйтесь вручную. Точка фокуса – это самый четкий сегмент кадра и важно, что бы именно глаза были максимально выразительными и резкими.

Как снимать портрет? Композиция

Что касается , то тут действуют все те же классические законы композиции – правило третей и правило Золотого сечения. Кроме того, в вашем распоряжении целое поле для творчества и экспериментов. Обязательно испробуйте разные варианты поз:

Экспериментируйте с ракурсами и реквизитами.

Портрет - непростой, но очень интересный жанр фотографии. Во время фотокурсов иногда заходит разговор со слушателями о портретной съемке - люди показывают свои фотоработы, в которых часто присутствует ошибки, причем, почти у всех одни и те же. Также меня просят рассказать, как лучше фотографировать портрет. В этой статье я хочу изложить свое видение портретной съемки, по возможности, в форме, доступной для понимания начинающим фотографам. Перед тем как созреть до создания этой статьи перечитал достаточно большое количество материалов в Интернете. Оказалось, что статьи на тему "как фотографировать портрет " не пишет только ленивый:) При этом я заметил, что многие статьи представляют собой лишь пошаговые инструкции, написанные "сухим" языком, иногда даже без примеров, будто бы "для галочки". Другая крайность - "многотомники", раскрывающие все возможные и невозможные аспекты портретной фотографии, авторы которых закапываются в такие дебри, что невольно начинаешь осознавать свою ничтожность:)

Если вы учились в институте, вспомните, как скучно было слушать профессоров на лекциях! :) Действительно грамотных материалов, которые бы при этом еще и легко читались, не так уж и много... Я постараюсь простым языком рассказать, как фотографировать портрет - самый обыкновенный, не студийный, в условиях естественного освещения - с него начинают все портретисты! Разумеется будет делаться упор на то, чтобы результат был ближе к художественной фотографии, чем к бытовой. Итак, вперед!

С какого расстояния фотографировать портрет?

Обычно для соблюдения "правильного" масштаба рекомендуют ориентироваться по фокусному расстоянию объектива. Для портрета рекомендуют использовать фокусное расстояние 85 мм (плюс-минус). Все это здорово, но в этой рекомендации не учитывается то, что у разных аппаратов при фокусном расстоянии 85 мм будет совершенно разный масштаб из-за кроп-фактора. Если на полном кадре 85 мм - действительно удобное фокусное расстояние для съемки портрета не самым крупным планом, то на кропе масштаб картинки будет совершенно другим (чем больше кроп-фактор, тем более крупным будет план). На мыльницах 85 мм - это вообще расстояние для фотоохоты! А как быть, если хочется снимать портрет с китовым объективом 18-55 мм, на котором вообще нет фокусного расстояния 85 мм? Это, кстати, больной вопрос среди новичков, которые хотят освоить портретную съемку. В ответ на это я приведу рекомендацию - более простую и универсальную.

Фотографируйте портрет с расстояния не менее 2 метров! Недостаток масштаба компенсируйте зумом.

Съемка с относительно большого расстояния с "приближением" дает ряд преимуществ:

1. Спокойная и привычная перспектива. Попробуйте снять человека в упор широкоугольником и получите фотографию, где он сам на себя не похож! Виновата перспектива, которая исказила пропорции лица. Чем дальше мы отходим от модели (компенсируя уменьшение масштаба увеличением фокусного расстояния), тем меньше эффект перспективы, тем "правильнее" получается портрет. Но не нужно вдаваться в крайности - не стоит фотографировать портрет с 30 метров, выдвинув на полную телеобъектив, при этом перспектива вообще практически исчезает и лицо становится излишне плоским и широким. Кроме того

2. При съемке портрета "издали" гораздо удобнее работать с фоном . Во-первых, легче убрать из кадра фотомусор - лишние объекты, отвлекающие внимание (они отсекаются кадрированием). Во-вторых, чем больше фокусное расстояние (сильнее "приближение"), тем сильнее размывается фон. Конечно, для того, чтобы красиво размывать задний план, желательно наличие светосильного объектива. Китовый объектив на длинном конце с диафрагмой 5.6 дает размытие лишь "для галочки". Может случиться так, что объектив при съемке с двух метров не обеспечит нужного масштаба. В таком случае нужно сделать выбор одного из трех вариантов решения (от плохого к хорошему):

  • Вести съемку с более близкого расстояния . Самый простой и доступный способ, но нужно тщательно следить за эффектом перспективы - с определенного момента он начинает расти очень быстро!
  • Снимать как есть, затем кадрировать фотографии при обработке . При этом произойдет некоторая потеря разрешения фотографии, но при современном количестве мегапикселей это не является большой проблемой. Плюс - вы можете попробовать несколько вариантов кадрирования и оставить тот, который больше понравится вам (и/или модели).
  • Использовать более длиннофокусную оптику . Минус - возможно, ее придется для начала приобрести. Плюс - вы сразу получите нужный масштаб портрета, а заодно задний план будет хорошо размыт ("портретная" оптика как раз для этого и предназначена).

Роль фона

Фон в портрете очень важен, основная его задача - создавать эмоциональную атмосферу фотографии. Монотонный фон (например, голая стена) скучен и неинтересен. Если фотосъемка идет на природе, замечательный фон получается из листьев, подсвеченных солнцем. Совокупность игры света и тени на листьев и боке (рисунка размытия объектива) делают снимок более эмоционально насыщенным.


Автор фото - Мария Струтинская

Правда, далеко не все объективы могут действительно красиво размыть задний план, так, чтобы он "заиграл". Лучше всего это получается у светосильных фиксов с фокусным расстоянием от 50 мм. Размытие заднего плана у большинства зум-объективов не такое интересное - они в большинстве своем для этого не предназначены. Для объективов работает принцип - чем уже специализация, тем качественнее результат при использовании по назначению. Именно поэтому многие фотографы приобретают отдельный объектив именно для портретной съемки, для макросъемки - макрообъектив, для пейзажа - хороший широкоугольник и т.д. Зум-объектив в данном случае - компромиссное решение. Тем не менее, потренироваться можно и с зумом, понять, надо ли это и, если надо, уже осознанно выбирать настоящий "портретник".

Размытие заднего плана усиливают следующие вещи:

1. До максимума открытая диафрагма . Портретные объективы позволяют открыть диафрагму до значения 2, 1.4 и даже 1.2! ГРИП при f/1.2 составляет считанные сантиметры. Все что ближе и дальше - уходит в размытие.

2. Увеличенное фокусное расстояние . Портретные объективы для кропа имеют фокусное расстояние от 50 мм, для полного кадра - от 80 мм. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив будет размывать задний план при том же значении диафрагмы.

3. (об этом часто забывают) Расстояние между моделью и фоном . Чем больше расстояние, тем дальше фон от точки фокусировки и тем сильнее его размытие. Бессмысленно пытаться сильно размыть фон, если модель от него находится на расстоянии полуметра.

Как быть, если нет технической возможности сильно размыть задний план?

Как размыть фон и что для этого нужно, мы разобрались. Но как быть, если у нас нет светосильной оптики или у нас вообще фотоаппарат-мыльница? Как быть, если хочется размыть нежелательные объекты заднего плана, но не получается? В нашем случае это решается только выбором такого ракурса, при котором нежелательные объекты фона находятся за пределами кадра. Важное замечание! При неумелом построении композиции фон может навредить. Согласитесь, портреты, с торчащими их головы столбами или дорожными знаками на заднем плане выглядят крайне непрофессионально! Поэтому возьмите себе за правило - при построении кадра концентрироваться не только на модели, но и на фоне.

Куда наводить резкость при съемке портрета?

С размытием, будем считать, разобрались. Но остался открытым вопрос - что должно быть резким? Кто-то ответит - "Конечно же лицо!" Действительно, с этим спорить сложно. И многие начинающие портретисты наводят резкость строго по центру лица, то есть, на кончик носа:) В итоге, нос получается во всех подробностях, а самая выразительная часть - глаза уходят в небольшое размытие. Из-за этого вся фотография кажется нерезкой. Вывод - резкость в портрете нужно наводить на глаза. Но вся беда в том, что фронтально лицо располагается довольно редко, чаще всего портрет фотографируется под каким-то углом. При этом один глаз оказывается ближе к объективу, другой - дальше. В этом случае резкость наводится на ближний к нам глаз.

Правило третей в портрете

Надеюсь, рассказывать про правило третей не нужно, вы про него прекрасно знаете. При портрете более менее крупным планом глаза располагаются ну уровне 1/3 сверху.

По горизонтали принято оставлять чуть больше места в том направлении, куда повернута модель. При горизонтальной компоновке принцип тот же.

По кадрированию вам поможет памятка от Akry.

Естественный свет в портретной фотографии

Многие мастера портрета считают, что лучший свет для портретной съемки - естественный. Если фотографируете в помещении, используйте свет от окна. Понятное дело, что расположение окна менять нельзя, но у вас есть свобода выбора положения точки съемки, модели и угла, под которым падает свет. Еще окно можно прикрыть шторой, создав эффект светового "клина".

Фото, приведенные ниже в качестве примеров были сделаны мной на мастер-классе Сергея Воробьева "Стильная свадебная фотография"

Если разделить лицо на две половины (по линии носа), то они при подобном ракурсе будут иметь разную ширину. Часть лица, которая расположена ближе к камере, назовем "широкой ". Другую половину, отдаленную от камеры - "узкой ":

Считается, что лучше если свет будет падать с "узкой" стороны. Если же наоборот, свет падает с "широкой" стороны лица, оно может казаться более круглым: Взгляд модели может быть направлен как в объектив, так и немного в сторону (как на последнем фото). Обратите внимание, что на данной фотографии взгляд направлен навстречу свету. А мы знаем, что если в фотографии присутствует движение объектов во встречных направлениях (или хотя бы намек на движение), это способствует сбалансированности композиции (по крайней мере, это правило отлично работает в пейзаже). В портрете, как оказалось, его тоже никто не отменял. При портретной съемке не используйте встроенную вспышку! Даже когда очень хочется подсветить лицо портретируемого, не стоит прибегать к помощи встроенной вспышки - от нее лицо выглядит плоским, с бликами и, часто, с красными глазами.

Но как быть, если съемка происходит против света (например, на фоне окна просто против солнца, в контровом свете?) Вспышку мы договорились не использовать, но при этом велик риск получения на фотографии только силуэта! Как при таком непростом расположении объектов съемки получить проработку лица модели? Многие считают, что никак и отказываются от такого интересного ракурса. Но выход есть! Первое, что поможет - точечный замер экспозиции. Мы знаем, что по умолчанию аппарат почти всегда использует матричный (интегральный, многосегментный - это одно и то же) замер экспозиции - по всей площади кадра, по принципу среднего арифметического. При этом светлый фон окажет существенное влияние на экспозицию - автоматика решит, что освещенность в целом хорошая и установит короткую выдержку. В итоге, пейзаж за окном будет проэкспонирован правильно, модель же получится только в виде силуэта. Если же переключить режим экспозамера на точечный или частичный, то замер будет произведен по очень небольшой области в центре кадра, которую на момент экспозамера следует совместить с лицом модели (оно темное на общем фоне). При этом автоматика установит относительно длинную выдержку, при которой лицо будет хорошо проработано. Правда, при этом пейзаж за окном неизбежно уйдет в белизну - динамический диапазон матрицы ограничен, следует выбирать одно из двух.

Однако, есть способ получить одновременную проработку и лица и заднего плана! Логично, что для этого нужно как-то "влезть" обратно в предел динамического диапазона и снизить контраст между передним и задним планом. Задний план "приглушить" нам никак не удастся, но добавить света на переднем - вполне по силам! Для этого придумано нехитрое устройство, которое называется отражатель .

В сложенном виде он помещается в небольшую сумку, в разложенном же образует отражающую поверхность площадью около 1 квадратного метра. Этого вполне достаточно, чтобы осветить модель отраженным светом с нужной нам точки. Примеры съемки портрета с отражателем и без можно найти в статье Съемка с отражателем, практические советы на сайте photokubik.com.

Высота точки съемки

Важную роль играет высота точки съемки. Классикой жанра считается, если она будет расположена на уровне глаз модели. В принципе, от этого правила можно и отступать, но стоит помнить, что при съемке "снизу вверх" - у модели появляется "второй подбородок", а снимая "сверху вниз" нужно следить, чтобы модель подняла лицо, иначе лоб будет слишком крупным. Еще одна крайность - съемка детей с высоты своего роста "на фоне пола". Вывод прост - если снимаете детский портрет, присядьте. Если снимаете человека, который ростом выше вас - либо встаньте на что-нибудь, либо отойдите подальше, прибавив фокусного расстояния.

Можно ли фотографировать портрет китовым объективом, или нужно что-то посерьезнее?

Китовый объектив у большинства фотоаппаратов хоть и имеет достаточное фокусное расстояния для портретной съемки (в эквиваленте 80-90 мм), но он имеет ряд ограничений, в виду которых художественная портретная съемка китовым объективом затруднена. Как вы уже, наверно догадываетесь, ключевой недостаток - низкая светосила на "длинном конце", из-за чего невозможно нормально размыть задний план. Однако, это критично далеко не всегда. Например, портрет в обстановке чаще всего, снимается с большой ГРИП и решающую роль в успешности съемок играет постановка света. При съемке портрета в обстановке можно добиться успеха даже с китовым объективом. Если же съемка происходит на однородном фоне, роль размытия вообще стремится к нулю, главное - интересный свет. Однако, как ни крути, с хорошей оптикой работать гораздо приятнее - она лучше передает тона, дает более "чистую" картинку.

Если же непременно нужно размывать задний план, вам стоит задуматься о светосильном фиксе с фокусным расстоянием 50 или 85 мм. Самый простой объектив - классический "полтинник 1.8" (50 мм 1:1.8) на кропе превращается в портретник 80 мм. Стоит он сопоставимо с китовым объективом, но портреты на него получаются гораздо интереснее, чем на китовый зум 18-55мм 1:3.5-5.6. Вообще, что касается оптики - совершенству нет предела. Профессиональные портретные фиксы легко перекрывают по стоимости саму тушку. Однако, лично я считаю, что постигать азы портретной съемки можно и на самой недорогой оптике (50/1.8, 50/1.4, 85/1.8), а когда реально почувствуете, что ее возможностей вам не хватает - задумываться о покупке профессионального объектива.

Виджет от SocialMart

Заключение

Тема портретной съемки необычайно многогранна и ее решительно невозможно всю охватить одной обзорной статьей. Как известно, секрет успеха фотографии опирается на две вещи - техническая часть и творческая. Портрет - не исключение. Причем, если техническая часть портрета поддается описанию, до до творческой каждый должен дойти сам. Я уверен, что статья расставила если не все, то значительное количество точек над i по технической части портретной съемки. Если у вас есть дополнения, предложения и пожелания, пожалуйста, оставляйте их в комментариях. Удачных снимков!

Обычно для соблюдения "правильного" масштаба рекомендуют ориентироваться по фокусному расстоянию объектива. Для портрета рекомендуют использовать фокусное расстояние 85 мм (плюс-минус). Все это здорово, но в этой рекомендации не учитывается то, что у разных аппаратов при фокусном расстоянии 85 мм будет совершенно разный масштаб из-за кроп-фактора. Если на полном кадре 85 мм — действительно удобное фокусное расстояние для съемки портрета не самым крупным планом, то на кропе масштаб картинки будет совершенно другим (чем больше кроп-фактор, тем более крупным будет план). На мыльницах 85 мм — это вообще расстояние для фотоохоты!


А как быть, если хочется снимать портрет с китовым объективом 18-55 мм, на котором вообще нет фокусного расстояния 85 мм? Это, кстати, больной вопрос среди новичков, которые хотят освоить портретную съемку.

Фотографируйте портрет с расстояния не менее 2 метров! Недостаток масштаба компенсируйте зумом.

Съемка с относительно большого расстояния с "приближением" дает ряд преимуществ:

1. Спокойная и привычная перспектива. Попробуйте снять человека в упор широкоугольником и получите фотографию, где он сам на себя не похож! Виновата перспектива, которая исказила пропорции лица. Чем дальше мы отходим от модели (компенсируя уменьшение масштаба увеличением фокусного расстояния), тем меньше эффект перспективы, тем "правильнее" получается портрет. Но не нужно вдаваться в крайности — не стоит фотографировать портрет с 30 метров, выдвинув на полную телеобъектив, при этом перспектива вообще практически исчезает и лицо становится излишне плоским и широким.

Кроме того

2. При съемке портрета "издали" гораздо удобнее работать с фоном . Во-первых, легче убрать из кадра фотомусор — лишние объекты, отвлекающие внимание (они отсекаются кадрированием). Во-вторых, чем больше фокусное расстояние (сильнее "приближение"), тем сильнее размывается фон. Конечно, для того, чтобы красиво размывать задний план, желательно наличие светосильного объектива. Китовый объектив на длинном конце с диафрагмой 5.6 дает размытие лишь "для галочки".

Может случиться так, что объектив при съемке с двух метров не обеспечит нужного масштаба. В таком случае нужно сделать выбор одного из трех вариантов решения (от плохого к хорошему):


  • Вести съемку с более близкого расстояния . Самый простой и доступный способ, но нужно тщательно следить за эффектом перспективы — с определенного момента он начинает расти очень быстро!

  • Снимать как есть, затем кадрировать фотографии при обработке . При этом произойдет некоторая потеря разрешения фотографии, но при современном количестве мегапикселей это не является большой проблемой. Плюс — вы можете попробовать несколько вариантов кадрирования и оставить тот, который больше понравится вам (и/или модели).

  • Использовать более длиннофокусную оптику . Минус — возможно, ее придется для начала приобрести. Плюс — вы сразу получите нужный масштаб портрета, а заодно задний план будет хорошо размыт ("портретная" оптика как раз для этого и предназначена).

Роль фона

Фон в портрете очень важен, основная его задача — создавать эмоциональную атмосферу фотографии. Монотонный фон (например, голая стена) скучен и неинтересен. Если фотосъемка идет на природе, замечательный фон получается из листьев, подсвеченных солнцем. Совокупность игры света и тени на листьев и боке (рисунка размытия объектива) делают снимок более эмоционально насыщенным.

Правда, далеко не все объективы могут действительно красиво размыть задний план, так, чтобы он "заиграл". Лучше всего это получается у светосильных фиксов с фокусным расстоянием от 50 мм. Размытие заднего плана у большинства зум-объективов не такое интересное — они в большинстве своем для этого не предназначены. Для объективов работает принцип — чем уже специализация, тем качественнее результат при использовании по назначению. Именно поэтому многие фотографы приобретают отдельный объектив именно для портретной съемки, для макросъемки — макрообъектив, для пейзажа — хороший широкоугольник и т.д. Зум-объектив в данном случае — компромиссное решение. Тем не менее, потренироваться можно и с зумом, понять, надо ли это и, если надо, уже осознанно выбирать настоящий "портретник".

Размытие заднего плана усиливают следующие вещи:

1. До максимума открытая диафрагма . Портретные объективы позволяют открыть диафрагму до значения 2, 1.4 и даже 1.2! ГРИП при f/1.2 составляет считанные сантиметры. Все что ближе и дальше — уходит в размытие.

2. Увеличенное фокусное расстояние . Портретные объективы для кропа имеют фокусное расстояние от 50 мм, для полного кадра — от 80 мм. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив будет размывать задний план при том же значении диафрагмы.

3. (об этом часто забывают) Расстояние между моделью и фоном . Чем больше расстояние, тем дальше фон от точки фокусировки и тем сильнее его размытие. Бессмысленно пытаться сильно размыть фон, если модель от него находится на расстоянии полуметра.

Как быть, если нет технической возможности сильно размыть задний план?

Как размыть фон и что для этого нужно, мы разобрались. Но как быть, если у нас нет светосильной оптики или у нас вообще фотоаппарат-мыльница? Как быть, если хочется размыть нежелательные объекты заднего плана, но не получается? В нашем случае это решается только выбором такого ракурса, при котором нежелательные объекты фона находятся за пределами кадра.

Важное замечание! При неумелом построении композиции фон может навредить. Согласитесь, портреты, с торчащими их головы столбами или дорожными знаками на заднем плане выглядят крайне непрофессионально! Поэтому возьмите себе за правило — при построении кадра концентрироваться не только на модели, но и на фоне.

Куда наводить резкость при съемке портрета?

С размытием, будем считать, разобрались. Но остался открытым вопрос — что должно быть резким? Кто-то ответит — "Конечно же лицо!" Действительно, с этим спорить сложно. И многие начинающие портретисты наводят резкость строго по центру лица, то есть, на кончик носа:) В итоге, нос получается во всех подробностях, а самая выразительная часть — глаза уходят в небольшое размытие. Из-за этого вся фотография кажется нерезкой. Вывод — резкость в портрете нужно наводить на глаза.

Но вся беда в том, что фронтально лицо располагается довольно редко, чаще всего портрет фотографируется под каким-то углом. При этом один глаз оказывается ближе к объективу, другой — дальше. В этом случае резкость наводится на ближний к нам глаз.

Правило третей в портрете

Надеюсь, рассказывать про правило третей не нужно, вы про него прекрасно знаете. При портрете более менее крупным планом глаза располагаются ну уровне 1/3 сверху.

По горизонтали принято оставлять чуть больше места в том направлении, куда повернута модель. При горизонтальной компоновке принцип тот же.

По кадрированию вам поможет памятка от Akry.

Естественный свет в портретной фотографии

Многие мастера портрета считают, что лучший свет для портретной съемки — естественный. Если фотографируете в помещении, используйте свет от окна. Понятное дело, что расположение окна менять нельзя, но у вас есть свобода выбора положения точки съемки, модели и угла, под которым падает свет.

Считается, что в портрете наиболее выигрышен ракурс вполоборота (под 45 градусов) или в "три четверти" (под 22.5 градуса — между фронтальным положением и положением вполоборота). Ниже приведен пример портрета в "три четверти", автор фото — Семен Орлов.

Если разделить лицо на две половины (по линии носа), то они при подобном ракурсе будут иметь разную ширину. Часть лица, которая расположена ближе к камере, назовем "широкой ". Другую половину, отдаленную от камеры — "узкой ".

Видно, что свет падает с "узкой" стороны (белая стрелочка). Это направление освещения неплохо весьма удачно подчеркнуло объем (большую роль в этом сыграли освещенные волосы слева). А давайте представим, что свет падает со стороны красной стрелки. Что мы в этом случае получим? Только хорошо освещенное ухо, не более. Плюс ко всему, от носа получится неприятная тень. Фотография потеряет всякую художественную ценность!

Взгляд модели может быть направлен как в объектив, так и немного в сторону (как на последнем фото). Обратите внимание, что на данной фотографии взгляд направлен навстречу свету. А мы знаем, что если в фотографии присутствует движение объектов во встречных направлениях (или хотя бы намек на движение), это способствует сбалансированности композиции (по крайней мере, это правило отлично работает в пейзаже). В портрете, как оказалось, его тоже никто не отменял.

При портретной съемке не используйте встроенную вспышку! Даже когда очень хочется подсветить лицо портретируемого, не стоит прибегать к помощи встроенной вспышки — от нее лицо выглядит плоским, с бликами и, часто, с красными глазами.

Но как быть, если съемка происходит против света (например, на фоне окна просто против солнца, в контровом свете?) Вспышку мы договорились не использовать, но при этом велик риск получения на фотографии только силуэта! Как при таком непростом расположении объектов съемки получить проработку лица модели? Многие считают, что никак и отказываются от такого интересного ракурса.

Но выход есть! Первое, что поможет — точечный замер экспозиции. Мы знаем, что по умолчанию аппарат почти всегда использует матричный (интегральный, многосегментный — это одно и то же) замер экспозиции — по всей площади кадра, по принципу среднего арифметического. При этом светлый фон окажет существенное влияние на экспозицию — автоматика решит, что освещенность в целом хорошая и установит короткую выдержку. В итоге, пейзаж за окном будет проэкспонирован правильно, модель же получится только в виде силуэта.

Если же переключить режим экспозамера на точечный или частичный, то замер будет произведен по очень небольшой области в центре кадра, которую на момент экспозамера следует совместить с лицом модели (оно темное на общем фоне). При этом автоматика установит относительно длинную выдержку, при которой лицо будет хорошо проработано. Правда, при этом пейзаж за окном неизбежно уйдет в белизну — динамический диапазон матрицы ограничен, следует выбирать одно из двух.

Однако, есть способ получить одновременную проработку и лица и заднего плана! Логично, что для этого нужно как-то "влезть" обратно в предел динамического диапазона и снизить контраст между передним и задним планом. Задний план "приглушить" нам никак не удастся, но добавить света на переднем — вполне по силам! Для этого придумано нехитрое устройство, которое называется отражатель .

В сложенном виде он помещается в небольшую сумку, в разложенном же образует отражающую поверхность площадью около 1 квадратного метра. Этого вполне достаточно, чтобы осветить модель отраженным светом с нужной нам точки. Примеры съемки портрета с отражателем и без можно найти в статье Съемка с отражателем, практические советы на сайте photokubik.com.

Высота точки съемки

Важную роль играет высота точки съемки. Лучше всего, если она будет расположена на уровне глаз модели. Если забыть про это правило, то и при съемке "сверху вниз" фотография получается на фоне земли (часто взрослые так снимают детей с высоты своего роста — не нужно этого делать!), при съемке "снизу вверх" — у модели появляется "второй подбородок" (моделям это обычно не нравится:)

Вывод прост — если снимаете детский портрет, присядьте. Если снимаете человека, который ростом выше вас — либо встаньте на что-нибудь, либо отойдите подальше, прибавив фокусного расстояния.

Заключение

Тема портретной съемки необычайно многогранна и ее решительно невозможно всю охватить одной обзорной статьей. Как известно, секрет успеха фотографии опирается на две вещи — техническая часть и творческая. Портрет — не исключение. Причем, если техническая часть портрета поддается описанию, до до творческой каждый должен дойти сам. Я уверен, что статья расставила если не все, то значительное количество точек над i по технической части портретной съемки.

Если у вас есть дополнения, пожалуйста, оставляйте их в комментариях.

Не все фотографы работают с моделями. Работа многих фотографов - снимать обычных людей и наша задача в том, чтобы они выглядели на снимках как модели. Как это сделать, если наши клиенты не имеют опыта позирования или управления своим лицом перед камерой? Вот семь советов, которые помогут вашим портретируемым почувствовать себя моделями.

1. Работа с волосами

Мы часто не думаем о волосах как части тела, которой можно управлять, но это возможно! Если вы снимаете человека с длинными волосами - то плохо лежащие волосы будут первым, что бросится в глаза на фотографии. Нет общего правила чтобы волосы в кадре выглядели «супер». Разным людям подходят разные варианты расположения волос.

Допустим, вы делаете простую портретную фотосъемку без визажиста и парикмахера. Первое, что нужно запомнить - волосы, лежащие на плечах выглядят ужасно. Они придают модели дикий вид и с этим нужно что-то сделать. Вот шесть вариантов работы с длинными волосами.

  1. Исходный «дикий» вариант
  2. Все волосы сзади
  3. Все волосы спереди
  4. Волосы с одной стороны спереди
  5. Волосы с другой стороны спереди
  6. Волосы собраны

Вариант №1 следует избегать любой ценой. Все другие варианты применимы в зависимости от модели и эффекта, который требуется достичь. Существование вариантов 4 и 5 объясняется тем, что в жизни волосы могут выглядеть с одой стороны лучше, чем с другой.

Обычно вы хотите, чтобы люди смотрели в камеру и большая часть лица была видна. Для данной статьи я выбрал вариант №6 с собранными волосам, чтобы было лучше видно, как девушка выполняет мои инструкции и ничего не отвлекало. Для многих женщин «хвост» - домашний вариант причёски, но она выглядит очень приятно в портретах, открывая лицо.

2. Подвиньте подбородок (или уши) вперед

Когда человек стоит нормально и расслабленно, или даже стоит красиво и позирует, то под подбородком бывает заметна небольшая складка. Это проявляется практически независимо от худобы. Если вы будете предлагать людям подать вперед подбородок, что звучит для вас очевидно, они скорее всего направят свои подбородки на вас, что будет выглядеть как фотосъемка ноздрей (не очень привлекательно). Так что вместо этого предложите вашей модели подвинуть уши вперед.

«До» и «после» предложения подвинуть уши вперед.

Тоже самое со стороны. Я иногда это называю «черепаха» потому что это похоже на то, как черепаха вытаскивает голову из панциря. Это может быть немного некомфортно или неестественно, но результат всегда оправдывает эти неудобства.

Та же техника в исполнении мужчины. Он подтянут и спортивен, но все равно в естественной позе его подбородок недостаточно фотогеничен.

3. Приподнимите руки

Когда люди просто стоят как обычно, то часто руки у них прижаты по обеим сторонам. Это вызывает несколько проблем. Во-первых, так они выглядят неловко и некомфортно на фотографиях. Во-вторых, прижатые к корпусу руки выглядят толще чем они есть на самом деле.

Это можно исправить просто подняв руки на несколько сантиметров чтобы они не прижимались к корпусу. Либо можно поставить руки в какое-то положение, например оперев на бедро. На рисунке выше красной линией обозначен видимый размер руки до изменения положения. Линия такой же длины на втором рисунке показывает насколько тоньше выглядит рука, не прижатая к корпусу.

4. Оставьте визуальное пространство вокруг талии

Всем нравится выглядеть стройнее. Один из простых способов, которым вы можете сделать вашего клиента стройнее - это показать его «естественную» талию без каких-либо дополнений. Я имею в виду визуальную изоляцию талии, чтобы она выглядела не шире чем она есть. Моя модель стоит с руками на бедрах. Первое фото демонстрирует не самую удачную позицию. Рука позади корпуса не отделена от него визуально и добавляет ширину талии. Но если подвинуть руку немного вперед - появится пространство, так что к размеру талии ничего не будет добавлено.

Красная линия показывает видимую ширину корпуса на первом фото. Она перенесена на второе фото чтобы показать сколько добавляла рука. Это правило относится не только к рукам. Все что находится на заднем плане за моделью может создавать этот эффект. Это могут быть например другие люди, стволы деревьев, фонарные столбы.

5. Поверните Плечи

Это очень простой, но важный совет. Если человек стоит ровно перед камерой - он выглядит больше. Это хорошо, если вы снимаете футболиста или директора большой фирмы, но не очень подходит для съемки модельных портретов. Повернувшись модель демонстрирует более красивый профиль и выглядит стройнее.

Красная линия показывает ширину модели, стоящей ровно перед камерой. Небольшой поворот дает фотографию все еще смотрящей в камеру модели, но с более стройным профилем.

6. Не показывайте белки глаз

Если вы хотите снять далекий мечтательный взгляд, направленный в сторону от камеры, не предлагайте модели посмотреть вдаль. Укажите конкретный объект позади вас чтобы вы могли контролировать направление взгляда.

На первом снимке я предложил модели посмотреть в сторону двери рядом с нами. Вы видите в основном белки её глаз, это не хорошо. Вы хотите увидеть радужку, цветную часть. Я предложил ей посмотреть в окно. Небольшая перемена направления взгляда вернула нам её глаза и получился более привлекательный портрет.

7. Не позволяйте носу прерывать контур лица

Это правило чуть сложнее, но тоже важно. Если вы не хотите сделать снимок анфас, вы просите модель чуть повернуться в сторону. Допустим, вы не хотите снять классический профиль, при котором будет видна лишь одна сторона лица, и модель повернется примерно на четверть чтобы остались видны оба глаза. Если вы мысленно проведете линию по боковой стороне лица, то эта линия не должна пересекаться носом.

Если она повернется слишком сильно, то нос пересечет эту линию, что испортит естественный контур лица. Это создает эффект «буратино» и визуально увеличивает длину носа. Чтобы избежать этого следует попросить модель повернуться немного обратно к камере чтобы между кончиком носа и краем лица оказалось немного пространства. Вы не должны пересекать эту линию или черты лица будут выглядеть непропорционально.

Собираем всё вместе

Вот пример списка, которому вы можете следовать на вашей следующей съемке.

  • Волосы убраны за одно плечо и распущены перед другим.
  • Подбородок выдвинут для создания более сильной линии лица.
  • Рука приподнята от корпуса.
  • Талия не имеет визуальных увеличителей.
  • Плечи повернуты.
  • Видны зрачки, а не белки глаз.
  • Нос не пересекает линию лица.

А что вы делаете чтобы обычные люди получались на фотоснимках как модели? Поделитесь в комментариях своими мыслями по поводу прочитанных советов или своими собственными приемами.

Об авторе: Бен Лукас (Ben Lucas) - живущий в Сиэтле портретный и свадебный фотограф. Он стремится сохранять лучшие эмоции своих клиентов будь то невесты, актеры, повара или даже юристы. Вы можете следить за его новостями в