Предприятие автосервис. Бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса

Бизнес по обслуживанию и ремонту автотранспорта - это ниша, которая способна не только не снижать своих темпов в кризис, а напротив набирать большие обороты. Это обосновано тем, что автомобилизация населения и предприятий активно растет, а любое автотранспортное средство рано или поздно попадает в автосервис.

 

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) падение продаж новых автомобилей, в том числе коммерческого транспорта в апреле 2016 года составило 8,5%, снизившись на 11 200 машин в годовом исчислении. Апрельские продажи оказались худшими за последние 10 лет.

В России с января по апрель 2016 года продано на 75 500 автомобилей меньше, чем в тот же период 2015 года.

Однако, даже такие, казалось бы, безрадостные показатели, приходятся на руку владельцам автосервисов, ведь чем дольше автомобиль эксплуатируется, тем более внимательного отношения в плане обслуживания, возможных поломок, замены деталей и других манипуляций он требует. А у тех, кто только задумывается об организации бизнеса в этом направлении возникает вопрос как открыть автосервис, который будет приносить стабильную прибыль.

Автосервис как бизнес

Ст. 12 «Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности» установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств в этот перечень не входит. Лицензия на автосервис не нужна.

Что нужно для открытия автосервиса , с чего начать:

  1. выбор и оформление организационно-правовой формы: ИП или ООО ;
  2. выбор системы налогообложения ;
  3. аренда помещения, закупка оборудования, инструмента, расходных материалов, наем персонала.

Кроме этого, необходимо определиться с форматом будущей станции технического обслуживания:

  • независимая СТО с узкоспециализированным или комбинированным сервисом, направленным на предоставление одного или нескольких видов услуг (шиномонтаж, мойка автомобилей , развал-схождение, кузовной ремонт и другие), преимуществами здесь является отсутствие необходимости делиться прибылью, как в случае приобретения франшизы; полностью самостоятельное ведение бизнеса, хотя оно же является и недостатком, так как требуется самому разрабатывать подробный бизнес-план, обучать персонал, налаживать рекламную кампанию , организовывать процесс;
  • сетевые, сюда относятся официальные дилерские сервисы, которые специализируются на обслуживании одной конкретной марки, а также сетевые СТО, предоставляющие полный комплекс услуг и ведущие бизнес по общим для всех точек правилам, у некоторых из крупных сетей можно приобрести франшизу , плюсом такого бизнеса является: полная всесторонняя поддержка при запуске и в процессе деятельности, а минусом: стоимость самой франшизы и необходимость делиться прибылью с собственником бренда (платить роялти).

Автосервисы сети «Пит-Стоп» (США) моют автомобиль, заправляют его маслом, топливом и другими необходимыми жидкостями в течение 12 мин. При этом используются поточные линии с дистанционным управлением. Производительность такой линии около 150 автомобилей за смену. А стоимость данного комплекса услуг на этих станциях на 25% дешевле, чем на обычных станциях.

Что и в каких случаях выбирают хозяева авто: дилерские центры или независимые СТО? Аналитическим агентством «Автостат» был проведен опрос в августе 2015 года среди 3 000 респондентов-автолюбителей (см. рис 1).

Рис. 1 Официальный дилер или независимая СТО
Источник: АВТОСТАТ

Данные опроса показывают, что 77% автовладельцев, чьи авто находятся на гарантии предпочитают обслуживаться у официального дилера, в то время, как на постгарантийное обслуживание в независимые СТО обращаются в 24%, процент обращения к дилерам падает до 23. А вот, что касается конкретных видов работ, то дилеру больше доверяют ремонт коробки передач 45% против 41% для независимых СТО, двигателя 43% и 39% соответственно.

Для остальных видов работ опрошенные автолюбители предпочитают обращаться в независимые станции в большем числе случаев: ремонт ходовой части автомобиля 48% против 22%; развал-схождение 67% и 22%; плановое ТО — 49% и 19%, ремонт/заправка автокондиционера 62% и 19% и кузовной ремонт 51% против 16%.

Перспективы и тенденции

Автосервис является одним из самых перспективных направлений на рынке техники: парк автомобилей растет. Предприятия приобретают новую технику, при этом не обзаводясь собственной ремонтной базой.

Рынок автосервисов в России постепенно уходит от ремонтников-любителей, организующих «бизнес» в гараже к крупным сетевым точкам, либо консолидируется в более масштабные форматы.

В таких точках организован клиентский сервис — комната ожидания, где можно выпить кофе, воспользоваться бесплатным wi-fi, посмотреть телевизор, да и просто расслабиться в то время, когда автомобиль находится на сервисе. Кроме этого, в таких компаниях предусмотрены клубные карты, предполагающие небольшой набор бесплатных услуг (например, замена масла или подкачка шин), а также дополнительные скидки на основные услуги. Все эти моменты помогают превратить случайного клиента в постоянного. Не даром же говорят, что театр начинается с вешалки, а автосервис — с клиентской зоны.

Что важно для владельцев авто при выборе точки обслуживания

Опрос, проведенный среди автолюбителей (см. рис 2), а также предприятий-владельцев больших и малых автопарков, показал, что при выборе автосервиса первостепенное значение имеет качество работ, причем для больших парков оно важно на 52%, тогда как для малых и индивидуалов — на 34%, стоимость услуг, напротив более важна для частных автовладельцев (34%), чем для крупных парков (25%); на третьем месте — сроки работ, которые важны практически одинаково (на 15% и 14%); такие моменты, как предлагаемые услуги, отношение персонала, выполнение сроков ремонта являются второстепенными при выборе точки обслуживания, их значимость колеблется от 1% до 7%.

Рис. 2 Причина выбора точки обслуживания
Источник: Журнал «Грузавтоинфо»

Правильно налаженная работа автосервиса способна обеспечить ключевой показатель его востребованности — качество проводимых работ. И если самостоятельное решение этого вопроса требует значительных временных и трудовых затрат, то со станцией технического обслуживания, открытой по франшизе — совсем иная ситуация.

Обзор сетевых автосервисов и предлагаемых ими франшиз

Федеральная сеть Fit service

Свою первую станцию компания открыла в 2008 году в Омске. С 2013 года (к этому моменту было открыто еще 8 станций в Хабаровске, Москве и Новосибирске) было принято решение о развитии партнерской сети. Первый франчайзинговый автосервис был открыт в 2013 году. А спустя два года сеть исчисляется 55 станциями в 23 городах России.

Владельцы позиционируют вступление в сеть не как франшизу, а как партнерские отношения, основанные на модели win-win (выигрыш-выигрыш). Предлагают стать партнерами по открытию СТО в любом из трех форматов (см. таб. 1)

  • гараж — простой формат, позволяющий выйти на окупаемость в короткие сроки;
  • экспресс — оптимальный формат;
  • стандарт — автосервис полного цикла.

Бизнес автосервисов по франшизе Fit service предусматривает систему автоматизации: в одной программе собраны складкой, кассовый и управленческий учет. Почему это удобно? Компания предоставляет все необходимые материалы: от проекта здания с техническими рекомендациями, должностных инструкций для каждого сотрудника; а также формы поддержки: рекламные кампании, маркетинг, услуги кол-центра.

Предоставляются базы данных — каталоги и регламенты по ремонту с подробным описанием и нормочасами на все модели автомобилей, любого года выпуска.

Партнеры Fit service напрямую работают с поставщиками запасных частей, расходных материалов, автохимии, что обеспечивает скидки, которых лишены предприниматели-одиночки.

У компании разработана система мотивации, обучения и повышения квалификации персонала в собственном обучающем центре, что повышает престиж работы в компании для сотрудников и снижает текучку кадров.

Вилгуд

Сеть автосервисов Вилгуд была основана супругами Шерзод и Барно Турсуновыми в 2011 году.

Идея открыть автосервис с нуля, пришла к бизнесменам, которые ранее занимались торговлей строительными материалами , по следующим соображениям: во-первых это тот бизнес, который можно масштабировать, во-вторых он имеет потенциал для роста в кризис, в-третьих им можно легко делиться с партнерами. Их отличительным ноу-хау стала IT-система Wilgood IS, через которую строится вся работа с клиентом. Она не дает сотрудникам воровать и мотивирует их работать. Как показывают достигнутые результаты, соображения основателей сети Вилгуд были верными.

Так, по данным на март 2016 года:

  • работает 28 автосервисов от Санкт-Петербурга до Хабаровска, из них 6 принадлежат собственниками, 22 — по франшизе;
  • средний чек СТО Вилгуд — 8 000 руб.;
  • 4 000 000 руб. - средний оборот в месяц автосервиса сети в Москве;
  • 400 млн. руб. - совокупный оборот всех точек сети за 2015 год;
  • в марте 2016 года — более 8 000 автолюбителей стали клиентами Вилгуд.

Условия и стоимость франшизы:

  • для Москвы и Санкт-Петербурга — 2 000 000 руб.;
  • города с населением более 1 млн. - 1 500 000 руб.;
  • другие города — 1 000 000 рублей.;
  • роялти в первый год работы автосервиса — 3,5% от выручки ежемесячно.

Динамика работающего автосервиса в Троицке на три подъемника, с одним постом сход-развал. До приобретения франшизы работал 5 лет. На графике (см. рис. 3) отражена динамика за 18 месяцев.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Типы предприятий автосервиса
Рубрика (тематическая категория) Производство

Тип предприятия автосœервиса определяется его назначением, видами оказывае­мых услуг, производственной площадью и мощностью, организационной струк­турой, особенностями производственного процесса. Анализ указанных характе­ристик предприятий автосœервиса у нас в стране и развитых странах позволяет выделить следующие типы предприятий:

‣‣‣ Пункт обслуживания автомобилей (ПОА);

‣‣‣ Пункт обслуживания на АЗС;

‣‣‣ Станция технического обслуживания автомобилей (СТОА);

‣‣‣ Автоцентр (АЦ)

‣‣‣ Станция инструментального контроля;

.‣‣‣ Станция восстановительного ремонта.

Пункт обслуживания автомобилей (ПОА)-это предприятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ органи­зовано в соответствии с требованиями законодательства, без создания юридичес­кого лица ил и входящее в состав юридического лица. В пункте обслуживания ав­томобилей работает от 1 до 8 чел. Пункт выполняет ограниченный перечень специ­ализированных работ и услуᴦ. Работающий в пунктах обслуживания персонал может не иметь специальной подготовки, подтвержденной свидетельством об образова­нии государственного образца. За соблюдение технологии, метрологическое соот­ветствие оборудования, применение сертифицированных материалов и запасных частей, методов измерения, пожарную, санитарную, экологическою безопасность, охрану труда и технику безопасности, качество работы и соответствие автомобиля после выполнения обслуживания и ремонта требованиям ГОСТов отвечает владе­лец, руководитель или работник пункта͵ имеющий документально подтвержден­ное право на такую ответственность.

Примерами бывают отдельно расположенные пункты, выполняющие руч­ную или портальную мойку, шиномонтаж, замену масла, подкачку шин, чистку салона, замену деталей, к примеру тормозных колодок, подвески, трансмиссии, бам­пера, защиту двигателя, установку подкрыльников, замену деталей глушителя, вос­становительные работы по деталям кузова, не влияющим на его геометрию, и др.
Размещено на реф.рф
Специализация ПОА часто отражается в самом названии пункта͵ к примеру ʼʼПункт замены маслаʼʼ, ʼʼПункт шиномонтажаʼʼ, ʼʼПункт мелкой покраскиʼʼ, ʼʼПункт рихтовки и покраски дисковʼʼ.

Пункт обслуживания автомобилей имеет ограниченную одним-двумя ра­бочими местами производственную площадь, площадь для бытовых помещений работников, технические помещения, специальное оборудование, площадку для стоянки автомобилей.

Пункт обслуживания на автозаправочной станции - малое предприятие автосœервиса на 1-2 поста͵ выполняющее мелкие работы по замене масла, охлаж­дающих жидкостей, тормозных колодок, деталей ходовой и трансмиссии. От­дельно на АЗС должна быть организована мойка, уборка ичистка салонов, должна быть оборудование для самообслуживания, к примеру пылесос.

Пункт обслуживания автомобилей на АЗС имеет те же характеристики, что и ПОА вообще, но расположен на территории заправочной станции в совмещенном с АЗС или отдельном здании и предназначен для обслуживания и ремонта авто­мобилей, прибывших на заправку.

Авторемонтная мастерская (АРМ), или мастерская по ремонту автомо­билей, -предприятие автосœервиса, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выполняет техническое обслуживание и ремонт автомобилей для частных лиц или корпоративных клиентов, но не имеет инфраструктуры для обслуживания клиентов и по этой причинœе не может оказывать услуги для них. Обоснование такого названия связано с понятием продукции ав­тосœервиса-услугой. Известно, что услуга включает в себя два элемента: обслу­живание клиентуры и обслуживание и ремонт автомобилей. Именно в связи с от­сутствием элементов услуги, направленных на удовлетворение потребностей кли­ентуры, а не автомобилей, данный вид предприятий не может называться станцией технического обслуживания, а только ремонтной мастерской.

АРМ характеризуется наличием:

‣‣‣ производственных мощностей для технического обслуживания и ре­монта автомобилей;

‣‣‣ технических производственных площадей;

‣‣‣ площадей для хранения запасных частей;

‣‣‣ бытовых помещений для работников;

‣‣‣ помещения или рабочего места мастера;

‣‣‣ площадки для стоянки автомобилей.

Станция технического обслуживания (СТО) -это предприятие, продукцией которого являются услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых, грузовых автомобилей или автобусов. Выделяют СТО с полным циклом продаж (автомобилей, запасных частей и аксессуаров, услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей), с неполным циклом продаж (продажа запасных частей и услуг автосœервиса) и СТО, оказывающие только услуги по техническому обслужива­нию и ремонту автомобилей

СТО характеризуется наличием:

‣‣‣ стоянки для автомобилей клиентов, гостей и стоянки для автомобилей сотрудников;

‣‣‣ склада для новых и подержанных автомобилей; стоянки для демонстра­ции новых и подержанных автомобилей;

‣‣‣ автосалона, площадей и мощностей для продаж автомобилей;

‣‣‣ помещений для продажи запасных частей и аксессуаров;

‣‣‣ помещений и производственных мощностей для обслуживания и ремонта автомобилей.

Мощность (размер) СТО определяется количеством рабочих постов (рабочих мест), а также количеством производственных рабочих. При увеличении количе­ства производственных рабочих за счёт изменения режима работы станция не переходит в другую категорию по мощности, так как при этом меняется лишь уровень использования мощности (это позволяет сравнивать и правильно оце­нивать эффективность использования инвестиций). В мировой практике под рабочим постом понимают рабочее место, площадь которого зависит от рода вы­полняемых работ, оказываемых услуᴦ. Рабочий пост, предназначенный для вы­полнения работ на автомобиле (с использованием подъемника или без него), исходя из типа легкового автомобиля и вида выполняемых работ имеет площадь от 27 до 40м 2 .

Сегодня существуют станции мощностью от 1 до 60 постов. В Рос­сии были построены станции на 650 рабочих мест (250 постов по 120м 2 каждый), в Украинœе - на 300 рабочих мест (100 постов по 120 м 2 каждый). Спецавтоцент­ры ВАЗ имели мощность 150 рабочих мест (назывались 50-постовые САЦ). В советские времена были распространены СТО на 25 постов (125 рабочих мет), 15-постовые СТО (40 рабочих мест). По мощности СТО делятся на малые, сред­ние, большие, крупные.

К малым СТО по нормам отечественной и мировой практики относятся стан­ции, имеющие 2 рабочих поста͵ с численностью производственных рабочих от 1 до 4 чел. включительно. До 70% семейных (дворовых) СТО и у нас, и в развитых странах имеют такую численность рабочих. Характерной особенностью малых СТО является ограниченный перечень выполняемых работ, что обусловлено инвестиционными возможностями владельцев бизнеса. В начале деятельнос­ти, в течение определœенного времени, а иногда и вообще они не могут позволить себе приобрести дорогостоящее оборудование, программное обеспечение или базы данных, С другой стороны, даже достаточные доходы не всœегда стимулируют данный бизнес к расширению или изменению статуса. Чаще всœего он сопряжен с укладом семейной жизни. К примеру, в Германии, США данный бизнес передается из поко­ления в поколение и связан с определœенными традициями.

В Украинœе малый автосœервис уже развит в достаточной мере. Стимулом к его развитию послужило тяжелое экономическое положение в период перестройки и тотальная безработица. Автосœервис, тем паче малый, для многих оказался доступ­ным и по квалификации, и по уровню необходимых инвестиций: любые четыре стены, нехитрый набор инструментов и навыки в выполнении определœенного вида работ становятся начальной базой для такого автосœервиса. Что же касается квалификации, то дефицитный советский автосœервис заслуживает особой по­хвалы зато, что не оставил ни одного владельца автомобиля технически негра­мотным: 77,2% владельцев автомобилей умеют и могут сами ремонтировать свои автомобили, 27,5% - любые, а 41,3% могут обслуживать и ремонтировать авто­мобили на профессиональном уровне, из них 53,4% не только могут, но и имеют для этого всœе необходимые условия.

Сегодня малый автосœервис во дворах, кооперативных гаражах чаще всœего представляет собой ремонтную мастерскую, не имеющую подразделœения для работы с клиентурой. Мировой опыт дает основания надеяться на даль­нейшее его развитие. В частности, у нас пока слабо развит автосœервис на запра­вочных станциях. Это обусловлено рядом причин, прежде всœего спросом. Один- два подъемника на заправке превращаются в малую универсальную СТО, вы­полняющую всœе виды работ, вплоть до углубленного ремонта двигателя, и потому требующую расширения и развития.

Малый автосœервис развивается непосредственно механиками, осуществляю­щими обслуживание и ремонт автомобилей. Эти люди, имея чаще всœего высокую квалификацию в области обслуживания и ремонта автомобилей, как правило, не знакомы с другими вопросами организации производства и не уделяют им должного внимания, Очевидно, стандартизация регламентирующих требований к малому автосœервису способствовала бы повышению его качества.

Помещения или здания малых СТО должны отвечать требованиям регламен­тирующей документации, касающейся технического обслуживания и ремонта автомобилей, технического оснащения, производственных, технологических и организационных процессов СТО. Экологические, санитарные и пожарные требования к этим предприятиям зависят от места их расположения (в отдельном здании или общем), а также от видов выполняемых работ.

К средним СТО относятся предприятия автосœервиса с количеством постов от 3 до 9 и численностью рабочих, исходя из режима работы, от 5 до 20 чел. Удельный вес таких станций у нас составляет 15% 1101, в Германии - 27%, в целом за рубежом-45-50%. Большинство средних СТО-универсальные: выполняют ограниченный перечень работ по ремонту ходовой, двигателя, элек­трооборудования для разных марок автомобилей. Многие СТО авторизированных дилеров имеют среднюю мощность (в Германии - 31 %),

К большим СТО относятся предприятия с численностью рабочих постов от 10 до 19 и численностью производственных рабочих от 10 до 40 чел. Среди дилеров СТО такой мощности составляют 57%, среди свободных станций - 5%.

Крупные СТО имеют от 20 до 35 постов, на них работает от 21 до 70 (и более) производственных рабочих. Среди крупных СТО можно выделить небольшое ко­личество сверхкрупных-с количеством постов более 35, как правило, 36-50. Их удельный вес незначительный, чаще они встречаются среди дилеров и значительно реже среди независимых СТО. Примером крупных и сверхкрупных СТО являют­ся автоцентры ВАЗ, построенные в 70-е годы XX столетия при создании дилерской сети Волжского автомобильного завода. В Украинœе было по­строено 10таких (50-постовых) спецавтоцентров. Площадь спецавтоцентра-бо­лее 10 тыс. м 2 , численность производственных рабочих -около 250 чел. Приме­ром крупных СТО среди независимых являются 25-постовые станции, построен­ные по типовым проектам, производственная площадь которых равна 5000 м 2 , а численность производственных рабочих-125 чел.

Автоцентры (АЦ), или автотехцентры (АТЦ), или спецавтоцентры (САЦ), - автосœервисные предприятия различной мощности, которые являются региональны­ми или зональными центрами и имеют в своем составе подчинœенные или незави­симые, но технологически или организационно связанные с центром перифе­рийные станции технического обслуживания или другие подразделœения. Авто­центр может иметь центральный склад автомобилей и запасных частей, централизованные функциональные службы, сервер и администратора компью­терной сети, учебный центр, аналитический центр, корпоративную службу мар­кетинга. Автоцентр выполняет полный комплекс работ и услуᴦ.

Станции инструментального контроля -специализированные комплексные диагностические центры, оборудованные полным комплектом диагностического и проверочного оборудования, сертифицированные в соответствии с требования­ми Госстандарта для целœей технического контроля автомобилей и проверки их на предмет соответствия требованиям стандартов и технических условий.

Заметим, что станции инструментального контроля получили развитие и как самостоятельные предприятия, и как подразделœения станций техничес­кого обслуживания. В первом случае они выполняют функцию контроля техни­ческого состояния автомобилей для официального его засвидетельствования, к примеру при техническом осмотре автомобилей, в случае их регистрации или перерегистрации, при сертификации. На СТО диагностические комплексы ис­пользуются в качестве поста прямой приемки или поста комплексной диагнос-тики до или после технического обслуживания и ремонта. В большин­стве случаев линии инструментального контроля оборудуются четырехкомпонентным газоанализатором, стендом увода колес, тормозным стендом, стендом для проверки состояния передней подвески, прибором контроля света фар.

Станции восстановительного ремонта͵ или станции по восстановлению и окраске кузовов -автосœервисные предприятия, основным видом деятельности которые является восстановление кузовов и их деталей, окрашивание кузовных поверхностей или кузовов в целом, а также выполнение других работ по восста­новлению и уходу за кузовом автомобиля (антикоррозионная обработка кузова, тюнинг салона и др.).

В Украинœе такие станции как самостоятельные производства еще не получи­ли достаточного развития, но существуют объективные предпосылки для того, чтобы данный тип предприятий развивался. Многие страховые компании, чтобы снять сложности в отношениях с СТО, занимающимися восстановлением авто­мобилей по страховым случаям на основании договора, а также для того, чтобы не терять прибыль от деятельности по ремонту автомобилей (а это 20-30% от суммы ремонта), создают сеть станций по восстановительному ремонту.

Станции восстановительного ремонта имеют специализированное оборудо­вание и технологии восстановления и окраски кузова. При этом часть работ стан­ция может выполнять по субподряду. Станции по восстановлению и окраске ку­зовов могут иметь различную мощность, которая определяется количеством по­стов, атакже наличием основного технологического оборудования. На практике встречается такое сочетание базовых видов оборудования станций восстанови­тельного ремонта:

♦ без окрасочной камеры и стенда восстановления геометрии кузова;

♦ с окрасочной камерой без стенда восстановления кузова;

♦ с одной окрасочной камерой и одним стендом восстановления кузова; .

♦ с двумя окрасочными камерами и двумя стендами восстановления гео­метрии кузова.

Типы предприятий автосервиса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Типы предприятий автосервиса" 2017, 2018.

Тип предприятия автосервиса определяется его назначением, видами оказывае­мых услуг, производственной площадью и мощностью, организационной струк­турой, особенностями производственного процесса. Анализ указанных характе­ристик предприятий автосервиса у нас в стране и развитых странах позволяет выделить следующие типы предприятий:

Пункт обслуживания автомобилей (ПОА);

Станция технического обслуживания автомобилей (СТОА);

Автоцентр (АЦ)

Станция инструментального контроля;

Станция восстановительного ремонта.

Пункт обслуживания автомобилей (ПОА)-это предприятие, которое органи­зовано в соответствии с требованиями законодательства, без создания юридичес­кого лица ил и входящее в состав юридического лица. В пункте обслуживания ав­томобилей работает от 1 до 8 чел. Пункт выполняет ограниченный перечень специ­ализированных работ и услуг. Работающий в пунктах обслуживания персонал может не иметь специальной подготовки, подтвержденной свидетельством об образова­нии государственного образца. За соблюдение технологии, метрологическое соот­ветствие оборудования, применение сертифицированных материалов и запасных частей, методов измерения, пожарную, санитарную, экологическою безопасность, охрану труда и технику безопасности, качество работы и соответствие автомобиля после выполнения обслуживания и ремонта требованиям ГОСТов отвечает владе­лец, руководитель или работник пункта, имеющий документально подтвержден­ное право на такую ответственность.

Примерами могут быть отдельно расположенные пункты, выполняющие руч­ную или портальную мойку, шиномонтаж, замену масла, подкачку шин, чистку салона, замену деталей, например тормозных колодок, подвески, трансмиссии, бам­пера, защиту двигателя, установку подкрыльников, замену деталей глушителя, вос­становительные работы по деталям кузова, не влияющим на его геометрию, и др. Специализация ПОА часто отражается в самом названии пункта, например «Пункт замены масла», «Пункт шиномонтажа», «Пункт мелкой покраски», «Пункт рихтовки и покраски дисков».

Пункт обслуживания автомобилей имеет ограниченную одним-двумя ра­бочими местами производственную площадь, площадь для бытовых помещений работников, технические помещения, специальное оборудование, площадку для стоянки автомобилей.

Пункт обслуживания на автозаправочной станции - малое предприятие автосервиса на 1-2 поста, выполняющее мелкие работы по замене масла, охлаж­дающих жидкостей, тормозных колодок, деталей ходовой и трансмиссии. От­дельно на АЗС может быть организована мойка, уборка ичистка салонов, может быть оборудование для самообслуживания, например пылесос.


Пункт обслуживания автомобилей на АЗС имеет те же характеристики, что и ПОА вообще, но расположен на территории заправочной станции в совмещенном с АЗС или отдельном здании и предназначен для обслуживания и ремонта авто­мобилей, прибывших на заправку.

Авторемонтная мастерская (АРМ), или мастерская по ремонту автомо­билей, -предприятие автосервиса, которое выполняет техническое обслуживание и ремонт автомобилей для частных лиц или корпоративных клиентов, но не имеет инфраструктуры для обслуживания клиентов и по этой причине не может оказывать услуги для них. Обоснование такого названия связано с понятием продукции ав­тосервиса-услугой. Известно, что услуга включает в себя два элемента: обслу­живание клиентуры и обслуживание и ремонт автомобилей. Именно в связи с от­сутствием элементов услуги, направленных на удовлетворение потребностей кли­ентуры, а не автомобилей, данный вид предприятий не может называться станцией технического обслуживания, а только ремонтной мастерской.

АРМ характеризуется наличием:

Производственных мощностей для технического обслуживания и ре­монта автомобилей;

Технических производственных площадей;

Площадей для хранения запасных частей;

Бытовых помещений для работников;

Помещения или рабочего места мастера;

Площадки для стоянки автомобилей.

Станция технического обслуживания (СТО) -это предприятие, продукцией которого являются услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых, грузовых автомобилей или автобусов. Выделяют СТО с полным циклом продаж (автомобилей, запасных частей и аксессуаров, услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей), с неполным циклом продаж (продажа запасных частей и услуг автосервиса) и СТО, оказывающие только услуги по техническому обслужива­нию и ремонту автомобилей

СТО характеризуется наличием:

Стоянки для автомобилей клиентов, гостей и стоянки для автомобилей сотрудников;

Склада для новых и подержанных автомобилей; стоянки для демонстра­ции новых и подержанных автомобилей;

Автосалона, площадей и мощностей для продаж автомобилей;

Помещений для продажи запасных частей и аксессуаров;

Помещений и производственных мощностей для обслуживания и ремонта автомобилей.

Мощность (размер) СТО определяется количеством рабочих постов (рабочих мест), а также количеством производственных рабочих. При увеличении количе­ства производственных рабочих за счет изменения режима работы станция не переходит в другую категорию по мощности, так как при этом меняется лишь уровень использования мощности (это позволяет сравнивать и правильно оце­нивать эффективность использования инвестиций). В мировой практике под рабочим постом понимают рабочее место, площадь которого зависит от рода вы­полняемых работ, оказываемых услуг. Рабочий пост, предназначенный для вы­полнения работ на автомобиле (с использованием подъемника или без него), в зависимости от типа легкового автомобиля и вида выполняемых работ имеет площадь от 27 до 40м 2 .

В настоящее время существуют станции мощностью от 1 до 60 постов. В Рос­сии были построены станции на 650 рабочих мест (250 постов по 120м 2 каждый), в Украине - на 300 рабочих мест (100 постов по 120 м 2 каждый). Спецавтоцент­ры ВАЗ имели мощность 150 рабочих мест (назывались 50-постовые САЦ). В советские времена были распространены СТО на 25 постов (125 рабочих мет), 15-постовые СТО (40 рабочих мест). По мощности СТО делятся на малые, сред­ние, большие, крупные.

К малым СТО по нормам отечественной и мировой практики относятся стан­ции, имеющие 2 рабочих поста, с численностью производственных рабочих от 1 до 4 чел. включительно. До 70% семейных (дворовых) СТО и у нас, и в развитых странах имеют такую численность рабочих. Характерной особенностью малых СТО является ограниченный перечень выполняемых работ, что обусловлено инвестиционными возможностями владельцев бизнеса. В начале деятельнос­ти, в течение определенного времени, а иногда и вообще они не могут позволить себе приобрести дорогостоящее оборудование, программное обеспечение или базы данных, С другой стороны, даже достаточные доходы не всегда стимулируют этот бизнес к расширению или изменению статуса. Чаще всего он сопряжен с укладом семейной жизни. Например, в Германии, США этот бизнес передается из поко­ления в поколение и связан с определенными традициями.

В Украине малый автосервис уже развит в достаточной мере. Стимулом к его развитию послужило тяжелое экономическое положение в период перестройки и тотальная безработица. Автосервис, тем паче малый, для многих оказался доступ­ным и по квалификации, и по уровню необходимых инвестиций: любые четыре стены, нехитрый набор инструментов и навыки в выполнении определенного вида работ становятся начальной базой для такого автосервиса. Что же касается квалификации, то дефицитный советский автосервис заслуживает особой по­хвалы зато, что не оставил ни одного владельца автомобиля технически негра­мотным: 77,2% владельцев автомобилей умеют и могут сами ремонтировать свои автомобили, 27,5% - любые, а 41,3% могут обслуживать и ремонтировать авто­мобили на профессиональном уровне, из них 53,4% не только могут, но и имеют для этого все необходимые условия.

В настоящее время малый автосервис во дворах, кооперативных гаражах чаще всего представляет собой ремонтную мастерскую, не имеющую подразделения для работы с клиентурой. Мировой опыт дает основания надеяться на даль­нейшее его развитие. В частности, у нас пока слабо развит автосервис на запра­вочных станциях. Это обусловлено рядом причин, прежде всего спросом. Один- два подъемника на заправке превращаются в малую универсальную СТО, вы­полняющую все виды работ, вплоть до углубленного ремонта двигателя, и потому требующую расширения и развития.

Малый автосервис развивается непосредственно механиками, осуществляю­щими обслуживание и ремонт автомобилей. Эти люди, имея чаще всего высокую квалификацию в области обслуживания и ремонта автомобилей, как правило, не знакомы с другими вопросами организации производства и не уделяют им должного внимания, Очевидно, стандартизация регламентирующих требований к малому автосервису способствовала бы повышению его качества.

Помещения или здания малых СТО должны отвечать требованиям регламен­тирующей документации, касающейся технического обслуживания и ремонта автомобилей, технического оснащения, производственных, технологических и организационных процессов СТО. Экологические, санитарные и пожарные требования к этим предприятиям зависят от места их расположения (в отдельном здании или общем), а также от видов выполняемых работ.

К средним СТО относятся предприятия автосервиса с количеством постов от 3 до 9 и численностью рабочих, в зависимости от режима работы, от 5 до 20 чел. Удельный вес таких станций у нас составляет 15% 1101, в Германии - 27%, в целом за рубежом-45-50%. Большинство средних СТО-универсальные: выполняют ограниченный перечень работ по ремонту ходовой, двигателя, элек­трооборудования для разных марок автомобилей. Многие СТО авторизированных дилеров имеют среднюю мощность (в Германии - 31 %),

К большим СТО относятся предприятия с численностью рабочих постов от 10 до 19 и численностью производственных рабочих от 10 до 40 чел. Среди дилеров СТО такой мощности составляют 57%, среди свободных станций - 5%.

Крупные СТО имеют от 20 до 35 постов, на них работает от 21 до 70 (и более) производственных рабочих. Среди крупных СТО можно выделить небольшое ко­личество сверхкрупных-с количеством постов более 35, как правило, 36-50. Их удельный вес незначительный, чаще они встречаются среди дилеров и значительно реже среди независимых СТО. Примером крупных и сверхкрупных СТО являют­ся автоцентры ВАЗ, построенные в 70-е годы XX столетия при создании дилерской сети Волжского автомобильного завода. В Украине было по­строено 10таких (50-постовых) спецавтоцентров. Площадь спецавтоцентра-бо­лее 10 тыс. м 2 , численность производственных рабочих -около 250 чел. Приме­ром крупных СТО среди независимых являются 25-постовые станции, построен­ные по типовым проектам, производственная площадь которых равна 5000 м 2 , а численность производственных рабочих-125 чел.

Автоцентры (АЦ), или автотехцентры (АТЦ), или спецавтоцентры (САЦ), - автосервисные предприятия различной мощности, которые являются региональны­ми или зональными центрами и имеют в своем составе подчиненные или незави­симые, но технологически или организационно связанные с центром перифе­рийные станции технического обслуживания или другие подразделения. Авто­центр может иметь центральный склад автомобилей и запасных частей, централизованные функциональные службы, сервер и администратора компью­терной сети, учебный центр, аналитический центр, корпоративную службу мар­кетинга. Автоцентр выполняет полный комплекс работ и услуг.

Станции инструментального контроля -специализированные комплексные диагностические центры, оборудованные полным комплектом диагностического и проверочного оборудования, сертифицированные в соответствии с требования­ми Госстандарта для целей технического контроля автомобилей и проверки их на предмет соответствия требованиям стандартов и технических условий.

Заметим, что станции инструментального контроля получили развитие и как самостоятельные предприятия, и как подразделения станций техничес­кого обслуживания. В первом случае они выполняют функцию контроля техни­ческого состояния автомобилей для официального его засвидетельствования, например при техническом осмотре автомобилей, в случае их регистрации или перерегистрации, при сертификации. На СТО диагностические комплексы ис­пользуются в качестве поста прямой приемки или поста комплексной диагнос-тики до или после технического обслуживания и ремонта. В большин­стве случаев линии инструментального контроля оборудуются четырехкомпонентным газоанализатором, стендом увода колес, тормозным стендом, стендом для проверки состояния передней подвески, прибором контроля света фар.

Станции восстановительного ремонта, или станции по восстановлению и окраске кузовов -автосервисные предприятия, основным видом деятельности которые является восстановление кузовов и их деталей, окрашивание кузовных поверхностей или кузовов в целом, а также выполнение других работ по восста­новлению и уходу за кузовом автомобиля (антикоррозионная обработка кузова, тюнинг салона и др.).

В Украине такие станции как самостоятельные производства еще не получи­ли достаточного развития, но существуют объективные предпосылки для того, чтобы этот тип предприятий развивался. Многие страховые компании, чтобы снять сложности в отношениях с СТО, занимающимися восстановлением авто­мобилей по страховым случаям на основании договора, а также для того, чтобы не терять прибыль от деятельности по ремонту автомобилей (а это 20-30% от суммы ремонта), создают сеть станций по восстановительному ремонту.

Станции восстановительного ремонта имеют специализированное оборудо­вание и технологии восстановления и окраски кузова. При этом часть работ стан­ция может выполнять по субподряду. Станции по восстановлению и окраске ку­зовов могут иметь различную мощность, которая определяется количеством по­стов, атакже наличием основного технологического оборудования. На практике встречается такое сочетание основных видов оборудования станций восстанови­тельного ремонта:

♦ без окрасочной камеры и стенда восстановления геометрии кузова;

♦ с окрасочной камерой без стенда восстановления кузова;

♦ с одной окрасочной камерой и одним стендом восстановления кузова; .

♦ с двумя окрасочными камерами и двумя стендами восстановления гео­метрии кузова.

Предлагаем вашему вниманию небольшую пошаговую инструкцию открытия собственного автосервиса от реального предпринимателя из Ижевска Константина Ивановича Петренко. Константин Иванович вот уже десять лет успешно владеет автосервисом и любезно делится секретами своего успеха с читателями сайта «Русский стартап».

Как открыть автосервис правильно и недорого?

Автосервис как бизнес-идея

Для многих людей ремонт собственного автомобиля – это большая проблема. Большинство автолюбителей готовы платить любые деньги, чтобы не заниматься ремонтом двигателя или КПП.

Что и говорить, если 7 из 10 владельцев авто поедут менять масло на СТО. И это несмотря на то, что такая работа занимает не более 20-30 минут.

Почему бы этим не воспользоваться. Можно открыть свой бизнес автосервис и отлично зарабатывать. Главное – иметь под рукой бизнес-план автосервиса и неплохо разбираться в этом направлении.

Но с чего начать? Как правильно открыть автосервис? Каким аспектам уделить особое внимание? Поговорим обо всем по порядку.

Первоначальные вложения или автосервис под ключ

Открытие автосервиса сулит следующими доходами и расходами:

  • первоначальные инвестиции – от 5 миллионов рублей;
  • годовой оборот – от 2 миллионов рублей;
  • норма доходности – 30-40%;
  • окупаемость – пять лет.

Варианты развития

Вы должны четко понимать, в каком направлении будете развивать свой новый автосервис. Здесь есть несколько вариантов:

1. Консервативный. Вы открывайте одиночный автосервис и оказываете определенный спектр услуг (в зависимости от тех специалистов, которые есть в наличии).

Этот вариант является наиболее эффективным с позиции вложений, но в перспективе быстрой окупаемости можно не ожидать. Как показывает практика, одиночным СТО очень сложно справиться с огромной конкуренцией (особенно это актуально, если вы будете открываться в большом городе).

Конкуренция порождает необходимость дополнительных затрат (на качественное оборудование, на заработную плату хорошим мастерам и так далее).

Таблица №1. Потенциал потребителей услуг Автосервиса в России

2. Небольшая сеть СТО. Чтобы «раскрутить» такой бизнес-план СТО, стоит готовиться к существенным капиталовложениям. Основные средства пойдут на рекламу, продвижение нового бренда, привлечение новых клиентов и так далее.

При этом намного перспективнее «раскручиваться» в больших городах, где еще нет известных «сетевых» брендов.

3. Независимый автосервис по франчайзингу. Есть мнение, что при таком виде деятельности затраты будут минимальны. Вовсе нет – вы должны быть готовы к определенным вложениям.

При этом далеко не факт, что владелец хорошо известной сети будет сотрудничать именно с вами.

Как правило, сервисы-франчайзи пользуются большой популярностью в гостонаселенных городах. Причины здесь две: во-первых, еще нет большой конкуренции на этом поприще.

Во-вторых, уровень дохода большинства людей позволяет ремонтировать машину на СТО, а не заниматься этим непосредственно в гараже или просить о помощь «дядю Васю за бутылку».

Перечень услуг стандартного автосервиса

На начальном этапе стоит определиться, какие слуги будет оказывать ваш автосервис.

Здесь выбор весьма широк:

  • агрегатные работы – капремонт основных узлов автомобиля (КПП, двигатель);
  • компьютерная диагностика;
  • ремонт электрической части;
  • слесарные работы (ремонтные работы трансмиссии, силового узла, подвески, развал-схождение и так далее);
  • кузовные работы;
  • покраска;
  • шиномонтаж и так далее.

Можно выполнять дополнительные услуги (как правило, они приносят основную часть прибыли) – монтаж акустики, сигнализаций, аэрография, установка газобаллонного оборудования, тюнинг силового узла, перетяжка салона, шумо- и виброизоляция, нанесение винила, чип-тюнинг и так далее.

Таблица №2. Средние цены на покраску автомобиля в России

Помещение

Особый разговор – помещение для СТО. Здесь есть три основных варианта:

1. Купить готовое помещение. Как показывает практика и опыт большого количества успешных предпринимателей – наиболее правильный, экономный и наименее трудозатратный вариант – взять готовый сборный комплект автосервиса из сэндвич панелей по типовому проекту.

2. Строительство. Если вы решили возводить свой автосервис, то сразу готовьтесь оказывать максимальный спектр услуг (в противном случае прогорите).

Понадобится качественный проект автосервиса, который должен быть согласован местной администрацией. Если заказывать работу у специалиста, то средние затраты будут около 500-600 тысяч рублей.

После этого проект потребует согласования в нескольких комиссиях, ну а дальше – выкуп права аренды земельного участка.

В среднем аренда 5-7 соток земли где-то в центральной части города обойдется в сумму около 150-170 тысяч рублей (это ежегодные затраты). После завершения срока аренды ее можно будет продлить еще на 49 лет. В этом случае расходы могу достигать нескольких миллионов рублей.

При составлении проекта важно учитывать, чтобы на СТО был свой слесарный, кузовной и малярный цех. Кроме этого, понадобится площадка для работ по электрической части и шиномонтажа. В итоге на строительство и обустройство сервиса уходит от 5 миллионов рублей.

3. Аренда. В этом случае затраты будут намного ниже. Но! Подыскать хорошее помещение бывает весьма сложно, ведь лучшие вариант уже заняты.

Порой приходится потратить не один месяц на выбор достойного места. Если уж и получилось найти хорошую площадь, то убедитесь, что она соответствует правилам СЭС, трудовой и пожарной инспекции. Цена аренды – от 150-200 тысяч рублей в месяц.

Оборудование для сто

Хорошему автосервису необходимо качественное оборудование, чтобы оно вызывало уважение и доверие клиентов.

В среднем на покупку подъемника придется потратить около 80-100 тысяч рублей, на оборудование для диагностики – от 80 до 100 тысяч рублей, на покупку инструментов – от 100 тысяч рублей, на верстаки – от 10 тысяч рублей.

Кроме этого, понадобится еще много мелкого инструмента – ножовки, молотки, пассатижи, тиски, ремонтные комплекты, бокорезы и так далее.

Как правило, вы должны подбирать технику, с учетом специализации сервиса.

При этом общие затраты на оборудование могут превышать один миллион рублей.

Персонал

Купить качественное оборудование на СТО – это одно, а вот подобрать действительно квалифицированный персонал для работы на нем – это задача сложнее. Конечно, людей можно обучить, но это время и деньги.

Хочется найти сразу готового мастера, который в течение нескольких дней освоит оборудование и приступит к работе. Такие мастера есть, но и оплата труда у них будет соответствующей.

В среднем хороший специалист требует зарплаты от 30 тысяч рублей. Но талантливые мастера, как правило, уже пристроены на других СТО.

Можно заманивать специалистов не только хорошей заработной платой, но и дополнительной премией, возможностью «шабашить» на рабочем месте и так далее.

При этом не забывайте «подсовывать» новых работников мастеру для обучения (естественно, за дополнительную оплату). Каждый сотрудник должен чувствовать, что он нужен и имеет перспективу роста.

В среднем количество персонала на СТО может достигать 10-12 человек (снова-таки, в зависимости от направлений деятельности).

Это полезно и интересно!
Более 500 полностью готовых к работе шаблонов бизнес-планов в нашем каталоге:

Качественная подборка франшиз для начинающих предпринимателей, собрана нами

Из этой статьи вы сможете узнать как простой водитель из Самары создал службу такси и заработал миллион долларов:

Охрана труда

Нельзя забывать, что автосервис – это место повышенной опасности для персонала. Всегда есть опасность получить серьезную травму (вплоть до смертельного случая).

Чтобы избежать серьезных проблем, вы, как руководитель, должны обеспечить высокий уровень охраны труда.

Для этого необходимо строго соблюдать требования пожарной безопасности, хранить в отбельном помещении горючие жидкости, обеспечить работников всем необходимым – очками, перчатками, спецобувью и спецодеждой.

Раз в 6 или 12 месяцев работник должен сдавать правила охраны труда. Для контроля за соблюдением всех норм можно нанять инженера по ОТ или выполнять эти функции самому.

Реклама

Один из основных секретов успеха автосервиса является качественная раскрутка. В среднем месячный бюджет на рекламу должен составлять от 200 тысяч рублей.

Этого должно хватить на наружную рекламу (размещение указателей с названием своего СТО, плакаты на перекрестках, растяжках и так далее), реклама в газете и интернете, создание и раскрутку своего сайт, оформление стендов в магазинах с запчастями для автомобилей и так далее.

Рентабельность

Как правило, бизнес автосервис может весьма быстро окупиться. В среднем один специалист способен обслужить 3-5 автомобилей в сутки (средняя продолжительность одной восстановительной работы – около 2-3 часов).

Средняя оплата труда (за один ремонт) – около 2-4 тысяч рублей. Следовательно, один мастер в месяц приносит около 120-200 тысяч рублей. Заработная плата специалиста – от 30-40 тысяч рублей в месяц.

Отличная рентабельность. Чтобы повысить уровень доходов, можно работать круглосуточно и семь дней в неделю.

Как открыть успешный автосервис?

Скачать бизнес-план автосервиса бесплатно или создать самому?

Первое, что необходимо уяснить всем начинающим предпринимателя – наличие рабочего бизнес-плана на старте – обязательно!

Начинать бизнес с нуля и тем более не очень опытному предпринимателю без собственного, хорошо-проработанного бизнес-плана – верх неосмотрительности и даже глупости.

Бизнес-план автосервиса можно скачать бесплатно из интернета, но я советую всем купить шаблон и на его основе создать недорого собственный бизнес-план:

Основные секреты

Чтобы всегда быть «на коне» учитывайте несколько полезных советов:

  • во-первых, сразу найдите надежного поставщика и работайте только с ним. При этом составляйте заявки за несколько месяцев с учетом потенциального спроса на те или иные виды работ.Не экономьте на запчастях – старайтесь подбирать их немного с запасом. Особенно это актуально при работе сетевых СТО, где можно обмениваться деталями между отдельными «подразделениями»;
  • во-вторых, с самого начала концентрируйте свое внимание на наиболее рентабельных услугах, которые пользуются максимальной популярностью – автомойка, покраска, шиномонтаж, ремонт кузова и так далее;
  • в-третьих, не забывайте время от времени увеличивать спектр услуг. Это позволит повысить общую прибыль и заработать больше постоянных клиентов.

Итоги или сколько стоит открыть автосервис:

Первоначальные расходы:

  • Покупка оборудования, установка, монтаж – от 1 миллиона рублей;
  • Расходы на рекламу – от 200 000 рублей;
  • Согласования – от 50 тысяч рублей.

Ежемесячные расходы:

  • Аренда помещения – от 150 тысяч рублей;
  • Покупка расходных материалов – от 80 тысяч рублей;
  • Заработная плата – от 300 тысяч рублей.

Доходность:

  • Общая прибыль – от 700 тысяч рублей;
  • Чистый доход – от 100 тысяч рублей.

Вывод:

Открытие своего автосервиса – это прибыльное направление. Главное – подобрать хорошее помещение, найти квалифицированный персонал и постоянно повышать качество предоставляемых услуг. Удачи.

Открыть собственный автосервис — мечта многих автовладельцев, желающих совместить «приятное с полезным» — зарабатывать деньги, и по возможности делать это, занимаясь любимым делом. Не хватает часто только одного — подробного руководства действий, как открыть автосервис. Данный бизнес-план автосервиса с расчетами не претендует на подробность, но призван показать читателям примерный алгоритм действий при организации услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей. Готовый план автосервиса призван облегчить вашу работу при реализации идеи по открытию собственной СТО.

Резюме

Данный бизнес-план автосервиса представляет собой описание проекта по организации автосервиса (далее – Автосервис) со сроком окупаемости в 2 года.

Цели предлагаемого проекта:

  1. Организация высокодоходного предприятия
  2. Получение стабильной прибыли
  3. Наполнение потребительского рынка услугами по ремонту и техническому обслуживанию различного автотранспорта

Источники финансирования проекта: собственные средства, либо банковский кредит

Форма ведения предпринимательской деятельности: ИП

Оптимальный режим налогообложения: УСН

Срок окупаемости проекта: 2 года

Выплаты кредита и процентов начнутся с первого месяца реализации проекта

Основные этапы развития проекта и сроки их выполнения

Реализация данного проекта начнется сразу после принятия бизнес-плана Заказчиком, либо после получения кредитных средств. Основные этапы организации и развития проекта и сроки их выполнения представлены в Таблице №1:

Этапы выполнения проекта Сроки выполнения
Заключение инвестиционного договора 1 месяц
Получение заемных средств 1 месяц
Внесение в госреестр, постановка на учет
в административных и налоговых органах
1 месяц
Подбор местоположения и оформление
документации
1-6 месяцев
Приобретение и монтаж оборудования 1 месяц
Подбор персонала 1 месяц
Проведение маркетинговой кампании 1-24 месяца

Общее описание проекта

Автосервис – предприятие, оказывающее услуги по техническому обслуживанию автотранспорта, ремонту, улучшению его внешнего вида (тюнингу), и других услуг, относящихся к автомобильной сфере. Основные клиенты предприятия – частные владельцы автотранспорта, водители служебных автомашин, автотранспортные организации. В настоящий момент — это одно из самых популярных направлений бизнеса. Именно поэтому вопрос как открыть автосервис интересует многих начинающих предпринимателей.

Начальный этап организации бизнеса – оформление предпринимательской деятельности: регистрация ИП, выбор системы налогообложения, постановка на учет во внебюджетных фондах и органах статистики.

Определение сферы деятельности

Следующий этап – строительство здания для Автосервиса, или организация на имеющейся площади. Аренда и субаренда в данном случае, как формы владения недвижимостью нежелательны. Но перед началом строительства необходимо определить, какие именно услуги будет оказывать автовладельцам Автосервис. Это условие важно для дальнейшей деятельности – в подборе оборудования, планировке помещения, поиске специалистов, проведении маркетинговой кампании, и именно описание всего этого должен в перовую очередь содержать бизнес-план СТО.

Не нужно пытаться «объять необъятное», и предлагать широкий спектр авторемонтных работ. Наибольшего успеха достигают автосервисы, специализирующиеся на 2-4 направлениях. Это могут быть:

  • Автослесарные работы ходовой части автомашин
  • Ремонт агрегатов и узлов автомобилей – двигателя, коробки передач
  • Обслуживание, ремонт, и усовершенствование электрической сети авто, проведение диагностики
  • Восстановление автомашин после ДТП (рихтовка, покраска, выправка, и т. д.)
  • Проведение планового техобслуживания автомобилей
  • Тюнинг автомобилей

Однако нужно учесть и тот фактор, что клиент стремится получить как можно больше услуг в одном месте, но в таком случае Автосервис полного цикла должен стремится к оказанию высококачественных услуг.

В организации Автосервиса все взаимосвязано: от определения спектра услуг зависит закупка необходимого оборудования, прием на работу специалистов. Но в то же время, именно от наличия незанятых, готовых работать профессиональных автослесарей, автомобильных электриков, и т.д. в населенном пункте зависят предлагаемые услуги. Самый лучший вариант – это один или несколько работников, способных выполнять несколько различных видов работ. Например, слесарь по ремонту двигателей может выполнять работы по ремонту ходовой части, автоэлектрик может быть спецом по тюнингу.

Это относится не только к техническим специалистам, но и к административным сотрудникам, так, к примеру, один человек может совмещать должности менеджера, бухгалтера, кассира.

Именно от квалификации персонала зависит количество клиентов. Довольные работой автовладельцы обязательно будут советовать своим знакомым, коллегам, друзьям, родственникам.

Строительство здания

Какой бы ни была форма владения помещением для Автосервиса, необходимо согласовать и с владельцем здания (при аренде или субаренде) будущую перепланировку необходимую для функционального размещения различных рабочих участков. После этого необходима помощь специалистов-архитекторов для разработки проекта в соответствии с многочисленными требованиями ГОСТов, СниПов, и других нормативных документов.

Планировка помещения Автосервиса – это один из самых важных этапов на стадии организации бизнеса. Необходимо четко понимать, как именно автомобили, находящиеся в ремонте, будут перемещаться с одного участка на другой, в какой последовательности нужно расположить эти участки согласно порядка ремонта автомашин, где будет находится менеджер Автосервиса, как и когда клиент будет оплачивать услуги, и многое другое.

Наилучший вариант строительства Автосервиса – использование быстровозводимых металлических конструкций. Это позволит не только возвести здание в короткие сроки, но и придаст ему эстетичный, соответствующий выбранному направлению бизнеса, внешний вид, который также важен для привлечения клиентов. Еще один плюс металлоконструкций – их надежность. Как правило, на заводе-изготовителе производится тестовая сборка всех элементов, входящих в конструкцию, проверяются все болтовые соединения, детали подгоняются друг к другу, устраняются недочеты.

Основные, как по производству, так и по затратности этапы реализации проекта, это:

  • Возведение здания
  • И приобретение необходимого оборудования

Последний пункт возможен в 3 вариантах, зависящих от источника и размера финансирования проекта:

  1. Приобретение в собственность нового или б/у оборудования
  2. Приобретение оборудования в лизинг
  3. Приобретение оборудования в кредит

2-й и 3-й вариант накладывают на возможность распоряжения оборудованием по своей воле некоторые ограничения. Но есть и преимущества. Это увеличенный срок гарантии срока службы, и возможность замены его при обнаружении производственных изъянов. Приобретение в лизинг или кредит особенно обосновано при открытии небольшого Автосервиса в том случае. Когда будущий владелец стеснен в средствах.

Правильный подбор оборудования и грамотное расположение его на участках Автосервиса позволит увеличить свободное пространство внутри помещения, которого так часто не хватает подобным предприятиям. Все необходимое оборудование для автосервиса должно быть отражено в производственном плане описания проекта.

План по маркетингу

Текущее состояние рынка потребления услуг автосервисов показывает, что в настоящее время на рынке достаточно много предприятий подобного типа, оборудование для автосервиса имеется в свободной продаже, однако условий жесткой конкуренции не наблюдается, потому что:

  • Во-первых, большинство автосервисов предпочитают узкую направленность своей деятельности, вследствие чего автосервисы, оказывающие один и тот же вид услуг, часто находятся на достаточно удаленном расстоянии друг от друга.
  • Во-вторых, лишь небольшая часть автосервисов способна оказывать качественные услуги.
  • В-третьих, количество автомобилей на душу населения неуклонно растет, причем в основном, за счет автомобилей, приобретенных на вторичном рынке, а значит более часто подверженных поломкам. Растут очереди в автосервисы, и с появившейся нагрузкой едва справляются существующие организации.

С развитием технологического прогресса современные автомобили становятся все надежнее, поломки происходят все реже. Казалось бы, что такая обстановка совершенно не должна устраивать производителей автомобилей, которым выгодно, чтобы их автомобили покупали чаще, с другой стороны – качество сборки автомашин – это один из решающих факторов при ее покупке.

Ситуацию, как ни странно, спасают мировые экономические кризисы, которые происходят с завидной регулярностью. Последний, произошедший в России в 2014 году, и продолжающийся по сей день, более четко разделил население страны на классы по уровню доходов. Богатые по-прежнему приобретают элитные автомобили класса «люкс» или «премиум», которые и до начала кризиса поставлялись в страну в ограниченных количествах, и потому заметных изменений в продажах авто этого сектора не произошло.

Остальное население стало более бережно относится к своему имуществу, заблаговременно устраняя возникшие неисправности. «Второе дыхание» открылось у рынка подержанных автомобилей, которые стали пользоваться большим спросом. А любой не новый автомобиль не дает никакой гарантии от поломки.

В принципе, этому способствует и плачевное состояние дорог в стране, и плохое качество топлива, и плохое качество запасных частей к автомобилям. Однако все эти и другие факторы в совокупности увеличивают количество обращений в автосервисы. Именно потому вопрос как открыть автосервис стал сейчас крайне актуален среди бизнесменов.

Впрочем, кризис заставил некоторых автовладельцев пересмотреть свои расходы, и некоторые водители стали самостоятельно производить необходимый ремонт или плановое обслуживание автомашин, за который ранее предпочитали заплатить, нежели выполнять лично, так как в то время стоимость ремонта не имела существенного значения.

Автосервисы, автомастерские, ремонтные базы в стране сейчас разделяются на несколько категорий по специализации. Процентное соотношение можно увидеть в Таблице №2:

По оценкам статистики на 1 января 2015 года в стране было зарегистрировано более 48 млн автотранспортных средств при общей численности населения – более 146 млн. Нетрудно подсчитать, что каждый 4-й человек в стране имеет личный транспорт. На деле это конечно обстоит не так, но цифры все равно впечатляющие. Почти 2/3 из этого количества автомашин – возрастом старше 3 лет, а это значит, что на почти на 8 тысяч официально зарегистрированных автосервисов, приходится ежегодно огромное количество автомобилей. Часть нагрузки, конечно, снимают «частники», работающие в гаражах и без оформления. С учетом этой категории «авторемонтников-любителей» эксперты оценивают объем рынка услуг автосервисов в 8,5 млрд долларов в год.

Исходя из приведенных показателей, можно сделать вывод, что организация Автосервиса – высокодоходное предприятие, несмотря на текущую обстановку в стране, и бизнес-план СТО — будет крайне востребован на рынке бизнеса. Бизнес-план автосервиса можно свободно скачать в интернете, однако не каждый сумеет адаптировать его конкретно «под себя».

Среди конкретных мер по привлечению клиентов в Автосервис можно выделить следующие:

  • Установка наружной рекламы в местах частого посещения автовладельцами, на дорогах
  • Заключение взаимовыгодных договоров на обоюдную рекламу с магазинами, торгующими автомобильными запчастями,
  • Размещение рекламы в местных СМИ
  • Создание собственного интернет-ресурса
  • Организация условий труда и создание инфраструктуры

Положительно на имиджевую политику Автосервиса будет влиять разработка собственного бренда. Название, логотип, индивидуальные цвета, униформа для работников, будет работать не только на привлечение клиентов, но и на привлечение квалифицированного рабочего персонала, которые увидев серьезный подход к организации бизнеса, будут стараться «держаться за свое место».

  • Как правило, клиент ищет автосервис, а не наоборот, поэтому можно заранее предоставить автовладельцам всю необходимую информацию о видах проводимых в Автосервисе работ с указанием прейскуранта на услуги, разместив все это на сайте предприятия, либо напечатав в красочных рекламных брошюрах.
  • Можно организовать в Автосервисе кафе, где клиент может скоротать время необходимое для ремонта или обслуживания его машины.
  • Организация при Автосервисе автомагазина.
  • Хороша идея – оказание выездных, мобильных услуг. Мобильный автосервис выезжает на случаи поломок в дороге.
  • «Доставка» клиентов, чьи автотранспортные средства будут находиться на длительном ремонте, домой.
  • Использование системы скидок, внедрение дисконтных карт, проведение акций.

Производственный план

Итоговый список оборудования необходимого для организации работы Автосервиса зависит от его специализации. Однако есть универсальные механизмы, которые присутствуют практически в каждом Автосервисе.

Оборудование для автосервиса:

  • Шиномонтажный стенд
  • Станок для балансировки колес
  • Автомобильный подъемник
  • Автомобильные сканеры для поведения диагностики автомобиля
  • Стенд для установки сход-развала
  • Эвакуатор для доставки автомашин
  • Комплекты автомобильных ключей
  • Компрессоры

Финансовый план

Примерный план по предоставлению услуг клиентам Автосервиса за определенные периоды работы представлены в Таблице №3:

Период Вид услуги Объем производства в месяц Стоимость услуги Общая выручка
1-12 месяц
услуг гаражной
мастерской
от 100 автомобилей ?
1-12 месяц Реализация
автозапчастей
согласно ассортименту Согласно прайсу на
ассортимент запчастей
?
13-24 месяц Оказание ремонтных работ, с учетом
услуг гаражной
мастерской
от 100 автомобилей Согласно прейскуранту на выполнение работ ?
13-24 месяц Реализация
автозапчастей
согласно ассортименту Согласно прайсу на
ассортимент запчастей
?

Заключение

Проведенный анализ показал, что реализация проекта по организации Автосервиса является доходным предприятием, и достигает всех поставленных перед исследованием целей при наличии в собственности подходящего по параметрам помещения, квалифицированного рабочего персонала, надлежащем оборудовании, и грамотно проведенной рекламной кампанией. Имея детальный бизнес-план СТО или бизнес-план автосервиса организовать собственное предприятие по обслуживанию и ремонту автотранспорта особого труда не составит.