Схема расположения оборудования на азс. Все о контейнерных и мобильных азс

Автозап. станция

На АЗС и АЗК общее

На АЗС

основное – резервуары и оборудов,

Технологичес трубопроводы

вспомогат

+ СХЕМА

На АЗК

3 .

Технологическая схема

11 , (АЗС) представляют собой комплекс, включающий здание, островки

с разд. колонками, островки с резервуарамии площадки для обслуживания автотранспорта.

имеют магазинОни должны быть достаточно выразительными в архитектурном отношении,

Для нормальной работы и отдыха работников АЗС планировка здания

должна соответствовать строительным нормам и правилам (СНиП).

Планировка предусматривает:

Удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;

Хороший обзор всей территории из помещения оператора;

Отведение зон под зеленые насаждения;

Санитарно-гигиенические условия для работников станции;

Согласование с общей архитектурной композицией микрорайона

Минимальные расстояния АЗС до внешних объектов и между ее сооружениями,

Должны соответствовать НОРМАМ

ТИПОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Радиолокационный уровнемер

Уровнемеры- это устройства, которые использ. для определения уровня жидкостей.

информационно-измеритель системами определения количества топлива в



резервуарах нефтебаз иАЗС являются радиолокационные системы.

Измерения производят за счет регистрации отраженных от поверхности нефтепродукта

эхосигналов микроволновой частоты и расчете уровня нефтепродукта по задержке

отраженного сигнала. Обслуживание таких систем не представляетособых трудностей,

так как в них отсутствуют движущиеся части Главным их достоинством является то, что они не контактируют с контролируемой средой, что позволяет их успешно использовать для измерения

уровня агрессивных, вязких и неоднородных материалов.

Во избежание пожаров

– сливать нефтепродукты в резервуары следует «закрытым» способом и при наличии в системе гидро

затвора; во время слива запрещается отпускать нефтепродукты через колонки, присоединенные к

заполняемому резервуару;

– наконечники сливных шлангов должны быть из неискрового материала иметь заземление;

– до полного слива нефтепродукта из автоцистерн водитель и операторАЗС должны находиться у резерв;

– автоцистерна во время слива должна быть надежно присоединена к заземляющему устройству станции;

– запрещается заправка автомобиля с работающим двигателем.__

Противопожарные правила

1. Курить в складских помещениях воспрещается.

2. В помещен, где хранятся нефтепродукты, нельзя польз открытым пламенем.

3. При хранен нефтепродукт образуются пары, которые должны удаляться путем проветривания

(вентиляцией).

4. Помещение необходимо оборудовать противопожарным инвентарем

(пенными огнетушителями, ящиками с сухим и чистым песком, кошмой) и аварий сигнализацией.

5. При возникновении пожара нефтепродукты нельзя заливать водой, так

как горящий нефтепродукт растекается по поверхности воды и пламя увеличивается.

Все огнеопасные вещества, находящиеся вблизи очага пожара, немедленноубрать.

Приточно-вытяжную вентиляцию быстро отключить.



Для ликвидации огня нужно прекратить доступ воздуха к горящему предмету.

Закрыть горящее место кошмой, засыпать песком, при обильном пламени необходимо применить

пенные огнетушители.

На АЗС для тушения пожара используют специальную технику и устройства с обильным выделен пены.

Вода используется не для тушения пожара от жидких нефтепродуктов, а для охлаждения резервуаров.

На АЗС разрабатывается и утверждается в установленном порядке План локализации и ликвидации

аварий и пожаров

18,Приём и выдача нефтепродуктов

Нефтепродукты могут поступать на АЗС всеми вид транспорта: автомоб, железнодор, трубопров, водным.

Автоцистерны после их заполнения нефтепродуктом на нефтебазе в обязательном порядке подлежат пломбированию.. Пломбируются : – горловина (горловины);– сливной вентиль (сливная задвижка).

Прием Прием нефтепродук в резерв АЗС из автоцистерны проводится 2работниками.

При подготовке к сливу нефтепродуктов оператор:

– открывает задвижку для приема – закрывает задвижку на трубопроводе отвода дождевых вод

– обеспечивает место слива нефтепродуктов первичными средствами пожаротушения;

– принимает меры к предотвращ разлива нефте

– организует установку автоцистерны на площадку для слива нефтепродукта;

– проверяет время следования автоцистерны от нефтебазы и делает отметку о времени прибытия на АЗС;

– проверяет сохранность пломб на горловине и сливномвентиле (сливной задвижке) автоцистерны;

– проверяет уровень заполнения автоцистерны (прицепа) "по планку".

С использованием водочувствительной ленты или пасты убеждается в отсутствии воды, отбирает пробу

Измеряет t и плотность нефтепрод,убеждается в соответствии данных (объем, плотность), указанных в

накладной, данным, полученным при контроле нефтепродуктав автоцистерне.

Убеждается в исправности технологического оборудования, трубопроводов, резервуаров,

Принимает меры для исключения движения авто на расст ближе 3-х м.от места слива нефтепродуктов;

Выполнить слив нефтепродуктов из автоцистерны; не допуская переполнения или разлива;

Отсоединить сливные рукава; – внести в журнал поступления нефтепродуктов, в сменный отчет и товар-

но-транспортную накладную данные о фактически принятом количестве неф-

тепродукта;

Запрещается производить прием нефтепродуктов в следующих случаях:

– при неисправности технич и технологич оборудования АЗС;– неисп сливного устройст автоцистерны;

– неисправ.заземляющего устройства автоцист;

– отсутствии товарно-транспортных документов либо их неправильоформлении;

– наличии в нефтепродукте воды и любого рода примесей;

– несоответствии или отсутствии документов, подтверждающих качествонефтепродуктов;

– во время грозы.

Выдача только через топлив маслоразд колонки в баки транспортных средств или тару потребителей

правила:– оператор контрол расположение тр средств. должно обеспечивать возможность их аварийной

эвакуации с территории АЗС; – во время заправки двигат заправляемого автомобиля выкл;

– пролитые на землю нефтепродукты должны бытьзасыпаны песком с послед его удалением

– расс между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть 3 метра

а находящимися в очереди – не менее 1 метра; – перед запр автобусов пассаж покидают салоны

вне территорииАЗС.

Оператор АЗС во время выдачи нефтепродуктов:

– обеспечивает постоян контроль за выполнправил заправки автотранспортных средств;

Сифонный трубопровод

Трубопроводы, в которых жидкость движется при давлении ниже атмосферного, называют сифонными

Сифонные трубопроводы, применяемые для слива нефтепродуктов из цистерн, не имеют нижнихсливных

приборов. При транспортировке в цистернах нефтепродуктов с малой вязкостью (бенз, керосины, дизельные топлива) . Для сифонного слива применяют специальные вакуумные установки.

Расчет сифонных трубопроводов осложнен из-за возможности возникновения в них кавитации.

Кавитация (от лат. «cavitas» – полость) – явление образования в движущейся жидкости полостей,

заполненных паром или газом. Онавозникает в тех случаях, когда давление в каком-либо месте потока

становитсяравным давлению насыщенных паров жидкости при данной температуре.

Следовательно, устойчивая работа трубопроводов или гидравлических

машин возможна только при отсутствии кавитации,

Сифонным называют самотечный трубопровод, часть которого расположена выше уровня

жидкости в сосуде (резервуаре), из которого подается жидкостьСифонные трубопроводы используют в качестве водосбросов гидротехнических сооружений, для слива нефтепродуктов из цистерн, опорожнения водо-

емов, при прокладке водоводов через возвышенности. Для приведения сифона в

действие его необходимо предварительно заполнить жидкостью.

Для проверки условий работоспособн сифона в нем выбирают сечение, где давление наименьшее

(«опасное» сечение). Такоесечение должно быть наиболее приподнято над уровнем жидк сечения а-а

где p п – давление насыщенных паров жидкости при данной температуре. Если p x p п , сифон будет работать .

24. темные нефтепродукты при понижении температуры воздуха становятся более вязкими,

теряют текучесть и их транспортирование без подогрева становится невозможным.

Подогрев осуществляется при хранении, транспортировке, приёмных и

раздаточных операциях.

Подогрев высоковязких и легкозастывающих нефтепродуктов следует производить до t

, обеспечивающей его кинематическую вязкость не более 600 мм2/с (сСт).

Температура подогрева мазутов не должна превышать 90 оС, а для масел – 60 оС.

Температура подогрева должна быть ниже температуры вспышки паров нефтепродукта

в закрытом тигле, не менее чем на 25 оС.

В качестве теплоносителя следует использовать водяной насыщенный пар или перегретую воду.

При соблюдении пожарной безопасностивозможно применение электрического подогрева.

Для подогрева нефтепродуктов применяют различные теплоносители: водяной пар, горячую воду,

горячие газы и нефтепродукты, электроэнергию.

часто применяют водяной пар , обладающ высок теплосодержанием и теплоотдачей, легко

транспортируемй и не представляющий пожарной опасности.

Обычно используют насыщенный пар давлением 0,3 – 0,4 МПа,нагрев нефтепродукта до 80 – 90 °С.

Горячие газы имеют ограниченное применение, так как они отличаются малой теплоемкостью,

низким коэффиц теплоотдачи, а также трудно организовать их сбор; используются при разогреве

нефтепродуктов в автоцистернах и в трубчатых подогревателях на НПЗ.

Электроэнергия – один из эффект теплоносит, но при использовании необходимо соблюдать проти-

вопожарные требования.

Существует несколько способов подогрева водяным паром :

Подогрев острым (открытым) паром заключается в подаче насыщенногопара непосредственно в

нефтепродукт, где он конденсируется, сообщая нефтепродукту необходимое тепло.

Этот способ применяют для разогрева топочного мазута при сливе из железнодор цистерн.

Недостаток – необходимость удаления в дальнейшем воды из обводнённогонефтепродукта.

Подогрев трубчатыми подогревателями заключ в передаче тепла от пара к нагрев продукту

через стенки подогревателя. Здесь исключается контакт теплоносителя с нефтепродуктом.

Пар, поступая в трубчатый подогреватель, отдает тепло нефтепродукту через стенку подогрева-

теля, а сконденсировавшийся пар отводится наружу, благодаря чему исключа-

ется обводнение нефтепродукта.

Циркуляционный подогрев основан на разогреве нефтепродукта тем же нефтепродуктом,

но предварительно подогретым в теплообменниках. Циркуляционный подогрев применяют в

основном при обслуживании крупных резервуарных парков, а также железнодорожных цистерн.

27, Конструкции подогревателей делятся на

Подогреватели при сливе нефтепродуктов из ёмкостей,

Подогреватели при хранении в резервуарах

Подогреватели трубопроводов.

Для подогрева в железнодорожных цистернах применяют следующие подогреватели .

1) Подогреватели острым паром по конструкции представляют собой перфорировтрубчатые шланги

помещенные в толщу жидкости, пар поступает через отверстия в шлангах.

Используются только для разогрева мазута,допускающего частичное обводнение.

2) Подогреватели глухим паром подразделяются на переносные и стационарные.

Переносные помещают в цистерну только на время разогрева, а поокончании их извлекают

Стационарные находятся внутри цистерны постоянно

Подогреватели изготавлив из дюралюминиевых труб;состоят из трех секций, помещаемых в цистерну

поочередно.

Электрический подогрев применяют для снижения вязкости темных нефтепродуктов (мазута, масел). Общая мощность электронагревателей достигает50 – 70 кВт.

Паровой змеевиковый подогреватель

Подогреватели в резервуарах выполняются в виде различных конструктивных форм – змеевиковые и

секционные из трубчатых элементов. Для лучшего подогрева их размещают по всему поперечному сечению резервуара.Наиболее часто применяют подогреватели, собираемые из отдельных унифицированных секций.

Наряду с общим подогревом всего нефтепродукта применяют и так называемый местный подогрев.

Местные подогреватели следует располагать поблизости от приемных и раздаточных устройств.

При циркуляционном методе подогрева нефтепродукт собирается из нижней части резервуара и насосом прокачивается через внешний подогреватель еплообменник. В этом случае внутри резервуара устанавливается кольцевой подающий трубопровод и местный подогреватель у заборной трубы. Теплооб- менники

устанавливают индивидуально у каждого резервуара.

В качестве электрических подогревателей применяют гибкие нагревательные элементы в виде отдельных

блоков. Они представляют собой эластичную ленту, состоящую из медных и нихромовых проволок,

сплетенных стеклонитью. Ленту закрепляют на трубопроводе и покрывают снаружи слоем тепловой

изоляции

Выбор места для нефтебазы

необходимо, чтобы площадка, предназначенная для строительства нефтебазы, отвечала инженер-

ным и геологическим требованиям. Отводимая для нефтебазы территория должна иметь

необходимые разрывы между границами участка и соседнимисооружениями.

Площадку желательно выбирать с наветренной стороны от населенных пунктов и соседних сооруж,

чтобы пары нефтепродуктов не относились на жилые дома, объекты с открытым огнем.

Для этого по данным метеорологических станций вычерчивается «роза ветров»

Во избежание распространения огня при растекании горящего нефтепродукта по поверхности воды и

по санитарным условиям речные нефтебазы следует располагать ниже по тече-

нию реки от ближайших населенных пунктов, промышленных предприятий,пристаней, мостов.

Важно при выборе площадки – удобное примыкание участка к транспортным магистралям.

На самой площадке или вблизи от нее необходимо иметь источник водоснабжен и энергоснабжен

для хозяйственных, производственных и противопожарных нужд.

Выбираемый участок должен обеспечивать удобный спуск ливневых и канализационных вод,

не причиняющий вреда населению. С целью снижения стоимости строительства вблизи площадки нефтебаз желательно иметь строительные материалы и рабочую силу.

По геологическим условиям желательно, чтобы площадка была сложена из

коренных пород, способных выдерживать удельную нагрузку не менее 0,1МПа.

Заболочен и заливаемые водами территории непригодны для нефтебаз,в1 случае придется проводить дорогостоящие и трудоемкие дренажные работы, во2 – возводить вокруг участка нефтебазы водозащит-

ную дамбу.

Окончательный выбор площадки нефтебазы делается по результатам анализа данных отчета

изыскательской партии в составе: начальника, инженерагеолога или инженера-гидрогеолога

инженера-строителя, техника-геодезиста,рабочих для производства разведочных выработок и

топографической съемки участка.

29 Нефтебазами называют предприятия, состоящие из комплекса сооружений и установок,

предназначенных для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов потребителям.

По назначению нефтебазы бывают самостоятельными предприятиями,

производящими прием, хранение и отпуск нефтепроду потребителям, и входящими в состав

пром, трансп и других предпр,предназнач для снабжения этих хозяйств.

Технологические процессы, на основные и вспомогательные.

К основным технологическим процессам относят:

– прием нефтепродуктов на нефтебазу;

– хранение нефтепродуктов в резервуарах и складах;

– налив нефтепрод в железнодорожн цистерны,нефтеналивные суда или перекач по трубопровод;

– отпуск нефтепродуктов потребителям в автоцистерны, бочки.

К вспомогательным процессам относят:

– очистку и обезвоживание (осветление) нефтепродуктов;

– регенерацию отработавших масел.

Нефтебазы подразделяются :

– по транспортным связям поступления и отгрузки нефтепродуктов

– нажелезнодорожные, водные(морские,речные), трубопроводные, автомобил и смешанные;

– номенклатуре хранимых нефтепродуктов – на нефтебазы для легковоспламеняющихся и

горючих нефтепродуктов и нефтебазы общего назначения;

Назначение и устройство АЗС. Оборудование

Автозап. станция (АЗС) – комплекс зд, сооруж и оборуд, огранич. участком площадки и

предназн. для заправки тр.средств (кроме гусенич. тр.) моторным топливом и маслом.

На АЗС и АЗК общее это: здание операторной, сооруж.для очистки сточных вод, для размещения

технологич. оборуд. информацион. табло(ассортимент нефтепродуктов),услуг,видов обслуж. трансп.

На АЗС -для персонала: адм, приема пищи, службы охраны,санузлов, кладов спецодежды, инстр,

зап. дет, приборов и оборуд. здания должны быть 1-2 степ огнестойкости.

На территор АЗС должны быть указатели расположения средств и систем пожаротушения

Допускается предусматривать помещ магазина без торгового зала.

основное – резервуары и оборудов,

Топливо разд колонки с аппаратурой управления и контроля

Технологичес трубопроводы

вспомогат - оборудов для хранения топлив и масел,

Оборуд для выдачи продукта- топливо масло смесе раздаточные колонки.

Оборуд для управления колонками

Оборуд для ТО и Р и мойки овто - топлив и сервисное оборуд для АЗК

Оборуд для защ. окр среды. – противопожарное оборуд. – молниезащита + СХЕМА

На АЗК , кроме того, должны быть пункты тех. обсл. авто и пунктов сервиса(магазин.кафе)

3 . Горизонтальные и вертикальные схема АЗС

Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом (далее - СУГ).

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.

Передвижная автомобильная газозаправочная станция (ПАГЗС) - АЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.

Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.

Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ

Доставка нефтепродуктов на АЗС может осуществляться автомобильным, железнодорожным, трубопроводным или водным транспортом. Нерасфасованные нефтепродукты отпускаются в баки автотранспортных средств и тару потребителей исключительно через топливо- и маслораздаточные колонки.

СХЕМА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА АЗС

Территория АЗС

Место расположения автозаправочной станции обозначается дорожным знаком "АЗС". Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть в исправном состоянии, обеспечивать свободный подъезд автотранспорта к каждой топливо-раздаточной колонке, сливным устройствам, пожарным водоемам, местам выгрузки тарных грузов.

Территория АЗС оборудуется канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов.

На территории АЗС выделяются и оборудуются места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также выделяются места для установки мусоросборников.

В зимнее время проходы и проезды на территории АЗС регулярно очищаются от снега и льда.

При производстве ремонтных работ на территории АЗС котлованы, ямы, траншеи, должны быть надежно ограждены. По окончании ремонтных работ покрытие территории должно быть восстановлено.

При выполнении ремонтных работ на территории АЗС в котлованах, ямах, траншеях осуществляется контроль за состоянием воздушной среды в них.

В случае обнаружения паров нефтепродуктов, работы необходимо прекратить до полной дегазации котлована и анализа состояния воздушной среды в нем.

В случае ограждения территории АЗС ограждающие конструкции должны быть продуваемые и выполнены из негорючих материалов.

Не допускается озеленение территории АЗС деревьями хвойных пород, деревьями, кустарниками и травами, выделяющими волокнистые вещества или опушенные семена. На территории АЗС должно быть обеспечено постоянное скашивание и удаление высохшей травы, вырубка поросли деревьев и кустарников, сбор и удаление опавшей листвы.

Территория АЗС в темное время суток должна иметь среднюю горизонтальную освещенность в соответствии со строительными нормами и правилами.

Выполнение любого рода ремонтных работ транспортных средств на территории АЗС запрещается, если это не предусмотрено проектом.

На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств под зданиями и сооружениями, а также подземных сооружений (туннели, каналы и т.п.) запрещается. Приямки для ТРК, кабельные колодцы, технологические колодцы должны быть засыпаны негорючим материалом.

Стоянка транспортных средств на территории АЗС запрещена, кроме парковок и стоянок, определенных проектом.

Данный комплекс, как и другие объекты сети, напоминает нечто среднее между самолетом и аэропортом. АЗК расположен на 33 км Средневыборгского шоссе, на пересечении с дорогой на деревню Елизаветинку, и эксплуатируется ООО «Фаэтон - топливная сеть номер 1».

На станции установлена автомойка. Высокоскоростное оборудование немецкой фирмы Christ работает в нескольких режимах и позволяет мыть и полировать до блеска не только корпус, но и колесные диски автомобиля, что является уникальной услугой в Санкт-Петербурге. И что особенно ценно - при минимуме времени на приведение автомобиля в порядок. Буквально несколько минут, и машина сияет чистотой, отмечают в компании.

На данной автоматической мойке установлены порталы фирмы Christ (серии 166) - это новейшее оборудование для бесконтактной мойки, обладающее высоким давлением, благодаря которому в значительной мере снижаются расходы воды и моющих реагентов. В работе мойки используется 90% оборотной воды и высококлассные системы локальных очистных сооружений, что позволяет не наносить вред окружающей среде и заботиться об экологии.

Автозаправочная станция (АЗС) — это комплекс зданий, сооружений и оборудования, ограниченный пределами площадки и предназначенный для заправки транспортных средств (кроме гусеничного транспорта) моторным топливом.

На АЗС также организуются продажа масел, консистентных смазок, запасных частей, принадлежностей к автомобилям и другим транспортным средствам, прием от владельцев индивидуального транспорта отработанных масел и мелкой тары из-под нефтепродуктов, техническое обслуживание. Кроме того, на АЗС оказывают сервисные услуги по обслуживанию автотранспорта, его владельцев и пассажиров.

Автозаправочные станции классифицируются:

■ по конструктивному исполнению;

■ по функциональному назначению;

■ по количеству реализуемых топлив;

■ по способу размещения резервуаров;

■ по нормативным параметрам типовых проектов;

■ по размещению на местности;

■ по количеству оказываемых услуг.

По конструктивному исполнению различают стационарные, контейнерные и передвижные автозаправочные станции. Стационарные АЗС представляют собой капитальные сооружения, включающие здания, резервуары, технологические трубопроводы, топливораздаточные колонки, очистные сооружения и различные системы обеспечения технологического процесса. Они могут обеспечить заправку до 1500 транспортных средств в сутки и до 170 заправок в час в пиковых нагрузках. Контейнерные АЗС характеризуются размещением основного и вспомогательного оборудования (в том числе резервуаров) в блок-контейнерах заводского изготовления. Передвижные АЗС являются мобильной технологической системой на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе. Они выполнены как единое заводское изделие и предназначены для розничной торговли топливом.

По функциональному назначению автозаправочные станции бывают общего пользования и ведомственные. На АЗС общего пользования осуществляется заправка любых автомобилей, независимо от их вида собственности и ведомственной принадлежности. Отпуск нефтепродуктов на них производится либо за деньги, либо по карточкам. АЗС общего пользования обычно располагаются в местах наибольшего скопления автомобилей: на автомагистралях, у автостоянок, в местах пересечения дорог и т.п. Ведомственные автозаправочные станции (их называют топливозаправочными пунктами) обычно располагаются на территории тех предприятий, автомобили которых они заправляют. Поскольку в этом случае используются местные условия предприятий, их конструкция зачастую отличается от конструкции станций общего пользования при абсолютно одинаковых общих требованиях к ним.

По количеству реализуемых топлив различают традиционные и многотопливные автозаправочные станции. Традиционные АЗС предназначены для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом. Многотопливные АЗС обеспечивают заправку транспортных средств двумя или тремя видами топлива, в том числе жидким моторным топливом (бензин и дизельное топливо), сжиженным углеводородным газом (сжиженный пропан-бутан) и сжатым природным газом.

Технические характеристики типовых стационарных АЗС

Показатели

Количество заправок в сутки

250-500 i 500-1000

1. Типовые АЗС (без пунктов технического обслуживания автомобилей)

1.1, Площадь земельного участка, га

1.2. Количество заправочных постов, шт.

— топливо

1.3. Количество резервуаров:

— для топлива (по 25 м 5)

— для масла (5 м 4)

— для отработанных масел

1.4. Номера типовых проектов

2. Типовые автозаправочные станции с пунктами технического обслуживания автомобилей

2.1. Площадь земельного участка, га

2.2. Количество заправочных постов, шт.

— топливо

2.3. Количество резервуаров:

— для топлива (по 25 м 3)

— для масла (5 м: ")

— для отработанных масел (5 м 3)

2.4. Потребляемая электрическая мощность, кВт:

— освещение

— силовая

— отопление

— нагрев воды

2.5. Номера типовых проектов

Примечание. При организации автозаправочного комплекса (АЗК) с мойкой, пунктом сервисного обслуживания потребителей, магазинами и т.п. площадь земельного участка под строительство увеличивается по сравнению с указанной в таблице на величину площади, необходимой для размещения дополнительных зданий и сооружений, а также подъездных путей к ним и дополнительных стоянок для автомобилей.

По способу размещения резервуаров автозаправочные станции бывают: а) с подземным расположением; б) с наземным расположением; в) с расположением на транспортном средстве. Наземное расположение резервуаров характерно для стационарных АЗС, надземное — для контейнерных АЗС и некоторых стационарных АЗС (например, в случае высокого уровня грунтовых вод), на транспортном средстве — для передвижных АЗС.

Нормативные параметры типовых проектов АЗС

Количество резервуаров РГС25, шт.

заправки

портного

средства,

заправка,

Площадь АЗС, га

По размещению на местности автозаправочные станции бывают дорожные, городские, сельские и речные. Дорожные АЗС располагаются вблизи автомобильных дорог. Их мощность зависит от заправок в сутки. Городские АЗС размещаются на территории городов вне жилой застройки; их мощность — до 1000 заправок в сутки. Сельские АЗС обеспечивают заправку автотранспортных средств сельскохозяйственных предприятий, организаций и населения всеми видами горючесмазочных материалов. Мощность их относительно невелика. Речные АЗС осуществляют заправку водных маломерных судов — катеров, моторных лодок и др.

По количеству оказываемых услуг АЗС подразделяются на собственно автозаправочные станции, осуществляющие только заправку автотранспорта топливом и маслами, и на автозаправочные комплексы (АЗК), на которых помимо заправки автотранспорта топливом и маслами осуществляются его техническое обслуживание и мойка, расположены магазины по продаже запчастей, расфасованных нефтепродуктов, а также расположены кафе, кемпинги и прочие объекты для оказания услуг автовладельцеам и пассажирам.

Площадка, намечаемая под строительство автозаправочной станции, должна в равной степени отвечать целому ряду требований в техническом, пожарном, санитарно-эпидемиологическом отношении.

Место расположения АЗС должно выбираться в соответствии с утвержденными генеральными планами развития транспортных магистралей и населенных пунктов. Запрещается строительство автозаправочных станций в водоохранной зоне. Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними.

Рельеф местности, где предполагается разместить АЗС, должен быть спокойным при небольших уклонах для обеспечения минимального объема земляных работ и стока поверхностных вод.

Площадка под АЗС, как правило, должна располагаться на землях, не пригодных для сельскохозяйственного использования. Выбранный участок должен быть незаболоченным, без прослоек торфа, не должен затапливаться талыми и паводковыми водами. Его не должны пересекать подземные инженерные коммуникации и воздушные линии электропередачи. Площадка АЗС должна иметь удобные подъезды как для автоцистерн, так и для автотранспорта, въезжающего на ее территорию для заправки.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливается санитарно-защитная зона. Ее размер определяется на основании расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

АЗС должны располагаться таким образом, чтобы преобладающие ветры уносили пары нефтепродуктов в сторону от жилых, производственных и общественных зданий.

Минимальное расстояние от АЗС до внешних объектов, а также между ее зданиями и сооружениями принимается по Нормам противопожарной безопасности согласно таблице ниже.

Расстояние от края площадки автоцистерн до наземно расположенного технологического оборудования, навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м.

Планировка должна исключать вероятность растекания аварийно пролитых нефтепродуктов по территории АЗС и за ее пределы. Для этого на въезде и выезде с территории должны быть устроены пологие участки, высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, позволяющие также отводить ливневые и талые воды на очистные сооружения.

Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие, быть в исправном состоянии и обеспечивать свободный проезд автотранспорта к каждой топливораздаточной колонке, сливным устройствам, местам выгрузки грузов.

Минимально допустимые расстояния от стационарной АЗС до близлежащих объектов

Наименование объектов, до которых определяется расстояние

Расстояние от АЗС с подземными резервуарами, м

Расстояние от АЗС с надземными резервуарами, м

Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением указанных в строке 10)

Лесные массивы:

— хвойных и смешанных пород;

— лиственных пород

Жилые и общественные здания

Места массового пребывания людей

Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей

Торговые киоски

Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):

— маршруты электрифицированного городского транспорта (до контактной сети)

Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки)

Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС

Технологические установки категорий Ан. Бн, Гн здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007

Линии электропередачи, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции)

Склады: лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа

Движение транспортных средств на территории АЗС,как правило, должно быть односторонним. При этом должны быть предусмотрены раздельные въезд и выезд.

Территория станции должна быть освещена в соответствии с действующими нормативами. Места заправки и слива нефтепродуктов, при необходимости, могут быть оборудованы дополнительным освещением.

Ограждение АЗС (при его наличии) должно быть продуваемым. Не допускается озеленение ее территории деревьями хвойных пород, а также деревьями, кустарниками и травами, образующими при цветении волокнистые вещества или опушенные семена. На площадке АЗС должны быть обеспеченны постоянное скашивание и удаление высохшей травы, вырубка поросли деревьев и кустарников, сбор и удаление опавшей листвы.

Устройство подземных помещений, подпольных пространств под зданиями и сооружениями, а также туннелей, каналов и т.п. на территории АЗС запрещается. Приямки для топливораздаточных колонок, кабельные и технологические колодцы должны быть засыпаны негорючим материалом.

На территории АЗС выделяются и оборудуются места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов. Ее освещение в темное время года, особенно места заправки и слива горючего, должно соответствовать существующим нормам.

Схемы генеральных планов АЗС должны учитывать следующие основные технологические требования:

■ возможность заправки топливом автотранспортных средств с левосторонним, правосторонним и двухсторонним расположением топливных баков;

■ независимый подъезд автотранспортных средств к заправочным колонкам;

■ минимальную протяженность коммуникаций топлива;

■ оптимальные радиусы поворота для автотранспорта;

■ достаточную зону отстоя для машин, ожидающих заправки;

■ возможность визуального контроля мест заправки из здания АЗС оператором.

Принципиальная технологическая схема традиционной АЗС приведена на рисунке ниже.

Она включает сливные муфты 1, сливные фильтры 2 и задвижки 3, размещенные в сливном колодце, трубопроводы наполнения (приема нефтепродукта) 4, резервуары для топлива 5-8, оснащенные дыхательными клапанами И с огнепреградителями 12, обратные клапаны 9, установленные на трубопроводах выдачи (отпуска) нефтепродукта 10, а также топливораздаточные колонки 13.

Принципиальная технологическая схема традиционной АЗС с трехпродуктовыми колонками (аварийная емкость условно не показана):
I — линия наполнения; II — линия выдачи; III — линия деаэрации; 1 — муфта сливная; 2 — фильтр сливной; 3 — задвижка;
4 — трубопровод наполнения; 5, 6,7,8 — резервуары для топлива; 9 — клапан обратный; 10 — трубопровод выдачи; 11 — клапан дыхательный;
12— огнепреградитель; 13— топливораздаточная колонка

Движение горючего через АЗС осуществляется следующим образом. Топливо, доставленное автоцистернами, по гибким рукавам поступает в сливные муфты 1 и далее,пройдя через сливной фильтр 2 и задвижку 3, по трубопроводу наполнения 4 поступает в резервуар 5 (или 6-8). Вытесняемая при этом паровоздушная смесь через дыхательный клапан 11 поступает в атмосферу. При выдаче топлива оно проходит через обратный клапан 9 и по трубопроводу выдачи 10 через соответствующую открытую задвижку поступает в топливораздаточную колонку 13.

При проектировании АЗС требования самого заказчика, как правило, сводятся к следующим пунктам:

  • изготовление сооружений из сборных, легких элементов, дающих возможность сборки в короткие сроки и исключающих необходимость частой окраски наружных стен;
  • наличие готовой рекламы, встроенной мебели;
  • возможность получения сборного технологического оборудования, т.е. подземных резервуаров в сборе с арматурой, замерной аппаратурой, с использованием герметизации топливораздаточных колонок с автоматикой и готовых бетонных плит для укладки на территории АЗС;
  • обеспечение максимальной пропускной способности на АЗС путем возможной вариации в размещении технологического оборудования, создающей направленные потоки автомашин за необходимой маркой топлива и обеспечивающей максимальный обзор рабочей зоны территории АЗС из помещения заправщика;
  • максимальное использование автоматики в управлении заправкой автомашин;
  • простота обслуживания оборудования, сооружений и территории АЗС.

Схемы генеральных планов АЗС должны учитывать следующие основные технологические требования:

  • возможность заправки топливом автотранспортных средств с левосторонним, правосторонним и двусторонним расположением топливных баков;
  • независимый подъезд автотранспортных средств к заправочным колонкам;
  • минимальную протяженность коммуникаций топлива;
  • оптимальные радиусы поворота для автотранспорта;
  • достаточную зону для машин, ожидающих заправку;
  • возможность визуального контроля мест заправки из здания АЗС оператором должна определяться нормами.

Для строительства АЗС должен быть отведен участок с учетом существующей застройки и генерального плана реконструкции данного района. Размеры участка определяются пропускной способностью АЗС условиями ее работы, типами заправляемых машин, а также расположением въезда и выезда с территории АЗС на основную дорогу.

На территории АЗС размещаются здание станции, островки с заправочным оборудованием, островки над резервуарами.

Если снабжение АЗС теплом в зимнее время для отопления и технологических целей проектируется от собственной котельной на дизельном топливе, то на территории станции предусматривается специальный резервуар. На станциях, выполняющих отдельные операции технического обслуживания автомобилей, строятся специальные помещения или открытые площадки.

Практика проектирования и исследований условий работы современных АЗС показывает, что наиболее приемлемы три схемы расположения колонок: диагональная, параллельная и перпендикулярная. Названия схем определяют расположение по ним островков с колонками в одну линию по диагонали к автомагистрали, параллельно или перпендикулярно к ней.

Ориентировочно можно считать, что общая площадь АЗС, соответственно, на 500 заправок должна составлять не менее 1500 м 2 , на 750 – 3000 м 2 , на 1000 – 4000 м 2 .

При определении числа топливо- и маслораздаточных колонок принимается пропускная способность каждой колонки 15 автомобилей в час при коэффициенте использования колонок 0,6. Иногда число топливораздаточных колонок на АЗС увеличивается сверх расчетных ддя более удобных условий заправки, например для одновременной заправки автомобиля с двумя баками, расположенными с обеих его сторон.

Для определения емкости резервуаров для топлив и масел средняя величина заправки автомобиля принимается 50 л топлива и 2 л масла.

Ёмкость резервуаров для хранения топлив и масел определяется исходя из трёх - пятидневного запаса. Запас рассчитывается в зависимости от количества сортов топлив и масел, которыми обеспечивается АЗС, а также от условий и дальности доставки нефтепродуктов от нефтебазы.

На АЗС предусматривается хранение и отпуск двух-четырех сортов бензина, одного сорта дизельного топлива, и одного- двух сортов масел.

По опыту существующих АЗС обшая ёмкость резервуаров распределяется примерно следующим образом: под бензин - 70-80% ёмкости, под дизельное топливо 15 -25% и 5-8% под масло.

Расположение оборудования и сооружений АЗС должно быть удобным для работы обслуживающего персонала и водителей заправляемых машин, а также должно обеспечивать минимальную протяженность трубопроводов для топлив и масел по территории станции.

Расположение колонок должно допускать возможность двухсторонней заправки и удобного подъезда автомобилей к колонкам и выезд их после заправки с территории АЗС.

При расстановке колонок на территории АЗС необходимо иметь в виду, что легковые и грузовые автомобили и автобусы заправляются с левой стороны, автомобили с дизельными двигателями - с правой, а заправка машин с двумя баками производится с двух сторон.

Всё заправочное оборудование устанавливается на островках, высота которых 200+300 мм от проезжей части. Ширина островков должна быть не менее 1,2+1,0 м.

Наилучшим расположением заправочного оборудования на итории АЗС следует считать такое, при котором островки с колонками асположены между путями въезда и выезда автомобилей, а продольная ось островка параллельна направлению движения автомобилей.

Расстояние между топливораздаточными колонками на островке обычно принимают 10÷12 м (из расчёта грузового автомобиля). Длина островка для двух топливораздаточных колонок около 14 м. Между двумя топливораздаточными колонками не островке можно разместить масло- и воздухо-, водораздаточные колонки.

Радиусы закруглений проездов по территории АЗС, измеряемых по осям проездов, для легковых автомобилей должны быть не менее 6,5 м, а для грузовых - не менее 14 м.

Для сокращения обслуживающего персонала и увеличения пропускной способности станции целесообразно применять заправочное оборудование с дистанционным управлением из центрального пункта использовать самообслуживание.

При дистанционном управлении работой колонок из центральнаного пункта необходимо предусматривать звуковую или световую сигнализацию между оператором и водителем, находящимся на месте заправки.

Схема стационарной АЗС

Рассмотрим схему стационарной АЗС, имеющей подземное размещение резервуара, снабженной огневыми предохранителями.

Резервуар 2 полностью заглублен в землю так, что его наивысший уровень находится на расстоянии не менее 0,2 м от поверхности земли. Крепится резервуар к бетонному основанию (фундаменту) 1 с помощью металлических хомутов 15. При отсутствии грунтовых вод в месте размещения резервуара возможна его установка без фундамента, прямо на песчаную подушку. В крышке горловины резервуара размещены: приемная 7, всасывающая 11, мерная 9 и воздушная 5 трубы. Приемная труба 7 своим наружным концом выведена в приемный люк 3 и сообщается с ним через топливный фильтр 6. Внутренний конец приемной трубы расположен ниже обратного клапана 14 всасывающей трубы 11 в так называемом «мертвом» остатке бензина, который создает гидравлический затвор. Он предохраняет поступление воздуха в резервуар при его заполнении и служит одновременно для огневой защиты.

Топливный фильтр 6 снабжен также сетчатым фильтром, находящимся во впускном патрубке, выполняющем роль огневого предохранителя. Угловые огневые предохранители 8 и 10 установлены в воздушной 5 и всасывающей 11 трубах. Кроме того, конец воздушной трубы, выведенный в атмосферу, также имеет огневой предохранитель 4 (гаситель пламени).

Внутри мерной трубы 9 расположен щуп с нанесенными делениями, которые в объемных единицах указывают степень наполнения резервуара. В современных АЗС процесс контроля уровня топлива и его учет выполняется при помощи автоматических устройств.

Одним из них является переносной электронный уровнемер «Hermetic», который предназначен для учета нефтепродуктов в резервуарах. Уровнемер «Hermetic», называемый еще погружной рулеткой, обеспечивает одновременное измерение уровня жидких сред и температуры. Весит прибор около 4 кг и имеет точность измерения уровня ±2 мм, питается от батареи напряжением в 9 вольт.

Всасывающая труба 11 наружным концом соединена с раздаточной колонкой 12. В целях предохранения всего оборудования АЗС от разряда статического электричества резервуар 2 для топлива имеет заземляющее устройство 16. Огневые предохранители, устанавливаемые в трубопроводах оборудования станции, представляют из себя так называемую латунную сетку, имеющую от 144 до 220 ячеек на 1 см 2 . Ее помещают между фланцами защищаемой трубы в два слоя с зазором 3 – 5 мм.

Принципиальная технологическая схема АЗС

Принципиальная технологическая схема типовой традиционной АЗС приведена на рисунке слева.

Технологические схемы АЗС с горизонтальным и вертикальным расположением резервуаров приведены на рисунке справа.

Монтажные параметры оборудования прелставлены в таблице.

Монтажные размеры оборудования АЗС

Параметр Значение параметра
Расстояние от конца приемного клапана до дна резервуара а, мм 150
Расстояние от дна сливной трубы до дна резервуара a 1 , мм 100
Заглубление резервуара (крышки горловины), не более h, мм 1200
Заглубление технологических трубопроводов, не менее b, мм 200
Расстояние от колонки до резервуара с топливом, не более L, мм 30000
Расстояние от поверхности земли до «дыхательного» клапана резервуара, не менее h 1 , мм 2500
Давление открытия дыхательного клапана, МПа 0,01 – 0,025
Минимальный уклон технологических трубопроводов к резервуарам (% от длины):
- сливного 0,5
- всасывающего 0,2
- вентиляционного 0,2

Технические характеристики АЗС

Строительство АЗС может вестись как по типовым проектам, так и по индивидуальным.

Технические характеристики типовых автозаправочных станций


Типы автозаправочных станций Количество заправок в сутки
250...500 500...1000
Типовые АЗС (без пунктов технического обслуживания автомобилей)
0,35...0,4 0,4...0,5
- топливо 5...6 8...10
- масло 4 4
Количество резервуаров
– для топлива (по 25 м 3) 5...6 8...10
- для масла (5 м 3) 4 4
Номера типовых проектов 503...204
503...205
503...202
503...203
Типовые автозаправочные станции с пунктами технического обслуживания автомобилей
Площадь земельного участка, га 0,4...0,45 0,47...0,55
Количество заправочных постов, шт.
- топливо 3...8 10...12
- масло 4 4
Количество резервуаров
– для топлива (по 25 м 3) 3...8 10...12
- для масла (5 м 3) 4 4
- для отработанных масел (5 м 3) 1 1
– освещение 2...7,4 6,6...7,4
- силовая 3,9...19 20...21
- отопление 7,3...25 25
- нагрев воды 12 12
Номера типовых проектов 3793
3794
3795
3796
Контейнерные автозаправочные станции (КАЗС)
Площадь земельного участка, га 0,06...0,13 0,12...0,21
Количество заправочных постов, шт. 2...4 4...8
Количество резервуаров
– для топлива (по 9 м 3) 2 4
- для масла - -
- для отработанных масел - -
Потребляемая электрическая мощность, кВт
– освещение 3,8 4,2
- силовая 4,0 5,8
- отопление 9,0 9,0
- нагрев воды - -
Номера типовых проектов «Типовые решения КАЗС на магистралях и в населенных пунктах»
Схемы АЗС