Методы прогнозирования спроса на товары. Прогнозирование спроса

А в данной статье поговорим об основах — о тибетском буддизме — философии, теории и практике. И кто знает — вдруг найдём какой-нибудь практический вывод.

Тибетский буддизм, тантра и Далай Лама — можно сказать, что они родственники. Так, тибетский буддизм создавался, чтобы очистить существенно исказившиеся теоретические основы и практику существовавшего на то время буддизма. Но начнём с начала и разберёмся с терминами.

Далай-ламы — линия передачи (тулку) в тибетском буддизме школы гелуг. В 1578 г. правитель монголов-тумэтов Алтан-хан вместе со своим народом принял буддизм от одного из высших лам школы Гэлуг и дал ему титул Далай-лама. По представлениям тибетского буддизма, Далай-ламы являются инкарнацией бодхисаттвы сострадания.

Гэлуг, также Гелуг — традиция буддийского монастырского образования и ритуальной практики, основанная в Тибете ламой Чже Цонкапой (1357—1419). Более известна в монголоязычном мире как «жёлтая вера» (монг. шарын шашин). «Далай» означает в монгольском языке «океан», «лама» (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому «гуру», и имеет значения «учитель» или «монах».

Уникальным для тибетского буддизма является начавшаяся в XIII веке традиция передачи как учения, так и духовной и светской власти в рамках линий перерождений (тулку) видных буддийских деятелей. Это резко отличает тибетскую цивилизацию от других, где преобладают такие способы избрания лидеров, как наследственный и выборный. В своём развитии данная идея привела к объединению духовной и светской власти в линии Далай-лам.

Начиная с XVII века вплоть до 1959 года Далай-ламы имели титул правителя Тибета, руководя страной из Лхасы. Далай-лама претендует на то, чтобы считаться также главой всего тибетского буддизма, хотя это и вызывает вполне законную оппозицию в трёх остальных школах. которые имеют своих признанных лидеров, независимых от Далай ламы и Гэлугпы. Но как бы то ни было, Далай Лама выбирается на основе линии перерождений.

После смерти Далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации (тулку, тиб. sprul sku), маленького ребёнка, который должен обладать определёнными признаками и пройти тесты. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребёнок отправляется во Лхасу, где проходит обучение под руководством опытных лам. Основную роль в признании Далай-ламы играет Панчен-лама.

Панчен-лама — второй по рангу лама после Далай-ламы в школе Гелуг тибетского буддизма. Панчен-ламы — линия перерождений (тулку), существующая с начала XVII века. Представители этой линии считаются эманациями будды Амитабхи. «Панчен-лама» означает «великий учёный», от санскритского paṇḍit (пандит, учёный) и тибетского chen (великий).

Панчен-лама несёт частичную ответственность за нахождение реинкарнации следующего Далай-ламы, и наоборот. При этом поиск следующей реинкарнации является вопросом сугубо религиозным, связанным со сложными ритуалами и выработанными традициями. При поиске Панчен-ламы окончательное решение должен принимать Далай-лама.

В 1959 году, после того как в У-Цанг вошли войска НОАК и Далай-лама XIV бежал в Индию, Панчен-лама X стал главной политической фигурой в Тибете. Однако спустя девять лет он был посажен в китайскую тюрьму, и освобождён в 1977 г., при этом до 1982 г. он содержался в Пекине под домашним арестом. В 1983 г. он женился на китаянке, у него родилась дочь. Для ламы школы Гелуг такое поведение является необычным. В 1989 г., находясь в Шигадзе, он неожиданно умер в возрасте 51 года. Известно, что перед этим он произнёс речь с осуждением китайской оккупации Тибета. Некоторые организации критиковали его, называя китайской марионеткой, однако Далай-лама и большинство буддийских лам и учёных считали, что он делал всё возможное, попав в трудную ситуацию и пытаясь помочь людям.

14 мая 1995 года Далай-лама объявил новым Панчен-ламой шестилетнего Гендуна Чокьи Ньиму. Китайское правительство немедленно отреагировало, и "назначило" другого ребёнка — Гьялцэна Норбу, а Гендун Чокьи Ньима был взят «под защиту» властями КНР, его местонахождение с тех пор неизвестно. Большинство верующих не признает Гьялцэна Норбу подлинным Панчен-ламой, т.к. вся система "назначений" высших лам партийными чиновниками КНР грубо противоречит религиозным канонам.

Таким образом, правительство Китая, несмотря на отсутствие какого-либо духовного статуса, пытается взять на себя процедуру выборов новой реинкарнации, опираясь на прецедент во время правления императора Хунли династии Цин, который применял процедуру выборов Далай-лам и Панчен-лам с помощью жребия, золотой урны и шариков с именами. Недавно такую практику применили для назначения Панчен-ламы, которые теперь должен якобы обладать полномочиями для избрания нового Далай-ламы. Возможность такой подтасовки по политическим мотивам после смерти Далай-ламы вызывает опасения тибетцев.

Далай-лама XIV заявил, что новый Далай-лама не будет рождён на территории Китайской Народной Республики, и вполне возможно вообще не будет перерождён. Однако, он обратил внимание, что ему нужно будет продолжать незаконченную работу, и если ситуация на Тибете не изменится, он всё-таки переродится. Он отмечал, что институт Далай-лам уже выполнил свои цели и может прекратиться.

Итак, Далай Лама — линия передачи власти в школе гэлуг тибетского буддизма. Непосредственным источником вдохновения для традиции Гэлуг стала традиция тибетского буддизма Кадампа. Тогда как нравственные и этические нормы были введены монахом Чжэ Цонгкхапой.

Одной из главных целей письменных трудов, учений и практики Чжэ Цонгкхапы было очищение тибетского буддизма. Его очень беспокоили нарушения монашеской дисциплины , которые к тому времени стали обычным явлением в монастырях Тибета, неверные толкования Дхармы, а также деградация тантрической практики. В особенности он критиковал распространившиеся среди тибетских тантриков сексуальные практики , что, по его мнению, было несовместимо с высокими монашескими идеалами, о которых учил Будда.

В традиции Гэлуг особое внимание уделяется нравственности, монашеская дисциплина рассматривается как идеальная основа для религиозного образования и практики. Вследствие этого подавляющее большинство гэлугпинских лам — монахи, а наставник-мирянин в этой традиции — большая редкость. Кроме того, в традиции считается, что серьёзная философская подготовка является необходимой предпосылкой для эффективной медитации, а, следовательно, как Тантра, так и Сутра (своды философских текстов в виде диалогов) подвергаются всестороннему анализу в ходе философских диспутов.

Теперь в тибетском буддизме тантра — это один из путей просветления, связанный с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением. Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды.

Занятия тантрой, индивидуальные и коллективные, могут осуществляться только под руководством гуру — опытного ламы. Некоторые ритуалы и символы выглядят с точки зрения посторонних страшными или отталкивающими, поэтому для занятий тантрой требуется посвящение учителя и подробные объяснения. Разглашение или популяризация деталей тантрической практики не принята, система посвящений предназначена для защиты учения от профанации, а также передачи важнейших наставлений и создания у практикующего связи с линий преемственности.

Кстати, одна из наиболее известных тантр — это тантра, в тибетской традиции считающаяся вершиной тайн Ваджраяны (тантрического направления в буддизме). Инициацию Калачакры осуществляют несколько учителей, наиболее известна инициация, проводимая Далай-ламой.

Инициация Далай-ламы проводится при большом скоплении народа (до 200 000 человек), нередко более десяти тысяч человек и сопровождается детальным объяснением учения, длящимся более недели.

Несмотря на массовость, Калачакра считается сложной практикой, и не ожидается, что все присутствующие смогут её принять и освоить.

Таким образом, тибетский буддизм, тантра и Далай Лама обЪединены в единое целое.

И когда вы в следующий раз посмотрите на обЪявление "Изучаем тантрический секс" на заборе — вспомните эту статью. И посмейтесь наивности тех, кто надеется чего-то достичь таким странным, далёким от действительных источников, способом.

Лама: В Викисловаре есть статья «лама» Содержание … Википедия

Буддизм в России … Википедия

Буддизм в России … Википедия

Буддизм в России … Википедия

Англ. Lama Gyurme Дата рождения 1948 год(1948) Место рождения … Википедия

Тхубтен Сопа Ринпоче (тиб. ཐུབ་བསྟན་བཟོད་པ་, Вайли thub bstan bzod pa; род. 1946, Тхами, Кхумбу, Непал), известный как Лама Сопа мастер тибетского буддиз … Википедия

Представлен сравнительно большим числом направлений. Это связано с разнородным составом иммигрантов в Бразилию. Здесь выделяется в первую очередь японская диаспора, поддерживающая ряд японских буддийских традиций. Позиции японских школ буддизма… … Википедия

Слово тибетское (в дословном переводе небесная мать),термин для обозначения лица, принявшего на себя монашеские обетыбуддизма. Появление этого термина в Тибете относится приблизительно к XIили к началу XII в., в Китае же он вошел в употребление… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

БУДДИЗМ - вероучение, возникшее в Др. Индии ок. сер. I тыс. до Р. Х. и в ходе последующего распространения и институционального оформления за пределами Южноазиатского региона ставшее одной из мировых религий. Латинизированный термин «Б.» не является… … Православная энциклопедия

Книги

  • Открытие Алмазного пути. Тибетский буддизм встречается с Западом , Лама Оле Нидал. Молодые датчане Оле и Ханна Нидал отправились в свадебное путешествие в Непал. Там они встретились с Гьялвой Кармапой XVI, главой традиции Кагью тибетского буддизма, и стали его учениками.…
  • Глубина славянского ума. Буддизм в вопросах и ответах. Том 1 , Лама Оле Нидал. СодержаниеДля линии преемственности Карма Кагью важнейшей является именно устная передача - это есть поучения, услышанные непосредственно от учителя. Данная книга составлена из ответов Ламы…

Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь- как правильно жить.

Буддизм считается самой миролюбивой религией в мире: ни одной мировой войны не было развязано под ее флагами, никогда сторонники буддизма не пытались насаждать религию насильно. И поистине воплощением духа буддизма является Далай-лама, нравственный ориентир для всех, кто придерживается этой религии.

Кто такой Далай-лама?

В переводе с монгольского «далай лама» означает «Великий учитель» или «Океан мудрости». Но этот перевод лишь частично описывает, кто же такой Далай-лама для буддистов. Сторонники этой религии верят, что Далай-ламы — это земное воплощение идеи сострадания, они приходят в мир, чтобы служить людям. Именно Далай-ламы становятся духовными, а до недавнего времени еще и светскими правителями и лидерами Тибета — китайской провинции, долгие десятилетия борющейся за свою независимость.

«Церемониальная роль? Это не для меня. Стать кем-то вроде королевы Великобритании? Я лично очень уважаю королеву, она замечательный человек. Но сама система? Если вы принимаете церемониальную должность, вы должны что-то делать! Иначе, вы будете просто куклой. Кто-то пишет заявление, а я должен его зачитать? Кажется, это называется марионетка». (Далай-лама XIV)

В поисках ламы

Далай-ламы не передают свой титул по наследству и не воспитываются с малых лет во дворцах. Они также не выбираются синклитом лам, хотя их немало в Тибете. Порядок определения очередного ламы заслуживает отдельного рассказа.

Известно, что буддисты верят в реинкарнацию — повторное земное воплощение. Поэтому после смерти одного Далай-ламы они начинают поиски следующего. Обычно ребенок, в котором возрождается дух Далай-ламы, рождается в Тибете, Монголии или Китае. Но между смертью одного ламы и рождением другого может пройти несколько месяцев или лет, поэтому процесс поисков нередко затягивается.

Что же делают для того, чтобы определить направление поисков? Для этого забальзамированное тело умершего Далай-ламы сажают на трон в определенной позе и ждут, когда голова его отклонится. Это и будет направление поисков. Затем ламы ищут другие знаки, например, ждут подсказок в водах священного озера. Есть в Тибете и специальный монах-пророк, который разгадывает различные знамения.
После обнаружения ребенка, который может служить воплощением Далай-ламы, ему необходимо пройти испытания. В частности, из предложенных вещей определить те, которые принадлежали прежнему Далай-ламе. Пройдя все эти ступени, даже самый обычный ребенок может стать духовным лидером Тибета.

Так произошло и с ныне здравствующим Далай-ламой XIV, который родился в 1935 году в семье простых крестьян. А в возрасте двух лет Лхамо Дхондруп был признан Великим Далай-ламой. Он покинул родительский дом, получил новое имя Тэнзин Гьяцо и в 1950 году был возведен на престол.

Духовный лидер

Достаточно долгое время Далай-лама, как было заведено испокон веков, совмещал духовную и светскую власть, являясь единоличным правителем Тибета. К сожалению, история распорядилась так, что Далай-лама XIV уже несколько десятков лет живет в изгнании. В 1950 году армия Китая, недовольного независимостью Тибета, захватила провинцию, где в 1959 году поднялось жестокое восстание против Китая. Стараясь погасить конфликт и по возможности избежать жертв, Далай-лама XIV и многие тысячи его сторонников нашли убежище в Индии, где сегодня существует так называемая «маленькая Лхаса» (название столицы Тибета). Он сложил с себя политическое руководство Тибетом, которое перешло к премьер-министру, и, насколько это известно, ведет с Китаем переговоры о предоставлении Тибету большей автономии.

«Тибетский вопрос — это не вопрос о личной судьбе Далай-ламы. Это вопрос о шести миллионах тибетцев и их культуре. Я один из них». (Далай-лама XIV)

Биография Далай-ламы

Конечно, Далай-ламу нельзя назвать «человеком, как все», хотя иногда кажется, что это так и есть. Тем не менее, чтобы стать духовным лидером и нравственным ориентиром для буддистов всего мира, он прошел очень долгий путь.

Который начался с обучения. Тэнзин Гьяцо изучал логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину, буддийскую философию, поэзию, музыку и драматическое искусство, астрологию и словесность. В возрасте 24 лет Далай-лама сдавал экзамены на степень доктора богословия. Прекрасное образование не заставило его забыть о своих корнях, и он даже подшучивает над собой: «Я родился в глубинке, там не было школы, скорее всего, без образования я стал бы крестьянином. Хотя я всегда интересовался техникой, так что был шанс стать трактористом».

Он много ездит и выступает с лекциями. Он встречается с верующими и отвечает на их вопросы. При этом организаторы его встреч подчеркивают, что Далай-лама не обращает внимания на одежду собеседника и обязательно угостит его чаем. А также рекомендует взять с собой на лекцию головной убор — часто Далай-лама общается с людьми прямо на улице и заботится о том, чтобы всем было комфортно. Он также предлагает своим сторонникам отказаться от мяса, но не настаивает на этом. А если у него выдается день без поездок и большого количества встреч, то он начинает его в 4 утра с медитации, а заканчивает около 7 вечера молитвой. Те, кто близко сталкивались с Далай-ламой, отмечают, что он очень прост в общении и молод душой. И что у него прекрасное чувство юмора.

Цитаты Далай-ламы

«Есть тибетская поговорка: девять раз потерпел неудачу, приложи в девять раз больше усилий. Люди, которые сегодня переживают трудные времена, должны сохранять уверенность в своих силах и оптимизм. Это будет правильно».

«Будь добрым и сострадательным человеком. Это внутренняя красота, которая меняет мир к лучшему».

«Сострадательный ум подобен переполненному сосуду: это неисчерпаемый источник энергии, решимости и доброты».

Помните, тишина — иногда самый лучший ответ на вопросы.

Если проблему решить можно — не стоит о ней беспокоиться, Если проблему решить нельзя — беспокоиться бесполезно.

Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное.

Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам.

Высокомерие никогда не оправданно. Оно происходит из низкой самооценки или временных, поверхностных достижений.

Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью и любовью, которые сделают мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе.

Любовь в ее самом чистом и возвышенном виде — это сильнейшее, абсолютное и безусловное желание счастья для другого человека. Это исходящее от сердца желание, не зависящее от того, как этот человек относится к нам. Тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии. Это общечеловеческое дело, единое условие выживания человеческой расы.

Я не отмечаю дни рождения. Для меня этот день ничем не отличается от других. В некотором роде каждый день — день рождения. Вы просыпаетесь утром, все свежо и ново, и главное, чтобы этот новый день принес вам что-то важное.

Каждый из нас несет ответственность за всё человечество. В этом заключается моя простая религия. Нет нужды в храмах, нет нужды в сложной философии. Наш собственный мозг, наше сердце — вот наш храм; наша философия — доброта.

Если Бог хочет сделать тебя счастливым, то он ведет тебя самой трудной дорогой, потому что легких путей к счастью не бывает.

Что ты ищешь? Счастья, любви, спокойствия духа. Не ходи искать их на другой край земли, ты вернешься разочарованным, огорченным, лишенным надежд. Поищи их на другом краю самого себя, в глубине своего сердца.

Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло — я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить ее впустую».

Могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Буддизм

Возможно, из-за неоднозначного восприятия тибетского буддизма западными учёными, термин лама исторически и, зачастую, ошибочно употреблялся для обозначения всех тибетских монахов. Аналогично, тибетский буддизм часто назывался ламаизмом , поскольку западные учёные и путешественники не воспринимали его как одну из форм буддизма вообще. В настоящее время использование понятия ламаизм считается некорректным.

Значение [ | ]

Название используется для того, чтобы оказать честь монахам или монахиням в школах Ньингма , Кагью и Сакья , передовых практиках Тантры , чтобы указать их уровень духовности и/или власти. Также может быть использовано для обозначения тулку и линий перерождения ламы, например, Далай-лама или Панчен-лама .

На Западе ламами называют также тех, кто добился значительных достижений в духовном самосовершенствовании.

Тибетский лама французского происхождения

Роль ламы [ | ]

Роль ламы - выявление ученика, его обучение практике .

«Буддийский учитель должен обладать качествами подлинного сочувствия и глубоким знанием Дхармы (Учения Будды). Кроме того, лама не только делится своим знанием - он должен практиковать то, чему учит, и доверять тому, что передаёт другим», - указывает Тринле Тхае Дордже

Ринпоче [ | ]

Ринпоче́ (также Римпоче) (тиб. རིན་པོ་ཆེ་ , Вайли : rin po che ) - буквально означает «драгоценный» - уважительный титул для именования высших лам и перерожденцев (

В июне 1955 года на бурятское село Зун-Оронгой обрушилась буря. Крыши домов были сорваны, деревья повалены, погиб скот. Когда стихия успокоилась, жители села увидели буддийских монахов, спешащих в сторону урочища Хухэ-Зурхэн. Через несколько часов монахи вырыли яму и достали из земли ящик, внутри которого находился человек. Так произошло обретение нетленного тела ламы Даши-Доржо Итигэлова.

Нетленный лама

Журнал: Тайны СССР №1, январь 2018 года
Рубрика: Мистика СССР

У бурят есть традиция: после смерти родителей их детей берут на воспитание родственники. Но у пастушка Даши-Доржо никого не было. Так что он рос один, за еду пас чужих овец. Когда ребёнок заявил, что станет хамбо-ламой (главой российских буддистов), над ним лишь посмеялись. Через несколько дней Даши-Доржо появился верхом на быке, держа в руке кол с человеческим черепом. Узнав об этом, местный лама предсказал, что у ребёнка и правда особое предназначение в жизни.

Из пастушка в мудрецы

Из села Даши-Доржо Итигэлов исчез, когда ему было 15 лет. Подросток ушёл в Анинский дацан, находившийся за 300 километров, где стал постигать учение Будды. Почти сразу юный монах привлёк внимание настоятеля монастыря Хойто Ламхая. Следуя традиции поощрения талантливых учеников, он назначил Итигэлову стипендию.
Так как Итигэлов принадлежал к казачьему сословию, то был обязан служить или заплатить в казну отступные. Настоятель Анинского дацана призвал жителей села Ойбонт внести за него плату. Деньги буряты платили 15 лет.
23 года Итигэлов учился, осваивая тибетский язык, логику, санскрит и буддийские тексты. Затем продолжил учёбу в Цугольском и Тамчинском дацанах, где обрёл знания по тибетской медицине.
Итигэлов получил наставление служить в Янгажинском дацане и там же преподавать буддийскую философию (чойра). Вскоре Даши-Доржо стал гэсхы-ламой соборного храма, а через шесть лет - настоятелем Янгажинского дацана.
Весной 1910 года глава буддистов Восточной Сибири XI Пандито хам-бо-лама Иролтуев собрался уйти на покой. Он предложил весьма уважаемому к тому моменту среди буддистов Итигэлову выставить кандидатуру на этот пост. Не сразу, но Итигэлов согласился участвовать в выборах. 19 марта 1911 года в Тамчинском дацане из десяти соискателей Даши-Доржо Итигэлов был избран XII Пандито хамбо-ламой, или, говоря проще, главой ламаистского духовенства Восточной Сибири и Забайкалья.

Уход из реальности

Вскоре новый Пандито хамбо-лама открыл ученикам тайну о своих трёх реинкарнациях. Они уже знали, что Итигэлов - это перерождение самого первого хамбо-ламы Заяева, принёсшего буддизм в Бурятию и на Алтай. Этот человек прожил 75 лет и перед смертью предсказал, что вернётся через этот же срок. Именно в указанном году и родился Итигэлов. Уже в наше время в Иволгинском дацане была найдена рукопись Итигэлова, где он написал о своих 12 реинкарнациях: пяти в Индии, пяти в Тибете и двух в Бурятии.
В начале 1913 года Итигэлов получил приглашение из Петербурга на празднование 300-летия дома Романовых. В столице глава буддистов провёл молебен за благоденствие императорской династии в строящемся дацане «Гунзэ-чойнэй». Позднее Николай II наградил его орденом Святого Станислава.
Незадолго до Октябрьской революции 65-летний хамбо-лама в связи со слабым здоровьем решил сложить с себя свои обязанности. Скорее всего, старик предвидел трудные времена для буддизма и страны в целом. Подтверждением надвигающегося хаоса стали события в Тамчинском дацане. Вернувшиеся с фронта буряты устроили там беспорядки. Узнав об этом, старик вскочил на коня и, по легенде, поскакал по поверхности Белого озера. Потом он спрыгнул в воду, и та расступилась перед ним. По сухому дну лама добрался до дацана, а когда вышел на берег, воды вновь сомкнулись. Поднявшаяся волна смыла часть святотатцев, остальные сбежали.
В 1921 году Итигэлов встретился с основателем буддийского храма в Петербурге Агваном Доржиевым. Последний вернулся из Монголии, где произошла революция. Итигэлов сожалеюще вздохнул: «Зря вы сюда вернулись. Лучше бы вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадёте к ним в руки - в живых они вас не оставят ». Доржиев, надеявшийся на перемены к лучшему, спросил в ответ: «Почему не уезжаете сами? ». Итигэлов ответил: «Меня они не успеют взять ».
Что имел в виду старик, стало ясно через шесть лет. 15 июня 1927 года, приняв позу лотоса, он сказал ученикам: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет» . Потом он попросил их прочесть «Нуга Намши» - молитву-благожелание по усопшему. Никто не решился сказать её перед живым учителем. Тогда он сам принялся читать «Нуга Намши», и ученики невольно начал повторять. Войдя в состояние медитации, мудрый старик вскоре впал в транс. Ученики поместили его тело в кедровый куб и закопали в землю в урочище Хухэ-Зурхэн.

Необъяснимый феномен

Спустя 28 лет, в 1955 году, XVII Пандито хамбо-лама Лубсан-Нима Дармаев распорядился извлечь из земли тело Итигэлова. По завещанию это нужно было сделать только в 1957-м, но сильный ураган показался буддистам знаком к действию. Удивительно, но в кедровом кубе они нашли тело ламы без всяких признаков разложения. Проведя обряды и сменив одеяние, ламы вновь погребли Итигэлова. В 1973 году XIX Пандито хамбо-лама Жамбал-Доржи Гомбоев извлёк куб с телом предшественника, и вновь оно поразило всех нетленностью.
7 сентября 2002 года XXIV Пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев нашёл место погребения Итигэлова, и через три дня ламы извлекли из земли куб с его телом. Судмедэксперт, присутствовавший при эксгумации, отказался единолично проводить исследования, не желая быть осмеянным коллегами.
Когда из столицы Бурятии прибыли ещё два опытных эксперта, они составили акт, в котором было зафиксировано: «Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись… Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведённом вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесённых травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено ».
Исследовать феномен нетленности Итигэлова взялись специалисты Российского центра судмедэкспертизы. По их просьбе буддийские власти предоставили им два миллиграмма биологических образцов ламы: волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики. Но на вопрос «Можно сказать, что лама жив? » заслуженный врач России профессор Виктор Звягин, проводивший исследования, дал однозначный ответ: «Нет. Температура тела ниже 20 градусов - абсолютный признак смерти ».
В индуистско-буддистских практиках есть специальные методики для сохранения нетленности тела: регулировка дыхания, специальная диета, очистительные процедуры, медикаментозная поддержка. Но не всем удаётся их постичь. Вероятно, Итигэлов, будучи практикующим буддистом высокого уровня, сумел подготовить тело к нетленности. В любом случае объяснить это феномен наука пока не в состоянии.
Поднявшийся вокруг нетленности тела Итигэлова ажиотаж дал повод для спекуляций. Поэтому по распоряжению хамбо-ламы Дамбы Аюшеева с января 2005 года все исследования нетленного ламы были приостановлены. Но верующие могут и сегодня узреть духовного учителя в той же позе лотоса в Иволгинском дацане.