Определение средней численности работников. Как рассчитать среднюю численность работников: примеры

Многие годы отраслевая структура экономики каждой отдельной страны, а так же целых групп и блоков стран в мировой экономике оставалась более-менее стабильной, не подверженной значительным изменениям пропорций. Так, до промышленных переворотов XVIII–XIX вв. в мировом хозяйстве почти безраздельно господствовала аграрная структура, при которой сельское хозяйство и смежные с ним отрасли были основным источником получения материальных благ. Во второй половине XIX - первой половине XX вв. в экономически развитых странах сложилась индустриальная структура хозяйства с ведущей ролью промышленности.

Однако современный этап экономического развития ведущих стран мира характеризуется крупными сдвигами межотраслевых пропорций. На это, в первую очередь, повлияли энергетический и сырьевой кризисы 1970-х гг., повлекшие удорожание энергоносителей и сырья, а, следовательно, издержек производства во всех без исключения отраслях промышленности и строительства. Это стимулировало вступление стран рыночной экономики в новый этап технологической революции, произошел переход к принципиально новым технологическим процессам, новым видам и образцам техники.

На этой стадии мир вступил в новый этап НТР, который оказал и оказывает на пропорции мирового хозяйства (МХ) очень большое воздействие. Под влиянием НТР начала формироваться принципиально новая структура, которую обычно называют постиндустриальной (или информационной) структурой.

Вызванные всем этим изменения сложившихся пропорций в экономике шли по двум направлениям:

Ускорение смены поколений продукции, выпускаемой в секторе новых наукоемких отраслей;

Реконструкция и модернизация традиционных ведущих отраслей экономики.

Характерные структурные изменения в современной мировой экономике состоят в следующем:

1. Идет ускоренный рост непроизводственной сферы (сферы услуг).

Для постиндустриальной структуры экономики, прежде всего, характерно изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами в пользу последней. При этом процесс повышения удельного веса промышленности уступает место сокращению ее доли, а затем и абсолютной численности занятых в индустриальном секторе хозяйства и материальном производстве в целом. Одновременно происходит рост сферы услуг, науки, образования, культуры.

Первой страной, где число занятых в непроизводственной сфере превысило число занятых в производственной сфере, были США; это произошло в 1955 г. И в наши дни США сохраняют мировое первенство по доле занятых в непроизводственной сфере (2/3).

Самым быстрорастущим сектором услуг в мире является сектор кредитно-финансовых услуг; наименее динамично развивающийся сектор - транспорт и связь. Изменился состав и характер услуг. В настоящее время услуги глубоко интегрированы в производство, выполняя функции по его обслуживанию: широкое распространение получили отрасли так называемого «духовного производства» (наука, образование), а также отрасли, связанные с восстановлением физических и творческих способностей человека (здравоохранение, отдых, развлечения, спорт, физическая культура, искусство и т. д.). Они стали непосредственно влиять на эффективность производства, превратились сегодня в один из важнейших факторов развития производительных сил (прежде всего, человека).

Структурные сдвиги в отраслях MX, если рассматривать их в длительных исторических рамках, проявились сначала в быстром росте первичных отраслей - сельское хозяйство и добывающая промышленность (довоенный период); вторичных - производство и строительство (послевоенные десятилетия); и в последнее время - третичных отраслей - инфраструктура промышленности, сфера услуг.

2. Происходит переход от базовых отраслей, являющихся ресурсоемкими, к наукоемким отраслям.

Наблюдается временная последовательность в приоритетности развития отраслей: сырьевые производства, капиталоемкие производства, материалоемкие производства, наукоемкие производства.

3. Сокращается доля сельскохозяйственного производства в ВВП; одновременно возрастает его эффективность.

НТР вызвала большие сдвиги и в структуре материального производства, в котором во всем мире занято 1,5 млрд чел. Они проявились, прежде всего, в изменении соотношения между промышленностью и сельским хозяйством в пользу первой. Это объясняется тем, что от развития промышленности в первую очередь зависит рост производительности труда во всех других отраслях хозяйства, снабжение населения товарами длительного пользования и пищевыми продуктами. Но это объясняется также и повышением интенсивности сельского хозяйства, которое благодаря агропромышленной интеграции все более приобретает индустриальный характер, превращаясь в своеобразный вид промышленного производства.

В развитых странах произошло образование аграрнопромышленных комплексов (АПК), что привело к улучшению использования сельскохозяйственного сырья и повышению качества конечных продуктов. Доля сельскохозяйственного производства в ВВП в развитых странах составляет 2,3%, в развивающихся - 15,4%.

4. Обрабатывающие отрасли в сфере материального производства становятся основными в структуре промышленности (23% ВВП и 83% промышленной продукции развитых стран; 20% и 73%, соответственно, в развивающихся странах).

Ведущими отраслями промышленности остаются машиностроение, электроэнергетика и химическая промышленность.

Машиностроение и электроэнергетика - потому, что они непосредственно связаны с НТП всей мировой экономики; они обеспечивают 20% всего производства предметов потребления. Машиностроение в развитых странах обеспечивает 28% ВВП, в развивающихся - 27% ВВП.

Химическая промышленность развивается, в основном, за счет появления многих видов синтетических материалов, получивших массовое применение в настоящее время.

Для легкой и пищевой промышленности характерны низкие темпы роста.

Металлургическая промышленность большей частью пребывает в экспрессивном состоянии, что предопределяется следующими причинами:

– в MХ применяются ресурсосберегающие технологии;

– широко используются новые конструкционные материалы, производимые химической промышленностью.

Объем выплавки стали по сравнению с рекордным уровнем 1970-х гг. значительно снизился. В металлургию сейчас осуществляются крупные капитальные вложения, направляемые не на расширение производственных мощностей, а на модернизацию оборудования с использованием достижений НТП.

5. Доля добывающей промышленности во всех подсистемах MX постоянно снижается в силу более экономного и рационального использования топлива и сырья (доля продукции добывающих отраслей в промышленности развитых странах составляет менее 5% ВВП; в развивающихся - около 7% ВВП).

6. В структуре внешней торговли за последнее десятилетие постоянно увеличивается доля продукции обрабатывающей промышленности.

Таковы основные структурные изменения межотраслевых пропорций MX. Указанные тенденции нашли отражение и в воспроизводственной структуре MX. Под влиянием НТП, в частности изменилась и технологическая структура капитальных вложений в обрабатывающей промышленности:

– значительные инвестиции направлялись на замену морально и физически устаревшего основного оборудования;

– крупные капвложения осуществлялись в экологически грязные отрасли: химия, металлургия, энергетика, целлюлозно-бумажная, цементная промышленность (осуществлялась реконструкция производства с целью снижения его негативного влияния на окружающую среду). В некоторых экономически развитых странах размер природоохранных расходов доходит до 16% валовых инвестиций.

Сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в и т. д.

В. В. Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности .

Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия .

Виды структуры национальной экономики:
  • экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;
  • неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц — культуру, образование и т.д/ Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики.

Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция — это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения — это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

Ж. Ломм предлагает противоположное значение структуры национальной экономики. Это устойчивые отношения между единицами национальной экономики , определяющие сущность национальной экономики во времени и пространстве.

Структура национальной экономики — это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:

  • домашнее хозяйство , подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;
  • социальная структура , исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики;
  • отраслевая структура , предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики — это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;
  • территориальная структура , предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики — разделение национальной экономики на различные ;
  • инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;
  • структура внешней торговли , предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера , возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов — географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

Специфика структуры национальной экономики России обусловлена тем, что она сформировалась на основании структуры СССР. В результате искусственного преобразования СССР была разрушена существующая структура национальной экономики, а далее происходило и происходит ее длительное становление.

Теории структурных реформ национальной экономики

Необходимость структурных реформ обычно связана с упадком национальной экономики, затяжным экономическим кризисом. В ситуации, когда функционирование национальной экономики не отвечает требованиям достойного , под давлением населения правительство страны вынуждено пойти на ряд крайних мер по изменению состояния национальной экономики — на структурные реформы.

Направление структурного реформирования национальной экономики определяется конкретными потребностями государства , его положением в , вырабатывается на основании оценки существующего положения страны и ее желаемого будущего состояния . На этапе соизмерения существующего состояния экономики и ее желаемого будущего состояния определяется набор конкретной методологии достижения необходимых экономических показателей.

Проведение структурных реформ национальной экономики всегда входит в поле деятельности государственного аппарата. Ни один хозяйственный субъект, кроме государства, не обладает достаточными ресурсами для того, чтобы осуществить структурное реформирование. Поэтому источником и разработчиком реформирования является только государство — государственный аппарат.

Программы структурных реформ

Для того чтобы структурные реформы были более эффективными, обычно они оформляются в виде программ — рассчитанных на долгосрочную реализацию, взаимосвязанных между собой мероприятий. Программы могут быть различными по своему содержанию, целям, задачам, методам оформления и отражают конкретные особенности национальной экономики.

В большинстве стран их разработка и реализация связана с потребностью создания необходимых условий для активного и устойчивого экономического роста или выхода из затяжного экономического кризиса. Обычно они направлены на решение нескольких масштабных экономических проблем .

В этом случае реформы ставят своей целью стабилизацию национальной экономики, включая несколько небольших структурных реформ, связанных с привлечением иностранного капитала в страну. Как правило, программы структурных реформ поддерживаются одной или несколькими , например . Но взамен этого они требуют серьезных изменений в законодательстве страны сообразно мировым нормам.

Реформа пенсионной системы является одним из наиболее действенных механизмов структурного реформирования национальной экономики. Здесь задача заключается в том, чтобы перейти к системе негосударственных , которые, как показывает практика, могут реализовать более эффективное управление доверенными им финансовыми средствами. Но полный уход государства не способствует установлению экономической стабильности — оно должно сохранить за собой право регулирования деятельности негосударственных фондов. Реформирование пенсионной системы наиболее сложная, но тем не менее необходимая часть структурных реформ, так как позволяет мобилизовать необходимые объемы для развития национальной экономики.

Реформирование банковской сферы вызвано тем, что она реализует значительные экономические функции — обеспечивает для целей экономического развития. Ее главная роль состоит в создании денег. Это задача центрального банка. Специфика конкретной банковской системы зависит от реальных условий и потребностей национальной экономики.

Главной проблемой банковской сферы стал всеобщий и системный невозврат кредитов , связанный с общим экономическим спадом, снижением активности хозяйствующих субъектов, уменьшением доходов населения и общего уровня жизни. Все эти проблемы в процессе структурного реформирования вызвали серьезный банковский кризис в Хорватии и Венгрии.

Вместе с тем способствует выходу банковской системы из кризиса гиперинфляция — неизбежный спутник структурных реформ. Банки могут получать сверхдоходы, используя выгодные им особенности .

Другой особенностью является снижение доверия населения к , так как население переключилось на использование внебанковских форм сбережений и стало негативно подходить к возможностям инвестирования денежных средств в национальную экономику.

Итоги структурного реформирования

Как показывает практика, страны с переходным типом экономики, начавшие реализацию структурных реформ, в общем добились значительных экономических результатов на начало 2007 г. В результате положительного влияния высокого спроса со стороны Западной Европы, наметился рост ВВП и общее улучшение экономической ситуации. В целом, реформы существенным образом оказали влияние на национальные экономики развивающихся стран, чему в немалой степени способствовал рост объемов внутреннего рынка и его незаполненность. Наиболее высокие темпы роста иностранных инвестиций наблюдались в Хорватии, Украине, Румынии и Болгарии. На этом фоне инвестиционная активность в России более низкая.

Результаты реализации программ структурного реформирования показывают их эффективность и результативность. Наметившаяся экономическая стабилизация позволяет сделать вывод о том, что страны с переходным типом экономики смогут в долгосрочной перспективе выйти на устойчивые показатели экономического роста.

Структурные изменения в экономике современной России

В конце ХХ в. была разработана и реализована кардинальная структурная реформа национальной экономики. В ее результате сложившаяся социалистическая система хозяйственной деятельности была заменена на рыночную.

Объективными причинами начала реформирования стал наметившийся в 1960-х гг. и усугубившийся в начале 1980-х гг. затяжной экономический кризис, в результате которого практически полностью прекратился , наступило состояние стагнации, значительно снизился уровень жизни населения. Совокупность негативных факторов привела к политической нестабильности, вылившейся в то, что существующая власть не смогла удержать управление государством. Установившийся новый режим в начале 1990-х гг. получил название «демократия ». Он смог успешно установиться в силу того, что обещал населению быстрое решение экономических проблем, повышение жизненного уровня. В условиях общего кризиса национальной экономики это было основным залогом победы демократов.

Для вывода национальной экономики из кризиса был выбран метод кардинального реформирования, заключавшийся в полной отмене плановой экономики и установлении противоположной ему . Широко использовалась методология монетаристской экономической политики, но она была мало адаптирована к конкретным условиям национальной экономики, а поэтому многие технологии, давшие положительный результат на Западе, просто не работали.

Программа реформ национальной экономики начала 1990-х гг. включала:

  • структурные реформы;
  • приватизацию;
  • макроэкономическое регулирование.

Большое внимание было сосредоточено на бюджетной и налоговой политике. С помощью чисто монетаристских методов государство сдерживало темпы инфляции и одновременно реализовывало меры по поддержке производства.

За период экономических реформ Россия прошла ряд глубоких экономических кризисов . Спад объемов промышленного производства наиболее остро проявился в 1996 г., когда была полностью исчерпана инерционность его функционирования.

Один из структурных сдвигов, наметившийся в 1995 г., все более развивается и в настоящее время, заключается он в снижении объемов обрабатывающей отрасли — отрасли глубокой переработки ресурсов. Вместе с тем увеличивается доля отраслей с низкой степенью переработки ресурсов, таких, как добывающая промышленность, т. е. ориентированных не на внутренний, а на внешний рынок сбыта.

В аграрном секторе экономики существовавшая монополия государства на пользование и владение землей была отменена. Предполагалось, что предоставление права на владение землей частным лицам положительным образом скажется на объемах сельскохозяйственного производства. Но сложилась диаметрально противоположная ситуация — снижение объемов производства в этом секторе в результате неконкурентоспособности. В результате наметилась развивающаяся и сегодня устойчивая тенденция к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции . Влияние на общую тенденцию снижения объемов производства оказало снижение инвестиционной активности государства более чем в 2 раза.

Итогом реформ стал их успех только по некоторым направлениям и общий провал в рамках национальной экономики . Подтвердил это финансовый кризис 1998 г. Резкое увеличение темпов инфляции в 2000 г. привело к практически полной ликвидации начавшегося зарождаться среднего класса .

Существующая сегодня национальная экономика основана на остаточных явлениях экономики плановой в совокупности с дикими элементами , в большинстве своем носящей криминальный характер. Резкое снижение привело к ряду социальных потрясений. Отечественная экономика стоит перед решением проблем теневой экономики и реализации технологий общего устойчивого развития.

Какие изменения произошли в экономике России в 2000-2007 гг.?

Российская экономика, несмотря на сложности и проблемы в развитии, продемонстрировала самые высокие за тридцать лет темпы роста. Это создавало предпосылки для перехода России к инновационному развитию.

К концу 1990-х гг. сложилась критическая ситуация в экономике России. Значительная её часть контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. Финансовые ресурсы страны были исчерпаны и практически полностью зависели от внешних заимствований. Инфляция в 1999 г. составила 36,5%. На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет. По отношению к 1991 г. реальные доходы граждан составляли лишь 40 %, пенсии ещё меньше. Почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума и находилась за чертой бедности.

Всё это вело к нарастанию социальных проблем, коррупции, преступности. Продолжался демографический кризис: ежегодно численность населения страны уменьшалась почти на миллион человек.

2. Какие направления экономической политики в 2000-2007 гг. вы считаете приоритетными? Почему?

Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Государство ввело своих представителей в советы директоров крупнейших монополий, заметно влияло на проводимую ими политику.

Структурные изменения в промышленности. В их основе лежала идея создания крупных корпораций, которые должны были стать форвардами отечественной экономики и успешно конкурировать на мировом рынке. Крупнейшими среди них стали добывающие государственные корпорации «Газпром», «Роснефть», а также «Российские железные дороги» и др. Позже прошли слияния предприятий автомобилестроительной, авиационной, оборонной промышленности. Появились Российская корпорация нанотехнологий, Объединённая авиастроительная корпорация, Объединённая судостроительная корпорация и др.

Переход на долгосрочное планирование её развития. Был принят трёх летний бюджетный план на 2008-2010 гг. В феврале 2008 г. Президент В. В. Путин поставил задачи развития страны на период 2008-2020 гг.

3. Каким образом налоговая реформа повлияла на устойчивое развитие экономики?

В 2000 г. одной из первых была начата налоговая реформа. Смысл её состоял в том, чтобы путём регулирования налоговых ставок заставить работать экономику. Было решено снизить налоговое бремя с предприятий, упростить налогообложение малого бизнеса, повысить роль добывающей промышленности, с опорой на которую в дальнейшем следовало перейти к развитию остальных отраслей экономики. Ставка налога на прибыль предприятия была снижена с 35 до 24 %. Налог добывающих компаний стал зависеть от мировых цен на сырьё. В 2004 г. был отменён налог с продаж.

Важной частью налоговой реформы стало введение единого налога для физических лиц в размере 13 %. Одновременно вместо страховых взносов во внебюджетные фонды ввели единый социальный налог. Эти меры позволили увеличить сбор налогов только за первый год на 26 %.

Важным направлением стала борьба государства за своевременное и полное получение налогов. За уклонение от уплаты налогов был арестован и осуждён глава крупнейшей в России нефтяной компании «ЮКОС» М. Б. Ходорковский.

В результате всех этих мер поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков выросло более чем вдвое. В короткий срок федеральный бюджет значительно пополнился средствами, ранее скрытыми от государства.

4. Перечислите приоритетные национальные проекты развития России.

В сентябре 2005 г. В. В. Путин объявил о разработке и начале реализации четырёх приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жильё», «Развитие аграрно-промышленного комплекса».

На развитие этих программ только в 2007 г. было выделено 230 млрд р., в том числе почти половина - на проект «Здоровье». Главный акцент был сделан здесь на профилактике заболеваний и оказании первичной медицинской помощи. Проект «Образование» предусматривал целевую поддержку лучших учителей и педагогических коллективов, информатизацию школ, формирование сети федеральных университетов и бизнес-школ. Проект «Доступное и комфортное жильё» предполагал увеличение жилищного строительства, а также создание специального фонда по реформированию жилищно-коммунального комплекса.

5. Почему большое внимание было уделено демографической политике?

Большое внимание было уделено демографической политике потому, что серьёзной проблемой России являлось сокращение населения. В 2002 г. была проведена перепись населения страны. Она отметила убыль населения за 13 лет на 7,5 млн человек. В то же время население увеличилось на 5,5 млн человек в результате миграции. Численность русских в структуре населения составляла около 80 %.

6. Назовите итоги социально-экономического развития страны в 2000-2008 гг.

За период 2000-2008 гг. экономика России продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала последние 30 лет. В среднем они составляли более 7 % в год. Втрое за эти годы сократилась инфляция.

Был значительно сокращён внешний долг. В короткий срок золотовалютные резервы России выросли в 40 раз, была решена проблема внешней задолженности, создан Стабилизационный фонд.

Успехи в развитии экономики использовались для реализации национальных проектов в социальной сфере. Здравоохранение, образование, жилищное строительство получили новые стимулы к развитию. Началось решение важнейшей для страны демографической проблемы.

Вместе с тем проблем в развитии экономики страны оставалось немало. Главной из них было сохранение приоритета топливно-энергетической, сырьевой сферы. Высоким оставался уровень инфляции. Укрепление позиций рубля вело к росту импортных поставок, что пагубно влияло на состояние отечественного производства. Особенно это заметно было в автомобиле-, авиа-, приборо- и судостроении, химической и пищевой промышленности, сельском хозяйстве.

Становилось всё более очевидно, что решить стоящие перед страной задачи можно только на путях инновационного развития.

1. В чём заключалась политика государственного регулирования рыночного хозяйства?

Политика государственного регулирования рыночного хозяйства заключалась во введении своих представителей в советы директоров крупнейших монополий, заметно влияло на проводимую ими политику.

2. Каким образом решалась проблема внешнего долга? С какой целью был создан Стабилизационный фонд?

К началу 2000 г. Россия имела государственный долг в размере 132,8 млрд долл. Проценты от пользования внешними кредитами нарастали как снежный ком.

Руководством страны была поставлена задача постепенного сокращения внешнего долга. С 1 января 2000 г. по 1 января 2008 г. он сократился до 44,9 млрд долл. Золотовалютные резервы России увеличились с 12,2 млрд долл. в 1999 г. до 476,3 млрд долл. в 2008 г.

Для решения перспективных задач развития был создан Стабилизационный фонд, позволявший избежать неблагоприятного влияния внешних экономических факторов, связанных с колебанием мировых цен на энергоносители, курсов валют и т. п.

3. Почему реализация социальной программы была жизненно необходима для экономического, политического и духовного возрождения России?

Реализация социальной программы была жизненно необходима для экономического, политического и духовного возрождения России потому, что именно эта программа была нацелена на повышение уровня жизни населения.

4. Какие проблемы в области экономики оставались нерешёнными к 2000 г.? Возможно ли было их решение традиционными способами? Свой ответ аргументируйте.

Проблем в развитии экономики страны оставалось немало. Главной из них было сохранение приоритета топливно-энергетической, сырьевой сферы. Высоким оставался уровень инфляции. Укрепление позиций рубля вело к росту импортных поставок, что пагубно влияло на состояние отечественного производства. Особенно это заметно было в автомобиле-, авиа-, приборо- и судостроении, химической и пищевой промышленности, сельском хозяйстве. Развитие далее экстенсивными способами было невозможно, требовалось переходить на интенсивный путь. Для этого требовалось развитие науки, образования, разработка инновационных технологий и производств.

Совместителей и работников по .

Среднюю численность за год, квартал и любой другой период больше месяца рассчитывают на основе средней численности за каждый месяц этого периода. Например, средняя численность в январе - августе - 23 человека, а в сентябре - декабре - 27. Тогда средняя численность за год - 24,33 ((23 чел. x 8 мес. + 27 чел. x 4 мес.) / 12 мес.). Результат округляем до целых - 24 чел.

Чтобы рассчитать среднюю численность за месяц, к работников прибавьте среднюю численность внешних совместителей и среднюю численность работников по ГПД п. 75 Указаний .

Среднюю численность внешних совместителей считайте по формуле п. 80 Указаний :

Количество рабочих часов в месяце посмотрите в производственном календаре . В отработанные включайте и рабочие дни, приходящиеся на отпуска и больничные. За каждый такой день посчитайте столько же часов, сколько человек отработал в последний день перед отпуском или больничным. Результат округлите до десятых п. 80 Указаний .

Пример. Расчет средней численности внешних совместителей

Два внешних совместителя работают по 3 часа в день 5 дней в неделю. В июне 2019 г.:

  • один из них отработал все рабочее время - 19 дней;
  • второй полностью отработал только 3 дня, а остальные был в отпуске.

Количество часов, отработанных внешними совместителями за июнь, - 114 часов (3 ч/дн. x 19 дн. + 3 ч/дн. x 19 дн.).

Средняя численность внешних совместителей - 0,75 человека 114 ч / 151 ч . Результат округляем до десятых - 0,8 человека.

Среднюю численность работников по ГПД считайте , как и среднесписочную численность работников по трудовым договорам. Предпринимателей не учитывайте пп. "б" п. 78 , п. 81 Указаний .

Пример. Расчет средней численности работников по ГПД

В июне 2019 г. в организации по договору подряда работал 1 человек. Срок действия договора - с 24 мая по 18 июня включительно.

Численность работников по ГПД:

  • на 1 - 18 июня (18 дн.) - 1 человек;
  • на 19 - 30 июня (12 дн.) - 0 человек.

Средняя численность работников по ГПД - 0,6 чел. ((1 чел. x 18 дн. + 0 чел. x 12 дн.) / 30 дн.). С учетом округления - 1 чел.

Пример. Расчет средней численности работников за месяц

За июнь 2019 г.:

  • среднесписочная численность работников - 34 человека;
  • средняя численность внешних совместителей - 0,8 человека;
  • средняя численность работников по ГПД - 1 человек.

Средняя численность работников за июнь - 35,8 чел. (34 чел. + 0,8 чел. + 1 чел.). С учетом округления - 36 чел.

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

МЫ ЦЕНИМ МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Пожалуйста, оставьте ваш отзыв
о ТИПОВЫХ СИТУАЦИЯХ™

«Как рассчитывается средняя численность работников?» расскажет материал представленной статьи. Статистические вычисления позволяют организации сформировать систему налогообложения, определить, на какие льготы фирма может претендовать, а также отрегулировать взаимоотношения с внебюджетными фондами.

Приказом Росстата N 498 регламентировано заполнение данных по форме N П-1: п. 77 подробно рассказывает, какие составляющие включает в себя средняя численность. Будучи суммарным показателем, она предполагает нахождение трех составляющих:

  1. Среднесписочная численность;
  2. Средняя численность сотрудников, совмещающих работы в нескольких разных компаниях;
  3. Средняя численность подрядчиков.

Поэтому формула расчета средней численности работников будет выглядеть так:

\(СЧ = ССЧ + СЧ_в + СЧ_г\) , где

  • СЧ – средняя численность;
  • ССЧ – среднесписочная численность;
  • СЧ в – средняя численность внешних совместителей;
  • СЧ г – средняя численность сотрудников, выполняющих работы по договорам ГПХ.

Разберем поэтапно, как посчитать среднюю численность работников. Пунктом 78 Приказа органов статистики N 498 рассказывается, что для нахождения первой составляющей (ССЧ) необходимо иметь данные по списочной численности штата с 1 по 30 (31) число каждого месяца (если февраль – то 28 или 29). В расчет необходимо брать как дни отдыха, так и праздники. Полученная цифра делится соответственно на 30 (31) день. Кого же включать в расчет? П. 79 отвечает так:

  • Работники по найму, заключившие трудовой договор;
  • Работники, являющиеся собственниками фирмы и получающие зарплату.

Без знания среднесписочной численности невозможно посчитать среднюю численность. Информация о ней содержится в табеле учета рабочего времени, где прослеживается, сколько работников присутствовали на рабочем месте и выполняли свои трудовые функции.

В рамках того же пункта данного Приказа подробно описано, кто входит в списочную численность в качестве целых единиц, а в п. 80 перечислены исключаемые из списочной численности категории работников. Более того, некоторые сотрудники, поименованные в списочной численности, внутри среднесписочной численности не учитываются – это сотрудницы в декрете и работники на обучении (п. 81.1.).

П. 81.3 изъясняет учет работников, занятых на производстве частично, в два шага:

  • Число человеко-часов, отработанных в текущем месяце делится на кол-во рабочих часов в день (как правило, при пятидневной неделе – это 8 часов).
  • Число, полученное в шаге 1, делится на кол-во календарных рабочих дней.

\(СЧ_в = \frac{t}{M}\) , где

И, наконец, среднесписочная численность подрядчиков исчисляется аналогично алгоритму нахождения среднесписочной численности.

Расчет среднемесячной и среднегодовой численности

Расчет средней численности представляется чаще всего на месяц. Формула для нахождения среднемесячной численности работников показана ниже.

СЧмес = ССЧ (мес) + СЧ в(мес) + СЧ г (мес)

Средняя численность за год вычисляется как сумма всех среднемесячных численностей, деленная 12 (количество месяцев).

Подготовка отчетности

Сроки сдачи сведений о средней списочной численности работников в налоговую службу истекают 20-го января (кроме новых компаний, прошедших регистрацию в ЕГРЮЛ – у них есть право выбора дня подачи, но до 21-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации). Что касаемо отчетности по форме N П-4, где фигурирует показатель средней численности, по ней нужно отчитываться ежеквартально.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что показатель средней численности работников фирмы включает три компонента, правильный расчет которых обеспечит достоверную информацию о трудовых ресурсах компании.