Я "Вимпи", летящий на крыльях ночи! Бомбардировщик Vickers-Armstrong Wellington. Веллингтоны в действии

Противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) 9П149 "Штурм-С" предназначен для уничтожения танков, бронетранспортеров и сильноукрепленных точечных целей. Создавался как единая система вооружения наземного "Штурм-С" и воздушного "Штурм-В" базирования и был оснащен первой серийной ПТУР со сверхзвуковой скоростью полета. Комплекс выполнен в модульном исполнении, что позволяет размещать его на любых типах БМП, БТР, танках и вертолетах как российского, так и зарубежного производства. Имеет полуавтоматическую систему управления ракетой с передачей команд по радиолинии. Оригинальные научно-технические решения по аппаратуре управления позволили вести стрельбу без снижения вероятности попадания в цель в условиях активного противодействия со стороны противника, то есть была решена ключевая для таких систем задача помехозащищенности комплексов от естественных и организованных радио- и ИК помех различного типа.

Разработан в середине 70-х годов в в Коломенском конструкторском бюро машиностроения (КБМ). Испытания были завершены в 1978 году, в 1979 г. самоходный ПТРК "Штурм-С" с ракетой 9М114 был принят на вооружение частей армейского и фронтового звена. Серийное производство было налажено Вольским механическим заводом.

Работы по повышению боевых возможностей ПТРК "Штурм" начались в Конструкторском бюро машиностроения, практически сразу после сдачи комплекса на вооружения. Основным направлением модернизации было избрано создание новых ракет, повышенного могущества. В первую очередь в новых ракетах планировалось увеличить бронепробиваемость (за счет их оснащение тандемной кумулятивной боевой части) и дальность пуска. В то же время военные выдвинули обязательное требование - обеспечить применение новых ракет с находящихся в строю вертолетов семейства Ми-24 и боевых машин 9П149 самоходных комплексов. Такая постановка задачи практически исключала возможность увеличения длины новой ракеты по сравнению с базовым образцом. Все требования были успешно реализованы в новой ракете 9М120 "Атака" , первая модификация которой была принята на вооружение в 1985 году. Главным конструктивным отличием новой ракеты было использование более мощного двигателя, который позволил увеличить дальность стрельбы, а также новой тандемной кумулятивной боевой части, обладающей большей бронепробиваемостью. Совершенствование комплексов "Штурм" продолжается - создано новое семейство ракет - 9М220, значительно повысивших боевую эффективность комплекса.

ПТРК "Штурм" экспортировался в десятки стран мира, включая страны Варшавского договора, Кубу, Анголу, Заир, Индию, Кувейт, Ливию, Сирию и т. д. Комплекс успешно использовался в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, Анголе, Эфиопии и т. д.

На западе ракета получила обозначение AТ-6 "Spiral".

Состав

В комплексе "Штурм-С" применяется многоцелевая управляемая ракета 9М114 (см. описание ПТУР 9М114 ) . Она выполнена по аэродинамической схеме "утка". В хвостовом отсеке располагаются основные элементы радиокомандной системы управления. На заднем торце маршевой ступени размещались источник инфракрасного излучения, фиксируемого наземной или вертолетной аппаратурой полуавтоматического управления, а также радиоантенна. В транспортном положении хвостовой отсек охватывается четырьмя консолями крыльев. Дугообразные крылья - прямоугольные в плане, при виде спереди изогнутые по дуге навстречу друг другу, раскрываются пружинным механизмом. Плоскость аэродинамических рулей сдвинута на 45° по отношению к плоскостям крепления крыльев и под 90° - к плоскости расположения осей сопл. Для уменьшения массы и габаритов ракеты органы управления выполнены по одноканальной схеме. В ракете применен твердотопливный двухрежимный маршевый двигатель, обеспечивающий высокую скорость полета (до 530 м/с). Управляющие команды от бортовой системы управления передавались в передние отсеки по кабелям, проложенным в трубе, проходящей по продольной оси ракеты внутри камеры сгорания маршевого двигателя. Бронепробиваемость ракеты составляет до 650 мм.

В кормовой части трубы транспортно-пускового контейнера размещался стартовый ускоритель - разгонный двигатель, отделяемый от ракеты по завершении его работы. Ракета 9М114 поставлялась с завода-изготовителя и эксплуатировалась в войсках в стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере (ТПК). Конструкция ТПК обеспечивает придание ракете вращения вокруг продольной оси в процессе старта. ТПК обеспечивает 10 летний гарантийный срок хранения ракеты. Поставка ракет осуществлялась в технологической таре - укупорке размером 1,93 x 0,33 x 0,73 м. В процессе серийного производства ракеты семейства 9М114 неоднократно модернизировалась в направление повышения боевой эффективности, дальности пуска, повышения помехозащищенности и т.д.

"Штурм-С" может также комплектоваться управляемой ракетой 9М114Ф с фугасной боевой частью. Это дает возможность уничтожать живую силу противника и разрушать долговременные огневые точки и другие инженерные сооружения, в том числе в горной местности. В связи с появлением танков с динамической защитой в настоящее время конструкторами создана конкурентоспособная на мировом рынке новая ракета с тандемной боевой частью 9М114М. Модернизированная ракета обладает увеличенной дальностью полета и способна гарантированно поражать танки за динамической защитой.

Система наведения ракет - полуавтоматическая, радиокомандная, с инфракрасным сигналом слежения. Измерение координат ракеты относительно линии визирования цели производится пеленгатором аппаратуры наведения. Пеленгаторы для приема сигнала инфракрасного излучателя ПТУР встроены в прицельные устройства вертолетной или наземной аппаратуры наведения. Высокая помехоустойчивость комплекса «Штурм» обеспечивается узкой диаграммой направленности радиоантенн и относительной кратковременностью цикла излучения радиоаппаратуры, а также коммутацией пяти литерных частот и двух дистанционно управляемых кодов сигналов управления. Также обеспечивается возможность одновременного применения оружия группой ПТРК в ограниченном пространстве. Для исключения захвата пеленгатором аппаратуры полуавтоматического наведения «чужой» ракеты сигнал инфракрасного излучателя ПТУР формируется в соответствии с частотой и кодом СВЧ-импульсов команд радиоуправления, поступающими на борт ракеты.

При разработке наземного варианта комплекса встретились свои сложности. В частности, наведению на цель препятствовала пыль, поднимавшаяся за летящей ракетой. При полете 9М114 вблизи поверхности земли помимо подсоса пыли струей двигателя сказывалось и воздействие ударной волны на грунт. При пусках с вертолетов эта проблема не возникала - наводимая по методу совмещения («трех точек») ракета постепенно снижалась, но в основном летела на достаточно больших высотах. По результатам исследований специалистов ЦАГИ пылевой след мог образовываться при полете ПТУР на высоте менее 6 м. Чтобы уменьшить влияние подсоса, тягу двигателя уменьшили до уровня, необходимого на маршевом участке. Разгон ракеты происходил на участке работы стартового двигателя - отделяемого ускорителя, работавшего в основном внутри транспортно-пускового контейнера. Скорость выхода ракеты из ТПК - 55 м/с. Кроме того, в наземной системе управления ракеты был введен специальный режим "Пыль" (см.схему ). При реализации этого режима ракета на большей части траектории летит на высоте более 6 метров и только на удалении 500 - 700м от цели выходит на линию визирования. Это дает возможность оператору независимо от погодных условий и работы двигателей ракеты всегда видеть поражаемый объект. При максимальной дальности стрельбы точность системы управления ПТУР, самоходного ПТРК «Штурм-С», не превышает 0,6 угловой минуты. Это позволяет обстреливать любые малоразмерные бронированные цели, низколетящие вертолеты, в том числе в режиме зависания и подлета. Максимальная высота поражения воздушных целей (пуск на уровне моря) составляет 3000 метров.

Боевая машина (БМ) 9П149 ПТРК "Штурм-С" выполнена на базе многоцелевого плавающего легкого бронированного транспортера-тягача МТ-ЛБ. Его высокая тяговооруженность, наличие гусеничного движителя, низкое удельное давление на грунт позволяют эффективно использовать комплекс в различных природно-климатических условиях, в том числе пустыни, горной местности и бездорожья. Компоновка пусковой установки (см. схему ) и другой аппаратуры дает возможность экипажу боевой машины вести стрельбу с открыто расположенной позиции, инженерно-оборудованного укрытия, а так же с водной поверхности при движении МТ-ЛБ вплавь (со скоростью до 5км/час). Низкий силуэт тягача (высота по крыше не превышает 1,8 м) и низко расположенный центр тяжести позволяют использовать его на крутых склонах. По сухому задернённому грунту машина преодолевает подъём крутизной до 35° , креном до 25° , ров шириной 2,5м, вертикальную стенку высотой 0,8м.

БМ 9П149 оснащена системой защиты экипажа от поражающих факторов ОМП. В ее состав входят фильтровентилляционная установка, прибор химической и радиационной разведки, а так же устройства герметизации корпуса. Кроме того, противотанковый комплекс "Штурм - С" имеет средства связи с дальностью до 40км и приборы ночного видения.

Пусковая установка (ПУ) ПТРК "Штурм-С" - автоматически перезаряжаемая, наводимая в двух плоскостях. Отказ от пусковых устройств с несколькими направляющими определялся возможностью обеспечить быстрое перезаряжание относительно легкой установки с малыми моментами инерции, осуществляемое за время, меньшее продолжительности полета ракеты к цели, находящейся, как правило, на большой дальности. Для комплекса «Штурм-С» удалось обеспечить боевую скорострельность 3 - 4 выстрела в минуту. В походном положении пусковая установка убирается внутрь корпуса, где размещен механизм боеукладки (специальный вращающийся барабан и редуктор). На ложементах барабана установлены двенадцать пусковых контейнеров с ракетами. При стрельбе ПУ захватывает контейнер и автоматически переводится в боевое положение. Время с момента нажатия на боевую кнопку до выхода ракеты с транспортно-пускового контейнера составляет одну секунду. После выстрела использованный контейнер отбрасывается в сторону, а новый ТПК автоматически захватывается из боеукладки и выводится на линию стрельбы.

Оптическое прицельное устройство с встроенным каналом слежения за инфракрасным излучателем ракеты размещается на крыше машины по левому борту. Задача оператора комплекса «Штурм-С», заключается в в наложении прицельной марки на цель и ее удержания на ней, до контакта ракеты с целью. Обеспечивается обстрел целей, движущихся с фланговой скоростью до 60км/час при фронтальной скорости до 80км/час.

Высокие боевые возможности «Штурм-С» могут быть реализованы при надежной работе всех ее систем и слаженных действиях экипажа боевой машины. Для технического обслуживания комплекса и проведения регламентных проверок в его составе имеются контрольно-проверочные машины. Для обучения боевых расчетов и постоянного поддержания их высокого уровня созданы специальные учебно-тренировочные тренажеры и учебные макеты ракет. С их помощью быстро и эффективно без расхода моторесурсов и боеприпасов можно подготовить личный состав в условиях учебного класса.

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы, м :
- минимальная
- максимальная

400
5000
Средняя скорость полета ракеты, м/c 400
Максимальная скорость полета ракеты, м/c 510
Калибр ракеты, мм 130
Бронепробиваемость, мм 650 (720 для 9М114М)
Длина в ТПК, мм 1832
Вес ракеты в ТПК,кг 46.5 (49.5 для 9М114М)
Стартовый вес ракеты,кг 31.4 (33.5 для 9М114М)
Вес боевой части,кг 5.4
Расчет, чел. 2
Масса комплекса, кг 12300
Боекомплект, ракет 12
Максимальная скорость поражаемых целей, км/ч :
- фланговая
- фронтальная

60
80
Вероятность поражения цели на дальности 4000м 0,6 - 0,8
Углы наведения, град :
- горизонтальный
- вертикальный

от -85° до +85°
от -5° до +15°
Темп стрельбы, выстр/мин 3-4
Время реакции, с 15
Диапазон рабочих температур, °С -40+50
Максимальная скорость движения, км/ч 65
Запас хода по топливу, км 500

«Штурм» (по натовской кодификации AT-6 Spiral) – это советский противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) в основе которого лежит сверхзвуковая ракета 9М114 «Кокон», которая оснащается радиокомандной системой наведения на цель. Главным конструктором комплекса выступил известный советский конструктор-оружейник С. П. Непобедимый. Комплекс был создан в нескольких вариантах: вертолетный 9К113 «Штурм-В» для ВВС и самоходный «Штурм-С» для нужд Сухопутных войск. В 1996 году на базе ПТУР 9М114 была создана многоцелевая управляемая ракета 9М120 «Атака», которая отличалась повышенной мощностью боевой части, ракета была едина для комплексов «Штурм-В» и «Штурм-С». В 2010 году была создана ее модернизированная версия 9М120-1, оснащенная комбинированной радиокомандной и лазерно-лучевой системой наведения на цель.

Самоходный противотанковый комплекс «Штурм-С» (9П149) стал первой многоцелевой машиной, которая была в состоянии бороться не только с танками и другой бронетехникой противника, но и успешно поражать его живую силу и полевые укрепления и даже малоскоростные низколетящие воздушные цели (вертолеты, БПЛА). Однако основной задачей комплекса все же оставалась борьба с бронетехникой противника.


Комплекс был разработан в середине 1970-х годов в Коломенском КБ машиностроения, в 1979 году он был принят на вооружение Советской Армии. Комплекс «Штурм-С» достаточно хорошо зарекомендовал себя во время военных кампаний в Афганистане и Чечне. На максимальной дальности он обеспечивал поражение цели размером метр на метр (попадал в пещеры, амбразуры и т.д.). Вероятность поражения ракетой точечных целей в боевых условиях составляла – 0,9. Пришедший на смену «Штурму» комплекс «Атака» благодаря тем же габаритам и тем же посадочным местам, обеспечивает его использование на всех существующих старых носителях.

В комплексе «Штурм-С» использовалась многоцелевая управляемая ракета 9М114, которая оснащалась моноблочной кумулятивной БЧ, которая прикрывалась обтекателем оживальной формы. Ракета была выполнена по аэродинамической схеме «утка» с полукруглым крылом и со складным передним оперением, в нерабочем положении крыло прижималось к цилиндрическому корпусу ракеты. Высокую скорость полета ракеты – до 530 м/с обеспечивал твердотопливный двухрежимный маршевый двигатель. При этом бронепробиваемость стандартной моноблочной БЧ составляла 550-600 мм.

Ракеты поставлялись в специальных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). В кормовой части трубы ТПК находился стартовый ускоритель – разгонный двигатель, который отделялся от ракеты после завершения своей работы. Как и все остальные ПТУР, относящиеся ко 2-му поколению, ракета комплекса «Штурм» поставлялась с завода-изготовителя и эксплуатировалась в частях в ТПК из стеклопластика. Конструкция ТПК обеспечивала ракете осевое вращение в момент старта, помимо этого контейнер позволял хранить в нем ракету в течение как минимум 10 лет.

Также комплекс «Штурм-С» может комплектоваться ПТУР 9М114Ф, оснащенной термобарической, то есть объемно-детонирующей БЧ. Использование данной ракеты позволяет одновременно поражать не только живую силу противника, но и разрушать его полевые укрепления, долговременные огневые точки и иные инженерные сооружения. В связи с появлением и распространением динамической защиты танков была разработана новая ракета, которая получила тандемную БЧ. Данная ракета обладала увеличенной дальностью полета и была в состоянии пробить броню, которая была эквивалентна 800-мм гомогенной броне.


Система наведения ПТУР на цель полуавтоматическая, радиокомандная, с использованием инфракрасного сигнала слежения. Управляющие команды передавались в передние отсеки ПТУР по кабелям, которые были проложены в специальной трубе, проходящей по продольной оси камеры сгорания маршевого твердотопливного двигателя ракеты. В хвостовой части управляемой ракеты за двухсопловым блоком двигателя находились элементы радиокомандной системы управления. На заднем торце маршевой ступени ракеты располагался источник инфракрасного излучения, который фиксировался вертолетной или наземной аппаратурой полуавтоматического управления, также здесь находилась радиоантенна.

Система наведения ПТУР обладает высокой помехоустойчивостью за счет применения при наведении ракеты 2-х специальных кодов, а также 5 фиксированных частот. Следует отметить также то, что из-за сверхзвуковой скорости полета ракеты ей невозможно поставить радиопомехи средствами, которые существуют на данный момент времени. Для управления стрельбой используется специальная программа (режим «Пыль»), которая позволяет ПТУРу лететь на начальном отрезке траектории выше линии визирования, а в момент сближения с целью на расстоянии 500-700 метров снижается для поражения цели.

В качестве основной базы для боевой машины 9П149, входящей в комплекс «Штурм-С», был выбран хорошо себя зарекомендовавший в войсках многоцелевой легкий бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ, который выпускался серийно на Харьковском тракторном заводе. По сравнению с использовавшимся в комплексе «Конкурс» колесным шасси семейства БРДМ-2, данная боевая машина отличалась лучшей проходимостью и внутренним объемом, который позволял установить выдвижную пусковую установку (ПУ) и автомат заряжания. Боекомплект установки включал в себя 12 ракет, и это при том, что ТПК «Штурма» по своей длине более чем в 1,5 раза превосходили ТПК «Конкурса».


В походном положении ПУ комплекса «Штурм-С» прячется внутрь корпуса, где расположен механизм боеукладки (редуктор и специальный вращающийся барабан). На ложементах барабана размещены 12 пусковых контейнеров с ПТУРами. При ведении огня пусковая установка захватывает контейнер и автоматически переводится в боевое положение. После произведения выстрела использованный контейнер отбрасывается в сторону, а процесс перезаряжания ракет осуществляется полностью автоматически. Время от момента нажатия на кнопку пуска до выхода ракеты из ТПК составляет всего 1 секунду. На процесс перезаряжания уходит время, которое меньше времени полета ракеты к цели.

Особенностью боевой машины 9П149 стали большие углы горизонтальной наводки в пределах ± 85°, наведение по вертикали возможно в диапазоне от – 5° до +15°, а также пусковая установка, несущая всего один ТПК с ракетой. В целом для комплекса «Штурм-С» характерна достаточно высокая скорострельность – 3-4 выстр./мин. Расположенное по левому борту на крыше машины оптическое прицельное устройство обладает встроенным каналом слежения за инфракрасным излучателем управляемой ракеты. Прицельный комплекс позволяет вести огонь по целям, движущимся с фронтальной скоростью 80 км/ч и с фланговой скоростью до 60 км/ч. Помимо этого реализован также пуск ПТУР из положения на плаву при движении боевой машины со скоростью до 5 км/ч. А низкий силуэт боевой машины (высота по крыше всего 1,8 м.) и низкое размещение центра тяжести позволяют применять «Штурм-С» на достаточно крутых склонах.

Боевая машина комплекса «Штурм-С» оснащена системой защиты экипажа от поражающих факторов ОМП. В ее состав входят прибор химической и радиационной разведки, фильтровентиляционная установка, а так же устройства герметизации корпуса. Помимо этого, противотанковый комплекс «Штурм-С» оснащен средствами связи с дальностью до 40 км. и приборами ночного видения. По шоссе «Штурм-С» массой 12,3 тонн может разгоняться до 70 км/ч. Запас хода машины составляет 500 км. Время перехода комплекса «Штурм-С» в боевое положение составляет всего 15 секунд, в походное положение – 12 секунд. Экипаж комплекса состоит из 2-х человек.

Самоходный противотанковый комплекс «Штурм-С» был принят на вооружении частей армейского и фронтового звена в 1979 году. При наличии в воинских подразделениях гораздо более массового комплекса «Конкурс», ПТРК «Штурм-С» изначально рассматривался как средство пресечения возможных прорывов танковых частей противника в глубину нашей обороны. То есть он должен был играть роль, аналогичную выполнявшейся противотанковой артиллерией Резерва Верховного главного командования во время Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что в такой роли комплексу «Штурм-С» выступить, по счастью, не пришлось. В ходе антитеррористической операции в Чечне в 1999–2000 годах комплекс «Штурм-С» в основном применялся для поражения долговременных огневых точек боевиков. В настоящее время комплекс продолжает оставаться на вооружении российской армии, а также на вооружении армий республик бывшего СССР.

Оценка проекта

К недостаткам проекта относили невозможность обнаружения целей в ночное время боевой машиной 9П149 без использования внешней подсветки целей. Однако данный недостаток был исправлены в комплексах «Штурм-СМ» и «Штурм-СМЭ».

В то же время к достоинствам данного комплекса относят:
- Различные типы боевых частей ракет;
- Сверхзвуковую скорость полета ракет как на линии визирования, так и по траектории выше линии визирования;
- Время пуска ракет менее 1 секунды;
- Помехозащищенный канал наведения (миллиметровый);
- Обеспечение плавучести боевой машины 9П149, а также возможности стрельбы ракетами на плаву.

Тактико-технические характеристики «Штурм-С»:

Шасси – плавающий гусеничный тягач МТ-ЛБ.
Масса боевой машины 9П149 – 12 300 кг.
Расчет – 2 человека.
Боекомплект – 12 ракет.
Дальность стрельбы комплекса:
- минимальная – 400 м.
- максимальная – 5000 м.
Средняя скорость полета ПТУР – 400 м/с
Калибр ПТУР – 130 мм.
Длина ракеты в тпк – 1832 мм.
Вес ракеты в тпк – 46,6 кг.
Максимальная скорость поражаемых целей:
- фронтальная – 80 км/ч.
- фланговая – 60 км/ч.
Скорострельность – 3-4 выстр/мин.
Время приведения комплекса в боевое положение – 15 с.
Диапазон рабочих температур: -40+50°С
Максимальная скорость движения – 70 км/ч.
Запас хода комплекса по топливу – 500км.

Источники информации:
-http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-miss/shturm-s
-http://kollektsiya.ru/raketi/110-samohodnii-ptrk-9p149-shturm-s.html
-http://worldweapon.ru/tank/shturm_s.php
-http://ru.wikipedia.org

История создания советских противотанковых ракетных комплексов ведёт начало с ПТРК "Шмель", созданного в СКБ машиностроения в г. Коломна под началом С.П. Непобедимого. Благодаря большой массе и размерам нового реактивного снаряда ЗМ6 особую актуальность приобретала разработка самоходного исполнения комплекса. 1957 год стал началом работ в двух направлениях сразу. Комплекс 2К15 базировался на шасси знаменитого "козла" ГАЗ-69 и носил рабочее название 2П26. Аналог 2К16 на платформе БРДМ назвали 2П27. Экипаж что в первом, что во втором варианте был два человека. В минуту система способна была совершить два выстрела. Управлялась ПТУР вручную, по проводам. В августе 1960-го "Шмель" был принят на вооружение и запущен в серию.

В то же время ОКБ-16, руководимое А.Э. Нудельманом, предложило аналог - ПТРК "Фаланга". Ракета 3М11 в этом комплексе управлялась по радио. В том же, что и "Шмель", 1960-м "Фалангу" приняли на вооружение в составе машины 2П32 (БРДМ)

Так же, как и популярная в те года "Малютка", эти разработки были опробованы в ближневосточных конфликтах. "Малютка" отличалась наличием переносного варианта. Также монтировалась на БРДМ-1, БРДМ-2, БМП-1. Более восьмисот танков вооружённых сил Израиля были уничтожены малютками в 1973 году.

Одними из главных недостатков систем того времени были невысокая эффективная дальность стрельбы порядка 1000 м. и малая скорость. Назрела необходимость создания полуавтоматической системы наведения.

В первой половине семидесятых в тульском КБ приборостроения под руководством А.Г. Шипунова был разработан новый ПТРК. Носимая модификация называлась "Фагот", а самоходная - "Конкурс". Разработка была способна заменить не только "Малютку", но и более тяжёлую "Фалангу". В то же время в Коломне началась разработка нового противотанкового комплекса "Штурм".

Опыт боевого применения поставил перед коллективом конструктором новые задачи. Новый комплекс должен был использовать сверхзвуковую ракету, в то время как предшественник были дозвуковые. Малая скорость полёта дозвукового реактивного снаряда давала экипажу танка противника время для ответных действий. При удалении цели в пять километров у противника было целых тридцать секунд. Этого времени может хватить для уничтожения расчёта ПТРК, активизации средств защиты и совершения манёвра и отхода в укрытие. Как известно, скорость артиллерийского снаряда была намного больше реактивного.

Были два исполнения комплекса. Сухопутный "Штурм-С" на самоходной платформе и "Штурм-В" для вертолётов армейской авиации.

Оснащался "Штурм-С" многоцелевой УР 9М114. Боевая часть реактивного снаряда была единым моноблоком, лишь спереди стоял обтекатель, закрывающий кумулятивный заряд. Оперение ракеты в походном положении складывалось. Переднее оперение состояло из двух плоскостей стабилизатора, которые до старта утапливались в корпус снаряды. Сзади находились полукруглые крылья, которые при транспортировке были прижаты к корпусу. Таким образом весь снаряд на марше помещался в относительно небольшом цилиндрическом транспортно-пусковом контейнере (ТПК). При пуске, когда ракета из контейнера выстреливалась, оперение раскладывалось, давая возможность управлять траекторией.

Двухрежимный маршевый двигатель на твёрдом топливе позволял развивать скорость порядка 530 м/с. Бронебойность системы составляла 560-600 мм. За ракетой в ТПК находился разглнный ускоритель - двигатель, который отделялся от реактивного снаряда по окончании работы. Он обеспечивал начальную скорость ракеты на выходе из контейнера 55 м/с. Время работы его ограничивалось выходом ракеты из ТПК. Подобно аналогам, ПТРК "Штурм" поставляется в транспортно-пусковом контейнере из стеклопластика. ТПК устроен так, что при старте ракете задаётся вращение по продольной оси. Срок хранения порядка 10 лет.

УР 9М114Ф отличается начинкой. На ней боевая часть фугасная. Если более точно, то скорее объёмно-детонирующая (термобарическая), работающая по живой силе, как на открытой местности, так и в укрытиях. Вариант с тандемным зарядом способен поражать бронетехнику с динамической защитой и бронёй, сопоставимой с восьмисотмиллиметровой гомогенной.

Полуавтоматическая система наведения под управлением радиокоманд имела систему слежения по инфракрасному лучу. команды передаются в передний отсек ракеты по кабелям, проложенным в трубе по продольной оси камеры сгорания маршевого твердотопливного двигателя. За двухсопловым блоком двигателя, в хвостовом отсеке располагаются основные элементы радиокомандной системы управления. На заднем торце маршевой ступени размещается источник инфракрасного излучения, фиксируемый наземной или вертолетной аппаратурой полуавтоматического управления, а также радиоантенна.

Корректировка ракеты по азимуту осуществляется встроенным в прицел пеленгатором системы наведения, который принимает отражённый ИК луч слежения. Комплекс приспособлен к одновременному применению группы ПТРК. Обеспечена высокая устойчивость к помехам. Это стало возможно благодаря своего рода синхронизации сигнала ИК излучателя и управляющих команд, использованию при наведении ракеты двух специальных кодов и пяти фиксированных частот. Высокая сверхзвуковая скорость делает невозможной постановку радтопомех совлеменными средствами РЭБ.

Не обошлось и без затруднений. При старте с сухопутной пусковой установки и движении на малых высотах (ниже 6 м.) ракета поднимала палевой след, что демаскировало расчёт и затрудняло визуальное наблюдение цели и корректировку ракеты. К решению задачи подошли нетривиально. При полёте в так называемом режиме "Пыль" после старта ракета поднимается выше уровня линии визирования, а приближаясь к цели на 500-700 метров снижается и уничтожает противника.

"Лафетом" для комплекса послужил распространённый в строевых частях МТ ЛБ производившегося в Харькове на тракторном заводе. Она имеет большие, чем БРДМ внутренние объёмы, что позволяет разместить внутри корпуса пусковую установку выдвижного типа, автомат заряжания и боекомплект из 12 ракет. Следует заметить, что при этом ТПК комплекса "Штурм - С" в полтора раза длиннее "Конкурса". Гусеничный движитель обеспечивает более высокую проходимость. ПУ наводится ± 85° в горизонтальной и от - 5° до +15° в вертикальной плоскостях соответственно. В связи с применением механизма заряжания отпала необходимость размещать на ПУ весь боекомплект. Единовременно на готовой к пуску установке размещается один ТПК с ракетой. На марше ПУ "прячется" в корпус тягача, где находится и боеукладка. Она состоит из вращающегося барабана и редуктора. На барабане находится 12 контейнеров с ракетами

В походном положении ПУ убирается внутрь корпуса, где размещен механизм боеукладки (специальный вращающийся барабан и редуктор). На ложементах барабана размещаются двенадцать контейнеров с ракетами. После выстрела пусковая установка захватывает новый ТПК из укладки и переводится в положение для стрельбы. Выстрелив, она отбрасывает пустой ТПК, ныряя за следующим. Время перезаряжания меньше, чем время полёта ракеты. Скорость стребы комплекса 3 - 4 выстрела в минуту.

Прицел рассчитан на обстрел целей, движущихся с фланговой скоростью до 60 км/ч при фронтальной скорости до 80 км/ч. Возможен пуск ракеты и из положения на плаву при движении боевой машины со скоростью до 5 км/ч. По шоссе машина массой 12,3 т может развивать скорость до 70 км/ч. Запас хода по топливу составляет 500 км.

Время перехода комплекса в боевое положение - 15 с, в походное - 12 с. Экипаж - два человека.

В 1979 году самоходный противотанковый комплекс «Штурм-С» был принят на вооружение частей армейского и фронтового звена. При наличии в войсках более массового комплекса «Конкурс», ПТРК «Штурм» рассматривался как средство пресечения прорывов танковых частей противника в глубь нашей обороны, то есть должен был выполнять функцию, аналогичную выполнявшейся противотанковой артиллерией Резерва Верховного главного командования в годы Великой Отечественной войны. Однако в такой роли комплексу «Штурм-С» выступить не пришлось. В ходе антитеррористической операции в Чечне в 1999- 2000 годах комплекс в основном использовался для уничтожения долговременных огневых точек противника.

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы, м:
- минимальная
- максимальная

400
5000
Средняя скорость полета ракеты, м/c 400
Максимальная скорость полета ракеты, м/c 510
Калибр ракеты, мм 130
Бронепробиваемость, мм 650 (720 для 9М114М)
Длина в ТПК, мм 1832
Вес ракеты в ТПК,кг 46.5 (49.5 для 9М114М)
Стартовый вес ракеты,кг 31.4 (33.5 для 9М114М)
Вес боевой части,кг 5.4
Расчет, чел. 2
Масса комплекса, кг 12300
Боекомплект, ракет 12
Максимальная скорость поражаемых целей, км/ч:
- фланговая
- фронтальная

60
80
Вероятность поражения цели на дальности 4000м 0,6 - 0,8
Углы наведения, град:
- горизонтальный
- вертикальный

от -85° до +85°
от -5° до +15°
Темп стрельбы, выстр/мин 3-4
Время реакции, с 15
Диапазон рабочих температур, °С -40+50
Максимальная скорость движения, км/ч 65
Запас хода по топливу, км 500

1 - обтекатель; 2 - кумулятивная боевая часть; 3 - аэродинамические рули; 4 - рулевые машинки; 5 - камера сгорания маршевого двигателя; 6 - радиокомандная система управления; 7 - радиоантенна

Противотанковый ракетный комплекс 9K113 «Штурм-В».

Разработчик: КБ Машиностроения (Коломна)
Страна: СССР
Испытания: 1972-1976 гг.
Принятие на вооружение: 1976 г.

9K113 «Штурм-В» — авиационный противотанковый ракетный комплекс. «Штурм-В» создан на базе наземного самоходного противотанкового комплекса «Штурм-С» . В составе обоих комплексов используются ракеты 9М114, 9М114П и 9М114Ф. Комплекс предназначен для поражения современных танков, боевых машин пехоты, пусковых установок ПТУР и ЗУР, долговременных огневых точек типа ДОТ и ДЗОТ, низколетящих малоскоростных воздушных целей, а также живой силы противника в укрытиях.

Комплекс позволяет использовать и ракету 9М120 «Атака» с тандемной кумулятивной боевой частью и 9М120Ф с фугасной. Этот комплекс получил обозначение «Штурм-ВМ». На западе ракета получила обозначение AТ-6 «Spiral».

В состав комплекса входят:
-боевые средства, состоящие из аппаратуры наведения и управления, установленной на вертолете;
-управляемые ракеты в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) «Штурм» и «Атака»;
-средства технического обслуживания для баз и арсеналов, состоящие из контрольно-проверочной аппаратуры наведения и управления носителя и контрольно — проверочной аппаратуры для регламентных проверок ракет;
-учебно-тренировочные средства, состоящие из тренажера и учебных макетов ракет.

Ракета комплекса «Штурм-В» (всех модификаций) выполнена по схеме «утка». Ракета — двухступенчатая. Аппаратура управления и наведения — оптический прицел со встроенным пеленгаторным каналом, баллистическим вычислителем, аппаратурой радиокомандной связи «Радуга-Ш» (поле зрения по каналу захвата — 9°, поле зрения по каналу сопровождения — 2°, масса — 224 кг). Тип старта — из транспортно-пускового контейнера с помощью вышибного заряда.

Система наведения ракет — полуавтоматическая, радиокомандная, с инфракрасным сигналом слежения. Она имеет высокую помехоустойчивость за счет использования при наведении ракеты двух специальных кодов и пяти фиксированных частот. Для управления стрельбой разработаны специальные программы, которые позволяют ракете на первоначальном этапе лететь по траектории выше линии визирования, а при подлете к танку на расстояние 500-700 метров она опускается и поражает цель. Это дает возможность оператору независимо от погодных условий и работы двигателей ракеты всегда видеть поражаемый объект. При максимальной дальности стрельбы точность системы управления ПТУР не превышает 0,6 угловой минуты. Это позволяет обстреливать любые малоразмерные бронированные цели и даже вертолеты в режиме зависания и подлета. Максимальная высота поражения воздушных целей (пуск на уровне моря) составляет 3000 метров.

Испытания комплекса «Штурм-В» проводились на вертолете Ми-24 с 1972 года по 1974 год. В дальнейшем ракетный комплекс стал основным оружием серийных вертолетов Ми-24В (принят на вооружение 28 марта 1976 года). На вертолете Ми-24В штатно устанавливалось четыре ракеты 9М114. В 1986 году были проведены испытания вертолета Ми-24В с новым многозамковым балочным держателем, при наличии которого на вертолете может устанавливаться до 16 ПТУР «Штурм». Ракетным комплексом «Штурм» оснащен и новый боевой вертолет Ми-28 . На одном вертолете Ми-28 устанавливается до 16 ракет на двух пусковых установках. Уральский оптико-механический завод совместно с Красногорским заводом и НПО «Геофизика» для модернизации вертолетов Ми-24В с ПТУР «Штурм» создал новую прицельную станцию.

Улан-Удэнский авиазавод разработал и предлагает на экспорт новую штурмовую модификацию транспортно-боевого вертолета Ми-8 — вертолет Ми-8АМТШ с восемью ПТУР «Штурм» и четырьмя зенитными ракетами «Игла». В настоящее время с комплекса «Штурм-В» можно использовать усовершенствованные ракеты 9А2200 и 9М2313 комплекса «Атака-В».

Дальность стрельбы, м
— ракетой 9М114 «Штурм»: 5000
— ракетой 9М120 «Атака»: 6000
Средняя скорость полета, м/с: 420-530
Скорость полета носителя, км/ч: до 300
Сектор маневрирования носителя, °: ±60
Время полета на максимальную дальность, с: 14,5
Вероятность поражения цели: 0,65-0,98
Бронепробиваемость, мм: 500-650
Вес боевой части, кг: 5,3-6
Длина ракеты, мм: 1830-1840
Макс. диаметр корпуса ракеты, мм: 130
Стартовый вес, кг: 31,4 — 35,4
Вес ракеты в ТПК, кг: 46-46,5
Температура применения, C°: ±50
Носитель: Ми-24В, Ми-24П , Ми-24ВП , Ми-28, Ка-29 , Ми-8МТВ5 (Ми-17МД), Ми-8АМТШ.

ПТРК «Штурм-В» и ПЗРК «Игла» на Ми-24Д.

Ми-24В армейской авиации Польши с ПТРК «Штурм-В».

Ми-35П ВВС Кипра с ПТРК «Штурм-В».

ПТРК «Штурм-В» на Ка-29.

ПТРК 9М120 «Атака» на Ми-28.

9К113 «Штурм-В». Схема.

Зона поражения комплекса «Штурм-В» в вертикальной плоскости.

Список источников:
Денис Евстафьев. Штурм-В.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «9K113 Штурм-В».