Стоит ли проходить то у официалов. Оказывается не обязательно проходить ТО у дилера или «

Если вы НЕ проходите плановое техническое обслуживание вашего автомобиля у официального дилера, но гарантийный срок и «гарантийный пробег» еще не закончился, имеете ли вы право на гарантийный ремонт?

Вы скажете НЕТ, я сам так думал, и окажетесь не правы!

Наши с вами права в такой ситуации нам даёт наше государство, а не автопроизводители и не автопроизводителям забирать то, что дано не ими!

С чем сталкнется каждый из вас, если придет к официальному дилеру и мастеру-приёмщику покажет сервисную книжку, где указано, что автомобиль на гарантии (по сроку и пробегу), но техническое обслуживание не проводилось по регламенту вообще или просрочено на 2-20-50 тысяч километров? Не моргнув глазом, мастер-приёмщика вам скажет, что машина не гарантийная.


Даже если вы достаточно упёртый потребитель, то вы потребуете позвать инженера по гарантии и он посмеется над вами, скажет «какая гарантия, если последнее ТО у дилера 70 тысяч километров назад?!!».

И только когда вы дойдете до начальника автоцентра или, хотя бы, начальника сервиса, и спросите на каком основании Вам отказывают в гарантийном обслуживании и потребуете письменный отказ от гарантийного ремонта, то возможно риторика сменится и начальник скажет, что он такого не говорил, а там кто-то из подчиненных ошибся или вы что-то не так поняли.

А всё потому, что есть у нас «Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей"», который гласит:

В соответствии с п.6 ст.18 ЗоЗПП:

Уполномоченная организация... отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю...

Вся соль заключается в том, что официальный дилер, как уполномоченная организация, которому вы сдаете автомобиль в ремонт, если с чем-то не согласен, то ДОЛЖЕН ДОКАЗАТЬ, что поломка произошла по вашей вине. Не вы должны доказывать, инициировать экспертизу, а они.

Вы спросите, а как же условия гарантии в сервисной книжке, которые явно говорят о том, что надо обслуживаться только у официалов или гарантия будет «ограничена», так они формулируют?! Снова обращаемся к Закону о Защите прав потребителей:

В соответствии с п.2 ст.16 ФЗоЗПП

запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)....

Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).

В соответствии с п.1 ст.16 ФЗоЗПП условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными...

В данном случае гарантийные обязательства продавца ставятся в зависимость от условий, не связанных с недостатками товара. А также приобретение автомобиля, обуславливается обязательным приобретением услуг сервиса.

А если дилер заявляет, что это связано с недостатками товара, то требуйте письменный отказ. Всегда требуйте письменный отказ. Всё что вам говорят устно, излагайте письменно и требуйте подтвердить это также письменно.

Ваши права подтверждает и Гражданский Кодекс РФ. Никто не имеет права ограничивать вас в выборе, и тем более создавать монополию места проведения технического обслуживания. В соответствии со статьей 209 ГК РФ нарушается право собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Вы лишаетесь возможности пройти техническое обслуживание в другом месте, по собственному выбору, по более низким ценам.


Так какие у вас есть права? Например:

Статья 18. п.1 ЗоЗПП Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков:
...
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

А что должен сделать дилер:
Статья 18. п.5 Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков:

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

То есть вы можете прийти даже вообще без сервисной книжки, если гарантийный срок еще не истёк.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

То есть вы сдаёте машину и ждёте проведения проверки качества, фактически это диагностика или дефектовка. Дальше либо проверка качества показывает, что поломка произошла не по вашей вине и вы получаете гарантийный ремонт или дело доходит до экспертизы.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет..

Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю)... расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Дополнительно отмечу, что автомобиль должен быть принят дилером НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО, о чём говорит п.1 ст.20 ЗоЗПП... При этом, отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.
Итак, в сухом остатке

Письменного отказа в гарантийном ремонте они Вам не дадут, иначе с ним можно смело отправляться сразу в суд. Стоит понимать, что дилер может запугивать стоимостью дефектовки, экспертизой, что её стоимость ляжет на вас, в случае обнаружения неправильной эксплуатации и вашей вины или даже сразу требовать оплатить экспертизу, что очевидно - незаконно.

Как действовать?


1. Записываетесь на диагностику к официальному дилеру.

2. Заранее распечатываете две копии претензии, с требованием незамедлительно принять автомобиль для безвозмездного устранения недостатков, описывая свою позицию и ссылаясь на законы. Ссылку на шаблон претензии дам в комментариях.

3. В назначенный день приезжаете к дилеру и регистрируете претензию на ресепшене. На вашей копии должны поставить печать, подпись/расшифровку, должность, дату, входящий номер.

4. Идёте к мастеру-приёмкщику, если слышите рассказ о снятии с гарантии, то просите предоставить информацию озвученную им письменно или позвать инженера по гарантии. Если инженер по гарантии также делает вид, что не в курсе положений Закона О Защите прав потребителей, твердит про сервисную книжку, то просите позвать начальника сервиса или начальника всей этой богодельни.

5. Дальше вам могут просто отказать устно, тогда только остается ждать письменного ответа на вашу письменную претензию или могут предложить заехать в ремонтную зону, подписав заказ-наряд. Тут надо быть очень внимательным, так как вам могут предложить подписать обычный коммерческий заказ-наряд. Ссылайтесь на Статью 18 п.1 ЗоЗПП, которая говорит о незамедлительном, безвозмездном устранении недостатков. Ни про какие деньги в ЗоЗПП речи нет, кроме одного нюанса - вам придется оплатить экспертизу, если она покажет, что поломка произошла по вашей вине. В случае, если Вашей вины нет, экспертиза оплачивается дилером. Об этом говорит ст.18, п.6 ЗоЗПП.

6. Уже после того, как они проведут проверку качества, в соответствии с ЗоЗПП, они могут согласиться на бесплатный гарантийный ремонт или начать спор о причинах возникновения недостатков товара (неисправности авто). В этом случае, как я писал выше они назачают экспертизу за свой счёт. На этом этапе они могут предложить подписать трехстороннее соглашение, по которому вы что-то будете должны за эту экспертизу. ЗоЗПП ничего ни о каких соглашениях не говорит. Там чётко написано - уполномоченная организация за свой счёт.

7. На экспертизу вы можете пригласить своего эксперта, который даст свое, неофициальное заключение для вас, а также не даст независимому эксперту мухлевать.

8. Если экспертиза на вашей стороне - вам починят автомобиль и вы останетесь ничего не должны. Если экспертиза на стороне дилера, вы можете оспорить ее результаты в суде, тогда суд назначит судебную экспертизу. В суде также может присутствовать и выступать ваш эксперт. Обычно, при прочих равных, суд склоняется на сторону потребителя, в спорах по ЗоЗПП.

В целом, нужно зарание обзавестись пониманием, что случилось с вашим автомобилем и почему это случилось. Если это какой-то необслуживаемый узел или агрегат, то очень сложно доказать, что вы его неправильно эксплуатировали или обслуживали. Если проблема с двигателем, тут полёт фантазии у эксперта может быть куда больше.
Но в целом, стоит знать, что пока дело не дошло до экспертизы Вы им вообще ничего не должны. Продолжать ли спор и втягиваться ли в судебные разбирательства - решать вам, это время и, возможно, деньги. С другой стороны, если действовать будете правильно, уверены в свое правоте и у вас есть на это время, то есть все шансы получить ремонт за их счёт, как и должно быть. В конце концов, это может стать делом принципа и делом восстановления справедливости.

Расскажите об этом всем знакомым, как можно больше людей должны знать свои права. Хватит дилерам и/или автопроизводителям дурачить потребителей, высасывая из нас деньги, которые даются нам нелегким трудом.

PS От какого-то представителя официалов услышал словосочетание "потребительский экстремизм", так они называют это - когда добиваешься того, что положено по закону. Но смахивает это на противоположное.

Покупка нового автомобиля, в кредит или за наличные, всегда большая трата денег, а также ожидающие свой черед затраты на содержание и обслуживание. Вот это самое обслуживание у официального дилера и составит большую часть затрат, пока автомобиль находится на гарантии.

Можно ли как-то сократить стоимость техобслуживания и уменьшить затраты, если за спиной еще висит ?

Обязательно ли ТО для нового авто у ОД

Всем известно чье-то умозаключение, что до тех пор, пока на машину действует гарантия, ее следует регулярно обслуживать исключительно на фирменных сервисных центрах у официального дилера. «Ложка дегтя» заключается в том, что все основные работы, такие как:

  1. замена свечей,
  2. фильтров и
  3. специальных жидкостей и масел,

на таких официальных станциях стоят гораздо дороже, чем на частных СТО, где затраты на обслуживание в разы меньше.

Причем, всех новоиспеченных автовладельцев буквально запугивают условием, согласно которому для выполнять ремонтно-обслуживающие работы по авто можно только на фирменном сервисе. Вот такая получается дилемма.

При этом следует понимать, что гарантийное обслуживание – это своего рода удочка с крючком, на который автопроизводители подсаживают покупателей нового автомобиля с целью получения дополнительной прибыли.

Наверно, понятно, что выполнять какие-то работы в убыток себе, официалы не будут и затраты для автовладельца становятся неизбежностью. Это относится как к , так и зарубежным.

Если в процессе эксплуатации нового автомобиля будут выявлены серьезные неисправности, то автовладелец вправе по гарантии. Но это уже отдельная история.

По каким причинам отказываются от сервиса ОД

Более 15% автолюбителей предпочитает либо потерять гарантию, либо пойти на конфликт с дилером, но обслуживать свою машину по нормальным ценам в автосервисе, который лицензирован производителем. Вот основные причины такого выбора:

  • Причина №1: стоимость плановых работ по обслуживанию.

Почти любую работу, за выполнение которой на сервисе официалов выставляют огромнейшие счета, можно сделать и на сторонней станции. Не стоит зацикливаться, что она не фирменная. Сегодня много автосервисов, специализирующихся на автомобилях конкретной марки и имеющих соответствующие лицензии. У них имеется все необходимое оборудование, знания и умения, чтобы выполнить любую задачу, вплоть до капитального ремонта двигателя и «перешивки мозгов». И это при меньшей стоимости, когда затраты не вытягивают последнее из кармана.

  • Причина №2: стоимость запчастей и допоборудования.

Официальные сервисы во время проведения ремонта используют только оригинальные «расходники» и запчасти. Что же касается обычных автосервисов, то им в этом плане все равно: они могут использовать любые запчасти, отвечающие требованиям качества, так что выбор остается за самим клиентом. Естественно, не оригинальные товары стоят дешевле оригинальных. Но в каждом отдельном случае стоит советоваться с профессионалами, поскольку довольно часто встречаются подделки, качество которых откровенное плохое.

  • Причина №3: очереди на обслуживание.

На фирменных СТО практически всегда очереди, причем весьма большие. Что же касается частных станций, то на них дела обстоят проще. Если владелец замечает сильное увеличение потока клиентов, то он нанимает дополнительных мастеров, либо просто продлевает рабочий день, поднимая зарплату рабочим. В результате все довольны.

  • Причина №4: ощущение фальши.

У большинства «официалов» мастер, который принимает заказы на ремонт авто – это солидный менеджер, одетый в хороший костюм, который все время улыбается. Естественно, общаться с таким человеком очень приятно, но ведь на СТО приезжают не для разговоров, а для ремонта. Куда проще дела обстоят с обычными станциями, где имеется возможность поговорить непосредственно с теми людьми, кто будет заниматься ремонтом. Такие беседы гораздо более конструктивны.

  • Причина №5: подход к ремонту.

У фирменных станций одна особенность – они никогда не делают мелкую и кропотливую работу. Если что-то не работает, то они меняют всю деталь в сборе, а не отдельную ее часть. К примеру, в случае поломки АКП никто не станет в ней ковыряться и разбираться по поводу того, в чем причина неисправности. Мастера просто установят новую коробку, за что владельцу придется заплатить кругленькую сумму. А дело может быть в какой-то мелочи, которую можно исправить в разы дешевле.

  • Причина №6: невозможность присутствия при ТО.

На любой официальной СТО вам предложат специальные комнаты с установленными экранами, где клиенты могут удобно расположиться и наблюдать за тем, как мастера занимаются их машинами. Доступ же в помещение, где проводится ремонт, закрыт. И это плохо, если становится невозможным лично проконтролировать процесс. Обычные же мастера не имеют ничего против того, чтобы клиент наблюдал за их работой, лишь бы он не вертелся под ногами.

  • Причина №7: уровень квалификации механиков.

На большинстве хороших частных автосервисов работают настоящие профессионалы своего дела. Руководители частных станций прекрасно понимают, что от квалифицированности их работников зависит популярность сервиса и, как следствие, его прибыльность. Именно поэтому они не жалеют денег на то, чтобы нанимать самых лучших специалистов. А они, как правило, сначала оттачивают свое мастерство на фирменных СТО, а уже потом уходят к частникам, где им предлагаются более лучшие условия труда.

  • Причина №8: местонахождение автосервиса официалов.

Очень многие официальные станции техобслуживания расположены в отдаленных районах городов. Им нет смысла тянуться к центру, где стоимость аренды помещений выше. Постоянный поток клиентов у них в любом случае будет, так как тому, кто желает сохранить гарантию, просто придется тратить многие часы на то, чтобы добраться к нужному сервису. В большинстве городов можно с легкостью найти сразу несколько СТО или автосервисов, которые и расположены ближе, и берут за свои услуги в несколько раз меньше.

Сомневаетесь? Тогда пройдемся по доказательствам.

Вот отрывок из книги практикующего юриста Олега Павлова "Мои права в автосалоне и автосервисе":

"Многие дилеры включают в договор условия, запрещающие производить какие-либо действия с машиной (установка сигнализации, магнитолы и тл.), кроме как на авторизованном сервисе. Примеров таких незаконных условий, включаемых в текст договора с потребителем, встречается множество. Ниже приводится несколько пунктов, взятых из типового договора одного из московских автосалонов (нумерация не сохранена).

1) Гарантия распространяется на транспортные средства, техническое обслуживание и ремонт которых в течение гарантийного периода, установленного в соответствии с настоящим Положением, осуществляются в сервисе Гаранта.

Данное условие противоречит пунктам 1,2 статьи 16 ЗоЗПП, так как обусловливает приобретение автомобиля обязательным приобретением услуг по техническому обслуживанию. Гарантийные обязательства продавца ставятся в зависимость от условий, не связанных с недостатками товара.

2) Гарантия распространяется на все дефекты и неисправности узлов, агрегатов и отдельных деталей транспортного средства, нормальное функционирование которых невозможно по вине изготовителя транспортного средства .

Данное условие чрезмерно сужает объем гарантийных обязательств по сравнению с правилами, установленными абзацем 2 пункта 6 статьи 18 ЗоЗПП и пунктом 2 статьи 476 ГК РФ. Согласно данным нормам, установленная изготовителем (продавцом) гарантия также распространяется на все дефекты, возникшие после передачи товара потребителю, если причиной этих дефектов не является: нарушение потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара; действия третьих лиц; действие непреодолимой силы.

3) Гарантия не распространяется на внесенные Клиентом изменения в конструкцию автомобиля (самостоятельное переоборудование), при этом гарантия утрачивается также на узлы, агрегаты и системы, работа которых зависит от узлов, агрегатов и систем, подвергшихся конструктивным изменениям .

Данное условие чрезмерно сужает объем гарантийных обязательств по сравнению с правилами, установленными абзацем 2 пункта 6 статьи 18 ЗоЗПП и пунктом 2 статьи 476 ГК РФ. Согласно данным нормам, продавец обязан доказывать причинно-следственную
связь между внесением изменений в конструкцию автомобиля (переоборудованием) и возникшей неисправностью (если неисправность вообще возникнет). Кроме того, подобным условием ограничивается установленное статьей 209 ГК РФ право собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

4) Гарантия не распространяется на транспортное средство, технические и эксплуатационные характеристики которого, установленные изготовителем транспортного средства, были изменены путем вмешательства извне без согласия дилера.

Данное условие чрезмерно сужает объем гарантийных обязательств по сравнению с правилами, установленными абзацем 2 пункта 6 статьи 18 ЗоЗПП и пунктом 2 статьи 476 ГК РФ. Согласно данным нормам, продавец обязан доказывать причинно-следственную связь между изменением технических характеристик и возникшей неисправностью. Также ограничивается установленное статьей 209 ГК РФ право собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

5) Расходные материалы, непосредственно использующиеся в процессе технического обслуживания транспортного средства, приобретаются у дилера .

Данное условие противоречит пункту 2 статьи 16 ЗоЗПП. Приобретение услуги обуславливается обязательным приобретением товаров. Потребитель лишается возможности приобрести расходные материалы в другом месте по более низким ценам.

6) Запасные части, непосредственно использующиеся в процессе гарантийного ремонта и ремонта транспортного средства, приобретаются у дилера.

Данное условие противоречит пункту 2 статьи 16 ЗоЗПП. Приобретение услуги обуславливается обязательным приобретением товаров. Потребитель лишается возможности приобрести запасные части в другом месте по более низким ценам.

7) Любые диагностические процедуры узлов и агрегатов транспортного средства оплачиваются Клиентом .

Данное условие противоречит пункту 2 статьи 13, абзацу 7 пункта 1 статьи 18 ЗоЗПП. Диагностические процедуры могут быть частью процесса устранения неисправности, возникшей не по вине потребителя. Согласно указанным нормам, такие расходы лежат на продавце.

8) Клиент обязан являться для прохождения очередного планового технического обслуживания и ремонта транспортного средства только на сервис дилера.

Противоречит абзацу 2 пункта 2 статьи 16 ЗоЗПП. Гарантийные обязательства продавца ставятся в зависимость от условий, не связанных с недостатками товара. Ограничивает установленное статьей 209 ГК РФ право собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Потребитель лишается возможности пройти техобслуживание в другом месте по собственному выбору по более низким ценам.

9) Клиент обязан не использовать и не устанавливать на транспортное средство без согласия дилера какие-либо детали, аксессуары, дополнительное оборудование и др.

Противоречит статье 209 ГК РФ. Существенно ограничивает право собственника свободно пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Также противоречит абзацу 2 пункта 2 статьи 16 ЗоЗПП. Гарантийные обязательства продавца ставятся в зависимость от условий, не связанных с недостатками товара.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в
области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Если при изучении конкретного договора у вас возникают сомнения в законности того или иного условия, которое вы считаете очень важным, лучше обратиться за консультацией к специалисту. Как уже упоминалось, условия, противоречащие закону, признаются недействительными. В подавляющем большинстве случаев дилер знает о неправомерности подобных положений, однако сознательно включает их в договор. Расчет здесь делается на невысокий уровень правовой грамотности клиента. Предполагается, что при прочтении договора у потребителя даже и мысли не должно возникнуть, чтобы обслуживаться в другом сервисном центре, на стороне установить сигнализацию и магнитолу или приехать на ТО со своими расходными материалами.

Помимо того, что это просто неэтично, такое поведение дилеров содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях: включение в договор условий, ущем-
ляющих установленные законом права потребителя.

Если о данном нарушении уведомить территориальный отдел Роспотребнадзора, приложив к заявлению копию договора, дилера оштрафуют на сумму от 10 до 20 тысяч рублей. Большое количество незаконных условий, включенных в типовое соглашение, свидетельствует о недобросовестности дилера, о его стремлении ввести покупателя в заблуждение относительно его реальных прав и обязанностей."

Вячеслав Арсентьев, консультант отдела юридического обеспечения ТУ "Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу":

"Существует 2 вида гарантии - гарантия автосалона и гарантия по закону. Установление гарантийного срока автосалоном не является обязательным. Это условие прописывается в заключаемом договоре купли-продажи. А вот гарантия по закону остается у потребителя независимо от подписываемого им договора. Такая гарантия будет действовать в течение 2 лет после покупки автомобиля. Потребитель вправе требовать ремонта в случае обнаружения в автомобиле недостатков (ст. 19 закона "О защите прав потребителей", ст. 477 ГК РФ).

Таким образом, автосалон может лишить своей гарантии (к примеру, 5-летней), но останутся требования закона, которые он обязан соблюдать и осуществлять гарантийный ремонт в течение 2-летнего срока. И даже если установлено, что поломка произошла по вине автовладельца, в том числе из-за дополнительного оборудования, в случае последующих поломок производитель (автосалон) обязан принять автомобиль по гарантии. В случае лишения гарантии автосалоном, потребитель вправе обратиться в ТУ "Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу", где обстоятельства каждого конкретного случая оценят наши специалисты и вмешаются в ситуацию."

Юрист правозащитной организации "Традиция права" Анатолий Макаренко:

"То, что творят дилеры - чистой воды самоуправство! Дело в том, что гарантию устанавливает не продавец товара, а его производитель, в данном случае - иностранная компания. Снятие с гарантии - нарушение статьи 6 Закона о защите прав потребителей - "Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара". Скорее всего, производители и сами не знают о такой практике. Но если все же вас сняли с гарантии, потому что вы поставили доп.оборудование в соседнем салоне, требуйте у дилеров письменное постановление, это подтверждающее. А с ним можно смело идти в суд. Существует огромный процент вероятности, что дело будет выиграно."

Заместитель председателя "Общества защиты прав потребителей" Михаил Овчарок:

"Во-первых, цены на услуги в автосервисах могут быть оспорены потребителем, если данное обслуживание не занесено в сервисную книжку. А во-вторых, если сигнализацию, например, устанавливает не сервисный центр дилера, а третье лицо, то снять с гарантии всю машину никто не имеет права! Все сервисные центры идут на ухищрения, чтобы не выполнять своих обязательств. В случае если весь автомобиль потребителя сняли с гарантии после того, как он установил сигнализацию в другом автосервисе, обманутому клиенту нужно написать претензии дилеру, получить его ответ и потом обращаться в суд. В суде ответчик должен доказать, что установка того или иного оборудования не в его автосервисе привела к сбою в работе других механизмов машины - что само по себе невозможно. Наша организация готова представлять в суде интересы обманутых автомобилистов."

Санкт-Петербургский городской клуб автомобилистов, и.о. директора Михаил Северный:

"Если мелкий ремонт или установка "допов" не связаны с вмешательством в конструкцию автомобиля, то это можно хоть самому делать. Дилеры постоянно нарушают наши права, еще и за предпродажную подготовку дерут бешеные деньги. По идее, в случае покупки по образцам, предпродажная подготовка входит в стоимость автомобиля, но это правило почему-то никто не соблюдает."

Начальник Отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Мария Кондратенко:

"Пока никаких жалоб на автодилеров к нам не поступало. Возможно, покупатели просто не знают обо всех своих правах. Но если нам напишут жалобу с подробнейшим указанием нарушений антимонопольного законодательства, ФАС обязательно проведет проверку деятельности того или иного салона."

Ответ на запрос одного из техцентров в ОПАР



Рекомендуемая линия поведения при разговоре с менеджерами автосалонов относительно установки у них дополнительного оборудования (c форума Autoset):

1) Перед поездкой в автосалон узнать цены на оборудование и работы по его установке у независимых установщиков и продавцов. Это удобно и быстро можно сделать в интернете.
Иметь в виду, что может быть ситуация, что в салоне оф. дилера предлагаются модели систем, которых нет в свободной продаже - это специальная программа производителей оборудования для автосалонов - чтобы розничные продавцы не мешали автосалонам получать сверхприбыль. Обычно эти модели различаются чисто косметически, номером модели, упаковкой, 1-2 второстепенными функциями. Ориентируйтесь на внешний вид брелка, и набор основных функций - это поможет вам определить реальную стоимость оборудования.

2) Понимать, что на установке дополнительного оборудования (автосигнализаций, магнитол, парктроников) автосалон или сервис официального дилера зарабатывает довольно большие деньги, с высоким процентом прибыли, и поэтому, скорее всего, будет активно убеждать вас установить все нужные и не очень нужные вам доп. системы у него.

3) Посколько терять прибыль с установки допов оф. дилеру очень не хочется, то скорее всего Вам последовательно будет озвученно несколько постулатов, в которые оф. дилеру хочется, чтобы вы поверили. Доводы примерно такие:

Довод : Если вы установите допы не у нас, автомобиль полностью снимается с дилерской гарантии. Некоторые из дилеров говорят, что с гарантии слетит только электрика и электроника автомобиля.
Опровержение : Согласно законам РФ такого требования нет, достаточно чтобы сервис, производящий установку доп оборудования, имел сертификат Ростеста на право осуществления этого вида деятельности.

Довод : Установка у официального дилера самая качественная, т.к. работники прошли обучение у производителя данного авто и обладают всем необходимым диагностическим оборудованием!
Опровержение : Обычно установка сигнализации у дилера очень быстрая, это происходит потому что их мастера набили руку на шаблонной типовой установке 3-4 моделей систем на несколько моделей машин одного производителя, соответвенно делают они это очень быстро, не задумываясь, одинаково, блоки систем стоят в самых удобных для монтажа местах, не спрятаны, соединения не пропаяны. Диагностическое оборудования требуется только для диагностики неисправностей и "гашения ошибок" и сейчас практически все независимые центры по установки имеют свои мультимарочные сканеры, которые тоже с успехом это делают.

Довод : Если вы всё-таки поставите допы на стороне, то мы это сразу узнаем и при очередном ТО снимем машину с гарантийного обслуживания!
Опровержение : На самом деле практически в каждом городе есть несколько дилеров по одной марке авто. Единой базы по клиентам у них естественно нет и вряд ли она появится в обозримом будущем. Отличить установку оф. дилера от установки стороннего сервиса, если она хорошо выполнена однозначно невозможно, поэтому можно смело говорить, что допы ставились у другого оф. дилера, а документы вы принесете потом, когда найдете.

3) Если по хорошему вы соглашаться не будете, вас начнут запугивать разными страшными вещами, возможно даже с приведением примеров из жизни. Менеджеры автосалонов для этого проходят специальный психологический тренинг, и владеют этими приёмами.

4) Обычно, если вам все-таки удаётся уехать из автосалона без допов, при следующих визитах к ним например на ТО, про вопрос снятия с гарантии уже никто не вспоминает, т.к. оф. дилеру тоже выгодно поменять по гарантии вам что-нибудь, т.к. эти работы и запчасти оплачиваются ему производителем авто.

5) Отдельная история с кредитными авто. Если вы оформляете кредит непосредственно в салоне дилера, то сотрудники кредитного и страхового отдела тоже правильно "запрограммированы" руководством для того, чтобы не отпустить новую машину без сигнализции. Будет ситуация замкнутого круга: чтобы купить машину в кредит необходимо ее застраховать в определенной страховой компании, чтобы ее застраховать, необходимо установить сигнализацию или иммобилайзер, соответвенно сделать это необходимо в салоне дилера, до момента забора авто. Изменить ситуацию тут можно только обративщись в банк, представители которого не находятся в этом автосалоне, и соответвенно их страховые компании допускают ситуацию установки систем безопасности после выезда авто за ворота автосалона.

6) При любом развитии событий не нужно устраивать истерик и грозить разборками, достаточно просто попросить сотрудника автосалона дать вам письменный отказ в поддержке гарантии. Эта просьба обычно снимает всё вопросы.

Даже ТО необязательно проходить у дилера!

О том как автовладелец выиграл дело против ООО «Ниссан Мотор Рус».

Сыктывкарский юрист Дмитрий Турубанов в судебном порядке заставил ООО «Ниссан Мотор Рус» компенсировать стоимость автомобиля, неустойку, понесенные убытки, а также моральный вред автовладельцу, который остался недоволен новой Almera Classic.

В июне 2006 года житель г. Сыктывкара приобрел в ООО «Авторесурс КИА» новый автомобиль Nissan Almera Classic, на который, согласно сервисной книжке, предоставлялась гарантия 3 года или 100 000 км пробега. Сразу после покупки владелец обратил внимание на постоянный механический шум в работе двигателя автомобиля, усиливающийся по мере эксплуатации. При последующих обращениях в технический центр ему сообщили, что неисправность несущественна и не отражается на работе двигателя. За два года эксплуатации, помимо обязательных ТО, владелец Ниссан шесть раз посещал автосервис для выявления причин шумов и их устранения. За это время он направил автосалону-продавцу ООО «Авторесурс КИА» два письма с просьбой поменять автомобиль или вернуть уплаченные средства. Продавец ответил отказом.

В сентябре 2008 года аналогичное письмо было направлено представителю завода-изготовителя в нашей стране ООО «Ниссан Мотор Рус». По отметкам в Паспорте транспортного средства, оно являлось импортером автомобиля. ООО «Ниссан Мотор Рус» в просьбе отказало, сославшись на то, что автомобиль приобретался и обслуживался не у официального дилера. Получив такой ответ, покупатель обратился в суд с иском к ООО «Ниссан Мотор Рус» о замене автомобиля Nissan Almera Classic на новый, взыскании неустойки, компенсации морального вреда и понесенных убытков.

Проведенная в ходе судебного разбирательства независимая автотехническая экспертиза выявила: источником постороннего шума в двигателе являлся люфт во втором клапане второго цилиндра и лопнувшее компрессионное кольцо третьего поршня. Причина возникновения дефектов -
производственный недостаток, связанный с процессом сборки.

Сыктывкарский федеральный суд изучил материалы дела и отметил, что производитель автомобиля имел право предписать определенную периодичность и объем техобслуживания (замену масла, фильтров и тому подобного при определенном пробеге). Однако закон не предоставляет изготовителю или импортеру права ограничивать потребителя в способе выполнения данных работ (в официальном сервисном центре или в иной организации). Иными словами, автовладелец имеет право проходить ТО там, где ему удобно. При этом его не должны лишать дилерской гарантии.

Доводы ООО «Ниссан Мотор Рус» о том, что автомобиль приобретался и обслуживался не у авторизованного дилера, суд признал неправомерными, поскольку при заключении договора купли-продажи покупателю была выдана сервисная книжка с отметкой о продаже и предпродажной подготовке именно официальным дилером компании Ниссан, а обслуживание проводилось в организации, имевшей сертификаты соответствия выполняемых работ установленным требованиям.

Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» и ГК РФ суд постановил взыскать с ответчика (ООО «Ниссан Мотор Рус») в пользу истца 445 000 рублей в счет возврата уплаченной стоимости автомобиля, 44 700 рублей убытков, причиненных изменением стоимости автомобиля, 100 000 рублей неустойки, 15 000 рублей в счет компенсации морального вреда, 22 344,50 рублей убытков в связи с приобретением дополнительного оборудования и его установкой, 36 288,37 рубля расходов, связанных с проведением экспертизы.

Этот случай позволяет с уверенностью утверждать:

По законам РФ автовладелец имеет право обслуживаться в любом техническом центре, имеющем сертификат соответствия, и рассчитывать на дилерскую гарантию. Вышеизложенная судебная практика показывает, что в случае обнаружения производственных недостатков потребитель имеет право на компенсацию понесенных издержек у представителя завода-изготовителя.
Продавец (изготовитель), импортер не только отвечает за недостатки автомобиля, которые возникли/уже были в автомобиле, но и обязан сам доказывать нарушения потребителем правил использования а/м.
Имеющаяся судебная практика, о которой официальные дилеры знают, но умалчивают, дает шанс каждому автовладельцу, приобретшему автомобиль с производственными дефектами, рассчитывать на компенсацию, несмотря на обслуживание в не авторизованном, но сертифицированном должным образом техническом центре.