Представители общественных объединений. Государственно-общественные объединения: проблемы правового статуса

1.3. К ВОПРОСУ О РОЛИ ОБЩЕСТВЕННОГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Поспехов Иван Александрович. Должность: главный юрисконсульт. Место работы: Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Республики Марий Эл. Email: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена анализу нового для российской правовой практики института - общественно-государственной организации. Автор рассматривает вопросы правового регулирования статуса общественно-государственной организации в РФ, а также условия, при которых общественногосударственная организация будет в полной мере отражать интересы граждан. В заключение статьи даётся вывод, что общественно-государственная организация является своеобразным связующим звеном между обществом и государством, созданным для решения задач, находящихся на стыке компетенций государства и гражданского общества.

Ключевые слова: общественно-государственная организация, государство, гражданское общество, интересы общества, задачи государства.

TO THE QUESTION OF FUNCTIONS OF PUBLIC-STATE ORGANIZATIONS IN THE POLITICAL SYSTEM OF THE SOCIETY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Pospekhov Ivan Alexandrovich. Position: chief legal adviser. Place of employment: DOSAAF Russia Regional branch of Mariy El Republic. E-mail: [email protected]

Annotation: The article is devoted to the analysis of the new to the Russian legal practice institute - the public-state organization. The author examines questions of the legal regulation of the status of the public-state organization in the Russian Federation, and also conditions at which the public-state organization will reflect to the full concerns of citizens. The author arrives at a conclusion, that the public-state organization is an original link between the society and the state created for the decision of tasks, taking place on a joint of competences of the state and the civil society.

Keywords: a public-state organization, a state, a civil society, concerns of citizens, state tasks.

Согласно одному из определений, даваемых нам теорией государства и права, государство - это единственно возможная организация общества, в котором господствуют разные и противоположные интересы, по их согласованию, выработке и реализации общих целей всего общества. И только государство, функционирующее в общих целях всего общества, может считаться демократическим и правовым.

Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.931, Российская Федерация провозглашена демократическим федеративным правовым государством. Однако, согласовать разные

и противоположные интересы всех граждан нашей страны - это громаднейший объём работы, который крайне сложно выполнить государству непосредственно.

Сложившуюся проблему призван решать институт общественных объединений, т.е. добровольных, самоуправляемых, некоммерческих формирований, созданных по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения2. Посредством данного института группы граждан доводят свои согласованные интересы до государства, чтобы принятые впоследствии решения наиболее полно выражали общие цели всего общества.

Данный механизм получил в науке наименование гражданского общества. К нему существует множество подходов. Имеют место категоричные точки зрения, согласно которым гражданское общество - «организованное противостоящее государственной власти»3. Однако данная позиция не соответствует реалиям российского государственного и общественного строительства. Как было отмечено в выступлении Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета, демократическое государство в России должно стать эффективным инструментом самоорганизации гражданского общества4. Таким образом, на современном этапе развития государство должно содействовать развитию институтов гражданского общества в целях выполнения своего главного предназначения - наиболее полного согласования разных и противоположных интересов всего общества, для выработки и реализации общих целей.

Одной из форм такого содействия может служить появление в отечественной правовой практике новой формы общественного объединения - общественногосударственная организация.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от

19.05.95 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти5.

В соответствии с данной статьей в Российской Федерации была создана одна общественногосударственная организация.

Это Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», созданная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.09 №973 «Об Общероссийской общественногосударственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»»6.

2 Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.95 №82-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. -№21. - Ст. 1930.

3 Лысенко, В.В. Гражданское общество: к вопросу правопони-мания / В.В. Лысенко // История государства и права. - 2009. -№23. - С. 43-47.

4 О стратегии развития России до 2020 года: Выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета. - М.: Издательство «Европа», 2008. - С. 22.

5 Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.95 №82-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. -№21. - Ст. 1930.

6 Правительство РФ. Об Общероссийской общественногосударственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»: Постановление Правитель-

ОБЩЕСТВЕННО ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Поспехов И.А.

В этой ситуации возникает несколько вопросов о положении общественно-государственной организации в политической системе общества.

С одной стороны, ст. 17 Федерального закона от

19.05.95 №82-Фз «Об общественных объединениях» предусматривает, что вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

Данная норма гарантирует свободу выражения гражданами своих интересов, посредством общественных организаций. В противном случае может возникнуть ситуация, когда государство, вмешиваясь в деятельность общественных организаций, может создать видимость, что функционирует в общих целях всего общества. Однако интересы граждан учтены не будут, и граждане будут не в состоянии донести их до государства. Такое положение вещей в корне противоречит сущности демократического государства.

Получается, что общественно-государственная организация противоречит сущности демократического государства?

В вышеупомянутой статье Федерального закона «Об общественных объединениях» указывается, что вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об общественных объединениях». Из этого мы можем сделать вывод, что законодатель считает возможным в некоторых случаях взаимовоз-действие общественных организаций и государства для наиболее полного соответствия государства интересам всех его граждан. Однако, данное воздействие не может влиять на процесс согласования интересов членов общественной организации и представления их согласованной воли государству.

Таким образом, нам необходимо выяснить: какую роль выполняет данная общественно-государственная организация в политической системе общества? Создана ли она для того, чтобы государство влияло на общество, или для того, чтобы государство и общество совместно решали значимые задачи?

На этот вопрос отвечает п. 2 Постановлением Правительства РФ от 28.11.09 №973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»», согласно которому на ДОСААФ России возложены государственные задачи, а именно:

а) патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан;

б) подготовка граждан по военно-учётным специальностям;

в) развитие авиационных и технических видов спорта;

г) участие в развитии физической культуры и военноприкладных видов спорта;

д) лётная подготовка курсантов лётных образовательных учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности лётного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ;

е) участие в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе;

ства РФ от 28.11.09 №973 // СЗ РФ. - 2009. - №49 (2 ч.). - Ст. 5969.

ж) подготовка специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества;

з) участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

Данные задачи тесно связаны с обеспечением обороноспособности и безопасности страны. А так как функции обороны и безопасности неразрывно связаны с возможностью легального применения силы, то выполнять их может только государство.

В то же время интересы в поддержании безопасности - это одни из интересов, охватывающих практически всех членов общества. В этой связи мы можем утверждать, что общество заинтересовано в содействии укреплению обороноспособности страны.

Более того, функции государства в данной общественно-государственной организации чётко очерчены указанным выше Постановлением Правительства РФ - содействовать ДОСААФ России в реализации возложенных на него задач. Таким образом, государство в данной организации не должно оказывать воздействие на согласование интересов её членов, а только лишь должно содействовать им в реализации общих для них целей, которые, с одной стороны, являются общими для подавляющего большинства членов общества, а с другой стороны, - являются одной из форм реализации государством своей исключительной функции.

В связи с этим мы можем утверждать, что данная общественно-государственная организация создана для совместного решения государством и обществом значимых задач, находящихся на стыке компетенций государства и гражданского общества.

Таким образом, мы можем предположить, что общественно-государственная организация является своеобразным связующим звеном между обществом и государством, как единственно возможной организацией всего общества, в процессе выработки и реализаций общих задач государства, отвечающих интересам, охватывающим практически всех членов общества.

Список литературы:

2. Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.95 №82-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - №21. - Ст. 1930.

3. Правительство РФ. Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»: Постановление Правительства РФ от 28.11.09 №973 // СЗ РФ. - 2009. - №49 (2 ч.). - Ст. 5969.

4. Лысенко, В.В. Гражданское общество: к вопросу правопонимания / В.В. Лысенко // История государства и права. - 2009. - №23. - С. 43-47.

5. О стратегии развития России до 2020 года: Выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета. - М.: Издательство «Европа», 2008. - 28 с.

Рецензия:

В данной работе отмечено, что появление в отечественной правовой практике новой формы общественного объединения - общественно-государственная организация является одной из форм содействия государ-

ства в развитии институтов гражданского общества в целях выполнения своего главного предназначения -наиболее полного согласования разных и противоположных интересов всего общества, для выработки и реализации общих целей. До принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях, общественногосударственные организации функционируют на основании ст. 51 Федерального закона от 19.05.95 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и нормативными правовыми актами органов государственной власти. Однако в данной ситуации возникает несколько вопросов о положении общественно-государственной организации в политической системе общества.

Автор отмечает, что может возникнуть ситуация, когда государство, вмешиваясь в деятельность общественных организаций, может создать видимость, что функционирует в общих целях всего общества. Такое положение вещей в корне противоречит сущности демократического государства.

Поспехов И.А. отмечает, что государство в общественно-государственной организации не должно оказывать воздействие на согласование интересов её членов, а только лишь должно содействовать им в реализации общих для них целей, которые, с одной стороны, являются общими для подавляющего большинства членов общества, а с другой стороны, - являются одной из форм реализации государством своей исключительной функции.

В статье делается вывод, что общественногосударственная организация является своеобразным связующим звеном между обществом и государством, как единственно возможной организацией всего общества, в процессе выработки и реализаций общих задач государства, отвечающих интересам, охватывающим практически всех членов общества.

Автором проведено изучение вопросов о роли общественно-государственных организаций в политической системе общества Российской Федерации, дана собственная трактовка действующего законодательства о соответствии общественно-государственных организаций сущности демократического общества.

Д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Чебоксарского кооперативного института (филиал) АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации» А.И. Сидоркин

  • 20. Подведение итогов голосования на референдуме рф.
  • 2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
  • 21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.
  • 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
  • 8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые
  • Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций
  • Различают следующие виды общественных объединений:
  • Общественная организация
  • Общественный фонд
  • 24. Принципы экономической основы конституционного строя рф.
  • 25. Принципы социальной основы конституционного строя рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.
  • 27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
  • 28. Политические права и свободы граждан рф: общая характеристика.
  • 29. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина рф.
  • 30. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и
  • 33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,
  • 35. Принципы российского гражданства.
  • 36. Основания и порядок приобретения гражданства рф.
  • 37. Органы, решающие вопросы гражданства.
  • 38. Прием в гражданство рф в общем порядке.
  • 39. Прием в гражданство рф в упрощенном порядке.
  • 40. Гражданство детей при различном гражданстве родителей.
  • 41. Восстановление в гражданстве рф, оптация.
  • 42. Основания и порядок прекращения российского гражданства.
  • 45. Право и порядок въезда и выезда из рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 46. Беженцы: понятие, статус.
  • 47. Вынужденный переселенец: понятие, статус.
  • 48. Понятие и формы государственного устройства.
  • 49. Принципы федеративного устройства рф.
  • 50. Компетенция Российской Федерации.
  • 51. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации.
  • 52. Республика в составе рф, ее правовое положение.
  • 53. Область, край как субъекты рф.
  • 56. Система органов местного самоуправления.
  • 57. Принципы избирательной системы Российской Федерации.
  • 58. Понятие и виды избирательных систем.
  • 59. Избирательный процесс в рф: понятие и основные стадии.
  • 60. Голосование как основная стадия избирательного процесса.
  • 61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
  • 62. Правовой статус Президента рф.
  • 63. Порядок избрания Президента рф.
  • 64. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф.
  • 65. Компетенция Президента рф.
  • 66. Правительство Российской Федерации в системе органов
  • 67. Законодательный процесс в рф: понятие, основные стадии.
  • 68. Состав и структура Государственной думы рф.
  • 69. Право и порядок выдвижения кандидатов в депутаты
  • 70. Определение результатов выборов в Государственную думу рф.
  • 71. Компетенция Государственной думы рф.
  • 72. Гарантии деятельности депутата Государственной думы рф.
  • 73. Помощник депутата Государственной думы: порядок назначения,
  • 74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
  • 75. Совет Государственной думы: состав, полномочия. Полномочия совета государственной думы Глава 2 Регламента Государственной Думы:
  • 76. Право и основания роспуска Государственной думы рф.
  • 78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.
  • 81. Правовое положение члена Совета Федерации фс рф.
  • 82. Парламентское расследование Федерального собрания рф.
  • 83. Счетная палата Федерального собрания рф: порядок формирования, состав, полномочия. Статус
  • Структура и порядок формирования
  • 84. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации.
  • 85. Принципы деятельности Конституционного суда рф.
  • 86. Полномочия Конституционного суда рф.
  • 87. Акты Конституционного суда рф, их юридическая сила.
  • 88. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда рф.
  • 89. Правовой статус судьи Конституционного суда рф.
  • 90. Гарантии деятельности судьи Конституционного суда рф.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые

    формы.

    Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций

    Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

    Различают следующие виды общественных объединений:

      Общественная организация;

      Общественный фонд;

      Общественное учреждение;

      Орган общественной самодеятельности;

      Политическая партия.

    Общественная организация

    Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

    Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию.

    Суть членства заключается в документальном оформлении участия в организации (заявления, членские билеты и пр.), наличии определенных прав (избирать и быть избранными в руководящие органы), обязанностей (уплачивать взносы и т.п.) и ответственности за несоблюдение устава организации вплоть до исключения из ее рядов. Этим общественные организации и партии отличаются от других видов общественных объединений, основанных на участии.

    Участники - это физические и юридические лица (общественные объединения), выражающие поддержку целям объединения или его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.Общественное движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественное полезные цели.

    Общественный фонд

    Общественный фонд - это один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

    Общественное учреждение

    Общественное учреждение - это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг.

    Орган общественной самодеятельности

    Орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.

    Политическая партия

    Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

    23. Политические партии: понятие, порядок создания, права и

    обязанности.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ПС) РФ: ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

    Субъекты ПС – граждане, обладающие политическими правами, общественные объединения (прежде всего политические партии), государство.

    Конституционно закреплены такие принципы регулирования ПС, как идеологическое многообразие (ч. 1 и 2 ст. 13 Конституции РФ), политический плюрализм (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ), равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13 Конституции РФ), запрет на создание и деятельность опасных для общества и государства общественных объединений (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

    Более подробно правовой статус политических партий определяется ФЗ «О политических партиях».

    Отдельно среди общественных объединений выделяются политические партии, создаваемые в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Основные требования, предъявляемые к политической партии: региональные отделения более чем в половине субъектов РФ; не менее 50 тыс. членов. Запрет на создание региональных партий и ограничение минимальной численности членов партии были признаны соответствующими Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г.

    Деятельность политических партий строится на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

    Политическая партия создается свободно, подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица (общественного объединения). Помимо устава политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, методы реализации целей и решения задач.

    Членами политической партии могут быть только дееспособные граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста.

    В случае успешного выступления политической партии на выборах (набрали не менее 3 % на выборах депутатов Государственной Думы по общефедеральному избирательному округу, либо избрано не менее 12 депутатов по одномандатным округам в Государственную Думу, либо выдвинутый партией кандидат в Президенты РФ набрал не менее 3 % голосов) политическая партия имеет право на получение государственной финансовой поддержки (из федерального бюджета).

    Только политическая партия (из всех видов общественных объединений) вправе самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти (эта норма вступила в силу с лета 2003 г.).

    Политическая партия может быть ликвидирована по решению высшего руководящего органа либо (в некоторых случаях) по решению Верховного Суда РФ.

    Общественные объединения. Республиканские государственно - общественные объединения

    Общественным объединением является добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав.

    Следует заметить, что действие указанного Закона не распространяется на политические партии, профсоюзы, религиозные организации, а также организации, создаваемые органами государственного управления, органы территориального общественного самоуправления, другие общественные формирования, порядок создания и деятельность которых определяется отдельными законодательными актами.

    Государство обеспечивает охрану прав и законных интересов общественных организаций. Оно может оказывать (в установленном законодательством порядке) им помощь. Вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и их должностных лиц, не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

    Важнейшим и наиболее массовым общественным объединением являются профессиональные союзы. Их деятельность регламентируется Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах». Главной задачей, которую призваны осуществлять профсоюзы, является защита интересов работников наемного труда. В соответствии со статьей 1 Закона, профессиональный союз является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности, как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь.

    Профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (положения), определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, пленумы, съезды.

    Прекращение деятельности профсоюза осуществляется по решению его членов в порядке, определяемом уставом (положением) данного профсоюза.

    В случае, когда деятельность профсоюзов противоречит Конституции, иным законодательным актам Республики Беларусь, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или прекращена в отношении республиканских профсоюзов решением Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь, а территориальных профсоюзов - решением суда по представлению прокурора данной административно-территориальной единицы.

    Республиканскими государственно-общественными объединениями признаются основанные на членстве некоммерческие организации, целью деятельности которых является выполнение возложенных на них государственно значимых задач.

    2. Учредителями республиканского государственно-общественного объединения и его членами могут являться физические и юридические лица, а также Республика Беларусь в лице действующих от ее имени уполномоченных государственных органов и юридических лиц.

    3. Устав республиканского государственно-общественного объединения принимается его учредителями либо высшим органом этого объединения и утверждается Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Правительством Республики Беларусь.

    4. Создание республиканского государственно-общественного объединения осуществляется по решению учредителей либо в результате реорганизации существующей некоммерческой организации в форме общественного объединения на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Правительством Республики Беларусь.

    5. Республиканское государственно-общественное объединение может в установленном порядке создавать свои организационные структуры, в том числе в виде юридических лиц, а также создавать иные юридические лица или участвовать в них в соответствии с уставом республиканского государственно-общественного объединения и иным законодательством.

    6. Правовое положение республиканских государственно-общественных объединений определяется настоящим Кодексом и иным законодательством о республиканских государственно-общественных объединениях.

    Государство как элемент политической системы общества. Конституционные характеристики государства (унитарное, демократическое, социальное, правовое, светское). Гражданское общество

    Государство является исторические первым политическим институтом. Государство определяется как основной институт политической системы общества, обладая верховной властью, суверенитетом на определенной территории и осуществляющий управление обществом с помощью специального механизма в виде системы органов и учреждений. В политологии одной из сложнейших проблем является проблема происхождения государства.

    В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации . Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

    1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ - 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения .
    2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ . Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
    3. Региональное общественное объединение , деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта . Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
    4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

    Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов , зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения. Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов - представителей данного региона. Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей - не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.