Оформление отчета об аттестации. Оформляем результаты аттестации рабочих мест

Итак, как следует из Приказа от 26.04.2011 № 342н Минздравсоцразвития России, вводится новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок). Этот документ вступил в силу 01.09.2011. Новый Порядок содержит существенные изменения, которые касаются как работодателя, так и работника. В нем более детально описаны подготовка к аттестации, распределение обязанностей по ее организации и проведению, оформление результатов. Кроме того, появился целый ряд нововведений.

И что же нового теперь нам предстоит:

Теперь результаты аттестации, согласно п. 3 Порядка, используются и в новых целях:

  • для разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • установления работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными факторами, льгот - сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, оплаты труда в повышенном размере;
  • приведения наименований должностей в соответствие с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);
  • сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Новый Порядок распространяется не только на работодателей, но и на специализированные организации, которые будут оказывать услуги по проведению аттестации рабочих мест. Таким образом, работодатель и аттестующая организация участвуют в этом процессе вместе, причем с последней должен быть заключен гражданско-правовой договор. Важное условие: аттестующая организация должна быть неаффилированным лицом по отношению к работодателю, т.е. не должна оказывать влияние на его деятельность. Кроме того, для нее необходимо наличие аккредитации. В соответствии с п. 6 Порядка, работодатель имеет право привлекать не одну, а несколько таких организаций. Теперь они могут работать независимо друг от друга, аттестуя не только различные подразделения, но и различные виды работ. А вот обязанность и ответственность за проведение аттестации возлагаются исключительно на работодателя.

Обратите внимание: пункт 6 Порядка вводит определение аттестующей организации. Это юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с Порядком, оформление и подготовку отчета об аттестации.

В соответствии с абзацем 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест. В п. 7 Порядка содержится перечень соответствующих прав и обязанностей как работодателя, так и аттестующей организации. От последней работодатель вправе требовать документального подтверждения аккредитации - уведомления о включении в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда или хотя бы его копии. При проведении аттестации работодатель должен предоставлять необходимую документацию, давать разъяснения и оказывать содействие аттестующей организации. Та, в свою очередь, самостоятельно определяет методы, с помощью которых будут проводиться измерения и оценка на основе Порядка и нормативных правовых актов, определяет состав специалистов, которые будут проводить измерения и оценку, и может отказаться от проведения аттестации, если работодатель не обеспечит необходимые условия. Кроме того, аттестующая организация обязана по требованию работодателя предоставить об-основания выводов, полученных по результатам аттестации. Работодатель теперь сам может устанавливать сроки проведения аттестации, учитывая, что она должна проводиться не реже одного раза в 5 лет, что указано в п. 8 Порядка. Для этого он, согласно п. 11 Порядка, издает приказ, которым утверждаются состав аттестационной комиссии и график проведения аттестации (приложения 1 и 2). А вот аттестация новых рабочих мест должна начаться не позднее чем через 60 рабочих дней после их ввода в эксплуатацию и будет внеплановой (п. 8 Порядка). Внеплановая аттестация проводится также и по результатам госэкспертизы условий труда, при замене производственного оборудования, средств коллективной защиты или модификации технологического процесса.

Все особенности проведения аттестации работодатель может установить в локальном нормативном акте, разработанном на основе Правил, - этот документ обязательно надо согласовать с профсоюзной организацией.

Изменен и процесс подготовки к проведению аттестации рабочих мест. Если предыдущий Порядок (был утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 и действовал до 01.09.2011) рекомендовал включать в состав аттестационной комиссии представителей профсоюзных организаций, то по п. 10 нового Порядка в состав комиссии обязательно должны войти представители выборного органа профсоюза и специалист по охране труда, а возглавить ее должен представитель работодателя. Определена оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая должна содержать: оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценку травмоопасности рабочих мест, оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится специалистами аттестующей организации в соответствии с п. 14-19 Порядка. Она должна затронуть все факторы производственной среды и трудового процесса. Перечень факторов формируется из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, а также предложений работников. Оценка должна выполняться на основе инструментальных измерений и определения уровней факторов производственной среды в ходе типичных для организации производственных процессов. Средства измерения следует проверить в установленном порядке. Все измерения и оценка, как и раньше, оформляются протоколом. Однако форма протокола и требования к его оформлению изменились. Сама форма протокола приводится в приложение № 4 Порядка. Теперь в протоколе, согласно п. 18 Порядка, надо обязательно указать полное и сокращенное наименование организации, фактический адрес местонахождения организации. Помимо наименования рабочего места необходимо привести должности работников, занятых на аттестуемых рабочих местах, в соответствии с ОКПДТР, а также сведения об аккредитации как самой аттестующей организации, так и ее испытательной лаборатории. Завершают протокол заключение о фактическом уровне фактора на всех местах, где проводились измерения, и итоговом классе условий труда по этому фактору. Подписать протокол должны всего два лица - ответственное должностное лицо и специалист аттестующей организации, который проводил измерения. Но если измерения и оценку выполняли несколько специалис-тов, то в протоколе должны быть указаны все, кто принимал в этом участие. Протокол обязательно заверяется печатью аттестующей организации (приложение 3).

Специалисты аттестующей организации также оценивают травмоопасность рабочих мест и обеспечение работников СИЗ. Сначала следует определить соответствие условий труда гигиеническим нормативам и степень травмоопасности рабочего места, а уже затем - проверить, предоставлены ли работникам СИЗ. Теперь, согласно п. 31 Порядка, процедуры оценки обеспечения СИЗ должны осуществляться последовательно, а не одновременно, как раньше. Порядок следующий: номенклатуру фактически выданных работникам СИЗ необходимо сопоставить с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи, затем убедиться в наличии сертификатов соответствия СИЗ и уже в заключение проверить порядок обеспечения работников СИЗ и оценить фактическое состояние выданных средств. Кроме того, дополнительно может выявляться эффективность уже выданных сотрудникам средств.

Вместо оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах в новом Порядке появляется комплексная оценка. В соответствии с п. 36 Порядка она включает результаты оценок класса или подкласса условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам, класса условий труда по травмоопасности и обеспеченности работников СИЗ.

Согласно п. 44 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (плановой или внеплановой) ее результаты необходимо оформить, но не в виде пакета документов, а в виде отчета

Согласно п. 44 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (плановой или внеплановой) ее результаты необходимо оформить, но не в виде пакета документов, а в виде отчета. К такому отчету должны прилагаться те же документы, которые входили раньше в состав пакета, но вместо приказа о проведении аттестации должен быть приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации. Так как в аттестации теперь обязательно задействована аттестующая организация, то к отчету прилагается новый документ - «Сведения об аттестующей организации». Его форма приведена в приложении № 10 Порядка. В этом документе детально излагаются данные аттестующей организации: ее полное наименование, адрес, данные о руководителе, ИНН, сведения об аккредитации испытательной лаборатории и о ее работниках, участвовавших в проведении аттестации, а также информация о приборах, с помощью которых проводились измерения. Если по окончании аттестации выдается заключение по итогам госэкспертизы и предписание о выявленных нарушениях Порядка, то они также должны прилагаться к отчету. В новом Порядке определен срок рассмотрения отчета аттестационной комиссией. Согласно подпункту 12 п. 44 Порядка, он не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления документа. В этот же срок аттестационная комиссия подписывает протокол заседания и передает его вместе с отчетом работодателю. А работодатель в свою очередь в течение следующих 10 рабочих дней должен подписать приказ о завершении аттестации и утверждении отчета и в обязательном порядке ознакомить работника под роспись с результатами аттестации.

Сводную ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации работодатель передает в государственную инспекцию труда - причем не только в бумажном виде, но и на электронном носителе. Эти требования содержатся в п. 45 Порядка. Те же документы аттестующая организация должна направить в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. При этом работодатель несет ответственность не только за проведение аттестации, но и за достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда, а ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается как на работодателя, так и на аттестующую организацию.

Новый Порядок также дает преимущества и работникам, занятым на тяжелых работах, а также работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В ходе аттестации фиксируются вредные факторы, влияющие на здоровье человека, а сотрудники обязательно знакомятся с результатами проверки. Это является дополнительной гарантией льгот, предоставленных таким работникам Трудовым кодексом Российской Федерации, - сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенной оплаты труда и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Приложение 3

Пример протокола оценки травмоопасности рабочего места

Информация предоставлена по материалам журнала Кадровик.ру

М. Васильев,
ведущий эксперт

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н утвержден новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Напомним, что проведение такой аттестации относится к числу основных обязанностей работодателя в области охраны труда.

Общие вопросы проведения аттестации рабочих мест

Прежде всего уточним, что вступающий в силу с 1 сентября текущего года порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает требования не только к процедуре аттестации, но и к ее документальному сопровождению: оформлению результатов аттестации и их последующему использованию. При этом требования порядка распространяются как на работодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, далее - работодатель), так и на организации, оказывающие работодателям услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация). Цель аттестации заключается в объективной оценке условий труда на рабочих местах работодателя и выявлении (установлении наличия) вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работников, выполняющих на соответствующих рабочих местах трудовые функции. Полученные по итогам аттестации результаты используются для решения задач.

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет*1. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа (распоряжения) работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестации подлежат все рабочие места, за исключением тех, на которых выполняются работы в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т.д.).
_____
*1 Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются для решения следующих задач.

1. Разработка и реализация мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда*1.
_____
*1 См. Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160.

2. Установление работникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными (иными особыми) условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда.

3. Информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными (иными особыми) условиями труда, компенсациях.

4. Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах.

5. Оценка профессионального риска.

6. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия*1, а также средствами коллективной защиты.
_____
*1 См. Технический регламент, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2010 N 1213.

7. Обработка информации о состоянии условий и охраны труда у работодателя и подготовка статистической отчетности об условиях труда, а также о компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

8. Подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

9. Подготовка контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников.

10. Установление скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

11. Решение вопросов о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания.

12. Рассмотрение вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников.

13. Санитарно-бытовое и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда.

14. Обоснование ограничений труда для отдельных категорий работников.

15. Приведение наименований должностей (профессий) в соответствие наименованиям, указанным в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностям служащих и тарифных разрядов.

16. Обоснование планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в т.ч. за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Внеплановая аттестация проводится*1:

В случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

По результатам государственной экспертизы условий труда, организованной для оценки качества проведения аттестации;

В целях выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;

В связи с заменой производственного оборудования, изменением технологического процесса либо состава (характеристик) средств коллективной защиты.
_____
*1 Следует также отметить, что аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Аттестационная комиссия: состав и полномочия. Аттестующая организация

Непосредственное выполнение соответствующих мероприятий возлагается на специально уполномоченный орган - аттестационную комиссию. Такая комиссия создается в соответствии с приказом (распоряжением) работодателя*1. В ее состав включаются:

Представители работодателя: руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты, медицинские работники и др.;

Специалист по охране труда;

Представители выборного органа первичной профсоюзной организации (иного представительного органа работников, действующего у данного работодателя);

Представители аттестующей организации.
_____
*1 Этим же приказом, как правило, утверждается график проведения аттестационных мероприятий.

Обратите внимание!

При проведении аттестации работодателями, относящихся к микропредприятиям (малому бизнесу), в состав аттестационной комиссии включаются работодатель (его представитель), представители аттестующей организации, представители выборного органа первичной профсоюзной организации (иного представительного органа работников, действующего у данного работодателя), представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

***

Возглавляет аттестационную комиссию председатель - представитель работодателя.

Аттестационная комиссия:

1) осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах, формирует необходимые для проведения аттестации нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы, а также организует их изучение лицами, привлекаемыми к выполнению аттестационных мероприятий;

2) составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, с выделением аналогичных рабочих мест.

Аналогичными рабочими местами являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:

Профессии или должности одного наименования;

Выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

Использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

Работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;

Использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

Одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;

Одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Комиссия также указывает факторы производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений, и присваивает уникальный порядковый номер каждому рабочему месту (не более 8 знаков: от 1 до 99 999 999);

3) готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие требованиям Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждаемых в установленном порядке, а также (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

4) по результатам аттестации заполняет и подписывает карты аттестации, а также разрабатывает проект плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда. В плане мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам;

5) принимает мотивированное решение о непроведении аттестации в случаях, если измерения и оценки факторов рабочей среды и трудового процесса (далее - измерения и оценки) в ходе аттестации угрожают безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации. В случае принятия решения о непроведении аттестации условия труда на данных рабочих местах без проведения измерений и оценок относятся к опасным;

6) реализует в процессе выполнения аттестационных мероприятий иные предоставленные полномочия.

Работодатель вправе привлечь к проведению аттестации аккредитованную аттестующую организацию. С этой целью между работодателем и аттестующей организацией заключается гражданско-правовой договор*1. В ходе аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Одновременно работодатель обязан:

Содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестационных мероприятий;

Предоставлять аттестующей организации необходимую информацию (в т.ч. в документированной форме);

Давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации;

Запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;

Не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;

Не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.
_____
*1 Аттестующая организация должна быть неаффилированным лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.

Со своей стороны при проведении аттестации аттестующая организация вправе:

Определять методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов;

Устанавливать количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;

Исследовать в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;

Запрашивать и получать у работодателя разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;

Отказаться от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

При проведении аттестации аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя (см. выше) обоснования выводов, сделанных ею по результатам аттестации. В необходимых случаях работодатель вправе привлечь к проведению аттестации несколько аттестующих организаций, между которыми (с учетом конкретных условий проведения аттестации) распределяется работа как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

Как отмечалось, аттестация предполагает оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Эта оценка в свою очередь складывается из следующих компонентов:

Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

Оценка травмоопасности рабочих мест;

Оценка обеспеченности работников СИЗ.

Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится специалистами аттестующей организации путем инструментальных измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя.

Отметим, что оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном рабочем месте.

Перечень факторов, подлежащих оценке, формируется исходя из:

Характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов;

Результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов;

Предложений работников, выполняющих трудовые функции на соответствующих рабочих местах.

При проведении оценки должны использоваться методы измерений, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится согласно установленным критериям оценки и классификации условий труда. При этом определяется класс (подкласс) условий труда как для отдельных факторов, так и для условий труда на рабочем месте в целом.

Протокол должен содержать следующую информацию:

Наименование работодателя и фактический адрес его местонахождения;

Идентификационный номер протокола (должен быть уникальным для данного рабочего места. Система кодирования протоколов определяется аттестующей организацией);

Наименование рабочего места, а также профессии, должности работника, занятого на данном рабочем месте, по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее - ОК 016-94);

Дата проведения измерений и оценок (их отдельных показателей);

Наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);

Наименование аттестующей организации, сведения об ее аккредитации (регистрационный номер в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, и дата внесения в реестр), а также сведения об аккредитации испытательной лаборатории аттестующей организации (дата и номер аттестата аккредитации);

Наименование измеряемого фактора;

Сведения о применяемых средствах измерений (наименование прибора, инструмента, заводской номер, срок действия и номер свидетельства о поверке);

Методы проведения измерений и оценок с указанием нормативных документов, на основании которых проводятся данные измерения и оценки;

Реквизиты нормативных правовых актов (наименование вида акта, наименование органа его издавшего, его название, номер и дата подписания), регламентирующих предельно допустимые концентрации (далее - ПДК), предельно допустимые уровни (далее - ПДУ), а также нормативные уровни измеряемого фактора;

Место проведения измерений с указанием наименования рабочего места в соответствии с перечнем рабочих мест, подлежащих аттестации, с приложением при необходимости эскиза помещения, в котором проводятся измерения, с указанием размещения оборудования и нанесением на нем точки (точек) измерений (отбора проб);

Нормативное и фактическое значение уровня измеряемого фактора и продолжительность его воздействия на всех местах проведения измерений;

Класс условий труда по данному фактору;

Заключение по фактическому уровню фактора на всех местах проведения измерений, итоговый класс условий труда по данному фактору.

Измерения и оценки оформляются протоколом (по каждому фактору, подлежащему оценке). По каждому фактору или группе факторов на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью Карты аттестации рабочего места по условиям труда (далее - карта, приложение N 2 к Порядку)*1, заполнение которой производится в соответствии с Рекомендациями (приложение N 3 к Порядку). Протокол измерений и оценок подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими их, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется оттиском печати аттестующей организации. Допускается оформление результатов измерений и оценок по одному конкретному фактору или группе факторов в одном сводном протоколе для группы рабочих мест, при этом (в случае оформления протокола по точкам проведения измерений) наименования рабочих мест (профессий, должностей), продолжительность воздействия производственных факторов, классы условий труда и заключение по фактическим уровням факторов в сводный протокол допускается не вносить, а в карте дополнительно заполняется таблица фактического состояния условий труда.
_____
*1 В правом верхнем углу протоколов делается надпись "к строке 030" (Карты).

Оценка травмоопасности рабочих мест проводится специалистами аттестующей организации. Объектами оценки травмоопасности рабочих мест являются:

Производственное оборудование;

Приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов;

Соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям.

Оценка травмоопасности рабочих мест проводится на соответствие объектов требованиям охраны труда, невыполнение которых может привести к травмированию работников, в т.ч.:

Требованиям по защите от механических воздействий;

Требованиям по защите от воздействия электрического тока;

Требованиям по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;

Требованиям по защите от токсического воздействия химических веществ и др.

При оценке травмоопасности производственного оборудования проводится проверка наличия и соответствия нормативным требованиям:

Комплекта эксплуатационной документации;

Средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также разлетающихся предметов;

Ограждений элементов производственного оборудования, повреждение которых связано с возникновением опасности, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов;

Сигнальной окраски и знаков безопасности;

Сигнализаторов нарушений нормального функционирования производственного оборудования;

Средств аварийной остановки производственного оборудования, включая наличие устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также повреждении цепи управления энергоснабжением (самопроизвольного пуска при восстановлении энергоснабжения, невыполнения уже выданной команды на остановку и т.п.);

Защиты электрооборудования, электропроводки от различного рода воздействий.

Оценка травмоопасности производственного оборудования проводится путем:

Анализа технической документации, содержащей требования безопасности при выполнении работ;

Внешнего осмотра производственного оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда.

Оценка травмоопасности инструментов и приспособлений проводится путем внешнего осмотра и проверки соответствия их состояния требованиям нормативных правовых актов по охране труда.

При оценке травмоопасности производственного оборудования, а также инструментов и приспособлений может проверяться наличие сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности.

Результаты оценки травмоопасности рабочего места оформляются протоколом оценки травмоопасности рабочего места в соответствии с приложением N 4 к Порядку. Протокол оценки травмоопасности рабочего места подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется оттиском печати аттестующей организации.

По результатам оценки травмоопасности условия труда классифицируются следующим образом:

1-й класс травмоопасности - оптимальный (на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда, или отсутствует производственное оборудование и инструмент);

2-й класс травмоопасности - допустимый (на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатируется производственное оборудование с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), однако это не запрещено специальными требованиями безопасности на данное оборудование; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций);

3-й класс травмоопасности - опасный (на рабочем месте выявлено одно и более несоответствие требованиям охраны труда).

Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится специалистами аттестующей организации при наличии результатов оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места и предусматривает выполнение следующих процедур:

Сопоставление номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ;

Проверку наличия сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;

Проверку установленного порядка обеспечения работников СИЗ*1;

Оценку соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.
_____
*1 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н.

Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте в соответствии с приложением N 5 к Порядку*1. Протокол оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется оттиском печати аттестующей организации.
_____
*1 За исключением случаев, когда выдача СИЗ не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ и не требуется по фактическому состоянию условий труда.

Отметим, что при оценке обеспеченности работников СИЗ может быть дополнительно проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ. Такая эффективность подтверждается выполнением требований стандартов безопасности труда, определяющих комплекс мероприятий по обеспечению эффективного использования СИЗ на рабочих местах.

Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ, если соблюдены все вышеперечисленные требования - при наличии хотя бы одного несоответствия рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ.

Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте включает результаты оценок:

Класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда установленным гигиеническим нормативам;

Класса условий труда по травмоопасности;

Обеспеченности работников СИЗ.

При соответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, невыявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям охраны труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда: "Соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда". При несоответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда "Не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда". При отнесении условий труда на рабочем месте к классу 4 (опасному) работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок. Подчеркнем, что условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест.

Аттестация нестационарных рабочих мест, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции в этом случае определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и (или) их непосредственных руководителей.

Оформление результатов аттестации

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации. Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти дней с даты его поступления. По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда оформляется итоговый протокол заседания аттестационной комиссии, который передается вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

К отчету о результатах аттестации прилагаются:

Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;

Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением N 1 к Порядку;

Карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 2 к Порядку, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению N 3 к Порядку, с протоколами измерений и оценок*1;

Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 6 к Порядку;

Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, образец которой предусмотрен приложением N 7 к Порядку;

План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда*2, образец которого предусмотрен приложением N 8 к Порядку;

Протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого предусмотрен приложением N 9 к Порядку;

Сведения об аттестующей организации, образец которых предусмотрен приложением N 10 к Порядку, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);

Протоколы заседаний аттестационной комиссии;

Заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

Предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).
_____
*1 На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда.
*2 План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом передается на утверждение работодателю.

Работодатель в течение десяти дней с даты поступления итогового протокола и отчета об аттестации подписывает приказ (распоряжение) о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации. Непосредственно после этого работодатель организует ознакомление каждого работника, рабочее место которого подлежало аттестации, с результатами аттестации (под роспись).

В течение 10 дней с даты издания приказа (распоряжения) о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации сводная ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации направляются работодателем в государственную инспекцию труда в соответствующем субъекте РФ. В случае выявления по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества аттестации, несоответствия материалов аттестации государственным нормативным требованиям аттестационная комиссия разрабатывает и реализует комплекс мер по приведению материалов аттестации в соответствие с экспертным заключением.

Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию.

Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение установленных сроков (см. приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558). Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.

Отчетные документы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации , к которому прилагаются (согласно п. 44 Порядка №342н):

  1. Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации (форма представлена в разделе ).
  2. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением N 1 к Порядку (форма представлена в разделе ).
  3. Карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 2 к Порядку, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению N 3 к Порядку, с протоколами измерений и оценок.

Рисунок 1

4. Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 6 к Порядку.

Рисунок 2

5. Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, образец которой предусмотрен приложением N 7 к Порядку.

Рисунок 3

6. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, образец которого предусмотрен приложением N 8 к Порядку (форма представлена в разделе ).

7. Протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого предусмотрен приложением N 9 к Порядку.

Рисунок 4

8. Сведения об аттестующей организации, образец которых предусмотрен приложением N 10 к Порядку, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации ).

Рисунок 5

9. Протоколы заседаний аттестационной комиссии.

10. Заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии).

11. Предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю) (согласно п. 44 Порядка №342н).

Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места (согласно п. 44 Порядка №342н).

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (согласно п. 45 Порядка №342н).

Затем, сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации, на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель (согласно п. 46 Порядка №342н).

Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель (согласно п. 52 Порядка №342н).

Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию (согласно п. 52 Порядка №342н).

Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем настоящего Порядка осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации) (согласно п. 53 Порядка №342н).

Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества аттестации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в установленном законодательством порядке (согласно п. 54 Порядка №342н).

Контроль за соблюдением работодателями Порядка в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда (согласно п. 55 Порядка №342н).

Что делать, если условия труда в организации будут признаны опасными? - Снизить уровень влияния опасных факторов или уменьшить время их воздействия. Кто принимает решение о том, какие мероприятия провести, чтобы улучшить условия труда? - Аттестационная комиссия. Обязан ли работодатель знакомить работника с результатами аттестации его рабочего места? - Да, обязан.

Что делать, если условия труда в организации будут признаны опасными? – Снизить уровень влияния опасных факторов или уменьшить время их воздействия.

Кто принимает решение о том, какие мероприятия провести, чтобы улучшить условия труда? – Аттестационная комиссия.

Обязан ли работодатель знакомить работника с результатами аттестации его рабочего места? – Да, обязан.

В прошлых публикациях мы рассказали о том, как работодателю провести аттестацию рабочих мест, оценить и выяснить фактические условия труда на рабочих местах. В этом номере поговорим о том, как и в каком порядке оформить результаты аттестации рабочих мест по новому Порядку*. Также мы выясним, что за новая обязанность введена для работодателя при завершении аттестации рабочих мест.

www.сайт
Статьи в тему: «Аттестация рабочих мест: проводим оценку условий труда» (№ 10, 2011)
«Аттестация рабочих мест: выбираем аттестующую организацию, создаем комиссию» (№ 9, 2011)
«Заниматься охраной труда работников придется по-новому» (№ 7, 2011)

Создаем отчет об аттестации

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, в состав которого входят (п. 44 Порядка):

  • приказы о создании аттестационной комиссии и утверждении графика аттестации;
  • перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (приложение № 1 к Порядку);
  • карты аттестации рабочих мест по условиям труда, с протоколами измерений и оценок (приложение № 2 к Порядку);
  • сводная ведомость результатов аттестации (приложение № 6 к Порядку);
  • сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации и компенсаций, которые необходимо установить работникам (приложение № 7 к Порядку);
  • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (приложение № 8 к Порядку);
  • итоговый протокол заседания комиссии по результатам аттестации рабочих мест (приложение № 9 к Порядку);
  • сведения об аттестующей организации с приложением копий документов на право проведения измерений и оценок (приложение № 10 к Порядку);
  • протоколы заседаний аттестационной комиссии;
  • заключения по итогам государственной экспертизы условий труда и предписания должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Внимание! Под отчетом об аттестации подразумевается весь комплект документов, перечисленных в п. 44 Порядка, а не отдельный документ

Давайте выделим в отчете документы, которые должны быть переданы работодателю по результатам аттестации, и более внимательно рассмотрим их содержание.

Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (образец на стр. 49) содержит в себе статистическую информацию об условиях труда на аттестованных местах с разбивкой данных по количеству рабочих мест, занятых работников, женщин и лиц в возрасте до 18 лет. Информация отражает итоговые оценки условий труда по степени вредности и опасности условий труда, травмоопасности, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам (образец на стр. 50) – это комплексный документ, который содержит исчерпывающую информацию о состоянии каждого рабочего места. Информация представлена в виде оценок по воздействующим факторам производственного процесса, общего класса условий труда, оценок травмоопасности и обеспеченности средствами индивидуальной защиты для каждого рабочего места. Такой подход позволяет оперативно ориентироваться в причинах отклонений условий труда от нормативов. Исходя из выявленных условий, аттестационная комиссия заполнит таблицу с выводами о необходимости установить компенсации, например: повышенный размер оплаты труда, дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, лечебно-профилактическое питание, льготное пенсионное обеспечение.

Если по результатам аттестации условия труда будут признаны опасными или вредными, работодатель незамедлительно должен разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (образец на стр. 51) отражает практические действия работодателя по улучшению и оздоровлению условий труда. Идеальный вариант плана должен охватить все выявленные во время аттестации отклонения от нормативных требований охраны труда и в результате проведенных мероприятий гарантировать соблюдение нормативов на каждом рабочем месте. Но есть факторы трудового процесса, по которым если и выявлен вредный класс, мероприятия разработать невозможно. Например по фактору «напряженность». Для некоторых категорий медицинского персонала, водителей автомобилей вредный класс по фактору «напряженность» является неотъемлемой частью профессии. Поэтому таким сотрудникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени.

www.сайт
В электронной версии статьи вы найдете дополнительные образцы: приказ о создании аттестационной комиссии, приказ об утверждении графика аттестации, карта аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок.

Документы в тему

Как привести условия труда в соответствие с нормативами?

Аттестационная комиссия самостоятельно принимает решения о способах и сроках устранения выявленных отклонений от нормативов в каждом конкретном случае, исходя из технических и материальных возможностей работодателя. Как правило, работодателю рекомендуют недорогие и технически простые в исполнении мероприятия.

www.сайт
В электронной версии статьи вы найдете дополнительные образцы: приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, протокол заседания комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда

Пример

По результатам аттестации рабочих мест в ООО «Эквос» работодателю был предложен план с мероприятиями организационного и технического характера. Организационные – разработка инструкций по охране труда, установление рационального режима труда и отдыха с учетом регламентированных перерывов, дополнительная выдача средств индивидуальной защиты. Из мероприятий технического характера в плане были предусмотрены: установка вытяжной вентиляции и модернизация осветительных сетей.

Реализация плана мероприятий приводит к сокращению косвенных издержек, связанных с сокращением числа несчастных случаев и потерей трудоспособности работниками. Что напрямую снижает затраты работодателя по выплате компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда и дает право скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в ФСС.

Аттестационная комиссия должна рассмотреть весь комплект документов, входящих в отчет об аттестации в течение 10 календарных дней, затем подписать итоговый протокол заседания комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и передать его работодателю или его представителю.

Совет
Если условия труда соответствуют нормам, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда можно не составлять

Словарь кадровика

Сокращенная продолжительность рабочего времени – режим, который предусматривает уменьшение нормы рабочего времени без понижения уровня оплаты труда. Режим сокращенного рабочего времени вводится для определенных категорий работников: подростков, инвалидов, сотрудников, работающих во вредных условиях, и др. (ст. 92 ТК РФ).

Обязанности работодателя по результатам аттестации

Работодатель в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации. В этот срок необходимо ознакомить каждого работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места. Если работник не согласен с результатами аттестации своего рабочего места, работодатель должен направить материалы аттестации в ГИТ для государственной экспертизы условий труда (п. 47, 54 Порядка). Инспекция проведет контрольные замеры по результатам проверки и даст заключение о качестве выполненной работы аттестационной комиссии. Если, по мнению ГИТ, результаты аттестации будут признаны неудовлетворительными, то работодатель вправе предъявить претензии к аттестующей организации и требовать привести материалы аттестации в соответствие с экспертным заключением ГИТ (п. 51 Порядка).

Совет
Требуйте от аттестационной комиссии план мероприятий, который содержит конкретные предложения, как обеспечить безопасность и привести условия труда в соответствие с нормативными требованиями

Новым порядком аттестации рабочих мест введена дополнительная обязанность для работодателя. В течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации работодатель должен направить в ГИТ в бумажном виде или на электронном носителе сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сведения об аттестующей организации (п. 45 Порядка). Информация об аттестующей организации подается в виде сводного документа (приложение № 10 к Порядку), который содержит:

  • полное наименование аттестующей организации;
  • номер и дату внесения в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
  • cведения об аккредитации испытательной лаборатории и работниках, проводивших исследования;
  • cведения об использованных средствах измерений и приборах испытательной лаборатории.

Запомните главное

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

Ирина БОЛОТАЕВА,
начальник аналитической лаборатории ООО «Центр экологических анализов и расчетов» (г. Курск):

– Если по результатам аттестации условия труда будут признаны опасными или вредными, работодатель незамедлительно должен разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Антон ГАЙДУК,
начальник отдела аттестации рабочих мест «Центр условий и охраны труда», (г. Красноярск):

– Реализовать план мероприятий по улучшению условий труда выгодно, так как сокращается число несчастных случаев на производстве и повышается трудоспособность работников. Что напрямую снижает затраты работодателя по выплате компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда и дает право скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф­заболеваний в ФСС.

Тимур АБЛАТЫПОВ,
директор ООО «Центр качества» (г. Казань):

– Если работник не согласен с результатами аттестации его рабочего места, работодатель должен направить материалы аттестации в ГИТ для государственной экспертизы условий труда. Инспекция проведет контрольные замеры и даст заключение о качестве выполненной работы по аттестационной компании. Если результаты аттестации будут признаны ГИТ неудовлетворительными, то работодатель вправе предъявить претензии к аттестующей организации.

Екатерина ПРОХОРОВА,
юрист, заместитель главного редактора журнала «Кадровое дело»:

– Новым порядком аттестации рабочих мест введена дополнительная обязанность для работодателя. В течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации работодатель должен направить в ГИТ в бумажном виде или на электронном носителе сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сведения об аттестующей организации.

* Приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (введен в действие с 1 сентября 2011 г.).