Какие рассказы написал иван федоров. Первопечатник Иван Федоров: биография краткая для детей

Иван Федоров (между 1510 и 1530 – 1583), урожденный Иван Федорович Московитин, является одним из первых распространителей книгопечатания в России и Украине. Издал первую в Русском царстве датированную печатную книгу под названием «Апостол», основал типографию в Русском воеводстве Польского королевства.

Происхождение

Точное место рождения Ивана Федорова и даже дата его появления на свет исследователям не известны. Они могут только делать предположения, исходя из отрывочных сведений, найденных в различных исторических документах.

Так, велика разбежка лет, в которые мог родиться книгопечатник, однако историки склоняются все-таки ближе к 1510 году. Что касается родины, то сам Федоров своим отечеством называет Москву. Проведенные исследования его типографского знака говорят о том, что он мог находиться в родстве с древним белорусским шляхетским родом Рагоза. Конкретным местом чаще всего называют Дзержинский и Вилейский районы Минской области.

Согласно версиям некоторых ученых, Иван Федоров был зачислен в студенты Краковского университета и записан как «Johannes Theodori Moscus» и обучался там с 1529 по 1532 год. Это очень похоже на правду, особенно учитывая совпадение имен.
В начале 1530-х годов Федоров служит под началом московского митрополита Макария в должности диакона.

Устройство Московской типографии

Когда в 1552 году в Москве начались работы по организации первой типографии, Иван Федоров стал учеником при прибывшем из Дании мастере. В последующие несколько лет были выпущены несколько экземпляров книг, в которых не были указаны никакие выходные данные. Но главное дело было еще впереди, для него требовалась долгая подготовка.

В 1564 году московский «Апостол» наконец-то увидел свет. В нем были указаны имена создателей: самого Ивана Федорова и помогавшего ему в работе Петра Мстиславца.

Несмотря на организацию в Москве Печатного двора и успехи, которых добился первопечатник, спустя некоторое время он неожиданно покинул Москву и отправился в Великое княжество Литовкое.

Официальная версия гласит, что произошло это из-за недовольства переписчиков книг, которые опасались остаться без работы и даже сожгли типографию. Однако современные исследователи видят и другие возможные объяснения. Например, к описываемым годам Федоров овдовел и по правилам белого духовенства должен был принять монаший постриг. По каким-то своим причинам он этого не сделал, поэтому от типографской деятельности его отстранили.

Сам Федоров пишет, что покинуть Отечество его вынудила злоба и зависть государственных начальников и священников.

Литва

Прибыв в Литовское княжество, Иван Федоров разместился в имении гетмана Ходкевича, который на тот момент уже создал типографию и нуждался в специалистах для налаживания ее работы. Несколько лет все продолжалось удачно, но вскоре гетман вдруг решил, что новое предприятие ему больше не нужно, и закрыл его.

Федоров стремился и дальше заниматься любимым делом. Однако для этого ему были необходимы существенные средства. Перебравшись во Львов, при добровольной помощи горожан он сумел основать новую типографию. Несмотря на то, что было издано много новых книг, дела шли не очень хорошо, снова свою отрицательную роль сыграло сопротивление заинтересованных лиц. В результате Федорову пришлось продать свое предприятие.

Следующим местом жительства первопечатника стал город Острог, куда его пригласил Константин Острожский. Здесь им была выпущена «Острожская Библия» ─ великолепное издание на церковнославянском языке.

Конец жизни

Иван Федоров славился не только своим отношением к распространению печатного дела. Также он занимался отливом пушек и даже изобрел многоствольную мортиру, у которой были взаимозаменяемые части. Именно с этим открытием он отправился в Европу, где объездил много городов, демонстрируя его заинтересованным людям.

Поездка оказалась долгой и сложной, а самому Федорову к тому времени уже было немало лет. Считается, что именно перенесенные трудности подкосили здоровье изобретателя. В результате 5 декабря 1583 года недалеко от Львова он умер и был похоронен на кладбище местного Святоонуфриевского монастыря.

(или Федорович ), иначе Иван Друкарь - диакон, принимаемый за первого печатника в России; ум. 5 декабря 1583 г. Теперь почти нет сомнения, что Ф. в строгом смысле слова не может быть называем русским первопечатником: не говоря о том, что есть ясные свидетельства о существовании в Москве ранее его мастеров печатного дела, библиографии известны несколько печатных книг, бесспорно вышедших до появления первого его издания и именно в Москве. О происхождении и жизни Ф. до выступления в роли типографа не известно ничего точного. Одни догадываются, что он был родом москвич, другие дают веру темному известию о происхождении его из с. Николы Гостуни, Лихвинского уезда Калужской губ. Истории он становится известен как вдовый диакон Николо-Гостунской кремлевской церкви, которому вместе с Петром Мстиславцем, царь и м. Макарий поручают в 1563 г. устройство типографии в Москве. Это поручение предполагает полное им знание к тому времени типографского искусства и известность, с этой стороны, митрополиту и царю, а писанные им послесловия к изданиям свидетельствуют о начитанности в святоотеческой и современной литературе. Где, когда и в каких условиях мог выучиться Ф. своему искусству, эти вопросы остаются открытыми, хотя и часто поднимаются в подлежащей литературе. Деятельность его началась в 1563 г., после того как был построен на царские средства типографский дом, приготовлены инструменты и шрифты и набраны или подготовлены помощники - "клевреты". 19 апреля этого года он вместе с Петром М. приступил "первее" к печатанию Апостола, который вышел в свет 1 марта 1564 г., в очень совершенном в типографском отношении виде. 2 сентября 1565 г. был начат и 29 октября того же года окончен Часослов, последний труд печатников в Москве. После этого с ними произошло что-то непонятное. Несмотря на покровительство царя (м. Макария уже не было в живых), печатники терпят гонения от невежд, обвиняются в ереси и, после пожара типографии от поджога врагами, бегут в Литву. Бегство это, надо полагать, не было очень поспешным, так как беглецы захватили с собой много казенного типографского материала, а Ф. взял, сверх того, и своих детей, которых было несколько и среди которых были малолетние (из них известно имя одного старшего сына, Ивана, впоследствии помогавшего отцу в книгопечатании). В Литве, благодаря хлопотам литовского гетмана Г. А. Ходкевича, печатники встретили хороший прием у короля и панов литовской рады. Это могло быть в конце 1565 или начале 1566 г. в Вильне или в половине 1567 г. в Гродне, ибо в подразумеваемое время лишь в эти годы в указанных городах держались литовские сеймы в присутствии Сигизмунда-Августа. Ходкевич приютил беглецов у себя, продолжительное время содержал их и даже подарил Ф. "немалу весь" в окрестностях Заблудова. Вскоре в Заблудове или, быть может, в помянутой веси на средства того же гетмана Ф. открыл типографию, в которой 17 марта 1569 г., совместно с Мстиславцем, напечатал Учительное Евангелие, а в 1570 г. один - Следованную Псалтирь. Старость, болезни и разные затруднения заставили, однако, Ходкевича закрыть типографию. Ф. принужден был некоторое время жить в своей деревне и заниматься сельским хозяйством, но, как сам он рассказывает, влечение к "богоизбранному делу", посредством которого он призван был рассеивать по вселенной духовные семена и всем по чину раздавать духовную пищу, не дало ему покоя. В 1572 г., в самый разгар моровой язвы, по трудной и длинной дороге, терпя всевозможные лишения, с детьми и типографским имуществом, он переправляется в Львов. Здесь, со слезами и унижениями, как милостыню, выпрашивает он у небогатой части горожан небольшую сумму денег и, вопреки противодействию львовского столярного цеxа и городского совета, не разрешавших ему держать у себя не принадлежавшего к цеху столяра и производить необходимые столярные работы, оборудует к январю 1573 г. собственную топографию и 15 февраля следующего года издает московским шрифтом Апостол. Споры ли с цехом, или денежные затруднения (в 1574 г. Ф. заложил в первый раз свою типографию) заставили его 2 марта 1575 г. поступить на службу к кн. Константину Острожскому "справцем" или "державцем" (управляющим) принадлежавшего князю Дерманского монастыря. 25 марта 1575 г. он был во Львове и выдал доверенность на ведение своих дел, именуясь еще львовским жителем. 9 августа того же года в луцкие гродские книги занесена запись об обещании его как державца Дерманского монастыря дать удовлетворение за грабеж, учиненный монастырскими людьми в имении панов Спасовских. 16 августа он лично присутствовал во львовском суде. 2 апреля 1576 г. по приказанию кн. Острожского совершает, во главе вооруженной толпы монастырских слуг, наезд на имение Спасовских, в результате чего в луцких гродских книгах появляется жалоба на него в нанесении побоев и ограблении панов и их крестьян. То же происходит, без приказания князя, и 26 июня того же года. По-видимому, в конце 1576 г. Ф. покинул Дермань и перешел в Острог. Кажется, отсюда и не позже марта 1577 г. он уходил в пределы Турции и Валахии, по всей вероятности по поручению кн. Константина, с целью приобретения в тамошних греческих и болгарских монастырях исправных списков священных книг для задуманного князем издания Библии и приглашения лиц, способных редактировать текст этого издания. В апреле 1577 г. Ф. заходил во Львов, где оставил 300 злотых для отсылки в Краков за поставляемую оттуда бумагу. Там же мы встречаем его 15 июня того же года, когда он присутствует в суде по делу некоего Седельника, 22 октября того же года, когда погашаются его обязательства к какому-то сербу из Сочавы, и 2 марта 1579 г., когда он выдает сыну доверенность на ведение своих дел и закладывает типографию со всеми принадлежностями и книгами львовскому еврею Якубовичу. В 1580 г. Ф. работал в княжеской Острожской типографии, откуда выпустил в этом году Псалтирь с Новым Заветом и знаменитую Острожскую Библию. 5 мая 1581 г. он издал Хронологию Андрея Рымши и 12 августа перепечатал заглавный лист и выход Библии. 3 февраля 1582 г. он уже во Львове на постоянном жительстве. Отъезду из Острога предшествовали или же были последствием его какие-то неприятные счеты с кн. Константином, так как князь, по приезде Ф. во Львов, налагает арест на часть его имущества. Во Львове Ф. хлопочет об оборудовании новой друкарни. Он заказывает вывезенному из Острога своему ученику - мастеру Гриню Ивановичу - два новых шрифта, покупает бумагу, ищет деньги на предстоящие расходы и проч. Внезапное бегство Гриня, вернувшегося только 3 февраля 1583 г., и другие обстоятельства не дают ему покончить с приготовлениями и перейти к делу. В январе 1583 г. он принимает в Кракове заказ на поставку правительству малой медной пушки, получает из сумм короля прогоны на возвращение во Львов и ассигновку на покупку там нужных для отлития пушки материалов. Неизвестно, выполнил ли он этот заказ. В декабре этого года Ф. скончался. Посмертная опись его имущества обнаружила наличность большого запаса привезенных из Острога недопечатанных или дефектных экземпляров библии и какой-то готовый набор на один лист текста, приготовленный, вероятно, для поправления той же библии. Друкарня, заложенная Ф. еврею Якубовичу, была выкуплена в 1785 г. львовским братством и послужила основанием львовской братской типографии; новая, сделанная Гринем, куплена была Мамоничами для своей типографии в Вильне.

Строев, "Обстоятел. опис. старопеч. книг библ. гр. Ф. А. Толстого", М. 1829 г. - Его же , "Описание старопеч. книг Царского", M., 1836 г. - Сопиков , "Опыт pусской библиографии", ч. І, СПб., 1904 г. - Каратаев , "Опис. славяно-русских книг", СПб., 1883 г. - Пташицкий С. Л. и Соболевский А. И. , "Сборник снимков с славяно-русских печатных изданий", ч. I, СПб., 1895 г. - Румянцев , "Сборник памятников, относящихся до книгопечатания", вып. І, М., 1872. - Ровинский , "Русские граверы и их произведения", М., 1870 г. - "И. Федоров, первый московский типографщик" ("Вестник Европы", 1813, ч. 71; 1822 г., ч. 123). - Сахаров П. И. , "Первые русские типографщики" (Сборник на 1838 г., СПб.). - Тромонин , "Достопамятности Москвы", М., 1844 г. - Боричевский , "Исторический взгляд на историю книгопечатания в России" ("Журнал Мин. Народного Просвещения", 1849 г., ч. 61). - Поруденский М ., "Трехсотлетие московского книгопечатания" ("Современная Летопись", 1864 г., № 9). - Филарет , архиеп. черниг. , "О книгопечатании в России до патр. Никона" ("Черниговские Епархиальные Известия", 1867 г., №№ 8-9). - Погодин M. П ., "Иван Федоров, первый московский книгопечатник" ("Журнал М. Н. Пр.", 1870 г., чч. 148-149, №№ 4 и 6). - Гатцук А. , "Очерк истории книгопечатного дела в России" ("Русский Вестник", 1872 г., № 5). - Викторов А. Е. , "Не было ли в Москве опытов книгопечатания прежде первопечатника Апостола?" ("Труды IIІ археологического съезда", К., 1874 г.). - Макарий М. , "История русской церкви", т. IX. - Леонид , архим., "Евангелие, напеч. в Mоскве в 1564-1568 гг." ("Общ. люб. др. письм.", 1883 г.). - Устинов М. , "Памяти первого русского типографа" ("Неделя", 1876 г., № 41). - Ляхницкий , "Начало книгопечатания в Pоссии", СПб., 1883 г. - Петрушевский А. С. , "Ив. Федоров, русский первопечатник", Львов, 1883. - Дмитревский А. , "Диакон Ив. Ф., первый русский книгопечатник" ("Православное Обозрение", 1883 г., III, № 11). - Ptaszycki St. , "Iwan Fedorowicz" ("Rozprawa Wydz. Fil. Acad. Um.", t. XI), Kraków, 1884; то же в "Русской Старине", 1884 г., № 3. - Его же , "Иван Федоров" ("Печатное Искусство", 1903 г., июль-август). - Булгаков Ф ., "Иллюстр. история книгопечатания", т. І, СПб., 1889 г. - Малышевский А. , "Новые данные для биографии Ив. Ф., русского первопечатника" ("Чтения Общ. Нестора Летописца", кн. 7, К., 1893 г. ). - Владимиров П. В. , "Начало слав. и рус. книгопечатания в XV-XVI вв.", К., 1894 г. - Божерянов И. , "Исторический очерк книгопечатного дела", СПб., 1895 г. - Голубинский Е. Е. , "К вопросу о начале книгопечатния в Москве" ("Богословский Вестник", 1895 г., февраль). - Его же , "История русской церкви", т. II, полов. 2-я, М., 1900 г. - Записка, изд. Моск. Имп. Археол. Общ. по случаю сбора пожертвований на сооружение памятника Ф. (с речью И. Е. Забелина о Ф.), М., 1901 г. - Соловьев А. , "Государев печатный двор и Синодальная Типография в Mоскве", M., 1902 г. - Уланов В. , "Книгопочатание в Mоскве", ("Москва в ее прошлом и настоящем", изд. тов. "Образование", вып. 6). - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - Богословский энциклопедический словарь, т. ХII (ст. Книгопечатание, акад. А. И. Соболевского).

Н. Туб-в.

{Половцов}

Федоров, Иван (первопечатник)

Первый русский печатник; см. Иван Федоров.

{Брокгауз}

Федоров, Иван (первопечатник)

(г. рожд. неизв. - ум. 1583) - рус. типограф, основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом в одной из кремлевских церквей в Москве. После открытия в 1563 типографии приступил совм. с помощником П. Т. Мстиславцем (см.) к печатанию "Апостола", явившегося первой рус. датированной печатной книгой. В марте 1564 печатание "Апостола" было окончено. В 1565 вышло два варианта "Часовника". Спасаясь от преследования реакционных элементов, обвинявших его в ереси, Ф. уехал вместе с Мстиславцем в Литву. Здесь по предложению гетмана Г. А. Ходкевича Ф. устроил в его имении в Заблудове типографию, где в 1569 напечатал "Евангелие учительное", а в 1570 - "Псалтирь". Затем Ф. переехал во Львов. основал там новую типографию и издал в 1574 "Апостол" и первую "Азбуку" с грамматикой. Об издании "Азбуки" стало известно только в 1950-х гг., после того как за рубежом был обнаружен один ее экземпляр (теперь находится в США). Материальные затруднения вынудили Ф. принять предложение князя В. К. Острожского об устройстве типографии в г. Остроге. Здесь в 1580 он издал "Новый завет" с "Псалтирью", в 1581 - "Хронологию" Андрея Рымши и "Острожскую библию". Вскоре после этого Ф. вернулся во Львов, где и умер.

Все издания Ф. представляют первоклассные памятники рус. типографского искусства 16 в.; прекрасные шрифты, множество гравированных на дереве украшений - заставок, концовок, заглавных букв, изображения Луки и Давида, в заблудовских, львовских и острожских изданиях - гербы Ходкевича, Острожского и города Львова, а также издательский знак самого Ф. Все издания снабжены "предисловиями" издателей и "послесловиями", написанными Ф. живым разговорным языком от лица печатника. Эти обращения к читателю являются ярким публицистич. и патриотич. произведениями, в к-рых Ф. рассказал историю своего книгопечатания в Москве, Литве и Украине и дал биографич. сведения о себе. В 1909 в Москве был сооружен памятник Ф.

Лит.: Лебедянская А. П., Материалы для библиографии Ивана Федорова, в кн.: Иван Федоров первопечатник, М.-Л., 1935; Зернова А. С., Начало книгопечатания в Москве и на Украине, М., 1947; Сидоров А. А., Древнерусская книжная гравюра, М., 1951 (История русского рисунка, т. 1, см. гл. 3); его же. Новооткрытое издание Ивана Федорова, "Полиграфическое производство", 1955, № 1; его же, Письмо в редакцию, там же, 1955, № 3; Тихомиров M. H., Начало московского книгопечатания, в кн.: Ученые записки Моск. гос. ун-та, вып. 41, М., 1940; Протасьева Т. Н., Первые издания московской печати в собрании Гос. исторического музея, М., 1955.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Федоров, Иван (первопечатник)" в других словарях:

    Автограф Ивана Фёдорова, письмо на латинском языке саксонскому курфюрсту от 23 июля 1583 года Иван Фёдоров (Иван Феодорович, Іѡаннъ Ѳеодоровъ, Иван Феодорович Москвитин, Иоанн Федорович друкарь Москвитин, Иван Федоров сын Москвитин, Иоанн… … Википедия

    Автограф Ивана Фёдорова, письмо на латинском языке саксонскому курфюрсту от 23 июля 1583 года Иван Фёдоров (Иван Феодорович, Іѡаннъ Ѳеодоровъ, Иван Феодорович Москвитин, Иоанн Федорович друкарь Москвитин, Иван Федоров сын Москвитин, Иоанн… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Иван Фёдоров (значения). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фёдоров. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Москвитин. Иван Фёдоров Род деятельности … Википедия

    Иван Федоров \(Москвитин\) - (ок. 1510 г. – 5 XII 1583 г.) – первопечатник русский и украинский, выдающийся просветитель и педагог. Документы о его жизни и деятельности хранятся в ЦГИА УССР в Киеве, ЦГИА УССР во Львове, Архиве земли Саксония (ГДР), Гос. архиве Люблинского… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

До 15 века во всех монастырях велась кропотливая важная работа – переписывались книги. Создавалась каждая новая книга от нескольких месяцев до нескольких лет. Все изменилось в 1534 году, когда Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок. Больше двадцати лет понадобилось, чтобы новая технология попала на Русь.

Правил в далеком 1563 году князь Иван Грозный. Хотелось великому правителю не отставать от Европы. Так, по его велению, 19 апреля 1563 г. открылась первая на Руси «печатня». Первопечатником стал известный монах Иван Федоров. Уже через месяц, вышла в свет печатная книга, ставшая первой, изданной на русском языке. Называлась она «Деяния и Послания Апостолов» или проще «Апостолы». Книга вышла замечательная, особой двухцветной печати, изобрел которую Иван Федоров. Украшена она 22 буквицами, 46 орнаментальными заставками с элементами шишек и виноградных лоз. Задумка автора, чтобы книга внешне была похожа на рукописную по старым традициям, удалась.

Друкарь от Бога

Мало кто знает, но появлением пробелов между словами мы обязаны именно первопечатнику Ивану Федорову. Ранее все слова писались слитно. Лишь предложения разделялись точками. Помимо этого ввел он некоторые новые слова и даже буквы. Изобретенным в далеких 15-16 веках алфавитом мы пользуемся до сих пор. Иван Федоров обладал энциклопедическими знаниями, свободно разговаривал и писал на нескольких языках и считал, что призвание его – нести духовное и интеллектуальное просвещение, знания и книги в народ, обучать людей грамоте и праведной жизни.

Плоды трудов праведных и печатных

Однако Федоров не сам работал над книгами, помощником и другом его был Петр Мстиславец. Через год после «Апостолов», увидел свет «Часовник». Спустя некоторое время он был переиздан. Слишком велики были зависть и гонения от сторонников старых традиций. Монахи не хотели признавать книгопечатанье, делами своими добились побега первопечатников. Но они не прекратили свой труд. В 1568 году вышло «Учительное Евангелие». Далее были «Четвероевангелие», «Псалтири», «Псалтырь с Часословцем», «Азбука», «Псалтырь и Новый завет». Последней стала «Острожская Библия». Она же – первая полная Библия на церковнославянском языке.

Великий вклад Ивана Федорова и Петра Мстиславца в духовное и культурное развитие славянских народов по достоинству оценили потомки. В честь их поставлены памятники, основан праздник.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №4

г. Искитима Новосибирской области

Секция для учащихся школ города, объединений дополнительного образования

Доклад

«Первопечатник Иван Фёдоров»

Выполнила: Максимова Лада Геннадьевна

ученица 6 «Б» класса

Руководитель: Тупаева Валентина Викторовна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

e-mail: [email protected]

I. Введение

II. Первый книгопечатник Иван Федоров

2.1. Загадки рождения и формирования личности Ивана Федорова

2.2. Возникновение книгопечатания в Москве

2.3. Великий подвиг Ивана Федорова

III. Заключение

IV. Список литературы

V. Приложения

I . Введение

Врезан в сияющий свод небесный,

Стоишь ты, дьяк, у стены старинной,

Лоб величав, бронзово чист.

Ты для России, для Украины

Держишь первый печатный лист.

В. ЛУГОВСКОЙ

Богата Россия выдающимися талантами. В любой области знания есть имена, прославившие страну нашу на весь мир. И увековечивают потомки славные дела своих героев в мраморе и граните, в бронзе и чугуне. Но не щадит время ни гранит, ни мрамор, разрушается память людская, забываются имена... И только книга, бережно сохраняемая потомками, из века в век передает бесценную информацию о великих делах прошлого. Правда, сейчас, к великому сожалению, читают гораздо меньше, чем еще 20-30 лет назад. Но разве может сравниться живая плоть книги с холодными строчками на мониторе компьютера? «Книга - великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы у молодежи, а значит - зависит наше будущее»,- сказал Председатель издательского совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).

Для меня любая книга - это живое существо, некто мудрый, с кем можно беседовать на любые темы. Тем радостнее было известие, что в нашей стране учрежден День православной книги. Решение учредить ежегодный День православной книги было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 декабря 2009 года. Праздник приурочен к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта (по старому стилю) 1564 года.

С точки зрения современных ученых, в биографии Федорова много темных пятен, загадок, которые вызывают у меня желание разгадать их.

II. Первый книгопечатник Иван Федоров

2.1.Загадки рождения и формирования личности Ивана Фёдорова

Точной даты рождения Ивана Фёдорова ученым установить не удалось. Считается,что он родился около 1510 года. О ранних годах первопечатника почти ничего неизвестно. Некоторые учёные-историки высказывают предположение, что он обучался в Краковском университете, другие упоминают о его имени, встречавшемся в списках студентов немецких учебных заведений. Так или иначе, Иван Фёдоров был высокообразованным человеком, профессионалом своего дела. Он не только обладал высокими литературными достоинствами, которые ярко проявились в его послесловии к московскому «Апостолу» , но и виртуозно владел техникой двухцветной печати, знал литейное дело и даже лил пушки. Он также изобрёл многоствольное орудие с взаимозаменяемыми частями.

В 1550-60 годах Иван Фёдоров был дьяком церкви Николая Чудотворца Гостунского в Московском Кремле, которая не сохранилась. Наиболее подробные сведения об организации типографии были изложены впоследствии к «Апостолу». Написание послесловий являлось правилом для рукописных текстов. Этой традиции придерживался и Иван Фёдоров.

2.2.Возникновение книгопечатания в Москве

Возникновение книгопечатания в Московском государстве совпало с эпохой Ивана Грозного. Это было время упрочения государственности и окончательного утверждения монархического централизованного государства. Прежде всего Грозный решал политические проблемы Руси на Востоке. В 1552 г. он покорил Казанское царство, чуть позже Астраханское. Огромные просторы, населенные неправославными народами, оказались под властью Московского царя. Органическое включение их в государство требовало христианского просвещения, и вскоре появилась Казанская епархия, которой требовались богослужебные книги. Казалось бы, проблема могла быть решена традиционным рукописным производством, но в Европе уже был изобретен печатный станок. Наш царь стремился выглядеть не хуже иностранцев (Грозный был первым венчан на царство, первым из русских царей стал открыто выставлять свою персону вселенским царем - наследником Рима и Византии) и требовал вести просветительскую работу. Митрополит Макарий, продолжая традицию новгородских владык и московских митрополитов, выразил просветительские стремления ХV-ХVI столетий, вылившиеся в обширную программу - идеологическую основу реформ эпохи Ивана Грозного, превращавших Русь из Великого княжества в Царство (монархию).

Основываясь на свидетельство первопечатника, считают, что типография в Москве была открыта в 1563 году. Для начала типографской деятельности Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец изготовили и отлили один шрифт, использовав рисунок полуустава. Изготовление шрифта - трудоёмкая работа. Вначале изготавливалась матрица – вырезалась в твёрдом металле выпуклая форма для каждой буквы, изготавливалась её копия путём оттиска на более мягком металле. Полученная углубленная форма и называлась матрицей. Наливая в неё металл, получали литеры в нужном количестве. Затем из этих букв набирался текст, который требовал ювелирной точности соблюдений промежутков между буквами и словами. «Апостол» издан как совершенное произведение печатного искусства.

Первые печатные издания в средневековой Европе продолжали искусство современных рукописных книг. По этому пути шёл Иоганн Гутенберг, когда напечатал в Майнце в 1455году «Библию». Создавая свои первые книги, Иван Фёдоров мог использовать опыт в оформлении не только рукописных образцов, но и привезённых из-за рубежа печатных книг. Исследователи установили, что текст «Апостола» отличается от распространённых в то время рукописных «Апостолов». Это могло означать только одно – производилось тщательное редактирование текста. Учёные допускают, что его редактировали либо в кружке митрополита Макария, либо самим первопечатниками Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.

Второй книгой, вышедшей из московской типографии Ивана Фёдорова, был «Часовник», выпущенный двумя изданиями в 1565 году. Первое из них было напечатано 7 августа 1565 года и окончено 29 сентября 1565 года. Другое печатное печаталось со 2 сентября по 29 октября. По этой книге учились читать. Других книг, изданных Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в Москве, мы не знаем. Но они скорее всего, существовали, поскольку о некоторых из них упоминает библиограф XVIII века епископом Дамаскин (1737-17950).

2.3 Великий подвиг Ивана Федорова

В 1565 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была выпущена еще одна книга - "Часовник". Иван Федоров и его товарищ в Москве были людьми весьма заметными и уважаемыми. Но опричнина, введенная Иваном Грозным, внушала им большое беспокойство. "На нас многие зависти ради многие ереси умышляли", - писал впоследствии Иван Федоров, объясняя свой и Метиславца отъезд в Белоруссию, которая тогда принадлежала Польской Литовскому государству. Так что Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили в Москве всего две книги, но и этого вполне достаточно, чтобы Иван Федоров навсегда остался первопечатником Руси. Имевший церковный сан дьякона, Иван Федоров вывез из Москвы не только жену и детей, но и необходимые для продолжения книгопечатания инструменты и материалы. Вскоре Федоров и Мстиславец смогли возобновить работу в Литве, в имении гетмана Ходкевича в Заблудове. Здесь в 1569 г. было напечатано "Евангелие Учительное". В отличие от московских эта книга была не богослужебной и предназначалась для домашнего чтения. Из имения Ходкевича Иван Федоров в 1572 г. переехал во Львов, несмотря на то, что Ходкевич в награду за труды подарил Федорову сельцо, где первопечатник мог заниматься земледелием, безбедно жить. Но Федоров отказался от оседлой жизни, считая свою печатную деятельность апостольским служением. (Апостолами, что в переводе с греческого значит "посланные", назывались ученики Христа, которых он отправил по всемумиру рассказывать о себе.) Во Львове 14 февраля 1574 г. вышла первая на Украине точно датированная печатная книга, так называемый львовский "Апостол"; Шрифт и часть заставок в этой книге были заимствованы из московского "Апостола", но концовки и узорные инициалы были изготовлены заново. В том же году в Львове Иван Федоров впервые напечатал книгу для русских детей - "Азбуку".

Второе издание "Азбуки" вышло в 1576 г. в городе Остроге, куда Федорова пригласил князь Константин Острожский. В 1580 г. Федоров выпустил Новый завете Псалтирью небольшого формата, удобного для чтения. Это первая книга в русской истории, которая сопровождена алфавитно-предметным указателем.

Но настоящим подвигом Ивана Федорова являлась колоссальная работа на

Иван Фёдоров - русский первопечатник


Введение

Иван Федоров

1. Жизнь Ивана Федорова

2. Печатное дело

3. Полиграфическая техника

Первые книги

1 Апостол

2 Часовник

3 Букварь

4 Второе издание букваря Ивана Федорова

Заключение

Список литературы


Введение


Когда на Руси появилась первая печатная книга? Она появилась 1 марта 1564 года в Москве в государственной типографии, которую основал Иван IV и которую возглавил русский первопечатник Иван Федоров. Полное название книги Деяния апостольские, послания соборные и святого Павла послания, но более известно ее краткое название «Апостол».

Если попытаться вкратце рассказать о его жизни, то получится примерно так: Федоров Иван родился около 1510, умер в 1583 году, основатель книгопечатания в России и на Украине. В 1564 в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Позднее работал в Белоруссии и на Украине. В 1574 выпустил во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580-81 в Остроге издал первую полную славянскую Библию.

Остановимся более подробно на биографии Ивана Федорова, на его вкладе в развитие печатного дела, рассмотрим полиграфичекую технику и первые книги, изданные им.


1. Иван Федоров


1 Жизнь Ивана Федорова


Иван Федоров, настоящее имя Иван Федорович Московитин, - основатель книгопечатания в России и Украине. Точной даты рождения Ивана Федорова ученым установить не удалось. Считается, что он родился около 1510 года. О ранних годах первопечатника почти ничего не известно. Некоторые ученые-историки высказывают предположение, что он обучался в Краковском университете, другие упоминают о его имени, встречавшемся в списках студентов немецких учебных заведений.

В 1530-1550-е годы, по-видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария, и с ним приехал в Москву, где занял должность диакона в кремлевском храме Николы Гостунского - одну из самых заметных в московской иерархии.

В 1553 году Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии, но последняя была открыта только в 1563 году, когда в ней и начали работать первые русские печатники - Иван Федоров и Петр Мстиславец. Через два года они окончили печатать "Апостола". Тотчас же по выходе "Апостола" начались гонения на печатников со стороны переписчиков, и Иван Федоров и Петр Мстиславец должны были бежать в Литву, где их радушно принял гетман Хоткевич, который в своем имении Заблудове основал типографию. Вместе с Иваном Федоровым покинул Москву и его сын Иван, который всю свою жизнь посвятил делу отца. К тому времени Иван Федоров был уже вдовцом. Некоторые ученые полагают, что его любимая жена погибла в пожаре. Доказательством тому, что Иван Федоров овдовел в Москве служит его переход с должности дьякона на работу по устройству типографии. Дело в том, что духовенство обычно отстраняло от церкви служителей-вдовцов.

Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, было "Учительное Евангелие" (1568). Позднее Иван Федоров с целью продолжения типографского дела переселился во Львов и здесь в 1574 году в основанной им типографии напечатал второе издание "Апостола".

Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Острожский в город Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую "Острожскую Библию", первую полную Библию на славяно-русском языке. Вскоре после этого, в декабре 1583года, "друкарь москвитин" скончался в предместье города Львова, в страшной нищете.

иван федоров печатная книга

1.2 Первая печатная книга на Руси

иван федоров печатная книга

Основываясь на свидетельство первопечатника, считают, что типография в Москве была открыта в 1563 году. Для начала типографской деятельности Иван Федоров и Петр Мстиславец изготовили и отлили один шрифт, использовав рисунок полуустава. Изготовление шрифта - трудоемкая работа. Вначале изготавливалась матрица - вырезалась в твердом металле выпуклая форма для каждой буквы, изготавливалась ее копия путем оттиска на более мягком металле полученная углубленная форма и называлась матрицей. Наливая в нее металл, получали литеры в нужном количестве. Затем из этих букв набирался текст, который требовал ювелирной точности соблюдения промежутков между буквами и словами. «Апостол» издан как совершенное произведение печатного искусства.

Исследователи установили, что текст «Апостола» отличается от распространенных в то время рукописных «Апостолов». Это могло означать только одно - производилось тщательное редактирование текста. Ученые допускают, что его редактировали либо в кружке митрополита Макария, либо самим первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем.

Второй книгой, вышедшей из московской типографии Ивана Федорова, был «Часовник», выпущенный двумя изданиями в 1565 году. Первое из них было напечатано 7 августа 1565 года и окончено 29 сентября 1565 года. Другое печаталось со 2 сентября по 29 октября. По этой книге учились читать. Других книг, изданных Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в Москве, мы не знаем. Но они, скорее всего, существовали, поскольку о некоторых из них упоминает библиограф XVIII века епископ Дамаскин (1737-1795).

К сожалению, вскоре после издания «Часовника» Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось покинуть Москву. Гонимые недоброжелателями, они нашли приют в Литовском княжестве в Заблудово. Кто именно был противником первопечатников, нам неизвестно. В послесловии к «Апостолу» можно найти такие строки, описывающие причины отъезда из Москвы: «…от злобы, часто случающейся на нами не от самого того государя, но от многих начальников и священноначальников и учителей, которые на нас из зависти многие ереси умышляли, желая добро во зло превратить и Божие дело в конец погубить, как бывает в обычае злонравных, ненаученных и неискусных в разуме людей, не имеющих навыка в грамматических тонкостях и не имеющих духовного разума, но напрасно произносящих злое слово… Это изгнало нас от земли, отечества и народа нашего и заставило переселиться в чужие незнакомые страны».

Крупный литовский земельный магнат Григорий Александрович Ходкевич пригласил печатников в свое имение Заблудово (под Белостоком), чтобы там они устроили типографию и печатали книги для снабжения ими православных церквей. Первой книгой, вышедшей в Заблудове, было «Евангелие учительное». Эта книга во многом отличалась от московских изданий. Наличие подробного титульного листа, предисловия, а не послесловия, которое было написано самим Ходкевичем - вот основные отличия этой книги. Нужно отметить, что в предисловии Ходкевич упоминает первопечатников с большим уважением, называя их по имени и отчеству Иван Федорович Москвитин и Петр Тимофеевич Мстиславец, тогда как в Москве их называли как людей простого звания.

«Евангелие учительное» было издано с тем же совершенством, что и московский «Апостол», но оно стало последней книгой, которую Иван Федоров и Петр Мстиславец издали совместно. На этом их жизненные пути разошлись. Петр Мстиславец уехал в Вильно, где он продолжил дело книгопечатания. Последней книгой, изданной в Заблудове, был «Псалтырь с Часословцем» (1570).

В 1569 году была заключена Люблинская уния, окончательно закрепившая объединение Польско-литовского государства, после чего отношения с Москвой обострились, а православие стало постепенно изгоняться из государства. Понятно, что в таких условиях просветительская деятельность Ивана Федорова стала невозможной. Ходкевич подарил Федорову деревню, которая могла бы прокормить его, но первопечатник не хотел оставить своего любимого дела. И тогда вместе с сыном, а возможно, и с другими работниками типографии, Иван Федоров переехал во Львов.

Дорога была трудной: в местности, которую надо было пересечь, началась эпидемия чумы. Но и добравшись до Львова, Иван Федоров оказался в совершенно иных условиях, нежели был до сих пор. Если в Москве типография существовала на государственные средства, а в Заблудове на средства мецената, то во Львове надо было найти либо состоятельных людей, либо обратиться к церкви. Иван Федоров подробно рассказал о своих мытарствах в послесловии к «Апостолу», который он все же напечатал во Львове. И помогли ему небогатые священники и небогатые горожане. Он получил помощь от людей, понимавших огромное значение книги.

В феврале 1573 года Иван Федоров приступил к печатанию второго издания «Апостола». Отличие нового издания заключалось в более обширном и эмоциональном послесловии. В конце книги целую страницу занимает типографская марка Ивана Федорова. В богатом орнаменте с одной стороны помещен герб города Львова, с другой - знак Ивана Федорова, появляющийся во всех последующих изданиях. В конце книги на 9 страницах отпечатано послесловие, которое изумляет свои содержанием и формой. Само по себе оно является литературным памятником. Из него становится очевидным, что знакомство автора с произведениями Максима Грека, Андрея Курбского, «Стоглавом», а также сочинениями своих современников.

В том же году, что и «Апостол» Иван Федоров напечатал «Азбуку», в послесловии к которой он пишет, что сложил эту книгу «ради скорого младенческого научения» и перечисляет источники, из которых брал тексты. Единственный экземпляр этой книги в 1927 году был найден в Риме, сейчас этот раритет находится в США.

В 1575 году произошла знаменитая встреча Ивана Федорова с князем Константином Константиновичем Острожским, владельцем крупного поместья Острог (город на Волыни, к северо-востоку от Львова). Этот феодал принадлежал к православной церкви и поддерживал украинское национальное движение. Богатство помогло Острожскому вести свою политику и создать в своем имении просветительские учреждения. Для осуществления этой цели он собрал в своем поместье высоко образованных людей, которые занимались педагогической и литературной деятельностью. Иван Федоров был как раз тем человеком, в котором он очень нуждался, так как для осуществления просветительской деятельности в Остроге остро не хватало типографии. Иван Федоров или просто Друкарь, как его назвали на Украине, был единственным человеком, обладающим кириллическим шрифтом.

Но первопечатник не сразу начал печатать книги на новом месте. Сначала Острожский назначил его управителем Дерманского монастыря, находившегося на землях князя. Но служба тяготила художественную натуру первопечатника. Книги - вот что занимало его всецело. И в конце 1576 года он снова во Львове, куда его призвали многочисленные дела, связанные с книгопечатанием. По различным сохранившимся документам установлено, что в то время Иван Федоров обладал широкими деловыми связями.

В 1577 году он ездил в Турцию. Считается, что князь Острожский послал его для покупки греческой «Библии». В 1579 году Иван Федоров окончательно переселился в Острог. Это было время, когда там шла работа по подготовке к печати текста «Библии». Вначале ученые, которые жили в Остроге, хотели перевести «Библию» на украинский язык, но затем отказались от этой идеи, боясь неточностей перевода, которые могли исказить содержание. За образец «Библии» была взята московская геннадиевская рукопись. Печатание книги растянулось на полтора года. Из Львова Первопечатник сумел привезти только крупный московский шрифт «Апостола», которым он и печатал свои последние книги. Но для «Библии» этот шрифт был непригоден - книга получилось бы слишком большой. Поэтому для печатания книги были отлиты два новых шрифта: один для основного текста, другой, совсем мелкий, - для примечаний. А для заглавных листов был использован крупный московский. Послесловия и предисловия были отпечатаны параллельно с церковнославянским греческим шрифтом. Острожская «Библия» представляет собой очень большую книгу, в которой 628 листов. Текст напечатан в два столбца, что являлось новым приемом в русской и украинской книге. На последней странице помещено послесловие с указанием даты выхода в свет и типографский знак. В отличие от ранних книг Ивана Федорова, в «Библии» нет указания о начале работы, ученые предполагают, что она была начата либо в 1579, либо в 1580 году.

В мае 1581 года была напечатана «Хронология» Андрея Рымши. Автор книги, как полагают, был из Острожской высшей школы. Ученые предполагают, что в Остроге вышла новая редакция «Азбуки», которая была несколько раз переиздана. На эту мысль наводят две «Азбуки» в Англии - в Кембрижской и Оксфордской библиотеках.

В 1582 году Иван Федоров вернулся во Львов, привезя с собой 400 экземпляров «Библии». Львовская типография первопечатника была заложена за большую сумму, и выкупить ее у Ивана Федорова не было денег. И он решил основать новую типографии, но этим планам уже не суждено было осуществиться.


1.3 Полиграфическая техника


О печатном стане для первых книг не сохранилось сколько-нибудь подробных источников, известно лишь, что он был сделан по итальянским образцам. Надо сказать, что вся типографская терминология, продержавшаяся до середины XIX в., была целиком заимствована у итальянцев.

Вот, например:

тередорщик (печатник) - tiratore;

батырщик (набойщик или накладчик краски на литеры) - battitore;

пиан, или пьям (верхняя доска печатного станка) - piano;

марзан (брусок, вкладываемый в печатную форму там, где должны оставаться поля в книге) - margine;

пунсон (стальной брусок с выгравированной на торце буквой для пробивки матриц) - punzone;

маца (кожаный мешочек, набитый шерстью или конским волосом, с рукоятью для набивки краски на литеры) - mazza;

тимпан (четырехугольная рама при станке, которую обтягивали пергаменом и накладывали на нее печатный лист) - timpano;

штанба (книгопечатное заведение) - stampa.

Среди типографских терминов того времени встречается только одно немецкое слово - друкарня (типография). Оно было занесено на Русь из юго-западных полиграфических мастерских. Эти же термины использовались во всех европейских типографиях

Единственным источником сведений о станке Федорова является, пожалуй, только опись его типографского имущества, сделанная вскоре после смерти печатника во Львове. Там нашлось такое описание: "типографский станок со всеми принадлежностями из дерева, …большой литой медный винт с гайкой и пластиной, которой прижимают литеры, и рама, в которую помещают литеры". Можно заключить, что размер его был сравнительно небольшой, поскольку указанный вес всех медных деталей в сумме составляет примерно 104 кг.

Самая ранняя сохранившаяся документация Московского печатного двора относится к первой половине XVII в. Важнейшими свидетельствами используемой полиграфической техники первой русской типографии являются сами федоровские издания. Учитывая с большой долей вероятности тот факт, что оборудование и приемы не менялись, по крайней мере, в течение 100 лет после смерти великого мастера, ученые смогли реконструировать шрифты, очертания форм для иллюстраций, приемы набора, верстки и печати, а также технику переплета русских первопечатных книг.

Итак, количество шрифтов, находящихся в распоряжении Анонимной типографии равнялось 5. В самом первом из них, для набора узкошрифтного Четвероевангелия 1553 г., литеры отливались вместе с надстрочными знаками. Этот прием заимствован из Западной Европы. Начиная со следующего издания - Триоди постной 1555 г. - буквы и надстрочные знаки уже отливали отдельно (историки считают это косвенным свидетельством появления в Анонимной типографии Ивана Федорова).

Сам же Москвитин в своей работе применял 6 шрифтов. Все московские, заблудовские и львовские издания набраны московской гарнитурой, имитирующей полууставное письмо XVI в. Сначала этот шрифт имел только два размера. Позже, в Остроге, Федоров отлил еще два увеличенных его размера и греческий шрифт в двух кеглях.

Все рисунки для шрифтов и пуансоны изготовил сам мастер. В XVII в. гравировка пуансонов была уже обязанностью граверов-резцов. Дело это было очень трудоемкое - для подготовки пуансонов всего шрифта требовалось несколько месяцев. На печатном дворе строго следили за тем, чтобы рука у резца была твердой.

Ударом молотка вдавливая торец пуансона с буквой в медный брусок, получали матрицы для отливки литер. Только опытный мастер мог рассчитать силу удара, чтобы углубление было везде одинаковым.

В XVI-XVII в.в. секрет типографского сплава русским печатникам был еще не известен, поэтому шрифты отливали из олова. Знаки шрифта хранили в кассах, однако устройство их было не слишком удобным, что сильно замедляло скорость набора.

Для получения книжных иллюстраций и орнаментов гравировали деревянные доски, чаще всего из грушевого дерева. Пилить его на доски нужно было обязательно вдоль ствола. Рисунок для резьбы составляли знаменщики (художники, расписывающие красками и золотом парадные издания). Вырезание зеркального изображения на доске называлось "обронной " резьбой.Изготовить доску для одной гравюры удавалось лишь за 2-3 месяца.

На первых порах при печатном стане работали два человека - батырщик и тередорщик. Совершенно очевидно, что в процессе создания первых московских изданий Федоров и Мстиславец делили эти должности между собой.

Черную краску для набивки варили в самой типографии из сажи, дорогую же киноварь покупали. Самым сложным процессом как раз и была двухцветная печать. В анонимных изданиях применялась московская техника печати за один проход. При этом всю форму покрывали черной краской, а с литер, предназначенных для красных отпечатков, ее аккуратно стирали, и кисточкой наносили киноварь. Позже перешли к двухпроходной печати сначала с двух разных форм, а затем с одной. Все федоровские издания напечатаны последним способом.

Перед печатью бумагу увлажняли на мокрой ткани, помогая ей лучше воспринимать краску.

Готовые оттиски собирали в тетради и каждую выколачивали деревянным молотком, не допуская увеличения толщины у корешка. Все собранные вместе тетради выравнивали в тисках, после чего обрезали. В парадных изданиях (для подношение царю или патриарху) обрез золотили или окрашивали краской. Для сшивания чаще всего использовали конопляные нитки в несколько сложений. Переплетными крышками служили доски, обтянутые тканью или кожей. Как правило, в ход шли кожи телячьи или овечьи, реже конские и козьи.

Кожаный переплет нередко украшали тиснением с помощью специального штампа.

Завершалось книжное творение прикреплением к переплету застежек и угловых накладок. Именно эти застежки и помогали продлить жизнь произведениям полиграфического искусства.

За исключением поворота винта станка для прижатия печатного листа к форме все операции делались вручную. А ведь была еще редакторская, корректорская, литературная и художественная работа! Какой же титанический труд вкладывали первопечатники в свое произведение! Изо дня в день в течение года самоотверженно продвигались они к воплощению своего дерзновенного замысла. Помогали им в этом не только талант, но и высокая сила духа.


2. Первые книги


2.1 «Деяния Апостолов» (1564 г.)


Первопечатники действительно создали модель, ставшей основой для последующих изданий русских мастеров-типографов. Блоки текста на странице имеют 25 строк, причем все строки выровнены по правому краю. Что удивительно, такие блоки (21 х 14 см) почти совпадают с размером современной страницы А4. Размер шрифта, его легкий полууставный наклон вправо, длина строки, расстояние между строками - все удобно для движения глаз и создает комфорт при чтении. По всем правилам подготовки типографского издания Апостол снабжен колонтитулами, подстрочными и надстрочными ссылками. Книга печаталась двумя красками. Однако в знаменитом федоровском орнаменте заставок из виноградных листьев и шишек, разработанном на основе растительных орнаментов рукописной книги, использован только черный цвет. Сплетающиеся листья, создавая ощущение объема, выглядят не менее нарядными, чем многоцветные. Талантливый типограф тонко чувствовал красоту и изящество черно-белого изображения.

Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, мастер закрепил в книжной графике так называемый старопечатный стиль. Нужно заметить, что при этом орнаменты в книгах Федорова всегда имеют служебное назначение: они не вытесняют текст на второй план, а, напротив, выделяют и украшают его, привлекая внимание читателя. Не менее замечательна миниатюра, по традиции включающаяся в издания такого рода. В древнерусских апостолах обычно изображался автор за написанием книги. Апостол же Лука у Федорова не пишет, а держит книгу в руках. Фигура евангелиста не имеет никакого фона - она будто парит в воздухе. Письменные принадлежности оставлены в стороне на столике. А книгу держит не писец, а печатник. Таким приемом художник увековечил память о себе, как о первом создателе русской печатной книги.Безусловно, самая первая печатная книга не могла быть совершенна. По некоторым ошибкам в нумерации страниц можно предположить, что условия в типографии были нелегкими. Вероятно, приходилось разбирать набор для высвобождения шрифта под следующие тексты.


2.2 Часовник (1565 г.)


Это карманное издание - сборник молитв, по которому вели богослужение и обучали грамоте детей. Часовник и буквари Ивана Федорова были уже типами массовой и учебной книги. Пользовались они большим спросом и зачитывались до дыр, поэтому выдерживали не одно издание. Надо сказать, что тягу к созданию книг для обучения Москвитин сохранил до конца своей жизни. Поиски типа книги первопечатник продолжил впоследствии и на Украине. В частности, не характерным для типографа явился алфавитно-предметный указатель "Собрание вещей нужнейших вкратце, скораго ради обретения в книзе новаго Завета по словесам азбуки" (1580 г.), который можно считать и первым в истории русской словесности сборником афоризмов.


2.3 Букварь (1574 г.)


Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г. Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия. Любопытно, что в Гарвард букварь попал из Парижского собрания С.П. Дягилева.

Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой, и грамматикой. Составлена она из пяти 8-листных тетрадей, что соответствует 80 страницам. На каждой странице по 15 строк. Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию.

В азбуке использован буквослагательный метод, унаследованный от греков и римлян, предполагающий заучивание наизусть слогов. Сначала шли двухбуквенные сочетания с каждой гласной по алфавиту (буки - аз = ба), затем те же слоги с добавлением третьей буквы (буки - рцы - аз = бра). Здесь аз, буки, рцы - буквы кириллического алфавита.

В раздел "А сия Азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматикии" автор поместил образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с "б". Здесь же приведены формы страдательного залога глагола бити.

Раздел "По прозодии а еще дващи лежащее се есть повелительная и сказательная" дает сведения об ударениях и "придыханиях" в словах. А раздел "По ортографии" содержит отдельные слова для чтения, записанные полностью или сокращенно (под знаком "титло" - надстрочным значком, означающим пропуск букв).

Азбука заканчивается акростихом. В азбучном акростихе (греч. "край строки"), или азбучной молитве каждая строка, передающая содержание одной из религиозных истин, начинается с определенной буквы. Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит. Так и Священное Писание вспоминалось, и алфавит закреплялся.

Вторая часть букваря целиком посвящена материалу для чтения. Это не только молитвы, но и отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла, которые как бы дают советы родителям, учителям и ученикам.

На последней странице даны 2 гравюры: герб г. Львова и издательский знак первопечатника.

Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. В послесловии о своей роли составителя он написал: "еже писах вам, не от себе, но от божественных апостол и богоносных святых отец учения, … от грамматикии мало нечто ради скорого младенческого научения". Некоторые исследователи сравнивают труд по созданию этого букваря с научным подвигом. Ведь Иван Федоров проявил себя не только как выдающийся мастер книжного дела, но и как талантливый педагог. Впервые азбука пыталась внести в процесс обучения чтению элементы грамматики и счета (часть текста была поделена на мелкие нумерованные параграфы). Кроме того, в детском учебнике изложены поучения о воспитании, которое совершать нужно "в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлющи друг друга и прощение дарующе". Первые ростки гуманистической педагогики были для средневековой Руси безусловным новаторством. А скромная книжечка для начального обучения грамоте вышла далеко за рамки обычной азбуки, и явилась началом целой эпохи, которую изучает букваристика.


2.4 Второе издание букваря Ивана Федорова (1578 г.)


"Книжка по-греческия "Алфа Вита", а по русскии "Аз Буки", перваго ради научения детьскаго", выпущена в 1578 г. в г. Остроге. Уехав из Львова, Москвитин (так называл себя первопечатник - выходец из Москвы) основал типографию в родовом имении киевского воеводы князя Константина Константиновича Острожского. Азбуку так и называют - Острожская. Она известна по двум сохранившимся экземплярам - в Королевской библиотеке Копенгагена и городской библиотеке г. Готы (Германия).

Книга богаче украшена. Помимо заставок и концовок здесь уже появились заголовки, выполненные вязью, а также буквицы - первые буквы абзаца высотой в одну или несколько строк, выполненные в виде орнамента. Повторяя построение первого издания, азбука кроме славянских текстов включает и греческие. В то же время нумерация параграфов и кириллические числа в конце страницы убраны.

Но самое замечательное отличие этой азбуки в том, что в конце ее Иван Федоров впервые опубликовал великолепный памятник славянской литературы. Это "Сказание, како состави святый Кирилл философ азбуку по языку словенску, и книги переведе от греческих на словеньский язык", созданное в IX в. Черноризцем Храбром.

Вся жизнь Ивана Федорова была посвящена по его словам тому, чтобы "по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу". Острожская азбука еще раз подтверждает это - где бы Москвитин ни основывал типографию, везде издавал книги для обучения чтению и письму.


Заключение


Красной нитью через все послесловия проходит тема просвещения, пускай и "божественного". "Божественное слово" у Москвитина ассоциируется с книгой. К 80-м годам XX в. ученые насчитывали свыше 500 экземпляров 12 изданий великого русского просветителя. Многие из них сегодня хранятся в музеях и частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, Киева и Львова, а также - в Польше (Варшаве и Кракове), Югославии, Великобритании, Болгарии и США. До сих пор поражают они современников своим высочайшим художественным совершенством. Жизнь его была подвигом по своей цели, по своей самоотверженности и достигнутым необыкновенным результатам. Беззаветный труд, сопряженный с постоянными неудачами и переездами, мучительные и упорные поиски технических и художественных приемов, филологические, корректорские, писательские и педагогические разыскания ставят Ивана Федорова не только на место выдающегося техника-полиграфиста. Этот человек русский был и остается в памяти всех людей грамотных просветителем, художником, творцом, создателем русской и украинской книжности, выдающимся деятелем русской и славянской культуры второй половины XVI в.


Список литературы


1.Кизиветтер А.А. Иван Федоров и начало книгопечатания на Руси. М., 1904

2.Кукушкина М.В. Книга в России в XVI веке. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1999, 202 с. Серия "Slavica Petropolitana", III.

Лукьяненко В.И. Азбука Ивана Федорова, ее источники и видовые особенности // ТОДРЛ. М.-Л., 1960.

4.Малов В. Книга. Серия "Что есть что", М., СЛОВО, 2002.

Немировский Е.Л. Иван Федоров. М., 1985.

Немировский Е.Л. Полиграфическая техника Ивана Федорова и его учеников. В книге "Иван Федоров" М., Наука, 1959 или Вопросы истории естествознания и науки, 1984, № 1.

От азбуки Ивана Федорова до современного букваря /Сост. Богданов В.П. и др.-М.: Просвещение, 1974

Тихомиров М.Н. У истоков русского книгопечатания. М., АН СССР, 1959.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.