Инфраструктура электронного правительства российской федерации. Путин приказал упаковать все госорганы в единую ит-инфраструктуру


Инфраструктура электронного правительства. Текущее состояние. Создание инфраструктуры электронного правительства Федерального уровня: Процессы централизованы и стандартизованы Созданы основные элементы Создание инфраструктуры в субъектах РФ: «Цифровое неравенство» субъектов и опережающее развитие отдельных регионов Процессы разрозненны, нет единства и системности в подходах Высокие риски дезинтеграции элементов, невозможности создания общенациональной инфраструктуры, обеспечивающей универсальность услуг для каждого гражданина в любой точке страны


ОАО «Ростелеком» Распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2009 г р – ОАО «Ростелеком» определен единственным исполнителем работ в части проектирования и создания инфраструктуры электронного правительства: телекоммуникационная инфраструктура электронного правительства сеть удостоверяющих центров инфраструктура общественного доступа к информации о деятельности органов власти и услугам предоставление услуг в электронном виде центры телефонного обслуживания экспертиза элементов электронного правительства система управления ведомственной и региональной информатизацией и др. Распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2009 г р ОАО «Ростелеком» определен Единым национальным оператором инфраструктуры электронного правительства - исполнитель работ по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства


ОАО «Ростелеком» «Ростелеком» сегодня: Уникальная протяженность сети, охватывающая всю территорию РФ, - около 150 тыс. км. Основной провайдер общенациональной инфраструктуры связи Признанный международный оператор с разветвленной системой международных отношений Обладатель уникальной сети, получившей сертификат соответствия требованиям информационной безопасности ФСТЭК Мощная вычислительная инфраструктура на базе развивающейся сети центров обработки данных по всей стране Наличие центров экспертизы в регионах


Основные предложения регионам РФ ОАО «Ростелеком» предлагает: Единые национальные стандарты и идентичность способов получения услуг гражданами в любой точке страны Типовые региональные решения инфраструктуры электронного правительства для интеграции федеральных и региональных сетей, информационных систем и процессов предоставления государственных услуг Типовые прикладные решения для предоставления услуг населению Решение задач аутентификации, информационной безопасности и защиты персональных данных Интеграцию универсальных электронных карт Решение вопросов безопасной эксплуатации




Общая архитектура инфраструктуры электронного правительства. Единая инженерная инфраструктура ОАО «Ростелеком» и МРК Федеральные ведомства ОАО «Ростелеком» Региональные и муниципальные ведомства Центр Филиалы Граждане Юридические лица Универсальная электронная карта Электронная цифровая подпись Центры телефонного обслуживания Центры общественного доступа Персональные компьютеры Мобильные устройства Телевидение ИС ОГВ субъектов и ОМС Ведомственная ИС (ФОИВ и тер.органы) Учетная ИС (ФОИВ и тер.органы) Ведомственная ИС (ФОИВ и тер.органы) МФЦ Среда межведомственного взаимодействия Единая система нормативно- справочной информации Федеральный и сводный реестры госуслуг Федеральный Портал госуслуг Единая система аутентификации и идентификации Информационно-платежный шлюз Федеральный сегмент Региональные сегменты


Общая архитектура инфраструктуры электронного правительства. Единая инженерная инфраструктура ОАО «Ростелеком» и МРК Федеральные ведомства ОАО «Ростелеком» Региональные и муниципальные ведомства Центр Филиалы Граждане Юридические лица Универсальная электронная карта Электронная цифровая подпись Центры телефонного обслуживания Центры общественного доступа Персональные компьютеры Мобильные устройства Телевидение ИС ОГВ субъектов и ОМС Федеральный сегмент Региональный узел СМЭВ Система аутентификации и идентификации Система нормативно- справочной информации Региональный и муниципальные реестры госуслуг Региональный Портал госуслуг Система автоматизации исполнения регламентов госуслуг Региональный сегмент МФЦ Ведомственная ИС (ФОИВ и тер.органы) Учетная ИС (ФОИВ и тер.органы) Ведомственная ИС (ФОИВ и тер.органы)


Учетные ИС Ведомственные ИС Инфраструктура ЭП Ведомственные ИС Региональные ИС Региональные ИС Региональные ИС Региональные ИС Муниципальные ИС Муниципальные ИС Муниципальные ИС Карта «Электронный регион» Региональные и муниципальные ОИВ Федеральные ОИВ Инфраструктура электронного правительства Взаимодействие ЕГРП ЕГРЮЛ ЕГРИП ГКН
Преимущества сотрудничества с ОАО «Ростелеком» Возможность создания в масштабах страны единого целостного электронного пространства предоставления услуг в электронном виде для всех граждан, доступных в любой точке страны Соблюдения единой государственной технологической политики Предоставление возможности доступа к электронным госуслугам федерального уровня Полная интеграция инфраструктурных решений федерального и регионального уровней Полный спектр услуг и технологий, необходимых для обеспечения оказания услуг в электронном виде Значительная экономия бюджетных средств при создании и эксплуатации технологических инфраструктурных элементов, информационных систем органов государственной власти и местного самоуправления Обеспечение защиты персональных данных и выполнения требований по информационной безопасности Контроль качества и безопасности оказываемых услуг и предоставляемых сервисов


Спасибо за внимание! Логинов Владимир Николаевич, начальник отдела продаж корпоративным клиентам е-mail: тел.: (383) 220 –

Электронное правительство.

Электронное правительство – система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Электронное правительство (англ. e-Government) – способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Задачи электронного правительства:

    оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

    поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

    рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

    повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

    снижение воздействия фактора географического местоположения;

Электронное правительство обеспечивает:

    эффективное и менее затратное администрирование;

    кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;

    совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.

«Проектное управление» – это разработка, формирование, внедрение, координация и реализация проектов, стратегий, программ информатизации и связи в исполнительные органы государственной власти и подведомственные им организации в целях обеспечения потребности населения, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии.

Цель: Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В будущем электронное правительство «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным".

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

– оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

– повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

– поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

– рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

– снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Создание основ электронного правительства в ходе реализации государственной программы "Информационное общество".

Основная работа по формированию электронного правительства была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р в соответствии с которой был выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства. В настоящее время разработаны и функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры электронного правительства, в том числе:

    Единый портал государственных и муниципальных услуг;

    Единая система межведомственного электронного взаимодействия;

    Национальная платформа распределенной обработки данных;

    Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

    Информационная система головного удостоверяющего центра.

Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), помимо информирования о порядке получения государственных и муниципальных услуг и функций, обеспечивает возможность для заявителей подавать заявления в электронной форме на получение государственных услуг, получать в электронной форме информацию о ходе рассмотрения заявлений, а также юридически значимый результат рассмотрения заявления. Кроме того, пользователь может в электронной форме оставить отзыв о качестве предоставленных ему услуг. В настоящее время при регистрации на Портале пользователь может самостоятельно выбирать способ получения кода активации личного кабинета, либо через почтовое отделение по месту жительства, либо в ближайшем центре обслуживания клиентов ОАО «Ростелеком». Чтобы упростить процедуру регистрации и активации Личного кабинета на Портале, Минкомсвязь России совместно с ОАО «Ростелеком» открыла более 80 центров обслуживания клиентов. Любой гражданин Российской Федерации может пройти регистрацию и получить код активации, предъявив свой паспорт и пенсионное свидетельство (СНИЛС). При этом персональные данные всех пользователей, идентификационные данные и сведения о паролях защищены единой системой идентификации и аутентификации. Дальнейшее развитие указанного порядка предполагает выдачу кодов активации государственными и муниципальными органами власти. Ресурс адаптирован для пользователей с ограниченными возможностями. В 2011 году разработаны версии Портала на трех иностранных языках – немецком, английском и французском. Переведены и опубликованы интерактивные формы заявлений по госуслугам, которые предоставляются зарегистрированным на территории Российской Федерации гражданам зарубежных государств. На иностранных языках доступна и некоторая другая актуальная информация. По состоянию на начало мая 2012 года на Едином портале размещена информация более чем о 900 федеральных, 12 тысячах региональных и более чем 23 тысячах муниципальных услуг. Доступна подача заявлений в электронном виде по 154 федеральным и 1360 региональным и муниципальным услугам. По состоянию на декабрь 2012 г. на Портале зарегистрировались более 3,3 миллионов пользователей, которые подали более 6 млн заявлений на оказание федеральных, региональных и муниципальных услуг.

Единая система межведомственного электронного взаимодействия.

С целью обеспечения единой технологической и коммуникационной инфраструктуры информационного взаимодействия существующих и создаваемых государственных и муниципальных информационных систем, а также иных информационных систем, участвующих в процессах оказания государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства и организациям, а также обеспечения функционирования государственных информационно-аналитических систем Минкомсвязью России создана единая система межведомственного электронного взаимодействия или СМЭВ. Система взаимодействия предназначена для решения следующих задач: обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме; обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и Портала; обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций. Приказом Минкомсвязи России от 27 декабря 2010 г. № 190 утверждены технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Кроме того, постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. № 451 обязало использовать СМЭВ госорганы и другие организации, участвующие в предоставлении государственных услуг. СМЭВ является комплексом программно-технических средств и информационных баз данных, выполняющих функцию регламентированной гарантированной передачи сообщений между подключенными к ней информационными системами госорганов. Используемая при этом технология электронных сервисов позволяет объединить в единую сеть практические любые информационные системы независимо от времени их создания, программной платформы и структуры баз данных. Необходимо подчеркнуть, что СМЭВ – это полностью защищённая среда, обеспечивающая безопасность передаваемой информации от точки подключения отправителя сообщения до точки подключения его получателя. Система базируется на основе защищённой криптографическими средствами сети передачи данных. К СМЭВ с использованием защищенных каналов связи подключены все федеральные органы исполнительной власти, государственный внебюджетный фонд и иные органы, участвующие в межведомственном взаимодействии а также все субъекты Российской Федерации. Через СМЭВ проходит более 2 миллионов транзакций в сутки.

Национальная платформа распределенной обработки данных.

Ещё одним важным элементом создаваемой инфраструктуры электронного правительства является Национальная платформа распределенной обработки данных (НПРОД). Это комплекс информационных систем, которые реализуют «облачные» вычисления (технологию предоставления компьютерных мощностей и программного обеспечения пользователю как услуги с помощью сети Интернет). Такая задача реализуется через автоматизацию процессов выделения компьютерных мощностей, развертывания и разработки приложений с учетом потребляемых услуг. Целью создания НПРОД было оптимизировать расходы на IT-обеспечение органов государственной власти и повысить уровень информатизации органов местного самоуправления. Благодаря НПРОД органы региональной исполнительной власти получат стандартизированные решения в области IT-обеспечения, которые раньше были им недоступны из-за недостатка финансирования, отсутствия квалифицированных кадров или несовместимости программно-технических решений с системами других органов государственной власти. Выделяемые оператором НПРОД мощности регулируются в зависимости от потребностей конкретного органа исполнительной власти и позволят организации существенно сократить расходы на программно-аппаратные средства. Также уменьшается время внедрения информационных систем в деятельность органов исполнительной власти: необходимые сервисы выделяются единым провайдером в едином информационном пространстве. Важно, что НПРОД может предоставить свои услуги как частным организациям, так и физическим лицам. Услуги Платформы поддерживают развитие бизнеса в области создания IT-инфраструктуры благодаря доступу к стандартизированным сервисам и технологическим решениям. Как следствие, расходы по данной статье сокращаются. Предполагается, что НПРОД будет реализовать три сервиса облачных вычислений: программное обеспечение как услуга (Saas), платформа как услуга (Paas) и инфраструктура как услуга (Iaas). Разработаны основные принципы и подходы по обеспечению информационной безопасности «облачной» платформы и сервисов, размещенных в ней.

Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Единая система идентификации и аутентификации(ЕСИА) является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей информационно-технологический доступ уполномоченных должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций, органов и организаций и их информационных систем, физических и юридических лиц при формировании базовых государственных информационных ресурсов и при межведомственном информационном взаимодействии с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключенных к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

ЕСИА является инструментом, подтверждающим права граждан на санкционированный доступ к государственным и муниципальным услугам и права уполномоченных должных лиц на санкционированный доступ к необходимым сведениям при предоставлении данных услуг, а также на осуществление юридически значимых действий при предоставлении указанных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Информационная система головного удостоверяющего центра.

Основной целью формирования единого пространства доверия электронной подписи является повышение эффективности государственного управления и качества оказания государственных услуг за счет формирования единого пространства доверия электронной подписи при предоставлении государственных услуг и межведомственного взаимодействия на основе применения сертификатов и ключей электронных подписей, созданных на базе единых критериев и правил формирования с использованием удостоверяющих центров, включенных в единое пространство доверия электронной подписи. В рамках построения единого пространства доверия достигнуты следующие результаты: в единое пространство доверия электронной подписи включено более 150 удостоверяющих центра различной формы собственности. Удостоверяющими центрами, входящими в единое пространство доверия, выдано не менее 10 тысяч сертификатов ключей электронных подписей физическим лицам; проведена модернизация федерального удостоверяющего центра в целях реализации функций головного удостоверяющего центра во исполнение Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63 «Об электронной подписи»; разработан, введен в эксплуатацию и в постоянном режиме обеспечивает электронное взаимодействие при предоставлении государственных услуг и межведомственном взаимодействии сервис проверки сертификатов и ключей электронной подписи с использованием средств информационной системы головного удостоверяющего центра, который входит в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме; обеспечена возможность для заявителей в целях получения государственных услуг представлять документы в электронном виде, подписанные электронной подписью.

21.07.2016, ЧТ, 19:54, Мск, Текст: Денис Воейков

До 1 января 2017 г. в России будет разработан закон, обязывающий госорганы в своей работе в приоритетном порядке использовать инфраструктуру электронного правительства. Дублирующие ее системы будут постепенно выведены из эксплуатации.


Приоритет для единой инфраструктуры

Президент России Владимир Путин поручил главе Правительства Дмитрию Медведеву до 1 января 2017 г. обеспечить разработку и внесение в Госдуму федерального закона о преимущественном использовании госорганами единой инфраструктуры электронного правительства.

Соответствующий документ появился на президентском сайте kremlin.ru. В нем говорится, что рассматриваемые меры направлены на повышение безопасности и устойчивости работы информационных систем органов госвласти.

Примечательно, что нововведения подразумевают ввод поэтапных ограничений на использование госорганами ИТ-элементов, обладающих аналогичной по отношению к единой инфраструктуре функциональностью, но в нее не входящих.

Что должен включить закон

В соответствии с поручением, в новом законе должны быть прописаны состав и требования к элементам единой инфраструктуры, в том числе к информационным системам и инженерной части, включающей сети связи, ЦОДы и систему информационной безопасности.

По поручению Путина Правительство сделает инфраструктуру электронного правительства приоритетной в работе чиновников

Переход к использованию единой инфраструктуры станет происходить поэтапно - при дальнейшем создании и эксплуатации ГИС и использовании ПО посредством облачных технологий.

Подразумевается, что у единой инфраструктуры будет оператор и исполнитель работ по созданию и эксплуатации всех ее элементов. Им станет некий оператор связи, «занимающий существенное положение в сети связи общего пользования» на территориях не менее двух третей субъектов РФ. Фактически этим требованиям в России удовлетворяет только один оператор - «Ростелеком».

Правовые и экономические механизмы поэтапного перехода на финансирование создания, развития и эксплуатации единой инфраструктуры также определит новый закон. Оно будет осуществляться с привлечением внебюджетных средств.

Кто обслуживает инфраструктуру электронного правительства

Инфраструктура электронного правительства на данный момент включает такие информационные системы как Единый портал госуслуг (ЕПГУ), Система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ), Единое пространство доверия электронной подписи, Единая система идентификации и аутентификации, Единая система справочников и классификаторов (используемых в ГИС), Cистема координации, обеспечивающая формирование единого информационного пространства в сфере управления ИКТ в госсекторе, Национальная платформа предоставления сервисов по удаленной обработке и хранению данных.

По факту бессменным и единственным исполнителем работ как по развитию, так и по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства с 2009 г. является «Ростелеком». В отношении первого фронта работ его текущие полномочия закреплены правительственным постановлением до 2016 г. включительно.

Что касается второго, то, контракты на него Минкомсвязи с «Ростелекомом» заключает регулярно, с плавающей периодичностью. И как когда-то объяснили CNews в ведомстве, пока нет значимых предпосылок к тому, чтобы исполнителем этих работ стала какая-то другая компания.

При этом стоит отметить, что реальные работы во многом выполняются цепочкой субподрядчиков оператора. Так в октябре 2015 г. CNews, проанализировав сайт госзакупок, пришел к , что не менее 40% в денежном выражении многомиллионных работ Минкомсвязи по развитию инфраструктуры электронного правительства в 2015 г. при посредничестве «Ростелекома» была передана ряду конкретных субподрядчиков. В процессе этой передачи оператор попутно оформил соглашения на их исполнение со своей «дочкой» «РТ лабс» - с маржой на каждом из этапов. (Один из соисполнителей госконтракт получил впервые.)

Совсем недавно Счетная палата пришла к еще более неожиданным . В ходе ее проверки выяснилось, что на сторону отдается большая часть работ. За последнее время в части создания электронного правительства стоимость работ, выполненных непосредственно самим «Ростелекомом», составила лишь 25%, а в части развития только 10%.

С конца 2000-х годов работы по электронному правительству финансировались за счет Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия», общий объем которой за период 2002-2010 гг. составил p 20,8 млрд, в том числе p 19,4 млрд из федерального бюджета. Затем финансирование стало производиться через ФЦП «Информационное общество», из этой программы на цели, связанные с электронным правительством, в 2011-2015 гг. было потрачено из госбюджета p 11,3 млрд.

Электронное правительство (англ. e-Government) - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство - система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Электронное правительство является частью электронной экономики.

Первым в СССР поставил вопрос и разработал технологию электронного документооборота кибернетик мирового уровня Глушков Виктор Михайлович (1923-1982).

Прототип Электронного правительства в масштабах СССР был проект и идеология Глушкова В. М. Он был инициатором и главным идеологом разработки и создания Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. Для этого им была разработана теория систем управления распределёнными базами данных (СУРБД).

Задачи электронного правительства

2. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

3. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

4. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

5. снижение воздействия фактора географического местоположения;

Электронное правительство обеспечивает:

1. эффективное и менее затратное администрирование;

2. кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;

3. совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В будущем электронное правительство «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

2. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

3. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

4. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

5. снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 года Правительством России. Согласно этой концепции «электронное правительство» будет создаваться в два этапа:

1. 2008 год - разработка и утверждение необходимых документов

2. 2009-2010 годы - практическое внедрение

Основная работа по формированию электронного правительства была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р в соответствии с которой был выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства. В настоящее время разработаны и функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры электронного правительства, в том числе:

1. Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru);

2. Единая система межведомственного электронного взаимодействия;

3. Национальная платформа распределенной обработки данных;

4. Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

5. Информационная система головного удостоверяющего центра.

Идея создания электронного правительства в Казахстане была озвучена в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан 19 марта 2004 г.

Портал электронного правительства www.egov.kz разрабатывается национальным оператором в сфере информационных технологий Республики Казахстан АО «Национальные информационные технологии», дочерней компанией АО "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде".

10 ноября 2004 года была утверждена Программа формирования Электронного Правительства на 2005-2007 годы. Реализация программы предполагала поэтапное решение следующих задач:

1. Информационный этап - публикация и распространение информации.

2. Интерактивный этап - предоставление услуг путем прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином.

3. Транзакционный этап - взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций.

В период с 2007-2009 годы была сформирована инфраструктура е-правительства, созданы базовые компоненты: веб-портал и шлюз электронного правительства, платежный шлюз электронного правительства, электронный межведомственный документооборот, инфраструктура открытых ключей, единая транспортная среда государственных органов, национальные реестры идентификационных номеров, реализованы электронные государственные услуги (2007 г. - 20 услуг, 2010 - 59 услуг, 2011 - 74 услуги).

Создана информационная система «Электронные государственные закупки». С 1 января 2010 года - 100% переход госзакупок способом запроса ценовых предложений в электронный формат, на www.goszakup.gov.kz. В 2009-2010 г.г. началось внедрение проектов «Е-лицензирование» для субъектов предпринимательства, "Единая нотариальная информационная система «е-нотариат», системы «Электронный акимат».

В 2010 году на портале появились первые транзакционные услуги, предполагающие возможность проведения онлайн-платежей. Так, в первую очередь была реализована онлайн-оплата налогов, государственных сборов, пошлин и штрафов за нарушение ПДД, в 2011 году - оплата услуг ЖКХ.

В 2011 году портал е-правительства предложил казахстанцам услуги ЗАГСа в новом электронном формате, автоматизировав процедуру подачи заявления на заключение/расторжение брака и регистрацию рождения ребенка.

В течение 2012 года на портале электронного правительства РК был запущен ряд других социально-важных государственных услуг, среди которых услуги ЗАГСа, Минздрава, МВД и Министерства образования.

Важным шагом в сторону увеличения взаимодействия между гражданами и правительством является появление сервиса обсуждения проектов электронных услуг. В нем, помимо проектов, планируемых к реализации электронных услуг, для обсуждения выведены и законопроекты «О государственных услугах» и «Об информатизации».

Кроме обсуждения услуг, на портале реализованы и другие сервисы взаимодействия граждан с правительством, например, проведение интернет-конференций с руководителями областей, подача электронных обращений в государственные органы, запись на онлайн прием к первым руководителям посредством видеоконференцсвязи.

Всего же, пользователям портала «электронного правительства» предлагается 126 интерактивных и транзакционных услуг. В это число входят 84 государственных услуг, оплата 21 вида государственных сборов, 16 видов государственных пошлин, 4 видов налоговых платежей, а также оплата штрафов за нарушения Правил дорожного движения.

По данным рейтинга ООН по глобальной готовности к электронному правительству в 2012 году Казахстан занимает 38 позицию. В классификации по показателю «электронное участие» (e-participation) граждан в электронных государственных проектах в 2012 году Казахстан находится на 2 месте.

По итогам 2013 года были автоматизированы процессы оказания 241 услуги и разрешения. А также в 2013 году зафиксировано рекордное количество оказанных через инфраструктуру E-gov электронных услуг – их число составило 38 млн услуг против 21,4 млн услуг в 2012 году. Наряду с этим были запущены 4 новые услуги в мобильном приложении E-gov, Единый контакт-центр государственных органов, а также сервис «Публичное обсуждение НПА».

Понятие об электронной цифровой подписи.

Электронная подпись (ЭП), Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа подписи и позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования подписи и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа подписи.

Электронная подпись предназначена для идентификации лица, подписавшего электронный документ, и является полноценной заменой (аналогом) собственноручной подписи в случаях, предусмотренных законом.

Использование электронной подписи позволяет осуществить:

1. Контроль целостности передаваемого документа: при любом случайном или преднамеренном изменении документа подпись станет недействительной, потому что вычислена она на основании исходного состояния документа и соответствует лишь ему.

2. Защиту от изменений (подделки) документа: гарантия выявления подделки при контроле целостности делает подделывание нецелесообразным в большинстве случаев.

4. Доказательное подтверждение авторства документа: Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он известен только владельцу, он может доказать своё авторство подписи под документом. В зависимости от деталей определения документа могут быть подписаны такие поля, как «автор», «внесённые изменения», «метка времени» и т. д.

Вопросы для самоконтроля:

1. Приведите примеры использования сети интернет в юридической практике.

2. Назовите основные Интернет ресурсы.

3. Зайдите на сайты http://www.elrussia.ru/, https://www.gosuslugi.ru/, http://egov.kz/, изучите структуру и проведите сравнительную характеристику сайтов.

1. Информационные технологии в юридической деятельности [Текст] : учебник для бакалавров / под общ. ред. П. У. Кузнецова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во «Юрайт», 2015. - 441 с. - (Бакалавр. Базовый курс).

2. Хлебников, А.А. Информационные технологии [Текст] : учебник / А.А. Хлебников. - М. : КНОРУС, 2014. - 472 С. - (Бакалавриат).

3. http://www.elrussia.ru/,

4. https://www.gosuslugi.ru/