Что такое медленное чтение. Новое в рубрике

Время чтения: 5 минут

Близится конец учебного года: контрольные, срезы, итоговые отметки… Многих родителей тревожит вопрос «Что делать, если ребенок медленно читает?». Хочется съязвить и ответить: «Поздно пить «Боржоми»…», но давайте разберемся в ситуации и не будем нагнетать панику, мучить несчастных (и без того измученных авитаминозом) школьников, заставляя просиживать за книжкой с секундомером и трястись над дневником.

www.topglobus.ru

Скорость чтения в начальных классах

1 класс: 25-30 слов в минуту — 1 полугодие ; 30-40 слов в минуту — 2 полугодие . В специализированных классах и школах повышенного уровня (например, гимназиях) возможен более высокий темп чтения — от 60 слов в минуту.

2 класс: 40-50 слов в минуту — 1 полугодие ; 50-60 слов в минуту — 2 полугодие. В специализированных классах и школах повышенного уровня — 85-90 слов в минуту в 1 полугодии и 90-95 слов во втором.

3 класс: 60-70 слов в минуту — 1 полугодие; 70-80 слов в минуту — 2 полугодие; 95-105 слов в минуту при повышенных требованиях. Про себя третьеклассник должен читать на 20 и более слов быстрее, чем вслух.

4 класс: 80-90 слов в минуту — 1 полугодие; 100-120 слов в минуту — 2 полугодие. Скорость чтения про себя на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.

Оговоримся сразу, в школе принято «измерять» скорость и технику чтения усредненными показателями. Но, дорогие заботливые и переживательные мамочки, не забывайте, что нормы эти ПРИМЕРНЫЕ. То, сколько слов читает ребенок в минуту, — далеко не самый важный показатель его интеллектуального развития, поэтому ориентироваться на соседа Ванечку, который летит впереди планеты всей и выдает к концу первого класса 120, совсем не стоит. Объясню почему…

Каковы причины медленного чтения ребенка?

Скорость чтения зависит от способа чтения (по слогам; слог + слово, целыми словами). Однако часто бывает так, что ребенок читает целыми словами, но все равно медленно. Почему это происходит?


shkolazhizni.ru

Если ребенок читает медленно, значит, для этого есть какие-то причины. Давайте разбираться и искать их вместе:

  • Небольшой словарный запас ребенка. В этом случае многие попадающиеся слова будут ему незнакомы, что будет замедлять процесс чтения. Старайтесь обогащать лексикон малыша, больше с ним разговаривать, общаться. Читать разноплановую литературу.
  • Отсутствие внимания. Если ребенок читает невнимательно, если его постоянно что-то отвлекает от чтения, он не сможет сосредоточиться на проговаривании текста и не сможет вникнуть в его смысл. Постарайтесь сконцентрировать его внимание на чтении – ребенок должен понимать суть прочитанного.
  • Развивайте у ребенка оперативное поле зрения – так он сможет читать не по 2-3 буквы, а охватывать слово взглядом. Для этого просто садитесь читать как можно чаще.
  • Плохо развитый артикуляционный аппарат – очередная причина замедленного чтения. Развивайте его, делайте с ребенком специальные упражнения. Часто медленно читают те дети, у кого были проблемы с развитием речи, кто поздно начал говорить и не выговаривал некоторые звуки.
  • Плохо развитый уровень памяти. Нередко дети после трех прочитанных слов уже забывают, о чем шла речь. Это плохо действует на запоминание и понимание прочитанного.
  • Регрессии. Читая, ребенок постоянно пробегает глазами только что прочитанное слово. Глаза совершают движения назад и ребенок дважды прочитывает текст. Это самый распространенный недостаток. Определись наличие регрессий можно, понаблюдав, как ребенок читает незнакомый текст. Если вы заметите, что глаза бегают, ребенок сначала читает слово про себя, потом произносит вслух, затем еще раз проговаривает несколько слов, чтобы понять смысл прочитанного, значит регрессия есть. Причиной может быть привычка, отсутствие внимательности или ребенку просто текст кажется трудным.
  • Сложная литература. Подбирайте для ребенка литературу, соответствующую его уровню развития и возрасту. Не торопитесь с усложнением заданий.


umm4.com

А теперь ВНИМАНИЕ!

Если в жизни ребенок медлительный, меланхоличный, то и ждать от него реакции холерика не стоит. Это касается всего, чтение в этом случае не исключение. Уравновешенный и «непробиваемый» флегмат тоже вряд ли будет торопиться и, съедая окончания, «глотать» страницу за страницей. Если в обычной жизни ребенок долго думает, прежде чем ответить на вопрос, растягивает слова, то и читать он будет медленнее обычного. И в этом нет ничего плохого и страшного.

Главное не количество прочитанных слов, а осознанность. Что толку от того, что Ванечка за минуту долетел, а ответить на вопросы о прочитанном так и не смог? Какой смысл мешать слова в кучу, не видя ни точек, ни запятых, а потом делать большие глаза, удивляясь недопонятым фразам.

Чего ни в коем случае нельзя делать?

  • Смеяться над ошибками, упрекать за неправильно прочитанные слова.
  • Стоять над душой «с ремнем».
  • «Наказывать» чтением. Типа «Не пойдешь гулять на улицу, если не прочитаешь от и до…», «Не получишь игрушку, если не прочитаешь 40 слов в минуту» и т.п.

Как помочь ребенку улучшить технику чтения?


www.ikirov.ru

  • Читайте любимые сказки перед сном. Часть текста может читать мама или папа, а дальше — сам ребенок. Главное делать это регулярно, но не заставлять, а мотивировать «пряником». Хвалить, даже если было «так себе», говорить, что «я не смогу уснуть без твоей сказочки» и придумывать всевозможные маленькие хитрости, чтобы ребенок полюбил процесс чтения и добровольно брал книгу в руки. Хорошие советы есть в интервью с Ольгой Давлетбаевой: .
  • Если в семье есть младшие дети, привлекайте «свободные ушки» , пусть слушают, как старший им читает. Тут и общение, и обучение одновременно!

  • Практикуйте чтение отрывков текста в различном темпе : медленно, средне-быстро, максимально быстро.
  • Пусть ребенок попробует читать, когда что-то ему мешает. Например, тиканье часов, щелканье языком или счет (мама вполголоса называет числа, хлопает в ладоши и т.п.).
  • Чтение через решетку.


image.slidesharecdn.com

  • Поощряйте чтение любых печатных материалов: детские журналы, комиксы, гороскопы и др. Пусть дети читают все, что их заинтересует! В доме в доступе всегда должна быть детская литература. Невзначай забытая на столе книга с яркими картинками, журнал, открытый на странице с анонсом нового детского мультфильма — все что угодно, только бы возникло желание взять в руки, полистать, почитать.
  • Купите энциклопедию, где текст изложен доступно и разбит на небольшие блоки. Проэкзаменуйте друг друга на различные темы , например, почему идет дождь, почему бывает радуга и др.
  • Если ребенка заинтересовал мультфильм или телепередача, подберите книгу на эту тему и предложите узнать, отличается ли авторская версия от телевизионной.

Тема детского чтения, на сегодняшний день, очень актуальна, все меньше и меньше детей увлеченно читают книги. Что можем сделать мы, взрослые, когда вокруг столько «соблазнов» в виде электронных гаджетов и телевизионных новинок? Самое простое, чему следует уделить внимание — это на собственном примере показывать, что МОЖНО получать удовольствие от самого процесса чтения книг. И как бы ни были популярны электронные книги, аудиозаписи литературных произведений, шуршание бумажных страниц ничто не заменит. Читайте сами и пусть ваши дети почаще видят вас с книгой в руках!

Уважаемые читатели! Актуальна ли для вас тема увеличения скорости чтения детей? Сколько слов в минуту читает ваш ребенок и как часто вы уделяете внимание этому вопросу дома? Возможно, у вас есть свои рецепты повышения техники чтения и они будут полезны кому-то еще. Делитесь советами в комментариях.

Обычно к концу начальной школы у детей формируется устойчивый базовый навык чтения по одному слову. Большинство людей не занимаются дальнейшим увеличением скорости чтения, оставляя ее на уровне 4-6-го классов. До появления интернета и последующего информационного взрыва такое положение многих устраивало, но сейчас для достижения успеха этого уже недостаточно. Почему?

Первый минус медленного чтения: смотрю в книгу — вижу фигу

Попробуйте ответить на вопрос, который я всегда задаю во время занятий по скорочтению: «Бывает ли у вас так, что, читая какой-то текст, вы отвлекаетесь на посторонние мысли?» Ответ «да» выбирают 99% людей, потому что чтение на первой скорости (когда человек проговаривает каждое слово) слишком медленно по сравнению со скоростью восприятия мозгом информации. Поэтому при таком чтении мозг автоматически занимает себя чем-то еще.

Другими словами, скорость мышления и восприятия информации среднестатистического человека обычно втрое или вчетверо выше, чем скорость чтения по одному слову. Наше мышление слишком развито, чтобы не отвлекаться во время медленного чтения. Приведу пример из жизни.

Обычный человек прочитывает на скорости I страницу книги формата А5 за две минуты, а его мозг способен понять написанное за 30 секунд, что чаще всего и происходит. В итоге у человека остаются полторы минуты, которые мозг пытается занять хоть чем-то более-менее полезным и отвлекается от чтения.

Плохо ли это? В принципе это свидетельствует о вашем стремлении к эффективности и оптимизации времени и одновременно о неумении добиться этой эффективности без ущерба качеству чтения. Приведу еще один пример.

Если вы водите машину, то вспомните свои ощущения, когда попадаете в пробку. Пока машина двигалась, вы были целиком сосредоточены на дороге. Встав в пробке, вы уже не можете использовать лошадиные силы и потенциал своего автомобиля на полную мощность, а потому начинаете переключаться на другое: слушаете радио, звоните маме, находите себе еще какое-то занятие.

Чтобы меньше отвлекаться во время чтения, вам нужно поднять его скорость минимум в два раза и довести ее хотя бы до скорости вашего мышления. Однако некоторые люди, стараясь уравнять скорости чтения и мышления, совершают ошибки, из-за которых возникает второй минус медленного чтения.

Второй минус медленного чтения — быстрая утомляемость

Позвольте задать вам второй вопрос (который я задаю своим слушателям): «Бывает ли у вас, что во время чтения вы быстро устаете? Или что вам становится скучно работать, например, с договорами, документацией, учебниками и тому подобными материалами?». Около 60% участников наших занятий отмечают, что регулярно сталкиваются со вторым минусом медленного чтения — быстрой утомляемостью и скукой. Очень часто дети не хотят брать в руки книгу из-за того, что им просто скучно медленно читать тексты, а другой скоростью они еще не владеют.

Когда возникает утомляемость? Когда человек старается удержать всю мощь своего разума на низкой скорости восприятия, адаптируя ее под медленное чтение. На то, чтобы медленно воспринимать текст и не давать мышлению отвлекаться на другие важные мысли, тратится громадное количество энергии, и именно из-за этого человек очень быстро устает.

Вспомните пример водителя, попавшего в пробку. Представьте, что он пытается чем-то себя занять, а все свое внимание концентрирует на дороге: его машина десять минут стоит на одном месте, и все это время человек потеет, внимательно наблюдая за задом автомобиля, стоящего перед ним. Казалось бы, это здорово — такой внимательный водитель! Но после подобной поездки человек чаще всего вылезает из машины, выжатый как лимон, у него не останется сил ни на что.

Самый главный плюс медленного чтения на скорости I состоит в том, что вы умеете читать. Возможно, иногда текст читается медленно, скучно, его содержание трудно понять и запомнить. Но если вы в принципе можете прочесть написанное, понять его суть и даже запомнить, значит на 99,9% уже умеете осмысленно работать с текстами.

Третий минус медленного чтения — последствия информационного взрыва

А теперь я задам третий вопрос: «Знаете ли вы, что, согласно статистике, объем цифровой информации удваивается каждые 18 месяцев, число информационных блогов в Сети удваивается каждые полгода? Чувствуете ли, что вам не хватает все большего количества времени на изучение всего, что вы должны знать?»

С конца XX века в мире начался глобальный информационный взрыв. Появляются все новые и новые технологии. Человек приобрел одну профессию, а через 5-10 лет она перестает существовать. Например, в 1980-1990 годы эксперт по фотоаппаратам Polaroid процветал, но после появления цифровых фотокамер ему срочно нужно было переучиваться.

Повышается скорость обработки компьютерных данных: пять тысяч операций в секунду в 1944 году у первого компьютера ENIAC, один квадриллион у IBM Roadrunner в 2008 году, 20 квадриллионов операций в секунду у Titan в 2012 году — и эта гонка постоянно продолжается!

А увеличивают ли люди свою способность быстрее обрабатывать возникший поток информации? Тренируют ли свое мышление работать быстрее и качественнее? Вспомните первую фразу, которую начальник говорит выпускнику вуза в его первый рабочий день: «А теперь забудь все, что ты учил в институте. Первое задание — освоить вот это направление». Если человек не сможет быстро обучиться и включиться в новый для него процесс, то так и будет болтаться на низовых позициях.

Cтратегия прошлого века — выучить что-то одно в какой-то области и потом всю жизнь только этим и заниматься, особо ничему другому не обучаясь. Как научился вязать лапти, так и используешь одни и те же полученные навыки. Вряд ли так можно достичь успеха в наше время. Даже если вы открыли свой магазин и научились вести учет на бумаге, то современные розничные сети вытеснят вас из больших городов своими современными системами, оптимизацией затрат, вследствие этого — меньшими ценами и многими другими используемыми современными инструментами.

Купить эту книгу

Обсуждение

Комментировать статью "3 причины научиться читать быстро. Для взрослых и детей от 13 лет"

Еще проявляется в медлительности - медленно одевается, собирается, вообще все делает Зря не верите, моя такая же - просто медленно думает, и все. Я выхода не нашла, ребенок...

Обсуждение

Нам в свое время схожую проблему помог решить остеопат. Причем достаточно быстро, сеанса за три. Причина, как он сказал, была в недостаточной активности клеток головного мозга, медленно создавались ээээ нейронные, что ли, связи. Разница была очевидна, например если раньше ребенок мучил стихотворение полдня и все равно был не уверен, то после занятий стал запоминать стихотворения 16-20 строк за два-три прочтения. Ну и в целом на уроки времени стало уходить меньше. С эмоциями остеопат тоже поработал, ребенок стал более открытым и дружелюбным.
Однозначно легче было года два, потом увеличилась нагрузка в школе, стало опять труднее. Но, на мой взгляд, "завод" не кончился, просто телефон, будь он неладен, стало труднее контролировать. :(Виртуальный мир как будто прямо оперативку в мозгу сжирает...

12.09.2018 10:20:11, Неважно

У меня был такой ученик в классе. Я попросту(после согласования с родителями и учеником) давала ему возможность написать контрольную после основных уроков. Под эгидой дополнительных занятий. (Для сильно любопытствующих глаз). Один на один сл мной и без ограничения по времени. Результат-отличный!

11.09.2018 16:22:40, Ирина.

Минусы медленного чтения - и один плюс. Что может скорочтение. Большинство людей не занимаются дальнейшим увеличением скорости чтения, оставляя ее на уровне 4–6-го классов.

Обсуждение

Я в своё время скачивала с интернета Компьютерный тренажёр "Проверка скорости чтения"
Классная штука: предлагает разные по сложности тексты с указанием количества слов и автоматически показывает в какое время детёнок уложился. И оценку в журнал выставлял с разными приятными советами.
Моей очень нравилось на нем тренироваться!

Скачать - не знаю где, я покупала вот такие:
Нефедова, Узорова: Учебные тексты с вопросами и заданиями для контр. и проверочных работ по технике чтения. 1 класс

Но есть и минус: на чтение уходит много времени, к тому же медленное чтение не обязательно улучшает понимание. Уилл Боуэнн в своей книге много пишет о том, что люди срываются...

Обсуждение

Поставьте бутылку с водой во время чтения, и вместо еды пейте:) Ведь речь идет просто о привычке, как я поняла, а не о чувстве голода?

Делюсь своим опытом - орехи, сухофрукты. А также яблоки, груши. Могу даже перец болгарский порезать и грызть. Обязательно вода (правда я ее заменяю чагой - настоящую с леса муж привез, она очень хорошо глушит безудержное желание что-нибудь съесть).

Объем чтения в первом классе?. Школа. Ребенок от 7 до 10. Минусы медленного чтения - и один плюс. Что может скорочтение. Версия для печати.

2 Ясень - про чтение. Полезная литература. Детская психология. 2 Ясень - про чтение. Помнится, вы где-то упоминали, что у вас есть подборка материалов (ссылок, идей, мыслей...

Обсуждение

А не ясеневых мыслей можно? Бывают дети-любители читать, а бывают к сожалению наоборот, в т.ч. при читающих родителях. На эту тему часто бывали жалобы родителей. Возможно, это зависит от типа восприятия информации - аудиал, визуал. Второй аспект - это семейные традиции. Любит ли сын, когда ему читают? Я в детстве очень это любила, потом, когда научилась читать - а это было в шесть - начала читать запоем и читала всю школу. Т.е. сначала была любимая мной семейная традиция чтения, а потом я открыла для себя прелесть визуального восприятия информации(мое самое любимое).
Если есть опасения, что ребенок будет не любить чтение, то нужно с ним побережней, а то действительно не будет любить.

Ой-ой, идеи все больше в голове, а материалы - от Борхеса до идей Эллы Прокофьевой в этой конференции несколько лет назад, хаос с легкой такой, едва наметившейся структурой, я не возьмусь систематизировать быстро до удобоворимой системы:((

перед предстоящим поступление в школу, решила я скорость чтения ребенка проверить. Взяла тесты по чтению, заставила Наташку читать. первый текст 79 слов в минуту, второй 81 слово.

Минусы медленного чтения. А чтение нужно 100% и письмо. Обучение чтению ребенка-дошкольника.

Обсуждение

1. Я не учила водить пальцем. Чаще переходим на другую строку без проблем. Если "скачет", сам обнаруживает ошибку и ищет нужную строчку уже с помощью пальца
2. Как сын пишет - это вообще песня. Мы пропускаем буквы и в начале, и в середине, и в конце. Я не напрягаюсь. 5 лет - еще не тот возраст и уровень развития, когда надо писать внимательно и грамотно.
3. Мы буквы начинаем писать совершенно в произвольном порядке и всегда по-разному. Честно говоря, я сына вообще писать не учила и как правильно, он не знает, наверное. У нас в садике воспитатели этому потихоньку учат. А есил и не научат, пусть в школе писать учится. Мне важнее, чтобы сын рисовал старательнее и аккуратнее.

Обсуждение

Я мама такого "чемпиона", который читал в 1 классе 138 слов в минуту, при этом с выражением. Как добивались? Ни как... Просто так получилось, что зачитал он у меня рано, лет с трех. Читал очень много, правда больше про себя, плюс компьютер (программирует он у нас), в большинстве случаев текст выскакивает быстро, хочешь, не хочешь, а прочтешь. Так вот и получилось.

20.03.2007 19:39:11, ЯнаИ

Для меня самой в школе проверка на скорость чтения была пыткой...и когда сын пошел в школу, переживала по этому поводу. Но учительница, объявляя результаты проверки, добавила, что проверяют не столько скорость, сколько способ чтения (по слогам, словами, бегло словами или словами, но трудные слова по слогам), правильность чтения, осознанность и способность пересказать прочитанное.

20.03.2007 15:13:05, Kirina

Начиная с октября прошлого года в непосредственной близости от Кремля, в здании по адресу Моховая, 11, где располагается Институт Стран Азии и Африки, время от времени происходит нечто странное. Поздним вечером, несмотря на непогоду, выходные или праздничные дни, здесь собираются люди, зачастую даже не знакомые друг с другом, и вместе читают избранные тексты из Танаха или Талмуда. Медленно, по словам. Порой даже по буквам – сличая русский перевод с оригиналом и выявляя его, перевода, неточности и огрехи. Мини-циклы в формате «study group», организованные проектом «Эшколот» при поддержке фонда AVI CHAI, проходили в ИСАА уже пять раз и были посвящены «Дорожным рассказам» из Талмуда, Книге Ионы, Экклезиасту, Книге Эстер и Песни Песней. Слушатели (они же читатели) при содействии приглашенных экспертов - филологов, историков, религиоведов и философов - как будто заново прочитывали классические еврейские тексты, задаваясь вопросами, возникающими при таком углубленном чтении, и вместе искали на них ответы. О формате «study group» и методе «медленного чтения» рассказал корреспонденту «Букника» программный директор «Эшколот» Семен Парижский – филолог, преподаватель и специалист по ивриту и средневековой еврейской литературе.

Максим Эйдис: Откуда появилось название метода «медленное чтение»?

Семен Парижский: «Close reading» – стандартный термин из западноевропейской литературной критики, означающий внимательное, вдумчивое чтение классической литературы. Изучение шаг за шагом, анализ значения каждого образа, каждого слова. Мы придали этому термину новый оттенок, назвав его по-русски «медленное чтение» и поставив в контекст «slow food vs. fast food». «Медленное чтение» - отчасти антимодернистский жест: люди сегодня читают слишком быстро, утрачивая из-за этого «вкус» чтения. Наконец, наш метод апеллирует к древней еврейской практике мидраша, основанной на том, что с самыми важными вопросами мы обращаемся к базовым текстам и пытаемся добиться от них ответа. Для этого у евреев 2000 лет назад возникла особая техника чтения-допроса сакральных текстов - мидраш – и соответствующий институт: бейт-мидраш. Вот мы и хотим объединить в формате study group все три этих контекста: европейская литературная теория, антимодернистское «медленное чтение» и бейт-мидраш.

М.Э.: Для толкования, раскрытия смысла сакральных текстов в study group используется не только информация из других еврейских текстов, но результаты научных (например, археологических) исследований. Насколько это правомерно? Ведь Танах существовал внутри закрытой еврейской текстуальной культуры и не предполагал, наверное, дополнительных научных изысканий?

С.П.: Нет, уже в Средние века классические еврейские комментаторы (Раши, ибн Эзра и прочие) использовали филологические, исторические и другие научные методы. Танах – междисциплинарное явление, его нельзя рассматривать в рамках только одной дисциплины. И кроме того, современному читателю необходимо восстановление контекста, который для древнего читателя был попросту очевидным.

М.Э.: Кстати, о контексте. Какие-то фрагменты Книги Ионы, как я слышал во время study group, сегодня трактуются исследователями как ироничные или пародийные. Но ведь то, что кажется нам ироничным сейчас, совершенно не обязательно было таковым на момент создания книги. Или, например, в study group утверждалось, на основании 4 Цар 14:25, что Иона был не просто пророком, а «пророком-профессионалом» – человеком, который зарабатывал пророчествами на жизнь. Но ведь героем Книги Ионы мог быть какой-то другой Иона, разве нет? То есть здесь можно строить лишь теории, ничего не утверждая с точностью?

С.П.: Утверждать, что Иона в 4-й книге Царств и главный герой Книги Ионы разные люди, – умножение сущностей без надобности. Но, возможно, автор Книги Ионы (которая была написана позже 4-й книги Царств) сделал своим героем уже известного из истории пророка. Что же касается иронии и пародии, то они рассматриваются нами не исходя из современных представлений, а через анализ огромного массива пророческой литературы, жанрового анализа и сравнения. Хотя те эксперты, которые называли Книгу Ионы пародией, и не утверждали этого аподиктически. Скорее, поэтически.

М.Э.: И все же многие предположения, которые я услышал в study group, могут показаться надуманными. Может быть, под ними есть большой исследовательский базис, но в формате study group, видимо, нет возможности доказательно его раскрыть. Какой тогда смысл именно в таком формате? Можно же просто организовать цикл лекций, где рассказать собравшимся о неизвестном им контексте той или иной книги?

С.П.: При «медленном чтении» работает несколько иной доказательный механизм: он связан с убедительностью того или иного прочтения. Убедительность, как и в случае с риторикой, здесь связана с групповой динамикой и основана на формировании консенсуса и конвенций в конкретной группе читателей. Аргументация связана не столько с внешним научным дискурсом, сколько с аргументами в пользу того или иного толкования самого текста. И не стоит забывать, что close reading – чтение в группе, но с экспертом, который имеет определенные достижения в своей научной области.

М.Э.: Тогда почему эксперту просто не прочесть лекцию? Потому что это будет не так интересно?

С.П.: Потому что то, о чем говорит эксперт, должно ложиться в прочтение текста. Во время «медленного чтения» не текст иллюстрирует те или иные тезисы (как на лекции), а наоборот: логика разворачивания дискурса связана с процессом чтения текста.

М.Э.: Но ведь экспертов, наверное, много. Как я понял, идея о том, что Книга Ионы пародийна, отнюдь не признана всеми библеистами.

С.П.: Читатели могут сами решить, насколько убедительно такое толкование. Наша задача – дать максимально объемное и многослойное прочтение, чтобы оставить место для работы самого читателя. Ну и дать ему инструменты для дальнейшего погружения в текст: библиография, подходы и т.п. Еще мы следуем определенной диалектике части и целого, поэтому чередуем чтение по частям с концептуальными лекциями о книге в целом. Это известный герменевтический круг, когда часть можно понять только в контексте целого, но целое складывается только из частей.

М.Э.: На чем основан выбор той или иной книги для «медленного чтения»? Можно ли надеяться, что когда-нибудь в Москве пройдут study groups, на которых слушатели будут «медленно читать» Танах с самого начала?

С.П.: Мы выбираем книги, исходя из нескольких критериев.

Во-первых, тексты должны быть небольшими, чтобы их можно было прочитать целиком за обозримое время. Мы начали экспериментировать с переходом от разовых мероприятий к более регулярным занятиям, но такой переход может быть только постепенным. Мы не можем сейчас быть уверены, что люди станут ходить на study groups в течение, например, года, поэтому в текущем сезоне study groups состоят пока только из четырех занятий. В дальнейшем, возможно, мы увеличим длительность мини-циклов.

Во-вторых, для нас играет роль степень «классичности» книги. Мы стараемся выбирать книги, оказавшие определенное влияние на европейскую культуру, - Книга Ионы, Песнь песней, Экклезиаст. В Танахе есть маленькие книги, которые почти никто из людей, выросших в европейской культуре, не знает и не читает. Они для нас не приоритет.

В-третьих, как я уже говорил, «медленное чтение» невозможно в отсутствие экспертов. Поэтому при выборе книги мы руководствуемся и их наличием в пределах досягаемости. Что же касается вашего второго вопроса, то целиком Танах читать бессмысленно. Это же не книга, а библиотека.

М.Э.: И все-таки, что такое study group по сути - филология, история, религиоведение? Поможет ли знание того, внутри какой именно рыбы сидел Иона и каким образом персидский царь мог избавиться от неугодной жены, постижению глубинного смысла книги?

С.П.: Study group - междисциплинарный формат: это чтение классических книг через призму филологии, истории, этнографии, антропологии, религиоведения. Речь идет скорее не о постижении глубинного смысла книги, а о начале пути, о разведке, об овладении навыками и приобретении вкуса. То есть человек как бы ставит изучаемую книгу в раздел «прочитанное» на своей виртуальной книжной полке, и если ему захочется покопаться в этой книге еще – он будет знать, с какой стороны к ней подойти.

М.Э.: Метод close reading применялся в Западной Европе для светских текстов, в Москве же его применяют к текстам сакральным. Это первый такой эксперимент в наше время, или подобное сейчас делает кто-то еще в других странах - в Израиле, например?

С.П.: Библеистика в XX веке, особенно во второй его половине, уже вовсю использовала новейшие достижения литературной критики и теории (структурализм, гендерный анализ, http://en.wikipedia.org/wiki/Reader-response_criticism reader-response criticism и т.п.) Однако можно сказать, что да, таким методом книги Танаха читаются впервые на мини-циклах проекта «Эшколот». Во всяком случае, мы искали аналогичные случаи в российской практике, но не нашли.

И другие способы чтения:

Караульщикова Елена Андреевна
Учебное заведение: ГБПОУ МО «Электростальский колледж»
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-03-12 Формирование читательской компетенции через методику медленного чтения Караульщикова Елена Андреевна Вхождение в мир культуры невозможно без осмысленного отношения к чтению как ведущему способу получения информации из текста. Значит, необходимо создать такую среду на уроке, где ученик будет постигать основы информационной, научной, творческой культуры через текстовую деятельность. Это утверждение и позволило сформулировать основную цель моей работы в данном направлении: воспитание личностного отношения к обучению в рамках конкретного урока через формирование читательской компетенции.

Просмотреть свитедельство о публикации

Формирование читательской компетенции через методику медленного чтения

Актуальность опыта

По мысли П.А. Флоренского, «культура есть среда, растящая и питающая личность » . Вхождение в мир культуры невозможно без осмысленного отношения к чтению как ведущему способу получения информации из текста. Значит, необходимо создать такую среду на уроке, где ученик будет постигать основы информационной, научной, творческой культуры через текстовую деятельность. Это утверждение и позволило сформулировать основную цель моей работы в данном направлении: воспитание личностного отношения к обучению в рамках конкретного урока через формирование читательской компетенции.

Для реализации данной цели необходимо выполнение следующих задач :

    Выработать привычку к осмысленному чтению через организацию текстовой деятельности на уроке (алгоритм «медленного чтения»);

    совершенствовать навыки анализа и интерпретации через выразительное чтение текста (приём «секундомер для чтения»);

    формировать читательскую компетенцию через решение филологических задач (лабораторная работа по тексту).

Текстовая деятельность, являясь катализатором мыслительной и творческой деятельности, становится основой для формирования читательской компетенции. Её использование определяет форму, структуру урока, выбор технологий. На моих уроках такой технологией чаще всего становится технология проблемно-диалогового обучения.

Существующие подходы к методике медленного чтения.

Текстовая деятельность на моих уроках начинается с выработки привычки к осмысленному чтению как необходимому условию вхождения в мир информационной культуры. А формирование читательской компетенции невозможно без решения проблем адекватного понимания текста.

Совершенствовать такое умение у учащихся помогает использование элементов герменевтического по содержанию подхода в обучении (авторы Г.И.Богин, И.Р.Гальперин). Центром урока становится толкование текста с помощью методики медленного чтения. Существует множество подходов к реализации данной методики, но я опиралась на самые известные, среди которых чтение «под лингвистическим микроскопом» (Н. М. Шанский), структурный анализ текста художественного произведения (Ю. М. Лотман), «первочтение» и «перечтение» (М. Л. Гаспаров), работа со смысловыми «скважинами» (И. Р. Гальперин), процедурная «цепочка понимания» (В. М. Букатов).

Алгоритм работы по методике медленного чтения.

В результате интерпретации и применения данных подходов на уроках у меня выстроился алгоритм работы по методике медленного чтения:

1) выявление языковых особенностей текста, т.е. выполнение аналитических упражнений по тексту (результат – «обживание» текста);

2) поиск «странностей» и формулирование вопросов (итог –возникновение смысловых связей, смысл «из ничего»);

3) комментирование (поиск ответов на поставленные вопросы);

4) сопоставление интерпретаций (уточнение смысла);

5) привлечение мнения экспертов относительно выбранного для анализа текста.

Представленный алгоритм обеспечивает сочетание аналитической и интерпретационной деятельности, что приводит к созданию на уроке естественной коммуникативной среды, перерастающей в диалог с текстом и друг с другом. Результатом такого смыслового обмена становится возникновение нового творческого продукта: концепции текста; системы вопросов по тексту; текста как результата распредмечивающего понимания (т.е. собственного текста на основании прочитанного).

Формирование навыков выразительного чтения и тренировка памяти и внимания через приёмы медленного чтения.

Используя методику медленного чтения на своих уроках, я заметила, что она помогает работать и над выразительным чтением художественных текстов. Здесь можно вспомнить приём «Секундомер для чтения», формирующий умение «проживать» текст, чтение которого замедляется за счёт продуманной самим учеником системы пауз, осмысленной расстановки логических ударений, интонационного выделения наиболее значимых частей текста.

Методика медленного чтения может стать и основой для тренировки памяти и внимания (мнемоническое упражнение «Очень медленное чтение» — один раз внимательно читаем небольшой текст, затем закрываем книгу и отвечаем на вопросы, связанные с содержанием и композицией текста). Также медленное чтение может являться средством диагностики, выявляющим затруднения некоторых учеников при интерпретации текста.

Филологические задачи как особая форма текстовой деятельности.

Читательская компетенция формируется и в ходе работы над филологическими задачами, решение которых является особой формой текстовой деятельности (автор идеи и многих задач доктор психологических наук, профессор, Генриетта Григорьевна Граник и её соавторы — С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая, С.А.Шаповал).

Филологические задачи основаны на психологических законах понимания и восприятия текста, и решение таких задач нацелено на формирование этих механизмов. Такие задачи строятся по принципу избыточности или недостаточности текстовой информации.

Преимущество филологических задач состоит в следующем:

1) механизмы восприятия формируются на доступных для обозрения примерах (объектом исследования становятся тексты небольшого объёма). Ребёнок учится понимать текст, находясь как бы в «лабораторных условиях»;

2) для решения филологических задач выбираются тексты высокой смысловой насыщенности («точечные контексты»);

3) пополняются «фоновые знания» и «культурный код» читателя, т.к для анализа часто берутся тексты «не из школьной программы»;

4) формируется привычка профессионального читателя – «возвращаться к уже прочитанному» (Ю.М.Лотман);

5) такие задачи нацелены на формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных результатов (самоопределение и смыслообразование).

Виды филологических задач

Можно выделить следующие виды филологических задач:

    восстановление текста по фрагменту, фразе, предложению;

    отделение одной информации от другой в смешанном тексте;

    прогнозирование концовки текста;

    работа с заголовком текста;

    заполнение «смысловых скважин» текста (анализ реминисценций, аллюзий, цитаций, художественных деталей и т.п.)

Использование филологических задач на различных этапах деятельности

Решение филологических задач я использую и как самостоятельный этап урока (в начале урока как разминку, как способ подведения к проблеме), и как основной элемент урока — анализ текста. Домашнее задание, сформулированное в виде такой задачи, сразу же становится творческим. Эффективно использовать такие задачи при проведении учебных диалогов, на уроках-дискуссиях , на которых ребята учатся высказывать свои позиции, создавать гипотезы, возникшие на основе решения задачи, корректировать их в процессе взаимодействия с другими. И ещё – учащиеся начинают сами создавать филологические задачи. А это уже творческий компонент работы с информацией.

Решение филологических задач я использую и как элемент подготовки одарённых учащихся к предметным олимпиадам.

Вывод

Читательская деятельность поистине универсальна, она объединяет людей различных поколений, мировоззренческих установок, формирует «культурный код», без которого невозможно адекватное понимание и интерпретация любого текста, а тем более художественного. Привычка к чтению является основой формирования личностного отношения к образованию, к жизни, становится необходимым условием готовности к диалогу позиций, точек зрения, культур. Это путь от смысла текста к смыслу жизни.

Список литературы:

1.Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. // Литературно-критические статьи. М., 2010.

2.Богин Г.И. Типология понимания текста. // Учебное пособие. Калинин, КГУ, 1986.

3. О стихах. М. Языки русской культуры, 1997

4.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. М., 2007.

5.Граник Г.Г. Литература: Задачник-практикум для 8–11-х кл. / Сер. «Учимся понимать художественный текст» / Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко, С.А. Шаповал. М., 2001.

6. Шаповал С.А. Понимание текстов как результат решения учебных филологических задач: автореф. дисс. на соискание степени канд. психол. наук / С.А. Шаповал. М., 2006.

Приложение №1

Решение филологической задачи по сказке С.Кржижановского «Три сестры».

Очень часто нам в жизни при небольшом объёме информации надо сделать правильный прогноз. Это умение и помогают формировать данная филологическая задача.

Условие задачи:

Спрогнозируйте продолжение текста по его первому предложению. Для того чтобы это сделать, мы должны расшифровать смысл каждого слова в этом предложении:

Они работали, как всегда, втроём

Решение задачи – лабораторная работа по тексту

Они – какие-то существа (возможно, люди). Работали – выполняли какую-то деятельность. Втроём – выполняли какую-то деятельность сообща, это невозможно сделать в одиночку, возможно, эта деятельность состоит из трёх операций, и чтобы был результат, каждый выполняет свою функцию. Как всегда – изо дня в день, долгое время, монотонно, возможно, механически.

Итак, обобщим наши гипотезы: какие-то существа (возможно, люди), выполняют какую-то деятельность сообща, т.к. выполнять её в одиночку нельзя. Предположим, что для достижения результата этой деятельности необходимо выполнение трёх операций. Деятельность осуществляется изо дня в день, монотонно, долгое время.

Это наш прогноз. А каков правильный ответ?

Перед вами отрывок из рассказа «Три сестры» Сигизмунда Кржижановского (цикл «Сказки для вундеркиндов»):

Они работали, как всегда, втроём. Клото, Лахезис, Атропос. Через их тридцать пальцев проходили человеческие судьбы. Клото аккуратно ссучивала нити дней. Лахезис протягивала их вдоль мерки годов. Атропос ждала с раскрытыми ножницами, лезвия их смыкались — и недожитые концы жизней падали вниз, в корзину из тростника, сорванного у берегов Леты.

И действительно, мы оказались во многом правы – слаженная монотонная вечная работа трёх сестёр состоит из трёх операций, в результате которой появляется, проходит и заканчивается человеческая жизнь.

Вы читали текст медленно? Вы запомнили главную информацию в тексте? Тогда продолжаем наше движение от малого к большому:

Как-то случилось, что одна из сестёр сказала:

— Милые парки, давайте, так, ради шутки, поменяемся местами. Ну хоть на одну жизнь.

Сёстры согласились. Атропос пересела на место Клото, Клото, тронув локтем Лахезис, смеющуюся шутке, заставила её чуть подвинуться на опустевшее место Атропос.

И сёстры принялись за работу .

Проверьте себя (карточка №1б)

Прокомментируйте таблицу.

Обобщите результат: из-за нарушения последовательности операций произошёл системный сбой, который приведёт к неизвестному результату. За короткий промежуток времени невозможно научиться чему-то, значит, сёстры на чужом месте будут делать то, что делали и раньше.

Поверим, верны ли наши догадки : Атропос отрезала коротким защелком своих ножниц новую жизнь от всех ей предшествующих. Клото, не умевшая тянуть нить, но искусная сучильщица, сделала так, что жизнь у неё получилась короткой, но свитой из множества нитей. А Лахезис, знавшая лишь как протягивать нить, когда дело дошло до смерти, всё тянула и тянула свою руку в вечность.

Мы с удовлетворением замечаем, что сделали верный прогноз. Но текст, как и любая система, обладает признаком завершённости. У него есть финал . Вот он:

Затем сёстры, смеясь, снова расселись по привычным местам и продолжали свою работу парок.

Что же случилось в этот день?

Но есть предание, что в этот день в мир пришёл…

Ваши варианты?

Появился человек. Что мы знаем о нём?

— Рождение его прерывает нить поколений.

— У него короткая, но «свитая из множества нитей» жизнь (проживает за одну жизнь несколько)

— И жизнь эта тянется в бесконечность, она оставляет след навсегда.

Он – гений, незапрограммированный, нестандартный человек.

Проверим:

Но есть предание, что в этот день в мир пришёл гений.)

Наш прогноз оказался верным. От малого мы пришли к большому – смыслу текста. Но и это не окончательный результат. Смысл текста стал отправной точкой для поисков смысла жизни, себя, себя в жизни.

Карточка №1 а

Сёстры

привычной операции

функции

непривычной операции

Клото

Лахезис

Антропос

Продолжительность

деятельности

«Как всегда»

«На одну жизнь»

результат

неизвестен

Карточка №1 б

Сёстры

привычной операции

функции

непривычной операции

Клото

прядёт нить жизни

Лахезис

тянет нить жизни

Антропос

отрезает нить жизни

Продолжительность

деятельности

«Как всегда»

«На одну жизнь»

результат

рождение, жизнь и смерть человека

неизвестен

, . .

Мнемоническое упражнение "Очень медленное чтение"

Название . Мнемоническое упражнение "Очень медленное чтение"

Предназначение .

Упражнение направлено на развитие памяти, а точнее - качества запоминания материала.

Многие люди "помешаны" на развитии у себя способности к скорочтению. Разумеется, эта способность не будет лишней, особенно если при скорочтении не страдает качество переработки информации. Для многих профессий скорочтение является важным элементом компетентности. Многие специалисты не столько читают книги, сколько просматривают их в поисках неизвестных/необходимых сведений. Но это просмотр книги, а не её чтение.

Если касаться именно прочтения, то часто забывают про то, что есть книги (например по квантовой физике), которые в принципе нельзя усвоить со скоростью сто страниц в час, а те книги, которые можно читать с указанной скоростью, в большинстве своём вообще не заслуживают внимания конкретного читателя.

Возьмите книгу, которую давно хотели прочитать. Это может быть и художественная книга, и публицистическая, и по специальности. Важно - чтобы не очень простая. Если это художественная книга, то пусть будет в ней много иностранных фамилий. Если публицистическая, то про что-то неизвестное вам.

Начните читать её с того места, где вы ещё не читали (если вообще ещё не брали эту книгу в руки, то с самого начала). Читайте вслух и читайте очень и очень медленно. Так медленно, насколько это возможно. Во время чтения сосредотачивайте внимание на каждой букве, каждом знаке препинания. Запоминайте всё досконально: у вас на это много времени. Важное обстоятельство - читайте медленно, но постоянно двигаясь вперёд. Возвращаться назад в поисках забытой информации - не очень хорошая привычка, надо сразу всё запоминать.

Выполняйте это упражнение систематически, пока не почувствуете существенного изменения в характере вашего обыденного чтения. Не бойтесь, что это упражнение приучит вас читать медленно. Оно научит читать качественно, а скорость чтения всегда можно определить для себя произвольно.

1. Мнемоническое упражнение "Очень медленное чтение" [Электронный ресурс] // А. Я.. 18.06.2012..html (18.06.2012).