Выставка проводится с 20 века. Всемирная выставка "экспо"

С момента проведения самой первой универсальной выставки, которая прошла в Лондоне в 1851 году Россия была постоянным участником всемирных выставок, затем получивших свое окончательное название – ЭКСПО.

Утверждение русской нации, ее самостоятельности неразрывно связано с участием России на всемирных и международных выставках. Российская империя, Советский союз и Российская Федерация являлись традиционными участниками всемирных универсальных выставок. Сильные архитектурные и экспозиционные проекты нашей страны помогали создавать архитектурные ансамбли выставок и зачастую становились новыми страницами в истории архитектуры.

Именно на всемирных выставках впервые произошло широкое знакомство мира с самобытной русской архитектурой, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, предметами промышленного, сельскохозяйственного и кустарного производства, что значительно способствовало укреплению престижа России за рубежом. Участие России на этих выставках укрепляло торговые связи с иностранными партнерами, способствовало возникновению тесных культурных связей и совместных проектов.

Российская империя участвовала в международных выставках регулярно, преследуя при этом вполне традиционные цели: изучить международный опыт, представить свои разработки и продукцию, наладить контакты с зарубежными партнерами. На первых всемирных выставках россияне возводили павильоны, стилизованные под московский Кремль, угощали иностранцев изысканными блюдами русской кухни и предлагали полюбоваться сибирскими мехами и самоцветами.

К началу ХХ века Россия стала заявлять о себе как об индустриальной державе. Уже на Парижской выставке 1900 года помимо теремов и изделий Фаберже можно было увидеть русскую мебель, фабричный ситец и другие промышленные изделия, а также экспозицию, посвященную Транссибирской железной дороге и первым русским автомобилям.

С возникновением СССР экспозиции для всемирных выставок наполнились новой идеологией, но ничуть не потеряли своего величия, монументальности и основательности.

Российская Федерация уже представила свои экспозиции на нескольких всемирных выставках. Постоянное развитие экономики, технологий, промышленности позволяет нам из года в год поддерживать высокий имидж страны на мировой арене, а также демонстрировать новейшие проекты и разработки во всех стратегически важных и передовых областях.

Некоторые Всемирные выставки, в которых Россия принимала участие:


1851 год, Лондон


1855 год, Париж


1878 год, Париж


1900 год, Париж


1925 год, Париж


1937 год, Париж


1939 год, Нью-Йорк


1958 год, Брюссель


1967 год, Монреаль


1970 год, Осака


1975 год, Окинава

Было инициировано принцем Альбертом. Главной достопримечательностью выставки стал Хрустальный дворец, спроектированный Джозефом Пакстоном из железа и стекла. Наряду с экспонатами, внутри вдоль главных проходов были размещены деревья и скульптуры. После закрытия выставки здание было перенесено в новый парк, но в 1936 году оно сгорело.

В 1928 году было образовано Международное бюро выставок (Bureau International des Expositions, BIE), курирующее международные экспозиции более 100 стран-членов.

На Универсальных выставках были величайшие изобретения человечества, инновационные для своего времени технологии, всемирно известные памятники и сооружения.

В 1876 году на Всемирной выставке в Филадельфии (США) Александр Белл впервые представил широкой публике телефон.

В 1889 году в качестве входных ворот специально ко Всемирной выставке в Париже (Франция) была построена Эйфелева башня.

В 1893 году посетители Всемирной выставки в Чикаго (США) осматривали территорию с высоты 80 метров при помощи первого в мире колеса обозрения.

В 1901 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке (США) впервые был представлен рентгеновский аппарат.

В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке (США) представлены первые коммерческие образцы люминесцентной лампы.

В 1958 году ко Всемирной выставке в Брюсселе (Бельгия) был построен стометровый Атомиум как символ мирной ядерной эпохи.

В 1970 году на Всемирной выставке в Осаке (Япония) представили одну из первых моделей сотового телефона.

В 1982 году на Всемирной выставке в Ноксвилле (США) представлен прототип сенсорного экрана.

Для проведения каждой Всемирной выставки городом-организатором выделяется пространство, на котором страны-участники возводят собственные выставочные павильоны. Каждая новая выставка "ЭКСПО" посвящена единой глобальной теме.

Всемирная выставка "ЭКСПО-2015" пройдет в Милане с 1 мая по 31 октября 2015 года. Тема выставки — "Питание для планеты. Энергия для жизни".

К 2050 году население планеты составит девять миллиардов человек, поэтому проблема питания сегодня наиболее актуальна.

Всемирная выставка рассмотрит эту тему с экономической, научной и культурно-социальной точек зрения, объединив для ее решения лучшие интеллектуальные ресурсы человечества.

Для наиболее полного раскрытия основной темы выставки организаторы определили семь ключевых направлений : солидарность и сотрудничество в пищевой сфере; наука для безопасности и качества пищи, продовольственной безопасности; технология для сельского хозяйства и биоразнообразие; еда и улучшение образа жизни; правильное и здоровое питание; питание в культурах народов мира и этнических группах; инновации в цепи поставок сельхозпродукции.

Милан не случайно выбран в качестве города-организатора. Обладая репутацией центра европейской моды и стиля, Милан также выступает промышленным центром Италии — страны, известной своими достопримечательностями, самобытной культурой, традициями и кухней.

Павильоны "ЭКСПО" размещаются на острове, окруженном искусственными каналами. Остров разделен на четыре части двумя главными перпендикулярными улицами, на пересечении которых расположится Площадь Италии. На острове помимо павильонов возведены Дворец Италии, в котором пройдут официальные церемонии и приемы, арена для проведения культурно-зрелищных мероприятий, а также амфитеатр.

История участия России во Всемирных выставках насчитывает более полутора веков, начиная с самой первой "ЭКСПО" в Лондоне.

Соблюдая традицию, в 2015 году в Милане возведен российский павильон под девизом "Растим во благо мира. Возделываем во имя будущего".

Архитектурная концепция павильона была создана в бюро Speech Сергеем Чобаном, проектировавшим Башню Федерации в Москве, Дом Акваре в Берлине и Невскую ратушу в Санкт-Петербурге, Алексеем Ильиным и Мариной Кузнецкой. Павильон 2015 года олицетворяет собой молниеносное движение, устремленность ввысь.

На его строительство Россия выделила более 2 миллиардов рублей.

Во время работы выставки экспозиция российского павильона будет меняться каждые две недели в зависимости от того, какой из регионов будет представлен на "ЭКСПО".

Российский павильон продемонстрирует масштабы страны в аспекте продовольствия: мировые запасы воды и пахотных земель, личности великих российских ученых и их труды, многообразие национальных кухонь и традиций народов России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Всемирная выставка ЭКСПО или WorldExpo – это не только крупнейшая международная выставка новейших научно-технических достижений, но и история, традиции и культура стран всего мира. ЭКСПО проводится в разных странах с 1851 года, каждая выставка имеет отдельную тему.Первая ЭКСПО состоялась в Хрустальном дворце в Гайд-парке в Лондоне. Именно здесь был представлен первый телефон.

С 10 июня по 10 сентября 2017 года ЭКСПО проходит в Астане.

Основная тема выставки - «Энергия Будущего».

Она отражает озабоченность международного сообщества проблемой энергопотребления, которое оказывает все большее влияние на планету. Главная цель Выставки – призыв к ответственности, стимулирование дискуссий и формирование знаний с тем, чтобы люди научились планировать и контролировать энергопотребление на планете, минимизируя ущерб для природы.

В ЭКСПО-2017 принимают участие 115 стран и 22 международные организации. Общая площадь выставочного комплекса равна 174 гектарам. Из них 25 гектаров отведено непосредственно под выставочную зону, которая вместила в себя Национальный павильон Казахстана, международные, тематические и корпоративные павильоны.

История возникновения Всемирных универсальных выставок

Великая выставка промышленных работ всех народов (англ. The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations), проходившая в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 года, стала вехой в истории промышленной революции. Из-за участия большого количества стран вскоре её прозвали всемирной. На этой первой мировой выставке были представлены промышленные товары и различные изделия ремесла, машины, производственные методы, а также полезные ископаемые и работы изобразительного искусства.

Ажиотаж вокруг выставки, которую посетило до 6 миллионов человек (треть населения Британии), принёс организаторам солидные доходы. Инициативу проведения всемирных выставок тут же подхватили французы, ответившие на вызов англичан всемирной выставкой 1855 года. С тех пор такие мероприятия стали проводиться регулярно.

Всемирные выставки всегда были базой для ознакомления со всевозможными изобретениями и новинками.

После войны организаторы выставок стали уделять внимание не только достижениям в сфере технологий, но и к обсуждению глобальных вопросов, стоящих перед человечеством, например, человек и его место в мире, экология, урбанизация и многих других. В соответствии с этими вопросами каждый раз формулируется отдельная тема, в соответствии с которой каждая страна формирует свою экспозицию.

Современные ЭКСПО стали символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации всех самых значимых достижений страны в различных сферах. Каждый раз выставки ЭКСПО посещают миллионы людей. Вопрос участия страны в ЭКСПО принимается на правительственном уровне. Борьба государств - претендентов на проведение ЭКСПО по накалу и напряженности напоминает борьбу за право проведения Олимпийских игр.

всемирные универсальные (демонстрация достижений в различных областях человеческой деятельности) и специализированные (показ достижений в какой-либо одной конкретной сфере деятельности). Первой Выставки всемирные была международная промышленная выставка в Лондоне в 1851. Строго определённой периодичности Выставки всемирные не имели и устраивались с промежутками от 2 до 7 лет. На первых Выставки всемирные в основном демонстрировались успехи промышленности, в дальнейшем их тематика расширялась. С ростом популярности Выставки всемирные постепенно увеличивалось число стран-участников, количество и ассортимент экспонатов (в том числе крупных машин, транспортных средств и др.); если на первых Выставки всемирные все экспонаты сосредоточивались в одном большом здании (например, «Хрустальный дворец» в Лондоне), то с 1878 (на Выставки всемирные в Париже) практикуется постройка различных павильонов. Всего с 1851 по 1970 было организовано 39 универсальных Выставки всемирные : в Нью-Йорке (1853, 1939), Париже (1855, 1867, 1878, 1889, 1890, 1900, 1937), Лондоне (1862, 1886, 1908), Вене (1873), Филадельфии (1876, 1926), Сиднее (1879), Мельбурне (1880), Чикаго (1893, 1933, 1934), Брюсселе (1897, 1910, 1935, 1958), Буффало (1901), Глазго (1901), Сент-Луисе (1904), Льеже (1909), Генте (1913), Сан-Франциско (1915), Гётеборге (1923), Уэмбли (1924/25), Барселоне (1926), Антверпене (1930). Порт-о-Пренсе (1948), Сиэтле (1962), Монреале (1967), Осаке (1970). Выставки всемирные обычно проводятся под определённым девизом, который определяет основную тему выставки, например, первая Выставки всемирные в Лондоне имела девиз «Пусть все народы работают совместно над великим делом - совершенствования человечества»; в Нью-Йорке (1939) - «Миру завтрашнего дня», в Брюсселе (1958) - «Человек и прогресс», в Монреале (1967) - «Земля людей», в Осаке (1970) - «Прогресс и гармония для человечества». Каждая страна-участница экспонатами раскрывает девиз Выставки всемирные сообразно своему общественному строю и экономическим возможностям.

Первая попытка регламентировать организацию Выставки всемирные осуществлена в 1912, когда в Берлине делегаты 14 стран подписали соглашение о правилах организации и системе наград Выставки всемирные Однако 1-я мировая война 1914-18 помешала ратифицировать это соглашение. В 1928 Конвенция о международных выставках, подписанная в Париже представителями 35 государств (в том числе СССР), регламентировала порядок организации Выставки всемирные В соответствии с Конвенцией образован постоянный орган - Международное бюро выставок (МБВ). Высшим органом МБВ является Административный совет, при котором имеются 4 комиссии - Классификационная, Регламентационная, Административно-бюджетная и Комиссия по выпуску бюллетеня и рекламе. Местопребывание МБВ - Париж. В 1970 участниками Конвенции являлись 34 страны: Австрия, Бельгия, Болгария, БССР, Великобритания, Венгрия, Гаити, Греция, Дания, Израиль, Италия, Канада, Ливан, Марокко, Монако, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, СССР, США, Танзания, Тунис, УССР, Финляндия, Франция, ФРГ, Чехословакия, Швейцария, Швеция, Япония.

Начиная с 1851 Россия неоднократно участвовала в Выставки всемирные : в Лондоне (1851, 1862), в Париже (1867, 1890) и др. Со времени своего образования Советское государство приняло участие в 5 Выставки всемирные : в Париже (1937), в Нью-Йорке (1939), Брюсселе (1958), Монреале (1967) и в Осаке (1970). На Выставки всемирные в Париже, которая совпала с 20-летием Советской власти, были продемонстрированы огромные масштабы социалистического строительства в СССР. На Выставки всемирные в Нью-Йорке советская экспозиция была разработана на тему: «Будущее принадлежит социализму». В советском павильоне были широко показаны достижения народов СССР в выполнении пятилетних планов. На Выставки всемирные в Брюсселе посетители получили представление о достижениях СССР в области экономики, науки, культуры и повышения благосостояния советских людей. Павильон СССР был признан одним из лучших и за экспозицию в целом удостоен высшей награды - Золотой звезды. Выставки всемирные в Монреале совпала с 50-летием Советского государства. Главная идея советской экспозиции - показать преимущество социалистического строя. Первая Выставки всемирные , организованная в Азии (Осака), по времени проведения совпала с празднованием 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Основные темы советского павильона - «Ленин - создатель социалистического государства», «Развитие идей Ленина в наши дни», «Гармоническое развитие личности в социалистическом государстве».

Д. М. Серов.

Архитектура выставок. Павильоны и сооружения Выставки всемирные сами стали экспонатами, демонстрирующими достижения архитектуры и строительной техники, а также оформительского искусства , нередко определяя основные тенденции их развития на многие годы вперёд. Громадное число экспонатов (для размещения и удобного осмотра которых требуется обширное, хорошо освещённое внутреннее пространство), большой поток посетителей, необходимость быстрого строительства и демонтажа павильонов приводили к поискам новых архитектурных форм и технических приёмов. Огромное здание (длина 503 м ) павильона 1-й Всемирной выставки в Лондоне в 1851 (так называемый «Хрустальный дворец», инженер Дж. Пакстон), построенное всего за 6 месяцев благодаря применению ажурного сборного каркаса из стандартных металлических (главным образом чугунных) деталей и рам ограждения с заполнением из стекла, по своему облику резко отличалось от традиционной ордерной архитектуры. Постепенно складываются организационные принципы показа экспонатов; например, на Выставки всемирные в Чикаго в 1893 наряду с главным павильоном, где были представлены все государства, участвующие в выставке, построили тематические (по отраслям промышленности) и национальные павильоны; в одном месте были сгруппированы павильоны страны - организатора Выставки всемирные (павильоны отдельных штатов США). Огромные размеры экспозиций Выставки всемирные вызвали необходимость создания мест для отдыха (впервые на парижской Выставки всемирные в 1878). Для покрытия огромных затрат по организации Выставки всемирные и для извлечения доходов устраивались платные зрелища и развлечения. Собственно выставочная зона и зона отдыха и развлечений вместе с озеленением, фонтанами, бассейнами образовали сложный комплекс (эту структуру в основных чертах сохранили все Выставки всемирные ), планировка которого обычно имела регулярные черты. Вслед за строительством на парижской Выставки всемирные 1889 так называемой Эйфелевой башни (инженер А. Г. Эйфель), предназначавшейся лишь для демонстрации достижений французской строительной техники и создания высотной доминанты в ансамбле выставки, возникает традиция создания сооружений, символизирующих девиз Выставки всемирные (например, так называемый «Атомиум» в виде увеличенной в 165 миллиардов раз молекулы железа, архитектор А. Ватеркейн, инженер А. Падюар, на Выставки всемирные в Брюсселе в 1958). Для павильонов Выставки всемирные 2-й половины 19 в. характерен разрыв между новаторским инженерным решением сооружений, в которых использовались металл, стекло, железобетон, усовершенствованные металлические каркасные конструкции, позволившие резко увеличить пролёт перекрытий (до 104 м в «Галерее машин» архитектора Ф. Л. Дютера на парижской Выставки всемирные 1889), и фасадами дворцового типа в исторических архитектурных стилях, а чаще - покрытых пышным эклектическим декором. Вплоть до начала 20 в. размещение экспонатов в павильоне было лишено общей композиционной идеи, экспозиция распадалась на ряд отдельных, не связанных между собой участков. Среди обилия декоративного убранства трудно было разглядеть сами экспонаты, расположение которых напоминало раскладку товаров в большом магазине. Привлечь внимание к промышленному изделию или сырью первоначально старались за счёт его обильного и вычурного оформления, уникальности и гипертрофированных размеров (например, огромные самовары на парижской Выставки всемирные 1900) или необычности использования (например, крепость, сложенная из мешочков муки, во Дворце земледелия на Выставки всемирные в Чикаго в 1893). Позже появляются модели, а затем и макеты для показа сложных производственных процессов и машин, используются новейшие достижения оптики, электротехники и др.

В выставочной архитектуре и искусстве экспозиции в 1920-х - начале 30-х гг. определяющую роль сыграли идеи функционализма и конструктивизма . Почти все экспонаты стран - участниц Выставки всемирные размещаются в национальных павильонах, архитектура которых становится одним из средств, раскрывающих идейное содержание национальной экспозиции. Участие СССР в Выставки всемирные способствовало усилению идеологической роли архитектуры павильонов. Величественный, динамичный по формам павильон СССР на парижской Выставки всемирные 1937 (архитектор Б. М. Иофан), увенчанный скульптурной группой «Рабочий и колхозница» (1935-37, нержавеющая сталь, скульптор В. И. Мухина), явился прекрасным образцом синтеза архитектуры и скульптуры и стал символом побед советского народа в строительстве социализма, а его экспозиция - примером активной пропаганды передовых социальных идей. Общие тенденции развития выставочной архитектуры и искусства экспозиции в период после 2-й мировой войны 1939-45 особенно ярко проявились на Выставки всемирные 1970 в Осаке (Япония), где все архитектурные средства были подчинены задаче наиболее полного раскрытия девиза выставки «Прогресс и гармония для человечества». Этот девиз был символически (в соответствии с традициями национальной японской культуры) воплощён в компактном, построенном по функциональному принципу генеральном плане в виде разветвлённого дерева (группа японских архитекторов под руководством К. Тангэ). «Стволом» дерева был центр Выставки всемирные , так называемая Символическая зона (архитектурно организованное пространство для различных международных мероприятий и церемоний, выступлений артистов, встреч и отдыха посетителей, а также для размещения международных тематических и художественных выставок), «ветвями» - главные дороги, ведущие к входам, «листьями» и «плодами» - павильоны, сгруппированные вокруг 8 площадей на «ветвях» дерева. Так как одной из главных тем Выставки всемирные становится научно-технический прогресс, в архитектуре многих павильонов реализуются экспериментальные проекты, где воплощаются новые инженерные идеи, применяются новые конструктивные и объёмно-пространственные решения, основанные на использовании современных строительных материалов и архитектонических принципов (например, павильон группы «Фудзи» с надувными конструкциями, архитектор Ютака Мурата). На этой новой технической основе отдельным павильонам придаётся символический архитектурный облик (например, павильон СССР в виде развёрнутого красного знамени, символизирующего торжество идей ленинизма в мире, государственный павильон Японии, пять цилиндрических объёмов которого образуют в плане национальный японский символ - пятилепестковый цветок вишни). Усложняются приёмы экспозиции, которая организуется по плану-сценарию, основанному на театрализованных методах показа (с применением светодинамических эффектов, достижений электроники и кибернетики, а также кино, диапозитивов и т.п.), нередко по сеансовой программе.

Лит.: [Мельников Н. П.], Чудеса выставки в Чикаго, Одесса, 1893; [Орлов М. А.], Всемирная парижская выставка 1900 в иллюстрациях и описаниях, СПБ, 1900; Матвеева Н. Я., Архитектура всемирных выставок и международных выставок и ярмарок, в сб.: Жилищное и гражданское строительство, в. 5. Выставки. Жилые дома в жарких странах, М., 1962, с. 9-56; Николаев И. С., Мельников Н. П.. Всемирная выставка в Брюсселе. 1958. Архитектура. Конструктивные формы павильонов, М., 1963; Грамолин И. В., Архитектура на выставке в Монреале, М., 1968; Комаров И., Первые всемирные выставки, «Декоративное искусство СССР», 1970, №9, с. 22-26; Посохин М. В., Архитектура «Экспо-70», М., 1970; ęka A., Piotrowska A., Styl «Expo», Warsz., 1970. См. также лит. при ст.

Традиция проведения международных выставок возникла на фоне развития французских национальных выставок, кульминацией которых послужила Международная Выставка в 1844 году .

Культурный обмен (1939-1987)

Начиная со Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году изначальный характер выставок начал меняться, и их стали посвящать более конкретным культурным темам, прогнозируя более светлое будущее для общества. Технологические изобретения отошли на второй план. В 1939 темой выставки было «Построить мир завтрашнего дня», в 1964 - «Мир через взаимопонимание». Выставки поддерживали активное межкультурное общение в целях обмена инноваций.

Интересно, что в 1964 году Нью-Йорк в погоне за прибылью решил увеличить время экспозиции вдвое - с шести до 12 месяцев. В ответ Международное бюро выставок призвало членов организации отказаться от поездки в США. К совету прислушались многие (в частности, СССР). В итоге выставка была проведена, но с финансовой точки зрения оказалась провальной: вернулось только 20 процентов вложенных средств .

Национальный брендинг (1988 - настоящее время)

С 1988 года страны стали использовать выставки скорее как способ улучшить их национальный имидж благодаря своим выставочным павильонам. Исследование группы Tjaco Walvis вокруг выставки в Ганновере показало, что для 73 % стран главной целью участия являлось улучшение имиджа государства.

На выставке в 2000 году в Ганновере, где страны сами разрабатывали архитектуру, в павильон в среднем вкладывалось около 12 миллионов евро. Учитывая такие размеры вложений, многие страны порой сомневаются в целесообразности участия, так как предполагают, что затраты превысят прибыль. Конкретное соотношение сложно установить, но независимое исследование для голландского павильона на Экспо-2000 оценило, что павильон (стоимостью около 35 млн евро) генерировал около 350 млн евро потенциальной прибыли для голландской экономики.