(подготовительная к школе группа)
Вид проекта: творчески – информационный средней продолжительности
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы
Срок реализации: сентябрь – декабрь
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Цели:
Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Весёлая ярмарка».
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с народными промыслами.
Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.
Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
Учить понимать образный смысл загадок.
Закрепить умение сочетать движения и речь.
Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.
Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
Учить использовать растительные элементы.
Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Учить наблюдать за живой природой.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Воспитывать эстетические и этические чувства.
Воспитывать любознательность.
Развивающие:
Развитие познавательной активности детей.
Развивать чувство цвета, композиционные умения.
Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Планируемые результаты проекта:
Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.
Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Схема реализации проекта
Виды деятельности. Пути реализации.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
Ознакомление с окружающим
Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи), целевая экскурсия в гончарную мастерскую г. Задонска.
Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».
Развитие речи
Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
Художественная литература Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева.
Заучивание стихов.
Загадывание загадок.
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
ФЭМП
Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).
Ориентировка в пространстве.
Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».
Изобразительная деятельность
Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».
Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Олень».
Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.
Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель», «Хохлома».
Посуда «Гжель».
Музыкальное воспитание
Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я… »;
«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;
Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой;
Частушки;
Парный танец.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Деятельность педагога
1. Ввести в игровую ситуацию.
2. Сформулировать проблему.
3. Определить задачи.
4. Определяет продукт проекта:
Деятельность детей
1. Вживаются в игровую ситуацию.
2. Осознают проблему.
3. Принимают задачи проекта.
2 этап. Организация работы над проектом.
Деятельность педагога
1. Помогает в решение задач.
2. Помогает спланировать деятельность.
3. Организует деятельность.
4. Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».
Деятельность детей
1. Объединение в рабочие группы (городец, гжель, жостово, дымка).
2. Распределение ролей.
3 этап. Практическая деятельность.
Деятельность педагога
1. Практическая помощь.
Деятельность детей
1. Используют иллюстрации.
2. Работа над поделками.
3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.
4 этап. Презентация.
Деятельность педагога
1. Подготовка к презентации проекта «Весёлая ярмарка».
2. Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство».
3. Презентация проекта: музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка».
Деятельность детей
1. Готовят костюмы.
2. Рассказывают о народных промыслах.
3. Читают стихи.
4. Загадывают и отгадывают загадки.
5. Исполняют песни, частушки, танцы.
6. Водят хороводы.
7. Играют в народные музыкальные игры.
5 этап . Обсуждение нового проекта, решение другой проблемы.
1. Постановка новой проблемы.
2. Ознакомление с лекарственными растениями, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.
Деятельность детей
1. Будут в дальнейшем определять цель нового проекта.
Роль родителей в реализации проекта:
Чтение и заучивание стихов.
Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.
Рассматривание иллюстраций.
Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству.
Изготовление поделок, картин.
Помощь родителей в изготовление атрибутов для праздника.
Продукт проектной деятельности :
Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству.
Муниципальное образовательное учреждение МБДОУ Д/С №9 «Теремок»
МО «Барышский район»
Проект
На тему: «Декоративно - прикладное искусство»
в старшей группе
г.Барыш 2017г
Тип проекта: Информационно- практический.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта : Воспитатели, родители, дети старшей группы.
Цель : формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, русской матрешки, предметов быта народными умельцами, основными элементами декоративной росписи дымковской и филимоновской игрушек, хохломских, гжельских и городецких изделий, понятием « народное искусство».
Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.
Расширять представление о многообразии окружающего мира.
Воспитывать чуткость к художественному слову.
Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства, навыки художественного творчества детей.
Приобщать к декоративно- прикладному искусству.
Актуальность:
В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее богатства, заботиться о процветании своего края. Становление духовно- богатой личности мы должны начинать с раннего возраста, вкладывать в умы детей то прекрасное, что имеем, учить их дорожить народным наследием, воспитывать уважение к труду народных мастеров, способствовать воспитанию чувства прекрасного, развивать творческие способности детей. Народное декоративно- прикладное искусство как нельзя лучше поможет нам в этом, т.к оно пробуждает у детей первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей.
Предполагаемый результат:
Заинтересованность детей и родителей народным декоративно- прикладным искусством.
Активное участие в осуществлении проекта.
Самостоятельное различение детьми известных видов декоративной росписи и применении их в своем творчестве.
1 этап - Подготовительный:
Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов (альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи, игры и т.д.)
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.
Подбор художественной литературы по теме проекта.
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
2 этап - Практический:
Перспективное планирование работы с детьми:
2 – я половина января - Знакомство с городецкой росписью.
Познавательное развитие:
Беседа на тему «Городец»
Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала.
Презентация «Городецкая роспись»
Речевое развитие:
Чтение стихов: Л. Куликова «Городец», частушки о Городце.
Д/и « Составь узор», « Дорисуй узор», « Собери картинку (Городецкий конь)»
Художественно- эстетическое:
Рисование «Городецкая роспись» (11.01)
Рисование «Укрась доску» (20.01)
Февраль – «Золотая Хохлома»
Познавательное развитие:
Рассматривание альбома «Хохлома»
Презентация «Золотая Хохлома»
Речевое развитие:
Чтение: Н. Бедник «Хохлома»,
В. Набоков «Хохлома»,
П. Синявский «Хохломская роспись»,
Разучивание стихотворения Е.Н.Николаевой «Золотая Хохлома».
Социально- коммуникативное развитие:
Д/игра «Найди отличия»,
Д/игра «Дорисуй узор»
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование по мотивам Хохломской росписи «Укрась ложку» (02.02)
Рисование «Золотая Хохлома» (15.02)
Март – Матрешка, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка. Гжель.
Познавательное развитие:
Беседа «Что такое народная игрушка?»,
Рассматривание русской матрешки, рассказ о ее изготовление народными мастерами.
Беседа «в тереме расписном я живу» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, бытом русского народа, его гостеприимством.)
Интегрированное занятие «Дымковские чудо- мастера» с применением ИКТ (презентация «Дымковская игрушка») (14.03)
ООД «В гостях у художника» (об искусстве Гжельских художников). (21.03)
Речевое развитие:
Чтение- Моисеева «Матрешки», М.Г.Смирнова «Дымка», «Красная девица», А.Дьякова «Веселая Дымка», В.В.Гаврилова «Индюк», «Водоноска», «Филимоновская игрушка».
Разучивание стихотворений Е.А.Никоновой «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели».
Социально- коммуникативное развитие :
Д/игры «Составь узор», «Назови правильно», «Собери Гжельскую розу», «Угадай, какая роспись», «Укрась матрешку», «Магазин игрушек», «Сравни дымковскую и филимоновскую игрушки»
Художественно- эстетическое развитие:
Конструирование из бумаги дымковских игрушек и роспись их «Барышня», «Индюк».
Рисование «Гжельская ваза» (10.03)
Лепка «Петух» (дымковская игрушка) (27.03)
Лепка «Козлик» (филимоновская игрушка).(13.03)
Народные хороводные и подвижные игры:
«Каравай», «Заря- заряница», «Гори, гори ясно», «Ручеек», «Капканы», «Карусель».
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Декоративно- прикладное искусство- как средство нравственно- патриотического воспитания»
Привлечение родителей к сбору материала для оформления мини- музея « Народные промыслы»
3 этап - заключительный:
Создание мини-музея «Народные промыслы».
Список использованной литературы
1. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» М. Изд. Скрипторий 2000. 2003 г.
2. Соломенникова О. А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством» 2 изд. М. Мозайка-Синтез. 2005 г.
3.Вершинина Н., Горбова О. «Знакомство с особенностями декоративно- прикладного искусства в процессе дидактических игр».// Дошкольное воспитание. 2004 №6.
4.Гаранина Н.К. «Приобщение дошкольников к народной культуре»
5. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество», 2-е изд..- М. Просвещение, 2006.
6. Кочкина Н.А. «Метод проектов в дошкольном образовании», -М.: Мозаика- Синтез, 2012.
7. Ляпина Л.А. «Народные игры в детском саду».- М.: ТЦ Сфера, 2009.
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Гипотеза: если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Выходом данного проекта стал подпроект "День открытых дверей".
Проблема проекта: Семья и детский сад-два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада? Выбор форм и методов взаимодействия - это всегда попытка помочь семье в воспитании ребенка.
Цель проекта: установление доверительных и партнёрских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
- Повысить психолого – педагогическую культуру родителей.
- Сократить дистанцию между педагогами и родителями.
- Приобщение родителей к жизни детей в детском саду, к их интересам.
- Обобщение результатов коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Народные промыслы».
Гипотеза: мы предполагаем, что день открытых дверей позволит нашему детскому саду стать более открытым для родителей и общественности. Установятся более доверительные отношения между родителями, детьми и педагогами.
Ожидаемый результат:
- Родители станут участниками педагогического процесса.
- Совместная работа с семьей будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых.
Перспектива проекта:
День открытых дверей станет действенной формой педагогической пропаганды, это способ познакомить родителей с условиями,содержанием, приемами образовательной работы.
Вид проекта: информационный
Сроки реализации: краткосрочный (1 день)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»
ПОДПРОЕКТ «ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ»
ТЕМА ДНЯ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Выполнили воспитатели Фадеева И.Е, Аксенова Е.А.
Городской округ город Выкса - 2014 г
Проблема проекта: Семья и детский сад-два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада? Выбор форм и методов взаимодействия - это всегда попытка помочь семье в воспитании ребенка.
Цель проекта : установление доверительных и партнёрских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
- Повысить психолого – педагогическую культуру родителей.
- Сократить дистанцию между педагогами и родителями.
- Приобщение родителей к жизни детей в детском саду, к их интересам.
- Обобщение результатов коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Народные промыслы».
Гипотеза: мы предполагаем, что день открытых дверей позволит нашему детскому саду стать более открытым для родителей и общественности. Установятся более доверительные отношения между родителями, детьми и педагогами.
Ожидаемый результат:
- Родители станут участниками педагогического процесса.
- Совместная работа с семьей будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых.
Перспектива проекта:
День открытых дверей станет действенной формой педагогической пропаганды, это способ познакомить родителей с условиями,содержанием, приемами образовательной работы.
Вид проекта : информационный
Сроки реализации : краткосрочный (1 день)
Основной этап реализации проекта
Время проведения | Режимные моменты | Ответственные |
|
Утро Прогулка Вечер | Утренняя гимнастика (приложение №1) | Цель: повышение степени устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. | Воспитатель |
Дыхательная гимнастика (приложение №2) | Цель: формирование умения слушать свое дыхание, профилактика бронхолегочных заболеваний. | Воспитатель |
|
Утренний «Круг друзей» | Цель: настроить детей на предстоящую деятельность. | Воспитатель |
|
НОД по изобразительному творчеству (приложение №3) | Цель: закрепление знаний детей о народных промыслах, элементах дымковской росписи. | Специалист по ИЗО: Волкова Г.В. |
|
Динамическая пауза «Привезли мы глину с дальнего бугра…»(№4) | Цель: разучивание слов, развитие умения соотносить слова с действиями. Умение показывать мимикой и жестами. | Родитель: Снегирева |
|
НОД по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы» (использование ИКТ+ аппликация) (приложение №5) Артикуляционная гимнастика со свистульками Подвижные игры: «Жмурки»; «У медведя во бору»; р. н. игры (приложение №6) Коллективный труд в природе: уборка опавшей листвы на групповом участке Ознакомление с искусством: выставка декоративно-прикладного искусства. Беседа по теме «Народные промыслы» Пение песни «Гжель»; игра с пением рус. нар. песни «Каравай» «Сладкий вечер» (чаепитие из гжельской посуды) Подведение итогов дня ВЫХОД | Цель: : расширение представлений детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Цель: развитие речевого дыхания Цель: развитие у детей быстроты реакции, внимания, поддержание интереса к подвижным играм. Воспитание любви к родному краю, земле; чувства партнерства в играх. Цель: умение родителей создавать детям радостное настроение от выполненной работы. Воспитание экологической культуры. Цель: расширение представлений детей о многообразии видов народно-прикладного искусства. Закрепления умения выделять основные средства выразительности, используемые при изготовлении различных промыслов. Воспитание уважения к труду народных умельцев, гордость за мастерство русского народа. Цель: развитие у детей чувство ритма в танцевальной импровизации, приобщение к культуре русского народа. Цель: воспитание дружеских взаимоотношений между детьми и родителями; активизация в речи слов (кусковой сахар, щипцы); создание веселого радостного настроения. Цель: обсуждение с родителями и детьми понравившихся моментов. Отзывы и предложения. ОФОРМЛЕНИЕ ФОТООТЧЕТА | Воспитатель Родитель: Ильичева Т.И. Родитель: Крошкина Е.С. Воспитатель Родители: Гусев Родители: Снегирева Левина Дигилева Музыкальный руководитель: Маслихина Т.В. Родители: Зверева Галкина Воспитатели |
|
Воспитатель Родитель: Ильичева Т.И. |
|||
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города
Новосибирска «Детский сад № 000 «Журавушка» комбинированного вида»
ПРОЕКТ
на тему:
Выполнили: ,
Новосибирск 2015 г.
ПРОЕКТ
на тему:
«Основы народного и декоративно-прикладного искусства»
Воспитатели МКДОУ д/с № 000 «Журавушка»: ,
Паспорт проекта.
Вид проекта: информационно-практический.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
База проекта: МКДОУ д/с № 000 «Журавушка».
Срок реализации: 2 месяца.
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями.
К сожалению, сейчас появляются попытки навязать новому поколению другую историю развития нашего государства. В России совсем иная культурная традиция, которая основывается на любви и доброте. Необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Проблема: как повысить уровень знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.
Цель проекта: увеличить объем знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Образовательные:
1. познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской и филимоновской игрушкой, гжелью, жостово, хохломской и городецкой росписью, познакомить детей с историей их возникновения;
2. вызвать интерес у детей к народному творчеству.
- Воспитательные:
1. воспитать у детей любовь к русскому народному декоративно-прикладному искусству;
2. воспитать эстетические и нравственно-патриотические чувства.
- Развивающие:
1. развивать технические умения и навыки кистевой росписи;
2. развить внимание, творческое воображение, чувство цвета, зрительную память;
3. активизировать тематический словарь.
Интегрированные образовательные области:
· социально-коммуникативная;
· познавательно-речевая;
· физическая;
· художественно-эстетическая.
Ожидаемые результаты проекта:
· На уровне ребенка:
1. знание детьми различных видов народного и декоративно-прикладного искусства;
2. умение детей ориентироваться в различных видах росписи;
3. развитие у детей навыков рисования узоров по мотивам народных росписей.
· На уровне педагога:
1. подготовка к презентации проекта;
2. выставка рисунков и поделок детей группы №5 «Подснежник»;
3. развлечение «Ярмарка».
· На уровне родителей:
· консультации для родителей: «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство», «Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на воспитание детей».
Виды деятельности:
- Игровая деятельность
:
1. дидактические игры: «Обведи элемент и раскрась», «Найди пару», «Продолжи рисунок», «Сложи игрушку», « Пазлы», «Собери матрешку»,
лото «Народные промыслы» и т. п.
народные подвижные игры: «Ручеек», «Карусель», «Горелки»
2. ознакомление с окружающим миром.
- Беседы:
«Народное и декоративно-прикладное искусство», «Народные росписи: городец, гжель и дымка», «В гости к дымковской игрушке», «Расписные матрешки» Развитие речи:
1. активизировать словарь: матрешки, гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка, городецкая роспись, хохлома, орнамент, завиток, элемент, фон, купавка, розан и т. п.
- Художественная литература:
1. чтение стихотворений, сказок, народного фольклора о декоративно-прикладном искусстве;
2. загадывание загадок;
3. заучивание стихов, потешек.
- ФЭМП:
1. ориентировка в пространстве;
2. ориентировка на листе бумаги;
3. умение складывать из частей целое.
- Изобразительная деятельность:
1. раскрашивание силуэтов красками и цветными карандашами;
2. рисование элементов дымковской, хохломской и гжельской росписи;
3. роспись дымковской лошадки.
- Лепка:
«Дымковская лошадка». Музыкальное воспитание:
2. исполнение танца «Танец с платками».
3. игра на ложках.
· Физическая культура: гимнастика, народные игры.
Реализация проекта.
1. Подготовительный этап.
· Деятельность педагога:
1. ввести детей в игровую ситуацию;
2. сформулировать проблему;
3. определить задачи и продукт проекта.
· Деятельность детей:
1. вжиться в игровую ситуацию;
2. осознать проблему;
3. принять задачи проекта.
2. Организация работы над проектом.
· Деятельность педагога:
1. помогать в решение задач;
2. помогать планировать деятельность и организовать ее;
3. провести консультации для родителей на тему: «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство», «Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на воспитание детей».
· Деятельность детей:
1. объединение в группы (гжель, матрешки, дымка, хохлома).
3. Практическая деятельность.
· Деятельность педагога:
1. практическая помощь;
· Деятельность детей:
1. использовать иллюстрации;
2. работать над рисунками и поделками.
4. Презентация.
· Деятельность педагога:
1. выставка детских рисунков по декоративно-прикладному искусству;
2. совместная деятельность воспитателя и детей «Ярмарка».
· Деятельность детей:
1. готовить костюмы;
2. рассказывать о народных промыслах;
3. играть в народные музыкальные игры;
5. исполнять песни, частушки, танцы;
6. водить хоровод.
Роль родителей в реализации проекта:
· чтение с детьми стихотворений и их заучивание;
· загадывание загадок о народных промыслах, декоративно-прикладной росписи;
· совместное с ребенком изготовление кукол в народных костюмах;
· организация выставки народных промыслов;
· изготовление стенгазет и т. д.
· выставка детских рисунков и поделок по декоративно-прикладному искусству, проведение совместной деятельности «Ярмарка».
Вывод. Без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию творческих способностей, воображения, мышления у детей.
ГЛОССАРИЙ
Гжель – это древнее, русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. Гжель – один из традиционных российских центров производства керамики. Гжель представляет собой посуду или декоративные фигурки из фаянса , фарфора или керамики, расписанную голубым или синим цветом по белому фону.
Городецкая роспись – русский народный художественный промысел, существующий с середины XIX века в районе города Городец. Городецкая роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Она традиционно украшает собой деревянные изделия – прялки, мебель, ставни, двери. Изображает жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры.
Дымковская игрушка – один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток.
Жостово – народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области . Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), основной мотив росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Завиток – закрученная линия.
Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Он предназначается для украшения различных предметов, строений.
Розан – устаревшее название бутона розы.
Филимоновская игрушка – древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области . Филимоновская игрушка представляет собой традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п., расписанные яркими акриловыми красками (малиновый, зелёный, жёлтый цвета). Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.
Фон – основной цвет, пространство, на котором нанесены узоры и рисунки Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.
Элемент – часть орнамента, узора или рисунка. Элементами являются точки, круги, дуги, завитки, купавки, розаны, листья и т. п.
МОНИТОРИНГ ПО ПРОЕКТУ
Уровень знаний воспитанников по «Основам народного и декоративно-прикладного искусства»: высокий - 25%, средний - 59%, низкий - 16%.
84% воспитанников правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства, знает характерные особенности того или иного промысла (цвет, форма, роспись). Дети научились и умеют смешивать краски на палитре для получения новых оттенков. В декоративном рисовании используют яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. Имеют навык работы кистями разных размеров. Закрашивают изображение в пределах контура. Самостоятельно выбирают художественный материал, технические и изобразительные приемы. В процессе декоративного рисования пользуются приемами народной росписи. Умеют самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении.
16% воспитанников недостаточно знают виды народного декоративно-прикладного искусства. Затрудняются в композиционном расположении изображения на листе бумаги. Знают названия цветов, но не всегда правильно используют их для раскрашивания. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращаются за помощью к педагогу.
Литература, используемая в проектной деятельности:
1. , От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие. М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2009. - 64 с. вкл.
2. , Артемьева рисование с детьми 5-7 лет.
3. Комарова художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2-е издание, испр. и доп. - М.: Мозайка-синтез, 2008. - 160 с.: цв. вкл.
4. Комарова по изобразительной деятельности в детском саду. Конспекты занятий. - М.: Мозайка-синтез, 2008. - 128 с,: цв. вкл.
5. Комарова детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненое. Учебное пособие - М.: педагогическое общество России, 2007. - 176 с., илл.
6. Лыкова деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (для каждой возрастной группы). - М.: ИПК.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144с., 24 л., переиздание дораб. и доп.
7. Соломенникова творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования / под ред. . - М.: ИПК и ПРНОМО, 2001. - 176 с.
10. Международный образовательный портал: http://www. maam. ru/
Проект «Декоративно-прикладное искусство»
(подготовительная к школе группа)
Вид проекта: творчески – информационный средней продолжительности
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы
Срок реализации: сентябрь – декабрь
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Цели:
Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Весёлая ярмарка».
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с народными промыслами.
Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.
Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
Учить понимать образный смысл загадок.
Закрепить умение сочетать движения и речь.
Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.
Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
Учить использовать растительные элементы.
Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Учить наблюдать за живой природой.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Воспитывать эстетические и этические чувства.
Воспитывать любознательность.
Развивающие:
Развитие познавательной активности детей.
Развивать чувство цвета, композиционные умения.
Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Планируемые результаты проекта:
Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.
Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Схема реализации проекта
Виды деятельности. Пути реализации.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
Ознакомление с окружающим
Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи), целевая экскурсия в гончарную мастерскую г. Задонска.
Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».
Развитие речи
Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
Художественная литература Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева.
Заучивание стихов.
Загадывание загадок.
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
ФЭМП
Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).
Ориентировка в пространстве.
Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».
Изобразительная деятельность
Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».
Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Олень».
Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.
Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель», «Хохлома».
Посуда «Гжель».
Музыкальное воспитание
Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я… »;
«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;
Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой;
Частушки;
Парный танец.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Деятельность педагога
1. Ввести в игровую ситуацию.
2. Сформулировать проблему.
3. Определить задачи.
4. Определяет продукт проекта:
Деятельность детей
1. Вживаются в игровую ситуацию.
2. Осознают проблему.
3. Принимают задачи проекта.
2 этап. Организация работы над проектом.
Деятельность педагога
1. Помогает в решение задач.
2. Помогает спланировать деятельность.
3. Организует деятельность.
4. Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».
Деятельность детей
1. Объединение в рабочие группы (городец, гжель, жостово, дымка).
2. Распределение ролей.
3 этап. Практическая деятельность.
Деятельность педагога
1. Практическая помощь.
Деятельность детей
1. Используют иллюстрации.
2. Работа над поделками.
3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.
4 этап. Презентация.
Деятельность педагога
1. Подготовка к презентации проекта «Весёлая ярмарка».
2. Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство».
3. Презентация проекта: музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка».
Деятельность детей
1. Готовят костюмы.
2. Рассказывают о народных промыслах.
3. Читают стихи.
4. Загадывают и отгадывают загадки.
5. Исполняют песни, частушки, танцы.
6. Водят хороводы.
7. Играют в народные музыкальные игры.
5 этап . Обсуждение нового проекта, решение другой проблемы.
1. Постановка новой проблемы.
2. Ознакомление с лекарственными растениями, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.
Деятельность детей
1. Будут в дальнейшем определять цель нового проекта.
Роль родителей в реализации проекта:
Чтение и заучивание стихов.
Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.
Рассматривание иллюстраций.
Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству.
Изготовление поделок, картин.
Помощь родителей в изготовление атрибутов для праздника.
Продукт проектной деятельности :
Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству.