Логистика с экономической точки зрения представляет собой деятельность по организации, управлению и оптимизации движения разного рода потоков от их источника до непосредственного потребителя. Эта наука подразделяется на несколько видов. Одним из них является транспортная логистика.
Это своеобразная система, которая отвечает за организацию доставки. Иными словами, транспортная логистика занимается перемещением тех или иных из пункта А в пункт Б. При этом выбирается оптимальный маршрут движения. Активное применение данной области знаний происходит в шестидесятые годы XX века. Именно на этот период приходится интенсивное развитие производств. Стало ясно, что знание обо всех пунктах движения сырья позволяет выявить потери. Таким образом, грамотная транспортная логистика снижает себестоимость товара. Существенную роль в развитии науки сыграли достижения НТП, благодаря которым стала возможна связь на огромных расстояниях.
Функции и задачи
Принято различать оперативные и координационные Первые связаны с менеджментом движения ценностей в сфере непосредственного производства и распределения. Вторые связаны с координированием уровня спроса и предложения. Сюда относят анализ и (преимущественно материальных) производственного процесса, планирование и прогнозирование развития рынков, о потребностях клиентов и многое другое. Иными словами, основываясь на получаемых данных, логистика связывает потребности клиентов с возможностями предприятия.
Теперь о задачах. Их можно разделить на две большие группы: общие (глобальные) и частные. К первым следует отнести достижение максимально возможного результата при минимальных издержках. Ко второй группе задач относят создание минимального уровня запасов, сокращение временного периода, необходимого для осуществления перевозок, и многие другие.
Если говорить о функциях, характерных для такого вида рассматриваемой науки, как транспортная логистика, то здесь важное место уделяется персоналу, без которого невозможно достижение цели. Сюда же относят необходимость проведения классификации а также организацию ценовой политики.
Транспортная логистика: система и инфраструктура
Далее речь пойдет о транспортно-логистической системе. Данное понятие характеризует всю совокупность клиентов и производителей товаров, услуг, а также используемые для их взаимосвязи пути сообщения, транспорт, здания и сооружения, системы управления и иные ресурсы. Транспортная логистика не может существовать без соответствующей инфраструктуры.
Ведь перемещение объектов, их хранение, складирование и сопровождение всех процессов финансовыми и информационными потоками невозможно, если отсутствуют необходимые для этого технические средства. Инфраструктура обеспечивает бесперебойное и точное выполнение всех функций. От качества осуществляемых перевозок во многом зависят итоговые объемы затрат. Поэтому транспортная логистика на предприятии должна учитывать также следующие аспекты: эффективность функционирования каждого в отдельности, эффективность организации перевозок от производителя к потребителю, а также учет хранения и обработки грузов, что особенно важно для клиента.
Заключение
Транспортная логистика играет огромную роль в деятельности предприятия. Это необходимое звено системы, поскольку данная наука отвечает за управление всеми потоками, а осуществление менеджмента материального потока невозможно без организации его перевозки. Таким образом, транспорт должен не только эффективно использоваться, но и быть гибким. Это позволит реализовать основную цель транспортно-логистической системы даже в условиях быстро меняющегося спроса.
7. Транспортная логистика и ее задачи. Роль транспорта в логистике.
Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Функции транспортировки:
1) перемещение груза. Каждый груз должен быть доставлен до места дальнейшей переработки или потребления. Перемещение груза по логистической цепочке позволяет преобразовать добываемое сырье в готовую продукцию, а затем доставить ее конечному покупателю. Одновременно физическим перемещением должна увеличиваться и потребительская стоимость груза, иначе такое перемещение будет экономически нецелесообразным. Кроме финансового есть еще один аспект перемещения - временной. К нему относятся невозможность использовать запасы в процессе их перевозки, порча, риски пропажи/потери груза и т. д.;
2) хранение груза. В процессе перевозки происходит также и хранение груза, т.е. не занимаются складские площади. Эта функция перевозки актуальна, если существует ограничение в складских площадях, тогда можно осознанно избирать более медленные способы транспортировки. Кроме того, существуют ситуации, когда склад является лишь транзитным перевалочным пунктом, т. е. груз через непродолжительное время должен будет двигаться дальше. В этом случае транспортные средства возможно использовать также для непосредственного хранения в целях устранения дорогостоящих погрузочно-разгрузочных работ.
Главная цель транспортировки - доставить нужный продукт нужного качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное место с минимальными затратами,
Транспорт является проводником материального потока, единственной причиной его движения на межорганизационном уровне (внутри организации существует еще внутрицеховое перемещение материального потока в процессе производства, не относящееся к транспорту, а также перевозки внутри предприятия, осуществляемые часто при помощи складской техники). Транспортная логистика должна особенно близко взаимодействовать со снабженческой и распределительной логистикой.
Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт, предназначенный для общего пользования, и транспорт необщего пользования.
Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая обслуживает сферу обращения и население. Этот вид транспорта часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-либо системе, в данном случае - в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает городской, железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный и воздушный, а также трубопроводный транспорт
Транспорт необщего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям; является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.
Существуют следующие основные виды транспорта:
Железнодорожный;
Морской;
Внутренний водный (речной);
Автомобильный;
Воздушный;
Трубопроводный.
Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности, достоинства и недостатки.
Таблица 7.2
Достоинства и недостатки использования разных видов транспорта
Вид транспорта |
Преимущества |
Недостатки |
Железнодорожный |
Возможность перевозок больших партий грузов, наличие сети железнодорожных линий, связывающих разные районы страны |
Медленный (250 - 500 км/сутки), недостаточная оперативность работы сортировочных станций, перевозка только в те районы, где есть железнодорожные пути, хищения и потерн в процессе перевозки, длительные простои |
Автомобильный |
Оперативный вид перевозок практически в любую точку страны, возможность экспедирования |
Средняя стоимость, маленькие объемы перевозок, зависимость от состояния дорог |
Водный (морской, речной) |
Перевозка больших партий, широко используется при международной торговле |
Низкая скорость, зависимость от работы порта, времени года и погоды |
Трубопроводный |
Большие объемы перевозок, большие расстояния |
Перевозка только жидких грузов, сложность перевозки разнообразных грузов |
Воздушный |
Высокая скорость, незаменим в экстренных условиях |
Маленькие объемы перевозок, зависимость от погоды |
Характеристики транспорта:
Скорость перемещения груза;
Грузоподъемность;
Надежность;
Частота перевозок;
Доступность транспортных средств.
При выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание:
Надежность соблюдения графика доставки;
Время доставки;
Стоимость доставки.
Таблица 2.2
Факторы, влияющие на выбор вида транспорта
Вид транспорта |
Надежность |
Стоимость |
||||
доставки |
отправлений |
соблюдения |
перевозки |
|||
перевозить |
доставить | |||||
географи- | ||||||
Железнодорожный | ||||||
Автомобильный | ||||||
Трубопроводный | ||||||
Воздушный |
Эти данные могут служить лишь приблизительным ориентиром для оценки соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки.
Термин «транспортная логистика» введен на первом в этой сфере деятельности Европейском Конгрессе, состоявшемся в Берлине в 1974 г. Здесь же было дано и определение данного понятия. Согласно документам, принятым на Конгрессе, транспортная логистика является наукой, осуществляющей планирование, управление, а также контроль над движением информационных, финансовых и материальных ресурсов, которые являются звеньями различных систем.
Актуальность темы
Существующие проблемы транспортной логистики требуют решения в связи с постоянной необходимостью в существовании каналов снабжения сырьем и полуфабрикатами, а также распределения произведенной продукции.
Наиболее ответственным вопросом при этом является принятие решения об определении пути движения товара. Это самая острая проблема, с которой приходится сталкиваться при доставке продукции на рынок сбыта. Актуальность данного вопроса подтверждается тем, что практически половина всех произведенных на логистику затрат приходится на транспортные издержки.
Распространенность
Транспортная логистика не ограничивается рамками одного государства. На сегодняшний день она пересекла границы многих стран. Так, в Европе, в пределах ЕЭС, созданы и работают трансконтинентальные системы транспортной логистики. Существуют подобные разработки и межнационального типа. Примером тому может послужить логистическая система объединенного европейского пространства.
При этом в транспортной политике стран ЕЭС данный вид коммуникаций является структурно-технологической частью экономики не только каждого отдельного государства. Он распространяется на все сообщество в целом. Это связано с тем, что транспортная логистика высококачественно и эффективно удовлетворяет существующие потребности в перевозках. При этом она ставит на первый план задачу доставки в точно оговоренные сроки.
Основное понятие и сущность логистики
Данный термин имеет множество разнообразных трактовок. В ряде определений логистики имеет место ее оперативно-финансовый аспект. При этом считается, что данная наука связана с той деятельностью в хозяйственном обороте, которая происходит с момента внесения поставщику требуемой суммы по договору поставки, до того времени, когда потребитель оплатит счета за перевозку ему груза.
Конечно, данное выше определение логистики вполне справедливо. Однако оно не учитывает один из важнейших аспектов данной дисциплины, касающийся ее возможности оказывать влияние на стратегию компании и на ее конечные цели, связанные с влиянием на рынке.
Эта сущность транспортной логистики находит свое отражение в определениях, указывающих на управленческий и экономический аспект данного термина.
Различают:
- закупочную логистику, связанную с обеспечением производственных процессов различными ресурсами;
- производственную логистику;
- сбытовую или маркетинговую;
- транспортную, являющуюся составной частью каждого из вышеперечисленных видов.
Основы транспортной логистики рассматриваются с учетом существующего информационного потока, который включает в себя сбор данных о товаре, его обработке и передаче. Однако полученные данные не являются конечной целью данной дисциплины. Они требуют обработки, в результате которой выдается готовая информация. Таким образом, в логистике имеет место определенная подсистема, называемая компьютерной. Она является основой всех дальнейших разработок. Управление транспортной логистикой при этом осуществляется в виде выбора лучшего решения из всех имеющихся.
Основной функцией работ по определению схем передвижения грузов является доставка продукции с помощью автомобильного, железнодорожного или иного средства по определенной технологии. Данные поставки включают в себя экспедирование и грузопереработку, упаковку и страхование рисков, передачу прав на груз и таможенные процедуры и т. д.
Все транспортные предприятия, работающие в условиях развивающейся рыночной экономики, должны быть настроены на получение весомого экономического результата в рамках логистической цепи. Для решения данной задачи имеются различные факторы, такие как:
- усиление конкурентной борьбы между различными видами подвижного состава и предприятиями;
- сформировавшийся рынок, на котором оказываются транспортные услуги;
- повышение требования к качеству и тарифам со стороны потребителей и т. д.
Весь процесс транспортной логистики включает в себя множество звеньев. Начинается он с поставщиков материалов и сырья, охватывает различных посредников и заканчивается потребителями перевозимых грузов. При этом возникает единая технологическая цепь, в которой транспорт служит частью единого экономического процесса.
Перемещение грузов
Изменение местонахождения готовой продукции, а также сырья и материалов должно происходить с учетом принципа экономичности, который подразумевает сокращение временных и стоимостных затрат. Перемещение грузов должно быть выгодно в финансовом плане, так как на это затрачиваются время и деньги.
Транспортная логистика должна строиться на концепциях сокращения запасов как на складах, так и в пути, ведь они «связывают капитал», ограничивая использование товарных и материальных ресурсов. При этом значительно возрастает значимость временного фактора.
Транспортировка грузов невозможна и без финансовых ресурсов. Они находят выражение во внутренних расходах на перевозку собственным подвижным составом. Вложение финансовых ресурсов осуществляется и на аренду общественного или коммерческого транспорта. В данном случае речь идет о внешних расходах.
Таким образом, перемещение грузов является той функцией транспортировки, которая определяет главную цель всего процесса. При этом доставка товаров к месту назначения должна происходить максимально быстро, с меньшими финансовыми затратами и с минимальным ущербом для экологии.
При разработке логистической схемы необходимо также сводить к минимуму порчу и потерю грузов. Одновременно с этим должны выполняться требования заказчиков о своевременности доставки и предоставлении информации о нахождениях товара в пути.
Хранение грузов
Это одна из функций транспортировки, необходимая для экономии денежных средств на повторную перегрузку и выгрузку. Также ее использование необходимо при недостаточных объемах складских помещений или изменениях ранее разработанных маршрутов следования. Однако стоит иметь в виду, что данная процедура увеличивает время нахождения груза в пути. Разумеется, использовать транспортные средства для хранения грузов недешево. Однако такой прием порой вполне оправдан с точки зрения общих затрат.
Разновидность подвижного состава
Значительная часть движения материальных потоков от первичного места нахождения сырья до конечного потребителя ресурса осуществляется при участии разнообразных транспортных средств. Затраты на эти операции находятся в пределах пятидесяти процентов от всех расходов на логистику. Выделяются такие группы транспорта:
- Общего пользования. Этот транспорт обслуживает население и сферу обращения, входя в ту отрасль народного хозяйства, которая призвана удовлетворять потребности всех имеющихся в государстве экономических сфер. Транспортом общего пользования считается водный, железнодорожный, трубопроводный и автомобильный подвижной состав.
- Необщего пользования. Это группа, в которую входит внутрипроизводственный транспорт, а также тот подвижной состав, который является собственностью нетранспортных хозяйств. Такие средства необщего пользования являются частью производственных систем и должны быть органично в них вписаны. Следовательно, в задачи транспортной логистики на предприятии входит организация работы такого подвижного состава. При этом разработанная схема должна быть «подвязана» к решению производственных вопросов, касающихся закупок и распределения.
Задачи, решаемые транспортной логистикой
При разработке схемы доставки товара необходимо учесть множество факторов. Что же входит в основные задачи транспортной логистики? Разработка схемы перемещения грузов осуществляется при:
- выборе того или иного вида транспортных средств;
- совместном планировании доставки груза с производственным и складским процессом;
- определении наиболее рациональных маршрутов доставки;
- обеспечении единства транспортно-складского процесса;
- совместном планировании перевозок на различных видах подвижного состава.
Порой в транспортной логистике приходится решать специфические задачи. Они возникают в тех случаях, когда объемы работ по перевозке грузов выделяются в самостоятельный массив. Это происходит при функционировании транспорта общего пользования, а порой и необщего назначения. В таком случае перевозки выделяются в одну большую и самостоятельную сферу.
К таким специфическим задачам относятся:
- создание транспортных цепей и коридоров, входящих в единую систему;
- планирование совместных процессов при смешанных перевозках;
- соблюдение единства транспортного и складского процессов;
- выбор наиболее целесообразного транспортного средства;
- определение максимально рациональных маршрутов.
Основной принцип логистики
При разработке маршрутов грузоперевозок происходит соединение технических, экономических и технологических сфер деятельности хозяйствующих субъектов. Зная основы транспортной логистики, можно решить непростые задачи и достичь сложнейших целей. При этом имеется гарантия непрерывности технологических и экономических процессов. Одновременно логистическая система придерживается своего главного принципа, который заключается в приведении к минимуму транспортировочных расходов.
Самым эффективным способом, позволяющим достичь финансовой экономии, является увеличение дальности и объемов грузоперевозки. Снижение денежных затрат за счет первого фактора происходит в связи с тем, что на больших маршрутах единица расстояния несколько дешевле в части использования подвижного состава. И все это должна учесть транспортная логистика. Пример такого подхода можно привести достаточно простой. Так, доставка одной партии товара на 2000 км обойдется значительно дешевле, чем грузоперевозки двух партий на 1000 км. Что касается объема товара, то его большие значения снижают затраты на перевозку единицы. Причем для этого понадобятся более мощные транспортные средства (железнодорожные или водные). Их использование дешевле, чем воздушных или автомобильных.
Выбор транспорта
Поиск подходящего подвижного состава не может не учитывать описанный выше принцип логистической системы. Транспортировка товара должна максимально приближаться к каждому из них, но не стоит забывать в то же время и о предпочтениях заказчика.
Расходы на подвижной состав следует рассчитать так, чтобы они были оптимальными. Это позволит снизить стоимость общих издержек логистической системы. Достигнуть такого положения дел можно при установлении равенства между качеством грузоперевозки и расходами на используемый подвижной состав.
Выбор транспортного средства должен опираться на его соответствие определенным критериям. При этом необходима аренда такого подвижного состава, который обладал бы набором определенных свойств. Критериев для выбора того или иного транспортного средства существует множество. Однако самыми популярными из них являются:
- вместимость;
- грузоподъемность;
- возможность сохранности продукции;
- экономия финансовых вложений на перевозках.
При этом при составлении логистических схем должны решаться и другие задачи. В их перечень входит создание, а также поддержание необходимого уровня запасов, выбор упаковочного материала и т. д.
Организация транспортной логистики начинается с подбора информации о характерных особенностях того или иного подвижного состава. Так, основным преимуществом автомобильного транспорта является его высокая маневренность. Использование этого средства перемещения позволяет производить доставку груза с максимально высокой степенью точности и «от дверей до дверей». При помощи данного вида транспорта обеспечивается регулярность поставок, возникают менее жесткие требования к качеству упаковки товара. К недостаткам автомобильных перевозок можно отнести их высокую себестоимость, срочность разгрузки, вероятность хищения груза, малую грузоподъемность и риск угона.
При помощи железнодорожного транспорта товар можно возить различными партиями при любых погодных условиях. Этот подвижной состав для логистической схемы подбирается в том случае, когда груз нужно доставлять регулярно и на большие расстояния. При этом железнодорожный транспорт отличается сравнительно низкой себестоимостью и возможностью эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ.
Какой подвижной состав логистика предпочитает выбирать для международных перевозок? Для них наиболее подходящим является морской транспорт. Он обладает низкими грузовыми тарифами и достаточно высокой провозной способностью. К недостаткам морского транспорта можно отнести его очень низкую скорость, нерегулярность отправок, а также жесткие требования, предъявляемые к упаковке и креплению грузов.
При разработке логистической схемы могут быть использованы и воздушные суда. Они позволят доставить груз с высокой скоростью в самые удаленные районы. Однако стоимость таких перевозок достаточно высока и зависит от сложившихся метеоусловий.
Нередко из всех видов транспорта логистика выбирает внутренний водный. Это самый дешевый подвижной состав, который используется для перевозки грузов. Однако выбор на водный транспорт падает только тогда, когда не требуется высокая скорость доставки товара, и склад потребителя находится вблизи существующих водных путей.
Основные задачи в производственной сфере
Транспортная логистика на предприятии решает ряд проблем, связанных с его бесперебойным функционированием. При этом работа ведется над задачами, в которые входят:
- Разработка транспортных сетей и коридоров. Первый вид маршрутов связан с перевозкой грузов между различными населенными пунктами одного района или регионами в масштабе страны. Транспортные коридоры – это сгруппированные определенным образом транспортные сети.
- Выбор склада. Это не менее важная задача. Транспортно-складская логистика определяет точки, где можно будет поместить груз по разработанному маршруту его перемещения. К примеру, это может быть доставка до склада предприятия после проведения таможенных операций.
- Выбор вида подвижного состава. Решение данной задачи невозможно без взаимосвязи с такими факторами, как уровень запасов, выбор упаковки и т. д. Оптимальное транспортное средство для той или иной перевозки выбирается исходя из анализа характеристик существующего подвижного состава. При разработке логистической схемы затраты на перевозку должны быть минимизированы. Данный фактор оказывает существенное влияние и на выбор субподрядчиков, с которыми обеспечивается сотрудничество на каждом этапе транспортировки.
- Определение оптимальных маршрутов доставки. Пути грузоперевозок определяются логистами предприятия с учетом решения всех вышеперечисленных задач. При этом должны быть выполнены условия безопасности и скорости.
Дальнейшие пути развития
Без преувеличения можно сказать, что логистика служит великолепной предпосылкой к экономическому росту всех государств на нашей планете. В Европе и США затраты на разработку транспортных схем находятся в пределах 7,8% и 8,6% от ВВП соответственно.
Рынок логистических услуг на Западе сформировался еще в 90-е годы прошлого столетия. При этом специалисты отмечают его ежегодный рост на 16-22%. Наибольшее развитие транспортной логистики фиксируется в США. Так, в 2004 г. емкость данного рынка составила 89,4 млрд. долларов. В этом сегменте лидерство принадлежит экспедиторам, организующим международные грузоперевозки.
Совершенствование транспортной логистики в России происходит не такими бурными темпами. Наша страна начала испытывать необходимость в данном сегменте только в период перехода к рыночной экономике. Однако на развитии логистических услуг, как и многих других нововведений, сказываются политическая обстановка, уровень технологического развития и многие другие факторы.
На сегодняшний день, несмотря на многочисленные проблемы и трудности, в России существуют определенные предпосылки, которые способствуют развитию логистических цепей. Одни из них – научно-технические, выражающиеся в начавшейся подготовке квалифицированных специалистов. Для развития логистики имеются и технические предпосылки. Это технологические объекты территориальных, отраслевых и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции.
Эти предпосылки закладывают фундамент для создания и укрепления логистического стержня, который способствовал бы управлению всеми сферами экономики и управления в целом.
Что такое транспортная логистика
Транспортная логистика – это управление транспортировкой грузов, т.е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Внутренняя транспортная логистика занимается внутрипроизводственными перевозками, а внешняя транспортная логистика занимается снабжением предприятий и сбытом их продукции. При традиционном подходе к транспортировке, информационный поток движется вместе с материальным потоком от грузоотправителя, через экспедитора по транспортным средствам, и далее от экспедитора к грузополучателю. При таком подходе как транспортная логистика, к системе добавляется ещё один элемент – единый оператор перевозок, который управляет информационным потоком и координирует действия. Транспортная логистика - основная задача состоит в обеспечении технической, технологической и экономической сопряженности участников транспортного процесса. Техническая сопряженность – согласованность в транспортном комплексе параметров транспортных средств. Технологическая сопряженность – предполагает применение единой технологии транспортировки и безперегрузочное сообщение. Экономическая сопряженность – общая методология исследования конъюнктуры рынка и построение тарифной системы. Кроме этого, транспортная логистика имеет следующие задачи: - создание транспортных систем в транспортной логистике, в том числе транспортных коридоров и цепей; - совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта; - совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным процессом; - выбор вида транспортного средства; - транспортная логистика имеет и такую задачу как «выбор типа транспортировки»; - определение рационального маршрута. Транспортная логистика - принципы - основная цель минимизация издержек на транспортировку: - транспортная логистика содержит принцип максимально полного использования грузоподъемности подвижного состава в логистике; - имеет принцип кратности транспортируемой партии груза, единицам заказа, отправки и складирования; - транспортная логистика также включает принцип стандартизации тары; - принцип экономии от масштаба и дальности перевозок содержит транспортная логистика; - транспортная логистика также включает принцип концентрации грузопотоков на отдельных каналах - распределение и отказ от неэкономичных товаров; - также не обходится без принципа доставки грузов точно в срок.
Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Одно из основополагающих направлений науки об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров
Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки.
Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.
Задачи
Выбор типа транспортного средства.
Выбор вида транспортного средства.
Совместное планирование транспортных процессов со складскими и производственными операциями.
Совмест. планирование транспортных процессов на различных видах транспорта.
Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.
Определение рациональных маршрутов поставки.
Все эти задачи решаются взаимосвязанно, в комплексе.
На фоне перманентно возрастающего интереса к логистической тематике в последнее время возникает все больше соответствующих образовательных программ – различные тренинги, курсы, семинары, конференции и т.д. Большинство из них включает в себя теоретическую и практическую базу транспортной логистики или непосредственно посвящено решению именно транспортных проблем. Общаясь со слушателями таких курсов, можно составить общую картину недостатков транспортного обслуживания (при участии внешних перевозчиков), а также внутренней транспортной логистики на предприятии (при самостоятельном осуществлении перевозок).
При разделении мнений слушателей-практиков, стремящихся улучшить транспортную логистику своих предприятий, на тематические блоки становится очевидным, что основные проблемы касаются:
качества транспортного обслуживания (в случае привлечения внешних транспортных компаний);
изношенности подвижного состава и трудностей, связанных с его обновлением;
плохой информационной поддержки перевозок;
снижения конкурентоспособности украинских перевозчиков по сравнению, например, с польскими;
сложностей составления маршрутов движения (будь то международные перевозки или дистрибуция по городу);
недогруза автомобилей по грузоподъемности или полезному внутреннему объему кузова;
страхования грузов и транспортных средств;
сложностей организации перевозок с участием нескольких видов транспорта;
недостатка информации о программных продуктах, позволяющих автоматизировать, упростить и ускорить выполнение операций, сопровождающих перевозочный процесс и др.
А теперь давайте рассмотрим специфику и тенденции развития этих проблемных участков более подробно.
Качество транспортного обслуживания
Все большее количество предприятий, деятельность которых так или иначе связана с транспортировкой (доставка сырья и материалов, обслуживание потребителей), принимают решение о передаче всех или части перевозок на аутсорсинг. Такое решение позволяет им сконцентрироваться на основной сфере деятельности, повышая качество работы и усовершенствуя свою продукцию, а также доверить транспортную логистику профессионалам в данной области, что в итоге улучшает качество перевозок, а во многих случаях – и снижает транспортные затраты.
Однако не всегда внешние перевозчики предоставляют качественные услуги. Это относится, прежде всего, к простым экспедиторским или транспортным компаниям, первые из которых не имеют собственного подвижного состава и работают как посредники между заказчиком и перевозчиком, а вторые – занимаясь перевозкой грузов собственными транспортными средствами, практически не пытаются оптимизировать сам процесс транспортировки. Хотя это можно было бы сделать посредством сбора консолидированного груза от нескольких отправителей, составления оптимальных маршрутов движения, подключения более эффективного вида транспорта на определенном этапе маршрута и т.д. Можно сказать, что сейчас появилась тенденция к отмиранию «простых» операторов транспортного рынка и переход на объединение экспедиторских, транспортных и других функций транспортной логистики в одном предприятии. Для таких интегрированных предприятий часто используют термин «логистический оператор», что вполне передает системный характер их деятельности и четкую направленность на компромисс между транспортными (и сопутствующими) затратами и уровнем качества предоставленных услуг.
Изношенность подвижного состава
Здесь следует остановиться не только на проблеме определения оптимального срока службы транспортных средств, занятых в перевозке грузов, но и на необходимости адекватного расчета их амортизации.
Известно, что методов начисления амортизации достаточно много, при этом на данный момент каждое предприятие само решает, каким из них пользоваться, по крайней мере, для внутренних нужд (например, расчет себестоимости перевозки или остаточной стоимости транспорта).
Практика предприятий, имеющих на балансе собственные транспортные средства, свидетельствует о целесообразности различных методов расчета амортизации транспортных средств при использовании подвижного состава производства стран СНГ и Европы, Японии, Кореи. Так, для отечественных марок рекомендуется производить расчет исходя из 5-6 лет службы автомобиля, тогда как для «иностранцев» этот срок можно увеличить вдвое.
Что касается определения оптимального срока замены транспортного средства, то здесь уместна одна из используемых в логистике методик, которая учитывает возрастающие со временем эксплуатационные расходы с одной стороны и постепенно снижающуюся производительность и остаточную стоимость автомобиля – с другой. Такая методика дает возможность понять, на каком сроке службы автомобиль выгоднее продать по остаточной рыночной стоимости, чем эксплуатировать его со все более возрастающими затратами, включающими амортизацию, стоимость ремонтов и т.д.
Плохая информационная поддержка процесса перевозок
К сожалению, при кажущейся «информатизированности» и «компьютеризированности» современной жизни, поток информации, сопровождающий процесс транспортировки, все еще далек от совершенства. Это касается и связи с водителем (особенно при его нахождении в другом государстве или на пограничном переходе), и мониторинга груза на протяжении перевозки, и контроля состояния транспортного средства, его местонахождения.
Чуть слабее данная проблема ощущается при внутренних, украинских перевозках. Однако и здесь бывают случаи утраты связи с машиной, что негативно сказывается на координации процесса транспортировки, особенно в случаях потребности в срочной передаче или корректировке информации для водителя.
Снижение конкурентоспособности украинских перевозчиков по сравнению с польскими
Улучшение транспортного законодательства, а также «стирание» границ со странами ЕС сделало сферу перевозок в Польше достаточно привлекательной. Это привело к увеличению транспортных операторов, что в свою очередь стало причиной повышения внутренней конкуренции и падению тарифов. Таким образом, в настоящее время при большей заработной плате водителя и более дорогом топливе, польские перевозчики предлагают равные, а иногда и меньшие тарифы по сравнению с украинскими компаниями.
В такой ситуации можно порекомендовать вернуться к методике расчета себестоимости перевозок и отталкиваться не от рыночной цены за 1 км, а от индивидуальной рентабельности. Тогда работа транспортного предприятия не только станет более прозрачной для клиента, но и даст возможность отслеживать, насколько выгодна та или иная транспортировка.
Сложности в построении маршрутов перевозки
Еще во времена Советского Союза транспортники пользовались достаточно эффективными методами составления оптимальных маршрутов движения, причем как маятниковых, так и сборных и развозочных. Это так называемая транспортная задача – необходимость нахождения кратчайшей связывающей сети, кратчайшего пути между двумя точками территории, а также составления сборно-развозочных маршрутов.
К сожалению, с переходом на рыночные отношения появилась некоторая хаотичность в проектировании процесса перевозок, а упомянутые методы оптимизации транспортного процесса были забыты.
При этом все большее количество компаний, сталкивающихся с проблемами построения оптимальных маршрутов движения, готовы вкладывать немалые деньги в программное обеспечение, способное автоматизировать процесс поиска наиболее рационального маршрута следования. Хотя иногда достаточно запустить старый добрый Excel, чтобы быстро решить транспортную задачу. Такой «полуручной» метод определения маршрута позволяет не только получить оптимальный результат, но и легко проанализировать, к чему приведет его некоторое изменение, если он по каким-либо причинам не устраивает менеджера или заказчика.
Недогруз подвижного состава
Проблема недостаточного использования грузоподъемности транспортного средства напрямую связана с частым нежеланием или неумением комплектовать отправку от разных грузоотправителей. А ведь перевозка сборного груза приносит большую прибыль перевозчику, поскольку для каждого из владельцев части такого груза стоимость перевозки уменьшается незначительно по сравнению с тем, как если бы его груз находился в автомобиле один. Это происходит потому, что, хоть это и экономически не обосновано, основой транспортных тарифов в любом случае является километраж, пройденный транспортным средством. Так что стоимости перевозки на 1000 км для однотипных грузов массой 2 и 5 т практически не будут отличаться.
Конечно, доставка сборного груза связана с большим количеством проблем, чем отправка от одного отправителя одному получателю, однако она более выгодна, причем как отправителю (он все-таки немного сэкономит на стоимости доставки), так и перевозчику (для него стоимость перевозки сборного груза существенно превышает стоимость перевозки от одного отправителя).
Страхование груза и транспортных средств
В настоящее время все больше грузоотправителей и грузополучателей стараются застраховать свою перевозку. Причем, по словам практиков, страхование именно груза, а не транспортного средства с грузом, преобладает. Так, в большинстве случаев страховка оформляется как процент от стоимости груза (обычно – 0,15-0,25%), и при наступлении страхового случая производится страховая выплата в том объеме, в котором нанесен ущерб грузу. Обычно стоимость ущерба возмещается не в полной мере. В любом случае, страховщик и страхователь ищут наиболее приемлемое сочетание стоимости страховки и величины страховых выплат, что оговаривается в договоре страхования.
Страхование груза уменьшает беспокойство за процесс транспортировки, что обычно благотворно сказывается на всех ее участниках.
Что же касается страхования транспортных средств, то оно применяется реже. При этом давнишнее недоверие к страховым компаниям как таковым тормозит процесс распространения страхования как транспортных средств, так и грузов.
Сложности организации взаимодействия нескольких видов транспорта
При существовании любых возможных путей сообщения в нашей стране (авто- и железные дороги, моря, реки, воздушные линии, трубопроводы) автомобильный транспорт остается наиболее используемым. Это тем более странно, если учесть большую территорию нашей страны, ведь на расстояниях 700–1500 км железнодорожный транспорт становится намного экономичнее автомобильного.
Видимо, превалирование автомобильных грузовых перевозок над всеми другими связано, прежде всего, с мобильностью данного вида транспорта. Так, во-первых, автомобильным транспортным компаниям было проще перестроиться на существование в условиях суверенного государства, а во-вторых, этот вид транспорта успешно осуществляет перевозки «од двери до двери», что в большинстве случаев недоступно для других. Что касается тарифов на перевозки, тут для автомобильного конкурентами являются железнодорожный и водный виды транспорта. Однако сложность отношений с железной дорогой и разные правила при осуществлении перевозок на разных видах транспорта приводят к отказу работать с «неавтомобильными» видами транспорта, а тем более их сочетать. Также немаловажным является тот факт, что при взаимодействии разного транспорта практически всегда повышаются сроки перевозки. Это связано с перегрузками с одного вида транспорта на другой, которые обычно сопровождаются краткосрочным хранением груза. Так что небольшое снижение суммарной стоимости перевозки обычно комбинируется с увеличением сроков доставки и повышением сложности организации и контроля такой перевозки. При этом можно добавить, что комбинированные перевозки обычно намного сложнее спрогнозировать по срокам и по возможным рискам. Здесь проблемы информационного сопровождения стоят намного острее, чем при перевозках автомобильным транспортом.
Недостаток информации о программных продуктах в сфере транспортной логистики
Рынок программного обеспечения растет в геометрической прогрессии. Все новые и новые программы, улучшающие сами себя, позволяют упрощать нам жизнь. Однако при этом возникает и другая сторона медали – очень сложно ориентироваться в той программной массе, которая заполоняет рынок. Все уже привыкли к тому, что, не успев поставить новейшую программу, мы уже видим релиз или демо-версию новой. Так что стремление к постоянному обновлению программной базы бессмысленно и нецелесообразно.
Что касается программного обеспечения для транспортной логистики, то тут дела обстоят несколько иначе. В отличие от «складских» разработок, их на рынке намного меньше, отзывы о них очень разные, а нормальной, объективной аналитики нет вообще. При немалой стоимости таких программ не удивительно, что потенциальные их покупатели теряются и постепенно оставляют идею приобретения «до лучших времен».
Так что можно посоветовать разработчикам не только трудиться над улучшением своих программных пакетов, но и «растолковывать» их потенциальным покупателям преимущества и особенности именно этой программы по отношению к набору других. Тогда и потребители будут видеть разницу и смогут сделать верный выбор, и производителям будет проще найти и обозначить свою нишу на рынке программ по транспортной логистике.
Сущность и задачи транспортной логистики
Транспортная логистика определяется как сфера деятельности, охватывающая три области:
процесс планирования, организации и осуществления рациональной и недорогой доставки (перевозки) грузов (товаров) от мест их производства и до мест потребления;
контроль за всеми транспортными и другими операциями, возникающими в пути следования грузов с использованием современных средств телекоммуникации, информатики и других информационных технологий;
предоставление соответствующей информации грузовладельцам.
К задачам транспортной логистики относят:
создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей.
Транспортный коридор - это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами. Транспортная цепь - этапы перевозок груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта. Все это время грузы остаются в неизменном виде:
обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
выбор вида транспортного средства;
выбор типа транспортного средства;
определение рациональных маршрутов доставки;
обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.
Услуги логистики
Транспортная логистика - управление потоком товаров, информации и других ресурсов в цикле ремонта между исходной точкой и пунктом потребления, чтобы ответить требованиям клиентов. Логистика вовлекает интеграцию информации, транспортировки, инвентаря, складирования, погрузочно-разгрузочных работ, и упаковки, а иногда и безопасности.
Складская логистика - канал системы поставок, которая добавляет ценность полезности места и времени. Сегодня сложность производственной логистики может быть смоделирована, проанализирована, визуализироваться и оптимизирована программным обеспечением моделирования завода.
В бизнесе у логистики может быть любой внутренний центр (прибывающая логистика), или внешний центр (логистика за границу) покрытие потока и хранения материалов от исходной точки до пункта потребления. Главные функции компетентного специалиста, предоставляя логистические услуги , включают управление запасами, покупку, транспортировку, складирование, консультацию и организацию, и планирование этих действий. Специалисты по логистике комбинируют профессиональные знания каждой из этих функций, чтобы скоординировать ресурсы в организации. Есть два существенно различных форм логистики: каждый оптимизирует спокойное течение материала через сеть узлов хранения и транспортных путей; другие координаты последовательность ресурсов, чтобы выполнить некоторый проект.
Производственная логистика термина используется, чтобы описать логистические процессы в пределах промышленности. Цель производственной логистики состоит в том, чтобы гарантировать, что каждая машина и автоматизированное рабочее место питаются правильным продуктом в правильном количестве и качестве в нужное время. Беспокойство не транспортировка непосредственно, но упрощать и управлять потоком посредством добавляющих ценность процессов и устранить "не оценивают добавление". Производственная логистика и склад может быть применена к существующим так же как новым заводам. Производство на существующем заводе - постоянно изменяющийся процесс. Машины обменены, и новые добавлены, которые дают возможность улучшить производственную систему логистики соответственно. Производственная логистика обеспечивает средства достигнуть потребительского ответа и капитальной эффективности.
Во многих отраслях промышленности (например, мобильные телефоны), размер партии каждый - краткосрочная цель, позволяя даже требование единственного клиента быть выполненным эффективно. След и рассмотрение, которое является основной частью производственной логистики - из-за безопасности товаров и проблем надежности продукта - также получают важность, особенно в автомобильных и медицинских отраслях промышленности услуг логистики.
10.1. Транспорт и логистика
Миссия транспортировки в системе логистического сервиса: «доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и с оптимальными затратами ». В структуре логистических затрат транспортные расходы составляют значительную долю – 20-40% и более, поэтому оптимизация решений в транспортировке позволит логистическому менеджменту получить значительную экономию затрат, но потребует и специального внимания.
Транспортный сервис в современных условиях включает не только собственно перевозку грузов от поставщика потребителю, но и большое число экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.п. Поэтому транспортировку можно определить как ключевую логистическую функцию, связанную с перемещением продукции транспортным средством (или средствами) по определенной технологии в цепи поставок и состоящую из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п.
На уровне логистического менеджмента фирмы управление транспортировкой состоит из нескольких основных этапов:
выбор способа транспортировки;
выбор вида транспорта;
выбор транспортного средства;
выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке;
оптимизация параметров транспортного процесса.
При организации транспортировки необходимо согласовать и спланировать ее операции совместно с другими логистическими функциями, например, складированием, грузопереработкой, упаковкой и т.п.
В процессе транспортировки решается большое число оптимизационных задач. Кроме того, при организации интегрированной логистики необходимо комплексное планирование транспортировки совместно с другими логистическими функциями:
совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта в случае смешанных (интермодальных, мультимодальных) перевозок;
обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным процессами и др.
Достоинства и недостатки различных видов транспорта в ЛС. Существуют следующие основные виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
При выборе способа транспортировки, транспортного средства и конкретного перевозчика логистический менеджер должен учитывать присущие каждому виду транспорта достоинства и недостатки в табл. 10.1.
Каждый вид транспорта (за исключением трубопроводного) имеют соответствующую производственно-техническую базу, необходимую для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств и характеризуется технико-эксплуатационными параметрами подвижного состава, путей сообщения и терминалов. Для подвижного состава такими параметрами являются:
техническая и эксплуатационная скорость;
габаритные размеры грузовых емкостей и самих транспортных средств;
мощность двигателя (силовых установок);
грузоподъемность и габаритные размеры прицепов, полуприцепов, вагонов и т.п.
Для путей сообщения:
пропускная способность;
ширина проезжей части (колеи), глубина фарватера;
Для терминалов:
полезная складская площадь;
число оборотов (скорость оборота);
производительность подъемно-транспортного и складского оборудования и т.д.
Таблица 10.1
Сравнительные характеристики видов транспорта
Вид транспорта |
Достоинства |
Недостатки |
Железнодорожный |
Высокая провозная и пропускная способность. Не зависит от климатических условий, времени года и суток, Высокая регулярность перевозок. Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на расстояния выше 1500 км. |
Ограниченное число перевозчиков (естественная монополия). Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. Недоступен в конечных точках продаж (потребления). Недостаточно высокая сохранность груза. |
Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоемкость перевозок. |
Ограниченная география перевозок. Низкая скорость доставки. Зависит от географических, навигационных и погодных условий. Малая частота отправок. Жесткие требования к упаковке и креплению грузов. Необходимо создавать сложную портовую инфраструктуру. |
|
Внутренний водный (речной) |
Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоемкость. |
Ограниченность географии перевозок. Низкая скорость доставки. Зависит от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий. Сезонность. Недостаточная надежность перевозок и сохранность груза. |
Автомобильный |
Высокая доступность. Возможность доставки груза «от двери до двери». Высокая маневренность, гибкость, динамичность. Высокая скорость доставки. Возможность использовать различные маршруты и схемы доставки. Высокая сохранность груза, возможность отправки груза мелкими партиями. Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика. |
Низкая эффективность. Зависимость от погодных и дорожных условий. Высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Недостаточная экологическая чистота. Невозможность длительного ожидания разгрузки. Возможность хищения груза и угона автотранспорта. |
Воздушный |
Наивысшая скорость доставки груза. Высокая надежность. Наивысшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок. |
Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы. Высокая капиталоемкость, материало- и энергоемкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Ограниченная географическая доступность. |
Трубопроводный |
Низкая себестоимость. Высокая производительность. Высокая сохранность груза. Низкая капиталоемкость. |
Особые виды грузов (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов). Транспортировка только больших объемов грузов. |
Основные направления повышения конкурентоспособности отечественных транспортных и экспедиторских компаний:
развитие производственно-технической базы, инфраструктуры транспортного сервиса, информационных систем поддержки логистического процесса для осуществления транспортировки;
совершенствование действующий системы документооборота и таможенных процедур оформления грузов;
повышение уровня взаимодействия и информационной связи между участниками перевозочного процесса, терминалами, складами, таможнями, другими предприятиями и потребителями их услуг;
создание единой нормативно-правовой базы, принятие современных законов в области транспортной логистики;
внедрение современных логистических технологий транспортно-экспедиционной деятельности.
10.2. Основные способы транспортировки (виды перевозок)
Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки (ЗЛС) логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза в ЗЛС (потребителю), затраты на перевозки, Например, при крупнотоннажных отправках и наличии подъездных путей в конечном пункте доставки целесообразнее применять железнодорожный транспорт, при мелкопартионных отправках на короткие расстояния - автомобильный.
Смешанная перевозка грузов (смешанная раздельная перевозка) осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожным - автомобильным, речным - автомобильным, морским - железнодорожным и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением и последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла. Признаками смешанной раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки фрахта, схема последовательного взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. Таким образом, грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на «своем» участке маршрута.
Комбинированная перевозка отличается от смешанной использованием более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено в ЛС структурой дистрибутивных каналов: отправка крупных партий груза производится с завода-изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли - автомобильным.
А.Н. Родников считает смешанные, комбинированные, интермодальные перевозки и прямое смешанное сообщение синонимами, т.е. «транспортирование грузов, осуществляемое двумя и более перевозчиками различных видов транспорта общего пользования по единому перевозочному документу с перевалкой груза в передаточном пункте (или пунктах) без участия грузовладельца» . Следует заметить, что в Гражданском кодексе РФ термины «комбинированные перевозки» и «прямые смешанные перевозки» используются как синонимы (ст. 788 ГК РФ).
В соответствии с Европейским соглашением СЛКП под термином комбинированная перевозка «понимается перевозка грузов в одной и той же грузовой единице, транспортном оборудовании, к которому относятся крупнотоннажные контейнеры, съемные кузова, полуприцепы и автодорожный состав (автофургоны) с использованием нескольких видов транспорта».
Современная практика транспортировки связана с расширением перевозок одним экспедитором (оператором) из одного диспетчерского центра и по единому транспортному документу (мультимодальные, интермодальные, трансмодальные, А-модальные, комбинированные, сегментированные и пр.).
Необходимо отметить, что до сих пор в России нет устоявшейся терминологии по указанным способам перевозки. Обычно «интермодальной (интегрированной) принято называть смешанную перевозку грузов «от двери до двери», осуществляемую под руководством оператора по одному транспортному документу с применением единой (сквозной) ставки фрахта» .
По определениям UNCTAD ( United Nation Conference on Trade and Development ) «интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов перевалки до пункта назначения и – в зависимости от распределения ответственности за перевозку – выдает различные виды транспортных документов, а мультимодальной – если лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования – независимо от числа участвующих видов транспорта, при этом оформляется единый перевозочный документ» .
Винтермодальных системах укрупненные грузовые места перевозятся по единым тарифам и перевозочным документам с равными правами всех участвующих видов транспорта, в мультимодальных перевозках один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта выступают в качестве клиентов, оплачивающих его услуги.
В «Терминологическом словаре» по логистике под мультимодалъными перевозками понимаются «смешанные перевозки, выполняемые транспортными средствами, принадлежащими одному и тому же юридическому лицу или находящимися в его оперативном управлении (например, доставка грузов в аэропорт, воздушная перевозка и доставка грузов из аэропорта, выполняемые транспортными средствами, принадлежащими одной и той же фирме экспресс-почты)» .
При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор о перевозке на весь путь следования с одним лицом (оператором). Им может быть, например, экспедиторская фирма, которая, действуя на всем протяжении маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями. Признаками интермодальной (мультимодальной) перевозки являются:
присутствие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи (канала);
единая сквозная ставка фрахта;
единый транспортный документ;
один ответственный за груз и исполнение договора перевозки.
Основными принципами интермодальных и мультимодальных систем перевозок в ЛС являются следующие:
единый коммерческо-правовой режим;
комплексный подход к решению финансово-экономических вопросов организации перевозок;
максимальное использование телекоммуникационных сетей и систем электронного документооборота;
единый организационно-технологический принцип управления перевозками и координация действий всех логистических посредников, участвующих в транспортировке;
кооперация логистических посредников;
комплексная инфраструктура перевозок различными видами транспорта.
Для мультимодальных перевозок за пределы страны (экспортно-импортных операций) существенное значение приобретают таможенные процедуры оформления грузов, а также транспортное законодательство и коммерческо-правовые аспекты перевозок в тех странах, по которым проходит маршрут следования груза. В международных мультимодальных перевозках единство коммерческо-правового режима означает:
гармонизацию габаритных характеристик грузовых единиц и транспортных средств;
упрощение таможенных формальностей;
внедрение стандартных коммерческих грузовых и транспортных документов международного образца.
Как было указано выше, до сих пор нет согласованной терминологии по видам транспортировки (способам перевозки), причем это касается не только России, но и международной практики. Это свидетельствует о необходимости продолжить стандартизацию терминологии смешанных грузовых перевозок и формирование законодательной базы. Некоторые основные определения в области международного транспортного права, касающиеся способов перевозки, приведены в табл. 10.2.
Таблица 10.2
Определения способов перевозок и сопутствующих терминов,
применяющиеся в международной практике
Термин |
Определение |
Источник |
Унимодальная перевозка |
Перевозка грузов одним видом транспорта одним или несколькими перевозчиками. Если участвует только один перевозчик, то он выдает собственный документ перевозки, например, коносамент, транспортную накладную, накладную на авиаперевозку и т.д. Если перевозчиков несколько {например, перевозка осуществляется из одного порта через другой в третий с перевалкой груза в промежуточном порту), то один из них может выдавать сквозной коносамент на всю перевозку от порта до порта или только на ту ее часть, которая осуществляется его собственным судном). | |
Интермодальная перевозка |
Перевозка грузов несколькими видами транспорта, причем один из перевозчиков организует всю перевозку из пункта (или порта) отправки до пункта (или порта) назначения через все промежуточные пункты (или порты). В зависимости от того, как разделяется ответственность за перевозку, выдаются различные виды документов перевозки. |
Правила ЮНКТАД (UNCTAD) |
Сегментированная перевозка |
Перевозчик, организующий перевозку, берет на себя ответственность только за «свою» часть. Он может выписать коносамент на интермодальную или комбинированную перевозку. |
Правила ЮНКТАД (UNCTAD) |
Мультимодальная перевозка |
Оператор, организующий перевозку, берет на себя ответственность за всю перевозку. При этом он выдает документ мультимодальной перевозки. |
Правила ЮНКТАД (UNCTAD) |
Комбинированная перевозка |
Перевозка грузов в одном и том же контейнере или транспортном средстве последовательно различными видами транспорта (автомобильным, железнодорожным и т.д.) с использованием сквозного документа, например, коносамента FIATA . |
Правила ЮНКТАД (UNCTAD) |
Договор смешанной перевозки |
Один договор на перевозку грузов, по крайней мере, двумя различными видами транспорта. |
Правила ЮНКТАД/МТП в отношении документов смешанных перевозок |
Оператор смешанных перевозок (ОСП) |
Любое лицо, заключившее договор смешанной перевозки. Подразумевает ответственность за осуществление указанного договора в качестве перевозчика. |
Правила ЮНКТАД/МТП в отношении документов смешанных перевозок |
Документ смешанной перевозки |
Документ, удостоверяющий договор смешанной перевозки, может быть заменен сообщениями электронного обмена данными: в виде оборотного документа; в виде необоротного документа с указанием имени грузополучателя. |
Правила ЮНКТАД/МТП в отношении документов смешанных перевозок |
В последние годы технология транспортировки, особенно для мульти- и интермодальных перевозок, связана с использованием в логистических цепях и каналах грузовых терминалов и терминальных комплексов. Поэтому соответствующие перевозки получили название терминальных перевозок.
Терминальные перевозки. Одними из основных объектов логистической инфраструктуры МТК являются грузовые терминалы (определение было дано в 9.2).
Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. Значение этого вида транспортировки в современных РТЛС чрезвычайно возросло, что предопределено прежде всего интегрированием большого числа логистических функций. Терминал взаимодействует с перевозчиками, экспедиторами, клиентами, посредниками, таможней, банками и рядом других контрагентов.
В общем случае терминал осуществляет операции консолидации/комплектации груза и разукрупнения партий груза. В обычном режиме грузы, возвратная тара и товарно-транспортные документы проходят циклы терминальной грузопереработки,
Основные технологические процессы сопровождаются рядом поддерживающих процессов и дополнительных логистических услуг, в частности, ведением расписания и графика выполнения технологических процессов; контролем за состоянием и подготовкой тары; оказанием разнообразных услуг клиентам, начислением оплаты и контролем за движением платежей и т.п.
Грузовая единица. Одним из ключевых параметров для организации операций, связанных с транспортировкой и последующей складской обработкой, является грузовая единица – некоторое количество товаров, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Параметры этой массы связывают технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое.
Существенной характеристикой грузовой единицы является соответствие ее размеров транспортному средству и способность сохранять целостность и первоначальные геометрические формы в процессе транспортировки и грузопереработки. Согласованные размеры грузовых единиц, а также параметров оборудования для их переработки позволяют эффективно использовать материально-техническую базу различных участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.
В качестве основания (платформы) для формирования грузовой единицы используют обычно стандартные европоддоны (европаллеты), для автотранспорта их размер составляет 1200x800x150 мм или 1200x1000x150 мм. Исходя из этих размеров определяется базовый модуль упаковки.
Грузовая единица сохраняет целостность в процессе выполнения логистических операций благодаря пакетированию – т.е. связыванию грузовой единицы и поддона в единое целое.
Существуют различные методы пакетирования грузовых единиц: обандеролирование стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др. Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки.
Правильно сформированная грузовая единица позволяет обеспечить:
высокую степень сохранности грузов;
сравнительно низкие затраты труда;
эффективное выполнение погрузо-разгрузочных работ благодаря их комплексной механизации и автоматизации; перегрузку без переформирования;
безопасное выполнение складских работ.
10.3. Выбор логистических посредников транспортной логитике
В логистическом процессе фирма может использовать различные варианты транспортировки, виды транспорта, а также различных логистических партнеров (посредников) при организации доставки продукции к конкретным пунктам логистической цепи (цепи поставок). Прежде всего логистический менеджмент фирмы решает вопрос, создавать ли свой парк транспортных средств или использовать наемный транспорт (общего пользования или частный). При выборе альтернативы обычно исходят из определенной системы критериев:
затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств (аренду, лизинг подвижного состава);
затраты на оплату услуг транспортных, транспортно-экспедиционных фирм и других логистических посредников;
скорость (время);
качество (надежность доставки, сохранность груза и т.п.).
Создание собственного парка связано с большими капитальными вложениями в подвижной состав, производственно-техническую базу для обслуживания и ремонта транспортных средств и инфраструктуру. В конечном итоге оно может быть оправдано в случае получения значительного выигрыша в качестве, надежности и себестоимости при больших устойчивых объемах перевозок. Как правило, оправдано создание собственного парка автомобильных транспортных средств (железнодорожных вагонов, цистерн и т.п.). Оценка альтернатив должна проводиться комплексно с учетом возможно большего числа критериев.
В большинстве случаев центральная компания в цепи поставок (фирма - производитель товара или торговая компания) обращается к услугам специализированных транспортных или транспортно-экспедиционных фирм.
Логистические процедуры выбора включают:
выбор вида транспортировки (способа перевозки или системы доставки грузов);
выбор вида (или нескольких видов) транспорта;
выбор основных и вспомогательных логистических посредников.
Все указанные процедуры выполняются на основе одного или системы критериев при соблюдении заданных ЛС ограничений. Эти ограничения обусловлены целями логистической стратегии фирмы или факторами окружающей макро- и микроэкономической среды. Например, в системе дистрибьюции ограничениями могут быть время доставки ГП, затраты на транспортировку, сохранность груза, дислокация ЗЛС, где осуществляется складирование или перевалка груза на другой вид транспорта, и т.п.
Выбор способа транспортировки, вида транспорта и логистических посредников производится на основе системы критериев. К основным критериям выбора способа транспортировки и вида транспорта относятся:
минимальные затраты на транспортировку;
согласованное время транзита (доставки груза);
максимальная надежность и безопасность;
минимальные затраты (ущерб), связанные с запасами в пути;
мощность и доступность вида транспорта;
продуктовая дифференциация.
В зарубежной практике выбора перевозчиков часто используются специально разработанные системы ранговых показателей. С точки зрения приоритета отдельных критериев (показателей) процедура ранжирования при выборе отдельных видов транспорта при организации транспортировки в ЛС служить лишь для приблизительной оценки соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Выбирая соответствующий вид транспорта, логистический менеджер должен учитывать мощность и провозные возможности, технико-эксплуатационные характеристики и пространственную доступность транспорта. Важным условием выбора является обеспечение сохранности груза в пути, соблюдение стандартов качества перевозочного процесса, международных экологических требований.
В то же время процедуры выбора способа транспортировки (перевозки), вида транспорта и перевозчика являются взаимосвязанными и по сути многокритериальными и должны решаться специальными методами векторной оптимизации. Сложность многокритериального подхода к рассматриваемой проблеме выбора заключается в разнонаправленности критериев, разной размерности и качественном характере многих показателей.
Центральное место среди решений относительно транспортировки занимает выбор перевозчика (или нескольких перевозчиков). Часто логистический менеджер доверяет этот выбор транспортно-экспедиционной фирме (экспедитору), с которой у грузовладельца имеются давние деловые отношения. При этом экспедитору выдаются определенные характеристики груза, критерии и ограничения из перечисленных.
Когда логистический менеджер выбирает перевозчика самостоятельно, он должен следовать определенному алгоритму (рис. 5.5). Когда определены способ перевозки и вид транспорта, проводится анализ специфического рынка транспортных услуг, на котором действует, как правило, достаточно большое число перевозчиков, имеющих разную организационно-правовую форму. Основными критериями предварительного отбора перевозчиков являются затраты на перевозку груза, надежность соблюдения сроков поставки, сохранность груза. Процедура выбора включает дополнительно систему других количественных и качественных показателей.
10.4.Транспортно-экспедиционное обслуживание
Наряду с перевозчиком основным логистическим посредником в транспортировке является транспортно-экспедиторская фирма (или экспедитор). Согласно ст. 801 Гражданского кодекса (ГК) РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В договоре транспортной экспедиции предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, заключить от своего имени или от имени клиента договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Экспедитор , как правило, оказывает клиентам дополнительные услуги:
оформление документов для экспорта-импорта грузов;
выполнение таможенных формальностей;
проверка комплектности и состояния груза;
погрузка-разгрузка транспортных средств;
уплата пошлин, сборов и других расходов, связанных с транспортировкой;
хранение, складирование, сортировка, комплектация груза;
информационные услуги, страхование и т.п.
Как видно из приведенного перечня услуг, транспортно-экспедиционные фирмы по существу интегрируют большое число логистических операций и функций в ЛС.
За рубежом многие крупные транспортно-экспедиторские фирмы и компании по экспресс-доставке - такие, как Ryder , DHL , Schenker - BTL , Federal Express , UPS , Leasnay , TNT , ASGAB , и другие выполняют большое число различных логистических операций и функций, стремясь захватить как можно большее число или протяженность логистических каналов, интегрируя логистические функции в территориальной зоне или по признаку продуктовой ориентации . Это позволяет фирмам-производителям ГП и грузоотправителям значительно сократить расходы, связанные с транспортировкой, грузопереработкой, хранением, улучшить качество логистического сервиса.
Транспортно-экспедиторское обслуживание начинается с момента принятия груза к перевозке и включает следующие операции :
подготовку груза к транспортировке,
доставку его к станциям железнодорожного и автомобильного транспорта, портам морского и речного транспорта, аэропортам,
оформление товарораспорядительных документов и сдачу груза перевозчику,
его хранение, упаковку и маркировку.
Экспедиторское обслуживание выполняется также в процессе самой транспортировки и связано с передачей груза с одного вида транспорта на другой. Последнее включает работы по доработке груза, приведению его в случае необходимости в транспортабельное состояние, исполнению таможенных формальностей в портах и пограничных станциях, рассылке транспортных документов и извещений об отгрузке. Транспортно-экспедиторское обслуживание также осуществляется в конечных пунктах назначения груза.
В настоящее время транспортно-экспедиторские компании и фирмы выполняют следующие основные операции:
Организацию и оформление перевозки.
Складские операции, связанные как непосредственно с процессом транспортировки груза, так и с его складским хранением.
Приведение товара в транспортабельное состояние.
Подготовку документов, представляемых таможенным органам, для перемещения товара через таможенную границу.
В транспортно-экспедиторских фирмах, как правило, заняты специалисты не только по транспортным вопросам, таможенным процедурам, международным торговым и транспортным обычаям, но и работники, которые наблюдают за конъюнктурой рынка транспортных услуг, в частности тарифов на морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные перевозки. Существуют специальные компании, занимающиеся сбором дополнений и изменений к транспортным тарифам, классификацией этих изменений, публикацией и рассылкой их заинтересованным клиентам.
Почти у всех транспортно-экспедиторских фирм и компаний есть постоянные перевозчики, которым они доверяют грузы. Получив поручение организовать перевозку грузов, экспедиторы устанавливают контакты с транспортными компаниями, чтобы забронировать под грузы необходимые транспортные средства. Современный экспедитор - часто одновременно и владелец (или арендатор, генеральный подрядчик) автопоездов, морских, речных и воздушных судов. Крупные экспедиторские фирмы обычно располагают различными транспортными средствами для перевозки грузов: грузовыми автомобилями, фургонами, рефрижераторными автопоездами. Экспедиторские фирмы часто содержат эти средства в крупных специализированных автотранспортных предприятиях, которые обеспечивают их техническое обслуживание.
Крупные транспортно-экспедиторские компании располагают собственным складским хозяйством, мастерскими по изготовлению тары и упаковке товаров, сортировочными центрами, собственным парком транспортных средств и оборудованием, в том числе контейнерами, поддонами, лихтерами и вагонами. Перечислим услуги транспортно-экспедиторских фирм:
консультации грузоотправителей или грузополучателей при выборе вида транспортного средства с учетом удобства, скорости и стоимости доставки груза;
организация доставки груза со склада отправителя на железнодорожную станцию или в порт и со станции или порта на склад получателя;
новая упаковка, маркировка и комплектация погрузочных партий, консолидация мелких партий в сборную крупную отправку для максимального использования провозной способности контейнера, вагона или судна;
подготовка и оформление документов для заключения договора перевозки груза с перевозчиком или с его агентом, брокером;
помощь в таможенном, санитарном, карантинном и ином оформлении отправок;
передача груза перевозчику или его агенту (порту, станции) и оформление приемо-сдаточных и перевозочных документов (коносаментов, накладных и т.д.);
организация хранения груза на складах и погрузочно-разгрузочных работ в пунктах перегрузки и перевалки грузов с одного вида транспорта на другой;
содействие в расчетах между продавцом и покупателем за реализованный товар путем передачи банку по месту отгрузки товара необходимых транспортных и товарных документов;
прием груза в пункте назначения от перевозчика или его грузового агента (порта, станции), проверка числа мест, массы груза, состояния его тары и упаковки;
оформление с перевозчиками или их грузовыми агентами коммерческих и других актов о недостаче или излишках груза, порче и повреждении груза и тары, пересортице и т.п.;
расчеты за перевозку грузов и погрузочно-разгрузочные работы в пункте отправления/прибытия;
рассортировка крупных партий импортных грузов в более мелкие, а также по сортам, размерам и т.п., последующая их переупаковка и перемаркировка;
организация сопровождения груза проводниками в процессе его транспортировки; оборудование вагонов и судов для перевозки специальных грузов (цитрусовых, зерновых и т.п.).
Необходимо также отметить, что определенную часть транспортно-экспедиторских операций выполняют поставщики экспортной и потребители импортной продукции силами своих специальных структурных подразделений - транспортных отделов или дочерних вспомогательных предприятий.
Помимо вышеназванных услуг, транспортно-экспедиторские предприятия помогают экспортерам определить минимальные затраты на упаковку и транспортировку товара и составить оптимальную калькуляцию транспортной составляющей его экспортной цены. В международной торговле существует практика составления расценочного листа, куда включаются все расходы по доставке товара покупателю в пункт назначения, с помощью экспедитора. Данные расходы обычно зависят от базисных условий поставки товара, условий работы линейных конференций и т.д. Для удобства экспортеров многие транспортно-экспедиторские фирмы могут предоставить не отдельные элементы транспортных расходов, а твердую ставку, куда включены все расходы международного экспедитора в процессе транспортировки товара, в том числе расходы, связанные с выпиской документов и ведением переписки.
Также необходимо отметить, что экспедитор зачастую действует как оператор смешанной перевозки. Современный экспедитор - часто одновременно и владелец (или арендатор, генеральный подрядчик) автопоездов, морских, речных и воздушных судов. Поэтому, приняв поручение на перевозку груза, он прежде всего использует свои транспортные средства.