Логистический сервис и его виды. Логистический сервис


Бюджетное устройство включает в себя три базовых элемента: организация бюджетной системы; принципы построения бюджетной системы; взаимоотношения между звеньями бюджетной системы.
Определимся в понятиях. Бюджетная система России - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней - федерального, регионального и местного. Национальная бюджетная система представляет собой единство бюджетов всех уровней бюджетной системы, функционирующих на основе единых принципов. На каждом уровне в бюджетной системе функционирует не только бюджет, но и бюджеты внебюджетных фондов. Такое устройство отсылает нас к советской бюджетной конструкции «матре- шечного» типа, когда самостоятельных внебюджетных фондов не существовало (например, Пенсионного фонда), но внутри бюджета, по сути, пенсионные доходы и расходы обособлялись.
Итак, в России функционируют следующие виды бюджетов.
Федеральный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций федерального уровня власти в РФ.
Региональный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Местный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.
Расширенный бюджет - свод консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов.
На рис. 2.1. представлено строение бюджетной системы России.
Консолидируются бюджеты по следующей схеме:
Консолидированный бюджет РФ =
Федеральный бюджет + Консолидированные бюджеты всех субъектов РФ
Консолидированный бюджет субъекта РФ =
Бюджет субъекта РФ + Местные бюджеты муниципалитетов субъектов РФ

На рисунке 2.2.показана «сборка» бюджета области.

Особое место, в силу социальной функции, в бюджетной системе занимают местные бюджеты. Муниципальные бюджеты составляют около 20% объема консолидированного бюджета страны. В РФ юридически оформлено 12 215 муниципальных образований, из них: type="disc"> городов - 625, из которых более 160 больших городов (к категории больших были отнесены города с численностью более 100 тысяч человек) с общей численностью населения около 67 млн. человек или около 70% всего городского населения страны. поселков - 516 городских районов и округов - 153 районов - 1404 сельских округов - 9314 сельских населенных пунктов - 203.
Из бюджетов муниципальных образований финансируется 65% расходов бюджета страны на образование, свыше 60% - на жилищнокоммунальное хозяйство, 58% - на здравоохранение, 50% - на социальную защиту населения. Этим определяется их важное политическое, социальное значение.
Выделим принципы, на которых основывается функционирование всех бюджетов.

Еще по теме Бюджетное устройство:

  1. Структурная единица 4. Бюджетное устройство и бюджетные системы стран с различным государственным устройством
  2. МОДУЛЬ 1. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
  3. Глава 1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ

№1 Понятие бюджета и его экономическое значение, функции бюджета.

Бюджет РФ – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва.

Как экономическая категория бюджет выражает систему денежных отношений между гос-вом, хоз. субъектами и населением по поводу распределения части стоимости общественного продукта в процессе формирования и использования централизованных фондов денежных средств.

Специфика бюджетных отношений как части финансов состоит в:

1. Они возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является гос-во.

2. Они связаны с формированием фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения потребностей гос-ва.

Цели и задачи:

1) финансовое обеспечение бюджетной сферы

2) перераспределение ВВП

3) госуд. регулирование и стимулирование

4) контроль за образованием и использованием централизованных денежных средств

Механизм бюджета – система формирования и использования ден.фонда, имеющая ряд специфических характеристик:

  1. сумма поступлений (Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов)
  2. сумма расходов бюджета (Инвестиции денежных средств в различные мероприятия на финансирование госнужд.)
  3. соотношение доходов и расходов (Соотношение доходов и расходов принимает форму баланса, профицита, дефицита)
  4. длительность бюджетного периода (Время, в течение которого реализуется конкретный бюджет. В РФ бюдж.год длится с 1 янв по 31 дек.; в США с 1 окт по 30 сент.; В Японии с 1 апр по 31 марта)

Функции бюджета:

  1. Фискальная (аккумулирование денежных средств в централизованных финансах)
  2. Распределительная (Обеспечение перераспределения централизованных денежных средств между различными сферами матер и немат производства)
  3. Контрольная (Обеспечение контроля за образованием, распределением и использованием денежных средств гос-ва)

№2 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.

Бюджетная система – совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетное устройство организационные принципы построения бюджетной системы, её структура и взаимосвязь объединённых в ней бюджетов.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

В унитарных(единых) гос-вах бюджетная система включает 2 звена: госуд. и местный бюджет (Франция, Великобритания, Швеция).

В федеративных гос-вах (Германия, РФ, США) функционирует 3уровневая система, согласно чему функционирует – республиканский (фед), региональный (субъекты фед), местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения).

В состав бюджетов субъектов РФ входят:

21 республиканский

55 областных и краевых

Москвы и СПб

Окружные бюджеты 10автономных округов

В составе местных бюджетов находится около 29 тыс местных бюджетов

Консолидированный бюджет РФ – свод Фед. бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Консолидированный бюджет:


бюджет субъектов РФ консолид местный бюджет


городов поселковых советов районов

Консолидированный бюджет ежегодно составляется, но не утверждается а форме закона. Информации я параметрах консолид. бюджета является очень важной для аналитических и прогнозных расчетов.

Федеральный бюджет разраб и утверждается в форме федеральных законов.

Бюджеты субъектов РФ в форме законов субъектов РФ.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с бюджетным Кодексом РФ бюджетная система основывается на принципах.

Принципы бюджетной системы:

1) Единство бюджетной системы (единая правовая база, единая денежная система, единая бюджетная классификация, единство бюджетного процесса и единые санкции за нарушение бюджетного законодательства.)

2) Разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы (реализация через закрепления соответствующих доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти соответственного уровня)

3) Принцип самостоятельности (органы власти соответствующего уровня имеют право: - формировать свой бюджет (т е самостоятельно осуществлять бюджетный процесс)

Определить направление расходов исходя из наличии соответствующих источников дохода каждого уровня бюджета

4) Принцип равенства бюджетных прав субъекта федерации и муниципальных образований (определение бюджетных полномочий органов гос.власти, субъектов и органов местного самоуправления в области установления и исполнения расходов, обязательных в формировании неналоговых и налоговых доходов).

5) Принцип полноты отражения всех доходов, расходов и источника финансирования дефицита бюджета (означает что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов в обязательном порядке и полном объёме отражаются в соответствующем бюджете).

6) Принцип сбалансированности (объем расходов должен соответствовать объему доходов).

7) Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (при исполнении бюджетов должны достигаться заданные результаты с использованием наименьшего объёма средств).

8) Принцип общего совокупного покрытия расходов (все расходы должны покрываться общей суммой доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита).

9) Принцип прозрачности (открытости). Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов отчётов об их исполнении.

10) Принцип достоверности (надёжность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчётов доходов и расходов бюджета).

11) Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств (бюджетные средства должны выделяться в распоряжение конкретных получателей на финансирование конкретных задач).

12) Принцип подведомственности (означает, что получатели бюджетных средств в праве получать бюджетные ассигнования только органов главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся).

13) Принцип единства кассы (зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счёта за исключением операций, осуществляемых за пределами соответствующий территорий).

№3 Бюджетный федерализм.

Федеральное устройство РФ является предпосылкой возникновения фин-бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм – наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве. Характеризует разграничения прав и полномочий между центром и регионами.

Принципы:

1 Принцип законного разграничения полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления

2 Обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения возложенных на них функций.

3 Обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы.

Вертикальное выравнивание – компенсирование дисбаланса региональных бюджетов за счёт средств финансовой помощи, поступающей со счетов вышестоящего бюджета на счета нижестоящего бюджета:

Трансферты - средства, поступающие из федерального и регионального фонда, размеры которых рассчитываются по установленным правительством нормативам.

Дотации - средства, предоставленные бюджетов другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенции - средства, предоставленные бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов.

Субсидии - средства, передающиеся бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования текущих расходов.

Горизонтально выравнивание – пропорционально распределение налогового беремени между субъектами федерации для устранения или снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий.

4 Принцип самостоятельности и равноправия, который выражается в самостоятельном определении направлений использования бюджетных средств.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетное устройство страны характеризуется бюджетной системой и бюджетной классификацией.

Бюджетная система представляет собой совокупность всех бюджетов, функционирующих на территории страны. Вместе с системой внебюджетных фондов она образует систему государственных финансов.

Структура бюджетной системы определяется структурой государственного управления. Сектор государственного управления в России, как в республике с федеральным устройством, охватывает федеральный, региональный (республики, края, области, Москва, Санкт-Петербург) и местный (муниципальный) уровни. В унитарных (единых) государствах существуют два уровня управления: центральный и местный (муниципальный).

Основные типы институциональных единиц, относящихся к сектору органов государственного управления, следующие:

- федеральные органы управления : Федеральное Собрание, аппарат Президента Российской Федерации, аппараты федеральных министерств и ведомств; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые, как правило, из федерального бюджета; государственные внебюджетные фонды; учреждения (посольства, представительства, консульства) Российской Федерации за границей;

- региональные органы управления : органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, аппараты президентов республик в составе Российской Федерации, аппараты исполнительной власти Российской Федерации; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры иискусства, науки, финансируемые за счет бюджета субъектов Российской Федерации; внебюджетные фонды, создаваемые субъектами Российской Федерации; представительства субъектов Российской Федерации;

- местные (муниципальные) органы управления : органы законодательной (представительной) власти, аппараты местной администрации, аппараты местной исполнительной власти; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые из местного бюджета; внебюджетные фонды, создаваемые местной администрацией.

Различные государственные единицы должны объединяться с тем уровнем государственного управления, за счет которого в основном осуществляется их финансирование и который контролирует их деятельность. Например, операции по социальному страхованию рассматриваются как часть того уровня управления, на котором они осуществляются.

Соответственно бюджетная система Российской Федерации по своей структуре состоит из трех уровней. К первому относятся федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Ко второму – бюджеты субъектов Федерации и бюджеты региональных государственных внебюджетных фондов. К третьему – местные бюджеты. В унитарных государствах бюджетные системы являются двухуровневыми. При этом в федеративных государствах местные бюджеты не должны включаться в бюджеты членов Федерации, а в унитарных – соответственно в государственный бюджет.

Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются соответственно в форме федеральных законов или законов субъектов Федерации. Местные бюджеты утверждаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления.

Федеральному бюджету и бюджетам других уровней управления принадлежит центральная роль в системе государственных финансов. В то же время важную роль в государственных финансах выполняют различные государственные фонды на федеральном или местном уровнях, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие целевое назначение. Как правило, такие фонды создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Источниками средств для таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления из бюджета, капитализация доходов и займы.

Наиболее значимыми являются социальные внебюджетные фонды. В России к ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Внебюджетные фонды являются автономными организациями, управляющими поступающими в них средствами.

Годовой финансовый бюджет и внебюджетные фонды в России составляются и утверждаются на один финансовый год, соответствующий календарному году. При этом финансовые операции относятся к тому периоду времени, когда они действительно имели место, а не к бюджетному периоду, для которого они были утверждены. В этом случае общие суммы доходов и расходов по бюджетным обязательствам будут отражать фактическое состояние бюджета.

Наряду с самостоятельными бюджетами каждого уровня управления в целях получения обобщенных данных составляются консолидированные бюджеты .Бюджет субъекта Федерации вместе со сводом бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, образует консолидированный бюджет субъекта Федерации. Федеральный бюджет вместе со сводом бюджетов субъектов Федерации образует консолидированный бюджет Российской Федерации. Если к нему присоединить внебюджетные социальные фонды, то получится консолидированный бюджет органов государственного управления в целом.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации составной частью бюджетной системы является также бюджетная классификация Российской Федерации.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как это предусмотрено Бюджетным кодексом (ст. 28 Кодекса), базируется на следующих принципах:

1) принцип единства бюджетной системы, предусматривающий единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней;

2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, означающий закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти различных уровней;

3) принцип самостоятельности бюджетов, означающий:

Право законодательных (представительных) органов всех уровней самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;

Законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно, в соответствии с Бюджетным кодексом, определять направления расходования средств и определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

Недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Принцип сбалансированности бюджета, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита;

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, означающий необходимость достижения заданных результатов при минимальном расходе средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов, означающий, что все расходы должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления из источников финансирования не могут быть увязаны с определенными расходами, за исключением доходов целевых бюджетных фондов;

Принцип гласности, согласно которому бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательной публикации в открытой печати, а также означающий открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;

Принцип достоверности бюджета, означающий надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджетов;

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.