Иркутская тэц 9. «Первое, чем мы гордимся, – люди, второе – сама станция

Причины, по которым власти выступили с инициативой перехода на прямые расчеты между собственниками и РСО, поняты: около 30 % управляющих компаний задерживают перечисление РСО средств, полученных от жильцов за коммунальные услуги. По этой причине собираемость денег у РСО составляет всего 80 %. По замыслу властей, практика прямых договоров с РСО перекроит всю систему обеспечения коммунальными услугами и снабжения коммунальными ресурсами. Как предполагается разработчиком проекта – правительством РФ, новый закон поможет сократить задолженность населения в сфере ЖКХ, которая уже достигла 1 трлн руб. и продолжает увеличиваться. Потенциально новая система сможет снизить до минимума количество просрочек в области ЖКХ, так как сейчас ситуация по долгам в этой сфере считается катастрофической.

Наличие прямых договоров подразу­мевает передачу денежных средств в качестве уплаты за коммунальные услуги от собственников в РСО, причем платить за пользование по коммунальным услугам и за жилое помещение придется по единому документу. В этом документе будет присутствовать информация о размере платы и по коммунальным услугам, и за пользование жилым помещением, имеющиеся долги за указанные услуги, а также идентификационные коды потребителя услуг и ресурсоснабжающей организации.

Что касается типовой формы такого документа, несмотря то что она утверждена правительством страны, в письменной форме его заключать необязательно. При подключении пользователя к инженерно-техническим сетям, то есть к газо- и электросети, к водоотводу и прочим коммуникациям договор заключается автоматически, что подразумевает дальнейшую оплату за потребленные коммунальные услуги. На плечи управляющей организации ложится также сбор данных, которые нужны для исполнения договоров, расчета платы и дальнейшая отправка представителям РСО. В перечень требуемых данных входят персональная информация о жильцах, потребляющих коммунальные услуги. Передача данных конкретно в этом случае не противоречит действующему законодательству. Также обязательно включается снятие показаний с индивидуальных или общих приборов учета.

До 1 сентября 2017 г. уполномоченные органы субъекта РФ обязаны будут провести конкурс и выбрать информационно-расчетный центр либо принять решение, что он будет создан. Этот срок можно продлить, если соблюдены два условия: в регионе уже создан информационно-расчетный центр и к 1 июля 2017 г. он работает не менее одного года. Кроме того, срок продлится, если региональный МФЦ выполняет функции по начислению платы по коммунальным услугам.

Управляющим организациям (УО), кооперативам и ТСЖ дается срок до 1 октября 2017 г., чтобы заключить договор с информационно-расчетным центром об обеспечении формирования единого платежного документа. До 1 ноября 2017 г. УО и РСО должны расторгнуть ранее заключенные договоры ресурсоснабжения и заключить договоры на поставку ресурсов для содержания общего имущества.

Особенности заключения прямых договоров с РСО

Стороны должны поделить между собой ответственность в случае непредоставления коммунальных услуг либо предоставления таких услуг ненадлежащего качества. Качество коммунальных услуг предлагается контролировать на границе зон ответственности управляющего домом и ресурсоснабжающей организации. Проще говоря, за качество и непрерывность подачи коммунальных ресурсов отвечают ресурсопоставщики, а если причина этого кроется в неполадках внутридомовых сетей, то вина будет лежать на управляющей компании.

Управляющая организация также выступает посредником в спорах, которые затрагивают отсутствие предоставления коммунальных услуг или их качество; также к ней нужно обращаться, если есть желание выполнить перерасчет начисленной платы – такое обычно возникает, когда происходит нарушение на границе многоквартирного дома. Тут все зависит от того, в каком конкретно месте произошло нарушение, так как РСО отвечает только за границу многоквартирных домов, тогда как за все неисправности внутри дома платит уже УО. Управляющая организация, как и РСО, обязуется оформлять публичные договоры с расчетными центрами.

Что касается ответственности собственников, то с 1 января этого года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, которые увеличили ответственность жильцов за просрочку коммунальных платежей (размер пени составит теперь более 20 % годовых). Еще одним нововведением, призванным заставить жителей вовремя вносить плату за услуги ЖКХ, стало разрешение арестовывать единственное жилье должников. Выгонять хозяев на улицу по‑прежнему нельзя, но должники лишатся возможности продать жилье или прописать там новых людей. Еще строже обстоит дело с частными домами и землей, так как теперь у должников могут отрезать участок земли и продать.

А в начале марта вышел Федеральный закон № 45‑ФЗ, разрешающий взыскивать коммунальные платежи в приказном порядке, а также вводящий упрощенную процедуру рассмотрения некоторых гражданских дел. Теперь УО могут прийти в суд и выписать судебные приказы на всех, кто числится в черном списке неплательщиков, а не судиться с каждым отдельно. А дальше в дело вступят судебные приставы.

Плюсы и минусы прямых договоров

Если говорить о плюсах новых правил, то для ресурсоснабжающих организаций плюс заключается в том, что к ним пойдут прямые платежи граждан, без всяких задержек, минуя так называемый «буфер» в виде управляющих организаций и товариществ собственников недвижимости (ТСН). Главным же плюсом для управляющих организаций и ТСН станет то, что они избавятся от долгов потребителей за коммунальные услуги. Кроме того, плата за коммунальные услуги, собираемая ранее управляющими организациями, больше не будет учитываться в качестве их прибыли при налогообложении, а значит, многие компании смогут перейти на упрощенную систему налогообложения.

Для собственников плюсом должен стать тот факт, что уменьшается вероятность банкротства управляющей компании, ТСЖ или ЖСК из‑за долгов перед ресурсоснабжающими организациями. А в случае возникновения задолженности перед РСО за коммунальные услуги управляющая организация не будет компенсировать ее деньгами, собранными на содержание и текущий ремонт жилого дома. Появляется и возможность перерасчета за низкое качество услуг.

Что касается минусов, то для собственников это прежде всего риск путаницы с платежками из‑за необходимости оплаты различным структурам в различных местах. Могут также возникать проблемы с осуществлением перерасчета за низкое качество коммунальных услуг или за экономию ресурсов.

В целом же, как считают эксперты, изменения в Жилищный кодекс дадут только общее направление, концепцию. Все тонкости должны быть прописаны в постановлениях и других подзаконных актах. Это должно быть сделано, во‑первых, быстро, во‑вторых, с учетом всех возможных вариантов развития событий. В противном случае новые правила лишь ухудшат положения с неплатежами в ЖКХ.

Другим видом договоров является договор, который сейчас ресурсоснабжающие организации имеют право заключать с собственниками напрямую, причем собственник сам по себе не может обратиться в ресурсоснабжающую организацию.

Если собственник квартиры определенного многоквартирного дома захотел заключить договор исключительно с ресурсоснабжающей организацией, он этого сделать не сможет. Вы должны иметь ввиду, что в многоквартирных домах этот вопрос решается исключительно решением общего собрания.

Если в доме есть ТСЖ или ЖСК, то решение вопроса об оплате коммунальных ресурсов (либо всех, либо одной конкретной услуги) напрямую ресурсоснабжающей организации решается на решении общего собрания членов ТСЖ или ЖСК. На этом собрании принимается решение о том, что собственники имеют право оплачивать конкретный коммунальный ресурс или все коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающей организации. Вопрос на собрании решается в отношении всех собственников (как жилых, так и нежилых помещений).

В отношении тех многоквартирных домов, в которых нет ТСЖ, ЖСК и которые управляются управляющими компаниями, также на общем собрании собственников можно принять решение о том, что собственники помещений в многоквартирном доме имеют право оплачивать коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации.

Эти условия не касаются тех коммунальных услуг, которые идут на общие нужды дома. Таким образом, оплата коммунальных услуг, которые идут на общие нужды дома, не производится напрямую ресурсоснабжающей организации, а производится через исполнителя, управляющую компанию, ТСЖ и ЖСК.

Что касается тех многоквартирных домов, в которых не создано ТСЖ и ЖСК: они управляются управляющей компанией. Вопрос, поставленный на решение общего собрания о том, что собственники как жилых, так и нежилых помещений помещений (согласно Жилищному Кодексу) оплачивают напрямую ресурсоснабжающей организации.

Если собственники выбирают на общем собрании возможность оплаты коммунальных услуг (одной, нескольких или всех) напрямую ресурсоснабжающей организации, то делают они это все вместе. Эти условия установлены в Жилищном Кодексе в статье 155. Пункт 18 354 Постановления Правительства говорит о том, что собственник нежилого помещения может обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора на оплату коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающей организации.

На собственника нежилых помещений возлагается дополнительная ответственность за предоставление определенных сведений исполнителю в лице управляющей компании, ТСЖ, ЖСК. При этом в пункте прямо не указано, что собственник нежилых помещений должен спрашивать согласие или подчиняться решению общего собрания.

Иногда возникают ситуации, когда все собственники жилых помещений оплачивают коммунальные услуги через исполнителя в ресурсоснабжающую организацию, а собственник нежилых помещений заключает договор напрямую с ресурсоснабжающей организации, минуя исполнителей. Это возникает из-за того, что некоторые нормативные акты в каких-то частях противоречат друг другу либо написаны так, что позволяют толковать данные статьи несколько по-разному. В данном случае, с одной стороны Жилищный Кодекс , который говорит о том, что общее собрание устанавливает возможность оплаты для собственников, не разделяя их, и с другой стороны Постановление Правительства 354 .

Жилищный Кодекс выше по своей юридической силе и должен применяться в случае противоречий. Поэтому мы можем настаивать в данном случае на том, что при заключении прямых договоров собственники нежилых помещений должны подчиняться решению общего собрания собственников либо решению общего собрания членов ТСЖ, ЖСК.

При этом наличие прямой оплаты ресурсоснабжающим организациям от собственников жилых и нежилых помещений не означает, что договор ресурсоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией не будет заключен. Договор между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем должен быть подписан в любом случае, так как оплата за общие нужды дома идет через исполнителя. В договоре ресурсоснабжения, который заключается между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем, в рамках 124 Постановления Правительства , должны быть предусмотрены следующие основные моменты:

1. Когда, каким образом и в какие сроки ресурсоснабжающая организация будет информировать исполнителя о задолженности, Отдельно должна быть сформирована задолженность, которая есть у потребителей ресурсоснабжающей организации, и та задолженность, которая есть за оплату коммунальных ресурсов, которые идут на общие нужды дома.

2. Условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются все начисления, которые идут при использовании общего имущества и которые идут для каждого исполнителя.

3. Порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя в лице управляющей компании, ТСЖ, ЖСК по приостановлению или ограничению коммунальных услуг для должников. Ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению в предоставлении коммунальных услуг.

Порядок приостановления или ограничения коммунальной услуги расписан в 354 Постановлении , и применение его для должников исполнителя вызывает очень большие сложности.

Во-первых, потому что это достаточно трудоемкая процедура, во-вторых, не всегда есть техническая возможность для отключения, в-третьих, можно спрогнозировать при отключении коммунальной услуги, даже если должник очень злостный. Он обращается в суд с соответствующими требованиями, и это стопроцентно возникающая судебная процедура, которая даже при наличии долга, даже при указании законодательства о том, что исполнитель имеет право отключать должников, не всегда прогнозируется в пользу исполнителей в плане вынесения решения.

И в данном случае мы можем сделать вывод, что в принципе ресурсоснабжающая организация сама не отключает должников. Она в договоре ресурсоснабжения данную обязанность перекладывает на управляющую организацию, ТСЖ и ЖСК, при этом строго описывая процедуру действий: как и в какие сроки должен отреагировать исполнитель, если ему поступило требование от ресурсоснабжающей организации произвести отключение должника.

В данном случае нужно для управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК перед подписанием договора с таким пунктом нужно обратить внимание на возможность отключения. Если у вас возможности отключения должника нет, то подписывать договор с таким пунктом просто бессмысленно, особенно если предусмотрены штрафные санкции за невыполнение требований ресурсоснабжающей организации.

Для ресурсоснабжающей организации, так же как и для управляющей компании, ТСЖ, ЖСК при заключении договора мы предусматриваем очень много обязательств сторон. Но любые обязательства можно нарушить, и для незаконопослушных сторон они часто не имеют смысла, если не предусмотрена ответственность за нарушение. Поэтому очень четко прописывайте обязательства сторон в договоре, смотрите внимательно на раздел "Ответственность", и предусматривайте за каждое нарушение обязательства какую-либо ответственность (штраф, пени, вопрос расторжения договора). В этом случае эффективность исполнения обязательств у сторон будет повышаться.

В данном случае ресурсоснабжающая организация может установить штрафные санкции для исполнителей в случае невыполнения условий по приостановлению или ограничению в предоставлении коммунальных услуг для должников. И также в данном договоре (в случае если потребители напрямую вносят оплату за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации) нужно прописать обязанность исполнителя о том, чтобы они предусматривали порядок внесения платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации в договорах, которые заключаются с потребителями. В договоре между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией должен быть прописан определенный порядок платежей. Такой же порядок внесения платежей устанавливается в договорах между исполнителем и конечным потребителем. Они не должны быть различными.

Прямых договоров, подписанных на бумаге, у ресурсоснабжающей организации и конечного потребителя может и не быть. Для того чтобы ресурсоснабжающей организации принимать напрямую денежные средства от потребителей за коммунальные услуги, необходимо решение общего собрания, обращение представителя с предоставлением данного протокола общего собрания. В дальнейшем механизм принятия денежных средств и выставления счетов будет отработан. А самого договора может и не быть. Договор будет между потребителем и исполнителем, в котором этот момент оплаты предусмотрен.

Мы рассмотрели основные моменты, которые нужно предусматривать в договоре ресурсоснабжения, заключающемся между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем, как в случае оплаты за коммунальные ресурсы через исполнителя, так и в случае оплаты за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.

25 января 2018 года комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ единогласно поддержал поправки ко второму чтению законопроекта о переходе собственников на прямые договоры. Напомним, что в настоящий момент даже, если собственники приняли решение на общем собрании о переходе на прямые платежи по оплате за коммунальные услуги, ресурсоснабжающая организация может наложить вето на решение собственников о таком переходе.

А всё дело в том, что ресурсоснабжающая организация вместо тысяч управляющих компаний – плательщиков услуг теперь получит миллионы собственников плательщиков. Для этого необходимо создавать крупные расчетные центры и привлекать дополнительные ресурсы. И хотя гиганты компании только и жалуются на УК, которые не перечисляют им деньги, переход на прямые договоры дается им тяжело. Именно поэтому этот законопроект уже долгие годы не двигался с места. Теперь это право вето будет отменено. Таким образом, при желании собственников многоквартирного дома перейти на прямые договоры минуя управляющую компанию, ресурсоснабжающая организация должна обеспечить реализацию таких расчетов в срок 3 месяца.

Переход на прямые договоры состоится в этом году

Законопроект, поддержанный Минстроем России, предлагает новый формат договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. С принятием законопроекта договор будет возможно заключить между ними напрямую, минуя управляющую компанию. При этом договор по типовой форме, утвержденной Правительством РФ будет заключаться автоматически, без необходимости подписывать какие-либо документы. А «единым окном» по всем вопросам потребителя остается УК.

Переход на прямые договоры может быть осуществлен решением или в принудительном порядке, в случае если судом зафиксирована двукратная задолженность управляющей компании перед ресурсоснабжающей организацией. Кроме того, законопроект сохраняет действие прямых договоров, заключенных потребителями с ресурсоснабжающими организациями ранее.

Исключение «права вето» ресурсоснабжающей компании на решение собственников о переходе на прямые договоры – это принципиальное условие обеспечения прав потребителя. В том числе, это поможет сделать рынок управления жильем экономически неинтересным для недобросовестных УК. Которые ранее боролись за этот рынок лишь с целью обогащения на деньгах за коммунальные услуги. Теперь в случае принятие собственниками решения о переходы на прямые платежи, управляющие компания будут получать на свои счета денежные средства только за содержание и ремонт жилья. Эти средства являются малой частью всех собираемых средств в настоящий момент. Те, кто не заинтересован заниматься только содержанием общего имущества дома могут уйти с рынка.

Данный законопроект направлен на создание прозрачной системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Исключение возможности утаивать на счетах управляющих компаний часть средств, причитающихся ресурсоснабжающим организациям, и общее укрепление платежной дисциплины.

Появление ТЭЦ нефтеперерабатывающего завода в Ангарске, позже получившей имя ТЭЦ-9, пришлось на эпоху больших строек: Ленинградское отделение института «Теплоэнергопроект» разработало проектное задание на строительство ТЭЦ в 1957 году, в июле 1958-го был заложен первый камень, а через год будущая станция была передана в энергосистему «Иркутскэнерго». Пуск первого котлоагрегата и турбины состоялся 16 мая 1963 года. По проекту установленная мощность станции равнялась 300 МВт, выработка электроэнергии – 922,372 тыс. кВт/ч.

– Прежде «девятка» была первой в Приангарье по тепловой мощности, – говорит Александр Цветков, – и сегодня ТЭЦ-9 – одна из крупнейших в Иркутской энергосистеме: установленная тепловая мощность станции составляет 2456,6 Гкал/час. Однако с развитием Иркутска, где потребности в тепле росли более интенсивно, Ново-Иркутская ТЭЦ её обогнала. Установленная электрическая мощность – 540 МВт, ТЭЦ-9 сегодня опережает лишь рядом стоящая «десятка», которая является ГРЭС, и Ново-Иркутская ТЭЦ.

– Сегодня чем гордится станция?

– «Девятка» всегда славилась в первую очередь персоналом. С ТЭЦ-9 вышли многие замечательные специалисты, очень интересные люди. Достаточно назвать несколько славных имён: Борис Петрович Варнавский, Виктор Митрофанович Боровский, замечательный директор Виктор Александрович Филатов. Первым руководителем станции была Софья Андреевна Мотыгина, личность легендарная. Сейчас ей 93 года, она живёт в Ростове и по-прежнему следит за событиями в энергетике. Совсем недавно Софья Андреевна прислала письмо на адрес коллектива и директора ТЭЦ-9, в котором она вспоминает время работы на станции как самые яркие годы своей жизни.

Многие приходили на «девятку» с ТЭЦ-1, а отсюда – на разные станции энергосистемы и даже за её пределами. Здесь всегда уделялось большое внимание подготовке персонала, «девятка» – настоящая кузница кадров.

– Сколько человек сегодня работают на станции?

– Около 550 сотрудников. Десять лет назад здесь работали 1300 человек, затем начался вывод непрофильного бизнеса – отделилось охранное предприятие, столовая, транспорт и гаражное хозяйство, в 2004 году образовался «Спецэнергоремонт», куда вошли два наших цеха.

– Что можно сказать о составе сотрудников?

Средний возраст работников – порядка 47–50 лет. Мне самому в прош-лом году исполнилось 50, директору станции столько будет в этом году. Если говорить об образовании, в котельном и турбинном цехе много специалистов с высшим образованием, причём именно энергетическим. Пожалуй, около 60% оперативного персонала имеют высшее техническое образование, а если взять в общем, наверное, эта доля составит около 40%.

– У «девятки» есть какие-то свои, особые традиции?

– Важная традиция – ежегодное чествование ветеранов Великой Отечест-венной Войны и производства. Мы их не забываем, собираем здесь на 9 мая, да и вообще поддерживаем с ними отношения. Стараемся помогать, если у ветеранов возникают какие-то трудности.

Остальные традиции простые, жизненные. Весной – наведение порядка на территории, летом, когда персонал разгружен, – наведение порядка внутри станции.

Каждый год в мае проводится соревнование среди сотрудников по пожарно-прикладному мастерству, участвуют порядка 12 команд. Уже около 10 лет проводим состязания по профмастерству среди оперативного персонала. В них участвуют котельный, турбинный, химический цеха, электроцех, цех топливоподачи. В профессиональный праздник – День энергетика – награждаем отличившихся. В мае будет проводиться конкурс профессионального мастерства «Иркутскэнерго». Мы, естественно, будем в нём участвовать, команда ТЭЦ-9 начала готовиться заранее. Такие соревнования дают сотрудникам видение перспектив карьерного роста, руководству – информацию о потенциале работников.

Из года в год наша лаборатория контроля металлов, созданная в 2000 году, участвует в российских соревнованиях по своему профилю. В этом году дефектоскопист Евгений Болдаков занял призовое третье место. Это тоже наша гордость.

– А вы давно работаете на станции?

– Да, в следующем году будет 30 лет. Окончил Иркутский политехнический институт в 1984-м, а в октябре того же года устроился на ТЭЦ-9.

– С какой должности начинали?

– Все, кто приходит с высшим образованием, начинают в котельном цехе с должности машиниста-обходчика гидрозолоудаления IV разряда, в турбинном цехе – машиниста-обходчика турбин

IV разряда. Потом постепенно поднимаешься по традиционной для энергетика лестнице. Я начинал с котельного цеха. Позже поступали предложения с других станций, даже из Москвы, но я прирос к «девятке», к тому же здесь семья и родители.

– За тридцать лет станция, наверное, сильно изменилась?

– Две недели назад сюда приходил один из наших ветеранов, Анатолий Иосифович Бурлак, ещё одна легенда ТЭЦ-9.

И вот у меня возникло предложение: «Анатолий Иосифович, вы уже 14 лет на станции не работаете, давно в цехе не были. Пойдёмте?». Мы взяли каски, пошли в турбинный цех, прошли по восьмой отметке, я показал нововведения. Затем дошли до совершенно новой четвёртой бойлерной, построенной в стеснённых условиях. Зашли на групповой щит, там как раз дежурил машинист Виктор Михайлович Ермолович, тоже давно работающий на станции. Показали Бурлаку третий и четвёртый котлы – панели управления нет, зато стоят 8 мониторов, где видны все параметры, и две клавиатуры. Анатолий Иосифович посмотрел на это всё и сказал: «Я на этой станции не работал». Так всё изменилось.

Конечно, у тех, кто работал раньше, были другие задачи: новая станция, новые котлы с двусветным экраном ТП-85 проектировались под черемховский уголь, а с конца 1960-х стал поступать азейский. Котлы и поверхности нагрева вели себя плохо, нашим предшественникам пришлось сделать серьёзную реконструкцию. Надо сказать большое спасибо бывшему директору станции Геннадию Петрович Жидяевскому, бывшему главному инженеру Геннадию Васильевичу Одякову. Перечислять фамилии можно долго. Они довели оборудование до состояния, в котором оно могло надёжно работать и нести нагрузку, близкую к номинальной, не шлаковать и соблюдать все режимы. Нам было уже немного легче. А сейчас уже можно уделять внимание эстетике. Хотя и сегодня мы следим за развитием технологий, движемся вперёд.

– В каком состоянии оборудование станции сегодня?

– Если первое, чем мы гордимся, – люди, то второе – сама станция. Износ основных фондов – котлов, турбин – по бухгалтерским оценкам – 50-60%, но если рассматривать физическое состояние – около 40%. Да, оборудование не новое, сложное, но мы его поддерживаем ремонтами и инвестициями в хорошем состоянии, оно надёжно отапливает Ангарск.

За последние годы завершены крупные инвестиционные проекты: в 2010 году – строительство теплотрассы №6, пуск турбины №8 в позапрошлом году с установкой РОУ, что позволило снять с неё ограничения и взять номинальные 100 МВт, в прошлом году – строительство новой бойлерной №4 и снятие ограничений с турбины №4. Эти проекты позволили увеличить располагаемую мощность до 540 МВт. В декабре станция набрала рекордные 570 МВт. В последние годы мы забрали часть нагрузки с ТЭЦ-10: Юго-Западный и Юго-Восточный районы, район АЭХК и птицефабрики.

– Планируются ли новые масштабные инвестпроекты на ближайшие годы?

– Такие крупные – пока нет. Однако в этом году нам предстоит большая работа по трассам ГЗУ. За три года мы должны переложить трассы ГЗУ на новое место, так как есть сложности из-за их прохождения вблизи Восточно-Сибирс-кой железной дороги. Проект объёмный, на 15 миллионов рублей. Второй проект, который мы начинаем в этом году, – противопожарная система топливоподачи. Много работаем над автоматизацией. На «девятке» совместно с инженерным центром «Иркутскэнерго» за последние четыре года автоматизировано семь котлов. В этом году мы автоматизируем ещё два, а в 2014 году – два последних. Новая бойлерная №4 выполнена уже с АСУ. В планах – перевести восьмую, девятую, десятую бойлерные на систему автоматизации. Со следующего года начнём автоматизацию топливоподачи, а затем, думаю, подойдём к турбинам.

В этом году также делается проект теплотрассы №1 в сторону ТЭЦ-1, которая станет своеобразной перемычкой между двумя теплоисточниками в системе теп-лоснабжения горячей водой, строительство запланировано на 2014-2015 годы. Переброс нагрузки с ТЭЦ-1 на ТЭЦ-9 поз-волит взять Ангарск и Ангарский район в энергетическое кольцо, снизить себестоимость энергии и минимизировать рост тарифов, поскольку на «девятке» более экономичное оборудование.

– Расскажите, пожалуйста, о планах на этот год по ремонтной программе.

– Этот год мало чем отличается от предыдущих, потому что обычно в среднем, капитальном или расширенном текущем ремонте находятся два-три котлоагрегата и одна-две турбины. Это рутинная работа.

– ТЭЦ-9 изначально проектировалась как станция нефтеперерабатывающего завода. Есть ли какие-то особенности в работе в связи с этим?

– Законы экономики говорят, что для производителя важен любой потребитель, надо его завоёвывать, то есть выдавать товар хорошего качества. Примерно 10–15% тепла в парах потребляет нефтехимический комбинат, остальное уходит в город, где есть не только население, но и менее крупные производства. Раньше доля комбината была больше. В 1980-е годы «девятка» отдавала на нефтехимическую компанию 1000–1200 тонн пара различных параметров в час, в настоящее время – порядка 250–300 тонн. Показатель упал в тот период, когда почти все предприятия сокращали нагрузку, выпуск продукции. Затем АНХК начала развивать свой тепловой бизнес. Четвёртая и восьмая турбины Р-100 на «девятке», которые ставились в советское время именно для того, чтобы выдавать такие мощные пары, стали невостребованными. Ряд мероприятий, о которых я раньше говорил, позволили нам включить это оборудование в работу, используя его зимой для теплофикации.

– Как станция прошла эту зиму?

Отопительный сезон прошёл ровно. Зима была холодной, но для нас было важно, что мы выдержали также хорошие электрические нагрузки в связи с вводом Богучанской ГЭС. Считаю, мы отработали достойно.

– Каким вы видите развитие станции в долгосрочной перспективе?

– Есть новые технологии, которые буквально врываются в жизнь. На этой площадке, где есть инфраструктура, мы можем менять оборудование на более совершенное – например, с приходом газа, о котором много говорится в Иркутской области, это могут быть парогазовые турбины. Пока газ дороговат, однако такие возможности рассматриваются. Не последний фактор – экология. Пора говорить об электрофильтрах. В наших стеснённых условиях ставить их трудно и дорого, однако к этому надо стремиться, поскольку, повторю, экологические вопросы очень важны. Ну а главная задача остаётся прежней – надёжно снабжать город теплом, тем более на «девятке» теперь больше ответственности.