Сущность туристского продукта понятие определение структура. Туристский продукт и его элементы

Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики на рынке ценных бумаг. Основной стратегической задачей всей системы государственного регулирования рынка является формирование и обеспечение неукоснительного соблюдения таких правил деятельности всех его субъектов, при которых рынок ценных бумаг наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономические функции - мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и формирование доходных и надежных инструментов сбережения для населения.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется:

Путем установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

Государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

Лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

Создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

Запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется различными государственными органами.

В целях предупреждения, выявления и пресечения финансовых правонарушений на рынке ценных бумаг, обеспечения законности деятельности, связанной с цепными бумагами, защиты нрав и законных интересов эмитентов, инвесторов и других участников фондового рынка уполномоченными государственными органами осуществляется финансовый контроль над рынком ценных бумаг.



Данный вид финансового контроля базируется на принципах законности, четкого разграничения компетенции контролирующих органов, их реального взаимодействия с правоохранительными структурами, недискриминационного характера применения мер воздействия на подконтрольных субъектов, применения мер воздействия в справедливо обоснованном объеме, не приводящем к тяжелым финансовым последствиям для подконтрольного субъекта, и др.

Объектом финансового контроля над рынком ценных бумаг является деятельность, совершаемая в основном в виде следующих операций:

1) эмиссионных - связанных с выпуском ценных бума!" в обращение. При совершении этих операций предметом контроля являются, например, наличие права на совершение эмиссии, ее объемы и информационное обеспечение;

2) инвестиционных - связанных с приобретением ценных бумаг в целях получения дохода от владения ценными бумагами (институциональные инвестиции) или в целях получения права управления эмитентом (стратегические инвестиции). Предметом контроля в данном случае являются объемы инвестиций в ценные бумаги;

3) посреднических - связанных с получением дохода от предоставления профессиональных услуг на рынке ценных бумаг эмитентам и инвесторам. Посреднические операции контролируются, например, на наличие достаточных финансовых средств на оказание посреднических услуг на рынке ценных бумаг.

Подконтрольными субъектами выступают конкретные участники рынка ценных бумаг, деятельность которых контролируется на соответствие ее требованиям, установленным нормативными правовыми актами, регулирующими отношения на рынке ценных бумаг.

В первую очередь необходимо выделить федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Он является федеральным органом исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. В настоящее время таким органом является ФСФР России (Федеральная служба по финансовым рынкам). Деятельность ФСФР России регулируется Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 г. № 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации". Согласно Положению ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности. Служба осуществляет регулирование всех основных субъектов фондового рынка: эмитентов, профессиональных участников, институтов коллективного инвестирования, а в некоторых аспектах и инвесторов. В осуществлении своей деятельности ФСФР России обладает функциональной самостоятельностью, т.е. не согласовывает свои действия с другими органами. Однако как орган исполнительной власти она подчиняется Правительству РФ, которое имеет право приостановить действие или отменить любой акт ФСФР России.

В отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг ФСФР России утверждает требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, утверждает нормативы достаточности собственных средств, осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке цепных бумаг, регистрирует документы профессиональных участников. Она также проводит проверки профессиональных участников, при необходимости может выдавать им предписания, запрещать или ограничивать проведение отдельных операций на рынке ценных бумаг, наконец, приостанавливать или аннулировать лицензии нарушителей.

В отношении институтов коллективного инвестирования ФСФР России лицензирует деятельность негосударственных пенсионных фондов (НПФ), акционерных инвестиционных фондов, деятельность по управлению инвестиционными фондами (ИФ), паевыми инвестиционными фондами (ПИФ).

ФСФР России также регулирует допуск ценных бумаг к публичному размещению, обращению, котированию(цена (курс, процентная ставка) товара, которую объявляет продавец или покупатель и по которой они готовы совершить покупку или продажу. Обычно подразумевается относительно быстро меняющаяся цена, например, биржевая.)) и листингу(совокупность процедур включения ценной бумаги в биржевой список); принимает меры к приостановлению недобросовестной рекламы на рынке цепных бумаг; издает методические материалы и рекомендации но вопросам, отнесенным к ее компетенции. ФСФР России при необходимости может обратиться в суд и в арбитражный суд с исками и заявлениями. Наконец, важной функцией ФСФР является право рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенные к ее компетенции, а также применять меры ответственности, установленные административным законодательством.

В число организаций, в отношении которых ФСФР проводятся мероприятия по контролю и надзору за исполнением законодательства РФ, включены:

1) эмитенты;2) акционерные инвестиционные фонды;

3) субъекты отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;4) субъекты отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;5) ипотечные агенты, управляющие ипотечным покрытием;6) специализированные депозитарии ипотечного покрытия;7) профессиональные участники рынка ценных бумаг;8) управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;9) специализированные депозитарии инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов;10) бюро кредитных историй;11) жилищные накопительные кооперативы;12) специализированные депозитарии, управляющие компании и брокеры как субъекты отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих;13) саморегулируемые организации организаций, полномочия по контролю и надзору за которыми ФСФР осуществляет на основании федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ (далее - саморегулируемые организации) (далее - организации).

Центральный аппарат ФСФР вправе проводить проверки любых вышеуказанных организаций. РО ФСФР проводят проверки организаций, их обособленных подразделений, а также обособленных подразделений иных организаций, осуществляющих деятельность на подведомственных им территориях.

РО ФСФР России только при получении письменных согласований (поручений) от ФСФР России проводят проверку деятельности следующих организаций:

Профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (в том числе в качестве фондовой биржи), по ведению реестра владельцев ценных бумаг, клиринговую деятельность, депозитарную деятельность в качестве расчетного депозитария;- профессиональных участников рынка ценных бумаг, информация о финансовом состоянии которых в оперативном порядке должна направляться в ФСФР (перечень устанавливается приказом ФСФР);- специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев ипотечного покрытия;- акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов;- управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;- товарных бирж;- бюро кредитных историй;

Эмитентов, регистрацию выпусков ценных бумаг которых осуществляет ФСФР России.

ФСФР и ее региональные органы (РО ФСФР) проводит выездные и камеральные проверки. Выездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми, а также совместными.

Проверки соответствующих организаций проводятся работниками ФСФР и РО ФСФР самостоятельно, а также совместно с уполномоченными работниками федеральных органов исполнительной власти (инспекторы). К проведению плановых выездных проверок организаций, являющихся членами саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг или саморегулируемых организаций управляющих компаний, привлекаются уполномоченные работники соответствующих саморегулируемых организаций.

Под плановой выездной проверкой понимается проверка деятельности организации, проводимая группой инспекторов по месту нахождения и/или ведения деятельности организации, включенная в план выездных проверок ФСФР России.

Выездная проверка организации, не включенная в план выездных проверок ФСФР, является внеплановой. Внеплановая выездная проверка проводится группой инспекторов по месту нахождения и/или ведения деятельности организации и назначается с целью проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, исполнения требования законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, в случае поступления информации от органов государственной власти о наличии в деятельности организации нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, контроль и надзор за соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР, и в случае получения от физических и/или юридических лиц информации, подтвержденной документами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и/или признаков нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ.

Внеплановая выездная проверка эмитента в виде наблюдения на общем собрании акционеров (наблюдение) проводится по месту проведения общего собрания акционеров и назначается для проверки исполнения эмитентом требований законодательства об акционерных обществах при подготовке, созыве и проведении общего собрания акционеров, законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг или в случае поступления в ФСФР (РО ФСФР) жалоб, обращений, заявлений или иной информации, содержащей сведения о возможном нарушении законодательства РФ и/или прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг при подготовке и проведении общего собрания акционеров эмитента.

Совместной выездной проверкой является плановая или внеплановая выездная проверка деятельности организации группой инспекторов, в состав которой включены по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами уполномоченные ими работники.

ФСФР может проводить выездные проверки совместно со следующими федеральными органами исполнительной власти:

Министерством внутренних дел РФ;Министерством обороны РФ;Министерством регионального развития РФ;Министерством здравоохранения и социального развития РФ;Федеральной службой безопасности;Федеральной службой по финансовому мониторингу;Федеральной налоговой службой;Федеральной антимонопольной службой.

Камеральная проверка проводится инспектором (инспекторами) по месту нахождения ФСФР (РО ФСФР) посредством изучения имеющихся и представленных организацией и другими лицами или государственными органами документов и сведений. Камеральная проверка может назначаться при получении сведений о возможных нарушениях федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, контроль и надзор за соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР (РО ФСФР).

Отдельные надзорные мероприятия ФСФР, а именно проверка сведений, изложенных в поступающих в ФСФР жалобах и обращениях физических и юридических лиц, о возможном нарушении организацией законодательства РФ, в том числе нормативных правовых актов, действующих в сфере ее деятельности, проводятся без назначения камеральной проверки путем затребования у этой организации (и/или у иных поднадзорных ФСФР организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации) необходимых объяснений, информации и документов, относящихся к деятельности проверяемой организации.

В случае возникновения при проведении проверки необходимости получения информации о деятельности организации, связанной с иными поднадзорными ФСФР организациями, ФСФР (РО ФСФР) могут быть запрошены у этих организаций документы, относящиеся к деятельности проверяемой организации.

В случае выявления при проведении проверки нарушений организацией законодательства РФ, в том числе нормативных правовых актов, надзор за соблюдением которых не относится к компетенции ФСФР, материалы, полученные при проведении проверки, в срок не позднее 10 рабочих дней с даты выявления таких нарушений направляются в соответствующий надзорный орган.

Процедура проведения проверок определяется в соответствии с Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора.

Минфин России осуществляет разработку основных направлений развития рынка цепных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка цепных бумаг.

Минфин России осуществляет ряд функций в отношении рынка ценных бумаг и его участников. Министерство утверждает условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков этих ценных бумаг, а также отчеты об итогах их эмиссии. Минфин России сам выполняет функции эмитента федеральных государственных ценных бумаг. Он выступает регулирующим органом в отношении государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг: осуществляет государственную регистрацию условий эмиссии и обращения таких ценных бумаг, утверждает стандарты раскрытия информации об этих бумагах. Кроме того, Минфин России остается регулятором в сфере инвестирования пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, а также регулятором для страховых компаний, в том числе в части осуществления ими инвестиций в ценные бумаги. Наконец, Минфин России принимает нормативные правовые акты по вопросам порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Центральный Банк РФ регистрирует эмиссию цепных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Центральный банк РФ не входит в систему органов исполнительной власти и осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Его полномочия в отношении регулирования коммерческих банков определены также Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". В качестве организации, отвечающей за организацию денежного обращения и стабильность банковской системы в России, Банк России имеет ряд полномочий, в той или иной степени влияющих на рынок ценных бумаг или затрагивающих его участников.

Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, что оказывает влияние на многие параметры рынка ценных бумаг. В целях реализации денежно-кредитной политики он выступает эмитентом собственных облигаций и осуществляет операции с государственными цепными бумагами и собственными облигациями на открытом рынке, являясь крупным игроком.

Как регулятор банковской системы Банк России определяет особенности процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций и регистрирует выпуски соответствующих ценных бумаг. Далее он осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, в том числе за их деятельностью в качестве инвесторов на рынке ценных бумаг. В отношении деятельности кредитных организаций как профессиональных участников рынка ценных бумаг Банк России фактически устанавливает правила проведения отдельных операций (например, доверительное управление ценными бумагами, правила осуществления депозитарного учета и т.п.). Наконец, посредством участия в капитале инфраструктурных организаций на рынке ценных бумаг (например, ММВБ) Банк России осуществляет "косвенное регулирование" рынка ценных бумаг.

Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики на рынке ценных бумаг. Основной стратегической задачей всей системы государственного регулирования рынка является формирование и обеспечение неукоснительного соблюдения таких правил деятельности всех его субъектов, при которых рынок ценных бумаг наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономические функции - мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и формирование доходных и надежных инструментов сбережения для населения.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется:

  • - путем установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
  • - государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • - лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • - создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • - запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется различными государственными органами.

В первую очередь необходимо выделить федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Он является федеральным органом исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. В настоящее время таким органом является ФСФР России. Данная Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Деятельность ФСФР России регулируется Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 г. № 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации". Согласно Положению ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности. Служба осуществляет регулирование всех основных субъектов фондового рынка: эмитентов, профессиональных участников, институтов коллективного инвестирования, а в некоторых аспектах и инвесторов. В осуществлении своей деятельности ФСФР России обладает функциональной самостоятельностью, т.е. не согласовывает свои действия с другими органами. Однако как орган исполнительной власти она подчиняется Правительству РФ, которое имеет право приостановить действие или отменить любой акт ФСФР России.

В отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг ФСФР России утверждает требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, утверждает нормативы достаточности собственных средств, осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке цепных бумаг, регистрирует документы профессиональных участников. Она также проводит проверки профессиональных участников, при необходимости может выдавать им предписания, запрещать или ограничивать проведение отдельных операций на рынке ценных бумаг, наконец, приостанавливать или аннулировать лицензии нарушителей.

В отношении институтов коллективного инвестирования ФСФР России лицензирует деятельность негосударственных пенсионных фондов (НПФ), акционерных инвестиционных фондов, деятельность по управлению инвестиционными фондами (ИФ), паевыми инвестиционными фондами (ПИФ) и НПФ, а также деятельность специализированных депозитариев ИФ, ПИФ и НПФ. Она же регистрирует правила доверительного управления ПИФами и правила доверительного управления ипотечным покрытием, правила НПФ, документы специализированных депозитариев. Она также утверждает требования к структуре активов акционерных и паевых инвестиционных фондов, определяет стандарты раскрытия информации и формы отчетности НПФ; проводит проверки указанных субъектов и выдает им предписания.

ФСФР России также регулирует допуск ценных бумаг к публичному размещению, обращению, котированию и листингу; принимает меры к приостановлению недобросовестной рекламы на рынке цепных бумаг; издает методические материалы и рекомендации но вопросам, отнесенным к ее компетенции. ФСФР России при необходимости может обратиться в суд и в арбитражный суд с исками и заявлениями. Наконец, важной функцией ФСФР является право рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенные к ее компетенции, а также применять меры ответственности, установленные административным законодательством.

Из перечисленных полномочий и функций видно, что роль ФСФР России в регулировании фондового рынка и надзоре за его участниками является главенствующей. Однако в ряде аспектов ее полномочия недостаточны. Так, до настоящего времени не существует четкой системы отслеживания и пресечения манипулятивных и инсайдерских практик со стороны участников рынка. Не выстроена система пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг и институтами коллективного инвестирования. Явно недостаточными являются санкции, предусмотренные за административные правонарушения на рынке ценных бумаг.

Следует также отметить, что компетенция ФСФР России имеет ряд существенных изъятий в отношении кредитных организаций: для них данная Служба не может устанавливать меры пруденциального характера, а также регулировать эмиссию их ценных бумаг (включая регистрацию выпусков ценных бумаг). Полномочия ФСФР России не распространяются также на вопросы эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Минфин России осуществляет разработку основных направлений развития рынка цепных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка цепных бумаг.

Согласно Положению о Министерстве финансов Минфин России осуществляет ряд функций в отношении рынка ценных бумаг и его участников. Прежде всего Министерство утверждает условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков этих ценных бумаг, а также отчеты об итогах их эмиссии. Вместе с тем Минфин России сам выполняет функции эмитента федеральных государственных ценных бумаг. Он выступает регулирующим органом в отношении государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг: осуществляет государственную регистрацию условий эмиссии и обращения таких ценных бумаг, утверждает стандарты раскрытия информации об этих бумагах. Кроме того, Минфин России остается регулятором в сфере инвестирования пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, а также регулятором для страховых компаний, в том числе в части осуществления ими инвестиций в ценные бумаги. Наконец, Минфин России принимает нормативные правовые акты по вопросам порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Центральный Банк РФ регистрирует эмиссию цепных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Центральный банк РФ не входит в систему органов исполнительной власти и осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Его полномочия в отношении регулирования коммерческих банков определены также Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". В качестве организации, отвечающей за организацию денежного обращения и стабильность банковской системы в России, Банк России имеет ряд полномочий, в той или иной степени влияющих на рынок ценных бумаг или затрагивающих его участников.

Так, Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, что оказывает влияние на многие параметры рынка ценных бумаг. В целях реализации денежно-кредитной политики он выступает эмитентом собственных облигаций и осуществляет операции с государственными цепными бумагами и собственными облигациями на открытом рынке, являясь крупным игроком.

Как регулятор банковской системы Банк России определяет особенности процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций и регистрирует выпуски соответствующих ценных бумаг. Далее он осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, в том числе за их деятельностью в качестве инвесторов на рынке ценных бумаг. В отношении деятельности кредитных организаций как профессиональных участников рынка ценных бумаг Банк России фактически устанавливает правила проведения отдельных операций (например, доверительное управление ценными бумагами, правила осуществления депозитарного учета и т.п.). Наконец, посредством участия в капитале инфраструктурных организаций на рынке ценных бумаг (например, ММВБ) Банк России осуществляет "косвенное регулирование" рынка ценных бумаг.

Банк России также устанавливает правила проведения банковских операций, устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ. Таким образом, хотя регулирующие полномочия ЦБ РФ в отношении участников фондового рынка напрямую распространяются только на кредитные организации, функционирующие на этом рынке, в целом влияние ЦБ РФ на финансовом рынке весьма велико. Используя указанные выше полномочия, Банк России, по сути, является вторым по значимости государственным регулятором рынка ценных бумаг.

Банк России играет важную роль и в сфере валютного регулирования. Согласно Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле" он является как органом валютного регулирования (наряду с Правительством РФ), так и органом валютного контроля. Однако следует отметить, что валютное регулирование в России было в последнее время существенно смягчено, в том числе в отношении операций с ценными бумагами (часть ранее действовавших ограничений была отменена с 1 июля 2006 г., часть - с 1 июля 2007 г.), так что фактически можно говорить о введении свободной конвертируемости рубля. Так, Банк России утратил право устанавливать требования о резервировании средств при проведении валютных операций движения капитала (до 100% суммы операции на срок до 60 дней или до 20% суммы операции на срок до одного года), которое ранее предоставлялось ему Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Отменен такой институт, как специальные счета для осуществления валютных операций (денежные банковские счета, счета депо в депозитариях, лицевые счета в реестрах владельцев ценных бумаг).

В целях предупреждения, выявления и пресечения финансовых правонарушений на рынке ценных бумаг, обеспечения законности деятельности, связанной с цепными бумагами, защиты нрав и законных интересов эмитентов, инвесторов и других участников фондового рынка уполномоченными государственными органами осуществляется финансовый контроль над рынком ценных бумаг.

Данный вид финансового контроля базируется на принципах законности, четкого разграничения компетенции контролирующих органов, их реального взаимодействия с правоохранительными структурами, недискриминационного характера применения мер воздействия на подконтрольных субъектов, применения мер воздействия в справедливо обоснованном объеме, не приводящем к тяжелым финансовым последствиям для подконтрольного субъекта, и др.

Объектом финансового контроля над рынком ценных бумаг является деятельность, совершаемая в основном в виде следующих операций:

  • 1) эмиссионных - связанных с выпуском ценных бума!" в обращение. При совершении этих операций предметом контроля являются, например, наличие права на совершение эмиссии, ее объемы и информационное обеспечение;
  • 2) инвестиционных - связанных с приобретением ценных бумаг в целях получения дохода от владения ценными бумагами (институциональные инвестиции) или в целях получения права управления эмитентом (стратегические инвестиции). Предметом контроля в данном случае являются объемы инвестиций в ценные бумаги;
  • 3) посреднических - связанных с получением дохода от предоставления профессиональных услуг на рынке ценных бумаг эмитентам и инвесторам. Посреднические операции контролируются, например, на наличие достаточных финансовых средств на оказание посреднических услуг на рынке ценных бумаг.

Подконтрольными субъектами выступают конкретные участники рынка ценных бумаг, деятельность которых контролируется на соответствие ее требованиям, установленным нормативными правовыми актами, регулирующими отношения на рынке ценных бумаг.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ КАК НАДЗОРНЫЙ ОРГАН РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Лукина Ирина Игоревна

Степанова Анастасия Сергеевна

студент 3 курса, кафедра банковского дела и финансового менеджмента МЭСИ, РФ, г. Москва

Панова Татьяна Александровна

научный руководитель, доцент МЭСИ, РФ, г. Москва

Профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, в том числе кредитные организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг .

В соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются брокеры, дилеры, управляющие, депозитарии, держатели реестра (регистраторы), трансфер-агенты .

Регулирование рынка ценных бумаг является необходимым условием для эффективности его работы. Функции регуляторов как правило включают в себя:

· Установление правил работы рынка и обращения эмиссионных ценных бумаг.

· Лицензирование и надзор за профессиональными участниками рынка ценных бумаг и торговыми площадками.

· Выдачу разрешений на проведение новых эмиссий ценных бумаг и регистрацию этих выпусков.

· Контроль за соблюдением эмитентами - акционерными обществами прав акционеров.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам России (далее - ФСФР) прекратила свою деятельность в качестве федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и вошла в состав Банка России. Порядок передачи полномочий ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков Банку России установлен Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» , вступившим в силу 01.09.2013 года, за исключением отдельных положений (сроки вступления в силу которых отражаются в настоящем законе).

Банк России в соответствии с данным федеральным законом осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) в сфере их деятельности, в число которых входят профессиональные участники рынка ценных бумаг .

Таким образом, начиная с 1 сентября 2013 года регулятором рынка ценных бумаг становится Центральный Банк Российской Федерации, который при выявлении нарушений профессиональными участниками рынка ценных бумаг использует такие инструменты, как:

· Штрафные санкции;

· Приостановление лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· Аннулирование лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В процессе проверки отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, представленной по форме № 1100 «Квартальный отчёт профессионального участника рынка ценных бумаг» и форме № 2000 «Ежемесячный отчет Группы оперативного финансового анализа Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг России» был выявлен ряд типовых нарушений, среди которых:

1. Сумма сделок по покупке/продаже:

· совершенных во исполнение договора на брокерское обслуживание на рынке ценных бумаг,

· государственных ценных бумаг, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,

· акций и облигаций акционерных обществ, которые входят в котировальные списки организаторов торговли на рынке ценных бумаг,

· прочих акций и облигаций акционерных обществ, которые допущены к торгам через организаторов торговли на рынке ценных бумаг,

· акций и облигаций акционерных обществ, которые не допущены к торгам через организаторов торговли на рынке ценных бумаг,

· прочих ценных бумаг,

· производных финансовых инструментов не соответствует сумме составляющих их разделов.

2. Собственные средства превышают Активы организации.

3. Займы организации превышают ее Пассивы (только при использовании программы-анкеты версии 2.16.2).

4. Кредиторская задолженность превышает Пассивы организации.

5. Количество клиентов юридических и физических лиц больше общего количества договоров.

6. Количество договоров с юридическими и физическими лицами больше общего количества договоров.

7. Обороты на внебиржевом рынке превышают общие Обороты по покупке и продаже.

8. Обороты по покупке/продаже по сделкам от своего имени и за свой счёт:

· акций и облигаций акционерных обществ, которые входят в котировальные списки,

· прочих акций и облигаций акционерных обществ, которые допущены к торгам через организаторов торговли,

· государственных ценных бумаг, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг муниципальных образований, которые допущены к торгам через организаторов торговли,

· неэмиссионных ценных бумаг,

· прочих финансовых вложений

превышают обороты по покупке/продаже по сделкам от своего имени и за свой счёт в целом.

9. Итоговая сумма по всем разделам не соответствует сумме составляющих её разделов.

10. Балансовая стоимость:

· акций и облигаций акционерных обществ, которые входят в котировальные списки организаторов торговли,

· акций и облигаций акционерных обществ, которые допущены к торгам через организаторов торговли,

· акций и облигаций акционерных обществ, которые не допущены к торгам через организаторов торговли,

· государственных ценных бумаг, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг муниципальных образований,

· неэмиссионных ценных бумаг,

· прочих финансовых вложений на конец периода превышает балансовую стоимость ценных бумаг по всем разделам .

По данным Центрального Банка Российской Федерации с 01.01.2014 по 31.12.2014 года было аннулировано 330 лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг (из них - 108 в связи с отзывом лицензии у банка-профессионального участника рынка ценных бумаг, 120 в связи с выявленными нарушениями и 102 по собственному желанию профессионального участника рынка ценных бумаг ). За аналогичный период 2013 года - 312 лицензий (из них 48, 145 и 112 соответственно, кроме того было аннулировано 8 лицензий в связи с неосуществлением деятельности участника рынка ценных бумаг больше года ). Более подробные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Количество аннулированных лицензий у профессиональных участников рынка ценных бумаг с 2010 по 2014 год

В связи с отзывом лицензии у банка-профессионального участника

По нарушению

По собственному желанию

В связи с неосуществлением деятельности

Всего

За начало 2015 года (по данным на 17.03.2015) у профессиональных участников рынка ценных бумаг было отозвано 73 лицензии , 10 из которых - в связи с отзывом лицензии у банка-профессионального участника рынка ценных бумаг, 41 - в связи с выявлением нарушений и 22 по собственному желанию .

Таким образом, можно сделать вывод о том, с каждым годом количество аннулированных лицензий у профессиональных участников рынка ценных бумаг значительно сокращалось, за исключением 2014 года, где наблюдается небольшой рост, что связано с активным отзывом лицензий у банков на осуществление банковской деятельности. Кроме того, количество нарушений профессиональных участников рынка ценных бумаг также сокращается (за исключением небольшого увеличения в 2011 году), в 2014 году относительно 2013 года количество нарушений сократилось с 46,5 до 36,4 %.

Стоит отметить, что структура Банка России по финансовым рынкам на сегодняшний день является еще не идеальной (Департамент сбора и обработки отчетности некридитных финансовых организаций и Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка существуют независимо друг от друга, что не позволяет им эффективно обмениваться информацией).

Список литературы:

  1. Информация о типовых нарушениях, выявленных в ходе проверки отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг // Официальный сайт Банка России. 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://cbr.ru/sbrfr/print.aspx?file=contributors/financialmarket/market_professional_operators/violations.htm&pid=financialmarket&sid=ITM_48719 (дата обращения 18.03.2015).
  2. Инфраструктура российского рынка ценных бумаг (краткий ликбез) // Информационный ресурс «Хабрахабр». 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://habrahabr.ru/company/itinvest/blog/201344/ (дата обращения 16.03.2015).
  3. Профессиональные участники рынка ценных бумаг // Справочник Центр креативных технологий. 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.inventech.ru/lib/pravo/pravo-0127/ (дата обращения 15.03.2015).
  4. Реестр аннулированных лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг // Официальный сайт Банка России. 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://cbr.ru/sbrfr/?PrtId=financialmarket (дата обращения 19.03.2015).
  5. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2013 года № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149853/ (дата обращения 17.03.2015).
  6. Федеральным законом от 22.04.1996 года № 39-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 29.12.2014) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165248/?frame=1 (дата обращения 15.03.2015).
  7. Федеральный закон от 23.07.2013 года № 251-ФЗ (ред. от 04.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165438/ (дата обращения 17.03.2015).
  8. Центральный Банк РФ (Банк России) - мегарегулятор финансовых рынков // Официальный сайт юридической компании «ДЕКАРТ». 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://idekart.ru/articles/75312 (дата обращения 19.03.2015).

В число организаций, в отношении которых ФСФР проводятся мероприятия по контролю и надзору за исполнением законодательства РФ, включены:

1) эмитенты;

2) акционерные инвестиционные фонды;

3) субъекты отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;

4) субъекты отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

5) ипотечные агенты, управляющие ипотечным покрытием;

6) специализированные депозитарии ипотечного покрытия;

7) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

8) управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

9) специализированные депозитарии инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов;

10) бюро кредитных историй;

11) жилищные накопительные кооперативы;

12) специализированные депозитарии, управляющие компании и брокеры как субъекты отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих;

13) саморегулируемые организации организаций, полномочия по контролю и надзору за которыми ФСФР осуществляет на основании федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ (далее - саморегулируемые организации) (далее - организации).

Центральный аппарат ФСФР вправе проводить проверки любых вышеуказанных организаций. РО ФСФР проводят проверки организаций, их обособленных подразделений, а также обособленных подразделений иных организаций, осуществляющих деятельность на подведомственных им территориях.

РО ФСФР России только при получении письменных согласований (поручений) от ФСФР России проводят проверку деятельности следующих организаций:

Профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (в том числе в качестве фондовой биржи), по ведению реестра владельцев ценных бумаг, клиринговую деятельность, депозитарную деятельность в качестве расчетного депозитария;

Профессиональных участников рынка ценных бумаг, информация о финансовом состоянии которых в оперативном порядке должна направляться в ФСФР (перечень устанавливается приказом ФСФР);

Специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев ипотечного покрытия;

Акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов;

Управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

Товарных бирж;

Бюро кредитных историй;

Эмитентов, регистрацию выпусков ценных бумаг которых осуществляет ФСФР России (перечень устанавливается приказом ФСФР России).

Предусмотренные законодательством проверки организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, проводятся в соответствии с Положением, утвержденным Приказом ФСФР от 13 ноября 2007 года N 07-108/пз-н.

ФСФР и ее региональные органы (РО ФСФР) проводит выездные и камеральные проверки. Выездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми, а также совместными.

Проверки соответствующих организаций проводятся работниками ФСФР и РО ФСФР самостоятельно, а также совместно с уполномоченными работниками федеральных органов исполнительной власти (инспекторы). К проведению плановых выездных проверок организаций, являющихся членами саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг или саморегулируемых организаций управляющих компаний, привлекаются уполномоченные работники соответствующих саморегулируемых организаций.

Под плановой выездной проверкой понимается проверка деятельности организации, проводимая группой инспекторов по месту нахождения и/или ведения деятельности организации, включенная в план выездных проверок ФСФР России.

Выездная проверка организации, не включенная в план выездных проверок ФСФР, является внеплановой. Внеплановая выездная проверка проводится группой инспекторов по месту нахождения и/или ведения деятельности организации и назначается с целью проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, исполнения требования законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, в случае поступления информации от органов государственной власти о наличии в деятельности организации нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, контроль и надзор за соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР, и в случае получения от физических и/или юридических лиц информации, подтвержденной документами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и/или признаков нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ.

Внеплановая выездная проверка эмитента в виде наблюдения на общем собрании акционеров (наблюдение) проводится по месту проведения общего собрания акционеров и назначается для проверки исполнения эмитентом требований законодательства об акционерных обществах при подготовке, созыве и проведении общего собрания акционеров, законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг или в случае поступления в ФСФР (РО ФСФР) жалоб, обращений, заявлений или иной информации, содержащей сведения о возможном нарушении законодательства РФ и/или прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг при подготовке и проведении общего собрания акционеров эмитента.

Совместной выездной проверкой является плановая или внеплановая выездная проверка деятельности организации группой инспекторов, в состав которой включены по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами уполномоченные ими работники.

ФСФР может проводить выездные проверки совместно со следующими федеральными органами исполнительной власти:

Министерством внутренних дел РФ;

Министерством обороны РФ;

Министерством регионального развития РФ;

Министерством здравоохранения и социального развития РФ;

Федеральной службой безопасности;

Федеральной службой по финансовому мониторингу;

Федеральной налоговой службой;

Федеральной антимонопольной службой.

Камеральная проверка проводится инспектором (инспекторами) по месту нахождения ФСФР (РО ФСФР) посредством изучения имеющихся и представленных организацией и другими лицами или государственными органами документов и сведений. Камеральная проверка может назначаться при получении сведений о возможных нарушениях федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, контроль и надзор за соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР (РО ФСФР).

Отдельные надзорные мероприятия ФСФР, а именно проверка сведений, изложенных в поступающих в ФСФР жалобах и обращениях физических и юридических лиц, о возможном нарушении организацией законодательства РФ, в том числе нормативных правовых актов, действующих в сфере ее деятельности, проводятся без назначения камеральной проверки путем затребования у этой организации (и/или у иных поднадзорных ФСФР организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации) необходимых объяснений, информации и документов, относящихся к деятельности проверяемой организации.

В случае возникновения при проведении проверки необходимости получения информации о деятельности организации, связанной с иными поднадзорными ФСФР организациями, ФСФР (РО ФСФР) могут быть запрошены у этих организаций документы, относящиеся к деятельности проверяемой организации.

В случае выявления при проведении проверки нарушений организацией законодательства РФ, в том числе нормативных правовых актов, надзор за соблюдением которых не относится к компетенции ФСФР, материалы, полученные при проведении проверки, в срок не позднее 10 рабочих дней с даты выявления таких нарушений направляются в соответствующий надзорный орган.

Процедура проведения проверок определяется в соответствии с Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора (утвержден Приказом ФСФР от 13 ноября 2007 года N 07-107/пз-н).