АСП наземных целей. Палубный самолет РЭБ


КИТАЙСКИЙ ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ J-15 FLYING SHARK

CHINESE DECK FIGHTER J-15 FLYING SHARK

8.09.2010
Как сообщает августовский выпуск журнала Kanwa со ссылкой на авторитетного источника в российской авиационной промышленности, российской стороне стало известно о факте производства в КНР первого палубного истребителя J15 и второй партии истребителей J11B в конце 2009 г. В ходе приемочных испытаний, проводимых ВВС КНР, у J11B в воздухе возникли вибрации, поэтому ВВС до сих пор отказываются принимать 16 самолетов.

12.07.2011
В 2011 ГОДУ КИТАЙ БУДЕТ ИСПЫТЫВАТЬ ТРИ ЛЕТНЫХ ПРОТОТИПА ПАЛУБНОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ J-15
Выходящий в Канаде журнал Kanwa Defense Review в своем июльском номере утверждает, что в этом году Китай будет иметь три летных прототипа палубного истребителя J-15. Два уже летают, третий будет «полнофункциональным».
В настоящее время проводятся испытания оружия и интеграция усовершенствованной РЛС, способной обнаруживать морские цели для использования «крупномасштабных» противокорабельных ракет китайского производства, в частности, авиационного варианта ПКР YJ-62 с дальностью стрельбы не менее 400 км.
Источники сообщили, что первый прототип J-15 был оснащен российскими двигателями АЛ-31Ф, но в будущем серийные самолеты должны летать на китайских ТРДДФ Taihan. Эти двигатели уже устанавливаются на истребители J-11B.
Истребители J-15 и J-11B по своей конструкции и размерам практически идентичны российскому Су-33. Но китайские авиационные эксперты утверждают, что J-15 является «независимой интеллектуальной собственностью», так как имеет РЛС, авионику и двигатели отечественного производства, и в этом отношении разительно отличается от российского аналога.
Размещенные в китайском интернете фотографии J-15 показывают, что первый прототип оснащен российскими двигателями АЛ-31Ф и широкоугольным тактическим индикатором на фоне лобового стекла от J-11B. Авионика J-15 и J-11B имеют много общего. Были фотографии самолета, окрашенного в цвета ВМС Китая, это означает, что этап заводских испытаний завершен. Завершение заводских испытаний означает, что самолет достиг производственных требований.
Заводские испытания продолжались более двух лет, что говорит о «беспрецедентных трудностях». После их завершения самолет был передан на испытательную базу Янь Лянь. Здесь самолет, если все пойдет по плану, будет испытываться еще два-три года.
Китай произвел в общей сложности три прототипа J-15, два окрашены в цвета ВМС, третий проходит заводские испытания. Может существовать еще один прототип для статических испытаний.
Военный паритет

24.11.2012
ВВС Китая впервые смогли посадить свой истребитель на палубу авианосца. Правда, об этом успехе почему-то сообщили не сами военные, а местная газета «Саут Чайна Морнинг пост».
Издание уверяет, что успешная посадка истребителя J-15 на палубу авианосца «Ляонин» произошла еще 13 ноября 2012 года. Случилось это в Бохайском заливе, где проходит очередной этап морских испытаний корабля.
Сообщается также, что экипаж авианосца только в октябре 2012 года впервые приступил к отработке взаимодействия с палубной авиацией. По данным издания, до 13 ноября 2012 года китайские летчики лишь касались палубы корабля, а затем вновь взмывали в воздух и уходили на наземную базу.

10.03.2013


Китайский перспективный истребитель J-15, который войдет в состав авиагруппы авианосца «Ляонин», по своим техническим характеристикам и боевым возможностям близок к американскому F/A-18 Hornet.
Об этом, как сообщает со ссылкой на «Синьхуа» издание Lenta.ru, заявил главный конструктор китайского самолета Сунь Цун (Sun Cong).
По его словам, речь идет о таких важных параметрах, как бомбовая нагрузка, боевой радиус и маневренность. О какой именно версии F/A-18 идет речь, Цун не уточнил.
При выполнении боевых задач J-15 способен прикрывать зону радиусом более тысячи километров. Как отмечает Flightglobal, также ссылаясь на слова Цуна, такой боевой радиус будет доступен J-15 после установки на него двигателей китайской разработки.

13.03.2013


Следующее поколение палубных китайских истребителей будет представлено к 2020 году, сообщил в понедельник главный конструктор истребителя «Цзянь-15″ (J-15) Сунь Цуна, заявление конструктора прозвучало на проходящей в Пекине 1-й сессии Всекитайского комитета народного политического консультативного совета (ВК НПКСК) 12-го созыва, передает ИТАР-ТАСС.
«В настоящее время запущена в производство небольшая партия истребителей «Цзянь-15″, а следующее поколение палубных истребителей будет представлено к 2020 году», — рассказал конструктор.
Он также отметил, что на данный момент «Цзянь-15″ используются для тренировки летного состава, а следующим этапом станет превращение их в боевую единицу палубной авиации.
По мнению эксперта из Академии военных наук Народно-освободительной армии Китая Ду Вэньлуна, к 2020 году новые палубные истребители поступят на вооружение и войдут в состав сил морской авиации. Говоря об истребителе, который может стать основной боевой единицей китайской палубной авиации, эксперт подчеркнул, что «Цзянь-31″ (J-31) стал бы хорошим выбором.

14.05.2013


В провинции Ляонин на северо-востоке Китая сформирована первая авиационная группа авианосного базирования, сообщает CNTV. Авиаподразделение будет основой «Ляонина» — первого китайского авианосца. Формирование этого подразделения знаменует собой важную веху в развитии военно-морских сил Китая.

11.09.2013
Выступая в эфире китайского телевидения 4 сентября, известный китайский военно-морской комментатор контр-адмирал Инь Чжо, комментируя сюжет, где был продемонстрирован палубный истребитель J-15 в стандартной окраске авиации ВМС НОАК, заявил, что разработка самолета уже завершена и проект вступает в фазу серийного производства. Инь Чжо отметил, что ранее на «Ляонине» проходили испытания 5 опытных экземпляров самолета в желтой заводской окраске. Появление самолетов в окраске и с опозновательными знаками ВМС НОАК означает, что его испытания завершены, он принят на вооружение и поступает в войска.

19.09.2013


15 сентября палубные истребители J-15 начали взлеты и посадки с подвесным ракетным и бомбовым вооружением. Об этом сообщает со ссылкой на mil.news.sina.com.cn издание «Военный паритет». 17 сентября репортеры сообщили, что J-15 успешно завершил испытания с максимальной посадочной массой на палубу авианосца «Ляонин» (экс- «Варяг»). Сообщается, что на истребителях были замечены УР воздушного боя малой дальности PL-8B (на торцах крыла, разработаны на базе израильской ракеты Python-3) и средней дальности Р-27 (российского производства, на подфюзеляжных пилонах), а также противокорабельные ракеты YJ-83K (сверхзвуковой вариант ПКР YJ-82, масса от 850 до 1200 кг, дальность стрельбы более 250 км) и макеты бомб массой 500 кг (на внутренних подкрыльевых пилонах).

07.10.2013
Иностранные СМИ полагают, что Китай, вероятно, начал серийное производство палубных истребителей J-15, сообщает mil.news.sina.com.cn 3 октября.
Американское издание Strategy Page 1 октября напоминает, что в ноябре 2012 года была произведена первая посадка J-15 на авианосец «Ляонин». По оценке издания, Китай построил около 20 тестовых машин, из которых только пять задействованы в летных испытаниях. В настоящее время эти пять машин проходят интенсивные испытания на авианосце, вероятно, после их завершения самолет будет запущен в серийное производство. Понадобится примерно 10 лет, чтобы китайцы смогли полностью освоить эксплуатацию самолетов на палубе авианосца и эффективно устраняли неполадки.
Также сообщается, что J-15 не способен выполнять взлет с палубы с большой боевой нагрузкой (бомбы и противокорабельные ракеты), для этого необходима катапульта, которой на «Ляонине» нет. В настоящее время истребитель может выполнять задачи только в качестве истребителя-перехватчика. Новый авианосец, который находится на стадии строительства, вероятно, будет оснащен катапультной системой взлета. Носовая стойка шасси J-15 подходит для разгона катапультой.
Военный паритет

04.12.2013
Шеньянская авиастроительная компания ведет серийное производство и поставку палубных истребителей J-15 для авиации ВМС Китая, сообщает 3 декабря mil.news.sina.com.cn.
В настоящее время имеется 9 прототипов (7 летных с б/н 551, 552, 553, 554, 555, 556 и 557) и четыре серийных самолета (б/н 101, 102, 103 и 104, окрашены в цвета авиации ВМС). Количество самолетов первой серийной партии может составить 12-15 единиц, на стапелях находится от 6 до 8 машин. Как ожидается, в 2015 году количество самолетов этого типа составит около 35 единиц.
По мнению аналитиков, этот самолет создан на основе прототипа Т-10К-3, полученного из Украины (Су-33) с использованием технологий J-11B/BS (китайская копия Су-27СК/УБК).
Военный паритет

04.12.2013
Недавно канадский военный журнал Kanwa Defense Review выпустил статью с публикацией спутниковых снимков и другой доступной информации, касающихся производства в Китае истребителей J-11B/BS, сообщает сегодня mil.news.sina.com.cn.
Журнал пишет, что J-11B и BS (одноместный и двухместный истребители, созданы на базе Су-27СК/УБ) все еще не прошли весь цикл испытаний и до сих пор сталкиваются с техническими проблемами. Медленный темп производства может объясняться тем, что J-11BS переоснащаются под китайские двигатели WS-10A.
За шесть лет производства Шеньянская авиастроительная корпорация выпустила всего 62 самолета J-11B/BS. Недостаток тяжелых истребителей вынуждает ВВС Китая импортировать истребители Су-35 из России, пишет журнал.

10.12.2013
Китайская авиастроительная компания Shenyang Aircraft Corporation занимается разработкой нескольких специальных версий нового палубного истребителя J-15, сообщает портал mil.news.sina.com.cn. В частности, речь идет о спарке, самолете радиоэлектронной борьбы и самолете-заправщике. Первый полет самолета-заправщика на базе J-15 планируется осуществить в течение ближайших трех-пяти месяцев.
Двухместная версия J-15 ? J-15S ? осуществила первый полет в ноябре 2012 года. Подробности об этом проекте пока неизвестны. В версии же самолета-заправщика J-15 получит подвесное заправочное оборудование и сможет производить дозаправку других палубных летательных аппаратов, включая однотипные.

16.12.2013
В то время как военные наблюдатели полагают, что новый истребитель J-31 заменит палубный J-15 (база Су-27К), заместитель главного инженера авиастроительной корпорации AVIC Сан Конг (Sun Cong) заявил, что, скорее всего, J-15 в течение ближайших 10 лет будет единственным типом палубного боевого самолета авиации ВМС НОАК, сообщает wantchinatimes.com 13 декабря.
Военный аналитик Ли Сяоцзянь (Li Xiaojian, Пекин) считает, что сейчас для Китая более важным является разработка самолета РЭБ авианосного базирования, а не создание палубного истребителя нового поколения. J-15 является достаточно хорошей платформой для создания самолета РЭБ, который может не только создавать помехи, но и нарушать работу радаров и других электронных систем противника.
Военный Паритет

23.12.2013


Журнал Jane’s Defence Weekly в статье Huangdican AB imagery shows scope of Chinese carrier ambitions опубликовал приобретенный у европейской космической компании Astrium (входящей в состав объединения EADS/Airbus) сделанный 25 октября 2013 года спутниковый снимок достроенного китайского наземного испытательно-тренирочного комплекса корабельной авиации, являющегося аналогом комплексов в бывшем СССР (советского НИТКА в Крыму и нового российского в Ейске).
Китайский комплекс сооружен на аэродроме Хуаньдикун (Huangdicun, координаты 40.500000 N, 120.657222 E), расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря, в 8 км южнее города Синчэн (провинция Ляонин) и одноименного аэродрома Синчэн Академии авиации ВМС НОАК.
Строительство китайского комплекса в Хуаньдикун было начато в 2008 году и завершено к 2013 году, хотя первый взлет опытного образца палубного истребителя J-15 с трамплина комплекса состоялся в январе 2012 года.

Всего месяц назад в Китае на палубу авианосца «Ляонин» впервые в истории страны сел истребитель Shenyang J-15. К концу ноября китайцы сообщали уже о пяти успешных посадках. Похоже, такие успехи вскружили им голову и на днях пришло еще более интересное сообщение, касающееся авианосной программы Китая. В интернет-издании People’s China Online появилась заметка, в которой новый сравнивается с российским Су-33 и сравнение делается отнюдь не в пользу нашего самолета.

Представитель китайского министерства обороны Гэн Яньшэн в качестве доказательств превосходства своего истребителя упомянул современную бортовую электронику, совершенство конструкции, возможность нанесения ударов по наземным объектам и т.д. В свете некоторых данных о создании истребителя J-15 все эти заявления смотрятся, как минимум, неоднозначно. Попробуем разобраться, соответствуют ли действительности слова товарища Гэна.



Сначала необходимо вспомнить историю разработки самолета J-15. По имеющимся данным, еще в конце девяностых годов Китай пытался купить у России полсотни палубных истребителей Су-33. В ходе переговоров по возможному контракту количество желаемых самолетов постоянно уменьшалось и в итоге сократилось до двух единиц. Нетрудно догадаться, что двумя истребителями не получится вооружить даже один авианосец, но их можно использовать для реверс-инжиниринга с последующим развертыванием собственного производства копии. Несмотря на тяжелое экономическое положение и нужду в новых контрактах, российские авиастроители отказали Китаю и не продали ни одного Су-33.

Немного позже Китай договорился с Украиной на предмет продажи одного из прототипов Су-33 – Т-10К – и некоторой документации по нему. Примерно в середине двухтысячных годов украинский самолет отправился в Китай. Летом 2010 года было сообщено о первом полете палубного истребителя J-15 «самостоятельной» разработки. Стоит отметить, что уже в то время китайцы называли J-15 развитием предыдущего J-11 (сначала лицензионная, а затем контрафактная копия российского Су-27СК), а не копией Т-10К/Су-33. В таком случае получается, что по каким-то непонятным причинам развитие проекта J-11 пошло точно по такому же пути, как это было с Су-27К, впоследствии ставшим Су-33.

На имеющихся фото видно, что китайский J-15 почти не имеет заметных внешних отличий от российского Су-33. Возможно, какие-то детали и имеют различающийся вид, но для их обнаружения требуется внимательный и подробный осмотр двух самолетов. Таким образом, конструктивные отличия планеров двух палубных истребителей, скорее всего, имеют только технологическую «природу». Сами китайцы говорят о неких более новых и совершенных материалах. Скорее всего, какие-то детали планера выполнены либо из других сплавов, либо из композитных материалов.

Так или иначе, подобные изменения конструкции могут повлечь за собой некоторое облегчение самолета и облегчение технического обслуживания. Тем не менее, весовых преимуществ при этом не достигнуто. Пустой J-15 весит столько же, сколько и Су-33. Другие показатели массы также различаются незначительно. Что касается аэродинамики или летных характеристик, то J-15 вряд ли может выигрывать в этом отношении только благодаря изменению конструкции планера.


Куда более важным элементом самолета в контексте характеристик являются его двигатели. Как и купленные у Украины Т-10К, J-15 оснащается двумя двухконтурными турбореактивными двигателями. По имеющимся данным, на J-15 устанавливаются двигатели Shenyang WS-10A с форсажной тягой около 13500 кгс. WS-10A выдают тягу почти на тонну больше чем российские АЛ-31Ф. Благодаря этому китайский истребитель имеет максимальную скорость в М=2,4, что примерно на 200 км/ч выше аналогичного показателя Су-33. В целом, заявленные летные данные китайского истребителя J-15, как минимум, не ниже, а по ряду показателей и выше характеристик российского Су-33. При этом стоит отметить такой немаловажный вопрос, как технологии изготовления двигателей и их ресурс.

Поскольку семейство двигателей WS-10 имеет самое прямое отношение к российской линейке АЛ-31, появляется сразу несколько версий. К примеру, китайцы могли скопировать не только конструкцию российских моторов, но и технологии изготовления их деталей. Именно технологическая часть современного авиационного двигателестроения является одной из сложнейших задач. Похоже, полное копирование так и не удалось.

Последние модификации двигателей WS-10, согласно открытым источникам, имеют ресурс всего в 200 часов. У АЛ-31Ф этот параметр в пять раз больше. Недавно китайцы заявляли, что нашли способ увеличивать ресурс закупаемых АЛ-31Ф до полутора тысяч часов, однако их технология подразумевает доработку моторов уже после покупки. Возможно, они смогут внедрить такие технологии в производство WS-10, но в настоящее время ресурс этих моторов оставляет желать лучшего и китайским самолетостроителям приходится массово закупать двигатели у России. В общем, двигатель WS-10A представляет собой не слишком удачный компромисс между высокими характеристиками и живучестью.

Китайская пресса в качестве преимущества своего самолета указывает на возможности атаковать наземные цели . В номенклатуре вооружений Су-33 присутствуют неуправляемые бомбы калибра до 500 кг и неуправляемые ракеты различных типов. Во время испытаний предпринимались попытки применения противокорабельных ракет Х-41 «Москит», однако серийные самолеты такой возможности уже не имеют. Собственно говоря, в концепции отечественного палубного истребителя первостепенное значение придавалось защите кораблей от нападения с воздуха, а атака наземных целей была всего лишь дополнительной возможностью.

Насчет номенклатуры вооружений китайского самолета J-15 пока нет точной информации, и поэтому имеются все основания предполагать, что его возможности по нанесению ударов по земле тоже ограниченны. Если Китай решит развивать свой авианосный флот в соответствии с американскими воззрениями на этот вопрос, то вполне возможно появление в арсенале J-15 каких-либо управляемых вооружений. На данный момент точная информация об этом отсутствует и по факту все данные ограничиваются только словами Гэна Яньшэна.

В случае с бортовой электроникой J-15 информации не намного больше. Утверждается, что вычислительный комплекс истребителя имеет гораздо лучшие характеристики по сравнению с БРЭО Су-33, к примеру, быстродействие главного компьютера выше в разы. Конечно, на первый взгляд такие заявления смотрятся многообещающе. Однако для полноценного анализа боевых возможностей радиоэлектронного оборудования, в том числе и бортового компьютера, необходима и другая информация, вплоть до конкретных задач и характеристик того или иного элемента вычислительного комплекса.

Кроме того, даже сверхмощный компьютер не даст ожидаемых возможностей, если в БРЭО отсутствует другая аппаратура с соответствующими характеристиками. Например, плохая бортовая радиолокационная станция неспособна помочь раскрытию всего потенциала мощного компьютера. Интересно, что до сих пор нет никакой конкретной информации относительно РЛС истребителя J-15. Утверждается, что он несет станцию с активной фазированной решеткой, но есть повод сомневаться в этом. Так или иначе, бортовая электроника истребителя должна быть «сбалансирована», иначе достижение высоких характеристик по определению невозможно.

Также необходимо заметить, что большинство самолетов последнего времени имеют развитую бортовую электронику, в том числе и для взаимодействия с новейшими управляемыми вооружениями. На данный момент известно только о возможности применения истребителем J-15 управляемого вооружения только класса «воздух-воздух» . Управляемое вооружение для нанесения ударов по наземным объектам, требующее сложного комплекса бортовой аппаратуры, пока находится под вопросом.



И все же нельзя не признать, что БРЭО истребителя J-15, а именно вычислительный комплекс, скорее всего, действительно имеет более высокие характеристики, чем аппаратура Су-33. Причина такого отставания российского самолета проста и очевидна. В августе этого года исполнилось 25 лет со дня первого полета прототипа Т-10К. J-15, в свою очередь, поднялся в воздух всего пару лет назад. Разница в двадцать лет не могла не сказаться на составе и возможностях бортового оборудования. Так что само сравнение Су-33 и J-15, предпринятое китайцами, обречено на неудачу.

С учетом большой разницы в возрасте самолетов, а также в свете устаревания техники, такое сравнение является в некотором смысле неудачным для китайского истребителя. Даже если J-15 действительно опережает Су-33 по всем характеристикам – чего, нужно сказать, не наблюдается – то это говорит лишь о том, что Китай в технологическом плане смог догнать не Россию, но еще Советский Союз образца второй половины восьмидесятых. Подобная «победа в гонке» была бы почетной для развивающейся страны, а вот для без пяти минут сверхдержавы, как позиционирует себя Китай, это уже смотрится в достаточной мере сомнительно.

Вполне понятно, что Су-33 был выбран «соперником» в сравнении только из-за того, что J-15 делался, как минимум, с использованием документации по нему. Поэтому более новый самолет в некоторых нюансах может выглядеть лучше. Однако для большей справедливости следовало бы сравнивать не старый самолет с новым, а два новых. В таком случае «соперником» J-15 мог бы стать обновленный МиГ-29К или его учебный вариант МиГ-29КУБ.

МиГ-29К последней версии фактически представляет собой разработку конца восьмидесятых – начала девяностых, значительно доработанную в последние годы, чем немного похож на J-15. Конечно, Миг-29К и J-15 серьезно отличаются уже даже на уровне массогабаритных параметров: максимальный взлетный вес китайского истребителя чуть ли не в полтора раза больше аналогичного параметра российского. В то же время, МиГ-29К имеет современное бортовое радиоэлектронное оборудование, высокую тяговооруженность (более единицы при нормальной взлетной массе) и возможность применения управляемых вооружений «воздух-поверхность». Таким образом, российская разработка уже имеет все те преимущества, которыми хвалятся китайцы, сравнивая свой новый самолет с нашим старым.

При сравнении действительно новых палубных самолетов можно вспомнить и про сроки начала службы. Согласно нынешним заявлениям китайских чиновников, J-15 будет принят на вооружение в 2014-15 году. В начале этого года российское министерство обороны заказало РСК «МиГ» две дюжины истребителей Миг-29К и МиГ-29КУБ. Срок исполнения заказа – 2015 год. Таким образом, МиГ-29К и J-15 поступят в строй почти одновременно.

Также необходимо напомнить, что изначально сравнивавшийся с китайским истребителем Су-33 к тому же времени планируется выводить из строя по причине выработки ресурса. На их место придут новые МиГ-29К. В результате J-15 гарантированно сможет соревноваться с российскими палубными истребителями только по количеству. Однако в этом случае серьезным ограничительным фактором для обоих самолетов станет количество имеющихся авианосцев, от которого придется отталкиваться при расчетах необходимого количества истребителей.

Россия в течение ближайших лет будет располагать только одним авианосцем, а строительство новых пока только планируется. Вряд ли новые корабли с самолетами на борту войдут в строй раньше 2020 года. Китай, в свою очередь, тоже обладая одним авианосцем, собирается строить новые, хотя и в его случае пока рано говорить о количестве и сроках.

Как видим, заявления китайских военных о превосходстве истребителя Shenyang J-15 над Су-33, если и правдивы, то лишь отчасти. К примеру, более высокие летные данные «компенсируются» малым ресурсом двигателя, а все преимущества в электронном оснащении легко объяснимы одной только новизной. И все же основная проблема сравнения этих самолетов кроется в возрасте машин. Именно этот аспект не только нивелирует все преимущества китайской машины, но и выставляет некоторых китайских граждан в не очень хорошем свете, ведь в сравнении с более новой российской машиной J-15 уже не выглядит современным, уникальным и непобедимым.

25 сентября текущего года первый китайский авианосец «Ляонин» официально вошел в состав ВМС Народно-освободительной армии Китая /НОАК/. После этого, авианосец «Ляонин» прошел серию технологических испытаний. К настоящему времени на авианосце было завершено более ста тренировок и испытаний. Как сообщил источник в военно-морских силах Китая, на днях на палубу авианосца «Ляонин» была совершена успешная посадка истребителя «Цзянь-15». Взлет и посадка истребителей на палубу авианосца считаются трудной технической задачей, поэтому посадка истребителя «Цзянь-15» на палубу авианосца «Ляонин» вызвала большое внимание международного сообщества.

Ведущие СМИ США, Японии, России, Пакистана, Польши и других стран мира считают, что официальное вступление авианосца «Ляонин» в состав ВМС НОАК и совершение посадки истребителя на палубу авианосца означают, что состав китайских военно-морских сил намного усилился. Взлет и посадка истребителя на палубу авианосца открыли новую эпоху в развитии китайских военно-морских сил. Китайский авианосец совершил тренировку высшей степени сложности.

Говоря о трудностях во время проведения взлетно-посадочных тренировок, военный специалист Инь Чжуо сказал:

«Первая трудная задача - это преодоление психологических препятствий. Для совершения истребителями взлетов и посадок на земле необходима взлетно-посадочная полоса длиной не меньше 3000 метров. Посадка на палубу авианосца осуществляется совсем по-другому. Длина взлетно-посадочной полосы на авианосце составляет всего 195 метров, то есть летчик должен остановить самолет на площади в 195 метров. Это большое испытание для летчиков. Кроме того, хвост авианосца постоянно колышут волны. Обычно колебания составляют 1-2 метра. Это тоже следует учитывать. Если колебания слишком большие, самолет может не вписаться в посадочную площадку. Поэтому летчики истребителей должны быть высококлассными профессионалами».

«Цзянь-15» был разработан на основе технологий китайских военных самолетов третьего поколения. Это аналог российских Су-33 и американских F-18. «Цзянь-15» характеризуется широким радиусом действия и высокой мобильностью, способен нести противокорабельные ракеты, ракеты класса "воздух-воздух", "воздух-поверхность" и высокоточные бомбы.

«Цзянь-15» обладает складывающимися крыльями и оснащен двумя двигателями высокой мощности. На нем также имеется современное устройство по увеличению подъемной силы самолета, в сочетании со взлетно-посадочным устройством и посадочным крюком обеспечивается успешный взлет и посадка истребителя на палубу авианосца. Вот что сказал профессор Университета обороны Китая, специалист по вопросам военной стратегии Ван Баофу:

«Для обычных самолетов, кроме вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки, очень опасно совершать взлеты и посадки на таких маленьких пространствах. Из мировой истории развития кораблестроения видно, что испытания и тренировки на авианосцах очень опасны, даже для западных стран и стран, которые имеют мощные военно-морские силы. Можно считать это самой опасной работой в мире».

Американские СМИ в своих репортажах отмечают, что успешная посадка истребителя на палубу авианосца обозначает повышение военной мощи Китая, однако, согласно докладу министерства обороны США, Китаю необходимо несколько лет, чтобы подготовить авианосец к практическим боевым действиям. Профессор Ван Баофу отметил, что преодоление трудностей в совершении взлетов и посадок истребителей, безусловно, очень важно, однако обеспечение полной боеспособности этого процесса требует времени.

«Для создания авианосной ударной группы не только необходим сам авианосец, истребители, но и вспомогательные части. Кроме того, необходимо повысить способности взаимной координации, единого командования и т.д.. Это огромная систематическая программа, для выполнения которой необходим большой промежуток времени. На мой взгляд, это только начальный этап. Как мы знаем, в США и Великобритании от производства авианосца до создания авианосных ударных групп прошло немало времени. Может быть, у нас все будет развиваться быстрее, однако, все равно времени необходимо немало. Поэтому мы должны продолжать усилия в данном направлении».-0-

В КНР продолжаются испытания первого китайского авианосца «Ляонин», о также предназначенного для него истребителя корабельного базирования Shenyang J-15 «Летающая акула». В китайском интернете появились фотографии этого самолета, совершающего проход но малой высоте над палубой авианосца и стоящего но стартовой площадке авианосца перед поднятым газоотбойником. Отработка взлета истребителя с палубы осуществляется в научно-исследовательском Центре, расположенном на авиабазе «Янь Лионь» недалеко от г. Сиань. Но территории Центра сооружена взлетная рампа, по размерам и конфигурации аналогичная рампе, примененной но корабле, о также его надстройка.

Сообщается, что прототип китайского палубного истребителя был собран на фирме SAC в 2008 г., а его первый полет состоялся 31 августа 2009 г. При этом самолёт был оснащен российскими двигателями АЛ-31Ф (2x12500 кгс). Его первый взлет с трамплина на наземном стенде был выполнен 6 мая 2010 г. В настоящее время в полетах участвуют четыре опытных самолета типа J-15 с б/н 551, 553, 554 и 556. При этом самолеты с первого по третий, с высокой долей вероятности, оснащены ТРДДФ WS-10H, а но четвертом установлены двигатели АЛ-31Ф. Планируется постройка и двухместного учебно-боевого самолета, который, как предполагается, будет иметь индекс J-15S.

Китайский палубный истребитель Shenyang J-15 превосходит российский Су-33 по многим характеристикам и не является его клоном. При создании истребителя J-15 китайские инженеры использовали многие черты прототипа Су-33-Т-10К-3, купленного у Украины в первой половине 2000-х годов. В частности, Shenyang J-15 позаимствовал у российского самолёта планер. Сообщается, что для самолета J-15 разработано специальная «морская» модификация китайского ТРДДФ WS-10H (2x12800 кгс). Как и российский истребитель Су-33, китайский палубный самолёт имеет ПГО, крыло увеличенной площади, консоли которого выполнены складными, складное горизонтальное оперение, усиленное, по сравнению с Су-27/J-11B, шасси с двухколесной передней опорой, тормозной гак и укороченный хвостовой контейнер для обеспечения посадки с увеличенным углом атаки.

Shenyang J-15 отличается от Су-33 более совершенной бортовой электроникой с двунаправленной высокоскоростной шиной передачи данных. Бортовой компьютер Су-33 способен выполнять лишь 170 тысяч операций в секунду, а вычислитель J-15 - несколько миллионов задач. Информационно-управляющее поле кабины летчика выполнено с использованием МФИ на ЖК. В состав вооружения палубного истребителя должны быть включены высокоточные средства поражения китайской разработки, включающие ракеты класса «воздух-воздух» PL-8 и PL-12, о также ПКР YJ-83K. Кроме того, Shenyang J-15 в отличие от российского истребителя может не только выполнять воздушный перехват, но и наносить прицельные удары по объектам на поверхности. За счет использования более современных материалов корпус J-15 легче и крепче, чем у Cу-33. Также Shenyang J-15 оснащен двигателями Taihang (WS-10) местного производства, которые существенно мощнее российских АЛ-31Ф. По своим характеристикам Shenyang J-15 сравним с палубными версиями американских истребителей F/A-18 Super Hornet и французских Rafale.

МОСКВА, 4 июн - РИА Новости. Китайский самолет J-15 вряд сможет составить на внешнем рынке конкуренцию своему российскому аналогу - палубнику Су-33 - из-за невысоких характеристик, сообщил РИА Новости в пятницу директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), член общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко.

Работу по созданию своего палубного истребителя Китай ведет, взяв за основу один из первых опытных образцов российского палубного истребителя Су-33 - Т10К, купленного пять лет назад на Украине. Иностранные СМИ сообщают о начале летных испытаний этого самолета.

"Китайский клон J-15 вряд ли сможет достичь по своим параметрам характеристик российского палубного истребителя Су-33, поэтому не исключено, что Китай вновь обратится к России с просьбой о продаже товарной партии истребителей Су-33", - сказал Коротченко.

По мнению экспертов ЦАМТО, приобретенный образец не может стать основой для создания новых технологий. Закупленный на Украине T-10K был одной из самых ранних версий и использовался в рамках исследовательской программы при подготовке к производству. По этой причине в его конструкции много недоработок, которые были исправлены позднее, пояснили эксперт.

Сообщения СМИ о том, что китайским специалистам удалось решить проблему механизма складывающегося крыла, вряд ли соответствует действительности, заметили в ЦАМТО.

Сложнейший технический вопрос и разработка двигателя для палубного истребителя. Создание двигателей для боевых самолетов вообще является самым слабым местом китайской авиапромышленности, считают эксперты. Пока Китай не может создать полноценный двигатель для истребителей наземного базирования, поэтому закупает их в России. Создание же двигателя для самолета палубного базирования представляет собой еще более сложную в техническом отношении задачу, сказал Коротченко.

По информации ЦАМТО, корабельные истребители типа Су-33 необходимы КНР в связи с планами по строительству авианосцев.

Пекин начал переговоры с Россией по закупке Су-33 несколько лет назад. Первоначально речь шла о закупке двух Су-33 для оценки летно-технических характеристик. Россию такой вариант не устроил. В дальнейшем Китай предложил РФ продать партию из 12-14 машин. Однако Москва посчитала для себя и этот вариант также неприемлемым - при таком небольшом заказе запускать производственную линию было невыгодно. Российская сторона опасалась также утечки технологий с учетом того, что Китай обладает уникальным опытом по копированию российских образцов вооружения.

Последнее предложение компании "Сухой", как отметил Коротченко, предусматривало поставку Китаю первой партии из 12-14 самолетов Су-33 в стандартной конфигурации, которые использовались бы ВМС НОАК как учебная эскадрилья, и 36 усовершенствованных самолетов. Однако в итоге переговоры зашли в тупик.

Параллельно с длительными переговорами с Россией по закупке Су-33 Китай активно работал над созданием аналога Су-33, предназначенного для базирования на будущих авианосцах.

Проект национального авианосца КНР разрабатывает уже более 20 лет. С целью изучения опыта постройки Китай закупил несколько авианосцев, выведенных из состава ВМС различных стран, включая австралийский авианосец "Мельбурн", приобретенный в 1994 году, а также советские тяжелые авианесущие крейсеры "Варяг", "Минск" и "Киев".

"Для создания собственного авианосца Пекину еще предстоит решить сложнейшие технические вопросы, связанные, в том числе, с обеспечением совместимости различных бортовых и боевых систем. При этом по поставке части оборудования Китай, скорее всего, будет вынужден обратиться к России или Украине", - сказал Коротченко.

По прогнозу ЦАМТО, к 2020 году Китай намерен построить от четырех до шести авианосцев среднего класса водоизмещением около 65 тысяч тонн, то есть это корабли такого же класса, как тяжелый авианесущий крейсер "Варяг". Авианосные группы планируется развернуть в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.