За сколько дней вперед пишут заявление на оплачиваемый отгул. Как написать заявление на отгул

Согласно вероучению официального античного христианства, в мире существуют три группы сверхъестественных существ: Троица, ангелы и бесы. Главная идея учения о Троице состоит в утверждении, что один Бог существует сразу же в трёх лицах (ипостасях) как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Все лица Троицы могут явиться людям и в телах физических, материальных. Так, на католических и православных иконах (а католики и православные унаследовали учение о Троице от античных христиан) Троица изображается следующим образом: первое лицо в образе человека, второе лицо - тоже в образе человека, а третье лицо - в образе голубя. Все лица Троицы обладают всеми совершенными качествами: вечностью, всемогуществом, вездесущностью, всеведением, всеблагостью и другими. Бог-Отец сотворил мир при участии двух других лиц Троицы, а формы этого участия являются тайной для человеческого разума. Христианское богословие считает учение о Троице одним из самых непостижимых для человеческого разума.

В античном христианстве верующие должны были почитать пророков. Пророками назывались люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии и истина о правильной жизни. В истине о правильной религии особо важным элементом был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. Христиане, как и иудеи, почитали всех пророков, упоминаемых в Танахе (Ветхом Завете), но в дополнение к ним они почитали и пророков Нового Завета: Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Почитание пророков, как и в иудаизме, выражалось у них в форме уважительного разговора о пророках в проповедях и в быту. Но никакого особого ритуального почитания Ильи и Моисея у античных христиан, в отличие от иудеев, не было. Античные христиане дополнили почитание пророков почитанием апостолов и евангелистов (авторов Евангелий). Причём два евангелиста (Матфей и Иоанн) были одновременно и апостолами. Иоанн, к тому же, по взглядам античных христиан, считался одновременно и пророком.

Главной идеей учения о загробной жизни в христианстве является идея о существовании рая и ада. Рай - это место блаженства, ад - место мучений. Слово “рай” взято из персидского языка. В первом, буквальном значении оно означало “богатство”, “счастье”. Слово “ад” взято из греческого языка (по-гречески оно звучит как “адэс”) и в первом, буквальном значении означало “невидимое”. Этим словом древние греки назвали царство мёртвых. Поскольку, по их представлениям, это царство находилось под землёй, постольку слово “адэс” во втором значении стало означать “подземное царство”. Античные христиане считали, что рай находится на небе (отсюда синонимом рая стало выражение “царство небесное”), а ад - во внутренностях земли. Современные христианские служители культа добавляют к этому, что и рай, и ад находятся в особом сверхъестественном пространстве: они недоступны людям при земной жизни.

В литературе обычно пишут, что, по христианскому учению, Бог праведников направляет в рай, а грешников - в ад. Строго говоря, по христианскому учению, из-за первородного греха Адама и Евы грешниками являются все люди (за исключением Марии, матери Иисуса Христа). Поэтому, по представлениям христиан, праведники - это не противоположность грешникам, а их особая часть. Поскольку праведники отличаются друг от друга по степени праведности, а закоренелые грешники отличаются друг от друга по глубине греховности, то и участь всех праведников (в степени и формах блаженства) и всех грешников (в степени и формах мучений) не одинаковы.

По канонам христианства загробная жизнь имеет два этапа. Первый: от смерти тела до второго пришествия Иисуса Христа. Второй этап начнётся со вторым пришествием Иисуса Христа, а конца он не имеет. На первом этапе в раю и аду находятся только души людей, на втором души соединятся с воскресшими телами. Ад на обоих этапах находится на одном и том же месте, а рай на втором этапе переместится с неба на землю.

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа.

С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

Основные идеи и ценности Христианства:

1) Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Лиц в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон;

2) понятие о Боге как абсолютно совершённом Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь);

3) учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения -- свободная воля и божественная благодать;

4) учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании ("..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный");

5) учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог -- безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции -- дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа. Поэтому оно

6) одинаково далеко как от материализма метафизического и морального, так и от ненавистничества по отношению к материи и материальному миру как таковым. Зло не в материи и не от материи, а от извращённой свободной воли духовных существ (ангелов и человека), от которых оно перешло на материю («проклята земля в делах твоих», -- говорит Бог Адаму; при творении же всё было «добро зело»). Этот трезвый и вместе высокоидеальный взгляд христианства на материю получил наилучшее выражение в учении о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире и во втором кардинальном догмате христианства -- в учении о Богочеловеке, о воистину воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её Основателем, Иисусом Христом. Таким образом, христианство при всей безупречной своей идеалистичности есть религия гармонии материи и духа; оно не клянёт и не отрицает ни одной из сфер деятельности человека, но облагораживает их все, внушая помнить, что все они -- только средства к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

Кроме этих черт, несокрушимости христианской религии способствуют:

1) существенная метафизичность её содержания, делающая её неуязвимой для научно-философской критики и

2) для католических церквей Востока и Запада -- учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата в силу действующего в ней во все времена Духа Святого -- учение, в правильном понимании охраняющее её, в частности, от критики исторической и историко-философской.

Эти черты, пронесённые христианством сквозь два тысячелетия, несмотря на бездну недоразумений, увлечений, нападок, подчас неудачных оборон, несмотря на всю ту бездну зла, которая делалась и делается якобы во имя христианства, ведут к тому, что если христианское учение всегда можно было принимать и не принимать, веровать в него или не веровать, то опровергнуть его нельзя и никогда возможно не будет. К указанным чертам привлекательности христианской религии необходимо присоединить ещё одну и отнюдь не последнюю: несравненную Личность её Основателя. Отречься от Христа, может быть, ещё много труднее, чем отречься от христианства.

Античной христианство было колыбелью главной мировой религии нашего времени. В дальнейшем своем развитии христианство разделилось на множество конфессий, но каждая из них опирается на наследство, полученное от античного христианства.

Православие - не только торговые точки, но и нравственные ценности. Ведь не просто так люди относят себя к православному культу. Православные ценности - высшее благо для каждого человека, пускай он того и не осознает.

О ценностях говорят часто, но без конкретики. Попы надеются, что у человека уже и так есть представления о нравственных ценностях, он считает: ценностей бы не было без РПЦ («Если бога нет, всё позволено»).

Теперь о ценностях, которые озвучиваются. Говорит Иеромонах Иов (Гумеров):

«Высшим благом, являющимся источником и всех остальных ценностей, для христианина является Богооткровенная истина о Пресвятой Троице как абсолютно совершенном Духе. Божество является не только абсолютным Разумом и Всемогуществом, но и всесовершенной Благостью и Любовью (Бог любы есть). Эта истина, подтвержденная многовековым духовным опытом, составляет как бы высшее звено в иерархии христианских ценностей, ибо является источником веры, которая является формирующим началом христианского мировоззрения».

Высшая ценность - вера человека. Нужно просто все это принять за истину и уже никогда не сомневаться. То, что никаких оснований для этого нет - не страшно. В общем, самая высшая ценность православия - вера без сомнений.

Там же говорится и о загробной жизни, что относится к той же категории ценностей:

«Христианское учение открывает высокий смысл и цель жизни человека - блаженство в Царстве Небесном».

Достичь этого несложно - нужно следовать религиозным догмам и слушаться попов, то есть самоназванных служителей бога, которые знают о загробной жизни не больше прочих.

Это центральные ценности христианства, которые вряд ли с практической точки зрения можно считать полезными, так как если человек им будет следовать, то это выгодно не ему, а служителям культа и власть имущим, поскольку человек будет послушным гражданином и спонсором религиозной организации.

А не так давно РПЦ подготовила список «вечных ценностей». Список коротко:

  1. Справедливость
  2. Свобода
  3. Солидарность
  4. Соборность
  5. Самоограничение
  6. Патриотизм

Некоторые пояснения:

«Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, честность судов, ответственность руководителей. Справедливость в понимании авторов документа реализуется как социальные гарантии, она требует преодоления бедности и коррупции и предполагает достойное место для каждого человека в обществе и для всей нации в системе международных отношений. Согласно этому принципу распределение ценностей должно быть справедливым и заслуженным».

Вряд ли это можно считать вечной ценностью. Особенно когда речь идет об организации, которая в свое время благословляла крепостное право. Со свободной и солидарностью все понятно - общие слова. Но ведь это тоже преходящие ценности, а не вечные. Для РПЦ, пожалуй, формальные, ведь РПЦ сложно считать защитницей свободы и справедливости, да и никакого отношения церковь к этим «ценностям» не имеет.

А вот соборность:

«Соборность, под которой подразумевается единство власти и общества в работе на благо страны и людей, единство разнообразных культур, гармоничное сочетание духовных устремлений и материальных интересов личности и общества, нравственная ответственность личности перед ближними и обществом».

Тут было бы правильнее сказать - «единство власти и православной церкви». А вот одно из самых забавных пояснений:

«Самоограничение и жертвенность, то есть отказ от эгоизма, потребительского отношения к ближним и окружающему миру, способность жертвовать личным ради блага ближнего и Отечества».

Выходит, что это ценности (явно не вечные), к которым церковь и высшее чиновничество вообще никакого отношения не имеет. Однако эти лица заинтересованы в том, чтобы эти ценности разделяли россияне, которые прислуживают церковникам и чиновникам. Так проще управлять.

Идеально для РПЦ, если люди поверят в то, что все эти ценности имеют прямое отношение к церкви. На деле никаких особых ценностей у РПЦ нет. Есть предложения типа: запретить выражать недовольство в адрес РПЦ, запретить отдельные выставки концерты и т. д. Если же речь идет не о запретах, то о продвижении религиозной организации, которой срочно нужно продать весь культовый товар.

Все эти идейки, если они исходят от РПЦ и чиновников, совершенно бесполезны. Их провозглашение - формальность. Ленин писал:

«Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов».

В статье кратко освещены главные христианские ценности: Триединый Бог, Слово Божие и Церковь. Общество на сегодняшний день переняло христианские ценности и интерпретировало их для повседневной жизни. В современном обществе изменились взгляды на роль мужчины и женщины, положение семьи в обществе, а также роль семьи в воспитании подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ВОСПРИЯТИИ

ОБЩЕСТВА

Чернецкая Е.Н.

преподаватель дисциплин

Общегуманитарного цикла

ОБПОУ «Курский монтажный

техникум» (г. Курск)

Без Бога нация – толпа,

Объединённая пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что ещё страшней, – жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

(Иеромонах Роман)

Выражение «христианские ценности» возникло только в 20-м столетии, когда в западной философии сформировалась теория ценностей, получившая название аксиология (греч. axia – ценность и logos – учение, слово). Ценность – это значимость известного объекта (идеального или материального) в отношении к целям, стремлениям и потребностям человека. Понятие нравственная ценность впервые появляется в этике И.Канта. Христианские ценности – великое достояние человечества, но они становятся благодатным сокровищем только для тех, кто идет путем спасения[ 1 ].

Христианство исходит из понимания ценности как абсолютного блага, имеющего значимость в любом отношении и для любого субъекта. Христианские ценности не сводятся только к евангельским заповедям и нравственным правилам. Они составляют целую систему.

Самая главная ценность в христианстве – это Триединый Бог. Это убеждение у христиан сформировано не каким-то ученым, просветителем или богословом, а Самим Иисусом Христом. Вот что Он отвечает законнику: «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь!» [ 2 ].

Второй ценностью является Библия или Слово Божье . Для христиан – это непререкаемый авторитет Все христианские авторы в первую очередь ссылаются на то, что говорит Ветхий и Новый Заветы, а уже потом на отцов церкви и других авторов.

И третьей ценностью для христиан является Церковь . Это не храм или Дом молитвы, а сообщество или собрание верующих в Иисуса Христа людей. Библия сравнивает Церковь с телом, главой которого является Иисус Христос, а верующих – разными членами его [ 3 ]. Более того, Церковь, согласно писаниям апостола Павла, является столпом и утверждением истины [ 4 ].

А Христос называет Своих учеников в Нагорной проповеди светом и солью этого мира, что тоже соотносится и к Церкви [ 5 ].

Принятие христианских ценностей означало радикальную переоценку ценностей существовавших долгое время. Ницше назвал это даже тотальным мятежом против античных ценностей.

Но учитывая, что общество на сегодняшний день остается в большинстве своем атеистическим, то принятые христианские ценности приспособились к реалиям жизни. Любовь к Богу находит свое выражение не только в любви к Отцу Небесному, но и в любви к ближнему, к человечеству в целом. Для большинства людей христианские нормы выражаются в десяти заповедях Ветхого Завета. Ведь они за долгую историю человечеств давно стали моральным кодексом. И если бы каждый член общества соблюдал его, то этого было бы вполне достаточно для благополучного существования человечества без войн, убийств, предательства. Но многие презирают эти нормы в угоду своим аморальным принципам, далеким и от христианских, и от общечеловеческих норм. Они позволяют себе стать выше всех людей, взять на себя ответственность за судьбы многих и присвоить себе роль вершителей судеб человечества. Страшно, что в обществе сейчас встречаются все больше таких индивидов, которые распоряжаются судьбами тысяч и миллионов, затевая локальные и мировые конфликты. Слышали ли они о христианских и моральных нормах и ценностях? Вряд ли. Или забыли о них, удовлетворяя свои материальные потребности, возведя их в культ и служа им.

Многие выстраивают свою жизнь, интуитивно подчиняя ее христианским и моральным нормам. У многих своя иерархия ценностей, близких к христианским.

Вера в Бога, любовь к ближнему и семья для большинства россиян - основные христианские ценности. На соответствующий вопрос социологов так ответили соответственно 93%, 90% и 84% участников опроса, который был проведен экспертами компании „Башкирова и партнеры“.

Исследование, в котором участвовало 1,5 тыс. человек, было посвящено отношению граждан России к христианским ценностям и их месту в нашей жизни. Между тем такие ценности, как работу, патриотизм, свободу и веру в загробную жизнь отнесли к христианским примерно половина опрошенных (51-57%). А вот демократия и деньги, по мнению большинства респондентов (74% и 62%), к христианским ценностям не относятся.

Вместе с тем исследования социологов показывают, что мнения россиян о том, что в основе современного общества лежат христианские ценности, разделились - 44% согласны с этим, и точно такое же количество опрошенных (44%) придерживаются противоположного мнения [ 6 ]. Радует, что любовь к ближнему и семья, по мнению многих, стоят во главе христианских ценностей. Поскольку формирование человека начинается с семьи, давайте остановимся подробнее на этой ценности.

Россия более тысячи лет является православной страной. Православие вошло в нашу жизнь, культуру, мировоззрение, государственность. Поэтому в русском народе очень много христианских качеств.

Воспитание нового члена общества начинается с семьи. Семья – это то, что дает человеку прочную основу на всю его жизнь, питает и поддерживает его. Ни карьера, ни вещи, ни увлечения, ни друзья не могут дать того счастья и благополучия, которые дает семья.

Крепкая семья – это семья со своими традициями. Но в современной России произошли перемены, связанные с пониманием функции и роли семьи. Во-первых, изменились роли мужчины и женщины. Женщины захотели равноправия с мужчиной во всех сферах не только семейной, но и общественной жизни. Женщина перестала быть хранительницей домашнего очага, а мужчина – защитником и добытчиком.

Также изменились и взгляды на понятие «семьи», на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны. Многие семьи в настоящее время больше напоминают людей, которые живут под одной крыше, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашё сознательную жизнь и передаём нашим детям.

Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это – причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи.

Семейные отношения – в первую очередь духовные отношения. Поэтому они не появляются просто потому, что двое полюбили друг друга и захотели жить вместе под одной крышей. Семья – это тяжелый каждодневный труд супругов, желание изменить себя в лучшую сторону, сделать счастливым своего супруга, а позднее и детей.

Видимым проявлением семейной жизни является дом. Дом – это место, где разворачивается и телесная, и духовная жизнь семьи. Семья и дом являются духовной крепостью, которая защищает всех живущих в ней от искушений окружающего мира. Ежедневно семья должна быть готова преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием.

А как же видят свою семью в будущем современные подростки? На занятиях по гуманитарным предметам мы не можем обойти стороной вопросы о ценностях, говорим и о семье. Радует, что в основе создания семьи подростки видят любовь и взаимоуважения, обоюдное желание жить вместе. Но вполне допускают, что может возникнуть и необходимость брачного союза, потому что ожидается рождение ребенка. Тревожит тот факт, что больше половины обучающихся еще до создания семьи заботит вопрос о разделе имущества в случае развода, причем о судьбе будущих детей они думают в последнюю очередь. Семья для них что-то удобное в быту, статусное. Мало кто из них думает, что надо вместе работать над отношениями, преодолевать трудности. У них пока все просто: что-то не понравилось – развод, а чувства в сторону. Может, это говорит в них юношеский максимализм, а, может, причина в их собственных семьях? Ведь около 50% обучающихся сами воспитываются в неполных семьях и, исходя из этого, сформировали свое видение будущей семьи. Его же они передадут и своим детям. Поэтому и нет представления о семье как о ценности, которую нужно беречь. Исходя из статистики, половина заключенных браков распадается. Эта тенденция становится неутешительна для России. Подрывают устои семьи и так называемые свободные союзы, которые только создают ее иллюзию.

Мы все сейчас ориентируемся на западное общество, считая его эталоном свободы и демократии. Западная демократия изначально базировалась на христианских ценностях любви к ближнему, непротивлении злому и, что особенно важно, свободе совести. Но, в конечном счете, акцент на этом привел Запад к легализации однополых браков, пропаганде гомосексуализма, свободе выражения греховных форм жизни и т.д. Как хорошо, что молодежь сегодня эти «ценности» категорически не приемлет. Христианство – это не демократия, а теократия, т.е. ориентация на Бога и Его волю. Именно от Бога, по глубокому убеждению христиан, от подчинения Его воле исходят истинные нравственность, культура и процветание общества.

Ссылки на источники:

  1. http://www.pravoslavie.ru

  2. Евангелие от Марка, глава 12, стихи 29-30.
  3. К Коринфянам, глава 12, стихи 14- 27; Послание Ефесянам, глава 5 стих 23.
  4. Первое Послание к Тимофею, глава 3, стих 15.
  5. Евангелие от Матфея, глава 15, стихи 13-14.
  6. http://uucyc.ru/statistics/128

Сергей Бортник, доцент Киевской духовной академии, задумался и решил разобраться, в чем же разница между общечеловеческими и христианскими ценностями.
Интересно, какими ценностями руководствуетесь вы?

– Сергей, что же это за понятие такое «общечеловеческие ценности»? Чем они отличаются от христианских?

– Думаю, что на этот вопрос могут быть разные ответы. Например, на рубеже XIX–XX веков активно действовала христианская миссия за пределами Европы. И тогда «общечеловеческое» означало скорее принципиальное общее между традиционным тогда христианством Европы и местной культурой, в которой проповедовали приезжие христианские миссионеры.

Сегодня «общечеловеческие ценности» порой ассоциируют с общим наследием иудаизма и христианства. В таком случае опора делается на наш Ветхий Завет, и из него особенным образом выделяются Десять заповедей Моисея. Эти заповеди даны для того, чтобы люди могли жить в обществе последователей единого Бога, но акцент все же делается на земной жизни и земном успехе.

Можно вспомнить заповедь «око за око, зуб за зуб». В обыденном сознании зачастую считается, что это заповедь мести, которая не велит прощать обидчику. Однако на самом деле это заповедь ограничения – за выбитый зуб можно выбить только один зуб, а не сломать всю челюсть.

Такие ценности – первая стадия христианства: мы признаны очеловечиться и иметь уважение к другим людям. Если же речь идет о сугубо «христианских ценностях», то это скорее заповеди блаженства, изложенные в Евангелии от Матфея. «Блаженны нищие духом» или же «блаженны алчущие правды» – это уже взыскание горнего, стремление выйти за пределы самодостаточности нашего посюстороннего бытия.

А «общечеловеческие ценности» могут иметь еще одно значение. Оно связано с послевоенным временем создания Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Ее первая статья гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Кто-то видит здесь отголоски Французской революции 1789 года, кто-то предлагает конспиративные версии о влиянии гуманистической идеологии и масонства. Однако я думаю, что для Европы (и сюда должна относиться и Украина) – это зачастую неписаный стандарт. Критика работорговли, пыток, презумпция невиновности нормативны для нашего сознания.

И в этом смысле наш набор «христианских ценностей» соотносим с этим общим наследием европейской культуры. К примеру, долгое время рабство вполне благополучно существовало в христианских обществах, однако сегодня оно выглядит скорее дикостью.

– Абсолютно все люди: верующие, атеисты хотят быть счастливыми. Однако пути к счастью бывают разными, и некоторые из них Церковь не одобряет. Так ли это?

– Надо учитывать разные аспекты. С одной стороны, счастье может быть мимолетным и эйфорическим, и после него случается разочарование. Поэтому христианская Церковь призвана говорить о сложности жизни, о том, что сиюминутные удовольствия могут привести к печальным последствиям.

Один из примеров – счастье иметь ребенка. Сегодня наше общество испытывает дефицит постоянных отношений. Браки создаются, но часто рушатся, не просуществовав и одного-двух лет. И некоторые женщины выбирают вариант «иметь ребенка для себя». Да, это может принести счастье. Но это также огромная ответственность перед ребенком.

Или же пример из той же сферы – по поводу занятий со священником пар, которые собираются пожениться. Осознать, что счастье обретается не только для себя, что в семье нужно больше отдавать, чем брать, что важны навыки жертвенности – вот о чем должен рассказать священник молодым людям, переживающим этап влюбленности.
Но есть и другая проблема. Часто у людей церковность ассоциируется с насупленной серьезностью и безрадостностью. Церковь в такой ситуации воспринимается как система запретов, которая почти не предлагает альтернативы.
На днях я посмотрел итальянский фильм «Я предпочитаю рай» о средневековом святом Филиппе Нери. В картине акцентируется мысль о том, что христианство должно приносить человеку радость, что быть с Богом – значит испытывать и проявлять любовь и милосердие. Соответственно, возникает большой вопрос к нам, христианам: насколько мы воплощаем эту радость, любовь и милосердие в нашей жизни? Вспомним слова Евангелия: «По тому узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собой».

– Для того чтобы ценности стали общечеловеческими, нужно, чтобы в их формировании участвовало все человечество? Однако у каждого народа – свои ценности. Что хорошо для Западной Европы, например, плохо для Китая...

– Да, Вы правы. Если строить «общечеловеческие ценности» по общему знаменателю, т. е. без учета всего того, что отсутствует в одной из общепризнанных мировых культур, то их смысл выхолащивается. Например, и сегодня в Индии сохраняется кастовость, в Южной Африке – элементы расизма и апартеида, т. е. раздельного проживания людей с разным цветом кожи.

Нам чужды вопросы кастовости и расизма. И поэтому, на мой взгляд, Украине нужно скорее ориентироваться на европейские христианские стандарты. Некоторые полагают, что сегодняшняя Европа отходит от традиционных христианских ценностей. Частично с этим можно согласиться. Тем не менее ментально мы находимся в сфере влияния европейской культуры, христианской в своих корнях.

– Н. Лосский определил: «Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка».
Христианские ценности – понятия, на которые опирается христианин при достижении главной цели – спасения, или обожения. Каковы цели человека, руководствующегося общечеловеческими ценностями?

– В трактовке христианских ценностей я все же предпочитаю апеллировать к словам Христа о том, что основные заповеди – это любовь к Богу и любовь к ближнему. Зачастую «спасение» может иметь привкус духовного эгоизма – я себе молюсь, а что происходит с миром и окружающими людьми – мне безразлично.

Относительно общечеловеческих ценностей приведу такой пример. Однажды я участвовал в диалоге с Финской Лютеранской Церковью. После официальной части мы разговорились с местным пастором о пресловутой проблеме гомосексуализма. Как известно, наша Церковь осуждает однополые сексуальные отношения и обосновывает это рядом указаний из Священного Писания.

А этот пастор подошел к вопросу с совсем неожиданной стороны. Он сказал: «У меня есть жена и семья, и это делает меня счастливым. Если человек с такими вот наклонностями будет счастлив в своей своеобразной семье, то я ничего не имею против». Вот такой подход, когда желание счастья ближнему может противоречить традиционным христианским ценностям.

И мне кажется, что простого ответа нет. Все мы в той или иной степени греховны. Всем нам нужна Церковь как лечебница, исцеляющая и соединяющая нас с Богом. И счастье как общечеловеческая ценность и даже мечта – это и наша ценность.

Для христиан счастье имеет духовный характер, оно формулируется в виде «блаженств». Но навязывать такие формы счастья другим сам не решаюсь. Я сторонник идеи о том, что люди малоцерковные или даже неверующие должны убеждаться в истинности нашей веры через наш пример подлинно христианской жизни.

Записала Наталья Горошкова