"южмаш" объявил о поставке россии ракет для "морского старта".

Украинское предприятие «Южмаш» отрапортовало, что в рамках контракта с компанией S7 Sea Lunch Limited произведет 12 ракет-носителей «Зенит» для программы морского старта.

Украинский ВПК возобновил сотрудничество с Россией

Примечательно, что этот контракт был заключен «Южмашем» 28 апреля этого года и является первым серьезным соглашением этого предприятия после событий зимы-весны 2014 года.

Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что украинцы не смогут создавать ракеты класса «Зенит» самостоятельно, поэтому на деле это чистый российской-украинский проект.

«Естественно, украинцы не смогут создать эти ракеты без сотрудничества с Россией, поскольку двигатели для ракет «Зенит» производятся только на предприятии «Энергомаш». Поэтому это либо очередной украинский блеф, либо пример того, что на Украине пришли к выводу, что их ВПК может выжить только при сотрудничестве с Россией. Это, кстати говоря, подтверждает и название заказчика – компании S7 Sea Lunch Limited», - констатирует Александров.

Дело в том, что эта компания является зарегистрированной в США дочкой известного российского холдинга S7 Group, который занимается, в том числе, и выведением грузов на орбиту.

«Таким образом, участие в этом ракетном контракте компании S7 Sea Lunch Limited говорит в первую очередь о том, что украинцы достигли с российской стороной компромисса, и это логично, ведь нам тоже нужны ракетоносители семейства «Зенит», - резюмирует Александров.

Украинский ВПК может выжить только благодаря сотрудничеству с Россией

Для этих целей компания S7 Sea Lunch Limited и была зарегистрирована США, чтоб обойти весь этот режим американских санкций и продолжить реализацию межгосударственных проектов, которые оказались под угрозой ввиду известных политических обстоятельств.

«Просто, если компания зарегистрирована в Соединенных Штатах, то на нее не распространяются санкции и прочие введенные против нашей страны ограничения. Кроме того, здесь не работают и ограничения, санкционированные Киевом против Москвы», - заключает Александров.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что этот успех «Южмаша» является результатом возобновления его сотрудничества с Россией, что показывает нам, что выживание ВПК Украины возможно только в случае возобновления российско-украинских экономических связей.

«Странно, что этот контракт еще не подвергается обструкции, хотя за этим делом не станет, ведь на Украине полно любителей орать и кричать, что такие контракты невозможны, поскольку это некое мнимое «субсидирование геополитического противника в лице Москвы». Так что, не факт, что этот контракт будет в итоге реализован», - констатирует Александров.

Украинские предприятия рассчитывают на восстановление связей с Россией

Другой вопрос, как утверждает Михаил Александрович, практика показывает, что за последние три года предприятия украинского ВПК так и не смогли найти заказчиков на замену России, влачат жалкое существование, из-за чего этот контракт «Южмаша» с S7 Group вполне логичен.

«На практике же этот проект выгоден, как Украине, так и России, и ничего плохого в нем нет. Тем более, единственное, чем Украина помогает своему ВПК, так это заказами на ремонт танков и прочей техники, которая уже три года «утилизируется» в Донбассе», - резюмирует Александров.

Кстати говоря, это не первый случай восстановления сотрудничества украинских предприятий ВПК с Россией – можно вспомнить трехсторонний контракт на вертолетные двигатели с Китаем, по которому продукция «Мотор Сич» была не так давно доставлена на российские заводы.

Политолог Богдан Безпалько в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что такое неформальное сотрудничество с Россией давно лоббируется украинскими предприятиями.

В сотрудничестве России и Украины сегодня доминируют серые схемы

«О таком способе возобновления сотрудничества с Россией постоянно говорят на Украине – в частности, глава компании «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев , но здесь существует объективная проблема, что большинство решений на Украине принимается не на основании экономических интересов, а путем всевозможных политических спекуляций», - заключает Александров.

Кроме того, такие решения на современной Украине принимаются, не исходя национальных украинских интересов, поэтому здесь играет роль много различных нюансов.

«А так, торгово-экономическое сотрудничество России и Украины сегодня строится с помощью разных посредников, причем не только по такому масштабному и всем очевидному проекту, как производство ракетной техники. Есть здесь и другие примеры – например, то же производство бронетранспортеров, когда украинцы закупили ярославские двигатели через посредников на территории Молдавии. Это на Украине вообще очень прибыльный бизнес, поскольку таких посредников в одной сделке бывает сразу несколько», - констатирует Александров.

Поэтому, как отмечает Богдан Анатольевич, очень часто подобная производственная кооперация России и Украины идет нога в ногу со стандартной украинской коррупцией, без чего, естественно, не обошлось и в рамках этого контракта с «Южмашем» на производство ракет «Зенит».

«Вообще очень сложно оценить масштаб таких серых схем на Украине, а именно в каком случае идут реальные контракты, а в каком – просто их имитация», - резюмирует Александров.

Украинские ракетостроители крупного государственного предприятия «Южмаш» по производству ракетно-космической техники вышли на митинг к зданию Министерства юстиции с требованием выполнить решение суда и снять арест со счетов предприятия. Космическая отрасль, некогда процветавшая на Украине, гибнет.

По имеющейся информации сотни рабочих требуют от украинских властей не мешать реализации международных проектов и исполнению уже подписанных контрактов. Другими условиями протестующих рабочих стали встреча с министром юстиции Украины Павлом Петренко и увольнение начальника департамента государственной исполнительной службы министерства, который отказывается исполнять решение суда.

Председатель профсоюза работников «Южмаша» Валерий Васильев возмущен тем, что государственная структура, отвечающая за исполнение норм законодательства, сама нарушает всевозможные украинские законы:

"Вероятно, кто-то всем этим руководит, кому-то выгодно, чтобы "Южмаш" остановился и больше не работал."

Позиция Министерства юстиции заключается в том, что арест на счета предприятия наложили для взыскания с него долга за электричество в размере 400 млн гривен. Из-за этой заминки предприятие не успевает с выполнением контрактов по выпуску ракет-носителей «Зенит» для двух программ: «Морской старт» и «Наземный старт».

Стоит сказать, что еще раньше депутат от фракции «Блок Петра Порошенко» Вадим Кривенко публично на заседании в Верховной Раде признал, что лучшие работники в сфере ракетостроения покидают Украину из-за долгов по зарплате и переезжают жить в Россию и работать в российской ракетостроительной сфере.

Государственное космическое агентство Украины уже констатировало настоящее обрушение ракетостроительной сферы из-за запрета на любое военно-техническое сотрудничество с Россией, введенного президентом страны Петром Порошенко еще в 2014 году. Результат не заставил себя долго ждать: уже в 2015 году на предприятии отключили три из четырех линий энергоснабжения и техническую воду; за полтора года выручка предприятия упала на 80%. Вадим Кривенко отметил во время своего выступления в Раде:

"Люди увольняются, и не для кого не секрет, чкуда переезжают лучшие специалисты.Страна-агрессор (Россия) дает возможность высоквалифицированным специалистам продолжить работу в профильной области"

Это же подтвердил в интервью и заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор Владимир Попов.

Как известно, от Советского Союза Украине досталась в наследство треть ракетно-космического промышленного и научного потенциала, куда вошли КБ, производства и такие достижения, как «Циклон-2», «Циклон-3», «Зенит-2», «Зенит-3SL», «Днепр».

Производственное объединение «Южный машиностроительный завод» имени Макарова», расположенное в Днепропетровске, также было создано во время существования СССР.

Деградация ракетно-космической сферы на Украине началась после государственного переворота в 2014 году. Под угрозой оказалось участие в международных космических программах «Морской старт» и «Наземный старт». С осени 2016 года «Южмаш» работает один день в неделю!

В то же время после неудачного сотрудничества с Украиной - ущерб в 475 млн долларов в части коммерческого использования пускового центра «Алкантара» в штате Мараньян - Бразилия разорвала контракт с украинской стороной, заключенный еще в 2003 году о долгосрочном сотрудничестве относительно использования ракеты-носителя «Циклон-4».

Участник Третьего космического отряда, одессит Александр Скворцов отметил, что Украина всегда славилась ракетно-космической отраслью, но сейчас киевские власти выделяют на ее поддержку всего около 2 млн долларов в год! Он также отметил, что объединение КБ «Южное» и «Южмаша» оставило без работы много квалифицированных, опытных кадров, которые уехали работать в Россию:

"К счастью, большая часть из них смогла перебраться в Россию, где они могут реализовать свой научный потенциал. потому, что у РФ к космосу относятся прагматично, и ученых поддерживают на государственном уровне"

Эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров отметил:

"Все основные стартовые двигатели производятся на территории России. Двигатели Украинатпроизводить не сможет. Она может создавать только маршевые двигатели."

К слову сказать, Россия также решила полностью отказаться от участия украинских предприятий в запусках ракет. Носитель «Днепр» переименовали в «Байкал» и отныне будут запускать силами российских компаний.

Как удалось выяснить, американская корпорация Boeing выиграла суд у украинского КБ «Южное» по проекту Sea Launch («Морской старт»), что означает неминуемое банкротство КБ. Американская компания хочет вернуть затраты в ходе процедуры банкротства проекта.

Судебный иск компании Boeing доказывает, что украинская ракетная отрасль не нужна и американцам - многое они могут выпускать самостоятельно и просто устраняют конкурента с рынка.

Михаил Александров неутешительно резюмировал:

"Бегство с Украины квалифицированных кадров достигло критического масштаба и ставит под сомнение дальнейшее существование украинской космической отрасли. Судя по бездействию официального Киева, космос Украине и не нужен.

У украинских властей «стоит» поучиться, как убить одну из самых мощных отраслей государства, позволяющих относить страну к числу передовых в наукоемких областях, всего за 3 года. Но что тут говорить: ломать, не строить…

Несмотря на разговоры о полном прекращении сотрудничества Роскосмоса с украинским "Южмашем", предприятие неожиданно заявило , что соберет 12 ракет "Зенит" для международных проектов "Морской старт" и "Наземный старт". Контракт, якобы, заключен с компанией S7 Sea Launch.

Ракета "Зенит". Фото: Олег Урусов/ ТАСС

Напомню, площадку в Тихом океане, специально оборудованную для старта носителей "Зенит", приобрела российская компания S7 в сентябре прошлого года. Но из-за ухудшения отношений между Москвой и Киевом закупку носителей в Днепре было решено прекратить. А ракетные двигатели для них на Украину больше .

В патовой ситуации оказались и украинский завод, и Роскосмос. На "Южмаше" лишились основного импортера, а в России начали думать, что делать с "Морским стартом", - продавать его, разрабатывать собственный носитель или снова вернуться к "Зенитам".

Пока никакая другая ракета с плавучего космодрома просто не взлетит. Модернизация площадки под старт другой ракеты по затратам соизмерима со строительством нового космодрома. Поэтому решили строить новый носитель. Гендиректор РКК "Энергия" Владимир Солнцев пообещал , что предприятие построит для плавучего космодрома ракету "Сункар". А глава Роскосмоса Игорь Комаров анонсировал , что после 2022 г. с "Морского старта" полетит новая ракета - "Союз-5". Но это в лучшем случае через пять лет, а как быть сейчас?

Логичным был бы вариант возобновить давнее сотрудничество и схему "Украинские ракеты плюс российские двигатели". Ведь от прекращения торговых отношений готовый продукт буквально разорвали на части.

Космодром "Морской старт". Фото: Wikipedia

В качестве примера возьмем ту же ракету Зенит-3SL. По заявлению "Южмаша", на предприятии уже собирают два таких носителя. Первая ступень ракеты оснащена мощнейшим российским РД-171М, вторая - РД-120. Оба - производства НПО "Энергомаш". Разгонный блок сделан РКК "Энергия".

Однако в российской корпорации факт сделки не признают. А эксперты лишь недоумевают: ситуация становится все более запутанной, и окончательного подтверждения информации стоит ожидать только от Роскосмоса. Но пока на сайте российского ведомства про "Зениты" ровным счетом ничего.

Со скептицизмом к заявлению "Южмаша" отнесся член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин, который участвовал во всех летных испытаниях ракеты "Зенит". По его словам, из-за сложного экономического положения, в котором оказался "Южмаш", будет крайне трудно качественно собрать высокотехнологичную ракету.

Хотя, безусловно, от сделки выиграли бы обе стороны. Россия получила бы запас одних из лучших в мире ракет среднего класса, пока новые в процессе разработки. А "Южмаш", наконец оправился бы от экономического нокдауна, в котором оказался из-за политической ситуации.


Восстановленная программа «Морской старт» не будет прорывом, однако поможет Украине временно продержать на плаву одно из стратегических предприятий

Недавнее заявление гендиректора компании «S7 космические транспортные системы» Сергея Сопова о сотрудничестве с «Южмашем» наблюдателям показалось знаковым.

«Общая сумма инвестиций в приобретение космодрома «Морской старт», включая вывод его из консервации, составляет около 150 миллионов долларов», - заявил Сопов в интервью «Известиям».

Он отметил, что в выпуске 12 заказанных ранее ракет «Зенит», сборку которых осуществляет «Южмаш», также заняты 150 российских предприятий.

«В состав данного носителя входят полностью изготавливаемый в России двигатель первой ступени РД-171, камера сгорания второй ступени, система управления и многие другие компоненты. Всего в кооперации задействовано около 150 отечественных предприятий. Их доля в стоимостном выражении от себестоимости составляет 80%», - пояснил Сопов.

Однако для украинского «Южмаша» контракт с российской компанией еще более важен: он дает возможность предприятию продержаться на плаву и если не развивать, то поддерживать космическую отрасль Украины. Как это ни странно, но реанимация «Морского старта», прекратившегося в 2014 году, имела и политические причины.

Санкции, война и все остальное

В своем интервью Сопов прямо указывает на политическую составляющую программы.

«С политической точки зрения «Морской старт» также важен, как один из немногих уцелевших «мостиков» между Россией и США. И, что особенно ценно, что он сохранился в такой высокотехнологичной сфере, как ракетно-космическая техника и пусковые услуги», - указывает Сопов.

При этом Сопов заявил, «Южмаш» поставляет в США две ступени ракеты-носителя «Зенит», и только на американской территории происходит их окончательная сборка. Таким образом, он подтвердил информацию, которую «Интерфаксу» сообщил источник в ракетно-космической отрасли РФ.

«Если пуски «Зенита» с «Морского старта» возобновятся, то изготавливаемые в России система управления и двигатель первой ступени будут поставляться, минуя Украину, прямиком в США, досборка ракеты и ее испытания будут осуществляться в Лонг-Биче», - отмечал источник.

Американское посредничество в данной ситуации было критически важным. «Третья сторона», тем более такая, как США, сделала сотрудничество между Россией и Украиной в космической отрасли, которая часто пересекается с оборонной, возможным.

Как сообщил источник Lenta.ru в космической отрасли, без американского участия сотрудничество между предприятиями Государственного космического агентства Украины, а именно таким является «Южмаш», и «Роскомсом», частью которого является РКК «Энергия», тоже участвующее в «Морском старте», было бы невозможным. Теперь же «Южмаш» официально сотрудничает с зарегистрированной в США компанией S7 Sea Launch Limited, а значит выходит из-под удара в случае возможных обвинений в сотрудничестве с агрессором. С этой же компанией сотрудничает и «Роскосмос».

В целом же, по словам Сопова, его компания имеет далеко идущие планы в отношении «Морского старта». По сути, это - первая ступень в масштабной космической программе корпорации, которая среди прочего предусматривает взятие в концессию российского сегмента МКС, использование станции в качестве научной, промышленной площадки, «хаба» для дальнейшей экспансии. Именно от МКС планируют отправлять экипажи на другие планеты.

«При наличии на околоземной орбите космической инфраструктуры нет необходимости создавать сверхдорогие сверхтяжелые ракеты, чтобы запускать межпланетные и зонды. Их сборку из более мелких модулей можно проводить прямо на МКС или рядом с ней. А экипажи сначала доставлять на станцию и оттуда перевозить на корабль, который летит, допустим, к Луне. Во-первых, это окажется экономичнее. Можно использовать имеющуюся ракетно-космическую технику. Во-вторых, безопаснее. Шанс потерять всё из-за аварии меньше при запуске элементов конструкции по частям», - пояснил Сопов.

Для этого в перспективе компании может понадобиться свое подразделение по подготовке космонавтов. А пока главное - максимально использовать возможности, предоставляемые «Морским стартом».

Пока Маск не «подрос»

В своем интервью генеральный директор компании «S7 космические транспортные системы» указывает: перед тем, как приобрести «Морской старт» у предыдущих владельцев, был тщательно проанализирован рынок пусковых услуг и перспективы его развития.

«Мы исходим из того, что уже представлено и может появиться на рынке пусковых услуг в ближайшие годы. Все видят успехи компании SpaceX с ее Falcon 9. Blue Origin также экспериментирует с возвращаемой ступенью. Конкурентоспособная ракета должна быть двухступенчатой, дешевой в производстве и обслуживании, с многоразовой первой ступенью. Если многоразовость не обеспечивается, ракета должна быть еще дешевле, чтобы конкурировать по цене с таким носителем. В теории известно, что эффективность многоразовой системы начинается с шести стартов в год. Если запусков меньше, то целесообразнее использовать дешевую одноразовую ракету», - отметил Сопов.

Свое интервью Сопов давал через несколько дней после того, как американский миллиардер Илон Маск устроил то, что позже назвали «пиар-акцией века» в области освоения космоса. 6 февраля в космос запустили первую сверхтяжелую ракету Falcon Heavy компании Маска. При этом два ускорителя ракеты, выведя ее на необходимую орбиту, отстыковались и вернулись на Землю, совершив плавную посадку на плавучие платформы. Позже был показан груз ракеты - вишневый электромобиль Tesla,в котором играла композиция Space Oddity Дэвида Боуи. На мониторе приборной панели машины горела надпись «Не паникуйте» - отсылка к известной серии романов Дугласа Адамса «Автостопом по галактике».

Пока критики Маска указывали на то, что центральный ускоритель ракеты при возвращении разбился, и вспоминали о советском проекте «Буран», оптимисты утверждали - данный пуск позволяет ускорить освоение космоса.

Как бы то ни было, мысль о том, что космос - дело не только государственное, но и частное, прочно утвердилась в головах землян. Даже президент США Дональд Трамп признал - пора отдать дело в частные руки. Так, в проекте бюджета на 2019 финансовый год Белый дом предложит прекратить государственное финансирование МКС.

«После этого NASA будет рассчитывать на коммерческих партнеров для исследований на низкой околоземной орбите и испытания технологий», - отмечается в документе.

Впрочем, речь не только об МКС. К примеру, сегодня одной из хорошо оплачиваемых и частых услуг, которую оказывают частным лицам и государствам космические компании, является вывод на орбиту спутников. Подчас случаются неудачи. Так, в начале января в Тихом океане разбился секретный спутник правительства США Zuma, который запускала с помощью ракеты-носителя Falcon 9 компания Маска.

Впрочем, сотрудникам «Южмаша» не следует смотреть на происходящее сквозь розовые очки. Как заявил Сопов, «Зениты» закупят из расчета использования их до 2022 года, когда будет готова ракета «Союз-5». Однако и ей в компании «S7 космические транспортные системы» не сильно довольны, называя «подросшей и потолстевшей копией «Зенита». Однако россияне указывают: одним из планируемых результатов «Морского старта» является обеспечение космических предприятий РФ стабильной загрузкой, что позволит им плавно выйти на производство новых ракет среднего класса.

В случае нормальных отношений между Россией и Украиной, которые были до 2014 года, в этих программах мог поучаствовать и «Южмаш», приобретя необходимый опыт для уверенного вхождения в новую космическую эру. Но обусловленный политическими причинами разрыв сотрудничества во многих промышленных отраслях, в том числе и космической, привел к тому, что РФ если и использует украинские наработки, то временно, до создания на 100% своих носителей.

Ракеты «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ» предназначены для запуска полезной нагрузки в рамках проектов «Морской старт» (с плавучей платформы проекта Sea Launch) и «Наземный старт» (с площадки на космодроме Байконур) соответственно. Первая ракета семейства полетела в 1985 году, фактически она представляет собой боковой ускоритель советской сверхтяжелой ракеты «Энергия».

На «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ» устанавливается РД-171 - самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель. Ближайшим конкурентом «Зенитов» можно считать Falcon 9 . С приэкваториальной площадки «Зениты» могут выводить на геостационарную орбиту больше полезной нагрузки, чем «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» (4 тонны против 3,7). Именно «Зениты» должны были прийти на смену ракетам семейства Р-7, производимым самарским . Под них современной подмосковной на смену пилотируемым кораблям «Союз» проектировалась «Заря». Перспективы у «Зенитов» были замечательные.

Все изменилось после распада СССР. Россия продолжала реализовывать пилотируемую космонавтику на старых технологиях и занялась разработкой ракет семейства «Ангара». Космическая отрасль Украины, ориентированная практически исключительно на советский рынок, существовала благодаря заказам из России.

Соглашение о строительстве единственного в мире плавучего космодрома «Морской старт» было подписано в 1995 году. К 26 мая 2014 года было осуществлено 36 запусков: 32 успешных и четыре - нештатных. В рамках «Наземного старта» к 1 сентября 2013 года все девять пусков «Зенитов» были успешными. Статистика оставляет желать лучшего по традиционной причине - человеческий фактор.

Хотя «Зениты» были разработаны в Днепропетровске, в КБ «Южное», и собирались там же на заводе «Южмаш», они более чем на 70 процентов состоят из российских комплектующих. Двигатель РД-171 первой ступени «Зенита», разгонный блок и система управления делались в России. Украинское участие сводилось к производству первых двух ступеней ракеты и двигателя второй ступени.

События 2014 года положили конец запускам «Зенитов». 22 августа 2014 года «Морской старт» объявил о приостановке своей работы, а 24 декабря того же года вице-премьер сообщил о невозможности продолжения сотрудничества по проекту «Морской старт» с «Южмашем».

«Морской старт» в Калифорнии фактически принадлежал РКК «Энергия». Космодром российская корпорация использовать не могла, поскольку с , одним из бывших соучредителей консорциума, по вопросам кредитных обязательств. Конфликт удалось разрешить в августе 2016 года. Российская сторона должна погасить задолженность, оцениваемую в 330 миллионов долларов, предоставлением услуг и участием в совместных проектах, часть долга спишут. Фактически РКК «Энергия» расплатилась с Boeing местами на кораблях «Союз». Сделка была взаимовыгодная. В частности, благодаря ей американская компания выполнит свои обязательства перед по доставке астронавтов на МКС.

Судебные разбирательства между совладельцами Sea Launch касались выполнения «Соглашения о создании компании Sea Launch» 1995 года и «Соглашения о гарантиях и обеспечении» 1996 года. При создании консорциума в 1993 году 40 процентов компании находилось у Boeing, 20 процентов - у Aker Kvaerner (Норвегия), 25 процентов - у «Энергии», 5 процентов - у КБ «Южное» (Украина) и 10 процентов - «Южмаша».

В «Соглашении о гарантиях и обеспечении» говорилось о пропорциональной ответственности для каждого акционера за взятые компанией кредитные обязательства. В 2004 году Sea Launch привлекла 270 миллионов долларов, в 2005 году - 200 миллионов долларов. В 2009 году Sea Launch подошло время выплат, которые компания самостоятельно сделать не смогла.

К этому времени из проекта вышел Boeing, заплатив кредиторам 448 миллионов долларов, из которых 179 миллионов долларов приходилось на ее кредитные обязательства. Компания Aker Kvaerner расплатилась с Boeing к 2010 году. «Энергия» и «Южмаш» платить отказались. Первая при этом выкупила контрольный пакет акций Sea Launch.

Через месяц после заключения предварительного контракта между РКК «Энергия» и Boeing , что российская корпорация продаст «Морской старт» компании «С7 космические транспортные системы», сто процентов акций которой принадлежат «Группе компаний С7» (S7 Group). Гендиректор «С7 космические транспортные системы» - , ранее возглавлявший «Авиализинг» и « ». Покупателя на «Морской старт» искали давно, и нет никаких сомнений в том, что решение по проекту было принято только тогда, когда «Энергия» нашла способ дистанцироваться от проблемного проекта.

Стоит отметить, что свои обязательства по «Морскому старту» выполнили все стороны, кроме «Южмаша». Ясно, что украинское предприятие не может в настоящее время самостоятельно выполнить кредитные обязательства. Скорее всего, долговую нагрузку взяли на себя РКК «Энергия» или S7 Sea Launch Limited - представляющая «С7 космические транспортные системы» зарегистрированная в США компания.

Сопов в августе 2016 года, когда РКК «Энергия» и Boeing , презентовал проект в . «К нам было благожелательное отношение», - отмечал российский бизнесмен в интервью . По его словам, «кроме как с РКК "Энергия", с которой у нас подписано соглашение о сотрудничестве, больше ни с кем никаких договоренностей на бумаге не заключено», и «если "Южмаш" не будет производить ракеты, мы возьмем паузу на пять лет и будем вместе с российскими предприятиями делать другую ракету под наш космодром».

Теперь, похоже, планы «С7 космические транспортные системы» прояснились. «С7 ушли от санкций, "Энергия" избавилась от долгов, теперь они попытаются заработать. В этой истории нет победителей и проигравших», - сообщил источник «Ленте.ру». По его мнению, без американского участия и создания S7 Sea Launch Limited сотрудничество между предприятиями Государственного Украины и «Роскосмоса» было бы невозможно, поскольку «обе организации придерживаются официальных линий».

Действительно, обе стороны не в восторге от соглашения между «Южмашем» и S7 Sea Launch Limited. На официальном сайте Государственного космического агентства до сих пор ничего не сообщается о возобновлении производства «Зенитов», последняя новость там на момент написания данной статьи датируется 23 мая 2017 года и посвящена сотрудничеству Украины и Литвы в космической сфере. Между тем, «Южмаш» 31 мая провел пресс-конференцию с говорящим названием «Действия Государственной исполнительной службы уничтожают главного конкурента российских космических предприятий - завод "Южмаш" о блокировании хозяйственной деятельности», видео мероприятия выложено в сеть. Спустя три дня, когда было обнародовано соглашение между «Южмашем» и S7 Sea Launch Limited, украинское предприятие выразило «глубокую благодарность законодательной и исполнительной ветвям власти за предоставленную беспрецедентную нормативную и финансовую поддержку».

В «Роскосмосе» довольно скептически оценивают перспективы сотрудничества с Украиной по производству «Зенитов». «Промышленная кооперация очень важна, один раз выпав из цикла производства в космической отрасли, вернуться очень сложно - происходит замещение. Мы с сожалением видим, что процессы, которые начались в 2014 году, ни к чему хорошему не привели - украинцы сами прекрасно понимают, что сейчас у них нет условий для производства этих ракет. А у "Роскосмоса" нет никаких обязательств по поставке двигателей на Украину», - сказал исполнительный директор «Роскосмоса» по коммуникациям .

Генеральный директор РКК «Энергия» напомнил, что Украина не располагает необходимыми для самостоятельного производства ракет двигателями. «Проще им полететь на метле, чем на ракете без российских двигателей»,- отметил он.

В настоящее время на «Южмаше» собираются два «Зенита», запуски планируется возобновить в 2018 году. О поставках на Украину для новых 12 ракет российских двигателей пока ничего не сообщается. С другой стороны, создаваемая РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс» ракета «Союз-5» (она же «Феникс» и «Сункар») - фактическая альтернатива «Зенита» - будет готова к 2022 году. Вероятно, до этого времени в S7 Sea Launch Limited решили задействовать «Зениты».

В «Южмаше» отмечают, что по состоянию на начало июня 2017 года портфель заказов предприятия на ближайшие годы превышает 350 миллионов долларов США. Среди заказчиков, кроме S7 Sea Launch Limited, называются компании из США и Италии. Для американцев «Южмаш» производит основную конструкцию первой ступени ракеты Antares, для итальянцев - маршевый двигатель РД-843 верхней ступени ракеты-носителя Vega легкого класса. В обозримом будущем США не планируют отказываться от услуг украинской стороны, в Италии этого не исключают.

Контракт с S7 Sea Launch Limited вряд ли позволит сохранить ракетный потенциал «Южмаша», где активно разворачивается диверсификация производства. В тяжелых экономических условиях другого выхода нет - Украине не нужны космические ракеты, а «Роскосмосу» - украинский «Южмаш». Позиция госкорпорации по этому поводу вполне понятна. С ее точки зрения было бы предпочтительнее, если бы «С7 космические транспортные системы» вкладывались в российскую космическую отрасль, а не поддерживали потенциального конкурента.

На самом деле позиция «Роскосмоса» в вопросе с «Южмашем» - проверка госкорпорации на лояльность к российским частным космическим компаниям. До сих пор «Роскосмос» ее проваливал, однако в этот раз проигнорировать интересы такого крупного игрока, как «С7 космические транспортные системы», будет сложно. В сложившейся ситуации предприятия Государственного космического агентства Украины и «Роскосмоса» выступают не заказчиками, а исполнителями работ, формально выбирать носитель для «Морского старта» предстоит его собственнику - компании «С7 космические транспортные системы».

Нынешняя Украина хорошо иллюстрирует то, что может произойти в российской космической отрасли без ее интеграции в международное сообщество. Главный партнер Украины - Россия, а России - США. Без сотрудничества с НАСА российская пилотируемая космонавтика рискует прекратить свое существование, без контактов с ULA и Orbital ATK ракетное двигателестроение начнет деградировать, в этом случае останется только военная составляющая космической программы.