Sea launch морской старт. Плавучий космодром "морской старт"

Стартовая платформа «Odyssey» и сборочно-командное судно «Sea Launch Commander» в порту

Sea Launch ) - плавучий для запуска модификации «Зенит-3SL» семейства международным консорциумом по эксплуатации космодрома «Морской старт». Точка старта располагается в акватории Тихого океана в точке с координатами 0°00′ с. ш. 154°00′ з. д., вблизи Острова Рождества.

История

Идея морского космодрома состоит в том, чтобы доставлять ракету-носитель по морю на экватор, где имеются наилучшие условия для запуска (можно максимально эффективно использовать скорость вращения ). Данный способ был использован в 1964-1988 годах в морском космодроме «Сан-Марко», представлявшем собой неподвижную заякоренную платформу вблизи экватора в кенийских территориальных водах.

Компания «Морской старт» была создана для реализации одноименного проекта в 1995 году. Её учредителями стали Boeing , российская РКК «Энергия» , норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (ныне Aker Solutions), украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш». Летом 2009 года компания «Морской старт» объявила о своем банкротстве, а после реорганизации ведущую роль в проекте получила РКК «Энергия».

Создание консорциума

В 1993 году, после того как стало ясно, что не будет создана более мощная ракета-носитель, чем Scout-2 для космодрома «Сан-Марко» (полезная нагрузка при запусках с «Сан-Марко» не превышала 200 кг), Россия и США приступили к консультациям по вопросу о создании проекта, впоследствии получившем название «Морской старт».

Международный консорциум Sea Launch Company (SLC) создан в 1995 году. В него входят американская фирма Boeing Commercial Space Company (дочернее предприятие аэрокосмической корпорации «Боинг»), обеспечивающая общее руководство и финансирование (40 % капитала), российская Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (25 %), украинские КБ «Южное» (5 %) и ПО «Южмаш» (10 %), а также норвежская судостроительная компания Aker Kværner (20 %). Штаб-квартира консорциума находится в калифорнийском городе Лонг-Бич. В качестве исполнителей по контрактам привлечены российские «КБ транспортного машиностроения» и ЦКБ «Рубин».

Начальная стоимость проекта составляла $3,5 млрд.

Банкротство и реорганизация

22 июня 2009 года компания объявила о своём банкротстве и финансовой реорганизации в соответствии с главой 11 Кодекса США о банкротстве. Согласно данным, указанным в заявлении компании, её активы составляют от 100 до 500 млн долларов, а долги - от 500 млн до 1 млрд долл. По данным издания «Коммерсант», к убыткам привело то, что не удалось обеспечить планируемую интенсивность запусков: первоначально планировалось осуществлять по 2-3 последовательных запуска за один выход на стартовую позицию.

«Мы хотим заверить наших заказчиков, поставщиков и партнеров, что после подачи заявления „Морской старт“ намерен продолжить свою деятельность. Реорганизация, согласно главе 11, дает нам возможность продолжить свою деятельность и сконцентрировать усилия на разработке планов нашего дальнейшего развития», - сообщила компания.

1 апреля 2010 года совет директоров международного консорциума Sea Launch Company (SLC) принял решение отдать Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» «главную роль» в проекте «Морской старт». В конце июля 2010, по решению суда, Energia Overseas Limited (EOL), являющаяся дочерней компанией корпорации «Энергия», получила 95 % акций консорциума «Морской старт», Boeing - 3 % и Aker Solutions - 2 %.

Прорабатывается проект перенесения порта базирования и наземной инфраструктуры обслуживания из Лос-Анджелеса в Совгавань или Владивосток.

22 августа 2014 года на фоне боевых действий на востоке Украины было объявлено, что «Морской старт» приостанавливает деятельность до середины 2015 года. В конце декабря 2014 года вице-премьер РФ Д. Рогозин заявил, что скорее всего ракеты «Зенит» больше не будут использоваться в этом проекте, а место США займут страны БРИКС.

По имеющимся сведениям, в январе 2015 года, по результатам заседания совета директоров РКК Энергия, в проекте «Морской старт» предполагается дальнейшее использование тяжёлой ракеты-носителя .

В 2014-2015 гг. российской стороной проводились переговоры с США, Китаем, Бразилией, ОАЭ и Австралией, о продаже проекта. 30 марта 2016 Роскосмосом было сообщено о скором закрытии сделки по продаже проекта. При этом имя покупателя не называется. По сведениям газеты «Коммерсант», новым инвестором Sea Launch может стать совладелец группы S7 Владислав Филёв.

В июне 2016 года Роскосмос снова провёл переговоры с Австралией о продаже «Морского старта».

В августе 2016 года российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» и американская компания Boeing разрешили спор по проекту «Морской старт». По условиям предварительного соглашения, российская сторона погасит задолженность, оцениваемую в 330 миллионов долларов, предоставлением услуг и участием в совместных проектах. Также часть долга планируется списать. Конкретная сумма не называется. Было подписано предварительное соглашение с Boeing об урегулировании спора по «Морскому старту», в связи с этим суд в США приостановил все действия по взысканию задолженности. Однако для окончательного принятия соглашения об урегулировании необходимо, чтобы его утвердил совет директоров «Энергии» и одобрил «Роскосмос».

S7

В сентябре 2016 года стало известно, что дочерняя компания «S7 Group» - «С7 космические транспортные системы» станет покупателем и оператором международного проекта «Морской старт».



Как это ни звучит парадоксально, но к идее "морского старта" вернулись тогда, когда великая держава рассыпалась на большие и малые государства. Следствием развала экономики, хронического недостатка средств явилось и прекращение финансирования многих государственных программ. Возникшая ситуация подтолкнула к поиску новых заказчиков на принципиально новой основе сотрудничества - создания корпораций с иностранными партнерами и, в первую очередь, с Соединенными Штатами Америки. На одном из совещаний в сша генеральный директор ракетно-космического концерна "Энергия" (в то время - научно-производственное объединение "Энергия") Ю.П.Семенов выступил с инициативной перед американской стороной - рассмотреть возможность реализации "морского старта". Переговоры велись со знаменитой авиационной фирмой "Боинг", которая стремилась завоевать свои позиции и в космосе.

Американцы были весьма озабочены сложившимся на мировом космическом рынке положением, где большую часть заказов захватила французская фирма "аэроспасьяль", осуществляющая запуски спутников с помощью носителя "Ариан" с космодрома, расположенного на экваторе, в новой гвинее. Ракеты сша не в состоянии были конкурировать с французскими, поэтому американцы, стремясь занять активную позицию, поддержали эту идею. Выбирая ракету-носитель для запуска спутников, заказчик учитывает такие определяющие факторы: цена, надежность и уровень сервиса. Именно сочетание названных показателей наиболее полно обеспечивается на ракете "Ариан", чем и объясняется ее впечатляющий успех на международном коммерческом рынке. Прибыль в бизнесе космических запусков неизбежно порождает острую конкуренцию. Для того, чтобы выиграть в этом соревновании, необходимо, чтобы цена на другой носитель, его надежность и уровень технического совершенства превосходили конкурента. Мнение практичных американцев было однозначным. Они считали, что для быстрейшей реализации "морского старта" и, соответственно, выхода на мировой космический рынок ставка должна быть сделана на существующие, доведенные до кондиции ракеты-носители. Поэтому идея создания для "морского старта" нового носителя была сразу отвергнута, к ней больше не возвращались.

Условия жесткой конкуренции требовали быстрейшего выхода на мировой космический рынок. А ведь создание новой ракеты и оборудования к ней - длительный многолетний процесс с огромными финансовыми затратами. И самый важный аргумент: чтобы заказчик доверил запуск своего "полезного груза" новой ракете, у нее должен быть международный авторитет.Выбирая из числа известных ракет-носителей, разработчики проекта определяют и предназначенный для нее комплекс наземного оборудования. Своих ракет, которые вполне отвечали бы предъявляемым требованиям, у американцев не было. Скрупулезное изучение энергетических и экологических характеристик имеющихся ракет с учетом их отработанности показало, что... Все дороги ведут в Украину! в результате пришли к однозначному выводу: из всех существующих в мире ракет альтернативы "Зениту" в проекте "морской старт" нет! именно эта ракета КБ "Южное" наиболее полно удовлетворяет всем предъявляемым требованиям.

По итогам переговоров 28 июля 1993 года был подписан "протокол совещания рабочей группы НПО "Энергия" , НПО "Южное" (Украина) и корпорации "Боинг" (США) по исследованию возможности запуска космических аппаратов со стартовых устройств морского базирования". Этим официальным документом утверждалось согласие сторон осуществить "Морской старт" на основе ракеты "Зенит-2". Это благословение положило начало проектированию.


Кликабельно

К названным партнерам присоединилась норвежская компания "Кварнер мэритайм", которая "очень кстати" построила гигантскую плавучую платформу катамаранного типа для добычи нефти с морского дна. Она-то и оказалась вполне подходящей для реализации запусков космических аппаратов.

Международное совместное предприятие - компания "морской старт" (sea launch company) для реализации одноименного проекта было юридически оформлено в апреле 1995 года. Соучредителями его стали всемирно известная американская авиационная компания "Боинг коммершл спейс" (сиэтл, сша, 40 % уставного капитала), ракетно-космическая корпорация "Энергия" (г. Королев, россия, 25%), компания "Кварнер мэритайм" (осло, норвегия, 20%), государственное конструкторское бюро "Южное" и производственное объединение "Южный машиностроительный завод" (Украина, 15 %, в том числе по юмз - 10 % и гкбю - 5 % акций уставного капитала). Одновременно были распределены и сферы влияния участников проекта, определявшие схему деления и структуру комплекса, а также предусматривавшие ответственность каждого из партнеров.


Кликабельно

В морском сегменте (этим узаконенным в кругах специалистов термином определяется совокупность морских судов, входящих в систему морского старта) впервые предусматривались необычные для ракетно-космической техники средства. Плавучий космодром состоит из двух уникальных морских сооружений: сборочно-командного судна и самоходной полупогружаемой стартовой платформы. Сравнивая инфраструктуры "морского старта" и проекта "плавучесть", легко обнаружить, что основные идеи, положенные в современный проект (самоходная полузатопляемая стартовая платформа катамаранного типа и судно, которое обеспечивает подготовку, управление подготовкой и запуск ракеты), были предвосхищены в предложениях уже далекого 1980 года. Вот основные положения концепции, заложенной в "морской старт": доступная по стоимости, надежная в эксплуатации ракета-носитель нового поколения; современная, удобная в эксплуатации подготовка полезного груза космических аппаратов; запуск полезных грузов на орбиты всех наклонений с одной стартовой платформы; автоматизированная подготовка к пуску ракеты-носителя; размещение береговых сооружений и бытовых помещений базового порта на тихоокеанском побережье США.



Кликабельно

Основу ракетного сегмента составила модифицированная двухступенчатая ракета-носитель "зенит-2", адаптированная к морским условиям, в сочетании с разгонным блоком и блоком полезного груза.

Проектная документация "морского старта" выпускалась довольно торопливо: заказчик много времени не давал. Так в памятном 93-м году, когда россию сотрясали политические катаклизмы, были заложены основы будущей международной кооперации.

Создание каждого нового ракетного комплекса всегда требует значительных усилий многих коллективов с обязательным привлечением большого количества разнопрофильных специалистов. Не стал исключением и новый проект, но у него принципиальное отличие, в корне меняющее ситуацию: для реализации замысла привлечены специалисты четырех государств двух континентов! а это - представители стран с различным политическим строем, экономикой, культурой, финансовыми возможностями, с людьми, говорящими на разных языках... Одна сторона старается усвоить основы совершенно нового для нее русского языка. Другая призывает на помощь приобретенный словарный запас институтской программы английского. Как показал опыт общения, этих "воспоминаний" не хватало даже для понимания простейшей информации. О полноценном общении на первых порах не могло быть и речи. Но время делает свое дело. Постепенно происходит накопление знаний, и нужные фразы начинают формироваться в голове, что, несомненно, способствует общению, свидетельствуя о явном "языковом" прогрессе. На первых порах выручают и технические термины, многие из которых - международные.

Языковый барьер - серьезное препятствие. Кроме того, сказалось и различие инженерных школ. У каждой свои подходы к решению технических задач, свои правила ведения и оформления технической документации. Поэтому разработка проекта началась с установления партнерских контактов - и профессиональных, и чисто человеческих.

Американцы, не стесняясь, учились и постигали "стиль" малоизвестной им ранее ракетной техники украины и россии. Взаимный интерес проявляла и другая сторона, познавая, прежде всего, систему отношения к делу. И плоды такого взаимозаинтересованного сотрудничества не заставили себя ждать.


Кликабельно

С этого момента управление предпусковыми операциями и непосредственно самим стартом ракеты осуществляется по радиоканалу со сборочно-командного судна при полном отсутствии людей на пусковой платформе. Этим гарантируется безопасность персонала, участвующего в пуске, при возникновении любой нештатной ситуации. "Зенит-2s" оснащен самой современной системой управления, построенной на основе высоконадежной бортовой цифровой вычислительной машины, которая в процессе полета сама определяет в каждый отрезок времени положение ракеты в пространстве и выбирает оптимальную траекторию дальнейшего полета и стратегию полетных операций. А совершенное программно-алгоритмическое обеспечение бортового компьютера позволяет выводить космический аппарат на заданную орбиту с высокой степенью точности. Все названные качества "зенита-2s" не позволяют сегодня ни одной ракете-носителю в мире в условиях морского старта составить ему конкуренцию. К решающим обстоятельствам при выборе ракеты-носителя для программы "морской старт" следует отнести и готовность развитой промышленной базы, способной обеспечить производство ракет в количествах, достаточных для коммерческого успеха программы. Ракеты изготавливаются на южном машиностроительном заводе (днепропетровск) при прямом участии российско-украинской кооперации поставщиков материалов и комплектующих систем (маршевый двигатель первой ступени, система управления и др.).

Ракетно-космическая корпорация "Энергия" разработала и изготовила для проекта "морской старт" разгонный блок дм-sl, с помощью которого космический аппарат выводится на целевую околоземную орбиту. Одновременно, по сложившимся условиям кооперации, она отвечает за устанавливаемое на стартовой платформе и сборочно-командном судне "наземное" оборудование ракетного сегмента. Компонентами топлива для разгонного блока служат, как и для первых двух ступеней, керосин и жидкий кислород, продуктами сгорания которых являются вода и углекислый газ. При создании технологического оборудования для подготовки и пуска ракеты со стартовой платформы в основу был взят комплекс, разработанный для запуска "зенита" с космодрома байконур. Характерная особенность этого оборудования в том, что все операции по предстартовой подготовке ракеты, начиная с ее вывоза из ангара и кончая заправкой и пуском, проводятся в автоматическом режиме, без присутствия человека. В проекте "морской старт" все автоматические операции, начиная с заправки, осуществляются дистанционно - со сборочно-командного судна.

Секреты "под замком" крупнейший в сша поставщик авиационной техники, компания "Боинг", вложила в проект "морского старта" наибольшую сумму денег. Поэтому она взяла на себя обязанности обеспечения маркетинга и интеграцию всего проекта, проектирование отсека, который вместе с выводимым на орбиту спутником называется "блоком полезного груза", а также организацию и строительство берегового комплекса в порту лонг-бич, расположенном на юго-западе сша, в штате калифорния. Конструкция отсека полезного груза отвечает не только технической целесообразности, но и требованию сохранения тайны в отношении помещаемого внутрь объекта. Здесь, как говорится, "дружба дружбой, а пирожки врозь". Поэтому только компания "Боинг", как разработчик отсека полезного груза, осуществляет все контакты с создателями аппаратуры. Американская сторона поставила строгий заслон перед возможностью утечки информации о применяемых технологиях. Отсек полезного груза сконструирован по принципу герметичной капсулы, сборка которой, с установленным внутри спутником, происходит в камере с высокой чистотой. "Увидеть" спутник можно только после сброса аэродинамического обтекателя. Но происходит это при выходе из плотных слоев атмосферы, когда сочетание разреженности воздуха и скорости полета укладываются в определенные пределы. А это высоты порядка 90 - 100 километров.

Для сборки капсулы потребовалось создание специального монтажно-испытательного корпуса. Готовый блок, извлеченный из нее, надежно защищен не только от попадания грязи, но и от глаз сторонних наблюдателей. Этот полностью автономный объект устанавливается на шпангоут разгонного блока дм-sl, который пришлось дорабатывать для обеспечения условий стыковки.

Создание специальной капсулы вызвало появление дополнительных конструктивных элементов - переходного отсека и диафрагмы, что увеличило массу пассивной конструкции до 800 килограммов. Такова плата за "охранную грамоту" американских технологических и конструктивных секретов.

Что может "зенит-3sl" итак, усилиями государственного конструкторского бюро "южное", ракетно-космического концерна "Энергия" и компании "боинг" осуществляется проект использования ракеты-носителя "зенит-3sl". Ее основные характеристики внушительны. Общая длина - 60 метров, диаметр первой и второй ступеней - 3,9 метра, разгонного блока - 3,7 метра, блока полезного груза - 4,15 метра. Стартовая масса "зенита-3sl" - 470,3 тонны - распределяется по блокам таким образом: ракета-носитель "зенит-2s" - 444,4 тонны, разгонный блок дм-sl - 10,6 тонны, блок полезного груза - 7,3 тонны. "Зенит-3sl" позволяет решать широкий круг задач космического назначения. Стартовав с плавающей платформы, он может вывести космический аппарат, в зависимости от его массы, на различные орбиты: геостационарную орбиту - до 1,9 тонны, переходную к геостационарной орбите - до 5,3 тонны, средние круговые орбиты с высотой до 10 тысяч километров с наклонениями до 45 градусов - до 3,9 тонны.

Плавучий космодром компания "кварнер мэритайм" - широко известный производитель морских судов и плавучих платформ для нефтедобывающей промышленности. В проекте "морской старт" она отвечает за создание плавучего космодрома, состоящего из двух уникальных судов: сборочно-командного судна (sea launch commander) и самоходной самопогружаемой стартовой платформы "Одиссей" ("odissey").

Сборочно-командное судно - принципиально новый, специально сконструированный корабль, который в порту базирования служит цехом с мощными мостовыми кранами. Именно в нем в санкт-перербурге нашли "пристанище" две ракеты "зенит-2s" и два разгонных блока дм-sl. В дальнейшем сюда перегружались прибывающие из украины ступени ракеты и разгонные блоки, а также блок полезного груза из америки. Длина собранной ракеты - 60 метров - говорит о масштабах корабельного сборочного цеха.

В океане в районе старта со сборочно-командного судна (скс) осуществляются дистанционное управление подготовкой ракеты-носителя и разгонного блока к пуску, управление пуском и обработка поступающей при движении по траектории телеметрической информации. Одновременно скс служит местом размещения специалистов, обслуживающих ракетно-космическую технику на всех этапах работ в районе старта, а также представителей заказчика. На борту судна могут разместиться 240 человек. Предусмотрены помещения для отдыха, пункты питания и медицинского обслуживания. Впечатляют размеры судна: длина - 201 метр, максимальная ширина около 32 метров, водоизмещение - 34 тысячи тонн, скорость движения - до 16 узлов, осадка - 8 метров. Сборочно-командное судно строилось на шотландской верфи "Гован" (г. Глазго, Великобритания).

Его дооснащение специальным оборудованием для сборки ракет-носителей и управления пусками осуществлялось в Санкт-Петербурге.

Стартовая платформа "Одиссей" - это крупнейшее в мире полупогружаемое самоходное судно, созданное на базе морской буровой платформы. Для транспортировки собранной ракеты-носителя с блоком полезного груза из порта базирования предусмотрен ангар, оснащенный специальной системой кондиционирования воздуха. Операция вывоза ракеты из ангара и установки ее в вертикальное положение осуществляется специальным передвижным транспортером-установщиком. Для хранения компонентов топлива (керосина и жидкого кислорода) оборудованы специальные помещения. Сам процесс заправки компонентами топлива, все предстартовые операции производятся дистанционно, а в сочетании с процессом автоматического пуска позволяют осуществлять все работы без присутствия людей на борту платформы. На стартовой платформе могут находиться 68 человек - экипаж и специалисты, обслуживающие пуск. Для этого предусмотрены жилые помещения, столовая и медицинский пункт. У стартовой платформы солидные размеры: длина судна - 133 метра, а максимальная ширина - 67 метров. Водоизмерение на ход - 30 тысяч тонн, в полупогруженном состоянии - 50600 тонн, соответственно, осадка - 7,5 метра и 21,5 метра. Стартовая платформа была построена на верфи "розенбергер" (г. Ставангер, Норвегия).

Все оборудование, связанное с пуском ракеты, изготавливалось в россии и устанавливалось на стартовую платформу в городе выборге.

Из Европы в Америку для первого пуска по программе "морской старт" в Санкт-Петербург по железной дороге были доставлены две ракеты "Зенит-2s" из Днепропетровска и два разгонных блока дм-sl из подмосковного королева. В последующем все составные части ракетно-космического носителя "зенит-3sl", начиная с третьего экземпляра, будут транспортироваться к месту базирования сборно-командного судна и стартовой платформы обычным железнодорожным транспортом до украинского порта октябрьск (г. Николаев). Дальнейший маршрут: черное море - средиземное море - гибралтар - атлантический океан - панамский канал - тихий океан - лонг-бич. Для этих целей у финской фирмы фрахтуется специальное судно "кондок-iv". 12 июня 1998 года из Санкт-Петербурга ушло своим ходом сборочно-командное судно с ракетами на борту. Несколько позднее отправилась в путь и стартовая платформа из выборга. Шли они из европы в америку в порт назначения каждая своим маршрутом. Путь сборочно-командного судна пролегал через панамский канал, а далее вдоль берегов Северной Америки. Стартовая платформа "Одиссей" плыла через Гибралтар, средиземное море, суэцкий канал, индийский океан, сингапур и наконец, тихий океан - совершила почти кругосветное путешествие. Дело в том, что платформа более чем вдвое шире сборочно-командного судна, и это не позволило ей добраться до Лос-Анджелеса через узкий панамский канал.

13 июля 1998 года в лонг-биче представители компании "си лонч" встречали прибывшее по нелегким океанским дорогам долгожданное сборочно-командное судно с двумя ракетами-носителями "Зенит". 4 октября того же года на рейде показалась и более тихоходная стартовая платформа (скорость ее движения до 16 узлов).

Это был второй визит днепропетровских ракет в западное полушарие. И хотя в обоих случаях это детище одних и тех же "родителей" - конструкторского бюро "южное" и производственного объединения "южный машиностроительный завод", но какая между ними разница! в далеком 1962 году для проведения сверхсекретной военной операции под кодовым названием "анадырь" в период с 9 сентября по 22 октября 1962 года на кубу прибыло 24 судна, в трюмах которых находились 42 ракеты р-12 и р-14 конструкторского бюро "южное". Выгрузка ракет производилась только ночью, в условиях полного затемнения кораблей и причалов. При проведении этих операций внешние подступы к портам охранялись специально выделенным горнострелковым батальоном в составе 300 человек. Идея размещения советских ракет на кубе принадлежала лично никите хрущеву. Мотивы такой дерзкой операции - укрепление обороноспособности режима фиделя кастро и недопущение агрессии соединенных штатов америки, которая, по мнению главы советского правительства, была неминуемой. Однако американцы не спали и с помощью воздушной разведки узнали о начавшемся разворачивании под самым носом у них советских ракетных комплексов. Разразился приснопамятный карибский кризис. Мир был на грани атомной войны. Но разум, чувство ответственности перед человечеством восторжествовали. В конце октября 1962 года на основании решения советского правительства начался демонтаж стартовых позиций, а расквартированная на острове ракетная дивизия получила приказ в срочном порядке возвратиться в советский союз. На сей раз в июле 1998 года корабль с днепропетровскими ракетами выполнил мирную дружественную миссию - его прибытие положило начало завершающего этапа международного сотрудничества. Но и в этом случае не обошлось без политических проблем.

Неожиданно в прессе появилось сообщение, что компания "Боинг" в процессе контактов якобы поделилась с зарубежными партнерами какими-то секретными технологиями, не получив на то соответствующего разрешения от государственного департамента США. Вход в порт базирования судов был закрыт. Выдвинутое обвинение стоило потери около трех месяцев "томления в бездействии пустом" кораблей на рейде. Только в начале октября было наконец дано разрешение на проведение работ по подготовке ракеты к старту.

Первый пуск после снятия "вето" начался решающий этап предпусковых операций, определяемых условиями первого пуска. Шли пневмо- и электроиспытания ракеты, наземных систем, испытания подстыковки разгонного блока и блока полезного груза. Наконец полностью собранную ракету с помощью бортовых кранов перегрузили на стартовую платформу, поместили в ангар, и корабли отправились в пятидесятимильную зону для проведения комплексных совместных испытаний всех систем в условиях открытого моря. Отрабатывалась и заправка топливных емкостей компонентами топлива. Ракету устанавливали в вертикальное положение, после чего вначале раздельно, а затем комплексно производили пробную заправку кислородом и керосином. 12 марта 1999 года стартовая платформа прибыла в заданный район тихого океана. 13 марта туда же, с заходом на остров рождества, где на борт погрузили запасной контейнер системы управления, отплыло сборочно-командное судно. 25 марта оно прибыло в точку старта. Технологический цикл предусматривает, что подготовка к пуску занимает два дня, третий - день старта. В первый день проверяется готовность оборудования стартовой платформы и всех систем после похода и производится погружение стартовой платформы. Второй день начинается вывозом ракеты. Параллельно в очередной раз проводятся электроиспытания.

Стартовая платформа была приведена в рабочее полупогруженное состояние за счет притопления ее понтонов и колонн. Преимущества платформы полузатопляемого типа прежде всего в том, что в рабочем положении удается значительно уменьшить качку от воздействия морских волн. А это очень важно для успешного старта. Наступает решающий момент: ракета вывозится из ангара и устанавливается в вертикальное - "рабочее" - положение. После производится полная проверка всех ее систем. Этой операцией заканчивается работа экипажа и обслуживающего персонала на борту стартовой платформы и они должны эвакуироваться на сборочно-командное судно (скс) по специальному трапу, переброшенному между кораблями. Затем СКС удаляется от стартовой платформы на расстояние в пять километров. По команде, поступающей из центра управления пусками, идет заправка ракеты-носителя и разгонного блока компонентами топлива. Процесс этот происходит в автоматическом режиме с помощью дистанционно управляемого оборудования. После окончания заправки приводится в действие система автоматической подготовки и пуска ракеты.

Пуск! - и ракета устремляется в свой исторический полет.

Полет ракеты-носителя и типовая схема выведения космического аппарата на целевую орбиту включают в себя ряд последовательных операций. Первая - выведение "Зенитом" космического аппарата на промежуточную орбиту. Дальнейший переход аппарата на геостационарную орбиту осуществляется за счет использования своей двигательной установки. После того, как аппарат отделится от разгонного блока, дальнейшее управление им передается заказчику.

Длительность операций - около одного часа. Первый пуск по своей сути был испытательным. Его цель - доказать работоспособность и надежность функционирования всех систем ракеты-носителя "зенит-3sl". В результате первого старта на целевую расчетную орбиту был выведен имитатор космического аппарата "демосат" массой 4550 килограммов.

Параметры этой орбиты составили: наклонение - 1,25 градуса, высота в перигее - 655 км, высота в апогее - 36011 км.

Международный консорциум Sea Launch был организван в 1995 году. В его составе были:


  • дочернее предприятие американской аэрокосмической корпорации Boeing (40%),

  • российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" (25%),

  • норвежская судостроительная компания Aker Solutions (20%),

  • украинские предприятия "Южное" и "Южмаш" (15%).

Однаков 2008 году у проекта начались финансовые сложности. Его даже хотели закрыть как не рентабельный и долгое время не использовали.

Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королёва и Роскосмос твердо немерены были вдохнуть в проект "Морской старт" новую жизнь.

По словам Владимира Поповкина, которые прозвучали в феврале 2012 года, Роскосмос совместно с РКК "Энергия" готовят бизнес-план с целью восстановления рентабельности этого проекта.

"После перерыва, когда у "Морского старта" были финансовые проблемы, РКК "Энергия" по сути выкупила эту плавучую платформу для запусков из акватории океана у компании Boeing через свою аффилированную структуру. Сейчас совместно с РКК "Энергия" мы готовим бизнес-план для того, чтобы "Морской старт" стал рентабельным. Для этого нужно обеспечивать по 3-4 старта в год. На ближайшие 2 года мы уже имеем такие контракты", - сказал Поповкин.

В проекте Sea Launch используются украинские ракеты-носители "Зенит" (производства украинского КБ "Южное") и российские разгонные блоки "ДМ" (производства РКК "Энергия). Запуски происходят с плавучей платформы "Одиссей" в Тихом океане.

Предпоследний старт по программе "Морской старт" был осуществлен 25 сентября 2011 года. Тогда ракета-носитель "Зенит-3SL" с разгонным блоком ДМ-SL вывела на орбиту европейский спутник связи Atlantic Bird 7.

Совет директоров международного консорциума Sea Launch Company (SLC) принял решение отдать ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" "главную роль" в проекте "Морской старт", сообщает со ссылкой на главу РКК Виталия Лопоту.

"В феврале месяце этого года партнеры морского старта встречались вместе. Совет директоров решил отдать "Энергии" главную роль в "Морском старте", - сказал Лопота.

22 июня 2009 года компания SLC объявила о своем банкротстве и финансовой реорганизации. Согласно данным, указанным в заявлении компании, ее активы составляют от 100 до 500 миллионов долларов, а долги - от 500 миллионов до одного миллиарда долларов.

В конце июля 2010 года по решению суда Energia Overseas Limited (EOL), являющаяся дочерней компанией корпорации "Энергия", получила 95% акций консорциума "Морской старт", Boeing - 3% и Aker Solutions - 2%.

К настоящему времени по программе "Морской старт" осуществлено более 30 пусков ракет-носителей "Зенит-3SL" с подвижной стартовой платформы в Тихом океане, из которых два были аварийными, а еще один - частично успешным.


Кликабельно


Кликабельно


Кликабельно

Основные характеристики


Наименование показателя

Значение
Масса выводимых космических аппаратов, т:

  • на геостационарную орбиту

  • на геопереходную орбиту
    (H периг.= 200 км, H апог.=36000 км, i= 0 град.)

  • на среднюю круговую
    (H кр.= 10000 км, i = 45 град.)

  • на опорные орбиты
    (H периг.=200 км, H апог.=36000 км) с наклонениями
    i = 45 град.
    i = 90 град.

4,75
3,6

Количество пусков в год 6 - 8
Время от момента заключения контракта с Заказчиком космического аппарата до проведения запуска 12 - 18 мес.
Вероятность безотказной работы средств выведения не менее 0,95
Координаты основного района пуска 0 град. ю.ш.,
154 град. з.д.



Кликиабельно

Ракета-носитель «Зенит-2S» с разгонным блоком «ДМ-SL» сегодня в 10:55 мск была успешно запущена с платформы «Морской старт», сообщает Роскосмос. Согласно циклограмме полета, в 11:25 американский спутник связи Intelsat-21 успешно отделился от разгонного блока и оказался на целевой орбите. Все этапы запуска прошли без сбоев.

РКК «Энергия», изготовившая разгонный блок, накануне сообщила, что ракетно-космический комплекс «Морской старт» после прибытия специализированных судов в точку старта в Тихом океане приступил к подготовке пуска «Зенит-3SL» с морской платформы «Одиссей». Запуск по разным причинам несколько раз откладывался. 15 августа во время завершения программы первого стартового дня были обнаружены неполадки в наземном технологическом оборудовании Intelsat-21. Источник неисправности был локализован в одной из стоек, ее пришлось заменить. Прошлой ночью были проведены проверки с замененной стойкой, работы прошли без замечаний. После этого специалисты продолжили приостановленные приготовления первого стартового дня.


Российские специалисты сообщали, что комплекс «Морской старт» находится в исправном состоянии, все технологические процессы на летной материальной части и оборудовании соответствовали регламентам, поэтому предстартовая подготовка продолжилась без помех.

Президент и генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота сообщил, что при запуске спутника Intelsat-21 был поставлен мировой рекорд по точности выведения космического аппарата на орбиту, передает РИА «Новости» . Замгенконструктора предприятия Валерий Алиев доложил по видеосвязи с плавучей платформы, что «Морской старт» подтвердил свою надежность. По его словам, в ходе запуска удалось достичь уникальной точности — высота в перигее должна была быть 280 плюс минус 13 километров, при этом погрешность составила ноль километров. Алиев добавил, что высота в апогее должна быть 35786 километров плюс минус 129 километров, а составила 35781 плюс 7 километров. Спутник Intelsat-21 должен будет заменить аппарат Intelsat-9 и обслуживать операторов прямого спутникового и кабельного телевидения.



Кликабельно

Главная причина, приведшая к созданию плавучего плацдарма - это безусловная выгода при выводе космических объектов на так называемую геостационарную орбиту. На ней, расположенной в плоскости экватора на расстоянии около 36000 километров от поверхности Земли, размещают обычно спутники связи.

Запуск с экватора позволяет не только обойтись без сверхэнергоемких маневров для поворота плоскости орбиты спутника, но и использовать при пуске ракеты-носителя дополнительный прирост скорости за счет вращения Земли. Таким образом, при той же мощности можно вывести гораздо больший полезный груз.

Но нет ни одной страны, расположенной на экваторе, где можно было бы обеспечить столь необходимую для космических запусков стабильность сейсмическую, климатическую и политическую. Отсюда возникла идея создания плавающего, то есть передвижного, космодрома.

Интересно, что проект морского старта дважды обсуждался еще в СССР. Что неудивительно Байконур слишком далеко от экватора, в результате чего тот же «Протон» выводит на геостационарную орбиту только 1800 килограммов, тогда как на траекторию к Марсу около пяти тонн! Однако в итоге проект отвергли как фантастический.

Снова РКК «Энергия» заинтересовалась им, когда ученые начали обдумывать способ выброса в дальний космос радиоактивных отходов. Для этого стала прорабатываться концепция переделки супертанкера в стартовую площадку. В итоге концепция превратилась в одно из самых дерзких инженерных свершений конца XX столетия.

Для осуществления замысла «Морского старта» был создан международный консорциум в составе США, России, Норвегии и Украины. Координация работ была возложена на американскую аэрокосмическую компанию «Боинг». Она же оборудовала всем необходимым порт основного базирования плавучего космодрома в Лонг-Биче. Кроме того, она произвела обтекатели для запускаемых аппаратов. Также «Боинг» обеспечил их сопряжение в единую космическую головную часть, которая, в свою очередь, затем была состыкована с ракетой-носителем.

Главный представитель России в проекте «Морской старт» - ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. СП. Королёва. На нее возложили задачу производства верхней (в данном случае - третьей) ступени носителя, непосредственно выводящую спутник на требуемую орбиту. Этот разгонный блок хорошо себя зарекомендовал в качестве четвертой ступени ракеты «Протон» для запуска межпланетных станций и тех же спутников связи. Для «Морского старта» его, конечно, пришлось доработать. Впрочем, доработке подверглись и прочие составляющие этого международного комплекса.

Корпорация «Энергия» также разработала автоматизированные системы управления подготовкой, пуском и полетом ракеты и измерительный комплекс. Корпорация же координирует создание и монтаж ракетного оборудования в целом.

Кроме «Энергии» в проекте «Морской старт» участвуют КБ транспортного машиностроения, НПО автоматики и приборостроения, НПО «Криогенмаш», КБ транспортно-химического машиностроения, завод «Атоммаш», завод «Арсенал» и другие.

Всем, что связано непосредственно с морской частью проекта, занимается крупнейшая в мире норвежская морская корпорация «Квернер». На принадлежащей ей в шотландском городе Глазго верфи «Квернер-Говен» построено СКС — сборочно-командное судно «Си Лонч Коммандер». Его длина - 203 метра, ширина - 33 метра, водоизмещение - около 30000 тонн. На СКС расположен цех-ангар для сборки ракеты, комплекс автоматизированных систем управления подготовкой и пуском, командный пункт управления полетом и другими системами.

От Украины участие в проекте приняли известное конструкторское бюро «Южное» и днепропетровский завод «Южмаш». Там еще в начале 1980-х годов была создана ступенчатая ракета-носитель «Зенит». Главные ее достоинства помимо хороших энергетических характеристик это высокая экологичность. А экологии уделяется большое внимание в этом проекте. В случае загрязнения океана само осуществление его ставилось под сомнение. В «Зените» используют экологически безвредные компоненты топлива: керосин и жидкий кислород.

Платформу - плавучую стартовую площадку - из Глазго по морю транспортировали в Выборг. Здесь на местном судостроительном заводе смонтировали стартовое оборудование. Для этого использовали гигантский катамаран «Одиссей», построенный несколько лет назад для разработки нефтяных месторождений в море. Водоизмещение этой платформы на ходу - 27,5 тысяч тонн, а в полузатопленном состоянии (перед
стартом) - 46 тысяч тонн.

«На сборочно-командном судне нам надо было смонтировать и испытать свыше 1000 тонн механического, заправочного, электротехнического и другого оборудования, необходимого для сборки ракет "Зенит", их автоматизированной подготовки к старту и управления полетом, - вспоминает заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» и руководитель ее научно-технического центра Валерий Алиев. - На саму же платформу предстояло смонтировать три тысячи тонн сложного стартового оборудования. Порой приходилось работать по 14-15 часов в сутки, корабелы сумели очень многое сделать уже у достроечной стенки. Пришлось кое-что даже доделывать в пути.

На верхней палубе платформы расположен ангар для размещения ракеты, ниже находится оборудование для заправки керосином и жидким кислородом. При старте ракеты огненная струя из сопел двигателей попадает прямо в воду, для чего стартовый стол вывешен за кормой.

После того как сборочно-командное судно и стартовая платформа были полностью оснащены и прошли предварительные испытания на Балтике, их отправили своим ходом в Тихий океан - к западному побережью США. Руководство консорциума отказалось от первоначального плана вести ее вокруг мыса Горн или мыса Доброй Надежды. «Одиссей» отправился через Гибралтар, Суэцкий канал, Сингапур. На борт СКС в Петербурге погрузили два комплекта ракет «Зенит» и два разгонных блока РКК "Энергия", необходимых для вывода спутников на геостационарную орбиту.

Лоцманы были непреклонны: только полное безветрие и штиль. В любую другую погоду они не гарантировали, что гигантский стальной остров, а его высота 58, длина 133, ширина 67 метров, впишется в узкие габариты канала, проходящего по шхерам Выборгского залива.

В итоге платформа благополучно прибыла в калифорнийский город Лонг-Бич, где неподалеку расположены фирмы-производители спутников. Здесь разместилась основная база "Морского старта". Там плавсредства должны заправляться топливом, туда же станут прибывать в разобранном виде ракеты-носители. В дальнейшем их собирают на борту командного судна, а затем перегружают в ангар платформы. В нем, при постоянном контроле условий хранения, ракета находиться в рейсе до места старта.

Для пусков выбрали место примерно на 152-м градусе западной долготы, к югу от Гавайских островов. Согласно статистическим данным, за полтора века этот участок Тихого океана считается специалистами наиболее спокойным.

По прибытии к месту старта платформу при помощи балласта заглубили на 21 метр, чтобы придать дополнительную устойчивость. Теперь на нее не действуют никакие мыслимые волны. Точность положения комплекса поддерживается системой динамического позиционирования. После стабилизации платформы из ее ангара вывозится и устанавливается вертикально ракета-носитель с укрепленным на ней спутником. Выполняет эту операцию автоматизированный транспортер-подъемник, управление которым, как и всеми последующими действиями, ведется с командного судна. Туда же заранее переходит и экипаж платформы, дополнив собою его собственную команду из 230 человек».

«Эта гигантская платформа на больших понтонах на волны совершенно не реагирует, - рассказал руководитель ракетно-космической корпорации «Энергия» имени СП. Королёва Юрий Семенов. - Кроме того, возможность дистанционной подготовки к пуску повышает его безопасность. А старт из пустынной части океана позволяет не беспокоиться, что кому-нибудь на дом упадут отработавшие свое первые ступени ракеты-носителя... Получилось так, что один из самых сложных космических проектов конца XX века - чисто коммерческий, он не использует государственных средств. Финансирование осуществляется из средств самих партнеров, а также за счет кредитов банков.

Экваториальное расположение "Морского старта" позволяет «Зениту» выводить спутники значительно более тяжелые, нежели при старте с Байконура, что существенно удешевляет запуски. Поэтому "Си Лонч" продекларировала цены за запуск на 30-40 миллионов долларов ниже по сравнению с использованием европейской ракеты "Ариан-4", что сразу привлекло внимание заказчиков. Довольно быстро у фирмы "Боинг", которая в "Морском старте" занимается маркетингом, сформировался портфель заказов на тридцать запусков. Это ускорит окупаемость проекта.

Россия уже получила реальную выгоду. Ведь четыре года около тридцати тысяч человек работали для "Морского старта", причем зарплату получали сотрудники предприятий самых бедствующих наших отраслей. Рабочие места даст и продолжение поставок ракет. РКК «Энергия» подготовила четыреста человек для обслуживания "Морского старта" — двойной экипаж с запасом.

В марте 1999 года состоялся первый испытательный пуск ракетно-космической системы "Морской старт". Запуском демонстрационного макета была доказана практическая возможность вывода коммерческих спутников с экватора».

У президента РКК «Энергия» Юрия Семенова есть мечта - создать сугубо российский «Морской старт». Все наши судостроительные верфи наперебой предлагают свои услуги и готовы заменить норвежцев. И технически такой проект вполне выполним в России. Вот только бы деньги нашлись...

ГВАДАЛАХАРА /Мексика/, 28 сентября. /Спец. корр. ТАСС Иван Валюк/. Группа компаний S7 стала владельцем плавучего космодрома "Морской старт" (Sea Launch), который ранее контролировала РКК "Энергия". Об этом сообщил совладелец S7 Владислав Филев.

"Цель - объявить сегодня о сделке между двумя сторонами о приобретении активов этого проекта, построенного четырьмя странами. Я очень горжусь тем, что подпишу от имени S7 Group сегодня этот контракт. Мы покупаем платформу "Одиссей" (Odyssey), - сказал он.

Как уточняется в совместном пресс-релизе группы S7 и РКК "Энергия", предметом сделки стали корабль Sea Launch Commander и платформа Odyssey "с установленным на них оборудованием ракетного сегмента", а также наземное оборудование в американском порту Лонг-Бич и товарный знак Sea Launch.

"Сегодня значимый день, сегодня завершается сделка, которую мы долго готовили. Это один из немногих высокотехнологичных проектов, которые вышли на уровень продажи, и российский инвестор вкладывает ресурсы в высокотехнологичное изделие", - заявил глава РКК "Энергия" Владимир Солнцев.

По словам Филева, группа компаний S7 после закрытия сделки инвестирует в проект более $150 млн. "В пяти юрисдикциях, куча разных договоров, в разных валютах, в общем, примерно $160 млн", - сказал он. Как ожидается, сделка должна быть закрыта через шесть месяцев. В частности, контракт должен получить одобрение Директората по контролю оборонной торговли (DDTC) и Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS). Также будут подписан ряд договоров, которые являются частью сделки.

Проект "Морской старт" продолжит использовать ракеты-носители украинского производства "Зенит", добавил Филев. "Ракета "Зенит" остается главной для Sea Launch, следующие 15-20 запусков, надеюсь, будут с "Зенитом", - сказал он. S7 пока не имеет контрактов на запуски с него космических аппаратов, рассказал Филев. "Мы же только подписали соглашение о покупке, безусловно, у нас нет никаких подписанных контрактов. До тех пор, пока мы не получим одобрения государства, мы не будем подписывать никаких контрактов", - сказал он.

Проект "Морской старт"

"Морской старт" - международный коммерческий проект по созданию и эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования. Одноименная компания была создана в 1995 году. Учредителями выступили американская корпорация Boeing (внесла 40% первоначальных инвестиций в проект и получала соответствующую долю акций), российская РКК "Энергия" (25%), норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (ныне Aker Solutions, 20%), украинские КБ "Южное" и ПО "Южмаш" (15%).

Компания Boeing осуществляла маркетинговые услуги, норвежское предприятие предоставило бывшую буровую платформу, переоборудованием в стартовый стол которой занималось российское КБ транспортного машиностроения. РКК "Энергия" производила разгонные блоки ДМ для ракет "Зенит". Сами ракеты изготавливались украинским предприятием "Южмаш".

Портом приписки командного судна и плавучего космодрома Odyssey был выбран Лонг-Бич (Калифорния, США).

С 1999 года по 2014 год по проекту "Морской старт" было проведено 36 пусков, из которых три закончились авариями, один признан частично удачным. При этом для получения прибыли компании ежегодно необходимо было проводит 4-5 безаварийных ракетных пусков.

Летом 2009 года компания "Морской старт" объявила о своем банкротстве. После реорганизации в 2010 году ведущую роль в проекте получила РКК "Энергия", которая увеличила долю своих акций до 95%. 3% акций стали принадлежать компании Boeing и 2% - Aker Solutions. Штаб-квартира консорциума переехала из Калифорнии в Швейцарию. В 2013 году Boeing подала в суд на РКК "Энергию" и КБ "Южное" с целью возмещения затрат перед инвесторами. В мае 2016 года центральный суд Калифорнии вынес решение в пользу Boeing и потребовал с РКК "Энергия" выплатить $322 млн, еще $193 млн компании Boeing задолжали украинские партнеры.

С 2014 года запуски в космос по проекту были приостановлены, сотрудники консорциума сокращены. При этом, как сообщалось, содержание "Морского старта" продолжало обходиться владельцу примерно в $30 млн в год.

Ранее сообщалось, что в случае закрытия сделки по "Морскому старту" до конца 2017 года, возобновление пусковой программы ожидается не раньше 2018 года - столько времени потребуется на расконсервацию оборудования и производство ракеты-носителя для первого пуска. Для закрытия сделки новым владельцам также потребуется получить одобрение от США.

Несмотря на продажу проекта, глава РКК "Энергия" ранее сообщил, что корпорация намерена сохранить свое участие в "Морском старте". Кроме того, по его словам, для проекта планируется создание новой ракеты-носителя. В свое время рассматривалась возможность использования в проекте ракеты-носителя "Ангара-А3". В текущей Федеральной космической программе указаны работы по созданию ракеты "Феникс", которая по своим характеристикам должна во многом соответствовать производимой на Украине ракете "Зенит".

Использовать "Морской старт" для запусков по федеральной программе не планируется, заявил ранее глава Роскосмоса Игорь Комаров.

Давайте узнаем подробнее об этом проекте. Тем более у нас есть несколько поводов для этого.

Повод первый: Ракета-носитель «Зенит-2S» с разгонным блоком «ДМ-SL» сегодня в 10:55 мск была успешно запущена с платформы «Морской старт», сообщает Роскосмос. Президент и генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота сообщил, что при запуске спутника Intelsat-21 был поставлен мировой рекорд по точности выведения космического аппарата на орбиту

Повод второй: В конце июля 2010 года по решению суда Energia Overseas Limited (EOL), являющаяся дочерней компанией корпорации "Энергия", получила 95% акций консорциума "Морской старт", Boeing - 3% и Aker Solutions - 2%

Но давайте обо всем по порядку и подробнее...


Как это ни звучит парадоксально, но к идее "морского старта" вернулись тогда, когда великая держава рассыпалась на большие и малые государства. Следствием развала экономики, хронического недостатка средств явилось и прекращение финансирования многих государственных программ. Возникшая ситуация подтолкнула к поиску новых заказчиков на принципиально новой основе сотрудничества - создания корпораций с иностранными партнерами и, в первую очередь, с Соединенными Штатами Америки. На одном из совещаний в сша генеральный директор ракетно-космического концерна "Энергия" (в то время - научно-производственное объединение "Энергия") Ю.П.Семенов выступил с инициативной перед американской стороной - рассмотреть возможность реализации "морского старта". Переговоры велись со знаменитой авиационной фирмой "Боинг", которая стремилась завоевать свои позиции и в космосе.

Американцы были весьма озабочены сложившимся на мировом космическом рынке положением, где большую часть заказов захватила французская фирма "аэроспасьяль", осуществляющая запуски спутников с помощью носителя "Ариан" с космодрома, расположенного на экваторе, в новой гвинее. Ракеты сша не в состоянии были конкурировать с французскими, поэтому американцы, стремясь занять активную позицию, поддержали эту идею. Выбирая ракету-носитель для запуска спутников, заказчик учитывает такие определяющие факторы: цена, надежность и уровень сервиса. Именно сочетание названных показателей наиболее полно обеспечивается на ракете "Ариан", чем и объясняется ее впечатляющий успех на международном коммерческом рынке. Прибыль в бизнесе космических запусков неизбежно порождает острую конкуренцию. Для того, чтобы выиграть в этом соревновании, необходимо, чтобы цена на другой носитель, его надежность и уровень технического совершенства превосходили конкурента. Мнение практичных американцев было однозначным. Они считали, что для быстрейшей реализации "морского старта" и, соответственно, выхода на мировой космический рынок ставка должна быть сделана на существующие, доведенные до кондиции ракеты-носители. Поэтому идея создания для "морского старта" нового носителя была сразу отвергнута, к ней больше не возвращались.

Условия жесткой конкуренции требовали быстрейшего выхода на мировой космический рынок. А ведь создание новой ракеты и оборудования к ней - длительный многолетний процесс с огромными финансовыми затратами. И самый важный аргумент: чтобы заказчик доверил запуск своего "полезного груза" новой ракете, у нее должен быть международный авторитет.Выбирая из числа известных ракет-носителей, разработчики проекта определяют и предназначенный для нее комплекс наземного оборудования. Своих ракет, которые вполне отвечали бы предъявляемым требованиям, у американцев не было. Скрупулезное изучение энергетических и экологических характеристик имеющихся ракет с учетом их отработанности показало, что... Все дороги ведут в Украину! в результате пришли к однозначному выводу: из всех существующих в мире ракет альтернативы "Зениту" в проекте "морской старт" нет! именно эта ракета КБ "Южное" наиболее полно удовлетворяет всем предъявляемым требованиям.

По итогам переговоров 28 июля 1993 года был подписан "протокол совещания рабочей группы НПО "Энергия" , НПО "Южное" (Украина) и корпорации "Боинг" (США) по исследованию возможности запуска космических аппаратов со стартовых устройств морского базирования". Этим официальным документом утверждалось согласие сторон осуществить "Морской старт" на основе ракеты "Зенит-2". Это благословение положило начало проектированию.


Кликабельно

К названным партнерам присоединилась норвежская компания "Кварнер мэритайм", которая "очень кстати" построила гигантскую плавучую платформу катамаранного типа для добычи нефти с морского дна. Она-то и оказалась вполне подходящей для реализации запусков космических аппаратов.

Международное совместное предприятие - компания "морской старт" (sea launch company) для реализации одноименного проекта было юридически оформлено в апреле 1995 года. Соучредителями его стали всемирно известная американская авиационная компания "Боинг коммершл спейс" (сиэтл, сша, 40 % уставного капитала), ракетно-космическая корпорация "Энергия" (г. Королев, россия, 25%), компания "Кварнер мэритайм" (осло, норвегия, 20%), государственное конструкторское бюро "Южное" и производственное объединение "Южный машиностроительный завод" (Украина, 15 %, в том числе по юмз - 10 % и гкбю - 5 % акций уставного капитала). Одновременно были распределены и сферы влияния участников проекта, определявшие схему деления и структуру комплекса, а также предусматривавшие ответственность каждого из партнеров.


Кликабельно

В морском сегменте (этим узаконенным в кругах специалистов термином определяется совокупность морских судов, входящих в систему морского старта) впервые предусматривались необычные для ракетно-космической техники средства. Плавучий космодром состоит из двух уникальных морских сооружений: сборочно-командного судна и самоходной полупогружаемой стартовой платформы. Сравнивая инфраструктуры "морского старта" и проекта "плавучесть", легко обнаружить, что основные идеи, положенные в современный проект (самоходная полузатопляемая стартовая платформа катамаранного типа и судно, которое обеспечивает подготовку, управление подготовкой и запуск ракеты), были предвосхищены в предложениях уже далекого 1980 года. Вот основные положения концепции, заложенной в "морской старт": доступная по стоимости, надежная в эксплуатации ракета-носитель нового поколения; современная, удобная в эксплуатации подготовка полезного груза космических аппаратов; запуск полезных грузов на орбиты всех наклонений с одной стартовой платформы; автоматизированная подготовка к пуску ракеты-носителя; размещение береговых сооружений и бытовых помещений базового порта на тихоокеанском побережье США.



Кликабельно

Основу ракетного сегмента составила модифицированная двухступенчатая ракета-носитель "зенит-2", адаптированная к морским условиям, в сочетании с разгонным блоком и блоком полезного груза.

Проектная документация "морского старта" выпускалась довольно торопливо: заказчик много времени не давал. Так в памятном 93-м году, когда россию сотрясали политические катаклизмы, были заложены основы будущей международной кооперации.

Создание каждого нового ракетного комплекса всегда требует значительных усилий многих коллективов с обязательным привлечением большого количества разнопрофильных специалистов. Не стал исключением и новый проект, но у него принципиальное отличие, в корне меняющее ситуацию: для реализации замысла привлечены специалисты четырех государств двух континентов! а это - представители стран с различным политическим строем, экономикой, культурой, финансовыми возможностями, с людьми, говорящими на разных языках... Одна сторона старается усвоить основы совершенно нового для нее русского языка. Другая призывает на помощь приобретенный словарный запас институтской программы английского. Как показал опыт общения, этих "воспоминаний" не хватало даже для понимания простейшей информации. О полноценном общении на первых порах не могло быть и речи. Но время делает свое дело. Постепенно происходит накопление знаний, и нужные фразы начинают формироваться в голове, что, несомненно, способствует общению, свидетельствуя о явном "языковом" прогрессе. На первых порах выручают и технические термины, многие из которых - международные.

Языковый барьер - серьезное препятствие. Кроме того, сказалось и различие инженерных школ. У каждой свои подходы к решению технических задач, свои правила ведения и оформления технической документации. Поэтому разработка проекта началась с установления партнерских контактов - и профессиональных, и чисто человеческих.

Американцы, не стесняясь, учились и постигали "стиль" малоизвестной им ранее ракетной техники украины и россии. Взаимный интерес проявляла и другая сторона, познавая, прежде всего, систему отношения к делу. И плоды такого взаимозаинтересованного сотрудничества не заставили себя ждать.


Кликабельно

С этого момента управление предпусковыми операциями и непосредственно самим стартом ракеты осуществляется по радиоканалу со сборочно-командного судна при полном отсутствии людей на пусковой платформе. Этим гарантируется безопасность персонала, участвующего в пуске, при возникновении любой нештатной ситуации. "Зенит-2s" оснащен самой современной системой управления, построенной на основе высоконадежной бортовой цифровой вычислительной машины, которая в процессе полета сама определяет в каждый отрезок времени положение ракеты в пространстве и выбирает оптимальную траекторию дальнейшего полета и стратегию полетных операций. А совершенное программно-алгоритмическое обеспечение бортового компьютера позволяет выводить космический аппарат на заданную орбиту с высокой степенью точности. Все названные качества "зенита-2s" не позволяют сегодня ни одной ракете-носителю в мире в условиях морского старта составить ему конкуренцию. К решающим обстоятельствам при выборе ракеты-носителя для программы "морской старт" следует отнести и готовность развитой промышленной базы, способной обеспечить производство ракет в количествах, достаточных для коммерческого успеха программы. Ракеты изготавливаются на южном машиностроительном заводе (днепропетровск) при прямом участии российско-украинской кооперации поставщиков материалов и комплектующих систем (маршевый двигатель первой ступени, система управления и др.).

Ракетно-космическая корпорация "Энергия" разработала и изготовила для проекта "морской старт" разгонный блок дм-sl, с помощью которого космический аппарат выводится на целевую околоземную орбиту. Одновременно, по сложившимся условиям кооперации, она отвечает за устанавливаемое на стартовой платформе и сборочно-командном судне "наземное" оборудование ракетного сегмента. Компонентами топлива для разгонного блока служат, как и для первых двух ступеней, керосин и жидкий кислород, продуктами сгорания которых являются вода и углекислый газ. При создании технологического оборудования для подготовки и пуска ракеты со стартовой платформы в основу был взят комплекс, разработанный для запуска "зенита" с космодрома байконур. Характерная особенность этого оборудования в том, что все операции по предстартовой подготовке ракеты, начиная с ее вывоза из ангара и кончая заправкой и пуском, проводятся в автоматическом режиме, без присутствия человека. В проекте "морской старт" все автоматические операции, начиная с заправки, осуществляются дистанционно - со сборочно-командного судна.

Секреты "под замком" крупнейший в сша поставщик авиационной техники, компания "Боинг", вложила в проект "морского старта" наибольшую сумму денег. Поэтому она взяла на себя обязанности обеспечения маркетинга и интеграцию всего проекта, проектирование отсека, который вместе с выводимым на орбиту спутником называется "блоком полезного груза", а также организацию и строительство берегового комплекса в порту лонг-бич, расположенном на юго-западе сша, в штате калифорния. Конструкция отсека полезного груза отвечает не только технической целесообразности, но и требованию сохранения тайны в отношении помещаемого внутрь объекта. Здесь, как говорится, "дружба дружбой, а пирожки врозь". Поэтому только компания "Боинг", как разработчик отсека полезного груза, осуществляет все контакты с создателями аппаратуры. Американская сторона поставила строгий заслон перед возможностью утечки информации о применяемых технологиях. Отсек полезного груза сконструирован по принципу герметичной капсулы, сборка которой, с установленным внутри спутником, происходит в камере с высокой чистотой. "Увидеть" спутник можно только после сброса аэродинамического обтекателя. Но происходит это при выходе из плотных слоев атмосферы, когда сочетание разреженности воздуха и скорости полета укладываются в определенные пределы. А это высоты порядка 90 - 100 километров.

Для сборки капсулы потребовалось создание специального монтажно-испытательного корпуса. Готовый блок, извлеченный из нее, надежно защищен не только от попадания грязи, но и от глаз сторонних наблюдателей. Этот полностью автономный объект устанавливается на шпангоут разгонного блока дм-sl, который пришлось дорабатывать для обеспечения условий стыковки.

Создание специальной капсулы вызвало появление дополнительных конструктивных элементов - переходного отсека и диафрагмы, что увеличило массу пассивной конструкции до 800 килограммов. Такова плата за "охранную грамоту" американских технологических и конструктивных секретов.

Что может "зенит-3sl" итак, усилиями государственного конструкторского бюро "южное", ракетно-космического концерна "Энергия" и компании "боинг" осуществляется проект использования ракеты-носителя "зенит-3sl". Ее основные характеристики внушительны. Общая длина - 60 метров, диаметр первой и второй ступеней - 3,9 метра, разгонного блока - 3,7 метра, блока полезного груза - 4,15 метра. Стартовая масса "зенита-3sl" - 470,3 тонны - распределяется по блокам таким образом: ракета-носитель "зенит-2s" - 444,4 тонны, разгонный блок дм-sl - 10,6 тонны, блок полезного груза - 7,3 тонны. "Зенит-3sl" позволяет решать широкий круг задач космического назначения. Стартовав с плавающей платформы, он может вывести космический аппарат, в зависимости от его массы, на различные орбиты: геостационарную орбиту - до 1,9 тонны, переходную к геостационарной орбите - до 5,3 тонны, средние круговые орбиты с высотой до 10 тысяч километров с наклонениями до 45 градусов - до 3,9 тонны.

Плавучий космодром компания "кварнер мэритайм" - широко известный производитель морских судов и плавучих платформ для нефтедобывающей промышленности. В проекте "морской старт" она отвечает за создание плавучего космодрома, состоящего из двух уникальных судов: сборочно-командного судна (sea launch commander) и самоходной самопогружаемой стартовой платформы "Одиссей" ("odissey").

Сборочно-командное судно - принципиально новый, специально сконструированный корабль, который в порту базирования служит цехом с мощными мостовыми кранами. Именно в нем в санкт-перербурге нашли "пристанище" две ракеты "зенит-2s" и два разгонных блока дм-sl. В дальнейшем сюда перегружались прибывающие из украины ступени ракеты и разгонные блоки, а также блок полезного груза из америки. Длина собранной ракеты - 60 метров - говорит о масштабах корабельного сборочного цеха.

В океане в районе старта со сборочно-командного судна (скс) осуществляются дистанционное управление подготовкой ракеты-носителя и разгонного блока к пуску, управление пуском и обработка поступающей при движении по траектории телеметрической информации. Одновременно скс служит местом размещения специалистов, обслуживающих ракетно-космическую технику на всех этапах работ в районе старта, а также представителей заказчика. На борту судна могут разместиться 240 человек. Предусмотрены помещения для отдыха, пункты питания и медицинского обслуживания. Впечатляют размеры судна: длина - 201 метр, максимальная ширина около 32 метров, водоизмещение - 34 тысячи тонн, скорость движения - до 16 узлов, осадка - 8 метров. Сборочно-командное судно строилось на шотландской верфи "Гован" (г. Глазго, Великобритания).

Его дооснащение специальным оборудованием для сборки ракет-носителей и управления пусками осуществлялось в Санкт-Петербурге.

Стартовая платформа "Одиссей" - это крупнейшее в мире полупогружаемое самоходное судно, созданное на базе морской буровой платформы. Для транспортировки собранной ракеты-носителя с блоком полезного груза из порта базирования предусмотрен ангар, оснащенный специальной системой кондиционирования воздуха. Операция вывоза ракеты из ангара и установки ее в вертикальное положение осуществляется специальным передвижным транспортером-установщиком. Для хранения компонентов топлива (керосина и жидкого кислорода) оборудованы специальные помещения. Сам процесс заправки компонентами топлива, все предстартовые операции производятся дистанционно, а в сочетании с процессом автоматического пуска позволяют осуществлять все работы без присутствия людей на борту платформы. На стартовой платформе могут находиться 68 человек - экипаж и специалисты, обслуживающие пуск. Для этого предусмотрены жилые помещения, столовая и медицинский пункт. У стартовой платформы солидные размеры: длина судна - 133 метра, а максимальная ширина - 67 метров. Водоизмерение на ход - 30 тысяч тонн, в полупогруженном состоянии - 50600 тонн, соответственно, осадка - 7,5 метра и 21,5 метра. Стартовая платформа была построена на верфи "розенбергер" (г. Ставангер, Норвегия).

Все оборудование, связанное с пуском ракеты, изготавливалось в россии и устанавливалось на стартовую платформу в городе выборге.

Из Европы в Америку для первого пуска по программе "морской старт" в Санкт-Петербург по железной дороге были доставлены две ракеты "Зенит-2s" из Днепропетровска и два разгонных блока дм-sl из подмосковного королева. В последующем все составные части ракетно-космического носителя "зенит-3sl", начиная с третьего экземпляра, будут транспортироваться к месту базирования сборно-командного судна и стартовой платформы обычным железнодорожным транспортом до украинского порта октябрьск (г. Николаев). Дальнейший маршрут: черное море - средиземное море - гибралтар - атлантический океан - панамский канал - тихий океан - лонг-бич. Для этих целей у финской фирмы фрахтуется специальное судно "кондок-iv". 12 июня 1998 года из Санкт-Петербурга ушло своим ходом сборочно-командное судно с ракетами на борту. Несколько позднее отправилась в путь и стартовая платформа из выборга. Шли они из европы в америку в порт назначения каждая своим маршрутом. Путь сборочно-командного судна пролегал через панамский канал, а далее вдоль берегов Северной Америки. Стартовая платформа "Одиссей" плыла через Гибралтар, средиземное море, суэцкий канал, индийский океан, сингапур и наконец, тихий океан - совершила почти кругосветное путешествие. Дело в том, что платформа более чем вдвое шире сборочно-командного судна, и это не позволило ей добраться до Лос-Анджелеса через узкий панамский канал.

13 июля 1998 года в лонг-биче представители компании "си лонч" встречали прибывшее по нелегким океанским дорогам долгожданное сборочно-командное судно с двумя ракетами-носителями "Зенит". 4 октября того же года на рейде показалась и более тихоходная стартовая платформа (скорость ее движения до 16 узлов).

Это был второй визит днепропетровских ракет в западное полушарие. И хотя в обоих случаях это детище одних и тех же "родителей" - конструкторского бюро "южное" и производственного объединения "южный машиностроительный завод", но какая между ними разница! в далеком 1962 году для проведения сверхсекретной военной операции под кодовым названием "анадырь" в период с 9 сентября по 22 октября 1962 года на кубу прибыло 24 судна, в трюмах которых находились 42 ракеты р-12 и р-14 конструкторского бюро "южное". Выгрузка ракет производилась только ночью, в условиях полного затемнения кораблей и причалов. При проведении этих операций внешние подступы к портам охранялись специально выделенным горнострелковым батальоном в составе 300 человек. Идея размещения советских ракет на кубе принадлежала лично никите хрущеву. Мотивы такой дерзкой операции - укрепление обороноспособности режима фиделя кастро и недопущение агрессии соединенных штатов америки, которая, по мнению главы советского правительства, была неминуемой. Однако американцы не спали и с помощью воздушной разведки узнали о начавшемся разворачивании под самым носом у них советских ракетных комплексов. Разразился приснопамятный карибский кризис. Мир был на грани атомной войны. Но разум, чувство ответственности перед человечеством восторжествовали. В конце октября 1962 года на основании решения советского правительства начался демонтаж стартовых позиций, а расквартированная на острове ракетная дивизия получила приказ в срочном порядке возвратиться в советский союз. На сей раз в июле 1998 года корабль с днепропетровскими ракетами выполнил мирную дружественную миссию - его прибытие положило начало завершающего этапа международного сотрудничества. Но и в этом случае не обошлось без политических проблем.

Неожиданно в прессе появилось сообщение, что компания "Боинг" в процессе контактов якобы поделилась с зарубежными партнерами какими-то секретными технологиями, не получив на то соответствующего разрешения от государственного департамента США. Вход в порт базирования судов был закрыт. Выдвинутое обвинение стоило потери около трех месяцев "томления в бездействии пустом" кораблей на рейде. Только в начале октября было наконец дано разрешение на проведение работ по подготовке ракеты к старту.

Первый пуск после снятия "вето" начался решающий этап предпусковых операций, определяемых условиями первого пуска. Шли пневмо- и электроиспытания ракеты, наземных систем, испытания подстыковки разгонного блока и блока полезного груза. Наконец полностью собранную ракету с помощью бортовых кранов перегрузили на стартовую платформу, поместили в ангар, и корабли отправились в пятидесятимильную зону для проведения комплексных совместных испытаний всех систем в условиях открытого моря. Отрабатывалась и заправка топливных емкостей компонентами топлива. Ракету устанавливали в вертикальное положение, после чего вначале раздельно, а затем комплексно производили пробную заправку кислородом и керосином. 12 марта 1999 года стартовая платформа прибыла в заданный район тихого океана. 13 марта туда же, с заходом на остров рождества, где на борт погрузили запасной контейнер системы управления, отплыло сборочно-командное судно. 25 марта оно прибыло в точку старта. Технологический цикл предусматривает, что подготовка к пуску занимает два дня, третий - день старта. В первый день проверяется готовность оборудования стартовой платформы и всех систем после похода и производится погружение стартовой платформы. Второй день начинается вывозом ракеты. Параллельно в очередной раз проводятся электроиспытания.

Стартовая платформа была приведена в рабочее полупогруженное состояние за счет притопления ее понтонов и колонн. Преимущества платформы полузатопляемого типа прежде всего в том, что в рабочем положении удается значительно уменьшить качку от воздействия морских волн. А это очень важно для успешного старта. Наступает решающий момент: ракета вывозится из ангара и устанавливается в вертикальное - "рабочее" - положение. После производится полная проверка всех ее систем. Этой операцией заканчивается работа экипажа и обслуживающего персонала на борту стартовой платформы и они должны эвакуироваться на сборочно-командное судно (скс) по специальному трапу, переброшенному между кораблями. Затем СКС удаляется от стартовой платформы на расстояние в пять километров. По команде, поступающей из центра управления пусками, идет заправка ракеты-носителя и разгонного блока компонентами топлива. Процесс этот происходит в автоматическом режиме с помощью дистанционно управляемого оборудования. После окончания заправки приводится в действие система автоматической подготовки и пуска ракеты.

Пуск! - и ракета устремляется в свой исторический полет.

Полет ракеты-носителя и типовая схема выведения космического аппарата на целевую орбиту включают в себя ряд последовательных операций. Первая - выведение "Зенитом" космического аппарата на промежуточную орбиту. Дальнейший переход аппарата на геостационарную орбиту осуществляется за счет использования своей двигательной установки. После того, как аппарат отделится от разгонного блока, дальнейшее управление им передается заказчику.

Длительность операций - около одного часа. Первый пуск по своей сути был испытательным. Его цель - доказать работоспособность и надежность функционирования всех систем ракеты-носителя "зенит-3sl". В результате первого старта на целевую расчетную орбиту был выведен имитатор космического аппарата "демосат" массой 4550 килограммов.

Параметры этой орбиты составили: наклонение - 1,25 градуса, высота в перигее - 655 км, высота в апогее - 36011 км.

Международный консорциум Sea Launch был организван в 1995 году. В его составе были:

  • дочернее предприятие американской аэрокосмической корпорации Boeing (40%),
  • российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" (25%),
  • норвежская судостроительная компания Aker Solutions (20%),
  • украинские предприятия "Южное" и "Южмаш" (15%).
Однаков 2008 году у проекта начались финансовые сложности. Его даже хотели закрыть как не рентабельный и долгое время не использовали.

Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королёва и Роскосмос твердо немерены были вдохнуть в проект "Морской старт" новую жизнь.

По словам Владимира Поповкина, которые прозвучали в феврале 2012 года, Роскосмос совместно с РКК "Энергия" готовят бизнес-план с целью восстановления рентабельности этого проекта.

"После перерыва, когда у "Морского старта" были финансовые проблемы, РКК "Энергия" по сути выкупила эту плавучую платформу для запусков из акватории океана у компании Boeing через свою аффилированную структуру. Сейчас совместно с РКК "Энергия" мы готовим бизнес-план для того, чтобы "Морской старт" стал рентабельным. Для этого нужно обеспечивать по 3-4 старта в год. На ближайшие 2 года мы уже имеем такие контракты", - сказал Поповкин.

В проекте Sea Launch используются украинские ракеты-носители "Зенит" (производства украинского КБ "Южное") и российские разгонные блоки "ДМ" (производства РКК "Энергия). Запуски происходят с плавучей платформы "Одиссей" в Тихом океане.

Предпоследний старт по программе "Морской старт" был осуществлен 25 сентября 2011 года. Тогда ракета-носитель "Зенит-3SL" с разгонным блоком ДМ-SL вывела на орбиту европейский спутник связи Atlantic Bird 7.

Совет директоров международного консорциума Sea Launch Company (SLC) принял решение отдать ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" "главную роль" в проекте "Морской старт", сообщает со ссылкой на главу РКК Виталия Лопоту.

"В феврале месяце этого года партнеры морского старта встречались вместе. Совет директоров решил отдать "Энергии" главную роль в "Морском старте", - сказал Лопота.

22 июня 2009 года компания SLC объявила о своем банкротстве и финансовой реорганизации. Согласно данным, указанным в заявлении компании, ее активы составляют от 100 до 500 миллионов долларов, а долги - от 500 миллионов до одного миллиарда долларов.

В конце июля 2010 года по решению суда Energia Overseas Limited (EOL), являющаяся дочерней компанией корпорации "Энергия", получила 95% акций консорциума "Морской старт", Boeing - 3% и Aker Solutions - 2%.

К настоящему времени по программе "Морской старт" осуществлено более 30 пусков ракет-носителей "Зенит-3SL" с подвижной стартовой платформы в Тихом океане, из которых два были аварийными, а еще один - частично успешным.


Кликабельно


Кликабельно


Кликабельно

Основные характеристики

Наименование показателя Значение
Масса выводимых космических аппаратов, т:
  • на геостационарную орбиту
  • на геопереходную орбиту
    (H периг.= 200 км, H апог.=36000 км, i= 0 град.)
  • на среднюю круговую
    (H кр.= 10000 км, i = 45 град.)
  • на опорные орбиты
    (H периг.=200 км, H апог.=36000 км) с наклонениями
    i = 45 град.
    i = 90 град.

4,75
3,6

Количество пусков в год 6 - 8
Время от момента заключения контракта с Заказчиком космического аппарата до проведения запуска 12 - 18 мес.
Вероятность безотказной работы средств выведения не менее 0,95
Координаты основного района пуска 0 град. ю.ш.,
154 град. з.д.



Кликиабельно

Ракета-носитель «Зенит-2S» с разгонным блоком «ДМ-SL» сегодня в 10:55 мск была успешно запущена с платформы «Морской старт», сообщает Роскосмос. Согласно циклограмме полета, в 11:25 американский спутник связи Intelsat-21 успешно отделился от разгонного блока и оказался на целевой орбите. Все этапы запуска прошли без сбоев.

РКК «Энергия», изготовившая разгонный блок, накануне сообщила, что ракетно-космический комплекс «Морской старт» после прибытия специализированных судов в точку старта в Тихом океане приступил к подготовке пуска «Зенит-3SL» с морской платформы «Одиссей». Запуск по разным причинам несколько раз откладывался. 15 августа во время завершения программы первого стартового дня были обнаружены неполадки в наземном технологическом оборудовании Intelsat-21. Источник неисправности был локализован в одной из стоек, ее пришлось заменить. Прошлой ночью были проведены проверки с замененной стойкой, работы прошли без замечаний. После этого специалисты продолжили приостановленные приготовления первого стартового дня.


Российские специалисты сообщали, что комплекс «Морской старт» находится в исправном состоянии, все технологические процессы на летной материальной части и оборудовании соответствовали регламентам, поэтому предстартовая подготовка продолжилась без помех.

Президент и генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота сообщил, что при запуске спутника Intelsat-21 был поставлен мировой рекорд по точности выведения космического аппарата на орбиту, передает РИА «Новости» . Замгенконструктора предприятия Валерий Алиев доложил по видеосвязи с плавучей платформы, что «Морской старт» подтвердил свою надежность. По его словам, в ходе запуска удалось достичь уникальной точности — высота в перигее должна была быть 280 плюс минус 13 километров, при этом погрешность составила ноль километров. Алиев добавил, что высота в апогее должна быть 35786 километров плюс минус 129 километров, а составила 35781 плюс 7 километров. Спутник Intelsat-21 должен будет заменить аппарат Intelsat-9 и обслуживать операторов прямого спутникового и кабельного телевидения.



Кликабельно