В случае отрицательных внешних эффектов. Отрицательные внешние эффекты

Так как третьи лица не являются участниками рыночной сделки, то их затраты не включаются в издержки производства. Поэтому при отрицательных внешних эффектах частные предельные издержки про­изводства всегда ниже общественных предельных издержек производ­ства. Следствием этого является пе­репроизводство блага и заниженная его цена.

Предположим, что производство единицы продукта сопровож­дается внешними затратами в размере E руб. К тому же положим, что эта величина не зависит от объема выпуска. Поэтому внешние затраты на рис. 10-5 представлены горизонталь­ной прямой ЕС. Допустим также, что соблюдаются условия со­вершенной конкуренции и рыночная цена товара Р. Фирма, стремясь к максимуму прибыли, выбирает объем производства q 1 , при которомпредельные частные затраты (MPC) равны ры­ночной цене P . Предельные частные затраты не включают в себяпредельные внешние затраты(MEC) в случае существования отри­цательных внешних эффектов. В предельные индивидуальные затраты включается только стоимость услуг тех ресурсов, кото­рые фирмы покупают или которыми владеют.

На рис. 10-5 изображена также кривая предель­ных общественных затрат (MSC). Предельные общественные за­траты равны предельным индивидуальным затратам и предель­ным внешним затратам:

MSC = МРС + МЕС.

P
EC
MSB
MPC
MSC
q
q 1
q 2
P 1
P

Поэтому кривая MSC расположена на E руб. выше кривой МРС. При рыночной цене Р оптимальным с общественной точки зрения объемом производства на данном предприятии является q 2 , при котором MSC = Р. Заметим, что q 2 > q 1 . Таким образом, при наличии отрицательных внешних эффектов продукции вы­пускается слишком много, и она реализуется по весьма низким ценам.

Регулирование отрица­тельных внешних эффектов

Перепроизводство благ свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов. Задача государства состоит в корректировке работы рыночного механизма. Эта корректировка предполагает интернализацию вне­шних эффектов, т.е. трансформацию предельных внешних издержек во внутренние. В отношении отрицательных внешних эффек­тов интернализация означаеть увеличение предельных частных издержек на величину предельных внешних, что приведет к росту цены блага и сокращению его предложения до оптимального.

Меры воздействия могут быть различными. Государство может запретить производство какого-либо продукта, если вне­шние затраты слишком высоки; может установить предельно до­пустимые нормы загрязнения окружающей среды вредными ве­ществами; может ввести налоги и т.д.

Британский экономист А. Пигу (1877-1959) для решения про­блемы отрицательных внешних эффектов предложил вводить об­ложение этих эффектов налогами. Идея Пигу сводилась к следую­щему: если хозяйствующий субъект, скажем А , осуществляя свою деятельность, вызывает издержки у субъекта Б , то обложение А налогом, равным этим издержкам, будет хорошим стимулом для него в принятии решения относительно уменьшения этих издер­жек. Этот налог получил названиекорректирующего налога Пигу.


Предположим, на производство данного товара установлен налог Е руб. на единицу продукции. Для фирмы он пред­ставляет собой дополнительные денежные затраты. Поэтому кри­вая МРС поднимается на Е руб. вверх и совпадаете кривой MSC. Таким образом, с помощью налога внешние затраты интернализуются. И теперь уже оптимальным для фирмы ста­нет выпуск q 2 , при котором MSC = Р.

Но дело этим не ограничится, изменится и сама цена. На рис. 10-6 по горизонтальной оси откладывается общее количество продукта, выпускаемое всеми предприятиями отрас­ли (Q). Если первоначально кривая предложения занимала поло­жение S, то рыночная цена равнялась Р. Введение налога на про­изводство данной продукции вызывает сдвиг кривой предложения вверх на величину налога Е . Кривая предложения займет поло­жение S 1 . Новая рыночная цена составит Р 1 . При такой цене опти­мальный выпуск для нашей фирмы равен q 2 " на рис. 10-5. Этот объем соответствует общему объему производства товара всеми предприятиями отрасли Q 2 на рис.10-6. Таким образом, введение налога на производство товара сокра­щает объем его выпуска и повышает рыночную цену. Рыночная цена отражает теперь не только частные затраты производителей, но и внешние затраты.

Мы рассмотрели самый простой, но не самый эф­фективный способ налогообложения в случае, когда производ­ство какого-либо продукта сопровождается внешними затратами. Если производство продукта наносит ущерб окружающей среде, разумнее установить налог не на продукт, а непосредственно на внешний ущерб, наносимый предприятием, т.е. ввести платежи в бюджет, количественно связанные с размером этого ущерба. В этом случае у предприятий появятся стимулы к внедрению эко­логически чистых технологий.

Следует признать, что на практике точно рассчитать внешние затраты с целью определения налога очень сложно. Тем более что на разных фирмах внешние затраты могут быть очень раз­личными. Внешний ущерб от загрязнения одного и того же раз­мера в плотно заселенном районе выше, чем в малонаселенной местности.

Рассматривая вопросы регулирования внешних эффектов, сле­дует помнить, что задача состоит не в устранении загрязнения как такового, а в обеспечении эффективного распределения ресур­сов. Это означает, что эффективный уровень контроля над за­грязнением достигается тогда, когда предельные общественные издержки равны предельным общественным выгодам. В этой свя­зи проблема регулирования внешних эффектов заключается в том, чтобы повышение эффективности распределения ресурсов дос­тигалось при снижении издержек фирм по устранению отрица­тельных внешних эффектов. Реализация такой задачи (при соблю­дении допустимого уровня загрязнения) возможна путем создания рынка прав на загрязнение, где такие права могли бы свободно продаваться и покупаться.

Лицензии на сброс загрязняющих веществ представляют собой один из возможных способов. Установив допустимый объем за­грязнения, государство выпускает равное этому объему количе­ство лицензий, каждая из которых дает право на сброс единицы загрязняющего вещества. Сами же лицензии пускаются в рыноч­ный оборот.

Механизм «компенсаций», представляющих собою заключаемое на компенсационной основе соглашение между фирмами об обме­не правами собственности на загрязнения, применяется тогда, ког­да дополнительные загрязнения недопустимы. Суть его состоит в том, что фирма может приобрести права на выбросы у другой фир­мы, которая готова за определенную плату сократить выбросы.

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

13.1 Внешние эффекты

Внешние эффекты (их еще называют экстерналии (англ. externality) – влияние деятельности одного экономического агента на благосостояние другого, которое не находит отражения в рыночной цене блага. При отрицательном внешнем эффекте третьи лица, не вовлеченные в сделку (то есть это ни продавцы, ни покупатели), несут издержки. При положительном внешнем эффекте третьи лица имеют выгоды.

Как мы показывали в предыдущих главах, цены являются лучшим носителем информации в рыночной экономике, позволяя миллионам покупателям и продавцов получать релевантные сигналы и координировать усилия . Однако при наличии внешних эффектов рыночный механизм дает сбой: ведь цены не отражают интересов всех участников рынка, и рыночное равновесие уже не является эффективным.

Рассмотрим подробнее действие отрицательных и положительных внешних эффектов

Для того, чтобы оценить влияние внешних эффектов на рыночное равновесие, мы обратимся к знакомым графикам спроса и предложения. По главе «Спрос» мы помним, что спрос представляет собой готовность заплатить за товар предельного покупателя, который выбирает между различными вариантами удовлетворения потребительского спроса. То есть спрос отражает частные предельные выгоды (marginal private benefits, MPB). Предложение товара отражает предельные издержки на производства товара производителей, которые имеют ресурсы и делают выбор между производством различных товаров. Кривая предложения отражает предельные частные издержки (marginal private cost, MPC).

При наличии внешних эффектов на рынке существуют неучтенные в цене интересы третьих лиц, экстернами (externalities). Это и есть внешние эффекты: неучтенные предельные выгоды (marginal external benefit, MEB) или неучтенные предельные издержки (marginal external cost, MEC).

Рассматривают следующие виды внешних эффектов:

  1. Отрицательный внешний эффект в производстве
  2. Отрицательный внешний эффект в потреблении
  3. Положительный внешний эффект в производстве
  4. Положительный внешний эффект в потреблении

13.1.1.Отрицательный внешний эффект в производстве

Наиболее популярный пример отрицательного внешнего эффекта в производстве – это загрязнение окружающей среды. Например, крупный промышленный завод сливает сточные воды в реку и выбрасывает диоксид углерода в атмосферу. В результате этого ущемляются интересы многих лиц: люди больше не могу купаться в чистой воде и дышать свежим воздухом, недвижимость и земля в стоящем рядом на берегу реки коттеджном поселке начинает падать, а располагающееся рядом рыбное хозяйство начинает терять уловы рыбы. Ни один из данных эффектов не учтен в цене продукции завода.

В этом случае предельные общественные издержки (marginal social cost, MSC) оказываются больше предельных частных издержек (то есть издержек завода) на величину предельных внешних издержек (то есть на величину внешнего эффекта):

MSC = MPC + MEC

Графически данная ситуация изображается следующим образом:

При наличии отрицательного внешнего эффекта в производстве предельные общественные издержки оказываются выше предельных частных издержек. При этом предельные общественные выгоды равны предельным частным выгодам.

В этом случае равновесие рынка находится в точке, тогда как общественно оптимальное равновесие находится в точке B.

То есть с точки зрения общества товара должно производиться и потребляться меньше, а стоить он должен дороже.

13.1.2. Отрицательный внешний эффект в потреблении

Также возможна ситуация, когда потребление блага сопровождается отрицательным внешним эффектом для третьих лиц. Классическим примером является прослушиване громкой музыки. В этом случае ваше потребление создает издежрки для соседей.

В этом случае предельные общественные выгоды (marginal social benefit, MSB) оказываются ниже предельных чатсных выгод (marginal private benefit, MPB) на величину предельных внешних выгод (marginal external benefit, MEB).

MSB = MPB - MEB

С точки зрения общественных интересов товара должно производиться и потребляться меньше, и стоить он должен дешевле.

13.1.3. Положительный внешний эффект в производстве

Классическим примером положительного внешнего эффекта в производстве являются инновации. Фирмы в процессе производственной деятельности в поиске эффективных способов производства нередко прибегают к инновациям, которые вскоре становятся доступными для всего общества.

В этом случае предельные общественные издержки (marginal social cost) оказываются ниже предельных частных издержек (marginal private cost) на величину предельных внешних издержек (marginal external cost):

MSC = MPC - MEC

При положительном внешнем эффекте в производстве товара с точки зрения общественных интересов товара должно производиться и потребляться больше, а стоить он должен дешевле.

13.1.4. Положительный внешний эффект в потреблении

Допустим, вы решили облагоустроить собственный подъезд. На свои деньги вы покупаете красивые кустарники и деревья, вешаете на стены красивые картины. Но выгоду от вашей покупки получаете не только вы, но и остальные жители подъезда.

В этом случае третьи лица получают выгоды от процесса вашего потребления, и предельные общественные выгоды (marginal social benefit) становятся выше ваших предельных частных выгод (marginal private benefits) на величину предельных внешних выгод ваших соседей (marginal external benefit):

MSB = MPB + MEB

С точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше и стоить он должен дороже.

Данные примеры внешних эффектов позволяют сделать вывод: при отрицательных внешних эффектах, в производстве или потреблении, с точки зрения общественных интересов товара должно производиться меньше, то есть он производится в избыточном количестве. При положительных внешних эффектах, наоборот, товар производится в недостаточном количестве. То есть с точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше.

Поскольку внешние эффекты приводят к неэффективному распределению ресурсов, общество ищет способы их устранения. Устранение внешних эффектов заключается в обращении внешних эффектов во внутренние издержки или выгоды, и называется этот процесс «интернализация» .

Интернализация – обращение внешних эффектов третьих лиц во внутренние издержки или выгоды участников рынка.

Один из способов интернализации внешних эффектов заключается в налогообложении или субсидировании участников, которые производят отрицательный или положительный внешний эффект.

Одним из способов интернализации отрицательного внешнего эффекта в производстве, например при загрязнении окружающей среды, выступает налогообложение предприятий, осуществляющих вредные выбросы. Данные налоги называются «налоги Пигу» по имени американского экономиста Артура Пигу, который впервые предложил интернализацию внешних эффектов таким образом.

«Налог Пигу» увеличивает предельные издержки завода таким образом, чтобы новая цена и объем производства отвечали общественно оптимальным интересам:

В случае положительного внешнего эффекта в производстве государство может субсидировать производство товара, например, предоставляя налоговые льготы инновационным предприятиям.

Но кроме государственного вмешательства существуют и частные способы интернализации внешних эффектов, когда стороны самостоятельно могут договориться об устранении внешних эффектов, и это утверждает великая теорема Коуза.

13.1.6 Теорема Коуза

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

В начале главы «Рыночное равновесие» мы рассуждали о том, что именно наличие множества рынков, на которых потребитель могут альтернативно удовлетворять потребности, а производители альтернативно решить, какие товары производить из имеющихся ресурсов, делает экономику эффективной, позволяя участникам извлекать нужную информацию из цен. В случае урегулирования судом проблем внешних эффектов и споров между сторонами решается наилучшим образом, когда им доступно максимальное количество возможностей для выработки совместных решений.

Основываясь на приведенных выше рассуждениях, попробуем проанализировать, какой из методов регулирования внешних эффектов является эффективным. Рассмотрим известный случай загрязнения окружающей среды, который является отрицательным внешним эффектом.

Можно предложить три способа регулирования загрязнения окружающей среды:

  1. Принудительное сокращение объемов производства
  2. Обложение вредных производств налогов
  3. Организация рынка загрязнений
Рассмотрим каждый из способов подробнее

Принудительное сокращение объемов производства, одинаковое для каждой фирмы, не является эффективным экономическим решением. Разные компании могут по разному загрязнять окружающую среду. Если обязать все компании сократить производство на одинаковую величину, то это будет неэффективным решением. Далее, какие-то компании имеют низкие издержки устранения загрязнений, и могут предпочесть потратить деньги на дополнительное оборудование без сокращения выпуска, а какие-то компании имеют высокие издержки на устранение загрязнений и предпочтут сократить выпуск или же уплатить штраф.

В этом отношении налоги Пигу являются более эффективным методом устранения внешних эффектов. Некоторые компании предпочтут потратить деньги на очистные сооружения и платить меньше налогов, а некоторые предпочтут не снижать выбросы и платить налоги. Но при налогах Пигу мы забыли о выводах нашего предыдущего анализа: загрязнения неэффективны не сами по себе, а потому что они имеют негативный эффект на разнообразных внешних агентов, например, на владельцев расположенных рядом рыбных ферм. В случае налогов Пигу заводы имеют стимулы сокращать выбросы, но тогда владельцы ферм не имеют стимулов самим ставить очистное оборудование. Если же фермеры имеют более низкие издержки по устранению последствий загрязнений, чем заводы, то налоги Пигу будут неэффективным способом решения проблемы с точки зрения общественных издержек.

Третий способ заключается в организации рынка разрешений на загрязнение. Это означает, что завод, производящий загрязнения, должен купить на рыке право загрязнять окружающую среду в размере определенного количества единиц загрязнений (речь идет о квотах на загрязнение). Первоначальное распределение квот на загрязнение построено таким образом: тот, кто обладает технологией с низким уровнем загрязнения, получает большую квоту. Тот, кто обладает технологией с высоким уровнем загрязнения, получает меньшую квоту. Далее между участниками организуется рынок квот.

Рассмотрим модельную работу такого рынка на нашем примере про ферму и завод.

В нашем примере про завод и рыболовную ферму первоначальное распределение таково: ферма имеет все квоты на загрязнение (потому что ее деятельность не загрязняет воду вообще), завод их не имеет вообще. Теперь, для того, чтобы заводу осуществлять свою деятельность, он должен купить их у фермы. По какой цене ферма будет продавать заводу право загрязнять воздух? Посмотрим на логику действия фермы. Если завод не загрязняет воду, то ферма не несет издержек в результате отрицательного внешнего эффекта. Но в то же время она и ничего не получает от продажи квоты на загрязнение. Когда ферма начинает продавать квоты, то завод может начинать загрязнять воду. В этом случае ферма начнет нести издержки в размере отрицательного внешнего эффекта от загрязнения воды заводом, но, в то же время, начнет получать выручку от продажи заводу разрешений на загрязнение. Если подобных ферм и заводом будет много, и информация об их деятельности будет общедоступной, то цена на загрязнения установится на уровне издержек фермы по установке очистных сооружений. Если же издержки по установке очистных сооружений будут ниже у завода, то он предпочтет не платить ферме за разрешения на загрязнения, а поставить очистные сооружения самостоятельно и не осуществлять загрязнение. В любом случае, будет найдено оптимальное с точки зрения общества решение.

И в этом смысле организация конкурентного рынка разрешений на загрязнения оказываются еще более эффективным методом устранения внешних эффектов по сравнению с налогом Пигу.

Внешние эффекты (экстерналии) - это не учтенные в цене товаров и услуг побочные эффекты функционирования рынка, воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки. Внешние эффекты возникают в случаях, когда установленная рынком цена данного товара (услуги) не отражает или реальных издержек производства, или его истинных достоинств с точки зрения общества. При этом третья сторона либо несет издержки, либо получает даровую выгоду. Внешние эффекты в рыночной экономике присутствуют всегда, их существует великое множество.

Внешние эффекты классифицируют по ряду признаков: характеру воздействия на третьих лиц - отрицательные и положительные; источникам возникновения - производственные и потребительские; объектам воздействия - производство и потребление; сфере действия - локальные, общие, глобальные. Все они действуют как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Отрицательный внешний эффект - это побочный эффект деятельности рыночных субъектов, не отраженный в ценах и вызывающий издержки третьих лиц. Положительный внешний эффект - не отраженный в ценах побочный эффект деятельности рыночных субъектов, обеспечивающий выгоды для третьих лиц.

Причины, по которым внешние эффекты не получают отражения в рыночных ценах, различны. У производителя, принимающего решение об объеме производства, нет стимула для учета внешних эффектов, так как это может повысить цену и уменьшить объем производства и продаж. В свою очередь повышение цен за счет включения в них побочных эффектов не отвечает интересам потребителей, поскольку уменьшает величину спроса.

В обществе существуют эффекты, обусловленные «отсутствующими рынками», т.е. имеющие внерыночный характер. Так, не существует рынка чистого воздуха, поэтому за его использование производителям ничего не надо платить. Установить право собственности на так называемые свободные блага (воздух, море, реки) невозможно, и поскольку никто не является их собственником, цена этих благ равна нулю, поэтому нельзя заставить фирмы оплачивать их использование.

В некоторых случаях возникают трудности с нахождением хозяйствующих субъектов, ответственных за отрицательный внешний эффект. Кого, например, можно считать ответственными за кислотные дожди? И захотят ли они учесть внешний эффект в своих издержках?

Практика показывает, что формы проявления отрицательных внешних эффектов многообразны. Так, работа ТЭЦ вызывает у населения, проживающего в непосредственной близости, хронические заболевания легких, бронхит, ларингит, рак. Производство минеральных удобрений на химических комбинатах, загрязняя воздух и водоемы, приносит вред туристическим фирмам, уменьшая число туристов, опасающихся неблагоприятной экологии. Строительство нового завода в густонаселенном жилом квартале приводит к усилению интенсивности движения грузового транспорта, повышению уровня шумов и др.

В России вклад отраслей промышленности в загрязнение окружающей среды (выбросы в атмосферу) всей промышленностью характеризуется следующими данными: нефтедобыча и нефтепереработка - 24,09%; электроэнергетика - 21,7%; цветная металлургия - 20,5%; черная металлургия - 13,7%; угольная промышленность - 4,8%; газовая промышленность - 3,7%; стройматериалы - 2,8%; химическая промышленность - 2,5%; машиностроение - 2,2% .

Из 35 самых загрязненных мест мира восемь находятся в России. Это Кольский полуостров, Республика Коми, озеро

Карачай в Челябинске, Волгоград, Магнитогорск, Дзержинск, Рудная Пристань (Дальногорск), Норильск . Последние три населенных пункта входят в десятку самых загрязненных мест на планете .

Вследствие огромных объемов вредных выбросов в атмосферу две трети россиян дышат воздухом, не соответствующим международным нормам. Загрязнение окружающей среды наносит огромный ущерб здоровью, ведет к снижению работоспособности, дополнительным затратам на лечение и профилактику заболеваний, выплатам по нетрудоспособности, изменению места жительства - появлению новой социально-экономической категории граждан - экологических беженцев. Ухудшается качество окружающей среды, которая сегодня рассматривается как важнейшее потребительское благо, от которого зависит уровень благосостояния. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды в России составляет порядка 6-8% от ВВП .

Отрицательные внешние, или побочные, эффекты называют издержками перелива. Это означает, что некоторые издержки, связанные с производством или потреблением товара, «перемешаются» к третьим лицам, не участвующим в рыночной сделке. Никто им их не компенсирует.

Наличие отрицательных внешних эффектов обусловливает существование наряду с частными издержками также внешних и социальных издержек. Общие частные издержки (total private cost) - TPC - совокупность постоянных и переменных издержек фирмы. Общие внешние издержки (total external cost) - TEC - затраты третьих лиц, связанные с устранением последствий отрицательных внешних эффектов. Общие социальные или общественные издержки (total social cost) - TSC - образуются суммированием общих частных и общих внешних издержек, т.е. TSC = TPC + ТЕС.

C отрицательным внешним эффектом (рис. 11.1) связаны предельные внешние издержки (marginal external cost) - МЕС, возникающие в связи с выпуском дополнительной единицы продукции, оплачиваемые не производителями, а третьими лицами. Предельные частные издержки (marginal private cost) - MPC - дополнительные издержки частных производителей, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции. Предельные социальные издержки (marginal social cost) - MSC - это общая сумма дополнительных затрат, которые несет общество в результате производства дополнительной единицы продукции. Они равны сумме предельных частных издержек и предельных внешних издержек. В случае отрицательного внешнего эффекта издержки производства для общества превышают издержки производства частных производителей.

Рис. 11.1. Внешний отрицательный эффект

Рассмотрим отрицательный внешний эффект, возникающий в производстве товаров. Известно, например, что одно из первых мест по объему загрязнения окружающей среды занимает черная и цветная металлургия. Производство чугуна сопровождается образованием шлаков, которые содержат тяжелые металлы, мышьяк, сурьму, другие примеси. Воздух загрязняется на расстоянии 15-25 км, температура выбросов очень высока - от 300-400 до 800°С. Сточные воды предприятий черной металлургии наносят ущерб водным ресурсам. Объем загрязнения окружающей среды растет вместе с ростом производства. При этом третьи лица, а не предприятия металлургической промышленности, несут издержки, связанные с преодолением последствий отрицательных внешних эффектов, т.е. предельные частные издержки MPC меньше предельных социальных издержек MSC. Это имеет существенное значение для определения оптимального объема производства.

На рис. 11.1 предложение чугуна в условиях конкурентного рынка описывается кривой предельных частных издержек МРС. Кривая спроса на товар - D - отражает предельную социальную (общественную) полезность или предельную общественную

Рассмотрим положительные внешние эффекты, которые означают дополнительную выгоду, не отраженную в ценах. Виды положительных эффектов многообразны. Например, сооружение больницы в густонаселенном квартале благоприятно влияет на положение его жителей. Деятельность пчеловода по разведению пчел благотворно сказывается на опылении садов на соседних участках. Занимающиеся туризмом люди укрепляют свое здоровье, а это позволяет экономить общественные средства на здравоохранение. Приобретение высшего образования индивидом приносит выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития НТП, в производстве используется более квалифицированная рабочая сила, снижается уровень преступности, меняется политическая активность населения.

Во всех этих случаях третьи лица получают выгоду (полезность), не отраженную в цене товара. Положительные внешние эффекты называют выгодами перелива (имеется в виду, что некоторые выгоды, связанные с производством или потреблением

товаров, перемещаются к третьим лицам или обществу в целом без компенсации с их стороны).

Наличие положительных внешних эффектов обусловливает существование наряду с предельной частной выгодой (полезностью) также предельной внешней выгоды и предельной общественной выгоды.

Предельная частная ши индивидуальная выгода (marginal private benefit) - MPB - выгода, получаемая индивидом, от потребления купленной дополнительной единицы блага. Предельная внешняя выгода (Marginal external benefit) - MEB - выгода от внешних эффектов третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами. Предельная социальная (общественная) выгода (marginal social benefit) - MSB - общая сумма дополнительных предельных частных и предельных внешних выгод, получаемых обществом в результате увеличения производства и потребления данного блага на одну единицу. В случае положительного внешнего эффекта предельные общественные выгоды превышают частные выгоды.

Рассмотрим положительный внешний эффект, возникающий в процессе производства.

Производство промышленных роботов приносит выгоду не только их создателям, но и обществу в целом: повышается уровень технических знаний, развиваются наука и техника, улучшается качество обслуживания населения. Такой тип положительного внешнего эффекта называется технологическим переливом. Он означает, что выгоды, связанные с производством или потреблением промышленных роботов, перемещаются к третьим лицам, не участвующим в рыночной сделке. На рис. 11.2 показаны последствия положительного внешнего эффекта при отсутствии внешних издержек, т.е. если MEC = 0.

Рис. 11.2. Положительный внешний эффект

Производство промышленных роботов может сдвинуться в сторону социального оптимума при условии трансформации положительного внешнего эффекта во внутренний. Для этого предельные внешние выгоды нужно прибавить к предельной частной выгоде. Это может сделать правительство, выплатив фирмам за каждого дополнительно произведенного робота корректирующую субсидию в размере МЕВ: она позволит компенсировать дополнительные затраты фирм. Предложение промышленных роботов в этом случае увеличится. Кривая спроса сдвинется вправо в положение D 2 . Она отражает предельную общественную выгоду: D 2 = MSB = MPB + МЕВ. Новое равновесие установится в точке E 2 при социально оптимальном количестве роботов Q 2 (Q 2 > Qi) и цене P 2 . Производство роботов в объеме Q 2 обеспечивает получение не только предельной частной выгоды, но и предельной социальной выгоды, а цена P 2 отражает предельные социальные издержки и предельные социальные выгоды.

Эффективное равновесие при положительном внешнем эффекте производства достигается при равенстве MSB = MSC, которое обеспечивает эффективное распределение и использование ресурсов. Полученная предельная внешняя выгода отразится в площади заштрихованной фигуры.

Итак, в ситуации отрицательных и положительных внешних эффектов (экстерналий) наблюдаются потери эффективности. Они могут быть устранены путем частных решений либо государственным регулированием внешних эффектов.

Основные способы частных решений - это слияния, организация взаимодействия заинтересованных сторон, общественные соглашения, создание благотворительных обществ, расширение прав собственности и заключение сделок. Рассмотрим их подробнее.

1. Внешний эффект может быть превращен во внутренний при объединении экономических субъектов в рамках одного юридического лица. Допустим, в окрестностях мясокомбината находится река, богатая рыбой, которая от сброса вредных отходов мясокомбината гибнет в больших количествах. Здесь наглядно проявляется эффект издержек перелива. Издержки обосновавшегося там рыболовецкого предприятия растут с увеличением производства мяса, что в конечном счете может грозить предприятию банкротством. При условии слияния этих двух экономических субъектов для мясокомбината внешний эффект превратится во внутренний. Однако для этого прежде всего необходимо подсчитать возможные доходы от рыбной ловли и продажи рыбы и возможные убытки от сокращения объема производства мяса. Надо учесть и затраты на строительство очистных сооружений. Если экономический анализ показывает, что ожидаемые доходы в результате слияния указанных выше субъектов больше суммы их доходов до слияния, то общая эффективность увеличится и внешний эффект будет устранен.

2. Влияние внешних эффектов может быть устранено вследствие организации взаимодействия заинтересованных сторон. Предположим, что туристическая база расположена в живописном месте на опушке хвойного леса. Владелец лесного участка осуществляет вырубку хвойных деревьев для строительства скотоводческой фермы. Это создает отрицательный внешнией эффект для турбазы: ухудшается экология, скот нарушает покой отдыхающих. Проблемы, связанные с внешнем эффектом, могут быть решены, если владелец лесного участка и владелец турбазы организуют совместный туристический бизнес. Такая совместная деятельность возникает только в случае обоюдной заинтересованности.

3. Частные лица могут заключать общественные соглашения, создавать благотворительные общества, деятельность которых направлена на устранение последствий, порождаемых внешними эффектами. Так, пожертвования частных лиц университетам и другим учебным заведениям позволяют увеличить общественную выгоду от развития образования в стране.

4. В некоторых случаях проблему внешних эффектов можно решить с помощью социальных санкций. Существуют правила, запрещающие бросать мусор где попало, что создает для третьих лиц отрицательный эффект. Против тех, кто такие правила нарушает, применяются соответствующие законы.

5. Четкое определение прав собственности, создание рынков определенных прав собственности и заключение сделок способствуют эффективному частному решению проблемы интернализации побочных эффектов.

Нобелевский лауреат Р. Коуз доказал, что частные переговоры не требуют государственного вмешательства и приводят к решению проблемы внешних эффектов, но только в тех случаях, если четко определены права собственности субъектов, число участников переговоров невелико и трансакционные издержки (издержки по заключению сделок) ничтожно малы.

Впервые эти положения Р. Коуз сформулировал в 1960 г. Они получили название теоремы Р. Коуза.

Р. Коуз подчеркивал необходимость установления твердых правовых норм, определяющих права и обязанности субъектов, осуществляющих трансакции (рыночные сделки). Особо он выделял права на совершение определенных действий, например, право построить фабрику на данном участке земли, право испускать дым в данном месте и др.

Он полагал, что если права собственности четко определены и имеется полная ясность кто, кому и за что должен платить, то экономические субъекты смогут скоординировать внешний эффект вне зависимости от того, кому приписываются изначальные права собственности. При взаимовыгодном согласии экономические субъекты могут прийти к эффективному решению, максимизирующему производство, и внешний эффект устраняется. Р. Коуз отмечал, что если права на совершение определенных действий могут быть куплены и проданы, то их в конце концов приобретают те, кто выше ценит даруемые ими возможности производства или развлечения.

Современная экономическая теория утверждает, что именно исходные права определяют сторону, которая должна заплатить наличными при заключении окончательного соглашения.

Однако область применения частных решений проблемы внешних эффектов может быть ограничена рядом условий. К ним относятся: высокие трансакционные издержки по заключению сделок; нарушение договоров в силу ряда причин; различия в оценке сторонами размеров причиненного ущерба; наличие большого числа заинтересованных сторон, что не только затрудняет достижение соглашения, но и обходится слишком дорого;

масштабы решаемых проблем (в частности, экологических), выходящих за рамки рынка.

Рынок не всегда и не в полной мере может справиться с внешними эффектами. Это обусловливает необходимость участия государства в регулировании внешних эффектов.

Государство измеряет внешние эффекты в денежной форме, изымает часть доходов у инициаторов внешних эффектов, перераспределяет доходы в пользу тех лиц, которые несут ущерб, не учтенный рынком, и таким образом улучшает их благосостояние. Государственное регулирование внешних эффектов ведет к перераспределению ресурсов, изменяет структуру цен.

Рассмотрим некоторые способы, используемые государством для нейтрализации внешних эффектов.

1. Прямое регулирование деятельности фирм или индивидов. Допустим, металлургический и целлюлозно-бумажный комбинаты осуществляют ежегодные сбросы вредных отходов в реку в одинаковом объеме по 600 т. Можно установить для них одинаковую максимальную величину сбросов, например до 400 т. Реакция на такое предписание может быть разной и в значительной мере будет зависеть от затрат на строительство дополнительных очистных сооружений.

Если издержки по уменьшению вредных сбросов велики, то полученные предписания могут не достигнуть цели. Кроме того, при достижении установленной нормы сброса до 400 т в год у производителей исчезнет стимул дальше сокращать их объем. Иногда вводится прямой запрет на использование в производстве некоторых ядовитых химических соединений или на введение новых источников загрязнения. Подобные запреты чаще всего дают меньший эффект, чем предполагается, так как при уменьшении уровня загрязнения воды и воздуха одними веществами не исключается возрастающая концентрация других вредных и токсических веществ.

2. В решении проблемы контроля за загрязнением окружающей среды используется также законодательный подход, опирающийся на Гражданский кодекс. Принимаются законы об охране окружающей природной среды, устанавливается юридическая ответственность за экологическое правонарушение.

3. Более эффективной мерой является введение налога, корректирующего воздействие отрицательных внешних эффектов (налог Пигу). Как отмечалось ранее, налогообложению подлежит деятельность, приводящая к отрицательным экстерналиям. Величина налога определяется внешними издержками на каждую единицу производимой продукции - MEC и объемом производства - Q.

Введение корректирующего налога означает:

Установление цены на загрязнение;

Распределение загрязнения среди предприятий, у которых наиболее высоки издержки по уменьшению вредных выбросов;

Стимулирование деятельности предприятий по освоению новых технологий, повышению эффективности производства и сокращению объема производства до социальнооптимального уровня, при котором MSC = MSB·,

Привлечение правительством средств, необходимых для проведения мероприятий по охране окружающей среды.

В практике установления корректирующего налога сложной является проблема установления размера ущерба, связанного с жизнью и здоровьем человека. Возникают трудности, связанные с выяснением точного источника загрязнения, а также с доказательством факта нанесения ущерба. Для выбора уровня налога исключительно важное значение имеет точное определение величины внешних предельных издержек, которые бы адекватно отражали внешний отрицательный эффект. Уровень налога зачастую определяется в ходе острых экономических и политических дискуссий.

4. Одним из способов государственного регулирования внешних эффектов является субсидирование деятельности, порождающей положительный внешний эффект (субсидия Пигу). Оно устраняет недостатки в распределении ресурсов для производства благ, которые имеются в объеме, не удовлетворяющем общественные потребности. Установление субсидий требует достоверной информации о субъектах субсидирования, о размерах предельных внешних выг од, получаемых третьими лицами. Зачастую это связано с высокими трансакционными издержками.

5. Государство применяет также процедуру экологического аудита, который означает проверку и оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды (нормативов, межгосударственных стандартов).

Отрицательные внешние эффекты часто связаны с загрязнением окружающей среды. Проблема загрязнения окружающей среды как следствие НТП и бурного роста промышленного производства сегодня приобрела глобальный характер. К концу XX в.

загрязнение окружающей среды поставило человечество на грань экологической катастрофы.

В различных регионах мира действует Программа ООН по окружающей среде, в соответствии с которой государственная политика защиты окружающей среды в разных странах должна основываться на введении эффективного природоохранного законодательства, а также законодательства, определяющего ответственность за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба. Однако до сих пор во многих странах такое законодательство отсутствует.

Вместе с тем регулирующая роль государства в экологической сфере укрепляется. В результате проведения природоохранных мероприятий в странах Западной Европы, США, Японии удалось улучшить экологическую ситуацию. Эта проблема ждет своего решения в глобальном масштабе.

Для оценки качества окружающей природной среды сегодня проводится мониторинг - система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия. Осуществляется контроль за загрязнением окружающей среды. Он означает не только наблюдение и получение информации, но и управление состоянием среды. Государственная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды должна сбалансировать предельные общественные выгоды контроля (MSB) с предельными общественными издержками (MSC) для его осуществления.

Существуют различные пути уменьшения загрязнения окружающей среды. К ним относятся, например, установление предельно допустимых норм вредных выбросов, введение платы за выбросы, создание рынка прав на загрязнение.

Регулирование выбросов вредных веществ в биосферу предполагает введение государственных стандартов по выбросам. Стандарты представляют собой установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах, т.е. для предприятий устанавливаются предельно допустимые нормы выбросов вредных веществ и, соответственно, определяется предельно допустимая норма их концентрации в атмосфере (ПДК). Несоблюдение стандартов грозит фирмам штрафом или привлечением к уголовной ответственности. Однако стандарты по вредным выбросам не решают в полной мере проблему охраны окружающей среды. Нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда концентрация вредных веществ в воздухе городов уже превышает ПДК. Тогда для предприятий устанавливаются временно согласованные выбросы вредных веществ - BCB, что означает снижение их норм и ослабляет ответственность предприятий за загрязнение окружающей среды.

Устанавливаемые стандарты не учитывают различия в затратах, осуществляемых фирмами для уменьшения загрязнения окружающей природной среды. Вызывает трудности регулирование выбросов, исходящих от передвижных источников загрязнения. Между тем 50-60% загрязнений атмосферы происходит от автотранспорта. Стандарты не учитывают различий в экологической ситуации городов и сельской местности, не стимулируют к уменьшению выбросов ниже установленных норм. Кроме того, в разрешенных объемах можно сбрасывать загрязняющие вещества бесплатно.

Каков же оптимальный или эффективный объем загрязнения? Теория внешних эффектов уделяет данной проблеме большое внимание, поскольку оптимальное загрязнение рассматривается в качестве важнейшего ориентира экологической и социальной политики. Идея оптимального загрязнения подвергается критике с разных сторон. Дело в том, что несложно определить затраты на уменьшение вредных выбросов. Методика их расчетов разработана. Что касается определения величины социальных издержек, то дело обстоит не так просто. Нелегко получить достоверные данные об издержках загрязнения среды. Как учесть вред, причиненный природной красоте, а также ущерб, нанесенный здоровью людей? Проблема усложняется недостаточной разработанностью и использованием экологических прав.

Тем не менее оптимальный объем загрязнения определяется. Он зависит от предельной общественной выгоды, полученной от сокращения вредных выбросов и от предельных общественных издержек сокращения загрязнения. Рис. 11.3 иллюстрирует эффективный уровень выбросов, или оптимальный объем загрязнения, - Q. Он достигается в точке E при сокращении выбросов до уровня, при котором обеспечивается равенство предельных общественных выгод и предельных общественных издержек MSB = MSC. При ликвидации 100% выбросов предельные общественные издержки от сокращения загрязнения превысили бы предельную общественную полезность (выгоду) от этой меры. При нулевом сокращении выбросов предельная общественная выгода была бы выше предельных общественных издержек.

C переходом к политике предотвращения экологической деградации акцент в экономической деятельности государств сме-

стался с применения административных рычагов к использованию рыночных механизмов в вопросах регулирования экстерналий.

Рис. 11.3. Определение эффективного уровня выбросов

Вводятся платежи за загрязнение окружающей природной среды. Это отчисления, взимаемые с фирмы, за каждую единицу объема вредных выбросов. Цель таких платежей - компенсация вреда, причиняемого здоровью людей, природе; стимулирование сокращения выбросов, использования нового оборудования, развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий; мобилизация средств, используемых для охраны окружающей природной среды. Платежи за загрязнение носят налоговый характер.

Для устранения рассматриваемого внешнего эффекта суще- CTBeHHqe значение имеет создание рынка «прав на загрязнение». Государство выпускает лицензии, дающие фирмам разрешение на определенный объем вредных выбросов. Общее количество лицензий определяется установленным допустимым объемом загрязнения. Таким образом, предложение лицензий S абсолютно неэластично (рис. 11.4). Лицензии ограничены во времени. Если фирмы снижают выпуск продукции, порождающей вредные выбросы, или полностью устраняют выбросы, то они могут продать остаток прав на рынке. Продаются права на загрязнение по рыночной цене. Цена Р\ устанавливается в зависимости от спроса хозяйствующих субъектов D. Фирмы, для которых уменьшение выбросов связано с большими издержками, будут покупать права на загрязнение. Фирмы, не несущие больших затрат в связи с сокращением вредных отходов, будут продавать права на загрязнение. Например, фирма предъявила спрос на 20 000 лицензий Q, разрешающих выброс 20 000 кг вредных веществ по цене 2000 руб. за 1 кг. При этом проводятся мероприятия по сокращению вредных выбросов, вследствие чего часть лицензий может

быть продана другим фирмам. Таким образом создается рынок прав на загрязнение. Возможен выкуп части лицензий организацией «зеленых». Кривая предложения сдвинется влево. Допустим, количество продаваемых лицензий составит 10 000 Q, а цена за 1 кг выбросов вредных веществ вырастет до 2200 руб. (см. рис. 11.4).

Рис. 11.4. Рынок «прав на загрязнение»

Развитие рынка прав на загрязнение способствует сокращению внешних издержек. К числу рассматриваемых рынков относится рынок парниковых газов. Перспективы для его формирования открыла Конференция ООН по изменению климата, завершившаяся в июле 2001 г. в Бонне. На этом рынке осуществляется торговля квотами на выброс парниковых газов между развитыми странами, выполняющими обязательства по снижению выбросов парниковых газов. Россия является участником этого рынка. Объем рынка парниковых газов на ближайшие 20-30 лет оценивается специалистами в 700-1200 млрд долл.

Первые межгосударственные сделки по покупке углеродных квот осуществлены между США и Коста-Рикой, между Финляндией и Канадой. В Великобритании и Дании создана пилотная национальная система торговли квотами. Углекислый газ стал биржевым товаром, квоты на его сокращение продаются на Чикагской торговой бирже .

Фирмы могут напрямую торговать углеродными квотами. Так, канадская Trans Alta Corporation купила квоту на 24 тыс. т углекислого газа у германской энергокомпании Hamburgische Electrizitaetwerke.

Разрабатываются инвестиционные проекты, в соответствии с которыми инвесторы вкладывают средства в снижение выбросов углекислого газа за пределы своей страны. Это так называемые проекты совместного осуществления (СО). Они реализуются лишь в странах, принявших обязательства по снижению выбросов парниковых газов. В России насчитывается 20 таких проектов .

Итак, государственное регулирование внешних эффектов позволяет отнести покрытие побочного экономического ущерба на счет внутренних издержек. Рынок не обладает механизмом, который мог бы это осуществить. Без введения корректирующих налогов, без разрешений на загрязнение окружающей среды и других подобных мер не удалось бы включать побочные издержки в издержки внутренние. Уровень цен был бы занижен, распределение использованных ресурсов осуществлялось бы без учета общественной потребности.

Однако принятие решений о государственном регулировании внешних эффектов должно основываться на анализе издержек и выгод. Это очень важно, так как регулирующая деятельность государства требует немалых затрат и оправдана лишь в случаях наиболее очевидных провалов рынка.

2.6.1. Внешние эффекты

Эластичная модель рынка предполагает, что издержки и выгоды по обмену товарами несут и получают продавцы и покупатели. Между тем, результаты обмена могут воздействовать и на те субъекты (фирмы, домохозяйства, государство), которые непосредственно не участвуют в данной рыночной сделке. Это последствия принято разделять на две группы:

Положительные внешние эффекты (выгоды);

Отрицательные внешние эффекты (издержки), которые несут «третьи лица», не участвующие в обмене. Эти эффекты не выражаются в цене, и рынок не реагирует на них. Отсюда необходимость вмешательства государства в экономику.

Внешние эффекты – это побочные эффекты, не учтенные в цене, возникающие у третьих лиц или общества в целом в процессе производства или потребления (экстерналии).

Так, например, удобрения, выпускаемые химическим производством, оплачивает сельское хозяйство, но негативные последствия от этого производства испытывает население, живущее вблизи от химических комбинатов. Увеличение количества обучающейся молодежи дает пользу не только тем, кто учится, но и обществу, повышая его культурный уровень. В том и другом случае побочный эффект получают люди, не участвующие в рыночных сделках.

Внешние эффекты не учитываются в цене по двум причинам:

1) если есть отрицательный эффект, нужны дополнительные вложения капитала со стороны производителей, например, постройка очистных сооружений, чтобы его ликвидировать. Это увеличит цену, сократит спрос, снизит объем производства, а значит, и прибыли;

2) потребитель не заинтересован в росте цен. Трансакционные издержки на заключение соглашения между производителем и пострадавшей стороной становятся так велики, что являются нереальными. В результате цены, установленные на рынке, несут искаженную информацию, т.е. не отражают всех затрат, не стимулируют к поиску новых материалов и технологий, позволяющих обеспечить безопасность окружающей среды.

Для общества необходимо знать все издержки производства, т.к. увеличение производства влечет и рост отрицательных внешних эффектов. Это определяется через показатель общих социальных издержек (TSC), который определяется как сумма чистых издержек (TРС) и внешнего отрицательного эффекта (TES): TSC= TРС+ TES.

Соответственно прирост на каждую дополнительную продукцию чистых и социальных издержек, а также внешнего отрицательного эффекта образуют предельные чистые издержки (МРС), предельные социальные издержки (MSC), предельные внешние издержки (MEC).

Отрицательный внешний эффект – это использование ресурса, не отраженное в цене товара, что может стать причиной экономической неэффективности. Такое предприятие не тратит средств на создание очистных сооружений, его предельные чистые издержки меньше социальных предельных издержек и объема выпускаемой продукции. В этом случае объем производства устанавливается в точке равновесия, когда предложение, определяемое предельными чистыми издержками, равно спросу, определяемому предельной общественной полезностью.

При строительстве очистных сооружений внешние и предельные издержки взрастут, что приведет к росту цен и сокращению выпуска до оптимального уровня, т.е. не дающего отрицательного внешнего эффекта, но реально предприятие работает по-старому.

Т.о. всегда, когда существует внешний отрицательный эффект от производства товара, объем этого производства больше оптимального, а цены занижены.

Положительный внешний эффект – это полезность, не отраженная в цене (учеба в ВУЗе). Общая социальная полезность этого товара определяется как сумма индивидуальной полезности и внешнего эффекта.

Предельная социальная полезность (MSB) равна сумме предельной индивидуальной полезности (MPB) и предельной внешней полезности (MEB). В этом случае рыночное равновесие устанавливается тогда, когда предельные индивидуальные издержки равны предельной индивидуальной полезности.

Общество заинтересовано в увеличении числа образованных людей, для этого необходимо снизить плату за обучение или ввести субсидии, кредиты для желающих учиться. При снижении платы спрос возрастет, однако низкая плата не покроет дополнительные издержки производства и они будут вынуждены или прекращать обучение или увеличивать плату. Введение субсидий со стороны государства позволит компенсировать предельные издержки и увеличить количество обучающихся. Т.о., при помощи внешнего положительного эффекта сам рынок не учитывает его, поэтому данных товаров производится недостаточно, а их цены занижены.

Внешние эффекты, возникающие в производстве, как положительные, так и отрицательные, оказывают негативное воздействие на экономику: вредные товары перепроизводятся, а общественно полезных выпускается недостаточно.

Предыдущая

Внешние эффекты (экстерналии) – это воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участие в сделке; факторы, которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают влияние на благосостояние людей.

Различают отрицательные и положительные внешние эффекты.

Внешние эффекты: а - отрицательный; б - положительный

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) – это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта.

Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом и производства и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Чем больше объем сброса отходов в реку, тем больше вред, наносимый полезности, связанной с использованием реки.

Выделяют следующие виды отрицательных внешних эффектов:

совокупные внешние издержки (TEC ) – это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются;

предельные внешние издержки(MEC ) – это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц;

предельные индивидуальные издержки(MPC ) – это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты. При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных;

предельные общественные издержки(MSC ) – это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек.

Положительные внешние эффекты – это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах. При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность. Выделяют следующие виды положительных внешних эффектов:

предельная индивидуальная полезность товара(MPB ) – предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Чтобы извлечь связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предельной индивидуальной полезности прибавить предельную полезность, извлекаемую третьими лицами;

предельная внешняя полезность товара(MEB ) – это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара;

совокупная внешняя полезность (TEB ) равна произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц.

Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективности размещения и использования ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения индивидуальных и общественных издержек или индивидуальной общественной полезности. Решение проблемы внешних эффектов состоит в достижении равенства предельных общественных издержек и предельной общественной полезности.

Интернализация внешних эффектов Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализациивнешних эффектов (от лат. internus - внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо. Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.

В отношении отрицательных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельных частных издержек на величину предельных внешних издержек, что приведет к росту цены блага и сокращению его предложения до оптимального уровня.

В отношении положительных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельной частной выгоды на величину предельной внешней выгоды. Такие корректировки будут способствовать перераспределению ресурсов в направлении более эффективного их применения, что приведет к устранению неэффективности.

Теорема Коуза

Вне зависимости от того, кому принадлежат права на использование ресурса, через который действует внешний эффект, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату. Таким образом, согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности. Если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект может быть предложена плата, и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента Самым главным следствием теоремы Коуза является то, что при нулевых трансакционных издержках перераспределение прав "делать что-либо, имеющее вредные последствия" (именно так трактовал Коуз право использования ресурсов), может происходить парето-эффективным образом без вмешательства государства. В этом теорема резко расходилась с общепринятым до ее появления мнением, что правительственная интервенция всегда необходима для достижения эффективного размещения ресурсов при наличии внешних эффектов. Вместе с тем эта идея далеко не всегда обеспечивает саморегуляцию рыночной системы и достижение парето-эффективности. Ведь мир теоремы Коуза очень специфичен - он существует только для двусторонних сделок, при полноте информации и при нулевых трансакционных затратах.