Самолет, развенчавшии миф о непобедимости германии. Илы над морем

Приветствую вас, дорогие друзья и коллеги!
Хочу представить Вашему вниманию модель самолёта Me-262 A-1a, на котором летал и погиб один из величайших лётчиков-асов Второй мировой войны, Вальтер Новотны.
Сначала немного истории о самом Вальтере Новотны...
Вальтер Новотны «Нови» (нем. Walter «Nowi» Nowotny; 7 декабря 1920 - 8 ноября 1944) - немецкий лётчик-ас, Второй мировой войны, в течение которой он совершил 442 боевых вылета, одержав 258 побед в воздухе, из них 255 на Восточном фронте и 2 над 4-х моторными бомбардировщиками. Последние 3 победы одержал, летая на реактивном истребителе Me.262. Большинство своих побед одержал, летая на FW 190 и примерно 50 побед на "Мессершитте" Bf 109. Был первым пилотом в мире, одержавшим 250 побед. Награждён Рыцарским Крестом с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами. Родился Вальтер Новотны в городе Гмюнд (Gmund) в Австрии, в семье железнодорожного служащего. В юности он активно занимался спортом (легкой атлетикой), в 1938 году окончил гимназию. С октября 1939 года Новотны вступил добровольцем в люфтваффе, где хотел быть пилотом Ju-87, однако опытный инструктор распознал в нём талант истребителя. За годы Второй мировой войны Вальтер Новотны дослужился до звания майора, и был назначен командиром новой части истребительной авиации Kommando Nowotny (Команда Новотны), оснащенной реактивными истребителями Me.262. Всего Вальтер Новотны совершил 442 боевых вылета, имеет 258 официально засчитанных побед, 255 из которых он одержал на Восточном фронте. Первая победа - три сбитых И-153, однако он и сам был сбит, после чего трое суток провел в надувной лодке, пока его не прибило к эстонскому берегу. Возможно,он был лучшим представителем демонстрации первого метода из JG 54, тройка которого прославилась на Восточном фронте. Звено состояло из его постоянного ведомого Карла Шноррера (всего 46 побед, из них 35 - в России), а также Антона Дебеле (94 победы, все - в России) и Рудольфа Радемахера (126 побед, из которых 90 были одержаны на Восточном фронте). В ходе первых вылетов Шноррера постоянно преследовали неудачи при заходе на посадку, за что он получил прозвище "Квакс". Квакс был персонажем из мультфильма, вечно попадавшим в аварии, - в учебных фильмах люфтваффе в его роли выступал пилот-офицер Прюн. Несмотря на это, Шноррер не только добился выдающихся успехов, прикрывая в бою истребитель Новотны, но и позднее одержал одиннадцать побед, летая на реактивном Me 262. В конце войны он был сбит и потерял ногу. Что касается остальных напарников Новотны, то Дебеле погиб в ноябре 1943 года при столкновении с немецким истребителем, а Радемахер - через несколько лет после окончания войны при аварии пилотируемого им планера. Австриец по национальности, Новотны первые свои победы одержал в июле 1941 года, однако "раскачивался" он довольно медленно и прошло более года, прежде чем он сбил 50 самолетов противника. Темпы роста его побед возросли в 1943 году, и в июне он отпраздновал свою сотую победу. Последующие 100 самолетов Новотны сбил всего лишь за 72 дня, т. е. за неполных два с половиной месяца, и к этому времени занимал уже четвертое место в списке немецких асов. 14 октября он первым среди пилотов люфтваффе достиг отметки 250 воздушных побед. Затем он сбил еще пять самолетов, после чего был переведен в учебную часть. В июле 1944 года Новотны вновь принял участие в боевых действиях в составе "команды Новотны", летающей на реактивных Me 262. Его счет пополнили всего три победы, прежде чем он погиб в бою 8 ноября 1944 года. Днем 8 ноября 1944 Новотны на Me-262 A-1 вылетел с аэродрома Амхер на перехват американских бомбардировщиков в условиях низкой облачности. Обстоятельства боя так и остались неясными, на земле лишь слышали доносившуюся из-за облаков стрельбу. По его радиодокладам, он сбил бомбардировщик B-24 и истребитель P-51, затем он сообщил о том, что его самолет горит. Что произошло далее, так и неизвестно. Его "Мессершмитт" разбился в 5 км северо-восточнее Ахмера неподалеку от г. Брамше. Новотны погиб. Хельмут Леннартц вспоминает: Я хорошо помню падение Новотны. Фельдфебель Госслер - радист нашего полка - настроил радио, через которое я и многие другие слушали радиосообщения, передаваемые Новотны. Его последние слова были "Я горю" или "Самолет горит". Слова были немного искажены. Источники: Авиационная Энциклопедия, Википедия.

Итак, примерных ход работ:

Начал, как и всегда с кабины. Тут не очень всё хорошо в плане деталировки. Пришлось делать самому ручки РУС и РУД, приборную доску и прицел (вот о нём я вспомнил уже позже, чем следовало бы...). Ну, вот и фото кабины в процессе работы;

Прицел с делал из пластика и из кусочка прозрачного пластика из крышка банки из-под сметаны;
- Затем я занимался двигателями (стачивал кромки ВЗ и сопла до приемлемой толщины) и зашпатлевал следы от толкателей;
- Потом я сделал на обтекателях специальные шлицы, при помощи которых можно было двигатели завести при помощи аэродромной спец-техники;
- Затем маскировал всё, что надо и готовил модель к покраске;
- Высверлил имитацию отверстий стволов;
- Затем начал красить модель согласно инструкции и нескольких боковиков (понимаю, что верить боковичкам-не очень гоже, но нормальных фотографий мне найти не удалось на просторах тырнета). Красил всё в цвета палитры "RLM" от фирмы "АКАН". Использовал акриловые краски;
- А вот с килем пришлось не много подумать... Раньше никогда не использовал пластилин-боялся жирных следов, но решил попробовать и результат мне понравился;
- Затем накрасил жёлтые полосы на фюзеляже и двигателях. Использовал акриловую краску от фирмы "Звезда". Она съела расшивку, но вот как получилось. Маскировал скотчем от фирмы "Tamiya";
- Потом покрыл модель глянцевым лаком от фирмы "АКАН";
- Затем провёл декалирование. Декали приваривал при помощи состава "MARK FIT" от фирмы "Tamiya". Результатом я очень и очень доволен;
- Затем покрасил мелочь и стойки шасси и поставил на места ПТБ;
- Ну а потом смывка (тоже составы от фирмы "Tamiya") и матовый лак от фирмы "АКАН". Также сделал постшейдинг чёрной краской "АКАН", разведённой в спирте;
- Поставил колёса шасси на место;
- Затем снял маски с фонаря;
- Начал затем я делать БАНО. Из тянутого литника сделал имитацию ламп, затем всё это дело "залил" клеем для прозрачных деталей;
- Затем сделал 2 антенны и подставку.
Более подробно и с фотографиями процесса Вы сможете всё прочитать и увидеть вот в этой статье: http://navigator.mybb.ru/viewtopic.php?id=1192
Мне уже указали на неверное расположение свастик и на то, что слишком сильный нагар, так что об этом я уже знаю.

Вот такая вот загогулина...

Родился в г.Гмюнде в Австрии 7.12.1920. Летчик истребительной авиации, майор (1944). В окт. 1939 призван в люфтваффе. Образование получил в школе истребителей в Швехате. В 1941 направлен в 9-ю группу 54-й истребительной эскадры, входившей в состав 1-го воздушного флота (Восточная Пруссия). С июня 1941 воевал на советско-германском фронте. Летал на Bf.109. 19.7.1941 Н. одержал первые победы, сбив над Рижским заливом 3 истребителя И-153 «Чайка», но сам был вынужден посадить свою машину на воду. В течение года сбил 50 самолетов противника. С конца июля 1942 командир 2-й, а с 25 окт. - 1 -и эскадрильи 54-й истребительной эскадры. 4.9.1942 награжден Рыцарским крестом Железного креста. В июне 1943 одержал свою 100-ю победу; следующие 72 самолета Н. сбил за 72 дня. С 21.8.1943 командир 1-й группы своей эскадры. 1.9.1943 Н. сбил 10 самолетов - 7 в течение 17 минут, а еще 3 - во время второго боевого вылета за 9 минут. 5 сент. награжден дубовыми листьями к Рыцарскому кресту, а уже 22 сент. - мечами. 10.10.1943 награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами. Первым в истории авиации достиг рубежа в 250 побед (14.10.1943). 14.11.1943 одержал свою последнюю - 255-ю - победу на советско-германском фронте.


С нояб.1944 Руководитель учебной истребительной группы 101 во Франции. Одним из первых стал летать на реактивных самолетах. Выступил с протестом, написав личное письмо А. Гитлеру, против расстрела 47 летчиков противника, пытавшихся бежать из германского плена. В сент. 1944 принял участие в боях на Западе в составе «команды Новотны», оснащенной реактивными Ме.262. Погиб в воздушном бою. Всего за время боевых действий совершил 442 боевых вылета и сбил 258 самолетов противника, в т.ч. 255 на советско-германском фронте, заняв по числу побед 5-е место среди асов люфтваффе.


Fv-190 A-6 Вальтера Новотны, командира I./JG54, Витебск ноябрь 1943 года

Возможно, лучшим представителем демонстрации первого метода являлся Вальтер Новотны из JG 54, тройка которого прославилась на Восточном фронте. Звено состояло из его постоянного ведомого Карла Шноррера (всего 46 побед, из них 35 - в России), а также Антона Дебеле (94 победы, все - в России) и Рудольфа Радемахера (126 побед, из которых 90 были одержаны на Восточном фронте). В ходе первых вылетов Шноррера постоянно преследовали неудачи при заходе на посадку, за что он получил прозвище «Квакс». Квакс был персонажем из мультфильма, вечно попадавшим в аварии, - в учебных фильмах люфтваф-фе в его роли выступал пилот-офицер Прюн. Несмотря на это, Шноррер не только добился выдающихся успехов, прикрывая в бою истребитель Новотны, но и позднее одержал одиннадцать побед, летая на реактивном Me 262. В конце войны он был сбит и потерял ногу. Что касается остальных напарников Новотны, то Дебеле погиб Погиб 11 ноября 1943 года в бою восточнее Витебска, его Fw 190 A-4 (W.Nr. 7082) был таранен летчиком Ил-2, а Радемахер - через несколько лет после окончания войны при аварии пилотируемого им планера.


Австриец по национальности, Новотны первые свои победы одержал в июле 1941 года, однако «раскачивался» он довольно медленно и прошло более года, прежде чем он сбил 50 самолетов противника. Темпы роста его побед возросли в 1943 году, и в июне он отпраздновал свою сотую победу. Последующие 100 самолетов Новотны сбил всего лишь за 72 дня, т. е. за неполных два с половиной месяца, и к этому времени занимал уже четвертое место в списке немецких асов. 14 октября он первым среди пилотов люфтваффе достиг отметки 250 воздушных побед. Затем он сбил еще пять самолетов, после чего был переведен в учебную часть. В июле 1944 года Новотны вновь принял участие в боевых действиях в составе «команды Новотны», летающей на реактивных Me 262. Его счет пополнили всего три победы, прежде чем он погиб в бою 8 ноября 1944 года.

Перевод статьи из журнала "Luftwaffe im Fokus" 11.2007. Автор Аксел Урбанке. Рисунки Герберт Крусе.
Перевод и адаптация текста Сулла Алексей.

Неизвестные самолеты Вальтера Новотны

В течение долгого времени самолеты, пилотируемые ведущими экспертами Люфтваффе, очаровывали как историков, так и моделистов. С середины 70-ых годов большое число боковиков, фотографий и детальных снимков таких самолетов было издано в книгах и журналах. В то время как многие из этих рисунков были хорошего качества и аутентичности, другие были полны ошибок и основаны на ложной информации. Некоторые авторы продолжают возбуждать интерес читателей, просто используя новые окраски, для того чтобы создать ранее невиданные машины экспертов. Одним из летчиков-истребителей, о котором было много написано, является рожденный в Австрии Вальтер Новотны. Приписанный к 9./JG 54 в качестве унтер офицера 1 декабря 1940, к 25 марта 1941 он был переведен в Тренировочную группу Штаба JG 54.

В этой группе Новотны принял участие в кампании против России с самого первого дня. Первые свои две победы он одержал 19 июля 1941 г. во время "свободной охоты" над побережьем Балтики в районе острова Эзель , и служил в ней до расформирование Учебной группы JG54 11 марта 1942.

Новотны был переведен в 3./JG 54. Там он настойчиво увеличивал свой счет. Есть немного информации о Bf 109, на котором он летал в тот период. Известно, что летом 1942 он летал на машине «Белая 8». Также доподлинно известно, что, после перевода в 3./JG54, на машинах Новотны появился его «личный» знак - маленькая цифра "Белая 13" в рамках эмблемы эскадры "Зеленое сердце". Новотны был награжден Рыцарским Крестом 4 сентября 1942 после 56-й победы. И только два месяца спустя, в чине лейтенанта он принял командования 1./JG54. В январе 1943 эскадрилья пересела с Bf. 109 на Fw. 190 на аэродроме Красногвардейск. Фотографии подтверждают, что Новотны был тогда командиром Эскадрильи.

Свою любимую машину Новотны маркировал как «Белая 1», он был привязан к своим машинам, вероятно больше чем любой другой эксперт. Но, существует множество фотографий, на которых видно, что он пилотировал и другие машины. Например, весной 1943 он принес 1-й эскадрильи 300-ую победы на Fw 190 "Белая 9". В других случаях, он управлял "Белой 10", самолетом его ведомого Унтер-офицера Шнорера. Новотны также не был приверженцем наносить маркировку своих побед на руле направления, поскольку нет ни одной фотографии с такими символами, после того как он стал командиром эскадрильи. Это было необычным поведением для эксперта. Летом 1943 Новотны управлял Fw. 190 с эмблемами, значение которых до сих пор остается непонятным. Здесь вы можете увидеть несколько фотографий этой машины. Это Fw. 190 A-5 "Белая 4", Werknr. 1501. На этой машине нанесена личная эмблема Новотны, состоящая из рисунка быка с надписью "Rammbock" (архаичное (древнее, старинное) слово «Бык»). Другие эмблемы, обычные для машин I группы, такие как эмблема "Зеленое Сердце" и эмблема l./JG 54, на этом Fw.190 не просматриваются. "Белая 4", скорее всего, выкрашена в зеленый RLM 70 и какой то другой, возможно не стандартный, темно-зеленый цвет.

На "Белой 4" нет внешнего крыльевого вооружения. Это было стандартной особенностью Fw. 190, которые пилотировал Новотны начиная с зимы 1942-43 гг. Также, с весны 1943 на различных Fw.190 Новотны мы видим внутреннюю створку шасси, что является необычным. Вероятно, Новотны предполагал, что удаление внешнего крыльевого вооружения и установка внутренней створки шасси сделают его машину более скоростной. Новотны, как меткий стрелок, мог легко обойтись и без дополнительной огневой мощи. 21 августа 1943 Новотны принятая командование I./JG 54. 14 октября 1943 он получает очередное воинское звание Гауптман, за то, что первым из немецким летчиков-истребителей добивается 250 побед. Пять дней спустя Новотны был награжден бриллиантами к Рыцарскому Кресту.

После краткосрочного отпуска он возвратился на Восточный Фронт, и 15 ноября 1943 командующий Группой одерживает свою 256-ую победу. Это был его последний успех на Восточном Фронте. Новотны несколько раз посещал Рейх в декабре 1943 и январе 1944. До конца января он возвратился на Восточный Фронт, но тогда ему запретили боевые вылеты приказом штаба Фюрера. Впоследствии, 6 февраля 1944, он был переведен в командование JG 101, учебную Группу, базировавшуюся во Франции. Новотны неохотно воспринял свое новое назначение, он чувствовал себя отвергнутым и ненужным. Командуя JG101 дислоцирующейся в Пау, он имел в своем распоряжении весьма необычную машину. Мало кто смог бы догадаться, что эта машина принадлежала ко времени, когда Новотны служил в JG 101, если бы не было бесспорных доказательств этого. Машина Fw.190 A-4 с окраской и полными обозначениями JG 54 с Восточного Фронта с тройным шевроном командира группы и эмблемой "Орлиное Крыло", обычной для Западного Фронта.

Эмблема «Зеленое сердце» размером больше обычного, была нарисована в районе кабины. Сердце нарисовано несколько необычно, искаженно для эмблем стандартно используемых JG 54. Индивидуальная эмблема Новотны - цифра "13" нарисована внутри зеленого сердца, но вместо обычного ручного нанесения цифр, замеченных на его более ранних машинах, цифры написаны по трафарету. Еще одна неожиданность - позади шеврона Командира нарисована маленькая «белая 8», такая же, которая была позади шеврона, когда Новотны был командиром I./JG 54. Другие интересные особенности этого самолета - наличие внутренней створки шасси, отсутствие фюзеляжных MG 17, и очень хорошо отполированная поверхность со схемой краски RLM 74/75. Фотографии этого Fw. 190 есть на негативах, оставленных Облт. Шмидтом из FAGr 5. Шмидт запечатлен на этих фото в белой фуражке. Они были сделаны в Моне де Марсане, базе FAGr 5, 24 мая 1944. Где в тот день было проведено состязание по гандболы между командами JG 101 и FAGr 5. Новотны поддерживал игроков своим присутствием. Но к сожалению его команда проиграла со счетом 17/ 4.

Несомненно, Новотны пилотировал и другие, пока еще неизвестные нам самолеты, поэтому это исследование не окончено. Оно предназначено, чтобы заполнить несколько недостающих страниц истории.

Примечания по Рисункам Fw. 190 A-4 и А-5
Герберт Крюз

Версия A-5, производство которого началось в 1943,имел длину фюзеляжа на 15 см больше по сравнению с A-4. BMW 801D-2 был перемещен вперед по ряду причин. Так же был установлен больший люк доступа к оборудованию. Удивительно, что Новотны летел на устаревшей версии A-4 в 1944 г. Хотя характеристики A-4 не были ниже последующих версий, он имел те же самые 1 700 Л.С. и такое же вооружение.

Относительно окраски, "Белая 4" показана в стандартной для Восточного Фронта схеме - зеленый камуфляж с контрастным переходом между цветами. Тонкая желтая спираль на коке винта была взята с фотографии другого Fwю.190 Новотны и изображений машин, которые были на вооружении l./JG 54. Технические надписи на фюзеляже, скорее всего, отсутствуют.

Кресты на фюзеляже машины из JG 101 имеют необычную пропорцию. Считается, что на этой машине также была желтая спираль на коке.

Восточный Фронт, лето 1943- Облт. Новотны, командир эскадрильи l./JG 54, возвращается с задания на своем Fw 190A-5 "Белая 4", Werknr. 1501. Обратите внимание, что внешние оружейные точки пулеметов MG FF в крыльях удалены. Вооружение самолета, таким образом, состояло из двух MG17 и двух MG151/20. Обратите внимание на ободранность краски в районе носка крыла. Самолет был построен на фабрике Focke-Wulf в Мариенбурге, Западная Пруссия весной 1943.

Вид сбоку "Белой 4" Новотны с «бычьей» эмблемой. Обратите внимание на необычную форму числа «4». Граница между двумя зелеными цветами камуфляжа четко видна в области нанесения порядкового номера машины. Также можно заметить, что более раннее числовое обозначение машины было закрашено.

Новотны снимает перчатки на фоне хвостовой части "Белой 4". На киле заметен заводской номер машины 1501.Нижняя часть руля направления выкрашена в желтый цвет.

24 мая 1944: Облт. Шмидт из FAGr 5 приветствует Гптм. Новотны, командующего JG101, по его прибытию в Мона де Марсана, базу дислокации разведчиков дальнего действия. Новотны прилетел на своем. Fw. 190A-4 в Мона де Марсану, для того, чтобы посмотреть игру в гандбол между JG 101 и FAGr 5. Обратите внимание на исполнение створки шасси (имеется в виду наличие внутренней створки) и отполированное до блеска лакокрасочное покрытие этого Fw. 190.

Выше вы можете увидеть сравнение различных стилей персональных символов Новотны - маркировки "13" и эмблемы "Зеленое Сердце". Слева обычная для JG 54 эмблема, используемая на Восточном Фронте, в центре измененная эмблема с вписанным по трафарету номером "13" на машине Новтоны из JG 101, и исправленная "13", замеченная на машине Новотны на Восточном Фронте.

Даже в присутствии подбадривающего командира команда по гандболу JG101 24 мая 1944 проиграла со счетом 17:4 команде FAGr5. Справа от Новотны сидит Облт. Шмидт.

Торпедоносец на базе Ил-4 совершает боевой вылет.


Характеристики

Год разработки
1940 год

Всего произведено
?
Экипаж
3-4 человека

Масса
Пустого — 5800 кг;
Взлетная — 11570 кг
Габариты
Длина
14,76 м
Высота
4,10 м
Размах крыла
21,44 м
Площадь крыла
66,70 м2
Летные характеристики
Двигатель
2×М-88Б
Мощность
2×1100 л.с.
Максимальная скорость
445 км/ч
Крейсерская скорость
340 км/ч
Потолок практический
9700 м
Дальность полета
3800 км
Вооружение
Пушечное
–
Пулеметное
2×7,62-мм ШКАС (? патронов);
12,7-мм БТ (? патронов)
Торпедное
2׫45-36-АВ»

Описание

Ил-4Т — торпедоносец, созданный в ОКБ С. В. Ильюшина на базе дальнего бомбардировщика Ил-4 (ДБ-3Ф).
Работы по созданию торпедоносца вылись в ОКБ С. В. Ильюшина еще с середины 30-х годов. На базе дальнего бомбардировщика ДБ-3Б были созданы два варианта торпедоносца: серийный (небольшая серия) ДБ-3Т, был выпущен в 1938 году и участвовал во Второй мировой войне (применялся с торпедами 45-36-АН и 45-36-АВ) несерийный ДБ-3ТП — торпедоносец поплавковый, тот же что и ДБ-3Т, но с установкой на поплавки типа «Ж».
Дальнейшие работы проводились уже с модернизированной версией ДБ-3Ф (Ил-4). Изменения по сравнению с бомбардировочной версией было внесено очень мало — установлено несколько другое прицельное оборудование и бронировалось кроме бронеспинки сиденья летчика еще и место стрелка (6-9-мм бронеплита).
В варианте торпедоносца 1000 кг бомба заменялась торпедой 45-36-АН, сбрасываемая с малых высот, или торпедой 45-36-АВ — с больших высот.

Ил-4, который по кодификации НАТО получил название Bob, − дальний двухмоторный бомбардировщик, который активно использовался советскими силами во Второй мировой войне. Построен на базе дальнего бомбардировочного самолета ДБ-3.

В отличие от предшественника самолет получил новую кабину штурмана, новый фюзеляж (схожий с Ли-2), новую конструкцию крыла и пневматическое убирающееся шасси.

Самолет стали называть Ил-4 уже в ходе войны, с марта 1942 года. Всего за историю серийного производства бомбардировщика дальней авиации выпустили свыше 6883 экземпляров. Сборка велась с учетом военного времени, настолько быстро, что выпускаемые авиационные аппараты компенсировали фронтовые потери авиатехники. Производили Ил-4 четыре завода: № 18 (Воронеж), № 126 (Комсомольск-на-Амуре), № 39 (Москва и Иркутск), № 23 (Москва). Эти самолеты уже в начале Великой Отечественной прорывались в глубокий тыл врага вплоть до Берлина и поражали промышленные стратегические объекты.

Боевое применение

В декабре 1938 г. провели конференцию между представителями ВВС страны, на которой подняли вопрос о результатах первых двух лет использования самолетов ДБ-3.

Они были неутешительны. Самолет имел огромное количество конструктивных недостатков: часто проявлялись трещины в топливных баках, течи бензина, иногда отказывали тормоза, разрушались стойки шасси, а от двигателей М-87 военные ожидали большей надежности и безотказности. И это не полный список. Сюда стоит отнести еще большой разбег машины на взлете, тенденцию к правому развороту и сложность в рулевом управлении. Это объясняется тем, что на самолете была задняя центровка, из-за чего пилоту нельзя было выпускать штурвал из рук.

Во время советско-финской войны, которая предшествовала Великой Отечественной, финские военные в ДБ-3 нашли «мертвую зону» снизу фюзеляжа. Поэтому здесь пришлось оборудовать дополнительную турель для стрелка. До начала войны с Германией переоборудовать все самолеты улучшенным вооружением и доукомплектовать не удалось. Введение в состав экипажа 4-го члена привело к еще большему смещению центра тяжести к хвосту, и путевая устойчивость бомбардировщика ухудшилась еще сильнее. Из-за экономии дюраля в военное время многие элементы в конструкции самолета заменялись деревянными, которые при посадке часто разрушались.

Со слов летчиков, наиболее тяжелым на самолете был момент взлета, даже не неся вооружения, Ил-4 имел очень плохую устойчивость и требовал постоянного «подруливания» от пилота для прохождения по заданному курсу. Автопилот отсутствовал.

Непростым был и процесс посадки. Преувеличенное оттягивание триммера приводило к кабрированию. То есть опасность для жизни членов экипажа присутствовала даже после выполнения боевого задания. Тем не менее опытные летчики быстро приловчились к управлению Ил-4.

Ил-4 видео

Неправильно организованные боевые вылеты в начале войны породили сильные потери советской авиации. Только во второй половине, когда наступил переломный момент и силы СССР пошли в контрнаступление, самолеты Ил-4 начали применять по прямому предназначению, а именно для точечных ударов в глубоком тылу врага. Дальний бомбардировщик мог нести до 2,5 т общей массы авиационных бомб, но полностью его почти никогда не загружали.

Всего было произведено 6883 единицы самолета Ил-4 различных модификаций. Большинство из них были разрушены вражескими истребителями и средствами ПВО. Еще часть самолетов разбита в авариях и катастрофах. Списывание с боевого дежурства в частях ВВС дальних бомбардировщиков Ил-4 началось в 1947 г.

Ил-4 характеристики:

Модификация
Размах крыла, м 21.44
Длина, м 14.76
Высота, м 4.10
Площадь крыла, м2 66.70
Масса, кг
пустого самолета 6421
нормальная взлетная 10055
максимальная взлетная 12120
Тип двигателя 2 ПД М-88Б
Мощность, л.с. 2 х 1100
Максимальная скорость, км/ч
у земли 332
на высоте 398
Практическая дальность, км 4000
Максимальная скороподъемность, м/мин 264
Практический потолок, м 8300
Экипаж 3-4
Вооружение: один 12.7-мм пулемет БТ, два 7.62-мм пулемета ШКАС
Бомбовая нагрузка нормальная - 1000 кг, предельная - 2500 кг