Анализ применения управляемых авиационных бомб каб 500с. Вижу цель

Авиалайнер Ан-225 «Мрия», фото которого расположены ниже, представляет собой самый тяжёлый по грузоподъёмности самолет из всех, которые когда-нибудь взлетали в воздух. Наибольший его взлётный вес равняется 640 тоннам. Создание модели было связано с необходимостью строительства воздушной транспортной системы для нужд проекта многоразового советского космического корабля «Буран». Нельзя не отметить тот факт, что на данный момент это существует всего лишь в одном экземпляре. Обо всём этом более подробно и пойдёт речь далее.

Заказ на проектирование

В средине 1988 года правительство Советского Союза поручило Конструкторскому бюро имени Антонова разработать проект и построить новый самолёт. Главным требованием, которое к нему выдвигалось, была возможность перевозить космический корабль «Буран». Кроме этого, воздушное судно планировалось использовать в такой сфере деятельности, как транспортная авиация, где бы за счёт него осуществлялись перевозки крупногабаритного оборудования для нефтяной, строительной и

Предшественник

Помимо всех остальных требований, перед конструкторами стояла задача как можно сильнее удешевить стоимость нового авиалайнера. Кроме этого, необходимо было максимально сократить сроки его строительства. В связи с этим ими было принято решение взять за основу конструкцию, а также основные агрегаты и узлы у другой крупной модели - АН-124 «Руслан». Следует отметить, что на тот момент она уверенно возглавляла рейтинг «Лучшие самолеты Украины» (фото судна приведено ниже).

Свой первый полёт совершил в конце 1982 года. Его транспортные характеристики были одними из наилучших на планете. Ярким доказательством того стал тот факт, что после появления «Руслана» некоторые мировые космические компании начали активно дорабатывать свои воздушные транспортные судна. Это касается и американцев, которые в срочном порядке принялись совершенствовать свой проект «Локхид» - С-5А «Гэлэкси».

Предварительные проработки показывали, что этот тяжелый транспортный самолет по такому показателю, как грузоподъёмность, способен был перевозить составные элементы не только системы «Буран», но даже кислородный и водородный баки ракеты «Энергия» в состыкованном виде. С другой стороны, из-за его хвостового однокилевого оперения внешняя перевозка длинномерных грузов стала невозможной.

Ключевые изменения

Конструкторы изменили для «Мрии» конструкцию крыльев. В связи с добавлением дополнительных секций по центру увеличился их размах. Конструкция креплений для крыльев на пилонах осталась прежней, однако их количество выросло до шести. Если размер поперечного сечения фюзеляжа, по сравнению с предыдущей модификацией, остался прежним, то общая длина корпуса увеличилась. С целью уменьшения веса было принято решение о ликвидации грузового заднего люка со всеми приспособлениями, предназначенными для осуществления погрузки и разгрузки. Для доступа в грузовое отделение носовая часть лайнера поднимается. В общей сложности на открытие или закрытие рампы требуется около десяти минут. На модели «Руслан» устанавливались пять отдельных стоек с парными колёсами, которые были основной опорой для шасси, в Ан-225 их число повысилось до семи. Хвостовое оперенье для возможности перевозки грузов за пределами кузова было выполнено двухкилевым.

Презентация

Самолет Ан-225 «Мрия» был представлен советской общественности генеральным конструктором бюро имени Антонова, П. В. Балабуевым, 30 ноября 1988 года. Тогда же инженеры впервые выкатили авиалайнер из сборочного цеха. Через несколько дней машина выполнила свои первые манёвры на аэродроме завода, а именно пробежки на скорости до 200 км/ч, развороты и подъёмы шасси. 1 февраля 1989 года в аэропорту «Борисполь» он впервые был показан зарубежным экспертам и журналистам.

Первый взлёт

Изначально конструкторы планировали совершить дебютный взлёт в воздух 20 декабря 1988 года. Однако по причине плохих погодных условий (сильный ветер и низкая облачность) это мероприятие было отложено. Аналогичной была ситуация и на следующий день. Несмотря на это, после разбега в 950 метров, судно легко оторвалось от земли и начало набирать высоту. Первый полёт лайнера длился 1 час и 14 минут. Главное, что хотели определить во время него конструкторы Ан-225 «Мрия» - характеристики системы управления судном, а также правильность и надёжность функционирования бортового оборудования. Кроме этого, инженерам необходимо было уточнить аэродинамические поправки машины. По результатам полёта они пришли к выводу, что все системы и узлы работают в полном соответствии с расчетными данными. 28 декабря 1988 года лайнер выполнил ещё один контрольный полёт.

Рекорды

На 22 марта 1989 года был намечен очень необычный рейс самолёта «Мрия» (Ан-225). лайнера давали все предпосылки к тому, чтобы побить несколько мировых рекордов. В подготовке к этому событию активное участие принимали многие специалисты - испытатели, конструкторы, техники, инженеры и пилоты. После комиссионного взвешивания груза, масса которого составила 156,3 тонны, заливные горловины топливных баков были опломбированы. Далее судно без проблем взлетело в воздух, а через 45 минут после этого успешно приземлилось. За этот короткий промежуток времени Ан-225 «Мрия» побил 110 рекордов мира. Предыдущее достижение американского «Боинга 747-400» в таком показателе, как максимальная взлётная масса, было превышено на целых 104 тонны. Отзывы экспертов свидетельствовали о том, что Ан-225 ждёт большое и светлое будущее.

Выполнение главной цели

Как бы там ни было, установка мировых рекордов была далеко не основной целью при строительстве новинки. Как уже было отмечено выше, перед самолётом ставилась цель внешней перевозки космического комплекса «Буран». Свой первый рейс с таким грузом на «спине» лайнер совершил 13 мая 1989 года, когда доставил его на космодром «Байконур». Экипажу, возглавляемому А. Галуненком, удалось проверить управляемость судна с «Бураном» на борту, а также замерить топливное потребление и скорость лёта в различных условиях. Через десять дней после этого самолёт осуществил беспересадочный перелёт по маршруту «Байконур-Киев». Дистанция в 2700 километров в этом случае была преодолена за 4 часа и 25 минут. Фото самого большого самолета на планете с «Бураном» на борту приведено ниже.

Первый коммерческий рейс

Свой дебютный коммерческий полёт Ан-225 произвёл в мае 1990 года. Тогда авиалайнер перевёз специальный трактор «Т-800» (его вес составлял более 100 тонн) из Челябинска в Якутию. После того как он приземлился на аэродроме, моментально попал в окружение восторжённой толпы. Следует отметить, что данная экспедиция стала далеко не случайной. Она имела огромное значение не столько для народного хозяйства страны, сколько несла в себе цель проведения проверки транспортных способностей самолёта в таких сложных условиях, как в Заполярье. По результатам конструкторами был проведён целый ряд полезных исследований и сделаны ценные выводы.

Основные характеристики

Одни из главных достоинств самолета «Мрия» (Ан-225) - технические характеристики и лётные данные. Лайнер оборудован шестью которые называются Д-18Т. Вес каждого из них превышает отметку в четыре тонны. Суммарная их тяга равняется 1377 кН, что является небывалой до этого величиной. Во время взлёта каждый из них развивает мощность, которая составляет 12 500 лошадиных сил. Размах крыла у этого воздушного судна составляет 88,4 метра, в то время как площадь - 905 метров квадратных. Что касается габаритов, то его длина и высота равняется 84 и 18,1 метра соответственно.

Крейсерская скорость Ан-225 установлена на отметке 850 км/ч. При условии полной заправки топливных баков судно способно преодолевать 15 тысяч километров в пустом состоянии и 4,5 тысячи километров с максимальной загрузкой. Полезная нагрузка авиалайнера равняется 250 тоннам. При этом он способен осуществлять перелёты на высоте до 11 тысяч метров. Что касается требований к взлётно-посадочной полосе, то ее минимальная длина должна составлять 3 километра. Топливное потребление машины составляет почти 16 тонн в час (при условии эксплуатации на крейсерской скорости и с полной загрузкой).

Возможности

Воздушное судно способно осуществлять беспересадочные внутриконтинентальные перевозки грузов, вес которых составляет до 200 тонн, а также межконтинентальную транспортировку грузов весом до 150 тонн. Снаружи на фюзеляже самолётом можно перевозить крупногабаритные элементы, которые весят до 200 тонн. Грузовая кабина у Ан-225 является довольно вместительной. В частности, внутри фюзеляжа без проблем разместятся 16 авиационных универсальных контейнеров УАК-10 (по 10 тонн), 50 легковых машин либо моногрузы весом до 200 тонн (самосвалы, генераторы, турбины и прочее). Для осуществления погрузки и выгрузки модель оборудована целым комплексом, в состав которого входят четыре подъёмных механизма грузоподъёмностью по пять тонн. Помимо этого, конструкторы судна предусмотрели две лебёдки.

Экипаж

Управление самолетом Ан-225 «Мрия» осуществляется экипажем, в состав которого входят шесть человек. Для того чтоб облегчить доступ в кабину, кресла первого и второго пилотов оборудованы целой системой регулировок и способны вращаться. Сзади за ними находится рабочее место специалиста по навигации и связи. Справа в кабине расположены сидения бортовых инженеров. Следует отметить, что внутри авиалайнера предусмотрено помещение для резервного экипажа. В главной кабине в общей сложности оборудовано шесть мест, а во вспомогательной - двенадцать. Для того чтоб стать командиром экипажа этой машины, пилот должен иметь стаж руководства моделью Ан-124 «Руслан», составляющий не менее пяти лет.

Авионика

В авионику модели Ан-225 «Мрия» входит автоматическая система контроля характеристик полёта, а также дисплей с динамической картой. При этом электронные мониторы, которые предназначены для электронного контроля, здесь отсутствуют. Носовой отсек разбит на две диэлектрические зоны. Они предназначены для обеспечения защиты радара наземной навигации, а также радиолокационной системы переднего обзора. В роли резервных приборов здесь выступают указатель высоты и авиагоризонт. Кроме этого, в кабине есть указатель положения топливных рычагов, индикаторы тяги силовых установок, датчики отклонения взлётно-посадочных устройств и рулевых поверхностей.

Возрождение

После того как распался Советский Союз, крупнейший в мире самолёт оказался никому не нужным. В 1994 году его полёты были прекращены. Более того, двигатели и прочее оборудование с него вообще были сняты с целью дальнейшего применения в «Русланах». Как бы там ни было, с каждым годом всё больше ощущалась потребность реанимации проекта под названием «Мрия»: большие самолёты от других ведущих мировых производителей неспособны были справиться с теми заданиями, которые были под силу только модели Ан-225. Как результат, конструкторы доработали лайнер с целью обеспечения его соответствия существующим стандартам в гражданской авиации.

7 мая 2001 года считается вторым днём рождения «Мрии». Именно тогда, после ряда пробежек, разворотов и испытаний, лайнер опять поднялся в воздух. На его борту было нанесено обозначение UR-82060, а экипаж возглавил лётчик А. В. Галуненко. Машина провела около пятнадцати минут в воздухе, после чего благополучно приземлилась. 23 мая 2011 года судно получило все необходимые сертификаты, в том числе и международные. Это позволяет использовать его для коммерческих перевозок грузов.

Второй экземпляр

С самого начала строительства самолета Ан-225 «Мрия» планировалось создание двух его экземпляров. Несмотря на это, вторая машина достроена так и не была. Причиной этого стало отсутствие должного финансирования проекта. В настоящее время она находится на территории завода имени Антонова. Специалисты оценивают общую степень её готовности в 70 процентов. Если конкретнее, то еще с советских времён остался фюзеляж, одно крыло и центроплан. По словам конструкторов, достроить эту машину вполне реально, однако на это требуется денежная сумма, составляющая около 150 миллионов американских долларов. Это возможно лишь при появлении заказчика или спонсора.

Некоторые особенности самолета «Мрия»

С целью обеспечения безопасности при полёте центр тяжести у этого авиалайнера с грузом необходимо размещать по длине в определённых пределах. В связи с этим погрузка осуществляется в соответствии с инструкцией. Проверка правильности этого процесса входит в обязанность второго пилота. Водило от других производителей для транспортировки этого судна использовать невозможно, поэтому на его борту перевозится собственный экземпляр этого устройства. Это тяжелый транспортный самолет, из-за огромного веса машины на асфальте всегда остаются следы от шасси. При этом стоимость одной их шины стартует с отметки в одну тысячу американских долларов.

Наиболее известна в отечественных ВКС бомба КАБ-500. Она была принята на вооружение еще в 1975 году и продолжает совершенствоваться. Существует несколько ее модификаций.

КАБ-500Л оснащена лазерной флюгерной головкой самонаведения и наводится на цель по отраженному лазерному излучению системы лазерного целеуказания. Она способна поражать широкую номенклатуру наземных и надводных стационарных целей.

КАБ-500Кр оснащена телевизионно-корреляционной головкой самонаведения (ГСН). Телевизионные головки самонаведения с корреляционным алгоритмом обработки информации о цели способны "запомнить" местонахождение цели и корректировать полет бомбы до встречи с целью, чем обеспечивается реализация принципа "сбросил - забыл". Такие ГСН позволяют поражать замаскированные цели при наличии ориентиров на местности и координат цели относительно этих ориентиров. Недостатком телевизионной головки наведения является зависимость от погодных условий и чувствительность к контрасту изображения.

На вооружение стали поступать и более современные авиабомбы КАБ-500С, выпуск которых начался уже в этом веке. Буква С означает наведение с помощью спутниковых систем. Она может применяться со всех типов существующих и перспективных отечественных бомбардировщиков и тяжелых истребителей.

Изделие КАБ-500С имеет корпус сложной формы, образованный несколькими цилиндрическими и коническими деталями. Так, головной обтекатель состоит из двух конических поверхностей, а центральная часть корпуса выполнена в виде цилиндра. Для обеспечения требуемых аэродинамических характеристик бомба получила набор плоскостей. На головном обтекателе крепятся Х-образные стабилизаторы, в хвосте - крылья с рулями. Размах крыла - 750 мм. Боевая часть оснащена контактным взрывателем с тремя видами замедления, что позволяет настраивать бомбу на взрыв непосредственно при контакте с целью или с некоторой задержкой, после проникновения внутрь объекта.

Бомба КАБ-500С получила новую систему управления, основным элементом которой является приемоиндикатор навигационных систем ПСН-2001. Он принимает сигналы спутниковых навигационных систем, обрабатывает поступающую информацию и выдает данные о необходимых поправках к траектории полета бомбы.

Отечественные авиабомбы привлекательны и по критерию "стоимость - эффективность", просты в изготовлении и неприхотливы в эксплуатации

Сообщалось, что изделие ПСН-2001 обеспечивает одновременный 24-канальный прием сигналов навигационных спутников. При этом предусмотрены три режима работы: прием сигналов только системы ГЛОНАСС, только системы GPS или параллельный прием сигналов обеих систем. Автоматика приемоиндикатора способна самостоятельно выбирать так называемое рабочее созвездие навигационной системы, обрабатывая все доступные сигналы спутников. При этом сигналы одной заранее выбранной системы имеют больший приоритет и принимаются в первую очередь. Заполнение оставшихся каналов производится за счет сигналов спутников другой системы.

Прием сигналов со спутников осуществляется через два независимых антенных входа, что позволяет сохранять уверенный прием при маневрировании самолета-носителя и после сброса. Предусмотрен автоматический контроль целостности сигнала и других параметров. Также автоматика способна самостоятельно обновлять альманахи систем ГЛОНАСС и GPS. Вся необходимая информация записывается в энергонезависимую память.

КАБ-500С применяется по принципу "сбросил - забыл". Предназначена для поражения стационарных наземных и надводных целей типа складов, военно-промышленных объектов, кораблей на стоянках в любое время суток и при любой погоде. КАБ-500С обеспечивает поражение целей, координаты которых заранее известны либо могут быть заданы с борта носителя в процессе подготовки к сбросу.

КАБ-500С применялись в Сирии. Например, сообщалось, что 9 октября 2015 года в Сирии бомбой КАБ-500С ВКС РФ уничтожены 200 боевиков и два командира одной из экстремистских группировок.

21 октября 2015 года в районе населенного пункта Сармин (Сирия) провинции Идлиб ударом корректируемых авиабомб КАБ-500С с истребителя-бомбардировщика Су-34 был нанесен точечный удар по подвалу одного из брошенных одиночных строений, уничтоживший данный объект со всем содержимым, данный объект использовался как место сбора главарей боевиков.

Новейшей корректируемой авиабомбой можно считать КАБ-250. Она проектировалась специально под самолет пятого поколения Су-57, который еще только предполагается принять на вооружение Воздушно-космических сил. Бомба отличается несколько необычной вытянутой формой корпуса. Это сделано, чтобы применять КАБ-250 из внутрифюзеляжного отсека вооружения. Впрочем, предусмотрено применение с других самолетов - Су-32, Су-34 и Су-35 с внешней подвески.

В носовом приборном отсеке авиабомбы устанавливается достаточно простая тепловизионная головка самонаведения, в которую перед отделением авиабомбы вводится эталонное изображение цели и ее координаты. Координаты могут быть известны заранее или определены самолетом-носителем перед применением оружия. После сброса за счет крыльев и имеющейся скорости бомба направляется к цели, корректируя траекторию при помощи рулей. На этом этапе управление осуществляется спутниковой системой наведения. На дальности 2-3 км включается головка самонаведения с заранее загруженным изображением цели. На сравнительно небольшом расстоянии от цели эта ГСН берет на себя управление бомбой и обеспечивает максимально точное поражение заданного объекта.

Помимо бомб, применяемых преимущественно по наземным целям, есть корректируемые авиабомбы, созданные специально для уничтожения надводных и даже подводных целей. Например, КАБ "Загон-1" в состоянии находить и ликвидировать подводные лодки противника на глубинах до 150 метров и волнении моря в шесть баллов. Данная бомба лучшим образом подходит для применения в заливах, фиордах, других районах, в которых применение другого управляемого вооружения затруднено. При применении против подводных целей сброс бомбы осуществляется на парашюте. В тот момент, когда бомба касается поверхности, она отделяется от него, погружается и движется к цели за счет гравитации, наличия системы управления движением и активной гидроакустической пеленгации подводных целей. По имеющейся информации, КАБ "Загон-1" унифицирована для применения с противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142МЭ, а также с вертолетов Ка-28.

Отечественные авиабомбы просты в изготовлении и неприхотливы в эксплуатации - не требуют специального технического обслуживания и контроля.


Реагируя на современные угрозы и вызовы, российское военно-политическое руководство неоднократно заявляло о готовности к нанесению превентивных ударов по лагерям и базам террористов в любой точке земного шара. Об этом, в частности, после трагических событий в Беслане говорили министр обороны России Сергей Иванов и начальник Генерального штаба ВС РФ Юрий Балуевский. Вместе с тем анализ военно-технического аспекта данной проблемы неизменно упирался в недостаточный арсенал высокоточных средств поражения в обычном оснащении. Так, в арсенале средств поражения, которыми располагали отечественные Военно-воздушные силы, до недавнего времени не было аналогов американским управляемым авиационным бомбам JDAM (Joint Direct Attack Munition), корректируемым по данным глобальной навигационной спутниковой системы "Навстар". Благодаря усилиям, предпринятым Минобороны РФ и предприятиями оборонно-промышленного комплекса, удалось интенсифицировать работы, ведущиеся в данном направлении. На завершающем этапе находятся испытания новой отечественной корректируемой авиабомбы КАБ-500С-Э, которая позволит на качественно новом уровне, в любое время суток и в любых метеоусловиях решать задачи поражения широкого класса целей.

У них...

Впервые управляемые авиационные бомбы JDAM были использованы американскими ВВС в 1999 г. в ходе боевых действий против Югославии (операция "Решительная сила"). Ими были вооружены новейшие малозаметные стратегические бомбардировщики В-2А "Спирит", каждый из которых нес по 12 таких бомб калибра 2000 фунтов. Бомбометание проводилось с больших высот (до 12 км) по важнейшим объектам военной и гражданской инфраструктуры, где требовалась повышенная точность поражения. Использование JDAM на Балканах стало тогда своеобразной военно-технической сенсацией, так как официально бомбы данного типа должны были поступить на вооружение лишь в 2000 г. Первый опыт боевого применения JDAM был признан успешным, и ВВС США начали в массовом порядке переоснащать весь боевой парк авиации на новый тип боеприпасов. Результаты не замедлили сказаться. По оценке военного эксперта генерал-майора Алексея Богатырева ("Воздушно-космическая оборона", №4, 2004 г.), в операции "Свобода Ирака" расход УАБ серии JDAM превысил 6500 единиц, причем они были применены уже в первый день боевых действий самолетами F-117.

Отметим, что американская программа доработки неуправляемых бомб (Мк81, Мк82, Мк83, Мк84, BLU-109, BLU-110, BLU-113, BLU-116) в УАБ JDAM относительно недорога и весьма несложна с технической точки зрения. На неуправляемых бомбах устанавливается универсальный блок управления, основными составляющими которого являются инерциальная система управления, сопряженная с приемной аппаратурой спутниковой навигационной системы "Навстар", и управляющие аэродинамические поверхности. Есть данные, что для повышения дальности бомбометания и поражения целей, находящихся на больших угловых отклонениях от курса носителя, ведутся работы по оборудованию УАБ модулем JDAM-ER, содержащим крыло и обеспечивающим механизмы. Головным подрядчиком по программе JDAM является фирма "Боинг".

... и у нас

Впервые массогабаритный макет российской корректируемой авиационной бомбы КАБ-500С-Э был продемонстрирован широкой публике в 2003 г. в ходе Международного авиасалона МАКС. Демонстрация сопровождалась минимальными тактико-техническими характеристиками. Впоследствии материалы об этой УАБ с некоторыми техническими подробностями были включены в книгу "Оружие России 2004" и 10-й том издания "Оружие и технологии России. Энциклопедия ХХI век".

КАБ-500С-Э - российский аналог JDAM - относится к категории "умных" бомб. Она предназначена для поражения наземных и надводных целей типа складов, бункеров, защищенных пунктов управления, различного рода военно-промышленных объектов, а также боевых кораблей и судов, находящихся на стоянках в военно-морских базах. КАБ-500С-Э будет применяться в составе вооружения современных боевых авиационных комплексов в диапазоне высот от 500 м до 10 км при скорости носителя 550-1100 км/ч. Боевая часть фугасно-бетонобойная, позволяющая поражать высокозащищенные цели. Вероятное круговое отклонение КАБ-500С-Э составляет 5-10 м.

"Мозгом" и одновременно "сердцем" КАБ-500С-Э является специализированный 24-канальный приемоиндикатор спутниковых навигационных систем (СНС) "ГЛОНАСС"/"Навстар" ПСН-2001, разработанный Московским конструкторским бюро "Компас". В ПСН-2001 применены современные радиоэлектронные технологии и новейшие алгоритмы цифровой обработки навигационных сигналов СНС. ОАО "МКБ "Компас" известно как ведущий производитель в России авиационных автоматических радиокомпасов, навигационных систем ближнего и среднего действия, приемоиндикаторов спутниковых навигационных систем. Отметим, что современный технологический уровень МКБ "Компас" (предприятие располагает системой автоматизированного проектирования радиоэлектронной аппаратуры с применением КМОП-технологий, СБИС и программируемых логических интегральных схем) позволяет решать задачи любой сложности.

Интеллектуальная навигация

Долгое время отечественная глобальная навигационная спутниковая система ("ГЛОНАСС") финансировалась по остаточному принципу и влачила жалкое существование. Ситуация изменилась с приходом на должность министра обороны Сергея Иванова, благодаря усилиям которого военный космос вновь занял подобающее место в системе первоочередных приоритетов. Началось поэтапное восстановление спутниковой группировки системы "ГЛОНАСС". Как сообщил командующий Космическими войсками России генерал-полковник Владимир Поповкин, ее минимальный состав - 18 космических аппаратов. На этот показатель планируется выйти в 2007 г. На замену устаревшим КА придут спутники нового поколения с увеличенным сроком активного существования - "ГЛОНАСС-М" и "ГЛОНАСС-К". В дальнейшем состав группировки будет увеличен до штатной - 24 космических аппарата.

Одновременно в России активно шли работы по созданию многоканальных приемоиндикаторов спутниковых РНС "ГЛОНАСС" и "Навстар". В частности, унифицированное семейство современной радионавигационной аппаратуры на базе приемоиндикаторов спутниковой навигации А-737 ("Квиток-4С"), разработанных МКБ "Компас", определило приоритетные направления развития специальных систем с элементами искусственного интеллекта для управления образцами и комплексами ВВТ.

Что же касается уже упомянутого приемоиндикатора ПСН-2001, то к числу его основных особенностей эксперты относят:

  • 24-канальный параллельный прием одновременно сигналов, принадлежащих обеим НС, либо одной "ГЛОНАСС", либо одной "Навстар";
  • автоматический выбор рабочего созвездия НС одновременно "ГЛОНАСС" и "Навстар" по принципу радиовидимости "все, что в небе", отдавая приоритет сигналам НС одной СНС и заполняя оставшиеся каналы сигналами НС другой СНС;
  • измерение фазы несущей частоты;
  • встроенные часы;
  • дифференциальный режим измерения навигационных параметров (НП) при использовании приемника дифференциальных поправок, которым может комплектоваться ПСН-2001, или при внешнем вводе массива дифференциальных поправок, получаемых по радиоканалу от наземной корректирующей станции;
  • два независимых антенных входа, обеспечивающих работу ПСН-2001 при эволюциях летательного аппарата и исключающих интерференцию принимаемых сигналов НС;
  • автоматический контроль целостности принимаемых сигналов;
  • автоматический прием (и обновление) альманахов СНС "ГЛОНАСС" и "Навстар" и их хранение в энергонезависимой памяти.
В планах МКБ "Компас" - совершенствование радионавигационной аппаратуры, ее комплексирование с другими навигационными системами, новые разработки наземного сегмента глобальных спутниковых РНС, в том числе систем посадки авиационной техники, прецизионного управления десантируемыми грузами, навигационно-логистических систем и комплексов для транспортных коммуникаций.

Перспектива

Поступление на вооружение корректируемых авиабомб со спутниковым наведением позволит поднять на качественно новый уровень ударные возможности Военно-воздушных сил России, в том числе и при выполнении задач в ходе антитеррористической операции на Северном Кавказе. Важнейшее достоинство КАБ-500С-Э - возможность применения вне зависимости от времени суток и погодных условий в сочетании с относительной дешевизной - делает ее универсальным оружием. В полной мере появляется возможность реализовать на практике принцип "выстрелил - забыл". Прицеливаться не надо. Пилоту достаточно лишь нажать кнопку сброса боевой нагрузки по сигналу бортового компьютера. Дальше "умная" бомба все сделает сама, автоматически наводясь на заданную цель по спутниковой системе навигации без каких-либо усилий со стороны летчика.

Учитывая планы наращивания системы "ГЛОНАСС" до штатного состава, появляются возможности использования УАБ со спутниковым наведением для решения задач на любых, самых удаленных театрах военных действий. Вероятно, КАБ-500С-Э будет интегрирована в состав вооружения не только перспективных самолетов (Су-32, Су-35, ПАК ФА), но и стратегических бомбардировщиков Ту-160, переориентированных для решения неядерных задач.

У КАБ-500С-Э хорошие экспортные перспективы. Очевидно, что такие страны, как Индия и Китай, обязательно захотят иметь подобное высокоточное оружие. В этой связи эксперты ожидают, что через какое-то время индийская сторона поставит вопрос о включении КАБ-500С-Э в состав вооружения 140 истребителей Су-30МКИ, к выпуску которых по лицензионному соглашению с Россией недавно приступила корпорация ХАЛ. Аналогичный запрос может поступить и от Китая, в случае дальнейших закупок многофункциональных истребителей марки "Су" (очевидно, уже в модификации не Су-30МК2, а Су-30МК3).

Опыт военных конфликтов последних десятилетий прекрасно демонстрирует боевые качества и перспективы управляемых бомб с системами наведения на основе спутниковой навигации. Такое показало себя как удобное и эффективное средство уничтожение стационарных целей, координаты которых известны заранее или могут быть установлены непосредственно в ходе боевого вылета. В силу определенных причин российская оборонная промышленность приступила к созданию подобных управляемых бомб гораздо позже зарубежной. Тем не менее, работы привели к появлению перспективного вооружения, которое представляет большой интерес как для отечественных, так и для зарубежных военных.

О существовании первого отечественного проекта бомбы с наведением по сигналам навигационных спутников стало известно в начале прошлого десятилетия. В 2003 году ГНПП «Регион» (ныне входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» или КТРВ) на выставке МАКС впервые продемонстрировало макет новейшей управляемой бомбы российский разработки. Новый проект в соответствии с существующими правилами получил обозначение КАБ-500С: «корректируемая авиационная бомба калибра 500 кг, спутниковое наведение».


В ходе первой демонстрации сообщалось, что перспективный боеприпас предлагается для нанесения ударов по пунктам управления, складам, промышленным предприятиям, объектам инфраструктуры и т.д. Кроме того, говорилось о возможности применения КАБ-500С для уничтожения подземных сооружений. Также оговаривалась возможность уничтожения кораблей и судов на стоянках. Таким образом, примененная система наведения с коррекцией по сигналам навигационных спутников, по заявлениям организации-разработчика, позволяла атаковать различные стационарные цели с известными координатами.

Бомба КАБ-500С. Фото Ausairpower.net

Сообщалось, что перспективная авиабомба сможет использоваться существующими и перспективными отечественными самолетами. Допустимая высота сброса задавалась в диапазоне от 500 м до 10 км, скорость самолета-носителя при сбросе – от 550 до 1100 км/ч. При этом обеспечивалось поражение цели с круговым вероятным отклонением не более 5-10 м.

Изделие КАБ-500С получило корпус сложной формы, образованный несколькими цилиндрическими и коническими деталями. Так, головной обтекатель состоит из двух конических поверхностей, а центральная часть корпуса выполнена в виде цилиндра. В хвосте предусматривается небольшое сужение. Общая длина бомбы составляет 3 м, максимальный диаметр корпуса – 400 мм. Для обеспечения требуемых аэродинамических характеристик бомба получила набор плоскостей. На головном обтекателе крепятся Х-образные стабилизаторы, в хвосте – крылья с рулями. Размах крыла – 750 мм.

Большая часть корпуса авиабомбы отдана под размещение фугасно-бетонобойной боевой части. При общей массе изделия на уровне 500 кг (по другим данным, 560 кг) на боевую часть приходится 380 кг. Боевая часть имеет толстостенный корпус, обеспечивающий пробитие средств защиты цели или заглубление в грунт. Вес взрывчатого вещества боевой части – 195 кг. Боевая часть оснащена контактным взрывателем с тремя видами замедления. Таким образом, бомба может взрываться непосредственно при контакте с целью или с некоторой задержкой, после проникновения внутрь объекта.

Бомба КАБ-500С получила новую систему управления, основным элементом которой является приемоиндикатор навигационных систем ПСН-2001, разработанный в МКБ «Компас». Этот прибор предназначен для приема сигналов спутниковых навигационных систем, обработки поступающей информации и выдачи данных о необходимых поправках к траектории полета бомбы. За счет ряда особенностей приемоиндикатора удалось обеспечить достаточно высокие характеристики точности.

Сообщалось, что изделие ПСН-2001 обеспечивает одновременный 24-канальный прием сигналов навигационных спутников. При этом предусмотрены три режима работы: прием сигналов только системы ГЛОНАСС, только системы GPS или параллельный прием сигналов обеих систем. Автоматика приемоиндикатора способна самостоятельно выбирать т.н. рабочее созвездие навигационной системы, обрабатывая все доступные сигналы спутников. При этом сигналы одной заранее выбранной системы имеют больший приоритет и принимаются в первую очередь. Заполнение оставшихся каналов производится за счет сигналов спутников другой системы.

Для повышения характеристик в условиях реального боевого применения приемоиндикатор ПСН-2001 имеет ряд других особенностей. Так, прием сигналов со спутников осуществляется через два независимых антенных входа, что позволяет сохранять уверенный прием при маневрировании самолета-носителя и после сброса. Предусмотрен автоматический контроль целостности сигнала и других параметров. Также автоматика способна самостоятельно обновлять альманахи систем ГЛОНАСС и GPS. Вся необходимая информация записывается в энергонезависимую память.

В дальнейшем ГНПП «Регион» и МКБ «Компас» планировали повысить характеристики новой бомбы за счет некоторых нововведений. В качестве методов повышения боевой эффективности назывались общее совершенствование аппаратуры, обеспечение совместимости с новыми навигационными системами, а также ряд других идей.

Примененная аппаратура наведения, по имеющимся данным, позволила довести круговое вероятное отклонение бомбы до 5-10 м. Таким образом, КАБ-500С может использоваться для уничтожения различных, в том числе и малоразмерных, объектов с постоянными и заранее известными координатами. Кроме того, эффективность применения такого оружия дополнительно увеличивалась за счет реализации принципа «сбросил-забыл»: пилот самолета-носителя не должен совершать какие-либо операции после сброса бомбы и может продолжить выполнение задания, либо вернуться на базу.

К концу прошлого десятилетия проект управляемой бомбы КАБ-500С дошел до стадии испытаний. Несмотря на все усилия разработчиков, на этом этапе новый проект столкнулся с некоторыми трудностями. В сентябре 2012 года в отечественных средствах массовой информации появились сообщения об отказе министерства обороны от бомб с наведением по сигналам навигационных спутников. Со ссылкой на неназванные источники в военном ведомстве указывались сразу несколько причин такого решения.

Одной из главных причин отказа стала высокая стоимость управляемых боеприпасов. Бомба нового типа стоит около 3 млн рублей, тогда как существующие свободнопадающие обходятся военным в несколько раз дешевле. Кроме того, у потенциального заказчика возникли сомнения относительно реальной эффективности подобного оружия и финансовых вложений в него. Анализ показал, что модернизированные бомбардировщики Су-24 или Ту-22М3 с современными прицельно-навигационными комплексами вполне способны обеспечивать приемлемую точность бомбометания даже при использовании неуправляемого оружия.


Макет экспортной бомбы КАБ-500С-Э на выставке МАКС-2015. Фото Saidpvo.livejournal.com

Также неназванные источники в министерстве обороны говорили о некоторых проблемах, выявленных в ходе испытаний. Сообщалось, что Минобороны начало проверку нового вооружения еще в 2009 году, однако за следующие три года организация-разработчик так и не смогла полностью выполнить все требования заказчика. Среди прочего военных не устроила дальность сброса бомбы. Несмотря на новую систему наведения, перспективные бомбы следовало сбрасывать на дальности около 6-8 км от цели. Таким образом, самолету-носителю пришлось бы входить в зону действия ПВО противника.

Вскоре после появления информации о перспективной управляемой бомбе были опубликованы первые сведения о ее экспортном варианте. Зарубежным заказчикам планировалось предложить изделие КАБ-500С-Э, представляющее собой незначительно доработанный вариант базовой конструкции. Переделка в экспортный вариант повлекла за собой некоторое ухудшение ряда характеристик. Несмотря на это, предлагаемый боеприпас по-прежнему представляет определенный интерес для заказчиков.

При сохранении всех основных особенностей базовой конструкции бомба КАБ-500С-Э имеет меньший диапазон высот сброса. В отличие от базовой КАБ-500С, ее можно сбрасывать с высот не более 5 км. Диапазон допустимых скоростей остался прежним – 550-1100 км/ч. Также немного снижены показатели точности. Круговое вероятное отклонение экспортной бомбы находится в пределах 7-12 м. Остальные характеристики и особенности конструкции остались без изменений.

Еще в 2012 году появились первые сведения о будущих зарубежных поставках новой корректируемой бомбы. Стартовым зарубежным заказчиком КАБ-500С-Э стала Индия. Первые бомбы были отправлены индийским военным в 2013 году. Также появлялась неподтвержденная информация о возможных поставках Китаю и другим странам.

В силу некоторых обстоятельств управляемые бомбы КАБ-500С так и не поступили на вооружение военно-воздушных сил России. Тем не менее, экспортный вариант такого оружия заинтересовал некоторые зарубежные страны и стал предметом контрактов на поставку. Из-за этого первый отечественный проект корректируемой бомбы с наведением по сигналам навигационных спутников можно назвать удачным лишь частично. Оборонной промышленности не удалось обеспечить новым оружием свою армию, однако перспективные бомбы все же пополнили арсеналы зарубежных стран.

По материалам сайтов:
http://ktrv.ru/
http://airwar.ru/
http://warfare.be/
http://ausairpower.net/
http://izvestia.ru/

КАБ-500 - семейство советских/российских корректируемых авиационных бомб весом около 500 килограмм. Первая из семейства (КАБ-500Л) была принята на вооружение в 1975 году. Одновременно с неуправляемым вариантом был разработан корректируемый вариант бомбы КАБ-500Кр наводящийся на цель с помощью телевизионной ГСН . В последующем появились другие варианты корректируемых КАБ-500 с наведение по лазерной подсветке целей, а также КАБ-500С с наведение по ГЛОНАСС .

Боевая часть бомбы может быть бетонобойной для разрушения бетонных перекрытий, фугасной и объемнодетонирующей для поражения пехоты и техники в том числе в укрытиях ударной волной.

Описание

Управляемая (корректируемая) авиационная бомба (КАБ) относится к высокоточному оружию. Свойство планирования, которым обладают КАБ, позволяет самолётам-носителям применять их без входа в зону объектовой ПВО противника.

КАБ-500Л оснащена лазерной флюгерной головкой самонаведения и наводится на цель по отраженному лазерному излучению системы лазерного целеуказания, предназначена для поражения широкой номенклатуры наземных и надводных стационарных целей. Система наведения бомбы на цель - по отраженному лазерному излучению системы лазерного целеуказания. Лазерная система наведения позволяет поражать двигающиеся цели, но требует наличия на самолете оборудования "захвата цели" и ее отслеживания с непрерывной подсветкой лазером.

КАБ-500Кр предназначена для поражения неподвижных наземных и надводных малоразмерных прочных целей типа железобетонных укрытий (ЖБУ), взлетно-посадочных полос (ВПП), железнодорожных и шоссейных мостов, военно-промышленных объектов, кораблей и транспортных судов. КАБ-500Кр оснащена телевизионно-корреляционной головкой самонаведения (ГСН).Телевизионные головки самонаведения с корреляционным алгоритмом обработки информации о цели способны "запомнить" местонахождение цели и корректировать полет бомбы до встречи с целью, чем обеспечивается реализация принципа "сбросил-забыл". Такие ГСН позволяют поражать замаскированные цели при наличии ориентиров на местности и координат цели относительно этих ориентиров. Недостатком телевизионной головки наведения является зависимость от погодных условий и чувствительность к контрасту изображения.

Современная авиабомба КАБ-500С оснащена аппаратурой спутникового наведения и фугасной боевой частью (вес ВВ-195 кг.) и предназначена для поражения по принципу «сбросил-забыл» стационарных наземных и надводных целей типа складов, военно-промышленных объектов, кораблей на стоянках в любое время суток и при любой погоде. КАБ-500С-Э обеспечивает поражение целей, координаты которых заранее известны, либо могут быть заданы с борта носителя в процессе подготовки к сбросу.

Варианты

Тактико-технические характеристики

- КАБ-500Кр КАБ-500-ОД КАБ-500С КАБ-500Л
Масса бомбы, кг 520 370 560 534
Масса БЧ, кг 380 250 380 360
Масса ВВ, кг 100 140 195 -
Тип БЧ Фугасно-бетонобойная Объемно-детонирующая Фугасная Фугасная
Диаметр, мм 350 400
Размах оперения, мм 750
Длина 3050 3000 3050
КВО, м 4-7 4-7 7-12 7-10
Дальность сброса, км не менее 2-9

Боевое применение

9 октября 2015г. в Сирии бомбой КАБ-500С ВКС РФ уничтожены 200 боевиков и 2 командира .

13 октября 2015г. в провинции Алеппо (Сирия) ударом корректируемых авиабомб КАБ-500 с самолётов Су-24М уничтожены два полевых штаба группировки «Исламское государство ».

21 октября 2015г. в районе населенного пункта Сармин (Сирия) провинции Идлиб ударом корректируемых авиабомб КАБ-500 с истребителя-бомбардировщика Су-34 был нанесён точечный удар по подвалу одного из брошенных одиночных строений, уничтоживший данный объект со всем содержимым, данный объект использовался как место сбора главарей боевиков.

Напишите отзыв о статье "КАБ-500"

Примечания

Ссылки

  • на сайте разработчика - ОАО "Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»

Отрывок, характеризующий КАБ-500

– Ничего, хорошие люди. Ты как в штаб затесался?
– Прикомандирован, дежурю.
Они помолчали.
«Выпускала сокола да из правого рукава», говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.
– Что правда, австрийцев побили? – спросил Долохов.
– А чорт их знает, говорят.
– Я рад, – отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала песня.
– Что ж, приходи к нам когда вечерком, фараон заложишь, – сказал Жерков.
– Или у вас денег много завелось?
– Приходи.
– Нельзя. Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут.
– Да что ж, до первого дела…
– Там видно будет.
Опять они помолчали.
– Ты заходи, коли что нужно, все в штабе помогут… – сказал Жерков.
Долохов усмехнулся.
– Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
– Да что ж, я так…
– Ну, и я так.
– Прощай.
– Будь здоров…
… и высоко, и далеко,
На родиму сторону…
Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
– Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
– А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
– Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]