Что такое GR? Уровень заработных плат GR-менеджеров.

GR ( Government Relations ) или отношения с властными структурами - это выстраивание и налаживание взаимоотношений с государственными органами власти, в том числе: с правительством, с региональными и местными органами власти. К этой сфере так же оносят лоббирование.
Крупные российские компании серьезно взялись за формирование GR-подразделений еще в конце 1990-х. Но, тем не менее, GR в России пока остается условной сферой, поэтому официально такой специальности в образовательных стандартах не зарегистрировано.
Специализация GR-менеджера требует большой выдержки и способности к аналитике. В большинстве случаев, как показывает практика, в эту профессию приходят PR-менеджеры и бывшие госслужащие.
Сфера деятельности GRщика, сродни PRщику, очень обширна. GR-менеджер должен быть в достаточной степени оведомлен об определнных законодательных актах, должен уметь эффективно взаимодействовать с чиновниками, отраслевыми организациями, своевременно реагировать на административные, политические угрозы для компании извне и, главное, он должен уметь продемонстрировать гос/органам значимость деятельности компании на которую он работает.

Что может быть проще, чем договориться с очередным чиновником с помощью очередных зелёных купюр? Чем вам не GR?
Однако взятки - это всего лишь одноразовое решение вопросов бизнеса. Если вы рассчитываете на долгосрочные перспективы развития - вам надо по думать о честном сотрудничесвте с государственными органами. Именно здесь необходим профессиональный GRщик.
Сегодня в крупных компаниях очень часто можно встретить ведение GR политики сразу несколькими специалистами - юристом, PR-менеджером и самим генеральным директором. Директор устанавливает связи с госчиновниками, пиарщик создает благоприятный имидж организации, а юрист получает все необходимые разрешения, сертификаты и т.д. Возможно, это положителньо влияет на ведение GR политики с той точки зрения, что каждый из специаилистов выполняет вою работу более качественно и профессионально. Но, тем не менее, правильней и оптимальней было бы сосредоточить все эти функции в руках одного человека. Вообще, GR-менеджер обходится компаниям достаточно дорого, поэтому многие оранизации предпочитают приглашать таких специалистов со стороны.

Существующие в настоящее время GR-агентства предлагают далеко не весь спектр GR-услуг. Чаще всего они сводятся к: разработке необходимых документов для проведения кампаний; лицензирование деятельности организации и ее дочерних предприятий; услуги по получению документации разной категории.

К основным методам выстраивания отношений с властными структурами можно отнести:

  • организация встреч с чиновниками
  • привязка проектов компании к социально-значимым.
  • участие в политических программах (например, оказание поддержки отдельным чиновникам на выборах и т.д.)
Основные функции, которые должен выполнять специалист по GR:
  • Формирование положителньного имиджа компании в правительственных кругах
  • Разрешение всех возникающих вопросов с государственными/правительственными учреждениями
  • Налаживание взаимотношений с основными гос/органами
  • Разрешение всех судебных вопросов
  • Решение вопросов, сязанных с выходом компании на новые рынки

Лоббирование

Лоббирование - это оказание влияния определенной заинтересованной группы лиц на принятие политических решений властными структурами.

Например, крупные компании региона обязательно должны поддерживать отношения с местными органами власти и, что особенно важно, со своим депутатом.
Началом взаимоотношений может стать банальное приглашение на свое предприятие/завод для ознакомления с последующим ланчем и разговором о перспективах вашего бизнеса. Такое лоббирование обычно называют "мягким".

К задачам специалистов в области отношения с властными структурами можно отнести:

  • выстраивание эффективных коммуникаций с госструктурами и их персоналом
  • мониторинг работы гос/органов в сферах, затрагивающих деятелньость вашей организации
  • представление интересов вашей организации на всех уровнях власти
  • информированние гос/органов о деятельности вашей компании
  • влияние на решения госструктур в важных для вашей компании областях.
В настоящее время очень часто можно встретить такую точку зрения, когда GR-менеджера и лоббиста отождествляют, не видят разницы в их деятельности. Ниже приведем сравнительную таблицу этих двух специалистов, из которой будут видны все нюансы и отличия GR от лоббизма. Заметим, что таблица представляет собой субъективное мнение одного из специалистов области GR - Павла Толстых (специалист по вопросам продвижения интересов в органах государственной власти, директор Центра по изучению проблем взаимоотношения бизнеса и власти Lobbying.ru, кандидат политических наук, доцент кафедры политического консалтинга и избирательных технологий ГУ-ВШЭ и факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова).

Отличие Лоббиста от GR-менеджера

Сегодня все больше бизнесменов обращаются к GR-менеджерам, которые специализируются на грамотном построении диалога с представителями государственных структур. Именно об этой профессии мы сегодня и предлагаем вам поговорить.

Любой успешно развивающийся бизнес рано или поздно привлекает внимание государства, которое, как известно, не всегда радует приятными сюрпризами. Поэтому одни предприниматели предпочитают вести себя "тише воды, ниже травы", надеясь, что чиновники их не заметят. А другие поступают умнее, и сразу же начинают выстраивать тактику взаимодействия с госорганами . Главная задача этого взаимодействия - обеспечение оптимизации административной нагрузки и взаимовыгодного сотрудничества с госорганами, а также сведение к минимуму различных рисков, исходящих от власти.

Решение этих вопросов обычно ложилась на плечи собственников бизнеса или генерального директора - людей, которые больше всего заинтересованы в благополучном жизнеобеспечении своего предприятия. Но в современных реалиях без определенных знаний и навыков не всегда можно самостоятельно организовать успешное взаимодействие с чиновниками и адаптировать компанию к действиям государства.

Именно поэтому все больше бизнесменов обращаются к , которые специализируются на грамотном построении диалога с представителями государственных структур. Именно об этой профессии мы сегодня и предлагаем вам поговорить.

Кто такой GR-менеджер?


GR-менеджер - связующее звено между компанией и властями, благодаря которому бизнес не только процветает и развивается, но и избегает вероятных угроз от деятельности госструктур.

Аббревиатура "GR" расшифровывается как "Government relations", что в дословном переводе с английского означает "связь с государственной системой управления". Следовательно, специалист в этой области занимается налаживанием взаимодействия с органами власти.

На рубеже 90-х и 2000-х годов подобные должности в крупных российских компаниях занимали бывшие сотрудники госучреждений. Они хорошо разбирались в тонкостях принятия важных управленческих решений, а также имели личные связи с представителями верхушки власти. В тот период такие люди нередко принимали участие и в реализации коррупционных схем в интересах компании.

Сегодня специалисты со связями по-прежнему ценятся, но молодым и инициативным также открыта дорога в GR-менеджмент .

Для современного "джиарщика" важно не столько "договориться" с чиновниками, сколько построить доверительные и позитивные отношения между своим работодателем и властью. При этом речь не должна идти о неофициальных схемах сотрудничества.

Среди должностных обязанностей GR-менеджера выделяют следующие:

  • защита и продвижение интересов коммерческой организации в органах государственной власти;
  • определение потребностей бизнеса, зависящих от влияния госструктур;
  • отслеживание важнейших политических, экономических, культурных и имиджевых мероприятий страны, подготовка и проведение переговоров по участию в них;
  • отслеживание проектов законодательных документов, оценка их возможного влияния на бизнес;
  • проведение встреч и переговоров с представителями госструктур;
  • решение кризисных и предотвращение конфликтных ситуаций;
  • участие в выставках, конференциях и прочих мероприятиях, где можно презентовать представителям госструктур достижения компании.

Результат деятельности такого профессионала - открытый стабильный диалог с органами власти, направленный на поиск общих интересов и достижения взаимной выгоды. Иными словами, такой человек должен вызвать заинтересованность у государства в развитии той или иной компании.

Какими качествами должен обладать GR-менеджер?

Качественно выполнять свою работу GR-менеджерам помогает наличие таких знаний и навыков, как:


Работодатели обращают внимание на такие личностные качества GR-менеджера , как:

  • аналитическое мышление;
  • инициативность;
  • коммуникативность, умение найти подход к любому человеку;
  • организаторские способности;
  • стрессоустойчивость;
  • управленческий потенциал;
  • харизматичность.

Кроме того, нельзя отрицать тот факт, что в этой сфере, как и прежде, очень важен опыт и наличие знакомств среди представителей власти.

Преимущества профессии GR-менеджер

Начинающие менеджеры по GR могут получать от 40 000 рублей. Услуги опытных специалистов со связями в госструктурах могут оцениваться уже от 100 000 рублей в месяц.

Один из аспектов такой работы - полезные знакомства. Никогда не помешает быть в хороших отношениях с представителями власти, например, на случай если возникнет желание заняться собственным бизнесом.

Если раньше на предприятиях не было официальной ставки для специалиста, который занимается урегулированием вопросов с госструктурами, то сегодня это направление деятельности "отделилось" в отдельную профессию, которая с каждым годом становится все более востребованной. Именно поэтому GR-менеджер находится в списках профессий будущего .

К слову, имея опыт в GR, можно преуспеть и в своем деле, ведь вы будете знакомы с тонкостями многих бизнес-процессов.


Недостатки профессии GR-менеджер

На GR-менеджере лежит огромнейшая ответственность, ведь именно он формирует мнение властей о компании - любой просчет может отразиться на ее благосостоянии.

Занимая такую должность, следует быть готовым к ненормированному графику работы. Командировки, встречи, посещение мероприятий и зачастую немало бумажной работы - все это не оставляет времени на нормальный отдых.

Самое неприятное, что и сегодня руководство некоторых компаний может прибегать к коррупционным схемам. И по традиции этим вынуждают заниматься человека, у которого налажены контакты с нужными людьми, коим и является GR-менеджер.

Где можно получить профессию GR-менеджер

Непосредственно специалистов по Government relations наши ВУЗы не выпускают, поскольку в данном случае мало иметь профессиональные знания и навыки. В большей мере для получения этой профессии важна способность "обрастать" нужными связями и находить "общий язык" с чиновниками. Если же вы чувствуете в себе потенциал, то для начала карьеры (да и для личного самоутверждения) вам желательно получить высшее образование хотя бы по одной из следующих специальностей.


Исследовательский центр портала сайт в августе 2008 года изучил предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «Менеджер по взаимодействию с органами власти» в Москве и Санкт-Петербурге.

GR-менеджер ответственен за организацию взаимодействия, продвижение и защиту интересов своей компании в органах государственной власти и общественных организациях. Он организует встречи и переговоры с представителями государственных учреждений, участвует в специализированных выставках и конференциях, проводит семинары и презентации для представителей государственных органов. В компетенцию менеджера по взаимодействию с органами власти также входит политический анализ, отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений.

Московские GR-менеджеры зарабатывают в среднем 85000 руб. в месяц. В Санкт-Петербурге средняя зарплата подобных специалистов составляет 65000 руб. Рыночный спрос на менеджеров по взаимодействию с органами власти в этих городах примерно равен предложению.

Стать GR-менеджером непросто: даже претенденты на начальные позиции должны демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности. Кандидаты на должность менеджера по взаимодействию с органами власти должны иметь высшее образование, предпочтение отдается выпускникам факультетов экономики, права или государственного управления. Начинающие GR-менеджеры должны разбираться в отраслевой специфике компании, механизмах лоббирования ее интересов в органах государственной власти и международных организациях. Претенденты на эту должность должны владеть ПК на уровне уверенного пользователя, иметь опыт ведения деловой переписки и документооборота. От начинающих GR-менеджеров также требуется знание структур государственной власти, общественных организаций и методов работы с ними, навыки анализа рынка потребителей и конкурентов. На собеседованиях при трудоустройстве работодатели стремятся выяснить, обладает ли соискатель коммуникативными навыками, организаторскими способностями и аналитическим мышлением. Конкурентным преимуществом на рынке труда обладают кандидаты, имеющие дополнительное образование в области связей с общественностью. На начальные позиции в сфере GR-менеджмента могут претендовать лишь соискатели, имеющие в государственных структурах, общественных организациях или Pr от 1 года. В столице заработная плата подобных специалистов составляет 35000-60000 руб., в городе на Неве – 27000-45000 руб.

На более высокое жалование могут рассчитывать соискатели с опытом руководящей деятельности в области внешних связей в крупных государственных или коммерческих структурах, имеющие опыт работы GR-менеджером свыше 2 лет. Помимо этого претенденты должны свободно общаться на английском языке, а также иметь отличные переговорные и коммуникативные навыки. Работодатели крайне заинтересованы в кандидатах, имеющих личные связи в государственных органах власти. Зарплата специалистов такого уровня достигает в Москве 100000 руб., в северной столице – 80000 руб.

Своеобразным «пропуском» в следующий зарплатный диапазон является опыт работы в государственных структурах, политических партиях или GR-подразделениях крупных компаний не менее 3-5 лет. В Москве такие специалисты зарабатывают до 300000 руб., в Санкт-Петербурге – до 200000 руб.

Исследование рынка труда показало, что наиболее типичным представителем GR-менеджера является образованный мужчина средних лет. Джентльмены составляют 80% от общего числа соискателей этой должности. Около 50% претендентов составляют граждане в возрасте 30-40 лет. 95% GR-менеджеров имеют высшее образование, 64% менеджеров по взаимодействию с органами власти владеют английским языком на разговорном и на свободном уровнях. Развитый бюрократический аппарат нашего государства принуждает таких специалистов к повышенной мобильности, поэтому 73% из них имеют водительские права категории «В».

Регионы исследования: гг. Москва, Санкт-Петербург.
Время проведения исследования: август 2008 г.
Единица измерения: российский рубль.
Объект изучения: предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «GR-менеджер».

Типичный функционал:

Организация взаимодействие с органами государственной власти и общественными организациями;
- Организация встреч и переговоров с представителями государственных организаций;
- Участие в специализированных выставках и конференциях, проведение семинаров и презентаций для представителей государственных органов;
- Отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений, консультирование, политический анализ;
- Продвижение и защита интересов компании в органах государственной власти.

Требования к позиции: тип занятости - полный рабочий день.

Уровень оплаты труда специалиста определяется благосостоянием компании, переченем должностных обязанностей, опытом работы по специальности, уровнем развития профессиональных навыков.

Анализ информации по уровням оплаты труда специалиста:
(без учета бонусов, дополнительных льгот и компенсаций)


Регион Минимальный Максимальный Мода Медиана Нижний квартиль Верхний квартиль Среднее арифметическое Индекс востребованности
(резюме/вакансии)
Москва 35 000 300 000 100 000 85 000 60 000 100 000 101 750 1
Санкт-Петербург 27 000 200 000 80 000 65 000 45 000 80 000 79 390 1

Пояснения к таблице »
Регион Диапазон I Диапазон II
Диапазон III
Москва до 60 000 60 000 - 100 000 свыше 100 000
Санкт-Петербург до 45 000 45 000 - 80 000 свыше 80 000

Пояснения к таблице »

Исследование массива данных о заработных платах в исследуемых регионах позволяет выделить несколько основных зарплатных диапазонов, каждый из которых характеризуется определенным типичным набором требований и пожеланий к кандидату. Каждый последующий зарплатный диапазон включает в себя требования, сформулированные для предыдущих.

Зарплатный диапазон Требования и пожелания к профессиональные навыкам
1 I - Образование высшее (преимущественно экономическое / юридическое / государственное управление);
- ПК – уверенный пользователь (MS Office, Power Point, Internet);
- Дополнительное образование в области внешних связей и связей с общественностью приветствуется;
- Представление о механизмах лоббирования интересов компании в органах государственной власти / международных компаниях;
- Аналитическое мышление, коммуникативные навыки, организаторские способности;
- Знание отраслевой специфики компании, навыки анализа рынка потребителей и конкурентов;
- Знание структур государственной власти, общественных организаций и методов работы с ними;
- Опыт ведения деловой переписки и документооборота;
- Опыт работы в государственных структурах / общественных организациях или PR-/GR-менеджером от 1 года
2 II - Знание английского языка на разговорном или свободном уровне;
- Наличие личных связей в государственных органах власти;
- Отличные переговорные и коммуникативные навыки;
- Опыт руководящей деятельности;
- Опыт работы в области внешних связей в крупных государственных или коммерческих структурах;
- Опыт работы GR-менеджером от 2-х лет.
3 III - Опыт работы в государственных структурах / политических партиях / GR-подразделениях крупных компаний 3-5 лет.

Статистические данные:
  • Возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда GR-менеджеров 25-55 лет; GR-менеджер в возрасте до 30 лет составляют около 30% от общего числа специалистов; в возрасте от 30 до 40 лет – около 50%, в возрасте от 40 до 50 – около 14%;

  • 80% GR-менеджеров – мужчины;

  • 30% GR-менеджер владеют английским языком на базовом уровне и на уровне, достаточном для чтения специализированной литературы, на разговорном и на свободном уровнях – около 64%;

  • 95% GR-менеджеров имеют высшее образование;
  • 50% GR-менеджеров прошли специализированные курсы или имеют квалификационные сертификаты;

  • 73% GR-менеджеров имеют водительские права категории «В».

класс твитнуть

Код для вставки в блог

GR-менеджер (менеджер по взаимодействию с органами власти)

В последнее время во многих крупных и динамично развивающихся российских компаниях появилась должность GR-менеджера. Сокращение GR возникло от англ. «Government relations», дословно «связь с государственной системой управления», т.е. GR-менеджер – это специалист, ответственный за налаживание успешных и плодотворных связей компании с органами государственной власти. Путем создания доверительных неформальных отношений с госчиновниками и представителями общественных организаций GR-менеджеры способствуют процветанию предприятия и его устойчивому развитию. Подробнее...

В Высшей школе экономики прошел семинар «Успешные GR-стратегии коммерческих банков в инвестиционной деятельности ». В рамках семинара с докладом выступил заместитель председателя правления по связям с органами государственной власти «Альфа-Банка» Владимир Сенин. Slon публикует этот доклад с небольшими сокращениями.

Что такое GR?

GR («джиар») - government relations, отношения с государственными структурами. Определение отражает суть понятия: GR – это взаимодействие бизнеса и власти. Как правило, активным инициатором этих отношений выступает бизнес. У бизнеса есть некоторый интерес, который он пытается реализовать при помощи взаимодействий, в которых находится с властью по тем или иным причинам. Лоббизм – это чуть более узкая вещь, потому что лоббизм предполагает достижение результата. GR же – довольно широкое понятие, потому что в GR входит, например, просто нетрадиционное взаимодействие между компанией и теми или иными регуляторами. Иногда это взаимодействие вовсе не предполагает каких-то конкретных действий со стороны компании или со стороны государственной власти.

Лоббизм – это подсистема GR, целью которой является достижение конкретного результата по тому или иному вопросу, который волнует бизнес. Известно, что в разных странах разное регулирование этой деятельности, но все мы знаем, что главное, или, точнее, законодательное регулирование, было положено в США в середине прошлого века, и там все регулируется достаточно жестким законом. В Великобритании нет какого-то одного закона, законов много, но они достаточно точно определяют, что можно, а что нельзя делать в сфере лоббирования.

Что касается России, то у нас закона о лоббизме нет, хотя периодически эту идею пытаются реанимировать и продвинуть. Но у нас есть достаточно много либеральных законов, которые так или иначе эту деятельность регулируют: у нас есть закон о государственной службе, где права и обязанности госслужащего определены, что в серьезной степени относится к взаимодействию бизнеса и власти. Что касается перспективы принятия закона о лоббизме в РФ, то я достаточно долго этим занимаюсь, без малого 10 лет, и постоянно идут разговоры. Но пока никто этот закон не подписал, не внес, и думаю, что долго еще его не будет.

Кто является инициатором в отношениях между бизнесом и властью?

Надо понимать, что лоббизмом и GR в классическом понимании занимаются крупные компании, крупные финансово-промышленные группы, потому что это требует существенных и интеллектуальных, и материальных, и инвестиционных ресурсов. Мелкие и средние компании вряд ли могут себе это позволить, ну и, собственно говоря, интересы по возведению правового поля, нормативных актов перед такими компаниями, как правило, не стоят, а если и стоят, то они не могут их реализовать. Поэтому лоббизмом занимаются компании, системообразующие на рынке.

Все действия происходят в конкурентной среде, потому что сам бизнес представляет собой конкурентную среду. В этом смысле тем, кто занимается GR, нужно понимать некоторые, может быть, банальные, но от этого не менее важные вещи. А именно то, что в бизнесе на самом деле нет друзей и врагов: обычно интересы либо не совпадают, либо совпадают. Если мы вчера с кем-то сотрудничали по какому-то проекту, мы имели общее дело, а когда интересы поменялись, мы можем стать противниками. Среда сторонников и противников формируется исходя из задач, исходя из конкуренции. Как правило, все стараются получить конкурентное преимущество в той или иной сфере и в зависимости от этого формируют своих партнеров, а противники формируются тоже на естественном уровне, исходя из этой ситуации.

Еще одна важная вещь. Мы занимаемся большими проектами прежде всего, конечно, в интересах «Альфа-Банка» и «Альфа-Групп». В силу того что мы всегда инициируем некоторые тренды на рынке, тренды перспективные, важные – то, что мы продвигаем, как правило, соответствует интересам рынка, интересам бизнеса. Поэтому мы считаем, что то, что мы делаем, делается не только для банка (хотя в первую очередь, конечно, для него), но и в принципе для развития экономики, рынка и бизнеса.

Чем занимается GR-подразделение?

Есть четыре крупных тематических блока.

Первое: очевидно, что нужно всегда развивать отношения с теми органами государственной власти, которые являются регуляторами той сферы деятельности, которой вы занимаетесь. У нас банковская деятельность – и именно в этой группе мы ищем своих партнеров, оппонентов и стараемся с ними выстраивать отношения. Эти отношения носят, как правило, долгосрочный характер. Это очень непростая работа, потому что это связано с личностным восприятием друг друга конкретного чиновника и конкретного представителя банка, когда они общаются по тем или иным вопросам. Личные отношения очень важны, если этих отношений нет, достаточно сложно объяснять что-то, продвигать свою позицию. Это один блок.

Второй блок связан с решением стратегических, а иногда тактических задач для развития бизнеса через создание определенных условий. Эти условия создаются с помощью законодательной базы, федеральных законов и нормативно-правовых актов. Надо помнить, что в банковском бизнесе есть очень большое подзаконное регуляторное поле, оно связано подзаконными актами ЦБ РФ, которые принимаются в большом количестве и которые очень сильно влияют, сильнее иногда, чем некоторые федеральные законы.

Третий блок – это снятие рисков в текущей деятельности. Федеральная или государственная власть принимает те или иные подзаконные акты или федеральные законы, которые могут существенно ухудшать текущую деятельность бизнеса, и для того, чтобы такого не происходило, желательно на ранней стадии об этом знать. Для этого нужно проводить мониторинг законодательного нормативно-правового поля.

Ну и, наконец, есть текущие задачи деятельности компании, это так называемое создание комфортной среды, когда поступают различные запросы, обращения, указания, проверки и так далее. Этим тоже совместно с конкретными бизнес-блоками занимается GR-подразделение, которое взаимодействует с теми или иными регуляторами для того, чтобы эта среда была комфортной для компании.

Что еще важно. Есть внешняя среда, но есть среда и внутренняя. Это среда внутри банка. Надо понимать, что GR-подразделение относится к подразделениям, обеспечивающим деятельность банка. То есть это не бизнес-подразделение, и свои задачи оно строит только во взаимодействии с внутренними структурными подразделениями, с топ-менеджментом банка и с акционерами. Все ключевые вещи определяются акционерами компаниями, и они задают некий тренд: чем нужно заниматься, а чем не нужно.

Каковы функции GR?

Функции GR – это участие в разработке проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов, получение различных разрешений, согласований и так далее. Есть целый блок, который связан с инициированными банком проектами, которые делаются в интересах бизнеса, это тоже отдельная задача GR.

Есть и еще одно направление, оно связано с тем, что я говорил про сторонников и противников. Вообще говоря, GR-подразделение всегда старается действовать не только самостоятельно, но и используя различные профессиональные объединения, профессиональные организации. Для банковской сферы они известны, есть Ассоциация российских банков, есть Национальный платежный совет, есть Российский союз промышленных предпринимателей – в этих организациях можно пытаться представлять свои интересы. Участие в этих профессиональных структурах – исключительно важная история. Во-первых, ты заручаешься, если тебе это удается, поддержкой профессионального сообщества по какому-то вопросу. Во-вторых, бывает очень правильно и удобно некие инициативы продвигать не персонально, конкретной компанией, а от рынка.

Проектов федеральных законов, которые находятся на разной стадии реализации, на сегодняшний день – 15. Все в основном носят системный характер. Часть их инициирована банковским сообществом и «Альфа-Банком» в том числе, часть инициирована правительством РФ. Вносить какие-то уточнения нам кажется правильным. Это изменения в Гражданском кодексе, в банковской деятельности, в законе «О национальной платежной системе», в законе «О правительственной легализации доходов, полученных преступным путем» и так далее. Есть такой же большой список подзаконных актов.

Основные тенденции в сфере GR

Последняя тенденция длится с 2008–2009 года. Когда был в разгаре экономический кризис, Банк России озаботился усилением официального надзора, предупредительного надзора, ужесточением норм, связанных с резервированием при кредитовании реального сектора экономики, и по этому поводу выпускает достаточно большое количество подзаконных актов, которые сильно влияют на деятельность всей банковской системы. Это делается в рамках того, что РФ подписала некие соглашения в рамках G20, и этим приходится достаточно серьезно заниматься.

Это одна тенденция, а вторая – у нас года два назад тогда еще президент РФ Дмитрий Медведев озаботился проблемой защиты заемщиков, вкладчиков, ему показалось справедливым, что надо заемщиков и вкладчиков защищать сильнее, чем банки. Меня всегда это удивляет, банк на самом деле – ровно те же граждане РФ, которые с одной стороны заемщики, а с другой – вкладчики. Когда вы делаете упор на защиту заемщиков, вы вольно или невольно зажимаете вкладчиков, эту вещь не всегда понимают.

Когда ты строишь план работы GR на год, то всегда должен делать допуск, что в какой-то момент будут приняты решения, которыми придется серьезно заниматься в режиме цейтнота, что тоже создает определенные сложности в работе. Например, в США принимают некий «Пакт о налогообложении иностранных агентов», и оказывается, что российские банки могут остаться один на один с США. Этим тоже приходится заниматься, потому что, несмотря на то, что правительство РФ эту историю знает и понимает, важно прилагать определенные усилия для того, чтобы она решалась в том виде, который бизнесу кажется правильным.

Реализация GR-проекта

Несколько слов о ключевых аспектах реализации любого проекта. Если говорить о стимулировании безналичных расчетов, то есть определенный проект на эту тему, вообще задача очень важная, она макроэкономического свойства, строго говоря. Объем наличного денежного оборота составляет 25% от всего, в ЕС это 7%, в США – 9%. Когда мы приступаем к какому-то проекту, цель – это прежде всего интересы бизнеса, интересы конкретного банка. У нас интерес связан с тем, что если мы каким-то образом попытаемся ограничить наличный денежный оборот, очевидно, что определенная часть средств уйдет на безналичный расчет, соответственно, деньги будут в банке, и банки получат дополнительную денежную массу.

Когда такая цель появляется, нужно понимать, как ее позиционировать. Если мы придем и скажем, что хотим, чтобы больше денег пришло в банк, то никто нас слушать не будет. Поэтому нужно искать положительные моменты, которые имеют характер не узкий, а в какой-то степени социальный, важны для всей экономики. Стимулирование безналичных расчетов, снижение доли наличных денежных средств в общей денежной массе, повышение эффективности экономики, снятие барьеров модернизации, снижение криминогенности платежей за дорогостоящие покупки, усиление борьбы за уплату налогов, повышение эффективности российской платежной системы, и т.д. Когда вы сформулировали цели и задачи, а формулировка важна для любого проекта, вы делаете анализ нормативной базы: чего не хватает, что мешает, как реализовать то, чего вы хотите.

Если говорить именно об этом проекте, есть много предложений, но одно ключевое – его суть заключается в том, чтобы ограничить приобретение товаров физическими лицами наличными деньгами на сумму до 600 тысяч рублей. Это требует изменения Гражданского кодекса РФ, в частности, статьи № 961. Дальше необходимо вынести во внешнюю среду основные преимущества и недостатки того проекта, который вы пытаетесь реализовать. Дальше надо выявить центр принятия решений, то есть вы должны для себя определить, кто из федеральных органов государственной власти и других регуляторов имеет к этому какое-то отношение. Получается некий достаточно большой список. По данному проекту – это и ЦБ РФ, и Минфин, и Минэкономразвития, и Федеральная служба по финансовым рынкам, и т.д. Понятно, что в каждом из этих подразделений есть конкретные люди, занимающиеся данной проблемой. И GR-подразделение обязано, иначе проект никогда не реализуют, со всеми этими людьми, структурами вести диалог на эту тему. Параллельно ведется диалог со всеми участниками рынка для того, чтобы это была тема не только банка, а тема общая.

Важен детальный, пошаговый план действий. В теории управления есть такая задачка: как купить шкаф? Человек собрался купить шкаф, вышел из дома, надеялся, пошел в сберкассу, снял деньги, сел на такси и т.д. – то есть задача расписывается от начала и до конца.

Какими качествами должен обладать специалист по GR?

Человек должен обладать определенным уровнем знаний, хорошим кругозором, он, несомненно, должен разбираться в том, чем он занимается. Если человек не понимает предмет, приходит куда-то и что-то рассказывает по бумажке, с ним никто не будет разговаривать. Он должен быть хорошим менеджером – должен понимать задачу, иметь точку входа, точку выхода, в промежутке должен сам принимать решения определенного уровня, и для этого нужны хорошие навыки и умения проектного менеджмента.

Конечно, он должен соблюдать конфиденциальность. Конфиденциальность с точки зрения отношений с коллегами, с точки зрения бизнес-проекта – это важная составляющая. Ну и, наконец, должна присутствовать профессиональная этика – как и вообще в бизнесе, она в основе своей лежит на неких нравственных человеческих принципах. Если вы не умеете держать слово, даете пустые обещания, ставите какие-то нерешаемые задачи перед своими коллегами, если вы информацию, которую доверительно получили, разбрасываете, не думая, то с вами просто перестанут общаться. В этой профессии репутация, как во многих других профессиях, нарабатывается годами, а потерять ее можно в один миг.

Ну и последнее: в GR, как и в бизнесе, важен не процесс, не количество встреч, которые вы провели, и количество бумаг, которые вы написали, а результат. Если вы в итоге ничего не достигли, это даже хуже, чем если бы вы вообще не занимались GR. Потому что это значит, что вы занимались им непрофессионально и неэффективно.

Модернизация бизнес-структур, развитие общественных представительских институтов и перманентная трансформация органов государственной власти предопределяют совершенствование механизмов коммуникации между этими общественными группами. Характерные для 90-х годов прошлого века способы продвижения интересов, отличающиеся чрезмерной непрозрачностью, а зача­стую и откровенно криминальными и коррупционными связями между представителями власти и бизнеса, уступают место новым технологиям лоббизма. Среди отличительных черт последних можно отметить большую открытость при ведении диалога между властью и бизнесом, снижение роли прямых контактов (так называемый «коридорный лоббизм»), широкое привлечение бизнеса и общественных некоммерческих структур к выработке государственной политики в различных сферах экономики, использование косвенных технологий влияния (работа с общественным мнением, grass-roots lobbying, связи с медиасообществом и др.) и т. д. Все эти изменения привели к необходимости институционального выделения новой категории управленца – менеджера по связям с органами государственной власти, или GR-менеджера.

В западной научной литературе наряду с понятием «лоббизм» суще­ствуют термины Government Relations, Public Affairs, Advocacy и Government and Public Affairs. Все они, по большому счету, являются составными частями общей предпринимательской коммуникационной стратегии, которая направлена, в первую очередь, на максимизацию прибыли при минимизации издержек. Поясним значения этих терминов и постараемся разграничить эти понятия, чтобы избежать путаницы в понимании предмета статьи.

В первую очередь, отметим, что использование термина Government Relations (GR) в некоторой степени продиктовано необходимостью замены понятия «лоббирование», которое зачастую перегружено отрицательными характеристиками. Однако это не означает, что лоббизм и GR – это одно и то же. Лоббизм выступает как одна из технологий продвижения интересов в органах власти. GR же относится к общему менеджменту, поэтому в задачи специалиста по связям с органами власти входит не только и не столько взаимодействие с властью как таковой. Он должен отвечать за налаживание коммуникации внутри компании между ее подразделениями (отдел маркетинга, PR, информационно-аналитиче­ское управление и т. д.) и внешними сотрудниками, осуществлять взаимодействие с профильными отраслевыми ассоциациями, проводить мониторинг деятельности органов власти и СМИ, участвовать в организации мероприятий и работе консультативных советов при органах власти, предоставлять (по требованию) экспертную информацию и т. д.

Центр по изучению проблем взаимодействия власти и бизнеса Lobbying.ru – лаборатория, созданная в 2006 году для проведения научно-исследовательских и консалтинговых работ в области лоббизма, связей с госорганами (government relations) и социальной ответственности (social responsibility). Центр специализируется на комплексном аналитическом обеспечении GR-подразделений (структурных подразделений по работе с органами государственной власти) крупных коммерческих компаний по внешней и внутренней GR-эффективности.
www.lobbying.ru

Таким образом, GR-специалист может и не заниматься непосредственно лоббированием. Ему достаточно знать соответствующих специалистов и снабжать их необходимыми указаниями и информацией. Вместе с тем наибольшая продуктивность деятельности GR-менеджера достигается за счет комплексного подхода к решению поставленных задач. Поэтому к основным функциям специалиста по GR можно отнести 1:

  • создание благоприятного имиджа в сфере политической элиты;
  • решение практических вопросов с государственными компаниями;
  • создание благоприятной атмосферы отношений с регуляторными органами;
  • решение судебных вопросов;
  • решение вопросов входа на новый рынок.
Стоит также отметить, что GR-специалист работает на постоянной основе, получая фиксированную заработную плату, взбирается по корпоративной лестнице и отстаивает интересы одного заказчика – своей компании. Лоббист работает за гонорар и процент от сделки, обладает широкой сетью контактов в органах государственной власти. Наиболее эффективные лоббисты – бывшие чиновники или депутаты. Опыт работы на государственной службе позволяет изучить все тонкости принятия политических решений, психологии и особенностей коммуникации между чиновниками. Таким образом, лоббист является специалистом кулуарных переговоров и политического торга, его ключевой ресурс – способность реализовывать поставленные задачи через акторов, принимающих политические решения.

Существует несколько трактовок термина Public Affairs (PA).

Согласно одной точке зрения, PA совпадает с GR. Это целенаправленное введение субститута термина «лоббизм», который зачастую ассоциируется с коррупцией и криминалом. Такой подход характерен в основном для Европы, где еще сильны воспоминания о «деле Локхид» и Уотергейтском скандале. Однако в рамках этого течения наблюдается новое ответвление, в рамках которого Public Affairs понимается как более общая функциональная область, которая, помимо лоббизма, включает также решение вопросов в неполитической сфере (issues management), связь с медиасообществом (media relations), продвижение интересов при помощи рядовых граждан, симпатизирующих лобби (grass roots), и ряд других форм 2 .

Вместе с тем, существует мнение, что PA входит в понятие Public Relations (PR). Ключевое различие между этими двумя терминами заключается в том, что PR – это взаимодействие со всеми общественными институтами, в то время как специалисты по Public Affairs ведут диалог лишь с лидерами общественного мнения и тем самым влияют на процессы публичной политики. Таким образом, в понятие PA входят ведение социально ответственной политики и коммуникация с местным сообществом и профсоюзами.

Распространение термина Advocacy в России достаточно ограниченно. Этот термин означает продвижение интересов, но, в отличие от лоббирования, речь идет о продвижении интересов не только через органы государственной вла­сти, но и через любые другие структуры. Таким образом, понятие Advocacy – более широкое по сравнению с лоббизмом 3 .

В ряде зарубежных компаний подразделения по связям с госорганами и общественностью объединены в один департамент (GPA или GPR-департамент). Благодаря этому осуществляется комплексное взаимодействие с основными группами, оказывающими влияние на деятельность компании – органами вла­сти и гражданским обществом (профсоюзы, НКО и др.). В данном случае можно говорить о создании целенаправленной стратегии предпринимательской коммуникации. Фактически возникает некий общий широкоформатный вид воздей­ствия на общественное мнение и органы власти. Таким образом, появляется перспектива расширения средств и методов, используемых в GR-менеджменте, за счет инструментария рекламы и PR.

В нашей стране подобное структурное подразделение имеет российское представительство французской нефтегазовой компании Total.

Рассматривая GR через призму субъектно-объектных отношений, проанализируем его основные элементы. В данной работе речь пойдет лишь о субъекте и объекте GR. Технологии и предмет рассмотрим в следующих статьях.

Ключевыми акторами, использующими GR-технологии и имеющими соответ­ствующие подразделения в своей структуре, являются деловые союзы и ассоциации, крупные финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации, иностранные государства или их отдель­ные территориальные единицы.

Большинство существующих в России бизнес-объединений ставит перед собой задачу донесения позиции представляемой ими группы предпринимателей до органов государственной власти. Поэтому в ряде бизнес-ассоциаций существуют специализированные департаменты по работе с органами власти (РСПП, Ассоциация менеджеров России (АМР) и др.), к основным задачам которых относятся координация деятельности и обмен информацией между органами исполнительной власти, влияние на законотворческую деятельность представительских органов власти, решение судебных во­просов, взаимодействие с ведущими политическими партиями, некоммерче­скими организациями и другими бизнес-объединениями, формирование позитивного отношения к отечественному бизнесу в обществе и за рубежом и т. д.

В настоящее время во всех крупных компаниях существуют структурные подразделения по работе с органами государственной власти (GR-департамент). В России больше всего подобных отделов образовано в компаниях нефтяного, телекоммуникационного и металлургического профиля. Например, в головном офисе компании ТНК-BP за GR отвечают сразу три управления: по работе с регионами, по законотворческой работе и по связям с органами государственной власти. Кроме того, на уровне субъектов РФ, в которых расположены основные производственные активы компании, существуют мест­ные подразделения по GR. Они были преобразованы из бывших благотворительных фондов компании «СИДАНКО», которая была практически полностью поглощена ТНК в 2001 году.

Кроме взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами власти, GR-департаменты способствуют выходу компании на новые рынки, налаживанию контактов с местным истеблишментом, общественными организациями и СМИ.

Крупные транснациональные компании, продолжительное время работающие в иностранном государстве, для уменьшения существующих страновых рисков и смягчения инвестиционного климата для зарубежных компаний также организуют GR-департаменты в своих филиалах. Зачастую GR-специалисты привлекают к продвижению частных интересов посла своей страны.

Донесение позиции страны до политической элиты иностранного государства также может считаться GR-деятельно­стью. Более того, отечественный бизнес и государство зачастую координируют свои действия на международной арене. GR-функции государства могут осуществлять, например, посольства, служба внешней разведки, фонды, религиозные секты и другие организации. Помимо этого, большое значение имеет запуск собственных СМИ на территории ино­странных государств.

Также GR-технологии используют территориальные единицы государств. Например, в Ярославской области был создан Центр информации и стратегиче­ского планирования 4 . В состав новой структуры вошло уже существующее управление общественных связей, информации и печати, а также вновь созданное управление регионального маркетинга. Основной задачей вновь созданного центра стало формирование имиджа региона в России и за ее пределами с целью привлечения российских и иностранных инвестиций, инноваций и туристов.

Классическими объектами GR являются исполнительная и законодательная ветвь власти. В настоящее время становится очевидным, что судебная власть также является объектом воздействия. Выбор объекта для GR-специалиста определяется характером поставленных задач и кругом вопросов, которые относятся к компетенции того или иного органа власти.

Таким образом, можно признать, что GR способствует сокращению рисков при ведении предпринимательской деятельности в любой из существующих отраслей экономики.

Литература:

1. По версии старшего вице-президента телекоммуникационного холдинга Altimo Кирилла Бабаева.
2. Толстых П. А. GR. Практикум по лоббизму в России. – М, 2007. С. 25.
3. Султанов Д. Лоббизм: как это делается в России // Сайт «Стратагема» (http://www.stratagema.org/lobbizm.php?nws=ds31t2063414134).
4. 27.04.2007 вошел в состав Департамента внутренней политики при Администрации Ярославской области.