Сергей ярышев шереметьево. Новые люди в «Шереметьево»

*** В Шереметьево три новых заместителя гендиректора: юрист, финансист и специалист по развитию. Двое из них были связаны со спецслужбами. В совете директоров аэропорта объясняют кадровые решения усилением команды для реализации масштабной инвестиционной программы.

*** В правлении ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) появились три новых заместителя генерального директора. Замом по правовым и организационным вопросам назначен Александр Ильин, замом по инвестициям и коммерческой деятельности - Сергей Ярышев, заместителем по экономике и финансам - Александр Олейник.

*** С овет директоров Шереметьево одобрил их кандидатуры еще на прошлой неделе, сообщил «Газете.Ru» источник в отрасли. Но аэропорт не публиковал информацию о назначениях. После обращения «Газеты.Ru» в Шереметьево подтвердили кадровые решения и внесли изменения в раздел «Правление» на сайте аэропорта. Назначения состоялись 1 декабря.

*** Е вгений Тумель, ранее работавший заместителем гендиректора МАШ, переведен на должность главного инженера компании, говорит источник. Наталья Дрожжева, проработавшая финансовым директором Шереметьево (без статуса замгендиректора) в течение 10 лет, лишилась должности. Она возглавит комитет по внутреннему аудиту при совете директоров МАШ, пояснил «Газете.Ru» независимый член совета директоров аэропорта Сергей Недорослев.

*** Н а последнем совете директоров обсуждался вопрос о настройке организационно-функциональной структуры в связи со стратегическими вызовами, стоящими перед Шереметьево, сказала Анна Белова, независимый директор МАШ, замдекана Высшей школы менеджмента Высшей школы экономики, возглавляющая комитет по стратегии МАШ.

*** «Р ассматривается процесс объединения с Внуково, поставлена задача по подготовке к приватизации Шереметьево, продолжается процесс интеграции с терминалом D, - напомнила она. - Естественно, необходима оптимизация бизнес-процессов, надо обеспечивать рост стоимости актива перед приватизацией, причем в условиях существенной долговой нагрузки, которая появилась у МАШ после объединения с терминалом D».

*** П еред Шереметьево стоит сейчас множество финансовых вызовов: необходимо, несмотря на долги, приступить к новым инвестиционным проектам, обеспечивающим расширение инфраструктуры; поставлена задача по повышению выручки от неавиационной деятельности, перечислила Белова. «Надо серьезно расширять инфраструктуру аэропорта под задачи стратегического развития базовой авиакомпании «Аэрофлот», - напомнила она.

*** К адровые предложения внес на совет директоров гендиректор Шереметьево Михаил Василенко. «Усиление команды разделяю, - прокомментировала независимый директор, - вопрос подбора команды - это уже компетенция комитета по кадрам и генерального директора».

*** К омитет по кадрам и вознаграждениям совета директоров МАШ возглавляет Зумруд Рустамова, замгендиректора компании «Полиметалл» и супруга вице-премьера Аркадия Дворковича. Из-за конфликта интересов Дворкович, курирующий в правительстве Дмитрия Медведева транспорт, не занимается вопросами Московского авиационного узла. Эта тема осталась за первым вице-премьером Игорем Шуваловым, который, как говорила ранее Рустамова, и пригласил ее в совет директоров МАШ (в 2008 году).

*** Т ри новых заместителя гендиректора появились в Шереметьево еще осенью этого года в качестве помощников и советников руководства компании. Они занимали в ее структуре внештатные должности, утверждает источник «Газеты.Ru».


***
С ергей Ярышев по первому образованию инженер-судомеханик, затем окончил Высшую школу КГБ СССР по специальности юрист-международник. Работал в «Новороссийском морском торговом порту» (НМТП) с 2003 по 2007 год, в том числе с 2006 года - первым заместителем гендиректора - директором поддержки бизнеса. С мая 2007 года возглавлял ОАО «ИПП» (входит в группу НМТП), он депутат заксобрания Краснодарского края 4-го и действующего 5-го созыва от регионального отделения «Единой России». С 1 октября 2012 года - советник гендиректора МАШ.

*** А лександр Олейник работал на различных должностях в финансовой и банковской сферах, в том числе в 2007—2009 годы был советником председателя правления ЗАО «Русский банк развития». В 2009 году назначен заместителем руководителя - начальником управления инвестиционной политики Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы. 13 ноября 2012 года был освобожден от должности по собственной инициативе, сообщается в приказе на сайте московской мэрии. С 14 ноября 2012 года - советник гендиректора группы советников Административного управления МАШ. Брат-близнец Олейника (судя по биографии и фотографиям) Павел Олейник работал вместе с Ярышевым в НМТП (с 2004 года), в частности, с 2007 года был вице-президентом по инвестициям НМТП, но в 2011 году (после того, как группа «Сумма» Зиявудина Магомедова вошла в НМТП) перешел в портовые структуры UCL Holding Владимира Лисина.

*** А лександр Ильин - выпускник юрфака Военного краснознаменного института МО СССР, был следователем военной прокуратуры. С 2004 по 2012 год - управляющий партнер Адвокатского бюро «Ильин, Грибков, Торшин и партнеры», с 1 октября 2012 года - советник гендиректора МАШ.

В последние годы в России все чаще копируют рожденные за рубежом и прекрасно работающие там идеи. Однако перенесенные на отечественную почву, они нечасто дают обильный урожай. Да и редкие всходы оказываются окружены многочисленными сорняками.

Похоже, что та же участь постигла озвученную еще два года назад Владимиром Путиным идею создания современного международного хаба на базе московских аэропортов Шереметьево и Внуково.

Планы по их объединению постоянно срывались. Сначала завершение проекта намечалось на середину 2012 года, потом речь пошла о начале или даже конце нынешнего.

Затем неожиданно забила тревогу «Российская газета», 22 марта 2013 года опубликовав материал «Крестный ход против рейдерства». Чуть позже масла в огонь подлил Андрей Караулов, на всю страну заявивший в своей телепередаче «Момент истины»: «В Шереметьево пришел криминал!»

Наши журналисты решили провести собственное расследование связанных с объединением аэропортов – воздушных границ России – событий.

Все отнять и поделить!

Первый вопрос, на который предстояло ответить: «Почему слово «криминал» в последнее время все чаще звучит в связи с аэропортом Шереметьево?»

Вот что пишет «Российская газета»: «С 2013 года события, связанные с «Шереметьево-Карго», начали разворачиваться в ускоренном темпе. У генерального директора ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» («МАШ») появилось несколько заместителей: замом гендиректора по правовым и организационным вопросам был назначен Александр Ильин, замом по инвестициям и коммерческой деятельности – Сергей Ярышев, заместителем по экономике и финансам – Александр Олейник. Возможно, это совпадение, но с их назначением в ОАО «МАШ» почему-то пышным цветом расцвел настоящий криминал. Горят автомобили и квартиры сотрудников «Шереметьево-Карго». И можно считать чудом то, что пока не дошло до человеческих жертв: поджоги совершаются по ночам, когда в квартирах спят старики и дети» .

А интернет-сайт Vesti-new.ru 16 мая 2013 года опубликовал такой пассаж: «Собственно сам Василенко (гендиректор ОАО «МАШ») уже давно ничего не решает, т.к. окружен командой помощников, состоящей из людей с далеко не чистой репутацией – Сергея Ярышева, Александра Олейника и Александра Ильина, которые, вероятно, гораздо лучше своего официального начальника знают, под кого именно следует готовить приватизацию объединенных активов «Внукова» и «Шереметьева». А еще довольно частым гостем в кабинете Василенко за последнее время стал скандально известный рейдер Юрий Ширманкин» .

Ключевое слово в выложенной на сайте информации – «приватизация». То есть речь, скорее всего, идет о том, чтобы скупить все активы Шереметьево и Внуково. А после того, как все акции аэропортов, включая принадлежащие государству основные пакеты, окажутся в одних руках, их можно будет выгодно продать. Ради колоссальных прибылей частный владелец вряд ли остановится перед тем, что авиахаб – стратегический объект, по сути дела, граница России, и перепродаст его кому угодно.

С появлением в Шереметьево новых фигур неизвестные люди начали скупку принадлежащих трудовому коллективу акций ОАО «Шереметьево-Карго». Поджоги, судя по всему, должны были убедить несговорчивых в том, что продажа принадлежащих им ценных бумаг даст им большие «выгоды».

В том же 2012 году, когда в ОАО «МАШ» начали работать Ярышев, Олейник и Ильин, в совет директоров акционерного общества вошел Сергей Недорослев, председатель совета директоров и основатель группы компаний «Каскол». Учрежденная в 1988 году, она довольно быстро приобрела крупные пакеты акций ряда крупнейших отечественных предприятий судостроительной и аэрокосмической отраслей, гидроэнергетики и других сфер экономической деятельности. Но заподозрить Сергея Недорослева в причастности к поджогам или скупке акций работающих в Шереметьево коммерческих структур невозможно. Его задача, скорее всего, – решать стратегические вопросы объединения аэропортов.

Заметим, что на территории Шереметьево сегодня работают порядка 300 коммерческих структур. Интересно, их сотрудникам тоже стоит опасаться поджогов? Впрочем, у грузовых компаний ООО «Аэропорт Москва» и ООО «Экспресс-Сервис» проблемы уже начались. Судя по всему, вот-вот грядет и передел топливозаправочного бизнеса.

Вряд ли Президент России Владимир Путин, ставя задачу объединения аэропортов и превращения их в современный транспортный хаб, предполагал, что решаться она будет такими методами.

Генеральный директор ОАО «МАШ» Михаил Василенко, не первый год возглавляющий крупнейший авиакомплекс России, с некоторых пор ничего не решает. Он оказался окружен командой куда более авторитетных, чем он, помощников. Это Александр Ильин, Александр Олейник, Сергей Ярышев (на фото вверху – слева направо). Они гораздо лучше своего номинального начальника знают, как следует готовить приватизацию объединенных активов Шереметьево и Внуково.

Люди с биографией

Читатель спросит, почему превращение Шереметьево в территорию криминала некоторые наблюдатели связывают с именами Сергея Ярышева, Александра Олейника, Александра Ильина и Юрия Ширманкина? Ответ на этот вопрос можно найти в прошлом этих людей.

Сергей Ярышев до недавнего времени занимал относительно скромную должность директора по безопасности Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Именно во время его пребывания на этом посту был снят с должности генеральный директор ОАО «НМТП» Владимир Ковбасюк, а неизвестные лица в течение нескольких лет старательно скупали акции предприятия. В результате фактическими владельцами порта стали бывший председатель совета директоров Александр Пономаренко и Аркадий Ротенберг, его партнер по бизнесу. Не остался внакладе и Александр Скоробогатько, депутат Госдумы, попадавший туда то по квоте ЛДПР, то по списку «Единой России». В особом пристрастии к законотворчеству замечен не был, но в Новороссийск, дабы разрешать конфликты в НМТП, выезжал регулярно.

До начала своей политической карьеры Скоробогатько, по некоторым данным, вместе с Александром Пономаренко занимался мелким бизнесом в Крыму – производил и сбывал полиэтиленовые пакеты и парфюмерную продукцию. Однако, если верить книге Константина Чернецова «Крым бандитский», он входил в состав организованной преступной группировки. Причем, если Александр Пономаренко, который был чемпионом Украины по боксу среди юниоров, в оперативных источниках якобы значился как Пономарь, то Александр Скоробогатько, кандидат в мастера спорта по дзюдо и самбо, гордо именовался Чемпионом.

На апрель 2010 года НМТП наполовину принадлежал зарегистрированной на Британских Виргинских островах компании Kadina Limited, которую контролируют Александр Пономаренко, Аркадий Ротенберг и Александр Скоробогатько.

Продажа активов НМТП, которая осуществлялась через офшор на Кипре, по некоторым данным, принесла трем партнерам по ОАО «Инвестиционная компания TПС» свыше 2 миллиардов долларов. Это позволило Александру Пономаренко приобрести фешенебельный гостиничный комплекс, известный как «Дворец Путина». Может быть, за неоценимую помощь в приобретении акций Новороссийского морского торгового порта Сергей Ярышев сначала получил должность заместителя генерального директора НМТП, а затем оказался в Шереметьево? Все это и наталкивает на мысль об интересе Пономаренко, Ротенберга и Скоробогатько к активам создаваемого Московского авиационного узла. В пользу их заинтересованности в активах ОАО «МАШ» говорят и давние связи с экс-министром транспорта России Игорем Левитиным. Те годы, когда Левитин возглавлял Минтранс, а параллельно возглавлял совет директоров ОАО «МАШ», пришлись на время активной борьбы за контроль над НМТП.

В этот период министерство транспорта со странной формулировкой «на разработку обоснования инвестиций» перечислило порту 327 миллионов рублей, а также заключило ряд договоров о сотрудничестве с НМТП.

Кстати, удалось проследить и связи Сергея Ярышева с облагодетельствованной Минтрансом «Инвестиционной компанией TПС». Его сын работает в ней главным специалистом управления разработки бизнес-планов.

Трое из ларца

Александр Олейник пришел на работу в Шереметьево из «Русского банка развития», который имеет непосредственное отношение к компании «Нерль». У этого предприятия широкий круг интересов – Савеловский рынок в Москве, сеть отелей Azimut, подмосковные земли.

Павел Олейник, брат нынешнего заместителя генерального директора ОАО «МАШ» по экономике и финансам, работал вместе с Сергеем Ярышевым в НМТП, бок о бок с Александром Пономаренко трудился в совете директоров «Инвестиционной компании ТПС», руководил ее стивидорным дивизионом.

Вывод напрашивается простой. Новые заместители Михаила Василенко – люди, возможно, имеющие недостаточный опыт работы в транспортных предприятиях и уж тем более не имеющие знаний о возможных способах их развития. Зато хорошо знающие, как, практически не выходя за рамки действующего законодательства, создавать предпосылки для смены собственников на тех или иных предприятиях.

Появление в Шереметьево Ярышева, Олейника и Ильина официально объяснили необходимостью масштабных инвестиций, связанных с возможным объединением Внуково, Домодедово и Шереметьево в одну управляющую компанию.

Самое интересное, что генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» Михаил Василенко, как только стало известно о появлении у него трех новых заместителей, тут же открестился от своей причастности к их назначению. Хотя именно он вносил их кандидатуры на утверждение в совет директоров.

– Усиление команды разделяю, – заявил он, – но вопрос подбора команды – это уже компетенция комитета по кадрам и генерального директора.

Комитетом по кадрам и вознаграждениям в совете директоров ОАО «МАШ» руководит Зумруд Рустамова. Она – заместитель генерального директора компании «Полиметалл», которая занимается добычей золота. И, кроме того, жена вице-премьера Аркадия Дворковича.

Как уверяли эксперты до второго пришествия в Кремль Владимира Путина, активы создающегося в Подмосковье современного авиационного хаба, скорее всего, попадут в руки Игоря Левитина. Сегодня такое развитие событий маловероятно. Возможно, новые замы Михаила Василенко сделают все возможное, чтобы активы нового предприятия попали в руки Ротенберга и его партнеров по бизнесу.

Имеющий неоднозначную репутацию Юрий Ширманкин (на фото слева слева) – частый гость в кабинетах топ-менеджеров ОАО «МАШ», где он вместе с ними решает судьбу главного аэропорта страны. Сергей Недорослев (на фото в центре) – влиятельный член совета директоров ОАО «МАШ». Фамилия бывшего министра транспорта Игоря Левитина (на фото справа) также нередко склоняется в разговорах о будущей судьбе Шереметьево.

Понятие безопасности и защищенности для среднестатистического человека зачастую бывает далёким, даже несколько чужеродным, будто находящемся в параллельной вселенной. Отдаленным гулом ощущаются сводки происшествий в новостных лентах, чем-то неестественным, будто из параллельной вселенной, кажутся новости о страданиях и горе людей. Вроде умом понимаешь, что все описываемое происходит на той же планете, на которой ты живешь сам, но эмоционально осознать это сложнее.

А ведь вопросы безопасности касаются каждого из нас, без исключения. Я постоянно думаю об этом, когда отправляюсь в очередную командировку и, сидя в кресле авиалайнера, смотрю на взлетное поле.

К примеру, безопасность в аэропорту Шереметьево обеспечивает компания «АэроМАШ-АБ». Что в Шереметьево с безопасностью? Из относительно прогремевшего можно вспомнить угон автобуса прямо на летном поле, или, к примеру, поездки нетрезвого должностного лица прямо по взлетным полосам на автомобиле. Можно копнуть чуть глубже, и вспомнить, как сотрудники Аэромаш-АБ принимали наркотики прямо на рабочих местах - информация об этом также упоминается в СМИ… В общем, есть что вспомнить. Например, застуканного работника, спавшего в рабочее время вместо поиска взрывчатки в багаже

Генеральный директор компании ныне - некий Сергей Николаевич Ярышев, член партии «Единая Россия», депутат Законодательного собрания Краснодарского края (видимо, работа в Московском аэропорту помогает лучше защищать интересы жителей Кубани - легче к ним летать, например…) В прессе фамилию Ярышева связывают с частными собственниками аэропорта Шереметьево, и это неудивительно - Сергей Николаевич пришел в правление аэропорта аккурат перед его «приватизацией», а за несколько лет до этого он также присутствовал в числе руководителей Новороссийского Морского Торгового Порта, как раз во время наращивания нынешними собственниками аэропорта своей доли в морском порту Новороссийска. Похожий почерк… Совпадение? Не верится. В общем, человек не чужой. И явно полезный.

Вот только когда видишь подобные биографии, сразу возникает вопрос - человека назначили на этот прост для реального управления безопасностью, или с иными целями? Нельзя забывать о том, что происходящее в аэропорту все чаще называют метким термином «монополизация». Посудите сами - частично принадлежа аэропорту, компания Аэромаш-АБ получила «зеленый» свет на работу, и активно навязывает свои услуги всем, кто имеет хоть какое-то отношение к работе аэропорта «Шереметьево». Вот только не все готовы отдать порту заботы о безопасности своей деятельности. Не забывайте, что любые услуги стоят денег, а услуги компании, имеющей протекцию со стороны администрации, как подсказывает нам логика, всегда будут дороже чем услуги, оказываемые в условиях реальной рыночной конкуренции. Зачем стараться, снижать цены и улучшать условия, если за тебя всегда замолвят словечко?

В самой администрации порта за безопасность отвечают ряд должностных лиц, в том числе заместитель генерального директора АО «МАШ» по транспортной безопасности Виктор Ермаков, который периодически информирует работающие в аэропорту организации о необходимости более тесного сотрудничества с Аэромашем. А кто не захочет «дружить» с избранными и рекомендованными и платить им деньги - тот, соответственно, подозрительное лицо, к которому нужно относиться построже. Не так ли?

Даже если не вспоминать про наркоманов, спящих сотрудников, угоны и гонки по взлетным полосам, монополизм и административные меры воздействия, можно спросить - а как именно организованы услуги по оказанию безопасности? Может быть существует какая-нибудь уникальная система контроля, по аналогии с Израильскими аэропортами, или внедрены свои уникальные стандарты?

Может быть где-то и есть нечто подобное, но увы, все, что я видел - это ставка на рентгеновские досмотровые установки (да да, те самые, за которыми периодически спят). Как мы понимаем, сами по себе установки не могут быть панацеей в области безопасности, они могут быть лишь эффективным звеном единой системы. Впрочем, ответ о причине такой любви к этой технике лежит на поверхности - одним из учредителей «АэроМАШа» является английская компания, занимающаяся поставкой технических средств досмотра.

К слову, вторым собственником «Аэромаш-АБ» является «Аэрофлот». Доли с «Шереметьево» в компании у них равные, но генеральный директор - ставленник собственников аэропорта. Для нас это пища в области размышлений «кто в этих отношениях главнее». Действительно, взаимодействие аэропорта и авиакомпании с момента прихода олигархов стало тихим, спокойным и мирным. И если раньше генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев на всю страну угрожал снять генерального директора «Шереметьево» Михаила Василенко, и последнему приходилось подписывать запрашиваемые документы, то теперь подобных конфликтов - по крайней мере, в публичной плоскости - не возникает, а аэропорт может спокойно решать не только чисто свои, но и частично «Аэрофлотовские» дела, руководствуясь своими интересами…

Есть еще несколько моментов, на которые хотелось бы обратить внимание. Я уже много говорил про авиационную безопасность, но не учел, что у среднестатистического человека, услышавшего этот термин, в голове представляется исключительно пассажирский чемодан, набитый взрывчаткой. А ведь это - всего лишь часть огромного комплекса…

Вот смотрите, простой пример. Несколько лет назад работники принадлежащего олигархам грузового центра «Москва Карго» (сейчас он «влит» в аэропорт, который уже также принадлежит тем же олигархам) допустили ошибку при загрузке воздушного судна, из-за чего груз, сорвавшись, с силой ударил прямо по системе вентиляции пассажирского самолета. К счастью, критических повреждений воздушному судну нанесено не было, но оно еще долго стояло в ремонте после этого случая…

Скажите, относится это к безопасности? Конечно! Это напрямую - безопасность пассажиров, людей, которые доверили авиакомпании свои жизни. Недосмотреть в любом из тысяч сложнейших аспектов - значит подвергнуть риску полет!

Упорная ставка на рентгеновские аппараты и переоценка их значимости приводит к такому уродливому явлению в безопасности, как рубежность. Рубежность в обеспечении безопасности стратегического объекта в наше время недопустима. Посудите сами - помните тот же теракт в Домодедово? Он был произведен как раз на одном из рубежей. Террористы достигли своей цели, было много жертв, общественная реакция…

Есть множество способов незаконного воздействия на имеющие отношение к полету воздушного судна предметы меж этих рубежей. Помните взрыв нашего лайнера над Синайским полуостровом? СМИ писали, что замаскированную под банку газировки бомбу подложил технический персонал. Как от подобного убережет рентгеновский аппарат для досмотра пассажирского багажа? В лайнер кроме чемоданов еще идет питание, снаряжение, груз, топливо, почта, его моют и убирают, откачивают отходы, проверяют техническое состояние…

Система безопасности должна выстраиваться с упором на взаимодействие всех участников аэропортовой деятельности. И это взаимодействие должно кардинально отличаться от аутсорсинга и передачи сторонней компании ряда функций по осуществлению безопасности «для галочки».

Пока же вместо этого бизнесу, участвующему в работе аэропорта, настоятельно рекомендуют платить деньги за обеспечение безопасности одной конкретной компании, и надеяться, что больше никто не будет спать за рентгеновской установкой и употреблять наркотики прямо на рабочем месте. Никто не будет выстраивать взаимодействие, начинать работу над безопасностью еще на «дальних рубежах», проводить общие мероприятия, углубленные аудиты - все это не входит в тариф. В тариф входит прогнать чемодан через аппарат и со скучающим видом постоять на стоянке, пока вокруг самолета суетятся десятки людей со снаряжением.

«Родители против наркомании» - движение, импульс которому почти десять лет назад придали активные общественные деятели Новороссийска во главе с Сергеем ЯРЫШЕВЫМ. Создатели этой общественной организации на борьбу с негативными тенденциями в подростковой и молодежной среде выставили тогда свой козырь - спорт. Насколько действенным оказался этот метод и что еще необходимо для того, чтобы победить зло, войну которому объявили краевые власти, об этом сегодня рассказывает лидер движения «Родители против наркомании» депутат ЗСК Сергей Ярышев.

Сергей Николаевич, сегодня одной из главных задач местной власти является реализация краевого закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», так называемого «детского закона». И, пожалуй, самой действенной мерой остается «переключение» подростков с улицы на занятия спортом. То, что сегодня от общества требуют власти, вы на добровольных началах стали делать еще десять лет назад. Кстати, появление организации «Родители против наркомании» многими воспринималось как пункт вашей предвыборной программы. Вы как к этому относились?

Любое действие, которое человек совершает не по долгу службы, рассматривается обществом двояко. Либо признает в нем мецената, но для этого надо быть Саввой Морозовым, либо ищет в его поступке конъюнктуру. В современном обществе любой порыв принято истолковывать выгодой.

И, согласитесь, сегодня не так много проектов, направленных на улучшение жизни в обществе, по зову души осуществляют люди, которые умеют зарабатывать деньги и строят успешную карьеру. Думать о других - не всем дано. Зато многие считают себя вправе думать ЗА других. И обсуждать чужие неудачи.

Что касается нашего движения, то оно появилось вполне естественным образом. Не искусственно. Тогда, в 2002 году, упразднилось спортивное общество «Профсоюзы», прекратилось финансирование многих секций, некоторые детские тренеры стали искать себе другое применение в жизни. На тот момент я не был депутатом, занимал должность вице-президента новороссийского пароходства и старался все сделать для того, чтобы сохранить в городе уникальную школу джиу-джитсу, где занимался мой сын.

Мы добились помещения для занятий. В подвале 33-й школы силами тренеров и воспитанников федерации джиу-джитсу был построен отличный спортивный зал с раздевалками и душевыми. Помещение высотой всего в полтора метра ребята углубили вдвое. Землю, можно сказать, руками рыли - так жаждали заниматься боевыми искусствами. Потом за помощью обратились тренеры школы самбо. Вскоре к нашей организации, которая обрела юридический статус, примкнули секции таеквондо, гимнастики, прыжков на батуте, стрельбы из лука… Оплата за тренировки была минимальной, для многих детей существовали льготы. Сегодня под эгидой общественной организации «Родители против наркомании» действуют десятки спортивных и даже творческих коллективов. Причем не только в Новороссийске. У нас есть филиалы в других городах и станицах края.

И какую бы должность я все эти годы ни занимал, постоянно находил возможность поддерживать тренеров и спортсменов. Мне это близко. Я всю жизнь спортом занимаюсь и считаю, что это самый действенный способ отвлечь детей от улицы. Ничто не отвлекает так от дурных мыслей, как физическая нагрузка, только она должна быть интересной. Не по принуждению. Значит, подростка просто нужно увлечь. Ребенок, почувствовавший вкус спортивных побед, я уверен, никогда не вырастет наркоманом.

- А как появилось название - «Родители против наркомании»?

В некоторых семьях родители разрешают подросткам курить и даже сами пиво им наливают, но никто из родителей не хочет, чтобы его ребенок стал наркоманом. От одной мысли об этом многих охватывает ужас. И все думают: как уберечь детей от тех, кто может предложить им попробовать это зло.

А только всего и надо, чтобы в свободное от учебы время подростков окружали надежные люди. Тренер может выбрать жесткий способ воспитания, но плохому он не научит - точно.

Когда подросток дурака валяет, многие родители винят в этом школу. По их мнению, воспитанием их детей должны заниматься учителя, ведь самим им некогда - они с утра до ночи деньги зарабатывают, чтобы обуть, одеть…

Это все отговорки. На собственных детей время найдется всегда. Если не находится - значит, до ребенка вам попросту нет никакого дела.

Ребенок - это часть тебя, твое продолжение, и если тебе нет до него дела, значит, в первую очередь на себя наплевать.

Я всегда был очень занят - в 35 лет уже стал вице-президентом пароходства, и моя жена, несмотря на то, что я вполне обеспечивал семью, тоже всегда работала, но наши дети - дочь и сын - не чувствовали недостатка в родительском внимании.

В нашей семье отношения строятся на любви. Мы с Ириной уже более тридцати лет вместе и ни разу в жизни не отдыхали порознь. Расставались, только когда я в море ходил после окончания «вышки». И даже мысли такой у нас не было - ездить в отпуск по отдельности, да и откуда бы ей взяться - мы не устаем друг от друга. Я молюсь на тот день, когда встретил Иру.

Моя жена продолжает меня восхищать. Например, встала на лыжи и довольно уверенно спускается со мной по сложным трассам. Это я привык к физическим нагрузкам, а Ирина ведь - нет, она музыкант. И лично я не уверен, что сам сегодня, в уже зрелом возрасте, смог бы начать осваивать нечто совершенно новое для себя. А она смогла!

Сергей Николаевич, мне по роду своей деятельности часто приходилось контактировать и с вами, и с Ириной Николаевной (Ирина Ярышева, директор детской музыкальной школы №1 - прим. авт. ). И замечу, еще ни разу не было такого, чтобы вы не упомянули в разговоре о ней, а она - о вас.

Это любовь!

Я вот о чем хотела спросить. Вы поженились в раннем возрасте и долго сохраняете крепкий союз. Сегодня это редкость. Браки распадаются, дети растут в неполных семьях - отсюда и проблемы в обществе. Вы знаете секрет , как сохранить семью?

Секрета нет. Если люди любят друг друга - они вместе, живут во взаимопонимании и уважении, и всегда найдут выход из ситуации, которая может привести к конфликту. Ссоры у всех бывают, но это как раз показатель неравнодушия. А может, мне крупно повезло в жизни: в моей жене есть все, что хочет видеть в женщине мужчина - красота, ум, мудрость, безупречный вкус, умение держать себя. Она очень гармоничный человек.

Мы с Ирой поженились, когда мне только исполнилось двадцать, ей и двадцати не было. Рано, по сегодняшним меркам, стали родителями, и это моя жена научила меня выстраивать отношения с детьми. Не влезать в их жизнь со своими нравоучениями, а деликатно интересоваться их выбором во всем и, если надо, осторожно влиять на него. Мы никогда не оставляли ни сына, ни дочь один на один с проблемой, всегда старались помочь советом. И вырастили хороших детей: у дочери уже своя семья, она подарила нам двоих замечательных внуков, сын окончил МГИМО, занимается бизнесом в Москве, пока не женат. Видимо, ищет жену с такими же достоинствами, как у мамы. Не удивляюсь, что пока не нашел.