С помощью уровня в photoshop. Как использовать Уровни в Photoshop для коррекции цвета и контраста

Когда речь заходит о редактировании изобрежений в Photoshop, то первым делом мы всегда хотим исправить проблемы цвета и тона. Эти проблемы можно решить при помощи инструмента Photoshop «Уровни». Уровни дают возможность скорректировать яркость, контраст и диапазон цвета, задавая положения абсолютно чёрного, абсолютно белого и полутонов на гистограмме. Поскольку гистограмма любой фотографии уникальна, не существует единого способа коррекции уровней для всех ваших фотографий. Понимание принципов, согласно которым корректируются уровни на гистограмме изображения, поможет вам лучше передать тона в итоговом изображении.

Чтобы показать данный иструмент в работе я использовал вот это изображение:

А вот как оно выглядит после обработки в «Уровнях»:

Давайте начнем!

Шаг 1: Настройка уровней по умолчанию

Открываем «Уровни» (Изображение->Коррекция->Уровни). Для этого также можно использовать горячие клавиши Ctrl+L (Win) / Command+L (Mac). В правом нижнем углу Вы увидите 3 иконки с пипетками (черная, серая, и белая). Дважды кликаем на самую правую иконку (белую пипетку).

По умолчанию, это значение 255 для каждого поля «R», «G» и «B», что в Photoshop значит чисто белый. Понижая это значение до 245 поможет нам сохранить детали на белых частях изображения, не позволяя им стать 100% белыми при печати на белой бумаге. Затем кликаем «Ок» и переходим к следующей иконке (черной пипетке):

Дважды кликаем на черную пипетку.

Еще раз Photoshop откроет окошко «Выбор цвета». В этот раз введите значение 10 в каждом из полей R, G и B.

Теперь, когда мы настроили значения черной и белой точки переходим к следующему шагу.

Шаг 2: Находим самые светлые области на изображении

Начнем цветовую и тональную коррекцию с наиболее светлых частей изображения. Для этого нам необходимо сначала их найти. Нажимаем на создание нового корректирующего слоя.

Выбираем Threshold… (изогелия):

Threshold (Изогелия) действительно ничего такого экстраординарного не творит. Он просто разделяет на черное и белое все цвета, которые находятся по разные
стороны заданного порога яркости.

Откроется окно редактирования порога яркости. Если передвинуть бегунок направо, то вы получите полностью черное изображение.

Затем надо сдвигать ползунок до тех пор пока Вы не увидите белые области. Эти области являются наиболее белыми в вашем изображении.

Шаг 3: Поместите маркер внутри белой части изображения

Выбираем из панели инструментов «Цветовой эталон» и кликаем на белую часть изображения зажимая клавишу Shift . После установки маркера вы увидите маленькую цифру 1.

Шаг 4: Поиск наиболее темных частей изображения

По аналогии с поиском белых частей. Передвигаем бегунок слева-направо.

До тех пор пока не появятся темные части изображения:

Шаг 5: Размещаем маркер в темной части изображения:

Также как мы делали с белыми областями, двигаем курсок на темную область изображения. Затем, зажимая клавишу Shift кликаем по темной области. Вы должны увидеть маленькую цифру 2:

Шаг 6: Удаляем корректирующий слой изогелия

Нажимаем на иконку с корзиной в закладке «Коррекция», либо на кнопку «Отмена» в диалоговом окне коррекции.

Шаг 7: Добавляем новый корректирующий слой «Уровни»

Теперь у нас 2 маркера. Первый отмечает самую светлую часть изображения, второй отмечает самую темную часть изображения.

Теперь используем их в уровнях. Для этого создаем новый корректирующий слой:

В этот раз выбираем «Уровни» из списка:

Откроется диалоговое окно «Уровни»:

Шаг 8: Кликаем на белую пипетку

Затем выбираем маркер «1″:

Шаг 9: Кликаем на черную пипетку

Выбираем маркер под номером «2″:

Таким образом в 2 клика мы исправили проблемы цвета и тона. Ниже показано, как выглядело изображение до коррекции (слево) и после (справа).

Шаг 10: Передвигая центральный ползунок делаем изображение ярким

Часто после таких манипуляций изображение выглядит слишком темно. Исправить это можно передвигая бегунок (выделен красным кругом) немного влево:

Посмотреть разницу можно отключая/включая корректирующий слой:

Шаг 11: Удаляем маркеры

Данные маркеры нам больше не нужны. Теперь их можно удалить. Чтобы сделать это выбираем инструмент Цветовой эталон :

И затем нажимаем на «Clear»:

Результат:

Используя корректирующий слой изогелия мы нашли самую светлую, и самую темную точку изображения. Применив данные точки в интрументе «Уровни» мы исправили проблему цвета и тона в изображении. Единственное, что мы не делали это не проводили коррекцию цвета средних тонов. Первая причина почему мы это не делали заключается в том, что цветовая коррекция светлых и темных областей зачастую исправляет любые проблемы цвета средних тонов. Второй причиной является, то что найти серую точку на изображении не так-то и просто. К тому-же этой точки вобще может не быть.

ГЕННАДИЙ МЕЕРГУС
КАК РАБОТАТЬ С УРОВНЯМИ В ADOBE PHOTOSHOP

ГИСТОГРАММА
Чтобы понять уровни, надо сначала понять гистограмму. Выглядит она примерно так:

Рис.1. Гистограмма

Яркостная гистограмма - это такой график, в котором по горизонтали - яркость, от нуля (абсолютно неяркий, черный), до максимума в 255 (абсолютно яркий, белый), а по вертикали - количество точек, имеющих эту яркость. Таким образом:

а. для полностью черного снимка получим тонкий-тонкий столбик слева (много черных точек, и никаких других), для полностью белого - столбик справа, для серого (128) - столбик посередине;
б. для, к примеру, градиента - абсолютно плавного перехода с черного цвета на белый, получим на гистограмме ровный прямоугольник, т.к. там одинаковое количество точек каждой яркости;
в. в большинстве реальных фотографий из реальной жизни получим некую кривую. Если у нее есть видимый горб в левой части гистограммы, значит, в фотографии больше темных тонов, low key. Если в правой части - то значит, она такая светленькая, high key;
г. Если гистограмма не доходит до левого края, значит, в фотографии нет полностью черного тона, а только серый; если не дотягивает до правого - значит нет полностью белого. Если не дотягивает ни до того, ни до другого - значит, фотография в целом серая, вялая;
д. Если горбик гистограммы выглядит состоящим из отдельных «зубчиков» с перерывами между ними, значит в фотографии мало промежуточных тонов, т.е. отдельных тонов в общем мало, фотография контрастная. Если горбик плавный - значит, фотография мягкая, с плавными переходами. Соляризованные фотографии (с предельном малым количеством полутонов или без таковых вообще) выглядят как два-три-четыре тонких столбика всего. Т.е. есть точки такой, такой и такой яркости, а промежуточных между ними - нет. Полностью графичная фотография, с только черными и белыми тонами - два столбика: самый правый и самый левый.

Рис.2. Фотография и ее гистограмма. Горбик в левой части оттого, что снимок в целом темный, low key. Маленькая горка справа соответствует тонам белых цветов.

ЦВЕТНАЯ ГИСТОГРАММА
В общем, то же самое, что и яркостная, только строится отдельно для яркостей в каждом цветовом канале. Т.е. их три - красная, зеленая и синяя. Ну, и смысл в том же: гистограмма в красном канале показывает, сколько есть точек с соответствующим значением в красном канале. Если красная гистограмма сбилась в кучу слева, значит, в фотографии в общем мало красных тонов, вся она в целом цианистая, если синяя - значит, фотография в целом желтовата, и т.п. Если гистограмма синего цвета не доходит до правого края, значит нет такой точки на фотографии, у которой максимум в синем канале. Аналогично, если все три цветовые гистограммы не дотягивают ни до левого, ни до правого краев, значит в фотографии мало насыщенных цветов. Фотография без насыщенных цветов - то, что на языке недовыраженных эмоций называется «блеклая».

Рис.3. Фотография, ее яркостная гистограмма и гистограмма синего канала. Фотография имеет выраженный желтый колорит, поэтому в синем канале гистограмма существенно сдвинута влево.

ЛОГАРИФМИЧНОСТЬ
Человеческое зрение логарифмично (и слух, и остальные чувства - тоже). Это значит, что когда мы видим некую «ступеньку» яркости, то на самом деле имеет место быть умножение, а не сложение. К примеру, картинка полутонов для калибрации мониторов, которую публикуют на многих сайтах, воспринимается нами как ряд одинаковых ступенечек. Мы визуально воспринимаем этот ряд как арифметический, а он на самом деле - логарифмический.
Т.е., то, что мы видим как
А + х = В, В + х = С, С + х = Е, и т.п.
на самом деле является
А * х = В, В * х = С, С * х = Е, и т.п.
То же самое, кстати, с нотами на пианино, ибо слух наш тоже логарифмичен.
УРОВНИ
Когда мы открываем в фотошопе «уровни» (Ctrl-L), мы видим гистограмму нашего снимка, как она есть. Под гистограммой - три движка. Справа - белый, слева - черный, и серый - посередине.
Я могу двигать каждый из них. В чем смысл?

Рис.4. Уровни

Правый край шкалы гистограммы - это точка максимальной яркости (белая). Если моя гистограмма «не дотягивается» до правого края, значит, в моей фотографии нет белых точек. Я беру правый движок (белый) и двигаю его налево. Это говорит фотошопу, что за белую теперь следует принять ту яркость, в которой я остановил движок, а все остальные уровни яркостей следует пересчитать логарифмически.

Т.е. изначально движок стоял на 255, а я его сдвинул на 200. Теперь все точки в моей фотографии, которые имели яркость 200 (если таковые были), будут иметь яркость 255, все, которые были 199 - где-то 253, и т.п. Т.е. фотошоп пересчитает все уровни, даже если у меня не было точек с какой-то яркостью.


Рис.5. Сдвиг белого движка с 255 до 200 - осветление снимка с потерей деталей в светах

А для чего мне нарисовали гистограмму под линейкой уровней? Чтобы я видел, что делаю.
Самая правая точка моей гистограммы соответствует самой яркой точке моей фотографии. Если я придвину правый (белый) движок к ней, то самая яркая точка моей фотографии станет абсолютно белой. А если я буду продолжать двигать движок налево, то даже не самые яркие мои тона станут белыми. А те, которые останутся справа от движка, будут и подавно белыми, т.е. несколько тонов превратятся в один, белый (рис.5). Я начинаю терять полутона в светах. Т.е. чаще всего я не захочу тащить белый движок левее правого края своей гистограммы (см. рис.6).


Рис.6. Сдвиг правого движка до правого края гистограммы. Детали не теряются, т.к. в снимке нет точек, с яркостью больше 170. Контраст снимка увеличиватся.

Совершенно аналогично левый движок (черный). Он определяет, какой уровень моей теперешней фотографии станет абсолютно черным после обработки. Остальные пересчитываются логарифмически. Т.е. я могу вдвигать его внуть, пока не дойду до левого края своей гистограммы, и это будет значить, что самый темный тон моего снимка станет абсолютно черным (если мне это надо, конечно). Двигая его дальше левого края гистограммы, я начинаю терять детали в тенях, т.к. все тона, оставшиеся слева от движка, превращаются в один тон - черный.
Серый движок (посередине) определяет, какой тон будет средне-серым (128). Я могу двигать его вправо или влево. Двигая его вправо, я делаю серыми те тона, которые изначально были светлее серого, т.е. затемняю фотографию. При этом я только перераспределяю тона, черный остается черным, белый - белым, а все промежуточные тона становятся темнее. А когда я двигаю его влево, я делаю серыми те тона, которые были изначально темнее серого, т.е. осветляю фотографию.


Рис.7. Сдвиг среднего движка с 1 до 1.3 - осветление снимка без потери деталей.

Справа от гистограммы есть еще три кнопки с пипетками. Пипетки - это альтернативный способ задать положение движков. Т.е. вместо сдвигания правого (белого) движка до желаемого значения, я могу «взять» правую (белую) пипетку, и «показать» на самом изображении, какой именно тон я желаю превратить в белый. Это абсолютно аналогично сдвигу правого движка до яркости выбранной мною точки, что, в свою очередь, абсолютно то же самое, что вписать значение яркости выбранной мною точки в правое из окошек «Input Levels». Все три способа - вписывание числа в окошко, перемещение движка или показывание пипеткой, делают то же самое - показывают, какой уровень следует принять за белый. Аналогично, средняя (серая) пипетка и среднее окошко соответствуют серому движку, а левая (черная) пипетка и левое окошко - черному движку.

УРОВНИ И КОНТРАСТ
В изначальной фотографии было максимум 256 уровней яркости, от 0 до 255. Вдвигая правый и левый (белый и черный) уровни, я оставляю меньше яркостей, «отсекаю» те, что остались справа от движка, они становятся белыми. Иными словами, работая с правым и левым движками, я невольно делаю снимок контрастнее.
А что происходит с контрастом, когда я двигаю средний движок, напрмер, вправо? Справа от движка становится меньше точек, которые надо распределить по половине диапазона, следовательно там будет меньше уровней яркости, чем было до обработки. А слева - больше точек, которые тоже надо распределить по половине диапазона. Получается, что затемняя фотографию (средний движок - направо), я делаю света контрастнее, а тени - мягче. Аналогично, осветляя фотографию (серый движок - налево), я делаю света мягче, а тени - контрастнее.
Иногда после такой обработки можно увидеть «зубчики» на новой гистограмме.
ВЫХОДНЫЕ УРОВНИ
Под линейкой с тремя движками есть еще градиентная шкала и линейка с двумя движками. Это - операция, противоположная вышеописанной. Т.е. там мы говорили, что некий уровень, который был меньше белого, надо сделать белым. А тут мы говорим, что белый надо занизить до того, на который я поставлю правый движок. Соответственно левый движок показывает, каким станет бывший черный. После такой операции в фотографии не останется полностью белых тонов, снимок станет более серым, более блеклым, но и более мягким, с большим количеством промежуточных тонов.



Рис.8. Сдвиг выходного уровня с 255 до 218. Заметно ослабление контраста, снимок стал более вялым, исчезли белые тона.

Выходные уровни не есть действие, обратное входным уровням. Т.е. если использовал входные уровни, сделал некий цвет белым, то все тона ярче него отбросились, стали белыми. Выходными уровнями я могу сделать этот белый каким-то серым, но потерянные тона и переходы обратно не верну.
А вот наоборот - можно. Выходными уровнями я могу сказать, что белый превращается в серый. ОК, сделано. Потом входными уровнями я могу сказать обратное: возьми этот серый и сделай из него белый. Такой трюк сработает.
ЦВЕТНЫЕ УРОВНИ
Цветные уровни позволяют проводить вышеописанные операции с каждым из трех каналов отдельно. Это неплохой способ исправить (или изменить) баланс цветов. Например, на фотографии желтый оттенок (как часто случается получать из минилабов «Кодак»). Вероятнее всего, в гистограмме синего канала я увижу, что синий цвет не доходит до правого края гистограммы, а сбился в кучу в левой половине. Вдвигая правый движок примерно до края гистограммы я увеличу значение синего до 255 (абсолютный максимум) в тех точках, где оно было максимальное из всех имеющихся на фото. Если имел место цветовой разбаланс, то, после описанной операции со всеми каналами, цвета станут чище и нейтральнее, без выраженных налётов. В хороших фотоаппаратах, с тщательно просчитанными формулами, с помощью уровней иногда даже можно исправить ошибочный баланс белого или скорректировать цветное освещение. А в некоторых - нельзя.:-(В моей предыдущей камере Sony D770 ошибка в балансе белого была равносильна выбрасыванию снимка. Приходилось таскать с собой серую карту и все время измерять цвет освещения перед началом съемки. В теперешней - Olympus E-20 - установка баланса белого на глаз срабатывает четко, и даже в случае ошибки иногда можно исправить. В общем случае, на это нельзя полагаться. Баланс белого надо выставлять аккуратно. Но это я отвлекся.



Рис.9. Усиление оранжевого колорита путем сдвига влево среднего движка в красном канале

АВТО-УРОВНИ
Команда AutoLevels (ctrl-shift-L) делает следующее: в каждом из цветовых каналов, придвигает правый движок к правой границе гистограммы, а левый - к левой границе. Т.е. «подчищает» цвета в снимке. Чаще всего это визуально улучшает снимок, особенно после глупого сканирования неопытным чайником. Цвета становятся визуально чище, снимок, чаще всего, становится ярче и сочнее. Это потому, что теперь снимок использует весь доступный диапазон яркостей. Т.е. точка с максимумом красного теперь стала полностью красной, и т.п. Точка, в которой все цвета были на максимуме по снимку, стала однотонной нейтральной, вероятно, белой, хотя не факт, ибо эта операция работает с каждым цветовым каналом отдельно, но не трогает канал яркости.

Рис.10. Снимок до и после операции «Авто-уровни». Отчетливо видно, что операция чрезмерно повысила контраст. В данном случае, недодержка была намеренной, экспозиция определялась точечно по белому цветку (push-процесс). Доводка данного снимка, разумеется, предполагает более тонкие инструменты, чем авто-уровни.

Но, как всегда, есть «но». Во-первых, если снимок имел выраженный колорит, то теперь он его иметь не будет, т.к. фотошоп «растянет» гистограммы недопроработанных цветовых уровней (см. рис.11). Во-вторых, если снимок по определению не содержал каких-то тонов, темных или светлых, то авто-уровни его угробят. Если фотография состояла из веселенького серенького цвета в белые крапинки, то теперь это будут белые крапинки на черном фоне. А если это были серенькие звездочки на черном фоне, то теперь это будут беленькие звездочки. Ну, и в-третьих, как мы уже сказали, использовение уровней увеличивает контраст, что не всегда желательно.

Рис.11. Авто-уровни «убили» розовый закатный колорит снимка (самый яркий тон фотографии стал белым).

Еще одна проблема авто-уровней - граничные значения. Фотошоп «не видит» гистограммы, он «вслепую» определяет ее край: просто «вдвигает» движки уровней внутрь, пока не обнаружит какое-то количество тонов, которые слились. Т.е. эта операция обладает некоей погрешностью и при ней некие полутона в цветах и тенях неизбежно теряются. В принципе, зная, как он это делает, всегда можно вручную и на глаз сделать это точнее и тоньше, чем автоматически. Кроме того, вручную можно сохранить колорит, не трогать определенный канал, или в каком-то канале не подводить движок вплотную к краю гистограммы, а оставить его на некотором расстоянии, короче, поиграться (до полного творческого удовлетворения).
УРОВНИ В ЧЕРНО-БЕЛЫХ ФОТО
В черно-белых фотографиях, а особенно - в портретах, следует проявить некую осторожность с уровнями. Например, человек сфотографирован на фоне неба. Смело хватаем уровень и приводим его к правой границе гистограммы. Небо стало абсолютно белым, снимок стал ярче, красивее. А если человек был на фоне стены, и стена оказалась плотнее (т.е. темнее) лба человека? То самым светлым местом на фотографии станет лоб человека, и именно его мы сделаем абсолютно белым. Получится такая белая «плешь», абсолютно без деталей, которую фотографы тактично именуют «блик». На черно-белых фотографиях есть только один канал. Часто приходится видеть снимки с абсолютно белыми бликами на руках, ногах, плечах, животах, лбах и щеках. Полутона, «ушедшие в блик», не вернуть. Тут уместнее всего «играться», т.е. подводить уровень не к самому правому краю гистограммы, а оставлять в некоем отдалении, так, чтобы желаемый лоб (плечо, рука, бедро) оставался узнаваемого миленького такого серенького телесного тона, а не становился белым. Аналогично с черным. Следует помнить, что исправить уже ничего нельзя будет.

Рис.12. Уровни в черно-белом снимке. В данном снимке, при работе с уровнями не следует придвигать белый движок к правой границе гистограммы, т.к. самым ярким тоном является блик на щеке модели и мы не хотим, чтобы он стал абсолютно белым.

УРОВНИ ПРИ СКАНИРОВАНИИ
Многие сканеры тоже имеют панельку для управления уровнями. Смысл, в общем, в том же: опираясь на окошко предварительного просмотра, Вы «сообщаете» сканеру, какой цвет считать белым, какой - черным, а какой - средне-серым.
Это очень важно, т.к. сканер соответственно пересчитает яркости. Если ему этого не сказать, то он может сделать самый яркий цвет в снимке каким-то блекло серым, и все это только потому, что крышка сканера или рамка фотографии (принятая сканером за точку отсчета) была ярче, чем тот объект, который Вы считаете самым ярким, и который должен быть самым ярким.
Есть интересное отличие: в фотошопе, вдвигание движков уровней внутрь делало снимок контрастнее, т.к. заставляло перераспределять меньшее количество уровней в большем диапазоне. При сканировании - наоборот. Мы говорим, какая точка самая яркая, какая - самая темная, а остаток распределяется сканером на 256 уровней. Т.е. мы задаем меньший интервал яркостей, который должен разложиться на те же 256 полутонов. Значит, работая с уровнями при сканировании, мы делаем фотографию мягче, а не контрастнее, делаем в ней больше полутонов.
УРОВНИ В CMYK
До сих пор, чтобы каждый раз не оговариваться, я говорил про уровни в аддитивной системе (RGB). В субтрактивной системе мы не складываем цвета, получая в сумме белый, а вычитаем их из белого, получая черный, когда все вычтено. Поэтому в CMYK все панели, кроме яркости, выглядят наоборот. Т.е. самый темный уровень - справа, а светлый - слева. Движок влево - затемнение, движок вправо - осветление. Ну, и соответственно, уровни считаются не в абсолютной шкале, от белого 0 до черного 255, а в относительной, от 0 до 100%. 0% - белый цвет, которого ничего не вычтено. 100% - черный, из которого все вычтено, ничего не осталось. В панели яркости все остается, как прежде.
УРОВНИ И АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ЯРКОСТЬ
Арифметическая яркость (brightness) - это гнусная функция, сделанная глупыми компьютерщиками, ничего не понимающими в логарифмичности нашего зрения. Когда мы достаем какую-то дряную программку, сделанную программером дома на коленках в свободное от тетриса время, и там увеличиваем яркость, то программка просто гордо прибавляет какое-то значение к яркости в каждой точке. Стал ли снимок от этого светлее? Это еще как сказать. Если в снимке были белые точки, то прибавив к их яркости какое-то число, мы вывели их за 255, т.е. они остались белыми. Если были какие-то «почти белые» точки, то они тоже могли выйти за 255, т.е. слились с теми, которые и без того были белыми. Т.е. мы теряем полутона практически сразу.
А что еще? А еще, если у нас были, допустим, черные точки, то после прибавления к ним некого числа, они стали не совсем черными, а темно-серыми. А главное, снимок не станет визуально светлее, т.к. логарифмическая разность самого светлого и самого темного не поменяется, а только сдвинется. Зато сразу появятся шумы. Аналогично в другую сторону. Короче, арифметическая яркость всегда портит снимок, делает его серее, сбивает баланс цветов и всегда теряет полутона либо в светах, либо в тенях.
А для чего же эта функция есть в фотошопе? Ну, например, для коррекции. Преобразование в CMYK и обратно делается по формулам близким к k/x+b, т.е. результат преобразования может получиться сдвинутым, и тогда арифметической яркостью можно вернуть изображение в нужный диапазон, а потом - «лечить» его уровнями. А еще мы не всегда работаем в RGB и CMYK, есть другие пространства, где у яркости другой смысл.
Главное, что «арифметическая яркость» - это не инструмент осветления и затемнения, ибо таковым является Levels - уровни.

Рис.13. Арифметическая яркость. Увеличение арифметической яркости привело к исчезновению деталей в светах (облака). Общий контраст снимка уменьшается.

КРИВЫЕ
Кривые, это, в общем, те же уровни, только с бОльшим контролем над процессом. Когда я говорил про движки, я упомянул, что мы задаем уровень для белого, серого и черного, а остальные пересчитываются логарифмически. В «кривых» можно управлять тем, по какому закону перераспределяются яркости, т.е. прямо задавать передаточную функцию между тем, что есть, и тем, что хочется. По оси Х - существующие яркости (то, что есть), по оси Y - то, во что их надо перевести (то, что хочется). Вдоль обеих осей нарисованы градиенты, показывающие плотность в каждом данном Х и Y. Форму кривой можно менять путем расставления и «перетаскивания» по ней точек перегибов. Фотошоп даже не рисует при этом гистограмму на фоне (некоторые другие программы - рисуют), т.к. эта операция настолько хирургическая, что практически всегда необходимо отслеживать по реальному экрану, что же там происходит. Эта операция часто используется в полиграфии для тонкой коррекции тонов, выводимых принтером, или при сканировании.
Кривые - более тонкий и чувствительный инструмент, чем уровни, и его обсуждение выходит за рамки данного изложения.

Имеют в своем арсенале множество различных инструментов редактирования, умелое использование которых поможет создать истинный фотошедевр. Но среди них есть несколько важнейших, без которых не обойдется редактирование практически ни одной фотографии. Сегодня поговорим об одном из таких инструментов - Уровнях. У каждого фотографа со временем вырабатывается свой алгоритм редактирования снимков. Что касается меня, первым делом, открыв фотографию в Photoshop или Lightroom, я смотрю на экспозицию. На этом этапе, если экспозиция требует исправления, я использую инструмент Тени/Света (Shadow/Highlights ), а затем приступаю к корректировке Уровней (Levels ).

Что из себя представляет инструмент Уровни?

Этот инструмент позволяет корректировать тональный диапазон изображения, а также его цветовой баланс. Таким образом, использование инструмента Уровни позволяет не только изменять экспозицию, но и корректировать цвета. Конечно, в Photoshop есть и другие инструменты, способные справится с этими задачами, но именно через Уровни это делается очень просто и быстро.
В этом инструменте используется гистограмма, чтобы дать наглядное представление о тональном диапазоне редактируемого изображения. Теоретический и практический разбор гистограммы заслуживает отдельной статьи, но главное, что необходимо знать о ней - не существует правильного или неправильного рисунка гистограммы. В инструменте Уровни гистограмма представлена в виде графика с числовым диапазоном от 0 до 255, где 0 - это черный цвет, а 255 - белый. Таким образом, пиксели, расположенные, в крайних точках являются абсолютно черными или белыми, не несущими никакой дополнительной информации для детализации. Говоря о гистограмме в целом, если она смещена влево, то это значит, что в вашем изображении преобладают темные пиксели и, возможно, снимок недоэкспонирован. Соответственно значительное смещение гистограммы вправо может свидетельствовать о переэкспонированном изображении. Средний ползунок регулирует средние тона или, проще говоря, общую гамму. Все пиксели, которые не соответствуют крайним значениям диапазона 0-255, попадают именно в эту категорию.

Как работают Уровни в Photoshop?

Часто после открытия инструмента Уровни возникает инстинктивное желание сделать снимок ярче с помощью среднего ползунка. Это может принести желаемый результат, но я бы посоветовал сначала внимательно присмотреться к изображению на наличие доминирующего оттенка. Зачастую, если имеется такой преобладающий цвет или оттенок, он является нежелательным. Например, на свадебном фото, снятом в пасмурную погоду, белое платье невесты может иметь синий оттенок, от которого хотелось бы избавиться. В то же время теплый оранжевый оттенок, в котором купается вся сцена на фотографии летнего заката, несет в себе атмосферность и избавляться от него вряд ли захочется. Найти подобные цветовые оттенки проще всего на светлых участках снимка и, особенно, тех, которые должны быть белыми. В зависимости от освещения в момент съемки оттенок может быть зеленым, пурпурным, синим, желтым, оранжевым или чем-то средним между этими цветами.

Как использовать Уровни в Photoshop?

Применять этот инструмент можно к любому изображению, которое нуждается в корректировке контраста или цветового баланса. Например, как этот снимок штурмовика с киновселенной Звездных Войн. Итак:
1 . Открываем нужное изображение в Photoshop.
2 . Нажимаем иконку нового корректировочного слоя внизу панели Слои и создаем слой Уровни, или жмем на иконку Уровни на панели Коррекция, которая находится сразу над панелью Слои.

Шаг 1 - Если вам нужно сделать цветокоррекцию

Если ваше изображение имеет нежелательный цветовой оттенок, выполните следующие действия:
1 . В списке рабочих каналов (по умолчанию RGB) поочередно выбирайте каждый канал (Красный, Зеленый, Синий) по отдельности и передвигайте черный и белый ползунки к тем участкам гистограммы, где она начинает двигаться вверх. Если на изображении нет подобных оттенков, гистограмма на всех каналах будет соприкасаться с краями. Поскольку на рассматриваемом нами снимке нежелательный оттенок был, вот как выглядела гистограмма на зеленом канале. На следующем скриншоте красным цветом выделены участки гистограммы, которые не несли никакой информации о цвете. Перемещение черного и белого ползунков по описанному выше принципу нивелировало нежелательный оттенок.
2 . В процессе подобной корректировки вы заметите, как изображение будет приобретать очень сильные цветовые оттенки того канала, с которым вы работаете в данный момент. Не пугайтесь, цвета нормализируются, как только вы проделаете эту процедуру на всех каналах.
3 . После коррекции цвета на каждом из трех каналов можно приступать к настройке экспозиции и контрастности.

Шаг 2 - Настройка экспозиции и контрастности

Как мы уже говорили, с помощью Уровней также можно легко и быстро корректировать экспозицию и контрастность. Другими словами, с помощью этого инструмента можно делать света, тени и средние тона светлее или темнее. Вот как это делается:
1 . Перемещаем белый ползунок от правого края к началу роста гистограммы на канале RGB. То же самое делаем и с черным ползунком слева. Но будьте внимательны, чтобы не загнать светлые участки в пересвет, а тени не провалить в темноту. Для контроля за "выпадающими" пикселями удерживайте клавишу ALT в то время, как двигаете черный и белый ползунки.
2 . Последним шагом в быстрой настройке уровней будет регулировка среднего ползунка на том же RGB канале. Таким образом регулируется контрастность изображения.

  1. Как и в случае с любым другим инструментом, используя Уровни, не забывайте о чувстве меры.
  2. Не спешите вносить кардинальные изменения. Начните с малого, абстрагируйтесь, посмотрите на результат и лишь затем усиливайте те или иные эффекты, если вам покажется это действительно необходимым.
  3. Проверяйте с помощью клавиши ALT не теряете ли вы слишком много деталей на светлых участках и в тенях, корректируя гистограмму.
  4. Добавьте немного контраста с помощью Уровней, это сделает цвета ярче, а рисунок интересней и живее.

В целом Уровни в Photoshop - это мощный инструмент редактирования, а его простота в использовании позволяет прибегать к нему в процессе обработки практически каждой фотографии без больших затрат времени. Немного практики и вы научитесь интуитивно чувствовать этот инструмент и видеть, где и как его можно использовать на той или иной фотографии.

ЗНАКОМСТВО

В этом уроке мы познакомимся и разберемся, как работают «Уровни» в программе Photoshop.

Не смотря на то, что «Уровни» в использовании интуитивны и просты, они скрывают в себе большие возможности.

Какие именно, попытаемся разобраться.

Создать корректирующий слой «Уровни» по традиции в программе Photoshop можно несколькими путями:

1. На панели «Слои», внизу, нажать на кнопку «Создать новый корректирующий слой или слой-заливку» и в списке выбрать «Уровни».

Создание корректирующего слоя подтверждается образованием слоя «Уровни» на палитре слоев.

2. На панели «Коррекция» выбрать иконку «Уровни».

3. В меню «Слои» на строке «Новый корректирующий слой», выбрать пункт «Уровни».


Отличием этого способа является то, что после вызова «Уровней» появляется окно, в котором можно задать имя этого корректирующего слоя, использовать его в качестве обтравочной маски, выделить слой определенным цветом и что самое интересное сразу применить режим наложения и изменить непрозрачность.


При создании корректирующего слоя, открывается панель «Свойства».

Если вдруг панель не появилась, идем в меню «Окно» и выбираем «Свойства».

Эти три способа создают КОРРЕКТИРУЮЩИЙ СЛОЙ «Уровни», но есть еще и другие «Уровни», которые скрываются под вкладкой меню «Изображение», в строке «Коррекция». Также их можно вызвать, нажав комбинацию клавиш Ctrl+L.


Это те же самые «Уровни» по своему функциональному назначению с теми же самыми регулировками и настройками.


Различие в том, что «Уровни» вызванные из меню «Изображение» оказывают влияние непосредственно на конкретное изображение, в то время как корректирующий слой «Уровни» влияет на все нижележащие слои, расположенные в палитре слоев, за исключением, когда он используется в качестве обтравочной маски. Еще настройки корректирующего слоя мы можем отключать или подключать в любой момент процесса обработки, нажатием на кнопку в виде глазика, слева от пиктограммы «Уровни».

Также в любой момент мы можем внести изменения в корректирующий слой «Уровни», в то время как «Уровни» расположенные во вкладке «Изображения» применяются раз и навсегда. Но у них есть свое преимущество, они могут применять коррекцию не только к изображению, но и к каналам, как к одному из них, так и группе.


Еще эти «Уровни» могут корректировать маски слоев, изменять их контрастность.


Какие из «Уровней» лучше? Вопрос не однозначный. Каждые из них применяются для своих целей и важно уметь пользоваться и теми и другими.

Давайте теперь разберемся с панелью «Свойства».

В центральной части панели «Свойства» корректирующего слоя «Уровни» расположена ГИСТОГРАММА.


Гистограмма – это своего рода график распределения количества пикселей с определенным УРОВНЕМ яркости.

При открытии изображения, программа анализирует его и пересчитывает количество пикселей в каждом яркостном уровне, после чего строится гистограмма.

То есть в программе Photoshop есть 256 уровней яркости (от 0 до 255), где «0» – уровень самых темных (черных) пикселей, а «255» – это уровень самых светлых (белых) пикселей, и эти уровни откладываются по горизонтали. По вертикали формируются значения количества пикселей в каждом уровне.

Когда мы смотрим на гистограмму, мы мнимо делим ее на три области: темных, средних и светлых тонов. Анализируя эти области, мы делаем для себя вывод, сколько на фотографии темных, средних или светлых участков. Далее можно принять решение, какие действия необходимо применить, чтобы выправить тональность, т.е. разницу по яркости снимка, если это необходимо.


В левом верхнем углу панели, рядом с пиктограммой «Уровни» расположена клавиша «Маски». Нажав на нее левой кнопкой мыши, мы получим доступ к управлению маской, которая создается одновременно со слоем «Уровни».

На панели еще присутствует кнопка расчета более точной гистограммы, но глобальных изменений на вид гистограммы и на работу корректирующего слоя она не оказывает.

В нижней части находятся кнопки общего назначения. Слева направо: «Отсечь слой от остальных», т.е. воздействие будет применяться только к ниже лежащему слою, а не ко всем; «Просмотр предыдущего состояния»; «Восстановление значений коррекции по умолчанию»; «Включение/выключение видимости слоя» и клавиша «Удаления корректирующего слоя».

АВТОМАТИКА

В этой части урока мы разберем автоматические режимы работы «Уровней» и их настройки в программе Photoshop.

Не зная как правильно пользоваться корректирующим слоем «Уровни», первое, наверное, что приходит на ум, это попробовать режим «АВТО».


Просто нажать на кнопку «Авто» не получиться!

За этой кнопкой скрываются несколько автоматических режимов. Для выбора того или иного режима зажимаем кнопку «Alt» и кликаем левой кнопкой мышки по кнопке «Авто». При этом появится окно «Параметры автоматической цветокоррекции».


Программа Photoshop предлагает четыре варианта работы кнопки «Авто».

Первый пункт «Улучшить монохроматический контраст» работает со всеми каналами RGB вместе, и предназначен для настройки КОНТРАСТА изображения.

Второй пункт «Улучшить контраст по каналам» и третий пункт «Найти темные и светлые цвета» работают с каждым каналом R,G и B по отдельности. Разница между ними в том, что второй пункт работает более жестко и сильнее, чем третий. Советовать что-либо по выбору того или иного пункта тяжело, так как изображения все разные и каждому из них требуется свой экспериментальный подход.

Четвертый пункт «Улучшить яркость и контрастность» говорит сам за себя.

Установка галочки в строке под этими режимами позволяет привязать данные настройки к нейтральным средним тонам. При этом программа находит все пиксели, яркость которых приближена к яркости средних тонов, а затем делает их близкими по тону, и приводит к цвету, который был выбран в качестве целевого.

Ниже можно задать целевые цвета для темных, средних и светлых тонов, а также установить, каким процентом в темных и светлых тонах можно пожертвовать при выполнении той или иной команды.

Выбор целевого цвета осуществляется в окне «Палитра цветов» после двойного клика левой кнопкой мыши по полю одного из цветов в тенях, в средних тонах или в светах.


Процент усечения пикселей с обеих сторон вводится вручную численными значениями, т.е. указывается каким процентом пикселей можно пожертвовать при работе автоматики.

В принципе не стоит досконально разбираться в работе каждого автоматического режима, можно просто методом перебора остановиться на наиболее приемлемом. Тем более что первые три основных режима имеют горячие клавиши Ctrl+Shift+Alt+L – первый режим, Ctrl+Shift+L – второй режим, Ctrl+Shift+B – третий режим. Причем используя эти клавишные комбинации, можно сразу применять те или иные коррекции, не создавая корректирующего слоя «Уровни».


Более интересный режим автоматики это ПИПЕТКИ.

Эти три инструмента позволяют очень быстро получать довольно интересный и качественный результат.

Если присмотреться к пипеткам, то можно заметить, что пипетки имеют разную заливку: черную, серую и белую.

Посмотрим, как можно использовать эти чудо-пипетки.

Кратковременно нажимаем левой кнопкой мыши (ЛКМ) на черную пипетку, при этом курсор мыши изменяет свой вид на пипетку с черной заливкой. Наводим теперь курсор-пипетку на изображение в то место, в котором, по Вашему мнению, должен присутствовать черный цвет. Для наглядности укажем не совсем черные пиксели и кликнем по ним ЛКМ.


Указанные пипеткой пиксели и пиксели, схожие по яркости и тону программа перекрашивает в черный цвет. В один миг наша фотография стала совершенно другого вида и даже поменяла сюжет, как будто снимок был сделан в вечернее время.


Если результат не устраивает, действие можно отменить кликом ЛКМ на значок «Восстановления значений коррекции по умолчанию». Будьте внимательны, при этом отменяются все коррекции «Уровней», и изображение возвращается к первоначальному виду. Для отмены только лишь последнего действия достаточно нажать комбинацию клавиш Ctrl+Z.

Таким же образом работает и белая пипетка. Выбираем ее на панели «Свойства» и кликаем ЛКМ по месту на изображении со светлыми пикселями.


Получаем картинку, где все светлые пиксели схожие по яркости и тону перекрасились в белый цвет.


Давайте разберем работу пипеток более подробно.

Каждый раз, когда мы кликаем по изображению, мы попадаем в какой-то пиксель, у которого есть свои значения в каналах RGB. Возьмем заготовку с тремя квадратами, изображающими это пиксель, окрашенными в одинаковый цвет со значениями R=200, G=100, B=50 на нейтрально сером фоне.


Если мы кликнем по левому квадратику-пикселю черной пипеткой, то все три канала перекрашиваются в черный цвет.


Если кликнуть по такому же квадратику-пикселю белой пипеткой, то все три канала перекрашиваются в белый цвет.


И так всегда, куда бы мы ни кликали черной или белой пипеткой, то пиксели, на которые мы будем попадать, будут окрашиваться всегда в один и тот же цвет, изменяя яркость, делая ее соответственно нулевой (черной) или самой яркой (белой).

Серая пипетка работает иначе!

Вернемся к нашим квадратикам-пикселям, только теперь они окрашены в разные цвета и расположены на нейтральном сером фоне.


Кликнем серой пипеткой по каждому квадратику. Получим все три квадрата серого цвета, но они разные по тону.


А все это потому, что серая пипетка работает исключительно с цветом, яркость остается неизменной.

Вывод: черная и белая пипетки предназначены для работы с контрастом, а серая с цветом.

Поменяем теперь целевой цвет для черной пипетки, к примеру, на оранжевый. Для этого два раза кликнем ЛКМ по значку черной пипетки, появится окно «Палитра цветов». Выбираем оранжевый цвет, нажимаем «Ок».


Photoshop спросит: «Сделать новые целевые цвета цветами по умолчанию»? Принимаем решение подтвердить или нет.

Кликаем ЛКМ по ранее указанному месту и получаем, что все указанные пиксели и схожие с ними по яркости и тону перекрашиваются в оранжевый цвет.


Таким же образом можно поменять целевые цвета и для остальных двух пипеток.

Используя эти свойства можно делать различного рода тонировки и необыкновенные цветовые коррекции фотографий.

С автоматическими настройками почти закончили. Осталось только рассмотреть НАБОРЫ.

В программе Photoshop есть возможность сохранить настройки корректирующего слоя «Уровни» в один отдельный файл, а потом применить эти настройки к другим фотографиям, иногда это бывает очень полезным.

Сначала возьмем, какую-нибудь фотографию, и откорректируем ее с помощью «Уровней», используя пипетки.



Нажав на строку сохранения набора, появляется окно «Сохранения», где мы можем указать место сохранения и придумать название этому набору. Затем нажимаем «Сохранить».


В диалоговом окне «Загрузить» выбираете необходимый Вам набор и нажимаете «Загрузить». Набор применяется к выбранному изображению.


На этом можно сказать, что мы полностью разобрали автоматические режимы работы корректирующего слоя «Уровни».

Как вручную применять «Уровни» для коррекции контраста и цветового баланса рассмотрим в следующих частях урока.

Приятных творческих успехов.

Если Вы не хотите пропустить интересные уроки по обработке фотографий - подпишитесь на рассылку.

Форма для подписки находится ниже.