Поговорка из сказки умнее всех мамин сибиряк. Сказка умнее всех мамин-сибиряк

Дети просто обожают праздники. Им нравится сама атмосфера праздника - шумная компания, смех, веселье, быть в центре внимания, и конечно же получать подарки. Они даже могут не понимать смысл торжества, но слово «праздник» приводит несомненно каждого ребенка в восторг.

1. День Рождения

Пожалуй, главным детским праздником является День рождения. Если взрослые не особо любят этот праздник, то дети его с нетерпением ждут.

Осознание праздника приходит к ребенку примерно к 3 годам, в это время малыш уже умеет загибать пальчики и демонстрирует, сколько ему стукнуло. Дети мечтают поскорее повзрослеть, а в день рождения они становятся старше на целый год!

«День рождения - праздник, который ребенок любого возраста начинает ждать задолго до даты проведения. Это личный праздник, где малыш главное действующее лицо».

В день рождения приходят в гости друзья, но в центре внимания только главный виновник торжества — именинник, он задувает свечи и, конечно же, получает подарки. Но, как поется в песенке крокодила Гены: «к сожаленью, День рождения только раз в году!».

2. Новый год

Праздник к нам приходит…

Новый год ничуть не уступает Дню рождения по значимости для ребенка. Его любят абсолютно все дети. Они пишут письма Деду Морозу, готовят новогодний костюм, учат для «дедушки» и его внучки Снегурочки стихотворение, наряжают елку и ждут под ней подарки.

«Новый год ассоциируется у ребенка, прежде всего, со сказкой, чудом и настоящим волшебством!»

3. День защиты детей

Международный день защиты детей отмечается 1 июня, это один из самых старых международных праздников, его отмечают во всем мире с 1950 года. Праздник был создан как напоминание взрослым о правах детей на жизнь, на свободу мнения и религии, на образование, отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия, на защиту от эксплуатации детского труда, а также, для привлечения внимания общественности к проблеме абортов.

В этот день дети - главные герои дня. Во всех парках города проводятся массовые детские мероприятия, игры и конкурсы, концерты. Для детей 1 июня - это первый день лета и долгожданные каникулы, в этот день они любят погулять с родителями или друзьями, поесть мороженное и побыть в центре внимания.

« День защиты детей отмечается более чем в тридцати государствах мира».

Казалось бы, что эти два праздника совершенно о разном. 23 февраля - это День защитника отечества, когда нужно поздравлять всех кто служил в армии или постоянно защищает нашу родину. И 8 Марта - это Международный женский день, исторически возникший, как день борьбы женщин за равенство прав и эмансипацию. Но в сознании ребенка, это праздники пап и мам, бабушек и дедушек. В школе 23 февраля девочки поздравляют мальчиков, а 8 марта меняются ролями. Лишнее внимание детям всегда льстит.

6. День святого Валентина

С этим праздником у многих ассоциируется школа. Обычно в школе за неделю до 14 февраля собирают валентики — открытки в форме сердец с признаниями в любви. Кто-то подписывает отправителя, но чаще сохраняется анонимность, тем интереснее.

«Безобидные валентинки дарятся, девочки шепчутся, сколько сердец покорили, а мальчики стесняются».

Это не русский праздник, но школьники, особенно подростки, очень любят 14 февраля. Ведь именно в школе дети сталкиваются с первой любовью, которая не забывается. И отправить первую валентинку, пусть и инкогнито, им приятно.

Еще одна пара праздников о знакомстве и прощании со школой.

7-8. День знаний и Выпускной

День знаний, скорее, любят малыши-первоклассники, для которых школа пока кажется чем-то новым, неизвестным, но делающим его более взрослым. Мальчики в рубашках, девочки с большими белыми бантами. Для детей это волнительный день.

«С одной стороны, 1 сентября - это грусть об уходящем беззаботном лете и начало учебы, труда, скучных обязанностей. С другой стороны - это радость встречи с одноклассниками и учителями, постоянное общение и познание нового».

Выпускной - это тоже сугубо детский праздник. Это торжественный и одновременно волнительный день, когда дети прощаются с самой лучшей и беззаботной порой.

«Куда уходит детство, в какие города…»

Этот праздник ждут выпускники старших классов. Девочки готовят бальные наряды, делают красивые прически, мальчики надевают костюм с галстуком и становятся взрослыми молодыми людьми.

9. Хеллоуин

Хеллоуин отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. Это не русский праздник, но до России он добрался уже давно, хотя многие до сих пор не могут смириться с его существованием и уж тем более празднованием. Защитники всего русского относят праздник к американской культуре, но его история началась на территории современных Великобритании и Северной Ирландии, а истоки идут от древних кельтов Ирландии и Шотландии. Согласно древнему сказанью, в ночь открывались двери в потусторонние миры, и обитатели ада проникали на землю. Ночью активно зажигались костры и приносились жертвы злым духам.

Несмотря на критику «не нашего» праздника, он по-прежнему празднуется и очень популярен среди детей подросткового возраста. Дети любят его за таинственность и мистику, ведь можно придумать костюм из любимого ужастика, сделать хорор-макияж и кого-нибудь напугать.

Советские дети о хеллоуине точно не слышали, но пугать друг друга дети любили всегда. Альтернативой в прежние времена были рождественские праздники и связанные с ними традиции.

10. Рождественские праздники

Рождеству в нашей стране не придается такого значения, как Новому году. Но для детей все иначе. Раньше во время рождественских праздников и последующих святок было очень распространено колядование.

«Колядование или колядки - посещение гостей в нарядах («ряженные), «выпрашивание» угощений, и соответствующие костюмы, с шутками, песнями и стихами».

Сегодня это встречается все реже и реже, особенно в городах, но в сельской местности дети до сих пор сохраняют старые традиции.Также неотъемлемым атрибутом этих праздников являются рождественские гадания. Гадания при свечах, с зеркалами, по кофейной гуще, а главное на суженного. Мистичность и таинственность традиций праздника привлекает детей, а особенно девочек-подростков.

Независимо от возраста, в душе каждого ребенка праздник - это ощущение вечной радости, и, чем больше этой радости было в детстве, тем успешнее и счастливее он будет в жизни!

Каждый родитель, каждый воспитатель дошкольного учреждения стремится к тому, чтобы ребенок, познавая окружающий мир, получал максимум ярких впечатлений и положительных эмоций. И именно праздник с играми, конкурсами, театральными постановками, в которых задействованы и сами дети, должен стать первой ступенькой учебно;воспитательного процесса и подарить ребенку неподдельную радость познания.

Из серии: Домашняя библиотека (Аделант)

* * *

компанией ЛитРес .

Что такое детский праздник

Праздник – важнейшее событие в жизни ребенка дошкольного возраста. Ребенок буквально считает дни от праздника к празднику, ждет очередного праздника с нетерпением и долго вспоминает о нем потом. Праздник дарит дошкольнику массу переживаний и богатую пищу для восприятия, что служит отличной питательной почвой для детского воображения. В самостоятельных играх ребенка нередко появляются персонажи, с которыми он познакомился именно на праздниках – Снегурочка, Дед Мороз, Солнышко. Дошкольник с удовольствием обыгрывает увиденное и услышанное на празднике – повторяет понравившиеся сюжеты, поет песни, играет в игры. Даже малыши 3–4 лет после праздников устраивают своим игрушкам «праздники»: усаживают их на стульчики, разыгрывают запомнившиеся сценки, читают им стишки.

Конечно же, основная цель детского праздника – это доставить ребенку как можно больше радости, сформировать у него своеобразную праздничную культуру, неотъемлемую часть жизни любого человека, и одновременно обогатить его новыми, яркими впечатлениями. Но для детей дошкольного возраста праздник не то, что для взрослого человека. Это не только и не столько отдых, организованный досуг, развлечение, но и важное средство учебно-воспитательного процесса. На тематических праздниках дети получают много новой информации и закрепляют знания, приобретенные на занятиях. В процессе подготовки к праздникам дошколята учатся самостоятельности и организованности, умению согласовывать свои действиями с действиями других детей…


В детском саду отмечаются как праздники общегосударственного значения (Новый Год, День защитника отечества, Женский день, День Победы и День примирения и согласия), так и специфические праздники, которые в яркой и веселой форме помогают познакомить детей с временами года, различными природными явлениями, русским народным творчеством и пр. – например, Праздник зимы, Праздник весны, Осенняя ярмарка, В гостях у сказки, всевозможные тематические утренники и вечера.

Особняком стоят церковные и народные праздники, связанные с земледельческим календарем. Учитывая тот факт, что Российская Федерация является светским государством, празднование церковных праздников отдается на откуп семье и не должно навязываться детям в детском саду. Родители сами решают, будут ли они давать своему ребенку религиозное воспитание, и в каком виде это будет происходить. Соответственно на уровне семьи рассматривается и вопрос о праздновании значимых церковных дат. Тем более, что Россия – мультиконфессиональное государство, и родители-мусульмане вряд ли обрадуются, если их ребенок будет принимать участие в празднике, посвященном, например, Троице или Яблочному Спасу. Что касается аграрных праздников, в основе которых лежат языческие представления наших далеких предков об устройстве мира, то правильнее заменить их так называемыми «сезонными» праздниками, на которых дети будут отмечать приход очередного времени года без какой-либо религиозной подоплеки. Тем более, что до наших дней аграрные праздники дошли в сильно измененном виде, лишенные сакральной окраски. И этому есть объективные причины: с одной стороны – Октябрьская революция, повлекшая за собой смену ценностей; с другой стороны – «устаревание» народных праздников, чье содержание входит в противоречие с современным образом жизни. Сегодня люди в массе своей не знают, какой глубокий мировоззренческий подтекст содержит тот или иной аграрный праздник, и не понимают большинства праздничных обрядов.


Детей необходимо заранее предупреждать о том, что в такой-то день состоится праздник. Это позволит им подготовиться к празднику, настроиться на него. Накануне праздника необходимо украсить помещение, в котором он будет проходить. В оформлении помещения следует учитывать сезонность и тематику праздника. Оформительские работы начинают в присутствии детей и, желательно, с их участием, даже если речь идет о младших дошкольниках. Заканчивают оформление помещения уже без детей, чтобы сохранить элемент неожиданности.

Необходимо заранее продумать, где дети будут переодеваться, где будут сидеть при просмотре кукольного представления, где будут спрятаны подарки, где будет лежать тот или иной предмет, задействованный в праздничной программе, и т. п.

Летние праздники лучше всего проводить на свежем воздухе. При этом участок, на котором состоится праздник, также необходимо украсить в соответствии с тематикой праздника. На ветки деревьев можно повесить флажки, гирлянды, воздушные шарики, игрушки; землю украсить цветами и игрушками.

Все дети на празднике должны быть одеты по-праздничному. Если праздник предполагает специальные костюмы, то дети должны знать, кто во что будет одет. Желательно использовать не полный костюм, а отдельные элементы, по которым легко опознать, кого изображает ребенок. В этом смысле очень удобны шапочки, маски и полумаски – ободки с верхней частью маски. Полный костюм будет сковывать движения ребят. Достаточно, если одежда будет нужного цвета, например, у лягушонка – зеленой, а у цыпленка – желтой. Праздничные персонажи, изображаемые взрослыми, должны быть одеты в полный костюм.


Начинаться праздник должен ярко и торжественно, чтобы дети сразу же настроились на праздничную волну. Это может быть совместная пляска или несложная разминочная игра. Весь праздник должна пронизывать одна общая идея, которая будет связывать между собой все элементы праздника. Хорошо, если на празднике будет присутствовать какой-то сквозной персонаж, который поможет ведущему вести праздник. Праздничные номера и забавы следует подбирать таким образом, чтобы они шли по линии увеличения эмоционального накала. При этом общие игры и пляски должны чередоваться с сольными выступлениями. А детские номера необходимо разбавлять минутами отдыха, во время которых дети смогут посмотреть выступления взрослых или старших ребят.

Обычно на празднике дети читают стихи, поют песни, танцуют, смотрят или показывают кукольные представления, теневые мини-спектакли и инсценировки, а также играют в игры. При этом не надо искать какие-то особенные литературные источники. Наоборот, желательно использовать стихи, песни, сказки и сценки, хорошо известные детям и любимые ими. Особенно это касается младших дошкольников, которых неудачным выбором и новизной материала можно только испугать. На празднике не должно быть слишком длинных и заумных стихов, которые скучны и в данных обстоятельствах просто-напросто неуместны. Не следует использовать взрослые песни с «детскими» словами. Дело в том, что у взрослой музыки совсем иная мелодика и иной ритм, чем у детской, поэтому нередко они трудны для исполнения в дошкольном возрасте.

Обязательный пункт праздничной программы – игры. Чтобы дети искренне радовались играм, они должны быть знакомы им по каждодневным занятиям в детском саду. Если дети в игре изображают каких-нибудь животных или птиц, то им на головы следует надеть специальные маски/шапочки, которые раздаются непосредственно перед проведением игры. А вот показать эти шапочки/маски следует заранее, чтобы на празднике дети не тратили время на их разглядывание.

В старшей и подготовительной группах можно провести конкурсы (например, детских рисунков), в которых дети смогли бы померяться силами. Для конкурса детских рисунков необходимо готовится заранее: дети выполняют рисунки дома, а на празднике их работы вывешивается на обозрение остальных детей и их родителей, которые и определяют победителя.

Завершается праздничная программа самым приятным для детей действом – раздачей подарков, которая должна быть обставлена в игровой форме (особенно для старших дошкольников, которые в этом вопросе весьма придирчивы). Можно преподнести подарки в какой-нибудь оригинальной упаковке. Можно спрятать их и попросить детей найти. Можно раздавать подарки в качестве призов. В любом случае, сам процесс раздачи подарков должен быть быстрым, но без суеты.

Если праздник предполагает праздничный пир, то его приурочивают к обычному приему пищи – завтраку, обеду или полднику. При этом стол должен быть украшен по-праздничному, а блюда праздничного стола должны быть по-настоящему вкусными и, по возможности, связанными с темой праздника.


Если на празднике предполагается музыкальное сопровождение (а какой праздник без музыки!), то детей необходимо заранее познакомить с выбранной музыкой. Старшие же дошкольники должны принимать непосредственное участие в подборе музыки! На одном празднике не должно быть слишком много песен и музыкальных фрагментов.

Вообще, для детей музыкальное оформление праздника имеет огромное значение. Они чутко реагируют на ритм, ладовую окраску музыки, которая пробуждает в ребенке определенное эмоциональное состояние. Правильно подобранная музыка помогает дошкольникам при разыгрывании сценок, побуждает их к уместным в данном контексте движениям. Медленная музыка заставляет двигаться более плавно, веселая и зажигательная – быстрее…

Несмотря на стремительное развитие техники и отсутствие проблем с записью нужного музыкального фрагмента, лучше использовать не аудиозапись, а живую музыку. Во-первых, человек, вживую исполняющий музыку, чутко реагирует на поведение детей и, при необходимости, может под него подстроиться. Во-вторых, дети на живую музыку откликаются более эмоционально, чем на фонограмму.

Программу праздника составляют таким образом, чтобы в нее можно было легко и безболезненно внести изменения. Дети – народ непредсказуемый, в результате чего праздник может пойти вразрез с намеченным путем. Например, дети отказались играть в предложенную игру или испугались какого-то персонажа. Такие «пустяки» не должны вывести воспитателей и ведущего праздника из равновесия. Важно быстро собраться и предложить детям новую игру, которая бы пошла у них на «ура», или повернуть праздник в безопасное русло. Как говорится, праздник должен состояться «при любой погоде»!

В данных обстоятельствах очень важна роль ведущего праздника, который должен быть творческим человеком, способным к импровизациям и хорошо знающим психологию дошкольника. Ведущий должен в совершенстве владеть русской речью, иметь четкий и выразительный голос, знать много шуток и игр, быть веселым, эмоциональным и находчивым человеком. И, конечно же, он должен любить детей. Желательно, чтобы это был не пришлый человек, что может испугать детей или, как минимум, напрячь их, а работник данного детского сада. На празднике в младшей дошкольной группе роль ведущего может взять на себя веселый и уверенный в себе ребенок из старшей/подготовительной группы (естественно, под чутким руководством воспитателя!).


Если на празднике присутствуют родители и другие гости, то необходимо предусмотреть игры и номера с их участием. Кстати, взгляды в отношении присутствия гостей на праздниках дошкольников неоднозначны. Некоторые считают, что присутствие посторонних отвлекает детей, а то и вовсе создает напряженную атмосферу. Но большинство педагогов сходятся во мнении, что гостей не только можно, но и нужно приглашать. С одной стороны, родители и близкие лучше узнают своих детей, смогут увидеть в них доселе нераскрытые таланты. С другой стороны, дети почувствуют, что родители интересуются ими и любят их, что в любом случае сближает детей и родителей.

Как и с детьми, с родителями необходимо провести подготовительную работу, что подразумевает не только и не столько привлечение финансирования или помощь в создании костюмов и праздничных блюд, но и объяснение правил проведения праздника. Родители часто обижаются и негодуют, что их детям дали второстепенную роль или не дали роли вообще. Надо попытаться объяснить, что ролей на всех не хватает, но это не значит, что на следующем празднике «обделенный» ребенок опять останется без роли. Как раз наоборот! Кроме того, необходимо объяснить родителям правила поведения во время праздника, чтобы они своей неуемной любовью и нескоординированными действиями не создали ненужного беспорядка. В частности, следует заранее рассмотреть вопрос о фото и видеосъемке праздника. Желательно, чтобы за съемку отвечали один – два человека, не больше.


Обычно праздники проводят в каждой группе отдельно. Так как дети дошкольного возраста развиваются стремительно, то ребенок 3-х лет и ребенок 6-ти лет – это два совершенно разных мира. Иногда чисто технически не удается собрать их на одном празднике, потому что младшие дошкольники быстрее утомляются.

Небольшие праздничные утренники и вечера не должны нарушать привычный распорядок дня в детском саду. Перед их началом не следует создавать много шума и суеты!

Праздники для детей младшей и средней дошкольных групп

Дети младшей и средней дошкольных групп очень любят праздники, с удовольствием откликаются на них, эмоционально переживают и неподдельно радуются их приходу. Тем не менее, именно в этом возрасте праздник может легко обернуться «трагедией», так как плохо и неграмотно организованным праздником малышей легко испугать, ниже приводится несколько правил проведения праздников у младших и средних дошкольников.

Во-первых, праздник не должен быть слишком длинным, так как малыши быстро утомляются. Нервная система младших дошкольников еще очень неустойчива и слаба, а произвольность пока не сформирована: дети не могут заставить себя делать то, что им неинтересно или «не по зубам». Они быстро истощаются и теряют к деятельности интерес, какой бы веселой она ни была. Не надо заставлять ребенка долго сидеть на одном месте, слушать длинную-предлинную сказку и даже слишком много двигаться! Не пытайтесь засунуть в один праздник все детские забавы, какие только знаете! Оптимальная продолжительность праздника в младших группах – не более 30 минут. При этом следует помнить, что малыши не обладают произвольным вниманием, а это значит, что чем-то одним их можно заинтересовать максимум на 10–15 минут, после которых следует сменить деятельность или сделать небольшую паузу, то есть направить внимание детей в другую сторону.

Вот приблизительный план стандартного праздника для младших и средних дошкольников:

1. Дети заходят в помещение, в котором будет происходить праздник, и осматривают, как оно украшено. В отличие от старших дошкольников малыши практически не принимают участие в оформлении зала, поэтому то, что они увидят не должно их испугать. Дайте детям время посмотреть каждый закуток помещения, останавливайтесь возле каждого украшения, обращайте на него внимание («Посмотрите, ребята, какая нарядная елочка!»). Пусть они привыкнут к «новому» помещению! Помните, что, с одной стороны, малыши очень любопытны, но с другой стороны, их легко испугать.

2. Для создания праздничного настроя дети пляшут, играют в несложную разогревающую игру или поют песню, тематически связанную с праздником.

3. Появляется сказочный персонаж (Снегурочка, Петрушка, бабушка и т. п.), который будет вести праздник.

Он должен обязательно представиться или спросить у детей, знают ли они, кто он, а затем дать им время рассмотреть себя со всех сторон. Если такой персонаж не планируется, и праздник ведет воспитатель, то происходит какое-то неожиданное событие, с которого начинается праздничное действо. Например, воспитатель находит какой-то «волшебный» предмет.

4. Дети исполняют танец, поют песню или читают небольшие стихи (в средней группе) в честь этого персонажа/предмета.

5. «Тело» праздника составляют либо игры, либо кукольное представление, либо сказочная инсценировка, разыгранная взрослыми или детьми постарше. Инсценировка может содержать в себе задания и игры для малышей. Следует помнить, что игр не должно быть слишком много!

6. Завершает праздник общая пляска под веселую музыку и раздача подарков.

Во-вторых, перед каждым праздником желательно провести занятие, а то и не одно, тематически связанное с ним. На этих занятиях воспитатель читает малышам стихи, рассказывает сказки, показывает картинки, которые имеют прямое отношение к предстоящему событию. Это поможет детям лучше понять смысл праздника. Тем более, что младшие и средние дошкольники любят слушать и повторять за взрослыми стихи и сказки, особенно про то, что им близко и понятно – про птичек, зайчиков, солнышко, дождик и т. п. Рассказывать стихи и сказки нужно медленно, с чувством и расстановкой.

В-третьих, дети младшего дошкольного возраста нередко пугаются отдельных сказочных персонажей и, увидев их, начинают плакать. Это касается практически всех отрицательных сказочных героев (Кощея Бессмертного, Бабы-Яги, Змея Горыныча), но не только их. Часто негативная реакция у малышей бывает на Деда Мороза, поэтому в младшей дошкольной группе присутствие «живого» Деда Мороза на новогоднем празднике нежелательно: лучше ограничиться Снегурочкой и/или небольшой куклой Деда Мороза. Старайтесь задействовать в празднике персонажей симпатичных и таких же беззащитных, как сами дети, – зайчат, цыплят, белочек, ежиков, снежинок. Если это отрицательный персонаж, типа волка или медведя, то он не должен выглядеть страшно. Пусть это будет не взрослый медведь, а пока еще безобидный мишка! Хорошо относятся маленькие детки к положительным женским персонажам, которые у них ассоциируются с мамой и бабушкой, – к Снегурочке, Матрешке, Бабушке, Сказочнице и т. п. Обычно весело реагируют на Петрушку.

В любом случае, персонаж, приглашенный на праздник, должен быть хорошо знаком детям по книжкам и мультфильмам. Если персонаж выбран удачно, то контакт с ним у детей возникнет моментально: они открыто и безбоязненно станут общаться с ним, с удовольствием будут откликаться на его предложения поиграть или исполнить какое-то задание, споют ему песенку, научат танцу и пр.

При проведении общих праздников, в которых принимают участие группы разного возраста, ни в коем случае нельзя забывать дошкольников из первой младшей группы. Причем их участие не должно ограничиваться только ролью зрителей. Малышам необходимо позволить внести свою лепту в проведение праздника – подготовить с ними танец или использовать их в инсценировке, как правило, в эпизодических ролях без слов. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием участвуют в подготовке к предстоящему празднику: рисуют приглашения, оформляют помещение, помогают взрослым делать костюмы и декорации.

Праздники для детей старшей и подготовительной дошкольных групп

В старшей и подготовительной группах детского сада большое значение имеет предварительный этап праздника, так как дети этого возраста принимают в нем самое активное участие. Подготовка к празднику вызывает у старших дошкольников не меньший эмоциональный подъем, чем само праздничное действо. Она сплачивает детей; рождает полезное и плодотворное сотрудничество между ними и взрослыми, также принимающими участие в подготовке к празднику.

Воспитатель заранее договаривается с детьми о дате проведения праздника и совместно с ними намечает программу праздника. Вместе с детьми уточняется вопрос о приглашенных гостях. Будут ли это родители, дети из младшей и средней групп, а может быть, гостей не будет вовсе. Старшие дошкольники принимают участие в оформлении помещения и в создании костюмов. Для концерта выбирается ведущий-конферансье – ребенок, обладающей артистическими способностями и выразительной речью. Остальные роли распределяются по желанию детей с учетом их личностных особенностей и возможностей. Себе взрослые берут те роли, которые слишком сложны для дошкольника.

Обратите внимание, что в подготовке к празднику должна участвовать вся группа без исключения! Это не значит, что все дети сыграют какую-нибудь роль в праздничном представлении. Скорее всего, останутся дети, на которых ролей не хватит. Следует объяснить им, что ролей меньше, чем детей в группе, и пообещать, что на следующем празднике ребенок обязательно получит роль. Важно задействовать в праздничной программе не только активных ребят, но и тех, кто робеет или предпочитает отсиживаться в тени. Подключите таких детей к оформительской работе – рисованию афиши и пригласительных билетов, созданию декораций и праздничных костюмов, подбору музыки и т. п. Просто зрителей и сторонних наблюдателей оставаться не должно! Каждый ребенок должен почувствовать свою ответственность за проведение праздника.

Старшие дошкольники могут принять участие в праздниках малышей. Им по силам показать несложный кукольный или теневой спектакль либо принять участие в праздничной инсценировке наряду со взрослыми.

Оптимальная продолжительность праздника в старшей/подготовительной группе – 50–60 минут.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Праздники в детском саду (В. В. Лещинская, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром -

Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни…

Без музыки трудно представить себе жизнь человека.

Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…

Д.Д.Шостакович

Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник,

Одна из основных целей которого – формирование разнообразных эмоций и

Чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объе-

Диняет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, та-

Нец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего,

Развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей

Действительности.

Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства,

Создаёт определённый эмоциональный настрой в соответствии с основной те-

Мой торжества.

Когда создаётся программа праздника, то продумывается тема, форма прог-

Раммы, подбирается музыкально – литературный материал, сюрпризные

Моменты. Так же учитываются конкретные условия детского сада, возрастная

Группа, индивидуальные особенности детей, уровень их

Развития и наклонности.

Празднику предшествует предварительная подготовка. Музыкальный репер-\

Туар с детьми разучивается на музыкальных занятиях (песни, танцы, музици-

Рование, музыкальные игры, хороводы, пальчиковые игры) -2раза в неделю и

Во время индивидуальной работы (сольные номера, инсценировки, драматиза-

Ции, разучивание стихов). Чтобы ребёнок усвоил музыкальный репертуар и

Уверенно, раскрепощённо чувствовал себя на празднике, необходимо разучи-

Вать материал в течение 5-6 занятий (для детей младшего дошкольного возраста

До 8 занятий), т.е. 3-4 недели. Но основная нагрузка в подготовке, конечно

Ложится на взрослых.

Структура и форма праздника может быть различной. Проводятся они в ут-

Реннее время продолжительностью от 20 минут до 1часа в зависимости от воз-

Раста детей и содержания самого праздника.

Для детей праздник родствен игре природы и природе игры, ему свойствен-

Ны вечные компоненты игры: мажорный тон (стиль), выключение из рамок

Обыденной жизни, установленное территориальное пространство, временные

Границы, правила и свободы, магическое «как будто бы». Любой детский гра-

Мотно сочинённый праздник, «развлекая, поучает…». Гармония игры и поучения –

Волшебная сила праздничного искусства. Давно известно: ребёнок познаёт

Мир, играя. Игра как обязательный компонент праздника побуждает детей

К творчеству «взаправду». Ребёнок везде должен быть самим собой. И на праз

Днике тоже. Потому сочинять и проводить праздники надо по правилам дет-

Ской игры. А ещё праздники любят за необычность личного самовыражения,

Установку на творчество, образность, обрядность, карнавальность, сказоч-

Ность, костюмированность, сюрпризность, импровизацию, народный коло-

Рит, эмоциональность и т.д. и т.п. А главное за возможность «себя показать

И других посмотреть».

Праздник всегда напоминает о связующих узах – семьи, коллектива, в об-

Щем, единого человеческого сообщества, к которому мы все принадлежим.

Праздник особо важен детям тем, что происходит совместная деятельность,

Свободное общение, без которых жить грустно и аномально. Праздники сни-

Мают конфликтность и рождают чувство общности. Коллективное участие,

Коллективное восприятие, коллективное переживание – без них немыслим нас-

Тоящий праздник.

Праздники – сфера разностороннего творческого сотрудничества детей между

Собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника.

Праздники – пространство «роскоши человеческого общения» (Антуан де

Сент – Экзюпери).

Праздник нужен детям как вид их удивительного творчества, как одна из

Форм их духовного и национального самовыражения.

Любой праздник, а тем более Новый год, связан «с самыми яркими впечатле-

Ниями детства». Вы готовы принять участие в детской развлекательной программ-

Ме вместе с малышом? – Да! - Это правильное решение!

Чтобы праздник удался для вашего ребёнка и вас, следуйте некоторым правилам:

  • Приходите на представление за 25-30 минут до его начала, чтобы ребёнок мог освоиться, приготовиться к выступлению.
  • Не путайте детский праздник с фотосессией: активное перемещение родителей по залу с видео и фотоаппаратурой создаёт суету и отвлекает детей, а в д\саду – не допустимо!

С главными героями праздника всегда можно сфотографироваться по его окончании.

  • Если вы решили привести ребёнка на торжество в новогоднем костюме, обязательно примерьте его дома, дайте вжиться в образ и привыкнуть к новым ощущениям.
  • Обязательно берите сменную обувь и себе и ребёнку: в тёплой зимней обуви ребёнок будет испытывать чувство дискомфорта и выглядеть не эстетично; в д\саду постарайтесь откликаться на требования воспитателя.
  • Если малыш отказывается активно участвовать в мероприятии, не желает участвовать в хороводах, играх (возможно долгое время отсутствовал в детском саду), нельзя заставлять его, а лучше действовать вместе с ним, держа его за руку. Особенно нужна поддержка мамы или папы в незнакомом месте. Возможно, вы с ребёнком просто будете наблюдать за праздником как зрители.
  • Не забывайте: чтобы ребёнок усвоил музыкальный репертуар праздника

(песни, танцы, хороводы, игры, стихи, инсценировки) и уверенно, раскрепо-

Щённо чувствовал себя на празднике в детском саду, необходимо разучивать

Материал в течение 5-6 занятий (для детей младшего дошкольного возраста

До 8 занятий), т.е. 3-4 недели, поэтому постарайтесь не пропускать детский

Сад без уважительных причин.

Встречайте праздники вместе!

Создавайте свои праздничные семейные традиции!

Счастливых вам праздников!


Праздник для ребенка – это не просто вкусная еда и гости. В наше время детей не удивишь такими, в общем-то, обыденными вещами. А вот оригинальная программа, интересные конкурсы или активные игры, шоу аниматоров в честь именинника в детской памяти останется надолго.

Стоит вспомнить, как в детстве ожидаешь чудес в свой день рождения, подарков и поздравлений, как хочется ощутить себя в центре всеобщего внимания. Нет ничего прекраснее, чем сбывшиеся детские мечты - именно так и возникают хорошие традиции, укрепляется нить, объединяющая старшие и младшие поколения семьи.

Как устроить незабываемый детский праздник

Если вы не знаете, как устроить праздник для ребенка самостоятельно, можно обратиться за помощью к профессиональным организаторам. Конечно, это обойдется в копеечку, зато не придется придумывать развлекательные номера, шить или покупать костюмы, приобретать сопутствующий инвентарь. Ведущий сможет «зажечь» гостей и виновника торжества, организует веселые конкурсы.

В том или другом случае прежде всего необходимо составить четкий план действий, чтобы не упустить ни одной важной детали. Если продумать и расписать всё по пунктам, впоследствии останется только отмечать выполненные дела, что значительно облегчит подготовку к празднику.

Нужно подсчитать, какое количество гостей оптимально для помещения. Недопустимо, чтобы дети толпились, от такого праздника быстро устанут все. Возраст гостей должен быть приблизительно такой же, как у именинника. И главное: позвольте ему самому принимать деятельное участие в подготовке, поручайте различные дела, за исключением развлекательных моментов, которые должны остаться сюрпризом даже для него.

План праздника в детском кафе:

1. Заблаговременно забронировать места, особенно, если день совпадает с каким-либо праздником. Выбранное место должно быть доступно для всех гостей.

2. Пригласить аниматоров: персонажи выбираются в зависимости от предпочтений именинника. Это могут быть герои любимого мультфильма или кино, книги. Большой популярностью пользуются феи, веселые клоуны, принцессы, супергерои.

3. Если кафе предоставляет своего ведущего, нужно обсудить с ним программу, обычно она универсальная, но можно разработать совместный сценарий.

4. Праздничное меню. Не нужно большого количества тяжелой еды, лучше всего ограничиться нарядными маленькими бутербродами, сладостями. Самое главное – торт, он должен быть красивым и достаточно большим, чтобы хватило на всех гостей. Хорошо, если торт будет украшен соответственно вкусу именинника, например, отражая его хобби. Мальчик любит футбол? Отлично! Торт можно изготовить в виде мяча. Девочка обожает белочек? Торт будет выполнен в виде лесной полянки. Дополнят угощения красиво нарезанные фрукты, конфеты, разнообразные напитки (соки, газированная сладкая вода, молочные коктейли, морсы, компот).

5. Если дети приглашены в кафе с родителями, то для них нужно накрыть отдельный стол. Чтобы не было скучно, увеселительная программа должна охватывать и взрослых. Есть другой вариант – взрослые могут привезти детей, а потом в назначенное время приехать за ними. Этот вопрос стоит согласовать со всеми родителями.

План домашнего праздника:

1. Составить меню, испечь или заказать торт.

2. Продумать отдельный стол и занятие для родителей, если они так же придут со своими детьми. Можно заранее договориться, кто из взрослых будет помогать вам вести развлекательную программу, если это планируется делать самостоятельно.

3. Провести дома уборку.

4. Украсить квартиру воздушными шарами, цветами, плакатами, можно сделать их своими руками или купить готовые в магазине.

5. Позаботиться о подарке для виновника торжества и маленьких призах или сувенирах для гостей.

6. Продумать интересную встречу гостей, а также развлекательную программу. В зависимости от возраста и темперамента именинника и его друзей можно устроить подвижные или, наоборот, тихие, интеллектуальные игры.

7. Большим успехом пользуются костюмированные вечеринки, если планируется именно такая, нужно заранее предупредить всех гостей, чтобы они успели подготовиться.

8. Последний, но очень важный пункт: необходимо убрать подальше все дорогостоящие или хрупкие вещи, закройте доступ к розеткам и электрическим приборам. Уточните у родителей, не страдает ли кто-то из приглашенных детей аллергией, нет ли пищевых ограничений, это позволит избежать неудобных или неприятных ситуаций.

Раздаем приглашения

Пригласительные желательно сделать так, чтобы они перекликались с тематикой праздника. Если определенной темы нет, можно украсить их в одном стиле с квартирой. Шары и цветы в той же цветовой гамме. Привлекайте к их изготовлению ребенка, советуйтесь с ним, обсуждайте детали.

Удачно составленное приглашение заранее создает настроение, заставляет ждать и предвкушать праздник. А правильный настрой гостей – это уже половина успеха, они будут настроены на сюрпризы, конкурсы, веселье.

В пригласительном обязательно должна быть информация о празднике (День Рождения Сережи Павлова), точная дата с указанием числа и дня недели (26 сентября, в среду), начало и окончание праздника (с 13 до 16 часов дня). При этом, чем младше гости, тем раньше начинается торжество. Уточните, какое ожидает угощение: праздничный обед или просто чаепитие, чтобы родители знали, нужно ли кормить ребенка заранее.

Обязательно укажите, если предполагается костюмированная вечеринка или пикник на свежем воздухе, чтобы гости пришли в подходящей к случаю одежде. Желательно указать имя и номер своего телефона, для того, чтобы родители приглашенных детей могли уточнить интересующую их информацию.

Самый простой вариант сделать приглашения своими руками – приобрести подходящие по размеру открытки или сделать их самостоятельно из цветной бумаги. Для украшения можно использовать цветную фольгу, оберточную или гофрированную бумагу, различные стикеры и наклейки, конфетти, бумажные или атласные ленты.

Оригинальным решением будет использовать в качестве основы для пригласительных цветные или черно-белые фотографии, телеграфные бланки. Можно выбрать и напечатать любую картинку, найденную в Интернете, останется только украсить её по желанию.

Если вы хотите устроить праздник ребенку в стиле вечеринки пиратов или искателей сокровищ, состарьте бумажные листы и опалите их края на огне. Интересны и такие варианты: спрятать приглашение в коробочку со сладостями (печеньем, конфетами, попкорном), привязать к воздушному шарику или батончику, плитке шоколада.

Готовимся к встрече гостей

Оповестить друзей и соседей о радостном событии можно с помощью плаката на входной двери. Рисунок и подпись произвольные, например, нарисованная фигура с лицом именинника (можно наклеить фотографию) с подарками в руках и большой цифрой, указывающей возраст. При желании рисунок дополняется рифмованными строками, но не более 2–3:

Ждем гостей на огонёк,

7 лет назад родился наш сынок!

До самой темной ночки

Отмечаем день рождения дочки!

На входе гостей сразу должна окутывать атмосфера праздника. Можно ещё на пороге попросить их прочитать стихотворение или поздравить именинника танцем, песней, отгадать загадку. И тут же вручить небольшой сладкий подарок или сувенир, создавая настроение.

На стене можно закрепить лист ватмана, где все желающие могут оставить на память пару строк или рисунок. Ещё интереснее будет смотреться паровоз с вагончиками или силуэты нескольких самолетов летящих в ряд. Сверху можно наклеить фигурки зверушек, словно они пассажиры. Искателям пиратских кладов вручить карту - пусть ищут припрятанные заранее сокровища (торт, различные призы). Этот вариант достаточно интересен мальчишкам и девчонкам, воплотить его просто, как и сделать костюмы.

Составляем меню для детского праздника

Чтобы устроить детский праздник, важно продумать меню и сервировку. Дети обычно не очень аккуратны, поэтому стол лучше застелить скатертью из ПВХ, это красиво и практично, расставить посуду и позаботиться о достаточном количестве салфеток.

Детям подаются такие блюда, которые можно есть без ножа, лучше сразу отдельными порциями. На общих тарелках лишь различные нарезки, сладости или бутерброды. Фрукты красиво нарезаются, можно подавать их на шпажках, по типу канапе или шашлычков, в песочных корзиночках, как пирожные, создать в широкой вазе целый фруктовый букет. Это несложно, но следует учитывать, что некоторые фрукты достаточно быстро темнеют на срезах (яблоки, бананы).

Совсем не обязательно готовить что-то сложное, большинство детей относится настороженно к незнакомым блюдам. Лучше ограничиться проверенными и всеми любимыми: запеченной курицей или рыбой, отбивными, тефтелями. Гарнир – картофель фри, пюре, рис или разноцветные макаронные изделия.

Назовите блюда оригинально. В стиле вашей вечеринки, например, не курица, а филе попугаев а-ля капитан Флинт, «Золотая рыбка под шубой», салат «Остров сокровищ», компот «Тайна семи морей».

Торт… это, пожалуй, самое главное на детском столе. Можно испечь и украсить его самостоятельно или заказать кондитеру, что позволит сэкономить время и сделать праздник по-настоящему незабываемым. Ассортимент тортов просто огромен, можно выбрать как основу, т. е. коржи, так и украшение. Это могут быть фрукты и ягоды, взбитые сливки, сахарная мастика. Особенно популярна последняя, кондитеры создают с её помощью настоящие произведения искусства.

Лучше всего, если торт будет отвечать основной направленности торжества, он должен соответствовать вкусу именинника, отражать его индивидуальность. А раз речь идет о детях, то для приготовления должны использоваться только натуральные продукты. Стабилизаторы, красители и консерванты допускаются только в самом малом количестве.

Украшаем интерьер

Тематика праздника должна быть интересна детям и легко осуществима взрослыми. Многие варианты не потребуют больших затрат, часть украшений можно сделать своими руками, привлекая к работе именинника.

Очень просто устроить страну Мультляндию. Для этого нужно расставить и рассадить везде игрушки, развесить китайские фонарики, надувные и бумажные шары и картинки, подходящие по теме. Живые и самодельные цветы, гирлянды на стенах, шары, наполненные гелием, с привязанными на ниточке открытками с пожеланиями и поздравлениями. Перед уходом можно вручить их гостям.

Необычно смотрится фигура, изготовленная из проволоки и украшенная газетными вырезками, фотографиями и рисунками. Из шариков, цветов или отдельных рисунков можно выложить на стене цифру, которая указывает количество лет именинника.

Если вы планируете устроить детский праздник в стиле пиратской вечеринки , вырежьте из картона или ватмана якоря и штурвалы, покрасьте золотой или серебряной краской и развесьте по комнатам. Нарисуйте плакат с открытым сундуком, из которого вываливаются сокровища, можно для объемности наклеить шоколадные монеты, конфеты в блестящих фантиках, разноцветные бусы. Очень красочно смотрятся изображения ярких птиц, силуэты парусных кораблей, пальм. Всё это легко сделать из бумаги.

Для маленьких модниц или фей помещение украшается цветами, лентами, шарами. Не обязательно разноцветными, вечеринка может стать розовой, когда хозяйка и все гости наряжаются исключительно в розовые тона, синей, красной или радужной. В каждом из этих случаев квартира декорируется в нужном цвете, на столе скатерть, вся посуда или хотя бы отдельные предметы так же.

Если на детском празднике ожидается шоу звезд диско, из фольги изготавливаются «зеркальные» шары, устанавливается светомузыка, приобретаются бенгальские огни, потолок и стены украшаются большим количеством шариков. Желающие могут спеть под караоке, остальные танцуют. Такая вечеринка для совсем маленьких деток не подходит, скорее для младшеклассников или подростков.

Вариантов тематик, на основе которых можно устроить детский праздник, множество. Нужно лишь выбрать ту, которая больше понравится виновнику торжества:

  • пиратская вечеринка;
  • праздник дикарей (например, индейцев);
  • поиски сокровищ;
  • инопланетный день рождения;
  • Смешарики;
  • вечер воздушных шаров;
  • праздник цветов;
  • рыцарский турнир;
  • цветная вечеринка (сразу необходимо оговорить выбранный цвет).

Вот несколько различных вариантов для детского праздника, исходя из которых можно придумать что-то своё, более сложное или, напротив, простое. Самое главное, чтобы остались довольны дети, в особенности виновник торжества.

Праздник не ограничивается домашними посиделками. Весело и продуктивно можно отдохнуть на даче, в кафе, посетить зоопарк, конеферму, сходить на цирковое представление или в кинотеатр на премьеру нового мультфильма, устроить праздник спорта.

Зимой – это коньки или лыжи, катание с горок на ледянках, санках или «плюшках», летом — ролики, скейтборды, велосипедные прогулки. Заранее предусмотрите место, где можно расположиться и попить чаю с пирожными, конфетами, бутербродами. При желании и наличии хорошей погоды устраиваются подвижные игры, конкурсы с призами и небольшими памятными подарками.

Фото и видеосъемка надолго сохранят впечатления от праздника, заодно каждый гость сможет сказать в объектив доброе пожелание. Годы пролетят, а приятные эмоции и воспоминания о замечательном дне рождения останутся навсегда запечатленными на плёнке.

Расскажите, какие интересные вечеринки проводили вы для своих детей? Что произвело наибольшее впечатление, оставило след в памяти на долгие годы? Если вы знаете, как устроить праздник ребенку, сделать его самым веселым и незабываемым, поделитесь с нами, возможно именно ваша идея поможет воплотить чьи-то мечты.

Вкусные и полезные блюда для детского праздника

Мне нравится!