Вопрос 2 – Менеджмент как вид управленческой деятельности: функции, принципы и методы менеджмента, их характеристика
Менеджмент начинается с его определения через другие понятия, принятые в современном деловом обороте в России. При этом традиционно основным понятием, предваряющим понимание менеджмента, является понятие управления.
Управление – это процесс воздействия субъекта управления (то есть того, кто управляет) на объект управления (то есть то, чем управляют) для достижения заданной цели.
Пример: управлением является процесс воздействия водителя на автомобиль с целью перемещения из пункта А в пункт Б.
Менеджмент как понятие является более узким, чем управление.
Менеджмент – это процесс воздействия руководителя (то есть субъекта управления) на людей в их самых разных состояниях (объекты управления) для достижения заданной цели.
Пример: менеджментом является процесс распределения заданий и установление норм выработки бригадиром на строительной площадке для наиболее эффективного использования возможностей бригады и скорейшего завершения строительства.
Понятие менеджмента может иметь четыре толкования:
· менеджмент – это процесс управления людьми, организациями людей и людьми в организациях, главным образом, в условиях рыночной экономики;
· менеджмент – это наука, область знаний об управлении организациями и социально-экономическими процессами;
· менеджмент – это искусство и практика управления организациями и социально-экономическими процессами;
· менеджмент – это орган (органы) управления какой-либо организации и люди, его составляющие.
Вообще главной целью менеджмента является удовлетворение постоянно меняющихся потребностей людей через использование, главным образом, рыночных механизмов (спрос, предложение, рентабельность, прибыль и т.п.). Безусловно, такая цель является чрезвычайно многоплановой и сложной. Поэтому каждая конкретная организация формулирует для себя более узкие и конкретные цели в рамках главной цели менеджмента и двигается к ним поэтапно, решая отдельные задачи менеджмента или, как чаще говорят, реализуя функции менеджмента .
Все функции менеджмента, то есть то, что он выполняет и решает, в принципе делятся на две категории. Первая из них – это общие функциименеджмента , то есть те, которые в той или иной форме реализуются при управлении любой организацией; в их число входят:
· целеполагание (миссия, философия, цели и задачи организации), то есть определение предназначения, смысла и конечного результата, которые должны быть достигнуты организацией, а также путей движения к ним;
· прогнозирование и планирование , то есть формы и методы предвидения проблемных ситуаций и разработка последовательности действий по их сглаживанию;
· организация (точнее – организовывание ) и координация , то есть строение организации, её составные элементы, связи между ними и их эффективное взаимодействие;
· разработка и принятие управленческих решений , то есть теория и практика нахождения и выработки наилучшего в конкретных условиях решения;
· мотивация и стимулирование , то есть методы и приёмы внутреннего и внешнего воздействия на людей;
· контроль и учёт , то есть формирование и поддержание чётких и единообразных форм, по которым оценивается деятельность людей и организаций.
Вторая из них – это специальные (частные) функции менеджмента , то есть те, которые реализуются при решении вопросов, связанных с управлением конкретной организации;
Принципы менеджмента - это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Эти принципы есть отражение объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Ведущий принцип менеджмента - оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями - оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений.
Из этого основного принципа вытекают и другие:
1. принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Он означает, что каждый работник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения. Всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо - управляющий, директор, президент корпорации. В то же время к выработке управленческих решений привлекаются руководители разного уровня и разных подразделений, а так же исполнители конкретных решений. Этим обеспечивается объективность, большая обоснованность принимаемых решений;
2. принцип научной обоснованности управления. Он означает, что управление должно осуществляться на основе применения науки;
3. принцип плановости, означающий, что деятельность организации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться;
4. принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности , т.е. работник должен нести ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных ему полномочий (прав принимать решения);
5. принцип демократизации управления . В современной экономике исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием и квалификацией, а также общей культурой и потребностью участвовать в управлении производством. Привлечение персонала к управлению организацией есть реализация данного принципа.
Методы менеджмента – это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. Но при этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, или несколько целей может быть достигнуто с помощью одного какого-либо метода. Также они позволяют управлять производственно-сбытовой деятельностью, строить ее в соответствии с требованиями рынка.
Главная цель деятельности организации – это получение прибыли. Работа должна быть структурирована и не должна регулироваться принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.
Методы управления делятся на административные, организационно-правовые, экономические и социально-психологические.
1. Административный метод управления . Такой метод основывается на том, что вся деятельность организации проводится на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний.
Этот метод применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение.
В результате применения административного метода достигается поставленный результат, но не предоставляется возможность его развития. Еще одной отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Эффективность этого метода значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует все возможности организации.
2. Организационно-правовой метод . Определяет организационно-правовую форму фирмы, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и т. д. Данный метод является своеобразным каркасом, в рамках которого функционирует предприятие.
3. Экономический метод. Метод основан на материальной заинтересованности работников и позволяет активизировать их деятельность. Фирма получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.
4. Социально-психологические методы.
Подразделяются на виды воздействия:
1) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и доверительных отношений между руководителем и подчиненными;
2) предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что приведет к повышению удовлетворенности и эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.
Все перечисленные методы не противопоставляются, так как наибольшего результата фирма может добиться только при их взаимодействии.
Методы и технологии современного менеджмента. Характеристики метода менеджмента.
Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить и эффективно организовать выполнение функций менеджмента, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы менеджмента.
Подходы, способы, с помощью которых осуществляют различные виды управленческих работ, носят название конкретных или специфических методов. Классификация конкретных методов осуществляется по трем основным направлениям, позволяющим выделить:
– методы управления функциональными подсистемами;
– методы выполнения функций менеджмента;
– методы принятия управленческих решений.
Первое направление связано со структурой организации, в которой имеется функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал, оборудование и другие материальные ресурсы и т.д. Методы управления, применяемые в этих структурных подразделениях, отражают их специфику в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их выполнения.
Например, в подсистеме «Персонал» большое значение придается следующим методам: анализ и формирование системы управления персоналом; планирование рабочей силы; организация труда персонала, его оплаты; управление деловой карьерой и др.
Управление подсистемой «Производство» требует применения большого количества самых разнообразных методов, в числе которых: анализ надежности; контроль качества; контроль использования труда, материалов, оборудования; программирования, планирования и контроля производства; учета расходов и др.
В современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.
При выборе метода менеджмента необходимо учитывать: скорость достижения цели; вероятность достижения цели; отношения подчинения; личность управляемого; личность управляющего; экономическую самостоятельность; климат в коллективе.
Административно-распорядительные методы менеджмента.
Административно-распорядительные методы воздействия призваны:
1. Обеспечить организационную четкость, дисциплинированность и эффективность работы управленческого аппарата.
2. Поддерживать необходимый распорядок в работе предприятия, приводить в действие постановления, приказы и решения руководящих лиц.
3. Проводить работу с кадрами, реализовывать принятые решения.
Административно-распорядительные методы представляют собой систему способов и приемов, обеспечивающих целенаправленное, планомерное, слаженное и эффективное функционирование управляющей и управляемой систем, т. е. аппарата управления и всех элементов организации.
Административно-распорядительные методы управления опираются:
1) на систему законодательных актов федерального и местного значения (конституционные и федеральные законы, указы президента, постановления правительства, государственные стандарты, положения, инструкции). Цель этой системы – повышение качества жизни населения; создание конкурентной среды; эффективное использование природных ресурсов, труда и капитала; развитие макроэкономики страны и инфраструктуры всех регионов;
2) на нормативно-директивные и методические документы организации (стандарты, методики, положения и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством фирмы и действующие только в данной организации);
3) на планы, программы и задания (они регламентируют порядок работы управляющей и управляемой подсистем системы управления организации);
4) на оперативное руководство:
– распоряжения: руководитель в устной или письменной форме указывает подчиненному, что тот должен/не должен совершать в определенных условиях;
– популяризацию: способ реализации власти, когда акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность;
– делегирование полномочий: работнику доверяется самостоятельное решение задачи и возлагается функциональная ответственность;
– участие в управлении: руководитель привлекает сотрудников к решению текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них ответственность.
Социально-психологические методы менеджмента.
Социально-психологические методы направлены на решение следующих задач:
Повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива;
Формирование благоприятного социально-психологического климата;
Эффективное использование различных форм морального поощрения;
Воздействие на групповое самосознание коллектива
Активизация деятельности индивида и повышения степени удовлетворенности процессом труда.
Социологические методы предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.
К социологическим методам относятся:
1. Методы управления отдельными групповыми явлениями и процессами включают:
методы повышения социальной активности - повышают инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных обязанностей (новаторство, экономическое соревнование)
методы социального регулирования - для упорядочения общественных отношений в коллективах на основе выявления общих целей, интересов (договора, соглашения, взаимные обязательства).
методы управления нормативным поведением - упорядочение социальных отношений путем нормирования поведения
2. Методы управления индивидуально-личностным поведением призваны обеспечить необходимое производственное поведение персонала в соответствии с поставленными целями:
внушение – непосредственное воздействие на волю индивида в сложных ситуациях;
методы личного примера (эффект подражания);
методы ориентирующих условий используются для изменения отношения персонала к труду.
Источники социологической информации: статистическая документация; статистические справочники; коллективное обсуждение проблем; наблюдение; анкетирование; интервью.
Психологические методы направлены на работника, персонифицированы и индивидуальны. Их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Объектом психологических методов на уровне предприятия является индивид, субъектом – руководитель. К психологическим методам относятся: 1. Методы формирования и развития трудового коллектива с учетом психологической и социально-психологической совместимости (общее настроение коллектива, культура общения, внешний вид); 2. Методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, соответствующие принципам социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления;
3. Методы гуманизации труда (борьба с монотонным трудом, функциональное использование музыки). 4. Методы психологического побуждения (мотивации), формирующие у работников инициативу, предприимчивость, стремление к высокопроизводительному труду; 5. Методы профессионального отбора и обучения ориентированы на соответствие психологических характеристик человека к выполняемой работе (интервью, беседы, тесты).
Выбор методов во многом определяется компетентностью руководителя, организаторскими способностями, знаниями в области социальной психологии.
Методы управленческой координации.
Прерогативой функции координации является соблюдение принципа обратной связи. Именно на этом этапе управленческого цикла управленец получает возможность скорректировать принятое управленческое решение и работу по его реализации.
Основные роли координационной деятельности:
превентивная - предвидение проблем и трудностей;
устраняющая - устранение перебоев в работе организации;
стимулирующая - улучшение деятельности организации даже при отсутствии проблем;
регулирующая - сохранение существующей схемы работы.
Типы координации: горизонтальная - обеспечивается неформальными взаимоотношениями, действующими на равных уровнях организационной структуры; вертикальная (субординация) обеспечивается существующей нормативной документацией, имеет четко оговариваемые пределы и механизмы осуществления.
Основные подходы к координации:
Неформальная программируемая координация, осуществляемая добровольно и без предварительного планирования, строится на взаимопонимании, общих установках, заинтересованности и психологических стереотипах.
Программируемая безличная координация, осуществляемая в сложных организационных структурах, строится на стандартных обезличенных методах и правилах работы, которые закладываются в планы, программы проекта для часто повторяющихся проблем координации.
Программируемая индивидуальная координация, осуществляемая для того, чтобы исполнитель не интерпретировал задачи и направления своей работы самостоятельно.
Программируемая групповая координация, осуществляется в форме коллективного обсуждения на совещаниях, что позволяет учесть личные предпочтения, групповые и общеорганизационные интересы, мнения различных узко профильных специалистов.
Часто координационные мероприятия называют реорганизацией, которая может распространяться на все уровни организационной структуры: отрасль, организация, подразделение, исполнитель.
Методы процессного менеджмента.
Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других - это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых также является процессом, называют управленческими функциями.
Процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, мотивации, контроля и координации. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей.
Существует несколько методик внедрения процессного подхода к управлению предприятием, но все они включают в себя такие стороны менеджмента, как: - выделение процессов, идущих в организации - построение стратегической системы целей компании и показателей достижения целей - переход к управлению компании методом управления процессами - перераспределение полномочий управления между разными уровнями менеджмента - внедрение принципов качественного и количественного улучшения процессов - внедрение в организации принципов системы менеджмента качества, основанных на стандарте МС ИСО 9001:2000.
Для успешного внедрения данного метода необходимо задействовать и согласовать все автоматизированные системы сбора, хранения, обработки и анализа данных о внутренних и внешних процессах, связанных с работой предприятия, с удовлетворением ожиданий покупателей продукции.
Методы функционального менеджмента.
Функциональная система менеджмента – особая система управления человеческими, техническими, финансовыми и другими ресурсами для достижения определённых целей и решения задач. Она является основой формирования методологии управления различными сферами деятельности.
Функциональная система менеджмента обычно подразделяется на несколько подсистем. Это помогает увеличить управляемость в образованных подсистемах. Она разрабатывается, опираясь на специфику определённой организации, и следует ряду аспектов:
установление целей и задач организации;
видение организации;
выбор наиболее значимых показателей эффективности для постоянного процесса сбора и обработки информации, необходимой для улучшения процесса принятия решений, введения в курс дела общественности, а также осуществления определённых проектов, поставленных целей и задач;
взаимосвязь процессов производства продукции и разного вида услуг;
распределение ответственности и полномочий подразделений и их сотрудников;
знание теории принятия решений;
осведомлённость в методах исследования операций;
владение качественными информационными системами;
сохранение финансового равновесия.
Связаны со структурой организации, выделением функциональных подразделений: производство, маркетинг, финансы, управление персоналом и др. Отражают специфику постановки целей и определения состава работ, необходимых для их выполнения.
Методы ситуационного менеджмента.
Ситуационный подход - способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Центральным моментом является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Методологию ситуационного подхода можно объяснить как 4-х шаговый процесс:
1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и методов принятия решений).
2. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции.
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
Методы операционного менеджмента.
Выработаны четыре группы методов управления операционными системами: организационные, административные, экономические и социально-психологические.
Суть организационных методов в том, что прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть оптимально организована: спроектирована, нацелена, регламентирована, нормирована, снабжена инструкциями, фиксирующими правила выполнения работ и поведения персонала.
Административные методы. Их называют также методами властной мотивации, и сводятся они прежде всего к открытому принуждению людей к той или иной деятельности либо к созданию возможностей для такого принуждения. Эти методы широко применялись на промышленных предприятиях и в сфере услуг при административно-командной системе управления экономикой. На практике эти методы реализуются в виде конкретных безальтернативных заданий, допускающих минимальную самостоятельность исполнителя, вследствие чего вся ответственность возлагается на руководителя, отдающего распоряжения.
Экономические методы предполагают косвенное воздействие на объект. Исполнителю устанавливаются только цели и общая линия поведения, в рамках которых он самостоятельно ищет наиболее предпочтительные для него пути их достижения. Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя.
Социально-психологические методы сводятся к двум основным направлениям:
формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, способствующего большей отдаче при выполнении работы благодаря повышению настроения людей;
выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого, позволяющих обеспечить максимальную самореализацию личности в операционном процессе.
Операционный менеджмент - это деятельность по управлению процессом приобретения материалов, их превращения в готовый продукт и поставкой этого продукта покупателю.
Для получения общего представления о содержании операционного менеджмента следует воспользоваться моделью «5Р». В соответствии с ней операционный менеджмент включает:
1) различные организации, производящие продукцию или оказывающие услуги (Plants);
2) проектирование бизнес-процессов (Processes);
3) продукты и услуги (Parts);
4) подбор персонала для выполнения отдельных операций и бизнес-процессов (People);
5) выполнение функций управления, а именно: планирование, организацию, анализ, контроль и регулирование (Planning and Control Systems).
Выделают 4 отдельных вида деятельности, которые можно описать как операции:
Производство: физические материалы превращаются в продукты, которые затем продаются покупателям.
Поставки: деятельность, связанная с переменой права собственности на физический товар (дистрибьюторские сети).
Транспортировка: деятельность, связанная с перемещением товаров или людей с одного места на другое, при котором не происходит никаких физических преобразований перемещаемых объектов.
Сервис: деятельность, связанная с изменением состояния покупателя. Речь может идти о физическом состоянии (пр.: стоматология, парикмахерские услуги), интеллектуальном (пр.: образование, консалтинг), или о сочетании этих состояний.
Методы организационной деятельности.
Организационные методы управления – это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти.
К числу организационных методов относят: – организационное проектирование; – регламентирование; – нормирование.
При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.
Организационные методы основаны на типовых ситуациях.
Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).
Что такое менеджмент простыми словами? Понятие «менеджмент» берёт свои истоки от английского слова Management. Слово «менеджмент» обладает достаточно ёмким значением и имеет широкий смысл, который подразумевает управление, руководство, администрирование.
Причём не только государством, предприятием, организацией, но и, в первую очередь, персоналом, то есть людьми. Такое значение мы придаем этому слову в современном мире, хотя принцип менеджмента исторически зародился ещё в далёкие древние времена, ведь издавна люди стремились к созданию структур управления разнообразного рода деятельности и управления социумом.
Итак, что такое менеджмент - определение: управление ресурсами с применением методов планирования, организации, координирования, мотивации, контроля и анализа этих ресурсов для достижения поставленных целей.
Наука и практика менеджмента
Чтобы ответить на вопрос: менеджмент - что это? Нужно научиться искусству менеджмента, правильно понимать и выполнять необходимые шаги по управлению. Ведь менеджмент - это целая наука
, база знаний, позволяющая объединить и систематизировать для основ качественного управления психологию, статистику, экономику, информатику и прочие науки.
Изначально менеджмент развивался в направлении по управлению производственными процессами, позже появилось направление по управлению человеческим поведением.
Менеджмент представляет собой, с одной стороны, теоретическую дисциплину, развивающую стратегию и тактику, с другой стороны - практическую деятельность по эффективному распределению материальных, интеллектуальных и человеческих ресурсов.
Менеджмент подразумевает различные термины и аспекты, объединённые между собой в единое целое.
- Управленческий процесс трудовой деятельности, направленный на решение конкретных задач, путём непрерывного выполнения цепочки шагов и действий, приводящих к поставленной цели.
- Разнообразные способы управления, объединённые в единый процесс: создание прогнозов, координирование, стимуляция деятельности, командование, контролирование и аналитика.
- Управляющая структура, занимающаяся деятельностью предприятия, организации, группы людей, страны (государства).
- Научная теория по руководству персоналом и изучающая проблемы управления им. Изучение поведенческих реакций и психологических типов людей, оперативное управление, в условиях стрессовых ситуаций.
- Искусство управления различными материальными и нематериальными ресурсами: интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, людскими, в целях получения прибыли от производственной деятельности.
Что понимается под субъектами и объектами менеджмента?
Субъектами менеджмента
выступают менеджеры – руководители компании разного уровня. Они занимают управленческие должности, которые позволяют им принимать решения, касающиеся разнообразных направлений деятельности предприятия.
Объекты менеджмента
представляют собой непосредственно то, кем или чем управляют менеджеры: производством, сбытом, финансами, персоналом. Эти объекты имеют структурную иерархию внутри предприятия, разделяясь на подразделения начиная от рабочего места и заканчивая целым предприятием.
Каковы функции и методы менеджмента?
В процессе деятельности на всех уровнях структуры предприятия происходят последовательные стадии управления, которые отражаются непосредственно в функциях менеджмента. Основные из них подразумевают:
- построение целей;
- создание плана деятельности;
- организацию работы;
- контроль её выполнения.
Кроме того, ещё существуют группы функций по мотивации и координации, группы социально-психологические и психологические. Все группы образуют общую систему, но в то же время дополняют друг друга.
Методы менеджмента разделяются по видам:
- экономические (регулирование деятельности организаций на государственном уровне, регулирование рынка);
- административные, воздействующие на дисциплину и ответственность;
- социально-психологические, связанные с моральным стимулированием персонала.
Определяя сложившуюся обстановку внутри одного предприятия, менеджер, как правило, сочетает и применяет различные методы.
Что такое менеджмент организации?
Современная компания требует наличия в своём штате специалистов по управлению её деятельностью с помощью менеджмента организации. Собственно это непосредственное управление организацией, предприятием, использование ресурсов организации для достижения поставленных целей, путем осуществления функций менеджмента.
Читайте также: Прибыль от реализации продукции: формула
Кто такой менеджмент, и чем он занимается?
Специалист, занимающийся управлением на предприятии, в компании, - это руководитель, профессиональный менеджер. Он обязан владеть соответствующими знаниями и навыками управления. Существует 3 категории менеджеров, отличающиеся по уровню руководства и находящиеся в непосредственном взаимодействии:
- высшее звено или топ-менеджеры, они находятся во главе, управляют предприятием, корпорацией либо состоят в органах власти;
- среднее звено, менеджеры, управляющие линейными руководителями и подчиняющиеся топ-менеджерам;
- низовое звено или линейные руководители, управляющие исполнителями и подчиняющиеся среднему звену.
С целью повышения производительности и увеличения рентабельности предприятия, руководитель управляет исполнителями либо руководителями низшего звена, дав подчинённым конкретные указания в работе. Но, чтобы дать верное указание, руководителю необходимо иметь научные знания, опыт в отработке производственных процессов, он должен досконально понимать суть вопроса. В противном случае пользы от такого управления не будет, напротив - вред и убытки.
Основная цель менеджера — наладить и организовать слаженность работы
для эффективного функционирования как внешних, так и внутренних её элементов.
Цели и задачи менеджмента
Существуют глобальные и локальные задачи, влияющие на суть менеджмента компании. Глобальные заключаются в общих тенденциях развития предприятия. Локальные задачи предприятия ориентируются на глобальную цель:
- развивать компанию, сохранив свою рыночную нишу, а также находить расширение возможностей сферы влияния на рынок;
- достигать конечных результатов, обеспечив достойный уровень прибыли;
- создавать условия стабильности работы предприятия;
- преодолевать риски и прогнозировать рискованные ситуации;
- контролировать эффективность предприятия.
Виды менеджмента
С учётом специфики каждое предприятие организовывает систему управления тем или направлением деятельности. Таким образом, менеджмент разделяется на несколько видов управления. Всего существует их 7 : производственный, финансовый, стратегический, инвестиционный, риск-менеджмент, информационный, экологический.
Производственный
В понимании «производственный» имеется ввиду любая коммерческая деятельность, которая направлена на получение прибыли, будь то производство продукции или оказание услуг. Цель такого менеджмента — продажа конкурентоспособных товаров и услуг, предоставляемых предприятием.
Эффективное управление зависит от того, насколько точно составлены стратегические прогнозы, правильно организован производственный процесс, грамотно велась инновационная политика.
Перед менеджером, заведующим производством, стоит задача управления этим процессом:
- контроль работы, своевременное обнаружение сбоев и неполадок;
- оптимизация объёма выпускаемой продукции;
- слежение за правильной эксплуатацией и исправностью оборудования;
- устранение конфликтов внутри компании и профилактике таких конфликтов;
- контроль трудовых ресурсов, дисциплины и учёт интересов сотрудников компании.
Грамотный менеджер сможет сопоставить реальные возможности компании с её перспективами и умело выстроить дальнейшие шаги в этом направлении.
Финансовый менеджмент
Руководитель, который несёт ответственность за управление бюджетом предприятия — финансовый менеджер
. Он занимается финансовыми потоками и их рациональным распределением внутри компании. Такой специалист должен анализировать и изучать прибыли компании, её доходы и расходы, платежеспособность и структуру капитала. Применяя грамотную финансовую политику, он обязан работать с целью увеличения прибыли и благосостояния компании и не допустить её банкротства. Это является глобальной задачей финансового менеджера.
Что включают его локальные задачи:
- оптимизировать финансовые расходы и обороты;
- минимизировать денежные риски предприятия;
- с точностью оценивать финансовые перспективы и возможности;
- обеспечивать достаточную рентабельность предприятия;
- решать проблемы в области антикризисного управления.
Стратегический менеджмент
Этот вид менеджмента подразумевает разработку и реализацию путей развития предприятия, проведение стратегических мероприятий по различным направлениям: максимально улучшить качество выпускаемой продукции в пределах занимаемой рыночной ниши, увеличить объём выпускаемой продукции, расширить её ассортимент и так далее.
Для достижения цели решать поставленные задачи нужно с помощью составления чёткого плана действий и различных методов. Таким образом, после намеченной стратегии менеджер переходит к тактике, реализующей конкретные шаги этого плана.
Признаки менеджера
Основные тенденции в современном менеджменте
Развитие научных подходов к управлению
Менеджмент как управление людьми в организации
Менеджмент – слово английского происхождения, означает управлять.
Менеджмент принято определять как управление социально-экономическими и организационно-техническими процессами на уровне организации. Это управление людьми в процессе общественного производства, при котором их труд и интеллект максимально используется для достижения целей организации.
Существуют несколько определений понятия «менеджмента»: «менеджмент – это способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умения и административные навыки; орган управления, административная единица» (оксфордскому словарь); «менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу» (Питер Друкер).
Иногда менеджмент определяют и как процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей. Под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых менеджерами. Оптимизация означает, что менеджеры должны работать для достижения наилучших долгосрочных результатов, а цели – это те результаты, которых добиваются основные акционеры компании.
И как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения поставленных целей.
И как искусство получения результатов работы, сделанной посредством других людей.
Наиболее полно раскрывает сущность менеджмента определение, данное Комитетом по развитию менеджмента в Европе (Брюссель): «Менеджмент – это управление людьми в организациях на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на достижение целей путем использования запланированных, организованных и контролируемых средств».
Выделяют следующие характеристики менеджмента: - особый вид управления присущий рыночной экономике; - управление совместной деятельностью людей, направленное на ее согласование и координацию; - разновидность социального управления; - профессиональная деятельность по управлению людьми; - наука, практика и искусство управления.
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Менеджмент – это сложный многогранный процесс, связанный с взаимодействием трех начал: научного подхода, практики и искусства.
Выделяют следующие аспекты менеджмента: - менеджмент как функция реализуется через выполнение специфических управленческих действий, получивших название функции управления; - менеджмент как процесс – предполагает взаимосвязь управленческих функций, их протяженность во времени и пространстве, интеграцию всех видов деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку и их направленность на достижение целей организации. Процесс управления требует определенных затрат времени, материальных и других ресурсов; - менеджмент как аппарат управления. Люди, занятые в аппарате управления – это люди, непосредственно осуществляющие процесс управления посредством профессионального выполнения управленческих функций – менеджеры. Менеджер - это наемный работник, управляющий, специалист по менеджменту; - менеджмент как наука . Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями. Менеджмент - это социально-гуманитарная наука. Кроме того, менеджмент наука прикладная, т.к. вооружает реальную практику приемами и навыками. На формирование менеджмента как науки повлияли достижения таких дисциплин как: психология, психофизиология, социология, общественные науки. Основоположником менеджмента как науки является американский ученый Фредерик Тейлор; - менеджмент как искусство . Искусство управления (менеджмент) проявляется в творческом отношении к делу, в способности руководителя к анализу, оценке и синтезу, к принятию неординарных решений. Как известно, искусство требует личных способностей и таланта, менеджеры, несомненно, люди творческой профессии.
Признаки менеджера
Менеджер – это наемный работник, осуществляющий профессиональную управленческую деятельность, носящую инновационный, творческий характер и ориентированную на рациональное использование имеющихся ресурсов и повышение эффективности функционирования управляемой организацией.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно: к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп; к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов); к руководителю по отношению к подчиненным; к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.
Менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, и не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации; задачи, решаемые различными менеджерами, далеко не одинаковы. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, выполняются различные функции, и с тем, что сами менеджеры отличаются по своим способностям, возможностям и т. д.
Основные признаки менеджера : 1) менеджер – наемный управляющий. Найм менеджера осуществляет собственник предприятия; 2) менеджер – должностное лицо . Менеджер занимает определенную должность и выполняет управленческие функции, для чего использует делегированные ему полномочия, и распоряжается ресурсами организации; 3) менеджер имеет власть . Власть менеджера в организации дается не собственностью, а должностью и установленной системой разделения и кооперации труда (власть формального лидера), а также системой психологических взаимоотношений людей (власть неформального лидера); 4) менеджер управляет людьми. В подчинении менеджера всегда находятся сотрудники. Управление их знаниями, умениями, навыками есть управление персоналом. 5) менеджер принимает и реализует управленческие решения ; 6) менеджер – профессионально подготовленный управляющий.
Организация не может существовать без менеджера и для этого существует ряд причин:
1.Менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения.
2.Менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации.
3.Менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении.
4.Менеджеры являются основным информационным звеном связи между организацией и окружением.
5.Менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации.
6.Менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.
Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд ролей. Среди них можно выделить три ключевые роли .
Во-первых, это роль по принятию решений . Будучи наделенным правом принятия решений, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. При этом он должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководителей и коллектив в определенном направлении.
Во-вторых, это информационная роль , состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде факторов и нормативных установок и разъясняет политику и основные цели организации.
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя , формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и выступающего в качестве представителя организации. Менеджер должен быть таким работником организации, за которым люди готовы идти. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер не может успешно управлять своим коллективом.
Успешное управление
В практике менеджмента успешным считается управление, при котором обеспечивается достижение целей организации. При этом всякий успех может быть оценен через определенные результаты деятельности организации, которые отражают сущность этого успеха, в том числе по отношению к другим организациям.
Основными составляющими успеха организации в рыночной экономике являются: - Выживание – характеризует возможность организации осуществлять свою хозяйственную деятельность как можно дольше в условиях изменяющейся внешней среды;
- Результативность и эффективность – определяют условия, при которых организация может осуществлять свою деятельность на рынке в длительном периоде. Результативность – это способность экономической системы производить некий конкретный продукт. Эффективность – это способность экономической системы получать максимум продукта при минимуме затрат.
- Производительность – определяется количеством продукции произведенной в единицу времени. Чем более эффективна деятельность организации, тем выше ее производительность. Ключевой составляющей производительности является качество продукции.
- Практическая реализация – непосредственно характеризует эффективность управления организацией. Целью управления является наиболее эффективное выполнение реальной работы реальными людьми.
При этом само управление непосредственно реализуется как конкретное управленческое решение (совокупность решений). В свою очередь, успешным управленческим решением является такое решение, которое реализуется, то есть превращается в результативное и эффективное воздействие по достижению целей организации.
Для обеспечения успеха организации управление должно строиться на определенных принципах, потенциально обеспечивающих достижение целей в условиях изменений внешней среды. Эти принципы определяют соответствующие подходы к управлению, направленному на успех. К числу таких подходов к управлению относят: обобщение, ситуационный подход, интегральный подход и системный подход.
Социальный контроль масс Луков Валерий Андреевич
11.2. Менеджмент как способ управления культурой
Основу мира менеджмента составляет организация, понимаемая как структурная единица (фирма, фонд, учреждение и т. д.). Именно организация выступает главной причиной, основным фактором, определяющим существование менеджмента. Ч. Барнард называет организацию системой сознательно координируемых действий двух или более человек . Эффективность деятельности подобной системы зависит от правильно найденной модели менеджмента.
В каждом направлении бизнеса существуют свои модели менеджмента и критерии его эффективности. Предпринимательство в сфере культуры не является исключением. В культурном секторе (так мы будем впредь называть эту сферу бизнеса) существуют свои индикаторы эффективности процессов управления деятельностью организации.
Отличается ли менеджмент от управления? В большинстве своем исследователи сходятся во мнении, что менеджмент является разновидностью управления, осуществляемого в условиях неопределенности ситуации и высокой степени свободы действий для руководителей и подчиненных какой-либо организации. В отличие от управления он носит более прикладной характер и «обозначает процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы в интересах достижения стоящих перед ней целей» .
Менеджмент имеет междисциплинарный характер. Применительно к сфере культуры мы будем рассматривать его как способ деятельности и как особую область знаний, охватывающую проблемы организации управления человеческими отношениями в процессе производства, распространения и потребления культурных благ и услуг в условиях рыночной экономики.
Понимая под менеджментом «искусство и способ управления бизнесом», П. Друкер полагает, что это понятие может быть применено к деловому предприятию, смысл существования которого состоит в производстве товаров или предоставлении различных экономических услуг. В этом же ключе можно рассматривать и менеджмент в культуре, поскольку произведение искусства имеет значение товара-блага, а если результат культурной деятельности выступает непосредственно в форме живого труда, то превращается в товар-услугу. «Товары-блага и товары-услуги – вот два мира экономики культуры» .
С изменением теоретических основ менеджмента в культурном секторе стали меняться и подходы к его организации. Раньше менеджеры в основном занимались созданием условий и предпосылок творческой деятельности. В последние десятилетия по мере интернационализации рынка культуры они стали изучать сам процесс менеджмента.
В мире существует довольно разнообразная научная литература, описывающая процесс менеджмента внутри организации. По определению Р. Гриффина менеджмент – это процесс планирования, принятия решения, организации, руководства и контроля, а также совокупность финансовых, физических и информационных ресурсов, необходимых для достижения организационных целей наиболее эффективным образом .
В зависимости от уровня управления и степени интеграции деятельности организации (фирмы) большинство исследователей различают такие типы менеджмента, как нормативный, стратегический, информационный, кадровый.
Нормативный менеджмент – это процесс регулирования деятельности организации (фирмы), который осуществляется в рамках определенной культурной политики (миссии). Стратегический менеджмент представляет собой систему управленческих и организационных процедур, направленных на эффективное взаимодействие организации (фирмы) и внешнего окружения, адекватное приспособление к происходящим в нем изменениям. Достижению этих же целей способствует информационный менеджмент, осуществляющий необходимые общественные связи. Кадровый менеджмент, или менеджмент человеческих ресурсов, – это не что иное, как кадровая политика. Его основной принцип – «нужный человек на нужном месте». Кенинг и Эппинг называют информационный и кадровый менеджмент нервным центром, мозгом организации, поскольку наличие необходимой информации помогает менеджерам принять правильное решение.
Реализация задач менеджмента приводит организацию (фирму) в движение: она начинает работать. Возникает возможность структурирования деятельности, которая, по мнению Г. Хагурта, осуществляется в несколько этапов .
1. От провозглашения миссии к деятельности. Сформулированная миссия предполагает адекватное ей определение задачи создания организации (фирмы), начало ее деятельности. Насколько органична будет эта взаимосвязь, настолько будет эффективна деятельность фирмы.
2. От определения задачи организации к определению необходимой формы ее деятельности. На этом этапе формулируются цели работы организации (фирмы) и в соответствии с ними вырабатывается ее организационная структура, что крайне важно для последующей эффективной деятельности организации.
3. От структуры, т. е. от определения необходимой формы деятельности, к определению критериев эффективности организации (фирмы) и предполагаемым ее результатам. Здесь прогнозируется баланс возможной стоимости художественных ценностей и финансовых интересов организации.
Все это требует от руководителей организации умения прогнозировать результат своей деятельности, обеспечивать достижение баланса культурной миссии фирмы и интересов бизнеса.
4. От разработки критериев эффективности работы организации (фирмы) к формированию ее кадровой структуры. В этот период четко просматривается связь между эффективностью деятельности организации (фирмы) и творческим и вспомогательным составом ее работников, утверждается один из важнейших принципов менеджмента человеческих ресурсов – «нужный человек на нужном месте», а также штатная структура организации.
5. От сформировавшейся кадровой структуры организации (фирмы) к эффективности управления ею. Здесь прослеживается четкая взаимосвязь между штатной структурой и уровнем квалификации кадров управления, происходит их оптимизация и совершенствование.
6. От выявления качества работы организации (фирмы) к переоценке ее целей. На этом этапе анализируется соотношение запланированных и достигнутых результатов, оценивается миссия, определяются новые цели и корректируется прежняя концепция организации (фирмы).
Конечно, такое выделение этапов деятельности организации (фирмы) носит условный характер, однако это дает возможность эффективно управлять ею от момента начала работы до пересмотра миссии и принятия новой концепции.
Г. Минцберг, рассматривая роль менеджера в деятельности организации, выделяет четыре группы лидеров: 1) статусная группа (формальная власть); 2) ролевая группа (номинальная); 3) информационно-ролевая группа (наставники, советники, идеологи, просветители); 4) группа лидеров, принимающая решения (антрепренеры, распределители ресурсов) .
Опираясь на эту классификацию, Дж. Пик определил типологию менеджеров:
Менеджер-идеалист (вдохновитель при очень плохих финансовых возможностях);
Менеджер, поглощенный ежедневной рутинной работой;
Менеджер, решающий проблемные ситуации;
Антрепренер, который умеет рисковать и не боится ответственности .
Если учесть, что в культурном секторе функционируют, как правило, небольшие по числу работников организации, то менеджер должен многое уметь делать сам. Это обстоятельство не всегда принимается во внимание исследователями, а в литературе по менеджменту в основном анализируется практика крупных предприятий, где роль менеджера несколько иная, чем в культурном секторе.
Менеджер, работающий в культурном секторе, должен быть не только компетентным в своей области, но и выполнять различные организационные функции. Анализируя специфику его деятельности, Г. Хагурт выделяет три логических положения, сформулированные в форме возможных ответов на следующие вопросы: «Чего я хочу достичь и зачем? Как я организую то, чего я хочу достичь? Могу ли я достичь того, чего я хочу?» Ответ на первый вопрос поможет, по мнению исследователя, понять миссию и стратегические цели менеджера, на второй – уяснить организационный аспект его деятельности, на третий – понять его организаторские возможности, степень информированности и компетентности .
Сама постановка вопросов, обращенных к менеджеру, ориентирует его на определенную последовательность организационных действий, помогает определить его потенциальные возможности. В итоге вырисовывается доминанта действий менеджера: на стадии определения стратегии бизнеса он формирует предпосылки для успешного менеджмента (всесторонний учет культурной и финансовой политики государства, международных связей, проведение маркетинга, поиск инноваций и т. д.), а на этапе реализации он должен осуществить виды деятельности, необходимые для роста и развития организации (фирмы).
В условиях рынка менеджеру приходится надеяться только на самого себя, и успех дела будет зависеть от ясного понимания им цели и технологии ее осуществления. Сам же процесс менеджмента в организации (фирме) начинается с момента формулирования менеджером ее культурной миссии.
Из книги Социальный контроль масс автора Луков Валерий Андреевич5.2. Управление культурой Прежде чем рассматривать проблему управления культурой, необходимо определить, что входит в само понятие «культура». Статья 1 «Декларации культуры», разработанной Д. С. Лихачевым, гласит: «Под культурой понимается сотворенная человеком
Из книги Менеджмент автора Дорофеева Л И3. Элементы процесса управления. Функции управления Управление – это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К
Из книги Управление персоналом: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович8. Американская, европейская и японская модели управления. «Новая философия управления» Все рассмотренные концепции в большей или меньшей степени реализуются в конкретных моделях управления. Основными из них после 1970-х гг. являются американская и японская модели. В
Из книги Управление персоналом автора Шевчук Денис Александрович31. Развитие концепции мотивации разными школами управления. Основные принципы управления Разработка современной концепции мотивации началась с открытий школы человеческих отношений, хотя модели мотивации они не создали, но их вывод о важности социального
Из книги Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы автора Архангельский Глеб52. Цели и функции управления. Стратегическая и оперативная роли управления Управление человеческими ресурсами – это проектирование формальных систем организации, которые обеспечивают эффективное использование человеческих знаний, навыков и талантов для достижения
Из книги Management по-русски. Технология эффективного управления в малом бизнесе автора Данилов Владимир Наркисович1.2. Место и роль управления персоналом в системе управления организацией Труд – процесс сознательной целесообразной деятельности человека, воздействия его на предметы труда с целью создания материальных и духовных благ для удовлетворения личных и общественных
Из книги Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует автора Адизес Ицхак Калдерон1.3. Персонал как объект управления, понятие и особенности управления персоналом, методы управления Управлять поведением и настроением человека можно, формируя среду и / или непосредственно влияя на личность, «играя на струнах человеческой души». Влияя на поведение, очень
Из книги Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем автора Адизес Ицхак Калдерон1.4. Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами В эволюции теории и практики зарубежного кадрового менеджмента можно выделить фазы, связанные с адаптацией как новых технологий менеджмента, так и специфических подходов в кадровой
Из книги Управление на основе ценностей. Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в XXI веке автора Гарсия СальвадорПерсональный проектный менеджмент: повышаем точность управления Одним из важнейших профессиональных качеств менеджера является умение укладываться в сроки, а также умение прогнозировать сроки, давать четкий ответ на вопрос: «К какому моменту вы могли бы это
Из книги Google AdWords. Исчерпывающее руководство автора Геддс БрэдФункции управления Матрица функций управления Классические функции менеджмента мы оформили вот в такую матрицу-схему (табл. 1).По нашему мнению, она наглядно демонстрирует все основные направления деятельности руководителя фирмы.Согласно теории менеджмента в
Из книги Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами автора Деминг Уильям Эдвардс Из книги Исполнение: Система достижения целей автора Боссиди Ларри