Имидж образовательных организаций на современном этапе. «Имидж образовательной организации

Николаева В.И. Научный сотрудник Центра социологических и маркетинговых исследований, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

В диссертации Измайловой Е.А. «Формирование маркетинговой коммуникационной политики и позитивного имиджа вуза на рынке образовательных услуг», корпоративный имидж вуза рассматривается как «система представлений и оценок различных групп целевой аудитории, формирующихся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности учебного заведения — обучающей, научной, воспитательной, общественной, представляющая собой собирательный образ, характеризующий высшее учебное заведение».

Цель его создания состоит в том, «чтобы у субъектов, находящихся внутри и вне вуза, сложился образ, способствующий достижению целей и задач, которые ставит руководство вуза. И именно по степени и характеру решения этих задач корпоративный имидж оценивается как более или менее эффективный»

Кадочников Н.А. в своем диссертационном исследовании «Корпоративный имидж как фактор конкурентоспособности высшего профессионального учебного заведения» определяет корпоративный или организационный имидж как «образ организации, в представлении различных групп общественности» .

На основании проведенного исследования среди студентов, работников образовательных структур, потенциальных клиентов и работодателей автор выделяет ряд факторов, формирующих имидж образовательных учреждений:

Публикации

Первые публикации по имиджу ОУ появились в середине 1990-х годов. Но вплотную занялись разработкой всевозможных аспектов формирования имиджа сравнительно недавно, только с начала 2000-х гг.

Большая часть работ по интересующей нас теме была издана в специализированном периодическом журнале «PR в образовании».

В публикациях рассмотрены разные виды имиджа, в зависимости от уровня и типа образовательного учреждения: «имидж вуза», «имидж государственного вуза», «имидж негосударственного вуза», «имидж средней школы», «имидж дошкольного образовательного учреждения», «имидж частной школы» и др.

М.С. Пискунов в своей работе «Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования» (1999) дает следующее определение имиджа школы: «это эмоционально окрашенный образ, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума» .

По данным исследований Пискунова М.С., ведущими компонентами имиджа образовательного учреждения являются:

В 2002 году в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» была опубликована статья начальника отдела маркетинга РГПУ имени А.И. Герцена, кандидата психологических наук Даниленко Л.В. , «Менеджмент имиджа образовательного учреждения» , в которой автор определяет как «эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума».

Имидж может быть: «желаемым, реальным, традиционным, благоприятным, позитивным, идеализированным, новым (обновленным). Наиболее часто встречающиеся из них — желаемый имидж, благоприятный имидж. Упомянутые названия следует причислять не к разряду отдельных видов имиджа, а рассматривать как характеристики имиджа, грани одной призмы, новое качество объекта. Перечисленные характеристики имиджа не исключают друг друга, не противоречат и не отрицают друг друга, при этом имидж может переходить из одного качества в другое. Так желаемый имидж при определенных усилиях со стороны заинтересованной в нем организации может стать реальным, а традиционный имидж — перейти в новое качество или получить обновленное лицо. При этом, у учебного заведения может существовать одновременно несколько имиджей, которые актуализируются в зависимости от целей, которые преследует в данный момент ВУЗ, и социальной группы, с которой работает в этот момент».

К числу основных составляющих имиджа, как считает Даниленко Л.В., можно отнести: «общую известность и репутацию ОУ, скорость реагирования на изменения запросов потребителей, инновационный потенциал и его реализацию, престиж образовательных программ, рекламную политику ОУ, уровень развития и характер зарубежных связей, финансовую обеспеченность (устойчивость), конкурентный статус. Каждая из составляющих имеет свои критерии и показатели. Так, по последнему пункту перечня — место ОУ в системе рейтингов (по одному и более показателям), широко применяющейся теперь и в сфере образования, может служить показателем его конкурентоспособности, например, по процентному показателю поступающих в высшие учебные заведения, количеству медалистов, наличия конкурса в учебное заведение и др. (для школы). Важным аргументом конкурентоспособности ОУ является и наличие у него благоприятного имиджа, т.е. мнения родителей и детей, коллег, государственных органов».

Карпов Е.Б. в статье «Имидж в образовании» (2003) вводит общее понятие — имидж образовательной организации : и определяет его как «социально-психологический феномен, имеющий свои закономерности формирования и функционирования». В статье автор останавливается на вопросах диагностики и формирования имиджа ОУ и приходит к выводу, что рассматривать имидж вуза нужно с точки зрения:

1. предоставления им образовательной услуги: ее качество, востребованность на рынке;

2. продвижения образовательной услуги (планирование PR-кампаний, конкурентоспособность);

3. взаимоотношения между преподавателями, студентами и их родителями;

4. кадрового и научного потенциала ППС;

5. состояния учебно-материальной и научной базы.

Автор ссылается на мнение Меньшиковой В.В. и Утлика Э.П. о том, что является важным для формирования позитивного имиджа ОУ: «важны такие социальные представления людей, как представления о финансовом положении организации («стабильная», «процветающая» и т.д.); об истории организации, ее традициях, репутации («существует долгое время», «с ней имеют дело солидные фирмы» и пр.); о личности руководителя («во главе стоит солидный и порядочный человек» и т.д.); об особенностях «паблисити» — рекламной известности («хорошие отзывы» и пр.); об отношении к персоналу («персонал спокоен за свое будущее», «много свободы при высокой ответственности» т.д.); о социальной ответственности перед обществом — качество работы, род деятельности, направленность на потребителя, забота о нем («обязательная», «выпускает добротную и нужную продукцию» и др.); об управлении организацией («с честью выходит из сложных ситуаций», «прогрессивное научно обоснованное управление» и т.д.); о фирменном стиле («солидный офис», «красивая эмблема» и пр.); об этичности деятельности и отношений («честная» и пр.).

Карпов Е.Б. также акцентирует внимание на проблеме поиска оснований для формирования позитивного имиджа образовательной организации.

В своей следующей статье — «Имидж вуза» (2005), Карпов Е.Б. приходит к выводу, что «изучая имидж образовательной организации, необходимо учесть существование полей разных видов имиджей в массовом сознании и необходимости выявления специфики наполняемости этих полей у представителей различных групп».

Автор задается вопросом: «В чем же на настоящий момент состоит содержание имиджа вуза?». Для ответа на этот вопрос было проведено исследование на базе двух московских университетов, с использованием методики — «психосемантической оценки имиджей образования, вуза и образовательных услуг».

В ходе исследования были получены данные, а именно — характеристики имиджей вуза, которые были разделены на четыре группы: в первую группу вошли характеристики, которые наиболее важны для образа вуза; во вторую группу вошли характеристики, которые значимы для имиджа вуза; в третью объединились характеристики, нейтральные по своему значению, а в четвертую группу вошли характеристики, не значимые или даже отвергаемые при восприятии и оценке предпочитаемого вуза.

А в статье, написанной в соавторстве с Е.А. Ардышевой «Трудоустройство выпускников и имидж учебного заведения» (2006), Карпов Е.Б. обращает внимание на связь между, трудоустройством выпускников, качеством полученных знаний и имиджем вуза.

Публикации 2003 года:

1. Петрова Е.А. («Имидж специалиста — имидж организации — имидж профессионального образования в России») определяет имидж как «образ, включающий внутренние и внешние характеристики соответствующего объекта». А также говорит о существовании целого сообщества имиджей: «имидж самого профессионального образования, имидж ступеней образования (начальное, среднее, профобразование и пр.), имидж конкретного учебного заведения и имидж профессии».

2. Александрова Е.А. , автор статьи «Школа с изюминкой», не исключает, что имидж образовательного учреждения , в данном случае — школы, создается при участии «сарафанного радио», т.е. родители будущих учеников расспрашивают всех знакомых, соседок, попутчиков о школах города и, на основании их мнения, составляют собственное.

Публикации 2004 года:

1. Лернер П.С. «Имидж средней школы: восприятие, ожидание», сравнивает представление учеников о своей школе в процессе обучения и после поступления в вуз. Конкретного определения имиджа ОУ автор не предлагает.

2. В работе «Векторы реформирования и содержания имиджа общего, среднего и профессионального образования» (2006) Лернер П.С. продолжает тему имиджа и указывает на решающую роль в его корректировке школьной реформы, «которая должна привести к эффективному функционированию образовательной среды, которая и будет определять имидж современного учебного заведения»

3. Делия В.П. в статье «Об имидже высшего негосударственного учебного заведения» дает определение , понимая под ним «инструмент достижения стратегических целей и задач, включающий в себя корпоративный и внешний имидж»

4. В статье «Деловая репутация и имидж вуза как условие и результат качественного образования» (2004) авторы — Васюков И.Л. и Волков А.Н. приводят два определения: корпоративного имиджа вуза — «это общее представление, состоящее из набора убеждений и ощущений, которое складывается у потребителей (реальных и потенциальных) образовательных товаров и услуг об учебной организации», и имиджа любой организации в целом и вуза, в частности — «есть целостное восприятие (понимание и оценка) оценки различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности вуза: обучающей, научной, воспитательной, общественной и т.п.».

Публикации 2005 года:

1. Коллективная работа Петровой Е.А., Романовой А.В. и Родионовой А.А. «Из опыта работы по изучению корпоративного имиджа вуза». По мнению авторов, «высшие учебные заведения необходимо рассматривать как достаточно крупные организации, предоставляющие образовательные услуги. Таким образом, говоря об имидже учебного заведения, прежде всего мы будем говорить о корпоративном имидже». Но определения корпоративного имиджа в статье нет.

В 2004 г. авторами было проведено исследование корпоративного имиджа Российского государственного социального университета в представлении групп потенциальных потребителей образовательных услуг вуза. Изучался внешний и внутренний имидж вуза.

Целями исследования внешнего имиджа были:

1. Выявление особенностей восприятия и оценки имиджа РГСУ различными группами потенциальных потребителей образовательных услуг вуза — группами выпускников (10 — 11 классы) школ г. Москвы.

2. Выявление сходства и различия в восприятии и оценке имиджей РГСУ, МПГУ и МГУ им. Ломоносова в группе потенциальных потребителей образовательных услуг вузов.

Для исследования была использована уже упоминавшаяся методика «Психосемантическая оценка имиджа вуза» , которая предполагает изучение особенностей восприятия и оценки имиджа вуза по трем универсальным факторам — «общая оценка», «степень психологической близости» и «статус или положение среди других вузов». По мнению Е.Б. Карпова , изучение данных факторов необходимо в целях прогнозирования спроса на образовательные услуги вуза.

Также в рамках проведенного исследования изучался внутренний имидж РГСУ в представлении студентов, обучающихся на разных факультетах вуза. Целями данной серии исследований были:

1) Выявить и сопоставить содержательные характеристики имиджа РГСУ в группах студентов, обучающихся на различных факультетах РГСУ, по разным специальностям. То есть изучить реальный текущий, естественный внутренний имидж РГСУ, существующий в групповом сознании студентов различных подразделений РГСУ.

2) Выявить сходства и различия в восприятии и оценке имиджей РГСУ, МГИМО, Финансовой Академии и МГУ им. Ломоносова в группе студентов РГСУ, обучающихся на различных факультетах.

2. Родионова А.А. , «Фокус — групповое исследование аффективных и когнитивных составляющих имиджа учебного заведения». По мнению автора, «имидж учебного заведения в качестве составляющих включает визуальные, аудиальные, кинестические и др. образы». Так, например, в сознании студентов вуз может ассоциироваться с внешним видом зданий, с шумом, царящим на переменах между лекциями, с запахом кофе в кафе, с расположением аудиторий и т.д. Также имидж учебного заведения составляют когниции, т.е. знания и социальные представления. Так, у студентов вуза сформированы знания о существующих факультетах и кафедрах вуза и представления о типичном выпускнике вуза. Имидж составляют также аффективные элементы, такие как эмоции, чувства и отношение к учебному заведению.

3. Козьяков Р.В. , «Корпоративный имидж учебного заведения». В статье автор приводит определение имиджа — «целенаправленно сформированный образ, который остается в сознании людей, их памяти». В дальнейшем он, ссылаясь на классификацию, предложенную Синяевой И.А. в работе «Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности» , соотносит предложенные ею элементы имиджа организации со структурой имиджа вуза: имидж товара (услуги); имидж потребителей товара (услуги); внутренний имидж организации; имидж топ-менеджеров; имидж персонала; визуальный имидж организации; социальный имидж организации; бизнес-имидж.

Козьяков Р.В. , исходит из того, что, «высшее учебное заведение тоже является учреждением, и значит все перечисленное для имиджа учреждения применимо и к имиджу вуза, только имеет некоторые особенности»:

4. В статье «Управление имиджем вуза» автор — Е.А. Дагаевасразу — начинает с определения имиджа вуза , под которым понимает «устойчивое, эмоционально окрашенное мнение о вузе у группы людей на основе сформированного у них образа данной организации, возникшего вследствие либо прямого контакта с вузом, либо на основе информации, полученной об этом вузе из других источников».

Автор считает, что «образ любой организации, сформированный на основе восприятия внешних и внутренних характеристик последней, достаточно устойчив, содержит в себе свойства стереотипов, которые, как известно, ригидны. Поэтому эффективное управление имиджем вуза, на наш взгляд, возможно и необходимо в первую очередь на этапе первоначального контакта вуза с целевой аудиторией».

1) Идентификация качественных характеристик вуза, под чем подразумевается подробный анализ всех качеств, свойств, возможностей, недостатков и преимуществ ОУ, в сравнении с конкурентами посредством SWOT-анализа. На данном этапе начинает разрабатываться миссия вуза.

2) Выявление и анализ потребностей целевых групп.

3) Построение маркетинговой коммуникации с целевыми группами вуза. Необходимо грамотно подобрать средства распространения информации, ее носители. В дальнейшем — систематически собирать и анализировать информацию, поступающую по каналам обратной связи, корректируя процесс коммуникации.

А во второй статье «Маркетинговые коммуникации как способ конструирования имиджа негосударственного вуза» предлагается еще одно определение имиджа высшего учебного заведения — «это социальные представления о вузе, носящие целерациональный характер и сформированные на основе информации, оценок, знаний, получаемых посредством различных видов коммуникаций». Не совсем понятно, для чего автор использует такое определение, как «целерациональные представления».

5. Волкова В.В. в статье «Имидж образовательного учреждения в контексте проблемы конкурентоспособности вузов» приходит к следующему выводу: «очень трудно создать универсальный имидж, благоприятный для всех групп людей, взаимодействующих с вузом. Чем точнее и конкретней имидж, тем более вероятно, что он будет пригоден только для определенных потребителей, но в то же время будет вызывать реакцию отторжения у других. Это серьезный недостаток, избавиться от него помогает формирование нейтрального имиджа. Такой имидж отсекает только немногочисленные крайности среди потребителей. Суть его состоит в том, что человеку не навязывается отношение или установка к вузу. Если его имидж не вызывает положительных эмоций, то он должен по крайней мере не вызывать и отрицательного отношения.

Такой нейтральный имидж описывается следующими характеристиками: имидж должен быть комплексным образованием; имидж должен быть правдоподобным; имидж должен быть ясным и конкретным; имидж должен быть проще объекта, который он представляет, мгновенно запечатлеваться в сознании; имидж должен быть незавершенным, его место где-то между воображением и чувствами, между желаемым и реальным».

Вопрос состоит в том, как создать такой «нейтральный имидж», о котором говорит автор, и каким образом «притормозить» создание имиджа, чтобы он оставался незавершенным.

6. Лазаренко И.Р. в статье «Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество» на основе проведенного исследования приходит к выводу о том, что ведущими компонентами имиджа образовательного учреждения являются:

Публикации последних трех лет (2006 -2008 гг.)

1. Дагаева Е.А. , «Структура имиджа высшего учебного заведения», использует два коротких определения имиджа вуза :

1) «оригинальный, трудноимитируемый и труднозаменяемый ресурс;

2) «система представлений, как о внешних, так и о внутренних характеристиках вуза»

2. Добрякова А. , «Имидж выпускника государственного вуза в структуре имиджа вуза».

По мнению автора, «имидж выпускников, покидающих стены своей alma mater, и в особенности уровень их культуры делового общения — это символический капитал образовательного учреждения, закладывающий основы его деловой репутации и престижа»

Что касается понятия имидж выпускника вуза , под ним автор понимает «компонент имиджа вуза, представляющий собой мнение о выпускниках данного конкретного учебного заведения, сформированное на основе восприятия внешнего облика, стиля жизни, уровня профессиональных знаний, умений, навыков, а также уровня культуры делового общения выпускников .

3. Зуева Е.И. в статье «Подходы к формированию имиджа образовательного учреждения» дает определение имиджа вуза : «это сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности, транслируемый во внешнюю среду» .

4. В работе, размещенной в Интернете без ссылки на автора — «Качество образования в условиях открытых образовательных систем», речь идет о существовании двух имиджей образовательного учреждения: объективного и субъективного. «На удовлетворенность потребителя опосредованное влияние оказывает также объективный и субъективный имидж образовательного учреждения. Объективный имидж «хорошей» или «плохой» школы является результатом общего признания (в рамках города или региона) высокого или низкого качества образования, которое данная школа обеспечивает. Субъективный имидж основан на прошлом положительном или отрицательном собственном опыте конкретного потребителя и его оценке (адекватной или предвзятой) уровня качества образовательного продукта».

5. Лазаренко И.Р. , в «Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество» считает, что имидж образовательного учреждения представляет собой не «набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик»

6. Щербаков А.В. в работе «Имидж образовательного учреждения» рассматривает два подхода формирования имиджа ОУ: от потребностей образовательного учреждения или от запросов потребителей (на практике мы наблюдаем сочетание этих подходов).

Формирование имиджа от запросов потребителей может включать следующие этапы деятельности школы:

1. Проведение маркетингового исследования с целью определения приоритетных направлений учебной и воспитательной деятельности, предпочтительной для родителей и учащихся.

2. Оценка ресурсов образовательного учреждения.

3. Формирование программы развития (или перспективного плана с критериальными показателями).

4. Осуществление плана деятельности.

5. Промежуточный контроль и регулирование деятельности.

6. Оценка результатов деятельности.

А также автор предлагает использовать SWOT-анализ при оценке имиджа и дает небольшие рекомендации в виде «памятки» — «для творческих групп, заинтересованных в улучшении имиджа ОУ, формированию его структурных компонентов».

Социологические исследования

Некоторые университеты информируют о том, что проводят исследования по оценке собственного имиджа. Но информация о проведенных исследованиях и полученных результатах является закрытой. Во-первых, нет смысла «выносить сор из избы» и рассказывать общественности о минусах или негативных моментах своих учебных заведений (так, впрочем, поступают практически все организации), во-вторых, во время проведения исследования, обязательно «всплывают» названия вузов-конкурентов. Делать им рекламу, конечно же, невыгодно, а антирекламу и подавно.

Исследования касаются вопросов корпоративной культуры, бренда, каналов передачи информации, рекламных методов, вопросов фирменного стиля, качества преподавания и пр.

В Интернете размещены результаты нескольких социологических исследований, связанных с вопросом имиджа:

На протяжении четырех лет имидж университета изучается во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС). Часть результатов была опубликована в журнале «PR в образовании» .

Вывод

Большое количество научных и научно-публицистических работ еще не говорит о том, что тема изучена и хорошо проработана. Скорее наоборот, тема имиджа образовательных учреждений находится на начальном этапе изучения.

Даже определений имиджа образовательных учреждений не так много, чтобы провести анализ и классификацию. Из статьи в статью переходит одно и тоже определение, которое, в зависимости от уровня образовательного учреждения, описываемого в работе, просто немного видоизменяется, т.е. вместо «образовательного учреждения», авторы подставляют слово «школа», «вуз» и т.д. Речь идет об определении Пискуновой Т.Н.

На наш взгляд, по теме имиджа образовательных учреждений проводится очень мало социологических и маркетинговых исследований, которые помогали бы создавать эмпирическую базу.

Очень мало работ, в которых рассматриваются возможности PR-технологий в процессе создания имиджа ОУ, концепции фирменного стиля, даются рекомендации по поддержанию положительного образа образовательной организации; рассматриваются вопросы, связанные с деловой репутацией, брендом и пр.

А о том, насколько эта тема становится актуальной и практически необходимой в условиях конкурентной борьбы, говорить излишне.

1 Пискунова Т.Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения: Диссертация кандидата психологических наук. Москва, 1998, С.11

2 Там же, С. 55 — 72.

3 Измайлова Е.А. Формирование маркетинговой коммуникационной политики и позитивного имиджа вуза на рынке образовательных услуг. Автореферат диссертации кандидата экономических наук. СПб, 2005, С. 8

4 Кадочников Н.А. Корпоративный имидж как фактор конкурентоспособности высшего профессионального учебного заведения». Диссертация кандидата экономических наук. Москва, 2005, С. 17 — 18.

5 Там же, С. 28.

6 Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании. 1999, № 5, С. 45.

7 Там же, С. 45-51.

8 Даниленко Л.В. Менеджмент имиджа образовательного учреждения: //www.marketologi.ru/lib/danilenko/mana_image.html (24.02.09)

10 Карпов Е.Б. Имидж в образовании //PR в образовании. 2003, № 6, С. 40-50

11 Карпов Е.Б. Имидж вуза //PR в образовании. 2005, № 4, С.54

12 Карпов Е.Б. Трудоустройство выпускников и имидж учебного заведения //PR в образовании. 2006, № 3, С.75-79

13 Петрова Е.А. Имидж специалиста — имидж организации — имидж профессионального образования в России // PR в образовании. 2003, № 4, С.104-105

14 Александрова Е.А. Школа с «изюминкой» // PR в образовании. 2003, № 3, С.98 — 104

15 Лернер П.С. Имидж средней школы: восприятие, ожидание // PR в образовании. 2004, № 1, С.42-69

16 Лернер П.С. Векторы реформирования содержания и имиджа общего, среднего и профессионального образования // PR в образовании. 2006, № 2, С.46-48

17 Делия В.П. Об имидже высшего негосударственного учебного заведения // PR в образовании. 2004, № 3, С.103

18 Васюков И.Л., Волков А.Н. Деловая репутация и имидж вуза как условие и результат качественного образования: //www.proza.ru/texts/2004/12/ 22194.html (24.02.09)

19 Петрова Е.А., Романова А.В., Родионова А.А. Из опыта работы по изучению корпоративного имиджа вуза //PR в образовании. 2005, № 3, С.38

20 Там же, С.40.

21 Родионова А.А. Фокус — групповое исследование аффективных и когнитивных составляющих имиджа учебного заведения». // PR в образовании. 2005, № 4, С.48-49.

22 Синяева И.А. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

23 Козьяков Р.В. «Корпоративный имидж учебного заведения //PR в образовании. 2005, № 1, С.108

24 Дагаева Е.А. Управление имиджем вуза // Управление персоналом. 2005, № 3, С. 26-28.

25 Дагаева Е.А. Модель конструирования имиджа высшего учебного заведения//сборник трудов III Международной научно-практической конференции «Журналистика и медиаобразование — 2008». Белгород, 2008. С. 9-10.

26 Дагаева Е.А. Маркетинговые коммуникации как способ конструирования имиджа негосударственного вуза//PR в образовании. 2008, № 4, С.66.

27 Волкова В.В. Имидж образовательного учреждения в контексте проблемы конкурентоспособности вузов. Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». 2005, № 2 (14): //science.ncstu.ru/articles/hs/14/10.pdf/file_download (24.02.09)

28 Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество // Педагог. 2000, № 9. //www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_9/stat8.html (24.02.09)

29 Дагаева Е.А. Структура имиджа высшего учебного заведения //PR в образовании. 2007, № 3, С. 84 — 90.

30 Добрякова А. Имидж выпускника государственного вуза в структуре имиджа вуза //PR в образовании № 2, 2008, с. 111

31 Зуева Е.И.Подходы к формированию имиджа образовательного учреждения // //aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2002/zueva.html (24.02.09)

32 Качество образования в условиях открытых образовательных систем. Глава 6. //edu.novgorod.ru/fulltext/225/%C3%EB%E0%E2%E06.rtf (24.02.09)

33 Лазаренко И.Р. «Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество» //www.inter-pedagogika.ru/ (24.02.09)

34 Щербаков А.В. Имидж образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008, № 9, С. 39 — 46.

На вопрос, какие преимущества предоставляет положительный имидж и репутация компании дает ответ исследование Hill &Knowlton и The Economist Intelligence Unit . Обработав ответы 175 руководителей крупнейших компаний из разных стран мира, исследовательское агентство пришло к выводу, что прежде всего, это:

  • возможность привлечения и удержания сотрудников (59%);
  • увеличение доли продаж (51%);
  • возможность развивать стратегическое партнерство (44%);
  • возможность продавать продукцию по более высокой цене
  • (38%).

Очевидно это важнейшие цели, стремление к реализации которых ставят перед собой эффективные руководители и стремящиеся в высокой конкурентоспособности компании.

Какие именно факторы способствуют позитивному имиджу поводило оценить еще одно исследование. По мнению зарубежных специалистов (опрос проводило агентство Ernst & Young ) лидирующим по значимости фактором, обеспечивающим хорошую репутацию, является:

  • «осуществление корпоративной стратегии» (6,4 балла значимость фактора из 7 возможных);
  • «доверие к руководству» (6,16 балла);
  • «качество корпоративного управления» (5,92 балла);
  • «способность привлекать и удерживать талантливых сотрудников» (5,77 баллов);
  • «инновации» (5,61 балл) и «опыт высшего руководства» - 5,6 балла.

Аналогичные опросы отечественных специалистов (исследование проведено агентством по коммуникационным стратегиям PBN Company ) показали, что на первые места руководители компаний ставят:

  • Качество продукции и услуг компании 86%;
  • Позицию компании на рынке и харизматичность руководителя по 77%;
  • Известность компании 73%;
  • Финансовое состояние компании и информационная открытость по 68%;
  • Публичность компании и привлекательность образа руководителя по 64%.

В данном разделе используем метод дедукции, построив анализ по принципу от общего к частному: прежде всего, более подробно рассмотрим факторы, влияющие на формирование имиджа субъекта или объекта (применительно к предприятию, организации, конкретной личности, товару, услуги), затем выделим факторы, имеющие наибольшее значение для формирования имиджа образовательной организации.

Итак, предварительно проведем обзор существующих подходов к систематизации факторов.

1. Внешние и внутренние факторы формирования имиджа

Рассмотрим это деление на примерах различных отраслей. Применительно к имиджу сервисных организаций Москвина И.А. и Моисеева Н.К. приводят следующие составляющие внутренних факторов:

  • лидирующая роль руководителя (и его функции);
  • миссия и видение;
  • стратегия;
  • организационная структура;
  • ресурсы;
  • управление технологическими процессами и процессами выполнения работ;
  • корпоративная культура;
  • корпоративная индивидуальность;
  • коммуникации;
  • качество товаров и услуг.
  • имидж страны;
  • имидж торговой марки;
  • имидж отрасли;
  • профессиональные ценности;
  • имидж маркетинговых посредников;
  • деятельность конкурентов;
  • предыдущий опыт общения с компанией;
  • имидж, сложившийся у сотрудников;
  • имидж, сложившийся у внешних групп корпоративной аудитории;
  • устные неформальные коммуникации (популяризация).

Авторы подчеркивают, что указанные параметры рассматриваются как имиджевые факторы оценки, которые проявляются в качестве «регуляторов поведения сотрудников и потребителей» и отражающиеся «в их сознании, прежде всего, как оценочные феномены», «ориентирующие на то, в какой мере можно сотрудничать с фирмой, а в какой - нежелательно».

Аналогичный подход классификации (с выделением внутренней и внешней среды) предлагают Ветитнев А.М. и Волынец Е.А. Их работы раскрывают особенности имиджа в санаторно-курортных организациях . Исследования авторов направлены на определение структуры имиджа, состоящей из комплекса компонентов (факторов). Прикладной характер исследований определяется задачей, связанной с оценкой влияния корпоративного имиджа на удовлетворенность отдыхающих качеством санаторно-курортных услуг.

  • ? Имидж санаторно-курортной услуги (связан с представлениями людей об уникальных характеристиках, особенностях предоставляемых организацией услуг). Основные атрибуты имиджа: ценность для здоровья, отдыха, уникальные характеристики курортной зоны, лечебные факторы. Дополнительные (подкрепляющие) атрибуты: цена услуг, условия платежей, соотношение цены и предполагаемой выгоды от услуги.
  • ? Имидж персонала (обобщённый образ персонала, включающий наиболее характерные для него атрибуты: компетентность, культура, социально-демографический профиль).
  • ? Имидж руководителя организации (индивидуальный имидж руководителя, как персоны, включает следующие основные атрибуты: профессиональные достижения, личностные характеристики, социально-демографические характеристики, лидерские качества, форма поведения в определённых ситуациях).
  • ? Корпоративная культура(система ценностей организации, её взаимоотношения между внешней и внутренней средой).
  • ? Имидж-коммуникации (методы и средства, формирующие имидж организации, включают совокупность сигналов, исходящих от компании в адрес различных контактных аудиторий).
  • ? Бизнес-имидж (деловая репутация организации или общее сложившееся мнение о качествах, достоинствах, недостатках организации в сфере делового взаимодействия).
  • ? Характеристика отдыхающих (включает представления о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных характеристиках потребителей, составляющих целевую аудиторию санаторно- курортной организации).

По мнению авторов, корпоративный имидж и соответственно корпоративная репутация организации у различных групп общественности соответствуют представлениям, основанным на информации, поступающей по каналам имидж- коммуникаций, и включают совокупность убеждений и ощущений, которые связаны с данной организацией.

Индикаторами основных компонент имиджа определяются в результате опроса клиентов по следующим вопросам:

Имидж услуги - Насколько в целом оправдались ожидания от данного санатория?

Имидж персонала - Какова компетентность, грамотность персонала?

Имидж руководителя - Каков имидж руководителя здравницы?

Корпоративная культура - Оценка фирменного стиля (буклеты, рекламные материалы, логотип).

Имидж-коммуникации - Соответствуют ли услуги рекламным сообщениям?

Бизнес имидж - Какова оценка репутации и надёжности здравницы бизнес-партнерами?

Характеристика отдыхающих - Каковы характеристики и статус отдыхающих в здравнице?

На вопрос, какие именно из перечисленных внешних и внутренних факторов оказывают наиболее весомое влияние на имидж, дают ответы результаты опросов зарубежных и отечественных экспертов.

Проведенный анализ позволяет сделать выводы о взаимосвязи репутации и имиджа, которые являются отражением деятельности организации. Именно высокие экономические результаты и позитивный имидж демонстрируют эффективность бизнес-процессов предприятия или организации.

Имидж формируется как интегральный показатель и непосредственно зависит от объема и качества информации, поступающей через коммуникационные каналы к целевой аудитории.

Любое предприятие или организация должны контролировать восприятие представителями целевых аудиторий ее имиджа так как «корпоративный имидж и репутация образуют первый и вторые этажи структуры любого бизнеса, над которыми достраивается все остальное» . Не менее актуальна эта задача для образовательных организаций, особенно высшей школы, поскольку процессы образования и воспитания обеспечивает реализацию приоритетных направлений развития любого государства. Главной целью образования является приращение ценности человека как личности, как работника, как гражданина. Поэтому вопрос формирования имиджа применительно ко всей системе образования Российской Федерации - вопрос не тривиальный и значимый. Реформы отечественной системы образования сделали ее более открытой, повысив интенсивности обмена информацией с внешней средой. Коммуникативная функция, которая реализуется через двустороннюю связь по каналу «образование - окружающий мир» стала более интенсивной, поскольку образовательные организации, стремясь к выполнению коммуникационных задач, стали большее внимание предавать работе сайтов, внутренних и внешних СМИ, проводить мероприятия, которые влияют на формирование позитивного имиджа.

Интенсивный процесс формирования единой информационной среды общества, расширяющий возможности развития личности, потребовал обладания знаниями и умениями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Результатом активного внедрения информационных технологий во все сферы жизни значительно возрастает необходимость постоянного обновления и пополнения знаний, повышения квалификации. В связи с этим образование превращается в непрерывный процесс на протяжении всей жизни человека. На современном этапе развития человеческого общества образование выходит за рамки отдельных государств и получает статус международного института. Таким образом, можно заключить, что сфера высшего образования специфична, ее регуляторами являются не только макро - и микроэкономические факторы, рынок труда и капитала, но и человеческий потенциал, социальные и социально-психологические механизмы. Это в значительной степени влияет на процесс формирования имиджа этой сферы. Имидж высшего образования следует рассматривать как сложный, многофакторный феномен. Авторы монографии «Концептуальные основы повышения имиджа высшего профессионального образования в Российской Федерации» отмечают, что необходимо оценить влияние имидж отечественного высшего профессионального образования изменений, которые произошли в этой сфере. Проведенные авторами исследование, результаты которых изложены в монографии, отражают результаты научного осмысления и анализа сущности, значения и специфики структуры имиджа в высшем образовании. Исследования позволили разработать комплекс рекомендаций по целенаправленному управлению имиджем высшего профессионального образования РФ как единой системы, выполняющей важнейшие социально-экономические функции.

  • 1) уточнения понятия «имидж» применительно к системе образования;
  • 2) разработка матрицы классификации имиджа в высшем образовании (табл. 2);
  • 3) определение структура имиджа высшего образования, с подробным описанием элементов всех входящих в нее подсистем.

Под имиджем высшего образования авторы предлагают понимать «устойчивый эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать влияние определенной направленности на сознание представителей целевых групп, потребляющих образовательный продукт» . Под образовательным продуктом авторы понимают:

  • образовательные программы, сопровождаемые материально- техническим и методическим обеспечением;
  • выпускников образовательных организаций, обладающих сформированным в процессе обучения профессиональными компетенциями (знаниями, умениями и навыками владения).

Аналогично выделенному нами ранее принципу деления основных факторов влияния на имидж на внутренние и внешние, в образовании это деление также имеет место. Кроме того, сам имидж может характеризоваться как внешний и внутренний. Внешний (международный) имидж представляет собой образ национальной системы образования, сложившийся за рубежом. Он тесно связан и оказывает взаимное влияние на имидж страны в целом. Позитивный внешний имидж российского образования необходим для повышения конкурентоспособности отечественных образовательных структур, привлечения иностранных инвестиций, роста числа иностранных студентов и аспирантов, обучающихся в России, увеличения программ международного обмена в сфере высшего образования .

Внутренний имидж высшего образования представляет собой образ системы высшего образования, сложившийся в сознании наших соотечественников.

Специалисты подчеркивают, что имидж высшего образования является продуктом массового сознания, в связи с этим весьма изменчив и зависит от системы преобладающих в обществе и отдельных общественных группах ценностей.

Этот тезис иллюстрируется изменениями к восприятию высшего образования и его обладателям в различные исторические периоды. Колебания уровня престижности образования, отношения к выпускникам вызов, учителям и преподавателям образовательных организацией имели место в нашей истории. Кроме того, как известно в одних социальных группах образование котируется высоко, у других - интерес к образованию имеет лишь конъюнктурный характер. И это относится как к внутреннему, так и внешнему рынку образовательных услуг вузов России.

Коллектив авторов указанной монографии предложил матрицу факторов, влияющих на имидж и видов имиджа, сформированные под воздействием указанных факторов в образовании. В таблице 2. представлены примеры проявления выделенных видов имиджа применительно к указанным факторам. Как уже отмечалось, авторы предложили структуру имиджа высшего образования, состоящую из четырех основных подструктур. К ним относятся: имидж системы управления высшим образованием на федеральном и региональном уровнях; имидж вузов, входящих в национальную систему высшего образования; имидж профессорско-преподавательского состава системы высшего образования; имидж выпускников вузов, входящих в национальную систему высшего образования. Следует подчеркнуть, что задача авторов монографии была нацелена на описание всей системы образования в России. В связи с чем имидж преподавателей анализировался применительно ко всей системе в цело - имидж преподавателя в России, имидж российского студента.

Наша задача несколько иная и носит конкретный прикладной характер, с подобной задачей сталкивается каждая образовательная организация - оценить имидж конкретного вуза, проанализировав влияние всех определяющих его факторов.

В рамках данного исследования наиболее интересен второй элемента - имидж вуза, а также третий и четвертый - имидж преподаватели и имидж студентов, которые логично рассматривать внутри комплексного интегрального показателя конкретного образовательного учреждения.

Как отмечают специалисты понятие «имидж вуза» сравнительно недавно начало использоваться в России. Связано это с возникновением рыночных отношений в образовании, появлением коммерческих вузов и внебюджетных мест приема абитуриентов в государственных вузах. Процесс коммерциализации образования усилил процесс конкурентной борьбы. Конкурентоспособность наряду с имиджем стали характеристиками, необходимыми для вузов с целью их дальнейшего развития, а в последнее время и с целью сохранения вуза и его научнопедагогического коллектива.

Практика подтолкнула к развитию теорию: в 1990-2000-х гг. появляется все более количество работ, теоретически обосновывающих понятийный аппарат в области конкурентоспособности и имиджа применительно к образованию.

Карпов Е.Б. предлагает понятие - имидж образовательной организации, определяя его как «социально-психологический феномен, имеющий свои закономерности формирования и функционирования» .

Зуева Е.И. предлагает свое определение имиджа вуза: «это сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности, транслируемый во внешнюю среду» .

Таблица 1.3.1.

Матрица факторов, влияющих на формирование имиджа - видов имиджа системы ВПО 102

Детерминантные -

принимающие конкретные числовые значения и характеризующие количественные показатели.

Фактический имидж ВПО - имидж, сложившийся в текущий момент времени, выявленный в ходе опросов представителей целевых аудиторий, анализа характера публикаций о ВПО в СМИ.

Планируемый имидж - целевой имидж, положенный в основу системы формирования имиджа ВПО при необходимости коррекции с учетом выявленных оценок и представлений представителей целевых аудиторий.

Структурные - не

имеющие числовых значений, но характеризующие взаимодействия между ними как элементами общей системы.

Внешний имидж - 1) имидж, сложившийся в кругах внешних целевых аудиторий, например, работодателей, абитуриентов и их родителей или имидж; 2) международный имидж.

Внутренний имидж - 1) имидж ВПО, сложившийся в сознании внутренних целевых аудиторий, т.е. работников этой системы;

2) имидж ВПО в конкретной стране

Вероятностные-

характеризующие имидж и определя-

Положительный имидж - формируется путем использования факторов, формирующих у целевых аудиторий положительный образ к имиджу подсистем или общему

Факторы, влияющие на формирование имиджа

Виды имиджа ВПО, сформированные иод воздействием указанных факторов

ющие его качественную оценку.

имиджу системы ВПО.

Отрицательный имидж - фактический, выявленный в ходе опросов представителей целевых аудиторийили планируемый(«черный PR»), имеющий целью снизить конкурентоспособность по сравнению с альтернативными внутренними или внешними системами образования.

Логическая - объединяет факторы, которые формулируются как элементарные высказывания.

Реальный имидж - формируетсяна основе реальных, существующих фактов, явлений, событий имеющих место в системе ВПО, определяется качеством системы и тесно связан с конкурентоспособностью.

Мифический имидж - сформирован на основе не существующих факторов, а придуманных, мифотворчества, с целью привлечения внимания представителей целевых аудиторий путем разработки различных коммуникационных проектов, нацеленных на реализацию стереотипов и архетипов представителей целевой аудитории.

Даниленко Л.В. определяет имидж образовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума» .

Дагаева Е.А. предлагается несколько определений имиджа высшего учебного заведения в своих работах -

  • 1) «это социальные представления о вузе, носящие целерациональный характер и сформированные на основе информации, оценок, знаний, получаемых посредством различных видов коммуникаций» ;
  • 2) «оригинальный, трудноимитируемый и труднозаменяемый ресурс и система представлений, как о внешних, так и о внутренних характеристиках вуза» .

Звездочкин Ю.Ю. и Сербиновский Б.Ю. утверждают, что «это собирательный образ, отражающий положительное впечатление, престаж, репутацию образовательного учреждения, которые целенаправленно или невольно формируются и поддерживаются инструментами рационального и эмоционального воздействия на людей, отдельные профессиональные и непрофессиональные группы, широкую публику и общественность, создает дополнительные неощущаемые потребителем ценности, способствующий достижению успеха в деле, приобретению конкурентных преимуществ и укреплению позиций на рынке образовательных и научных услуг» .

Панкрухин А.П. предлагает краткое и емкое определение: «Имидж образовательного учреждения - это нематериальные активы, которые принадлежат ему на правах собственности и используются в течение длительного времени в образовательной деятельности вуза» .

Как показывают представленные примеры, исследователи приводят различные трактовки имиджа вуза, но существенных разногласий у авторов нет. Обоснованием для использования различных подходов к данному понятию является сущность изучаемого объекта - имидж вуза представляет собой сложный многофакторный феномен, кроме того каждый из авторов формулирует определения рассматриваю проблему через призму своей конкретной исследовательской задачи.

Например, Карпов Е.Б. предлагает рассматривать имидж вуза с позиции;

  • качества и востребованности на рынке образовательной услуги;
  • способов продвижения и планирование PR-кампаний;
  • взаимоотношения между представителями вуза и студентами и их родителями;
  • кадрового и научного потенциала вуза;
  • состояния учебно-материальной и научной базы .

Дагаева Е. А. выделяет следующие факторы формирования имиджа вуза:

  • образовательные услуги, с учетом востребованности направлений подготовки, качества преподавания, стоимости предоставляемых услуг и т.п.;
  • ППС (их внешний облик, социально-демографические характеристики, общий культурный уровень и компетентность);
  • основатель/руководители вуза (внешний облик, социальнодемографические характеристики, психологические характеристики);
  • студенты вуза (внешний облик, стиль жизни, общий культурный уровень);
  • внутренние социально-психологические характеристики вуза (культура организации, социально-психологический климат коллектива);
  • визуальные характеристики вуза (архитектура, дизайн интерьера, элементы фирменного стиля, внешний облик персонала).
  • социальные характеристики вуза (социальные аспекты деятельности вуза) .

Даниленко Л.В. считает, что к числу основных составляющих имиджа, необходимо отнести:

  • известность и репутацию образовательного учреждения;
  • скорость реагирования на изменения запросов потребителей;
  • инновационный потенциал и его реализацию;
  • престиж образовательных программ;
  • рекламную политику образовательного учреждения;
  • уровень развития и характер зарубежных связей;
  • финансовую обеспеченность (устойчивость), конкурентный статус ио.

Пискунова Т.Н. предлагает рассматривать следующую структуру имиджа:

  • образ руководителя (персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования школы), представление о неосновной деятельности, семье, прошлом, окружении));
  • качество образования (показатель «знания-умения-навыки», соответствие Госстандарту, сформированность способностей, познава- тельность процессов, сформированность личности, воспитанность, самоопределение, самореализация, содержание обучения, ТСО, форма обучения (развивающая));
  • стиль образовательного учреждения (контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники (призвание, манеры), визуальная самобытность образовательного учреждения, традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы (системный, штурмовщина), корпоративная культура);
  • внешняя атрибутика;
  • образ персонал (квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик);
  • цена на образовательные услуги (платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, подчинение правилам поведения, месторасположение, сроки обучения);
  • уровень психологического комфорта (представление об уровне комфортности среды образовательного учреждения - компоненты: уважение преподаватель-студент; бесконфликтное, духовно обогащающее общение студентов) .

Менщикова В.В. выделяет следующие элементы:

Моисеева Н.К. в структуре имиджа вуза выделяет такие важнейшие компоненты, как

  • 1. Имидж образовательной услуги (представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает услуга);
  • 2. Имидж потребителей образовательных услуг (включает информацию о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках потребителей);
  • 3. Внутренний имидж организации (представления преподавателей и студентов о вузе, основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура организации и социально психологический климат);
  • 4. Имидж ректора вуза и научного совета (включает представления о способностях, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках, внешности высшего руководства вуза);
  • 5. Имидж персонала (собирательный, обобщенный образ преподавательского состава, включает профессиональную компетентность, мобильность, аккуратность в выполнении должностных обязанностей, точность выполнения работы, информированность, профессиональная подготовка; культура, коммуникабельность, правильность речи, социально-психологические характеристики преподавателей). Имидж формируется на основе прямого контакта с преподавателем вуза. При этом каждый сотрудник рассматривается как «лицо» вуза, по которому судят об университете в целом.
  • 6. Социальный имидж организации (представления широкой общественности о социальных целях и роли вуза в экономической, социальной и культурной жизни общества).
  • 7. Визуальный имидж организации (представления об организации, основанные на зрительных ощущениях, фиксирующих информацию об интерьере корпусов, лекционных аудиториях, фирменной символике организации, к визуальному имиджу можно отнести и интернет-представительство, когда вуз позиционирует себя с помощью сайта - символика вуза имеет давнюю традицию и хорошо запоминаема и известна, на сайте вуза можно найти полную информацию о вузе, качественно выполненный сайт и т.д.);
  • 8. Бизнес-имидж организации (представления об организации как о субъекте деловой активности, в качестве составляющих бизнес-имиджа вуза выступает деловая репутация, знаменитые выпускники докторантуры, аспирантуры, инновационные технологии, разнообразие факультетов, новые специальности, скорость реагирования на изменение) 113.

Поскольку в данном исследовании задача авторского коллектива связана реализацией первого, в определенной степени подготовительного этапа, принято решение предложить комплексный подход, позволяющий несколько упростить анализ столь сложного феномена, каковым является имиджа вуза, выделив три базовых компоненты оценки: материальная составляющая, коммуникационная составляющая и кадровый потенциал.

Имидж образовательной организации является одним из решающих факторов при формировании положительной ориентации потенциального учащегося на получение образования в определенном учебном заведении. Для того чтобы у образовательного учреждения сформировался благоприятный для его дальнейшего функционирования имидж на современном рынке образовательных услуг, необходимо определить свои слабые стороны и преимущества для выявления приоритетов и стратегии будущей деятельности.

Сущность имиджа образовательной организации

Возникновение огромного количества различного вида образовательных учреждений, следствием чего стала возможность выбора родителями и учащимися места получения образование, а также нормативно-подушевое финансирование и послужили причиной втягивания общеобразовательных учреждений в конкурентную борьбу за учащихся, родителей, педагогов, гранты разнообразных фондов и организаций, а также расположение высших учебных заведений, окружающего социума и т.п.

В такой конкурентной среде образовательные организации начали прибегать к ценовым и неценовым формам конкуренции, а именно: качество, комплексность, условия предоставления, а также стоимость предоставляемых образовательных услуг.

Определение 1

Имидж образовательного учреждения представляет собой эмоционально окрашенный образ учебного учреждения. Зачастую он сформирован сознательно, а его характерные свойства направлены на оказание психологического воздействия определенной направленности на целевую аудиторию. Таким образом можно сказать что имидж – это одновременно и способ воздействия на сознание людей, и своеобразный социально-психологический стереотип.

У любого образовательного учреждения есть имидж, независимо от того каким образом его формируют и работают ли над ним вообще. Однако, не стоит забывать о том, что гораздо выгоднее для организации регулярно заниматься созданием благоприятного имиджа, чем потом восстанавливать свою репутацию.

Имидж является своеобразным способом достижения стратегических целей организации. Как бы этого не хотелось, но положительный образ не появляется и не существует сам по себе. Создание положительного имиджа вынуждает прибегать к целенаправленной и стабильной работе. Ключевыми нюансами плана по формированию положительного образа являются внешний и внутренний имидж образовательного учреждения. Однако это вовсе не означает, что остальные факторы не имеют никакого значения.

В чем заключается необходимость формирования имиджа?

В настоящее время огромное количество предприятий и учреждений уделяют огромное внимание вопросам стратегического управления имиджем своей организации, и это все вполне обоснованно. Результатами множества исследований, проведенных западными учеными, была доказана взаимосвязь между положительным имиджем организации и ее финансовых показателях деятельности. В условиях жесткой конкуренции на рынке такие параметры, как бренд, имидж, репутация уже давно стали нематериальными активами предприятия, которые помогают ему достигать поставленных целей и не останавливаться на пути своего развития.

Рисунок 1. Причины формирования имиджа образовательной организации. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Именно поэтому множество организаций, в том числе и образовательных учреждений, осуществляют работу, нацеленную на создание собственного имиджа.

Формирование благоприятного имиджа представляет собой длительный и трудоемкий процесс, все компоненты которого находятся в крепкой взаимосвязи друг с другом. Несмотря на сложность деятельности, направленной на повышение имиджа, огромное количество образовательных учреждений день за днем уже на протяжении многих лет работают над созданием благоприятного образа своей организации. Необходимость в данных мероприятиях обусловлена следующими факторами:

  1. Существует острая конкурентная борьба среди учебных учреждений одной территориальной единицы в целях набора учащихся и сохранения контингента.
  2. Сложившийся положительный имидж может значительно облегчить доступ организации, предоставляющей образовательные услуги, к лучшим ресурсам, как финансовым, так и информационным.
  3. В случае, если у образовательного учреждения уже сформирован благоприятный образ, при остальных аналогичных условиях, высококвалифицированные педагоги предпочтут его. Это обосновывается уверенность в большем уровне стабильности, социальной защиты, а также удовлетворенности трудовой деятельностью и развитием, как специалиста.
  4. Уже закрепившийся за организацией положительный имидж дает ощущение формирования учебным учреждением определенной силы, что подразумевает создание резерва доверия ко всему, что происходит в стенах организации, инновационные мероприятия в данном случае не станут исключением.

Основные компоненты и этапы формирования имиджа образовательного учреждения

Определение 2

Зачастую под понятием формирования положительного имиджа организации подразумевают работу, в процессе которой формируется определенный спланированный облик на основе присутствующих в резерве ресурсов.

Проблема создания имиджа образовательной организации касается непосредственно области управления школой и как любое другое управленческое нововведение включает в себя следующие компоненты:

  • Мотивационно-целевой компонент. В него включают изучение потребностей всех субъектов педагогической практики в создании, как внутреннего, так и внешнего имиджа образовательного учреждения. На данном этапе определяют психологическую готовность всех участников процесса к предстоящей работе, исследование уже имеющегося опыта, а также определение задач и целей утвержденного управленческого новшества, результатов его воплощения.
  • Содержательный компонент позволяет дать определение понятию «имидж образовательной организации», его структурные компоненты, их свойства, критерии отбора содержания информационных материалов и их оформления.
  • Технологический компонент является определенной последовательностью этапов воплощения в жизнь данного новшества, технологическую готовность субъекта к предполагаемым изменениям, а также разработку рекомендаций по его использованию.
  • Формирование имиджа является решающим шагом на пути к созданию успешной школы, однако инициатива в данном случае должна исходить непосредственно от самого учреждения.

Для того чтобы не тратить усилия и ресурсы зря и получить максимальный результат от проделанной работы, важно придерживаться следующих этапов формирования имиджа образовательной организации:

  1. Определение миссии. В данном случаем стартом должно послужить осуществление анализа внешней среды. Отрасли по предоставлению образовательных услуг свойственны собственные уникальные правила, поэтому для начала необходимо разобраться с базовой идеей, основной концепцией учебного учреждения. Важно дать объективную оценку своим преимуществам и недостаткам. Сильные стороны следует популяризировать, а недостатки устранять.
  2. Определение целевой аудитории. В случае работы над имиджем важно понимать кто является целевой аудиторией: родители, ученики, социальные партнеры или СМИ. Именно ученики и их поведение является визитной картой учебного учреждения. Родители в свою очередь являются наиболее авторитетными субъектами, на которых следует прежде всего ориентироваться при осуществлении имиджевой деятельности, ведь именно они способны дать объективную оценку организации и внести поправки в сложившееся общественное мнение. Сотрудничество с социальными проектами может послужить подтверждением хорошей репутации учебного учреждения, ведь никто не станет инвестировать финансовые средства в невнятные школьные проекты. СМИ представляют собой средство связи организации с обществом, благодаря им появляется возможность создания благоприятного образа в глазах окружающих.
  3. Планирование. На данном этапе следует уделить внимание разработке определенного плана действий, направленных на формирование имиджа. Сюда можно отнести создание школьной символики, дресс-кода, обучение этике деловых отношений и т.п.
  4. Осуществление запланированных действий.
  5. Проверка эффективности. Данное действие заключается в сопоставлении полученных результатов с поставленными целями.

Замечание 1

Как итог сформированный положительный имидж образовательной организации может послужить неким измерителем уровня развития всего учебного учреждения, оценки перспективности всех его начинаний, зрелости и квалификации всего педагогического состава, а также методической работы в рамках учебного процесса.