Художественная резьба по дереву: мастер-класс с пошаговым описанием работы. Уроки резьбы по дереву в стиле «татьянка


Едва научившись держать в руках предметы, у маленького человечка проявляется тяга к творчеству. Со временем перед ним откроется возможность попробовать себя в различных видах мастерства: рукоделие, лепка, оригами, резьба по дереву, рисование. Конечно, для этого пригодятся определенные навыки, которые ребенок получил в раннем детстве. Порой простое увлечение постепенно переходит в хобби, а затем, стает делом всей жизни. Так много столетий назад на Руси одним из главных видов творчества была резьба по дереву. И в XXI веке она по-прежнему вызывает у людей неподдельный интерес.

Популярные виды замысловатого искусства

На протяжении долгого времени люди украшали свои жилища деревянными предметами из резьбы. Разного рода картины, кухонная утварь, предметы культа, детские игрушки считались ценными вещами для любой семьи. Возможно, поэтому и появились различные виды резьбы по дереву. Наиболее популярными считаются такие варианты:

  • геометрическая;
  • плосковыемчатая;
  • прорезная;
  • скульптурная;
  • рельефная;
  • ажурная;
  • накладная.

К счастью список на этом не заканчивается, ведь этот вид творчества распространен по всей нашей необъятной стране. Рассмотрим лишь некоторые из них.


Геометрическая резьба по дереву предусматривает использование в работе различных фигур. Это треугольники, окружности, квадраты и многогранники. Она применяется для изготовления элементов мебели, домашней утвари, а также настенных поделок. Древнейшим видом такой резьбы является трехгранно-выемчатая резьба. Это один из самых простых методов, поскольку выполняется лишь одним инструментом – ножом косяком. Для такой резьбы по дереву потребуются простой набор предметов:

  • липовая доска;
  • специальный нож-косяк;
  • линейка;
  • карандаш.

Сначала на доску наносят эскизы из геометрических фигур либо готовый орнамент. Начинающим дилетантам лучше не использовать сложные рисунки, чтобы работа получилась безупречной. Для первых работ подойдет материал из лиственных деревьев, поскольку на нем удобней проводить ровные линии острым ножом.

Деревянная поверхность должна быть максимально гладкой. Это достигается путем строгания доски. При этом ее не нужно шлифовать наждачной бумагой. Иначе резьба не получится четкой и аккуратной, а инструмент быстро затупится.

Плосковыямчатый метод применяется для вырезания на плоскости углублений различной величины и формы. Это могут быть овальные контуры и всевозможные выпуклости.

Прорезной вид резьбы также считается довольно простым. Он выполняется при помощи лобзика. Нанесенный на деревянную плоскость эскиз любой фигуры выпиливается по контуру. В результате выходят симпатичные поделки. Применяется прорезная резьба для изготовления фоновых предметов, через которые видно другие плоскости. Часто ее называют ажурной резьбой, и применяется она для украшения мебели в стиле барокко. Также это могут быть элементы буфетов, оконные наличники, двери, а иногда декоративные ширмы. Если поделки прикрепляют к специальному основанию, то такой вид резьбы считается накладным.

Процесс работы прорезным способом начинается с эскиза, который наносится на заранее отшлифованную заготовку. Его переносят на поверхность с помощью специального шаблона или прозрачной белой бумаги. Затем на контурах делают отверстия и с помощью тонкой пилки лобзика вырезают на рабочем столе.


Рельефная резьба включает в себя два основных метода: плоский и глухой. К тому же глухой вариант подразумевает низкий либо выпуклый рельеф. Суть заключается в том, что рисунок образуется благодаря основному фону поверхности.

Плоскорельефный метод выполняется так, что узор и окружающий его фон выполнены на одной глубине по всей площади основы. Глухая резьба характеризуется выпуклым узором, который не имеет плоских очертаний. Такие изделия ценятся за высокую декоративность и богатство композиции. Ведь на плоскости создается своеобразный миниатюрный ландшафт с возвышенностями, углублениями и впадинами. Чтобы создавать такие шедевры, мастера применяют элементы практически всех видов резьбы по дереву. Поэтому новичкам следует освоить каждый способ отдельно, чтобы применять навыки при более .

Первые шаги на пути к мастерству

История показывает, что дерево традиционно использовалось для украшения жилого помещения. В наше время различные фотографии, рисунки и эскизы резьбы по дереву выставлены в краеведческих музеях или печатных изданиях. Это говорит о том, что смышленые люди, готовые учиться, способны освоить этот вид искусства. Древесина – это чудесный природный материал, из которого можно создавать декоративные композиции, картины, элементы мебели и кухонную утварь. Освоив азы древнего искусства, некоторые стали настоящими мастерами резьбы по дереву, посвятив этому всю жизнь.

Народная мудрость говорит: «Лиха беда – начало». Так оно и есть, если ничего не делать. Практические советы резьбы по дереву для начинающих открывают дверь смелым людям в мир великолепных поделок своими руками. Для начала необходимо подготовить инструменты и разобраться в основных нюансах ремесла.

Новичкам желательно выбирать качественное и прочное снаряжение для работы, чтобы приобретать ценные навыки мастерства.

Для резьбы по дереву необходимо подготовить следующие инструменты:

  • острый нож;
  • стамеска;
  • лобзик;
  • долото;
  • сверла;
  • надфили;
  • ложкорез;
  • бруски;
  • фрезеровальная машина.

Конечно, новичкам будет достаточно приобрести специальный набор инструментов для резьбы по дереву, в который входит нож, лобзик и шило. С их помощью очень удобно осваивать навыки древнего мастерства.

Следующий шаг – выбор сырья. Именно от этого зависит качество изделия. В природе существует два вида древесины: твердая и мягкая. К первой группе относятся красное дерево, дуб и бук. Ко второй – , осина, сосна, ель, береза. Безусловно, легче работать с мягкой древесиной, но при одном неверном движении она быстро портится. Несмотря на это она считается самым подходящим сырьем для новичков.

Твердые породы древесины используют профессионалы, поскольку они очень дорого стоят.

Кроме прочности материала ключевую роль играет и цвет древесины. Подходящее сырье, чтобы учится мастерству – береза. Она чудесно поддается резке и сверлению в любом направлении. Выбирая рисунки для резьбы по дереву, следует учитывать, что березовая древесина со временем темнеет. Несмотря на это с ней очень легко работать.

Когда узор выбран, его необходимо перенести на деревянную заготовку. В век технологий можно воспользоваться готовыми фотографиями или рисунками, которые предоставлены специалистами. Тематика изображений самая разная, но каждое имеет свою неповторимую красоту. Когда все готово можно приступить к созданию собственных шедевров. Неоценимой помощью для начинающих являются тематические уроки резьбы по дереву.

Мастер класс простой поделки

Когда смотришь на готовые поделки, создается впечатление, что сделать их вовсе не сложно. Поэтому многие любители народного ремесла взяли в свои руки инструмент и приступили к делу. Чтобы вырезать обыкновенный цветок необходимо приготовить такой набор предметов:

  • заготовка из дерева;
  • карандаш двойной мягкости;
  • калька;
  • стамески.

Необходимо учитывать, что подойдут лишь специальные стамески для резьбы по дереву. Они должны быть v-образного характера, узкие и полукруглые. Следующий этап – рисунок. Его можно взять из Интернета. Для этого к экрану прикладывают лист бумаги, перерисовывают схему, а затем наносят ее на деревянную плоскость.

Начинают работу с центральной части эскиза, аккуратно вырезая круг. Затем с помощью v-образной стамески вырезают по контуру лепестки. Отходы древесины между ними удаляют по ходу работы. Если такой стамески нет, подойдут профессиональные ножи для резьбы по дереву, которыми не хуже орудовать в этом ремесле.

Полукруглой стамеской вырезают внешнюю часть лепестка. Он становится похож на контур сердечка, но это не страшно. Затем делают надрезы во внутренней части лепестка, соединяя его с центром цветка. Осталось только закруглить его и цветок готов. Теперь можно полюбоваться первым творением своих рук. Неоценимой помощью для новичков является тематическое видео резьбы по дереву, которое побуждает незамедлительно браться за работу.

Современная техника для опытных мастеров

В современном мире многие работы уже давно выполняются механическим способом. Не отстает в этом и прикладное ремесло. Применение техники дает возможность мастерам экономить свои силы и драгоценное время. Станки для резьбы по дереву дают возможность быстро и качественно подготовить исходный материал к работе. Единственный недостаток таких устройств – дороговизна, но люди, для которых резьба не просто хобби, готовы их приобретать.

Пантограф

Устройство предусмотрено для работы с любыми деревянными поверхностями. Оно выполняет операции различного рода, как объемные, так и на плоскости. Пантограф используют для обработки дугообразных, согнутых или вращающих деталей. Так с помощью станка вырезают различные элементы мебели, статуи либо панно.

Бормашина

Отличное устройство для работы с деревом твердых пород. При этом важно учитывать свойства и расположение волокон природного материала. С помощью бормашины мастера затачивают инструменты, шлифуют древесину, а при надобности и полируют.

Для работы с бормашиной подходят породы деревьев с плотной древесиной, у которых нет тенденции к скалыванию.

Фрезерный станок с программным управлением

Такая техника, в основном применяется для производства деревянной мебели с резным украшением. Станок предусмотрен для работы с фанерой любого вида и деревом. Он отличается высокой функциональностью и техническими возможностями. При работе на таком оборудовании важно использовать специальные средства защиты – очки и перчатки. Также придерживаться инструкции по эксплуатации прибора.

Как показывает практика, такие станки упрощают процесс резьбы по дереву. Они дают возможность создавать огромное количество изделий за короткое время. Применяются устройства не только в промышленности, но и для личной мастерской.

В любом случае изделия, сделанные своими руками, приносят человеку подлинное удовлетворение. Они создают в доме приятную атмосферу, помогают выразить чувства мастера к своим близким, и долго служат на благо домочадцам. Деревянные поделки долго сохраняют свою естественную красоту и никогда не выходят из моды. Резьба по дереву – это искусство, которое передается из поколения в поколение. Она доступна для любого, кто пожелает освоить это ремесло. Главное не боятся неудач, а с готовностью учиться, брать в руки инструменты и творить шедевры.

Видео-урок резьбы по дереву для начинающих


Каждый вид ремесла появлялся в определенной местности неспроста. На побережьях северных морей, где водятся моржи, зародилось искусство резьбы по кости. Кузнечное дело популярно вблизи залежей руды. Резьба по камню популярна рядом с каменными пещерами и месторождениями полудрагоценных камней. Люди издревле хотели украсить предметы вокруг себя, используя доступные для этого материалы. В России огромные площади заняты лесом, поэтому в разных регионах нашей страны развит промысел художественной резьбы для работ по дереву.

Изучаем различные техники художественной резьбы по дереву

Существуют различные техники этого искусства. Самые распространенные – геометрическая, контурная, плоскорельефная, ажурная или прорезная, объемная резьба. Каждый из видов резьбы имеет свои особенности, требует различных инструментов и подготовки мастера. Так, для геометрической резьбы достаточно лишь ножа-косяка, плоскорельефная требует наличия нескольких стамесок и напильников, прорезная выполняется строго по эскизу лобзиком или фрезером, а для объемной техники необходим большой набор инструментов, а также представление об объеме фигуры и некоторые художественные навыки.

  • Геометрическая резьба на разделочной доске.
  • Пример контурной резьбы – рисунки выполнены в виде борозды, вырезанной из поверхности бруска.
  • Плоскорельефная резьба – фон углублен, рисунок выступает на одинаковую высоту.
  • Прорезная резьба – пример работы мастера.
  • Объемная резьба по дереву – шедевр от российских резчиков.

Кроме того, очень красиво выглядят работы, выполненные не в одной определенной технике, но с комбинированием их. На фото видны примеры обработки дерева в смешанных техниках.

Авторские и региональные стили резьбы по дереву.

В различных регионах преобладают разные виды дерева, отличается климат и уклад жизни. В зависимости от этого, существуют многочисленные направления в этом декоративно-прикладном искусстве. Кроме того, некоторые мастера, выходцы из определенных школ и добившиеся успеха, разрабатывают свой собственный неповторимый стиль резьбы. Некоторые из них даже отмечены в специализированных книгах и изданиях, их работы представлены на выставках и известны на весь мир.

Разбираем богородская резьба по дереву: история и отличия

Село Богородское находится недалеко от Троице-Сергиева монастыря. Резное дело берет начало в этом селе еще с XV-XVI веков. Тогда этим занимались, в основном, простые крестьяне. Сейчас в селе ходит предание о том, как один из богородских резчиков сделал куклу из дерева и продал ее купцу. Купец поставил ее в своей лавке для украшения, но ее тут же купили за очень выгодную для него цену, после чего он заказал целую партию таких же кукол у мастера. С этого времени, согласно этой истории, и зародилась богородская школа резьбы по дереву.

Многим россиянам с детства знакомы такие деревянные игрушки как кузнецы или курочки, которые поочередно бьют молотами по наковальне или клюют зернышки. Но далеко не все знают, что это также творчество богородских резчиков. Мастерам удается с помощью этого нехитрого материала воссоздавать повседневные сценки из жизни и быта простых людей, а также делать чудесные фигурки животных. Известно, что с этими игрушками играли не только дети крестьян, но даже боярские отпрыски и царевичи.

В начале прошлого века богородские мастера объединились в артель “Богородский резчик”, а позже превратилась в Богородскую фабрику резьбы по дереву, которая существует до сих пор и выпускает на свет замечательных мастеров.

Рассмотрим историю и отличительные черты абрамцево-кудринской резьбы по дереву

Изначально сформировалась в селе Абрамцево. Мастер Е.Д.Поленова организовала там мастерскую со школой резьбы по дереву, отличительной чертой которой было обучение живописи. Позже один из выходцев этой школы основал в селе Кудрино свою собственную мастерскую, работая по заказам для Абрамцевской мастерской. Так сформировался абрамцево-кудринский стиль резьбы, характерными чертами которого стало комбинирование плоскорельефной и геометрической резьбы. Эта разновидность резьбы популярна до сих пор и является легкоузнаваемой.

Изучаем новый авторский вид резьбы по дереву – “Татьянка”

Стиль “татьянка” является запатентованным авторским стилем. Его разработал в 1991 году резчик Сасыков Шамиль, а стиль назвал в честь своей жены. Уникальность “татьянки” состоит в том, что выглядят работы очень красиво и эффектно, главная техника – плоскорельефная резьба с элементами плосковыемчатой. Стиль напоминает абрамцево-кудринский, но все же имеет особую технику вырезания, кроме того, содержит более разнообразные и многочисленные элементы. Существует сайт, посвященный этому виду резьбы, а также школа, где проводятся мастер-классы и полноценное обучение.

Некоторые примеры работ в стиле “татьянка”.

Подборка видео по теме статьи

Художественная резьба по дереву – один из самых древних и популярных видов декорирования дерева. Применяется в бытовом декоре, украшении мебели, аксессуаров, создании статуэток. В этой статье вы узнаете, как применять такую чудесную технику на практике, для этого не потребуются даже книги.

Разновидности техник

Существует несколько разновидностей художественной резьбы (контурная, ажурная, богородская).

Абрамцево-кудринская резьба

Предлагаем ближе познакомиться с одной из особо интересных техник резьбы – абрамцево-кудринской. Обработка дерева не занимает большого количества времени с этой техникой.


Этот промысел как отдельный вид художественной резьбы по дереву появился в XIX веке в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево (откуда, собственно, и получил свое название).

В данной резьбе наиболее распространенный элемент – криуль (закругленная линия). Одна криуля плавно перетекает в другую, создаются «кудрявые» орнаменты (теперь становится ясная вторая часть названия резьбы). Располагаться на изделии они могут совершенно произвольно в разных плоскостях.

Вариации расположения представлены на рисунке:

Переходим к уроку

После построения криуль начинается добавление другие элементов орнамента (цветов, бутонов, шишек и пр.).

Различные эскизы:




Вот так происходит поэтапное построение мотива:

Теперь предлагаем посмотреть, как на практике применяется абрамцево-кудринская резьба (татьянка).

В приведенном мастер-классе декорируется шкатулка. Размеры рабочей поверхности - 7,5×20 см.

  1. Строим базовую криулю;

  1. На краях располагаем цветы;

  1. В местах расхождения криуль рисуем шишки. Оставшееся пространство заполняем небольшими завитками, листиками;

  1. Можно приступить к процедуре вырезания. Для этого нам понадобятся некоторые инструменты:
  • нож-косяк;
  • стамески (№12 и 17).

  1. Отыщите на своем нарисованном орнаменте треугольные части, как на фото. Их следует вырезать в первую очередь;

  1. Далее вырезаем элементы в том порядке, в котором мы их рисовали;

  1. Для того чтобы получить такие вогнутые листочки, используем стамески;

  1. Ножом наносим на цветок перекрестный рисунок в середине;

  1. Приступаем к другим элементам. Их оформление зависит исключительно от вашей фантазии. Придавайте им разнообразную форму, добавляйте новые элементы, меняйте рельеф;

  1. Осталось вырезать самые маленькие узоры, которыми мы заполняли свободное пространство.

Порядок вырезания этих элементов следующий:

  • создание контура;
  • закругление углов;
  • нанесение финальной насечки;

В результате своих стараний мы получаем такую замечательно оформленную шкатулку.

Сгладить все неровности при помощи мелкозернистой наждачной бумаги.

Простой урок

Еще один совсем простенький мастер-класс для закрепления полученных навыков:

Шаг 1. Выбираем основу, наносим на нее рисунок будущего художественного орнамента.

Шаг 2. Подрезаем центральный круг по контуру.

Шаг 3. Начинаем срезать древесину от периферии к центру.

Шаг 4. Размечаем лепестки.

Шаг 5. Обрабатываем лепестки.

Шаг 6. Убираем треугольники между лепестками.

Шаг 7. Прорабатываем внешний контур лепестка.

Шаг 8. Прорабатываем внутренний контур.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Курсовая работа

по методике обучения и воспитания

«Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков на кружке художественной резьбы по дереву»

Выполнил: студент 4 курса

41 группы ФТП

Патылицин А.В.

Руководитель: ст. преподаватель кафедры ПиППО М.В. Леонов

Новосибирск 2013

Введение..……………………………………………………………………….. 3

Раздел I. ………………………………………………………………………...... 5

Организация кружка и основные принципы его работы…………………....... 5

Ученик как объект и субъект процесса обучения.…………………………..... 9

Возрастные психологические особенности ученика как объекта обучения технологии.……………………………………………………………………... 10

Исторический обзор по теме: «Художественная резьба по дереву»………. 12

Виды резьбы по дереву………………………………………………………... 15

Раздел II ..……………………………………………………………………. 18

«Художественная обработка древесины» …...…………………………….. 18

Заключение.………………………………………………………………….. 27

Библиографический список……………………………..………………………………………….. 29

Введение

Особенностью данной работы является сочетание традиционной техники резьбы по дереву с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся.

Актуальность - курсовой работы – «Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков на кружке резьбы по дереву» -сберечь и сохранить в творчестве лучшие национальные традиции, не дать им кануть в безвестность – задача трудная, но выполнимая. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Объект исследования - технология резьбы по дереву. Заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Предмет исследования - технология декорирования изделия различными видами резьбы. Сохранение изученных технологических приемов, позволило уйти от прямого копирования и создать собственную композицию, соответствующую освоенной технологии.

Цель работы: научить изготовлению плоскостных изделий из древесины с использованием техник прорезной, геометрической, плоскорельефной резьбы.

Гипотеза: Резьба по дереву как одна из наиболее распространенных и доступных форм народного орнамента, является прекрасным украшением.

Задачи данной курсовой работы:

– ознакомление с историей художественной резьбы по дереву в России,

– посещение краеведческих музеев,

– изучение технологии изготовления соответствующего изделия,

– исследование опыта мастеров-резчиков по дереву,

– изучение литературы по данному вопросу,

– показать существующие виды резьбы по дереву и подробно осветить технологию геометрической резьбы, которой декорировано изделие.

Организация кружка и основные принципы его работы.

Кружок - важное звено в системе трудового обучения и воспитания школьников. Под этим понятием подразумеваются различные формы организации трудовой деятельности стабильных групп учащихся. Трудовые кружки обеспечивают решение вопросов воспитания трудолюбия, организованности, умение работать в трудовом коллективе, подчиняться его режиму, поддерживать длительное время деловые отношения с товарищами. Широкие возможности в выборе содержания и организации работы кружка позволяют педагогам решать многие вопросы углубленного изучения и освоения видов труда. При этом интерес и самостоятельность выбора кружка, добровольность работы в нем, способствует формированию сознательности в трудовой деятельности.

Ученик идет в кружок по разным мотивам: сделать какую либо вещь, овладеть определенными умениями, работать вместе с товарищами, показать свои способности и т.д. Во всех случаях его интерес поддерживается и развивается успехом в работе, мажорной обстановкой, целесообразным расходом времени и сил. Из этого следует специфика кружковой работы: здесь не используют наказания, порицания и другие методы стимулирования деятельности членов кружка, и, наоборот, доминируют поощрения деловая поддержка, помощь, совет. В кружковой работе нет таких конкретных критериев, как в учебной, зато очень большое значение играет оригинальность, самостоятельность работы, в известной мере ее одухотворенность поиском, пытливость, удовлетворение сделанным.

Распределение учеников по изучаемым видам декоративно-прикладного искусства должно быть добровольным, так как нередко подростки приходят заниматься не одни, а с друзьями. Распределять их равномерно по разным группам не рекомендуется, творческое общение друг с другом при изучении одного и того же вида художественной обработки материалов помогает им добиваться больших успехов, активнее идет процесс их трудового и эстетического воспитания.

Занятия различными видами декоративно прикладного искусства исключает однобокость в творческом развитии учащихся, помогает приобрести широкий круг разнообразных знаний и навыков. Совершенно не обязательно, чтобы из под рук кружковцев выходила ">

Эффективность воспитательного воздействия на учащихся средствами декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования работы детского творческого коллектива. План работы на полугодие и на месяц составляется на основе годовой программы. В этом плане должны быть предусмотрены все основные формы занятий, беседа с показом лучших образцов народного искусства, практическая работа по составлению эскизов, посещение музеев, мастерских художников-прикладников, фабрик прикладного искусства.

Намеченный план и программа обсуждаются со школьниками на первом занятии кружка, где выбираются также органы самоуправления - староста и актив кружка. В их функции входит помощь руководителю кружка в возникающих организационных вопросах. На старосту возлагается, в частности, обязанность в составлении графика дежурств и назначение дежурного на каждое занятие. График дежурств, способствует приобщению к активной работе по самообслуживанию.

Чаще всего "записавшиеся" в кружок хотят побыстрее начать работу в мастерских. Поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке) то и дело тянет к каким-то случайным картинкам, которые они стремятся перевести в дерево. Если на это не обратить внимание и пустить занятие по принципу "делайте, что хотите", при выполнении таких работ будут зря затрачиваться их усилия; у школьников будет развиваться дурной вкус.

Руководитель должен направлять процесс отбора композиций. Лучше, если дети будут видеть перед собой готовые работы. И не нужно стесняться предлагать ребятам повторить те или иные образы. Такая методика поможет им понять, что можно, а что нельзя создавать в том или ином виде декоративно-прикладного искусства. Вместе с профессиональными навыками они будут развивать художественный вкус.

Воспитание эстетического вкуса в кружках декоративно-прикладного искусства должно идти через понимание учащимися художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа.

Задача руководителя ориентировать учащихся на глубокое самостоятельное изучение образов народного декоративно-прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий.

В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы у школьников было не слепое копирование, а сознательное подражание.

Учащиеся приходят в кружок с настроением поработать. Поэтому, когда руководитель начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами работы, т.е проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго. Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к работе. От руководителя требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя знания должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретического занятия. На теоретические сведения выделяется в среднем 20% учебного времени. Теоретические сведения могут быть переданы школьникам в форме тематических бесед.

При проведении инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты сочетаний слова с демонстрацией наглядных пособий.

Очень много зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно, два занятия. При объяснении первого задания учитель акцентирует внимание школьников не только на конечном результате работы. Не менее важно ясно, четко осветить все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед школьниками в процессе исполнения первоначальных приемов художественной обработки материалов. Это способствует развитию самостоятельности школьников, когда им будет ясна последовательность этапов исполнения изделия от эскиза до завершающих отделочных операций, они будут меньше ждать подсказки от руководителя, проявляя самостоятельность в творческой деятельности.

Выбор обрабатываемого материала зависит от возраста кружковцев. В резьбе по дереву учебные задания начального периода лучше в липе или осине. Если не учесть физических свойств материала и предоставить детям возможность работать с неподходящим материалом, их энтузиазм может очень быстро погаснуть.

Первое задание в кружке может быть общим для всех учащихся. Рисунки для него руководитель должен подготовить сам.

Отличительная особенность индивидуально-творческой деятельности в кружке является то, что у каждого ученика свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий.

Для первых занятий у руководителя должны быть подготовлены инструменты. Через несколько занятий, когда учащиеся войдут во вкус работы, можно выделить день для самостоятельного изготовления необходимых инструментов.

С самого начала надо приучать кружковцев к самостоятельной работе. Получив от учителя рисунок первого задания, ученик должен самостоятельно перевести его на выбранный материал и приступить к работе. Профессиональные приемы ученик будет осваивать, познавая обрабатываемые материалы при выполнении каждого из заданий, т.е. обучение будет идти в творческом процессе. После работы по образцам начинается творческая работа учащихся.

У школьников разных возрастных групп прослеживаются определенные интересы в выборе тематики для декоративных работ. В основу творческих композиций ложатся сюжеты книг, фильмов. Нередко сюжеты для декоративных композиций подсказывает материал, из которого она будет создаваться. При просмотре материала происходит активное формирование у школьников зрительного образа, который они в последствии и воплощают в данном материале.

Одна из особенностей занятий в кружке по резьбе по дереву состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, надо чтобы они, ожидая завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы. Чтобы дети в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, давать оценку творческой деятельности детей, отмечать результативность и значимость их труда.

Эффективный результат дают промежуточные просмотры, выполняемых учащимися работ. На текущих промежуточных просмотрах учитель фиксирует достигнутое, ставит новые задачи. Общий промежуточный просмотр можно сделать и тогда, когда выполняется трудное задание и руководитель видит, что не может помочь учащимся в индивидуальном порядке, или когда у многих школьников повторяется одна и та же ошибка. При этом ученики, участвуя в обсуждении, будут приучаться к самоконтролю. Здесь же можно высказать знаки одобрения в тех случаях, когда есть первые удачи. Это поднимает эмоциональный настрой учащихся, будет стимулировать их дальнейшую работу, даст прилив новых сил.

В конце первого года занятий и по завершении двухгодичного цикла рекомендуется устраивать итоговую выставку. Членами жюри, отбирающими работы на выставку, являются, как правило, наиболее авторитетные учащиеся. Председатель жюри- руководитель кружка.

Умелая организация и проведение выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей. Возможно и материальное вознаграждение детей за успешную трудовую и творческую деятельность в процессе занятий резьбой по дереву, это не только поощрит ученика за его успехи, но и создаст эмоциональный подъем для продолжения занятий не только в школе, но и самостоятельно, в свободное время.

Ученик как объект и субъект процесса обучения.

В процессе обучения технологии непосредственно участвуют с одной стороны - учитель, с другой - ученик. Роли их в этом процессе представляются, по крайней мере, на первый взгляд, достаточно ясными: учитель организует, направляет и руководит процессом обучения технологии, а ученик должен учиться, выполнять все требования учителя.

Основная роль учителя технологии в современных условиях - это воспитание личности учащихся, формирование их потребностно–мотивационной сферы, воспитание их способностей, нравственных идеалов и убеждений. Обучение знаниям, умениям и навыкам по технологии является составной частью этого воспитания и тем процессом, в котором это воспитание осуществляется.

Возрастные психологические особенности ученика как объекта обучения технологии.

О том, что надо учитывать возрастные особенности учащихся, говорится всюду, но не всегда указывается, что это означает, какие особенности надо учитывать и как их надо учитывать. Между тем, надо иметь в виду, что возрастные особенности - это не нечто неизменное и вечное, что присуще ученикам определённого возраста. Сами эти особенности довольно резко меняются со временем. Рассмотрим некоторые психологические особенности современного ученика, имея в виду лишь те его особенности, которые важно учитывать в процессе обучения технологии.

Подростковый возраст - это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребёнка претерпевает кардинальные изменения. Развёртывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребёнке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых.

Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально–нравственных и социальных установок личности ученика, намечается общая направленность этой личности.

Подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые из книг, кинофильмов, телевидения.

Подросток становится менее зависимым от взрослых ещё и потому, что у него возникают такие потребности, которые он должен удовлетворить только сам (потребность в общении со сверстниками, в дружбе, в любви). Родители и вообще взрослые при всём их желании не могут решить проблемы, встающие перед подростками в связи с возникновением у них новых потребностей, между тем как удовлетворение всех основных потребностей младших школьников зависит в основном от родителей. Всё это зачастую болезненно сказывается на отношении учащихся к учению. Вот как характеризует это известный психолог Н.С. Лейтес: «Дети 12–13 лет в подавляющем большинстве своём относятся к учению в основном благодушно: не утруждают себя излишними раздумьями, выполняют только уроки в пределах заданного, часто находят поводы для развлечения… Ослабление связи с учителем, снижение его влияния особенно дают о себе знать в недостатках поведения учеников на уроках. Теперь учащихся не только иногда позволяют себе игнорировать получаемые замечания, но могут и активно им противостоять. В средних классах можно столкнуться с изобретательными шалостями и проявлением самого легкомысленного поведения».

Общая картина работы учащихся–подростков на уроках по сравнению с младшими классами ухудшается. Ранее примерные и аккуратные ученики позволяют себе не выполнять задания. У многих учащихся меняется подчерк, он становится неразборчивым и небрежным. Попытки учителя заинтересовать учеников занимательностью формы изложения или какими–либо другими способами зачастую не приносят ожидаемого результата.

В то же время эти же подростки весьма охотно участвуют в работе различных кружков, где, казалось бы, наиболее трудные подростки охотно выполняют все указания взрослого руководителя кружка, с интересом и усердием овладевают теоретическими знаниями, нужными для выполнения практических работ.

В эти годы особую значимость для учеников приобретает ценностно–ориентационная деятельность. Ученик пытается произвести глубокую самооценку своей личности, своих способностей. Растёт и развивается рефлексия, познавательный интерес к философским проблемам, юноша пытается выяснить смысл жизни; оценить наблюдаемые явления с этой точки зрения.

Особо следует отметить стремление учеников старшего школьного возраста к автономии, к эмоциональной и ценностной самостоятельности, к независимости, к самоуважению, между тем как для подростков характерна зависимость от группы своих сверстников. Подросток весьма податлив влиянию сверстников. Учителю всё это надо иметь в виду и учитывать в своей работе.

Мотивация процесса учения.

Выше мы установили, что ученик в процессе обучения технологии из объекта этого обучения постепенно становится его субъектом. Что это значит? В чём выражается различие между объектом и субъектом обучения? Ведь в том и в другом случае ученик как–то учится, приобретает знания, умения, навыки.

Действительно, и когда ученик является лишь объектом обучения технологии, и когда он становится субъектом этого процесса, он выполняет задания учителя, решает задачи, повторяет изученный материал и т.д., т.е. он учится. Все различия между учением ученика в роли объекта и его же учением в роли субъекта состоят в том, ради чего он это делает.

Человек, ученик есть деятельное существо. Он всегда что–то делает, участвует в какой–то деятельности. Но ученик участвует во многих различных деятельностях, совершает разные действия. Для того чтобы ученик эффективно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Встаёт вопрос: почему ученик совершает именно эти действия, а не другие, что побуждает совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует - побуждает и направляет - деятельность ученика.

Только разобравшись в этом, мы сможем понять, в чём различия между объектом и субъектом процесса обучения. Кроме того, в этом надо разобраться ещё и потому, а может быть главным образом потому, что учитель должен научиться управлять деятельностью учащихся в процессе обучения, а для этого он должен формировать у них нужную мотивацию.

Поэтому учитель должен вызвать у учащихся такое желание, а это значит, что он должен формировать у них соответствующую мотивацию.

Что такое мотивация, как она формируется у человека? Под мотивацией понимают обычно совокупность побуждений к деятельности.

Однако когда деятельность уже началась, то она имеет определённую цель. Цель - это то, чего сознательно хочет достигнуть человек в результате этой деятельности. Но между целью деятельности и её побуждениями не всегда существует полное соответствие. Когда оно имеется, то говорят, что эта деятельность имеет смысл; в противном случае, когда цель деятельности и вызвавшие эту деятельность побуждения не соответствуют друг другу, то говорят, что деятельность не имеет смысла, лишена для данного человека смысла.

Итак, ученик всегда является объектом деятельности в процессе обучения, а субъектом этой деятельности он становится тогда, когда сознательно принимает объективные цели деятельности за свои личные цели. Очевидно, что в последнем случае обучение является наиболее эффективном, только в этом случае учитель может легко и с удовольствием полностью осуществить цели и задачи обучения.

Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик становился субъектом деятельности в процессе обучения. А для этого нужно, чтобы все стороны учебно–воспитательного процесса, его содержание, организация и методы содействовали такому становлению, были прямо направлены на воспитание ученика - субъекта своей деятельности.

Исторический обзор по теме: «Художественная резьба по дереву».

Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю. Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы. И если на севере России художественно-конструктивное решение деревянного убранства отличалось лаконизмом и суровостью, то в Поволжье полёт фантазии художников не сдерживался ничем. Здесь смело, и раскованно использовали весь многовековой опыт народного художественного творчества, заимствования у оригинальной архитектуры. Русский Север и Поволжье - это заповедники резьбы по дереву, музей и мастерская, где любой может полюбоваться и научиться у мастера старинному почётному ремеслу - резьбе по дереву.

Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни. В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире.

Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего.

С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.

Резьба по дереву - одна из наиболее распространённых и доступных форм и видов народного орнамента.

Домовая резьба началась, вероятно, с заметки: зарубки топором или условного знака хозяина дома. Со временем эти знаки усложняются структурой своих рядов, фигур, мест, где они размещались на доме. Некоторые заметки-зарубки с самого начала были оберегами-символами надежды на благополучие и охрану домашнего очага от бед и невзгод.

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое утилитарное значение и в то же время играли декоративную роль, выполняя обереговую функцию. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Наличники - это и украшение дома, и его оберег.

Среди элементов народной культуры деревянные резные украшения отличаются огромным многообразием по технике исполнения, сюжетами и композиционным расположением на доме. Русская архитектурная резьба условно делится на: скульптурную; плоскую; рельефную резьбу Поволжья; пропильную.

Скульптурная резьба свойственна северным губерниям: Архангельской, Вологодской, Псковской, Пермской. Концы выступающих брёвен и слег обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур. Скульптурная резьба декорировала двускатные кровли русских изб с охлупнем, которому придавали форму конской головы, оленьей с ветвистыми рогами, гуся, лебедя. Двускатные кровли часто имели такую протяжённость, что одного охлупня было недостаточно. На крыши укрепляли два бревна корневищами в противоположные стороны, и каждое получало скульптурную обработку. Один конь глядел на улицу, другой - в лес! Скульптура завершала композицию фасада избы идеально. Коньки плыли над землёй в далёком небе на фоне изменчивых облаков. Древность происхождения мотива парного конька и вообще коня, как оберега, подтверждается археологическими находками. Со временем представления о символическом значении коня слабели и превращались в элемент декора. Конь - охлупень как важный конструктивный и художественный элемент кровли сохраняется и в наши дни. Дань традиции и хорошему вкусу. Водоспуски дома украшались скульптурными изображениями звериных рогов, змееобразных голов и т.д. В Ярославской, Костромской и Нижегородской губерниях не менее распространены изображения птицы - гуся, лебедя, утки. Они символизировали доброе начало. Особенно часты их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от дурного глаза всех живущих в доме.

Плоская резьба - группа самых распространённых видов резьбы по дереву в 19 веке. У неё много названий и разновидностей: городчатая, долблёная, выемчатая, трёхгранно- выемчатая. В плоской резьбе ритмический геометрический узор часто сочетается со сквозной прорезью, создавая настоящее деревянное кружево! Часто в рисунке повторяется изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца. Этот мотив мы можем наблюдать в украшении балконов, галерей, крылец, наличников. Сюжеты плоской резьбы 18-19 в.в. учёные связывают с древнейшими языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, были сильнейшими оберегами.

Рельефная резьба Поволжья в 19 веке особенно широко применялась в декоре жилищ Верхнего и Среднего Поволжья. Корабельная (барочная), глухая, долотная - это ещё распространённые названия рельефной резьбы Поволжья. Как выразительно точны эти названия! Этот вид резьбы отличается высоким рельефом, узоры преимущественно растительного орнамента. Мужское население Поволжья издавна занималось строительством речных судов - ладей, стругов. Корма богато украшалась резьбой по дереву. Постепенно многие резчики, украшавшие суда, стали применять свои навыки при постройке домов односельчан, получали заказы от горожан. Поэтому не удивительно, что многие мотивы корабельной резьбы постепенно переходили на фасады домов.

Корабельная резьба распространилась во всём Волго-окском междуречье. Коломенский деревянный дворец царя Алексея Михайловича, который строился в 1667-1668 гг., называли "восьмым чудом света". При его украшении резчики по дереву превзошли самих себя. Они украсили кровли, подзоры, крыльца, галереи, переходы, наличники окон тончайшей корабельной резьбой. Жаль, что дворец теперь живёт только в рисунках и наших воспоминаниях о прошлом. На всех этапах развития корабельной резьбы в Поволжье фризовые (лобовые) доски оставались самой важной деталью убранства дома, хотя талант резчика в полной мере раскрывался при исполнении всего комплекса декора жилища. Украшая резьбой наличники, ставни, подзоры народные умельцы использовали различные мотивы родной природы, но и не пренебрегали образами мифических, сказочных существ: русалками, птицами-сиренами с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львами с ветвью в лапах. Сирены - полуженщины-полурыбы - мифические существа в резьбе встречаются не только у русских, но и у мордвы. В чувашских сёлах можно встретить даже изображения человеческих фигур. И всё это острым топором и долотом!

К началу 20 века широкое распространение получил самый простой по изготовлению, не требующий современных инструментов, вид резьбы по дереву - сквозная (пропильная) резьба, которая выполняется с помощью пил различной конфигурации по нанесённому по доске рисунку. При определённой сноровке за неделю можно было выполнить декор дома. При сквозной резьбе рисунок (орнамент) стал главным определяющим элементом всей работы, как у мастериц известных на весь мир вологодских кружев.

Виды резьбы по дереву.

Много веков существует резьба по дереву, появляются новые направления, виды и подвиды резьбы, но единой классификации видов резьбы нет. Мы обобщили классические и новые виды резьбы.

Особое место в классификации видов резьбы занимает домовая резьба. В ней практически концентрируются все виды и подвиды резьбы.

Домовая резьба

Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времён. С развитием Русского государства развивается и искусство резьбы по дереву. Резьбой украшали дворцы, храмы церквей, иконы, дома, деревянные постройки, предметы интерьера, мебель, предметы быта, музыкальные инструменты, игрушки, сувениры, обереги.

Правление Петра 1 оказалось благоприятным для развития резьбы по дереву в России. При Петре 1 кораблестроение получило наибольшее развитие, благо древесина в те далекие времена являлась основным материалом для создания русского флота. Носовые части кораблей украшали фигурами - изображениями зверей и птиц - дракона, слона, головы льва или коня. Эти изображения символизировали мощь, силу и храбрость мореплавателей.

Искусно вырезанная носовая фигура - это не только достойное украшение корабля, но и, как считалось, символ удачи мореплавателей. Такая резьба получила название корабельной или барочной.

«Сойдя на берег» резьба по дереву нашла широкое применение в деревянном зодчестве, изготовлении деревянной утвари, в отделке жилища и различных украшений.

Наибольшее развитие домовая (корабельная) резьба получила в конце 19 - начале 20 века.

При этом резьба не была однотипной, она выполнялась в различной технике - что делало декор украшаемых изделий образней, богаче и живописней.

Пропильная резьба

Во второй половине 20 века в деревянных постройках на селе и в городе большое распространение получила пропильная резьба, выполненная при помощи тонкой пилке для лобзика.

Из всего разнообразия видов резьбы - она самая распространённая и доступная.

Пропильная резьба имеет несколько подвидов: сквозная, накладная, ажурная. Во всех подвидах выпиливают или удаляют фон.

Плосковыемочная резьба и её подвиды

Самой распространённой, доступной, не требующей специальных помещений и больших материальных затрат является плосковыемочная резьба и её подвиды.

Контурная резьба

Само название говорит о том, что в этой технике резьбы выполняется контур, контурный рисунок. Контурная резьба служит для выполнения не строгих геометрических фигур, а свободных узоров, которые как бы рисуются на заготовке режущим инструментом. При этом могут применяться различные линии: прямые, кривые – произвольной кривизны, волнистые, спиралевидные и т.д. (рис.6).

Геометрическая резьба.

Геометрическая резьба – основной подвид плосковыемочной резьбы, в основе которой лежат две составляющие – плоскость и выемка, сделанная на ней. Геометрической она называется потому, что в основе её лежат всевозможные геометрические элементы – треугольники, многоугольники, окружности, ромбы, квадраты, овалы. Комбинируя простейшие геометрические фигуры, можно получить удивительный узор, где каждый элемент, каждый штрих точно нарисован.

Из геометрических фигур формируются сложные элементы резьбы: лесенки, витейки, бусины, змейки, сияния, сколыши, разнообразные сочетания которых друг с другом создают мотивы геометрической резьбы,а комбинация мотивов образует геометрический орнамент.

Скобчатая резьба.

В основе скобчатой резьбы лежит скобчатая выемка или скобчатая порезка, по форме напоминающая ноготок. Поэтому скобчатую резьбу часто называют ноготковой. Скобчатая резьба является разновидностью плосковыемочной резьбы и в сочетании с другими видами резьбы применяется при украшении шкатулок, разделочных досок, декоративных панно, хозяйственных лопаточек.

Морщинистая резьба.

Морщинистая резьба применяется для отделки и украшения элементов плосковыемочной резьбы. Особенностью этой резьбы является украшение поверхности изделия выполненного мотива морщинками-лучами. Каждый лучик представляет собой остроугольный желобок, получивший начало от центровой точки. От центра желобок плавно переходит в расширенную морщинку, достигающую наибольшей ширины и глубины внешнего конца луча.

Есть путь в бессмертие для деревянной резьбы: сохранить мастерство, опыт, приёмы резьбы. Научить молодых резать по дереву. В сёлах и городах. Ведь строят же из дерева, из брёвен дома. Это в традициях русских - строить из дерева, резать кружева по дереву, украшать свои дома резными наличниками, крылечками. Народное творчество - это истинная ценность. Резьба по дереву - его неотъемлемая часть. Русские не должны забыть, как резать по дереву. Создавать красоту своими руками - в крови нашего народа-умельца.

Учебная программа дополнительного образования

«Художественная обработка древесины»

Пояснительная записка

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное творчество органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

Резьба по дереву - это изображение, рисунок или узор, выполнение на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.

Резные работы по дереву - национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества - резьбу по дереву.

На изучение резьбы по дереву в школьных программах на уроках технологии включен лишь ознакомительный раздел. Программа «Художественная обработка древесины» ориентирована не только на расширение уровня грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.

Особенностью данной программы является сочетание традиционной техники резьбы по дереву с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся.

Дополнительная образовательная программа "Художественная обработка древесины”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами резьбы по дереву. Обучение данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель программы: научить изготовлению плоскостных изделий из древесины с использованием техник прорезной, геометрической, плоскорельефной резьбы.

I. Познавательные.

Образовательные:

Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности; Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта; Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины; Изучить технологию работы лобзиком; Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

плетение», «петельное плетение».

Воспитательные:

Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края; Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества; Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие; Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе. Умение экономично относиться к используемым материалам.

Развивающие:

Развивать художественно – творческие способности учащихся; Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром; Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

II. Методические:

Использование на занятиях ИКТ применение презентаций на занятиях: История развития резьбы по дереву; Виды резьбы по дереву; Техника безопасности при резьбе по дереву. Инструменты (резец по дереву) и принадлежности (заготовки).

III. Организационные:

Приобретение необходимых инструментов и материалов для занятий с помощью родителей.

Результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности; Основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок); Физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов; Способы разметки по шаблону и чертежу; Принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов; Иметь понятие о конструировании и моделировании; Способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование; Основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности; Основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

Учащиеся научатся:

Рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности; Уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки; Определять породу и пороки древесины по её внешнему виду; Производить разметку заготовки по шаблону и чертежу; Выполнять простейшие столярные операции; Производить отделку столярных изделий с учётом дизайна; Самостоятельно разрабатывать композиции для выпиливания, вырезания резьбы и выполнять их; Экономно расходовать материалы; Изготовлять:

Кухонные доски, подставки,

Объёмные корзинки, полочки,

Фоторамки,

Стенды.

Учащиеся получат возможность научиться:

Навыки работы с древесиной. Умение самостоятельно различать породу древесины. Умение самостоятельно разбираться и составлять чертежи изделий.

Система оценивания

По результатам обучения учащиеся получают зачет. Условия получения зачета.

Требование к зачету:

Изготовление образца (кухонная доска). Контроль теоретических знаний в виде ответов на вопросы в письменной форме. Содержательная часть.

Учебно-тематический план

Тема 1. Основные сведения о древесине и её свойствах

Знакомство с природной текстурой древесины (срез в трёх направлениях). Значение расположения и характера расположения волокон древесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твёрдости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.

Тема 2. Инструменты для резьбы по дереву. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.

Подготовка рабочего места резчика в зависимости от характера выполняемых работ. Про инструменты подробнее Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, Правила безопасного пользования инструментами. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Тема 3. Художественные и технические приёмы геометрической резьбы по дереву.

Виды художественных изделий из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация образцов народного искусства. Приемы резьбы.

Практическая работа: Начальные приёмы геометрической резьбы. Приёмы резьбы параллельных линий вдоль волокон. Приёмы резьбы «сетки». Приёмы резьбы «шашек».

Тема 4. Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы

Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра) в резьбе наличников окон, в украшении бытовой утвари.

Про композицию в геометрической резьбе

Практическая работа: Создание эскизов геометрических узоров для оформления кухонной доски. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи копировальной бумаги, карандаша.

Тема 5. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева.

Создание геометрического орнамента для выполнения композиции.

Практическая работа: Выполнение творческой работы в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на кухонной доске.

Контрольная работа:2 формы теория и практика

Методическая часть.

Курс рассчитан для учащихся 5-11 классов, срок изучения -36 часов, по 1 часу в неделю.

Формы организации учебных занятий:

Фронтальная: используется при объяснении теоретического материала.

Индивидуальная. Используется учениками при выполнении практических заданий.

Методы и приёмы обучения:

Словесный. Используется при объяснении учащимся нового материала.

Наглядный. Используется педагогом при показе и объяснении на примере готовых изделий и схем.

Практический. Используется при выполнении изделий и закреплении полученных знаний.

Формы проведения учебных занятий:

Практическая работа. Используется детьми при выполнении изделий из древесины. Предназначена для углублённого изучения курса.

Лекция. Используется для направления на первичное овладение знаний о техниках резьбы по дереву.

Беседа. Используется для выявления уровня знаний по курсу «Художественная обработка древесины».

Инструктаж. Используется при объяснении техники безопасности.

Материально-техническое обеспечение дисциплины: Учебный кабинет с партами (20шт), проектор (1шт), экран для проектора (1шт). Раздаточный материал с графическим пояснением теоретических сведений: чертежи, схемы (кухонной доски). - Презентации

РЕЗЬБА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Окна почти каждой избы среднерусской или северной деревни украшены резными декоративными наличниками. За самыми редкими исключениями их рисунок никогда не повторяется. Резьбой, простой геометрической или же сочной, с растительными узорами, украшены чердачное окно, ворота крестьянского дома. Резьба придает им глубоко индивидуальный облик. Некоторые дома имеют столь совершенные резные украшения, что их по праву считают произведениями народного декоративно-прикладного искусства. И это не удивительно. Художественная резьба - один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Резьбой украшают здания, предметы быта, создают произведения мелкой пластики - небольшие миниатюрные скульптуры. Особый вид художественной резьбы - глиптика. Так называется резьба на камнях, драгоценных и полудрагоценных.

Самый распространенный материал для резьбы - мягкая древесина деревьев лиственных пород: липы, осины, тополя. Реже употребляются твердые породы: береза, клен, бук. При резьбе по камню также используются мягкие породы, главным образом известняк, и твердые - нефрит, лазурит, яшма. При резьбе по кости используют моржовый клык, бивни слона и мамонта, рог и др.

Работают резчики самыми различными наборами ножей, топоров, стамесок, резцов и пилок, а размечают блок или пластину материала специальными разметочными инструментами. Известно несколько видов художественной резьбы.

Богородская игрушка. Резьба по дереву.

Богородская игрушка. Резьба по дереву.

Миниатюрная трехмерная пластика обычно называется объемной резьбой. При высокорельефной резьбе фон рисунка или узора сильно углубляется. Изображение получается выпуклым, часто многоплановым, богатым светотеневыми контрастами. Плоскорельефная резьба требует неглубокого фона. Изображение получается невысоким, близким к силуэту. Нередко оно обрабатывается дополнительными порезками. Края рисунка часто закругляют, «заоваливают» (такой вид резьбы называют заоваленной). Ее главное достоинство - мягкий и сочный рисунок на слегка углубленном или же совсем не тронутом резцом фоне. В этом случае фон образует как бы своеобразную подушку. Он так и называется - подушечный.


Резьба по дереву. Башкирия.

Очень распространена выемчатая, или углубленная, резьба. Она выполняется в трехгранно-выемчатой и скобчатой технике. Трехгранно-выемчатой резьбой вырезается геометрический орнамент, формы которого имеют в своей основе треугольные, конические или квадратные пирамидки, стреловидные или полулунные углубления, опрокинутые в глубь материала. Самые разнообразные сочетания этих простейших элементов дают многообразный геометрический узор с красивой фактурой и богатой игрой светотени. Разновидность геометрической резьбы - скобчатая резьба. Работая стамеской, резчик получает скобчатое углубление, или ноготок. Для обоих видов резьбы характерны геометрическая четкость линий, живописная игра светотени. Четкими, выразительными линиями отличается и контурная резьба.

Ажурная, или сквозная, резьба получается при полном удалении фона. Она широко применяется при изготовлении резной мебели и для украшения крестьянских домов. В последнем случае она называется пропильной резьбой. Так вырезают декоративные наличники, подзоры, карнизы, полотенца и т. д. При ажурной резьбе орнамент самый разнообразный: от простейшего геометрического до самого замысловатого растительного узора, изображений птиц, животных, различных фантастических существ. Главное достоинство её - лёгкий и тонкий рисунок, хорошо читающийся на просвет.

Иногда отдельные детали декоративного оформления предмета, выполненные в технике ажурной резьбы, накладывают на гладкий фон. Такой вид резьбы называется накладным.

Очень часто деревянные изделия, украшенные художественной резьбой, покрывают лаком, воском, тонируют, золотят, окрашивают и расписывают красками, обжигают или коптят. Изделия из кости полируют и пропитывают парафином.

Искусство резьбы по самым различным материалам широко распространено в народных художественных промыслах. В нашей стране и за рубежом славятся резные деревянные изделия подмосковных сел, шемогодская прорезная берёста, резные изделия из кости тобольских, уральских, холмогорских, хотьковских и чукотских мастеров.


Т. В. Амосов, С. С. Нестеров. Резьба по кости.
Якутия.

Т. В. Амосов, С. С. Нестеров. Резьба по кости.
Якутия.