Фугасная авиабомба фаб 500 м 43. Фугасные авиабомбы

Американская компания Lockheed Martin завершила сборку фюзеляжа последнего истребителя F-22 Raptor , который будет передан ВВС США во втором квартале 2012 года. Производственная линия F-22 сохранится еще на несколько лет для проведения ремонта и модернизации принятых на вооружение истребителей, которые, вероятно, так и закончат свою жизнь как самые дорогие и бесполезные самолеты в истории США.

Компания Lockheed Martin, разработчик истребителя F-22 Raptor, считающегося в США самой высокотехнологичной принятой на вооружение машиной, завершила сборку фюзеляжа последнего, 187-го такого самолета. Как сообщает агентство Defense Aerospace, до конца 2011 года истребитель с бортовым номером 09-4195 будет оснащен шасси, крыльями, электронными системами и двигателями F119-PW-100. Как ожидается, самолет покинет сборочную линию в январе 2012 года, а во втором квартале того же года будет передан ВВС США.

Перед поставкой истребителя военным Lockheed Martin должна будет провести контрольные летные испытания F-22. Как это будет сделано, пока неизвестно. В настоящее время в США действует запрет на осуществление полётов истребителями Raptor , который касается всех таких самолетов за исключением машин, приписанных к авиабазе Эдвардс. Эти F-22 принимают участие в отработке программного обеспечения Upgrade 3.5. После завершения испытаний им также будет запрещено подниматься в воздух.

Согласно неофициальным прогнозам, разрешение на возобновление полётов будет выдано F-22 не раньше первого квартала 2012 года. На деле это означает, что если «Рапторам» не разрешат подниматься в небо до начала будущего года, последний самолет поступит в распоряжение ВВС позже запланированного срока. Впрочем, сами военные по этому поводу вряд ли расстроятся. Любопытно, что нынешняя приостановка полётов уже стала самой продолжительной в истории США, а в начале 2012 года она, вероятно, станет рекордной для всего мира .

Полеты истребителей F-22 были приостановлены 3 мая 2011 года, а двумя месяцами ранее командование ВВС США ограничило высоту полета этих самолетов 7,6 тысячи метров. Поводом для этого стало расследование причин катастрофы «Раптора» в ноябре 2010 года на Аляске. Тогда погиб пилот самолета Джефри Хэни. Предположительно причиной катастрофы стало неправильное функционирование бортовой системы генерации кислорода (OBOGS), из-за чего летчик начал испытывать удушье и потерял сознание. В настоящее время проверка OBOGS проводится не только на F-22, но и на всех остальных самолетах ВВС США, использующих подобную систему.

Начиная с 2012 года ВВС США будут тратить на модернизацию истребителей F-22 Raptor 500 миллионов долларов ежегодно. В частности, начнется программа модернизации Increment 3.1, предполагающая установку нового бортового оборудования, авионики и программного обеспечения. Благодаря этой программе истребитель научится картографировать местность, выбирать наземные цели и применять новые бомбы SDB.

Реализация программы модернизации Increment 3.2 начнется в 2014 году. По неподтвержденным данным, в результате этой программы F-22 получат обновленное программное обеспечение, некоторые новые элементы конструкции и новые вычислительные системы.

Видимо, история F-22 благополучно закончится на передаче ВВС последнего такого самолета. Нет, приостановки полетов, участие в авиасалонах, военных учениях и межконтинентальных перелетах продолжатся, но главной своей задачи — установления превосходства в воздухе в ходе боевых действий — этот самолет, вероятно, так и не выполнит, навсегда оставшись в памяти как самый дорогостоящий и самый бесполезный истребитель в мире.

Изначально ВВС США планировали приобрести 750 единиц F-22 , однако с распадом СССР и исчезновением сильного вероятного противника, а также резким сокращением оборонного бюджета количество «Рапторов», запланированных к покупке, было уменьшено. В 2010 году министерство обороны США решило принять на вооружение только 187 единиц F-22 с прекращением финансирования производства этих самолетов с 2012 года . Незначительные средства (в рамках действующих планов ВВС — полмиллиарда долларов в год, начиная с 2012 года) будут расходоваться лишь на модернизацию принятых на вооружение истребителей.

По оценке Главного контрольного управления (GAO) США, опубликованной в апреле 2011 года, общая стоимость программы создания и закупки F-22 составляет 77,4 миллиарда долларов . При этом стоимость одного самолета в 2010 году составила 411,7 миллиона долларов. К апрелю текущего года ВВС США приняли на вооружение 181 «Раптор». В июле 2009 года командование ВВС США объявило, что один час полёта F-22 стоит 44 тысячи долларов . По оценке же администрации госсекретаря ВВС США, стоимость одного часа полета истребителя составляет 49,8 тысячи долларов. В настоящее время Raptor является самым дорогим истребителем в мире.

И, пока что, самым бесполезным. Этот истребитель, стоящий на вооружении ВВС уже шесть лет, не участвовал еще ни в одних боевых действиях и за редкими исключениями не покидал пределов США . Министерство обороны США ранее пояснило, что в настоящее время просто не существует задач для этого самолета — для войны в Ираке, Афганистане или Ливии, где все операции проводятся либо на земле, либо по земле, истребитель завоевания превосходства в воздухе просто не нужен.

В перспективе, по всей видимости, он тоже не пригодится — США еще не объявляли о планах ведения боевых действий со страной, обладающей развитой авиацией, где возможности F-22 могли бы пригодиться. В целом же на счету самого продвинутого американского самолета имеются лишь пара сотен условно сбитых на военных учениях самолетов противника. Без потерь со стороны «Рапторов».

Можно было бы сказать, что технологии F-22 пригодились США при создании перспективного истребителя F-35 Lightning II, но и это по большей части правдой не является. Подавляющее большинство систем F-35 разрабатываются с нуля, включая и бортовые компьютерные системы, и систему визуального контроля периметра, и даже некоторые из элементов технологии малозаметности.

Более того, некоторую часть оборудования, которое будет использоваться на , ВВС США планируют в перспективе устанавливать и на F-22, включая стойкое радиопоглощающее покрытие. Пожалуй, единственное, что F-35 унаследовал от F-22 — это колоссальный рост стоимости программы разработки и одной единицы техники. Но это совсем другая история.

Каким получился асимметричный ответ американцам

22 декабря 1976 года была принята на вооружение фугасная термостойкая авиабомба ФАБ-500Т. На НПО «Базальт» она создавалась специально для бомбардировщика МиГ-25РБ. Бомбы другого типа для этой сверхскоростной машины не подходили.

Борьба со сверхзвуковым разогревом

Разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ, пришедший в авиацию в 1971 году, стал модификацией перехватчика МиГ-25. Он был способен развивать скорость в 3000 км/ч и подниматься на высоту 20700 м. В связи с тем, что на скорости, приближающейся к 3М, обшивка самолета разогревается до 300 и более градусов, лишь 11% массы машины были сделаны из алюминия. Основными материалами стали сталь и титан.

Точно так же в полете разогревались и бомбы, располагавшиеся на внешней подвеске. Более того, при сбрасывании их на скорости 2М с большой высоты они получали еще большую термическую нагрузку. В связи с чем могли не только изменяться их параметры, но и становилась возможной полная потеря эффективности авиаудара.

Именно с МиГ-25РБ впервые в истории было произведено бомбометание на сверхзвуковой скорости. Произошло это в Белоруссии на полигоне «Полесский». Бомба, развив при падении с высоты 20 км громадную скорость, пролетает по инерции 40 км и оставляет в земле воронку глубиной 2,5 м и диаметром 4,5 м. При этом осколки разлетаются в радиусе 870 м. В случае замедления подрыва воронка имеет глубину 13 м, диаметр - 22,5 м. Радиус разлета осколков - 430 м. Такой эффект возможен благодаря тому, что бомба на огромной скорости закапывается в почву и уже потом взрывается.

Характеристики ФАБ-500Т таковы:

Общий вес - 530 кг;
- ВВ в тротиловом эквиваленте - 256 кг;
- длина - 247 см;
- диаметр - 40 см;
- максимальный радиус поражения для легкоуязвимой техники - 200 м;
- максимальный радиус поражения для легкобронированной техники - 75 м.

В настоящий момент в ВВС России используются и более мощные термостойкие бомбы - ФАБ-1500Т.

Самые мощные «у нас» и «у них»

Самая мощная современная российская фугасная бомба - ФАБ-9000 М54. Она была создана еще 50-е годы для «супертяжеловеса» Ту-95. Вес бомбы - 9407 кг, ВВ - 4297 кг. Применяются при бомбометании с высоты 16000 м при скорости 1200 км/ч.

Они активно использовались во время войны в Афганистане, где на укрепленные позиции душманов было сброшено около пятисот ФАБ-9000 М54. Авиаудары выполняли бомбардировщики Ту-16. Однако как показала практика, ожидаемой эффективности бомбардировки не дали. Что было связано как с не слишком высокой точностью попадания, так и с прочностью пещер, в которых наши противники укрывали свои базы и заводы по производству боеприпасов. Куда эффективнее оказались ракеты Х-25, имевшие отклонение от цели в 2 метра. Запущенные с Су-25 они залетали в пещеры, уничтожая и живую силу, и технику.

Тяжелые же бомбы использовались в значительной степени для оказания психологического давления на врага. Пилоты вскоре отработали тактику бомбометания в узких ущельях, которые буквально «складывались».
Еще одна из причин применения супер-бомб - естественно, неглавных - заключалась в том, что подходил к концу срок их хранения. И это был наиболее дешевый способ «утилизации».

Американцы действовали в Афганистане в начале нулевых годов примерно так же, как и советские войска. И с тем же успехом. Они использовали свободно падающие бомбы BLU-82/B Daisy Cutter, получившие название «Большая голубая - 2». Вес ее ВВ составляет 5715 кг.

Также в Афганистане проходили испытания вакуумной бомбы следующего поколения GBU-43 с массой ВВ, равной 8480 кг. Причем, как утверждают ее создатели, мощность этого ВВ больше, чем у тротила, в 1,35 раза.


На снимке: авиабомба ФАБ-9000 М-54 в музее боевых самолетов на аэродроме «Дягилево»/ Фото: Алексей Куденко/ РИА Новости

Наш асимметричный ответ

До некоторых пор GBU-43 была самой мощной неядерной бомбой. Однако в 2007 году в России состоялись испытания бомбы громадной мощности. Она тоже основана на эффекте объемного вакуумного взрыва и имеет условное название Авиационная вакуумная бомба повышенной мощности (АВБПМ).

Бомбы с таким эффектом американцы начали применять еще во Вьетнаме. Принцип их действиях состоит в распылении ВВ в значительном объеме. При этом образуется облако, способное проникать в помещения и убежища. После поджигания облака в значительном объеме выгорает воздух, образуется вакуум, в который врывается внешний воздух, производя тотальные разрушения.

АВБПМ обладает мощностью, эквивалентной 44 тоннам тротила. Чего в военном деле прежде не было.
Между существующей у американцев GBU-43 и нашей вакуумной бомбами дистанция громадного размера. Ее удалось достичь за счет использование нового вида ВВ, состав которого строго засекречен. «У них» 8200 кг ВВ развивает мощность, эквивалентную 11 тоннам тротила. «У нас» 7100 кг ВВ равносильны 44 тоннам.

При этом между мощностью бомбы и площадью поражения существует нелинейная зависимость. У российской бомбы площадь в 20 больше, а температура горения в 2 раза выше.

Картина разрушений от взрыва АВБПМ такова:

90 м от эпицентра - полное разрушение даже самых укрепленных конструкций.
200 м от эпицентра — полное разрушение неукреплённых конструкций и практически полное разрушение железобетонных конструкций.
300 м от эпицентра — практически полное разрушение неукреплённых конструкций (жилые дома). Укрепленные конструкции разрушаются частично.
450 м от эпицентра — частичное разрушение неукреплённых конструкций.
1100 м от эпицентра — ударная волна разбивает стекла.
2300 м от эпицентра — ударная волна способна сбить человека с ног.

Эпоха умных бомб

Необходимо сказать, что в новом тысячелетии никто свободно падающие бомбы уже не создает. Им на смену пришли корректируемые или же планирующие бомбы, способные наводиться на цель при помощи тех или иных физических принципов. Еще их называют «умными бомбами». К этому типу бомб относятся и рассмотренная нами GBU-43. Несомненно, после проведения необходимого объема испытаний по подрыву АВБПМ и она также обретет способность самостоятельно выходить на цель.

Этот тип бомб совсем не нов. Впервые их применили немцы в 1943 году, с высочайшей точностью отбомбив с дистанции 8 км британские корабли. Спустя год «умные бомбы» использовали против японцев американские ВВС.

С появлением ядерного оружия, которое довольно долго считалось необходимым и достаточным условием военной победы, этот тип боеприпасов был предан забвению. Конструкторы вернулись к нему лишь в середине 60-х годов.
Первые корректируемые авиабомбы (КАБ) были несовершенны. Прежде всего потому, что они наводились на цель при помощи радиосигнала. И совсем скоро обороняющаяся сторона начала бороться с ними при помощи радиоглушилок.
На настоящий момент существует несколько способов наведения КАБ на цель: радиолокационный, лазерный, инфракрасный, телевизионный, радиокомандный, спутниковый (GPS и ГЛОНАСС). При этом круговое вероятное отклонение лежит в пределах от нескольких десятков метров до 2-3 метров.

Существенное преимущество КАБ перед свободнопадающими бомбами заключается не только в резком повышении точности бомбометания. Преодолевая в режиме планирования расстояния до 60 км, они позволяют бомбардировщикам не входить в зону действия ПВО противника. Правда, в случае использования в качестве средства ПВО ЗРС-400 «Триумф», способного поражать любые воздушные цели на расстоянии до 400 км, это достоинство «умных бомб» будет сведено к нулю.

Что же касается принципа, при помощи которого бомба преодолевает значительные расстояния, то он довольно прост. Не имея никаких двигателей, она планирует за счет выпущенных крыльев и маневрирует за счет рулей.
Надо сказать, что бурное развитие информационных технологий постоянно повышает качество «умных бомб». Существует информация, что через некоторое время они будут наводиться не только на неподвижные, но и на маневрирующие цели.

Арсеналы России и НАТО

В США на вооружении находятся чуть ли ни два десятка марок КАБ. В них используется преимущественно лазерная система наведения. В последних моделях она дополнена GPS-коррекцией. Наибольший вес ВВ, «упакованного» в бомбу - 830 кг.

Наиболее «ходовой» полезный груз - до 100 кг ВВ. (Из этого ряда сильно выбивается бомба объемного взрыва GBU-43, о которой мы рассказали выше).

Несмотря на то, что в СМИ сплошь и рядом говорится об американских КАБ, способных улетать за 100-километровый рубеж, их реальные показатели скромнее. Максимальную дальность имеет GBU-43, она равна 65 км. У всех остальных этот показатель лежит в пределах от 12 км до 24 км. Что же касается КВО «американцев», то его средняя величина равна 7 метрам.
На вооружении ВВС России находятся две «умные бомбы»: КАБ-500 и КАБ-1500. Каждая из них имеет несколько модификаций в зависимости от боевой части. Она может быть фугасной, осколочно-фугасной, бронебойной, бетонобойной... Уникальна противолодочная бомба, способная взрываться на глубине до 150 метров при волнении моря в 6 баллов.

Их дальность немного скромнее, чем у американских КАБ, - до 12 км. Точность выше: КВО лежит в пределах от 3 до 7 метров. В них используются три системы наведения - лазерная, телевизионная и спутниковая.

В 2011 году на авиасалоне МАКС-2011 производитель боеприпасов ГНПП «Регион» представил свою последнюю разработку - авиабомбу КАБ-250. Ее характеристики не разглашались. Однако по ряду признаков можно предположить, что она предназначена прежде всего для перспективного истребителя пятого поколения ОКБ Сухого Т-50. Из чего следует, что это оружие будет обладать и качественно новым интеллектом.

Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты Морозов В. П.

Фугасные авиабомбы

Фугасные авиабомбы

Основные типы отечественных фугасных авиабомб были разработаны в НИО-67 в начале 1930-х гг. В 1931-1932 гг. были спроектированы фугасные авиабомбы калибра 50, 100, 250, 500 и 1000 кг. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС разработанная в НИО-67 фугасная авиабомба ФАБ-2000.

Фугасные авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-70 представляли собой 152-мм и 203-мм фугасные снаряды от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.

Перед войной в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н.И. Гальперина в руководимом им КБ N° 35 НКБ разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона (ФАБ-100НГ, ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ). Испытания этих изделий удачно завершились в июне 1941 г. Еще до начала войны фугасные авиабомбы в железобетонных корпусах приняли на вооружение ВВС. В первь е годы войны также железобетонные корпуса изготовляли на Павшинском заводе под Москвой.

В ходе войны было развернуто массовое производство фугасных бомб упрощенной конструкции, созданных в 1942-1943 гг. в ГСКБ-47.

В основу новых конструкций была положена отливка корпусов из сталистого чугуна На станках нарезали резьбу только под взрыватель, а в остальных резьбовых соединениях применяли резьбу Эдиссона, получаемую в процессе отливки корпусов. Стабилизаторы делали разъем- нь ми.

Одновременно с целью сокращения объемов механической обработки пересмотрели также и чертежи сварных вариантов корпусов фугасных авиабомб

Фугасным авиабомбам упрощенной конструкции и технологии изготовления присвоили индекс М-43. В течение года было создано 9 новых конструкций ФАБ-50 М-43, ФАБ-100 М-43, ФАБ- 250 М-43, ФАБ-500 М-43, ФАБ-2000 М-43, ФАБ-50сч (серого чугуна), ФАБ-100сч, ФАБ-250сч и ФАБ-1000сл (стального литья).

К концу войны были приняты на вооружение мощные осколочно-фугасные авиабомбы ОФАБ-100 Эту бомбу снаряжали 26 кг амматола 50/50 и тротиловой пробкой весом 4,7 кг.

При бомбометании с высоты 2000 м и взрыве бомбы ОФАБ-100 в обыкновенном грунте образовывалась воронка диаметром 4,8 м, глубиной 1,7 м и объемом 10 м 3 . Осколки при разрыве ОФАБ-100 обеспечивали сплошное поражение открытой живой силы в радиусе 50 м, пробивали броню толщиной 40 мм на расстоянии 3 м, 30 мм – на расстоянии 10ми15мм – в15мот места взрыва.

В годы войны фугасные бомбы снаряжали путем заливки в корпус одного из следующих взрывчатых веществ чистого тротила, французской смеси (80% пикриновой кислоты + 20% динитронафталина), амматола 50/50, сплава ТСА (50% тротила + 38% аммонийной селитры + 10% алюминиевой пудры) и сплава ТГА-12 (50% тротила + 40% гексогена + 10% алюминиевои пудры) Большое количество фугасных авиабомб снаряжали ам- матолом 80/20 путем шнекования на горизонтальных шнек-аппаратах.

В 1941 г на вооружение ВВС была принята (для военного времени) фугасная авиабомба ФАБ-100 КД, разработанная С.Г. Добрышем (НИИ-6) Эта бомба снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60: 40: 30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100 снаряженной тротилом.

Фугасная бомба: 1 – взрыватель; 2 – переходная втулка; 3 -детонаторная шашка; 4 – корпус; 5 – бугель; 6 – врывчатое вещество; 7 – дно; в – стабилизатор

Осколочная бомба: 1 – взрыватель; 2 – головка; 3 -дополнительный детонатор;

4 – гильза; 5 – заряд; 6 -корпус; 7 – стабилизатор

Фугасные авиабомбы

1 – ФАБ-100 2, 3 – ФАБ-250 4 – ОФАБ-250 5, 6, 7 – ФАБ-500 8 – ФАБ-5000

Девятитонная фугасная авиабомба

Технология снаряжения ФАБ-100 КД была предельно проста (поочередная заливка компонентов в корпус авиабомбы), поэтому для организации производства требовалось не более одного-двух месяцев.

С начала 1942 г ВВС начали применять ФАБ-100 КД В то время это было очень важно, так как снаряжательные заводы были эвакуированы, а тротила и других взрывчатых веществ для снаряжения авиабомб не хватало. Производство ФАБ-100 КД прекратили в 1944 г. в связи с тем, что был полностью израсходован мобилизационный запас цельнокованных корпусов. Попытки применить сварные корпуса оказались безуспешными: заполненные смесью КД, они протекали по сварным швам.

В начале войны, когда немецкие войска подошли к Москве, были предприняты попытки применить на Западном фронте оксиликвитные бомбы, разработанные в НИИ-6 Для этой цели были использованы железобетонные корпуса ФАБ-100 НГ и ФАБ-250 НГ Их набивали смесью мха (сфагнума) и древесного угля, отличающейся высокой поглотительной способностью Жидким кислород, доставляемый из Москвы, заливали в бомбы на прифронтовых аэродромах Снаряженные таким образом авиабомбы сохраняли взрывчатые свойства на уровне бомб, снаряженных тротилом и амматолом 50/50, в течение 3-4 ч для ФАБ-100 и ФАБ-250.

Было снаряжено и сброшено на аэродромы, танковые колонны, мосты и другие объекты противника около 500 оксиликвитных авиабомб, главным образом калибра 100 кг. Их прекратили применять, когда немецкие войска были отброшены от столицы и доставка жидкого кислорода на прифронтовые аэродромы стала невозможной.

Суммарная доля фугасных авиабомб ФАБ-500, ФАБ-100 и ФАБ-250 в годы войны составляла от 97 до 99,6%. Номенклатура фугасных авиабомб изменялась в сторону преобладания более крупных калибров Удельный вес ФАБ-250 с каждым годом увеличивался, к концу войны их доля по сравнению с 1941 г. увеличилась в шесть раз и достигла 17 2%. Доля ФАБ-500 значительно уменьшилась, а производство ФАБ-100 все годы войны держалось на уровне 50- 70% общего количества выпускаемых фугасных авиабомб.

В послевоенное время было принято на вооружение несколько типов фугасных авиационных бомб калибра 100, 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг.

Фугасные бомбы больших калибров, принятые на вооружение в конце 1940-х – начале 1950-х гг., в основном предназначались для действия по крупным морским кораблям. Лишь ФАБ-1500 считались приемлемыми для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям.

Девятитонная фугасная (слева) и бронебойная авиабомбы

Обычная бомба ФАБ-1500 имела стенки толщиной 18 мм и содержала 675 кг взрывчатого вещества. Кроме того, на вооружении состояла толстостенная бомба ФАБ-1500- 2600ТС. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм.

ФАБ-3000М-46 и ФАБ- 3000М-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила, а ФАБ- 9000М-54 – 4297 кг тротила.

Тяжелые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Так, только за три месяца 1988 г. бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000М-54. Тем не менее реальный эффект применения тяжелых фугасных авиабомб был невелик.

Таблица 13 Данные фугасных бомб свободного падения 1940-1950-х гг.

Таблица 14 Радиусы зон повреждений

Девятитонная фугасная (справа) и бронебойная авиабомбы

Радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 м, а для ФАБ-9000 соответственно 57 м. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал, соответственно, в радиусе до 158 и 225 м. Более успешно показали себя при действии в горах толстостенные ФАБ-1500-2600ТС.

Примечание Под зоной сильных повреждений следует понимать повреждения кирпичной кладки, под зоной средних повреждений – повреждения деревянных стен и частей зданий, под зоной легких повреждений – разбитие стекол, смещение черепиц и т д

Бетонобойные бомбы


2. Основные типоразмеры бомб в сравнении
  • 1: ФАБ-100
  • 2: ФАБ-250
  • 3: ФАБ-250-M46
  • 4: ОФАБ-250
  • 5: ФАБ-500M54
  • 6: ФАБ-500
  • 7: ФАБ-500-M62
  • 8: ФАБ-5000

Модели и типы бомб

Межтиповые виды бомб

Межтиповые виды бомб — типы бомб, особенности которых могут иметь все виды бомб.

  • Штурмовые — бомбы, имеющие раскрываемый тормозной парашют, который обеспечивает низковысотное бомбометание, без риска повредить свой самолёт осколками и исключает возможность рикошета замедлением) обеспечивая высокую точность бомбометания. Также обеспечивается больший разлёт осколков для ФАБ и ОФАБ, так как бомба падает с большим углом. Штурмовые бомбы могут иметь встроенное или приставное исполнение.
  • Термостойкие — Бомбы, имеющие теплозащитную конструкцию или теплозащитную оболочку, предназначены для подвески на высотные сверхзвуковые перехватчики, типа МиГ-25 и МиГ-31.

Фугасные

Фугасные авиабомбы — это авиабомбы, основным поражающим действием которых является действие фугаса. Они обладают наиболее мощным и универсальным поражающим действием среди авиабомб основного назначения. Масса ВВ в бомбе примерно составляет 50 %, также бомба имеет сравнительно прочный корпус для проникновения в грунт или в препятствия типа межэтажных перекрытий зданий и сооружений.
Основные поражающие действия

  • Газообразные продукты взрыва имеющие большое избыточное давление
  • Ударные волны в воздухе или грунте и сейсмические волны
  • Осколки при дроблении корпуса бомбы

Основные цели

  • Объекты тыла и коммуникаций
  • Военно-промышленные и энергетические объекты
  • Боевая техника
  • Живая сила

Современные ФАБ общего назначения имеют массу 250 кг и более. Они могут иметь несколько форм исполнения:

  • Тупоконечная — предназначены для наиболее эффективного размещения внутри фюзеляжа. Обеспечивается сброс на около- и дозвуковых скоростях и высоте до 15-16 км.
  • Большого удлинения — имею обтекаемую головную часть, предназначены в основном для самолётов с наружной подвеской в том числе и сверхзвуковых. Имеют меньшее лобовое сопротивление и более устойчивый.
  • Толстостенные — Предназначены для действий по особо прочным целям. Они отличаются более массивной и прочной головной частью, большой толщиной корпуса, и отсутствием головного очка под взрыватель и запального стакана.
Фугасные
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
ФАБ-50ЦК 219 936 60 25 Цельнокованная
ФАБ-100 267 964 100 70
ФАБ-250 285 1589 250 99
ФАБ-250-М54 325 1795 268 97
ФАБ-250-М62 300 1924 227 100
ФАБ-250ТС 300 1500 256 61,4 Толстостенная, Бронепробиваемость 1м
ФАБ-250ШЛ 325 1965 266 137
ФАБ-500 392 2142 500 213
ФАБ-500Т 400 2425 477 191 Термостойкая
ФАБ-500-M54 450 1790 528 201
ФАБ-500-M62 400 2425 500 200
ФАБ-500ШН 450 2190 513 221 Штурмовая низковысотная
ФАБ-500ШЛ 450 2220 515 221 Штурмовая, надповерхностный взрыв
ФАБ-1000 - - - -
ФАБ-1500 580 3000 1400 1200
ФАБ-1500Т - - 1488 870 ТЭ Термостойкая
ФАБ-1500-2500ТС - - 2151 436 ТЭ Толстостенная, бронепробиваемость 2500мм
ФАБ-1500-М54 - - 1550 675,6
ФАБ-2000 - - - -
ФАБ-3000 - - 3067 1387
ФАБ-3000-М46 - - 3000 1400
ФАБ-3000-М54 - - 3067 1200
ФАБ-5000 642 3107 4900 2207
ФАБ-5000-М54 - - 5247 2210,6
ФАБ-9000-М54 - - 9407 4297

Принципиальная схема ОФАБ Детонатор Взрывчатое вещество Корпус

Осколочно-фугасные

ОФАБ — осколочно-фугасная авиационная бомба представляет собой, обычную фугасную бомбу, но с меньшим наполнением ВВ около 30-35 %, и специальными средствами организованного дробления корпуса как пилообразная внутренняя сторона корпуса или система продольных и поперечных выточек.

Основные цели

  • Объекты боевой техники и вооружения
  • Военно-промышленные объекты
  • Живая сила
Осколочно-фугасные
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
ОФАБ-100-120 273 1300 133 42
ОФАБ-250Т 300 2050 239 92 Термостойкая
ОФАБ-250ШЛ 325 1991 266 92 Штурмовая, надповерхностный взрыв
ОФАБ-250-270 325 1456 266 97
ОФАБ-250ШН 325 1966 268 93 Штурмовая низковысотная
ОФАБ-500У 400 2300 515 159 Универсальная
ОФАБ-500ШР 450 2500 509 125 Штурмовая, с разделяющимися БЧ

Бетонобойные и противолодочные

БетАБ — бетонобойная авиабомба. Предназначены для эффективного поражения железобетонных укрытий и ВПП. Конструктивно делятся на 2 вида:

  • Свободного падения — предназначены для бомбометания с больших высот. Конструктивно близки к толстостенным фугасным бомбам.
  • С парашютом и реактивным ускорителем — предназначены для бомбометания с любых высот. Бомба за счёт парашюта наклоняется до 60°, парашют отстёгивается и включается ракетный ускоритель.

ПЛАБ — противолодочная авиабомба. Предназначена для поражения подводных лодок. Могут иметь разное исполнение. Бомбы большого калибра обычно имеют бесконтактный взрыватель и поражают цель фугасным действием на расстоянии. Бомбы малого калибра обычно используются в составе кассет и имеют контактный взрыватель и кумулятивное исполнение бомбы.

Бетонобойные и противолодочные
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
БетАБ-500 350 2200 477 76
БетАБ-500ШП 325 2500 380 77 Штурмовая, с реактивным ускорителем
БетАБ-500У 450 2480 510 45 ТЭ
ПЛАБ-250-120 240 1500 123 61

Зажигательные и объемно-детонирующие

ЗАБ — Зажигательная авиационная бомба. Предназначена для поражения огнём живой силы и боевой техники. Калибр зажигательных бомб не превышает 500 кг. Конструктивно зажигательные бомбы делятся на 2 типа:

  • С пиротехническим зажигательным составом — используется во всех бомбах меньше 100 кг, и в некоторых с калибром более 100. Пиротехническим составом как правило является термит со связующем веществом. Корпус обычно состоит из горючего металла электрон.
  • С вязкой огнесмесью — применяются для бомб калибром от 100 до 500 кг. Огнесмесью является органические горючие вещества загущенные до вязкого состояния специальными веществами. Огнесмесь в загущенном состоянии дробится при взрыве на крупные куски, которые несколько минут горят при температуре около 1000°С. Также в конструкцию бомбы входит патрон с фосфором и небольшой заряд ВВ, после детонации, фосфор на воздухе самовоспламеняется и поджигает огнесмесь.
  • ФЗАБ — фугасно-зажигательная авиационная бомба. Представляют собой комбинацию ФАБ и ЗАБ в одном корпусе. При срабатывании бомбы сначала детонирует зажигательная, а потом фугасная часть.
  • ЗБ — зажигательный бак. Представляют собой ЗАБ в тонкостенном корпусе без стабилизатора и без разрывного заряда ВВ. Разброс и дробление осуществляется посредством гидроудара, возникающего при ударе о преграду. Могут эффективно применяться только с низких высот.

ОДАБ — объёмно-детонирующая авиабомба. Обеспечивает большую эффективность по живой силе и легкоуязвимой технике, чем ФАБ. При встрече с препятствием срабатывает дисперегирующий заряд, разрушается корпус, дробится и разбрасывается горючее. Горючее испаряется и, смешиваясь с воздухом, образует облако топливовоздушной смеси. Через время необходимое для образования облака достаточного размера, вторичный детонирующий заряд ВВ подрывает топливовоздушную смесь.

Зажигательные и объемно-детонирующие
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
ЗАБ-100-105 273 1065 106,9 28,5
ЗАБ-250-200 325 1500 202 60
ЗБ-500ШМ 500 2500 317 260
ЗБ-500ГД 500 2500 270-340 218-290
ФЗАБ-500М 400 2500 500 86+49
ОФЗАБ-500 450 2500 500 250
ОДАБ-500ПМ 500 2280 520 193
АВБПМ - - 7100

Кассетные

РБК — разовые бомбовые кассеты. Представляет собой тонкостенные авиабомбы, предназначены для применения авиабомб малого калибра. Название состоит из сокращенного наименования и типа снаряжения. Некоторые РБК имеют в комплекте съёмный обтекатель позволяющий эффективно устанавливать РБК на самолёты как с внешней подвеской так и с внутреннем отсеком вооружения. РБК по способу разбрасывания боевых элементов делятся на два вида:

  • Обтюраторного типа — имеют в своей конструкции жестко закрепленный обтюраторный диск, который после срабатывания дистанционного взрывателя и воспламенения им вышибного заряда под действием пороховых газов отделяется от стакана и перемещается внутри корпуса бомбы вместе с центральной трубой вокруг которой размещаются мелкие авиабомбы. Отделяется хвостовой конус, и боевые элементы выходят за пределы кассеты.
  • С центральным воспламенительно-разрывным зарядом — в конструкции бомбы есть центральная перфорированная труба с ВРЗ и боковое ослабленное сечение, закрытое планкой. При срабатывании взрывателя, инициируется ВРЗ. Образовавшиеся газы разрушают корпус бомбы по сечению и разбрасывают авиабомбы, при этом достигается большая площадь рассевания авиабомб.

КМГУ — контейнер малогабаритных грузов. Предназначен для транспортировки и сброса БКФ с суббоеприпасами. Сам же КМГУ во время боевого применения находится на пилоне самолёта и не сбрасывается. Конструктивно КМГУ представляет собой обтекаемый корпус с управляемыми створками, отсеками для подвески БКФ и автоматикой позволяющий регулировать интервал сброса блоков.

Суббоеприпасы бомбовых кассет

В качестве суббоеприпасов кассетных бомб применяются бомбы сравнительно небольшого калибра. Из-за специфики их применения кроме вышеописанных типов бомб имеются также специализированные бомбы в настоящее время применяемые в основном только в бомбовых кассетах и КМГУ.

АО, ОАБ — осколочная авиационная бомба. Авиабомбы основным действием которых является осколки корпуса. Калибр бомб колеблется от 0,5 до 50 кг. Они предназначены для поражения живой силы, не- и легкобронированной техники. Старые авиабомбы имеют цилиндрический корпус с жестким стабилизатором обеспечивают нерегулярное дробление, современные бомбы имеют сферическую или полусферическую конструкцию, складывающийся стабилизатор, аэродинамические устройства, насечки для организованного дробления корпуса или уже готовые поражающие элементы.
Бомбы с готовыми осколками изготавливаются из двух полусфер, армированных стальными шариками. Внутри корпуса имеется разрывной заряд и контактный взрыватель.
Бомбы с насечками кроме того имеют взрыватель с замедлением. При встречи с преградой такая бомба разделяется на две части и через время необходимое для поднятие на несколько метров подрывается.

ПТАБ — противотанковая авиационная бомба. Предназначены для поражения бронированных объектов. Поражающим действием является кумулятивная струя образующиеся при помощи кумулятивной выемки внутри корпуса бомбы. Также при подрыве корпус бомбы образует осколки которые могут поразить живую силу и небронированную технику. Для эффективного воздействия кумулятивной струи взрыв должен происходить на расстояние называемым фокусным. Старые образцы бомб имеют контактный головной или донный взрыватель. Современные бомбы имеют головодонный взрыватель с датчиком цели.

Примечания РБК-500У ОФАБ-50УД осколочно-фугасная 450 2500 520 10 50 Универсальная РБК-500 АО2,5РТМ осколочная 450 2500 504 108 2,5 РБК-500 ОАБ2,5РТМ осколочная 450 2500 500 126 2,5 РБК-500 БетАБ бетонобойная 450 2500 525 12 - РБК-500У БетАБ-М бетонобойная 450 2495 480 10 - Универсальная РБК-500 ПТАБ-1М 450 1954 427 268 - РБК-500У ПТАБ противотанковая, кумулятивная 450 2500 520 352 - Универсальная РБК-500У СПБЭ-Д самоприцеливающийся противотанковая 450 2485 500 15 - Универсальная РБК-250 ЗАБ2,5М зажигательная 325 1492 195 48 2,5 РБК-500 ЗАБ2,5 зажигательная 450 1954 480 297 2,5 РБК-100 ПЛАБ-10К противолодочная 240 1585 125 6 10

Фугасные бомбы больших калибров принятые на вооружение в конце 1940-х - начале 1950-х годов, предназначались в первую очередь для действия по крупным морским во вторую - по крупным стационарным сухопутным целям. Наиболее крупнокалиберные среди них ФАБ-9000М50 и более совершенная ФАБ-9000М54: её полный вес более 9 тонн и снаряжена она 4297 кг тротила. Бомба предназначалась для поражения военно-промышленных сооружений и фабрично-заводских зданий, судов на стоянках. Применяется при бомбометании с высот до 16000 м при скорости полета до 1200 км/час (авиабомба испытана до высоты 12500 м при скорости полета самолета 910 км/час) ...

Её носителями были бомбардировщики Ту-95, ТУ-16,ТУ-22, 3М и М4. Из имеющихся сейчас только Ту-95МС и Ту-160 теоретически могут нести такие авиабомбы, а практически нет. Ту-95МС по своей инструкции называется платформой и может применять только крылатые ракеты подвешенные на внутренней подвеске. Для других целей он не предназначен. Ту-160 может нести на себе все виды авиабомб, но это стратегический бомбардировщик. Таким образом Ту-95 и Ту-160 приспособлены под ракеты, и носителей этой авиабомбы в строю не осталось.

У тяжёлых бомб есть определенный срок годности. Утилизация их довольно трудная проблема. Чаще всего бомбили тяжелыми бомбами только потому, что подходил конец их годности. Легче было использовать её на полигоне, чем уничтожать другими средствами. Многие склады избавились от старого типа бомб благодаря Чечне и Афгану.Туда ушли даже просроченные бомбы с которыми просто уже не знали что делать.

В Афганистане эффективность высотных бомбардировок оказалась невысокой. Одной из причин этого стал неподходящий характер применявшихся боеприпасов. Сотрясавшие землю тяжелые фугаски не достигали результата: выявленные разведкой немногочисленные заслоны на пути войск не задерживались на одном месте, вовремя уходя из-под ударов. Сами бомбы калибра 9000 кг вообще не соответствовали задачам борьбы с живой силой. Даже при бомбардировке "вражеских кишлаков", целиком сметавшей дома и дувалы, реальный эффект был невелик. Мощь внушительно выглядящих бомб расходовалась впустую: радиус летального поражения ударной волной ФАБ-9000 оставался в пределах 57 м. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал в 225 м вокруг - результат, уступавший серии бомб "фронтового калибра", прицельно сброшенных со штурмовика. При скорости сброса 1200 км/ч она углубляется в грунт на 12 м.


Характеризуя качественные перемены, аналитическая записка Управления боевой подготовки Сухопутных войск еще в октябре 1984 г. обращала внимание на появление объектов, которые "мятежники готовят к упорной обороне в инженерном отношении". Наиболее надежным средством их поражения становилась авиация. Однако "булавочные уколы" ВВС 40-й армии, вынужденных действовать на значительном удалении от баз, должного успеха не давали: на такое расстояние истребители и штурмовики могли, в лучшем случае, доставить пару бомб. К тому же, фугасной мощи предельных для них ФАБ-500 не хватало для разрушения укрытий, нередко вырубленных в цельной скале или залитых бетоном. Некоторые пещеры не удалось подорвать даже саперам - заложенные заряды не смогли обрушить своды, и взрывы лишь "вычищали" их словно под метелку. Защищённые цели требовали должных мер воздействия, и тут подходящими оказались те самые авиабомбы крупных калибров. Фугасный удар сверху вызывал сотрясения, растрескивание и обрушение камня заваливавшего пещеры, а обвалы засыпали их входы. Бомбометание по склонам давало впечатляющий эффект: сход сотен тонн камней хоронил устья пещер и подходы к ним, на дно ущелий валились карнизы, немногочисленные дороги и тропы упирались в нагромождения скальных глыб, и на поиск обходных путей противнику приходилось тратить недели. Чтобы мощь взрыва не расходовалась впустую на поверхности, взрыватели выставлялись на срабатывание с замедлением, дававшим бомбе углубиться и взорваться в толще горы. Обычно применялись электрические взрыватели АВУ-Э и АВ-139Э, специально предназначенные для бомб большого калибра и высотного бомбометания. Они отличались повышенной безопасностью - окончательное взведение происходило лишь через 18-23 с после отделения от самолета.


Тяжёлые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Так только за 3 месяца 1988 г. бомбардировщики ТУ-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000 М54. Эффективность увеличивалась при сбросе бомб в не большие ущелья, которые буквально складывались от такой мощности. Эту тактику позднее там же использовали американские ВВС в 2001-02гг. Бомбардировщики В-1В и В-52, используя точность своих ПрНК, укладывали бомбы весом 9980 кг в небольшие ущелья с тем же эффектом.


ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ АВИАБОМБЫ

Общий вес (без взрывателя), кг. - 9290
Вес взрывчатого вещества (разрывного заряда), кг - 4296
Коэффициент наполнения, в процентах - 45,6—46,7
Диаметр корпуса (мидель), мм - 1200
Общая длина (без взрывателя), мм - 5000
Размах стабилизатора, мм - 1504
Количество взрывателей - 3