Ес 130 вертолет. Тест-драйв на предельных режимах

Упавший под Мурманском вертолет раздавил трех человек на земле Вертолет "Еврокоптер 120" при взлете с площадки накренился и упал на бок. По данным Росавиации и МЧС, погибли три человека, находившиеся на земле у вертолета, по данным СК - двое. Также есть данные о том, что среди погибших иностранные туристы.

Разработчик: франко-германо-испанская Группа Eurocopter, являющаяся подразделением Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (European Aeronautic Defence and Space Company, EADS).

Вертолет ЕС 120 был создан для замены удачных вертолетов семейства AS 350 Squirrel. При разработке новой машины применялись современные технологии, в конструкции широко использованы композитные материалы.

Разработка вертолета была начата в 1990 году, когда французская фирма Aerospatiale образовала с китайской Национальной импортно-экспортной корпорацией авиационных технологий (CATIC) и Singapore Technologies Aerospace совместное предприятие по разработке и серийному производству перспективного 4-5-местного легкого вертолета.

Вертолет, способный удовлетворить гражданских и военных заказчиков, получил обозначение P-120L. Проектные работы начались в феврале 1990 года.

Изначально ведущая роль принадлежала Aerospatiale, выполнявшей 54% работ, в то время как на долю CATIC приходилось 30%, a Singapore Technologies Aerospace -16%. В октябре 1992 года партнеры подписали контракт на полномасштабную разработку вертолета.
В процессе разработки исходный проект претерпевал существенные изменения. К примеру, конструкторы пошли на снижение максимальной взлетной массы машины на 500 кг, установили трехлопастной несущий винт и внесли изменения в силовую установку.

Проектные работы в основном были завершены к 1993 году, когда Aerospatiale объединилась с германской компанией МВБ, образовав концерн Eurocopter, а вертолет P-120L сменил обозначение на ЕС120, претерпев при этом дальнейшие изменения. В новом варианте на долю теперь уже Eurocopter приходился 61% от всего объема работ, на долю принадлежащей CATIC Хафейской авиационно-промышленной компании (HAIC) - 24% объема работ, a Singapore Technologies Aerospace осталось 15%. За окончательную сборку, летные испытания и сертификацию отвечал европейский концерн.

На заводе фирмы Eurocopter в Мариньяне (Франция) построили два прототипа. Сборка первого (F-WWPA) была начата в первой половине 1995 года, а в воздух он поднялся 9 июня 1995 года. Второй прототип (F-WWPD) совершил первый полет 17 июля 1996 года. До начала серийного производства вертолеты прошли сертификационные испытания, включая испытания с двигателем Turbomeca Arrius 2F мощностью 504 л. с. и испытания в холодном климате.

5 декабря 1997 года поднялся в воздух уже первый серийный ЕС120 В, получивший к этому времени название Colibri ("Колибри").

ЕС120 быстро стал популярным у государственных и частных заказчиков, особенно у различных правоохранительных министерств и ведомств.

Вертолеты ЕС120 могут оснащаться ножами для резки проводов, дворниками лобового остекления кабины, лыжами для эксплуатации с заснеженных площадок и санитарно-медицинским оборудованием.

В октябре 2004 года Colibri выиграл тендер Управления внутренней безопасности США на 55 машин для подразделений пограничной охраны с опционом на общую сумму 75 миллионов долларов.

Вертолет ЕС120 В получил признание и у военных. ЕС120 отлично показал себя как учебно-тренировочный вертолет. Так, например, в 1999 году ВВС Испании именно для этих целей заказали 15 ЕС 120 (местное обозначение НЕ.25).

длина фюзеляжа - 9.60 м;

высота фюзеляжа - 3.08 м;

ширина фюзеляжа - 1.50 м;

диаметр основного винта - 10.00 м;

диаметр хвостового винта - 0.70 м;

экипаж - 1-2 человека;

максимальное число пассажиров - 3-4 человека;

объем багажного отсека - 0.96 м3;

максимальный взлетный вес - 1715 кг;

максимальный взлетный вес с грузом на внешней подвеске - 1800 кг;

двигатель - Turbomeca Arrius 2F;

взлетная мощность - 376 кВт;

крейсерская мощность - 335 кВт

дальность полета - 710 км;

максимальная скорость - 278 км/ч;

крейсерская скорость - 227 км/ч;

экономичная скорость - 204 км/ч;

максимальная высота полета - 6096 м.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

  • Eurocopter EC 130 - лёгкий одномоторный вертолёт.
  • Спроектирован фирмой «Eurocopter». Первый взлёт прошел в 1999 году.
  • Построен с зованием композитных материалов. В нескольких модификациях выпускается.
  • Вертолет поставляется более чем в 30 стран мира.

Вертолёт с одним несущим винтом EC130 являет собой видоизменённый вариант Eurocopter AS350 B3. Имеет средства стабилизации положения в пространстве и автоматизации полёта. На этом вертолёте первый полёт совершил австралийский лётчик-испытатель Пэйдж Стивен 24.06.1999 года.

Разработан для туристических компаний в первую очередь, которые осуществляют воздушные экскурсии. Пэтому у него - в отношении исходной модели -значительно увеличены:площадь остекления, ширина кабины, шумоизоляция (благодаря боковому экранированию заднего винта). В результате у модели более просторная кабина с прекрасным внешним обзором и способная поместить до семи туристов.

Вертолёт EC130 спроектирован, запущен в эксплуатацию и производство в тесном сотрудничестве с туристическими операторами США, в первую очередь с авиационной компанией Blue Hawaiian Helicopters, которая а первым туристическим оператором, использовавшим данный вертолет. EC 130 в эксплуатацию принят компанией Blue Hawaiian в 2001 году, и в данный момент вертолёт стал рядовым явлением на таких туристических объектах, как Гранд-Каньон, Гавайские острова и так далее.

Вертолет ЕС 130 B4. Фото приборной панели

В кабине вертолёта в туристическом варианте помещаются в 2 ряда 8 человек: 3 пассажира и 1 пилот в первом ряду, 4 пассажира во втором ряду. Такова схема размещения в салоне кресел у вертолётов авиационной компании «Папильон», которая летает в США над Гранд-Каньон и Лас-Вегасом (в том числе экскурсии, предусматривающие приземление внутри Гранд-каньона).Кресло пилота - при этом по ходу движения вертолёта крайнее слева (как в леворульном, то есть европейском автомобиле). Это дает возможность пилоту при при плохой видимости или посадке в тумане, зависнув на высоте 1-5 метров, осмотреть, место под лыжами вертолёта внизу, выглянув в окно, открывающееся на его выпуклой двери. В сложных условиях для лучшего обзора пилот может, если необходимо, приоткрыть свою дверь, не отстёгиваясь от кресла, и оценить объективно площадку под зависшим вертолётом, вытянув шею и нагнувшись слегка влево через порог.

Вертолет EC 130 в конце задней балки имеет многолопастной специальный фенестрон (винт в кольце), который установлен вместо обычного хвостового винта как у типового AS350. У данного фенестрона расположенные неравномерно лопасти, а также увеличенная угловая скорость вращения (что уменьшает одновременно вибрации), в сравнении с открытым обычным винтом. Наличие фенестрона кменьшает уровень внешних шумов на 50 процентов в сравнении с хвостовым винтом исходной основой модели. В итоге уровень шумности летящего вертолёта по критерию EPNdB (Effective Perceived Noisein Decibel - воспринимаемый эффективно шум в децибелах) равен 84,3дБ. Это на 8,5дБ меньше порога второй категории шумности соответственно с Приложением H нормативных требований FAA, национального органа регулирования в США в области авиации. Кроме этого, закрытый винт почти безопасен для людей, которые находятся неподалеку от вертолёта, когда он находится с работающим двигателем на земле.


Вертолет EC 130 становится также популярным как вертолёт, используемый для медицинских услуг, как санитарный вертолёт «скорой помощи», так как в его немалом салоне с широкими в заднем ряду боковыми дверьми размещаются с удобством одни или даже двое носилок. В переднем ряду при этом обычно располагаются места для двух сопровождающих пассажиров, если один пилот (вместо еще одного переднего пассажирского кресла может быть помещено медицинское оборудование). Безопасность фенестрона упрощает и ускоряет также выгрузку- погрузку раненных и пациентов (не нужно ждать отключения двигателя для погрузки/выгрузки пациентов из вертолета), в особенности в условиях, критических по времени, когда останавливать двигатель вертолёта нельзя. Eurocopter в 2012 году получила заказы на 50 экземпляров EC 130 T2 от Maverick Helicopters, и других заказчиков (Papillon, BlueHawaiian и так далее).

Характеристики вертолета ЕС 130 B4:

  • Экипаж: 1-2 пилота.
  • Пассажировместимость: 7 пассажиров (6 - при двух пилотах) или 2 сопровождающих и 1-2 пациента на носилках.
  • Длина: 12,64м.
  • Длина фюзеляжа: 10,68м.
  • Диаметр несущего винта: 10,69м.
  • Наибольшая ширина фюзеляжа: 2,03м.
  • Высота: 3,61м. (с хвостовым винтом).
  • Площадь, которая ометается несущим винтом: 89,75кв.м.
  • Колея шасси: 2,31м.
  • Вес пустого: 1360кг.
  • Наибольший взлетный вес: 2400кг.
  • с грузом на внешней подвеске: 2800кг.
  • Вес груза на внешней подвеске: 1160кг.
  • Объём баков с топливом: 540л.
  • Двигатели: 1×турбовальный TurbomecaArriel2B1 с системой FADEC.
  • Тяга: 1×847л.с. (1×632кВт. (взлётная)).
  • Предельно допустимая скорость: 287км/ч.
  • Наибольшая скорость: 235км/ч.
  • Практический потолок: 7010м.
  • Статический потолок: .
  • без применения эффекта земли: 5320м.
  • с применением эффекта земли: 5875м.
  • Скороподъёмность: 11,6м./с.
  • Тяговооружённость: 226Вт/кг. (при наибольшем взлётном весе).
  • Длина грузовой кабины: 2,19м.
  • Ширина грузовой кабины: 1,865м.
  • Высота грузовой кабины: 1,28м.
  • Полезный объём грузовой кабины: 3,7 куб.м.

Eurocopter ЕС 130 B4. Галерея.

Уральская вертолетная компания «URALHELICOM» представляет вашему вниманию продукцию одной из крупнейших компаний по производству вертолетов Airbus Helicopters - ранее Eurocopter. На долю этого франко-германо-испанского предприятия приходится до 30% всех произведенных в мире вертолетов. В сегменте гражданской авиации доля продукции Airbus доходит до 50%.

Преимущества вертолетов Еврокоптер (Airbus Helicopters)

Большой спрос на вертолеты Еврокоптер объясняется их надежностью, функциональностью и удобством. К их основными преимуществам можно отнести:

  • они максимально приспособлены для полетов в любых погодных условиях
  • позволяют безболезненно совершить посадку даже в условиях сложного ландшафта.

Модельный ряд вертолетов Airbus Helicopters

Ассортимент вертолетов Airbus Helicopters, реализуемых нашей компанией, достаточно широк. У нас представлены самые разнообразные модели, которые объединяет высокое качество сборки, отличные ходовые качества, маневренность и безопасность.

Мы предлагаем своим клиентам только лучшие образцы вертолетов Airbus, например, модель Eurocopter AS350 B3e - мощную и легкую машину с цифровой системой управления двигателем, которая идеально подходит для индивидуального или корпоративного использования.

Вертолет Eurocopter ЕС 130Т2 оснащен наиболее широкой пассажирской кабиной среди машин своего класса, маневренен, эргономичен, а потому стал излюбленным средством передвижения многих деловых людей во всем мире.

Купить вертолет Airbus Helicopters можно очень выгодно

Купите вертолет Airbus Helicopters и вы забудете о долгих неудобных переездах, и получите массу удовольствия от комфортабельного и безопасного передвижения по воздуху. По всем вопросам выбора, приобретения и обслуживания частных вертолетов обращайтесь к нашим специалистам по телефонам.

Разработка вертолета ЕС-135 началась в 1991 г. (после образования фирмы «Еврокоптер» в результате слияния вертолетостроительных фирм «Аэроспасьяль» и «МВВ») для замены легких многоцелевых вертолетов Во.105 усовершенствованным вертолетом нового поколения. При разработке были использованы опыт создания и особенности конструкции демонстрационного вертолета Во.108, являющегося развитием вертолетов Во.105 и Вк.117 и предназначенного для исследований новой техники для вертолетов следующего поколения. При подготовке к программе сертификации вертолета ЕС.135 в 1992 г. были проведены летные испытания разработанных для него несущего винта и рулевого винта-фенестрона нового поколения на вертолете Во.108. В конце 1992 г. были возобновлены проектные работы по вертолету Во.135 с целью увеличения его грузоподъемности и увеличению числа мест с пяти до семи. Два предсерийных вертолета ЕС-135-01 и 02 совершили первый полет соответственно 15 февраля и 16 апреля 1994 г. Третий предсерийНый вертолет построен в 1995 г. и демонстрировался на международной выставке «Гели-Экспо-95» в Лас-Вегасе. Сертификация вертолета ЕС-135 для визуального полета предполагалась в конце 1996 г. и для полета по приборам – в середине 1997 г. Серийные поставки начались в 1996 г, Предполагаемая продажная цена вертолета 1,8-2,3 млн долларов.


Эксплуатационные расходы по сравнению с вертолетами Во.105 предполагалось снизить на 20% при более высоких технических характеристиках. Прямые эксплуатационные расходы вертолета оцениваются в 338 долларов в час по сравнению с 435 долларами в час для вертолета Во.105СВ, стоимость пассажиро-километра 0,94 доллара. В течение 10 лет предполагается построить 700-900 вертолетов ЕС-135. Фирмой «Еврокоптер» вложено примерно 500 млн марок в создание вертолетов ЕС-135. Потребности мирового рынка оцениваются в 1350 вертолетов. Планируется производить серийно первоначально 30 вертолетов в год с увеличением в дальнейшем серийного производства до 60 вертолетов в год.



КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет ЕС- 135 является развитием вертолетов Во.105 и Во.108 и соответствует им по габаритам. Отличается широким применением – до 45% – панелей из КМ слоистой конструкции (кевлар, углеволокно); в конструкции панелей пола нижней части фюзеляжа, хвостовой балки и грузового отсека использованы алюминиевые сплавы, в двигательном отсеке-титановые сплавы. Вертолет отличается улучшенными аэродинамическими обводами. По сравнению с вертолетом Во.105 вредное сопротивление фюзеляжа уменьшилось на 30 %, хотя фюзеляж удлинен только на 0,05 м, а ширина внутренней части кабины увеличена на 0,01 м.

Кабина вертолета модульной конструкции имеет размеры 4,1 х х 1,26 х 1,49 м и объем примерно 5 м? . Компоновка кабины может меняться в зависимости от состава экипажа и назначения вертолета: скорая медицинская помощь, вариант «люкс», полицейская служба, обслуживание морских платформ, транспортные операции, в том числе и для перевозки грузов на внешней подвеске. При проектировании кабины экипажа большое внимание уделено вопросам эргономики. С целью улучшения обзора размеры приборной доски летчика уменьшены, максимальное поле зрения составляет 280°. Летчик и шесть пассажиров размещаются на сиденьях, обладающих повышенной прочностью при аварийных посадках. Двери для доступа в кабину экипажа откидываются на шарнирах. В пассажирской кабине использованы сдвижные двери. При перевозке крупногабаритных грузов задняя створчатая дверь может сниматься.

Стабилизатор прямоугольной формы в плане, размахом 2,35 м, с концевыми шайбами, выполненными из КМ, установлен в конце хвостовой балки. Концевые шайбы имеют трапециевидную форму в плане. Стреловидное вертикальное оперение имеет несимметричный профиль и снабжено снизу предохранительной опорой. При аварийном снижении вертикальное оперение создает боковую силу, обеспечивающую уравновешивание реактивного крутящего момента.

Шасси – неубирающее лыжное. Амортизация осуществляется за счет упругой деформации поперечных опор, которые отклонены назад на 1°. Колея шасси 2,1 м. Опоры соединены между собой с обеих сторон фюзеляжа продольными балками, которые служат подножками. Снизу обтекателя фенестрона имеется предохранительная хвостовая опора.

Несущий винт нового поколе1 ния, бесшарнирной конструкции, с изменяемым числом оборотов. Лопасти с меняющимся по длине профилем DM-H3 и DM-H4 имеют нелинейную крутку и законцовки трапециевидной формы, рассчитанные на околозвуковые скорости обтекания. Лопасти выполнены из КМ и крепятся к втулке с помощью упругих соединительных элементов из КМ, обеспечивающих маховое движение, движение в плоскости вращения и изменение угла установки лопасти. Команды управления передаются на комлевую часть лопасти с помощью тяг и рычагов из пластика с армирующим углеволокном. Несущий винт не нуждается в смазке и частом техническом обслуживании. Вал несущего винта наклонен вперед на 5°. Втулка несущего винта сверху закрьпа обтекателем.

Рулевой винт – фенестрон нового поколения, диаметром 1 м, с жестко закрепленными спрямляющими лопатками в кольцевом канале и 10 лопастями, установленными асимметрично в плоскости вращения и с углом стреловидности по передней кромке. Такая конструкция рулевого винта – фенестрона позволяет снизить потребную мощность и повысить аэродинамическое качество, а также снизить внешний уровень шума от вертолета. Окружная скорость концов лопастей 185 м/ с.

Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД Турбомека «Арриус» 28 или Пратт-Уитни PW 206 В мощностью по 470 кВт/ 640 л. с. Двигатели установлены в верхней части фюзеляжа, позади вала несущего винта, а выхлопные сопла выведены по обеим сторонам заднего отсека фюзеляжа и отделены защитным экраном для безопасности в случае поломки лопаток турбины. Оба используемых типа двигателя имеют цифровую электронную систему управления с широкими пределами регулирования.

Топливная система состоит из основного бака емкостью 603 л и дополнительного – емкостью 100 л. Топливная магистраль спроектирована с учетом минимального риска загорания в аварийной ситуации.

Трансмиссия включает главный редуктор, редукторы двигателей, промежуточный редуктор, редуктор рулевого винта и соединительные валы. Главный редуктор двухступенчатый, компактной плоской конфигурации, с небольшим числом деталей, обеспечивает оптимальное распределение нагрузок и напряжений. Между корпусом главного редуктора и силовыми элементами фюзеляжа установлена система снижения вибраций от несущего винта ARIS (Anti Resonance Isolation System). Система управления двигателями имеет двойное резервирование. Все динамические нагруженные агрегаты имеют межремонтный ресурс 3000 ч или обслуживаются по состоянию.

Характеристика вертолета ЕС-135

Размеры, м:

с вращающимися винтами 12,1

фюзеляжа 10,16

ширина фюзеляжа 1,56

высота вертолета

максимальная 3,75

по втулку несущего винта 3,23

кабина вертолета

длина несущего винта 10,2

ометаемая площадь, м? 81,7

Двигатели 2 ГТД Турбомека

«Арриус» 2 В или Пратт-Уитни HW 206 В

взлетная мощность, кВт/л. с. 2 х 470/2 х 640 Массы и нагрузки, кг:

взлетная с нагрузкой в кабине 2500

с подвешенным грузом 2700

пустого вертолета 1300

на внешней подвеске 1400

Летные данные:

скорость, км/ч

непревышаемая 287

максимальная крейсерская 270-274

экономичная крейсерская 240

скороподъемность при наборе высоты

с горизонтальной скоростью, м/с 7,9-9,7

вертикальная скороподъемность с одним

работающим двигателем, м/с 2,7

статический потолок, м:

с учетом влияния земли 4750

без учета влияния земли в условиях MCA 4100

при MCA +20°С 2700

динамический потолок, м 6100

дальность с одним летчиком, 4 пассажирами и 145 кг специального оборудования при полете на высоте 1000 м с резервом топлива на 20 мин, км 750



Система управления обычная, гидравлическая, бустерная, с электрогидравлической системой повышения устойчивости. Предполагается использование варианта с одноместной кабиной, оборудованной для полетов по приборам с более эффективной системой повышения устойчивости.

Гидравлическая система и электросистема выполнены с двойным резервированием. Все электро- и электронное оборудование имеет защиту от действия электромагнитного поля напряженностью до 200 В/м.

Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает возможность полета по приборам. Предусмотрено использование метеорологической РЛС.