Авария на апл к 8. Последнее плавание невезучей субмарины

ГИБЕЛЬ К-8

Какая то неделя странная…Слишком много постов о затонувших подводных лодок — так вот совпало, вот и еще одна годовщина приблизилась — 12 апреля 1970 года советская подводная лодка К-8 затонула в Бискайском заливе

Подводная лодка К-8, находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море была направлена в район Северной Атлантики для принятия участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов СССР. Её задачей было обозначение подводных сил «противника», прорывающихся к берегам Советского Союза. Начало учений планировалось на 14 апреля, окончание - к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина - 22 апреля 1970 года.

К-8 относилась к числу атомных подводных лодок проекта 627А «Кит». Постановление об их создании подписал ещё Сталин 12 сентября 1952 года. Первая подводная лодка этой серии К-3 под названием «Ленинский Комсомол» вступила в строй уже в 17 декабря 1958 года, но она имела статус опытового корабля.

В отличие от американского «Наутилуса», имевшего традиционную штевневую форму носа, проект подводные лодки типа «Кит» получил более оптимизированную для подводного хода скруглённую элипсовидную форму носовой оконечности. На большей части длины корпус имел цилиндрическую форму с небольшой обтекаемой рубкой, утолщением для размещения ГАС в носовой части и выраженным хвостовым оперением. Два винта располагались в горизонтальной плоскости.

С целью повышения надёжности было введено дублирование основных агрегатов, поэтому была принята двухвальная двухвинтовая схема движения. Основой энергетической системы стали два водо-водяных атомных реактора ВМ-А, показавших себя весьма ненадёжными, особенно в части трубопроводов первого контура, имевших значительную протяжённость. Возросшая скорость подводного хода обусловила применение систем автоматизации: для стабилизации курса по направлению использовалась система «Курс», а для стабилизации по глубине - система «Стрела».

Первоначально главным калибром проекта 627 должна была быть термоядерная «Царь-торпеда» Т-15, которая должна была нести 100-мегатонный заряд. При взрыве этого заряда под водой образовалась бы волна цунами высотой 300 метров, которая смыла бы все прибрежные города. аппаратами калибра 533 мм. Однако в 1954 году проект «Царь-торпеды» закрыли по настоянию Хрущёва, и основным вооружением «Китов» стали 8 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боекомплект состоял из 20 торпед.

Лодки могли нести торпеды всех существующих типов, в том числе спецбоеприпасы с ядерными боевыми частями. В обычном боекомплекте из 20 торпед 6 были с ядерными зарядами. В этом проекте впервые в СССР была реализована возможность осуществления стрельб с глубин до 100 метров, управление стрельбой осуществлялось с помощью автоматической системы «Торий». Головной корабль кроме носовых ТА имел два кормовых торпедных аппарата калибра 406 мм. На серийных кораблях кормовые аппараты не устанавливались

Обеспечение нормальной работы экипажа в условиях длительного пребывания под водой без контакта с атмосферой и в соседстве с работающими атомными реакторами стало важной проблемой. Для её решения была применена комплексная система кондиционирования и вентиляции, однако используемый в ней пожароопасный способ рециркуляции кислорода и поглощения углекислого газа стал источником частых проблем.

Вечером 8 апреля 1970 года, когда К-8 находилась севернее Азорских островов, при всплытии К-8 с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке В. Г. Хаславский, инженер-капитан-лейтенант А. С. Чудинов, инженер-капитан-лейтенант А. В. Поликарпов и старшие инженер-лейтенанты Г. В. Шостаковский и Г. Н. Чугунов. Видя, что пламя вот-вот ворвётся в пост ГЭУ, офицеры наглухо задраили двери, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторs. Расчёт ГЭУ ценой своих жизней сделал главное - предотвратил возможность теплового взрыва.

Много людей скопилось в восьмом отсеке. Их выводили через верхний люк. Концентрация окиси углерода в отсеке была уже смертельной. И хотя товарищи пытались спасать вынесенных, из 16, находившихся в восьмом отсеке, спасти не удалось никого.

После аварийного всплытия бо́льшая часть экипажа была спасена экипажем болгарского теплохода «Авиор», через который сообщили об аварии в Москву. К этому времени погода резко ухудшилась, стало ясно, что в 7-й отсек поступает вода, запасы ВВД закончились. Дифферент продолжал нарастать. В условиях сильного шторма болгарское судно сняло с К-8 46 человек.

Ночью к месту аварии подошли советские суда «Касымов», «Комсомолец Литвы» и «Харитон Лаптев», но их попытки взять подводную лодку на буксир не увенчались успехом. К концу третьих суток аварии положение ещё более осложнилось — носовые отсеки постепенно загазовывались, а в кормовые поступала вода, затапливались безгингстонные цистерны главного балласта. Оценив ситуацию, командир БЧ-5 начал настаивать на покидании корабля. Командир всё ещё надеялся продолжить борьбу за живучесть, и на борту К-8 осталась одна боевая смена из 22 человек во главе с командиром лодки капитаном 2-го ранга Бессоновым.

12 апреля 1970 года в 06 час 13 мин, не имея крена, К-8 неожиданно утратила продольную остойчивость, резко опрокинулась на корму и затонула. В условиях восьмибального шторма спасти оставшихся на плаву моряков не удалось. Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, погибшие члены экипажа закрытым Указом Президиума Совета министров были награждены орденом Красного знамени, оставшиеся в живых - медалью Ушакова. Именем начальника медслужбы Соловья, отдавшего свой дыхательный аппарат, больному матросу была названа улица в посёлке Гремиха, где базировался атомоход. Там же погибшим морякам поставили памятник.

К-8 стала первой советской затонувшей атомной подводной лодкой. к этому времени на дне Атлантического океана уже лежали две американские АПЛ - «Трешер» и «Скорпион». Всего же с 1955 года затонуло восемь атомных субмарин: шесть наших и две американских.

Одной из самых сложных и опасных военных специальностей является На протяжении десятков лет в Советском Союзе замалчивались случаи трагедий на субмаринах, которые становились причиной человеческих жертв. Ситуация изменилась в 1989-м году, когда вся страна содрогнулась от известия об аварии на подводной лодке «Комсомолец». Тогда же заговорили о других катастрофах, в том числе об обстоятельствах, при которых погибла подводная лодка К 8.

Характеристики

К-8 — это подводная лодка ВМФ СССР с атомным реактором, которая была создана в рамках реализации проекта 627 А «Кит». К ее строительству приступили в 1957-м году, и летом 1960-го года новая субмарина была зачислена в состав Северного флота. К-8 (подводная лодка) имела следующие технические характеристики:

  • длина — 1074 см;
  • ширина — 796 см;
  • глубина погружения — 300 м;
  • скорость под водой — 30 узлов;
  • средняя осадка — 565 см;
  • надводная скорость— 15,5 узлов.

Первые аварии

После того как К-8 (подводная лодка) была принята на вооружение советского ВМФ, на ней была зафиксирована первая непредвиденная ситуация: произошел разрыв трубы контура охлаждения с последующей утечкой теплоносителя и сильным выбросом радиоактивного газа. В результате часть экипажа получила довольно значительные дозы облучения, а у троих моряков были обнаружены признаки, характерные для острой лучевой болезни. Похожие инциденты произошли также 1-го июня и 8-го октября 1961-го года, поэтому на флоте стали говорить, что К-8 — подводная лодка, служба на которой опасна для жизни.

События, предшествующие катастрофе

В период с начала августа 1966 года по июль 1968 года атомная подводная лодка К-8 находилась на известном судоремонтном заводе «Звездочка», где на ней произвели капитальный ремонт. Кроме того, в мае 1969-го года командиром судна был назначен опытный подводник В.Б. Бессонов, сразу же завоевавший уважение экипажа. Таким образом, казалось, что скоро К-8 (подводная лодка) сможет восстановить свою репутацию, и ее больше не будут называть «проклятой».

Средиземноморский поход

Ночью на 17-ое февраля 1970-го года К-8 (подводная лодка), экипаж которой имел хорошую профессиональную подготовку, вышла с базы в Гремихе в свое первое и последнее длительное автономное плавание. Субмарине было предписано отправиться в район Северной Атлантики и принять участие в крупнейших учениях в истории ВМФ СССР под названием «Океан-70». Их начало было назначено на 14-ое апреля, а финал совпадал с днем празднования столетнего юбилея В.И. Ленина.

8 апреля

9 апреля

После полуночи часть экипажа поднялась на мостик через центральный пост. В 2 часа ночи моряки с большим трудом отдраили люк 8-го отсека, вывели 4-х человек и вынесли 15 трупов. Причиной гибели людей было сильное задымление и отсутствие средств защиты. Также удалось спасти 19 членов экипажа из 4-го отсека. Пока лодка находилась на плаву, моряки продолжали борьбу за жизнь.

После полудня волнение моря увеличилось, и подводная лодка стала давать крен. Для противодействия данной ситуации было произведено продувание цистерн главного балласта, однако оно не дало положительных результатов.

Позже 43 члена экипажа были эвакуированы на транспорт, а оставшиеся размещены в первых двух отсеках и на мостике.

Спасение и потери

Большая часть личного состава К-8 была вывезена на теплоходе «Авиор», принадлежащего Болгарии. В условиях сильного шторма часть экипажа продолжила борьбу за спасение судна, однако субмарина все же затонула. Гибель атомной подводной лодки К-8 стала первой крупной потерей отечественного атомного флота. Всего погибло 52 члена экипажа, а сама субмарина осталась навечно лежать в 490 км от берегов Испании на глубине 4680 м.

Расследование

Для выяснения обстоятельств гибели судна в Североморске сразу же начала работать правительственная комиссия. Туда же на плавбазе «Волга» доставили членов экипажа. Спустя несколько дней им предложили проиграть весь ход событий, произошедших 8-9-го апреля на борту подводной лодки К-181, являющейся точной копией К-8. Это следственное действие позволило установить, что и командование субмарины, и ее экипаж в условиях чрезвычайной ситуации вели себя исключительно профессионально и грамотно.

Правительственным указом погибшему капитану подводной лодки В.Б. Бессонову присвоили звание Героя Советского Союза, а всех остальных мичманов и офицеров наградили Что касается матросов, то и погибшие, и оставшиеся в живых были представлены к медалями Ушакова.

Память

Как это было принято во времена СССР, авария на К-8 не получила большой огласки. Однако две улицы в городе Гремиха были переименованы в честь командира субмарины и судового врача Ю. Ильченко. Последний пожертвовал жизнью, уступив свой дыхательный аппарат одному из прооперированных членов экипажа, который на момент аварии находился в лазарете.

Спустя 4 года после аварии в этом же городке был установлен монумент. На нем можно увидеть членов экипажа К-8 (подводная лодка), список погибших и надпись «морякам-подводникам, погибшим на боевых постах, до конца выполнившим долг свой».

Теперь вы знаете, как погибла одна из первых атомных субмарин отечественного флота, и что стало причиной этой катастрофы.

СССР Порт приписки пос. Гремиха Спуск на воду 31 мая 1959 года Выведен из состава флота 13 февраля 1971 года Современный статус затонула
в Бискайском заливе Основные характеристики Тип корабля ПЛАТ Обозначение проекта 627А «Кит» Разработчик проекта СКБ № 143 Классификация НАТО «November» Скорость (надводная) 15,5 узлов Скорость (подводная) 30 узлов Рабочая глубина погружения 300 м Экипаж 104 человека Размеры Длина наибольшая (по КВЛ) 107,4 м Ширина корпуса наиб. 7,96 м Средняя осадка (по КВЛ) 5,65 м Силовая установка Атомная, двухвальная, типа ВМА, модификации с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с. Вооружение Торпедно-
минное вооружение 8 носовых ТА калибра 533 мм, 20 торпед , в обычной комплектации - 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн.

История строительства

Заложена в цехе судостроительного завода № 402 в Молотовске как крейсерская подводная лодка 9 сентября 1957 года .

Радиационные аварии

Гибель

Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море подводная лодка была направлена в район Северной Атлантики для принятия участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70 », в которых участвовали силы всех флотов СССР. Её задачей было обозначение подводных сил «противника», прорывающихся к берегам Советского Союза. Начало учений планировалось на 14 апреля , окончание - к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина - 22 апреля 1970 года. Вечером 8 апреля 1970 года, когда подлодка находилась севернее Азорских островов , при всплытии «К-8» с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту (ЦП) АПЛ. В течение минуты по сигналу аварийной тревоги в ЦП прибыло всё командование лодки и её командир, начавший руководство борьбой за живучесть корабля. Одновременно поступил доклад о пожаре в 7-м отсеке, где горела регенерация. Ещё через пять минут лодка всплыла в надводное положение. Далее пожар стал распространяться по воздуховодам. На боевом посту погиб весь состав первой смены главной энергетической установки (ГЭУ) АПЛ: инженер-капитан 3-го ранга В. Г. Хаславский, инженер-капитан-лейтенант А. С. Чудинов, инженер-капитан-лейтенант А. В. Поликарпов и старшие инженер-лейтенанты Г. В. Шостаковский и Г. Н. Чугунов. Видя, что пламя вот-вот ворвётся в пост ГЭУ, офицеры наглухо задраили двери, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы . Расчёт ГЭУ ценой своих жизней сделал главное - предотвратил возможность теплового взрыва.

Много людей скопилось в восьмом отсеке. Их выводили через верхний люк. Концентрация окиси углерода в отсеке была уже смертельной. И хотя товарищи пытались спасать вынесенных, из шестнадцати, бывших в восьмом отсеке, спасти не удалось никого.

После аварийного всплытия бо́льшая часть экипажа была спасена при участии болгарского теплохода «Авиор», позже переименован «Хаджи Димитр» . В условиях 8-балльного шторма на борту лодки продолжала борьбу за живучесть боевая смена из 21 человека во главе с капитаном второго ранга В. Б. Бессоновым . Корабль потерял остойчивость и в течение короткого времени затонул. Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота .

В настоящее время АПЛ с четырьмя ядерными торпедами на борту покоится на глубине порядка 4680 м в 490 км северо-западнее Испании .

Расследование

На подошедшей к месту трагедии плавбазе «Волга» оставшиеся в живых члены экипажа были доставлены в Североморск , где уже работала Правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы. На однотипной АПЛ «К-181 » спасённые члены экипажа для восстановления ситуации полностью проиграли весь ход событий на «К-8», что существенно помогло понять ход развития аварии.

Вывод членов комиссии был единодушным - командир действовал грамотно, правильно, решительно. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, капитану 2-го ранга Бессонову Всеволоду Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза .

Всю команду - и погибших, и живых - представили к государственным наградам: офицеров и мичманов, а также всех погибших, независимо от воинского звания, - наградили орденом Красной Звезды , оставшихся в живых матросов - медалью Ушакова .

Память

Именами командира «К-8» В. Б. Бессонова и корабельного врача А. М. Соловья, отдавшего свой дыхательный аппарат прооперированному им незадолго до пожара старшине Юрию Ильченко, названы улицы посёлка Гремиха. Имя В. Б. Бессонова присвоено средней школе № 1 г. Льгова Курской области .

Наличие ядерного оружия

До сих пор ведутся споры о наличии и количестве ядерных боеприпасов на борту лодки. В частности, существует версия Марио Скарамеллы , о наличии на борту в момент катастрофы 24 боеголовок с расщепляющимися материалами, и что 10 января 1970 года лодка положила на дно Неаполитанского залива 20 ядерных торпед в качестве управляемых мин против 6 флота США . По заявлениям Скарамеллы в 2004 году бывшие советские официальные лица подтвердили эту теорию, однако существование торпед подвергается обоснованному сомнению.

Неизвестные подробности первой катастрофы с советской атомной подлодкой

«Ваш сын погиб и похоронен в море с почестями» - это все, что знали о судьбе старшего матроса Николая Комкова с подводной лодки «К-8» его близкие. Только 43 года спустя им стали известны подробности его героической смерти. В минувшую пятницу из Петербурга в эстонскую Нарву была торжественно передана капсула с водой из Бискайского залива, где покоятся подлодка «К-8» и 52 члена ее экипажа. Это была первая трагедия с советской атомной субмариной, которая едва не стоила жизни и здоровья миллионам европейцев.

Невезучая лодка

Об этой трагедии известно гораздо меньше, чем о гибели подлодок «Комсомолец» и тем более «Курск». Четверть века о «К-8» нельзя было рассказывать. А потом уже о ней не вспоминали за давностью лет. Этот атомный ракетоносец первого поколения спустили на воду в мае 1959 года. В первые два года эксплуатации на нем произошли три аварии, связанные с повреждением атомного реактора. Но лодку подремонтировали, и она продолжила выходить в море.

В сентябре 1969 года мы находились в Норвежском море, несли боевую службу, выполняли научные задания. При очередном погружении нос вдруг стал проваливаться, а корма задираться, - вспоминает один из выживших участников последнего похода «К-8» капитан II ранга запаса Станислав Посохин. - Дифферент достиг 45 градусов. Тогда нам удалось быстро всплыть, а на поверхности выяснилось, что у всех гирокомпасов и гироазимутов шкалы перевернулись на 180 градусов.

В марте 1970 года «К-8» возвращалась на базу - в поселок Гремиха Мурманской области - с боевого дежурства из Средиземного моря. Но 1 апреля поступило новое задание. Лодку отправили участвовать в масштабных учения ВМФ в Бискайский залив. А 8 апреля на ней начался пожар.

Огонь и угарный газ распространялись по всем помещениям лодки очень быстро. По сигналу тревоги экипаж занял свои места и задраил переборки между отсеками, чтобы остановить пожар. Но из-за этого многие моряки задохнулись.

Мой муж Валентин Хаславский был командиром главной энергетической установки (ГЭУ). Он и еще трое человек вручную останавливали реактор, так как автоматика отключилась, - рассказывает вдова офицера Тамара Хаславская. - В их отсеке было безумно жарко, но они успели сделать порядка 600 оборотов специального барабана, остановить ядерную реакцию и тем самым предотвратили атомный взрыв, который мог быть в десять раз сильнее чернобыльского.

Лодка в этот момент находилась в 490 километрах от берегов Испании. Если бы реактор взорвался, радиоактивным облаком могло бы накрыть пол-Европы. Вся смена ГЭУ подлодки погибла на своем посту. Люди сгорели заживо. Судя по тому, что стенки люков их отсека оплавились, температура внутри доходила до 2000 градусов. Но офицеры до конца выполняли свой долг.

Кок погиб за друга-матроса

Тем временем в других отсеках также шла борьба за жизнь. В центральном по тревоге занял свое место и старший матрос Николай Комков. Ему был всего 21 год. Матрос-срочник служил на подлодке коком.

Он был призван на флот в 1968 году из Липецкой области, где мы тогда жили, - рассказала сестра матроса Любовь Степченко. - Брат пошел в армию вопреки воле матери, хотя мог получить отсрочку, так как заканчивал учебу в техникуме. Когда мама узнала, что он призван, то отстегала его как мальчишку мокрым полотенцем.

Но Николай очень хотел служить именно во флоте. После призыва полгода отучился в Ленинграде, а потом был отправлен на Северный флот, на ту самую «К-8». В деревне у него оставалась невеста Галя. Она работала почтальоном и первая получала Колины письма.

Он писал, что ему все очень нравится и что он хочет остаться на сверхсрочную службу. Мать снова ругалась. Но он обещал приехать в отпуск и обо всем с ней поговорить, - говорит Любовь Степченко.

Семья очень ждала Николая. Но больше года от него не было никаких вестей. Родственники к тому времени перебрались жить из Липецкой области в Эстонию.

А в 1971-м нам написала наша бабушка из деревни, она возмущалась, почему мы не рассказываем ей о смерти Коли. Она об этом узнала в местном военкомате. А до нас никакие сведения не доходили. Тогда мать собрала вещи и уехала выяснять, что случилось, - вспоминает Степченко.

Военком сначала вообще сказал женщине, что ее сына смыло за борт. Бабушка показала похоронку. И никаких подробностей. Только недавно родственники узнали, что Николай погиб во время пожара на подлодке, но в конце жизни он спас товарища.

Их было несколько человек в центральном отсеке. Дыхательных аппаратов на всех не хватало. И кок Комков отдал свой другу, тоже матросу, - говорит руководитель движения «Вахта памяти» Марина Русина. - Тот человек спасся. Он жив до сих пор. Но он не хочет рассказывать о себе, говорит, что «не может примазываться к чести погибших товарищей». Он лишь обмолвился, что в тот момент взял аппарат у Николая, потому что от удушья уже плохо соображал. Но он благодарен матросу Комкову за свое спасение и понимает, что обязан ему своей жизнью. Кстати, на лодке погиб и второй кок - Башир Инамуков. Он тоже отдал свой дыхательный аппарат другому матросу…

Посмертно Николая Комкова наградили орденом Красной Звезды.

Секретную лодку не торопились спасать

Из матросов на той подлодке погибли 18 человек. И если родственники офицеров спустя какое-то время все-таки узнали о судьбе своих мужей и сыновей, то семьи рядовых до наших дней оставались в неведении. Ведь срочников призывали из глухих деревень со всей России, их близкие просто не знали, где и как искать информацию о погибших, - посетовала Марина Русина.

Она работает в Университете морского и речного флота имени Макарова. Несколько лет назад Русина познакомилась с Тамарой Хаславской, вдовой офицера, спасшего мир от ядерной катастрофы, которая к тому времени собрала информацию о всех погибших моряках с «К-8», получила копии их личных дел и фотографии.

В 2010 году, к 40-й годовщине гибели подлодки, по моей просьбе моряки из Макаровки, ходившие на торговых судах, сделали забор воды с места, где лежит «К-8», - объяснила Марина Русина. - Эту воду мы теперь разливаем по колбам и передаем родственникам погибших матросов. Николай Комков стал шестым, чьи близкие получили такую символическую капсулу.

В пятницу ее подзахоронили в Нарве на кладбище рядом с могилой матери Николая. На церемонии присутствовали его сестры и отец.

А первым в нашем списке матросов, чьих родных мы разыскали, был Юрий Печерских. Деревни, где он жил, уже давно нет на карте. В соседнем поселке нам удалось разыскать его бывшего учителя и через него выйти на родственников. Оказалось, что Юрий был из многодетной семьи. Его очень любили и ждали. А погиб он не от пожара, а утонул в ночь на 12 апреля, до конца борясь за свою подлодку, - рассказала Марина Русина.

«К-8», в трюмах которой бушевал пожар, смогла всплыть. Большая часть экипажа поднялась на палубу и в верхние отсеки, где можно было дышать. Первым терпящую бедствие субмарину заметил канадский танкер, но он прошел мимо. 10-го числа к лодке приблизился болгарский сухогруз, которым командовал советский капитан. Только со второй попытки ему удалось сообщить в Москву о «К-8». В штабе ВМФ не сразу признали, что наша АПЛ находится в Бискайском заливе.

Прощальное послание командира

В ночь на 11 апреля к лодке подошли три советских торговых судна. Моряков пересадили к ним на борт. Но командир Всеволод Бессонов остался на своей подлодке. Он хотел спасти ее, удержать на плаву до прихода буксиров.

С ним остался еще 21 человек. Все добровольцы. Причем брали только неженатых и из многодетных семей, понимая, что лодка может затонуть в любой момент, - отметила Русина.

Ночью начался шторм.

12 апреля около 6 часов утра по московскому времени я почувствовал сильный глухой гидравлический взрыв, затем второй, но послабее, и потом все стихло, - вспоминает Станислав Посохин. - Как мы предполагали, лодка кормой ушла в воду, в аккумуляторной яме стал скапливаться водород, и начал вытекать электролит. Из-за этого произошел взрыв.

Стоявшие неподалеку советские суда направились к месту, где стояла подлодка. Но она уже ушла на дно, на глубину 4650 метров, увлекая за собой и свой последний экипаж.

Освещая беснующуюся воду прожекторами, моряки с наших сухогрузов спустили шлюпки, они надеялись обнаружить кого-то из наших товарищей. Найти удалось только тело командира. Его подтянули к борту, но набежавшая волна подняла и отбросила шлюпку в сторону, и спасатель выпустил руку Бессонова. Его тело исчезло под корпусом сухогруза. А в руках у того человека осталась лишь книжка «Боевой номер», в которую были вписаны все остававшиеся на «К-8» подводники.

На вторые сутки поисков обнаружили труп командира электротехнического дивизиона капитана III ранга Владимира Рубеко. В тот же день его захоронили по морскому обычаю, спустив тело в воду. Больше никого ни живым, ни мертвым обнаружить не удалось. Всего из 125 членов экипажа АПЛ погибли 52 человека.

10.04.2010 12 апреля 2010 года исполнилось 40 лет со дня гибели атомной подводной лодки "К-8". Это была первая крупная катастрофа в истории отечественного атомного флота.

Третья атомная подводная лодка (ПЛА) проекта 627 "К-8" была заложена 9 сентября 1957 года на Северном машиностроительном предприятии (СМП) в городе Северодвинске. Государственные испытания на ней завершились 31 декабря 1959 года. Подводная лодка вошла в состав Северного флота и в 1960 году перешла в военно-морскую базу в губе Западная Лица, где дислоцировалась отдельная бригада атомных подводных лодок. В 1960 – 1961 гг. ПЛА "К-8" отрабатывала задачи боевой подготовки в море, осваивала малоизвестные тактические приемы использования кораблей этого класса, участвовала в испытаниях отдельных видов вооружения и технических средств, планируемых в дальнейшем к использованию на серийных ПЛА.

Из-за недостаточной надежности новых высоконапряженных парогенераторов в этот период на ПЛА произошли две крупные радиационные аварии в связи, с чем в конце 1961 года подводная лодка была поставлена в текущий ремонт на СМП, где была произведена замена парогенераторов и активных зон ядерных реакторов. В 1964 – 1966 гг. подводная лодка интенсивно эксплуатировалась в море. В 1966 – 1968 гг. "К-8" вновь оказалась в текущем ремонте, связанном, в основном, с заменой парогенераторов, после чего возвратилась к новому месту своего базирования в поселке Островной (Гремиха). В 1969 г. "К-8" совершила поход на боевую службу. Следующий автономный поход, начатый 17 февраля 1970 г., оказался роковым.

В 22 часа 30 минут 8 апреля 1970 г. на 51-е сутки автономного плавания на глубине 120 метров практически одновременно в двух отсеках (третьем и седьмом) возник пожар. В седьмом отсеке, судя по интенсивности пожара, вероятно, горели патроны регенерации. Экипаж подводной лодки под командованием капитана 2 ранга В. Бессонова проявил мужество и героизм в борьбе за живучесть корабля. Достаточно упомянуть лишь два эпизода. Несмотря на бушующее пламя вблизи пульта управления ядерной энергетической установкой находящиеся в нем офицеры (В.Г. Хаславский, А.С. Чудинов, Г.В. Шостаковский, Г.Н. Чугунов) обеспечили полное "глушение" ядерных реакторов, предотвратив тем самым возможность развития радиационной катастрофы у берегов Западной Европы. Эти мужественные офицеры одними из первых погибли на боевом посту, до конца выполнив свой долг.

Корабельный врач капитан медицинской службы А. Соловей во время аварии отдал свой дыхательный аппарат главному старшине Ю. Ильченко, которому сделал полостную операцию по удалению аппендицита в Норвежском море. Старшина был спасен, а врач погиб.

В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из-за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава ПЛА была переправлена на судно "Касимов", а на борту "К-8" остались 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля. Но 12 апреля в 6 часов 13 минут в результате потери запаса плавучести и продольной остойчивости подводная лодка затонула на глубине 4680 метров в Бискайском заливе Атлантического океана. Погибли 52 члена экипажа.

Командиру подводной лодки "К-8" капитану 2 ранга Всеволоду Борисовичу Бессонову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Погибших подводников наградили орденами Красной Звезды. Оставшиеся в живых удостоены государственных наград. В пос. Островной (Гремиха) установлен памятник ПЛА "К-8" с именами всех погибших на ней подводников. Две улицы военного городка назвали именами командира Бессонова и капитана Соловья.

Ежегодно 12 апреля в пос. Островной у обелиска погибшим подводникам ПЛА "К-8" проводятся торжественные траурные мероприятия. В этот же день в 12.00 в Николо-Богоявленский Морской Собор города Санкт-Петербург, где открыта мемориальная доска в память погибших моряков-подводников "К-8", приходят оставшиеся в живых члены экипажа, бывшие сослуживцы, вдовы и родственники погибших, чтобы помянуть тех, кто исполнил до конца свой долг перед Отечеством.

12 апреля 2010 года в 12.00 в Николо-Богоявленском соборе Санкт-Петербурга состоялась панихида по погибшим 52 членам экипажа К-8, а затем родные и близкие собрались в кают-компании Клуба подводников и вспомнили своих погибших. 13 апреля 2010 года в Сестрорецке в новом храме Петра и Павла молитвенно помянуты "воины в море погибшие".
Историческая дата: 12.04.1970