Способы обратной связи с клиентом. Как получить обратную связь от клиентов

Говорят, что скромность украшает человека, но кто же лучше знает о ваших профессиональных возможностях и уникальных умениях, которыми вы обладаете? Чтобы быть востребованным в современном мире, нужно суметь качественно и эффектно рассказать о себе или своей организации окружающим. Для успешного решения такой задачи ознакомьтесь с подробной информацией, как оформить портфолио, какие есть виды такого досье, каковы правила его заполнения. Просмотрев примеры оформления таких работ, вы сможете выбрать нужный шаблон и сделать отличную презентацию своих достижений.

Что такое портфолио

Систематизированное собрание выполненных работ конкретного человека или организации называется портфолио. Как правило, такое досье выполняется в виде папки и/или электронного файла. Просмотрев содержимое, можно увидеть, какие достижения есть у человека, и сложить представление, какие услуги могут быть выполнены предъявителем этого документа и на каком уровне. Наличие информации о профессиональных возможностях человека ассоциируется с людьми творческих профессий – дизайнерами, художниками, фрилансерами.

На сегодняшний день из-за очевидного удобства структурирования данных такими книгами стали пользоваться люди разных профессий – врачи, учителя, воспитатели. Зачастую сокращенная версия перечня результатов человека может быть отображена в резюме, фактически являя собой подробно заполненную графу «Достижения». Для студента, который после окончания вуза не имеет профессионального опыта, но указавшего на успехи во время учебных семинаров или практики, шансы трудоустройства намного выше. Красиво, логично оформленный анализ выполненных заданий будет полезен даже школьнику.

Школьное портфолио

Школа – это место, где как будто встречаются два мира: сведущий учительский, который имеет базу знаний, и пытливый детский ум, который начал свой путь обучения. Но и для педагогов, и для учеников очень пригодятся папки, которые будут отображать их успехи. В каждой школе выработаны определенные шаблоны, перечни рекомендаций, разъясняющие, как оформить папку достижений для школьника, какие разделы сюда следует включить. Далее вы можете ознакомиться с особенностями составления и посмотреть примеры готового портфолио учителя, первоклассника, ученика старших классов или целого класса.

Педагога

Такая папка должна говорить об успехах педагога, о повышении им своей квалификации, свидетельствовать об активном участии не только в учебном процессе, но и во внеучебной деятельности в школе. Сформировать такое досье стоит не только для позитивного прохождения аттестации, но и для объективного самоанализа и планирования конкретных действий, направленных на улучшение профессиональных навыков.

Рассмотрите пример с указанием основных разделов документа.

  • Общие сведения – анкетные данные, образование, стаж работы, повышение квалификации, награды, грамоты.
  • Портфолио достижений в педагогической деятельности – результаты усвоения учениками программы, участие в олимпиадах, медалисты.
  • Научно-методическая деятельность – участие в профессиональных конкурсах, разработка авторских программ, научная работа, публикация статей.
  • Внеурочная деятельность – сценарии мероприятий, работа в кружках.
  • Учебно-материальная база.

Класса

Такое досье – результат совместной творческой деятельности педагога и учеников. Начать стоит с общей фотографии класса, списка детей с указанием контактных данных, обязанностей, какие они выполняют в школе. Далее оформить отдельные листы на каждого ученика с указанием его анкетных сведений, информации о семье, указать достижения в учебе, занимается ли он в кружках.

Ознакомьтесь с примером портфолио класса. В нем стоит указать следующие разделы.

Школьника начальных классов

Самостоятельно с созданием визитной карточки ребенок из начальных классов не справится. Родителям нужно помочь, но не делать все самим, ведь даже первоклассник сможет вспомнить первые удачи в учебе. Портфолио ребенка, который ходит в 1 класс, выглядит красочно. Такая папка отличается по внешнему виду в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. Например, девочки в оформлении любят изображать принцесс, а мальчиков больше заинтересуют машинки. Скачайте готовые шаблоны на бесплатных онлайн-ресурсах.

Ученика старших классов

В этом возрасте у подростка уже сложился круг интересов, проявляются профессиональные склонности. Ученик или ученица готовятся к поступлению в ВУЗ, и визитка выпускника – это способ собрать воедино основные достижения за школьные годы, проявить стремления, сориентироваться при выборе профессии. Такую индивидуальную папку надо оформить четко структурировано, строго и лаконично.

Рассмотрите пример оформления портфолио с наработками старшеклассника. Помните, что цель – объективно представить проделанную вами работу, для этого сюда стоит включить разделы:

  • Мой портрет – автобиография.
  • Достижения – копии сертификатов, свидетельств, грамот, заверенные администрацией школы.
  • Курсы по выбору – предпочитаемые предметы, пройденные курсы по выбору, например, иностранного языка.
  • Олимпиады, конкурсы.
  • Исследовательская деятельность.
  • Мои увлечения – в каких секциях, кружках ученик участвует, примеры рисунков, стихов, эссе и т.п.

Для детского сада

Если говорить о том, как правильно подготовить портфолио в детском саду, то стоит отметить, что более регламентированным будут деятельность воспитателя детского сада и группы, которую он ведет. Такие папки должны свидетельствовать о профессиональном уровне педагога. Что касается иллюстрации навыков дошкольника, то это для ребенка и родителей творческий процесс. Одновременно малыш учится отслеживать развитие своих навыков. Далее рассмотрены примеры оформления портфолио для детского сада.

Воспитателя

Такая папка для педагога – важный атрибут при приеме на новую должность и для аттестации. Четких правил ее подготовки нет, и досье старшего воспитателя или методиста ДОУ будут отличаться между собой в силу разной категории и специфики работы. Прежде чем рассмотреть пример портфолио воспитателя, ознакомьтесь с разделами, которые можно в него включить:

  • девиз педагога, цели деятельности;
  • краткая трудовая биография;
  • повышение квалификации;
  • самообразование;
  • данные о проведении открытых занятий;
  • участие в мероприятиях, проводимых в детском саду.

Группы

Папку для групп надо делать накопительной, так ребята смогут через каждые несколько месяцев оценить проделанный им путь. Вот примерное содержание:

  • знакомство с группой – указать девиз, разместить общее фото группы, кратко написать обо всех воспитанниках;
  • установленный распорядок дня;
  • путешествие по группе – фото интерьера комнаты, иллюстрированные рисунками и рассказами детей;
  • творческие выставки детей;
  • фоторепортажи о проведенных мероприятиях;
  • успехи группы;
  • страничка для отзывов родителей.

Дошкольника

Портфолио- хороший инструмент для отслеживания динамики развития ребенка, но для малышей дошкольного возраста это должно быть еще и интересной творческой деятельностью, которая фиксирует навыки и способности малыша. Данные собирают воспитатель и родитель, но ребенку разъясняется, почему ему важно самостоятельного заполнять эти странички. В дальнейшем просмотр страниц возможен только с согласия дошкольника.

  • о личности и окружении ребенка – семье, друзьях, родном городе;
  • режим дня;
  • в какие игры любит играть, чем любит заниматься;
  • какие мечты есть у ребенка, чего бы хотел достичь;
  • данные о физическом развитии;
  • какие познавательные и творческие навыки приобретены – например, выучены буквы, научился танцевать;
  • достижения ребенка – грамоты, благодарности, фото с участия в конкурсах, состязаниях;
  • впечатления ребенка – от поездок, посещения кинотеатра и т.п.,
  • отзывы и пожелания родителей.

Как сделать портфолио студента

Молодым людям, поступившим в ВУЗы, стоит очень серьезно подойти к формированию систематизированного сборника своих достижений и приобретенных навыков. Грамотно оформленное портфолио поможет обрести первое рабочее место, а для некоторых профессий, например, для архитектора, без такого собрания работ трудоустройство по специальности фактически невозможно.

Как правильно оформить это досье студенту? В деловом стиле, лучше в виде бланков. Студенту надо указать:

  • на титульном листе – свои анкетные данные, название учебного заведения;
  • какие выполнялись курсовые, исследовательские работы;
  • перечень достижений за время учебы, к которому приложить заверенные копии документов, подтверждающие их;
  • уровень знаний;
  • как он проявлял свои профессиональные навыки и умения, например, во время семинаров, при написании рефератов и т.п.;
  • как участвовал во внеучебной деятельности вуза;
  • отзывы и рецензии педагогов.

Профессиональное портфолио работ

Такой способ систематизации наработок часто применяется представителями творческих профессий, ведь их деятельность подразумевает изыскание свежих решений, создание новых направлений в выбранной сфере деятельности. Чтобы не прерывать творческий полет мысли, такие профессионалы зачастую не любят, чтобы им устанавливали строгие рамки подготовки своего портфолио по специализации, но соблюдение определенных рекомендаций при систематизации результатов творческой работы должно присутствовать.

Далее рассмотрены примеры и общие правила, которые пригодятся для фрилансера в сфере дизайна, программирования, фотографии и для представителей других творческих профессий. Примерные разделы такого вида портфолио:

Копирайтера

Такое собрание работ, ранее сделанных для других заказчиков – хороший способ рекламы и продвижения своих услуг. Как оформить портфолио копирайтера? Обязательно надо рассказать об опыте работы, количестве написанных статей. Сделайте скриншоты с сайтов, где опубликованы ваши самые удачные статьи. Постоянно обновляйте свое досье, размещая там новые работы, чтобы заказчик имел понятие об уровне вашего профессионализма. Рассмотрите пример оформления аналогичных папок других копирайтеров.

Дизайнера

Понятие «портфолио дизайнера» весьма обширно, ведь такая папка или электронное досье есть и у оформителя интерьера домов, и у web-дизайнера, который проектирует интерфейс сайтов. Систематизирует свои наработки и графический дизайнер, сферой деятельности которого является создание визуально-коммуникативных образов. Если перефразировать известную поговорку, можно сказать, что книга работ дизайнера кормит, потому, кроме хорошо оформленного печатного варианта, досье стоит размещать на разнообразных тематических веб-ресурсах или персональном сайте.

Можно делать несколько портфолио, например, в одном поместить разнонаправленные работы с целью увеличения числа клиентов, а в другом собрать задания, интересные конкретному заказчику, с которым бы хотелось сотрудничать на постоянной основе. Отбирайте для всеобщего обозрения только лучшие проекты, можете даже включить работы, не принятые заказчиком, но в которых вы точно уверены, что в них есть смысл и они вас характеризуют как уникального специалиста.

Архитектора

Как оформить архитектурное портфолио? Для представителей такой точной профессии печатный сборник наработок лучше оформить в сдержанном деловом стиле, а для создания цифрового досье лучше выбрать формат и размер файлов, который будет удобно пересылать электронной почтой. Структурировать наработки рекомендуется по таким разделам:

У архитектора говорить должна графика, изображения, а не слова, поэтому минимально включайте в структуру портфолио текст, пользуясь им только для необходимых пояснений. Включайте зарисовки, сделанные от руки, они подчеркнут вашу индивидуальность. Грамотно систематизированные и правильно, последовательно изложенные наработки архитектора – это своеобразный графический рассказ о достижениях и творческих планах.

Модели

Готовый бук модели – это ее визитная карточка и обязательное условие, с него начинаются переговоры о ее участии в проектах, показах или съемках. Такое досье складывается не за одну съемку, оно состоит из набора фотографий, которые лучше заказать у профессиональных фотографов. Снимки должны отображать достоинства девушки, ее умение перевоплощаться. Мужской модельный бук менее распространен.

В такое качественно сделанное досье входят:

  • минималистические фото для оценки внешних данных девушки (такие снимки делают на нейтральном фоне, портретные и в полный рост в нижнем белье или купальнике);
  • портрет с необычной прической, макияжем;
  • снимки, показывающие, как модель умеет позировать, с акцентом на выгодные ракурсы тела;
  • фото рекламных постеров, журнальные снимки и фото для каталога, отображающие умение рекламировать товары.

Художника

Как оформить книгу работ представителю этой креативной профессии? Сборник художника может быть очень разным, потому что каждый из представителей этой профессиональной сферы имеет свое видение, а также заказчики требуют создания самых разнообразных изображений. Самым лучшим выходом будет портфолио, которое легко изменить в зависимости от аудитории. Как общую схему можно использовать такой примерный план досье художника, в котором указано:

  • резюме с автобиографией;
  • какой творческой концепции составитель придерживается;
  • образцы выполненных работ.

Маркетолога

Самое главное в презентации своих профессиональных знаний специалистами этой сферы – взять хороший для портфолио и четко объяснить преимущества сотрудничества конкретно с ним. Графики и диаграммы, приведенные далее, должны дополнять указанную информацию. Включите в портфолио материалы, свидетельствующие об умении разрабатывать маркетинговые стратегии для продвижения аналогичных продуктов. Претендуя на определенную должность, следует ссылаться на проекты, в которых вы принимали участие, с конкретным указанием вашей роли при их осуществлении.

Программиста

Сборник доказательств мастерства такого специалиста должен включать много скриншотов – примеров сделанных работ. Еще надо не забывать разъяснять специальные термины, чтобы тексты были легко читаемыми. Нужно говорить об используемых технологиях. Оставляя ссылки на сайты, в создании которых вы принимали участие, обязательно указывайте, какую часть работы делали вы. Если уже есть определенный опыт в этой профессии, создайте сайт-визитку, где в выгодном свете отобразите свои профессиональные данные.

Фотографа

Как фотографу оформить портфолио своих работ? Хотя эти специалисты зачастую принимают участие в создании досье такого рода для других людей, им тоже будет полезно узнать некоторые нюансы удачной презентации своего творчества. Говорить о мастерстве фотографа будут сделанные им снимки, но первое, что надо сделать – выбрать их оптимальное количество, чтобы клиент имел возможность сложить впечатление о работе мастера, но и не заскучал, листая объемный альбом однотипных снимков.

Делайте портфолио не за один день: отобрав удачные снимки, отложите их на несколько дней, а затем снова отфильтруйте похожие фото. Сделайте качественную печать фото, оформите их в альбом и одновременно сделайте электронную презентацию своих работ, например, как слайд-шоу. Можно сделать несколько разнонаправленных портфолио, например, детское фото, свадебная фотосъемка. Не забывайте менять и обновлять свое досье, помещая в него новые, стильные, удачные фотографии.

Обратная связь – это инструмент управления персоналом и повышения эффективности бизнес-процессов, который должен учитываться в каждом аспекте любой организации.Это мощный инструмент влияния, с помощью которого осуществляется информационный обмен между руководителем и подчиненными, и позволяет руководителю получать актуальную информацию о последствиях управленческих решений, корректировать работу отдельных сотрудников и целых подразделений.

Опытный руководитель использует обратную связь для того, чтобы добиться максимальной эффективности взаимодействия и результативности работы своих подчиненных: направляет их усилия, выявляет причины сбоев и низкой мотивации сотрудников, подстегивает и воодушевляет. Обратная связь позволяет сотрудникам вносить необходимые корректировки в процесс выполнения работы, а также выступает мощным фактором мотивации, способствуя проявлению удовлетворенности результатами труда.

Как показывает практика, многие руководители не придают большого значе­ния тому, как именно они предоставляют обратную связь подчиненным, зачастую делая это на лету. И зачастую руководителями становятся высококлассные эксперты в своей профессии, но не имеющие управленческих знаний и навыков. Таким менеджерам бывает сложно грамотно выстроить общение с подчиненными.

А ведь обратная связь должна быть естественным рабочим инструментом ежедневной работы.

ЦЕННОСТЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Обратная связь – это информирование партнера по взаимодействию о восприятии его деятельности другими, реакции на нее, результатах и последствиях этой деятельности; это передача оценочной или поправочной информации о действии, событии или процессе исходному или управляющему источнику.

Потребность в обратной связи естественна для любого человека, будь то топ-менеджер или рядовой сотрудник. Делаю ли то, что нужно компании? Правильно или не очень? Признают ли мои усилия? Отсутствие обратной связи, равно как и грубое нарушение правил её подачи, лишает человека ориентиров в организации и снижает его желание работать.

Для руководителя обратная связь это инструмент, который позволяет:

    Выразить признание сотруднику и поддержать его высокую мотивацию;

    Изменить ожидания, оценку и самооценку сотрудника;

    Повысить продуктивность и результативность работы;

    Прояснить цели и уточнить задачи, стоящие перед сотрудником;

    Понять причины нежелательного поведения сотрудника;

    Скорректировать поведение сотрудника и ожидания с целью более рационального использования возможностей ситуации;

    Нацелить сотрудника на развитие в конкретном направлении;

    Развить взаимопонимание и взаимное доверие;

    Поддерживать положительную атмосферу в организации;

    Развить сплоченность и сработанность сотрудников, формируя командный подход к работе;

    Выявить, что какой-либо процесс или инструмент не обеспечивает нужный результат;

    Выявить сферы, требующие модернизации, изменения или развития, чтобы обеспечить устойчивый рост и прогресс организации;

    Выявить уровень удовлетворенности сотрудника работой в компании, коллективе.

В результате обратной связи руководитель получает информацию о ходе выполнения заданий, позволяющую ему своевременно выявлять и решать возникающие организационные проблемы. Он может судить о подчиненных (их настроениях, ожиданиях, способностях, мотивации, планах на ближайшее и отдаленное будущее, оценках и тд.) и о том, как они оценивают стиль и качество управления, личный вклад менеджеров, их авторитет и влияние на организационные и бизнес-процессы.

Для поддержания обратной связи руководителю требуется определенные опыт и навыки конструктивного использования полученной информации; внедрение соответствующих организационных процедур и установления норм; выделение времени на поддержание обратной связи и осмысление ее результатов; проведение изменений по итогам обратной связи.

Распространенные ошибки обратной связи

При предоставлении обратной связи руководителю следует избегать следующих ошибок:

    Неконструктивная критика. Грубое и агрессивное осуждение действий подчиненного, излишняя эмоциональность, которая проявляется в виде сарказма, высокомерия, неуважительное отношение может пошатнуть уверенность сотрудника в себе и подорвать его моральный дух. К примеру, если руководитель поручил подчиненному составить отчет и остался недоволен результатом, в этом случае вместо прямой критики («в этом отчете нет нужной мне информации», «это нужно полностью переделать») следует спросить, в чем, по его мнению, заключалась цель задания, удалось ли сотруднику ее достичь, как можно улучшить результат. Прежде чем перейти к предмету критики, признайте определенные достоинства подчиненного, его положительный вклад и достижения, начните с похвалы.

    Переход на личности. Руководитель должен следить за тем, чтобы обратная связь, которую он предоставляет подчиненным, касалась исключительно их действий, а не личных качеств. Менеджер, дающий негативную оценку характеру сотрудника (скажем, «вы слишком резки»), вызывает у этого человека желание защищаться и мысленно противоречить. Критикуйте поступки человека, а не его самого. Одно дело сказать «Ты толковый, мыслящий человек, а поступил не предусмотрительно», другое «Ты идиот, сделал такую глупость!».

    Использование только общих фраз . Руководитель, который предоставляет сотруднику обратную связь в форме («вы хороший лидер», «вы проделали серьезную работу» и т.п.), может не достигнуть необходимого результата. Возможно, подчиненный будет польщен комплиментом, но это не даст ему полезной информации о том, что именно он сделал правильно, а что нужно улучшить.

ПРАВИЛА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Чтобы обратная связь была эффективной, не стоит прибегать к ней, если Вы не подгото­вились к встрече, если у Вас плохое настроение, либо нет свободного времени.

Прежде, чем давать обратную связь, необходимо понять какой результат Вы хотите получить от разговора с сотрудником. Тогда будет значительно легче правильно построить беседу. Вне зависимости от цели разговора полезно соблюдать следующие правила:

    Изучите всю информацию о вопросе и подготовьтесь к предоставлению обратной связи по следующему алгоритму . Таблица 1.

Таблица 1. Подготовка к предоставлению обратной связи

Вопрос

Ответ (заполняется до встречи с сотрудником)

Замечания (заполняется по ходу и после встречи)

Чего Вы намерены добиться, предоставляя обратную связь?

Что именно в действиях сотрудников Вы бы желали улучшить?

1….

2….

На какие вопросы Вы хотите получить ответ от подчиненного?

1…..

2….

Какие сложности могут возникнуть в ходе встречи и как с ними справиться?

1…..

2….

Сколько времени понадобиться для встречи?

    Обратная связь должна осуществляться в подходящих условиях, доброжелательной обстановке и без внешних помех. По возможности п редотвратите прерывания, телефонные звонки и т.д.

    Обратная связь должна быть конструктивной. Говорите сначала о том, что хорошо, что и почему плохо и как это надо исправить. Обратная связь в идеале должна содержать выделение сильных сторон в деятельности, поведении сотрудника и слабых сторон - мест, требующих коррекции, резервов в совершенствовании сотрудника. Говорите о том, что можно изменить/добавить на уровне действий, для достижения результата близкого идеалу.

    Обратная связь должна быть своевременной и основанной на фактах.
    Давайте обратную связь вскоре после события, которое Вы обсуждаете с сотрудником. Не стоит проводить "Разбор полетов" двух-трехмесячной давности, это вызовет оборонительную реакцию подчиненного. Говорите о конкретном событии. Например: Ты сегодня появился на работе в 10:45. Это уже второй раз за неделю, давай обсудим? А не так: Ты вечно спишь до одиннадцати и постоянно опаздываешь?

    Обратная связь должна быть конкретна, четко выражена и понятна Вашему собеседнику. Она должна содержать примеры поведения, а не описывать его общие модели. Не изъясняйтесь общими фразами и не используйте намеки.

    Обсуждайте события и действия. Не личность.

    Соблюдайте баланс между положительной и отрицательной оценкой. Начинать следует с "хорошей" части.

    Вовлекайте сотрудника в обсуждение, дайте высказаться. Вам важно знать его мнение! Просите подчиненного дать свои предложения. Как ты думаешь, что будет делать Клиент, который хотел сделать срочный заказ, но не смог дозвониться до нас в 9:30? Что можно сделать, чтобы исключить повторение таких ситуаций?

    Ясно формулируйте выводы и зафиксируйте письменно достигнутое соглашение.

    Регулярно проверяйте, выполняются ли договоренности.

    Немедленно поддерживайте любые позитивные изменения. Добейтесь их закрепления.

    Не забывайте давать обратную связь не только по результату выполнения задания, но и в ходе деятельности.

Ваши встречи с сотрудниками будут более продуктивными, если вы начнете пользоваться этими правилами.

Итак, развитие навыков предоставления и получения обратной связи помогает руководителю создавать атмосферу взаимного доверия и открытости, что способствует конструктивным изменениям в работе.

Руководитель должен помнить, что при наличии эффективной коммуникации и постоянной обратной связи появляется неограниченный потенциал для совершенствования во всех сферах бизнеса и управления людьми.

Перевод - Виктория Олешко, портал «Управление производством», материал подготовлен на основании данных http://www.iienet2.org

Бессмысленно предоставлять оценку тем действиям, которые получатель обратной связи не в состоянии контролировать. Рассмотрим следующую ситуацию. Элвин, честолюбивый менеджер по логистике, недавно приступил к работе в компании BAC Distribution. Однажды раздался звонок клиента с просьбой о поставке рубашек для предстоящей на следующий день выставки. Вопрос срочный, так как клиент забыл позвонить производителю и поставщику BAC Distribution неделю назад, чтобы подать заявку в установленном порядке. Элвин решил поработать несколько часов сверхурочно, чтобы убедиться, что все необходимые модели упакованы и готовы к отправке на следующий день. Из-за срочности заказа в наличии не оказалось рубашек модели Gildan (состав 50% хлопка и 50% полиэстера), которые обычно заказывал этот клиент. Но Элвин нашел на складе рубашки Gildan из 100% хлопка, которые, по отзывам других заказчиков, были ничуть не хуже, а то и лучше. Эту информацию сообщили клиенту во время поставки и не стали брать с него доплату. Элвин был уверен, что он принял правильное решение, удовлетворив просьбу клиента в условиях сжатых сроков.

Однако клиент воспринял изменения как нарушение обычных стандартов, и на встрече со своим руководителем Элвин услышал такие слова, как «разочарование» и «затруднительное положение». Элвин чувствовал себя уязвленным комментариями своего руководителя. Ему казалось, что его проактивное поведение и тяжелая работа не получили признания. Он хотел знать, соответствует ли он занимаемой должности и есть ли вероятность признания его усилий в будущем.

Описанная выше ситуация, в которой оказался Элвин, не является чем-то необычным. Нас всех волнует, что другие думают о нас. К сожалению, в большинстве случаев оценка поведения дается, когда случается что-то плохое, а не что-то хорошее. Один из опрошенных менеджеров заметил, что, как правило, обратная связь в 20% случаев является положительной и в 80% случаев отрицательной. Такая статистика удивляет, особенно с учетом того, что сами менеджеры оценивают свою работу хорошо в 75-90% случаев.

Важность обратной связи

Итак, почему обратная связь так важна в работе?

Информация, как правило, непосредственно относится к получателю и может рассматриваться как мотивирующий фактор или способ выявления ошибок. Обратная связь важна тем, что дает человеку возможность осознать свои сильные стороны и указывает направление для поддержания и улучшения качества работы. Однако в настоящее время все выгоды обратной связи не используются в полной мере.

Как говорится в статье Д.Р. Илгена, К.Д. Фишера и С.М. Тейлорав «Журнале прикладной психологии» (Journal of Applied Psychology): «Процесс, благодаря которому работник получает эффективную обратную связь, состоит из нескольких шагов: «Отзыв передан → Отзыв получен → Отзыв осознан и принят к сведению → Получатель хочет и намерен ответить → Получатель отвечает».

Эта модель ясно дает понять, что сотрудник должен быть восприимчивым к обратной связи и иметь желание использовать полученную информацию. Только так обратная связь может быть эффективной. Тем не менее, каждый реагирует на нее по-своему.

Рассмотрим виды реакции на различные типы обратной связи (положительная, отрицательная и отсутствие обратной связи) в процессе работы для того, чтобы понимать, насколько на эту реакцию влияют следующие факторы: особенности получателя и источника обратной связи и ее структура. Анализируя эти ключевые факторы, можно развить более эффективную систему предоставления обратной связи, в которой каждый четко понимает свою роль, владеет инструментами постановки целей и продолжает обучаться, чтобы максимизировать эффективность своей работы.

Виды обратной связи

  • Положительная обратная связь . Положительная обратная связь поощряет повышение качества выполнения работы. Было доказано, что чаще всего люди больше ценят положительную обратную связь, чем отрицательную, и считают ее более точной и правильной, поскольку эта информация приятнее и способствует повышению самооценки. Однако постоянная положительная обратная связь может помешать росту качества выполнения работы, т.к. ее адресаты могут довольствоваться текущим состоянием из-за того, что всегда получают высокие оценки.
  • Отрицательная обратная связь . С другой стороны, отрицательная обратная связь часто ассоциируется с провалом. Отрицательная оценка зачастую отвергается просто из-за нежелания человека воспринимать неприятную информацию. В то время как получатели положительной оценки легко принимают признание своих заслуг, получатели отрицательной оценки, невосприимчивые к информации, легко перекладывают вину на других людей или внешние факторы. Негативная обратная связь часто вызывает неприятные чувства, которые вынуждают человека искать оправдание низким показателям своей работы. Тем не менее, в некоторых случаях получатель может осознать необходимость изменения своего поведения, чтобы избежать получения отрицательной обратной связи в будущем. Хотя человек может улучшить свою работу в результате получения отрицательной оценки, он может и не проявить желаемого поведения, если не получит соответствующих инструкций.
  • Отсутствие обратной связи . В то же время, некоторые специалисты утверждают, что наличие обратной связи само по себе, не важно - положительной или отрицательной, может способствовать улучшению работы, в то время как отсутствие какой-либо оценки действительно наносит урон личной эффективности сотрудника. Исследование 243 сотрудников сферы услуг, опубликованное в квартальном отчете по администрированию «Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly» Т.Р. Хинкин и К.А. Шрайшейма, показало, что отсутствие обратной связи было вредным как для тех, кто работал хорошо, так и для тех, кто работал плохо. Представьте, что некоторым приходится работать сверхурочно только для того, чтобы получить такое же признание, как другим, которые отработали только минимально необходимые часы. С другой стороны, человек, работающий хуже остальных и не получающий никаких намеков на то, что необходимо изменить свое поведение, будет крайне удивлен, если позже получит выговор. В обоих случаях результатом будет разочарование в работе и ухудшение рабочих показателей.

Поскольку целью обратной связи является мотивирование и информирование, мы считаем, что соотношение положительной и отрицательной информации, которую получает человек, очень важно. Хорошее соотношение: три положительных утверждения, за которыми следует одно отрицательное. В случае если показатели работы низкие, но сотрудник старается изо всех сил, руководитель может начать обсуждение с признания усилий сотрудника и его желания делать работу хорошо, а затем определить направление требуемых улучшений. Также важно расставить приоритеты в направлениях развития сотрудника, давая ему одновременно не более одной-двух сфер приложения усилий, чтобы гарантировать, что цели воспринимаются им как посильные.

Особенности получателей и источников обратной связи

То, как будет воспринята обратная связь, во многом зависит от того, кто является ее получателем. Предшествующие исследования фокусировались на личностной самооценке не меньше, чем на способности человека ставить перед собой цели. Самооценка может иметь решающее влияние на то, как человек воспринимает отрицательную обратную связь. Сотрудники с низкой самооценкой с большей вероятностью в ответ на отрицательную обратную связь станут думать, что неудовлетворительная работа обусловлена их низким уровнем компетенции и что дополнительные усилия не приведут к улучшению результатов.

С другой стороны, некоторые исследования показывают, что негативная обратная связь может быть вредна и для лиц с высокой самооценкой. Такие люди имеют собственные ожидания и восприятие качества своей работы. Вероятнее всего, они не воспримут обратную связь, которая противоречит их самооценке, и предпримут попытку спасти чувство собственного достоинства и восприятие своего уровня компетенции. В результате отрицательная оценка воспримется как неверная, а показатели качества работы не повысятся. Так что можно сделать вывод, что такая обратная связь, которая не выглядит заслуживающей доверия и не принимается человеком, может быть разрушительной для качества его работы не зависимо от того, низкая или высокая у него самооценка.

Однако иногда отрицательная обратная связь может принести пользу. Те, кто ставит перед собой личные цели, могут использовать эту информацию для выявления и решения проблем и, возможно, сами стремятся ее получить. В частности, С. Ашфорд и Л. Каммингс в журнале «Организационное поведение и работоспособность человека» (Organizational Behavior and Human Performance) высказали следующую мысль: «стремление получить обратную связь может повысить качество работы, содействуя достижению целей, помогая расставить приоритеты для множества задач и предлагая информацию, которая дает возможность человеку оценить свои компетенции». Поэтому, хотя получение подобной информации может в первую очередь породить неприятные чувства, тем, кто сам ставит перед собой цели, оно дает возможность осознать, как важно услышать о своей плохой работе, чтобы избежать повторения этих ошибок. Кроме того, такие люди стремятся получить обратную связь, когда не уверены в качестве своей работы и ищут дополнительную информацию, которая поможет им совершенствоваться. Таким образом, отрицательная оценка может быть важным инструментом в повышении качества работы через информирование получателей об их потенциальных слабых сторонах.

В то время как характеристика получателей обратной связи важна для определения того, как оценка будет воспринята, другим важным фактором является источник обратной связи. Более вероятно, что обратная связь будет принята, если ее источником является человек надежный, заслуживший доверие и достигший согласия с получателем по поводу показателей качества работы. Со своей стороны, руководителям следует оценивать сотрудников только по непосредственно наблюдаемым показателям работы и привлекать других заинтересованных лиц в организации к процессу предоставления обратной связи с помощью «оценки 360 градусов».

Оценка от надежного человека, которому доверяют, выглядит более правильной, если получатель воспринимает источник как эксперта, владеющего необходимыми компетенциями, чтобы верно оценивать результаты работы. В таком случае, даже если есть разногласия между самооценкой получателя и оценкой, данной источником, получатель может увидеть рациональное зерно в этой информации. Осознание получателем необходимости совершенствования позволит ему откорректировать свое поведение соответствующим образом.

Одним из способов повышения воспринимаемой надежности источника обратной связи является создание системы рейтинговой оценки, основанной только на показателях работы, которые можно наблюдать непосредственно. Раньше руководитель был единственным оценивающим качество работы сотрудника, но сегодня все более распространенной становится оценка по методу «360 градусов». Этот метод предполагает получение обратной связи от всего круга людей, с которыми сотрудник ежедневно контактирует. Эта группа может включать непосредственного руководителя, старших по должности сотрудников, подчиненных, коллег, клиентов, поставщиков, а также самого сотрудника (через самооценку). Руководитель должен согласовать список ежедневных контактов со своим подчиненным, чтобы гарантировать, что список полный и дает наилучшую возможность оценить качество работы. Дополнительным преимуществом метода «360 градусов» является возможность сотрудника самому дать оценку другим, что помогает каждому включиться в процесс обратной связи.

Помимо источника обратной связи, есть еще один важный фактор: очевидно, что человек реагирует на оценку положительно, когда они едины в понимании хороших и плохих показателей с оценивающим его человеком. Показатели могут зависеть как от личных факторов (например, способности и/или приложенные усилия), так и от факторов окружающей среды (например, везение и/или удачная ситуация).

В тех случаях, когда получатель обратной связи верит, что плохие результаты работы обусловлены внешними факторами, а источник считает, что они связаны с внутренними факторами, наличествует разногласие. Разногласие повышает вероятность того, что обратная связь не будет воспринята всерьез и, скорее всего, будет проигнорирована и на следующем этапе. Напротив, если оба (источник и получатель) были согласны друг с другом о причинах плохих результатов, получатель с большей вероятностью доверял источнику и был более восприимчив к критике. Поэтому можно сделать вывод о том, что если получатель считает предоставленную ему информацию правдивой и надежной, он с большей вероятностью изменит свое поведение.

Структура обратной связи

В своей книге «Развивая управленческие навыки» (Developing Management Skills) Д.А. Веттен и К.С. Камерон предлагают восемь правил эффективной командной обратной связи, которые могут работать на всех уровнях организации.

Первое правило : фокусироваться на действиях, которые подконтрольны человеку, в противовес фокусированию на менее осязаемых личных качествах. Например, фраза «Вы опоздали на встречу на 15 минут» более эффективна, чем «Вы небрежны в своей работе».

Второе правило : при предоставлении обратной связи опирайтесь на результаты непосредственного наблюдения, не делая поспешных выводов и обобщений.

Третье правило (следует из предыдущего): обратная связь должна быть описательной (с использованием фактов и объективных данных), а не оценочной (использующей слова «правильно/неправильно», «хорошо/плохо»). Детали позволяют получателю сконцентрироваться на конкретных участках работы, а не строить догадки, что именно из всего спектра своих обязанностей нужно улучшать.

Четвертое правило : будьте конкретными. Аналогично деталям, конкретика может помочь в изменении будущего поведения. Конкретизация обратной связи гарантирует ясность передаваемой информации, позволяет получателю понять, чего именно от него ждут, и помогает объединить иногда очень сложные связи между усилиями, поведением и результатом. Установлено, что обратная связь, особенно отрицательная, может быть неверно интерпретирована. Ожидаемое поведение не будет достигнуто без полного понимания обратной связи со стороны получателя. Поэтому конкретизация обратной связи помогает донести информацию о ключевых направлениях совершенствования и сокращает возможность неверной интерпретации получателем причин, действий и результатов.

Пятое правило : обратная связь должна касаться текущих действий, а не прошлого поведения. Прошлое поведение уже не может быть изменено, и концентрация на нем отрицает те улучшения, которые человек, возможно, сделал за истекший промежуток времени.

Шестое правило : возможные пути улучшений должны обсуждаться совместно с получателем, чтобы он был вовлечен в процесс определения изменений.

Седьмое правило : количество информации, предоставляемой на одном этапе оценки, должно определяться потребностями получателя в обратной связи. Слишком большое количество информации вызывает перегрузку, и человек перестает слушать, а слишком маленькое количество вызывает разочарование и неверную интерпретацию.

Восьмое правило : обратная связь должна даваться в подходящее время и в подходящем месте, с глазу на глаз, и предусматривать возможность двусторонней коммуникации.

Как положительная, так и отрицательная обратная связь, при условии некоторого баланса, могут приносить выгоду для дела, в то время как отсутствие обратной связи почти всегда вредно.

Также важен организационный контекст. Компаниям необходимо должным образом разрабатывать и внедрять программы оценки сотрудников, в которых будут задействованы все подразделения. Особенно важна обратная связь и вовлечение в нее всех сотрудников для уменьшения ощущения предвзятости (как для «любимчиков», так и для «впавших в немилость»). Знание о том, что все сотрудники оцениваются, исключает такие мысли, как «Это только я получаю подобные комментарии? Я наказан?» Также это позволяет коллегам больше думать о действиях и их последствиях, своих направлениях развития и идеях, как улучшить процесс, чтобы облегчить свою работу.

Также будет уместно учитывать ожидания всех сторон, вовлеченных в оценку, чтобы они чувствовали себя комфортно и приняли саму идею оценки. Поскольку все части организации работают по-разному, отделу кадров следует разработать инструкции и рекомендации для каждого подразделения. Должно быть понятно, что обратная связь для сотрудников, которые работают в условиях, требующих активного взаимодействия с другими, будет сфокусирована на оценке навыков взаимодействия (soft skills). С другой стороны, группы сотрудников, участвующих в производстве, должны ожидать получения обратной связи, сфокусированной преимущественно на оценке технических навыков (hard skills). Такая дифференциация может помочь в выборе сфер, на которых следует сосредоточиться.

Внутри подразделений сотрудники могут сами решить, как часто следует предоставлять обратную связь. Для определения частоты оценки есть смысл учитывать время рабочего цикла подразделения. Например, отдел по контролю качества может просмотреть показатели за месяц, чтобы определить динамику развития отдельных сотрудников и компании в целом. В таком случае встречи по предоставлению обратной связи могут проводиться ежемесячно. С другой стороны, некоторые инженерные проекты могут длиться несколько месяцев. В таких департаментах обратная связь может предоставляться ежеквартально или даже раз в полгода, в зависимости от легкости сбора необходимой для оценки информации. И постоянно помните о том, что обратная связь должна помогать, и этот процесс должен проходить мягко и не становиться тяжелой ношей для тех, кто в него вовлечен.

Роли начальника и подчиненного в процессе предоставления обратной связи должны быть четко определены. В ходе первой сессии обратной связи начальник может вести протокол для последующих сессий, чтобы заранее создать атмосферу сотрудничества. Первая сессия обратной связи должна помочь снять замешательство тех, кто не привык к оценке или привык к другому стилю предоставления обратной связи, например, сотрудников из других организаций или другой национальной культуры. Вводная встреча также дает руководителю возможность оценить мотивацию к работе сотрудника и установить или откорректировать цели при необходимости. Это дает шанс обеим сторонам обсудить и установить цели для следующей сессии обратной связи. Следует подчеркнуть открытость и честность процесса. Сессии обратной связи наилучшим образом могут быть использованы в качестве возможности для развития вовлеченных в этот процесс сотрудников, а также принести пользу для достижения успеха компании в целом на длительном временном горизонте.

Важно отметить, что обратная связь должна быть получена от надежного доверенного лица, которое открыто подходит к обсуждению причин как хорошей, так и плохой работы. Двусторонняя коммуникация помогает уменьшить непонимание и дает получателю право голоса в вопросах достижения лучших показателей в будущем. Обратная связь должна позволять получателю проанализировать, что должно быть сделано и что можно сделать иначе, вместо того, чтобы фокусироваться на том, что было сделано плохо. Кроме того, обратная связь не должна концентрироваться только на отрицательных проявлениях (что может обескуражить получателя) или только на положительных проявлениях (чтобы получатель «не витал в облаках»).

Вместо этого обратная связь должна затрагивать как сильные стороны, так и сферы возможного развития, чтобы максимизировать результат. Когда обсуждаются направления развития, детализируйте обратную связь, используя примеры, чтобы помочь получателю понять ситуацию и то, как необходимо откорректировать свое поведение. Пока обратная связь остается искренней и предоставляет сбалансированную информацию с достаточной детализацией, она может быть эффективным инструментом для создания положительной рабочей среды, в которой каждый четко понимает свою роль, владеет инструментами постановки целей и продолжает обучаться, что приводит к улучшению качества работы.

К онечно, самым идеальным вариантом является принятие менеджера на должность стажера и оценка его умений в ходе работы, однако, не все компании располагают возможностями для этого, и не все менеджеры согласятся на такое предложение.

П оэтому зачастую единственным способом оценки менеджеров является проведение собеседования.

Я предлагаю Вам несколько вопросов, которые позволят получить более подробную информацию о навыках продаж кандидатов.

1. Какие этапы продаж Вы можете назвать?

Ответы на этот вопрос могут быть разные, но приближены к такому варианту:

  • Составление клиентской базы.
  • Поиск клиента.
  • Приветствие клиента.
  • Выявление потребностей.
  • Презентация продукта.
  • Аргументирование и работа с возражениями.
  • Переговоры о цене.
  • Заключение сделки.
  • Поддержание деловых отношений с клиентом.

2. Решение о покупке/сотруд-ничестве клиент принимает на основании трех факторов: продукт, сервис и личность продавца. На какой из этих факторов Вы имеете влияние? Обоснуйте ответ.

Во-первых, решение о покупке клиент принимает на основании не этих факторов, а того, насколько они удовлетворяют его потребности.

Во-вторых, продавец может оказать влияние на каждый из факторов. Максимально - на то, как клиент будет воспринимать личность продавца (под «продавцом» мы понимаем любого сотрудника, осуществляющего личные продажи, вне зависимости от того, розница это или опт), качество сервиса продавец должен держать под контролем и подключаться к улаживанию сложных ситуаций даже тогда, когда они вызваны действиями других отделов (например, логистики (доставки) или бухгалтерии). Что касается товара, то во многом удовлетворенность клиента продуктом зависит от того, насколько хорошую и правдивую консультацию дал продавец

3. Продайте мне (например, ручку, стул, книгу... какой-то предмет, имеющийся в комнате).

Грамотный продавец не растеряется! Он начнет со стадии установления контакта, поздоровается и представится. Далее продавец должен задавать Вам вопросы, чтобы выявить потребности клиента. Особенно хорошо, если он начинает разговор с вопросов, на которые Вам приходится отвечать «да». Презентацию грамотный продавец должен начать лишь после выявления потребностей.

Если продавец сразу начинает Вам нахваливать товар, не задает никаких вопросов, навязчиво предлагает Вам купить - значит, навыкам продаж его еще придется обучать.

4. Дайте как можно больше решений в данной ситуации: клиент требует такую скидку, которую Вы не можете предоставить.

Хороший продавец должен дать не менее 3-5 вариантов (возможные примеры):

  • А что я могу предложить взамен скидки?
  • Мы можем предложить вам такую скидку при закупке XXX.
  • Мы можем предложить вам дополнительную льготу (услугу, поощрение).
  • Мы можем предложить вам скидку несколько меньше, но в наиболее удобной для вас форме
  • Мы можем предоставить вам такую скидку при отгрузке по предоплате.
  • Вы знаете, я с удовольствием предоставил бы Вам такую скидку, но в компании существуют определенные правила, которые я обязан соблюдать.
  • Вы знаете, это было бы нечестно по отношению к нашим остальным партнерам, потому что все работают по единой схеме (XXX), я уверен, что вы не хотели бы, чтобы мы портили репутацию нашей компании как бизнес-партнера. И т.д.

5. Как Вы определите при первой встрече, перспективен ли клиент?

Грамотный продавец на данный вопрос не должен давать однозначных ответов.

Он должен оговориться, что оценить это невозможно, по первому впечатлению можно ошибиться.

А вот предположить можно на основе:

  • Прямых высказываний клиента.
  • Реакции клиента на цены.
  • Внешний вид клиента и компании.
  • Предварительно собранной информации.

6. Как Вы будете действовать в ситуации, когда клиент предъявляет претензию по срокам поставок (они реально были нарушены), но Вы за эти сроки ответственности не несете?

Грамотный продавец должен высказать вариант, при котором он несет ответственность за удовлетворенность с клиентом, и не будет обманывать и отказываться от обязанностей.

Общая схема действий:

  • Беру на себя координацию ситуации, говорю клиенту о том, что мне очень жаль, что сложилась такая ситуация, и что я прямо сейчас постараюсь в ней разобраться и уладить ее по возможности. Оговариваю общие временные рамки и алгоритм дальнейших переговоров и взаимодействия.
  • Уточняю ситуацию с сотрудником, который занимается поставками, стараюсь получить максимально приемлемые решения, исходя из сочетания интересов клиента и интересов компании. Оговариваю с коллегой координацию ситуации.
  • Связываюсь с клиентом, говорю о том, что уже сделано и будет сделано для решения вопроса в его интересах.
  • Оговариваю с клиентом, что мы сделаем в дальнейшем, чтобы избежать подобных ситуаций.
  • Оговариваю с коллегами, как избежать подобных ситуаций на будущее

7. Каким образом Вы можете получить обратную связь от клиента? Какой путь самый достоверный?

Вопросы самого клиента. Предложения клиента по дальнейшему сотрудничеству, условиям, ценам, скидкам и т.п. Наиболее достоверным является сочетание нескольких способов анализа. Невербальное поведение более сложно скрыть, поэтому оно также чаще выдает человека, однако и оценивать его гораздо сложнее

8. Сколько визитов в день Вы можете делать? Сколько звонков в день Вы можете осуществить?

При этом, кандидат должен хотя бы ориентировочно посчитать необходимое количество.

Если Ваши менеджеры работают в офисе на телефоне, то максимально возможное количество результативных звонков (при которых телефонный разговор состоится хотя бы длительностью 1 минута, хоть и с отрицательным результатом) составляет 60 звонков. Если менеджер говорит о 10 звонках - он лентяй, если о 100 и более - он либо не работал менеджером, либо обманывает, чтобы повысить свой рейтинг.

9. Какие данные Вы заводите в базу данных?

Здесь важно понять, знает или нет кандидат о базах данных и их необходимости, понять, говорит он правду или лишь теорию.

Грамотный менеджер должен вводить в базу: наименование компании, контактную информацию, адрес сайта, ФИО ответственного лица, даты переговоров, результаты переговоров, результаты сделок (суммы).

Если кандидат очень «красиво» рассказывает о своем прошлом опыте, попросите его рассказать конкретно, на примере. Например, что бы Вы занесли в базу данных о наших переговорах.

10. Каковы ожидания клиента от нашего товара, по Вашему мнению?

Правильно будет отметить, что ожидания зависят от особенностей целевой группы, на которую мы ориентированы, и на выявление потребностей этой группы. Ответ без исследования можно давать только на уровне предположения.

Хорошо, если кандидат начинает размышлять и высказывать варианты ожиданий разных целевых групп.

Однозначные ответы свидетельствуют о низкой квалификации менеджера.

11. Составляете ли Вы планы на свой рабочий день? В каком виде? Какую методику используете?

Менеджер должен составлять план, в котором записывать, что должен сделать и когда, расставлять в порядке приоритетности. Методика и вид планирования значения не имеют, главное, по ответам на этот вопрос понять, правду говорит или обманывает.

12. Что важнее при продаже: говорить или слушать?

На этот вопрос также нельзя дать конкретный ответ. Все зависит от этапа продажи. Например, на этапе выявления потребностей важнее слушать, используя прием «активного слушания», на этапе презентации - важнее говорить. При работе с возражениями - в раной степени важно выслушивать, а после этого убедительно высказывать аргументы.

13. В чем ключевая разница продажи дистрибьютору (посреднику) и конечному потребителю?

Основное различие в мотивации: для конечного потребителя важны характеристики и выгоды продукта как такового (т. е. что этот продукт даст ему лично), для посредника важна ликвидность продукта, его «продаваемость», поддержка производителя, относительная простота продвижения и стабильность товара и партнера на рынке

14. Клиент говорит: «Это дорого». Почему он это говорит? Назовите как можно больше вариантов

Определяются: Креативность, умение видеть различные версии, понимание специфики бизнеса.

Можно выделить несколько основных моментов. Для конечного потребителя:

Нет денег.

  • Есть деньги, но планировал потратить другую сумму.
  • Дорого по сравнению с ценой конкурента.
  • Дорого по сравнению с другим товаром.
  • А стоит ли это того? (убедите меня)
  • Торг: «Хочу скидку».
  • А что еще включено в цену? Для посредника:
  • Слишком много надо вложить.
  • Нет оборотных средств.
  • А будет ли давать соответственную прибыль?
  • А будет ли продаваться за такие деньги? (слишком дорого для конечного потребителя)
  • Слишком много усилий на продвижение дорогого продукта? Стоит ли того? Торг.

15. Ваш клиент вызывает у Вас ярко выраженные отрицательные чувства. Хоть Вы и пытаетесь скрыть их, клиент все равно чувствует, что что-то не так. Что Вы предпримете?

Хороший менеджер должен уметь контролировать свои эмоции. Если человек оптимист и позитивен, он скажет, что у него никто не вызывает настолько негативных чувств.

Если же все же так произошло, то он будет себя контролировать и, в крайнем случае, передаст клиента другому менеджеру.

16. Каждый менеджер по продажам должен хорошо разбираться в людях. Охарактеризуйте меня как клиента (подробно и конкретно: как я буду принимать решения, что будет подходящим стилем общения и т.д.)

Такой вопрос задается ближе к концу интервью. Проверяет стрессоустойчивостъ и умение быстро составлять правильное первое впечатление о клиенте (по сути, ситуация интервью очень похожа на ситуацию значимых переговоров). Оценивается наблюдательность кандидата и умение выделять конкретные особенности именно того человека, который находится перед ним, а не отделываться общими словами.