Сообщение о самолете ил 2. Посадка на пашню без выпуска шасси

ОКБ Ильюшина

Ил-2 тип 3 (2-х местный, крыло со "стрелкой") из 281 ШАД, 14-й ВА.

К концу 1942 года моторостроители создали форсированный двигатель АМ-38ф, который развивал взлетную мощность в 1720 л.с. С января 1943 года эти моторы стали устанавливаться на серийных двухместных Ил-2. Увеличенная мощность нового АМ-38ф позволила восстановить нормальную бомбонагрузку двухместного штурмовика до 400 кг, а так же приблизить его летные данные к уровню одноместного самолета. Для улучшения характеристик устойчивости крылу штурмовика придали небольшую стреловидность (так называемое крыло "со стрелкой"). К концу 1941 года из-за нехватки алюминия часть конструкции (заднюю часть фюзеляжа и консоли крыла) заменили на деревянные, что утяжеляло конструкции и снижало летные данные и живучесть самолета в бою. Положение изменилось только в 1944 году.

В ходе серийного производства в конструкцию Ил-2 вносились различные улучшения. Например: были установлены дополнительные 4 - 6-мм бронеплиты сверху заднего бензобака, над мотором и головой летчика. Подкосы основных стоек шасси - усилены. Так же была дополнительно усилена хвостовая деревянная часть самолета. Объем заднего бензобака увеличили. На воздухозаборник двигателя установили противопыльный фильтр. На самолет также поставили новое оборудование: дополнительный электробомбосбрасыватель, систему заполнения бензобаков инертным газом, более удобный визирный прицел ВВ-1, радиополукомпас РПК-10 (не на всех самолетах). С мая 1943 года на самолет стали устанавливать фибровые протектированные бензобаки. Они лучше обеспечивали герметичность при простреле их пулями, а кроме того были легче на 55 кг. К сожалению кабина стрелка устанавливалась вне бронированного корпуса, бронированный корпус, полностью защищающий стрелка и "ремонтный комплект" для дооборудования штурмовика в полевых условиях выпустили только весной 1944 года, а самолет запустили в серию лишь весной 1945 года. Таким образом в 1944 году на фронтах появились только "доработанные" в полевых условиях штурмовики с улучшенным бронированием.

Недостаточные летные данные самолета и бронирование удалось преодолеть только с установкой более мощного 2000 сильного мотора АМ-42, с его установкой и появился новый штурмовик Ил-10, но к сожалению он появился слишком поздно - только в 1944 году.

Вооружение . Разнообразный состав вооружения (два пулемета калибра 7,62 мм, две пушки калибра 20 или 23 мм, восемь реактивных снарядов калибра 82 или 132 мм и 400-600 кг бомб) обеспечивал поражение самых различных целей: пехоты, колонн войск, бронемашин, танков, артиллерийских и зенитных батарей, средств коммуникации и связи, складов, железнодорожных составов и т.д.

Первоначально на самолете планировалось установить четыре пулемета ШКАС в крыле для стрельбы вперед с боезапасом по 500 патронов на каждый ствол, один пулемет ШКАС на турели для стрельбы назад с боезапасом 500 патронов.

Испытывались варианты установки пушек ШВАК и МП-6. Приказом Шахурина № 462 от 21.05.41г. пушка МП-6 была снята с производства и с ноября 41-го Ил-2 выпускались только с пушками ВЯ-23 с боезапасом 150 снарядов на ствол.

На всех серийных Ил-2 были сохранены два пулемета ШКАС калибра 7,62-мм с суммарным запасом 1500 патронов.

Постоянное повышение боеспособности Ил-2 в значительной степени обусловливалось непрерывным совершенствованием его вооружения. В 1943 г. на Ил-2 стали устанавливать под крылом две пушки НС-37 калибра 37 мм , используемых против бронетехники врага, хотя широко разрекламированное поражение танков от артогня авиации вряд ли было таковым. Поражение тяжелых танков из авиационных пушек могло происходить только при прямом вертикальном попадании в крышку танка, и фактически потери танков от артогня авиации за войну составляли 4-5%, хотя в отдельных операциях потери достигали 10-15%. Дело еще и в том, что пушки калибра 37-мм имеют большую отдачу. Установленные на крыле, на значительном расстоянии от продольной оси самолета, они при стрельбе начинают разворачивать самолет. В результате при стрельбе получается сильное рассеивание снарядов 37-мм пушек, и прицельный огонь по таким малоразмерным объектам, как танки, весьма затрудняется. Так, например, во время испытаний Ил-2 с пушками НС-37, проведенных в НИИ ВВС в 1943 году, выяснилось, что поражение среднего танка противника снарядом 37-мм пушки в принципе возможно - подкалиберным снарядом пробивалась броня до 110 мм, - но из всего боекомплекта в 120 снарядов (по 60 на каждую пушку) только 3% или 4 снаряда достигали цели.

Использование кумулятивных бомб существенно повысило эффективность Ил-2 в борьбе с танками и другой бронетехникой. При сбросе таких бомб одним штурмовиком с высоты 75-100 м уничтожались практически все в полосе 15х75 м. Большую роль в увеличении огневой мощи штурмовика при атаке наземных целей сыграли новые реактивные снаряды М-8 и М-13 класса "воздух-земля", принятые на вооружение в 1942 г.

В силу исключительно большой роли, которую сыграл Ил-2 в борьбе с войсками вермахта, он стал одним из самых знаменитых самолетов Второй мировой войны. "Самолет-солдат" - так называли его фронтовики.

Характристики штурмовиков
Су-2 Ил-2 Ил-2 Ил-10
Год выпуска 1941 1942 1943 1944
Экипаж, чел 2 2 2 2
Размеры
Размах крыла, м 14.3 14.6 14.6 13.4
Длина самолета, м 10.25 11.6 11.6 11.12
Площадь крыла, м 2 20.0 38.5 38.5 30.0
Мотор
Тип М-88 АМ-38 АМ-38Ф АМ-42
Мощность, л.с. 1100 1600 1750 2000
Массы и нагрузки, кг
Нормальная взлетная 4345 5670 6180 6300
Максимальная взлетная 4555 5870 6380 6500
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 375 391 403 507
Максимальная скорость км/ч 467 416 414 551
на высоте, м 6600 2350 1000 2800
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой, км 1190 740 685 800
Вооружение
нормальная 400 400 400 400
максимальная 600 600 600 600
Вооружение, число пулеметы 5-6 2 3 3
пушки - 2 2 2
Реактивные снаряды 8-10 8 4 4
Авиационные гранаты - - - 10

Штурмовик «Ил-2» - советский легендарный бронированный штурмовик, самый массовый в мире (36 тысяч экземпляров, 30% всех боевых самолетов СССР в 1941-1945).

«…самолёты Ил-2 нужны нашей красной армии теперь зпт как воздух зпт как хлеб…». Фрагмент телеграммы Сталина на завод-производитель Илов

Прозвища:

  • рабочее название: БШ-2 (бронированный штурмовик);
  • индекс НАТО: «Bark» («Лай»);
  • конструкторы: «летающий танк»;
  • советские пилоты: «горбатый» (из-за приподнятой для лучшего обзора кабины), «самолёт-солдат», «Илюша»;
  • немецкие пилоты: «бетонный самолёт» (Betonflugzeug), «Железный Густав» (Eiserner Gustav);
  • немецкие солдаты: «чума», «чёрная смерть» (Schwarzer Tod).

Участвовал:

  • в Великой Отечественной войне (на всей территории фронта);
  • в Советско-Японской войне.

Не используется уже более 50 лет (последнее - в 1954 Болгарией и Югославией).

Разработчик: «КБ Ильюшина» (оно же ОКБ-240 - Опытное конструкторское бюро № 240, г. Москва, в то время носило имя партийного руководителя Вячеслава Рудольфовича Менжинского), главный конструктор Ил-2 Сергей Владимирович Ильюшин.


Авиазаводы-производители:

  • № 1 и № 18 в Куйбышеве (последний эвакуирован из Воронежа);
  • № 30 в Москве;
  • № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.

История штурмовика Ил-2

История самолета Ил-2 писалась в тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Фото Дата Событие

1938 Предложение С.В.Ильюшина правительству о производстве уже спроектированного двухместного бронированного штурмовика

1939 Опытный самолет ЦКБ-55 в двухместном варианте. Экипаж: летчик и стрелок-радист сзади (радиосвязью и пулемётной установкой для отстрела «хвостов»). Для стрельбы вперёд — другое пулеметное вооружение.

Бомбовое вооружение штурмовика Ил-2 – 6 ФАБ (перегрузочный вариант, так называемый «сталинский наряд»)

2 октября 1939 Первый полёт прототипа ЦКБ-55 (он же БШ-2). Лётчик-испытатель
В. К. Коккинаки

1940 Ил-2 прошёл государственные испытания и запущен в серию в одноместном варианте и с усиленным вооружением. Причина: скорость, скороподъёмность и дальность малы. Без второй кабины лучше аэродинамика и выше скорость и высота. По факту: беззащитен против истребителей, большие потери

В 40 о мороза, по 12 часов кряду женщины и дети (мужчин-рабочих было всего 8%) производили Ил-2 на Воронежском авиазаводе. Количество в то время было важнее качества.

февраль 1941 Серийное производство (Воронеж, завод №18). Приказ А. И. Шахурина
№ 739 от 14.12.1940

Ноябрь 1941 Серийное производство в Куйбышеве (ныне — Самара). Воронежский завод №18 эвакуирован в Куйбышев

Начало 1942 Возврат к двухместному Ил-2. С.В.Ильюшин — 3 дня на размышление, затем чертеж: восстановить кабину стрелка и пулемет в задней полусфере.
Вариант одобрен и до проверки в полете подписан к серийному производству

1 марта Первый изменённый образец штурмовика Ил-2
10 марта Второй изменённый образец. Дальше - всегда двухместные

1942-1945 Серийно производился на авиационных заводах № 1 и № 18 в Куйбышеве (26 888 шт), № 30 в Москве, № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле (до 1943)

1942 Чертежи броне-корпуса, закрывающего борт-стрелка. Крылья стреловидной формы, центроплан сдвинут назад, в итоге броне-корпус, защищающий обоих членов экипажа, получила лишь позднейшая модификация самолёта

1944 Выпуск Ил-10 — модификации Ил-2, где бронекорпусом закрыты обе кабины

1945 Производство закончено. Всего 36 183 экземпляра

Во время освобождения территории СССР от немецко-фашистских захватчиков штурмовики наносили противнику сокрушительный урон. История Ил-2 свидетельствует о сотнях легендарных побед на фронтах.

Конструктор штурмовика Ил-2

Нетривиальна биография создателя новой школы самолётостроения. Младший из одиннадцати крестьянских детей (деревня Дилялево, Вологда), Серёжа Ильюшин читать научился в 6 лет, практикуясь по Библии (точнее, по «Новому завету») и литературно-политическому журналу «Вестник Европы».

Работать пошёл после 3-его класса: чернорабочим, землекопом, возчиком молока, чистильщиком канав, смазчиком на железной дороге… Лётное дело освоил в армии, затем поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота.

После института стал председателем самолётной секции Научно-технического комитета ВВС, конструктивно изучил все лучшие самолёты того времени. С 1935 - главный конструктор, с 1956-го по 1970-й годы - генеральный конструктор. Создал свою школу в самолётостроении.


34 награды:

  • 3 раза - Герой Социалистического Труда;
  • 9 раз - лауреат премий за создание и улучшение самолётов (7 Сталинских, Ленинская и Государственная премия СССР);
  • 8 орденов Ленина;
  • прочих орденов (Суворова, Красного знамени и пр.);
  • 14 медалей (в т.ч 1 золотая авиационная и 8 юбилейных).

Ценность его демонстрирует и следующий эпизод. Когда опытный (20 лет стажа!) пилот Ильюшин чуть не разбился на служебном УТ-2, главным конструкторам вообще запретили водить самолёты.

В коллекции выпущенных Ильюшиным самолётов 8 серийных:

  • штурмовики Ил-2, Ил-10;
  • бомбардировщики Ил-4, Ил-28;
  • противолодочный Ил-38;
  • пассажирские Ил-12 (законодатель мод с носовым колесом), Ил-14 (которому лётчики целовали крылья - настолько был хорош), Ил-18 (первый советский лайнер, закупаемый другими странами), Ил-62 (первый реактивный межконтинентальный лайнер СССР);
  • множество опытных, модифицированных (вроде Ил-20 и Ил-20М) и экспериментальных.

Президентский Ил-96-300ПУ (ПУ = пункт управления, а не то, что вы подумали)

Тактико-технические характеристики Ил-2 (ТТХ)

Несмотря на обилие модификаций штурмовика, габариты самолёта оставались неизменными:

Остальные технические характеристики Ил-2 варьировались в зависимости от количества кабин, двигателя и предназначения (против каких целей):

Параметр Значение
Экипаж 1-2
Двигатели АМ-38, АМ-38Ф (жидкостного охлаждения V-образный 12-цилиндровый), М-82 (воздушного охлаждения)
Мощность 1665-1760 л. с.
Максимальная скорость 370-433 км/ч
Дальность 638-765 км
Высота 5,5-7,8 км
Длина ВПП 335-450 м
Масса 3990-4360 кг
Максимальная масса 5310-6160 кг
Масса брони Около 1 т
Бомбовое вооружение 100-600 кг
Ракетное вооружение 0, 4 или 8

Конструкция штурмовика


История бронировки прототипов и опытных моделей Ил-2 (собственно броня - красным)

Броня как часть конструкции

Главная находка С.В. Ильюшина - это броня (4-12 мм в разных местах) как силовая конструкция планера. Штурмовик мог выдержать попадание 20-мм пушечного снаряда. Бронированными были самые важные части:

  • каркас (клёпаный);
  • обшивка носовой части;
  • средняя часть фюзеляжа;
  • кабина пилота (в поздних версиях - и кабина стрелка);
  • двигатель;
  • радиаторы;
  • топливные баки.

Технологическим открытием был уже сам обтекаемый бронекорпус из листов переменной толщины (а местами, например у двигателя, и двойной кривизны)

Цифры со стрелками обозначают толщину выделенных чёрным внешних перегородок.

Укреплены были и другие части:

  • фонарь кабины - из 6-мм бронестекла;
  • прозрачный козырёк кабины - 64 мм в толщину (держал выстрел в упор бронебойной пули 7,62 мм);
  • шасси - повышенной прочности.

Модифицированный фонарь Ил-2 защищал пилота от осколков, но иногда заклинивал, отчего пилот не мог своевременно выбраться из кабины (выбить бронестекло тоже было невозможно)

Спасибо за кабину второго пилота

Крылья долгое время оставались деревянными, а хвостовая часть фюзеляжа - дюралевой или даже (в целях экономии) из многослойной фанеры, поэтому стрелок выживал в семь раз реже, чем пилот. Стрелка защищали только:

  • 6-мм лист брони со стороны хвоста;
  • 6-мм броне-спинка;
  • и находчиво подложенная под сиденье чугунная сковорода или лист железа.

За 10 вылетов на Ил-2 давали Героя Советского Союза.

Сиденья как такового в первых моделях не было - только подвесная брезентовая лямка. И всё же двухместный Ил-2 был более живучим, так как мог отстреливаться от истребителей. В одноместных моделях механики сами выпиливали в фюзеляже отверстие для стрелка - и сами же и садились за кое-как установленный пулемёт.

Только в 1944 двухместный Ил-2 достиг нужного уровня центровки, перестал отставать в скорости от одноместных моделей и обзавёлся бронированной кабиной для борт-стрелка.


Деревянная «кабина смерти» борт-стрелка оставляла ему в 7 раз меньше шансов выжить, чем закованному в железную броню пилоту

Защитили двигатель с воздушным охлаждением

Охлаждение мотора и защита уязвимого радиатора нашли элегантное решение - воздушный туннель в бронекорпусе:

  • забор воздуха - сверху;
  • выход воздуха - внизу, под днищем;
  • радиатор - поперёк туннеля.

Двухместный Ил-2 хоть и лишился доп. топливного бака, но стал возвращаться на землю целым куда чаще

Вооружение


Максимальная грузоподъёмность Ил-2 - 800 кг

Вооружение менялось ежегодно - создавались новые образцы, модифицировались старые, менялись цели (танки, укрепления, живая сила и пр.). Базовый набор обычно состоял из следующих орудий.

Две крыльевые пушки:


Крыльевые пушки Ил-2, вид снизу
Крыльевые пушки Ил-2 выдавали чуть больше 4 кг свинца в секунду

Варианты крыльевых пушек и их характеристики:

ШВАК (Шпитального-Владимирова Авиационный Крупнокалиберный) ВЯ (Волков-Ярцев) НС-37 (Нудельман-Суранов)
На каких самолётах ставился В прототипах В серийных самолётах В противотанковом варианте
Описание Пулемёт с заменённым стволом, самое массовое авиационное пушечное оружие Великой Отечественной войны Специально для ИЛ-2 на замену Ш-37 (Шпитального)
Назначение Легко- и среднебронированные цели, пулемётные точки, живая сила врага Защищённые наземные цели, пехота и легкая техника Наземные (бронированные и нет) и воздушные цели (особенно бомбардировщики).
Калибр 20 мм (20×99 R) 23 мм 37 мм (37х198)
Снаряды Бронебойно-зажигательные, осколочно-зажигательные, 150 штук в ленте Бронебойно-зажигательные, осколочно-зажигательные, осколочно-зажигательно-трассирующие, 150 штук в ленте Осколочно-фугасный, бронебойный трассирующий, 32 штуки в ленте
Бронеприбитие до 25 мм До 40 мм до 45 мм
Масса 40 кг 66 кг 140 кг
Скорострельность 800 в минуту 600 в минуту 250 в минуту
Длина 1,7-2,1 м 2,15 м 2,3 м
Количество 101 тысяча около 65 тысяч Около 9 тысяч

Стрельба - электромеханический спусковой механизм.

Два крыльевых ленточных пулемёта ШКАС (Шпитального-Комарицкого авиационный скорострельный)


Стрельба - электрический спусковой механизм.

Пулемёт УБТ (универсальный Берёзина турельный) для обороны пилота


Пулемёт УБТ бессменно прослужил на Ил-2 до самого окончания войны

Иногда для обороны задней полусферы использовали авиагранаты на парашютах, которые прилетали аккурат в нос немецким истребителям-преследователям.

Подвесное вооружение (до 800 кг).


ПТАБ (на сленге лётчиков - «капуста») навешивали на самолёт почти 30 минут

Варианты подвесного вооружения на Ил-2:

  • АОБ - авиационные осколочные бомбы;
  • ОФАБ - осколочно-фугасные;
  • ФАБ - фугасные;
  • ПТАБ - противотанковые бронебойные (с 1943 - на 2,5 кг массы 1,5 кг кумулятивного заряда);
  • фосфорные (сбрасывать с 25 м, выше - испарится, ниже - расплескается и повредит самолету; подвешивались под крыльями);
  • зажигательные (A3 с керосиновой смесью (КС), в 1 кассете 30 круглых бомбочек, тоже крайне опасные для экипажа и самолёта).

Бомбы четырех калибров: 2,5, 50, 100, 250 кг. Наиболее часто - 100 кг




Сброс бомб:

  • электромеханическим бомбосбрасывателем (ЭСБР-3П),
  • аварийный (АСС),
  • сериями,
  • поодиночке.

Низкая эффективность: на 780 вылетов - 30 танков, 16 орудий и 60 автомашин

Три вида реактивных снарядов:

  • PC (реактивный снаряд);
  • ФОРС (фугасно-осколочный PC);
  • РБС (реактивный бронебойный снаряд).

Фото, как самолеты Ил-2 штурмуют позиции врага
РС-82, РБС-82 РС-132, РБС-132 М-8 М-13
Вместимость в самолёт 4 или 8
Калибр 82 мм 132 мм 82 мм 132 мм
Масса 7-15 кг 23 кг 8 кг 42 кг
Дальность 6 км 7 км 5,5 км 8,5 км
Радиус поражения 6-7 м 9-10 м 3-4 м 8-10 м
Бронепробитие 50 мм 75 мм
Неуправляемые, для воздушных и наземных целей, реактивный двигатель на бездымном порохе

Ракеты - орудие неточное (не было нужных прицелов), а до 1944 г. (до бронебойных) не помогали против танков врага - не пробивали.


Огромный прицел ПБП-1б (Пикирующий бомбардировочный прицел) заслонял обзор, травмировал пилотов, был дорогим и сложнопроизводимым. Новый прицел ВВ-1 (визир Васильева) победил в конкурсе в 1942 и был сразу принят на вооружение.

Модификации Ил-2

Картинка Модификация Принципиальные отличия

Ил-2 (одноместный) Одна кабина — только пилот, иногда — с муляжом задней пушки для отпугивания немцев.

Крыло и хвост -деревянные, бензобак — металлический.

Двигатель — АМ-38 (1685 л.с.)

Ил-2 (двухместный) Дополнительная кабина стрелка, фонарь, полутурельная установка с пулемётами ШКАС или УБТ

Ил-2 АМ-38Ф двухместный, с 31 июля 1942 Форсированный двигатель АМ-38ф (с 1943 на всех Ил-2): увеличенная взлётная мощность: 1760 л. с..

Низкооктановый бензин (дешевле).

Амортизационные пружины и контрбалансир в системе управления рулём


Ил-2 КСС получил новое крыло с 15 о стреловидностью, что улучшило баланс и восстановило центровку 28%

Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой») Мощность: 1720 л. с.

Фибровые бензобаки с составом-протектором, который загустевал на открытом воздухе и сам затягивал некрупные пробоины.

Металлическое крыло стрельчатой конструкции — центровка как у одноместного Ил-2 (28%).

Угол стреловидности — 15°.

Серийный выпуск — с конца 1943


Запасной Ил-2 М-82 с новым двигателем водного охлаждения

Ил-2 М-82

(некоторые время носил имя ИЛ-4).

Ил-2 М-82ИР (одноместный).

Опытные, на случай недостатка двигателей АМ-38Ф. Не пригодились

Небронированный двигатель воздушного охлаждения М-82; Мощность: 1675 л. с..

Бензобак: 724 л; бронированная кабина стрелка с пулемётом УБТ.

Новый винт с коническим коком.

Бронированный фонарь; скорость: 365 км/ч


Ил-2 ШФК-37,

9 опытных экземпляров для сражений под Сталинградом

Двигатель АМ-38, две 37-мм авиапушки ШФК-37 (Шпитального фюзеляжно-крыльевые)

Ил-2 НС-37 (противотанковый вариант) Двухместный, двигатель АМ-38Ф, две 37-мм пушки 11П-37 по 50 снарядов, без реактивных.

Ил-2 НС-45,

Опытный — низкая эффективность и большая отдача пушек

Две крыльевые пушки НС-45 (45 мм)
Ил-2Т (1944) Ил-2 без пушек ВЯ-23. Только 3 пулемёта: 2 крыльевых и 1 у заднего стрелка + малая торпеда 45-36АНю

Ил-2И (истребитель бомбардировщиков).

Опытный, одноместный, по спецзаказу, для подавления ПВО

Двигатель АМ-38Ф; масса ниже на 760 кг за счёт убранного вооружения (пулемётов, авиабомб и снарядов); крыло усилено; скорость: 415 км/ч

Ил-2КР (корректировщик стрельбы для артиллерии).

Малыми сериями по спецзаказу + переоборудовались самостоятельно из Ил-2

Внешнее отличие — радиоантенна на козырьке фонаря; в кабине за бронеспинкой — рация.

В хвосте — фотоаппарат, фюзеляжный бензобак уменьшен


Ил-1 (одноместный),

Спецзаказ, опытный

Очень маневренный, для малых и средних высот; двигатель: АМ-42.

Цельнометаллическое крыло меньшей площади; шасси целиком прячутся в центроплан.

Скорость: 580 км/ч


Ил-8 — серьёзная четырёхвинтовая модификация Ил-2.

Ил-8,

2 опытных образца

1 тонна бомб + 8 реактивных снарядов.

Двигатель АМ-42.

Мощность: 2000 л.с.

Цельнобронированная кабина на 2 человек.

Скорость: 470 км\ч

Ил-8-2,

1 опытный образец

Двигатель: АМ-43 (форсированный АМ-42).

Новый четырёхлопастный винт.

Новые бронекорпус, система охлаждения двигателя, турель.

Пулемёт УБ, пушка НС-23.

1 т бомб в бомбоотсеках +1 т на подвеске.


Ил-10, Двухместный цельнометаллический, кабина стрелка бронирована.

Увеличена толщина брони капота двигателя снизу и с боков до 8 мм вместо 4 мм на Ил-2. Увеличен и калибр оборонительного вооружения - с 12,7 мм до 20 мм.

Площадь крыла: 30 м 2

Двигатель: АМ-42.

Скорость: 507 км\ч.

Помимо прочего, было несколько опытных образцов с разным вооружением (блистерным пулемётом, экранированной турелью и пр.), двигателем АШ-82, а также упрощённая учебная модель Ил-2 У.


Ил-2 с двигателем воздушного охлаждения АШ-82 (первым в серии с инжекторной подачей топлива)

Боевое применение

Способ атаки Дополнительные детали Результативность
Поочерёдные атаки на фронтовые линии Малоэффективно, так как передовые отряды всегда готовы к нападению: от первого захода успешно прятались, на втором уже даже давали отпор
Ночные Быстро отказались: пламя взрывов ослепляло пилотов + посадка крайне сложная
Сброс бомб на пологом пикировании 400-1000 м, 10 о Эффективно — по колоннам на марше или переправах, артиллерии и скоплению машин По танкам сложно как целиться, так и оценивать урон (обычно его переоценивали)
Сброс бомб с бреющего полёта 15-50 м
Воздушный бой После сброса боезапаса Ил-2 становился очень манёвренным Высокая; скорости хватало даже против транспортных «Ju-52», а броня защищала от бортовых пулемётов
«Обуть лапти» Выпустить шасси и, пользуясь внешним сходством, пристроиться к группе «лаптёжников» — бомбардировщиков «Ju 87» Популярный и вполне рабочий способ
Топмачтовое «прыгающее» бомбометание ВВС Северного, Балтийского и Черноморского флотов; бомбы сбрасываются с 20-40 м за 0,6-1 км от цели и «блинчиком» доскакивают по водной глади до корабля Практически беспроигрышный способ потопления кораблей, при котором и самолёт остаётся цел, так как на таком расстоянии с корабля его подстрелить не могли
«Все разом» Мода 1944 –- неожиданное появление и сброс сразу всех бомб и РС + огонь из пушек и пулемётов Очень высокая эффективность

В качестве транспортника Ил-2 мог перевозить ещё 4 человека - в гондолах шасси! Вместо бомб иногда подвешивали контейнеры с припасами, лекарствами, патронами - гуманитарный груз для передовой. И хотя сбрасывали их с малой высоты, они часто разбивались.


«…Ил-2 был устойчив к повреждениям, но утюг. Горку на нём не сделать, тысячу метров с бомбами набираешь минут десять…» Из отзыва ветерана Н.И.Пургина

Сравнение эффективности урона от крыльевых пушек:


Потери за войну:

  • 23 тысячи самолётов;
  • 7,8 тысяч лётчиков из 356 авиаполков.

Боевые повреждения: каждый второй вылет (возвращались даже с 500+ пробоинами в крыле и фюзеляже). Выживаемость: 1 невосстановимая потеря на 53 вылета.

Выживаемость штурмовиков ниже прочих самолётов:

  • использовались на малых высотах и собирали на себя огонь из всех вражеских орудий;
  • неверная тактика применения (пикировка по очереди, по передней линии обороны, всегда готовой к нападению) - результативность 1% вместо ожидаемых 5%.

Реконструированный вид реального Ил-2 В. И. Мыхлика (1944, Ленинградский фронт)

Достоинства и недостатки

Ил-2 показал себя надёжным боевым товарищем:

  • Живучий - чинился в полевых условиях;
  • Броня защищала от пуль истребителей, даже бронебойные (о пулемётах и говорить нечего);
  • Броня сохраняла экипаж (хоть и сильно побитым, но живым) при аварийной посадке;
  • Броня - не добавочный вес, а элемент конструкции;
  • Мощный двигатель (даже первый АМ-38 выдавал 1665 лошадиных сил («Як-1» в то же время летал всего на 1100 л. с.), а последующие давали 2000 л.с.);
  • Хорошая скорость для своего класса (тяжелобронированных штурмовиков) - 450 км/ч (у аналогов было всего 300 км\ч). Чаще всего успевал уничтожить наземную технику до того, как она отвечала огнём или успевала сделать достаточно отверстий;
  • Обилие разного вооружения вплоть до фосфорных кумулятивных снарядов позволяло бороться с различными целями - воздушными, морскими, наземными, бронированными и небронированными.

Ил-2 возвращался домой и без куска крыла…

…и даже без куска хвоста Ил-2 доносил пилотов на аэродром.

Были и минусы:

  • зенитные снаряды броня почти не выдерживала;
  • не мог долго удирать от вражеских истребителей;
  • был неповоротливым и неустойчивым при полной загрузке;
  • деревянный хвост и крылья легко отстреливались;
  • небронированное место стрелка;
  • низкое качество изготовления в первые годы - механикам приходилось дорабатывать на месте;
  • очень низкая квалификация пилотов - не успевали обучить;
  • плохо проработанная тактика в первые годы - не успевали накопить опыт;
  • низкая эффективность авиабомб - не сразу появились хорошие прицелы, сбрасывать точно во время пикирования было трудно, как и оценить ущерб.

При всех недостатках это было лучшее - и для тех времён самое инновационное - воздушное орудие, которое действительно спасло страну и приблизило Победу.

Ил-2 и по сей день не забыт - он фигурирует во многих военных играх («Ил-2: Крылатые хищники», «Ил-2: Битва за Сталинград» (БЗС), «WarThunder» и др.), а памятники ему стоят в 5 городах России. Восстановленная версия принимала участие в автосалоне «МАКС-2017» (другая находится во владении иностранного покупателя).

Видео о Ил 2

Учебный получасовой фильм 1943 года для лётчиков об эксплуатации Ил-2

Документальный фильм о штурмовике Ил-2 из цикла «Секретный полигон»

Документальный фильм о штурмовике Ил-2 из цикла «Легендарные самолёты»

Документальный фильм о штурмовике Ил-2 из цикла «Оружие победы»

Боевое применение Ил-2

Полёты вернувшихся к жизни «Ил-2»

Самолёты Сергея Ильюшина составляли более 30% всех боевых машин Великой Отечественной войны и внесли неоценимый вклад в общее дело Великой Победы. Ил-2 стал самым массовым боевым самолётом не только Второй мировой, но и всей истории авиации. Всего с 1939 по 1945 год было выпущено 36 163 штурмовика.

В январе 1938 года Сергей Владимирович Ильюшин обратился в правительство с предложением о создании спроектированного им двухместного (лётчик и стрелок оборонительного пулемёта) бронированного штурмовика - «летающего танка», который по своей боевой эффективности превосходил лёгкие бомбардировщики и разведчики, создававшиеся в то время по программе «Иванов».

«Не сразу я приступил к проектированию штурмовика, готовился примерно три года. До деталей проанализировал уже созданные машины. Пришел к убеждению: главное - наилучше сочетать вес, броню, оружие и скорость», - вспоминал впоследствии в мемуарах Ильюшин.

Проблема защиты самолёта от огня с земли возникла вместе с началом применения авиации в военных целях. На первых порах пилотам самим приходилось проявлять инициативу - подкладывать под сиденье куски металла или просто чугунную сковородку.

Авиаконструкторы Великобритании, Германии и России неоднократно пытались решить проблему защиты самолёта.

Фирмы «Юнкерс» и «Сопвич» даже построили бронированные плоскими листами самолёты. Но стоило навесить броню, как самолёт превращался в тяжёлую, плохо и медленно летающую машину. Совместить в одной машине требования поддержки наземных войск и боевой живучести долгое время никому не удавалось. Некоторое время авиационные конструкторы предполагали даже, что сконструировать бронированный штурмовик невозможно.

«Задача создания бронированного штурмовика трудна и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью в успехе берусь за это дело», - писал Ильюшин в своем письме Сталину, Молотову и Ворошилову.

Такая уверенность Ильюшина была основана на реализации его выдающейся конструкторской идеи. Он заставил броню не только защищать, но и работать вместо обычного каркаса планера, что позволило значительно снизить вес самолёта.

В контуры бронекорпуса, образовывавшие обводы носовой части фюзеляжа, были вписаны силовая установка, радиаторы охлаждения двигателя, кабина экипажа и бензобаки.

С октября 1937 года Ильюшин совмещал две ответственные должности: главного конструктора ОКБ завода № 39 и начальника Главного управления опытного самолётостроения в Наркомате оборонной промышленности СССР. Желая сконцентрироваться на конструкторской деятельности, он просит правительство освободить его от высокого государственного поста, обещая в кратчайшие сроки создать штурмовик нового типа - «летающий танк». Такое разрешение было получено, «Ильюшин вылетел из Главка на Ил-2», - шутили потом.

На основе анализа боевого применения для непосредственной поддержки наземных войск разведчиков-штурмовиков и истребителей в Испании и Китае Сергей Владимирович по своей инициативе, что было характерной особенностью его конструкторского творчества, провёл проектные исследования параметров и компоновки бронированного самолёта-штурмовика.

Создание Ил-2 стало возможным благодаря новой броневой стали АБ-1, разработанной в ВИАМ под руководством Сергея Кишкина и Николая Склярова. Броня имела хорошую ударную вязкость и, самое главное, позволяла изготавливать броневые детали путём горячей штамповки. Бронированные детали штамповались на воздухе, после чего охлаждались в масле, а из закалочной ванны подавались обратно в штамп для окончательной доводки размеров.

Как рассказывал Сергей Ильюшин, на полигоне стоял бесконечный треск пулеметов, обстреливающих бронекорпус.

Так определялась оптимальная толщина брони для различных участков кабины, которая составила от 4 до 12 мм. Впервые в СССР применили прозрачную броню типа К-4. Из неё изготовляли лобовые стёкла фонаря кабины лётчика.

Не все понимали, что предлагал Ильюшин. «Военные, когда узнавали толщину брони, убеждали, что она будет легко пробита. Но они ошибались, потому что одно дело, когда пуля пробивает броню под углом 90 градусов, а другое, когда самолёт летит с большой скоростью, к тому же кабина имеет обтекаемую форму. Попробуйте в этом случае попасть пулей перпендикулярно поверхности брони», - доказывал Сергей Владимирович.

Опытный самолёт ЦКБ-55 с мотором АМ-35 Александра Микулина совершил первый полёт 2 октября 1939 года под управлением Владимира Коккинаки. Из-за недооценки некоторыми специалистами лётных и боевых характеристик самолёта его запуск в серийное производство затянулся. После проведения большого объёма доводочных работ, связанных с использованием более мощного низковысотного двигателя АМ-38, перехода по требованию военных к одноместному варианту, установки более мощного наступательного вооружения в 1940 году самолёт под обозначением Ил-2, наконец, был запущен в серийное производство на Воронежском авиационном заводе. Рабочие завода трудились круглосуточно вместе с группой конструкторов, которую возглавлял лично Ильюшин и представители моторного ОКБ Микулина.

1 марта 1941 года первый серийный Ил-2 поступил на заводскую лётно-испытательную станцию. К началу Великой Отечественной войны было построено 249 штурмовиков Ил-2. 27 июня 1941 года самолёты Ил-2 приняли боевое крещение.

Вечером этого дня пятерка самолётов 4-го штурмового авиационного полка нанесла удар по колонне германских танков и мотопехоты в районе Бобруйска на рубеже реки Березина.

Простая техника пилотирования, мощное вооружение, неуязвимость для огня наземного стрелкового оружия, а частично и для огня малокалиберных зенитных пушек сделали Ил-2 грозным средством борьбы с наземными войсками противника, особенно с его танками и мотопехотой.

Осенью 1941 года из-за эвакуации серийных заводов на восток производство Ил-2 резко сократилось. В тяжелейших условиях самолётостроители налаживали выпуск штурмовиков на новых местах, люди работали в неотапливаемых помещениях, порой под открытым небом. Но шла битва за Москву, и фронту как никогда прежде были нужны самолёты Ил-2.

Сталин отправляет знаменитую телеграмму в Куйбышев директорам заводов Матвею Шенкману и Анатолию Третьякову.


Телеграмма И. В. Сталина на имя директоров завода №18 Матвея Шенкмана и завода №1 Анатолия Третьякова, 23 декабря 1941 года.

Самолеты Ил-2 стали поступать во фронтовые части во всё возрастающем количестве. К началу Курской битвы каждый месяц на фронт поступало по 1000 с лишним самолётов Ил-2.

Боевой опыт вскрыл и существенный недостаток одноместного Ил-2 - его уязвимость для атак вражеских истребителей сзади. Этот недостаток был устранён установкой задней кабины стрелка с крупнокалиберным пулемётом Михаила Березина. Работа по требованию Сталина была выполнена Ильюшиным, конструкторами и серийными заводами без остановки конвейера.

В феврале 1942 года Сталин вызвал к себе Ильюшина: «А ведь вы были правы. Вы сделали двухместный штурмовик Ил-2, а мы, не разобравшись как следует, по настоянию некоторых советчиков заставили переделать его в одноместный. Одноместные штурмовики требуют прикрытия и несут большие потери от атак истребителей с хвоста. Нужно немедленно вернуться к двухместной машине! Делайте что хотите, но чтобы конвейер не остановился!»

Об этом самолёте в 1944 году газета «Правда» писала: «Самолёты «Ильюшин-2» не только достижение авиационной науки - это замечательное тактическое открытие».

Сам Ильюшин называл разработанный им самолёт «летающим танком». В Красной Армии Ил-2 получил прозвище «горбатый». Наверное, не столько из-за профиля, а потому, что как труженик добывал результат своим горбом. «"Горбатый" - потому что войну вынес на своих плечах», - говорили лётчики.

Немецкие пилоты за живучесть прозвали его «бетонный самолёт». Наземные войска вермахта, за эффективность ударов, называли Ил-2 не иначе как «мясник», «мясорубка», «железный Густав». Есть также упоминание о том, что в некоторых немецких частях самолёт называли «чёрная смерть».

За создание Ил-2 в марте 1941 года Ильюшин получил Сталинскую премию II степени. А через пять месяцев, в августе, за отменные боевые качества самолёта, ещё одну - уже I степени. Это, наверное, едва ли не единственный случай, когда за одну и ту же работу автор был удостоен подряд двух Сталинских премий.

Из всего многообразия задач, которые решали самолёты Ил-2 в ходе Великой Отечественной войны, особенно необычным было их использование в качестве истребителей. Конечно, Ил-2 не могли на равных бороться с более скоростными и манёвренными фронтовыми истребителями противника, но при встречах с некоторыми широко применявшимися в боевых действиях бомбардировщиками и транспортными немецкими самолётами Ил-2, как правило, их сбивали.

На основе боевого опыта использования Ил-2 Государственный комитет обороны 17 мая 1943 года принял решение о создании одноместного бронированного истребителя Ил-1.

Сергей Владимирович не разделял концепции бронированного истребителя, и проектирование Ил-1 велось с позиции возможности в дальнейшем использования самолёта в качестве высокоскоростного и манёвренного двухместного бронированного штурмовика. Новый самолёт получил обозначение Ил-10.

18 апреля 1944 года Владимир Коккинаки выполнил первый полёт на штурмовике Ил-10 с Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе на Ходынском поле в Москве. Самолёт был построен на авиационном заводе № 18 в Куйбышеве, а его окончательная сборка производилась на заводе № 240 в Москве. Штурмовик оснащался двигателем АМ-42, имел мощное артиллерийское вооружение - четыре крыльевых пушки НС-23 с общим боезапасом 600 патронов и турельную пушку УБ-20. Максимальная скорость Ил-10 была равной 551 км/ч - почти на 150 км/ч больше максимальной скорости Ил-2.

Военные лётчики высоко оценили Ил-10 как простой по технике пилотирования и не требующий специального переучивания с Ил-2. По оценке военных испытателей, «самолёт Ил-10 является классическим образцом самолёта-штурмовика».


Смотр эскадрильи «Чапаевцы». Эскадрилья Ил-2М «Чапаевцы» была построена
на средства трудящихся города Чапаевска и передана 1-му Белорусскому фронту.
12 сентября 1944 года.

После испытаний штурмовик Ил-10 был запущен в серию и с 15 апреля 1945 года начал принимать участие в боевых действиях.

Незадолго до этого, 28 марта 1945 года, в рамках испытаний самолёта над аэродромом Шпроттау в Селезии организовали показательный воздушный бой штурмовика Ил-10, который пилотировал капитан Александр Сироткин из 108-го гвардейского штурмового авиаполка, с истребителем Ла-5ФН, который пилотировал Герой Советского Союза капитан Виталий Попков из 5-го гвардейского истребительного авиаполка.

К тому времени Попков считался асом, имевшим на счету около 100 боёв и 39 сбитых вражеских самолётов.

Бой закончился вничью, однако плёнка фотокинопулемёта беспристрастно показала, что и лётчик, и воздушный стрелок Ил-10 не раз ловили истребитель в перекрестия прицелов.

Это позволило сделать главный вывод, что если в кабине штурмовика опытный, инициативный лётчик и меткий воздушный стрелок, они имеют хорошие шансы одержать победу в поединке с истребителем. К тому же на высотах до 2 000 метров Ил-10 не уступал в скорости немецким истребителям Me-109G2 и FW-109A-4.

К концу Великой Отечественной войны высокие боевые качества самолётов Ил-10 с успехом использовали уже несколько штурмовых авиаполков. В больших количествах штурмовики Ил-10 применялись в войне с Японией.

После завершения Великой Отечественной войны на Ил-10 перевооружили все оставшиеся после расформирования штурмовые авиачасти ВВС Красной Армии. Кроме ВВС СССР они состояли на вооружении штурмовых авиаполков ВВС Польши, Чехословакии, Китая, Северной Кореи.


Лётчики-ветераны о самолёте Ил-2

Совет ветеранов 6-го Гвардейского, Московского, орденов Ленина, Красного Знамени и Суворова 2-й степени штурмового авиационного полка.

Дорогой Сергей Владимирович!

… В годы Великой Отечественной войны лётчикам нашего полка одним из первых довелось осваивать новую по тому времени машину, сконструированную Вами - самолёт-штурмовик Ил-2. Эта замечательная, великолепная техника на «отлично» выдержала все суровые испытания над полем боя.

Сколько раз выручал он нас в трудные моменты! Сколько раз удавалась нам и нашим сослуживцам сохранять свои жизни благодаря высокой, изумительной живучести самого самолёта! Наш штурмовик был незаменимым надёжным помощником наземных войск. Недаром и называли его в ту пору «крылатым танком», а штурмовую авиацию - «воздушной пехотой». Эту грозную машину больше всего на свете боялись фашисты, и появление штурмовиков над объектами противника неизбежно сеяло в стане врага панику и смятение.

Потому-то гитлеровцы и окрестили её «чёрной смертью».

Высокие лётно-тактические качества самолёта, его огромные боевые возможности позволяли нам образцово выполнять сложные боевые задачи, наносить эффективные удары по неприятельским позициям. И полк наш - первым среди штурмовых авиационных частей - уже в декабре 1941 года был удостоен звания гвардейского. Мы - лётчики, летавшие в бой на сконструированных Вами машинах, всегда будем благодарны Вам за Ваш вдохновенный и творческий труд, который Вы вносили и вносите в разработку авиационной техники. Мы считаем Вас выдающимся авиаконструктором нашей эпохи…

Председатель Совета ветеранов, бывший командир полка, генерал-майор авиации в отставке Л. Рейно
Член Совета ветеранов полка, Герой Советского Союза, майор запаса Д. Тарасов
Заместитель председателя Совета ветеранов полка, майор запаса И. Корчагин
Ответственный секретарь Совета ветеранов полка, подполковник запаса Б. Щуканов.

Уважаемый Сергей Владимирович!

В годы Отечественной войны, а точнее в 1942 г., мне довелось производить посадку на самолёте Ил-2 на крупный еловый лес, т.к. самолёт был над целью подбит противником.

Описывать как производил посадку не буду. Но на высоте полдеревьев отвалился по заднюю бронеплиту фюзеляж, деревья обрезали крылья, после чего самолёт носом ударился в землю. Броня также как в бою, спасла мне жизнь.

Бесконечно благодарен Вам за Ваш Ил-2, благодаря которому обязан Вам жизнью. Случись это на другом самолёте, безусловно, мне не пришлось бы писать эти строки.

С уважением к Вам бывший лётчик Борисов Федор Алексеевич
г. Ангарск-24, Энгельса-3, кв. 4.

Многоуважаемый Сергей Владимирович! Здравствуйте!

Извините, что Вас беспокоит человек о котором Вы конечно не помните… Помятуя Вас с 1940 года, а особенно, с августа 1941 года, когда Вы лично провожали нас на Ил-2 в город Ленинград с Воронежского завода 18 для обучения лётно-технического состава 13 ГШАП КБФ (13-й Гвардейский штурмовой авиационный полк Краснознаменного Балтийского флота - ред.) ВВС СА. Я тогда был инженером ЛИС завода - Максимов Евгений Ильич - военный инженер 3-го разряда. Вы тогда нам сказали: «Товарищи, бейте фашистов так, чтобы появление самолётов Ил-2 у фашистов вызывал страх и ужас, а огнём - смерть. Счастливого вам полёта»! Полк 13 ГШАП выжил до Дня Победы, а память о Вас останется в веках, а у меня до самого смертного одра. Я с «Илами» прошёл после Ленинграда, Сталинград - 6 ШАД (6-я штурмовая авиационная дивизия - ред.), Заполярье - 17 ГШАП (17-й Гвардейский штурмовой авиационный полк - ред.), Московская оборона - 6 ГШАП (6-й Гвардейский штурмовой авиационный полк - ред.), 1-я воздушная армия - Восточная Пруссия - Берлин. С «Илами» закончил Великую Отечественную войну, получив пять ранений и две контузии…

Максимов Евгений Ильич
г. Киев, ул. Героев Севастополя, дом 17а, кв. 29.

Механик по вооружению гвардии сержант 15-го гвардейского штурмового авиаполка Константин Угодин готовит бомбовый груз для Ил-2.
Ленинградский фронт, сентябрь 1942 года.

В музее Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина хранятся уникальные документы, например, стихотворение, написанное в Прибалтике в 1945 году.

«Ильюшин-2» над Курляндией

Бьет фашиста наша сила –
Скоро им придет капут:
Над Прибалтикою «Илы»
В боевом строю идут.
Сотрясая землю рёвом,
Где фашист сидит как крот,
Совершают «Илы» снова
Смертоносный разворот.
Туши танков тупорылых
Маскировкою рябят,
Но - уже над ними «Илы»:
И штурмуют, и бомбят!
Танки ползают как жабы,

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.


Знаменитый "летающий танк" - штурмовик Ил-2.

Роль, которую сыграл этот самолёт в Великой Отечественной войне, трудно переоценить. Однако в последнее время по поводу заслуженной машины часто раздаются высказывания, в которых она представляется... страшной ошибкой советского самолётостроения, "летающим гробом" - идеальной мишенью для немецких асов, унесшей десятки тысяч жизней наших лётчиков и воздушных стрелков.

Действительно, на протяжении многих лет Ил-2 безоговорочно представлялся в нашей печати как самый лучший и самый массовый самолёт Второй Мировой войны, и любая критика в его адрес казалась святотатством. Теперь же отдельные "знатоки" авиации ударились в другую крайность... Так в газете "Начало" № 9 за 1991 год была помещена статья "Шапками закидали". И написано в ней буквально следующее:

"Советский штурмовик Ил-2 уступал немецкому Ju-87 в высоте потолка - в 1,5 раза, в дальности полёта - в 4 раза, в бомбовой нагрузке - в 3 раза, превосходя в пушечно - пулемётном вооружении всего на 1 пулемёт. Короче говоря, прославленный Ил-2 был машиной дешёвой, простой и плохой. Он стал самолётом для "смертников". Средняя живучесть этой машины, как показала практика его применения, - всего 5 боевых вылетов".



Немецкий пикирующий бомбардировщик Junkers Ju-87D.

Такое вот мнение. Не понятно только, почему автор сравнивает самолёты разных классов - штурмовик и пикирующий бомбардировщик и откуда он взял такие цифры?

(Немецкий пикировщик Junkers Ju-87 использовался в качестве штурмовика не от хорошей жизни. Хотя его отдельные варианты, в том числе вооружённые и 37-мм пушками, были опасным противником для танков и других бронированных целей, относительно слабое бронирование и защитное вооружение очень скоро превратило эти машины в лёгкую добычу для советских истребителей. Под влиянием больших потерь и нарастающего успеха Ил-2 немецкие конструкторы предприняли попытку довести "до ума" свой самолёт - штурмовик Henschel Hs-129. Было построено около 900 экземпляров этих машин в разлизных вариантах, однако по комплексу лётно - техничеких характеристик они заметно уступали нашему Ил-2.)



Немецкий двухмоторный штурмовик Henschel Hs-129В.

Статистика - вещь упрямая, и свидетельствует она то, что на каждый потерянный Ил-2 в среднем приходилось 30 боевых вылетов. Конечно, на начальном этапе войны, когда немецкие истребители буквально с ходу расстреливали наши одноместные "Илы", лишённые оборонительного вооружения, потери штурмовиков были очень большими.

Однако, такая же участь постигла и многие другие наши самолёты - СБ, Р-5, ТБ-3 и другие. Но уже во второй половине Великой Отечественной войны, когда наша авиация лишила противника превосходства в воздухе, у "Илов" начало появляться солидное истребительное прикрытие, да и сами лётчики - штурмовики с успехом стали применять эффективный оборонительный маневр "круг", в результате чего боевые потери в штурмовой авиации значительно сократились.

Что же касается больших потерь от зенитного огня, то они обусловливались чрезвычайно сильной системой ПВО переднего края обороны противника, и любой другой самолёт в подобной ситуации оказался бы ещё более уязвим.

Конечно, можно задать вопрос: почему же тогда наши союзники, использовавшие на западном фронте в качестве штурмовиков тяжёлые истребители "Тайфун" и "Тандерболт", нанесшие немцам значительный урон, имели относительно малые потери? Может быть эти машины оказались более эффективными, чем бронированный Ил-2 ? Оказывается, нет. Просто активное использование "Тандерболтов" (около 200 машин этого типа, между прочим, было поставлено и в Советский Союз по ленд - лизу), в качестве штурмовиков началось в 1944 году, когда фронтовая истребительная авиация немцев почти бездействовала, а перехватчики ПВО были заняты отражением налётов "Летающих крепостей". Да и "штурмовики" союзников "работали" не по переднему краю обороны противника, а в его тылу, скрывая военные перевозки и занимаясь свободной охотой за железнодорожными составами и автомобильными колоннами.


Американский тяжёлый истребитель P-47D "Тандерболт".
2-й ГвИАП ВВС Северного флота, аэродром Ваенга, 1945 год.

Естественно, что подобные цели не могли прикрываться мощной системой ПВО. Но если бы "Тайфуны" и "Тандерболты" вдруг оказались на восточном фронте, их потери от зенитного огня стали бы намного больше. В этом плане у Ил-2 были некоторые преимущества. И хотя бронекорпус не спасал от немецких зенитных снарядов, зато пилот и двигатель были надёжно защищены от пуль и осколков, которых в самолёт попадало немало.

Правда, с безопасностью воздушных стрелков, находившихся вне бронекорпуса, дело обстояло гораздо хуже. Действительно, на одного погибшего лётчика приходилось примерно 7 убитых стрелков (именно поэтому на роль стрелков часто направляли "солдат - штрафников"). Проблема эта была решена только на самолёте Ил-10, где оба члена экипажа размещались уже в общем бронекорпусе.

Существенным недостатком Ил-2 "специалисты" называют его двигатель жидкостного охлаждения, потребовавший дополнительного бронирования. Сейчас, спустя более полувека, они упрекают Ильюшина в том, что он не поставил на самолёт более живучий звёздообразныё двигатель воздушного охлаждения. Да, это правда, но где бы он взял тогда этот двигатель? Когда самолёт проектировался, подобных двигателей необходимой мощности у нас просто не было. И только установка невысотного АМ-38 могла дать машине жизнь. Неудивительно, что более совершенный штурмовик Су-6 с мотором М-71 в серию так и не пошёл. Ведь его двигатель был опытным. Конечно, С. В. Ильюшин прекрасно понимал проблему живучести силовой установки, но пойти другим, "правильным" путём он тогда просто не мог.

Наверное, всем читателям приходилось слышать, что Ил-2 был тяжёлым и неповоротливым, а отсюда и его большие потери. Да, но ведь это был штурмовик, а не истребитель. Ведь никто не говорит о том, что Пе-2 или Ил-4 уступали в маневренности вражеским истребителям. Штурмовик, как и бомбардировщик, должен в первую очередь поражать наземные цели, а от истребителей противника прикрываться своими истребителями сопровождения.

Не вина, а беда наших лётчиков - штурмовиков в том, что они почти половину войны летали на боевые задания без истребительного прикрытия. Да и откуда у молодых ребят, только - только научившихся летать по ускоренной программе, мог взяться опыт ведения оборонительного воздушного боя? Многие из них прибывали на фронт, имея лишь... 10 часов налёта на штурмовике!

Отсюда и упрощённая тактика боевого применения - атака наземных целей с пологого пикирования, в результате чего самолёт подвергался прицельному сосредоточенному огню зениток. Отсюда и те огромные потери...

Кстати, сам Ил-2 оказался не таким уж "утюгом", каким его порой представляют. Опытные лётчики могли крутить на нём даже фигуры высшего пилотажа и довольно успешно вели оборонительные воздушные бои один на один с истребителями противника. Многие лётчики - штурмовики имели на своём счету по несколько личных побед, не счетая самолётов сбитых в групповых воздушных боях.

Мало того, учебные воздушные бои показали, что на малой высоте Ил-2 может с успехом "отбиваться" даже от более маневренных истребителей конструкции Яковлева. Что же касается Ил-10, то он на малых высотах не только мог с успехом вести маневренный воздушный бой, но и по скорости полёта у земли почти не уступал основным истребителям противника. К сожалению, в большинстве своём лётчики "Илов" не были обучены ведению воздушного боя.


Штурмовик Ил-10 оказался достойным приемником Ил-2.

Теперь несколько слов о вооружении Ил-2. Неискушённому читателю мало что говорят слова о том, что на самолёте стояли две пушки "ВЯ" калибра 23 мм. Ведь это всего на 3 мм больше, чем у знаменитой пушки "ШВАК", стоявшей на многих наших истребителях. Однако тот, кто хотя бы немного знает эти пушки, отметит бесспорно более высокую эффективность первой. Фактически авиационная пушка "ШВАК" (близкими к ней были и немецкие пушки "MG/FF" и "MG-151/20") являлась усовершенствованным крупнокалиберным пулемётом с увеличенным до 20-мм диаметром ствола. Естественно, что и гильза её снаряда осталась такой же, как и у пулемёта калибра 12,7-мм. Снаряд же пушки "ВЯ" при чуть большем диаметре был значительно длиннее и вдвое тяжелее! Не случайно немецкие истребители так боялись лобовых атак советских штурмовиков. Да и для поражения наземных целей пушки "ВЯ" оказались весьма эффективными, особенно когда атака сопровождалась пусками реактивных снарядов.

Анализ концепции штурмовика Ил-2 убедительно доказывает, что такой самолёт появился очень своевременно и сыграл исключительно важную роль в сдерживании немецких танков и мотопехотных колонн в начальный период войны, а затем помог нашим войскам развивать наступление.

Ил-2 был, пожалуй, единственным нашим самолётом, который в 1941 году в условиях полного превосходства в воздухе немецкой авиации продолжал громить наступавшего противника. Именно в этот период и прозвучали известные слова И. В. Сталина: "...Ил-2 нужны фронту как воздух". Но не сыграли ли слова Верховного главнокомандующего злую шутку с этим замечательным самолётом? Во благо ли пошло то беспримерное количество "Илов", выпущенных авиазаводами в годы войны - более 36 000 ? Какие огромные материальные и людские ресурсы нашей оборонной промышленности поглотило гипертрофированное производство этой машины? К каким последствиям это привело?

Не секрет, что на протяжении почти всей войны "Илы" составляли более половины общей численности наших ВВС. Совершенно ясно, что тут никаких истребителей не хватит для их воздушного прикрытия. Отсюда вытекает ещё одна причина больших потерь наших штурмовиков.

Мало того, Ил-2 часто привлекались к выполнению несвойственных для штурмовиков боевых задач - разведке, обычной бомбардировке железнодорожных узлов, складов и других тыловых объектов, прифронтовой полосы и кораблей противника. Использовались они и как торпедоносцы (при этом пушки с самолёта снимались). Но если бы вместо штурмовиков с их, в общем - то довольно незначительной (до 600 кг) бомбовой нагрузкой по этим целям наносили удары бомбардировщики типа Ту-2, то неужели они нанесли бы противнику меньший ущерб? И разве можно было подменять "Илами" тяжёлые бомбовозы, оптимизированные для нанесения мощных ударов по скоплениям войск противника?

Но что оставалось делать нашим ВВС в условиях, когда "чистых" бомбардировщиков выпускалось гораздо меньше, чем штурмовиков? Да и сама мысль о целесообразности боевого использования Ил-2 тогда показалась бы кощунственной. Надо было бить врага всеми силами и средствами. И "Илы" это делали...