Разработка и валидация методики определение вэжх. Об утверждении руководства по валидации аналитических методик проведения испытаний лекарственных средств

Источники правового регулирования международного коммерческого страхования. В международном коммерческом обороте широкое развитие получили многие виды страхования, в частности, морское страхование, страхование коммерческих перевозок, международных транзитных перевозок, экспортируемых и импортируемых товаров, физических лиц, ответственности при трансграничном перемещении личных транспортных средств. Источниками правового регулирования международной страховой деятельности являются как международные акты, так и акты национального законодательства. Среди международных актов можно назвать: 1)

Генеральное соглашение по торговле услугами 1994 г. В соответствии с ним страховые услуги - это финансовые услуги, включающие страхование, перестрахование, страховое посредничество (брокерское и агентское), а также вспомогательные услуги по страхованию (консультационные, оценка актуарного риска, удовлетворение претензий) (п. 6 Приложения по финансовым услугам); 2)

Сеульскую конвенцию об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) 1985 г., которой установлены меры по страхованию иностранных инвестиций от политических (некоммерческих) рисков; 3)

Конвенцию об учреждении Международной ассоциации страховых надзоров 1993 г. В рамках Ассоциации вырабатываются рекомендации по проведению национальной страховой 4)

Глава 30. Правовое регулирование страховой деятельности

политики: трансграничному оказанию страховых услуг, включая допуск иностранных страховщиков на национальные страховые рынки, и т. п.; 4)

Директивы по страхованию стран ЕС, например, Директива Совета Европейских Сообществ по координации законодательных, регламентационных и административных положений, касающихся доступа к деятельности по прямому страхованию, иному, чем страхование жизни, и ее осуществление от 24 июля 1973 г. № 73/239/СЕЕ; 5)

Оговорки Института лондонских страховщиков по отдельным видам страхования, являющиеся по своей природе международными торговыми обычаями; 6)

Модельный закон об экологическом страховании, утвержденный постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ № 15-6 от 13 июня 2000 г., имеющий рекомендательный характер.

Примерами национальных актов, регулирующих международную страховую деятельность, являются: ГК РФ (гл. 48), который применяется, если в качестве применимого права определено российское право (ст. 1210, 1211 ГК РФ); Закон об организации страхового дела, устанавливающий особенности учреждения на территории Российской Федерации дочерних организаций иностранных страховых компаний (ст. 6).

Договоры международного коммерческого страхования по своему содержанию и видам не отличаются от договоров страхования, совершаемых по правилам национального законодательства. Отличие договоров страхования в международном коммерческом обороте в том, что в отношениях, ими порождаемых, участвует иностранное лицо (страховщик, страхователь, выгодоприобретатель). Это предопределяет специфику правового регулирования соответствующих страховых отношений.

Особое внимание международным сообществом уделяется страхованию иностранных инвестиций, целью которого является защита инвестиций от возможных потерь, возникающих вследствие непредсказуемого ухудшения конъюнктуры рынка и других условий осуществления инвестиционной деятельности.

Страхование иностранных инвестиций подразделяется по характеру страховых рисков на страхование коммерческих рисков и страхование политических рисков. Страхование коммерческих рисков при осуществлении иностранных инвестиций осуществляют обычные страховые организации страны-инвестора

750 Раздел V. Отдельные виды предпринимательской деятельности

или страны, принимающей инвестиции. Страхование политических рисков осуществляют в основном международные финансовые организации и государственные структуры страны-инвестора (специализированные агентства) . Страховыми рисками здесь являются обстоятельства, связанные с действиями органов власти (экспроприация или национализация, осуществляемые без выплаты соответствующей компенсации; блокада вывоза капитала; установление дискриминационного обменного курса) или народными волнениями (войны, революции, изменение политического режима).

В качестве примера международной страховой организации можно назвать Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), являющееся АО с капиталом в 1 млрд долл.

В число его акционеров входит более 100 государств (включая Россию), купивших акции в размере, пропорциональном тому капиталу, который они имеют во Всемирном банке. В основу системы защиты имущественных интересов иностранных инвесторов положен договор страхования, сторонами в котором выступают МАГИ (страховщик) и иностранный инвестор (страхователь).

Примером национального агентства является американская правительственная Корпорация частных зарубежных инвестиций (ОПИК). В соответствии с договором страхования, заключаемого с американскими предпринимателями, указанная Корпорация обязуется возместить страхователю понесенные им убытки в результате наступления страхового случая. После выплаты страхового возмещения к страховщику, т. е. к США в лице данной Корпорации, на основе принципа суброгации переходят права страхователя в отношении третьих лиц в связи с наступлением страхового случая.

Публичный порядок в сфере международного коммерческого страхования обеспечивается как международными актами, так и актами национального законодательства. Например, Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Российской Феде-

1 См.: Турбина К. Е. Инвестиционный процесс и страхование инвестиций от политических рисков. М., 1995.

На девальвацию национальной валюты или рыночное колебание курса страховое покрытие не распространяется, поскольку эти потери - следствие обычного риска, который сам по себе может принести не только потери, но и прибыль.

рацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами 1994 г. предусмотрены виды страховых услуг, в отношении которых предоставляется режим наиболее благоприятствуемой нации при трансграничном предоставлении услуг.

В соответствии с подп. а) п. 2 Приложения по финансовым услугам к Генеральному соглашению по торговле услугами 1994 г. установлено, что стране - члену ВТО не должны чиниться препятствия в принятии ограничительных мер по разумным причинам, включая защиту держателей полисов или лиц, которым оказывается доверие страховщиками, или для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы. Данное правило дает возможность устанавливать ограничения, направленные на защиту национального рынка от импорта страховых услуг, даже по отношению к другим странам - членам ВТО.

Например, ст. 6 Закона об организации страхового дела предусмотрены определенные ограничения для страховых организаций, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющих долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%. Такие страховые организации: 1)

имеют право осуществлять на российском рынке страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация дочернего общества) не менее 15 лет является страховой организацией иностранного государства и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций на российской территории; 2)

не могут на российском рынке оказывать услуги: по страхованию жизни; обязательного страхования; имущественного страхования, связанного с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд; страхования имущественных интересов государственных и муниципальных организаций; 3)

могут открывать свои филиалы на российской территории, участвовать в дочерних страховых организациях после получения на то государственного разрешения; 4)

обязаны получить государственное разрешение на увеличение размера уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов или их дочерних обществ, а также на отчуждение в пользу иностранного инвестора своих акций (долей в уставном капитале); 5)

752 Раздел V. Отдельные виды предпринимательской деятельности

5) не могут получить лицензию на осуществление страховой деятельности, если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций, действующих на территории России, превышает 15%.

Страхование является глобальным финансовым институтом, неизбежно требующим интеграции национальных страховых систем в мировую финансовую систему. Международная кооперация в страховании необходима для работы целых секторов экономики, таких как международная торговля и международные перевозки, авиация, космонавтика, туризм и др. Вместе с тем полностью открытых страховых рынков в мире не существует. Во всех странах устанавливаются стандартные требования страхового надзора за иностранными операторами и структурами с их участием (лицензирование, наличие национального юридического лица и т.п.).

В настоящее время эффективность страхового сектора в Украине остается достаточно низкой. Применительно к рынку страхования юридических лиц основными факторами роста являются: платежеспособность предприятий и организаций; налогообложение расходов на страхование имущества, ответственности и персонала; распространение обязательного страхования; умение использовать страховые инструменты для решения задач, стоящих перед предприятием. Даже при реализации указанных требований ожидать выхода украинского страхового рынка на уровень развития, соответствующий современному уровню стран Восточной Европы (около 5% НИИ), можно в перспективе 8-10 лет. Поэтому отдельные сегменты страхового рынка Украины в силу особенностей своего развития уже в настоящее время нуждаются в расширении присутствия иностранных страховщиков.

Страхование международных рисков и ответственности перевозчиков, страхование крупных проектов, включая проекты с участием иностранных инвестиций, уже сейчас контролируются зарубежными страховщиками либо напрямую, либо по каналам перестрахования. На этих сегментах очень часто отечественные компании используются иностранными страховщиками в качестве «фронтеров», полностью передающих ответственность за рубеж. Мощный иностранный капитал может оказаться сильнее национальных органов страхового надзора. Финансовые показатели иностранных страховых компаний таковы, что мы к ним еще долго не приблизимся. Например, оборот всего холдинга American International Group (AIG) превышает годовой бюджет Украины. Решения об условиях доступа иностранных операторов на украинский страховой рынок, принимаемые в ходе переговоров о присоединении Украины к ВТО, носят стратегический характер.

Генеральное соглашение определяет возможности регулирования торговли услугами в соответствии с международными правилами. Сектор страхования включен в обязательства по открытию рынков, принятые членами Генерального соглашения в рамках Соглашения по финансовым услугам ВТО, заключенного в декабре 1997 г. Документы, содержащие эти обязательства, были распространены ВТО 26 февраля 1998 года. Генеральное соглашение не предписывает формы регулирования, применяемые на внутреннем рынке. Оно содержит общие принципы, которые должны соблюдаться при разработке регулирующих мер, затрагивающих международную торговлю. Это касается, прежде всего, доступа на рынок иностранных поставщиков услуг (режим наибольшего благоприятствования) и предотвращение дискриминации против тех, кто уже представлен на рынке (национальный режим).

Генеральное соглашение в сфере услуг и финансовых операций содержит Приложение с перечнем финансовых услуг, включая страхование и связанные с ним услуги: прямое страхование (страхование жизни и страхование иное, чем страхование жизни); перестрахование; деятельность страховых посредников (страховые агенты и брокеры); услуги, сопутствующие страхованию (консультации, актуарные расчеты, аудит, услуги по урегулированию претензий).

Принятый в соответствии с Генеральным соглашением перечень финансовых услуг, в том числе страховых, включает в себя 4 группы услуг: оказание услуг в трансграничной форме; предоставление услуг за границей; коммерческое присутствие; присутствие физических лиц. Наряду с режимом наибольшего благоприятствования и национальным режимом, прозрачностью законодательства и регулирования, Генеральное соглашение предусматривает: обеспечение надлежащей внутренней процедуры в отношении контроля над деятельностью страховых компаний (включая арбитраж и процедуры обращений); разработку механизмов признания лицензий, удостоверения профессиональной квалификации, которые предоставляются в других странах-участницах; гарантии того, что монополисты и другие эксклюзивные поставщики не нарушат принцип наибольшего благоприятствования и другие обязательства Генерального соглашения на внутреннем рынке.

Непосредственный режим доступа иностранных операторов на страховые рынки различается в зависимости от заинтересованности конкретного государства в сохранении «суверенитета» национальной страховой системы. Некоторые государства-члены ВТО приняли решение об отказе от такого «суверенитета». Чаще всего это было вызвано фактическим отсутствием на момент вступления в ВТО как самой национальной страховой отрасли, так и приоритетов в создании конкурентоспособного национального финансового сектора (страны Центральной Африки, Латинской Америки и др.). Из республик бывшего СССР на таких условиях в ВТО вошли Грузия, Киргизия и Молдова. Многие страны, при формальном беспрепятственном режиме доступа, практикуют введение барьеров на уровне подзаконных актов, что делает практически невозможным реальное вхождение иностранных операторов на их страховые рынки (например, Германия). Подавляющее большинство стран исходят из курса на сохранение «суверенитета» национальной страховой отрасли. В этих целях, как правило, предусматриваются меры защиты от прямой чрезмерной иностранной конкуренции и меры по предотвращению оттока ресурсов страховой отрасли за рубеж (по каналам перестрахования и инвестирования).

На последнем раунде переговоров по торговле, который проходил в Уругвае и длился почти 8 лет (с 1986 по 1994 гг.), впервые члены ГАТТ обговаривали проблемы развития не только международной торговли товарами, а и услугами. Вследствие проведенных переговоров были подписаны соглашения о расширении международно-признанных правил торговли услугами, в которые вошли не только банковские и туристические, а и страховые услуги. Такое решение особенно актуально для Украины, яка имеет серьезное намерение реально, а не на уровне декларации присоединиться к странам-членам ГАТТ (ВТО) и соответственно, будет обязана практически допустить на свой страховой рынок иностранные страховые компании, а также стремиться самостоятельно выйти на страховые рынки других стран.

Правовое регулирование страховой деятельности в странах Европейского Союза осуществляется в основном на основании таких нормативных актов: Договора об основании Европейского экономического сообщества (Рим, 25 марта 1957г.), общего Европейского Акта (Люксембург, 17 февраля 1986 г.), Договора о Европейском Союзе (Маастрихт, 17 февраля 1992г.), Первой Директивы Совета №73/239ЕЭС от 24 июля 1973г., Второй Директивы Совета №88/357/ЕЭС «Относительно согласования законов, подзаконных и административных положений относительно прямого страхования, кроме страхования жизни, и определяет положения для упрощения эффективного пользования свободой предоставления услуг и о внесении изменений в Директиву № 73/239/ЕЭС» от 22 июня 1988 г., Директивы Совета № 90/619/ЕЭС «Относительно согласования законов, постановлений и административных положений, которые касаются прямого страхования жизни, определяет положения для упрощения эффективного использования свободы предоставления услуг и вносит изменения в Директивы 79/267/ЕЭС» от8 ноября 1990 г., Рекомендаций Комиссии относительно страховых посредников (Брюссель, 18 декабря 1991 г.), Директивы Совета № 91/674/ ЕЭС «О годовой отчетности и консолидации счетов страховых предприятий» от 19 декабря 1991 г., Директива Совета №92/96/ ЕЭС «Относительно согласования законов, подзаконных и административных положений, которые касаются прямого страхования жизни и о внесении изменений в директивы 79/267/ЕЭС и 90/267/ЕЭС (третья директива которая касается страхования жизни)» от 10 ноября 1992 г., Директивы 2000/26/ ЕЭС Европейского Парламента и Совета «О сближении законов государств-членов относительно страхования гражданской ответственности собственников автотранспортных средств и о внесении изменений и дополнений в Директивы Совета №73/239/ЕЭС и №88/357/ ЕЭС (четвертая Директива страхования ответственности)» от 16 мая 2000 г.

Начиная с 1973года, Комиссия Европейского Союза приняла ряд директив с целью достижения гармонизации, дерегулирования и либерализации на страховых рынках Европы.

Основные направления принятых решений - отмена существующих ограничений на проведение различных видов страхования, а также более лояльные действия органов страхового надзора, которые касаются условий проведения страхования и установления тарифов для иностранных страховых компаний на внутренних рынках стран--членов ЕС. При этом право контроля за финансовой деятельностью иностранных страховых компаний остается исключительной прерогативой органов страхового надзора страны.

Такие инициативы являются результатом роста конкуренции в сфере тарифной политики и услуг, которые предлагаются страховщику. Одновременно менее значительные и более слабые компании были вынуждены оставить рынок европейских страховых услуг. На сегодня количество страховщиков, которые недавно насчитывали 4000 страховых компаний, начинает стремительно уменьшаться, и такая тенденция поглощения мелких страховых организаций длится почти десять лет. Одновременно большинство современных значительных страховщиков завоевали многие европейские рынки, размещая там свои филиалы или дочерние компании. Предоставление услуг вообще регламентировано Договором об основании Европейского сообщества, а именно разделом III «Свободное перемещение лиц, услуг и капиталов».

Договором предусмотрено постепенное снятие всяких ограничений на свободное предоставление услуг в границах Сообщества относительно граждан государств-членов, которые осуществляют свое право на предпринимательскую деятельность в государстве-члене Сообщества, кроме той, гражданину которой предоставляются услуги. Не нарушая положений об основании, лицо, которое предоставляет определенные виды услуг, имеет право временного ведения той или иной экономической деятельности в государстве, где предоставляются такие услуги, на тех же самих условиях, что и гражданин этой страны.

Не нарушая положений об организации, лицо, которое предоставляет определенные виды услуг, имеет право временного ведения той или иной экономической деятельности и в государстве, где предоставляются такие услуги, на тех самых условиях, что и гражданин данного государства.

Одновременно соответственно п. 2 ст. 51 Договора право свободного предоставления банковских и страховых услуг, связанных с перемещением капитала, обеспечивается положениями о свободе перемещения капитала.

Более детально порядок предоставления услуг в сфере страхования регламентируется директивой Совета ЕС№73/239 (от24 июня 1973 г). Каждое государство-член ЕС выдает лицензию юридическому лицу, которое предоставляет услуги, по заявлению этого лица. Лицензия дает право на предоставление услуг на всей территории данного государства, а также право свободного предоставления услуг и открытие филиалов и представительств на территории других государств -- членов ЕС.

Юридическое лицо, которое обращается за получением лицензии, должно быть созданной в одной из организационно-правовых форм, установленных ст. 8 Директивы, и предоставить в компетентные органы такие документы: а) статус и перечень руководящих органов предприятия; б) свидетельство или другой документ о регистрации юридического лица; в) свидетельство о наличии страхового фонда; г) программу деятельности; д) свидетельство о соответствующей квалификации работников юридического лица.

Программа деятельности юридического лица должна содержать пункты о видах рисков, которые гарантирует предприятие, тарифы по каждой категории операций, основные принципы перестрахования, затраты на организацию и содержание аппарата управления, порядок ликвидации предприятия. К программе прилагаются баланс предприятия, счета доходов и убытков за последние три финансовых года деятельности. Если предприятие существует менее трех лет -- балансы и счета предоставляются за фактические финансовые года деятельности.

Компетентный орган государства-члена ЕС, получив необходимые документы, должен дать ответ в срок, который не превышает трех месяцев от даты обращения. Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированно и может быть опротестовано в судебных органах Сообщества. Государство-член ЕС может осуществлять постоянный контроль над деятельностью юридических лиц, в частности, может требовать предоставления годовых отчетов во всех их операциях, включая ведомости о финансовом состоянии и оплате налогов и обязательных платежей. В случае отказа предприятия предоставить оговоренные отчеты или финансовые документы, которые требует орган контроля, государство имеет право наложить арест на принадлежащее предприятию имущество, в том числе на денежные активы.

Однако особый характер страховых рисков и объектов страхования при проведении внешнеэкономических операций, необходимость учитывать законодательство зарубежных государств и международные правовые нормы и ряд других факторов обусловливают необходимость прибегать и к специфическим формам страхового обеспечения. Одним из крупных страховщиков при осуществлении страхования инвестиций от политических рисков является Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), учрежденное в соответствии с Сеульской конвенцией 1985 г. по инициативе Мирового банка.

МИГА является акционерным обществом, акционерами которого выступают более 100 государств, купивших акции в размере, пропорциональном тому капиталу, который они имеют в Мировом банке. Задачей МИГА является поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления частным инвесторам дополнительных гарантий и оказания услуг по улучшению инвестиционного климата в стране, принимающей иностранный капитал. В основу предлагаемой МИГА системы защиты имущественных интересов иностранных инвесторов положен договор страхования, сторонами в котором выступают МИГА (страховщик) и иностранный инвестор (страхователь). При этом обязательным условием для заключения договора является членство в МИГА как страны, в которой расположен инвестор, так и страны, принимающей инвестиции. Страховыми рисками являются события, исходящие от органов власти, управления, иных государственных образований, а также народных масс.

К международным правовым нормам, регулирующим ответственность судовладельцев и перевозчиков, относится целый ряд международных конвенций, и в частности Брюссельская и Афинская конвенции, правила Висби, Гамбургские правила. Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, получившая название «Гаагские правила» и вступившая в силу 2 июня 1924 г., правила Висби, вступившие в силу 6 декабря 1978 г., и Гамбургские правила, вступившие в силу 1 ноября 1992 г., регламентируют случаи ответственности морских перевозчиков перед грузовладельцами. В соответствии с ними ответственность перевозчика перед грузовладельцами основывается на принципе его вины, которая заранее предполагается и должна опровергаться самим перевозчиком.

В соответствии с Афинской конвенцией 1974 г. о перевозке морем пассажиров и их багажа, разработанной и принятой под эгидой Международной морской организации (ММО), являющейся одним из специализированных учреждений ООН, перевозчик несет ответственность за вред, причиненный в результате смерти пассажира, нанесения ему телесного повреждения, а также в результате утраты или повреждения его багажа, если происшествие, вследствие которого был причинен такой вред, произошло во время перевозки и явилось следствием вины или небрежности перевозчика, а также его служащих или агентов, действовавших в пределах своих служебных обязанностей.

При международных перевозках условия наступления и объем ответственности перевозчика и экспедитора регулируются прежде всего положениями Конвенции «о договоре международной перевозки грузов по дорогам» (КДПГ), а также протоколом к ней от 5 июля 1978 г., распространяющими свое действие на такие договоры перевозки грузов автомобильным транспортом, в которых места погрузки и доставки груза находятся на территории двух различных государств и при этом по крайней мере одно из них является участником данной конвенции. В соответствии с данными нормативными актами автоперевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или его повреждение, происшедшие в период между принятием груза к перевозке и его выдачей, а также за опоздание в доставке груза. Эти вопросы являются очень важными и сложными и поэтому требуют решения в настоящее время.

Вопрос правового регулирования страхования в странах Европейского Союза получает важное значение в связи с принятием Закона Украины «О Концепции общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к Законодательству Европейского Союза» от 22 ноября 2002г., a также с развитием законодательства Украины в направлении его приближения к законодательству Европейского Союза.